мини нефтеперерабатывающие заводы россии– cccp-online.ru

мини нефтеперерабатывающие заводы россии

Скачать пример

На сегодняшний день не представляется возможным получить исчерпывающую и достоверную информацию о количестве НПЗ и продукции нефтеперерабатывающего комплекса России из официальных источников. Компания «ОМТ-Консалт» с 2012 года формирует собственную базу посредством постоянной работы с доступными источниками, в том числе с представителями компаний-владельцев таких предприятий.

После контактной информации по НПЗ мы предоставляем перерабатываемое на нем сырье, номенклатуру производимых нефтепродуктов, производственную мощность НПЗ, глубину переработки, а также имеющиеся у него возможности транспортировки сырья и произведенной продукции.

В последнем блоке подробно представлена структура реализации продукции НПЗ по региональным и зарубежным рынкам (по данным РЖД). Для большей наглядности данные по внутренней реализации визуализированы в инфографике.

В нашем справочнике Вы найдете актуальную и достоверную информацию о нефте- и газоперерабатывающих заводах России и стран СНГ, в том числе малотоннажных (мини-НПЗ). Помимо информации о действующих, находящихся в стадии реконструкции и модернизации, законсервированных заводах, в справочник включены данные о реализуемых проектах в нефтеперерабатывающей отрасли.

Дополнительным бонусом станет новый раздел «Обзор рынка ТЭК России». В нем приводятся ключевые показатели отрасли, информация о состоянии ТЭК страны, достижения НПЗ в рамках программы модернизации и технического перевооружения в период с 2016 по 2018 гг., планы развития отечественной нефтепереработки на ближайшую перспективу.

Кроме того, наша компания может предоставить Вам следующую информацию:

  • Справочная информация по нефтебазам
  • Справочная информация по АЗС
  • База данных ЖД грузоперевозок
  • База данных ТН ВЭД
  • Регулярные аналитические отчеты

По всем возникшим вопросам Вы можете связаться с нами по телефону или электронной почте:

Нефтеперерабатывающие заводы Роснефти сократили потребление энергоресурсов

Нефтеперерабатывающие предприятия “Роснефти” за счет внедрения программы энергосбережения сэкономили 247 тыс. тонн условного топлива за семь месяцев 2016 года, сообщает пресс-служба НК.

Общий эффект программы энергосбережения, внедряемой на предприятиях нефтегазодобычи и нефтепереработки, составил за рассматриваемый период 690 тыс. тонн условного топлива, что на 16% выше уровня прошлого года. В денежном эквиваленте экономия составила почти 4,8 млрд рублей. Для сравнения: примерно столько же электроэнергии потребляет в течение года Псковская область.

Рост показателей энергоэффективности обеспечен благодаря реализации мероприятий по оптимизации режима работы технологических объектов, внедрению энергоэффективного оборудования и технологий, – отмечает пресс-служба. – “Роснефть” продолжает планомерно проводить политику снижения себестоимости производства”.

На сегодняшний день “Роснефть” считается одним из крупнейших потребителей энергетических ресурсов в России, занимая более 3% в энергобалансе страны. Программа энергосбережения на предприятиях компании рассчитана на 2016-2020 годы. Она предполагает проведение ежегодных внутренних проверок дочерних обществ по работоспособности системы энергоменеджмента с внедрением лучших практик. Специализированное подразделение компании изыскивает резервы в текущей деятельности предприятий по повышению энергоэффективности, работники компании инициируют рационализаторские предложения по энергосбережению.

В состав “Роснефти” входят девять основных нефтеперерабатывающих заводов в ключевых регионах: Комсомольский, Туапсинский, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский, Ачинский, Саратовский НПЗ, Рязанская нефтеперерабатывающая и Ангарская нефтехимическая компания. Кроме того, компании принадлежит 50%-ая доля в ОАО “Славнефть-ЯНОС” и 95% ЧАО “ЛИНИК” (Украина). Суммарная проектная мощность основных нефтеперерабатывающих предприятий на территории России составляет 95,1 млн тонн нефти в год.

Также РН владеет долями в нескольких мини-НПЗ на территории России, объем переработки на которых в 2015 году составил 1,9 млн тонн. Крупнейшим среди мини-НПЗ является Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение.

Нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска и Хабаровска подключат к ВСТО

31 мая 2013, PrimaMedia. Нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска и Хабаровска подключат к ВСТО. Подключение и реконструкция мощностей позволит увеличить объем переработки нефти и выход готовой продукции. Об этом говорилось на совещании по вопросам подключения нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края к нефтепроводу “Восточная Сибирь – Тихий океан”, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочного представителя Президента Российской Федерации Виктора Ишаева.

В Минвостокразвития России состоялось совещание по вопросам подключения нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края к нефтепроводу “Восточная Сибирь – Тихий океан”. В работе совещания приняли участие руководители профильных департаментов Министерства, а также руководители ООО “Дальнефтепровод”, ОАО “Хабаровский НПЗ”, ООО “РН-Комсомольский НПЗ”.

Поручение изучить и проанализировать состояние дел по подключению Комсомольского и Хабаровского НПЗ в систему ВСТО, было дано Министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктором Ишаевым на заседании коллегии Министерства 28 мая 2013 года.

Сейчас в регионе действуют два крупных нефтеперерабатывающих завода – в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске, которые перерабатывают в общей сложности 11,418 млн тонн нефтепродуктов, покрывая потребность региона на 34%. Недостающее топливо приходится завозить железной дорогой с заводов Западной и Восточной Сибири. Транспортные издержки слишком высоки, что отражается на стоимости бензина.

Подключение Комсомольского и Хабаровского НПЗ к системе ВСТО и реконструкция их мощностей позволит увеличить объем переработки нефти и выход готовой продукции. При этом отмечено, что нефтеперерабатывающие компании не принимают должных мер по строительству мини-заводов и установок газомоторного топлива GTL для удовлетворения потребности не только промышленных предприятий, но и населения отдаленных регионов округа.

Сегодня идет строительство отвода на Хабаровский НПЗ длиной 26 км, пропускная способность которого составит пять млн тонн нефти в год, с увеличением до шести млн тонн. Ввод в эксплуатацию намечен на 2014 год. Строится дополнительная нефтеперекачивающая станция (НПС).

По отводу на Комсомольск-на-Амуре подписано генеральное соглашение с ОАО “НК “Роснефть” и начаты проектно-изыскательские работы. Предполагается, что длина отвода составит 350 км, пропускной мощностью семь млн тонн, на нем будут возведены дополнительно три НПС, а на конечной точке — коммерческий узел учета нефти. Строительство большинства объектов отводов будет вестись за счёт компаний — владельцев НПЗ. Ввод в эксплуатацию запланирован по 2017 год.

Сумма инвестиций в строительство отвода до НПЗ в Комсомольск-на-Амуре составляет до одного млрд долларов, с перспективой существенного увеличения в зависимости от физических условий проекта. В свою очередь отвод до Хабаровского НПЗ оценивается в 3,5 млрд рублей.

Вместе с тем, как отмечает глава Минвостокразвития России, действенный механизм насыщения регионального рынка бензином – создание конкурентной среды в рамках Дальневосточного нефтегазового кластера. Дальнему Востоку необходимо еще три нефтеперерабатывающих предприятия.

Напомним, после замечаний Путина на “прямой линии” в апреле текущего года эксперты ожидали снижения цены на бензин на Дальнем Востоке. Спустя две недели после распоряжений президента о проверке антимонопольная служба сообщила о снижении. Об этом же проинформировал Росстат. Однако жители Приморья большей частью не заметили изменений в цене.

Слухи о дефиците, или Почему растут цены на бензин в России?

Ирина Лагунина: В России стремительно дорожает автомобильное топливо. Розничные цены на бензин росли в ноябре на 1% в неделю, а оптовые – на 2%. И хотя очередей на заправках пока нет, в прессе все чаще упоминают возможность дефицита. Насколько он реален? Об этом мой коллега Сергей Сенинский говорил с экспертами по российскому рынку нефтепродуктов.

Сергей Сенинский: . Объем добычи нефти в России в 2007 году составит примерно 490 миллионов тонн. Общие мощности нефтепереработки в стране – на 270 миллионов тонн, которые загружены примерно на 80%. В целом – такие объемы переработки сколь соответствуют объему спроса на бензин?

Не возникает ли здесь «ножниц»? Аналитик инвестиционной компании Unicredit-ATONАртем Кончин:

По-моему, «ножниц» не возникает, иначе мы увидели бы существенные очереди на заправках. С другой стороны, понятно, что всегда найдутся предприимчивые люди, которые попытаются произвести товар худшего качества, но дешевле, и продать его у обочины дороги. Но это отнюдь не индикация того, то в стране разрыв – между спросом и предложением.

Руководитель отдела исследовательского центра «Кортес» Алексей Груздев:

Сложившаяся ситуация в нефтепереработке заставляет сделать вывод о недостатке производства автобензина и о возможном недостатке перерабатывающих мощностей в ближайшем будущем. Признаками этого является, например, сезонная нехватка свободных объемов бензина на рынке летом 2006 года и осенью 2007 года, а также широкое распространение реализации контрафактного бензина по всей России. Эти негативные явления, пока – не системные для нефтяной отрасли, но они могут стать таковыми, если в ближайшие 2-3 мы не увидим роста перерабатывающих мощностей.

Директор по развитию московского представительства международного аналитического агентства ArgusMedia Михаил Перфилов:

На сегодня объем производства моторного топлива в России в целом соответствует спросу на них. Другое дело, что спрос увеличивается. И, по мнению ряда нефтяных компаний, в какой-то момент рост спроса может обогнать рост переработки.

Пока у нас в целом спрос на бензин растет примерно на 4-5% в год, и переработка за последние два года тоже примерно росла на 4-5% в год. Но этот рост в основном был связан с некоторыми налоговыми мерами правительств по поощрению именно переработки нефти против её экспорта. И не факт, что такая «хорошая» ситуация с переработкой сохранится и в ближайшие несколько лет.

Можно ли говорить о неких «структурных» перекосах в российской нефтепереработке? В том смысле, что построенные еще во времена СССР НПЗ в основном ориентированы на выпуск низкооктановых бензинов (отсюда и малая глубина переработки нефти в России, в среднем – 70%, тогда как в Европе и США – 85-95%), а стремительно растущий в стране автомобильный парк предполагает топливо более высокой очистки?

Руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин:

Действительно, такие определенные структурные перекосы имеются. Никто не ожидал, что столь высокими темпами будет расти в России потребление так называемых легких, светлых нефтепродуктов.

Но если смотреть в более отдаленное будущее и предположить, что Россия будет в какой-то степени следовать тенденциям европейских стран, то доминирующее положение производства дизельного топлива и мазута имеет и стратегические преимущества, поскольку в Европе стремительно растет спрос как раз на дизельное топливо, но – высококачественное. Потому что парк автомобилей с дизельными двигателями стремительно увеличивается, на них растет спрос. И если российские потребители постепенно перейдут к такой же структуре спроса, то может быть и хорошо, что российские НПЗ были изначально ориентированы на выпуск низкооктановых бензинов.

Алексей Груздев , исследовательский центр «Кортес»:

Структурные перекосы действительно имеют место. Более того, они усугубляются тем, что не строятся в настоящее время современные крупные НПЗ, позволяющие производить качественные высокооктановые бензины и, соответственно, повысить долю выхода светлых нефтепродуктов.

А вот мини-НПЗ возникают как грибы после дождя. При этом основные продукты, которые производят эти мини-НПЗ – прямогонный бензин, дизельное топливо низкого качества и мазут.

Хотя не все так плохо. Если посмотреть статистику, то становится очевидным рост доли производства высокооктановых бензинов по сравнению с низкооктановыми. За последние три года – 7-8% за год. Очевидно, все это – именно за счет модернизации НПЗ.

В целом любой из российских нефтяных компаний, имеющих собственные НПЗ, что в нынешних условиях оказывается более выгодным делом: добыть 3-4 тонны сырой нефти и экспортировать их в Европу или выработать из них одну тонну бензина и продать его внутри страны?

Максим Шеин, компания «Брокеркредитсервис»:

Экономика нефтяных компаний достаточно проста, поскольку значительная часть их затрат – налоговые отчисления, которые напрямую зависят от мировых цен на нефть.

И сам механизм установления экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых таков, что нефтяникам, в зависимости от мировой конъюнктуры, от соотношения экспортных пошлин и цены реализации нефти за рубежом, в одних случаях бывает выгоднее больше экспортировать нефти, а в других – больше направлять ее на внутренний рынок для переработки.

Артем Кончин , компания Unicredit-ATON:

Выгоду здесь посчитать в целом сложно. Ситуация на рынке меняется почти ежедневно: меняются пошлины, цены на нефть и на бензин как за рубежом, так и внутри страны.

Тем не менее, некоторые нефтяные компании говорят о том, что самое выгодное дл них направление сегодня – продажа переработанных нефтепродуктов на внутреннем рынке. Разница с экспортом нефти – не критическая, но, тем не менее, она есть. Иногда этот баланс меняется в пользу экспорта нефти. Тем не менее, эти позиции более или менее близки, а в целом «домашняя», внутренняя продажа нефтепродуктов – выгоднее.

Алексей Груздев , центр «Кортес»:

Вопрос не совсем корректен в своей постановке: ведь мы сравниваем, с одной стороны, реализацию сырой нефти, а с другой стороны, только одного продукта, получаемого в ходе её переработки. Любой нефтепереработчик, наряду с бензином, всегда получает еще и дизельное топливо, и авиакеросин, и мазут, и, возможно, какие-то другие сопутствующие продукты.

По некоторым оценкам, примерно 80% всего рынка бензина в России контролируют крупнейшие нефтяные компании. В отличие, скажем, от многих стран Европы, где на рынках велика доля «независимых» переработчиков, которые сами нефть не добывают. Сколь значимым можно считать этот фактор для ценообразования на бензин в России?

Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:

В России «независимыми» можно назвать пять НПЗ из 29 существующих. Это группа уфимских НПЗ, три завода, плюс московский НПЗ и хабаровский НПЗ.

Действительно, нефтяные компании доминируют на рынке. А внутри нефтяной компании цены формируются по всей цепочке – от месторождения до пистолета на заправочной станции. Поэтому такие компании всегда имеют возможность «оптимизировать цены внутри себя.

А собственно свободный рынок, который в России – не большой, и является тем формирующим звеном, где, собственно, создаются рыночные цены. Поэтому, конечно, роль его в ценообразовании велика. И чем меньше его будет, тем хуже будет всему рынку.

Свободный рынок – это переработка именно независимых НПЗ.

Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:

Свободный рынок – это как раз пять независимых НПЗ: три – в Уфе, московский завод и – в Хабаровске завод, который принадлежит компании, не добывающей много нефти. То есть речь идет о той нефти, которую покупают трейдеры на рынке, перерабатывают на НПЗ, получают нефтепродукты и реализуют их через нефтебазы на заправочных станциях, в том числе – частных заправочных станциях, не входящих в структуру нефтяных компаний.

Кстати, по общему количеству две трети автозаправок в России – частные, то есть не принадлежащие нефтяным компаниям.

Темпы роста продаж новых легковых автомобилей в России сегодня – 15-20% в год. Но значит ли это, что и предложение бензина должно в целом расширяться на рынке сравнимыми темпами? Пока они – в 3-4 раза ниже. Или это – не совсем так?

М аксим Шеин , компания «Брокеркредитсервис»:

Действительно, это не совсем так. Здесь необходимо делать поправку на то, что, как таковой, рост продаж автомобилей лишь косвенно может свидетельствовать о тенденциях по увеличению спроса на бензин. Необходимо учитывать не сам рост продаж автомобилей, а количество автомобилей, реально используемых.

Второй момент – часть автомобилей выходит из эксплуатации или перестает эксплуатироваться. То есть происходит не просто увеличение автомобильного парка, а в значительной степени его замена. И третий момент – не только легковые автомобили определяют объем потребления бензина. В России очень значительный парк и грузовых автомобилей.

Алексей Груздев, исследовательский центр «Кортес»:

Более корректным является сопоставление роста легкового автомобильного парка в целом с ростом потребления бензина. Ведь бензин потребляется и старыми автомобилями тоже. Рост легкового автомобильного парка в целом составляет в России 4-5% в год. А такой рост уже сопоставим с ростом объемов производства автомобильного бензина.

Другое дело, что, скажем, осень этого года внесла некоторую коррекцию и привнесла тревогу. Дело вот в чем. Прирост производства бензина в 2006 году, по отношению к 2005, составил 7%. А в этом году, по итогам осени, мы можем ожидать в лучшем случае 2-3% прироста производства автомобильных бензинов по отношению к уровню прошлого года. Это замедление произошло в сентябре-октябре, когда производство упало на уровень, который ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Это объясняется тем, что были достаточно серьезные плановые ремонты на многих нефтеперерабатывающих заводах, что и привело к такому сокращению производства.

В Соединенных Штатах, где мощности нефтепереработки втрое превышают российские, последний по времени НПЗ открылся 31 год назад, с тех пор не было построено ни одного. А когда «последний» НПЗ появился в России?

Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:

В России так же примерно как в Соединенных Штатах – последний НПЗ был построен в 1983 году в Ачинске. А в Советском Союзе, наверное, чуть новее будет Мажейкяйский НПЗ в Литве.

В принципе можно ли в России обойтись лишь модернизацией и расширением уже существующих нефтеперерабатывающих заводов? Или, учитывая темпы роста и структуру спроса на бензин, без строительства новых НПЗ может возникнуть дефицит топлива?

Михаил Перфилов , агентство ArgusMedia:

Думаю, что можно. Вопрос в том, насколько масштабная модернизация нужна? В России на сегодня дефицита топлива нет, что отчасти объясняется низкими требованиями к качеству топлива по сравнению, скажем, с Евросоюзом или Соединенными Штатами.

Как пример – дизельное топливо.Содержание серы в дизельном топливе в России – 0,2%, в Евросоюзе на сегодня – это 0,005%, то есть разница большая.

В России, в отличие от Евросоюза или Соединенных Штатов, очень мало глубокой переработки нефти. Скажем, практически нет установок гидрокрекинга. Но в то же время модернизация нефтепереработки тормозится в России. Есть проблемы политического характера. В первую очередь, в отсутствии требований к качеству топлива у компаний нет и мотивации это качество повышать. Плюс – некая нестабильность, связанная с экспансией государства в экономику, что заставляет компании придерживать планы модернизации переработки. Они опасаются, что эти активы могут быть потом переданы в государственные компании.

Но сегодня реально строится ли в стране хотя бы один новый НПЗ?

Михаил Перфилов, агентство ArgusMedia:

На сегодня в России из проектов создания новых мощностей можно всерьез говорить лишь об одном проекте – это второй НПЗ в Нижнекамске, который строит компания «Татнефть». Есть еще ряд проектов, которые были заявлены, но они и по сей день остаются на бумаге.

Уже три года подряд Россия является крупнейшим в мире производителем нефти, обойдя по объемам добычи сырья Саудовскую Аравию. Правда, в отличие от России, в Саудовской Аравии есть и немалые резервные мощности, которые страна пока не использует. При этом менее половины всей добываемой в России нефти перерабатывается внутри страны.

Добавить комментарий