Мини нпз в россии список

Основной задачей нефтеперерабатывающих предприятий является глубокая переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, битумы, нефтяной кокс сырьё для нефтехимии. Производственный цикл Нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) обычно состоит из подготовки сырья, первичной перегонки нефти и вторичной переработки нефтяных фракций: каталитического крекинга, каталитического риформинга, коксования, висбрекинга, гидрокрекинга, гидроочистки и смешения компонентов готовых нефтепродуктов.

НПЗ классифицируются по способу переработки нефти на топливные, топливно-масляные и топливно-нефтехимические.

Глубина переработки (выход нефтепродуктов в расчете на нефть, в % по массе за минусом топочного мазута и газа).

665830, Россия, Иркутская обл., г. Ангарск, ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”

625047, Россия, Тюменская обл., г. Тюмень, 6-й км Старого Тобольского тракта, д. 20

353236, Россия, Краснодарский край, Северский р-он, пос. Афипский, промзона

662110, Россия, Красноярский край, Большеулуйский р-н, промзона НПЗ ОАО “АНПЗ ВНК”

628183, Россия, Ханты-Мансийский АО – Югра, г. Нягань, 2-й проезд, 6, корп. 1

607650, Россия, Нижегородская обл., г. Кстово, ООО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез”

446207, Россия, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ОАО “Новокуйбышевский НПЗ”

424004, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д.125

681007, Россия, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Ленинградская, д. 115

150000, Россия, Ярославская обл., г. Ярославль, Московский проспект, д.130, ГКП

Адрес: 400029, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 55

346392, Россия, Ростовская обл., Красносулинский район, Киселевское сельское поселение

Http://ibprom. ru/neftepererabatyvayuschie_zavody

    г. Туапсе, Сочинская ул., 1

      Тел.: (86167) 2-36-15; Факс: (86167) 7-75-00;

      Северский р-н, п. Афипский, Промзона

        Факс: (86166) 3-38-30; Тел.: 34-610 ; Факс: (86166) 3-43-64; Тел.: 60-531 ;

        г. Краснодар, Захарова ул., 2

          Тел./факс: (861) 268-76-43; Тел.: (861) 992-72-00;

        Производство нефти, прямогонных бензиновых фракциий, летнего дизельного топлива, печного топлива, топлива повышенной плотности для реактивных двигателей.

          г. Москва, Борисовские пруды ул., 46, корп. 2

            Тел.: (495) 772-93-44;

          Сегодня завод осуществляет поставки топлива предприятиям российского Юга и военным структурам России в Чечне. Производственные мощности Волгоградского НПЗ занимают площадь порядка 1500 га и включают промышленные установки каталитического риформинга, изомеризации и первичной обработки нефти; установку АВТ-5; ряд цехов, среди которых инструментальный, ремонтный, цех розлива масла. Предприятию принадлежит ряд нефтебаз и АЗС; одновременно, ведется строительство новых. Продукция завода соответствует европейским стандартам качества. Предприятие производит топлива для моторов, мазут, различные марки битума, технические масла и кокс.

            г. Ростов-на-Дону

              Тел./факс: (863) 219-07-92; Тел.: (863) 219-07-93; Тел.: (863) 219-07-94;

          ООО «Белнефтехим-РОС» работает на российском рынке с августа 2001 года. В состав концерна входят все крупнейшие нефтехимические и химические предприятия Республики Беларусь, включая предприятия по добыче нефти – РУП «ПО «Белоруснефть», по нефтепереработке – ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ », по выпуску нефтехимической и химической продукции – завод «Полимир» ОАО «Нафтан», ОАО «Могилевское Химволокно», ОАО «Могилевский ЗИВ», ОАО «Гродненское Химволокно», РУП «Светлогорское ПО «Химволокно», по выпуску автомобильных шин – ОАО «Белшина», по производству удобрений и технических солей – ОАО «Беларуськалий» и другие.

          Уважаемые клиенты! В связи с сезонным закрытием переправы через реку Лена с 15 апреля 2018 года будет временно.

          Уважаемые клиенты! С радостью сообщаем вам, что 26 марта мы расширяем линейку услуг для интернет-магазинов. Теперь мы.

          Расширение партнерской сети DPD Pickup Уважаемые клиенты! Информируем об открытии новых постаматов и пунктов.

          Уважаемые клиенты! С 1 февраля 2018 г. величина топливной надбавки по услугам DPD EXPRESS, DPD CLASSIC (domestic).

          Мы работаем на рынке продуктов питания с начала этого века и являемся одним из крупнейших производителем.

          Уважаемые клиенты! Обращаем ваше внимание, что 07 декабря было возобновлено оказание услуг с опцией «Наложенный.

          Уважаемые клиенты, В связи с открытием филиала в г. Таганрог с 4 декабря 2017 г. снижены тарифы на доставку внутри.

          Изменение правил таможенного оформления товаров из зарубежных интернет-магазинов Уважаемые клиенты, Сообщаем.

          Уважаемые клиенты, С 1 декабря мы значительно снижаем стандартные тарифы на классическую и экспресс-доставку.

          Уважаемые клиенты, Обращаем ваше внимание, с 22 ноября 4 рабочих и 5 календарных дней увеличены сроки доставки в.

          Уважаемые клиенты! Информируем вас об изменении тарифов с 16 октября 2017 г. Мы значительно снижаем стандартные.

          Топливная надбавка DPD EXPRESS, DPD CLASSIC (domestic) Уважаемые клиенты! С 1 октября 2017 г. величина топливной.

          Изменения в географии обслуживания с опцией «Наложенный платеж» Уважаемые клиенты! Обращаем ваше внимание, что.

          Уважаемые клиенты! Информируем вас об изменении сроков доставки по некоторым услугам с 25 сентября. – Увеличен срок.

          Уютный и комфортабельный гостевой дом асположен в самом центре курортного поселка Лоо, в 3 мин. спокойной ходьбы.

          Гостевой дом расположен в центральной части курорта Лоо на улице Весенней, дом 3. Хорошо развитая инфраструктура.

          Доставка грузов в Казахстан. DPD CLASSIC CU – Классическая доставка авиа и автотранспортом; Максимальный вес.

          Горячий сезон у интернет-магазина? Решение рядом! Сеть пунктов выдачи Pickup в России. Мы.

          Http://www. stranaru. ru/catalog/oilrefineries

          Идея строительства малых НПЗ иногда подвергается критике, хотя никто не знает точно, что это такое? Ведомства подходят к определению данного понятия по-разному. Но, во-первых, это установки по выпуску продуктов из нефти и газового конденсата. Во-вторых, в отличие от крупных НПЗ, они имеют гораздо меньшую мощность – от 10 000 до 1 000 000 тонн сырья в год. И, как правило, они используют упрощенную технологию производства.

          Основное отличие крупных (свыше 1 500 000 миллиона тонн) НПЗ от малых НПЗ в их предназначении. Первые нужны для удовлетворения потребностей народного хозяйства во всевозможных нефтепродуктах – от топлив и смазок до парафинов и битумных мастик. Их номенклатура насчитывает несколько сотен наименований. Поэтому НПЗ необходимо иметь широкие технологические возможности, то есть набор процессов, обеспечивающих широкий ассортимент продукции. В свою очередь, малые НПЗ призваны решать локальные задачи – снабжение топливом определенного региона, крупного предприятия, либо утилизации каких-либо отходов. Поэтому потребность во вспомогательных производствах у них минимальная. Вместе с тем, небольшие объемы выпуска продукции требуют высокой экономической эффективности. Поэтому многие традиционные технологические процессы – такие как гидроочистка, каталитический крекинг или риформинг и другие – не применяются из-за дороговизны.

          Для организации своего производства нефтепродуктов, путем строительства малых НПЗ, требуются в десятки и сотни раз меньше средства, чем для сооружения обычного НПЗ Реальный срок создания «с нуля» такого объекта – 8-12 месяцев. При этом вполне можно использовать так называемые короткие деньги, то есть кредитоваться в банке, потому что проект окупается через 6-8 месяцев после начала выпуска первой продукции.

          Главный козырь малых и средних НПЗ – упор на небольшую номенклатуру нефтепродуктов, пользующихся максимальным спросом на рынке. Прежде всего, это дизельное топливо. ЕЕ потребление постоянно растет, в связи с увеличением количества техники с дизельными двигателями. Кроме того, достаточно востребован и мазут, из-за того, что благоприятная экспортная конъюктура приводит к снижению обеспеченности им потребителей на внутреннем рынке.

          Малые и средние НПЗ нужны. Этот вывод лежит на поверхности. Достаточно взглянуть на географию размещения крупных НПЗ. Огромная протяженность страны с запада на восток приводит к колоссальным транспортным затратам при перевозки нефтепродуктов. Малые и средние НПЗ позволяют сократить эти расходы и снизить стоимость топлива для конечного потребителя.

          Можно уверенно утверждать, что наличие в регионе (области) среднего или малого НПЗ, в зависимости от потребностей региона, является гарантией исчезновения проблемы датирования закупок нефтепродуктов для его нужд. Разумеется при правильной организации деятельности завода.

          К сожалению, во всевозможных обсуждениях темы малых заводов обычно забывают о возможности их использования для удовлетворения сезонных потребностей сельхозпроизводителей, потребностей МЧС, МО и энергетиков в резервном топливе для техники, не требующей соответствия европейским стандартам, но тем не менее, находящейся на дежурстве у перечисленных подразделений и служб.

          Вполне очевидно, что малые и средние НПЗ выгодны и в экономическом и в политическом, и в социальном плане. Не смотря на то, что в настоящее время интерес к мини НПЗ растет, их основная масса проектировалась и строилась очень давно. Как правило, это одно – или двухколонная схема атмосферной перегонки нефти, при чем почти без автоматики.

          В настоящее время, на предприятиях нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей и нефтехимической промышленности накоплено уже несколько миллионов тонн нефтешламов, которые образуются при очистке сточных вод в системе оборотного водоснабжения, бурения, подготовки нефти во время ремонта оборудования и при чистке резервуаров. Общее число ежегодно образующую переработку нефтешламов по предприятиям нефтяной отрасли РФ составляет, по мнению некоторых ученых, около 500 000 тонн, а ресурсы этих отходов, находящихся в земляных амбарах, оцениваются в 4-5 000 000 тонн. Поэтому особенно важно, что сырьем для установок малых НПЗ, являются не только товарная нефть или газовый конденсат. В качестве сырья могут быть использованы отработанные индустриальные моторные, компрессорные, тепловозные, турбинные, гидравлические и вакуумные масла; обводненная, разведывательная и некондиционная нефть; нефтетопливо; отходы, образующиеся при чистке нефтяных резервуаров; массы, собранные при ликвидации разливов нефти; и наконец – отходы предприятий, использующих темные нефтепродукты в производственном цикле. Из перечисленных выше продуктов, при расширении состава установки (дополнительное оборудование), могут быть получены: битум, товарный бензин, керосин, растворители и т. д. При этом, за счет модернизации производства, качество получаемых продуктов можно привести в соответствие с имеющимися стандартами. Количество действующих независимых мини НПЗ в России по данным различных источников насчитывает 220-250 штук.

          Http://www. taghimmash. ru/ru/articles/doc8.html

          В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Представляем вашему вниманию топ-10 заводов по переработке нефти по критерию установленных производственных мощностей. Предприятия, вошедшие в список, принадлежат как государственным, так и частным нефтекомпаниям.

          Предприятие «Газпромнефть-ОНПЗ» более известно как Омский нефтеперерабатывающий завод. Владельцем завода является компания «Газпром нефть» (структура «Газпрома»). Решение о постройке предприятия было принято в 1949 году, завод запустили в 1955 году. Установленная мощность достигает 20,89 млн тонн, глубина переработки (соотношение объёма сырья к количеству производимых продуктов) — 91,5%. В 2016 году Омский НПЗ переработал 20,5 млн тонн нефти. Пронедра писали ранее, что фактическая переработка на НПЗ в 2016 году снизилась в сравнении с уровнем 2015 года.

          В прошлом году произведено в том числе 4,7 млн тонн бензина и 6,5 млн тонн дизтоплива. Кроме топлива, завод производит битумы, коксы, кислоты, гудрон и другую продукцию. За последние несколько лет предприятие за счёт модернизации мощностей сократило количество выбросов в атмосферу на 36%, к 2020 году планируется снизить степень вредного воздействия на окружающую среду ещё на 28%. В общей сложности за последние 20 лет количество выбросов уменьшилось в пять раз.

          Киришский нефтеперерабатывающий завод («Киришинефтеоргсинтез», предприятие «Сургутнефтегаза») мощностью 20,1 млн тонн находится в городе Кириши Ленобласти. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1966 году. Фактически в среднем перерабатывает более 17 млн тонн нефти с глубиной 54,8%. Кроме ГСМ, выпускает аммиак, битумы, растворители, газы, ксилолы. По данным предприятия, в последние годы по результатам анализа 2,4 тыс. проб превышений нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выявлено не было. В пределах контрольных точек санитарно-защитной зоны комплекса экологических нарушений также не обнаружено.

          Крупнейший НПЗ «Роснефти» мощностью в 18,8 млн тонн — «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (до 2002 года — Рязанский нефтеперерабатывающий завод) — выпускает автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битумы для строительной и дорожной отраслей. Предприятие начало работать в 1960 году. В прошлом году завод переработал 16,2 млн тонн сырья с глубиной 68,6%, произведя при этом 15,66 млн тонн продукции, в том числе 3,42 млн тонн бензина, 3,75 млн тонн дизтоплива и 4,92 млн тонн мазута. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.

          Один из лидеров отечественной нефтепереработки, предприятие «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (владелец — «Лукойл»), расположено в городе Кстово Нижегородской области. Предприятие, мощность которого в настоящее время достигает 17 млн тонн, было открыто в 1958 году и получило наименование Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод.

          НПЗ производит порядка 70 наименований продукции, включая бензиновое и дизельное топливо, горючее для авиационного транспорта, парафины и нефтебитумы. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» является единственным в России предприятием, выпускающим пищевые парафины твёрдого типа. Глубина переработки достигает 75%. На заводе работает экологическая лаборатория, имеющая в своём составе два передвижных комплекса. В рамках программы «Чистый воздух» резервуары завода оборудованы понтонами для уменьшения в десятки раз количества выбросов углеводородов в атмосферу. За последние десять лет усреднённые показатели загрязнения окружающей среды снизились втрое.

          Волгоградский (Сталинградский) НПЗ, запущенный в 1957 году, в 1991 году вошёл в состав компании «Лукойл» и получил новое название — «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Мощность завода составляет 15,7 млн тонн, фактическая — 12,6 млн тонн с глубиной переработки в 93%. Сейчас предприятие выпускает около семи десятков наименований продуктов нефтепереработки, включая автобензин, дизтопливо, сжиженные газы, битумы, масла, коксы и газойли. По данным «Лукойла», благодаря выполнению программы экологической безопасности, валовые объёмы вредных выбросов были сокращены на 44%.

          Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (в настоящее время — «Славнефть-ЯНОС», совместная собственность компаний «Газпром» и «Славнефть»), начал работать в 1961 году. Актуальная установленная мощность завода составляет 15 млн тонн сырья, глубина переработки — 66%. Предприятие занято выпуском автомобильных бензинов, дизельного горючего, топлива, используемого в реактивных двигателях, широкого спектра масел, битумов, восков, парафинов, ароматических углеводородов, мазута и сжиженных газов. За последние 11 лет «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» существенно улучшил качество своих промышленных стоков. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу — в 1,4 раза.

          В 1958 году был введён в эксплуатацию Пермский нефтеперерабатывающий завод. Позже он получил такие названия, как Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, «Пермнефтеоргсинтез» и в итоге, после перехода в собственность «Лукойла», был переименован в «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Мощность предприятия при глубине переработки сырья 88% достигает 13,1 млн тонн. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» производит широкий ассортимент продукции, включающий десятки пунктов — бензины, дизтопливо, горючее для реактивных силовых установок, газойли, толуол, бензол, сжиженные углеводородные газы, серу, кислоты и нефтяные коксы.

          По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России».

          Московский нефтеперерабатывающий завод (собственник — «Газпром нефть»), который в настоящее время обеспечивает удовлетворение 34% потребностей российской столицы в нефтепродуктах, был построен в 1938 году. Мощность предприятия достигает 12,15 млн тонн при глубине переработки в 75%. Завод занят преимущественно в топливном сегменте — производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум. Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть — Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам.

          Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.

          Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России. Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это — единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Собственник «РН-Туапсинский НПЗ» — корпорация «Роснефть». Мощность завода составляет 12 млн тонн (фактически в год перерабатываются 8,6 млн тонн сырья), глубина переработки — до 54%. Основной ассортимент выпускаемых продуктов — бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух. Также качество стоков доведено до показателя рыбохозяйственных водоёмов первой категории.

          В Ангарске Иркутской области расположились производственные объекты «Ангарской нефтехимической компании», специализирующейся на нефтепереработке. В комплекс входят нефтеперерабатывающий, химический блоки, а также комбинат по производству масел. Установленная мощность — 10,2 млн тонн, глубина переработки — 73,8%. Комплекс был запущен в 1945 году как предприятие по производству жидкого угольного топлива, а в 1953 году ввели в эксплуатацию первые нефтехимические мощности. Сейчас компания производит автобензин, дизтопливо, керосин для воздушных судов, спирты, мазут, серную кислоту, масла. В рамках выполнения мероприятий экологической безопасности обустроены закрытые факелы для нейтрализации сбросных газов, возводится система оборотного водоснабжения.

          Если говорить о российской нефтеперерабатывающей отрасли в целом, то для неё характерна большая (до 90%) степень консолидации. Заводы преимущественно работают в составе компаний вертикально-интегрированного типа.

          Большая часть существующих в России нефтеперерабатывающих заводов была построена ещё в советский период. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам осуществлялось по двум принципам — близости к месторождениям сырья и сообразно необходимости поставок горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в конкретные районы РСФСР, или же в соседние республики СССР. Данные факторы и предопределили картину расположения нефтеперерабатывающих мощностей на территории современного российского государства.

          Современный этап развития отечественной переработки «чёрного золота» характеризуется не только наращиванием мощностей, но и тотальной модернизацией производства. Последняя даёт возможность российским компаниям как улучшить качество продукции до уровня самых жёстких международных стандартов, так и повысить глубину переработки сырья, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

          Http://pronedra. ru/oil/2017/04/25/krupneyshie-npz-rossii/

          «Санкт-Петербург. ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ: что представляет собой нефтеперерабатывающая промышленность и как влияют на нее "нелегалы" отрасли.

          Нефть, как и газ, является национальным достоянием России. Роль нефтяной отрасли в экономике трудно переоценить: благосостояние как государства, так и отдельных регионов и городов значительно зависит от черного золота.

          Согласно исследованию РБК о самых богатых и бедных городах России, лидерами в списке богатейших оказались так называемые города-нефтяники, в том числе из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Финансовая обеспеченность среднестатистического жителя конкретного города определялась по показателю – средняя зарплата, поделенная на прожиточный минимум. В этих городах средней зарплаты хватает более чем на пять прожиточных минимумов.

          Неожиданно, но Приморск Ленинградской области возглавил список богатейших. Здесь зарплаты хватает на 8,9 прожиточного минимума. В 2013 году средняя зарплата в Приморске была выше, чем в Москве – 57 тыс. рублей. Авторы исследования объясняют лидерство тем, что город является конечным узлом Балтийской трубопроводной системы с морским нефтеналивным торговым портом.

          Предприятия нефтяного сектора — это не только деньги, но и ответственность, в том числе экологическая. Периодически в информационном поле появляются новости о разливах нефтепродуктов или чрезмерных выбросах в атмосферу. Пожалуй, это самые важные в информационном плане поводы. В связи с этим компании, которые так или иначе связаны с нефтью и получаемыми из нее продуктами, уделяют значительное внимание экологической составляющей своего бизнеса. В дополнение за ними постоянно и пристально наблюдают природоохранные ведомства, экологические организации и общественники. Поэтому с точки зрения охраны окружающей среды можно быть более-менее спокойным.

          Но что делать с темной стороной нефтяного бизнеса? Все больше внимания привлекают маленькие нелегальные нефтеперерабатывающие заводы (мини-НПЗ). Таких на территории Ленобласти насчитывается с десяток. В России насчитывается лишь около полусотни мини-НПЗ, которые работают легально и официально сотрудничают с нефтедобытчиками. Сырье для незаконных предприятий, как правило, получают из врезки в трубу. Продукты производятся самого низкого качества. Такие заводы наносят колоссальный вред не только легальному нефтяному бизнесу или потребителю и его технике, но и окружающей среде: здесь речь идет о выбросах в атмосферу и загрязнении почв. То есть ни о каких стандартах качества, как на официально действующих предприятиях, говорить не приходится.

          «Санкт-Петербург. ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ. В них мы расскажем о том, что собой представляет нефтеперерабатывающая промышленность, и, самое главное, рассмотрим работу мини-НПЗ со всевозможных точек зрения. Как выглядят, кто производит комплектующие, какую работу надзорные ведомства ведут по этой теме? Вспомним самые громкие криминальные истории, расскажем о качестве продукции, а точнее об его отсутствии. Расскажем об экологическом и экономическом уроне, который мини-НПЗ наносит государству и его населению. Начнем же мы с рассказа о том, что такое нефтеперерабатывающая промышленность.

          Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность — асфальты и битумы — давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца XVIII века продукт переработки нефти — керосин — стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с XIX века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания, нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

          Нефтяная промышленность сегодня — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим законам. В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по нефтепроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения.

          Нефтеперерабатывающая промышленность производит нефтепродукты — мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

          Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

          По мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.

          В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива.

          Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар. Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и других.

          Сегодня нельзя четко определить границы между профилями НПЗ. Эти рубежи стираются, предприятия становятся более универсальными. Несмотря на это в российской нефтеперерабатывающей промышленности выделяют три профиля нефтеперерабатывающих заводов, в зависимости от схемы переработки нефти.

          На НПЗ топливного профиля основной продукцией являются различные виды топлива и углеродных материалов: моторное топливо, мазуты, горючие газы, битумы, нефтяной кокс и так далее.

          На НПЗ топливно-масляного профиля также производятся смазочные материалы: нефтяные масла, смазки, твердые парафины. На НПЗ топливно-нефтехимического — нефтехимическая продукция: полимеры, реагенты.

          Есть несколько обязательных этапов переработки нефти. Все начинается с подготовки сырья.

          Сначала из нефти выводят воду, соль и другие примеси, снижающие качество продуктов переработки. Только затем она поступает на первичную перегонку.

          Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350°C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180-240°С) и дизельное топливо (240-350°С). Остатком перегонки нефти является мазут. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится ее вторичная переработка для получения большего объема автомобильного топлива.

          Вторичная переработка нефти (крекинг) проводится путем термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов — бензола, толуола и других.

          Далее следует очень важный процесс — гидроочистка. Задача процесса — очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от серы, азота, смолы и кислорода.

          Заключительный этап — формирование готовой продукции. Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава.

          Завершающим звеном нефтяного комплекса выступает сбыт нефтепродуктов. Для оптовой торговли существует сеть нефтебаз, связанных с нефтеперерабатывающими предприятиями нефтепродуктопроводами, железнодорожным сообщением, водным транспортом. Для розничной торговли создается сеть автозаправочных станций с магазинами и техобслуживанием. В настоящее время на каждую АЗС в России приходится около 4 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в Европе. Поэтому крупнейшие нефтяные компании планируют в ближайшие годы удвоить количество АЗС в России, и даже развивать сети АЗС в других странах мира, включая США и европейские страны.

          Http://blog. spchat. ru/?p=43198

          Нефтеперерабатывающий завод – промышленное предприятие, основной функцией которого является переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, битумы, нефтяной кокс сырьё для нефтехимии. Производственный цикл НПЗ обычно состоит из подготовки сырья, первичной перегонки нефти и вторичной переработки нефтяных фракций: каталитического крекинга, каталитического риформинга, коксования, висбрекинга, гидрокрекинга, гидроочистки и смешения компонентов готовых нефтепродуктов. На территории России находится немало нефтеперерабатывающих заводов. Некоторые НПЗ работают достаточно давно – с военных лет, другие запущены в эксплуатацию относительно недавно. Самым молодым заводом из рассмотренных предприятий оказался Ачинский НПЗ, он работает с 2002 года.

          Topneftegaz. ru составил рейтинг НПЗ, снабжающих нефтепродуктами регионы России.

          1. ОАО “Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании” – нефтеперерабатывающее предприятие, расположенное в Большеулуйском районе Красноярского края. Предприятие основано 5 сентября 2002 года. Принадлежит компании «Роснефть».

          2. Комсомольский нефтеперерабатывающий завод – российский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Хабаровском крае в городе Комсомольск-на-Амуре. Также принадлежит ОАО НК «Роснефть». Построен в 1942 году. Занимает значительное место в нефтепереработке на российском Дальнем Востоке.

          3. ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод» – российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». Год основания – 1945.

          4. Московский нефтеперерабатывающий завод – предприятие нефтепереработки, расположено в Москве, в районе Капотня. Завод введен в строй в 1938 году.

          5. ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» – российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». НПЗ основан в 1951 году.

          6. Омский нефтеперерабатывающий завод – одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России. Принадлежит компании «Газпром нефть». 5 сентября 1955 года введён в эксплуатацию.

          7. ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» – российский нефтеперерабатывающий завод. Известен также как «Крекинг». Входит в группу ТНК-BP. Расположен в городе Саратов. Основан в 1934 году.

          8. ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» – российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». Работает с 1942 года.

          9. Туапсинский нефтеперерабатывающий завод – российское нефтеперерабатывающе предприятие в Краснодарском крае. Завод составляет единый производственный комплекс с морским терминалом предприятия нефтепродуктообеспечения «Роснефти» – ОАО “НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт». Основная часть продукции идёт на экспорт. Входит в состав нефтяной компании «Роснефть». Год основания – 1929.

          10. ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» – российский НПЗ, ведущий дальневосточный производитель моторного и котельного топлива. Входит в состав НК “Альянс”. Мощность предприятия – 4,35 млн тонн нефти в год. Основан в 1935 году.

          Http://topneftegaz. ru/analisis/view/7639

          В России действуют [ когда? ] 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн. тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн. тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн [1] .

          В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

          Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в первые два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих [4] .

          За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

          Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн [6] .

          В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств [7] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

          Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

          В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. [8] Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. [8] По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать». [8]

          К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] . Однако по состоянию на 2016 год, строительство даже не началось.

          Http://wikiredia. ru/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

          Изменяющаяся экономическая ситуация затрагивает все сферы промышленности. Не стала исключением в этом плане и «нефтянка».

          Отличительной особенностью развития нефтеперерабатывающей промышленности в России является тенденция увеличения мелких заводов, производительность которых едва достигает 1 млн. тонн нефтепродуктов в год.

          Уточненных списков мини-заводов по переработке нефти в данный момент времени не существует. Государственный реестр говорит о том, что количество мини-НПЗ достигает отметки в 200 штук, из которых в эксплуатации находятся порядка 111 заводов. Данные мини-заводы имеют на своем вооружении, как отдельные установки по переработке, так и полноценные комплексы.

          Если говорить о законсервированных заводах, то причинами их закрытия являются:

            нерегулярные поставки сырья; сезонная работа; нахождение в состоянии монтажных и пуско-наладочных работ;

            снабжение нефтепродуктами отдаленных регионов; поставка нефтепродуктов в конкретные регионы, что делает местные власти независимыми от крупных нефтяных компаний; удовлетворение собственных потребностей в нефтепродуктах отдельных предприятий.

          На рентабельность мини-НПЗ оказывает влияние близость месторождения или нефтепровода. Это обеспечивает минимизацию затрат на транспортировку сырья. То же самое можно говорить о близости к потребителям.

          Современные мини-НПЗ в большинстве случаев оборудованы нефтеперерабатывающими установками АТ. Данное оборудование позволяет вырабатывать дизельное топливо, мазут и в небольшом количестве – низкооктановый бензин.

          Если проанализировать участие мини-НПЗ в общем обороте нефтепродуктов на рынке, то можно выделить основной продукт, выпускаемый данным типом предприятия – дизельное топливо. Основным потребителем для данного топлива является не частный автовладелец, а предприятия сельского хозяйства и промышленности. Дизельное топливо сейчас выпускается на третьей части всех мини-НПЗ, а его доля во всем объеме производимого дизельного топлива достигает 2,5%. Автомобильный товарный бензин производится лишь на 11 % мини-заводов, а его доля во всем произведенном бензине составляет 0,6 %. Поэтому говорить, что качество бензина упало по причине присутствия на рынке продукции мини-заводов неправильно. Да и все разговоры о некачественном топливе направлены в сторону нелегального производства. Хотя утверждения про низкое качество бензина, производимого мини-НПЗ, имеют определенные основания. Максимум, что можно обнаружить на таких производствах – вакуумная перегонка, каталитический риформинг и производство битума.

          В России лишь пять мини-НПЗ обладают установками для повышения качества производимой продукции. Известно, что для модернизации производства требуются значительные капитальные вложения, которые могут позволить осуществить лишь крупные нефтяные компании. Поэтому неудивительно, что все пять заводов принадлежат лидерам в области нефтепереработки.

          Необходимо отметить, что среди строящихся в настоящее время мини-НПЗ, подавляющее большинство будет обладать производительностью более 300 тыс. тонн в год, а также установками для повышения качества нефтепродуктов. В первую очередь это связано с вступившим в силу техническим регламентом, который разрешает выпуск продукции любого ассортимента, но к реализации допускает лишь определенные виды топлива. То есть тем мини-НПЗ, чья продукция не соответствует требованиям регламента, потребуется повышать качество продукции на сторонних предприятиях, либо же отправлять нефтепродукт на экспорт.

          Выходит, что подавляющее большинство мини-заводов не подходят под требования регламента. Им придется либо закрываться, либо уходить на перевооружение, усложняя процесс переработки. Для этого же потребуются дополнительные вливания средств и квалифицированный персонал. Едва ли больше трети всех заводов смогут выполнить данные мероприятия.

          При невыполнении условий перевооружения, выпускаемая заводом продукция попадает в разряд полуфабрикатов, что ставит предприятие в зависимость от крупных производителей. Это сразу исключает основное назначение ряда мини-заводов, как производителей нефтепродуктов регионального уровня.

          Еще один момент развития ситуации ставит в более выгодные условия мини-НПЗ, расположенные в приграничной зоне и обладающие упрощенной схемой переработки – им будет намного проще выжить за счет близости к экспортному коридору. А те мини-НПЗ, производящие нефтепродукты для местного рынка, окажутся в более тяжелой ситуации.

          Как можно выйти из сложившейся ситуации? Существует несколько путей:

          Техническое перевооружение. Данный путь допустим лишь для предприятий с объемом выпускаемой продукции более 300 тыс. тонн в год. Следует также учитывать большие капитальные вложения, которые окажутся под силу далеко не каждому мини-НПЗ. Кооперирование мини-НПЗ с крупными производителями, обладающими достаточными производственными мощностями. Сложность состоит не только в просчете экономического эффекта от объединения, но и в отсутствии желания у крупных производителей «возиться» с мелкими заводами, даже несмотря на их прибыльность. Объединение мини-НПЗ друг с другом. Данное направление видится одним из перспективных в решении проблемы. Применение технической базы мини-заводов исследовательскими центрами или крупными нефтяными компаниями в качестве опытного хозяйства. Применение альтернативных технологий. Вариантов разработок в этом направлении предостаточно, тем более, что сегодня все чаще возвращаются к наработкам прошлых лет.

          Сегодняшняя ситуация ставит перед мини-НПЗ порой неразрешимые задачи. Можно уверенно заявить, что не все производители смогут выдержать новые требования. А те, кто желает остаться «на плаву», должны обладать налаженным рынком сбыта, возможностью наращивания темпов производства и внедрения процессов вторичной переработки нефтепродуктов.

          Как бы то ни было, существование мини-НПЗ в отдельно взятой стране влечет за собой следующую выгоду:

            демонополизация местных рынков нефтепродуктов и снижение цен на них; возможность обеспечения потребностей в топливе удаленных регионов и предприятий; создание новых рабочих мест; общее укрепление позиций среднего бизнеса; увеличение налоговых поступлений в бюджет; организация раздельной переработки нефти разного качества; улучшение экологической обстановки благодаря переработке нефтяного шлама.

          Http://1cert. ru/stati/problemy-razvitiya-seti-malykh-npz-v-sovremennoy-rossii

          В России действуют 30 крупных нефтеперерабатывающих предприятий с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн. тонн, а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн. [1] .

          В 2008 году в России было произведено 36 млн тонн автомобильного бензина, 69 млн тонн дизельного топлива, 64 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

          Большинство нефтеперерабатывающих заводов России появились в два послевоенных десятилетия: с 1945 по 1965 г.

          За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

          Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР были запущены два нефтеперерабатывающих предприятия общей мощностью около 3,5 млн тонн.

          В последние годы наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

          Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

          В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. [6] Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. [6] По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать». [6]

          К 2012 году при господдержке планируется построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] .

          Http://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/1576048

          . энергетическая безопасность и прозрачность отношений в энергетике.

          Для многих крупных нефтеперерабатывающих заводов переработка сырья для потребностей отечественного рынка – мероприятие убыточное. До европейских стандартов продукты нефтепереработки российского производства в преимущественном большинстве «не дотягивают». Поэтому незначительная доля экспорта не может существенно повлиять на нынешнее положение дел в отрасли.

          Тем не менее, потребность в автомобильном топливе растет пропорционально увеличению количества транспорта. Спрос потребителей удовлетворяют мини нпз россии, которые производят, в среднем, 500 тысяч тонн нефтепродуктов ежегодно. Такова статистика Ростехнадзора. На начало 2012 года в России было зарегистрировано 180 мини-заводов по переработке нефтепродуктов, которые имеют соответствующие лицензии, специально подготовленный персонал.

          Развитию этого сегмента рынка способствуют относительная простота конструкции, доступная стоимость строительства и обслуживания мини-НПЗ, быстрая окупаемость. Эксперты отечественного нефтяного рынка расходятся во мнении: некоторые считают, что увеличение числа предприятий, занимающихся нефтепереработкой, создает конкурентные условия для мининпз, что положительно влияет на ценовую политику производителей и качество продукции. В результате перспективы для масштабного развития нефтяных предприятий малого (среднего) бизнеса создаются благоприятные.

          Другие специалисты считают, что массовое производство нефтепродуктов мини-НПЗ негативно влияет на качество продукции. Причина – большое количество предприятий, которые работают нелегально. Но проблема выпуска и реализации фальсификата характерна для всех сфер народного хозяйства. Для ее решения необходимы действенные механизмы – на уровне государственного контроля.

          Мини-НПЗ сложно конкурировать с крупными нефтяными компаниями, постоянно ощущая их диктат. Поэтому рынок мини-переработки интегрируется в регионы. Тем более что потребность в нефтепродуктах на региональных рынках устойчива. На возведение и обслуживание мини нпз цена в регионах ниже.

          Близость к конечному потребителю предприятий по комплексной переработки нефти может существенно снизить стоимость топлива, другой продукции за счет сокращения расходов на транспортировку. Риски, связанные с недопоставками из-за аварий или других форс-мажорных ситуаций, также сократятся. Плюс – децентрализация ослабляет позиции монополистов в нефтеперерабатывающей отрасли.

          Http://nacep. ru/novosti-energetiki/tek/mini-npz-osvaivayut-regionalnye-rynki-rossii. html

Добавить комментарий