Нефтеперерабатывающие заводы россии список 2017

Установки от экстрасенса 700х170

Наибольшее количество новых проектов заявлено в Кемеровской области: это проекты ООО “Итатский НПЗ” (производство автобензинов, дизтоплива, мазута), ООО “Анжерская нефтегазовая компания” и ООО “Нефтеперерабатывающий завод “Северный Кузбасс” (проекты “Кем-Ойл групп”, общая мощность 2 млн тонн). Также в регионе реализуется проект по увеличению мощности Черниговского НПЗ (входит в ЗАО “ХК “Сибирский деловой союз”) со 100 до 200 тыс. тонн в год.

НК “Роснефть” строит в Приморье Восточный нефтехимический комплекс мощностью до 30 млн тонн углеводородного сырья в год.

В Омске реализуется проект строительства Кругогорского НПЗ (мощность – 200 тыс. тонн), однако “Транснефть” несколько раз отказывала предприятию в подключении к системе магистральных трубопроводов.

В Томской области ООО “Томскнефтепереработка” ведет строительство НПЗ в с. Семилужки мощностью до 3 млн тонн нефти в год. Планируется, что с 2015 года, с вводом в эксплуатацию вторичных процессов переработки, предприятие сможет производить автобензины и дизтопливо. Также в ООО “Западно-Сибирский НПЗ” реализует проект по строительству в регионе НПЗ мощностью 3 млн тонн в год, запуск завода планируется в 2015 году.

ГК “Трансбункер” строит в порту Ванино (Хабаровский край) вторую очередь НПЗ с увеличением общей мощности завода до 1,5 млн тонн в год для производства мазута, прямогонного бензина, дизельного топлива, авиационного керосина и судового маловязкого топлива.

В Адыгее ЗАО “Антей” планирует к 2018 году ввести в эксплуатацию НПЗ мощностью 6 млн тонн в год.

Также проекты строительства нефтеперерабатывающих мощностей заявлены в Иркутской (инвестор – ЗАО “ПК “ДИТЭКО”), Ленинградской (ЗАО “СибРосьПереработка”), Тверской (ЗАО “Торжокский топливно-энергетический комплекс”), Орловской (инвестор – ЗАО “Корпорация Орелнефть”, мощность до 4 млн тонн нефти в год, проект предполагает производство нефтепродуктов и полипропилена), Новосибирской (ООО “ВПК-Ойл”, расширение мощностей с 200 до 380 тыс. тонн), Амурской (ООО “Амурская энергетическая компания”, мощность 6 млн тонн), Волгоградской (ООО “Южнорусский НПЗ”) и Ярославской областях (ЗАО “Парк Интех”), а также Краснодарском (ООО “Славянск ЭКО”), Красноярском (Химзавод-филиал ОАО “Красмаш”) и Алтайском краях (ООО “Сибирский Баррель”).

Http://www. oo2.ru/posts/371

Для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.

При всех вариантах развития, кроме критического, ожидается рост объемов переработки нефти (рис. 10)*. К 2010 году он может достигнуть 190-200 млн. т/год и к 2020 году – 190-215 млн. т/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75 процентов в 2010 году и до 80-85 процентов к 2020 году. Объем производства моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива, авиакеросина) может увеличиться до 100-110 млн. т в 2010 году и до 115-135 млн. т в 2020 году. Выход светлых нефтепродуктов увеличится с 54 процентов в 2002 году до 66-68 процентов в 2020 году. При критическом варианте развития объем переработки нефти будет снижаться и может составить в 2020 году немногим более 170 млн. т.

Начиная с 2005-2006 годов по мере увеличения экспорта нефти и консолидации российскими нефтяными компаниями активов ряда зарубежных нефтеперерабатывающих заводов будет происходить снижение экспорта нефтепродуктов, прежде всего "полупродуктов" (прямогонного мазута, ряда марок дизельного и бункерного топлива).

Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.

Реконструкция и модернизация НПЗ предусматривает опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции с использованием таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, а также внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих высокоактивных добавок.

Необходимо ликвидировать отставание в производстве современных моторных масел, для чего предусматривается развивать производство высокоиндексных базовых масел и эффективных присадок к маслам различного назначения.

В целях приближения производства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах допустимо развитие сертифицированных малых заводов с полным циклом переработки нефти.

Целевой задачей отрасли является также обеспечение необходимым сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье даже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010 году составит (против уровня 2002 года) 2-2,5 раза.

Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов – одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно.

Повышение требований к качеству нефтепродуктов и модернизация предприятий нефтепереработки обеспечат улучшение экологической обстановки, снижение удельных энергетических затрат при производстве продукции. Так, только прекращение производства дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2 процента и рост потребления малосернистого дизельного топлива в России (уже в 2005 году на 9 млн. т) снизят суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива более чем в два раза.

Приоритетными направлениями научно-технического прогресса в нефтепереработке являются:

Разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых видов высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также разработка технологий их производства;

Повышение качества дизельного топлива и авиационного керосина на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации;

Получение малосернистого котельного топлива и малосернистого сырья для деструктивной переработки;

Разработка технологии и модульного оборудования для переработки тяжелых нефтяных остатков за счет термического

Разработка технологии производства кокса игольчатой структуры и гидрогенизационных технологий для производства базовых компонентов масел, освоение процессов изокрекинга и изодепарафинизации.

Инновационная программа должна обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений.

Достижение намечаемых параметров развития нефтеперерабатывающей промышленности потребует соответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будут собственные средства нефтяных компаний.

Http://www. zakonprost. ru/content/base/part/308971

Настоящий обзор посвящен анализу российской нефтеперерабатывающей отрасли и исследованию российского рынка нефтепродуктов.

Отдельный раздел исследования посвящен описанию нефтеперерабатывающей промышленности зарубежных стран. В обзоре приводятся данные о существующих нефтеперерабатывающих мощностях отдельных стран мира, о нефтепродуктопроводах, потреблении, производстве, экспорте нефти и нефтепродуктов в этих странах.

В обзоре дается общая характеристика российского нефтеперерабатывающего сектора, распределение нефтеперерабатывающих мощностей в России, приводятся сведения о российском производственном потенциале, загрузке мощностей нефтепереработки.

Исследование содержит анализ тенденций российской нефтеперерабатывающей промышленности в 2001-2008 годах, а также данные о результатах деятельности отрасли за 2008 год. Анализ проводится по таким показателям как поставка нефти на НПЗ России, первичная переработка нефти, структура продукции и производство нефтепродуктов в России, поставка российских нефтепродуктов, транспортировка и экспорт нефтепродуктов.

В обзоре дается анализ влияния мирового финансового кризиса на российскую нефтеперерабатывающую отрасль, рассматриваются различные сценарии развития российской нефтепереработки, приводятся сведения о пересмотре инвестиционных планов в нефтеперерабатывающей отрасли. Обзор содержит анализ налоговой политики правительства РФ в области нефтепереработки в течение последних восьми лет, а также сведения о проектах налогового стимулирования.

В обзоре проводится анализ ситуации на российских рынках авиакеросина и нефтяных масел.

Отдельная глава обзора посвящена ценовой ситуации на российском рынке нефтепродуктов, в которой показана динамика цен на нефтепродукты с НПЗ и на АЗС в 2008 году – начале 2009 года. В исследовании проводится анализ и показана динамика оптовых и розничных цен на различные нефтепродукты по федеральным округам, городам России и заводам. В обзор включены цены внешнего рынка на нефтепродукты за 2007-2009 годы, а также цены с российских нефтемаслозаводов за январь 2009 года.

Обзор содержит анализ перспектив развития нефтепереработки в России, сведения о запланированной модернизации существующих заводов и строительстве новых НПЗ.

В профилях участников рынка даются общие характеристики российских нефтеперерабатывающих заводов, их производственные показатели (поставки нефти на предприятие, первичная переработка нефти на заводе, производство автобензинов, прямогонного бензина, дизельного топлива, мазута в 2008 году и др.), цены заводов на различные нефтепродукты и контактная информация.

Http://marketing. rbc. ru/research/issue/45794/

Студент 3 курса направления «Прикладная информатика» Факультет информатики и информационных технологий ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

К. э.н., доцент, факультет информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Под межотраслевым топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) понимается система, в которой объединены отрасли народного хозяйства занимающиеся добычей и производством энергии и топлива, их транспортировкой, распределением и использованием. К ТЭК относятся электроэнергетика и такие отрасли топливной промышленности как газовая, нефтяная, торфяная, угольная, сланцевая отрасль. В экономике России ТЭК занимает основополагающее место. Около 25% производимой промышленной продукции России приходится на ТЭК. Следовательно, основным источником, формирующим бюджет страны, является ТЭК. Примерно половину валютных поступлений от экспорта продукции обеспечивает ТЭК.[4]

На конец 2014 года, поступления в Федеральный бюджет страны от нефтегазовой промышленности составили 6 813 млрд. рублей. Это составляет около 48 % всех доходов Федерального бюджета.[5]

Доказанные запасы нефти в России по данным за 2014 год составляют около 103.2 млрд. баррелей. Это шестой показатель в мире. Под понятием «доказанные запасы» понимают количество полезных ископаемых, которые можно добыть используя современные технологии. Ниже на рисунке 1 представлено распределение запасов нефти на карте Российской федерации по ее субъектам и территориальным водам. [5]

Рисунок 1. Распределение запасов нефти на карте Российской федерации

В общем на территории России разрабатывается 2 352 нефтяных месторождения. Из них 12 уникальных и 83 крупных. Из 12 уникальных месторождений – 5 находятся в Ханты-Мансийском АО, 3 в Красноярском Крае, 3 в Ямало-Ненецком АО и 1 в Республике Татарстан. Самым крупным месторождением в России является Самотлорское, предполагаемые запасы нефти здесь составляют 7.1 млрд. тонн. Среднесуточная добыча – около 65 тыс. тонн. Находится месторождение в Ханты-Мансийском АО. Разработку ведет нефтяная компания «Роснефть». [5]

Самым крупным нефтяным месторождением по среднесуточной добычи в России является Приобское. Месторождение также находится в Ханты-Мансийском АО и здесь добывается около 110 тыс. тонн нефти ежедневно. Разведанные запасы составляют около 5 млрд. тонн нефти, добычу ведут компании «Роснефть», «Газпром Нефть», «Сибнефть – Югра». [5]

Доля Северного Кавказа, по отношению к общероссийской добыче нефти, составляет около двух процентов. В основном добыча сосредоточена в Дагестане (включая шельф Каспийского моря), где выделяются Махачкалинское и Избербашское месторождения, а также в Чеченской Республике. [4]

Большинство НПЗ России создаются достаточно близко к нефтяным вышкам, для того чтобы избежать дополнительных затрат на поставки сырой нефти. После переработки нефти готовый продукт с нефтеперерабатывающего завода отправляется в АЗС. Посмотрев на карту расположения нефтеперерабатывающих заводов в России, можно заметить, что большинство заводов, построенных еще в советское время, располагается в европейской части Российской Федерации. И это вполне естественно, нефтеперерабатывающие мощности в СССР возникали либо в местах наибольшего потребления (НПЗ в Рязанской, Ярославской и Нижегородской областях были ориентированы на Центральный экономический район, завод в Киришах – на Ленинградский промузел, в Краснодарском крае – на густозаселенный Северный Кавказ, в Омской области и Ангарске – на потребности Сибири), либо неподалеку от нефтяных месторождений (башкирские, самарские, сургутский и бывший Грозненский НПЗ). Распределение мощностей по переработке нефти по округам и регионам России представлено в таблице 1. [1]

Распределение мощностей по переработке нефти по регионам России

Основная часть НПЗ страны расположена в европейской части России. Это объясняется тем, что транспортировать сырую нефть значительно дешевле чем нефтепродукты. Распределение мощностей нефтеперерабатывающих предприятий по Федеральным округам Российской Федерации выглядит следующим образом:

    Центральный федеральный округ – 40,7 млн. тонн Сибирский федеральный округ – 42,3 млн. тонн Южный федеральный округ – 27,8 млн. тонн Северо-Западный федеральный округ – 25,2 Дальневосточный федеральный округ – 11,7 Уральский федеральный округ – 31,5

Структура мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по федеральным округам Российской федерации выглядит следующим образом (рис. 2).

От цен на нефть на мировом рынке во многом зависит стоимость российской валюты. Рассмотрим график изменения цены на нефть и курс рубля по отношению к доллару за период с 01.01.2014 по 01.03.2015 (рис. 3). [5]

Рисунок 3. Изменение цены на нефть и курса рубля к доллару за период с 01.01.2014 по 01.03.2015.

С июля 2014 года и в протяжении 8 месяцев можно наблюдать спад цены на нефть и соответственно падение курса рубля. Это было вызвано множеством причин.

Во-первых, снижение цены на нефть было вызвано замедлением темпов роста экономик Китая и стран Евросоюза. Во-вторых, стремительное развитие сланцевой промышленности в США. К концу декабря 2014 года на них приходилось около 10% мировой добычи. В-третьих, нефтяные скважины в Ливии, Ирака, Сирии, в связи военных конфликтов в этих странных, постоянно переходят из рук в руки различных террористических группировок. Для поддержания своей огневой мощи этим группировкам необходим постоянный приток денег, который обеспечивается ими за счет продажи нефти по очень низким ценам. Например, летом 2014 года с подконтрольных месторождений эти группировки поставляли нефть Ирану и Турции по 25 долларов за баррель. При том, что рыночная цена нефти в этот период составляла 75 долларов за баррель. В настоящее время наблюдается стабилизация цены на нефть и курса рубля. Но тем не менее, большинство экспертов сходятся в мнении, что нефть сильно недооценена и будет расти в ближайшие годы. В долгосрочной перспективе стоимость будет непрерывно расти и превысит барьер в 100 долларов за баррель. Это объясняется неизбежным повышением спроса из-за постоянно увеличивающегося количества автомобилей в мире и постепенным истощением месторождений с низкой рентабельностью. [6]

Http://sibac. info/studconf/econom/xliii/56065

Ответы на главные вопросы о строительстве мусоросжигательного завода в Татарстане.

Жаркие дискуссии о том, строить или не строить мусоросжигательный завод в Татарстане, не утихают. За это время сформировалась группа активистов, которые против появления МСЗ. Чиновники твердят, что такая утилизация отходов, наоборот, куда полезнее, чем то, как мусор уничтожают сейчас.

Чтобы получить ответы на самые часто задаваемые вопросы о МСЗ, журналисты KazanFirst поговорили с представителем компании-инвестора директором по развитию на развивающихся рынках Hitachi Zosen Inova Урсом Альденбургером. Эта компания планирует поставлять оборудование для строительства МСЗ в России.

Мы выяснили, как будет работать завод в Татарстане, кто будет следить за его правильной эксплуатацией и не повлияет ли его появление на рост онкозаболеваний.

– Вы, наверное, знаете, что в Казани появилось движение, выступающее против строительства мусоросжигательного завода. Одна из главных претензий общественников, что в Казани построят завод, как в стране третьего мира, поскольку производителям некуда девать оборудование. Это так?

– На самом деле это новое оборудование. Его мы используем во многих странах: в Дубае, Стамбуле. Единственная разница может быть в том, что мы хотим частично производить оборудование на месте, в России. Например, для установки в Дубае нам необходимо импортировать все.

– Я уточню вопрос. Речь о том, что якобы в европейских странах рынок перенасыщен, поэтому оборудование стали поставлять нам, в Россию, потому что больше некуда.

– Это неправильно. На самом деле рынок в Европе не насыщен. Большинство установок до сих пор строятся в Европе. Самый крупный рынок для нас – Англия. Не так давно начали работать в Стамбуле, Дубае, Мексике, Японии. В Германии и Швейцарии заводам уже по 40 лет. Это срок службы одного завода. Новое поколение строит уже новые заводы.

– Технология, по которой работает ваше оборудование, предполагает прием мусора, собранного только раздельно или нет?

– Необязательно. Когда мы начинали работать 30-40 лет назад, сортировки не было совсем. Но мы после того, как начали строить наши заводы, внедрили ее, при этом строим заводы по сжиганию и переработке. То есть батарейки, пластик не влияют на дымовые газы завода. В Казани не сильно развита сортировка мусора. В Швейцарии люди все-таки стараются сортировать, но есть и ленивые, которые кладут батарейки, пластик и даже телефоны вместе с остальным мусором.

– Расскажите, как будет устроена работа завода в Татарстане? Люди это представляют себе таким образом: стоит завод, там есть большая печь, куда привозят все отходы с городских помоек и сжигают, а дым, соответственно, попадает в атмосферу. Как в действительности?

– Я знаю, что в России люди очень боятся этого. В Швейцарии было то же самое, когда все это начиналось. Могу сказать, что в Берне мусоросжигательный завод стоит в пятистах метрах от больницы. Госпожа Горбачева (жена экс-президента СССР Михаила Горбачева. – Ред.) лечилась от рака в этой больнице. Я могу понять людей, потому что это что-то новое для россиян.

– Еще один довод против строительства МСЗ – в странах, где заводы уже работают – среди них, например, Австрия, – высокий уровень заболеваемости онкологией. МСЗ действительно так вредны? Вы делали какие-то исследования?

– У меня нет данных по статистике. Но я уверен, что какие-то специальные инстанции проводят подобные исследования и составляют статистику. Я не знаю, почему вы связываете две эти вещи.

– Это не я связываю. Я просто перечисляю вопросы, которые волнуют наших жителей.

– В чем преимущество мусоросжигательного завода перед мусороперерабатывающим? Противники говорят, что мусороперерабатывающий стоит 2 миллиарда рублей, а на мусоросжигательный заложено 23 миллиарда. Это так? Почему нужно строить мусоросжигательный, а не мусороперерабатывающий?

– Переработка – это хорошо, но не перерабатывающий завод. В этом случае нужно научить людей сортировать мусор дома, а не собирать все отходы в один пакет и потом сортировать. Это не лучшее решение. По мнению министерства промышленности Швейцарии, переработано может быть до 50 процентов отходов, остальное должно сжигаться. Все-таки нужно людей сначала научить сортировать мусор дома. Были вопросы о том, что у россиян другой менталитет и чтобы их обучить, уйдет много времени. На самом деле это не так. Здесь просто вопрос денег, нужно приучать деньгами.

– Либо я сам сортирую мусор дома и впоследствии ни за что не плачу, либо сдаю все вместе и плачу. Плюс для мусора покупаются специальные мешки, которые стоят два доллара. Если не сортировать мусор, то тратится больше мешков. Соответственно, я снова буду больше платить, если не отсортирую отходы.

– Вы говорили, что оборудование частично будет производиться в России. Где конкретно и когда начнутся работы?

– Мы уже начали производить. Вместе с «Атомэнергомашем», швейцарской компанией ABB и «Сименсом» делаем котлы в Чебоксарах. Часть из этого оборудования пойдет на строительство завода в Татарстане, а часть придется импортировать. Но примерно 60 процентов будет производиться здесь [в Чебоксарах].

– В условиях санкций не будет проблем? Не придется ли потом производить замену недостающих частей, в результате чего пострадает качество?

– Швейцария – это нейтральная страна, у нас всегда были хорошие отношения с Россией. Проблем с санкциями не будет. Наше правительство поддерживает этот проект, у нас нет ограничений по экспорту. Однако то, что можно производить в России, будет производиться в России. Это новая промышленность, интересный бизнес. В Швейцарии было создано около 5 000 рабочих мест и оборот составил 1,5 млрд швейцарских франков. Поэтому мы заинтересованы еще и в том, чтобы инвестировать в Россию.

– Вы сказали, что у завода срок эксплуатации – 40 лет. А на сколько лет вы заключаете договоры в Татарстане?

– А что потом? Например, нам пожарные говорят: есть пожарная сигнализация, но она плохо работает, потому что предприятие не заключило контракт на обслуживание. Кто в случае с заводом будет контролировать, как работает оборудование, вовремя устранять неполадки? Есть ли такой договор с нашим мусоросжигательным заводом у производителей?

– Я не знаю, какие органы и инстанции будут контролировать в России по истечении срока. Мы не думали, что будет через 20 лет. Например, в Москве процессом эксплуатации руководила австрийская компания. Когда срок сервисного обслуживания кончился, к нам обратилась московская компания с просьбой оценить, как работает оборудование. Дальше это переходит во владения муниципалитета. Не думаю, что российские специалисты не смогут справиться. Я уже более 20 лет работаю с Россией, видел разные установки и заводы. Все зависит от того, кто эксплуатирует оборудование. Главное, чтобы специалисты придерживались основной технологии. Если специалист скажет: «Давайте отключим все фильтры от системы дымовых газов», то это будет неправильно.

– Вот кто за этим будет следить? В том числе за своевременной сменой фильтров.

– В Швейцарии со всех 30 заводов с определенной периодичностью производятся замеры выбросов. Эти данные отправляются в министерство в Берне, операторы доступа к данным не имеют, все происходит изолированно. Если фильтр не работает, правительство увидит это по показателям и остановит завод, – тут собеседник резко прерывается и задает вопрос. – Вы за такой завод или против?

– Я не специалист. Я задаю вопросы, чтобы вы ответили, а люди прочитали материал на нашем сайте.

– Видите, какая все-таки Россия современная. В интернете газета есть. Почему вы тогда боитесь завода?

– Мы боимся не инноваций. Мы за то, чтобы технологии, которые привносятся извне, у нас работали так же хорошо, как и у вас.

– В России так быстро все меняется. Вы становитесь современными быстрыми темпами.

Компания «РТ-Инвест», входящая в госкорпорацию «Ростех», намерена до конца 2022 года построить четыре предприятия термической переработки отходов в Подмосковье и один в Казани.

Мощность каждого завода составит 700 тысяч тонн отходов в год с выработкой 70 мегаватт электроэнергии. Основная цель строительства – нулевое захоронение отходов. По расчетам специалистов компании, проект сохранит более 500 га земли. Общая стоимость создания пяти предприятий оценивается примерно в 150 миллиардов рублей. Выход всех заводов на проектную мощность запланирован на 2023 год.

Заводы планируется построить в партнерстве с японско-швейцарской компанией Hitachi Zosen Inova.

Http://kazanfirst. ru/interviews/462837

Состояние современного Рынка нефтепереработки зависит от многих факторов, главным из которых является качество сырья. В этой связи следует сказать, что в последние годы сырая нефть претерпевает изменения в сторону утяжеления. В добыче растут объёмы так называемого битуминозного сырья высокой вязкости. Это накладывает на переработчиков определённые ограничения, связанные с изменением структуры производства и заменой оборудования.

И если при нормальной экономической ситуации задачи реформирования рынка нефтепереработки решаются сравнительно легко, то в условиях кризиса это зачастую становится просто невозможным. В частности, деятельность российских компаний в этом направлении затруднена негативным действием западных санкций, падением нефтяных цен и недавними изменениями отечественного налогового законодательства.

Одной из насущных проблем, стоящих перед переработчиками и ограничивающих их возможности, является санкционный запрет поставок на российский рынок нефтепереработки специальных реагентов – катализаторов, присадок и других. Без них невозможно получение по-настоящему качественных нефтепродуктов и достижение нефтеперерабатывающими заводами показателей рентабельности.

Этот фактор заставляет предприятия и все заинтересованные госструктуры активизировать свою деятельность по импортозамещению. Конечно, не все катализаторы мы получаем из других стран, на территории Российской Федерации работают и собственные катализаторные производства. Однако для того чтобы они освоили выпуск нужных рынку нефтепереработки соединений, необходимы научные изыскания.

В настоящее время соответствующие отраслевые НИИ работают над этой проблемой, а некоторые предприятия уже запустили пробный процесс синтеза недостающих реагентов. В их число входят катализаторные фабрики в Омске, Ангарске, Новокуйбышевске и некоторых других городах и регионах. Данная работа ведётся планомерно, и, вероятнее всего, план Минэнерго по отказу от импортных катализаторов до 2020 года будет реализован в полной мере.

В условиях низких цен на сырьё рынок нефтепереработки чувствует недостаток финансирования работ по модернизации отрасли. Это отмечается, кстати, не только в России, но и в других государствах. Например, Китай объявил о закрытии четырёх крупных проектов строительства новых НПЗ – до лучших времён. Наша Роснефть пока ещё находит финансирование для продолжения строительства своего завода в Туапсе, который является предметом гордости компании, но инвесторы дают деньги лишь при условии экспортной ориентации предприятия.

По самым оптимистичным прогнозам, период низких цен на энергоносители продлится ещё 2-3 года. И для того чтобы выжить, игроки рынка нефтепереработки должны изменить приоритеты в плане выпускаемой продукции, то есть, выйти к потребителям с более ликвидными предложениями.

В представлениях обывателей основной продукцией отечественных НПЗ является бензин. До некоторых пор именно так и было. Однако в течение последних нескольких лет произошло значительное изменение спроса. В мире, в том числе, и в России стало потребляться меньше бензина и больше дизельного топлива.

В этом усматривается один из факторов, который также оказывает влияние на рынок нефтепереработки. В частности, это обуславливает изменение приоритетов в модернизации НПЗ. Совершенствоваться должны не только установки по производству бензина, но и оборудование для выпуска дизтоплива.

Это накладывает на переработчиков дополнительную нагрузку, но без проведения этой работы предприятие не сможет занять нормальных позиций в отрасли. В связи с этим вопрос финансирования приобретает особую остроту. Кроме того, данная модернизация во многом зависит от поставок иностранного оборудования, что снова отсылает нас к необходимости импортозамещения.

Одним из основных направлений деятельности нефтепереработчиков является повышение степени глубины переработки сырья. От этого очень сильно зависит рентабельность заводов и стабильность рынка нефтепереработки. В настоящее время глубина переработки нефти в Российской Федерации составляет, в среднем, 72% (данные 2015 года). В планах Минэнерго повышение этого уровня до 76% к 2025 году.

Увеличение глубины переработки сырья позволит получать качественные светлые нефтепродукты, которые могут успешно конкурировать с предложениями мировых производителей. Наряду с этим повышение коэффициента полезного действия перерабатывающих установок позволит сделать производство нефтепродуктов безотходным, что снизит нагрузку на окружающую среду.

Http://delonovosti. ru/business/3799-rynok-neftepererabotki. html

Нефтехимическая промышленность является отраслью тяжелой индустрии, которая охватывает производство синтетических материалов и изделий на основе продуктов переработки природных горючих газов и нефти. На предприятиях нефтехимической промышленности производятся продукты основного органического синтеза (пропилен, этилен, полиэтилен, моющие средства, поверхностно-активные вещества, некоторые виды минеральных удобрений), синтетический каучук, резиновые изделия (резинотехнические изделия, автопокрышки, предметы широкого потребления), асбестотехнические изделия, сажа.

Одним из первых на нефть, как на важнейший источник химического сырья, указал Менделеев Дмитрий Иванович. Основополагающие работы в области нефтехимии были осуществлены в конце 19-го и начале 20-го вв. Их выполнили такие выдающиеся ученые, как Марковников В. В., Гурвичев Л. Г., Зелинский Н. Д., Летний А. А., Намёткин С. С., а также зарубежные ученые Хоунди Ю. (США), Бертло М. (Франция), Пир М. (Германия).

Однако в первое время в период первой мировой войны 1914-1918 гг. промышленное производство органических продуктов базировалось только на переработке пищевого сырья и коксующего каменного угля. В дальнейшем благодаря использованию нефтяных углеводородов существенно расширилась сырьевая база промышленности и появилась возможность осуществлять наиболее экономичные процессы производства (основной органический синтез, нефтехимический синтез).

Условия для возникновения нефтехимической промышленности создались в результате внедрения и использования новых методов переработки нефти – пиролиза и крекинга. Из крекинг-газов в Соединенных Штатах Америки было освоено в 1918 году производство изопропилового спирта, в 1920 году алифатических химических продуктов, винилхлорида и др.

Становление нефтехимической промышленности в СССР происходило в годы самых первых пятилеток 1929-40 гг. В этот временной период было освоено и налажено промышленное производство синтетического каучука на некоторых предприятиях в городах Ярославль, Ефремов, Воронеж. В 1932 году вступил в строй шинный завод Ярославского резиноасбестового комбината. Реконструкция производства и ввод новых мощностей в 1940 году позволили выпустить в 35 раз больше автопокрышек, чем в 1927-1928 гг. К концу первой пятилетки в 1932 году производство резинотехнических изделий возросло в пять раз и в общем объеме резиновой промышленности составило 35 %.

После Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. были реконструированы и восстановлены многие предприятия нефтехимической промышленности. В 1949 году было создано первое в мире совместное производство ацетона и фенола по наиболее прогрессивному методу, который разработали советские ученые. Он называется кумольный метод. Определились перспективные в экономическом плане районы страны. В них разворачивалось строительство нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий.

Развитие нефтехимической промышленности в первую очередь связано с совершенствованием процессов переработки нефти и увеличением масштабов. Для нефтехимической промышленности СССР характерными являются очень высокие темпы роста.

По сравнению с 1965 г. в 1970 г. выработка азотных удобрений и пластических масс увеличилась в два раза, синтетических жирных кислот в 1,6 раз, синтетических моющих средств в 1,7 раза, более чем в 1,5 раза возрос выпуск синтетического каучука. Данное увеличение достигнуто в первую очередь в результате строительства крупнотоннажных объектов, предназначенных для производства новых стереорегулярных каучуков.

В СССР в 1966-1970 гг. впервые в мире организовано массовое производство новых высококачественных пневматических шин, в которых не применялся натуральный каучук, были созданы крупные предприятия по выпуску радиальных шин.

В резиноасбестовой промышленности общий объем продукции увеличился в 1972 году по сравнению с 1960 годом на 272 %. Существенно возросло производство резиновой обуви и других товаров народного потребления.

Развитие нефтехимической промышленности характеризуется очень высокими темпами и постоянным повышением эффективности производства. В отрасли создаются узкоспециализированные многотоннажные производства, внедряются высокопроизводительные установки, совершенствуются каталитические системы, внедряются автоматизированные системы управления.

Широкое применение в производстве синтетического каучука находят установки для получения изопрена. Их единичная мощность возросла в 2-3 раза. Данное оборудование дает возможность сократить удельные капиталовложения на 20 %, снизить себестоимость изопрена на 5 % и в два раза повысить производительность труда.

В советские годы растет производство таких важнейших продуктов нефтехимии, как сополимеры этилена и полиэтилен, а также автопокрышек.

Нефтехимическое машиностроение – это отрасль машиностроения, которая изготавливает технологическое оборудование, а также установки и комплексные технологические линии для нефтехимической, химической, нефтяной и газовой промышленности. Возникла эта отрасль в 19 в. Свое широкое развитие получила в 60-70 гг. во многих странах мира в связи с ускоренным развитием нефте-и газодобывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и некоторых других отраслей промышленности. Очень быстрое развитие этих отраслей стали причиной интенсивного притока в них капитальных вложений, улучшение и обновление структуры производственных фондов. Резко повысился удельный вес расходов на оборудование и машины.

В России производство химического и нефтяного оборудования началось на рубеже 19-20 вв.

Современное нефтехимическое машиностроение включает в себя ряд подотраслей. Они выпускают и разрабатывают специализированную продукцию (полимерное, химическое, бумагодельное, нефтепромысловое оборудование, оборудование и установки для нефтеперерабатывающей промышленности), а также оборудование общепромышленного применения (холодильные установки и компрессоры, воздухораспределительная техника, насосы различных типов, трубопроводная арматура и газоочистительное оборудование)

На мировом рынке оборудования и услуг для химической и нефтегазовой промышленности наблюдаются высокие темпы роста. Стремительный рост спроса со стороны внутреннего рынка на горюче-смазочные материалы обуславливает инвестиционную активность в газоперерабатывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях. Кроме того, нефтехимическое машиностроение имеет повышенную привлекательность за счет разнообразных инвестиционных программ нефтеперерабатывающих и нефтехимических компаний.

На сегодняшний день создаются крупные российские индустриальные группы. В них объединены профильные промышленные предприятия, инжиниринговые, научно-исследовательские и сервисные компании.

Открытое акционерное общество Группа Компаний "ТАИФ" было образовано в августе 1995 года. Приоритетным и доминирующим направлением деятельности этого нового предприятия стало реализация инвестиционных программ, которые имеют первостепенное значение для экономики Татарстана. Вместе с тем она оказывала влияние как на его становление, так и на формирование рынка. Так появилась популярная торговая марка "ТАИФ", один из первых отечественных брендов, символ наилучшего качества работы.

В 1995 г. в ГК "ТАИФ" работало всего четыре человека. В настоящее время в компании работает более 40 000 человек. На данный момент компания представляет собой диверсифицированную структуру, которая объединяет предприятия нефтепереработки и телекоммуникаций, строительной индустрии, банковских, фондовых, страховых и таможенных услуг. Всего в ней насчитывается более 40-а дочерних и зависимых компаний. Все они тесно связаны между собой технически, технологически, финансово и в управлении.

Компания "ТАИФ" находится в первых рядах предприятий, которые обеспечивают прогресс России и Татарстана.

Для ОАО "ТАИФ" нефтехимия и нефтепереработка всегда являлись одними из самых главных направлений работы. 1995 год стал началом производственно-коммерческой деятельности для компании на рынке нефти и нефтепродуктов. В то время "ТАИФ" начал отгружать свои первые десятки тысяч тонн нефтепродуктов для различных нужд предприятий Татарстана.

ОАО "ТАИФ", учитывая значимость дальнейшего развития фирм и компаний перспективного нефтегазохимического сектора, принимает самое активное участие в реализации программ развития компаний нефтехимической, химической и нефтеперерабатывающих отраслей, которые входят в группу компаний "ТАИФ". На сегодняшний день потенциал ГК "ТАИФ" сосредоточен главным образом на широкомасштабных проектах, связанных с модернизацией нефтегазохимической отрасли. Инвестиционные программы в области нефтехимии, нефтедобычи и нефтепереработки ГК "ТАИФ" до 1212 составляют 200 млрд. рублей. Это предоставит возможность произвести промышленную продукцию на общую сумму свыше 400 млрд. рублей.

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» является одной из ведущих нефтехимических компаний России. Благодаря применению экологически чистых технологий, заботе о совершенствовании технической и технологической базы, непрерывному обновлению ассортимента продукции и высокому профессионализму персонала предприятие ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" занимает лидирующие позиции в отрасли.

Приоритетной линией развития открытого акционерного общества на сегодняшний день является реализация широкомасштабной инвестиционной программы, которая направлена на строительство новых, а также модернизацию действующих производственных мощностей. Это должно быть достигнуто на основе самых современных, экологически чистых технологий. Важной задачей акционерного общества является также забота о сотрудниках своей компании и о жителях города.

Перечень товарной продукции, выпускаемой ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», включает в себя свыше 120 наименований, из них 70 наименований основной продукции: дизельные топлива, автомобильные бензины, топочные мазуты, керосины, сольвент, сжиженные газы, толуол, стирол, бензол, этилбензол, фталевый ангидрид и пластификаторы, бутиловые спирты, полистиролы, полиэтилен, ингибиторы коррозии, силикагели и цеолитные катализаторы, гликоли и амины, элементарную серу, аммиак и карбамид, ПАВы, широкий ассортимент бытовых товаров из пластических масс и многое другое.

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» является крупнейший экспортером страны. Более трети своей продукции предприятие поставляет зарубежным потребителям. Экспорт осуществляется в более чем двадцать стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Китай, Финляндию, Великобританию, США, страны Балтии и Западной Европы и др. Экспортная продукция включает более 20 наименований.

В настоящий момент ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» осуществляет реконструкцию действующих, а также строительство новых производств, активно внедряет автоматизированные системы управления всеми технологическими процессами, постоянно совершенствует управленческую структуру с целью оптимизации деятельности предприятия.

Ключевым сегментом бизнеса ГК "Фосагро" является производство различных фосфоросодержащих продуктов для промышленности и сельского хозяйства. «Фосагро» удерживает лидирующие позиции на рынке фосфоросодержащих удобрений. Группа Компаний «Фосагро» объединяет добычу, переработку, прикладные исследования и логистику. Компания диферсифицирует свою деятельность, осваивает новые рынки для сбыта и выпускает новые виды удобрений.

На предприятиях производятся и перерабатываются два основных вида сырья для изготовления минеральных удобрений – аммиак и апатитовый концентрат. Гибкая производственная платформа и обеспеченность сырьевыми ресурсами предоставляют возможность быстро и оперативно переориентировать производство в зависимости от колебаний спроса на выпуск того или иного вида удобрений.

Российский рынок является важнейшим и приоритетным для ГК "Фосагро". На долю Российской Федерации в 2010 г. приходилось 35 % в стоимостном выражении от всего объема продаж компании. Такие удобрения как моноаммоний фосфат (МАР) и фосфоросодержащие комплексные NPK являются наиболее популярными у отечественных производителях сельскохозяйственной продукции. По продажам данных видов удобрений ГК "Фосагро" занимает половину доли российского рынка.

Группа Акрон является одной из самых ведущих российских и мировых производителей минеральных удобрений. Группа объединяет в себе три крупных агрохимических предприятия: Открытое акционерное общество "Акрон", расположенное в городе Великий Новгород, Открытое акционерное общество "Дорогобуж", расположенное в Смоленской области и акционерную компанию "Хунжи-Акрон", расположенную в Китае. Группа «Акрон» производит широкий ассортимент продукции. Он включает в себя более сорока наименований, в первую очередь это азотные и минеральные удобрения. В ассортимент продукции входят как сложные удобрения (например, сухие смеси и NPK), так и азотные удобрения (аммиачная селитра, карбамид и карбамидо-аммиачная селитра). Главными рынками сбыта предприятий являются Россия, Китай, а так же другие страны Европы, Азии, страны бывшего СНГ и Латинской Америки.

Все предприятия Группы «Акрон» имеют благоприятное географическое положение, что положительным образом сказывается на освоении рынка. Группа «Акрон» является активным членом Международной ассоциации производителей удобрений, в которую входят более 450 предприятий, находящихся в 80 странах мира. «Акрон» также входит в состав Всероссийской ассоциации производителей удобрений.

Предприятие «Уралкалий» является одним из ведущих производителей калия и калийных удобрений не только в России, но и в мире. Доля рынка составляет около 20%. Компания стремится к органическому развитию и повышению эффективности производства.

«Уралкалий» является вертикально интегрированной компанией. Она контролирует всю производственную цепочку, начиная от добычи калийной руды и кончая поставками хлористого калия конечным потребителям.

«Уралкалий» занимается разработкой одного из крупнейшего в мире Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Разработка месторождения осуществляется совместно с компанией "Сильвинит". Запасы принадлежащего "Уралкалию" сильвинита, который является основным сырьем для производства хлористого калия, составляют от общемировых 22 % в относительном выражении. Запасы залегающих солей в абсолютном выражении равны 4, 27 млрд. тонн. При текущих уровнях добычи данные запасы могут обеспечить компанию сырьем еще на 200 лет.

Существенная часть природных калийных солей перерабатывается в технический продукт – хлористый калий. Он применяется как удобрение, которое вносится либо напрямую в почву, любо с составе комплексных сложных удобрений. Кроме того, хлористый калий применяется и в других отраслях промышленности, а именно в нефтехимической, химической, фармацевтической, пищевой.

Предприятие "Уралкалий" производит около 11 % всего мирового объема калийных удобрений, а 90 % всей продукции экспортируется. Основными покупателями являются Индия, Бразилия и Китай. Доля компании на мировом рынке калия составляет 10 %.

В мае 2011 года произошло объединение двух российских компаний "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит".

Компания "Сильвинит", которая является одной из ведущих химических предприятий России, владеет самым крупным в стране горно-промышленным комплексом, в котором осуществляются добыча и производства калийных удобрений, а также различных видов солей. Данное предприятие ведет разработки Верхнекамского месторождения, в котором добываются магниево-калийные соли. Это месторождение является единственным в Российской Федерации, а по размеру запасов занимает второе место в мире. Это месторождение имеет промышленные запасы, которые составляют почти четыре млрд. тонн руды. Это в перерасчете на 100 % К ₂ О.

Калийные удобрения, выпускаемые ОАО "Сильвинит" поставляются почти во все районы России и экспортируются в более чем в сорок стран мира. Сырье для металла магния – карналлит обогащенный, обеспечивает производство более половины выпускаемого в Российской Федерации металлического магния.

Три четверти всей продукции предприятия реализуется через Международную калийную компанию. ОАО "Сильвинит" является правовым преемником основанного в 1934 году Соликамского калийного комбината, который считается родоначальником калийной отрасли нашей страны.

В мае 2011 года объединились две российские компании "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит".

"Куйбышевазот" АО – это одно из ведущих предприятий химической промышленности в Российской Федерации. Свою деятельность предприятие осуществляет по двум главным направлениям:

– капролактам, а также продукты его переработки (а именно, высокопрочные технические нити, полиамид-6, инженерные пластики).

АО "Куйбышевазот", кроме того, производит технологические газы, которые обеспечивают потребности главных бизнес-направлений. Вместе с тем они являются самостоятельными товарными продуктами.

Ассортимент продукции АО "Куйбышевазот" насчитывает около 30 наименований. Основной продукцией предприятия являются полиамид-6, капролактам, аммиачная селитра, техническая нить, сульфат аммония, аммиаккарбамид.

На сегодняшний день АО "Куйбышевазот" занимает первое место среди стран бывшего СНГ по выработке капролактама. Акционерное общество входит в десятку самых крупных мировых производителей. Завод является единственным российским предприятием, которое изготавливает кордную ткань на основе прочной и высококачественной технической нити. Предприятие занимает одну из первых позиций в производстве полиамида-6.

ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» – это солидная компания по производству минеральных удобрений на рынках Российской Федерации, бывших стран СНГ и Восточной Европы.

ОХК «УРАЛХИМ – лидер в производстве аммиачной селитры. Предприятие занимает по общим объемам производства азотных удобрений второе место в России.

Компания производит аммиак, аммиачную селитру, моно – и диаммонийфосфаты, сложные удобрения, карбамид и др.

Главным существенным плюсом компании является то, что кроме стандартных удобрений, таких как карбамид и аммиачная селитра, здесь производятся инновационные продукты. Предприятие предполагает постепенно сократить производство стандартных видов фосфорных, азотных и комплексных удобрений и увеличить долю нишевых продуктов с высокой добавленной стоимостью. Природный газ является основным сырбем для производства азотных удобрений. В декабре 2007 года Компания ОХК «УРАЛХИМ заключила с ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» пятилетние контракты на поставку газа. Таким образом, компания вплоть до 2012 года смогла обеспечить 99 % всех своих потребностей в природном газе.

ЗАО "ГК "Титан" (Закрытое акционерное общество "Группа Компаний "Титан") – это российская корпорация, которая является одной из крупнейших компаний в странах бывшего СНГ. Предприятие занимается производством и сбытом фенола, синтетического каучука, а также разработками в сфере биотехнологий.

Структура компании состоит, во-первых, из нефтехимического комплекса, в который входят ЗАО "Экоойл" и ОАО "Омский каучук", во-вторых, из агропромышленного комплекса, в который входят ООО "АПК "Титан" и ООО "Титан-Агро" и, в-третьих, из предприятий инфраструктуры, в который входят ООО "Инвестхимпром", ООО "Титан-ВКМ-Транс" и другие предприятия.

На сегодняшний день предприятие занимает более четверти общероссийского рынка фенола и около 30% российского рынка каучуков СКМС.

В составе Группы компаний "Титан" находятся комплекс нефтехимических производств, суммарный объем инвестиций которых составляет более 300 миллионов долларов, агропромышленный комплекс и крупная транспортная компания. Предприятие имеет представительства и филиалы в Москве, Башкирии, Санкт-Петербурге и в других районах России, а также в Азербайджане, на Украине, в Казахстане, Китае, Германии и в других странах мира.

По данным журнала "Forbes" ГК "Титан" входит с 2006 года в число двухсот крупнейших непубличных компаний.

Открытое акционерное общество "Минудобрения" находится оно в городе Россошь и является единственным производителем минеральных удобрений во всем Центрально-Черноземном регионе России. Предприятие более 30-ти лет выпускает высококачественную продукцию. Ее достоинство смогли оценить как отечественные производители, так и зарубежные аграрии.

Компания уделяет очень серьезное внимание как вопросам повышения качества продукции, так и повышения качества деятельности. Продукция ОАО "Минудобрения" в 1994 году была удостоена самой высокой награды за качество – Бриллиантовой звезды.

Приоритетом для предприятия на рынках минеральных удобрений является внутренний рынок. Компания участвует в федеральных программах по поддержке села, активно поддерживает отечественных сельскохозяйственных производетелей и занимается разработкой собственной стратегии по обеспечению российских аграриев минеральными удобрениями.

«Тольяттиазот» – это российская химическая компания. Она является крупным производителем аммиака. Предприятие также выпускает углекислоту, базальтовое волокно, карбамид, реакционные трубы, метанол и др.

Основным инвестиционным проектом предприятия «Тольяттиазот» является строительство самого крупного терминала по отгрузке аммиака в Краснодарском крае в порту Тамань. Однако из-за конфликта с местными властями «Тольяттиазот» уже несколько лет задерживает введение в эксплуатацию для первой очереди порта.

Поставка аммиака на экспорт в настоящее время ведется главным образом через построенный в 8-е годы аммиакопровод "Тольятти-Одесса", который построили американские компании. Его протяженность составляет 2417 км. Этот аммиакопровод полностью способен обеспечить экспортную потребность и составляет около 2,12 млн. тонн в год.

Эксплуатирует аммиакопровод ОАО "Трансаммиак", а украинский участок – УГП "Укрхимтрансаммиак".

Открытое акционерное общество "Нефтересурсы" по нефти и нефтепродуктам создано в результате преобразования госпредприятия "Нефтересурсы" в 1993 году. Общество организует и проводит работы по формированию хозяйственных связей для поставки нефтяного сырья, продуктов нефтехимии и нефтепродуктов для государственных и иных нужд. Кроме того, предприятие осуществляет экспорно-импортные операции по сбыту на внешнем рынке продуктов переработки нефтяного сырья, а также их закупке.

На сегодняшний момент открытое акционерное общество "Сода" является одним из ведущих российских предприятий химической промышленности. В предприятии объединено несколько производств, которые выпускают свыше 20 наименований химической продукции. Среди них: очищенный бикарбонат натрия (сода пищевая), сода кальцинированная, хлористый кальций, сажа белая, стиральные порошки серии "Зева", известь и т. д. Продукцию ОАО "Сода" используют более десятки тысяч учреждений, предприятий и организаций на всей российской территории и в некоторых странах мира, численность которых достигает нескольких десятков.

Http://www. equipment-trade. ru/articles/47.htm

Нефтяной вопрос всегда считался самым важным для экономики любой страны.

Свою историю нефтеперерабатывающие заводы России начинали с 1745 года, с того самого дня, когда на реке Ухте братьями Чумеловыми было основано первое предприятие. В основе его продукции лежал обыкновенный, но очень актуальный в те времена керосин, а также прочие смазочные масла.

Сегодня нефтеперерабатывающая промышленность России считается одной из успешных. Постоянно растет количество предприятий, и мелких, и крупных, что обусловлено постоянно растущими доходами от переработки «черного золота». Лучше всего данная отрасль развита в Центральном регионе страны, а также в Тюменской и Челябинской областях.

Нефтеперерабатывающие заводы России производят, в основном, бензин, керосин, дизельное, ракетное, авиационное топливо, мазут, моторные масла, битумы, нефтяной кокс и т. д. Абсолютное большинство из них создаются рядом с нефтяными вышками, что дает возможность компаниям не тратить дополнительные средства на поставки сырья. После переработки уже готовый продукт отправляется к конечному потребителю.

Основная задача, которую выполняют нефтеперерабатывающие заводы России – это глубокая переработка нефти. Их производственный цикл, как правило, состоит из процесса подготовки сырья, первичного перегона нефти т вторичной переработки фракций, что включает в себя каталитический крекинг, риформинг, коксование, гидроочистку и смешения компонентов готового нефтепродукта.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы в России размещены в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, на которые приходится более семидесяти процентов всех мощностей страны. Это Газпромнефть-Омский НПЗ, а также Ангарский, Антипинский (Тюмень), Афипский (Краснодарский край), Красноленинский (Ханты – Мансийск), Уфимский (Башкирия) и т. д. На территории субъектов РФ лидером по первичной переработке нефти является Башкирия.

Нефтеперабатывающие заводы России в большинстве своем появились в нашей стране после войны: за период до 1965 года было построено 16 мощностей, что составляет более половины существующих на сегодня. Однако в период становления экономических реформ в 1990-ые годы в этой отрасли промышленности наблюдался значительный спад объемов производства. Объяснить это нетрудно: в те времена резко упало внутреннее потребление нефти, что обусловило невысокое качество выпускаемого продукта, а значит и низкий коэффициент глубины переработки, снизившийся до 67,4 процентов. И только в 1999 году Омский НПЗ году смог приблизиться к стандартам США и Европы.

Лишь в последние годы в этом вопросе заметна обнадеживающая тенденция, признаком которой стали значительные инвестиции в нефтепеработку, которые, уже начиная с 2006 года, превысили 40 миллиардов рублей.

Вырос коэффициент глубины переработки, ведь в 2010 году В. Путин запретил своим Указом подключать к магистралям те новые нефтеперерабатывающие заводы России, у которых он не доходил до 70%, считая, что подобные предприятия нуждаются в серьезной модернизации. Число таких мини-НПЗ сегодня в России доходит до двухсот пятидесяти.

А к концу текущего 2012 года запланировано построить крупнейший в России нефтеперерабатывающий комплекс, расположенный на самом конце трубопровода, проходящего по Восточной Сибири к Тихому океану, у которого глубина переработки продукта будет составлять около 93 процентов, что будет соответствовать уровню, достигнутому на таких же предприятиях США.

Консолидированная в большей части нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране находится под контролем десяти крупных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Газпром» и т. д.

Http://worldfb. ru/article/34344/neftepererabatyivayuschie-zavodyi-rossii

Согласно социологическим опросам, омичи уверены, что НПЗ – то, что четко ассоциируется с городом. Точно также, как хоккейный клуб «Авангард».

На заводе работают 2826 человек. Вы скажете, что для крупнейшего НПЗ России это слишком мало. Но на это есть причина: производство на ОНПЗ максимально технологично и профессионалы требуются для обслуживания и контроля процессов.

Ее дверь больше похожа на вход в банковский сейф, а все стены монолитные, толщиной 1,5 метра. В операторной уровень давления выше, чем снаружи. Это сделано для того, чтобы, в случае разгерметизации оборудования, вредоносные газы не попали внутрь.

Гидроочистка улучшает качество фракции и делает ее состав пригодным для изомеризации с использованием платиновых катализаторов. Процесс изомеризации изменяет углеродный скелет – атомы в соединении располагаются по-другому, но не происходит изменения состава и молекулярной массы. На выходе получают высокооктановый компонент.

Изомеризация происходит в двух реакторах с платиновыми катализаторами российского производства. Весь процесс разработан в нашей стране, что на сегодняшний день редкость: многие установки изомеризации, которые используются на российских заводах, привезены из-за границы. Постепенно, благодаря опыту ОНПЗ, происходит импортозамещение. Установка перерабатывает 800 тыс. тонн в год и считается крупнейшей в Европе. Сейчас приобретением этой технологии активно интересуется Индия.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Http://24warez. ru/main/photo/1157497310-kak-rabotaet-krupneyshiy-neftep. html

Д. Медведев: «Нефтеперерабатывающая отрасль демонстрирует хорошие темпы развития: за период 2011–2014 годов нефтяные компании инвестировали в модернизацию НПЗ 823 млрд рублей – это огромные деньги. В этом году на эти цели запланировано 214 млрд рублей».

Перед совещанием Дмитрий Медведев ознакомился с работой завода «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», расположенного в городе Кстово Нижегородской области, и принял участие в церемонии ввода в промышленную эксплуатацию комплекса каталитического крекинга.

ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» – одно из ведущих предприятий нефтепереработки в Российской Федерации с установленной мощностью по переработке нефти 17 млн т в год. Его предшественник – Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод – был запущен в эксплуатацию 23 августа 1958 года. В 2002 году предприятие вошло в состав российской нефтяной компании «Лукойл».

Предприятие выпускает свыше 70 наименований товарных нефтепродуктов: автомобильные, авиационные и дизельные топлива, нефтебитумы, парафины и др. За период с 2002 по 2014 год компания «Лукойл» инвестировала в развитие Нижегородского НПЗ 100,7 млрд рублей. На предприятии работает около 2300 человек, средний возраст работников – 39 лет, более 80% имеют высшее и среднее специальное образование.

В 2010 году на предприятии введён в эксплуатацию комплекс каталитического крекинга-1. Благодаря запуску комплекса уже в 2011 году производство автомобильных бензинов в ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» возросло на 1 млн т по сравнению с предыдущим годом. С 2012 года предприятие производит все автобензины только по стандарту «Евро-5».

В период с 2011 по 2015 год на территории завода осуществлялось строительство объектов комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля-2. Пуск комплекса позволит значительно увеличить выход светлых нефтепродуктов, производить дополнительно 1,1 млн т автобензина, 0,15 млн т пропилена в год.

Д. Медведев: Добрый день, коллеги! Всегда приятно участвовать в церемониях, связанных с введением новых мощностей, в том числе и в такой важной для нашей страны отрасли, как нефтепереработка, нефтехимия. Мы только что вместе с руководством «Лукойла», вместе с Вагитом Юсуфовичем Алекперовым приняли участие в церемонии запуска второй очереди комплексного каталитического крекинга. Благодаря современному производству возрастает выпуск автомобильного бензина экологического пятого класса, значит, мы ещё на один шаг приближаемся к нашей цели, заключающейся в том, чтобы освободить российский рынок от низкоэкологического топлива, перейти на европейские стандарты с использованием стандарта бензина класса «Евро-5». Я напомню, что мы такую цель перед собой поставили уже практически в 2011 году.

Хочу отметить, что проектирование промышленного комплекса на нефтеперерабатывающем заводе «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» осуществлялось совместно российскими и зарубежными компаниями. Надеюсь, что это создало все нужные технологические эффекты, а открытие нового комплекса – это важное свидетельство того, что постепенно реализуются существующие планы по модернизации нефтеперерабатывающих производств. Понятно, что эти планы зависимы от общего состояния дел в отрасли, цен на нефть, текущей налоговой политики. Мы всё это прекрасно понимаем, тем не менее всё равно процессы эти развёрнуты, они идут. Необходимость обновления, модернизации нефтеперерабатывающих производств диктуется двумя соображениями. С одной стороны, относительной отсталостью технологического уровня из-за многолетнего недофинансирования, которое образовалось как минимум в период 1990-х годов и которое сейчас большинство серьёзных компаний компенсирует, вводя новые мощности. А с другой – возросшими требованиями к качеству нефтепродуктов на потребительском рынке, и в первую очередь в сфере транспорта, а также экологическими требованиями.

В 2011 году были подписаны четырёхсторонние соглашения между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом. Тогда компании обязались модернизировать свои НПЗ, чтобы перейти на производство более качественных видов нефтепродуктов, а также обеспечить необходимые объёмы их выпуска для поставок на внутренний рынок.

Первоначально срок модернизации был установлен в 2015 году – окончательный срок. В настоящий момент этот срок перенесён на 2020 год в силу существующих трудностей, но это не означает, что это будет бесконечный перенос. Судя по набранным темпам, шансы провести эту модернизацию в период до 2020 года у нас вполне приличные.

Д. Медведев: «Нефтеперерабатывающая отрасль демонстрирует хорошие темпы развития: за период 2011–2014 годов нефтяные компании инвестировали в модернизацию НПЗ 823 млрд рублей – это огромные деньги. В этом году на эти цели запланировано 214 млрд рублей. Это позволило существенно увеличить выпуск нефтепродуктов класса “Евро-5”. Причём за эти годы увеличение было кратным: практически более чем в 60 раз по автобензинам и в четыре раза – по дизельному топливу».

В целом нефтеперерабатывающая отрасль демонстрирует хорошие темпы развития: за период 2011–2014 годов нефтяные компании инвестировали в модернизацию НПЗ 823 млрд рублей – это огромные деньги. В этом году на эти цели запланировано 214 млрд рублей. Это позволило существенно увеличить выпуск нефтепродуктов класса «Евро-5». Причём за эти годы увеличение было кратным: практически более чем в 60 раз по автобензинам и в четыре раза – по дизельному топливу.

В соответствии с соглашениями с 2011 по 2015 год запланировано ввести в эксплуатацию 74 установки вторичной переработки нефти, но по состоянию на 1 сентября текущего года заработало 53 установки, часть ещё не заработали – налицо отставание от графиков. Давайте обсудим, что происходит – здесь есть и финансовые причины, и производственные.

Также из-за непростой экономической ситуации есть необходимость обсудить вопрос о сроке обращения на российском рынке бензина 4-го класса. Здесь есть разные подходы, я знаю. По понятным причинам все, кто модернизацию провёл, считают, что можно делать это немедленно, то есть с 2016 года. Есть другие предложения, давайте обсудим их, исходя из баланса коммерческих интересов, налоговых интересов и стимулирования всех участников процесса к тому, чтобы проводить модернизацию.

Давайте послушаем сообщение министра. Александр Валентинович, сделайте такое сообщение, а потом мы уже в закрытом режиме поговорим со всеми присутствующими руководителями по основным проблемам, связанным именно с нефтепереработкой и стимулированием этих процессов в текущей финансовой ситуации. Пожалуйста.

Доклад Александра Новака на совещании о модернизации нефтеперерабатывающих производств

Я хотел бы коротко доложить об итогах работы за четыре года и перспективных целевых задачах отрасли. С 2011 года нефтеперерабатывающая отрасль действительно получила новое развитие, новый импульс. Были приняты решения, направленные на стимулирование модернизации производства высококачественных бензинов и переход на более высокоэкологичные классы бензина, и в этот период, как уже сказал Председатель Правительства, у нас существенно выросла доля бензинов и дизтоплива высокоэкологичного класса. Приведу цифры: в 2011 году у нас бензины 4-го и 5-го класса составляли всего в совокупности 28% от выпуска. На сегодня, в 2015 году, мы ожидаем уже 93%, то есть всего 7% низкокачественных бензинов будет выпущено. Дизтоплива было 27%, в этом году будет 82%.

Одной из мер государственного регулирования, направленной на повышение качества моторных топлив, стало принятие национального технического регламента, регламента Таможенного союза, в соответствии с которым на территории Российской Федерации предусматривается поэтапное исключение из обращения моторного топлива низких экологических классов.

Есть сроки перехода на обращение моторных топлив экологического класса, и мы, строго говоря, действуем в соответствии с этим планом. С 2013 года из обращения на внутреннем рынке России ушёл класс номер два, с 2015 года (в этом году) – класс номер три, с 2016-го…

Д. Медведев: Скажите, какие страны сохраняют ещё эти классы? Я не имею в виду Европу, там всё очень подготовлено, быстро развивается. Какие?

А. Новак: Если брать страны Содружества Независимых Государств, кроме Белоруссии практически везде, где есть нефтеперерабатывающие заводы, ещё сохраняются классы номер два, номер три, то есть низкоэкологичные. Если говорить о других странах помимо Европы, то в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии тоже есть, выпускают заводы ещё старые, которые не модернизированы. Хотя новые заводы, безусловно, все строятся уже класса пять, и даже в Европе переходят уже (задача поставлена) на класс шесть.

Что касается потребления моторных топлив. Это очень важный показатель, исходя из которого мы планируем балансы производства. Здесь представлены графики потребления автомобильных бензинов, дизтоплива. Я хотел бы обратить внимание, что в 2015 году мы ожидаем потребления бензина в России в объёме 35,4 млн т. Прогноз на следующий год, по оценке в том числе консенсуса и компаний, и федеральных органов власти, колеблется от 34,4 млн т до 36,4 млн т. То есть среднее – это 35,5 млн т. Чуть выше, чем в этом году, в следующем году незначительно ожидается увеличение потребления бензина.

Выполнение планов модернизации. В 2011 году были подписаны 18 четырёхсторонних соглашений между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнодзором и Росстандартом. Это ключевое направление работы, в рамках которого сегодня происходит модернизация в нефтеперерабатывающей отрасли. Предусмотрена реконструкция 34 действующих установок и строительство 99 новых установок, то есть всего 133 новые установки. При этом необходимо отметить: основная нагрузка по планам модернизации и по вводу установок приходится на наши, безусловно, вертикально интегрированные нефтяные компании (в частности, например, у компании «Роснефть» из 130 установок – 42 установки), то есть почти одну треть всех установок.

Анализ исполнения российскими компаниями четырёхсторонних соглашений показывает, что за период с 2011 по 2014 год планы ввода установок выполнены в полном объёме. Введено 47 установок и общий объём инвестиций, как Вы отметили, составил 823 млрд рублей из общих 1,9 трлн, которые были запланированы в ценах 2014 года на все 133 установки, то есть порядка 45% по состоянию на сегодня уже проинвестировано. Однако в 2015 году, в начале года, к нам обратились наши нефтяные компании с просьбой перенести 14 установок на период с 2016 по 2020 год, и мы эти вопросы сейчас рассматриваем совместно с другими федеральными органами власти.

Хотел бы отдельно остановиться на прогнозе производства и потребления автомобильного бензина на период с 2016 по 2018 год. В соответствии с этим прогнозом, в 2016 году два варианта развития событий. Вариант первый: в случае реализации установленного перехода с 2016 года на обращение бензина только 5-го класса возможен дефицит бензина, исходя из прогнозного потребления от 1,8 млн т до 3,8 млн т. Сразу хотел бы отметить, что эти данные были даны по состоянию на сентябрь. Вчера мы получили новые данные от компаний. С учётом заявлений компаний, что они реализуют задачу по введению и переходу на 5-й класс в 2015 году и в I квартале 2016 года – ещё 2,8 млн т, мы видим, что дефицит может быть от 1 млн т в случае максимального потребления до профицита в объёме 1 млн т в случае минимального потребления. Если же брать средний показатель, мы выйдем на баланс примерно на уровне 35,5 млн т.

Дмитрий Анатольевич, в целом наша отрасль, исходя из тех планов, которые есть и которые сегодня перед собой поставили компании в качестве задач четырёхсторонних соглашений, готова обеспечить потребности внутреннего рынка в объёме прогнозного потребления, это 35,5 млн т. Однако у нас нет резерва в этой части, поскольку в течение года мы имеем неравномерное потребление топлива: есть пиковые периоды во время посевной, во время уборочной кампаний. Кроме этого в целях снижения рисков возможного дефицита и в существующей экономической ситуации, которая в принципе сегодня стимулирует компании меньше перерабатывать на нефтеперерабатывающих заводах, мы считаем, что для недопущения дефицита было бы целесообразно попросить Вас рассмотреть вопрос продления на один год возможности оборота на территории Российской Федерации бензинов 4-го класса. Речь идёт только о бензине. Дизтоплива у нас достаточно, здесь стабильный профицит дизельного топлива, который направляется как на внутреннее потребление, так и на экспорт. Для того чтобы обеспечить стимулирование компаний окончательно завершить модернизацию и перейти на 5-й класс, предлагается рассмотреть возможность дифференциации акцизов на 4–5-й класс, с тем чтобы установить дифференциал 3,5 тыс. рублей. Это, на наш взгляд, даст необходимый стимул, для того чтобы переходить ускоренными темпами на 5-й класс.

Я хочу обратить внимание, что такое решение даст возможность в случае разных факторов, влияющих на возможный дефицит потребления и обеспечение потребления топлива, этот 4-й класс, который в незначительных объёмах ещё может дополнительно поступать на рынок в объёме от 2 до 4 млн т в зависимости от потребности, даст нам демпинг и снижение рисков, возможности нормального прохождения следующего года с точки зрения обеспечения внутреннего рынка. Поэтому мы (Министерство энергетики, мы обсуждали это и с другими органами власти) предлагаем рассмотреть такую возможность внесения изменений в технический регламент – продлить по бензинам обращение на внутреннем рынке до 1 января 2017 года.

И в части анализа четырёхсторонних соглашений есть ещё ряд предложений. Их четыре. Текущая редакция четырёхсторонних соглашений на сегодня не предусматривает детализацию по годам объёмов производства моторных топлив внутри периода с 2016 по 2020 год, то есть так подписывались соглашения, что по годам было, только включая 2015 год, а 2016–2020 стоит одной цифрой. И для того чтобы чётко понимать балансы производства нефтепродуктов, контроля, мониторинга, мы просим от Вас такое поручение, чтобы внести изменения в соглашения и разбить этот период по годам. Это касается как производства автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива реактивных двигателей, так и актуализации сроков строительства новых и реконструкции действующих установок вторичной переработки нефти с разбивкой по годам.

Третье предложение касается обязательств компаний по поставкам на внутренний рынок. Сегодня текущая редакция четырёхсторонних соглашений не содержит таких обязательств. Учитывая, что следующий год у нас балансируется на довольно таком малом уровне возможностей дифференциации вокруг объёмов потребности, мы бы просили также рассмотреть возможность внесения изменений в четырёхсторонние соглашения, в которых предусмотреть обязательства нефтяных компаний по обеспечению поставок на внутренний рынок в следующем году автомобильного бензина не менее 90% от объёмов производства.

И, наконец, последнее предложение касается обязательств по вводу установок по переработке нефтяных остатков. Таких обязательств сегодня нет в четырёхсторонних соглашениях, а это важно также с точки зрения планирования и формирования устойчивого прогнозирования потребления нефтепродуктов и их производства. Поэтому просили бы также поручение – рассмотреть возможность изменения четырёхсторонних соглашений и предусмотреть обязательства нефтяных компаний по строительству и реконструкции установок по переработке нефтяных остатков.

Http://government. ru/news/19981/

Поделиться ссылкой: