Нефтеперерабатывающие заводы сша

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) США занимает важное место в экономике страны, обеспечивая 4–5 % ее суммарного ВВП. В свою очередь, в структуре самого ТЭК ведущая роль принадлежит нефтяной промышленности. За счет нефти в США удовлетворяется примерно 55 % потребностей в топливе и энергии.

История развития здесь этой отрасли охватывает уже полтора столетия.

Первая нефтяная скважина в США была пробурена в 1859 г. в Предаппалачском бассейне, с которого началось развитие нефтедобычи в стране. Однако еще в течение длительного времени основным поставщиком топлива на внутренний рынок США оставалась угольная промышленность.

Перелом наступил в 20—30-е гг. XX в. в связи с быстрым ростом использования двигателей внутреннего сгорания. Вторая мировая война еще более доказала преимущество нефтепродуктов перед всеми остальными видами топлива. Так нефть стала составлять основу топливно-энергетического хозяйства США. Доля ее в общем потреблении первичных источников энергии в 1970-х гг. увеличилась до 45 %. 1есно связанная с развитием автомобильного транспорта, обеспечением стратегических потребностей страны, нефтяная промышленность стала во многом определять не только экономическую, но и политическую жизнь США.

Главную роль в добыче играют юго-западные штаты — Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, поставляющие свыше 70% добываемой в стране нефти. В пределах этого района нефть разрабатывают не только на суше, но и в шельфовой полосе Мексиканского залива, особенно, у побережья штата Луизиана, где значительную часть прироста добычи обеспечивает подводное бурение.

Крупные месторождения нефти имеются на Тихоокеанском побережье в штате Калифорния (10% всей добычи) и в горном штате Вайоминг (4% добычи). Потенциально значительные месторождения нефти на Аляске начали разрабатываться недавно. К середине 70-х годов добыча нефти составила 10 млн. т, в будущем она увеличится до 50 млн. т. Соединенные Штаты Америки обладают наиболее развитой в капиталистическом мире нефтеперерабатывающей промышленностью.

К числу наиболее крупных предприятий отрасли относятся заводы фирм «Экссон корпорейшн» в Батон-Руже (Луизиана) — 22,0 млн. т/г; «Тексако инкорпо-рейтед» в Порт-Артуре (Техас) — Й),0 млн. т/г; «Экссон корпорейшн» в Хьюстоне (Техас) — 19,7 млн. т/г; «Амоко ойл» в Тексас-Сити (Техас) — 16,4 млн. т/г.

Борьба нефтедобывающих стран Ближнего Востока и Латинской Америки за экономическую независимость ослабила позиции нефтяных монополий на международной арене, однако в руках нефтяного консорциума (где ведущую роль играют нефтяные монополии США) по-прежнему находится значительная часть нефтяного хозяйства капиталистических и развивающихся стран.

– побережье Мексиканского залива (полоса шириной 200-300 км на территории штатов Техас, Луизиана, Миссисипи),

– полоса Атлантического побережья от Нью-Йорка до Балтимора (главным образом устья рек Гудзон и Делавэр).

Крупных нефтедобывающих районов в США всего три. В первый – самый большой из них – район Юго-Западного Центра можно включить такие нефтяные бассейны, как Западный Внутренний, Пермский и Галф. В течение длительного времени добыча в этом районе велась только на суше. Она началась еще в самом конце XIX в., но настоящая «нефтяная лихорадка», быстро превратившая Техас из довольно отсталой окраины в один из самых богатых штатов страны, развернулась уже в 30-х гг. XX в. Она была связана с открытием в восточной части этого штата нефтяного месторождения Ист-Техас, которое оказалось крупнейшим в стране, причем сохраняло это первенство до 1960-х гг., когда было обнаружено месторождение Прадхо-Бей на Аляске. Вскоре были открыты крупные месторождения нефти в соседней Луизиане. Сухопутные и шельфовые месторождения Юго-Западного центра, вместе взятые, ныне обеспечивают более 50 % всей нефтедобычи США.

Добыча нефти и природного газа на шельфе Мексиканского залива началась уже после Второй мировой войны. За сравнительно короткое время здесь было открыто почти 150 нефтяных и около 700 газовых месторождений. В 1970-е гг. шельфовая зона Техаса и Луизианы превратилась в самый крупный в мире район внебереговой добычи нефти и газа. Здесь были сооружены многие сотни буровых платформ, пробурены многие тысячи нефтяных и газовых скважин, благодаря чему вся прибрежная акватория приобрела характер своеобразного земноводного пространства. В 1980-е гг. добыча нефти в Мексиканском заливе держалась на уровне 40 млн т в год, природного газа – 125 млрд м 3 . В 1991 г. она поднялась соответственно до 53 млн т и 135 млрд м 3 . Однако перспективы дальнейшего роста добычи в Мексиканском заливе теперь связывают в основном с освоением месторождений, открытых в его центральной части, но при глубинах до 1000 м. В 2006 г. здесь было открыто месторождение, которое может стать крупнейшим в США.

Юго-Западный Центр – главный в США и крупнейший в мире район нефтепереработки, которая концентрируется прежде всего у Хьюстона. Наряду с этим здесь берут начало самые протяженные в США нефте– и продуктопроводы, связывающие Техас и Луизиану с Нью-Йорком, Чикаго и другими городами Северо-Востока и Среднего Запада.

В качестве второго крупного нефтяного района США можно выделить Южную Калифорнию. Нефть здесь была обнаружена перед Второй мировой войной. На ее разработке выросли многие крупные монополии, включая «Оксидентл петролеум» А. Хаммера. Добыча ведется как на суше, в том числе в городской черте Лос-Анджелеса, так и в пределах континентального шельфа.

После первого успеха геологи-поисковики решили попытать счастья на крайнем севере Аляски, представляющем собой склон хребта Брукса и прибрежную равнину моря Бофорта. Со временем здесь была открыта целая нефтегазоносная провинция, названная провинцией Северного склона Аляски.

Уже в конце 1980-х гг. добыча нефти на Аляске достигла 100 млн т в год, и по этому показателю она заняла второе место в стране после Техаса. «Нефтяная лихорадка» оказала огромное воздействие на всю экономическую и социальную жизнь Аляски. На предприятиях нефтяного комплекса ныне занят каждый десятый ее житель. Отчисления от продажи нефти в 1980-х гг. составили 85 % всех доходов, поступающих в казну штата.

Город Хоббс, численностью 30 000 человек вверху посередине фотографии со спутника. Тысячи нефтяных скважин точками усеивают всю левую половину фотографии. Справа – квадратики сельскохозяйственных полей. В центре каждого квадратика круг, образованный ирригационной системой, представляющей собой установку орошения, закреплённую в центре и перемещающуюся по окружности.

Http://biofile. ru/geo/4852.html

Согласно подсчетам «Ойл энд гэз джорнал», к началу 1949 г. в Соединенных Штатах имелось 418 нефтеперерабатывающих заводов с общей пропускной способностью в 6,7 млн. баррелей сырой нефти в сутки. Из них 374 завода находились в действии.

Общая суточная пропускная способность заводов составляла 6,51 млн. баррелей сырой нефти, а крекинговая мощность — 3,75 млн. баррелей в сутки. В это же время в Канаде насчитывалось 36 нефтеперерабатывающих заводов с общей суточной пропускной способностью 331,9 тыс. баррелей сырой нефти и мощностью крекинговых установок 167,4 тыс. баррелей в сутки, а в Мексике — 7 заводов с общей суточной пропускной способностью 160,4 тыс. баррелей сырой нефти и крекинговой мощностью 25,9 тыс. баррелей в сутки.

В настоящее время нефтяные ресурсы страны увеличиваются не только путем открытия новых месторождений и применения усовершенствованных методов бурения и эксплуатации, но и благодаря более высокой технике нефтепереработки. Что касается наиболее прибыльного нефтепродукта — бензина, то более совершенная техника позволила значительно увеличить процент бензина, получаемого из сырой нефти. Так, в 1915 г. выход бензина составлял около 18%, в 1940 г. — 45%, а в ближайшем будущем благодаря разрабатываемым сейчас методам каталитического крекинга процент выхода бензина предполагается довести до 60. Перевести все нефтеочистительные заводы на максимальный выпуск бензина было бы, однако, нецелесообразно, так как это привело бы к снижению процента выхода средних погонов, на которые в настоящее время предъявляется устойчивый и все возрастающий спрос ввиду использования их для отопления жилищ.

В настоящее время благодаря развитию нефтяной промышленности из сырой нефти получают свыше 5 тыс. различных видов нефтепродуктов, причем дальнейшие возможности использования сырой нефти для производства различных химических продуктов почти неограниченны. Так например, если до 1940 г. удельный вес нефти и природного газа как сырья для производства различных органических веществ в химической промышленности Соединенных Штатов составлял менее 5 /о, то к 1946 г. он возрос почти до 25%, что составляет свыше 1 587 тыс. т сырья для производства синтетических органических веществ.

Североамериканский континент представляет собой крупнейший рынок сбыта нефтепродуктов. В 1938 г. потребление нефтепродуктов на душу населения составляло: в Мексике — 0,9 барреля, в Канаде — 4, в США — 8,8 барреля, то есть являлось крупнейшим в мире. В 1947 г. потребление нефтепродуктов на душу населения поднялось: в Мексике до 2,1 барреля, в Канаде — 6,7, в США 13,7 барреля.

Объем экспорта сырой нефти и нефтепродуктов Мексики, хотя уступает экспорту Соединенных Штатов, тем не менее составляет гораздо больший процент внутреннего производства, чем в США.

В последние годы в Соединенных Штатах было потреблено почти равное количество бензина и нефтетоплива. Поскольку, однако, оптовая цена бензина примерно в два раза превышает стоимость нефтетоплива, которое к тому же обычно продается крупными количествами, розничная торговля нефтепродуктами выражается в основном в распределении и доставке бензина и в меньшей степени других нефтепродуктов. Бензозаправочные станции, автомобили, грузовики, развозящие бензин, множество реклам, благодаря которым названия таких компании по сбыту бензина как «Эссо», «Мобильгаз», «Ред краун», «Фаир чиф», «Кулмотор», «Филлипс 66» и многие другие, стали обиходными словами, в Америке встречаются повсюду. В Соединенных Штатах имеется свыше 200 тыс станций обслуживания или заправки бензином и 175—200 тыс. других пунктов продажи бензина и нефтепродуктов, необходимых для автомобилистов. Арендатор бензозаправочной станции, ее служитель или владелец является таким же непременным членом сельской общины, как аптекарь или бакалейщик, и их можно встретить в любом месте, где имеются дороги, по которым может проехать автомобиль.

С нефтеочистительных заводов на оптовые склады очищенные нефтепродукты обычно доставляются по трубопроводам или водным транспортом, откуда они развозятся автоцистернами на бензозаправочные станции, промышленные предприятия и фермы.

Результатом развития нефтяной промышленности в Америке явилось возникновение системы распределения бензина и других очищенных продуктов которая не встречается в других районах земного шара. Подсчитано, что в Соединенных Штатах одна бензиновая колонка приходится на 21 автомобиль, а один автомобиль приходится в среднем на 4 человека. Нефтяная промышленность стала, таким образом, отраслью массового производства.

Http://usa. e-migration. ru/promyishlennost-ekonomika-ssha/neftepererabotka-v-ssha. html

По данным British Petroleum (от 2014 года) США занимает третье место в мире по добыче нефти (12,3% от мировой, около 520 млн. тонн в год), имеет около 20,7 млрд. баррелей нефти в запасе (1,4% от общемировых), производит примерно 9,7 млн. баррелей в сутки и является лидером по потреблению нефти (около 19,2 баррелей в сутки).

Нефтеперерабатывающие заводы сосредоточены вдоль побережий Атлантического океана (портовые центры Северо-Востока, где занимаются переработкой импортной нефти, и вдоль трасс магистральных нефтепроводов).

США переходит на добычу сланцевой нефти, чтобы снизить зависимость от импорта из Саудовской Аравии, Мексики, Канады, Нигерии, Венесуэлы и ряда других стран (около 10,3 баррелей в день). США не импортирует нефть из России (политические причины).

Сланцевую нефть уже успешно добывают в месторождениях Eagle Ford в штате Техас, Bone Springs в Нью-Мексико и Three Forks в Северной Дакоте. США планирует к 2035 году увеличить добычу сланцевых пород в два раза.

Основные нефтехранилища находятся вблизи Мексиканского залива, недалеко от крупных центров нефтепереработки. Это четыре искусственные подземные полости, созданные путём бурения и закачивания в них соль для безопасного хранения нефти.

Начиная с 2010 года, добыча собственной нефти США резко увеличилась, однако тенденция постепенно снижается. В США лидерами по добыче нефти являются компании: WBH Energy (специализируются по сланцевой нефти) и EIA.

Лидерами по добыче нефти являются районы: Аляски, Калифорнии, шельфа Мексиканского залива и Техаса. По оценкам специалистов большая часть нефти в тех местах уже добыта, поэтому без улучшения технологии добычи невозможно целесообразно добывать нефть в старых месторождениях. Аналитики утверждают, что из-за нехватки технологий и присутствия желания найти более дешёвые способы добычи нефти США ожидает индустриальный бум.

В 2015 году отменено эмбарго на экспорт нефти из США. Впрочем, доставка нефти из США в Европу танкерами обходится дороже чем по нефтепроводу.

Http://kudavlozitdengi. adne. info/neftyanaya-promyshlennost-ssha/

    При написании книги мы столкнулись с рядом трудностей, связанных с обилием информации в печати об американских нефтяных компаниях и практически полным отсутствием материала о деятельности нефтеперерабатывающих заводов бывшего Советского Союза. В советской, а с 1992 г. в российской печати не публикуется статистическая информация о работе заводов, их эффективности и будущем развитии. Мало материала о введении в действие новейших технологий, модернизации существующего производства. Парадоксально, но основные сведения о советских нефтеперерабатывающих заводах получены из американских источников. [c.5]

    В 1990 г. заводами СССР из 1 т нефти производилось 19% бензинов, 25% керосина и дизельного топлива, 36% котельного топлива, 3% битумов, 3% масел и 17% других продуктов. Из 15 стран бывшего Советского Союза только 9 имеют нефтеперерабатывающие заводы. На рис. 20 дана карта территории бывшего Советского Союза, на которой указаны ныне существующие страны и экономические районы России и месторасположение заводов. Ниже приведены сведения о числе заводов в каждом государстве бывшего СССР и их общей мощности  [c.124]

    Несколько слов о снабжении покупателей бензином. Как известно, в странах бывшего Советского Союза существовало только несколько унифицированных марок бензина, которые выпускались без присадок. Никакой конкуренции бензинов не существовало. Вся территория бывшего Союза была поделена на участки, за обеспечение бензином которых отвечали нефтеперерабатывающие заводы, находившиеся на этой территории. [c.168]

Http://chem21.info/info/1537831/

Промышленность США занимает особое место в международном разделении труда. Многообразие отраслей промышленности, обеспеченность различным сырьем и квалифицированными кадрами, высокоразвитая научно-исследовательская база позволило американской промышленности обеспечить массовое производство разнообразной серийной продукции и выпуск уникальных приборов и оборудования как для внутреннего, так и для мирового рынка.

Наибольший рост характерен для отраслей, определяющих НТП и тесно связанных с военным производством. За последние десятилетия в новые отрасли выделились:

    ракетная промышленность, производство космической техники, полупроводниковая промышленность, производство ЭВМ, научное приборостроение, производство станков с программным управлением, лазерная, вакуумная, кислородная промышленность, вертолетостроение (Сикорский Игнатий Иванович – 1889-1972 годы, эмигрировал в США в 1919 году), производство оборудования для предотвращения загрязнения и очистки окружающей среды, промышленность топливных элементов и другие.

В среднем в обрабатывающей промышленности каждые 4 года обновляется не менее 20% выпускаемой продукции.

Горнодобывающая промышленность. США занимают видное место по добыче ряда важнейших полезных ископаемых – каменного угля, нефти, природного газа, железной руды, меди, свинца, цинка, фосфоритов. Однако доля отрасли по числу занятых и стоимости продукции в промышленном производстве страны невелика и проявляет тенденцию к дальнейшему сокращению.

Но собственных ресурсов недостаточно, и после 2 мировой войны США из экспортера превратились в крупнейшего импортера нефти, железной руды, цветных металлов, бокситов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов, кобальта и т. д.

В размещении горнодобывающей промышленности по районам США происходят заметные сдвиги, связанные с изменением структуры отрасли, главным образом ростом доли добываемых энергоресурсов. В стоимости продукции горнодобывающей промышленности возрастает доля Юга – основного района добычи нефти, угля и газа. Соответственно уменьшается доля Севера и Запада, где в основном добываются руды цветных и черных металлов.

Горнодобывающая промышленность США тесно связана с топливно-энергетическом комплексом. В США вырабатывается около 3 трлн. кВт/ч. электроэнергии. структура энергобаланса по сравнению с довоенным периодом претерпела изменения. В настоящее время преобладает нефть и газ. В результате возникло несоответствие между структурой запасов (нефть и газ 7%, уголь 93%) и структурой потребления (нефть и газ примерно 75%, уголь – 25%) топливных ресурсов США.

Наибольшее значение для энергетического хозяйства страны имеет Нефтяная промышленность. Главную роль в добыче нефти играют юго-западные штаты – Техас, Луизиана, Оклахома, Нью-Мексико, поставляющие около 70% добываемой в стране нефти. В пределах этого района нефть добывается и в шельфовой зоне Мексиканского залива. Крупные месторождения нефти имеются на Тихоокеанском побережье в штате Калифорния, в горном штате Вайоминг. В последние годы начато широкое освоение месторождений на Аляске.

США обладает мощной нефтеперерабатывающей промышленностью. Наиболее крупные нефтеперерабатывающие заводы фирм: «Эксон корпорейшен» расположены в штатах Луизиана и Техас, «Тексако инкорпорейд» в Техасе, «Амоко ойл» также в Техасе. Размещение нефтепереработки США заметно отличается от добычи нефти. Значительная часть мощностей размещается не только в районах добычи, но и в районах потребления, то есть в важнейших промышленных узлах Северо-Востока, в портовых центрах, на трассах магистральных нефтепроводов.

Главнейшими районами концентрации нефтеперерабатывающих заводов являются:

    побережье Мексиканского залива (полоса шириной 200-300 км на территории штатов Техас, Луизиана, Миссисипи), Южная и Центральная Калифорния, полоса Атлантического побережья от Нью-Йорка до Балтимора (главным образом устья рек Гудзон и Делавэр).

Районы залегания природного газа в основном совпадают с нефтеносными бассейнами. На долю 5 штатов – Техаса, Луизианы, Оклахомы, Нью-Мексико и Канзаса приходится свыше 90% добычи.

Значительная часть нефти, газа и нефтепродуктов поступает из юго-западных штатов страны в районы промышленного Севера США. Общая длина магистральных нефте – и продуктопроводов около 300 тыс. км, газопроводов – более 350 тыс. км. Особенно густую внутрирайонную сеть распределительные трубопроводы образуют на побережье Мексиканского залива, соединяя газо – и нефтепромыслы с нефтеперерабатывающими и газобензиновыми заводами, нефтехимическими комбинатами и портами.

По Добыче угля США занимает 1 место в мире (1 млрд. т/год). В результате энергетического кризиса и резкого повышения цен на нефть, как на внешнем, так и на внутреннем рынке в США большое внимание стали уделять разработке рентабельных способов получения жидкого топлива из каменного угля. Характерно, что активную роль в этих исследованиях играют ведущие нефтяные монополии страны.

Электроэнергетика относится к числу наиболее быстро развивающихся отраслей экономики США. Крупнейшей государственной энергосистемой США является система гидравлических и тепловых электростанций в бассейне рек Теннесси и Камберленд, управляемых Администрацией реки Теннесси. Но около 80% всей электроэнергии вырабатывается в США на частных электростанциях, в том числе 4% — на электростанциях промышленных предприятий.

Доля ГЭС в производстве электроэнергии неуклонно снижается, хотя гидроэнергетические сооружения (без насосно-аккумулятивных станций) используют менее 35% потенциальных ресурсов всех рек. Около 60% всей электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС приходится на штаты Запада, в том числе 48% — на Тихоокеанские штаты. Крупные ГЭС построены в США также на Ниагаре, Теннесси и в верхнем течении реки Миссури. В отличие от ТЭС все крупнейшие ГЭС США принадлежат государству или местным властям. К их числу относятся: Гранд-Кули на реке Колумбия, Джон-Дей на той же реке, Роберт-Мозес на реке Ниагара и другие. Разрабатываются проекты расширения мощностей крупнейших ГЭС Тихоокеанского Северо-Запада.

Свыше 80% электроэнергии в США производится на тепловых станциях. На долю ТЭС, использующих в качества топлива уголь, приходится 54% мощностей, природный газ – 27%, мазут – 19%. В связи с кризисом на рынках жидкого топлива ряд станций работавших на мазуте переведены в последние годы на уголь. Из вновь вводимых мощностей ТЭС 60% используют в качестве топлива битуминозный уголь и лигниты.

В размещении электроэнергетики США отчетливо наблюдается тенденция постепенного усиления значения южных штатов, в особенности Южноатлантических, и Юго-Западного центра.

С середины 60-х годов 20 века в США резко ускорилось развитие Ядерной энергетики. Основные районы концентрации АЭС – Северо-Восточный центр и Южноатлантические штаты. Но сейчас АЭС размещаются по территории страны уже более равномерно и в основном тяготеют к крупным промышленно-городским агломерациям.

Важная особенность размещения обрабатывающей промышленности США – практически повсеместное усиление темпов ее субурбанизации, то есть сдвига промышленного производства из центральных частей агломераций в их пригородные зоны. Здесь, как правило, размещаются заводы, требующие больших производственных площадей (автомобильные, авиационные, цементные, химические, нефтеперерабатывающие, тяжелого машиностроения и т. д.) и развитой инфраструктуры. К факторам, «выталкивающим» промышленность в пригороды, относятся: более высокая цена на земельные участки в центральных частях городских агломераций, необходимость создания обширных площадок для стоянок автомобилей (площадь таких стоянок близ новых заводов приближается по размерам к площади самого предприятия), действие законов по охране окружающей среды в городах, «кризис больших городов», где центральные части перенаселены относительно бедным населением.

Предприятия Машиностроительной промышленности размещаются по территории страны крайне неравномерно – более 60% их расположено в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а доля этих районов в стоимости выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США: Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас – Форт-Уэрт, на долю которых приходится свыше 40% условно-чистой продукции машиностроения и металлообработки.

Крупнейшая отрасль транспортного машиностроения США – Автомобильная промышленность. Легковые автомобили – основное транспортное средство для миллиона американцев, а грузовые автомобильные перевозки занимают важное место в транспортной системе страны. В производстве автомобилей, их сбыте и коммерческой эксплуатации занято около 20 млн. человек, то есть каждый шестой работающий американец прямо или косвенно связан с автомобильной промышленностью. В автомобилестроении используется основная часть парка станков и кузнечно-прессового оборудования. Выпуск автомобилей в США находится на высоком уровне, однако эта отрасль чрезвычайно подвержена конъюнктурным колебаниям и спадам, которые непосредственно сказываются как на автомобилестроении, так и на смежных отраслях: металлургической, химической и резиновой промышленности, станкостроении и т. д., вызывая недогрузку производственных мощностей и безработицу. На американском рынке растет конкуренция со стороны иностранных средне – и малолитражных машин, поставляемых главным образом Японией и ФРГ. Успешной конкуренции этих машин способствовал энергетический кризис и резкое повышение цен на горючее.

Автомобильная промышленность – одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторс», «Форд», и «Крайслер» — приходится около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 25% мирового производства автомобилей.

Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье – 60% условно-чистой продукции отрасли. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции автомобилестроения, основная часть которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих городах Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченностью района квалифицированными кадрами, металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до 2 мировой войны тенденция к рассосредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливаются.

Авиационная промышленность страны – выросшая в годы 2 мировой войны, с развитием военного ракетостроения и развертыванием космических программ в США превратилась по существу в новую отрасль – авиаракетнокосмическую промышленность. Авиаракетные монополии «Макдоннел-Дуглас», «Локхид», «Боинг», «Рокуэлл», «Хьюз эйркрафт», в течение многих лет занимают первые места по размерам правительственных военных заказов и представляют собой основу военно-промышленного комплекса США. Заметное место в авиаракетнокосмической промышленности страны занимает выпуск и гражданской авиационной техники, в том числе лайнеров, легких самолетов, вертолетов, значительная часть которых экспортируется.

Ведущий район Авиаракетнокосмической промышленности – Тихоокеанское побережье с главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. На Юге к важнейшим центрам отрасли относятся Даллас-Форт-Уэрт (крупнейшая по числу занятых в отрасли агломерация района), Атланта, Хантсвилл (Алабама), основной ракетный полигон и космодром страны на мысе Канаверал (Флорида) и центр управления космическими полетами в Хьюстоне. Основные центры сборки самолетов на Севере – Сент-Луис, Уичито, Нью-Йорк. Свыше 60% всего производства авиационных двигателей, приборов, комплектующих узлов и деталей сосредоточено на Индустриальном Востоке США (основные центры – Цинциннати, Индианаполис, Хартфорд, Нью-Йорк, Бостон, Буффало). На Западе к числу крупных центров двигателестроения в авиакосмической промышленности относятся Сакроменто, Финикс, Лос-Анджелес.

Ускоренное развитие авиаракетнокосмической промышленности (в особенности сборки и испытания летательных аппаратов) на Западе и Юге связано с благоприятными климатическими условиями, выгодным транспортно-географическим положением многих ведущих центров отрасли, а также возможностями обеспечения авиационных и ракетных заводов рабочей силой, близостью к крупным научно-исследовательским центрам.

Судостроительная промышленность страны переживает период длительного застоя. Значительные размеры имеет лишь строительство военных кораблей как на частных верфях, так и на верфях ВМС страны. Основные типы спускаемых на воду военных кораблей – авианосцы, атомные подводные лодки, сторожевые корабли. Крупнейшие судоверфи частных компаний на Атлантическом побережье страны расположены в Ньюпорт-Ньюсе (штат Виргиния, фирма «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док») и Гронте (штат Коннектикут, фирма «Дженерал дайнемикс») – ведущем центре конструирования и строительства атомных подводных лодок; крупные верфи имеются также в Бостоне, Балтиморе, Филадельфии, Нью-Йорке. На побережье Мексиканского залива к важным центрам судостроения относятся Паскагула (Миссисипи), Новый Орлеан и Мобил (Алабама); на Тихоокеанском побережье крупные судоверфи находятся в Сан-Франциско, Сиэтле, Сан-Диего, Лос-Анджелесе.

Одна из основных отраслей Машиностроительной промышленности США – общее машиностроение – представляет собой по существу целый конгломерат разнообразных отраслей. В общее машиностроение американская статистика включает станкостроительную и инструментальную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, производство горностроительных и подъемно-транспортных механизмов, технологического оборудования для полиграфической, пищевой, легкой и других отраслей промышленности, производство турбин и двигателей внутреннего сгорания, торгового и коммунального оборудования, оргтехники, разнообразного общепромышленного оборудования (в том числе подшипников, насосов и компрессоров, силовых трансмиссий, промышленных печей и т. д.). Общее машиностроение – наиболее традиционная отрасль машиностроительной промышленности страны; консервативен и общий рисунок ее размещения на протяжении многих десятилетий. На долю промышленных штатов Севера приходится около 80% всех занятых в отрасли; в том числе свыше 40% концентрируется в Приозерье, главным образом в Иллинойсе, Огайо и Мичигане.

Станкостроительная промышленность – одна из наиболее высокоразвитых отраслей американского машиностроения. В условиях обострившейся конкуренции американские станкостроительные фирмы уделяют большое внимание расширению производства сложных прецизионных станков, автоматических линий, многоцелевых станков, оборудования с программным управлением, а также промышленных роботов. Важнейшие районы станкостроительной промышленности США – Приозерье (свыше 50% всех занятых в отрасли) и Новая Англия (свыше 20% занятых).

В достижении высокого уровня механизации полеводства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства важное место принадлежит сельскохозяйственному машиностроению. Для этой отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации в штатах Приозерья и Северо-Западного центра – важнейшем сельскохозяйственном поясе страны. На долю лишь трех штатов – Иллинойса, Айовы и Висконсина – приходится около половины выпуска всех сельскохозяйственных машин и механизмов США. Крупнейшие центры сельскохозяйственного машиностроения – Давенпорт – Рок-Айленд – Молин, Де-Мойн (Айова), Миннеаполис-Сент-Пол, Чикаго, Пеория (Иллинойс), Расин (Висконсин). Следует отметить низкий уровень развития отрасли на Юге (свыше 30% товарной продукции сельского хозяйства и лишь 13% занятых в сельскохозяйственном машиностроении США).

В производстве оборудования для нефтяной промышленности выделяются главные нефтедобывающие штаты страны – Техас, Луизиана и Калифорния, на долю которых приходится около 80% занятых в этой отрасли машиностроения.

Свыше половины всех двигателей внутреннего сгорания производят в двух штатах – Висконсине и Мичигане (в последнем – главным образом автомобильные двигатели).

Выпуск паровых и гидравлических турбин сосредоточен в Питтсбурге, Филадельфии, Бостоне.

Основные центры производства оргтехники размещаются преимущественно в штатах Нью-Йорк, Огайо, Коннектикут.

Наиболее быстро растущая отрасль машиностроения США – производство радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. По отгрузкам электронного оборудования США в 3-4 раза опережают своих основных конкурентов – Японию и ФРГ. На долю американских фирм приходится до 40% всего производства ЭВМ в развитых странах. Особенно заметно преобладание США в выпуске ЭВМ промышленного и военного назначения; в то же время в производстве бытовой электроники американские компании не выдерживают конкуренции с японскими и другими южноазиатскими странами, в ряде случаев даже на внутреннем рынке.

Радиоэлектронная промышленность размещается по территории страны в целом несколько более равномерно, чем другие крупные отрасли машиностроения. На долю каждого из следующих районов США: Среднеатлантических штатов, Северо-Восточного центра и Тихоокеанских штатов – приходится по 20% всех занятых в производстве радиоэлектронной аппаратуры и средств связи.

К важнейшим центрам радиоэлектронной промышленности страны относятся Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Анхайм (Калифорния). Наиболее крупное предприятие отрасли – завод фирмы «Рокуэлл» в Анхайме. Завод вырабатывает оборудование теле – и радиосвязи, навигационные приборы, компоненты и детали радиоэлектронной аппаратуры для авиаракетнокосмической промышленности. Крупнейшее предприятие по выпуску ЭВМ фирмы «Интернэшнл бизнес машинз» расположено в Покипси (Нью-Йорк), полупроводников фирмы «Моторола» — в Финиксе (Аризона), телефонного и телеграфного оборудования фирмы «Уэстерн электрик» — в Чикаго.

Приборостроение, несмотря на относительно небольшое число занятых (около миллиона человек), достигло в США высокого уровня развития. В суммарном производстве развитых стран на долю США приходится 70% выпуска контрольных, научных измерительных приборов и около 50% фото – и киноаппаратуры. Основные центры приборостроения – Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго (научные и медицинские приборы, контрольно-измерительная аппаратура) и Рочестер (фото – и киноаппаратура).

Химическая индустрия является наряду с машиностроением одной из ведущих отраслей промышленности США. По темпам роста химическая индустрия значительно опережает обрабатывающую промышленность в целом, уступая только радиоэлектронике. Производство химической продукции в США в среднем удваивается за каждые 10-12 лет. Технический прогресс способствовал резкому увеличению спроса на синтетические химикаты с заранее заданными свойствами, прежде всего на полимерные материалы (СК, химические волокна, пластмассы, синтетические смолы), большая часть которых синтезируется на базе нефтехимического сырья. Резко усилилось за последние годы значение ряда технических газов (кислорода, водорода, азота и его соединений, гелия), используемых для интенсификации процессов в металлургии и химической технологии, в виде компонентов ракетных топлив, для исследования космоса и т. д.

Структурно-сырьевые сдвиги способствовали перемещению химической промышленности из штатов Севера в богатые энергетическими ресурсами, углеводородным и горно-химическим сырьем южные штаты, в особенности расположенные на побережье Мексиканского залива. На этот район, в частности, приходится около половины производства нефтехимикатов в США. Предприятия Юга производят свыше половины всех вырабатываемых в стране технических химикатов (то есть химических полупродуктов, поступающих на дальнейшую переработку в пределах этой же отрасли или используемых в других отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте), 60% полимерных материалов, свыше 50% удобрений и ядохимикатов и т. д., то есть сравнительно дешевые и многотоннажные продукты. Здесь расположены крупнейшие в стране химические предприятия: фирма «Юнион карбайд» — в Чарлстоне (Западная Виргиния) и «Доу кемикл» — во Фрипорте (Техас). Важнейшие центры химической промышленности Юга – Хьюстон («химическая столица» США), Чарлстон, Батон-Руж, Бомонт-Порт-Артур-Ориндж, Тексас-Сити.

Север, где сконцентрирована подавляющая часть населения США и предприятий Обрабатывающей промышленности страны, остается основным районом производства и потребления химикатов в США. Однако около 60% производимой на Севере химической продукции (в стоимостном выражении) составляют готовые к употреблению малотоннажные и дорогие химикаты: медикаменты, мыло и моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, красители. Большая часть указанной продукции потребляется в пределах района, однако вывоз дорогих и малотоннажных химикатов в южные и западные штаты определяет специализацию Севера в территориальном разделении труда в химической промышленности страны. Производимые на Севере неорганические и органические технические химикаты не удовлетворяют местного спроса, и значительная часть их ввозится из южных штатов. Важнейшими центрами химической промышленности района являются Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Цинциннати, Сент-Луис, Индианаполис. Около 20% всех шин вырабатывается в США в крупнейшем центре резиновой промышленности – городе Акрон (Огайо).

Химическая промышленность Запада США играет в масштабах страны второстепенную роль; почти вся выпускаемая химическая продукция идет на удовлетворение собственных нужд района. Основные центры химической промышленности – Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

С химической промышленностью тесно связана атомная промышленность, имеющая огромное военное значение. В комплексе предприятий этой отрасли важнейшее место занимают заводы по производству ядерного горючего (урана 235, трития, плутония), построенные во время 2 мировой войны правительством США, а затем переданные в эксплуатацию частным фирмам. Центрами производства расщепляющихся материалов являются Ок-Ридж (Теннесси), Падьюка (Кентукки), Саванна (Южная Каролина), Портсмут (Огайо), Ханфорд (Вашингтон).

Важное место в экономике страны занимают отрасли Легкой промышленности, среди которых выделяются текстильная и особенно швейная и трикотажная, хотя темпы роста этих отраслей невысоки и их относительная роль в промышленном производстве снижается. В текстильной промышленности структура выпуска тканей после 2 мировой войны заметно изменилась – выросла доля тканей, вырабатываемых на основе искусственных и синтетических волокон, а также комбинированных тканей, составив почти половину всей продукции отрасли. В то же время производство хлопчатобумажных тканей сократилось в два с лишним раза, а производство шерстяных – почти в 8 раз. Следует подчеркнуть, что производство синтетических и искусственных волокон осуществляется на специализированных заводах, включаемых американской статистикой в состав химической промышленности, а выпуск тканей на их основе является собственно текстильным производством.

Размещение Текстильной промышленности США с начала 20 века претерпело значительные изменения. В течении нескольких десятилетий отрасль по существу переместилась из традиционного текстильного района – Новой Англии – в Южноатлантические штаты, где дешевая рабочая сила и близость к хлопковому поясу страны. После 2 мировой войны в этом районе и соседнем Юго-Восточном центре были построены практически крупнейшие предприятия США по выпуску синтетических волокон: капрона, нейлона, дакрона, полиакрилового волокна. На долю южных штатов приходится 80% выпуска хлопчатобумажных тканей и тканей на основе химических волокон. Крупнейшими центрами Юга являются Гринсборо – Уинстон-Сейлем – Хай-Пойнт (Северная Каролина), Шарлот (Северная Каролина), Гринвилл (Южная Каролина), Колумбус (Джоржия). Множество текстильных фабри располагается вдоль Пидмонта в небольших городках или даже сельских районах. Производство дорогих высококачественных тканей по-прежнему концентрируется на Северо-Востоке, поэтому доля этого района в стоимости условно-чистой продукции отрасли еще довольно значительна – около 30%.

В Швейной промышленности также заметен сдвиг на Юг. На долю предприятий Юга (преимущественно небольших фабрик, выпускающих недорогую мужскую одежду) приходится свыше 40% условно-чистой продукции отрасли. Однако значение старых центров швейной промышленности на Северо-Востоке США, несмотря на абсолютное и относительное снижение выпуска продукции, еще достаточно велико. Значительным центром в последние годы стал один из национальных законодателей моды Лос-Анджелес, выдвижение которого связано с производством женского платья по голливудским «киностандартам».

Большое развитие получила в США Пищевкусовая промышленность. Доля отрасли в условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности страны составляет 12%. К важнейшим отраслям пищевой промышленности США относятся мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков, консервная и мукомольная. В связи с ростом цен на продовольственные товары в США большое внимание уделяют производству различного рода заменителей натуральных продуктов, а также наполнителей, панировочных и ароматических веществ, добавляемых в продукты питания. Развивается производство замороженных пищевых продуктов (в том числе закусок, национальных блюд, десертных изделий, кремов и т. д.) и разнообразных консервов.

Размещение пищевой промышленности по территории страны в целом отличается относительной равномерностью. Крупные города, как правило, являются и ведущими центрами отрасли. Однако выделяются районы концентрации предприятий мукомольной промышленности в Северо-Западном центре и вдоль побережья Великих озер (ведущие центры: Миннеаполис – Сент-Пол, Канзас-Сити, Буффало); мясной промышленности – в Чикаго, Канзас-Сити и Омахе (Небраска); молочной и сыроваренной – в штатах Висконсин и Миннесота; консервной – в Калифорнии. Крупнейшими центрами производства кондитерских изделий являются Нью-Йорк и Чикаго; виски – Луисвилл (Кентукки); кока-колы – Атланта; пива – Сент-Луис и Милуоки.

Производство сигарет в основном сосредоточено в пределах Пидмонта и Кентукки. Основные центры – Гринсборо – Уинстон-Сейлем – Хай-Пойнт и Дарем в Северной Каролине, Ричмонд в Виргинии и Луисвилл в Кентукки. Выпуск сигар из американского табака концентрируется на Северо-Востоке (основной центр – Филадельфия).

Http://geographyofrussia. com/ssha-promyshlennost/

Как уже отмечалось, на 1 января 1991 г. в США работали 194 нефтеперерабатывающих завода общей производительностью 15,5 млн бар./день, которые перерабатывали нефть, добываемую в стране и за рубежом. Ниже показано соотношение среднесуточных объемов добываемой в США и импортируемой нефти за 1980-1989 годы.

В США к основным нефтедобывающим штатам относились Техас, Аляска, Луизиана, Калифорния. Импорт нефти осуществлялся преимущественно из Саудовской Аравии, Канады, Мексики, Нигерии, Венесуэлы, Ирака, Великобритании, Индонезии и Анголы.

Каждый год журнал «Ойл энд Гэз» публикует данные по производительности каждого завода, его структуре, мощности наиболее крупных установок, а также общий отчет о состоянии нефтеперерабатывающей промышленности США и перспективах на будущее. Каждый завод принадлежит какой-нибудь нефтяной компании и расположен в том или ином штате США.

Поэтому ниже в таблицах мы приводим производственные показатели заводов, принадлежащих наиболее крупным компаниям или находящимся в штате, где концентрация нефтеперерабатывающих заводов наибольшая. Кроме того, на рис. 11 приведена карта США с расположением заводов, по которой можно проследить, что больше всего заводов находится в Мексиканском заливе ; высока концентрация НПЗ в штате Калифорния, однако это в основном заводы небольшой мощности.

Среди нефтяных корпораций и компаний наибольшее количество НПЗ в США у корпорации Шеврон, она лидирует по общей суммарной мощности заводов. В табл. 46 приведены показатели производительности заводов 20 наиболее крупных компаний. Необходимо отметить, что первые 5 компаний составляют более 35% общей мощности заводов всей страны, следующие 10-еще более 26% общей мощности. Таким образом, первые 15 компаний имеют заводы общей мощностью более 60% от мощности всех заводов США.

Эти компании-лидеры среди нефтяных компаний в разработке новых технологий, они имеют финансовые возможности для реконструкции старых установок и строительства новых, для применения на производстве своих открытий и разработок. Если какие-то новые технологии разработаны вне этих компаний, например технологии ЮОП или Ламмус, или Стоун Энд Вебстер, или Фостер Виллер, или других, то нефтяные компании будут стараться использовать эту технологию, чтобы сделать НПЗ более эффективными и экономичными.

Наиболее крупные и мощные заводы принадлежат большим корпорациям и, как правило, обладают самыми современными технологическими линиями и оборудованием. В настоящее время в США имеется 3 завода производительностью более 400 тыс. бар./день и четыре завода мощностью более 300 тыс. бар./день. Из них 2 предприятия принадлежат Эксону и 2-корпорации Амоко. В настоящее время большие корпорации активно отказываются от мелких заводов и концентрируют свое внимание на улучшении технологии крупных НПЗ.

Интересно отметить, что не всегда более высокая суммарная производительность заводов позволяет компании иметь большие объемы продажи нефтепродуктов. Например, такие компании, как Ситго, Тексако, Костол по суммарной производительности занимают места во второй десятке компаний США, имеющих нефтеперерабатывающие заводы, а по объемам проданных нефтепродуктов входят в число десяти первых нефтяных фирм. Завод компании Лиондел входит также в компанию Арко, так как ей принадлежат 49% акций этого предприятия.

Необходимо отметить, что в целом по заводам США мощность установок атмосферной перегонки нефти снизилась на 12,2%, а установок вакуумной перегонки увеличилась на 6,7%.

Http://concentre. ru/neftepererabatyvayushhie-predpriyatiya/neftepererabatyvayushhie-zavody-ssha-perspektivy-razvitiya. html

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) США занимает важное место в экономике страны, обеспечивая 4–5 % ее суммарного ВВП. В свою очередь, в структуре самого ТЭК ведущая роль принадлежит нефтяной промышленности. Вспомним, что за счет нефти в США удовлетворяется примерно 55 % потребностей в топливе и энергии.

История развития здесь этой отрасли охватывает уже полтора столетия.

Первая нефтяная скважина в США была пробурена в 1859 г. в Предаппалачском бассейне, с которого началось развитие нефтедобычи в стране. Однако еще в течение длительного времени основным поставщиком топлива на внутренний рынок США оставалась угольная промышленность. Перелом наступил в 20—30-е гг. XX в. в связи с быстрым ростом использования двигателей внутреннего сгорания. Вторая мировая война еще более доказала преимущество нефтепродуктов перед всеми остальными видами топлива. Так нефть стала составлять основу топливно-энергетического хозяйства США. Доля ее в общем потреблении первичных источников энергии в 1970-х гг. увеличилась до 45 %. 1есно связанная с развитием автомобильного транспорта, обеспечением стратегических потребностей страны, нефтяная промышленность стала во многом определять не только экономическую, но и политическую жизнь США. Не случайно именно она стала ареной деятельности таких крупнейших монополий, как «Экссон Мобил» (до 1973 г. знаменитая «Стандард ойл оф Нью-Джерси», основанная Дж. Рокфеллером), «Тексако», «Шеврон», «Галф ойл» и др.

Но наибольший интерес представляет знакомство с развитием нефтяной промышленности во второй половине XX и начале XXI в. Основой для анализа может послужить таблица 60, показывающая Динамику добычи нефти в США, а также зависимость страны от ее импорта.

Как видно из таблицы 60, в эпоху дешевой нефти, т. е. до мирового энергетического кризиса середины 1970-х гг., уровень добычи нефти в США все время поднимался, а импорт ее был сравнительно невелик и находился в пределах 13 % от общего потребления. С началом кризиса и вступлением мировой энергетики в эпоху дорогой нефти положение резко изменилось. В 1974 г. по специальному решению президента США группой американских специалистов-энергетиков был разработан проект под названием «Независимость», главная задача которого заключалась в снижении до минимума зависимости США от импорта нефти и наращивании собственной добычи.

Однако, как явствует из той же таблицы, в полной мере осуществить этот проект так и не удалось. В 1980-е гг. уровень добычи ни разу не поднимался до «отметки» 1970 г., не говоря уже о 1972 г., когда был достигнут ее пик – 530 млн т. Что же касается импорта, то он не только не уменьшился, а, напротив, резко возрос.

В 1990-е гг. уровень добычи нефти в США оставался довольно стабильным, а импорт ее все время возрастал, к концу десятилетия уже превысив 1 /2. В 2002 г. добыча уменьшилась до 290 млн т.

Естественно, что такие глубокие перемены должны иметь какое-то объяснение. Американская сторона в качестве главной причины сокращения добычи нефти обычно приводила не политические, а природные факторы – в первую очередь истощение месторождений нефти. Советские источники в годы «холодной войны» имели обыкновение отвергать этот довод и сводили все к «козням» нефтяных монополий, защищающих свои корыстные интересы и выкачивающих более дешевую нефть из развивающихся стран.

Рассмотрим сначала то, что относится к Запасам нефти в США. По разведанным запасам, которые составляют 2,7 млрд т, эта страна хотя и опережает все другие страны Запада, но в состав первой десятки уже не входит (табл. 14 в книге I). К тому же в последние два-три десятилетия, судя по оценкам, ее разведанные запасы имеют тенденцию к постоянному уменьшению.

Во многом это объясняется теми условиями нефте-газонакопления, которые характерны для США. С одной стороны, они выглядят очень обнадеживающе. В самом деле, в США разведаны и разрабатываются десятки больших и малых нефтегазоносных бассейнов, а общее число месторождений нефти и газа достигает примерно 15 тыс.! Количество эксплуатируемых нефтяных скважин в первой половине 1990-х гг. составляло 550–600 тыс. при ежегодном бурении 25–30 тыс. новых скважин! Всего же с 1859 г. в стране было пробурено более 2,5 млн нефтяных скважин, или в четыре раза больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Однако, с другой стороны, такие масштабы бурения уже сами по себе свидетельствуют о том, что в США резко преобладают скважины с искусственным подъемом нефти (их 95 %), а не фонтанирующие (их всего 5 %). Вот почему суточный дебит одной скважины в среднем составляет всего 1,5–2 т, что в сотни раз меньше, чем на месторождениях, скажем, зоны Персидского залива. К тому же средняя глубина нефтяного бурения уже превысила 1700 м. Неудивительно, что затраты на добычу нефти и, соответственно, ее себестоимость все время возрастают, влияя на эффективность работы отрасли.

Понятно, что в таких условиях США стали все больше ориентироваться на импорт нефти из развивающихся стран, прежде всего из района Персидского залива, Карибского бассейна, Западной Африки. Это позволяло экономить собственные нефтяные ресурсы, создавать федеральные стратегические запасы важнейшего вида топлива, обеспечивая тем самым энергетическую безопасность страны. Однако подобная политика оказывалась вполне действенной в условиях более или менее низких цен на нефть. Когда же на рубеже XX и XXI вв. эти цены резко поднялись, ее пришлось снова пересматривать.

Так на смену программе Р. Рейгана, отвергавшей государственное вмешательство в энергетическую сферу, и программе Б. Клинтона и А. Гора пришла новая программа Дж. Буша-младшего. Эта программа предусматривала не только продолжение политики ресурсосбережения и технического перевооружения отраслей ТЭК, но и частичную расконсервацию стратегических ресурсов нефти и природного газа на территории самих США и в особенности в пределах их континентального шельфа, который уже дает 30 % всей добываемой нефти и 25 % газа. Но, судя по таблице 60, уменьшить зависимость США от импорта нефти так и не удалось.

Соответствующие сдвиги происходили и происходят и в Географии нефтяной промышленности США, основные черты которой можно рассматривать и более дробно – по штатам, и более укрупненно – по главным районам.

Добыча нефти ведется примерно в 20 штатах США. Но около половины из них из-за ее низкого уровня обычно относят к категории «прочих». Почти 9 /10 добычи обеспечивают всего пять штатов: Техас, Аляска, Луизиана, Калифорния и Оклахома. [86]

Рис. 181. Добыча нефти и природного газа в Мексиканском заливе (в районе дельты Миссисипи)

А крупных нефтедобывающих районов в США всего три. В первый – самый большой из них – район Юго-Западного Центра можно включить такие нефтяные бассейны, как Западный Внутренний, Пермский и Галф. В течение длительного времени добыча в этом районе велась только на суше. Она началась еще в самом конце XIX в., но настоящая «нефтяная лихорадка», быстро превратившая Техас из довольно отсталой окраины в один из самых богатых штатов страны, развернулась уже в 30-х гг. XX в. Она была связана с открытием в восточной части этого штата нефтяного месторождения Ист-Техас, которое оказалось крупнейшим в стране, причем сохраняло это первенство до 1960-х гг., когда было обнаружено месторождение Прадхо-Бей на Аляске. Вскоре были открыты крупные месторождения нефти в соседней Луизиане. Сухопутные и шельфовые месторождения Юго-Западного центра, вместе взятые, ныне обеспечивают более 50 % всей нефтедобычи США.

Добыча нефти и природного газа на шельфе Мексиканского залива началась уже после Второй мировой войны. За сравнительно короткое время здесь было открыто почти 150 нефтяных и около 700 газовых месторождений. В 1970-е гг. шельфовая зона Техаса и Луизианы превратилась в самый крупный в мире район внебереговой добычи нефти и газа. Здесь были сооружены многие сотни буровых платформ, пробурены многие тысячи нефтяных и газовых скважин, благодаря чему вся прибрежная акватория приобрела характер своеобразного земноводного пространства (рис. 181). В 1980-е гг. добыча нефти в Мексиканском заливе держалась на уровне 40 млн т в год, природного газа – 125 млрд м 3 . В 1991 г. она поднялась соответственно до 53 млн т и 135 млрд м 3 . Однако перспективы дальнейшего роста добычи в Мексиканском заливе теперь связывают в основном с освоением месторождений, открытых в его центральной части, но при глубинах до 1000 м. В 2006 г. здесь было открыто месторождение, которое может стать крупнейшим в США.

Юго-Западный Центр – главный в США и крупнейший в мире район нефтепереработки, которая концентрируется прежде всего у Хьюстона. Наряду с этим здесь берут начало самые протяженные в США нефте– и продуктопроводы, связывающие Техас и Луизиану с Нью-Йорком, Чикаго и другими городами Северо-Востока и Среднего Запада.

В качестве второго крупного нефтяного района США можно выделить Южную Калифорнию. Нефть здесь была обнаружена перед Второй мировой войной. На ее разработке выросли многие крупные монополии, включая «Оксидентл петролеум» А. Хаммера. Добыча ведется как на суше, в том числе в городской черте Лос-Анджелеса, так и в пределах континентального шельфа.

Http://www. e-reading. club/chapter. php/127766/120/Maksakovskiii_-_Geograficheskaya_kartina_mira_Posobie_dlya_vuzov_Kn._II__Regional%27naya_harakteristika_mira. html

Соединенные штаты Америки являются одним из мировых лидеров нефтедобычи и нефтепереработки.

В структуре топливно-энергетического комплекса этой страны нефтяная промышленность занимает ведущее положение, поскольку примерно 55 процентов всех энергетических и топливных потребностей этого государства (как, впрочем, и всего мира) удовлетворяется за счет черного золота.

Промышленная добыча нефти в США началась в 1859-ом году, когда в предгорьях Аппалачей была пробурена первая нефтяная скважина.

Активное использование двигателей внутреннего сгорания в первой половине двадцатого столетия, а также рост количества военной техники в периоды Первой и Второй мировых войн многократно увеличили мировое нефтяное потребление и необходимость большого количества продуктов нефтепереработки.

Нефть стала основой топливно-энергетической базы этой страны, поскольку именно в Американских Штатах бурно развивалась автомобильная промышленность, в связи с чем эта промышленная отрасль быстро заняла главенствующее положение в экономике США, зачастую определяя не только внутреннюю, но и внешнюю политику.

Максимальный объем американской нефтедобычи за всю историю был достигнут в 1972-ом году и составил 528 миллионов тонн.

Нефтепереработка этой страны является самой передовой в мире. Достаточно сказать, что ГПН (глубина переработки нефти) на предприятиях этой страны достигает 90 процентов.

Размещение американских НПЗ достаточно нетривиально. Оно спланировано не по критерию близости нефтяных промыслов, а по критерию близости к районам основного потребления, поэтому большая часть таких перерабатывающих мощностей сосредоточена в крупных промышленных узлах, вблизи трасс основных нефтепроводов и возле крупных портов-терминалов.

Основные центры нефтепереработки этой страны сосредоточены в следующих районах:

    Атлантическое побережье; Центральная и Южная часть штата Калифорния; побережье Мексиканского залива.

Общая протяженность всех нефтепроводных магистралей этого государства – примерно 300 тысяч километров.

Особенно сильная концентрация трубопроводов отмечается в районе побережья Мексиканского залива, где распределительная трубопроводная система соединяет нефтяные и газовые промыслы с портами и предприятиями перерабатывающей промышленности.

США является одним из мировых лидеров как по производству нефтепродуктов, так и по их потреблению. Достаточно низкая цена американских нефтепродуктов обусловлена хорошо развитой магистральной трубопроводной системой, развитой автотранспортной инфраструктурой, а также высокой конкуренцией на этом рынке внутри страны, грамотным расположением и большим количеством НПЗ и, несомненно, эффективной государственной политикой в этой области.

Достаточно сказать, что Соединенные Штаты производят примерно 24 процента от всех производимых в мире светлых и темных нефтепродуктов.

    моторные топлива разного вида; смазочные материалы; электроизоляционные материалы; сырье для нефтехимической промышленности; растворители и многое другое.

Разумеется, больше всего в этом государстве производится моторных топлив, поскольку американец не мыслит себя без личного автомобиля. К таким видам нефтепродуктов относятся высокооктановые бензины, дизельное и газовое топлива, авиационный керосин и реактивное топливо. Реализацией перечисленных продуктов занимаются вертикально-интегрированные нефтетрейдерские компании посредством широко развитой сети розничных АЗС.

В качестве посредников при торговле продуктами нефтепереработки выступают товарно-сырьевые биржи, на которых конечный оптовый потребитель может выбрать самые выгодные цены и наиболее комфортные варианты поставки.

Самой крупной и всемирно известной американской нефтяной корпорацией является Exxon Mobil, штаб-квартира которой находится в штате Техас, в городе Ирвинг. Она была создана в 1999-ом году после слияния крупных американских компаний Exxon и Mobil. Сфера её деятельности охватывает добычу нефти не только внутри страны, но и по всему миру – в Канаде, в странах Ближнего Востока, на Африканском континенте, в Южной Америке и так далее. Кроме того, Exxon Mobil принадлежат сорок пять НПЗ в двадцати пяти государствах мира, а также развитая сеть автозаправочных станций.

Общая численность персонала этой корпорации насчитывает 82 тысячи сотрудников. Доказанный объем запасов разрабатываемых этой компанией месторождений составляет 22 миллиарда 400 миллионов баррелей черного золота.

Еще один известный вертикально-интегрированный холдинг США – это компания Chevron, которая является второй в Америке после Еxxon Mobil и, наряду с ней, является одной из самых крупных в мире энергетических корпораций. Штаб-квартира этого холдинга расположена в Калифорнии, в городе Сан-Рамон. Эта компания была основана в Калифорнии, в городке Пико-Каньон, в 1879-ом году. Chevron Corporation также владеет большим количеством НПЗ и развитой сетью АЗС. Доказанные запасы разрабатываемых ею месторождений составляют 13 миллиардов баррелей.

Транснациональная химическая и нефтяная корпорация Amoco Corporation (в прошлом Standard Oil) является одним из крупнейших в мире производителей нефти и компаний, добывающих природный газ. Она была основана в 1889-ом году в штате Индиана, а в конце 1998-ого произошло её слияние с известной английской компанией BP.

Численность персонала Amoco Corporation по всему миру составляет 42 тысячи человек. Размер выручки от реализации её продукции составляет 21 миллиард 200 миллионов долларов, а объемы нефтедобычи достигают 40-ка миллионов тонн, из которых 45 процентов добывается на территории США.

Для американской нефтеперерабатывающей промышленности характерна тенденция к уменьшению количества НПЗ при одновременном наращивании мощностей каждого конкретного предприятия. Небольшие НПЗ не выдерживают конкуренции с гигантами отрасли и постепенно закрываются.

Самыми крупными НПЗ США являются (по мощности из расчета миллионов тонн перерабатываемого сырья в год):

    завод «Экссон Корпорейшн», расположенный в штате Луизиана, в городке Батон-Руж – 22,0; завод «Тексако инкорпорейтед» (Техас, город Порт-Артур) – 20,0; еще один завод, принадлежащий «Экссон Корпорейшн», расположенный в Хьюстоне (штат Техас) 19,7; НПЗ «Амоко Ойл» (Техас, город Тексас-Сити) – 16,4.

Вся нефтяная промышленность США принадлежит десяти крупнейшим нефтегазовым монополиям. Как уже было сказано выше, самой крупной из них (причем не только в стране, но и во всем мире) является рокфеллеровская «Экссон Мобил». В руках десяти крупнейших американских нефтяных корпораций сосредоточены 60 процентов всех американских нефтяных и нефтеперерабатывающих предприятий.

Кроме того, «большая десятка» владеет большей частью добывающих предприятий, газовых и нефтяных трубопроводных систем, имеет собственный громадный танкерный флот, а также владеет точками розничной продажи нефтепродуктов почти в каждой стране мира.

По запасам сланцевой нефти США занимает второе место в мире после России. Объем разведанных запасов такого сырья в США составляет 58 миллиардов баррелей. Благодаря разработке сланцевых месторождений Штаты в 2009-ом году вышли на первое место по нефтедобыче, обогнав Россию и Саудовскую Аравию.

Если говорить о самой сланцевой революции, то на данный момент она произошла только в Штатах, что позволило им впервые за долгие годы из крупнейшего в мире потребителя нефти превратиться в одного из крупнейших экспортеров.

Падение нефтяных котировок привело к серьезным проблемам американских сланцевиков, поскольку себестоимость добычи такого сырья достаточно высока. Это связано с тем, что несмотря на хорошую отдачу скважины сразу после её бурения и процесса фрекинга, нефтяной поток довольно быстро иссякает (редко какая скважина работает дольше одного-двух лет).

Даже в случае работы такой выработки более года, дебит скважины падает как минимум на сорок процентов. Сам процесс фрекинга (гидроразрыва продуктивного пласта) заключается в следующем: изначально до сланцевого слоя пробуривается обычная вертикальная скважина, а затем внутри слоя её направление меняется на горизонтальное. В горизонтальный участок под сильным давлением закачивают водный раствор, который состоит из специальных химических реагентов и воды, а также песка.

За счет песка и происходит гидравлический разрыв продуктивного пласта, в результате чего в нем образуются трещины, образуя искусственные коллекторы для сбора нефти. Чтобы увеличить количество таких трещин, фрекинг проводят в несколько этапов. Посредством этих трещин жидкое и газообразное сырье попадает в скважину, а песок, входящий в состав закачиваемого раствора, некоторое время не дает трещинам сомкнуться.

Еще одна проблема сланцевой добычи – нефть из такой породы удается извлечь далеко не полностью. Другими словами, процент извлекаемого сырья на фоне общих залежей, получаемого таким способом, гораздо ниже, чем при добыче из традиционных коллекторов.

Это вынуждает нефтяников бурить все новые и новые выработки, а это совсем недешево (средняя стоимость одной скважины составляет 8,5 миллионов американских долларов). Объемы сланцевого бурения поистине колоссальны. К примеру, в 2012-ом году в Штатах пробурили 45 468 скважин, а во всем остальном мире – 3 921-ну (без учета Канады).

Удорожание добычи происходит также вследствие высокого содержания в сланцевой нефти растворённого газа, из-за чего необходима дорогостоящая процедура сепарирования добытой продукции перед его последующей транспортировкой, которая в противном случае становится взрывоопасной.

Однако, сланцевики США заявляют, что им удалось снизить себестоимость такой добычи до 40-ка и даже 35-ти долларов, что при нынешнем уровне нефтяных котировок делают такую добычу вполне рентабельной. Однако в последнее время некоторые аналитики стали поговаривать о том, что эти цифры искусственно занижены, и на самом деле себестоимость добычи сланцевой нефти в США выше. Делается это с целью поддержания так называемого «сланцевого бума», чтобы обеспечить отрасли приток иностранных инвестиций и поддержку со стороны государства.

Эти предположения, а также большие различия эксплуатационных параметров каждого месторождения нефтяных сланцев, могут объяснить тот факт, что большинство прогнозов, предсказывавших бурное развитие такого способа нефтедобычи в других государствах мира, на данный момент не сбываются.

Http://neftok. ru/strany/dobycha-nefti-v-ssha. html

Нефтеперерабатывающая промышленность США за короткий период своей истории претерпела время бурного роста и годы застоя и спада. В 70-е годы 19-го века каждый владелец нефтя­ного месторождения стремился построить нефтеперегонный за­вод, чтобы получить нефтепродукты и выгодно их продать. Как правило, это были заводы небольшой производительности, их в Америке было очень много. Во времена монопольного правле­ния в нефтяном бизнесе треста СтанЪард Ойл более экономически выгодным стало строительство крупных нефтеперегонных предприятий. Небольшие заводы не выдерживали конкуренции, разорялись и закрывались.

В 20-е годы нынешнего столетия в связи с большой потреб­ностью в бензине опять стало выгодным строить и эксплуати­ровать установки, которые увеличивали глубину переработки нефти и выход бензина (например, термокрекинга) [6, 7].

Тридцатые годы были отмечены глубокой депрессией в эко­номике, и многие предприятия закрывались.

Наиболее бурно шло строительство заводов после второй мировой войны-в 50-е, 60-е годы, когда в стране стремительно развивалась автомобильная промышленность и не было проблем с дешевой арабской нефтью.

В годы нефтяного кризиса (в 70-е годы) многие заводы работали с пониженной производительностью или даже закры­вались в связи с нехваткой нефти или высокой ее стоимостью. В это время нефтяные компании особенно остро почувствовали роль вторичных процессов при получении светлых нефтепро­дуктов из нефти и провели большие работы по модернизации и реконструкции существующих заводов, а также строительству новых.

В 80-е годы на нефтеперерабатывающих заводах была успешно решена проблема перехода автомобильной промышленности на бензин, не содержащий тетраэтилсвинца (рис. 10)-высокоокта­новой, но очень вредной для здоровья человека добавки, что потребовало строительства установок изомеризации, алкилиро – вания, получения высокооктановых углеводородных и кислород­содержащих добавок, реконструкции установок каталитического крекинга. В 1982 г. суммарная мощность нефтеперерабатываю-

РИС. 10. Выпуск бензина с те – траэтилсвинцом (заштриховано) и без тетраэтилсвинца в 1975- 1990 гг. в США

Гцих заводов США (в те годы работало 300 заво­дов) была наибольшей за время своей истории – 18,5 млн бар./день. С тех пор в нефтеперерабаты­вающей промышленности США наблюдается пери­од застоя, а с конца 80-х годов, как и во всей эко­номике США, начался спад производства. Не­смотря на достаточно ус – 1975 1980 1985 1990 пешный для нефтеперера-

Годы ботки 1991 г., когда при­быль от нее в большин­стве компаний была весьма высокой, последующий период был довольно тяжелым для бизнеса в связи с затратами на экологию и повышением требований к качеству продуктов. Например, по данным одной из крупных биржевых фирм – Мерил Лиич,- чистая прибыль, получаемая от нефтепереработки и маркетинга, в 1992 г. сократилась на 30%. В настоящее время число заводов в США уменьшилось до 194, а общая производительность их снизилась до 15,5 млн бар./день.

Одна из главных причин закрытия небольших нефтеперера­батывающих заводов в США-это резко возросшие затраты на охрану окружающей среды, в связи с тем что конгресс США принял новые законы в области экологии: требования по уве­личению доли кислорода в бензине за счет кислородсодержащих добавок, снижению содержания ароматических углеводородов, бензола, серы и олефинов, уменьшению испаряемости. Кроме того, ужесточены требования к содержанию серы и аромати­ческих углеводородов в дизельном топливе. Начиная с 1993 г. на скоростных трассах Америки содержание серы в дизельном топливе не должно превышать 0,05% (мае.). Это значит, что для небольших заводов на установках гидроочистки придется под­нимать давление водорода или строить установки гидрокре­кинга, что будет весьма неэкономично. Большинство малых заводов США не имеют установок гидроочистки дизельного топлива. Крупные нефтяные корпорации все чаще принимают решения о закрытии своих заводов небольшой мощности или о демонтаже неэкономичных установок. Мы уже приводили пример, связанный с закрытием завода корпорации Амоко в

Каспере, который был остановлен, потому что необходимы были высокие затраты в связи с его реконструкцией, обусловленной приведением нефтепродуктов в соответствие с законами об охране окружающей среды. Подобная ситуация характерна и для завода корпорации Шеврон, расположенного в Порт-Артуре (штат Техас), который при высокой производительности имеет большое количество старых и нерентабельных установок [58]. Это предприятие досталось корпорации Шеврон от компании Галф, которая была куплена в 1984 г. Многие заводы нефтяные компании не закрывают, хотя они малорентабельны, еще и потому, что после их остановки и закрытия территория, где ранее находилось предприятие, должна быть приведена в состояние, соответствующее законам об охране окружающей среды. А это порой требует еще больших затрат, чем реконструкция завода.

В связи с тем что законы об охране окружающей среды стали так сильно влиять на деятельность нефтеперерабатывающих заводов, нам необходимо познакомить читателя с этими за­конами.

Http://www. vuzllib. su/books/5379-%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A1%D0%A8%D0%90_%D0%B8_%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_/59–3.1._%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9A%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90_%D0%98_%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%AB_%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%92%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%AF%D0%9D%D0%95%D0%A4%D0%A2%D0%95%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%90%D0%A2%D0%AB%D0%92%D0%90%D0%AE%D0%A9%D0%98%D0%A5_%D0%97%D0%90%D0%92%D0%9E%D0%94%D0%9E%D0%92_%D0%A1%D0%A8%D0%90

К началу декабря 2008 средняя цена на бензин в США (численность населения 290,34 млн. человек, 2003; третье место в мире, по площади территории занимает четвертое место в мире) составила 1,892 доллара за галлон (3,78 литра), или около 50 центов за литр. Столько моторное топливо стоило там в марте 2005 года, а в июне 2008 оно подорожало до 1,5 долларов за литр. Но после того, как на мировом рынке нефть стремительно подешевела, упали и бензиновые цены в США.

В России бензиновые цены тоже снизились, но не в разы, а на 1,5-2 рубля по сравнению с пиковым июнем 2008 года. А если считать с начала года, то моторное топливо за это время подорожало примерно на 14%. Да и нынешнее удешевление у нас связано не с мировым нефтяным рынком, а с требованием «навести порядок» премьера Владимира Путина к Федеральной антимонопольной службе.

Почему же в США работают законы рынка, а в Росии – лишь приказы начальства?

Глава ФАС России Игорь Артемьев утверждал, что «справедливой розничной ценой на бензин» в условиях падения стоимости на мировых рынках надо считать 21 руб. за литр. Откуда взялась именно эта цифра, неизвестно. Год назад, в декабре 2007-го, бензин в России успешно продавали по 20 рублей за литр, хотя нефтяные цены были куда выше цен декабря 2008. Да и вообще нормальный рынок, которым правят спрос и предложение, не знает, что такое «справедливая цена».

В некоторых штатах в декабре 2008 можно было заправиться всего по 45 центов за литр. В переводе на рубли – 12-13 рублей. Самое любопытное, что власти США не имеют к этому понижению никакого отношения. Более того, власти страны, включая Барака Обаму, очень обеспокоены возможным сворачиванием ресурсосберегающих программ и технологий, поскольку низкие цены на энергию не стимулируют ее экономию.

Сколько нефтяных компаний (операторов) действует в США? 13800. Причем самые крупные из них – «первая пятерка» – поставляют на американский рынок лишь 40,3% нефти. Вторая «пятерка» – еще 12%. Оставшуюся половину нефти в США добывают небольшие компании.

Сколько в США нефтеперерабатывающих заводов? Более 200. Они перерабатывают «давальческую» нефть, то есть они получают сырье от нефтедобытчиков и отдают им готовую продукцию – бензин, дизельное топливо и т. д.

Сколько в США бензоколонок? Почти 162 000. Из них лидеру американского рынка – компании SHELL принадлежит 14 000 (8,6%), на втором месте British Petroleum -13 000 (8,02%). А в некоторых штатах нефтяным компаниям вообще запрещено иметь собственные автозаправки. Это лишает основы какой-либо монополизм.

Зато в России «первая пятерка» нефтяных компаний – «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» – добывают свыше 75% нефти. А количество малых независимых компаний ничтожно, и объем добываемой ими нефти неуклонно сокращается: в 1998 году было 10%, в 2007-м – только 5% (данные ФАС). В России действует 27 нефтеперерабатывающих заводов, подавляющее большинство которых принадлежит «первой пятерке». В итоге 85% нефтепродуктов поставляется на российский рынок вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК).

Стоит ли им договариваться о какой-либо совместной ценовой политике, когда и так все поделено?

По данным ФАС, компания «Роснефть» полностью контролирует 14 регионов, «ЛУКОЙЛ» контролирует 9 регионов. «Газпромнефть» и ТНК-BP контролируют 9 областей и ЯНАО.

Стоит еще добавит, что в стране катастрофически не хватает АЗС – их всего лишь 25 тыс. И если 10 лет назад 70% из них были независимыми, то теперь таких лишь 50%. Да и те вынуждены покупать нефтепродукты на заводах, принадлежащих монополистам, по цене, включающей маржу сбытовых подразделений ВИНК.

ФАС по этому поводу констатирует, что «доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обуславливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке хранения (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке.

В США такое невозможно. Нынешняя монополизированная система снабжения нефтепродуктами досталась России от Советского Союза. Но на нефтяном рынке США когда-то тоже хозяйничали гиганты-монополисты. Но потом появилось антимонопольное законодательство, рокфеллеровская «Стандарт Ойл» была принудительно разделена, а мелкие производители получили помощь и защиту государства и общества.

И это оказалось самым главным. Мы представляем себе США как страну-гигант, но это страна малых городов – более 80% ее населения живет в «таунах», численность населения которых не превышает 30-50 тыс. человек. В этой стране создана мощная промышленность, но она зиждется на малом и среднем бизнесе, который составляет две трети экономики.

Именно этот феномен объясняет, например, тот факт, что американцы почти не вывозят из своей страны бензин в Европу, где цена на него вдвое выше: мелкому оператору это невыгодно, слишком велики накладные и транспортные расходы. Этот же феномен объясняет быструю реакцию американского рынка нефтепродуктов на рост или снижение мировых цен.

Современная экономика России энергорасточительна. Энергоемкость валового внутреннего продукта (при расчете его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам Европейского союза – в 3,1 раза.

4) Приведите краткую характеристику инвестиционной программы развития нефтепереработки в России.

5) В чем заключается эффективность применения высокооктановых топлив?

7) Какие существуют прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации по данным Минэкономразвития?

8) В чем заключаются основные отличия нефтепереработки США и России?

9) В чем заключаются основные отличия рынка нефтепродуктов США и России?

Эффективность будущих инвестиционных решений зависит от применяемых сегодня методов расчета. Необходимость применения прогрессивных методов оценки эффективности инвестиций в перспективе будет только усиливаться. Полученные в рамках данной дисциплины знания и служат целям успешной оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов в химической промышленности.

– теоретические основы и понятия инвестиций и капитальных вложений;

– принципы определения экономической эффективности инвестиционных проектов;

– методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;

– разработка технико-экономического обоснования инвестиционных проектов и бизнес планов;

– понятие аннуитетных и дифференцированных платежей, простых и сложных процентов;

– методы учета факторов риска, неопределенности и инфляции при обосновании инвестиционных проектов;

– современное состояние нефтеперерабатывающей промышленности России.

Http://mylektsii. ru/8-90738.html

Добавить комментарий