Нефтеперерабатывающий завод в подмосковье

Установки от экстрасенса 700х170

Строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Подмосковье планируется начать в следующем году, его проектная мощность может составить 12 миллионов тонн. Стоимость строительства оценивается 7 млрд. долларов, срок реализации проекта – 2,5-3 года. Инвестором проекта выступит ВТБ. Соглашение о сотрудничестве между «Роснефть» и Московской областью, в рамках которого предусмотрена возможность строительства НПЗ в этом регионе, было подписано 21 июня 2012 года.

Московский регион является крупнейшим потребителем бензина в России, здесь сконцентрировано наибольшее количество транспорта. По данным маркетингового исследования рынка автомобильного бензина, проведенного компанией IndexBox в марте 2012 года, динамика российского производства автомобильного бензина характеризуется положительным долгосрочным трендом: в период с 2005 по 2011 год объём производства автомобильного бензина увеличивался в среднем каждый год на 2%. В 2011 объём производства составил 36 754,3 тыс. тонн, что на 2% выше показателя 2010 года и на 15% выше объёма производства автомобильного бензина в 2005 году (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок бензина).

Выбор площадки для строительства завода может стать камнем преткновения, учитывая активность правозащитных и экологических организаций. Наиболее вероятным участком строительства называют деревню Мякинино – на полпути между Рязанью и Москвой, в 20 км к западу от Коломны. Власти обещают провести опрос общественного мнения относительно выбора места строительства, чтобы избежать повторения сценария «химкинского леса».

Http://www. indexbox. ru/news? news_id=306

В Московской области к 2022 году может быть построен нефтеперерабатывающий завод, который будет выпускать бензин класса «Евро-5». В таком случае он станет первым новым НПЗ в регионе с 1930-х годов — именно в это время был построен Московский НПЗ; сейчас это предприятие принадлежит «Газпром нефти», его мощность составляет 12,1 млн т в год. Возводить завод собирается группа компаний «Трасса» — владелец крупнейшей независимой сети АЗС в Подмосковье. Ее гендиректор Олег Алексеенков сообщил «Известиям» о планах по стройке завода мощностью до 8 млн т нефти в год (в две очереди, по 4 млн т в год каждая). Однако участники рынка сомневаются в том, что завод будет возведен в срок с намеченным «Трассой» бюджетом, и в том, что его продукция найдет своего покупателя на насыщенном бензином Подмосковья.

По словам Алексеенкова, инвестиционное решение по строительству НПЗ будет оформлено в 2016-2018 годах, в 2019 году начнется строительство объекта, а в 2022 году будет запущена первая очередь завода. Завод должен будет производить нефтепродукты для нужд сети заправок ГК «Трасса», которая сегодня насчитывает полсотни точек и планирует расширяться (сеть растет на 7–8 АЗС в год).

— Ключевые вопросы на данном этапе связаны с выбором участка. В первую очередь нас интересуют вопросы экологии, соблюдение экологического баланса. Объект будет построен с учетом самых современных технологий, — пояснил Алексеенков, не уточнив конкретные варианты расположения будущего завода.

По информации участников рынка, рассматриваются площади в Московской области и на границе с нею, в частности в Коломенском районе. Владимир Павленко, зампредседателя комитета по имуществу Коломенского района говорит, что представители ГК «Трасса» официально не обращались к властям региона по поводу предоставления участка для строительства будущего НПЗ.

— Если они обратятся, то вынуждены будут пройти все официальные процедуры — от технических и экологических экспертиз до участия в аукционе по покупке участка. При этом Коломенский район удобен нефтяникам тем, что здесь есть вода, а также возможность подключения к трубопроводам, — сказал Павленко «Известиям».

В администрации Московской области сообщили, что у них нет информации об обращении ГК «Трасса» с просьбой о выделении участка в регионе под строительство НПЗ. Олег Алексеенков из ГК «Трасса» подчеркивает, что финансовая составляющая проекта будет окончательно определена по итогам инвестрешения, но по предварительным оценкам весь завод может стоить около $2,5 млрд, первая очередь — около 50 млн рублей. Собеседника не смущает, что в свете предполагаемого в 2015 году налогового маневра в отрасли рентабельность нефтепереработки по расчетам Минфина может снизиться с $55 до $30 c тонны.

— Что касается последствий налогового маневра для проекта, то все налоговые изменения, в конечном счете, регулируются рынком, — рассуждает Алексеенков. — Учитывать текущие показатели в масштабе прогнозирования на семь лет бессмысленно. Конъюнктура рынка многократно может поменяться. К концу 2017 года будут понятны ориентировочные показатели рентабельности.

Часть требуемых для проекта средств, по словам Алексеенкова, будет взята в кредит в российских банках. Еще два года назад компания вела переговоры о привлечении к софинансированию проекта строительства своего НПЗ партнеров в виде компаний, входящих в Российский топливный союз (РТС). Однако на текущий момент РТС отказался участвовать в проекте.

— Идея строительства НПЗ в Подмосковье не нова. Но реализовать ее сложно из-за отсутствия в России рынка нефти: у большинства добывающих компаний есть экспортные контракты по предоплате. В результате мы отказались от участия в финансировании проекта, хотя поддерживаем идею появления в регионе независимого НПЗ. Но пока это выглядит не очень реально, особенно на фоне провала аналогичных проектов в других регионах, например в 2007 году в приморском городе Кингисеппе сорвался проект «Зарубежнефти» мощностью 2 млн т в год и стоимостью $3 млрд, — говорит Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза.

Источник «Известий» в «Газпром нефти», у которой «Трасса» покупает бензин оптом, говорит, что эта независимая сеть не ведет с «Газпром нефтью» переговоров о долгосрочном контракте на покупку сырой нефти для нужд будущего НПЗ. По его мнению, самой большой проблемой при строительстве нового завода компании, не обладающей своими нефтяными месторождениями, будет поиск поставщика нефти.

— Выход есть — покупать нефть небольшими партиями у независимых производителей цистернами или на бирже. Но это дорого и не гарантирует стабильных объемов, — сказал собеседник в «Газпром нефти», подчеркнув, что его компания активно модернизирует собственные НПЗ и вряд ли захочет помогать развиваться своему конкуренту в регионе.

Начальник отдела маркетинга ООО «Европейская трейдинговая компания» (продает нефтепродукты производства Белоруссии) Анжела Братковская говорит, что ГК «Трасса» — ее крупный клиент, но подчеркивает, что продажей сырой нефти компания не занимается и не планирует, а реализует только продукты ее переработки.

На официальный запрос «Известий» в пресс-службе «Газпром нефти» не ответили, в «Роснефти» от комментариев отказались. Официальный представитель Минэнерго сообщил, что компания, желающая построить НПЗ, должна обратиться в их ведомство за разрешением на подключение к трубопроводам «Транснефти». Однако такого обращения со стороны ГК «Трасса» не поступало.

Большинство НПЗ в России были построены еще в советские времена и в последние годы только подвергаются модернизации. Самый «свежий» НПЗ в стране — завод по переработке высокосернистой нефти «Танеко» «Татнефти», первая очередь которого запущена в 2011 году. Для нужд Центрального региона РФ, в том числе Московской области, бензин поставляют Московский НПЗ «Газпром нефти», Нижегородский НПЗ «Лукойла», Рязанский НПЗ «Роснефти» и Ярославский НПЗ «Славнефти». Также на подмосковные заправки оптом продает бензин компания ЕТК, расположенная в Смоленской области и реализующая бензин белорусского производства.

Директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов, впрочем, считает, что в московском регионе есть незакрытый спрос на дополнительный бензин высокого качества.

— Строить новый НПЗ в Подмосковье финансово менее целесообразно, чем модернизировать существующие заводы вертикально интегрированных компаний. Некоторые из них сегодня производят в том числе прямогонный бензин, который везут на экспорт, а внутреннему рынку нужен «Евро-5». Нефтяникам, у которых помимо переработки есть и добычные проекты, проще решать проблему с поставкой сырья на свои заводы. У независимого же владельца АЗС могут возникнуть проблемы с покупкой сырой нефти хорошего качества для регулярной загрузки завода. Рассчитывать в этом смысле на биржевые объемы или на приобретение небольших партий нефти с рынка, минуя поставки по трубопроводам, было бы недальновидно. А без наличия долгосрочного контракта с поставщиком нефти Минэнерго не даст разрешения на подключения НПЗ к трубопроводам «Транснефти». Заключить такой контракт сложно: нефтяники предпочитают отправлять нефть на собственные заводы или на экспорт по предоплате, — заключил Турукалов.

Он оценивает НПЗ в Подмосковье для производства нефтепродуктов класса «Евро-5» в $5 млрд при мощности до 8 млн т. Кроме того, он подчеркивает, что в условиях санкций и проблем с ликвидностью найти в российских банках хотя бы половину этой суммы под хороший процент окажется непросто.

Группа компаний «Трасса» создана в 1997 году. Сегодня она насчитывает 50 АЗС в Московской области с магазинами и кафе при них, а также несколько ресторанов. Владельцы ООО «Компания Трасса» — Николай Дорошенко с 34%, гендиректор Олег Алексеенков с 33%; по 24,75% и 8,25% у Татьяны и Анжелики Хмуры. По данным базы «Спарк», выручка компании в 2013 году выросла до 18 млрд рублей (с 9,8 млрд рублей в 2012 году), чистая прибыль составила 206,3 млн рублей (против 164 млн рублей за 2012-й).

Http://www. rfu. ru/1352-v-podmoskove-mogut-postroit-pervyj-s-1938-goda-npz. html

Московский нефтеперерабатывающий завод принял делегацию общественных деятелей, экологов и СМИ Москвы и Подмосковья. Визит прошел в рамках совместных действий города и области по изучению программ экологических улучшений на крупнейших предприятиях столичного региона и оценки их результативности. В визите также приняли участие представители администрации Московской области и специалисты Росприроднадзора.

Гости предприятия осмотрели основные производственные объекты МНПЗ, а также посетили объединенную операторную, где осуществляется контроль за основными производственными процессами завода и соблюдением экологических норм.

«Московский НПЗ «Газпром нефти» в привычной энергичной манере отчитался о пяти уровнях защиты экологии района. Показал уличное табло с показателями экологического мониторинга и рассказал как собираются данные по состоянию воздуха. Объезд территории и посещение основных объектов показал, что завод не может быть источником выбросов, накрывающих восток Москвы и Подмосковья. Порадовало, что реконструкция идет заданными темпами и ее экологическая направленность сохраняется. «Газпром нефть» передала в дар Правительству Московской области мобильную лабораторию для оперативного реагирования на выбросы. Наша задача потребовать скорейшего ввода ее в работу. И дальше искать источник вони», — сказал первый заместитель председателя Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы по развитию и координации работы с регионами, председатель Московского городского совета ВООП Элмурод Расулмухамедов.

Заместитель генерального директора по производственной безопасности Московского НПЗ Олег Лазарев рассказал о современных системах автоматизированного контроля промышленной безопасности, внедряемых предприятием, о комплексной системе экологического мониторинга и программе реконструкции завода.

Компания «Газпром нефть» ведет масштабную модернизацию МНПЗ с 2011 года, инвестиции в ее реализацию превысят 250 млрд рублей. В результате реализованных проектов завод уже на 50% снизил общее воздействие на окружающую среду. Предприятие ликвидировало все отходы, накопленные в советский период работы, избавилось от всех открытых поверхностей испарения, внедрило современные технологии производства битума и гранулированной серы.

По итогам второго этапа модернизации завод к 2020 году уменьшит воздействие на окружающую среду еще на 50%. К пуску готовятся современные биологические очистные сооружения «Биосфера», благодаря которым эффективность очистки сточных вод завода возрастет до 99,9%. Этот проект указом правительства России включен в федеральный план мероприятий по проведению Года экологии.

Отдельно была отмечена включенность Московского НПЗ в городскую систему мониторинга, открытость для проверок государственными надзорными органами и визитом экологов и общественников. «На территории завода и в пределах санитарно-защитной зоны ежедневно отбираются пробы воздуха. Данные не только предоставляются надзорным органам, но и публикуются в открытом доступе на сайте завода, круглосуточно демонстрируются на уличном светодиодном экране, — сообщил Олег Лазарев. — Завод традиционно открыт для прямого общения с экологами и жителями соседних районов Москвы и Подмосковья. Только за последний год завод посещали представители ведущих экологических организаций, включая международные, а также жители московских районов Юго-Восточного округа и подмосковного города Дзержинский».

Как отметил Олег Лазарев, МНПЗ поддерживает и создание системы экологического мониторинга в Московской области. «Неделю назад МНПЗ передал в дар Министерству экологии и природопользования Подмосковья новую мобильную лабораторию экологического мониторинга, которая оснащена самым современным оборудованием, что поможет в поиске источников несанкционированных выбросов», — сказал Олег Лазарев.

С 2011 года компания «Газпром нефть» ведет программу по комплексной реконструкции и модернизации Московского НПЗ общей стоимостью более 250 млрд рублей. Благодаря реализованным мероприятиям завод на 50% снизил воздействие производства на окружающую среду, в том числе на 36% уменьшил поступление загрязняющих веществ в атмосферу. В рамках второго этапа модернизации к 2020 году воздействие на окружающую среду будет сокращено еще на 50%.

Http://mnpz. gazprom-neft. ru/press-center/news/25536/

По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, если проект будет реализован, то это будет самый современный, экологичный нефтеперерабатывающий завод

«Роснефть» может отложить строительство НПЗ в Подмосковье, сообщил в интервью ТАСС губернатор Московской области Андрей Воробьев.

«Это большой проект. Но на рынке слияний и поглощений кипит жизнь, и компании меняют свою тактику и стратегию. Так случилось, что «Роснефть» поглотила ТНК-ВР, и соответственно, сегодня в случае достаточной загрузки предприятий, наверное, этот проект будет отодвинут на более поздний срок», — сказал он.

Летом 2012 года президент «Роснефти» Игорь Сечин и Сергей Шойгу, занимавший тогда пост губернатора Подмосковья, подписали соглашение, предусматривающее возможность строительства в области НПЗ на 12 млн тонн нефтепродуктов в год.

Срок реализации проекта в правительстве Подмосковья оценивали в 2,5-3 года, а инвестпрограмму — в $7 млрд. Предполагалось, что финансирование предоставит ВТБ. В «Роснефти» не прокомментировали ситуацию.

По словам Воробьева, если проект будет реализован на территории Подмосковья, то это будет самый современный, экологичный нефтеперерабатывающий завод.

«Такие предприятия радуют глаз в развитых странах, и уже есть примеры, когда такие заводы строятся у нас. Сегодня в этом проекте нет динамики, но если совет директоров «Роснефти» примет такое решение, то мы будем надежным партнером. И «Роснефть», и мы не допустим каких-то отклонений по экологии», — заключил губернатор.

Http://gazeta-margust. ru/rosneft-mozhet-otlozhit-stroitelstvo-npz-v-podmoskove

МОСКВА, 9 июля. /ТАСС/. Нелегальный нефтеперерабатывающий завод, поставлявший на автозаправочные станции московского региона суррогатный бензин, ликвидирован в подмосковном Монино. Ущерб составил более 500 млн руб. Об этом в субботу ТАСС сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

“Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России пресечена противоправная деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в изготовлении и реализации суррогатного моторного топлива”, – сказала она.

По ее словам, с 2012 года подозреваемые без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов организовали на территории бывшей базы горюче-смазочных материалов (ГСМ) в подмосковном Монине производство и сбыт нефтепродуктов из низкооктанового бензина и химических присадок.

“Фальсификат реализовывался владельцам автозаправочных станций в Московском и иных регионах Центрального федерального округа под видом бензина заводского производства, соответствующего техническому регламенту Таможенного союза. Для расчетов с покупателями и поставщиками использовались реквизиты подконтрольных коммерческих организаций. Общая сумма незаконного дохода, полученного участниками противоправной деятельности, превысила 500 млн рублей”, – отметила Волк, добавив, что химические исследования контрафактного бензина показали, что при его использовании ускоряется процесс износа двигателей и механизмов автомашин и наносится существенный вред окружающей среде.

В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по п. “б” ч. 2 ст. 171 УК РФ (“Незаконное предпринимательство”). В местах работы и проживания фигурантов, а также в помещениях базы ГСМ проведены обыски, изъяты предметы и документы, имеющие доказательственное значение.

По итогам расследования не исключено привлечение к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ (“Мошенничество”) руководителей автозаправочных компаний, которые продавали автовладельцам фальсификат под видом и по цене высокооктанового бензина, отметила Волк.

Http://tass. ru/proisshestviya/3441934

«Роснефть» построит новый завод в Московской области, за счет чего Московский нефтеперерабатывающий завод будет выведен за пределы столицы. Не исключено, что местом дислокации нового НПЗ станет Коломенский район.

Газета «Коммерсантъ» сообщила о намерениях «Роснефти» в течение 3 лет построить в Московской области нефтеперерабатывающий завод мощностью 12 млн тонн и стоимостью $7 млрд. Причем на прошлой неделе президент «Роснефти» Игорь Сечин и губернатор Подмосковья Сергей Шойгу подписали соглашение, предусматривающее возможность строительства в Московской области нового НПЗ. «Мы подобрали участок, чтобы магистральная труба была недалеко и нефтепродуктопровод. Я вам подскажу, есть два таких места»,— заявил И. Сечин.

«Коммерсантъ» утверждает, что, если решение о строительстве НПЗ будет принято, скорее всего, он будет построен на Рязанской трубе близ Коломны. Более точное место называет портал Газета. ру. Дословно: «Завод может располагаться около деревни Мякинино Коломенского района – в том месте, куда ранее планировалось вывезти Московский НПЗ». Однако ни Сечин, ни Шойгу лично о месте возведения будущего НПЗ не обмолвились. Сечин лишь отметил, что проектирование начнется уже в 2012 году, а строительство будет осуществлено «в сжатые сроки». А С. Шойгу уточнил, что это 2,5–3 года.

Стоит отметить, что, по мнению аналитиков ОАО «АК «Транснефть», нефтепроводы в Подмосковье работают на пределе пропускной способности. Для обеспечения нефтью нового НПЗ потребуется дорогостоящая реконструкция нефтепровода от Рязани до Коломны. Реконструкция будет осложнена тем, что поверх нефтепровода возведена масса незаконных строений.

Кстати, буквально в понедельник газета «Ведомости» сообщила, что администрация Подмосковья подписала с «Роснефтью» соглашение о поддержке региона. Согласно документу, в обмен на площадку под Коломной для нового НПЗ компания согласилась построить в области многофункциональный ледовый дворец.

Http://vo-gazeta. ru/uncategorized/industry/2240.html

Реконструкция АТ-ВБ «Товарный парк котельного топлива 2х30000 м3 №523, 533».

ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ» — это современный нефтеперерабатывающий завод, который по основным производственным показателям входит в первую десятку российских НПЗ. Установленная мощность завода — 12.15 миллиона тонн сырой нефти в год. Здесь производится широкая линейка продуктов — от автомобильных бензинов, дизельного, авиационного и судового топлива, а также высокооктановых бензиновых добавок до мазута, битума и газов различного назначения. Общий ассортимент изготавливаемой продукции насчитывает 29 наименований и 66 марок. При этом продукция выпускаемая на НПЗ закрывает до 40% потребностей Московского региона в различных нефтепродуктах, он также является главным поставщиком топлива для аэропортов столицы.

На сегодняшний день собственником ОАО «Газпромнефть – Московский НПЗ» является компания «Газпром нефть». Полный 100% контроль над этим нефтеперерабатывающим предприятием нефтяная компания получила в конце 2010 года. Это произошло после покупки «Газпром нефтью» компании Sibir Energy, которой к тому времени принадлежал контрольный пакет акций МНПЗ. После этого в ноябре 2011 года появилось и сегодняшнее название компании ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ».

На заводе в едином производственном цикле работает более 30 установок. Среди основных цехов предприятия можно выделить следующие: цех первичной переработки нефти, цех вторичных процессов, цех нефтехимии и газопереработки, цех каталитического крекинга, а также КИП и автоматики, товарно-сырьевой цех, ОТК, ремонтно-механический цех, ТЭЦ и электроснабжения, воды и канализации, транспортный цех, связи и хозяйственно-бытовой.

В течение всей истории своего существования деятельность Московского нефтеперерабатывающего завода подчинялась необходимости удовлетворять растущие потребности промышленности и населения в качественных нефтепродуктах. Поэтому постоянно наращивая объемы переработки нефти, предприятие увеличивает и товарный перечень, а также качество нефтепродуктов. Работая в городской черте и поставляя свою продукцию преимущественно для жителей Москвы и области, коллектив завода основной из задач текущей деятельности считает соблюдение всех норм и требований по экологической безопасности и качеству выпускаемой продукции. Реализация мероприятий в области качества позволила добиться полного отсутствия рекламаций за последние семь лет. Высокие показатели работы ОАО «Газпромнефть — МНПЗ» подтверждаются и ежеквартальными проверками, проводимыми представителями «Росстандарта». А Всемирная ассоциация по нефтепереработке (WRA) по итогам 2013 года удостоила ОАО «Газпромнефть — МНПЗ» звания лучшего нефтеперерабатывающего предприятия СНГ.

До 2020 года владелец завода ОАО «Газпром нефть» готов инвестировать в производство порядка 130 миллиардов рублей. Это позволит ввести в эксплуатацию установки гидрокрекинга вакуумного газойля, флексикокинга с энергоблоком. Производство флексигаза даст возможность использовать его на собственной ТЭЦ, что, в свою очередь, обеспечит завод дешевой электроэнергией и паром на 50% от потребностей. Помимо этого увеличится глубина переработки нефти и возрастет объем производства светлых нефтепродуктов.

Инвестиции позволят продолжить работу и в области улучшения экологической составляющей. Так, уже к 2020 году на ОАО «Газпромнефть — МНПЗ» выброс битумных паров будет снижен на 99%, диоксида серы на 90 %, а сероводорода на 96 %. При этом суммарное снижение выбросов и загрязняющих веществ в окружающую среду составит 48%. Власти Москвы оценивают идущую на предприятии модернизацию как «революцию с точки зрения экологии».

На сегодняшний день установленная мощность завода составляет 12.15 млн тонн нефти в год. При этом в 2014 году на предприятии сумели переработать 10.76 миллиона тонн нефти. Глубина переработки составила 71.71 %. За прошлый год произведено бензина 5-го экологического класса 2,23 миллиона тонн (что составило 92.88 % от всего объема автомобильных бензинов). Общий объем выпущенного на НПЗ дизельного топлива — 2.16 миллиона тонн, из них 79.43 % приходится на дизельное топливо 5-го класса. Также завод произвел за 2014 года 0.63 миллиона тонн керосина и 1.02 миллиона тонн битумных материалов.

Завод на 40% удовлетворяет потребности Москвы и области в нефтепродуктах, на это идет около 80% от всей выпускаемой на предприятии продукции. Еще 10-15% идут на экспорт, а остальные 5-10% продаются в различные регионы России и ближнее зарубежье.

Сегодня на ОАО «Газпромнефть — МНПЗ» трудится около 2200 человек, и оно является одним из самых крупных налогоплательщиков столицы. Так, в 2013 году, Москва в виде налогов получила от завода 1.2 миллиарда рублей (без учета акцизных платежей).

На предприятии эксплуатируются 30 установок различного назначения, которые позволяют выпускать продукцию 29 наименований, 66 марок.

Завод расположен на площади 1.2 тысячи гектар и имеет на своей территории 4 резервуара (по 50 тысяч каждый) для хранения нефти. Сырье на МНПЗ поступает из Западной Сибири и Татарстана по магистральному нефтепроводу.

Свою историю МНПЗ ведет с февраля 1936 года, когда на берегу Москвы-реки вблизи села Капотня Люберецкого района началось строительство Московского крекинг-завода № 413. А датой рождения предприятия можно считать 1 апреля 1938 года. Именно в этот день первая крекинг-установка была выведена на технологический режим и произведена первая продукция — тонна бензина. С 1939 года завод находится в подчинении Наркомата нефтяной промышленности, который с 1946 года реорганизуется в Минннефтепром СССР. На момент строительства первого Московского крекинг-завода в РСФСР работали всего пять НПЗ, при этом все они находились в регионах, где велась нефтедобыча. Для нового завода сырье (бакинский мазут) первоначально доставлялось баржами по Москве-реке, и лишь спустя несколько лет были построены магистральные трубопроводы. В первые годы своей работы предприятие ежегодно производило 155 тысяч тонн бензина и один вид битума.

В период Великой Отечественной войны НПЗ безостановочно продолжал работать и снабжать армию и тыловые подразделения топливом и смазочными материалами. Это было одно из немногих промышленных предприятий столицы, которое решили (ввиду его исключительной важности для обороны города) не эвакуировать, а лишь заминировать на случай возможного захвата врагом. Поскольку предприятие в течение длительного времени работало в прифронтовой зоне и почти каждый день подвергалось налетам немецкой авиации для его защиты на расстоянии трех километров от настоящего завода построили бутафорский (из фанеры и мазутных бочек) — точную копию существующего. Вокруг которого за короткий срок 2 тысячи человек даже воссоздали естественный рельеф местности и высадили лесополосы, чтобы проводимая аэрофотосъёмка соответствовала имеющимся у врага картам. Таким образом часть налетов авиации удалось нейтрализовать и тем самым защитить реальный завод.

В то же время на НПЗ велось строительство дополнительных цехов и вводилось в эксплуатацию новое оборудование, что уже к средине зимы 1941 года позволило наладить выпуск четырех дополнительных видов продукции. За военные, 1941-1945 годы, Московский НПЗ сумел переработать 2.8 миллиона тонн нефти, чем внес неоценимый вклад в оборону города.

В сентябре 1952 года Московский крекинг-завод №413 получил новое название — Московский нефтеперерабатывающий завод. К этому времени на нем уже производилось около 20 наименований продукции, и он стал одним из лидеров нефтеперерабатывающей отрасли страны.

Начало 60-х годов было для МНПЗ временем серьезной модернизации — вводится в эксплуатацию 19 новых объектов, многие из которых в СССР впервые были испытаны в промышленном производстве именно на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Среди них можно отметить установку карбамидной депарафинизации дизельного топлива, электрообессоливающую установку (ЭЛОУ) с шаровыми электродегидраторами, установку по производству полипропилена, оборудование для каталитического риформинга бензина, печь беспламенного горения и другие. Растут и объемы производства — если в 1938 году ежегодно удавалось перерабатывать всего 0,55 миллиона тонн нефти, то к концу 60-х началу 70-х годов этот показатель составил уже 7 миллионов тонн. Столь существенного роста удалось добиться и благодаря строительству новых нефтепроводов, в частности, к 1965 году был принят в эксплуатацию нефтепровод «Горький-Рязань-Москва», а к 1970 — «Ухта-Ярославль-Москва».

К этому времени на заводе освоен выпуск 32 видов новой продукции и внедрено двенадцать новых технологических процессов. Но, несмотря на это, процесс модернизации и расширения производства продолжается и дальше. А в 1972 году Совет Министров СССР принимает решение о наращивании мощности завода до 12 миллионов тонн нефти в год.

В 1983 году на МНПЗ впервые в стране была введена в эксплуатацию отечественная установка каталитического крекинга и появилась возможность для глубокой переработки нефти. А спустя несколько лет, к началу 1990-х годов, доля продукции, выпускаемой на Московском нефтеперерабатывающем заводе занимала на рынке нефтепродуктов Москвы и области порядка 70%

В 1994-1995 годах форма собственности предприятия сменилась на акционерную. На переломе веков — в конце девяностых, начале двухтысячных — на заводе проходит модернизация установки ЭЛОУ-АВТ-6, запускается блок моющих присадок, вводится в эксплуатацию новое факельное оборудование и сливная эстакада для светлых нефтепродуктов.

С 2006 по 2007 год на МНПЗ налаживается производство высокооктановых, более экологически чистых бензинов, которые уже удовлетворяют требованиям стандарта Евро-3. Начиная с 2010 года, на заводе идет программа масштабной модернизации и реконструкции, которая рассчитана на 10 лет — до 2020 года. В октябре 2011 года, после того, как 100% капитала ОАО «Московский НПЗ» было консолидировано компанией ОАО «Газпром нефть» МНПЗ получил новое название — ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ». Уже под управлением нового собственника завод в 2013 году завершил первую часть десятилетней модернизации. И предприятие сумело на 100% перейти на выпуск моторного топлива класса Евро-5. При этом закончить работу удалось значительно раньше — изначально планировалось сделать это к началу 2017 года.

Http://energybase. ru/en/processing-plant/moscow-refinery

В Московской области к 2022 году может быть построен Нефтеперерабатывающий завод, который будет производить бензин класса «Евро-5». Как пишут «Известия», в этом случае предприятие станет первым НПЗ в регионе с 1930-х годов, когда был построен Московский НПЗ, принадлежащий сейчас «Газпромнефти». Возведением завода планирует заняться группа компаний «Трасса» – владелец крупнейшей независимой сети АЗС в Московской области.

Генеральный директор группы компаний «Трасса» Олег Алексеенков рассказал о планах по строительству завода мощностью до 8 тонн нефти в год (в две очереди по 4 миллиона тонн каждая). Однако участники рынка не уверены в том, что завод будет построен в срок с намеченным «Трассой» бюджетом, и в том, что его продукция будет востребована в регионе.

Инвестиционное решение по строительству НПЗ будет оформлено в 2016-2018 годах, в 2019-м стартует строительство объекта, а в 2022 году будет запущена первая очередь завода. Предприятие должно будет производить нефтепродукты для нужд сети заправок группы компаний «Трасса», в которую сегодня входит почти полсотни АЗС с приростом на 7-8 станций в год.

На данном этапе реализации проекта ключевым вопросом является выбор участка. Прежде всего, инвестора интересуют вопросы экологии, соблюдение эколоического баланса. Конкретные варианты расположения не уточняются. Объект будет построен с применением самых современных технологий.

Http://www. equipnet. ru/news/power-industry/power-industry_23028.html

Активисты, экологи и журналисты посетили с проверкой Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне для установления источника неприятного запаха, распространяющегося на территорию востока и юго-востока Москвы и Подмосковья, сообщает РИАМО.

В среду во время посещения предприятия группе активистов и экологов провели экскурсию по территории завода, где была показана единая централизованная операторская, куда в автоматическом режиме поступают данные от всех технологических систем, поясняется в материале.

Как рассказал в ходе осмотра завода заместитель генерального директора МНПЗ по промышленной безопасности Олег Лазарев, чьи слова приводятся в сообщеии, на предприятии не имеется превышений предельно-допустимых концентраций вредных веществ.

«В результате реконструкции на нашем предприятии реализована многоуровневая система контроля за экологической безопасностью. Смонтированы системы загазованности на установках, на границах санитарно-защитных норм смонтированы посты постоянного контроля за выбросами с выводом показателей на Мосэкомониторинг», – сказал Лазарев.

По мнению начальника управления экологии и природопользования администрации Балашихи Альберта Горячева, полное исключение превышений ПДК на МНПЗ маловероятно.

«Предприятие, которое дает такую колоссальную нагрузку на регион, не может не иметь превышений хотя бы в своей рабочей зоне», – приводятся в материале слова Горячева.

По словам члена регионального центра общественного контроля Московской области и Общественной палаты Балашихи Натальи Галл, которую цитирует информагентство, на территории предприятия присутствует незначительный неприятный запах.

В настоящее время на предприятии действует пятиступенчатая система мониторинга состояния воздуха. В частности, результаты анализа проб воздуха, которые отбирают в шести точках четыре раза в сутки, выводятся на экоинформер – большое информационное табло, установленное над забором завода и показывающее содержание и предельно допустимые концентрации вредных веществ, в частности сероводорода, бензола, углеводородов, диоксида серы и диоксида азота. В 50 метрах от предприятия располагается станция Мосэкомониторинга, еще одна станция находится на территории МНПЗ, заключается в сообщении.

Http://mosreg. ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/obschestvenniki_proveli_osmotr_na_moskovskom_neftepererabatyvayuschem_zavode_7074

Москва сегодня полностью обеспечена нефтепродуктами, в основном благодаря столичному нефтеперерабатывающему заводу (МНПЗ). В прошлом году это предприятие переработало свыше 11 млн. тонн сырья. Не исключено, что в ближайшей перспективе нефтепродукты в столицу начнут поступать из Подмосковья.

Сегодня Московский нефтеперерабатывающий завод обеспечивает нефтепродуктами половину столичного региона. Остальное поставляют предприятия из соседних областей: Ярославской, Рязанской и Татарстана. За прошлый год МНПЗ произвёл высококачественного бензина 2,3 млн. тонн – почти на 10% больше, чем в 2012‑м, а битума (дорожное покрытие) – свыше 1 млн. тонн.

К тому же в 2013-м МНПЗ завершил первый этап своей модернизации. Это позволило предприятию полностью перейти на выпуск топлива 5-го – т. е. самого высокого экологического класса. Произошли положительные изменения и в плане экологии, например, значительно сократились выбросы от московской нефтепереработки в биосферу.

Как отмечает гендиректор завода Аркадий Егизарьян, «модернизация позволила – при значительном росте производственных показателей – существенно снизить его влияние на окружающую среду. Так, переход на выпуск моторного топлива 5-го класса реализован в рекордно короткие сроки. А по итогам 2013 года Всемирная ассоциация по нефтепереработке (WRA) признала МНПЗ лучшим нефтеперерабатывающим предприятием стран СНГ».

Однако ситуация с переработкой и добычей энергоносителей в столичном регионе может измениться, если подтвердятся крупные запасы подмосковной нефти. Речь идёт о залежах в основном на востоке и юго-востоке области. Кстати, ещё в августе 2012 г. представители администрации Павло-Посадского района вместе с московским Нефтегазовым университетом имени Губкина провели совещание, в ходе которого стороны договорились вместе проводить исследовательские работы по анализу нефтяных запасов.

В целом ресурсы углеводородов Подмосковья и других областей, сопредельных с ним (или, как говорят геологи, – Московской синеклизы), оцениваются на высоком уровне. Как минимум, это 300 млн. тонн нефтяного эквивалента. Мало кто знает, что геологоразведка энергоресурсов в Подмосковье ведётся с 1944 года! А к середине 1950-х геологи объявили о залегании значительного объёма нефти на востоке и юго-востоке области, а также в районе соседнего Подмосковного угольного бассейна, до конца 1950-х он входил в состав МО.

Российский эксперт в сфере недропользования Денис Борисов считает, «что разведку запасов углеводородов в нашем регионе можно считать своего рода «инвестициями в будущее». Потому что в осадочных породах Московской синеклизы обязательно должна быть нефть». Последние исследования эти догадки подтвердили. Но вот беда: чёрное золото залегает здесь на больших глубинах – Не меньше 2 километров, да ещё и с примесью грунтовых вод».

По оценкам геофизика Николая Андреева, «запасы нефти содержатся ещё в районах Подмосковья, в непосредственной близости от русла Москвы-реки и даже под её руслом». Мало кто знает, что ещё в конце августа 2012 г. сообщалось о том, что разведчики продолжают детально изучать эту информацию. После чего может быть принято решение о масштабной разведке чёрного золота в Подмосковье и ряде соседних областей.

Но, как говорится, – не нефтью единой. В громадном столичном регионе, по оценкам экспертов Центрального регионального геологического центра при Министерстве природных ресурсов РФ, могут содержаться большие запасы ещё и бурого угля. Например, в Серебряно-Прудском районе. А также фосфоритов и железосодержащих руд – в Одинцовском районе. Может, такое богатство станет серьёзным подспорьем для столичной энергетики и промышленности. Конечно, требуется тщательно изучить все эти предположения учёных. Но главное – разработку недр в Московском уникальном регионе нужно вести с учётом вышеупомянутых экологических факторов. Для этого потребуется определить такие технологии добычи, которые в минимальной степени «нарушат» нашу природу в районах возможной добычи.

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Http://argumenti. ru/gorodm/n427/322234

Поделиться ссылкой: