Нужна переработка нефти

С 1993 имеет место проедание запасов – когда текущий уровень добычи превышает прирост запасов. При высоких ценах на нефть капитал переливается из разведки в добычу (→ сверхприбыли)

1. в основном мелкие (5 млн. т) и мельчайшие (до 3 млн. т) месторождения, а чем меньше, тем хуже технико-экономические показатели (удорожание себестоимости)

Увеличение удельного веса трудноизвлекаемых запасов (с 37% до 55% к 2005)

В результате перестройки решили разделить этапы геологических работ на 2 части

1. с нуля, начала работ, до получения ресурсов категории С1, ᴛ. ᴇ. надежной информации о нефтегазоносности. Связан с увеличением национального богатства, повышает разведанность (элемент благосостояния)

2. с получения С1 и далее. Входит в зону стратегических интересов НК, т. к. месторождение становится предметом аукционов, где выдаются лицензии на доразведку

Пик добычи на 1987 (610 млн. т) в границах СССР. В 90-е гᴦ. в результате реформирования результаты стали резко снижаться из-за ликвидации бюджетных дотаций + внутренний фактор снижения спроса на несть и снижение продуктивности скважин.

– количество простаивающих скважин (непрерывно простаивают более 30 дней). 25-27 тыс. из 140 тыс. в основном по причинœе ожидания ремонта

Несколько лет назад добавилась еще одна причина простаивающих скважин – нерентабельность добываемой нефти (42 тыс.). Когда затраты на добычу превышают цены, по которым можно продать нефть. Это процесс сознательной остановки скважин

Тюмень, Дальний Восток, Восточная Сибирь, Урало-Поволжье (второе Баку). Перспективны Прикаспийские зоны, Кавказ, Тимано-Печерская НГП.

Крупных месторождений нет, большое количество мелких месторождений. Нефть качественная, но условия добычи сложные (вязкая → шахтная добыча)

Сырая нефть не нужна. Для использования пригодны более частные нефтепродукты

27 крупных НПЗ, общая годовая мощность по первичной переработке (установки ЭЛОАВТ) 250 млн. т. 43 мини-НПЗ, общей мощностью 5,5 млн. т.

Омский НПЗ на 3 месте в мире по объемам переработки и технико-экономическим показателям

1. производственная мощность 250 (потенциал), фактически перерабатывается 206 млн. т – 2005 г, 197 млн. т – 2004 ᴦ. → недогрузка при первичной переработке. НПЗ имеют предел рентабельности по загрузке. В случае если коэффициент меньше 0,8, то работа нерентабельна

2. очень высокая степень износа – 53%. 80% по нефтеперерабатывающим, несколько лет назад 90%. При таком коэффициенте износа трудно соблюдать технологический процесс

3. недостаточная глубина переработки – проблема рационального использования. 2000 – отбор светлых нефтепродуктов на 60%, 2005 – отбор светлых нефтепродуктов на 71%, по Европе в среднем 85%. Рекорд в Калифорнии – 95%. У нас только 4 НПЗ имеют глубину переработки свыше 80%. В Волгограде проектируется НПЗ с 95% переработкой. Соотношение первичных и вторичных процессов переработки: Европа – 30% / 70%, США – 50% / 50%, Россия – 13% / 87%. Проблема заключается в развитии вторичных процессов переработки, в стимулировании производства нефтепродуктов (27% мазута͵ но с другой стороны нам нужно много мазута). Развитие вторичных процессов переработки должно быть с учетом того, что мы у кого-то забираем мазут и его нужно чем-то заменить. Раньше заменяли газом. Энергетика становится более восприимчива к углю. Установка в Омске, а мазут раскидан по стране.

Дизельное топливо – его качественные параметры были плохими (большое количество коксующихся веществ) → экспортировали его плохо, рынок в Европе снижает объемы потребления. Второй параметр – наличие большого количества серы

Больше всœего на экспорт идет ДТ. Одним из критериев включения в Евросоюз является улучшение качества бензина до евро-3 и евро-4. Нам нужно переходить на более высокие октановые числа (задача вторичной переработки), решать проблему с серой. Надо контролировать заправки и улучшать технологию переработки нефти.

У нас до 40 мини-НПЗ. Темпы строительства и использования мини-заводов очень высокие.

I. Сегодня по мнению специалистов появилась почва для развития малого бизнеса. Возможность нормального функционирования малых предприятий связана с переработкой нефти, т. к. на рынок нужно поставляя только нефтепродукты

1. «Идти на поклон крупному бизнесу» – давальческая схема. Компания отправляет нефть на НПЗ, ее там перерабатывают, но в качестве платы забирают определœенный объем нефтепродуктов. Но НПЗ, осознавая свою власть, злоупотребляет ею и «выкручивает руки» малому бизнесу

2. «Перерабатывать нефть на своих собственных установка». Но нет отечественных нефтеперерабатывающих установок небольшой мощности, в связи с этим нужны доллары для покупки зарубежных, а для этого нужны нефтепродукты → замкнутый круг

Цены на нефтепродукты в период сбора урожая вырастают. Минирефайнеры ориентированы на производство ДТ.

4 млн. т нефти было переработано мини-НПЗ 200 тыс. т бензина, 400 тыс. т мазута͵ остальное ДТ

Такое строительство мини-НПЗ решает проблему занятости, особенно шахтеров.

На заводах трудно достигнуть качественных параметров – обеспечить раелизацию потенциала УВ можно только углубив ее переработку

Должна быть переориентация на рынок азиатско-тихоокианского бассейна. К 2035 Индия и Китай будут потреблять 60% мировой энергии

Протяженность трубопроводов 48-50 тыс. км, протяженность продуктопроводов 24 тыс. км

Транснефть в 2005 перекачала 250 млн. т. Темпы роста транспорта – 16%, добычи – 8%

В результате радикальных реформ 90-х гᴦ. трубопроводный транспорт очень много потерял в потенциале.

Трубы очень востребованы, т. к. это главное экспортное направление на Западе.

1. Главная проблема – повышение эксплуатационной надежности трубопроводных систем

34% магистральных трубопроводов отработали более 30 лет, 70% трубопроводов отработали более 20 лет, при том, что срок жизни трубопровода – 33 года

БТС – Балтийская трубопроводная система: первая очередь введена на 12 млн. т введена в 2001. Она была быстро построена и выведена на режим. Есть 2 лага: строительный и освоения (от конца строительства до выведения на проектную мощность).

Трубопроводная система перекачивает 50 млн. т. Сейчас хотят повысить до 60 млн. т

Был проект о введении второй очереди Новороссийского терминала. Но это направление стало сложным, т. к. Турция ограничивает проход танкеров через Босфор и Дарданеллы. 2-ой довод – в Новороссийске Черное море штормит более 10 дней в году. Балтийское же море тише, спокойнее.

Проект был реализован, но нужно было увеличить поток нефти. Туда построили трубу из Казахстана. В перспективе эта труба будет продлеваться. Куда же пошла нефть Азербайджана?

3. Интеграция «Дружбы» с трубопроводной сиситемой «Адрия» балканских стран. Проект находится на завершающей стадии. Трубопровод Бургас – Александрополис – основной поставщик нефти ЛУКОЙЛа. Будет подаваться из Новороссийска. В Александрополисе нефть будет наливаться в танкеры и развозиться по всœему миру.

4. Вопрос расширения Восточного вектора нефтепроводов. Западная Сибирь – Охотское море. Много разговоров на экологическую тему, т. к. вблизи озера Байкал. Транснефть проработала вариант улучшения качества – утолщение стенок в 2 раза. При этом, не без участия президента͵ трубопровод переносят дальше на север. На танкерах нефть будет отправляться в Японию, отвод будет в Китай. Поток рассчитан на 80 млн. т нефти в год. Трубопровод строится

5. Трубопровод Карьяга – Юдина. Круглогодичный поток нефти, Тимано-Печерский регион.

Связывают нефтепереработку с потреблением. Основные объекты – нефтебазы. Основная цель нефтебаз – перевалочная, распределительная. Смешенные нефтебазы – хранение и распределœение.

Перевалочные базы – с одного вида транспорта на другой (ж/д, труба, танкер)

Распределительная нефтебаза. Ее цель – распределить нефть по потребителям. Существуют прямые поставки, либо распределœение через системы АЗС

Смешанные нефтебазы. Решают проблемы распределœения и перевалки нефти.

Количество нефтебаз 1 600 – постоянно. Компании называют теперь нефтебазы терминалами. Обеспечивают надежное продуктообеспечение всœех потребителœей. Каждая компания имела регион, где она должна была обеспечить стабильное нефтепотребление. К примеру, Сургутнефтегаз → Псков, Новгород, Ленинград. Но система нефтепродуктообеспечения была открыта для частного бизнеса.

Сдерживает высокая степень криминализации этой сферы деятельности – без «крыши» не выжить.

Http://oplib. ru/random/view/966307

Цены на бензин за последнюю неделю в среднем по России увеличились почти на 3 процента. Возникшая проблема решается на правительственном уровне. Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что причиной дефицита нефтепродуктов на бирже является сговор производителей, что и разгоняет розничные цены на бензин.

«На самом деле этот топливный кризис достаточно сложная штука. С одной стороны, в словах Путина, безусловно, есть истина. Потому что у нас в стране действительно наблюдается олигополия на топливном рынке, который разделен между несколькими крупными компаниями. Поэтому назвать наш топливный рынок конкурентным нельзя», – рассказал Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью «Актуальным комментариям».

Он добавил, что в этом плане Путин, когда он говорит о неком сговоре, совершенно прав.

Однако эксперт отметил, что Путин говорил это в контексте истории с торговлей на нефтяной бирже, а эта история более сложная. «Наше государство пытается создать квази-рыночные инструменты. Например, запущена биржевая торговля. Но если у вас весь топливный рынок принадлежит компаниям, которые контролируют всю цепочку от добычи и до бензоколонки, то такого рода инструменты в принципе не заработают», – пояснил он.

Единственный вариант решения существующей проблемы Симонов видит в создании действительно независимой переработки нефти, «то есть создание достаточно крупных перерабатывающих предприятий, которые не включены были бы в состав вертикальных компаний». В такой ситуации, по мнению эксперта, конкуренция действительно могла бы быть.

«ФАС обещал такого рода процедуру, но, к сожалению, пока гора рождает мышь – ничего такого мы не наблюдаем. В этом плане получается, что ситуация остается достаточно сложной. Олигополия сохраняется и ожидать, что просто запуском нефтяной биржи или ростом экспортных пошлин мы исправим ситуацию – не приходится», – с сожалением отметил Симонов.

Эксперт также отметил, что существующая ситуация «не такая линейная, чтобы четко сказать – вот эти правы, эти виноваты». «Возьмем ситуацию с нефтяными компаниями. Мы все привыкли, что топливо на внутреннем рынке должно стоить дешево. У нас есть такая установка. Она объясняется тем, что – мы нефтяная страна, и поэтому бензин должен быть дешевым. Растет цена на нефть на мировом рынке, не растет – она все равно должна быть дешевой», – рассказал он.

Симонов повторил, что абсолютно согласен с тем, что у нас существует олигополия на этом рынке. «Я всегда говорил о том, что нам нужна крупная серьезная независимая переработка нефти. Но при этом мы тоже должны понимать, что если цена на мировом рынке растет, цена на бензин все равно будет расти в России в том числе», – объяснил он.

«Если мы хотим, чтобы у нас был бензин дешевый вне зависимости от мировой конъюнктуры, мы должны объединить все нефтяные компании в одну нефтяную компанию, которой бы правительство просто приказывало держать определенную цену», – заявил он.

Он отметил, что во всех странах, которые часто ставят в пример – от Венесуэлы до Ливии – везде существует одна государственная компания, которая занимается добычей и переработкой и сбытом бензина. «Вот тогда у нас будет как в Саудовской Аравии или в Венесуэле», – добавил Симонов.

«Если мы действительно хотим, чтобы у нас были зафиксированы низкие цены на века, нам нужно вернуться к ситуации 1989 года, объединить все компании в одно министерство нефтяной промышленности или в одну государственную компанию, тогда у нас действительно все получится. Но у нас нет этого, к счастью», – сказал эксперт.

Описывая сложившуюся ситуацию, он отметил, что у нас есть несколько компаний, неконкурентный рынок. Однако объединять их обратно в одного монстра, по словам Симонова, весьма недальновидное и неразумное решение.

«Это означает, что когда правительство, например, в феврале сказало, что мы просим вас не увеличивать цены, это привело к тому что цены снизились. Но при этом нефтяные компании стали больше поставлять сырой нефти на экспорт, потому что цена на нефть все равно росла на мировом рынке. Естественно, это привело к определенному оголению рынка внутреннего», – заметил он.

По мнению Симонова, увеличение экспортных пошлин на сырую нефтьприведет к тому, что нефтяные компании вообще будут лишены возможностей инвестировать деньги в новые проекты. «Они и так это делают плохо, а так вообще не будут делать. То есть тем самым мы уничтожим будущее собственной нефтяной промышленности», – считает эксперт.

Говоря о теме качества топлива, Симонов отметил, что одной из причин нынешнего кризиса стало то, что сразу четыре НПЗ было закрыты на ремонт. Произошло это, по его словам, потому что запрещены стандарты топлива ниже евро-3. «У нас, соответственно, нужно эти заводы перенастраивать. И это правильный процесс, потому что мы вопим про СО2, про парниковые газы, а у нас практически 90% автомобилей в стране работает на крайне некачественном бензине, который наносит такой вред стране, что никакое глобальное потепление рядом не стояло», – рассказал Симонов.

«Понятно, что мы должны запрещать топливо с низкими стандартами качества. Но понятно, что это тоже будет приводить к удорожанию бензина. Если компании будут вынуждены инвестировать деньги в модернизацию их НПЗ, то понятно они тоже будут увеличивать стоимость бензина», – предположил эксперт.

Симонов подчеркнул, что не пытается никоим образом обелить нефтяников. «Согласен с премьером, что у нас есть элементы олигополии на рынке. Но при этом мы тоже должны понимать, что чудес не будет. Если нефть будет дорогой на мировом рынке, то все равно бензин у нас тоже будет дорогим», – убежден эксперт.

Сегодня, по словам Симонова, «в Европе бензин уже стоит порядка 60 рублей за литр, в Америке 29 с лишним за литр, если мы по 95 бензину говорим». «Но почему в Америке он дешевле, чем в Европе? Во-первых, потому что они сами добывают, а во-вторых, потому что в Америке есть то, о чем я сказал, – независимый крупный нефтеперерабатывающий завод, чего в России, к сожалению, нет», – отметил он.

Как писали «Актуальные комментарии», за последнее время потребительские цены на автомобильный бензин существенно выросли. Более того, в ряде российских регионов возникли перебои с бензином, которые властные структуры объяснили резким увеличением его поставок на экспорт из-за повышения мировых цен на нефть.

Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что причина роста цен на бензин, возможно, лежит в сговоре компаний-производителей.

Правительство предложило ряд мер. Как сообщил вице-премьер Игорь Сечин, во избежание впредь дефицита нефтепродуктов Минэнерго поручено обеспечить постоянный контроль за выводом НПЗ на ремонт. Также сообщается, что правительство намерено запретить продажу нефти на бирже аффилированным структурам.

Http://actualcomment. ru/simonov_rossii_nuzhna_nezavisimaya_pererabotka_nefti. html

Ученые случайно нашли вещество, разлагающее пластик за несколько дней. Они планируют сконцентрировать усилия на дальнейших улучшениях — уже сейчас у них есть идеи, как ускорить разложение в 100 раз.

Ученые создали фермент, способный уничтожать пластик, а особенно хорошо он справляется с пластиковыми бутылками. Это достижение позволит справиться с огромным количеством пластика, загрязняющего планету. О результатах они рассказали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2016 году на свалке в Японии были обнаружены бактерии, способные поглощать пластик. На процесс, обычно занимающий столетия, у них уходили считанные дни. Теперь же ученым удалось определить структуру фермента, который они для этого используют, и синтезировать его. Когда команда протестировала фермент, оказалось, что он стал справляться с полиэтилентерефталатом (ПЭТ), из которого делают бутылки для напитков, еще лучше оригинала.

«Оказалось, что мы улучшили фермент. Мы были немного шокированы, — говорит профессор Джон Макгихан из Портсмутского университета в Великобритании. — Это настоящее открытие».

При этом исследователи надеются, что им удастся улучшить его, заставив работать еще быстрее.

«Мы надеемся использовать этот фермент, чтобы разложить пластик на его составляющие, а затем снова использовать их для производства пластика. Это значит, что не нужно будет добывать еще больше нефти и что можно будет уменьшить количество пластика в окружающей среде», — отмечает Макгихан.

Каждую минуту в мире продается около миллиона пластиковых бутылок. Переработке подвергаются лишь 14% из них. Многие из оставшихся попадают в океаны, загрязняя даже самые удаленные из уголки, нанося вред морским обитателям и — потенциально — потребителям морепродуктов.

Сегодня из бутылок, попавших на переработку, изготавливаются непрозрачные волокна, которые становятся материалом для одежды и ковров. Но благодаря использованию фермента из них можно будет делать новые пластиковые бутылки, что избавит от необходимости производить больше пластика.

«Нам приходится жить с тем фактом, что нефть стоит мало, поэтому и производство ПЭТ обходится дешево, — отмечает Макгихан. — Производителям легче создавать больше пластика, чем пытаться его перерабатывать».

Для начала исследователи определили структуру фермента, который производят бактерии из Японии. Для этого они использовали синхротрон Diamond, способный производить мощное рентгеновское излучение, которое позволяет разглядеть структуру отдельных атомов. Фермент оказался похожим на тот, что бактерии обычно используют для разрушения природного полимера кутина — воска, которым часто покрыта кожица плодов. Манипуляции с ферментом в процессе изучения его работы случайно привели к улучшению его способности разлагать пластик.

«Это скромное улучшение, на 20%, но не в этом дело, — рассказывает Макгихан. — Произошедшее показывает, что фермент еще не оптимизирован. Это дает нам возможность использовать все технологии, которые годами применялись в разработке других ферментов, и создать фермент, работающий сверхбыстро».

Одно из возможных улучшений — пересадить фермент бактериям-экстремофилам, способных выдерживать температуру выше 70°С — при ней плавится ПЭТ, а в расплавленном виде он разлагается в 10-100 раз быстрее. Также способствовать разложению пластика могут и некоторые грибки, но бактерии легче использовать в промышленных целях.

Для уничтожения других видов пластика можно будет использовать бактерий, которые в настоящее время эволюционируют в окружающей среде, уверен Макгихан. Хотя большая часть пластика находится в океане, исследователи рассчитывают, что можно будет доставить поедающие пластик бактерии к этим скоплениям мусора.

«Я думаю, это очень интересная работа, которая показывает, что есть потенциал для использования ферментов в борьбе с растущей проблемой отходов, — считает химик Оливер Джонс. — Ферменты нетоксичны, биоразлагаемы и их можно получить с помощью микроорганизмов в больших количествах».

Конкуренцию бактериям могут создать личинки восковой моли — как недавно было установлено, они способны поглощать пластик с впечатляющей скоростью. Открытие было сделано случайно — одна из исследовательниц, Федерика Берточини, любитель-пчеловод, занималась удалением паразитов из сот своих ульев. Берточини временно положила извлеченных гусениц в обычный пакет для мусора и через какое-то время обнаружила, что личинок нет.

Берточини, научный сотрудник Испанского института биомедицины и биотехнологий, заинтересовалась феноменом и провела вместе с биохимиками из Кембриджа научный эксперимент. Были взяты около сотни личинок, которые поместили в обыкновенный пластиковый пакет, купленный в британском магазине, и стали ждать появления дырок. Как выяснилось, сотня гусениц способна расправиться с 92 мг полиэтилена за 12 часов.

Http://123box. ru/blogs/atck/ne-nuzhno-bolshe-nefti-nayden-sposob-razlozheniya-plastika/

В России кроме неизбывных двух вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» есть и третий: «Почему независимо от котировок нефти растут цены на бензин?».

О влиянии акцизов на ценообразование ГСМ агентство «ЮграPRO» писало 20 декабря 2017 года. Напомним, что акцизы на автомобильное топливо были повышены с 1 января 2018 года, следующее повышение – с 1 июля 2018 года и далее по графику, уже утвержденному Правительством РФ.

Несмотря на то, что заметного рывка в ценах на бензин за прошедшие 3,5 месяца не произошло, думается, все еще впереди. Сейчас распродаются товарные запасы, сделанные ранее, но растет цена на нефть, та же судьба ожидает цену на бензин, реализуемый на внутреннем рынке. На бирже стоимость топлива приближается к 50 000 рублей за тонну. Еще не так давно аналитики топливного рынка говорили о том, что цена на бензин приближается к опасной черте тридцать рублей за литр, не менее опасной называли цену в сорок рублей. Сейчас от качественных оценок «опасно – неопасно» те же аналитики воздерживаются, потому как предела для роста этой ценовой кривой в нашей стране, очевидно, не существует.

Народ выдержал тридцать рублей, смирился с сорока, вытерпит и пятьдесят.

Сейчас в ходу следующее толкование ситуации с ростом цен на топливо, что в данный момент на нее влияют санкции, рост мировых цен на нефть и ослабление рубля по отношению к доллару. Оставим в стороне санкции, потому что дело это запутанное, и выявить многие из причинно-следственных связей крайне трудно, тем более, что информация из официальных источников на эту тему поступает крайне купированная, видимо, чтобы не сеять панику среди народа. Независимо от этого, ситуация остается прежней, и чем дальше, тем более она усугубляется: экспортировать бензин компаниям по-прежнему гораздо выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке. Разрыв в рентабельности зарубежных и внутренних поставок тем больше, чем выше курс продажи нефти за границу и чем слабее рубль. На рост цен на топливо ФАС и прочие структуры, в том числе и Правительство, взирают весьма лениво, потому что, чем больше диспропорции между ценой нефти и слабым рублем, тем выше наполняемость бюджета, тем меньше головная боль по социальным и прочим выплатам населению и т. д. Система выстроена так, что благодаря этим диспропорциям российский гражданин из своего кошелька, собственно, социалку и оплачивает.

По оценкам экспертов, с каждой тонны горючего, которые было поставлено в РФ, а не отправлено на экспорт, компании недополучают от 6 000 до 10 000 рублей. Точные цифры здесь привести трудно, потому что меняется курс рубля и стоимость барреля, но общие объемы финансовых потерь из-за того, где продается топливо, очевидна. Поэтому вполне понятно желание нефтяных компаний разницу выровнять и привести стоимость за топливо к зарубежным ценникам, хотя это на данном этапе и нереально. Кстати, в той же Белоруссии, где добыча нефти не ведется, цены на бензин, газ и дизельное топливо, устанавливает концерн «Белнефтехим» для всех городов и всех автозаправок Белоруссии (Белоруснефть, А-100, Лукойл, Газпромнефть, United Company и др.). От такой ценовой унификации никто в республике не умер, а литр 95-го стоит сейчас в пересчете 41 рубль 30 копеек. В ХМАО водители чаще заправляются дороже.

Департамент экономического развития Югры опубликовал данные по закупочным и розничным ценам на нефтепродукты в муниципалитетах региона. Так, оказалось, что в большинстве городов и районов ХМАО закупочные цены на бензин АИ – 95, в сравнении с январем 2018 года, упали. Однако, несмотря на этот замечательный факт есть и плохая новость – розничные цены продолжают расти.

Согласно опубликованным в свободном доступе данным, средняя розничная стоимость АИ – 95 по Югре равна 42 рублям за литр. Самый дорогой бензин этой марки продают в Березовском (44,67 руб.) и Белоярском районах (43,50 руб.). Еще одним лидером внушительных цен является Нефтеюганск. В вотчине Сергея Дегтярева литр 95-го стоит в среднем 43,22 рублей.

Больше повезло жителям Радужного, розничная цена в этом городе на бензин составила 39,28 рублей за литр топлива. Еще более-менее сдерживается цена на 95-ый в Нижневартовске (40 руб.) и Нижневартовском районе (40,48 рублей).

А вот и закупочные цены в городах и районах ХМАО. Напомним, с начала 2018 года они четко упали. Средняя закупочная цена в регионе на АИ-95 зафиксировалась на отметке 36,2 рублей за литр. Самый дорогой бензин по закупу в Нефтеюганском районе (38,82 руб.) и в Нефтеюганске (38,53 руб.). Самый дешевый закуп оказался в Березовском районе (31,25). К слову, закупочная цена в данном муниципалитете не изменялась с января 2018 года.

От роста цен на автомобильное топливо в первую очередь страдают люди старшего поколения, которые вынуждены жить на мизерную пенсию и многодетные семьи, потому что это приводит к удорожанию самых необходимых продуктов питания.

В Германии во время войны стали делать газогенераторы не только дровяные, но и на брикетах из буроугольной крошки и пыли, так как этого топлива там было достаточно много. Грузовики с газогенераторами ездили не быстро — 20 км в час — на низкокалорийном газе, в который превращались в газогенераторе дрова. В некоторых странах мира и в настоящее время используют такие автомобили (в очень небольших количествах), довольно много их в сельской местности Северной Кореи.

Http://www. ugrapro. ru/2018/04/19/kto-vinovat-chto-benzin-v-neftyanoy-yugre-dorozhe-chem-v-pokupayushhey-neft-belorussii/

29 апреля Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, отвечая на вопросы парламентских журналистов в связи с ростом цен на бензин, сказал:

«Ситуация, связанная с ростом цен на бензин, вызывает обоснованное беспокойство у граждан. Сейчас один из тех моментов, по которым люди оценивают эффективность власти.

Вчера Председатель Правительства Владимир Путин принял ряд решительных мер, направленных на преодоление возникших здесь проблем.

Речь, в частности, идет о корректировке сроков перехода на стандарт «Евро-3», о создании реестра сбытовых кампаний в целях лучшего контроля за их работой, о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, а также о возможном снижении налога на добычу полезных ископаемых для российской нефтяной отрасли.

Главное сейчас – не допустить нехватки топлива о каком бы регионе России ни шла речь. И для возникновения дефицита нет никаких оснований: наша страна не только является мировым лидером по добыче нефти, но и имеет все возможности по ее переработке.

Так, в прошлом году у нас на переработку поступило почти 250 млн. тонн, то есть практически половина от всего добытого объема. И при этом только в дальнее зарубежье было экспортировано 126,6 млн. тонн нефтепродуктов. Так что меры, предложенные Владимиром Путиным, включая коррекцию экспортных пошлин, абсолютно оправданы.

Кроме того, сегодня нужен контроль за обоснованностью розничных цен на бензин. Такие задачи стоят перед соответствующими органами государственной власти».

Http://www. gosman. ru/persons? news=14071

Ученые создали фермент, способный уничтожать пластик, а особенно хорошо он справляется с пластиковыми бутылками. Это достижение позволит справиться с огромным количеством пластика, загрязняющего планету. О результатах они рассказали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2016 году на свалке в Японии были обнаружены бактерии, способные поглощать пластик. На процесс, обычно занимающий столетия, у них уходили считанные дни. Теперь же ученым удалось определить структуру фермента, который они для этого используют, и синтезировать его. Когда команда протестировала фермент, оказалось, что он стал справляться с полиэтилентерефталатом (ПЭТ), из которого делают бутылки для напитков, еще лучше оригинала.

«Оказалось, что мы улучшили фермент. Мы были немного шокированы, — говорит профессор Джон Макгихан из Портсмутского университета в Великобритании. — Это настоящее открытие».

При этом исследователи надеются, что им удастся улучшить его, заставив работать еще быстрее.

«Мы надеемся использовать этот фермент, чтобы разложить пластик на его составляющие, а затем снова использовать их для производства пластика. Это значит, что не нужно будет добывать еще больше нефти и что можно будет уменьшить количество пластика в окружающей среде», — отмечает Макгихан.

Каждую минуту в мире продается около миллиона пластиковых бутылок. Переработке подвергаются лишь 14% из них. Многие из оставшихся попадают в океаны, загрязняя даже самые удаленные из уголки, нанося вред морским обитателям и — потенциально — потребителям морепродуктов.

Сегодня из бутылок, попавших на переработку, изготавливаются непрозрачные волокна, которые становятся материалом для одежды и ковров. Но благодаря использованию фермента из них можно будет делать новые пластиковые бутылки, что избавит от необходимости производить больше пластика.

Для начала исследователи определили структуру фермента, который производят бактерии из Японии. Для этого они использовали синхротрон Diamond, способный производить мощное рентгеновское излучение, которое позволяет разглядеть структуру отдельных атомов. Фермент оказался похожим на тот, что бактерии обычно используют для разрушения природного полимера кутина — воска, которым часто покрыта кожица плодов. Манипуляции с ферментом в процессе изучения его работы случайно привели к улучшению его способности разлагать пластик.

«Это скромное улучшение, на 20%, но не в этом дело, — рассказывает Макгихан. — Произошедшее показывает, что фермент еще не оптимизирован. Это дает нам возможность использовать все технологии, которые годами применялись в разработке других ферментов, и создать фермент, работающий сверхбыстро».

Одно из возможных улучшений — пересадить фермент бактериям-экстремофилам, способных выдерживать температуру выше 70°С — при ней плавится ПЭТ, а в расплавленном виде он разлагается в 10-100 раз быстрее. Также способствовать разложению пластика могут и некоторые грибки, но бактерии легче использовать в промышленных целях.

Для уничтожения других видов пластика можно будет использовать бактерий, которые в настоящее время эволюционируют в окружающей среде, уверен Макгихан. Хотя большая часть пластика находится в океане, исследователи рассчитывают, что можно будет доставить поедающие пластик бактерии к этим скоплениям мусора.

«Я думаю, это очень интересная работа, которая показывает, что есть потенциал для использования ферментов в борьбе с растущей проблемой отходов, — считает химик Оливер Джонс. — Ферменты нетоксичны, биоразлагаемы и их можно получить с помощью микроорганизмов в больших количествах».

Конкуренцию бактериям могут создать личинки восковой моли — как недавно было установлено, они способны поглощать пластик с впечатляющей скоростью. Открытие было сделано случайно — одна из исследовательниц, Федерика Берточини, любитель-пчеловод, занималась удалением паразитов из сот своих ульев. Берточини временно положила извлеченных гусениц в обычный пакет для мусора и через какое-то время обнаружила, что личинок нет.

Берточини, научный сотрудник Испанского института биомедицины и биотехнологий, заинтересовалась феноменом и провела вместе с биохимиками из Кембриджа научный эксперимент. Были взяты около сотни личинок, которые поместили в обыкновенный пластиковый пакет, купленный в британском магазине, и стали ждать появления дырок. Как выяснилось, сотня гусениц способна расправиться с 92 мг полиэтилена за 12 часов.

Http://toomth. livejournal. com/7073709.html

Нефть можно перерабатывать способом, при котором химический состав нефтепродуктов и структура углеводородов, из которых они состоят, остаются такими же, какими они были в сырой нефти до переработки, и способами, в результате которых структура углеводородов и химический состав нефтяных фракций претерпевают коренные изменения; первый способ — это перегонка нефти на фракции, второй —деструктивная переработка нефти, крекинг.

Перегонка нефти основывается на способности отдельных нефтепродуктов кипеть, а следовательно, испаряться при различных температурах.

На заре развития нефтяной промышленности нефть разгоняли, нагревая ее в котлах периодического действия. Их называли кубами. Выходящие из куба пары нефтепродуктов охлаждались и конденсировались в змеевиках холодильника. По мере испарения отдельных фракций температура продукта в кубе повышалась; разгонка прекращалась при температуре порядка 350°. В настоящее время перегонку нефти осуществляют на непрерывно действующих установках.

Перегонка нефти при атмосферном давлении. Схема установки для перегонки нефти, работающей при атмосферном давлении. Сырая нефть забирается из резервуара и прокачивается через трубчатую печь при этом нефть нагревается до температуры 360°. Нагретая нефть выбрасывается в ректификационную колонну.

Ректификационная колонна по высоте разделена так, что на разной ее высоте, в объемах, отделенных «тарелками», постоянно поддерживается определенная температура. Когда нагретая до 360° нефть выбрасывается в пространство колонны, происходит однократное испарение всех углеводородов с температурой кипения, равной или ниже 360°. Смесь паров поднимается в верхние «этажи» колонны.

Если смесь паров, нагретая до 360°, поднимаясь к верху колонны, попадает в пространство, где поддерживается температура 280°, происходит охлаждение этой смеси паров до температуры 280°. При этом все нефтепродукты, температура кипения которых равна или выше 280°, конденсируются в жидкость и выводятся из колонны. Затем их дополнительно охлаждают до нормальной температуры и откачивают в емкость для легкого (солярового) масла.

Пары нефтепродуктов, кипящие при температуре ниже 280°, поднимаются в более высокие «этажи» колонны. Охлаждая на разной высоте колонны до разных температур, смесь паров конденсируют и выделяют из смеси отдельные светлые нефтепродукты: газойль, керосин, бензин.

При этом способе перегонки никаких химических изменений с нефтепродуктами не происходит. Сохраняется химический состав и структура углеводородов, входящих в состав отдельных фракций.

Углеводороды с температурой кипения выше 360° остаются в жидком состоянии и собираются в низу колонны. Смесь углеводородов или нефтепродуктов, кипящая при температуре выше 360° и остающаяся в жидком виде на дне ректификационной колонны, называется мазутом прямой гонки. Он служит сырьем для крекинга, применяется как котельное топливо, а также в качестве сырья для перегонки мазута под вакуумом.

Перегонка нефти под вакуумом. Схема установки для перегонки мазута под вакуумом. Эта установка отличается от установки, описанной выше, только тем, что ректификационная колонна работает под вакуумом. Остаточное давление в работающей колонне поддерживается в пределах 10 — 30 мм рт. ст. (вакуум 95%). Температура нагрева сырья в этой установке достигает 410 — 430°.

Как указывалось, масла состоят из смеси углеводородов и отличаются между собой температурой, кипения. Цилиндровое масло более тяжелое, чем машинное. Углеводороды, из которых оно состоит, кипят, а следовательно, испаряются при более высокой температуре, чем углеводороды, из которых состоит машинное или веретенное масло. Температура кипения некоторых углеводородов, из которых состоят масла, иногда близка к 600°.

Таким образом, чтобы испарить масляные углеводороды и отогнать из мазута индустриальные масла, его надо нагреть до температуры выше 500°. Но углеводороды при такой температуре разрушаются. Чтобы разогнать мазут на масла, сохранив их от разложения, нужно искусственно снизить температуру кипения жидких углеводородов, входящих в состав масел. Это достигается применением вакуума.

Известно, что температура кипения жидкостей зависит от давления. Так, например, вода при давлении 1,0 ат кипит при температуре 100°. Если же снизить давление ниже атмосферного, например до 0,5 ат, то вода закипит при температуре 80, 90°.

Это свойство жидкости и использовано в нефтепереработке для получения масел из мазута. Нагревая сырье до температуры 430° и перекачивая его в колонну, где создан 95%-ный вакуум (остаточное давление 30 мм рт. ст.], испаряют при этой температуре углеводороды или их смеси — нефтяные масла, которые имеют температуру кипения, значительно превышающую 500°, и при этом избегают расщепления углеводородов.

Продуктами перегонки мазута на установке являются дистилляты смазочных масел: веретенный дистиллят, машинный, автоловый, цилиндровый. Из дистиллятов, или погонов, затем получают соответствующие масла — машинное, автолы, цилиндровое, авиационное и т. п. путем дополнительной очистки дистиллятов и добавления к ним специальных присадок. Так же как и в предыдущей установке, дистилляты испаряются однократно, при выбросе нагретого мазута в вакуумную колонну, и смесь их паров поднимается к верху колонны. Отдельные дистилляты в зависимости от температуры кипения конденсируются на разной высоте колонны, на тарелках и выводятся из колонны.

Так получают из нефти смазочные масла. Остаток после отгонки из мазута масляных дистиллятов — гудрон служит основным сырьем для получения нефтяных битумов.

Http://domremstroy. ru/bitum/bit11.html

Переработка нефти и нефтепродуктов – это процесс комплексной обработки нефти, состоящий из нескольких стадий. Результатом нефтепереработки является получение целого комплекса продуктов, которые отличаются между собой по ряду критериев. При осуществлении переработки нефти применяют метод перегонки или разделение нефти на определённое количество фракций. Переработка нефти и нефтепродуктов бывает как первичной, так и вторичной. В процессе проведения первичной переработки нефти происходит её очистка от пластовой воды и содержащихся в нефти солей. В том случае, если провести комплексный процесс по удалению солей, которые содержатся в нефти, можно предотвратить или уменьшить коррозию трубопроводов и оборудования по перегонке нефти. Кроме того, вследствие процесса обессоливания нефти существенно повышается уровень её качества.

К вторичной переработке относится метод крекинга, представляющий собой переработку нефти и различных фракций, получаемых из неё, в результате которого происходит разделение тяжёлых углеводородов и формирование процесса синтеза совершенно новых молекул. В результате процесса крекинга получают различные виды топлива, применяемые для двигателей внутреннего сгорания. Крекинг бывает термическим, каталитическим и гидрокрекингом.

При проведении пиролиза или так называемого, высокотемпературного крекинга, при довольно высокой температуре и атмосферном давлении, из нефтяного сырья получают газ, который применяют при изготовлении бензола, нафталина и прочих химических веществ.

Переработка нефти и нефтепродуктов, имеющих тяжёлые фракции, в которых содержится значительное количество серы и смолы, а также их соединений, осуществляется с применением гидрокрекинга –процесса крекинга, в котором используется водород. Следует отметить, что в ходе данного процесса выход готового продукта может увеличиться до семидесяти процентов, что является довольно высоким показателем. Также в ходе данного процесса снижается содержание серы и её соединений в готовой продукте.

Существует также ряд методов осуществления переработки нефти (вторичной), в результате которых получают различные вещества. Так, например, при методе алкилирования происходит процесс получения изооктана и прочих видов топлива, имеющих высокое октановое число. Используя метод деструктивной гидрогенизации можно несколько увеличить процент выхода лёгких нефтепродуктов. При применении синтеза углеводородов из газа можно превращать углеводороды, которые находятся в газе крекинга, в жидкости.

Для того, чтобы получить готовый продукт, имеющий товарный вид, проводится очистка нефтепродуктов от различного рода вредных примесей. Этот процесс получил название компаундирование. В ходе данного процесса возможно введение в получаемый готовый продукт специальных добавок, которые способствуют росту его качества и улучшению многих свойств.

В промышленности нефть и нефтепродукты нашли своё широкое применение в силу своих особенностей, дающих возможность использовать их как различные виды топлива и химические вещества. Но для того, чтобы нефтепродукты использовались в качестве готового продукта, нужно осуществить ряд процессов по перегонке и переработке нефти и нефтепродуктов, в результате которых получаются различные виды углеводородов. Большое распространение из углеводородов получили бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и прочие.

Водители знают, что заполнять бензобак своей машины можно лишь тем бензином, который ей подходит. А вот почему двигатель устроен таким образом, что воспринимает лишь бензин определённой очистки, многие попросту не знают. Не задумываются они и о том, как именно нефть превращается в бензин. Попробуем разобраться в тонкостях этого процесса.

Нефтеперерабатывающее производство включает в себя три основные стадии.

Первая стадия называется первичной переработкой, когда происходит разделение сырой нефти на фракции. Последние отличаются друг от друга температурой кипения.

Вторая стадия – это вторичная переработка нефти, когда обрабатываются фракции, полученные после первой стадии. На этом этапе получаются так называемые «товарные» нефтепродукты.

Третья стадия нефтепереработки – это товарное производство, когда различные фракции проходят дополнительную очистку и при необходимости обогащаются присадками, которые увеличивают октановое число топлива. Впрочем, в Европе такая практика давно запрещена, планируют её запретить и в России благодаря новому техническому регламенту. Получится или нет – большой вопрос, потому что не каждый нефтеперерабатывающий завод может позволить себе пройти переоснащение.

После переработки нефти получаются не только бензин и дизельное топливо. Производятся ещё и смазочные масла, парафины, битумы. Многие привычные для нас вещи обязаны своим появлением процессу нефтепереработки.

Степень очистки нефти зависит от того, какое оборудование стоит на заводе. Не каждый НПЗ может произвести 95-й и даже 92-й бензин: техника не позволяет. Заниматься этим, безусловно, нужно, потому что использование присадок вредит не только окружающей природе, но и моторам автомобилей.

Впрочем, это лишь поверхностный осмотр процесса. Более детально процесс переработки выглядит так. Сначала на заводы поставляют нефть: для этого используются нефтепроводы, железнодорожный и водный транспорт. Первый вариант используется в России шире всего.

На первом этапе из нефти удаляется соль, которая содержится в сыром материале в очень большом количестве. Чтобы удалить соль, необходимо смешать нефть с водой, а затем поместить в электрообессоливащую установку (ЭЛОУ). Электрическое воздействие заставляет разрушаться смесь воды и нефти, сама вода выводится из ёмкости. Затем используются деэмульгаторы, которые делают процесс более надёжным.

Затем и начинается непосредственная переработка нефти, когда нефть из обессоливающей установки попадает на другую – АВТ (атмосферно-вакуумная перегонка). К сожалению, многие технологии так и сохранились в России сегодня, как они описаны в старых учебниках. Оборудование не поменялось. Однако некоторые НПЗ используют более современное оборудование. Но и оно на первичном этапе переработки осуществляет атмосферную и вакуумную перегонку. Первая группа процессов предполагает отделение светлых фракций нефти (дизельные, керосиновые, бензиновые). После атмосферной перегонки остаётся мазут, который также используется в промышленности.

Разные фракции имеют разную температуру кипения. Значит, проходя сквозь аппарат, различные составляющие нефти поднимаются на разную высоту. Бензин, как наиболее лёгкий продукт, в виде пара поднимается вверх, откуда и выводится.

Что касается вакуумной переработки, то она применяется для выведения из мазута различных масляных дистиллятов.

Бензин получается уже на следующем этапе, когда из того вещества, которое получилось в результате атмосферной переработки, выводятся газы. Как правило, это пропан и бутан, и они тоже могут использоваться в промышленности, но не годятся для того, чтобы «крутить движки» современных автомобилей. Поэтому более тонкая очистка просто необходима.

Как отмечалось, бензин – это легчайшая фракция сырой нефти. Но получен он может быть не только из этого вещества, но ещё и из попутного газа. Такой бензин называется газовым. Кроме того, бензин в промышленных условиях выделяют из тяжёлых фракций нефти, он называется крекинг-бензином.

Газовый бензин бывает стабильны и нестабильным, а также лёгким и тяжёлым. Используется такой бензин как сырьё в химической промышленности.

До использования технологии крекинга, из тонны нефти получалось всего 100-200 литров бензина. Когда её использование прочно вошло в обиход, удалось увеличить её количество до 700-750 литров. Сущность технологии заключается в очень высоком разогревании мазута до 450-550 градусов Цельсия.

А после того, как стала применяться и технология «пиролиза», выход бензина из сырой нефти увеличился до 850 литров с тонны.

На сегодняшний день, с бензином мы знакомы благодаря нашим автомобилям. Какие-то из них могут завестись благодаря А-76 и А-80, другие – только на Аи-92 или Аи-95, а некоторые лишь на Аи-98. Чем выше октановое число бензина, тем больше степень его очистки. Впрочем, многие марки топлива получаются благодаря смешиванию различных компонентов. Не регламентированное законом смешивание немало расстраивает водителей всех национальностей.

Http://freepapers. ru/35/polucheniya-i-pererabotka-nefti/44397.287009.list1.html

Установки первичной переработки нефти составляют основу всех НПЗ. На них вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырья для вторичных процессов и для нефтехимических производств. От работы АВТ зависят выход и качество компонентов топлив и смазочных масел и технико-экономический показатель последующих процессов переработки нефтяного сырья. Проблемам повышения эффективности работы и интенсификации установок АВТ всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.

Снижение энергоемкости производств за счет внедрения новейших достижений в области тепло – и массообмена, разработки более совершенных и интенсивных технологий глубокой безотходной и экологически безвредной переработки нефти и др.

Контактных устройств ректификационных колонн, от эффективности работы которых зависят материальные, энергетические и трудовые затраты, качество нефтепродуктов и глубина переработки нефти и т. д.;

Конденсационно-вакуумсоздающих систем (КВС) промышленных вакуумных колонн;

Совершенствование технологических схем. При выборе технологической схемы и режима установки необходимо руководствоваться потенциальным содержанием фракций.

Совершенствование схем и технологии вакуумной и глубоковакуумной перегонки мазута, то есть

Уменьшение уноса жидкости в концентрационную секцию колонны (установка отбойников из сетки и организация вывода затемненного тяжелого газойля);

Подбор эффективных контактирующих устройств для углубления вакуума.

Преимущества насадочных контактных устройств перед тарельчатыми заключается, прежде всего, в исключительно малом перепаде давления на одну ступень разделения. Среди них более предпочтительными являются регулярные насадки, так как они имеют регулярную структуру (заданную), и их гидравлические и массообменные характеристики более стабильны по сравнению с насыпными. Одним из подобных насадочных устройств является регулярная насадка «Кох-Глитч». Применение этой насадки в вакуумных колоннах позволило уменьшить наложение фракций, а также снизить расход водяного пара в куб колоны.

В практики фракционирования остатков атмосферной перегонки, наметилась тенденция к использованию вместо традиционных пароэжекторных вакуумных систем (ПЭВС) гидроциркуляционных (ГЦВС). Последние более сложные, но усложнение вакуум создающей системы и увеличение в связи с этим капитальных затрат оправдано явным преимуществом её эксплуатации.

1.1 Характеристика нефти по ГОСТ Р 51858-2002 и выбор варианта ее переработки

Выбор технологической схемы первичной и последующей переработки нефти в большой степени зависит от её качества. Данные о Девонской нефти взяты в справочной литературе. Показатели качества нефти представлены в таблицах 1.1 и 1.2.

Http://www. nashaucheba. ru/v58609/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5_%D1%8D%D0%BB%D0%BE%D1%83_%D0%B0%D0%B2%D1%82

Нефть – это природная горючая маслянистая жидкость, которая состоит из смеси углеводородов самого разнообразного строения. Их молекулы представляют собой и короткие цепи атомов углерода, и длинные, и нормальные, и разветвленные, и замкнутые в кольца, и многокольчатые. Кроме углеводородов нефть содержит небольшие количества кислородных и сернистых соединений и совсем немного азотистых. Нефть и горючий газ встречаются в земных недрах как вместе, так и раздельно. Природный горючий газ состоит из газообразный углеводородов – метана, этана, пропана.

Нефть и горючий газ накапливаются в пористых породах, называемых коллекторами. Хорошим коллектором является пласт песчаника, заключенный среди непроницаемых пород, таких, как глины или глинистые сланцы, препятствующие утечке нефти и газа из природных резервуаров. Наиболее благоприятные условия для образования месторождений нефти и газа возникают в тех случаях, когда пласт песчаника изогнут в складку, обращенную сводом кверху. При этом верхняя часть такого купола бывает заполнена газом, ниже располагается нефть, а еще ниже — вода.

О том, как образовались месторождения нефти и горючего газа, ученые много спорят. Одни геологи — сторонники гипотезы неорганического происхождения — утверждают, что нефтяные и газовые месторождения образовались вследствие просачивания из глубин Земли углерода и водорода, их объединения в форме углеводородов и накопления в породах — коллекторах.

Другие геологи, их большинство, полагают, что нефть, подобно углю, возникла из органической массы, погребенной на глубину под морские осадки, где из нее выделялись горючие жидкость и газ. Это органическая гипотеза происхождения нефти и горючего газа. Обе эти гипотезы объясняют часть фактов, но оставляют без ответа другую их часть.

Полная разработка теории образования нефти и горючего газа еще ждет своих будущих исследователей.

Группы нефтяных и газовых месторождений, подобно месторождениям ископаемого угля, образуют газонефтеносные бассейны. Они, как правило, приурочены к прогибам земной коры, в которых залегают осадочные породы; в их составе имеются пласты хороших коллекторов.

В нашей стране давно известен Каспийский нефтеносный бассейн, разработка которого началась в районе Баку. В 20-х годах был открыт Волго-Уральский бассейн, который назвали Вторым Баку. В 50-х годах был выявлен величайший в мире Западно-Сибирский бассейн нефти и газа. Крупные бассейны, кроме того, известны и в других районах страны — от берегов Ледовитого океана до пустынь Средней Азии. Они распространены как на материках, так и под дном морей. Нефть, например, добывается со дна Каспийского моря.

Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти и газа. Большое преимущество этих полезных ископаемых — сравнительное удобство их транспортировки. По трубопроводам нефть и газ поступают за тысячи километров на фабрики, заводы и электростанции, где используются как топливо, как сырье для производства бензина, керосина, масел и для химической промышленности.

Очень интересна история добычи и переработки нефти. Как и многие другие источники органических веществ, она была известна многим древним народам. Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000—4000 лет до н. э. нефть применяли как топливо. Есть сведения, что у нас на Кавказе нефть использовалась 2000 лет тому назад. Арабский историк Истархи, живший в Х в., свидетельствует, что с древних времен бакинцы вместо дров жгли землю, пропитанную нефтью. Нефть издавна вывозили из Баку в качестве осветительного материала.

Бурение скважин и промышленная добыча нефти началась, однако, гораздо позже. В 50—60-х годах XX в. на первый план среди горючих ископаемых выдвинулись нефть и газ.

Работа автомобилей и самолетов немыслима без бензина и керосина, на жидком топливе работают тепловозы и корабли. Переходят на дешевое газовое топливо электростанции. Из нефти и газа делают химические продукты, которые превращают потом в синтетические материалы.

Главная машина для добычи нефти и газа — буровой станок. Первые буровые станки, появившиеся сотни лет назад, по существу, копировали рабочего с ломом. Только лом у этих первых станков был потяжелее и по форме напоминал скорее долото. Он так и назывался — буровое долото. Его подвешивали на канате, который то поднимали с помощью ворота, то опускали. Такие машины называются ударно-канатными. Их можно встретить кое-где и сейчас, но это уже вчерашний день техники: очень уж медленно пробивают они отверстие в камне, очень много расходуют энергии зря.

Гораздо быстрее и выгоднее другой способ бурения — роторный, при котором скважина высверливается. К ажурной металлической четырехногой вышке высотой с десятиэтажный дом подвешена толстая стальная труба. Ее вращает специальное устройство — ротор. На нижнем конце трубы — бур. По мере того как скважина становится глубже, трубу удлиняют. Чтобы разрушенная порода не забила скважину, в нее насосом через трубу нагнетают глинистый раствор. Раствор промывает скважину, уносит из нее вверх по щели между трубой и стенами скважины разрушенную глину, песчаник, известняк. Одновременно плотная жидкость поддерживает стенки скважины, не давая им обрушиться.

Но и у роторного бурения есть свой недостаток. Чем глубже скважина, тем тяжелее работать двигателю ротора, тем медленнее идет бурение. Ведь одно дело вращать трубу длиной 5—10 м, когда бурение скважины только начинается, и совсем другое — крутить колонну труб длиной 500 м. А что делать, если глубина скважины достигает 1 км? 2 км?

В 1922 г. советские инженеры М. А. Капелюшников, С. М. Волох и Н. А. Корнев впервые в мире построили машину для бурения скважин, в которой не нужно было вращать буровые трубы. Изобретатели поместили двигатель не наверху, а внизу, в самой скважине — рядом с буровым инструментом. Теперь всю мощность двигатель расходовал только на вращение самого бура.

У этого станка и двигатель был необыкновенный. Советские инженеры заставили ту самую воду, которая раньше только вымывала из скважины разрушенную породу, вращать бур. Теперь, прежде чем достигнуть дна скважины, глинистый раствор вращал маленькую турбину, прикрепленную к самому буровому инструменту.

Новый станок назвали турбобуром, со временем его усовершенствовали, и теперь в скважину опускают несколько турбин, насаженных на один вал. Понятно, что мощность такой “многотурбинной” машины во много раз больше и бурение идет во много раз быстрее.

Другая замечательная буровая машина — электробур, изобретенный инженерами А. П. Островским и Н. В. Александровым. Первые нефтяные скважины пробурили электробуром в 1940 г. У этой машины колонна труб тоже не вращается, работает только сам буровой инструмент. Но вращает его не водяная турбина, а электрический двигатель, помещенный в стальную рубашку — кожух, заполненный маслом. Масло все время находится под высоким давлением, поэтому окружающая вода не может проникнуть в двигатель. Чтобы мощный двигатель мог поместиться в узкой нефтяной скважине, пришлось делать его очень высоким, и двигатель получился похожим на столб: диаметр у него, как у блюдца, а высота—6-7 м.

Бурение — основная работа при добыче нефти и газа. В отличие, скажем, от угля или железной руды нефть и газ не нужно отделять от окружающего массива машинами или взрывчаткой, не нужно поднимать на поверхность земли конвейером или в вагонетках. Как только скважина достигла нефтеносного пласта, нефть, сжатая в недрах давлением газов и подземных вод, сама с силой устремляется вверх.

По мере того как нефть изливается на поверхность, давление уменьшается, и оставшаяся в недрах нефть перестает течь вверх. Тогда через специально пробуренные вокруг нефтяного месторождения скважины начинают нагнетать воду. Вода давит на нефть и выдавливает ее на поверхность по вновь ожившей скважине. А затем наступает время, когда только вода уже не может помочь. Тогда в нефтяную скважину опускают насос и начинают выкачивать из нее нефть.

Транспортировка нефти и газа на нефтеперерабатывающие химические заводы и на электростанции очень удобна. По железным и автомобильным дорогам нефть перевозят в цистернах, а по морям и океанам—в нефтеналивных судах—танкерах. Но во многих случаях нефть и газ можно подавать на любые расстояния по трубам.

Нефтепроводы и газопроводы—магистрали из стальных труб, уложенных неглубоко в земле, — протянулись на десятки тысяч километров.

Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи, чтобы нефть и нефтепродукты не нагревались. Для хранение газа необходимы герметичные, газонепроницаемые резервуары. Чтобы газ при хранений (и при перевозке через моря и океаны) занимал как можно меньше места, его сжижают, охлаждая до температуры — 160° С и ниже. Сжиженный газ хранят в резервуарах из прочных алюминиевых сплавов и специальной стали. Стенки делают двойные, а между стенками закладывают какой-нибудь материал, плохо проводящий тепло, чтобы газ не нагревался.

Но самые крупные хранилища газа удобнее и дешевле сооружать под землей. Стенками подземных газохранилищ служат непроницаемые пласты горных пород. Чтобы эти породы не вываливались и не обрушивались, их бетонируют. Существует несколько способов хранения сжиженных газов под землей. В одних случаях хранилище представляет собой полость, горную выработку, расположенную довольно глубоко. В других случаях — яму, котлован, закрытый герметичной металлической крышкой, или, лучше сказать, крышей.

В начале нефть и продукты ее переработки (керосин) применяли для освещения. Потом нефть и мазут стали употреблять как топливо для паровых котлов (пароходных и паровозных), а также для получения смазочных материалов. С появлением двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизелей, продукты переработки нефти — керосин, соляровое масло и более тяжелые масла стали широко применять как топливо. Именно это вызвало быстрое развитие добычи и переработки нефти. Наиболее простой метод переработки нефти — прямая гонка. Этот метод заключается в перегонке нефти при нагревании в закрытых котлах или трубчатых печах. Сначала отгоняются наиболее легкокипящие погоны (бензин, лигроин), потом более тяжелый — керосин. Бензины состоят из углеводородов с 5—10 атомами углерода в молекуле, а керосиновые погоны—из углеводородов с 10—15 атомами углерода. После перегонки остается мазут — густая черная жидкость. Он употребляется как топливо или подвергается новой перегонке, чтобы выделить смазочные масла: легкие—соляровые, более тяжелые – веретенные и машинные и, наконец, тяжелые — цилиндровые.

В начале нашего века произошли коренные изменения в нефтепереработке. Быстрое распространение карбюраторных бензиновых двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием для автомобилей (а позже в авиации) потребовало очень много бензина. Это привело прежде всего к усовершенствованию нефтедобычи, так как при старом открытом способе много легкокипящих фракций испарялось на воздухе. Однако этого было недостаточно. При прямой гонке получалось сравнительно мало бензиновых фракций, и они не могли удовлетворить все возрастающий спрос. Особенно остро ощущалась нехватка бензина в годы первой мировой войны. Тогда в промышленность был введен крекинг-процесс — разложение углеводородов нефти под влиянием высокой температуры. При нагревании до 500—600° С углеводородные цепочки разрываются и образуются осколки с меньшим числом атомов углерода в молекуле, т. е. повышается содержание легкокипящих фракций. Промышленное освоение крекинг-процесса сразу повысило ресурсы бензина. Однако качество бензинов термического крекинга было не всегда удовлетворительным. А высококачественный бензин был нужен авиации.

Русский химик Н. Д. Зелинский предложил усовершенствовать крекинг с помощью ускорителей процесса — катализаторов. В качестве катализатора он применил хлористый алюминий. Французскими инженерами был предложен алюмосиликатный катализатор. В его присутствии происходило образование фракций, содержащих высококачественный бензин, пригодный для авиационных двигателей.

Однако жизнь шла вперед. Бензиновые двигатели внутреннего сгорания становились все быстроходнее, все мощнее и в то же время все легче и меньше по размерам. Этого удалось достичь, повышая степень сжатия топлива в цилиндрах двигателя. Однако в момент сильного и быстрого сжатия паровоздушная смесь преждевременно взрывалась — детонировала. Это приводило к стукам в двигателе и потере мощности. Борьба с детонацией на долгое время стала главной задачей улучшения методов нефтепереработки. Оказалось, что различные углеводороды, содержащиеся в бензинах, детонируют с различной легкостью. Углеводороды с сильно разветвленными цепочками атомов, а также ароматические детонировали труднее, чем углеводороды с нормальной цепочкой атомов углерода.

Способность бензинов противостоять детонации характеризуют так называемым октановым числом: чем оно выше, тем бензин лучше. Значит, и нефть: нужно перерабатывать так, чтобы получать бензины с возможно большими октановыми числами. Кроме каталитического крекинга появились новые процессы нефтепереработки — риформинг, платформинг. Особое значение в них получили реакции ароматизации нефтяных углеводородов, открытые и разработанные советскими химиками. Промышленность стала даже на путь синтеза углеводородов с разветвленной цепью (изооктана и триптана), чтобы использовать их как добавки к бензинам и повышать, таким образом, антидетонационные свойства. Особенно успешно стали применять специальные добавки к топливу — так называемые антидетонаторы. Добавленные в небольшом количестве к бензину, они значительно повышают его октановое число. Таков тетраэтилсвинец (сокращенно ТЭС). Бензин с этим антидетонатором (этилированный) очень ядовит. Будьте всегда осторожны с этилированным бензином: не обливайте им руки, старайтесь, чтобы бензин случайно не попал вам в рот или в глаза.

Теперь найден лучший антидетонатор, чем ТЭС. Это вещество со сложным названием — циклопентадиенилтрикарбонил марганца, или ЦТМ. Как видно из названия, это органическое вещество содержит марганец. Скоро появятся в гаражах “марганцевые” бензины.

Казалось, переработка нефти решила все проблемы, поставленные перед ней автомобильными и авиационными конструкторами. Но жизнь шла вперед, и на смену двигателям внутреннего сгорания пришли реактивные и ракетные двигатели. Оказалось, что здесь не нужны высокие октановые числа. Наоборот, лучшее топливо — это углеводороды с прямыми малоразветвленными цепочками атомов углерода или кольчатые, и притом не бензиновые фракции, а керосиновые и солярные. Все наоборот! И снова поиск, снова открытия, снова изменения нефтепереработки.

И это еще не все! До сих пор речь шла о применении нефтепродуктов в качестве топлива. Менялись типы двигателей: от паровых машин к дизелям, к бензиновым моторам, потом к реактивным двигателям. Но в них использовалось только тепло образующееся при сгорании топлива!

Для химика-органика сжигание нефтяных углеводородов — непростительное расточительство. Ведь эти углеводороды так нужны для химического синтеза! Из них можно сделать так много ценных химических продуктов! И нефтехимический синтез выступил мощным конкурентом транспорта в потреблении нефти. Прежде всего пошли в дело нефтяные газы, состоящие из углеводородов с маленькими цепочками атомов углерода — от 1 до 5. Из этилена СН2 = СН2 можно получать этиловый спирт, а из него — синтетический каучук (СК). Из этилена же получается прекрасный широко известный полимер полиэтилен. Из пропилена СН3СН = СН2 можно получить изопропиловый спирт и ацетон; пропилен нужен для производства фенола, наконец, из него можно получить полипропилен и акрилонитрил—сырье для производства синтетической шерсти. Другие нефтяные газы тоже находят важное применение в нефтехимическом синтезе. Значит нефтепереработку нужно вести иначе. Нужно получать как можно больше газов, молекулы которых содержат двойные связи между атомами углерода.

Между нефтью — топливом и нефтью — химическим сырьем началась напряженная борьба.

Конечно, в настоящее время и в ближайшее время нефть будут использовать главным образом как топливо. Однако доля нефти, расходуемая на химическую переработку, непрерывно возрастает.

А совсем недавно появился еще один возможный потребитель нефти. Он пока еще “младенец”, и ему много нефти не нужно. Но как знать? Это микробиологическая переработка нефти на. белки. Нашлись бактерии, которые хорошо живут на нефти потребляя ее в пищу. Нефть исчезает, бактерии растут. Постепенно (и не так уж медленно) исчезает значительная часть нефти, и вместо нее образуется масса клеток бактерий, содержащая много белка, которой можно использовать как корм. В настоящее время предпринимаются попытки вырастить такие бактерии, которые поглощали бы из нефти только ненужные примеси. Это может привести к появлению микробиологических нефтеочистительных заводов, побочной продукцией которых будет кормовой белок.

До сих пор шла речь о газах нефтепереработки. Однако есть и природный газ, образующий громадные скопления в толще земли. Природный газ в основном состоит из метана СН4. Он добывается в громадных количествах и используется как горючее для промышленных и бытовых целей. Вместе с нефтяными газами, сопутствующими нефти, и газам нефтепереработки природный газ является важным источником для синтеза разнообразных органических веществ. Самый большой химический потребитель газа — промышленность полимерных материалов.

Http://www. km. ru/referats/BC5BA3D405F14F68B49551FBBCF5B6E0

Добавить комментарий