Углеводороды | мини нпз алматинской области

мини нпз алматинской области

Установки от экстрасенса 700х170

Полное название: : Товарищество с ограниченной ответственностью “Атырауский нефтеперерабатывающий завод”
Сокращенное наименование: ТОО «АНПЗ»

На сегодняшний день в составе АНПЗ функционируют следующие основные установки:

  • установка ЭЛОУ-АТ-2 (первичная перегонка сырой нефти) – путем трех проведенных реконструкций мощность установки доведена до 2,0 млн. тонн нефти в год;
  • установка ЭЛОУ-АВТ-3 (первичная перегонка с вакуумным блоком) – мощность переработки до 3,0 млн. тонн нефти в год. Вырабатывает: автокомпонент, уайт-спирит, реактивное топливо, дизельное топливо, мазут, вакуумный газойль и гудрон;
  • установка каталитического риформинга ЛГ-35-11/300-95 – 420 тысяч тонн в год. Перерабатывает прямогонный бензин с выпуском высокооктанового катализата, стабильной головки (бытовой газ), водородсодержащего газа, сухого газа (технологическое топливо);
  • установка замедленного коксования (УЗК): производительность – 720 тысяч тонн в год. Вырабатывает: кокс нефтяной, бензин коксования, топливо печное бытовое, тяжелый газойль и жирный газ;
  • установка прокалки нефтяного кокса (УПНК): производительность – 120 тысяч тонн в год по прокаленному коксу. Вырабатывает: прокаленный кокс;
  • факельная установка;
  • товарно-сырьевые парки.

    В настоящее время Атырауский НПЗ способен перерабатывать 4,5 млн тонн нефти.

    • А-80 (АИ-80), ТУ 38.001165-2003 “Бензины автомобильные экспортные. Технические условия”
    • А-92 (АИ-92), ТУ 38.001165-2003 “Бензины автомобильные экспортные. Технические условия”
    • Вакуумный газойль марка А вид 1, ТУ 381011304-2004 “Вакуумный газойль. Технические условия”
    • Газ углеводородный, ГОСТ 20448-90 “Газы углеводородные сжиженные топливные для комунально-бытового потребления. Технические условия”
    • Кокс нефтяной прокаленный КП-1; КП-2, ТУ 38.1011341-90 “Коксы нефтяные прокаленные. Технические условия”
    • Кокс нефтяной суммарный для аллюминиевой промышленности, ТУ 0258-094-0151806-94 “Кокс нефтяной суммарный для аллюминиевой промышленности. Технические условия”
    • Мазут топочный марки 100, ГОСТ 10585-99 “Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия”
    • Топливо печное бытовое, ТУ 38.101656-2005 “Топливо печное бытовое. Технические условия”
    • ДЗп – 15, СТО 11605031-021-2008 “Топлива дизельные зимние и арктические с присадками.”
    • ДЛЭЧ, ДЗЭЧ, ТУ 38.1011348-2003 “Топливо дизельное экологически чистое. Технические условия”
    • З-0,2 минус 35, ГОСТ 305-82 “Топлива дизельные. Технические условия”

    Атырауский нефтеперерабатывающий завод – одно из крупнейших предприятий Казахстана. К проектированию завода приступили в 1943 году на основании планового задания Наркомата нефтяной промышленности СССР. Строительство завода шло в нелегких условиях военного времени. Технический проект завода был разработан американской фирмой «Баджер и сыновья». Корректировка осуществлялась проектной организацией государственного треста №1 Наркомата нефтяной промышленности СССР. Привязка к местным условиям осуществлялась местными проектировщиками «Эмбанефтьпроект». Завод был пущен в эксплуатацию 8 сентября 1945 года.

    Первоначальная мощность завода составляла 800 тыс. тонн переработки нефти в год и базировалась на нефтях Эмбинского месторождения, привозном Бакинском дистилляте. С самого начала завод развивался по топливному варианту, с выпуском авиационных и автомобильных бензинов, различных моторных и котельных топлив. С развитием Западно-Казахстанского региона, увеличением добычи нефти с 1965 года, завод путем реконструкции стал рассматривать вопрос по замене дорогостоящего привозного дистиллята на дистиллят собственной выработки.

    В 60-е годы прошлого столетия был взят курс на увеличение объема переработки нефти путем строительства новых технологических установок. С 1969 года по 2006 год на заводе были построены и пущены в эксплуатацию установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-3, каталитического риформинга ЛГ-35-11/300, замедленного коксования, прокалки нефтяного кокса, по производству технического азота, гидроочистки и изомеризации бензина, гидроочистки и депарафинизации дизельного топлива, очистки и производства водорода, производства серы с блоком кристаллизации.

    За 65 лет работы завод превратился в современное предприятие по выпуску нефтепродуктов топливного назначения. Осуществлено большое техническое перевооружение всех технологических установок по переработке нефти, что позволило увеличить мощность до 5-ти млн. тонн в год.

    С середины 1999 года держателем контрольного пакета акций (86,7%) завода стало ЗАО ННК «Казахойл», впоследствии АО «НК «КазМунайГаз». Владельцем доли – 99,17% является с 2005 года АО «КазМунайГаз «Переработка и маркетинг».

    Краткая информация о ПСФ «Казнефтетранс»

    ТОО ПСФ «Казнефтетранс» образовано в 1997 году на базе бывшего Государственного проектного института нефтяной промышленности. Имеется Гослицензия на проектирование объектов нефтеобеспечения ГСЛ № 010485 от 27 декабря 2002 года.

    ТОО ПСФ «Казнефтетранс» образовано в 1997 году на базе бывшего Государственного проектного института нефтяной промышленности. Имеется Гослицензия на проектирование объектов нефтеобеспечения ГСЛ № 010485 от 27 декабря 2002 года.

    ПСФ укомплектовано высококвалифицированными сотрудниками, имеющими многолетний опыт проектирования нефте- и нефтепродуктопроводов, миниНПЗ, ГНС, нефтебаз, автозаправочных станций и других объектов инфраструктуры нефтегазовой отрасли Казахстана, республик СНГ и стран дальнего зарубежья. ПСФ имеет самую современную техническую оснащенность. Каждое рабочее место проектировщика компьютеризировано, чертежные работы выполняются с применением графических программ «AutoCAD» и «3D» (чертежная графика и объемные чертежи) и др.

    ТОО «ПСФ Казнефтетранс» обеспечивает в кратчайшие сроки и с высоким качеством:

    – проектирование объектов нефтегазовой промышленности (нефтепродуктопроводы, нефтеналивные станции, базы и хранилища нефти и горюче-смазочных материалов, автозаправочные станции, миниНПЗ и др.);

    – технический аудит существующих объектов: САЗС, складов ГСМ, нефтебаз;

    – прохождение экспертиз ТЭО, ТЭР и рабочих проектов;

    – авторский надзор в рамках строительства и оказание помощи в оформление актов ввода в эксплуатацию.

    По проектам выполненным с участием специалистов «Казнефтетранс», построены нефтепродуктопроводы: «Петропавловск-Кокчетав-Целиноград» с диаметром трубы 325мм и протяженностью 493км, проектной мощностью 2236 тысяч тонн в год и «Самара-Уральск» телескопического типа с диаметром труб 530-325-273 мм и протяженностью 260км. Спроектирован НПП «Павлодар-Семипалатинск-Усть-Каменогорск» с диаметром труб 325-273мм и протяженностью 624км, проектной годовой мощностью 2143 тысяч тонн, НПС на ст.Белагаш с резервуарной емкостью – 80 тыс.м 3 .

    Нашей компанией составлены технико-экономические предложения на строительство нефтяного терминала на ст.Ганюшкино, с резервуарной емкостью 70 000м 3 .

    Совместно с компанией «Технип», нами разработан рабочий проект НПС-9 и АВП-11 магистрального нефтепровода Атасу (Казахстан) -Алашанькоу (Китай) с объемом перекачки нефти 20 млн.тонн в год.

    Успешно функционирует спроектированная специалистами «Казнефтетранс» для НКТН «КазТрансОйл» нефтеналивная эстакада в г.Атырау мощностью 2 млн.тонн в год, позволяющая осуществлять одновременно слив из 30 железнодорожных цистерн.

    В 2001 году введен в эксплуатацию построенный по проекту ПСФ «Казнефтетранс» нефтеналивной терминал Казахско-Британского СП «КуатАмлонМунай» с резервуарной емкостью 6000м 3 и грузооборотом 200 тысяч тонн нефти в год.

    Завершено строительство спроектированного «Казнефтетранс» нефтеперерабатывающего завода мощностью 100 тыс.тонн в год ТОО «Кызылординский НПЗ», где применены не имеющие аналогов в Казахстане технологии, и предусмотрен железнодорожный нефтеналивной пункт на 500 тыс.тонн в год с резервуарным парком емкостью 25 тыс.м 3 .

    Более года работает нефтебаза ТОО «Гелиос» емкостью 16тыс.м 3 построенная по проекту ПСФ «Казнефтетранс» в пригороде Алматы и являющаяся по мнению специалистов одной из лучших нефтебаз во всех отношениях.

    Завершено строительство и введен в эксплуатацию нефтеналивной терминал на ст.Бесколь компании «МегаТрансАзия» с грузооборотом 300 тыс.тонн в год, выполнен рабочий проект нефтеперерабатывающего мини-завода мощностью 300 тыс.тонн в год в п.Атасу компании «VEAR» и нефтебазы ТОО «Гелиос» емкостью 50тыс.м 3 в п.Жетыген Алматинской области.

    По проектам «Казнефтетранс» построены автозаправочные станции (АЗС) международного класса для нефтяных компаний АО «ТД «КазМунайГаз», «КазОйл», «Шеврон», «Тексако», «Мобил», «Харрикейн», «Вертекс», «Гелиос», «Sinooil» и др. АЗС комплектуются современным высокотехнологичным заправочным оборудованием всемирно известных фирм «Wayne Dresser» (Швеция), «LG» (Корея), «Tokheim» (США).

    Высокая квалификация кадров накопленный ими опыт проектирования, солидное научно-техническая и производственная база, современный уровень проектирования, разнообразие и большое количество реализованных проектов, является надежной гарантией надлежащего качества выполняемых ПСФ «КазНефтеТранс» работ.

    Более чем в 5,5 раза сократилось производство бензина на мини-НПЗ после запрета выпуска топлива классов ниже К4. Об этом LS сообщили в министерстве энергетики.

    В ведомстве отметили, что если в декабре 2017 года 26 действующим мини-заводам удалось выпустить 12,3 тыс. бензина, то в январе этого года с них было получено 2,2 тыс. тонн этого вида топлива. С трех крупных НПЗ в этом же месяце было получено 284,9 тыс. тонн, что на 11,1% больше показателей декабря 2017 года (256,5 тыс. тонн). При этом если в прошлом году бензин выпускали пять мини-НПЗ, то в этом году их количество сократилось до двух – “Конденсат” (Западно-Казахстанская область), который выпускает топливо класса К5, и Кызылординский малотоннажный НПЗ.

    Всего в 2017 году мини-НПЗ выпустили 106,3 тыс. тонн бензина. Крупные НПЗ в свою очередь выработали 3 млн тонн.

    Производство дизельного топлива также уменьшилось почти в четыре раза до 5,3 тыс. тонн (по сравнению с 20,2 тыс. тонн месяцем ранее). При этом три крупных НПЗ в январе 2018 года произвели 333,6 тыс. тонн (289,3 тыс. тонн в декабре 2017 года). Всего в 2017 году мини-НПЗ произвели 114,4 тыс. тонн дизеля, в то время как на крупные НПЗ пришлось 3,99 млн тонн.

    Между тем, согласно данным Минэнерго, только два предприятия соответствуют новым условиям производства: “НД Астана” выпускает дизтопливо класса К4, а “Конденсат” способен производить топливо класса К5.

    В то же время объем переработки нефти снизился на 10,3% с 49,4 тыс. тонн в декабре 2017 года до 44,3 тыс. тонн. В целом объем переработки нефти составил 14,8 млн тонн.

    Отметим, что сжиженный газ производится на 12 заводах страны. Объем сжиженного газа в 2017 году в целом составил 2,9 млн тонн. В январе 2018 года производство выросло на 3,7% с 254,1 тыс. тонн до 263,4 тыс. тонн. Наибольшая доля переработки приходится на “ТенгизШеврОйл” – 122,8 тыс. тонн в январе 2018 года (1,4 млн тонн в 2017 году). На втором месте – Жанажольский газоперерабатывающий завод – 55,1 тыс. тонн (632 тыс. тонн в 2017 году). Павлодарский нефтехимический завод занимает третье место – 29,2 тыс. тонн (256 тыс. тонн в 2017 году).

    Что касается отгрузки казахстанского топлива по регионам, наибольшим потребителем бензина в январе 2018 года стал Алматы – 59,9 тыс. тонн. В тройку потребителей также вошли Алматинская область и Астана. На самовывоз пришлось 16,7 тыс. тонн. Экспорт бензина запрещен.

    Крупнейшим потребителем отечественного авиакеросина также оказался Алматы. А наибольшее потребление дизтовлива приходится на Павлодарскую область. Тем временем большая часть сжиженного природного газа приходится на экспорт, которая более чем в 10 раз превышает потребление любого другого региона.

    Напомним, ранее LS сообщал, что 1 января 2018 года Казахстан перешел на выпуск и продажу бензина и дизельного топлива классов К4 и К5. Выпуск топлива классами ниже запрещен. Между тем, в 2017 году после годового простоя были возобновлены производства на малых НПЗ. В апреле 2016 года Законом “О регулировании оборота нефтепродуктов” был введен запрет заводам мощностью менее 800 тыс. тонн год продавать так называемые “продукты переработки”, перечень которых был утвержден соответствующим приказом Минэнерго летом 2016 года.

    С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым.

    В период зарождения нефтяной промышленности переработка нефти представляла собой обыкновенную разгонку – то есть испарение части нефти (фракции) за счет нагревания и последующую конденсацию этой части.

    Таким образом из нефти выделяли основной товарный продукт ­– осветительный керосин. Мощность нефтеперегонных заводов (а их называли именно нефтеперегонными, а не нефтеперерабатывающими, как теперь) была весьма невелика.

    Развитие автомобильной промышленности привело к бурному росту потребления бензинов и дизельных топлив. Для удовлетворения потребностей в автомобильном топливе в условиях жесточайшей конкуренции потребовалось сооружение НПЗ все большей и большей мощности и сложности.

    Сегодня в мире есть несколько заводов мощностью свыше 40 миллионов тонн нефти в год. Завод полного профиля позволяет не только снижать себестоимость нефтепродуктов, но и обеспечивать в полной мере их высокое качество. Это уже не перегонка, а именно глубокая переработка нефти.

    Маленькие нефтеперегонные заводы теперь принято называть мини-рифайнерами или мини-НПЗ. Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству. Их существование, как правило, обосновано логистическими причинами. Представьте себе, что на небольшом острове с небольшим населением имеется месторождение нефти. Если эту нефть отвозить в порт, загружать в танкер, потом везти морем на какой-то далекий НПЗ, потом нефтепродукты снова везти морем обратно, снова раскачивать в береговые хранилища и дальше доставлять потребителям – транспортная составляющая превысит все затраты на переработку.

    Вот в этом случае выгодно построить на месте мини-НПЗ мощностью, соответствующей потреблению, а компоненты, улучшающие качество, привозить и добавлять в товарные нефтепродукты на месте.

    Аналогичным образом поступают нефтяники, добывающие нефть в районах, где отсутствует транспортная инфраструктура – таким способом они обеспечивают себя относительно дешевыми нефтепродуктами. К таковым условно можно отнести, например, остров Сахалин в Российской Федерации.

    Во всех остальных случаях для условий Российской Федерации или Республики Казахстан мини-НПЗ представляют собой полукриминальное «развлечение» местных элит, злоупотребляющих доверием руководителей государств, использующих либо доступность сырья, либо мощный административный ресурс.

    В Российской Федерации в последние несколько лет совершен мощнейший и небывалый рывок в развитии нефтепереработки, особенно так называемых вторичных процессов, которые довели до совершенства качество основных объемов выпускаемых топлив и позволили резко сократить выход мазута на нефть за счет его каталитической переработки.

    Крупные НПЗ в составе вертикально-интегрированных компаний могут обеспечить любые темпы внутреннего спроса в качественных нефтепродуктах и обеспечить любой рост экспорта. В этих условиях мини-НПЗ нужны только для полулегального экспорта некачественных дешевых полупродуктов как сырья для зарубежной нефтепереработки или ухода от акцизов или налогов на внутреннем рынке.

    В последние годы в среде специалистов все чаще и чаще раздаются голоса с требованием закрытия всех мини-НПЗ, причем это относится не только к России, но и, в еще большей степени, к Казахстану.

    Почему это происходит? Зачем закрывать мини-НПЗ в Казахстане, где три крупных НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре пока не в состоянии полностью обеспечить экономику страны светлыми нефтепродуктами – бензином, дизельным топливом и авиакеросином?

    В результате эти нефтепродукты приходится импортировать из России. В этих условиях мини-НПЗ производят дополнительное количество светлых нефтепродуктов и позволяют снизить объем импорта. Зачем же их закрывать?

    Ответ на этот вопрос достаточно банален ­– дело в том, что мини-НПЗ (их еще иногда называют в литературе мини-рифайнерами) не в состоянии производить сколько-нибудь качественные бензины, дизельные топлива и авиакеросины.

    Эти предприятия не имеют в своем составе (и не могут иметь) современных технологических установок, позволяющих производить топлива, соответствующие хотя бы третьему экологическому классу согласно принятому Техническому регламенту Таможенного союза.

    При этом себестоимость производства нефтепродуктов на мини-НПЗ настолько высокая, что гораздо выгоднее для государственного бюджета продать товарную нефть крупному НПЗ, а затем приобрести у него качественные светлые нефтепродукты.

    Кроме того, применение в качестве топлива для двигателей светлых нефтепродуктов, произведенных на мини-НПЗ, ведет не только к тяжелым экологическим последствиям, но и к тяжелым последствиям для двигателей.

    Понятно, что авиакеросин, сделанный на мини-НПЗ, никто в самолет заправлять не станет – не допустит система безопасности. А вот бензин с мини-НПЗ будет неизбежно выводить двигатели из строя. Из-за высокого содержания смол в таком двигателе могут зависнуть впускные клапаны. Из-за низкого октанового числа будут ускоренно изнашиваться детали цилиндропоршневой группы. Из-за высокого содержания углерода будет наблюдаться закоксовывание поршневых колец и электродов свечей, из-за низкого содержания водорода будет иметь место повышенный расход топлива. Из-за высокого содержания серы возникнет ускоренный коррозионно-механический износ деталей двигателя и быстро окислится и выйдет из строя моторное масло.

    Не меньше похожих неприятностей принесет дизельное топливо мини-НПЗ владельцам дизельных двигателей. В результате все сэкономленные при покупке светлых нефтепродуктов с мини-НПЗ средства в прямом смысле «вылетят в трубу».

    А почему бензин и дизельное топливо с мини-НПЗ дешевле, чем качественные топлива с больших НПЗ? Это можно объяснить только одной причиной – неуплатой акцизов и налогов. Имея заведомо более высокую стоимость переработки нефти и себестоимость продукции и заведомо худшее качество топлив, владельцы мини-НПЗ могут свести концы с концами только при одном условии – при условии неуплаты налогов и акцизов.

    Если проанализировать структуру продаж любого мини-НПЗ в Казахстане, неожиданно выяснится, что никакого бензина и никакого дизельного топлива мини-НПЗ не производит. А производит такой с позволения сказать «завод», например, растворитель для лакокрасочной промышленности или «легкий дистиллят». Причем эти нефтепродукты всегда продаются какой-нибудь фирме-однодневке. В этой фирме-однодневке на бумаге растворитель превращается в автомобильный бензин. А вот фактическая отгрузка нефтепродукта будет осуществляться либо непосредственно с мини-НПЗ, либо с какой-то нефтебазы, где в прямогонный бензин будут добавлены суррогатные октанповышающие компоненты или присадки.

    При этом фирма-однодневка никаких налогов и акцизов в государственный бюджет платить не будет, поскольку закон уже все равно нарушила, выпустив в свободное обращение на рынок заведомо некачественное топливо. Кстати, с дизельной фракцией нефти, выделенной на мини-НПЗ, произойдет нечто похожее.

    Поскольку сегодня владельцы личных дорогих автомобилей вряд ли заправятся таким топливом больше одного раза, владельцы мини-НПЗ начинают искать обходные пути для реализации суррогатных топлив. В результате незаконной подмены эти топлива оказываются на складах различных государственных структур, а качественные топлива с этих складов, сделанные на нормальных НПЗ, после подмены продаются на рынке за наличные деньги. Опять наносится непоправимый ущерб государству.

    Может быть, мы сгущаем краски и есть мини-НПЗ, работающие с соблюдением законов? Таких мини-НПЗ в Казахстане нет и быть не может.

    Более того, с запуском в ближайшее время на Шымкентском НПЗ и Атырауском НПЗ установок каталитического крекинга Казахстан полностью обеспечит потребности внутреннего рынка в качественных бензинах, дизельных топливах и авиакеросинах.

    Более того, появится экспортный потенциал для отгрузки высокомаржинальных нефтепродуктов на рынки соседних стран – прежде всего Узбекистана и Кыргызстана, где сегодня доминируют российские поставщики (несмотря на огромное транспортное плечо).

    С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым.

    Остается еще один вопрос: а куда девается остаток от переработки нефти на мини-НПЗ – прямогонный мазут? Этот продукт может реализоваться на экспорт как сырье для вторичной переработки, из которого в результате различных видов крекинга можно получать дорогостоящие нефтепродукты. Этого мини-НПЗ не делают. Прямогонные мазуты продаются на экспорт как самые дешевые котельные топлива.

    При этом опять наносится ущерб бюджету – за счет занижения экспортных цен и за счет занижения экспортных пошлин. И возникает вопрос к таможенным органам Республики Казахстан: почему это возможно?

    Все перечисленные факты указывают на давно созревшую необходимость закрыть все мини-НПЗ в стране. Изъятое у них оборудование может быть с успехом реализовано на аукционах и использовано в целях подготовки нефти к транспортировке на промыслах. Это позволит наполнить бюджет, улучшит экологическую обстановку и значительно повысит надежность и долговечность двигателей.

    Леонид Николаевич Багдасаров, доцент Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина

    Поделиться ссылкой: