Углеводороды | мини нпз россии список заводов

мини нпз россии список заводов

Установки от экстрасенса 700х170

В России действуют [ когда? ] 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн.тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн.тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн [1] .

В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в первые два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих [4] .

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн [6] .

В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств [7] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. [8]

К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] . Однако по состоянию на 2017 год, строительство даже не началось. [ источник не указан 43 дня ]

В отличие от нефти, природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу, отправлять к потребителю. Газ — главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов.

Он используется в промышленности (80%) — электроэнергетика, химия, металлургия, строительство, полиграфия, а также в быту.

В настоящее время в российской Федерации сформировалось несколько регионов переработки газа Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что, прежде всего, объясняется объемом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.

В номенклатуру продукции газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) входят собственно товарный газ, сера, гелий, пропан-бутановая смесь, технический углерод, широкие фракции легких углеводородов, сжиженный газ, дизтопливо, различные виды бензинов, этан, этилен и др.

Производство каждого из этих видов продуктов распределено по основным регионам.

Так, например, на Сосногорском заводе производят технический углерод, применяемый в полиграфической промышленности. Экспорт этого продукта растет, завод обеспечивает им не только Россию и страны СНГ, но и государства Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Скандинавию.

Перспективы Сосногорского ГПЗ зависят от освоения месторождений Республики Коми, полуострова Ямал и севера Тюменской области (см. Приложение 1).

Характерной чертой географии газопроводов является создание радиальной сети их, идущей от месторождений Западной Сибири, республики Коми, Поволжья, Урала, Северного Кавказа в центральные районы страны. Таким образом, природный газ подается в наиболее крупные и в то же время самые дефицитные по топливу промышленные районы страна.

Вместе с тем складывается местная внутрирайонная сеть газопроводов, расходящихся из центров добычи газа.

Необходимость объединять отдельные газовые сети с целью маневрирования ресурсами газа привела к кольцеванию, а затем к формированию Единой системы газоснабжения страны.

В настоящий момент продолжается строительство крупных магистралей. Крупные центры производства труб, использующихся для строительства газопроводов, расположены на Урале (Челябинск, Каменск-Уральский), в Поволжье (Волжский, Волгоград) и в крупных городах Европейской части России (Москва, Санкт-Петербург).

Основные центры переработки природного газа расположены на Урале (Оренбург, Шкапово), в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут), в Поволжье (Саратов, Альметьевск) и в других газоносных провинциях.

Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья — месторождениям и крупным газопроводам.

Из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции:

Уренгой – Медвежье – Надым – Пунга – Вуктыл — Ухта — Грязовец; далее ветки: на Москву; на направление: Торжок – Псков – Рига; и на направление: Новгород – Санкт-Петербург – Таллинн.

От Торжка далее Смоленск – Минск – Брест (Белоруссия). Газопровод обеспечивает внутренние потребности в газе центральных районов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, а также по нему экспортируется газ в Прибалтийские страны и Белоруссию.

Кроме того, Москва и Санкт-Петербург – крупные производители труб для газопроводов.

Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск – Самара – Сызрань – Ужгород (Украина), далее в Европу.

Уренгой – Ижевск (крупный потребитель черной металлургии и металлообработки) – Помары – Елец – Курск — Жмеринка (Украина) – Ивано-Франковск (Украина) – Ужгород (Украина), далее в Европу.

Крупнейший экспортный газопровод в Европу. Он поставляет газ в Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию. Строительство этого газопровода велось на компенсационной основе в соответствии с крупнейшей в международной истории торгово-промышленных отношений сделкой.

Соглашение, в котором участвовали ФРГ, Франция и ряд других стран, позволяет улучшить топливно-энергетический баланс этих государств, обеспечить работой многие тысячи трудящихся, производством и поставками в Россию труб большего диаметра, а также технологического оборудования для трубопроводного транспорта в обмен на сибирский газ.

Уренгой – Медвежье – Пермь – Ижевск – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва.

Газопровод позволил существенно улучшить обеспеченность дешевым топливом и углеводородным сырьем промышленность ряда европейских районов России.

Уренгой – Сургут – Нижневартовск (центры переработки газа) – Томск – Юрга – Новосибирск – Кемерово – Новокузнецк.

Перекачиваемый по этому газопроводу газ поступает в Томск, крупные индустриальные центры Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), в Новосибирск. Он используется в различных отраслях промышленности – химической и нефтехимической, в металлургической, в энергетике, а также в комунально-бытовом хозяйстве.

Уренгой – Медвежье – Нижняя Тура – Нижний Тагил – Екатеринбург — Челябинск.

Газопровод способствует улучшению топливно-энергетического баланса Урала.

Саратов – Пенза — Нижний Новгород (с ответвлением на Владимир и Москву) – Иванове – Ярославль – Череповец.

Эти газопроводы имеют только внутреннее значение и идут из старых месторождений.

Газопровод “Союз”: Оренбург – Уральск — Алесандров-Гай – Кременчуг – Ужгород (Украина), далее в Европу.

Основными потребителями газа являются страны Восточной Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Югославия. Кроме того, проложены от Оренбургского газоконденсатного месторождения газопроводы в Башкортостан, Татарстан, Самарскую, Саратовскую области, что способствовало возникновению здесь промышленных предприятий. На оренбургском газе работает Заинская ГРЭС (Татарстан).

Из Севера-Кавказского экономического района:

Ставрополь – Аксай – Новопсков – Елец – Тула – Серпухов (Московское кольцо) – Тверь – Новогород – Санкт-Петербург;

Ставрополь – Майкоп – Краснодар – Новороссийск.

Газли (Узбекистан) – Ташауз (Туркмения) – Москва.

Это импортный газопровод из Средней Азии для обеспечения Европейской части России.

Зарубежная Европа не в состоянии полностью обеспечивать свои потребности в природном газе за счет собственных источников.

Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн.

куб. м (а общие потенциальные — 235 трлн. куб.м), имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и стран Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами.

В целом около 40% потребностей европейского региона в природном газе покрывается за счет импорта. Например, доля российского “Газпрома” в западноевропейском импорте — 47%, Алжира — 29%, Норвегии — 22%.

Норвегия — очень серьезный конкурент России в торговле газом на европейском континенте.

Эти показатели говорят о том, что в настоящее время газовая промышленность России обладает колоссальными возможностями и мощностями, которые обеспечивают потребности того платежеспособного рынка, который сегодня существует.

Общая характеристика мировой газоперерабатывающей промышленности. Производство и потребление сжиженных нефтяных газов в мире. Цены сжиженных газов на мировых рынках.

Общая характеристика мировой газоперерабатывающей
промышленности.

Мировая газоперерабатывающая промышленность имеет большой опыт по извлечению из природных горючих газов различных полезных компонентов.

Во всем мире 1 600 заводов и установок перерабатывает около 4 млрд. м3 газа в сутки. Так, в США из 514 млрд. м3 природного газа в 2002 г. было получено 78 млн. т. жидкой продукции, в том числе 9,2 млн. т этана, 7,2 млн. т пропана, 4,4 млн. т бутанов, 51,3 млн.

т. конденсата, газового бензина. Удельный выход жидкой продукции составляет 140 г/м. В США, получаемые из природного и попутного нефтяного газов этан, пропан, бутан используются в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутиленов, из которых вырабатывают различные полимеры.

Производство и потребление сжиженных нефтяных газов
в мире.

К настоящему времени сформировались четыре основных сектора применения сжиженных нефтяных газов (СУГ): коммунальный сектор, промышленный сектор, транспорт и нефтехимия. Масштабы использования СУГ в каждой из этих областей зависят от целого ряда условий, во многом специфичных для конкретного региона страны. СУГ являются химическим сырьем для производства целого ряда важных продуктов, а также незаменимым технологическим материалом в ряде производств, например в специальном стекольном и т.д.

Также СУГ широко используются для бытовых нужд в местах, удаленных от газопроводов природного и попутного газа.

Являясь нефтедобывающей и газодобывающей страной, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов.

Так, запасы попутного нефтяного газа (являющегося одним из основных источников сырья для производства СУГ) в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. мЗ, и в настоящее время эти ресурсы не используются в полной мере. На рынке моторных топлив пропан-бутан успешно конкурирует по цене с автомобильными бензинами. Хотя на сегодняшний день количественная доля пропан-бутана на рынке не столь велика, данная сфера применения СУГ быстро развивается.

Сегодня внутри страны потребляется более 80% СУГ, из которых поставки по регулируемым ценам составляют около 15%.

Примерно 45% произведенной продукции поставляется нефтехимическим предприятиям. С 1990 по 2007 г. потребление сжиженных газов в мире выросло на 50%.

мировое потребление СУГ достигнет 300 млн. т. Производство СУГ в России достигнет 12 млн.т.

СУГ производится на ГПЗ, НПЗ и НХК. Переработку первичного сырья осуществляют нефтехимические компании, НПЗ и ГПЗ. Доля производства распределяется следующим образом: ведущими производителями СУГ в России являются ГПЗ, на их долю приходится около 46%, доля нефтехимических производств составляет 39 %, НПЗ — 15%.

Переработку вторичного сырья и производство из него сжиженного углеводородного газа осуществляют НХК, имеющие центральные газофракционирующие установки (ЦГФУ), и ГПЗ, имеющие ГФУ.

Рост потребления сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России сегодня соответствует мировым тенденциям, составляя около 5% в год.

Прогнозируется, что прирост потребления газа будет идти преимущественно за счет сжиженного природного газа, объемы производства которого к 2030 году по сравнению с 2000м возрастут в среднем на 500% (на трубопроводный — на 200%).

Темпы прироста потребления СПГ, таким образом, в два с половиной раза превысят аналогичные показатели традиционного трубопроводного газа.

Наиболее перспективным рынком СПГ являются США, которые планируют до 2020 года увеличить закупки сжиженного природного газа в 15 раз, доведя их до 105 млн.

т против сегодняшних 7 млн. т. Одним из основных поставщиков на американский рынок может стать Россия, для которой реализация грандиозных проектов по производству и транспортировке СПГ — укрепление статуса крупнейшего в мире газодобывающего государства.

Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1327;

Компании / Промышленные, производственные и перерабатывающие предприятия / Газоперерабатывающие заводы

Современный завод подшипников представляет собой крупной предприятие, обладающее развитой инфраструктурой, сложной системой управления и многочисленным трудовым коллективом. На заводе подшипников выпускается большое количество наименований различных подшипниковых изделий, каждое из которых появляется в результате достаточно сложной технологической цепочки – от поставки необходимых для изготовления материалов и до производства готовой продукции.

Сегодня многие небольшие цеха, собирающие подшипники из деталей сомнительного происхождения, тоже начинают называть себя заводами подшипников.

Поэтому, чтобы не приобрести у таких самозванцев продукцию неудовлетворительного качества, важно знать, какие настоящие заводы подшипников сегодня функционируют на территории России и государств СНГ.

Не стоит искать государственные подшипниковые заводы – сегодня их уже не существует, поскольку все они в свое время были приватизированы, став акционерными обществами.

Ниже мы представляем список действующих подшипниковых заводов, расположенных на территории России и государств СНГ и выпускающих качественную подшипниковую продукцию.

Московский подшипниковый завод 1 ГПЗ

Старейшее в данной отрасли предприятие, которое специализируется на изготовлении крупногабаритных подшипников.

Раньше завод назывался ГПЗ-1, сегодня он носит название ОАО «Московский подшипник». Основан этот завод был еще в 1932 г. Изготавливаемые на нем подшипники всегда считались одними из лучших в стране. Основной специализацией данного предприятия является изготовление роликовых и шариковых крупногабаритных подшипников, диаметр которых составляет до 220 сантиметров.

Завод входит в широко известную Европейскую Подшипниковую Корпорацию, которая является крупнейшим на территории СНГ производителем подшипников. Приобрести его продукцию можно через дилеров ЕПК либо через ее региональные представительства.

Московский подшипниковый завод 2 ГПЗ

Самарский завод подшипников

Специализируется на производстве высококачественных роликовых подшипников (главным образом, конических), зачастую является единственным производителем подшипников определенного типа.

Функционирует данное предприятие, начиная в 1935 года.

1. подшипники железнодорожного дивизиона;
2. подшипники автомобильно-сельскохозяйственного дивизиона;
3. промышленники промышленного дивизиона;
4. подшипники специального дивизиона.

Самарский завод авиационных подшипников

Выпускает роликовые, шариковые подшипники, специальные, высокой точности.

Этим заводом выпускаются наиболее высококачественные в России подшипники.

Самарский завод приборных подшипников

Продукция этого завода выпускается по предварительным заказам. Основную часть ее составляют миниатюрные подшипники, используемые в оборудовании и в различных современных приборах.

Саратовский подшипниковый завод

Ведущий на настоящий момент отечественный производитель современной подшипниковой продукции.

Изначально этим заводом выпускалась широкая номенклатура продукции, но в последние годы сюда переносится производство тех разновидностей продукции, которые прежде изготавливались другими подшипниковыми предприятиями ЕПК (Саратовский подшипниковый завод является членом данного холдинга).

Подшипники, выпускаемые Саратовским заводом, сравнимы по качеству с подшипниками недорогих иностранных брендов, но при этом стоят в значительно дешевле импортной продукции. Сегодня этот завод обладает всеми видами производств, необходимыми для выпуска различных видов подшипников: здесь изготавливают шариковые, роликовые, комбинированные, а также игольчатые подшипники, имеется кузнечное, сепараторное, литейное производства, есть мощное инструментальное хозяйство.

Саратовский подшипниковый завод сегодня единственный в России выпускает шарнирные подшипники. Немалая часть инструментальной и подшипниковой продукции завода поставляется прочим отечественным подшипниковым заводам.

Волжский завод подшипников

Специализацией завода является производство подшипников, главным образом, для автомобилей, дорожно-строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники. Основан завод был в 1961 г.

в качестве предприятия, снабжающего подшипниковой продукцией строящийся на тот момент АВТОВАЗ. Позднее завод также стал снабжать цилиндрическими и коническими роликоподшипниками также и прочие отечественные заводы: тракторные, КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ и другие.

объем производства данного завода составил 166 тысяч подшипников в сутки, а в 1983 году – 205 тысяч подшипников. К 1995 г. заводом было освоено порядка 240 типоразмеров подшипников. Сегодня предприятие входит в холдинг ЕПК, который занимается реализацией его продукции.

Область использования продукции Волжского подшипникового завода:

Металлургия;
2. Автомобильный транспорт;
3. Рельсовый транспорт;
4. Станкостроение;
5. Коммунальная, строительная, сельскохозяйственная техника.

Сегодня Волжский подшипниковый завод производит почти два миллиарда подшипников в год.

Степногорский подшипниковый завод

Ассортимент подшипников, выпускаемых Степногорским заводом, не слишком широк – главным образом, это двухрядные цилиндрические роликоподшипники, отличающиеся прекрасным соотношением цена/качество.

Вологодский подшипниковый завод

Наиболее известен в среде автомобилистов.

Шариковые подшипники этого завода самые популярные, но они и чаще всего подделываются. Выпускаемые этим заводом шариковые подшипники установлены в большинство отечественных автомобилей. Сегодня Вологодский завод производит более двадцати четырех миллионов подшипников ежегодно, представленных номенклатурой из 1700 с лишним типоразмеров.

Харьковский завод подшипников

Один из ведущих на территории СНГ предприятий по производству шариковых подшипников, используемых в автомобильной, сельскохозяйственной технике, а также роликовых подшипников, выпускаемых для железнодорожной отрасли.

Завод был создан в 1945 г. и изначально функционировал под названием 8 ГПЗ. В 1951 году завод был переоснащен и начал выпускать более качественные детали. В 1980 это был основной завод в стране по изготовлению вагонных буксовых подшипников. В 1984 из государственного предприятия завод реорганизован был в открытое акционерное общество.

В 2000 главным инвестором и акционером предприятия стала Украинская промышленная энергетическая компания, после чего заводом освоено было производство новых типов продукции.

Ежегодно Харьковский подшипниковый завод производит свыше пятисот типоразмеров подшипников с наружным диаметром 30-400 миллиметров.

Минский подшипниковый завод

Одни из авторитетнейших производителей современной подшипниковой продукции на территории СНГ.

Продукция этого завода очень качественная и по своей надежности, практически, не уступает продукции авторитетных мировых производителей. Инженеры завода постоянно занимаются совершенствованием конструкций производимых подшипников, разработкой более современных модификаций.

Курский завод подшипников

В свое время этот завод был главным производителем стране упорных подшипников.

Основано предприятие было в 1972 году. Сегодня завод носит название «Курская Подшипниковая Компания». Кроме упорных подшипников, Курский подшипниковый завод выпускает также шариковые радиально-упорные подшипники, однорядные, игольчатые подшипники и пр.

Десятый подшипниковый завод (расположение — Ростов-на-Дону)

Специализацией данного подшипникового завода является изготовление роликовых подшипников (изделий, снабженных короткими цилиндрическими роликами).

Выпускаемые этим заводом подшипники используются во многих моделях тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, а также оборудования, в металлургической, нефтяной, электротехнической промышленности и пр.

Значительная часть продукции отправляется на экспорт.

Луцкий подшипниковый завод

Является составной частью шведского холдинга SKF, являющегося крупнейшим мировым производителем. Подшипниковая продукция завода используется в автомобильной, сельскохозяйственной, специальной технике, а также в промышленном оборудовании.

Предоставляем вашему вниманию таблицу с перечисленными в ней изготовителями подшипников, которые были открыты во время СССР, но продолжают функционировать и сегодня.

Для действующих заводов указаны адреса сайтов. Некоторые из заводов имеют неустойчивое состояние, либо признаны банкротами, но под их маркой на рынке еще поступает продукция. Последний факт немаловажен для тех, кто хочет купить подшипники в Екатеринбурге или другом городе России.

ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (ТД «ЕПК»)

ООО «Завод приборных подшипников» (Самара)

ОАО «Завод авиационных подшипников» (ТД «ЕПК»)(Самара)

ООО НПО «Прокопьевский шарикоподшипниковый завод»

ОАО «Волжский подшипниковый завод» (ТД «ЕПК»)

ЗАО «Степногорский подшипниковый завод» (ТД «ЕПК»)

ОАО «Гниваньский подшипниковый завод» (Украина)

ОАО «Винницкий подшипниковый завод» (Украина)

ООО «Курский завод упорных подшипников» (ныне КПК)

ООО «Шарикоподшипниковое предприятие №21″ (Московская область)

ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (VBF)

ОАО «Луцкий подшипниковый завод» (LBP, SKF — Украина)

ОАО «Кузнецкий роликовый завод» (Кузролик)

Лукояновский ОАО «Подшипник» (Нижегородская область)

ОАО «Шумихинский завод подшипниковых иглороликов» (ОАО «ШЗПИ»)

ОАО «Краснодарский ремонтный подшипниковый завод»

ЗАО «Самарский ремонтный подшипниковый завод» (ЗАО «СРПЗ»)

*В таблице указаны два действующих подразделения Самарского подшипникового завода ГПЗ-4, так как последнее закрыто.

Однако изделия последнего еще можно приобрести на вторичном рынке.

**Таблица не включает Завод малых серий, специализацией которого является выпуск шариков для подшипников из нержавеющей стали и материалов, которые не относятся к стали ШХ-15.

***ОАО ВНИПП не является заводом в прямом значении этого слова.

Его специализацией является разработка и выпуск специальных подшипников мелких серий высокой точности: это гибкие, интегрированные, многоконтактные и другие изделия.

Особого внимания заслуживает система транспортировки, магистральная составляющая которой тянется на 150 тысяч километров, а распределительная сеть достигает 359 тыс. км. Давление в ней поддерживается при помощи почти 700 компрессорных станций, суммарная мощность которых превышает 42 млн. киловатт. Функционирование экономики России, которая помимо лидерства в части запасов голубого топлива, является еще и одним из ведущих его потребителей, невозможно без данной отрасли ТЭК.

Добываемый в России природный газ поступает в магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России.

ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа.

ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

Переработку газа осуществляют газоперерабатывающие и газодобывающие дочерние общества ОАО «Газпром», а также «Сибур Холдинг» (в том числе Астраханский, Оренбургский, Сосногорский газоперерабатывающие заводы, Оренбургский гелиевый завод, Сургутский завод по стабилизации конденсата и Уренгойское управление по подготовке конденсата к транспорту).

Проводится работа по увеличению глубины переработки углеводородного сырья, повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Более половины объема инвестиций ОАО «Газпром» в переработку газа планируется направить на развитие Астраханского ГПЗ.

Основными системами газоснабжения России являются: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточная система (4 магистрали) Сибирь-Центр. Сеть газопроводов охватывает не только районы европейской части, Урал и Западную Сибирь России, но и территорию республик бывшего Союза (Украины, Белоруссии, Казахстана, республик Закавказья и Средней Азии).

Протяженность магистральных газопроводов на территории России — 149 тыс. км, а в границах бывшего СССР — более 220 тыс. км.

В отличие от нефти, природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу, отправлять к потребителю. Газ — главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов. Он используется в промышленности (80%) — электроэнергетика, химия, металлургия, строительство, полиграфия, а также в быту.

В настоящее время в российской Федерации сформировалось несколько регионов переработки газа — Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский.

Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что, прежде всего, объясняется объемом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.

В номенклатуру продукции газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) входят собственно товарный газ, сера, гелий, пропан-бутановая смесь, технический углерод, широкие фракции легких углеводородов, сжиженный газ, дизтопливо, различные виды бензинов, этан, этилен и др.

Производство каждого из этих видов продуктов распределено по основным регионам.

Так, например, на Сосногорском заводе производят технический углерод, применяемый в полиграфической промышленности. Экспорт этого продукта растет, завод обеспечивает им не только Россию и страны СНГ, но и государства Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Скандинавию. Перспективы Сосногорского ГПЗ зависят от освоения месторождений Республики Коми, полуострова Ямал и севера Тюменской области.

В настоящий момент продолжается строительство крупных магистралей.

Крупные центры производства труб, использующихся для строительства газопроводов, расположены на Урале (Челябинск, Каменск-Уральский), в Поволжье (Волжский, Волгоград) и в крупных городах Европейской части России (Москва, Санкт-Петербург).

Основные центры переработки природного газа расположены на Урале (Оренбург, Шкапово), в Западной Сибири (Нижневартовск, Сургут), в Поволжье (Саратов, Альметьевск) и в других газоносных провинциях.

Можно отметить, что комбинаты газопереработки тяготеют к источникам сырья — месторождениям и крупным газопроводам.

Из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции:

Уренгой – Медвежье – Надым – Пунга – Вуктыл — Ухта — Грязовец; далее ветки: на Москву; на направление: Торжок – Псков – Рига; и на направление: Новгород – Санкт-Петербург – Таллинн.

От Торжка далее Смоленск – Минск – Брест (Белоруссия). Газопровод обеспечивает внутренние потребности в газе центральных районов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, а также по нему экспортируется газ в Прибалтийские страны и Белоруссию. Кроме того, Москва и Санкт-Петербург – крупные производители труб для газопроводов.

Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск – Самара – Сызрань – Ужгород (Украина), далее в Европу.

Уренгой – Ижевск (крупный потребитель черной металлургии и металлообработки) – Помары – Елец – Курск — Жмеринка (Украина) – Ивано-Франковск (Украина) – Ужгород (Украина), далее в Европу.

Крупнейший экспортный газопровод в Европу. Он поставляет газ в Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию. Строительство этого газопровода велось на компенсационной основе в соответствии с крупнейшей в международной истории торгово-промышленных отношений сделкой.

Соглашение, в котором участвовали ФРГ, Франция и ряд других стран, позволяет улучшить топливно-энергетический баланс этих государств, обеспечить работой многие тысячи трудящихся, производством и поставками в Россию труб большего диаметра, а также технологического оборудования для трубопроводного транспорта в обмен на сибирский газ.

Уренгой – Медвежье – Пермь – Ижевск – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва. Газопровод позволил существенно улучшить обеспеченность дешевым топливом и углеводородным сырьем промышленность ряда европейских районов России.

Уренгой – Сургут – Нижневартовск (центры переработки газа) – Томск – Юрга – Новосибирск – Кемерово – Новокузнецк.

Перекачиваемый по этому газопроводу газ поступает в Томск, крупные индустриальные центры Кузбасса (Кемерово, Новокузнецк и др.), в Новосибирск. Он используется в различных отраслях промышленности – химической и нефтехимической, в металлургической, в энергетике, а также в комунально-бытовом хозяйстве.

Уренгой – Медвежье – Нижняя Тура – Нижний Тагил – Екатеринбург — Челябинск.

Газопровод способствует улучшению топливно-энергетического баланса Урала.

Саратов – Пенза — Нижний Новгород (с ответвлением на Владимир и Москву) – Иванове – Ярославль – Череповец.

Эти газопроводы имеют только внутреннее значение и идут из старых месторождений.

Газопровод “Союз”: Оренбург – Уральск — Алесандров-Гай – Кременчуг – Ужгород (Украина), далее в Европу.

Основными потребителями газа являются страны Восточной Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Югославия. Кроме того, проложены от Оренбургского газоконденсатного месторождения газопроводы в Башкортостан, Татарстан, Самарскую, Саратовскую области, что способствовало возникновению здесь промышленных предприятий. На оренбургском газе работает Заинская ГРЭС (Татарстан).

Из Севера-Кавказского экономического района:

Ставрополь – Аксай – Новопсков – Елец – Тула – Серпухов (Московское кольцо) – Тверь – Новогород – Санкт-Петербург;

Ставрополь – Майкоп – Краснодар – Новороссийск.

Газли (Узбекистан) – Ташауз (Туркмения) – Москва.

Это импортный газопровод из Средней Азии для обеспечения Европейской части России.

Зарубежная Европа не в состоянии полностью обеспечивать свои потребности в природном газе за счет собственных источников.

Российский газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн. куб. м (а общие потенциальные — 235 трлн. куб.м), имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и стран Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами.

В целом около 40% потребностей европейского региона в природном газе покрывается за счет импорта. Например, доля российского “Газпрома” в западноевропейском импорте — 47%, Алжира — 29%, Норвегии — 22%. Норвегия — очень серьезный конкурент России в торговле газом на европейском континенте.

Эти показатели говорят о том, что в настоящее время газовая промышленность России обладает колоссальными возможностями и мощностями, которые обеспечивают потребности того платежеспособного рынка, который сегодня существует.

Вовлечение в оборот ямальских месторождений газа, расположенных к европейским потребителям ближе других месторождений, использование для сооружения газовых объектов суперблоков массой 500 и более тонн на плавучих основаниях и других прогрессивных технологий.

Переход на газопроводы нового поколения также позволит резко сократить удельные капиталовложения в создание мощностей по добыче и транспорту ямальского газа. Газопроводы нового поколения обеспечат значительное сокращение затрат на транспорт газа. Все это, в конечном счете, повысит конкурентоспособность российского газа (в сравнении с газом стран Персидского залива).

В России действуют 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятий с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн.тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн.тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн.

В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута. Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010).

  • 1 История
  • 2 Объёмы производства и потребления по основным товарным группам
  • 3 Список нефтеперерабатывающих предприятий России
  • 4 Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий
  • 5 Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам
  • 6 См.также
  • 7 Примечания

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих.

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства. Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 %.

Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США. После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн.

В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция. Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку. Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты.

Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 %. В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти.

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать».

К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США. Однако по состоянию на 2013 год, строительство даже не началось.

Нефтяной вопрос всегда считался самым важным для экономики любой страны.

Свою историю нефтеперерабатывающие заводы России начинали с 1745 года, с того самого дня, когда на реке Ухте братьями Чумеловыми было основано первое предприятие. В основе его продукции лежал обыкновенный, но очень актуальный в те времена керосин, а также прочие смазочные масла.

Сегодня нефтеперерабатывающая промышленность России считается одной из успешных. Постоянно растет количество предприятий, и мелких, и крупных, что обусловлено постоянно растущими доходами от переработки «черного золота». Лучше всего данная отрасль развита в Центральном регионе страны, а также в Тюменской и Челябинской областях.

Нефтеперерабатывающие заводы России производят, в основном, бензин, керосин, дизельное, ракетное, авиационное топливо, мазут, моторные масла, битумы, нефтяной кокс и т.д. Абсолютное большинство из них создаются рядом с нефтяными вышками, что дает возможность компаниям не тратить дополнительные средства на поставки сырья. После переработки уже готовый продукт отправляется к конечному потребителю.

Основная задача, которую выполняют нефтеперерабатывающие заводы России – это глубокая переработка нефти. Их производственный цикл, как правило, состоит из процесса подготовки сырья, первичного перегона нефти т вторичной переработки фракций, что включает в себя каталитический крекинг, риформинг, коксование, гидроочистку и смешения компонентов готового нефтепродукта.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы в России размещены в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, на которые приходится более семидесяти процентов всех мощностей страны. Это Газпромнефть-Омский НПЗ, а также Ангарский, Антипинский (Тюмень), Афипский (Краснодарский край), Красноленинский (Ханты- Мансийск), Уфимский (Башкирия) и т.д. На территории субъектов РФ лидером по первичной переработке нефти является Башкирия.

Нефтеперабатывающие заводы России в большинстве своем появились в нашей стране после войны: за период до 1965 года было построено 16 мощностей, что составляет более половины существующих на сегодня. Однако в период становления экономических реформ в 1990-ые годы в этой отрасли промышленности наблюдался значительный спад объемов производства. Объяснить это нетрудно: в те времена резко упало внутреннее потребление нефти, что обусловило невысокое качество выпускаемого продукта, а значит и низкий коэффициент глубины переработки, снизившийся до 67,4 процентов. И только в 1999 году Омский НПЗ году смог приблизиться к стандартам США и Европы.

Лишь в последние годы в этом вопросе заметна обнадеживающая тенденция, признаком которой стали значительные инвестиции в нефтепеработку, которые, уже начиная с 2006 года, превысили 40 миллиардов рублей.

Вырос коэффициент глубины переработки, ведь в 2010 году В. Путин запретил своим Указом подключать к магистралям те новые нефтеперерабатывающие заводы России, у которых он не доходил до 70%, считая, что подобные предприятия нуждаются в серьезной модернизации. Число таких мини-НПЗ сегодня в России доходит до двухсот пятидесяти.

А к концу текущего 2012 года запланировано построить крупнейший в России нефтеперерабатывающий комплекс, расположенный на самом конце трубопровода, проходящего по Восточной Сибири к Тихому океану, у которого глубина переработки продукта будет составлять около 93 процентов, что будет соответствовать уровню, достигнутому на таких же предприятиях США.

Консолидированная в большей части нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране находится под контролем десяти крупных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Газпром» и т.д.

Поделиться ссылкой: