Углеводороды | мини нпз в казахстане

мини нпз в казахстане

Установки от экстрасенса 700х170

Мини-НПЗ Казахстана перерабатывают в 14 раз меньше нефти, чем могут, передает LS со ссылкой на министерство энергетики.

Всего в государстве зарегистрированы и имеют паспорта производства 34 мини-НПЗ. Согласно паспортам, у них есть техническая возможность перерабатывать 6,5 млн тонн нефти в год. Однако в 2016 году фактически переработано 469,7 тыс. тонн, что составляет около 3% от общего объема переработки нефти в стране.

При этом в 2016 году было произведено 13,6 тыс. тонн бензина (2,8%), 153,8 тыс. тонн дизтоплива утяжеленного фракционного состава, не соответствующего Евро-2 (32,8%), 7 тыс. тонн керосина, 87,9 тыс. тонн мазута (18,7%) и 55,9% прочих нефтепродуктов.

“Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как, технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов”, – пояснили в ведомстве.

Также Минэнерго сообщило что принимаются все необходимые меры для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти. В частности, министерство ведет работу:

– по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы как мини-НПЗ, так и для крупных.

– внесения изменений в закон для исключения существующих барьеров.

Кроме того, проводятся меры по улучшению экономики при поставке нефти на внутренний рынок.

В настоящее время при плане поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) 14,5 млн тонн в год, средняя нагрузка на недропользователей по поставкам нефти на НПЗ без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов составляет порядка 40% – 60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

В целях улучшения экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок министерством энергетики совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведется политика полной либерализации рынка нефтепродуктов и газа. В связи с чем для недропользователей приняты следующие меры:

  1. Отменено государственное регулирование цен на дизельное топливо и на бензин марки Аи-92/93. В 2017 году после процедуры согласования планируется дерегулирование бензина марки Аи-80 (единственный нефтепродукт, цена которого регулируется министерством);
  2. Снижена экспортная таможенная пошлина на мазут с $60 до $30 за тонну.
  3. Отпускная цена на мазут для прохождения отопительного периода, а также цена дизельного топлива для проведения полевых работ утверждены на уровне рыночной.
  4. Увеличена предельная оптовая цена реализации сжиженного нефтяного газа от заводов-производителей для внутреннего рынка.

“При этом вышепринятые меры недостаточны для нивелирования экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортными направлениями”, – заметили в Минэнерго.

В связи с чем, ведоство предложило следующие меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года:

1. Экономическое стимулирование нефтепереработки в Казахстане путем:

– снижения и унификации ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);

– снижения уровня НДПИ при поставке нефти на внутренний рынок;

– выравнивания ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;

– отмены государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);

– отмены механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

2. Необходимость принятия решения с инвесторами по вопросу увеличения долей поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам;

3. Обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи;

4. Реформа законодательства о недропользовании, налогового законодательства для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

“На основании вышеизложенного сообщаем, что министерством энергетики предпринимается масштабная работа совместно со всеми государственными органами, а также ведется прямой диалог с недропользователями, ассоциацией “Kazenergy” по реализации вышеуказанных мероприятий”, – заключили в министерстве.

Каждый год миллионы баррелей казахстанской нефти «утекают» в неизвестном направлении. Салафиты на заводе в Актобе — только верхушка айсберга.

В вопросе потерянной нефти никто не хочет разбираться, а тем более искать виновных. Это и опасно, и невыгодно — для некоторых. Но как показал захват салафитской группы в Актобе, вопрос этот по-настоящему взрывоопасный — организованный криминал в Казахстане, похоже, активно использует потерянную нефть.

Статистика минэнерго РК отслеживает данные экспорта, переработки и добычи нефти. По итогам 2015 года, в Казахстане было добыто 79,46 млн тонн нефти, объем переработки составил 14,54 млн тонн, на экспорт ушло 63,6 млн тонн.

Путем нехитрых арифметических действий можно посчитать, что более миллиона тонн нефти было произведено, а впоследствии «потерялось».

79,46 – 63,6 – 14,54 = 1,32 млн тонн или 9,6 млн баррелей

9,6 млн баррелей – цифра приличная, но… Для сравнения:

страны ОПЕК и не-ОПЕК после долгих и сложных переговоров решили снизить добычу всего на 1,75 млн баррелей в сутки. А Казахстан ежегодно просто так теряет без малого 10 млн баррелей.

При этом в Министерстве энергетики даже не могут внятно объяснить, почему не сходится баланс. Куда делись неучтенные миллионы сырья?

говоря о планах по нефти, в минэнерго заранее допускают огромные потери

— Мы планируем на 2016 год, с учетом, что растет обводненность месторождений и они, естественно, истощаются, добыть 77 млн тонн, — сообщил журналистам в начале текущего года теперь уже экс-министр энергетики Владимир Школьник. Чуть позже в ведомстве уточнили, что из них 14,3 млн тонн планируется отправить на переработку, а 60 млн тонн на экспорт.

19,7 млн баррелей – значительное число, его не так-то просто спрятать в статистических данных. Никто и не прячет.

Сколько нефти утекает за рубеж, известно благодаря открытым данным Комитета госдоходов Минфина. Так, в 2015 году Казахстан экспортировал 61,2 млн т сырой нефти на $26,1 млрд (это без учета поставок в страны ЕАЭС, — прим.).

Лидером нефтяного экспорта из Казахстана является Италия. В прошлом году эта страна купила 17,8 млн тонн сырой нефти на $7,8 млрд.

На втором месте Нидерланды. В страну тюльпанов в прошлом году утекло 8,8 млн тонн черного золота на $3,7 млрд.

На третьем месте Швейцария. По итогам 2015 года, в страну надежных банков было отгружено 5,9 млн тонн на $2,3 млрд.

Средняя стоимость купленного барреля черного золота в 2015 году колебалась в диапазоне от $54 до $60.

Статистику товарооборота со странами ЕАЭС можно посмотреть на сайте Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. Согласно опубликованным данным, в страны-союзники в прошлом году ушло порядка 2,4 млн тонн нефти. Если сложить все данные, то получится как раз нужная цифра:

Кроме экспорта, нефть еще идет на переработку. Мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов небезграничны:

  • Атырауский нефтеперерабатывающий завод может переработать 4,9 млн тонн нефти в год.
  • Павлодарский завод является одним из крупнейших и современных по технологии нефтеперерабатывающих предприятий Казахстана. Его мощность по переработке нефти составляет 5,1 млн тонн в год.
  • Нефтеперерабатывающий завод ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП), бывший ШНОС, перерабатывает порядка 5,25 млн тонн нефти в год.

Если все три завода будут работать в полную силу, то смогут переработать не более 15 млн тонн сырой нефти.

Впрочем, кроме трех крупных нефтеперерабатывающих предприятий в Казахстане есть еще около 32 мини НПЗ, и узнать, какова их доля в переработке нефти, невозможно. По крайней мере, в открытых источниках ответа на этот вопрос найти не удалось.

— Минэнерго может даже не знать про эти мини-заводики и о том, чем они там занимаются, — прокомментировал ситуацию с частными мини НПЗ главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК Олег Егоров. – Вот

что это за завод в Актобе, который недавно прославился на всю страну? Это частный мини-заводик. Откуда он берет нефть?

Вся нефть, которая добывается в этой области – это китайская нефть, она идет напрямую в трубу, а оттуда в Китай или на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Но где-то руководство этого завода все же нашло поставщика… А потом на наших АЗС появляется некачественный бензин.

— Получается, «неучтенная» нефть Казахстана – это сырье для таких мини-НПЗ?

— На этот вопрос я не могу ответить. Нефть — это очень специфический род деятельности. Если глубоко копнете — или пристрелят, или еще что-нибудь сделают.

Между тем, нефтяным ведомствам и компаниям дискомфортно, когда журналисты в вопросах черного золота излишне любопытны. А про «неучтенку», как и про кражу нефти, говорить вообще не хотят.

Год назад в анонимном неофициальном разговоре с корреспондентом 365info сотрудник Информационно-аналитического центра нефти и газа объяснил огромную «неучтенку» особенностями стабилизации газовых конденсатов на Карачаганакском перерабатывающем комплексе. По его словам, в данных по добыче нефти «сидит» объем карачаганакского нестабильного жидкого углеводорода, часть которого при стабилизации теряется. Ежемесячно потери составляют примерно 100 тыс. тонн, что в годовом исчислении должно соответствовать не менее 1,2 млн тонн.

Однако официально эту теорию никто из экспертов не подтвердил. В основном этот вопрос комментировать все отказываются.

Кража нефти тоже похожа на тему-табу. Освещается в основном в криминальных новостях, когда правоохранительные органы рапортуют об успешном задержании нелегальных структур, занимающихся откачкой или продажей черного золота.

Найти данные, сколько в Казахстане ежегодно воруют нефти и какой ущерб при этом наносится окружающей среде — задача архисложная.

— Ущерб окружающей среде? Такие сведения статистика не отражает, — говорит Олег Егоров.

— Почему? Ведь в данном случае статистика — это важный инструмент, который позволяет провести сравнительный анализ уровня экологических проблем из-за нефтегазового сектора.

— Раз такие сведения не освещаются, значит их предпочитают скрывать.

О наличии нелегальных нефтеперерабатывающих заводов и о незаконных врезках в напорные нефтепроводы эксперты говорят, но назвать конкретные цифры и привести исчерпывающие доказательства не могут.

— Помните, несколько лет назад на Атырауском НПЗ была раскрыта криминальная группировка? — говорит другой эксперт в нефтегазовой сфере, экономист Сергей Смирнов. — Такие случаи время от времени в прессе освещаются.

— Нефть воруют, можно сказать, в промышленных масштабах на протяжении длительного периода времени. Как такое возможно?

— Возьмем для примера Актюбинский завод — это предприятие частное, ориентированное на получение прибыли, и вдруг допускают плохой контроль?

— Добыча и переработка нефти по-прежнему в числе самых рентабельных видов деятельности, несмотря на падение мировых цен.

Если нефть не добывать, а попросту воровать, то бизнес можно назвать сверхрентабельным

И обойти любые современные системы контроля проблем не составляет. В качестве примера можно вспомнить историю с Coca-Cola, когда счетчики преднамеренно выводились из строя.

Как утверждают в пресс-службе нефтетранспортной компании «КазТрансОйл», им удалось победить одну из самых распространенных и опасных криминальных тенденций последних десятилетий — хищение черного золота путем незаконных врезок в нефтепроводы.

— У нас все четко исполняется, — сообщили в пресс-службе. — Ни разу не было такого, чтобы грузоотправитель заявил столько-то, а грузополучатель получил меньше, а мы бы лапки подняли и сказали: «Ой! Не знаем, куда нефть делась». Не бывает такого, чтобы мы не довезли нефть из-за того, что в процессе транспортировки ее украли.

— В процессе транспортировки нефть не воруют?

— Бывают врезки в трубопровод, но в этом году проблема практически решена. Если 10-15 лет назад незаконных врезок было действительно много, то сейчас практически нет таких случаев. Статистика буквально нулевая. Если за 9 месяцев 2015 года было зарегистрировано 12 незаконных врезок в трубопроводы компании, то за аналогичный период 2016 года было выявлено лишь 2 факта хищения нефти из магистрального нефтепровода.

В соответствии с паспортом производства, утвержденного 30.05.2012г. ТОО “Атырауский нефтеперерабатывающий завод” основным видом деятельности является переработка нефти по топливному варианту. Установленная мощность по переработке нефти с учетом модернизации и реконструкции предприятия 4,906 млн.тонн/год. Производительность каждой установки устанавливается в зависимости от загрузки сырьем и ассортимента, перерабатываемых нефтей.

В соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 27 декабря 2012 года №48, уровень цены ТОО “Атырауский нефтеперерабатывающий завод” на переработку сырой нефти с 1 января 2013 года утвержден в размере 11 807,6 тенге за одну тонну (без учета НДС 12%).

1 Автобензин А-80 (АИ-80) ТУ 38.001165-2003 “Бензины автомобильные экспортные. Технические условия”

2 Автобензин А-92 (АИ-92) ТУ 38.001165-2003 “Бензины автомобильные экспортные. Технические условия”

3 Автобензин Премиум-95 ГОСТ Р 51105-97 “Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия”

4 Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 “Топлива дизельные. Технические условия”

5 Топливо дизельное З-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82 “Топлива дизельные. Технические условия”

6 Топливо дизельное экологически чистое ДЛЭЧ, ДЗЭЧ ТУ 38.1011348-2003 “Топливо дизельное экологически чистое. Технические условия”

7 Топливо дизельное с присадкой ДЗп – 15 СТО 11605031-021-2008 “Топлива дизельные зимние и арктические с присадками.”

8 Топливо для реактивных двигателей ТС-1 ГОСТ 10227-86 “Топлива для реактивных двигателей. Технические условия”

9 Уайт-спирит ГОСТ 3134-78 “Уайт-спирит. Технические условия”

10 Топливо печное бытовое ТУ 38.101656-2005 “Топливо печное бытовое. Технические условия”

11 Мазут топочный марки 100 ГОСТ 10585-99 “Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия”

12 Вакуумный газойль марка А вид 1 ТУ 381011304-2004 “Вакуумный газойль. Технические условия”

13 Газ углеводородный ГОСТ 20448-90 “Газы углеводородные сжиженные топливные для комунально-бытового потребления. Технические условия”

14 Кокс нефтяной прокаленный КП-1, КП-2 ТУ 38.1011341-90 “Коксы нефтяные прокаленные. Технические условия”

15 Кокс нефтяной суммарный для аллюминиевой промышленности ТУ 0258-094-0151806-94 “Кокс нефтяной суммарный для аллюминиевой промышленности. Технические условия”

16 Сера техническая газовая грунулированная СТ ТОО 40319154-01-2008 “Сера техническая газовая грунулированная. Технические условия”

На VI Евразийском форуме KAZENERGY “Казахстан: 20 лет устойчивого роста, новые горизонты инвестиций и стабильного сотрудничества”, который состоялся в Астане, министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил о планах строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в республике.

Однако этого события не стоит ждать раньше 2019 года, а пока казахстанским автолюбителям придется полагаться на имеющиеся три завода и добрую волю соседей. Как сообщил Мынбаев участникам энергетического саммита, “после 2019-2020 годов, в соответствии с нашей отраслевой программой, предполагается строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода”. Всего в республике работают три НПЗ, которые, по словам министра, до 2015 года будут охвачены модернизацией. Подобный шаг позволит увеличить их общую мощность переработки нефти до 17,5 млн тонн и наладить выпуск бензина по стандарту Euro-5. После чего внутренний рынок будет полностью обеспечен топливом.

Разговоры о строительстве НПЗ не являются чем-то новым для Казахстана, а на фоне дефицита топлива они только усиливаются. Однако правительство продолжает мучительно размышлять над вопросом: быть или не быть нефтеперерабатывающему заводу в стране? Как отмечалось в середине года на одном из заседаний, экономической целесообразности в новом предприятии нет. При этом в правительстве ссылались на исследование, из которого следовало, что проще и эффективнее модернизировать существующие НПЗ.
Схожей позиции придерживается и директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. По его словам, стоимость модернизации гораздо ниже, нежели возведения дополнительного объекта нефтепереработки. Однако, обращает внимание эксперт, нынешняя глубина переработки на наших НПЗ и затяжной процесс их реконструкции порождают периодические перебои с поставками топлива.

В правительстве приводят и более точные цифры: современный завод обойдется в 6 млрд долларов, а реконструкция старых – в 2,5-3 млрд. Следует также учитывать растущую потребность развивающейся экономики. По статистическим сводкам, в стране растет армия “железных коней”, и эта динамика сохранится. Когда-нибудь встанет вопрос о строительстве четвертого НПЗ, в Миннефти и газа решили, что лучше поздно, чем никогда.

В целом за 2010 год казахстанскими НПЗ было переработано 13,7 млн тонн: 2893,8 тысячи тонн бензина, 4073,8 тысячи тонн дизельного топлива, 3771 тысяча тонн мазута и 489,6 тысячи тонн авиакеросина. Показатели хорошие, хотя можно было достигнуть лучшего. Для примера: установленная мощность Омского НПЗ (Россия) составляет 19,5 млн тонн в год, помимо своих потребностей в нефтепродуктах россияне могут смело позволить себе поставлять топливо не только в Казахстан. Что же касается собственных показателей, Атырауский НПЗ перерабатывает до 5 млн тонн в год нефти, Шымкентский – чуть более 5 млн тонн в год, а Павлодарский – 5,01 млн тонн сырой нефти в год.
Хотя конечная цифра должна составить более 15 млн тонн нефти, фактически же речь идет о скромных 13 млн тонн. Причина старая – технологическая изношенность, что не позволяет отечественным НПЗ выходить на свою проектную мощность. В связи с этим нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с хроническими реконструкциями, которые приводят к простою, а следовательно, генерируют перебои в поставках бензина.

Так, с целью достижения качества стандарта Еuro-3 с 1 января 2014 года на Шымкентском НПЗ будет происходить разработка технико-экономического обоснования проекта на базе установки каталитического крекинга. Ожидается, что в ходе перестройки глубина переработки нефти достигнет 90 процентов, увеличится выход светлых нефтепродуктов и повысится качество моторных топлив до стандарта Еuro-4, 5. Радужные перспективы ждут и Павлодарский НПЗ. В результате модернизации завод будет перерабатывать до 7,5 млн тонн в год, а глубина “переделки” нефти достигнет 90 процентов. Соответственно, качество бензина поднимется до стандарта Еuro-4, 5.
Любая модернизация требует времени, а топливо нужно было еще “вчера”. В этой связи альтернативой крупным производителям выступают мини-НПЗ. Известно, что их строительство, невзирая на различные препятствия крупных игроков, все же идет. Бытует мнение, что именно небольшие нефтеперегонные предприятия способны с достоинством занять свою нишу на внутреннем рынке, но в этой связи, чтобы конкурировать на рынке ГСМ, таких заводов должно быть больше.
Сейчас в республике работает 32 мини-НПЗ, однако большинство из них лишилось лицензии, поскольку их продукция имеет низкое качество. Тем не менее общий объем производства мини-заводов в Казахстане составляет около 28 тысяч тонн моторного и 365 тысяч тонн дизельного топлива в год. А это составляет менее одного процента и около 8 процентов, соответственно, от всего объема производства.

В начале этого года ТОО “Амангельдинский ГПЗ” завершило строительство нового мини-завода стоимостью 3 млрд тенге в Жамбылской области. Предприятие будет перерабатывать свыше 500 тонн сырья за сутки, получая в чистом виде 80-100 тонн бензина, 60 тонн керосина, 120 тонн дизельного топлива и 270 тонн мазута. При этом НПЗ будет работать на местном сырье с Амангельдинского газоконденсатного месторождения нефти или с месторождения Кумколь соседней Кызылординской области. Стоит отметить, что данный проект реализуется в рамках программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) Казахстана на 2010-2014 годы.

“Со следующего года в области начнется строительство еще трех подобных НПЗ в Байзакском, Шуйском и Меркенском районах”, – отметил на церемонии открытия завода аким области Канат Бозумбаев.
По его словам, под строительство двух НПЗ отведена территория. Объем готовой продукции мини-заводов составит от 500 тысяч тонн до миллиона тонн в год. Потребности страны в бензине они не закроют, но главное, что область будет обеспечена. Примечательно, что в Шуйском районе строительством займется российско-казахстанское предприятие, по сути, иностранный инвестор, выразивший желание поработать на казахстанском рынке.
По планам этого года казахстанские заводы переработают 13,1 млн тонн сырой нефти, что не намного меньше прошлогоднего показателя. А это не внушает доверия тем автолюбителям, которые столкнулись с дефицитом топлива для своих машин. В октябре в России было приобретено 13 тысяч тонн высокооктанового бензина, чтобы хоть как-то решить проблему, а всего у соседа на эти цели зарезервировали 50 тысяч тонн.
Кроме России, которая традиционно поставляет на казахстанский рынок порядка 40 процентов топлива, рассматривается вариант толлинга с нефтеперерабатывающими заводами Китая.

“До 2014 года, чтобы снизить зависимость от РФ, мы договариваемся о толлинге, в том числе и на китайских НПЗ, чтобы, поставляя определенный объем нефти, заведомо дефицитные позиции, как, скажем, высокооктановый бензин, завозить на внутренний рынок и иметь лучшую ценовую свободу”, – сказал в сентябре министр нефти и газа Мынбаев на “круглом столе”, посвященном влиянию глобальных рисков на экономику Казахстана, в Астане.
Как пояснил он, ведутся переговоры о “возможности поставки 1-1,5 млн тонн сырой нефти на китайский Душанзцинский завод с обратным завозом высокооктанового бензина”. Данная мера позволит “как-то влиять на потолок цен”. Учитывая небольшой объем поставки нефти, можно предположить, что речь идет о “стабилизирующих объемах”. Трудно ожидать, что они окажут влияние на общую картину.

Поделиться ссылкой: