Углеводороды | мини нпз в россии список

мини нпз в россии список

В России действуют [когда?] 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн.тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн.тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн [1] .

В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих [4] .

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн [6] .

В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств [7] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. [8] Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. [8] По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать». [8]

К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] . Однако по состоянию на 2013 год, строительство даже не началось.

В России действуют [Когда?] 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн. тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн. тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн [1] .

В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в первые два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих [4] .

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн [6] .

В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств [7] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. [8] Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. [8] По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать». [8]

К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] . Однако по состоянию на 2016 год, строительство даже не началось.

Совокупная мощность НПЗ Компании на конец 2016 года составляет 82,1 млн т нефти в год.

Заводы Компании располагают современными конверсионными и облагораживающими мощностями и выпускают широкий спектр качественных нефтепродуктов. Российские заводы по технологическому уровню мощностей и показателям эффективности превосходят среднероссийский уровень, а европейские заводы Компании не уступают конкурентам и расположены вблизи ключевых рынков сбыта.

В 2016 году объем переработки нефти на НПЗ Группы составил 66,06 млн т.

ЛУКОЙЛ постоянно модернизирует перерабатывающие мощности, быстро реагируя на основные тенденции рынка. При модернизации НПЗ Компания применяет самые современные технологии для повышения качества выпускаемой продукции и снижения нагрузки на окружающую среду. Опережающими темпами вводятся европейские стандарты качества моторных топлив на всех заводах Группы. Это позволяет Компании получать значительные конкурентные преимущества, а также — дополнительную ценовую премию за экологичность и высокое качество продукции.

В 2011 году в российской нефтеперерабатывающей отрасли начался новый этап развития — государственные ведомства и нефтяные компании заключили соглашения о модернизации НПЗ, чтобы перейти на производство более качественных видов нефтепродуктов, а также обеспечить необходимые объёмы их выпуска для поставок на внутренний рынок.

Компания завершила свой масштабный инвестиционный цикл в 2016 году. Введен крупнейший в России комплекс глубокой переработки вакуумного газойля на Волгоградском НПЗ. На всех перерабатывающих организациях Группы реализовывалась масштабная программа повышения эффективности.

Помимо модернизации российских мощностей, ЛУКОЙЛ развивает свои зарубежные заводы. В период низких цен на нефть Компания выгодно использует преимущества вертикальной интеграции.

В среднесрочной перспективе на заводах Компании планируется освоение мощностей новых технологических объектов и оптимизация работы производств с учетом их ввода в эксплуатацию. По всем предприятиям разработаны программы повышения эффективности — Дорожные карты.

Нефтеперерабатывающие заводы Группы «ЛУКОЙЛ» входят в системообразующие списки предприятий России. Они оказывают существенное влияние на формирование ВРП, на занятость населения и на социальную стабильность в регионах.

* Глубина переработки, выход светлых нефтепродуктов и индекс Нельсона указаны без учета продукции мини-НПЗ, с учетом эффекта от кросс-поставок товарных нефтепродуктов между НПЗ Группы.

Объем переработки нефтяного сырья на российских НПЗ Группы в 2016 году остался на уровне предыдущего года и составил 41,8 млн т. Благодаря улучшению структуры выпуска продукции в результате своевременно завершенной модернизации, а также оптимизации загрузки вторичных процессов, в 2016 году российские НПЗ Группы продемонстрировали сильные финансовые результаты, несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия.

Капитальные затраты на российских НПЗ Группы составили в 2016 году 28 млрд руб., что на 49% меньше уровня 2015 года. Снижение связано с окончанием основного инвестиционного цикла по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

Нефтеперерабатывающий завод топливно-маслянонефтехимического профиля.

Перерабатывает смесь нефтей с месторождений севера Пермской области и Западной Сибири.

Нефть на завод поступает по нефтепроводам Сургут-Полоцк и Холмогоры-Клин.

Готовая продукция отгружается железнодорожным, автомобильным и речным транспортом, а также по нефтепродуктопроводу Пермь-Андреевка-Уфа.

Основные конверсионные процессы — установки гидрокрекинга T-Star (65,2 тыс. барр./сут), каталитического крекинга (9,3 тыс. барр./сут), коксования (56,0 тыс. барр./сут).

Завод введен в эксплуатацию в 1958 году, и в 1991 году вошел в состав группы «ЛУКОЙЛ». В 1990-х годах на заводе реализована программа реконструкции коксовой установки, построена установка вакуумной дистилляции мазута, создано производство масел, введен комплекс природоохранных объектов, введена в строй установка по утилизации сероводорода и производству серной кислоты.

В 2000-х годах введен комплекс глубокой переработки нефти, введен узел подачи присадок в дизтопливо на установке гидродеароматизации, введена в строй установка изомеризации, проведена реконструкция установок АВТ, проведена модернизация атмосферного блока установки АВТ-4 с увеличением мощности на 125 тыс. т/год. В 2008 году мощность НПЗ была увеличена до 12,6 млн т/год.

В 2011—2014 гг. увеличена до 1 млн т/год мощность установки замедленного коксования, внедрена современная распределенная система управления на базе микропроцессорной техники на установках гидрокрекинга, производства водорода, узле подготовки сырья, установках деасфальтизации и депарафинизации, выполнена модернизация установки гидроочистки дизельного топлива, завершено техническое перевооружение вакуумного блока установки АВТ-4.

В 2015 году введен в эксплуатацию Комплекс переработки нефтяных остатков, позволяющий перейти на безмазутную схему и увеличить выход светлых нефтепродуктов, завершено также строительство энергоблока установленной мощностью 200 МВт.

В 2016 году Компания завершила реконструкцию Блока гидродеароматизации дизельного топлива установки гидрокрекинга. Это позволит увеличить производство зимних дизельных топлив, соответствующих стандарту Евро-5. Достигнута рекордная глубина переработки нефти – 97%.

Нефть на завод поступает по нефтепроводам Альметьевск-Нижний Новгород и Сургут-Полоцк.

Готовая продукция отгружается железнодорожным, автомобильным и речным транспортом, а также по трубопроводу.

Основные конверсионные процессы — установка каталитического крекинга (80,0 тыс. барр./сут), установка висбрекинга (42,2 тыс. барр./сут).

Завод введен в эксплуатацию в 1958 году, в состав Группы «ЛУКОЙЛ» вошел в 2001 году.

В 2000-х годах реконструированы установки АВТ-5 и гидроочистки масел. Введено в эксплуатацию производство пищевых высокоочищенных парафинов, введены установка каталитического риформинга, установка изомеризации бензинов, модернизирован атмосферный блок АВТ-6, реконструированы установки гидроочистки, что позволило начать выпуск дизельного топлива по стандарту Евро-5. В 2008 году введена установка висбрекинга гудрона мощностью 2,4 млн т/год, что способствовало увеличению выпуска вакуумного газойля и снижения выпуска топочного мазута. В 2010 году введен в эксплуатацию комплекс каталитического крекинга вакуумного газойля, что позволило увеличить производство высокооктановых автомобильных бензинов на предприятии на 1,4 млн т/год, дизельного топлива на — 400 тыс. т/год, выход светлых нефтепродуктов — на 12%. Проведена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива.

В 2011—2014 гг. введена в эксплуатацию установка фтористоводородного алкилирования, завершена реконструкция АВТ-5, а на установке АВТ-1 внедрена современная распределенная система управления. Завершено расширение резервуарных парков хранения нефти и нефтепродуктов, позволяющих обеспечить резерв по нефти, а так же оптимизировать логистику мазута. Проводились работы по поставкам оборудования и введению инфраструктурных объектов для подготовки к введению в эксплуатацию Комплекса каталитического крекинга №2 и Вакуумного блока ВТ-2. В 2015 году объекты введены в эксплуатацию.

В 2016 году была расширена сырьевая корзина, что привело к увеличению выпуска дизельного топлива и бензина без увеличения производства мазута.

Перерабатывает смесь легких западно-сибирских и нижневолжских нефтей.

Готовая продукция отгружается железнодорожным, речным и автомобильным транспортом.

Основные конверсионные процессы — установки коксования (2 шт. мощностью 24,0 тыс. барр./сут), гидрокрекинга (мощностью 67,0 тыс. барр./сут).

Завод введен в эксплуатацию в 1957 году, в состав Группы «ЛУКОЙЛ» вошел в 1991 году. До середины 2000-х гг. были пущены станция смешения бензинов и эстакада слива нефти, установки гидроочистки дизельного топлива, стабилизации прямогонных бензинов и газофракционирования предельных углеводородных газов.

В 2004—2010 гг. введена первая очередь установки прокалки кокса, установка изомеризации мощностью 380 тыс. т/год, построена установка каталитического риформинга. Реконструирован и введен в эксплуатацию вакуумный блок установки АВТ-6. Введена в эксплуатацию автоматизированная станция смешения автобензинов, а также установки производства инертного газа и рекуперации паров на наливной эстакаде. Начато производство дизельного топлива под маркой «ЭКТО».

В 2010—2014 гг. выполнена модернизация гидроочистки дизельного топлива, введены в эксплуатацию блок концентрирования водорода, новая установка замедленного коксования мощностью 1 млн т/год, установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 3,0 млн т/год., вторая нитка установки прокаливания кокса с увеличением мощностей по прокаливанию до 280 тыс. т/год. В 2014 году завершена поставка и монтаж всего основного оборудования установок гидрокрекинга и производства водорода Комплекса глубокой переработки вакуумного газойля. Реализация проекта позволит значительно увеличить производство дизельного топлива, соответствующего стандарту ЕВРО-5.

В 2015 году введена в эксплуатацию установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-1, позволяющей повысить эффективность переработки и увеличить мощность по переработке нефти до 15,7 млн т/год.

В 2016 году состоялся ввод в эксплуатацию комплекса глубокой переработки вакуумного газойля. Мощность крупнейшего в России Комплекса глубокой переработки вакуумного газойля составляет 3,5 млн т/год. Он был построен в рекордно короткие сроки — за 3 года. В состав комплекса также вошли установки по производству водорода и элементарной серы, объекты заводского хозяйства.

Реализация проекта позволит увеличить на 1,8 млн т/год производство дизельных топлив класса ЕВРО-5, на 0,6 млн т/год компонентов автомобильного бензина и 0,1 млн т/год сжиженных газов. Выпускаемая продукция будет востребована, прежде всего, в южных регионах России.

Http://www. lukoil. ru/Business/Downstream/OilRefining

Если говорить о российской нефтеперерабатывающей отрасли в целом, то для неё характерна большая (до 90%) степень консолидации. Заводы преимущественно работают в составе компаний вертикально-интегрированного типа.

Большая часть существующих в России нефтеперерабатывающих заводов была построена ещё в советский период. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам осуществлялось по двум принципам — близости к месторождениям сырья и сообразно необходимости поставок горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в конкретные районы РСФСР, или же в соседние республики СССР. Данные факторы и предопределили картину расположения нефтеперерабатывающих мощностей на территории современного российского государства.

Предприятие «Газпромнефть-ОНПЗ» более известно как Омский нефтеперерабатывающий завод. Владельцем завода является компания «Газпром нефть» (структура «Газпрома»). Решение о постройке предприятия было принято в 1949 году, завод запустили в 1955 году. Установленная мощность достигает 20,89 млн тонн, глубина переработки (соотношение объёма сырья к количеству производимых продуктов) — 91,5%. В 2016 году Омский НПЗ переработал 20,5 млн тонн нефти. Пронедра писали ранее, что фактическая переработка на НПЗ в 2016 году снизилась в сравнении с уровнем 2015 года.

В прошлом году произведено в том числе 4,7 млн тонн бензина и 6,5 млн тонн дизтоплива. Кроме топлива, завод производит битумы, коксы, кислоты, гудрон и другую продукцию. За последние несколько лет предприятие за счёт модернизации мощностей сократило количество выбросов в атмосферу на 36%, к 2020 году планируется снизить степень вредного воздействия на окружающую среду ещё на 28%. В общей сложности за последние 20 лет количество выбросов уменьшилось в пять раз.

Киришский нефтеперерабатывающий завод («Киришинефтеоргсинтез», предприятие «Сургутнефтегаза») мощностью 20,1 млн тонн находится в городе Кириши Ленобласти. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1966 году. Фактически в среднем перерабатывает более 17 млн тонн нефти с глубиной 54,8%. Кроме ГСМ, выпускает аммиак, битумы, растворители, газы, ксилолы. По данным предприятия, в последние годы по результатам анализа 2,4 тыс. проб превышений нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выявлено не было. В пределах контрольных точек санитарно-защитной зоны комплекса экологических нарушений также не обнаружено.

Крупнейший НПЗ «Роснефти» мощностью в 18,8 млн тонн — «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (до 2002 года — Рязанский нефтеперерабатывающий завод) — выпускает автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битумы для строительной и дорожной отраслей. Предприятие начало работать в 1960 году. В прошлом году завод переработал 16,2 млн тонн сырья с глубиной 68,6%, произведя при этом 15,66 млн тонн продукции, в том числе 3,42 млн тонн бензина, 3,75 млн тонн дизтоплива и 4,92 млн тонн мазута. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.

Один из лидеров отечественной нефтепереработки, предприятие «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (владелец — «Лукойл»), расположено в городе Кстово Нижегородской области. Предприятие, мощность которого в настоящее время достигает 17 млн тонн, было открыто в 1958 году и получило наименование Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод.

НПЗ производит порядка 70 наименований продукции, включая бензиновое и дизельное топливо, горючее для авиационного транспорта, парафины и нефтебитумы. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» является единственным в России предприятием, выпускающим пищевые парафины твёрдого типа. Глубина переработки достигает 75%. На заводе работает экологическая лаборатория, имеющая в своём составе два передвижных комплекса. В рамках программы «Чистый воздух» резервуары завода оборудованы понтонами для уменьшения в десятки раз количества выбросов углеводородов в атмосферу. За последние десять лет усреднённые показатели загрязнения окружающей среды снизились втрое.

Волгоградский (Сталинградский) НПЗ, запущенный в 1957 году, в 1991 году вошёл в состав компании «Лукойл» и получил новое название — «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Мощность завода составляет 15,7 млн тонн, фактическая — 12,6 млн тонн с глубиной переработки в 93%. Сейчас предприятие выпускает около семи десятков наименований продуктов нефтепереработки, включая автобензин, дизтопливо, сжиженные газы, битумы, масла, коксы и газойли. По данным «Лукойла», благодаря выполнению программы экологической безопасности, валовые объёмы вредных выбросов были сокращены на 44%.

Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (в настоящее время — «Славнефть-ЯНОС», совместная собственность компаний «Газпром» и «Славнефть»), начал работать в 1961 году. Актуальная установленная мощность завода составляет 15 млн тонн сырья, глубина переработки — 66%. Предприятие занято выпуском автомобильных бензинов, дизельного горючего, топлива, используемого в реактивных двигателях, широкого спектра масел, битумов, восков, парафинов, ароматических углеводородов, мазута и сжиженных газов. За последние 11 лет «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» существенно улучшил качество своих промышленных стоков. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу — в 1,4 раза.

В 1958 году был введён в эксплуатацию Пермский нефтеперерабатывающий завод. Позже он получил такие названия, как Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, «Пермнефтеоргсинтез» и в итоге, после перехода в собственность «Лукойла», был переименован в «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Мощность предприятия при глубине переработки сырья 88% достигает 13,1 млн тонн. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» производит широкий ассортимент продукции, включающий десятки пунктов — бензины, дизтопливо, горючее для реактивных силовых установок, газойли, толуол, бензол, сжиженные углеводородные газы, серу, кислоты и нефтяные коксы.

По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России».

Московский нефтеперерабатывающий завод (собственник — «Газпром нефть»), который в настоящее время обеспечивает удовлетворение 34% потребностей российской столицы в нефтепродуктах, был построен в 1938 году. Мощность предприятия достигает 12,15 млн тонн при глубине переработки в 75%. Завод занят преимущественно в топливном сегменте — производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум. Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть — Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам.

Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.

Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России. Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это — единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Собственник «РН-Туапсинский НПЗ» — корпорация «Роснефть». Мощность завода составляет 12 млн тонн (фактически в год перерабатываются 8,6 млн тонн сырья), глубина переработки — до 54%. Основной ассортимент выпускаемых продуктов — бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух. Также качество стоков доведено до показателя рыбохозяйственных водоёмов первой категории.

В Ангарске Иркутской области расположились производственные объекты «Ангарской нефтехимической компании», специализирующейся на нефтепереработке. В комплекс входят нефтеперерабатывающий, химический блоки, а также комбинат по производству масел. Установленная мощность — 10,2 млн тонн, глубина переработки — 73,8%. Комплекс был запущен в 1945 году как предприятие по производству жидкого угольного топлива, а в 1953 году ввели в эксплуатацию первые нефтехимические мощности. Сейчас компания производит автобензин, дизтопливо, керосин для воздушных судов, спирты, мазут, серную кислоту, масла. В рамках выполнения мероприятий экологической безопасности обустроены закрытые факелы для нейтрализации сбросных газов, возводится система оборотного водоснабжения.

Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.

В РФ действуют 32 крупных и 80 мини – нефтеперерабатывающих завода суммарной возможностью переработки 270 млн тонн сырья в год.

(26 апреля 2017 09:48 , ИА “Девон” ) В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Издание pronedra. ru составило топ-10 заводов по переработке нефти по критерию установленных производственных мощностей. Предприятия, вошедшие в список, принадлежат как государственным, так и частным нефтекомпаниям.

Если говорить о российской нефтеперерабатывающей отрасли в целом, то для неё характерна большая (до 90%) степень консолидации. Заводы преимущественно работают в составе компаний вертикально-интегрированного типа.

Большая часть существующих в России нефтеперерабатывающих заводов была построена ещё в советский период. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам осуществлялось по двум принципам — близости к месторождениям сырья и сообразно необходимости поставок горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в конкретные районы РСФСР, или же в соседние республики СССР. Данные факторы и предопределили картину расположения нефтеперерабатывающих мощностей на территории современного российского государства.

Предприятие «Газпромнефть-ОНПЗ» более известно как Омский нефтеперерабатывающий завод. Владельцем завода является компания «Газпром нефть» (структура «Газпрома»). Решение о постройке предприятия было принято в 1949 году, завод запустили в 1955 году. Установленная мощность достигает 20,89 млн тонн, глубина переработки (соотношение объёма сырья к количеству производимых продуктов) — 91,5%. В 2016 году Омский НПЗ переработал 20,5 млн тонн нефти. Пронедра писали ранее, что фактическая переработка на НПЗ в 2016 году снизилась в сравнении с уровнем 2015 года.

В прошлом году произведено в том числе 4,7 млн тонн бензина и 6,5 млн тонн дизтоплива. Кроме топлива, завод производит битумы, коксы, кислоты, гудрон и другую продукцию. За последние несколько лет предприятие за счёт модернизации мощностей сократило количество выбросов в атмосферу на 36%, к 2020 году планируется снизить степень вредного воздействия на окружающую среду ещё на 28%. В общей сложности за последние 20 лет количество выбросов уменьшилось в пять раз.

Киришский нефтеперерабатывающий завод («Киришинефтеоргсинтез», предприятие «Сургутнефтегаза») мощностью 20,1 млн тонн находится в городе Кириши Ленобласти. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1966 году. Фактически в среднем перерабатывает более 17 млн тонн нефти с глубиной 54,8%. Кроме ГСМ, выпускает аммиак, битумы, растворители, газы, ксилолы. По данным предприятия, в последние годы по результатам анализа 2,4 тыс. проб превышений нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выявлено не было. В пределах контрольных точек санитарно-защитной зоны комплекса экологических нарушений также не обнаружено.

Крупнейший НПЗ «Роснефти» мощностью в 18,8 млн тонн — «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (до 2002 года — Рязанский нефтеперерабатывающий завод) — выпускает автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битумы для строительной и дорожной отраслей. Предприятие начало работать в 1960 году. В прошлом году завод переработал 16,2 млн тонн сырья с глубиной 68,6%, произведя при этом 15,66 млн тонн продукции, в том числе 3,42 млн тонн бензина, 3,75 млн тонн дизтоплива и 4,92 млн тонн мазута. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.

Один из лидеров отечественной нефтепереработки, предприятие «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (владелец — «Лукойл»), расположено в городе Кстово Нижегородской области. Предприятие, мощность которого в настоящее время достигает 17 млн тонн, было открыто в 1958 году и получило наименование Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод.

НПЗ производит порядка 70 наименований продукции, включая бензиновое и дизельное топливо, горючее для авиационного транспорта, парафины и нефтебитумы. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» является единственным в России предприятием, выпускающим пищевые парафины твёрдого типа. Глубина переработки достигает 75%. На заводе работает экологическая лаборатория, имеющая в своём составе два передвижных комплекса. В рамках программы «Чистый воздух» резервуары завода оборудованы понтонами для уменьшения в десятки раз количества выбросов углеводородов в атмосферу. За последние десять лет усреднённые показатели загрязнения окружающей среды снизились втрое.

Волгоградский (Сталинградский) НПЗ, запущенный в 1957 году, в 1991 году вошёл в состав компании «Лукойл» и получил новое название — «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Мощность завода составляет 15,7 млн тонн, фактическая — 12,6 млн тонн с глубиной переработки в 93%. Сейчас предприятие выпускает около семи десятков наименований продуктов нефтепереработки, включая автобензин, дизтопливо, сжиженные газы, битумы, масла, коксы и газойли. По данным «Лукойла», благодаря выполнению программы экологической безопасности, валовые объёмы вредных выбросов были сокращены на 44%.

Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (в настоящее время — «Славнефть-ЯНОС», совместная собственность компаний «Газпром» и «Славнефть»), начал работать в 1961 году. Актуальная установленная мощность завода составляет 15 млн тонн сырья, глубина переработки — 66%. Предприятие занято выпуском автомобильных бензинов, дизельного горючего, топлива, используемого в реактивных двигателях, широкого спектра масел, битумов, восков, парафинов, ароматических углеводородов, мазута и сжиженных газов. За последние 11 лет «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» существенно улучшил качество своих промышленных стоков. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу — в 1,4 раза.

В 1958 году был введён в эксплуатацию Пермский нефтеперерабатывающий завод. Позже он получил такие названия, как Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, «Пермнефтеоргсинтез» и в итоге, после перехода в собственность «Лукойла», был переименован в «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Мощность предприятия при глубине переработки сырья 88% достигает 13,1 млн тонн. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» производит широкий ассортимент продукции, включающий десятки пунктов — бензины, дизтопливо, горючее для реактивных силовых установок, газойли, толуол, бензол, сжиженные углеводородные газы, серу, кислоты и нефтяные коксы.

По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России».

Московский нефтеперерабатывающий завод (собственник — «Газпром нефть»), который в настоящее время обеспечивает удовлетворение 34% потребностей российской столицы в нефтепродуктах, был построен в 1938 году. Мощность предприятия достигает 12,15 млн тонн при глубине переработки в 75%. Завод занят преимущественно в топливном сегменте — производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум. Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть — Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам.

Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.

Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России. Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это — единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Собственник «РН-Туапсинский НПЗ» — корпорация «Роснефть». Мощность завода составляет 12 млн тонн (фактически в год перерабатываются 8,6 млн тонн сырья), глубина переработки — до 54%. Основной ассортимент выпускаемых продуктов — бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух. Также качество стоков доведено до показателя рыбохозяйственных водоёмов первой категории.

В Ангарске Иркутской области расположились производственные объекты «Ангарской нефтехимической компании», специализирующейся на нефтепереработке. В комплекс входят нефтеперерабатывающий, химический блоки, а также комбинат по производству масел. Установленная мощность — 10,2 млн тонн, глубина переработки — 73,8%. Комплекс был запущен в 1945 году как предприятие по производству жидкого угольного топлива, а в 1953 году ввели в эксплуатацию первые нефтехимические мощности. Сейчас компания производит автобензин, дизтопливо, керосин для воздушных судов, спирты, мазут, серную кислоту, масла. В рамках выполнения мероприятий экологической безопасности обустроены закрытые факелы для нейтрализации сбросных газов, возводится система оборотного водоснабжения.

Основные предприятия НПЗ в России, действующие сегодня, были построены в послевоенные годы, когда резко возросло потребление транспортом и промышленностью топлива всех марок.

При выборе заводских площадок руководствовались близостью как к местам добычи, чтобы уменьшить затраты на транспортировку нефти, так и к районам интенсивного потребления топлива.

Самые большие мощности по нефтепереработке сосредоточены в Приволжском федеральном округе (Самарская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Саратовская области, республики Татарстан, Марий Эл, Башкортостан) — 122 млн тонн в год.

Большие мощности НПЗ России действуют в Центральном (Рязанская, Ярославская и Московская области) и в Сибирском (Омская, Кемеровская, Иркутская области и Красноярский край) федеральных округах. Заводы каждого из этих округов могут переработать в год более 40 млн тонн нефти.

НПЗ Южного ФО рассчитаны на переработку 28 млн тонн, Северо-Западного – 25 млн тонн, Дальневосточного – 12 млн тонн, Уральского — 7 млн тонн. Общие мощности НПЗ в России составляют 296 млн тонн нефти в год.

Самые большие НПЗ России — это Омский НПЗ (21 млн т), КиришиНОС (20 млн т, Ленинградская область), РНК (19 млн т, Рязанская область), Лукойл-НОРСИ (17 млн т, Нижегородская область), Волгоградский НПЗ (16 млн т), ЯрославНОС (15 млн т).

Практически на любые вопросы по переработке нефти сегодня можно получить ответы из средств массовых коммуникаций. В Интернете доступна любая информация об НПЗ, сколько в России перерабатывающих предприятий, где изготавливают бензин, дизельное топливо, что выпускают еще, на каких заводах производят особо качественные продукты. При желании ее нетрудно найти.

Важным показателем нефтеперерабатывающей промышленности, наряду с объемом выпуска продукции, является глубина переработки нефти, которую достигли заводы НПЗ в России. Сегодня она составляет 74 %, в то время как в Европе этот показатель равен 85 %, а в США – 96 %.

Глубина переработки оценивается как частное от деления массы выпущенных продуктов за минусом топочного мазута и газа к массе нефти, поступившей на переработку.

Низкий выход основных нефтепродуктов обусловлен отсутствием на заводах высоких современных технологий. Часть их была заложена в довоенные и послевоенные годы, применяемые на них процессы переработки устарели, а перманентные кризисы с начала 90-х годов не дали шансов на модернизацию производств. Сегодня постепенно увеличиваются инвестиции, появляются новые цеха и комплексы переработки, качество и выход нефтепродуктов растет.

Более сложные процессы переработки позволяют получать из нефти вещества, материалы и продукты, список которых занимает много страниц. Чем выше степень переработки нефти, тем меньше ее требуется, и тем ниже себестоимость производимой продукции.

Нефтяной вопрос всегда считался самым важным для экономики любой страны.

Свою историю нефтеперерабатывающие заводы России начинали с 1745 года, с того самого дня, когда на реке Ухте братьями Чумеловыми было основано первое предприятие. В основе его продукции лежал обыкновенный, но очень актуальный в те времена керосин, а также прочие смазочные масла.

Сегодня нефтеперерабатывающая промышленность России считается одной из успешных. Постоянно растет количество предприятий, и мелких, и крупных, что обусловлено постоянно растущими доходами от переработки «черного золота». Лучше всего данная отрасль развита в Центральном регионе страны, а также в Тюменской и Челябинской областях.

Нефтеперерабатывающие заводы России производят, в основном, бензин, керосин, дизельное, ракетное, авиационное топливо, мазут, моторные масла, битумы, нефтяной кокс и т. д. Абсолютное большинство из них создаются рядом с нефтяными вышками, что дает возможность компаниям не тратить дополнительные средства на поставки сырья. После переработки уже готовый продукт отправляется к конечному потребителю.

Основная задача, которую выполняют нефтеперерабатывающие заводы России – это глубокая переработка нефти. Их производственный цикл, как правило, состоит из процесса подготовки сырья, первичного перегона нефти т вторичной переработки фракций, что включает в себя каталитический крекинг, риформинг, коксование, гидроочистку и смешения компонентов готового нефтепродукта.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы в России размещены в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, на которые приходится более семидесяти процентов всех мощностей страны. Это Газпромнефть-Омский НПЗ, а также Ангарский, Антипинский (Тюмень), Афипский (Краснодарский край), Красноленинский (Ханты – Мансийск), Уфимский (Башкирия) и т. д. На территории субъектов РФ лидером по первичной переработке нефти является Башкирия.

Нефтеперабатывающие заводы России в большинстве своем появились в нашей стране после войны: за период до 1965 года было построено 16 мощностей, что составляет более половины существующих на сегодня. Однако в период становления экономических реформ в 1990-ые годы в этой отрасли промышленности наблюдался значительный спад объемов производства. Объяснить это нетрудно: в те времена резко упало внутреннее потребление нефти, что обусловило невысокое качество выпускаемого продукта, а значит и низкий коэффициент глубины переработки, снизившийся до 67,4 процентов. И только в 1999 году Омский НПЗ году смог приблизиться к стандартам США и Европы.

Лишь в последние годы в этом вопросе заметна обнадеживающая тенденция, признаком которой стали значительные инвестиции в нефтепеработку, которые, уже начиная с 2006 года, превысили 40 миллиардов рублей.

Вырос коэффициент глубины переработки, ведь в 2010 году В. Путин запретил своим Указом подключать к магистралям те новые нефтеперерабатывающие заводы России, у которых он не доходил до 70%, считая, что подобные предприятия нуждаются в серьезной модернизации. Число таких мини-НПЗ сегодня в России доходит до двухсот пятидесяти.

А к концу текущего 2012 года запланировано построить крупнейший в России нефтеперерабатывающий комплекс, расположенный на самом конце трубопровода, проходящего по Восточной Сибири к Тихому океану, у которого глубина переработки продукта будет составлять около 93 процентов, что будет соответствовать уровню, достигнутому на таких же предприятиях США.

Консолидированная в большей части нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране находится под контролем десяти крупных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Газпром» и т. д.

Крупнейшее российское нефтеперерабатывающее предприятие. Уже более полувека Омский НПЗ является основным, на Урале и в Сибире, производителем и поставщиком.

Российский нефтеперерабатывающий завод, входящий в состав НК «Роснефть». Завод специализируется на производстве топливно-масляной нефтехимической продукции.

Нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий НК «Роснефть». Предприятие – часть российской химическая и нефтехимическая промышленность.

Был основан в 1943 году и обеспечивал горючим военно-морскую технику во время Великой Отечественной войны.

Был основан в 1960 году. Сегодня мощность завода составляет более 17 млн. тонн нефти в год.

Один из ведущих нефтеперерабатывающих предприятий РФ. Завод является одним из дочерних предприятий ОАО “НГК “Славнефть”.

Был основан в 1983 году. Сегодня завод, входящий в состав НК “РОСНЕФТЬ”, обеспечивает рабочими местами более 3000 квалифицированных специалистов.

Ведущий дальневосточный производитель моторного и котельного топлива. Завод был основан в 1935 году.

Создан в 1997 году и положил начало современной нефтепереработке в Татарстане.

Сдан в эксплуатацию в 1911 году. В то время в регионе были найдены крупные месторождения нефти. С 2006 года контрольным пакетом акций предприятия владеет ОАО НК «РуссНефть».

Основан в 1975 году. Более 10 лет предприятие работает в составе компании “Славнефть” (Россия-Беларусь).

Первый и в настоящее время крупнейший завод по переработке нефти в Казахстане. Основан в 1945 году, в те годы специализировался на выпуске авиационных бензинов.

Второе по мощности нефтеперерабатывающее предприятие в Украине, единственный в стране производитель полипропилена.

Входит в состав компании ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Завод находится на территории Южного федерального округа.

Образован в декабре 1963 года. На то время завод входил в состав производственного объединения “Краснодарнефтеоргсинтез”.

Был построен в 1955 году. Предприятие входит в структуру ОАО “Ангарская нефтехимическая компания” и является вторым заводом России по количеству переработки нефти.

Основан 29 июля 1953 года. За прошедшее время Бакинский нефтеперерабатывающий завод постоянно обновлялся и расширялся.

Введен в эксплуатацию в 1929 году для переработки Грозненской нефти с целью дальнейшей поставки продуктов ее переработки на экспорт.

Один из крупнейших нефтеперерабатыващих заводов, входящих в состав компании НК “ЛУКОЙЛ” как дочернее предприятие.

Сравнительно молодое предприятие, созданное в июле 2004 года. Входит в группу компаний «Нефтегазохимические технологии».

Входящий в “ТНК–ВР” – один из старейших российских производителей нефтепродуктов – основан ещё в 1934 году.

Создано в 1993 году на основе уже существующего госпредприятия образовалось путем акционирования. Расположен непосредственно в городе Комсомольск-на-Амуре.

Крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод, принадлежит акционерному обществу «Укртатнафта» – предприятию-производителю трети нефтепродуктов страны.

Основан в марте 1966 года. На сегодняшний день – единственное нефтеперерабатывающее предприятие на Северо-Западе России, обеспечивающее своей продукцией весь регион.

Наша компания заинтересована в новых надежных партнерах, у нас есть взаимовыгодные предложения по сотрудничеству к посредникам и продавцам – об этом читайте в разделе СОТРУДНИЧЕСТВО. Также Вы получите полную информацию о нашей фирме и как с нами можно связаться!

Http://torgoil. com. ua/npz-sng/krupneyshie-neftepererabatyvayuschie-zavody-sng. html

Госкомиссия по запасам (ГКЗ) ожидает прироста запасов нефти и газа в России в 2018 году на уровне прошлого года, сообщил журналистам глава ГКЗ Игорь Шпуров. Шпуров отметил, .

В 2019 году аналитики норвежской консалтинговой компании Rystad Energy прогнозируют «бум инвестиций» в добычу углеводородов на шельфе. Так, если нефтяные котировк.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в четверг примет участие в церемонии открытия Кандымского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), который построило ПАО “Лукойл”.

С 2013 года в немецком Вормсе выпускают моторное масло бренда ROWE. Всего за год компания выпускает не менее 100 тысяч тонн смазки. При этом присадки и базовое масло з.

“Газпром” и Saudi Aramco договорились о создании совместного координационного комитета по реализации меморандума о сотрудничестве, который был подписан осенью 2017 года, го.

«Газпром» увеличил объем продажи газа в качестве топлива на заправочных станциях в 2017 году на 9, 5% по сравнению с показателем предыдущего года — до 526 млн кубометров, говорится в.

Госкомиссия по запасам ожидает прироста запасов нефти и газа на уровне прошлого года

К 2019 году объём вложений в разработку нефти на шельфовых месторождениях может достичь рекорда за 13 лет

Госкомиссия по запасам ожидает прироста запасов нефти и газа на уровне прошлого года

К 2019 году объём вложений в разработку нефти на шельфовых месторождениях может достичь рекорда за 13 лет

Установленная мощность завода – 19, 5 млн тонн в год. В 2006 году предприятием было переработано 16, 3 млн. тонн нефти В структуре Газпрома Одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в России.

ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод» единственное предприятие в Удмуртской Республике, которое осуществляет переработку нефти.

С “КИРИШСКИМ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИМ ЗАВОДОМ” связана история нефтепереработки Северо-Западного региона. После ввода в эксплуатацию в 1966 году “КИРИШСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД&quot.

Отрасль: ХИМИЧЕСКАЯ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Юр. адрес.

Приобретаем нефть внутри России, не менее 300 тыс. тонн в месяц, дизельное топливо на экспорт от 50 тыс. тонн. Готовы к совместной деятельности с переработчиками нефти на НПЗ: “Башнефть” АНК.

Трубки (системы) подачи СОЖ (для промышленного оборудования и станков) Используются на промышленном оборудовании и станках. Служат для подачи СОЖ ( Смазочно Охлаждающей Жидкости) в зону резания. Собст.

Продажа с завода в Туле или со склада в Москве шарнирных пластиковых сегментных трубок для подачи сож. Продажа от производителя. Оптовикам и заводам скидки.

Предлагаем центраторы внутренние гидравлические ЦВ, которые предназначены для центровки торцов отдельных труб и секций при сборке неповоротных и поворотных стыков при строительстве трубопроводов. Вну.

Завод – изготовитель RIR-standart, является производителем топочных блоков/ теплогенераторов/ теплообменников марки RIR Топочные блоки RIR ТБ-ТО с косвенным нагревом теплоносителя исключают возможнос.

Антрацит АО класс 30-70 мм навалом и в упаковке – мешки – биг-беги ООО «Промтопресурсы» • Компания с безупречной репутацией работает на рынке с 1996 года • С 2005 года организована бесперебойная ра.

Производим и Поставляем Линии Гранулирования Комбикормов до 4 т/ч: В состав линии входят: 1. Комбикормовый мини-завод по приготовлению сыпучих кормов, до 4 т/ч; 2. Бункер накопитель на 5 куб. м; 3. Гр.

Http://www. benzol. ru/spisok-neftepererabatyvayushchikh-zavodov-rossii. htm

В России действуют [Когда?] 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн. тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн. тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн [1] .

В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в первые два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих [4] .

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн [6] .

В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств [7] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. [8] Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 с глубиной переработки около 40 %. [8] По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать». [8]

К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] . Однако по состоянию на 2016 год, строительство даже не началось.

Россия и Индонезия начали работы по проекту нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Tuban на острове Ява, итоговая сумма инвестиций может составить 15 миллиардов долларов, заявил в интервью РИА Новости посол Индонезии в Москве Вахид Суприяди.

Россия выиграла тендер на строительство завода в районе Тубан (провинция Восточная Ява — ред).

Сборная России по мини-футболу потерпела неудачу в третьем подряд финале чемпионата Европы.

В 2016 году европейское первенство проходило в Белграде со 2 по 13 февраля, и в финале сошлись две ведущие мини-футбольные державы Старого Света – Россия и Испания, в итоге в решающем матче испанцы, действовавшие предельно рационально, разгромили россиян со счетом 7:3.

Россия может утратить одну из двух квот на выступление в мини-футбольной Лиге чемпионов в связи с переходом подмосковного “Динамо” в Высшую лигу, заявил агентству “ПРОФИ Новости” президент Ассоциации мини-футбола России (АМФР) Эмиль Алиев.

Действующий чемпион России по мини-футболу подмосковное “Динамо” следующий сезон проведет в Высшей лиге из-за финансовых проблем, связанных с отзывом лицензии у генерального спонсора клуба банка.

Россия выразила готовность в проведении первого в истории чемпионата Европы по мини-футболу для игроков до 19 лет, сообщается на официальном сайте УЕФА.

Решение об учреждении чемпионата Европы по мини-футболу для игроков до 19 лет было принято в апреле 2017 года.

На территории промзоны НПЗ в городе Ачинске (Красноярский край) 15 июня взорвался углеводородный газ, затем начался пожар.

Новым генеральным директором Ачинского НПЗ назначен Алексей Демахин, ранее занимавший должность первого заместителя генерального директора Саратовского нефтеперерабатывающего завода, имеющий большой производственный опыт и опыт руководителя”, — говорится в сообщении.

Страховая группа “СОГАЗ” по состоянию на март 2015 года выплатила 1 миллиард рублей в пользу Ачинского НПЗ, принадлежащего “Роснефти”, на котором произошла авария в 2014 году, сообщила пресс-служба страховщика.

Ачинский НПЗ — одно из ведущих предприятий ТЭК Красноярского края.

Средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) достойны проекты “Роснефти” по модернизации НПЗ и разработке новых месторождений, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

“Роснефть” объявила запрос котировок на страхование строительно-монтажных работ от всех рисков и ответственности перед третьими лицами в рамках проекта модернизации Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Самаре на общую страховую сумму 75,888 миллиарда рублей, говорится в материалах компании.

“Роснефть” покупает 49%-ную долю в нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) индийской компании Essar в городе Вадинаре приблизительно за 3,2 миллиарда долларов, сообщает индийское агентство PTI со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

В настоящее время поставки из Ирана покрывают приблизительно четверть потребности НПЗ в Вадинаре в нефти.

“Газпром нефть” приступила к подготовительным работам по реконструкции комплекса каталитического крекинга на Московском НПЗ, что увеличит его годовую мощность на 20%, до 2,4 миллиона тонн, сообщила компания.

Комплекс каткрекинга относится к ряду ключевых производственных объектов Московского НПЗ: установка перерабатывает вакуумный дистиллят и производит компоненты высокооктанового бензина и олефиносодержащих газов.

Куйбышевский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) (входят в самарскую группу заводов “Роснефти”) окончательно завершили переход на выпуск моторного топлива по высшему экологическому стандарту “Евро-5”, сообщается в пресс-релизе “Роснефти”.

Кроме того, компания отмечает, что важную роль сыграли технические решения, разработанные и реализованные в кратчайшие сроки специалистами НПЗ.

“Роснефть” пока не планирует снижать 12-процентную долю в итальянском НПЗ Saras, будет работать над повышением его эффективности, заявил глава “Роснефти” Игорь Сечин.

Итальянская компания является одним из лидеров нефтепереработки в Европе и владеет одним из крупнейших НПЗ на Сардинии мощностью 300 тысяч баррелей в сутки (около 15% всех итальянских перерабатывающих мощностей).

Куйбышевский НПЗ входит в самарскую группу заводов ОАО “НК “Роснефть”, по итогам 2014 года завод переработал более 6,7 миллиона тонн нефти.

Строительство установки осуществляется в рамках масштабной инвестиционной программы “Роснефти” по модернизации производства НПЗ, который 1 октября перешел на выпуск бензинов и дизельного топлива по высшему экологическому стандарту “Евро-5”.

“Таким образом, крупнейший НПЗ “Роснефти” завершил полный переход на выпуск моторных топлив по высшему экологическому стандарту.

“Все НПЗ ОАО “НК “Роснефть” завершат переход на производство бензинов и дизельного топлива по стандарту “Евро-5” до конца 2015 года.

Нефтеперерабатывающий завод PCK Raffinerie GmbH (НПЗ Schwedt) основан в 1958 году в германском Шведте.

ROG владеет долями в четырех НПЗ на территории Германии (Гельзенкирхен — 100%; Bayernoil — 25%; MiRO — 24%; PCK Raffinerie GmbH — 37,5%).

В России действуют [ когда? ] 32 крупных нефтеперерабатывающих предприятия с общей мощностью по переработке нефти 261,6 млн.тонн (2009 год; в 2012 году 262,65 млн.тонн), а также 80 мини-НПЗ с общей мощностью переработки 11,3 млн тонн [1] .

В 2011 году в России было произведено 36,7 млн тонн автомобильного бензина, 70,3 млн тонн дизельного топлива, 73,2 млн тонн топочного мазута [2] . Средняя начисленная заработная плата в производстве нефтепродуктов — 45 228 руб/мес (март 2010). [3]

Большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в первые два десятилетия после Великой Отечественной войны: с 1945 по 1965 годы было введено 16 заводов, около половины из ныне действующих [4] .

За период экономических реформ 1990-х годов в нефтепереработке и нефтехимических отраслях произошло значительное сокращение объёма производства [5] . Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной её переработке 296 млн тонн в год в 2000 году фактически было переработано 168,7 млн тонн, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8 % [5] .

Это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускавшихся нефтепродуктов. [5] Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4 %, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5 %, приблизившись к стандартам западноевропейских стран и США [5] . После распада СССР в России к 2012 году было построено 5 новых нефтеперерабатывающих предприятий общей мощностью около 14 млн тонн [6] .

В последние годы 2000-х наметилась обнадёживающая тенденция [5] . Признаком улучшения ситуации является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку [5] . Так, за 2006 год они выросли на 11,7 %, составив 40 млрд рублей. За период 2005-2012 год было инвестировано около 1 трлн. рублей, проводилась модернизация производств [7] Растёт и внутренний спрос на нефтепродукты [5] .

Глубина переработки нефти за период с 2005 по 2006 выросла с 67,6 до 71,3 % [5] . В последние годы на ряде НПЗ активно ведётся строительство комплексов глубокой переработки нефти [5] .

В октябре 2010 года председатель правительства России В. В. Путин сообщил о принятом правительством решении запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых меньше 70 %. [8] Путин сообщил, что в России в настоящее время имеются около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40 %. [8] По мнению Путина, «такие объекты нужно серьёзно модернизировать». [8]

К 2012 году при господдержке планировалось построить самый крупный в России НПЗ в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США [5] . Однако по состоянию на 2016 год, строительство даже не началось.

Встретить 2008 год с высокооктановым топливом предписала Госдума принятым ею техрегламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Уже тогда специалисты считали, что уложиться в такие сроки, скорее всего, не удастся. Так и случилось – специальным распоряжением правительства дата была передвинута на год, потом еще раз.

Сейчас назначен новый рубеж: с 2011 года перейти на выпуск автомобильного бензина не ниже Евро III, с 2012-го – не ниже Евро IV, с 2014-го – и вовсе Евро V. Будет ли он соблюден, никто не поручится. Но одно уже ясно: нефтяные компании готовы бороться за их перенос.

Понятно, у них свой интерес. И своя правда. Износ оборудования на российских НПЗ сегодня, по оценке Министерства энергетики, достигает 80%. Возраст основных технологических установок превышает 30 лет, а у иных еще более солидный (всего два крупных завода из 27 работают менее 40 лет, а 12 заводов эксплуатируются более 60 лет!). Какое там «евро» – всю свою жизнь некоторые НПЗ занимались выпуском мазута (который продолжают по сей день по бросовым ценам продавать за рубеж, где его используют как сырье для дальнейшей переработки)! Словом, российские нефтезаводы капитально изношены. Это не значит, что комплекс заброшен. На некоторых заводах в последние годы проведена реконструкция, владельцы занимались обновлением оборудования и технологической базы. Построено в России и несколько современных мини-НПЗ. Но они погоду на рынке не делают.

Словом, для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую техрегламенту, необходима тотальная модернизация большей части существующих мощностей (или создание новых). По подсчетам специалистов компании ЛУКОЙЛ, на реконструкцию понадобится не менее 50 млрд. долларов и шесть-семь лет ударной работы. Так что наладить производство топлива необходимых классов в заданный срок нереально. Причем и цены, и даты назывались еще до того, как страну накрыл экономический кризис.

Дело в том, что больше половины легкового парка страны, 76% грузового и автобусного – старше 10 лет, и двигатели их рассчитаны в лучшем случае на топливо Евро 0. Да и то при рождении! А сейчас, по прошествии стольких лет, зачем им современный бензин – пусть более качественный, но наверняка более дорогой? Нужен ли он вообще в глубинке – зачем заправлять советские трактора евросоляркой?

Вынужден повиниться: сам на трассе «Колыма» заливал в бак из бочки у дороги какой-то бензин и о происхождении не спрашивал – лишь бы доехать… Так думают – увы! – миллионы автовладельцев, и нефтяников такая точка зрения, кажется, устраивает. Они даже готовы привести по этому поводу свои расчеты. Скажем, ЛУКОЙЛ потратил десятки миллионов долларов и освоил производство дизтоплива, соответствующего требованиям Евро IV. И что? Спрос на него предъявили только в мегаполисах и на основных федеральных трассах Европейской части страны. Ведь литр такой солярки на целый рубль дороже обыкновенной… В итоге большая часть современного топлива остается невостребованной – и ее отправляют на экспорт.

Словом, вкладываться в новые технологии нефтяники не спешат. Тем более что государство, на словах выступая за создание инновационной экономики, на деле никак не поощряет обновление НПЗ. Более того, принимаются неожиданные решения – например, обнулить экспортные пошлины на нефть, добытую в восточных регионах страны. В таком случае вообще нет смысла тратиться на переработку нефти – выгоднее гнать ее прямо за рубеж.

Но это только часть проблемы. «В настоящее время 60,5% производимого в России автомобильного топлива представлено маркой Евро II, – заявил недавно президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. – А треть трудно вообще назвать бензином какой-либо марки».

Сообщения о том, что закрыт очередной подпольный завод, где гнали суррогат топлива, или о махинациях с левым бензином звучат чуть ли не ежедневно. В Интернете регулярно вывешивают черный список АЗС Москвы и других районов страны, на которых лучше не заправляться. Мы не раз писали, откуда берется «нехорошее» топливо. Чаще всего берут дешевые сорта бензина (например, прямогонный или вовсе газолин) и накачивают его в кустарных (или не очень) условиях присадками, которые повышают октановое число. От такой смеси страдают свечи, фильтры, топливные насосы. Расход топлива увеличивается, срок службы двигателя сокращается. Да что там – он может просто умереть «не отходя от кассы»!

Бодяжным бензином чаще торгуют на АЗС, расположенных вдали от крупных населенных пунктов, на трассах, а то и разливают его из цистерн-автозаправщиков. Как правило, цена такого «топлива» ниже, чем на нормальных АЗС. Но встречается контрафактное горючее и на фирменных заправках. По данным президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, в России 80-го бензина производят на 5 млн. т больше, чем потребляют. Понятно, что он никуда не исчезает, а путем несложных манипуляций с присадками превращается… в 95-й. Которого, наоборот, продают больше, чем выпускают НПЗ. Поэтому-то некоторые особо осторожные автомобилисты предпочитают заправлять машины 92-м. Не чтобы сэкономить – сомневаются в происхождении 95-го.

В прошл огоднем рейтинге Международного центра качества топлива Россия заняла 84-е место среди 100 стран.

Ситуация складывается более чем странная. В одной из крупнейших в мире нефтедобывающих стран у рядового автомобилиста шансов заправиться современным качественным топливом мало, если только он не житель одного из крупных городов Европейской части России. Но и там велика вероятность нарваться на бодягу и загубить двигатель. Понятно, что задача государства – попытаться как-то изменить порочную систему. Но пока оно ограничивается проверками АЗС (пойманных на торговле левым бензинов штрафуют, но кого это пугает?), а также призывами к нефтяникам перейти на современные технологии. Но поскольку призывы эти не подкрепляются стимулами, серьезных перемен к лучшему автовладельцам ждать не приходится.

Больше того, автомобилисты же и оказались крайними – ведь это они виноваты в том, что отравляют окружающую среду! И принимаются постановления, которые запрещают производить в России (и ввозить в страну) машины экологического класса ниже Евро III (с 1 января 2008 года). Понятно, что они в результате дорожают и дорожают. С начала 2010 года должны были объявить вне закона и новые машины, не соответствующие нормам Евро IV. Пожалели – перенесли сроки: правило будет действовать в полном объеме только с 2012 года.

Итак, современные автомобили у нас есть. А вот когда появится в стране топливо, которое подходит для такой техники, пока неизвестно.

Добавить комментарий