Углеводороды | проект чаплыгинский мини нпз

проект чаплыгинский мини нпз

В предыдущем материале об особых экономических зонах «ОЭЗ РУ: от первого кирпича до мегапроекта» («Итоги недели», № 27) мы рассказывали о том, что тербунская промзона стремительно меняет облик райцентра. И это не преувеличение. Некогда заштатный посёлок городского типа, затем и вовсе превращённый в село, чей промышленный потенциал исчерпывался лишь вездесущей «Сельхозтехникой» и несколькими пищевыми заводиками, ныне преображается качественно. Обретая современные предприятия, Тербуны начинают претендовать не только на титул одной из наиболее развитых промышленных территорий региона, но и на новый статус.

В Чаплыгине же ситуация до недавнего времени складывалась с точностью до наоборот. Перестройка, а затем и радикальные реформы начала девяностых разрушили промпотенциал старого города едва ли не до основания, и сегодня свои пустующие цеха пытается сдать в аренду даже крупнейшее в советские годы предприятие района – завод агрегатов.

В итоге власти оказались перед дилеммой: смириться со статус-кво или поломать голову над тем, как восстановить промышленность. Понятно, что выбрали второй вариант, и в окрестностях Чаплыгина появилась структура с труднопроизносимым названием – ОЭЗ РУ ППТ «Чаплыгинская».

Напомним, что случилось это 30 ноября 2006 года, когда в городе под промплощадку передали участок в 221 гектар. Надо сказать, что планов с зоной связывалось много, и все они тогда при общем бурном росте российской экономики обещали блестящие перспективы. Предполагалось, например, в первую очередь создать в ОЭЗ нефтеперерабатывающий завод, способный ежегодно принимать до 700 тысяч тонн сырья и производить высококачественное топливо для автомобилей. Впрочем, смысл был не только в топливе. Специалисты рассчитывали, что создание мощного предприятия даст и так называемый мультипликативный эффект, простимулировав строительство целого шлейфа других заводов, связанных с нефтепереработкой. Ну а те в свою очередь, как казалось, подтянут в ОЭЗ обслуживающие структуры.

Были и другие интересные проекты. В том числе инновационные. Одна из отечественных компаний, в частности, предложила построить в ОЭЗ завод, позволяющий перерабатывать автошины в мазут. Вполне реальными казались и проекты сооружения заводов по производству железобетонных изделий и панелей для скорейшего развития строительства жилья в регионе.

Однако экономический кризис довольно жёстко вмешался в планы чаплыгинцев. Сооружение многих предприятий пришлось если и не отменить, то отложить. Какова же ситуация сегодня? Власти вновь рассчитывают разместить в ОЭЗ до полутора десятков заводов, среди которых всё тот же нефтеперерабатывающий (ООО «ТЭК «Раненбург» намерено вложить в его сооружение свыше двух миллиардов рублей), металлургические, машиностроительные и строительные предприятия.

Реальны ли эти планы? Вполне, считают руководители муниципалитета, и в марте 2009 года Совет депутатов Чаплыгина принял решение о расширении ОЭЗ до 449 гектаров.

Чем руководствовались народные избранники? Доводов в пользу Чаплыгина, убеждены они, сколько угодно. И прежде всего это инфраструктура. В 2008 году в районе на средства управляющей компании закончено строительство первой очереди газопровода высокого давления пропускной способностью 150 миллионов кубометров в год. За счёт средств районного бюджета построен водопровод протяжённостью 1,2 километра. В сентябре 2010 года началось строительство второй очереди газопровода высокого давления диаметром 360 миллиметров, что позволит увеличить объёмы поставок газа ещё на 300 миллионов кубометров в год. То есть потенциальным резидентам не следует опасаться дефицита газа и воды.

Более того, газ будет поступать в город от магистрального газопровода Петровск – Елец сразу по двум веткам. При этом новая ветка станет главным резервом стабильного обеспечения топливом всего города Чаплыгина и Чаплыгинского района. Словом, строители, а строительство газопровода в рамках инвестиционной программы ООО «Липецкоблгаз» ведётся силами ООО «Стройгаз», решили сразу две проблемы: надёжно запитали город, а также ОЭЗ.

Не менее важно и сооружение четырнадцатикилометровой линии электропередачи напряжением 110 киловольт от газокомпрессорной станции до территории особой экономической зоны. Пуск этой ЛЭП опять же позволит решить сразу две задачи – вывести на качественно новый уровень электроснабжение строящихся на территории ОЭЗ предприятий, а кроме того, существенно улучшится подача электроэнергии и всем остальным потребителям. Как говорят специалисты, у них появится возможность резервировать электроснабжение из 2-х и даже 3-х источников.

Кроме того, линия даст возможность выхода на российский рынок генерирующей компании «Центртеплоинвест», приступающей в нынешнем году к строительству в районе мощной 120-мегаваттной электростанции.

Другим достоинством Чаплыгина депутаты считают развитую систему образования, в том числе и начального профессионального. А кроме того, они советуют не забывать, что город удобен для жизни и живописен.

Как и Елец, он хранит аромат старого Раненбурга, привлекая внимание гостей и горожан архитектурными памятниками XIX века. А среди них не только дома купцов, адвокатов и других состоятельных обитателей города, но и здания дворянского собрания, народного училища, мужской и женской гимназий и даже жандармского управления.

Ну и, наконец, главное, с точки зрения депутатов, преимущество Чаплыгина. Выгодное географическое положение площадки. ОЭЗ практически примыкает к железнодорожной магистрали Москва – Астрахань, находится в 16 километрах от автотрассы М-6 «Каспий», а также неподалёку от Липецка, Тамбова и Рязани, что, как считают специалисты, обещает потенциальным резидентам исключительно эффективные логистику и транспортное обеспечение.

Впрочем, все эти немаловажные достоинства города успели оценить не только депутаты, но и промышленники из ТЭК «Раненбург», представители австрийской компании «Хавле Индустриверке», инвестировавшие в сооружение в ОЭЗ завода по производству запорной арматуры для водоснабжения свыше миллиарда рублей. А недавно к ним присоединилось и ООО «Ропа Русь», строящее в Чаплыгине сборочное производство и сервисный центр, основной задачей которого станет обслуживание почвообрабатывающих машин и свеклоуборочных комплексов. Предполагается, что годовой оборот предприятия, на котором будет создано 50 рабочих мест, превысит три миллиарда рублей в год.

Словом, расходы солидные, но солидны и планы. Как экономические, так и социальные. И не только у «Ропы», но и у работающей в тесном сотрудничестве с ней компании «Хорш машинен Гмбх», специализирующейся на выпуске посевной и почвообрабатывающей техники, а также и у других фирм. В частности, по расчётам специалистов ООО «ТЭК «Раненбург», выпуск бензина, дизельного топлива и топочного мазута позволит компании ежегодно выручать до восьми миллиардов рублей. При этом на предприятии будет создано 90 рабочих мест. Свыше ста человек в ближайшие годы найдут применение на заводе по производству запорной арматуры мощностью 16 тысяч тонн литья в год, который сооружает ООО «Хавле Индустриверке».

Достаточно активно работают в Чаплыгине и китайские бизнесмены, создавшие ЗАО «Новый век агротехнологий». В планах компании производство в ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» систем капельного орошения, выпуск которых начнётся к концу 2011 года, когда будет введена в строй первая очередь завода.

Ожидается, что по окончании строительства предприятия и выхода его на полную мощность компания «Новый век агротехнологий» удовлетворит потребности российского рынка в системах капельного орошения на 30-40 процентов.

После жесточайшей прошлогодней засухи о поливном земледелии вспомнили, наконец, и российские аграрии. Ничего удивительного. Находясь в зоне недостаточного и неустойчивого естественного увлажнения, хозяйства должны либо смиренно дожидаться у моря погоды, либо создавать эту погоду своими руками.

Да, чтобы восстановить (безусловно, на качественно новом уровне) разрушенные в постсоветские времена оросительные системы, в землю вновь придётся зарыть миллионы. Но игра стоит свеч. Специалисты однозначно утверждают, что высокие и стабильные урожаи гарантирует только поливное земледелие, что при прочих равных условиях продуктивность орошаемого гектара в 2-5 раз выше, чем богарного, а производительность труда, эффективность использования природных и материально-технических ресурсов, в том числе удобрений, увеличиваются в 2-3 раза.

Словом, в Чаплыгин сегодня пришли серьёзные инвесторы с серьёзными планами, реализация которых начнётся почти одновременно. И «Хавле», и «Ропа», и «Новый век агротехнологий» намерены ввести предприятия в строй уже к концу нынешнего года. Какую именно продукцию предложат потребителям новые заводы? Какие специалисты им потребуются и где их будут готовить? Какой будет степень локализации производства? Планируется ли создавать кластеры поставщиков? Об этом корреспонденту «Итогов недели» рассказали руководители самих предприятий.

РОПА: немецкие цены, но и немецкое качество!

Геннадий СУХОРУКОВ, технический директорООО «Ропа Русь»

– Мне кажется, что техника фирмы «Ропа» в России была обречена на успех. Во-первых, свеклоуборочные машины отечественные заводы никогда не производили и не производят – их поставщики остались в Украине и в Белоруссии. Во-вторых, комбайны «евротигр» и погрузчики «евромаус» – это принципиально иная, умная техника, позволившая с немыслимым прежде качеством убирать плантации, а кроме того, до неузнаваемости изменившая одну из самых трудоёмких операций в свекловодстве и вообще труд механизатора.

Да, комбайны «Ропа» многократно дороже старых украинских РКС-6. Но именно их и покупают дальновидные бизнесмены. Причём не только руководители крупных хозяйств, но и фермеры. Почему? Потому что немецкие машины надёжнее. Потому что, несмотря на мощный двигатель более чем в 600 лошадиных сил, они экономичны. Кроме того, они не требуют в качестве эскорта трактора с телегой для вырытой свеклы.

Сорокакубовый бункер позволяет комбайну работать практически автономно. Выходя в поле, они успешно совмещают массу операций – удаление зелени, точную обрезку корней, удаление грунта. При этом «евротигры» практически не уплотняют почву и не разрушают её структуру.

Что касается эргономики, то у нас просто нет аналогов. «Беззвучная» кабина с прекрасным круговым обзором. В ней также комфортно, как и в салоне навороченной иномарки. Хотя нет, не совсем. В иномарке нет автопилота, или темпомата, управляющего машиной при движении по рядкам.

Пять бортовых процессоров и система видеокамер принципиально меняют труд механизатора, давая ему возможность лишь контролировать процесс. При этом на цветном экране монитора постоянно отображается вся наиболее важная информация о работе машины.

Почему обо всём этом я рассказал так подробно? Да потому, что ни комбайны, ни подборщики не относятся к классу простых машин. А значит, и отвёрточная сборка потребует квалифицированного персонала. Впрочем, и востребована она будет на первом этапе деятельности предприятия. А предстоит и второй этап, предполагающий более глубокое участие в производстве машин и, в частности, сооружение собственного мехпроизводства, где будут изготавливаться комплектующие детали и узлы. То есть в конечном итоге в Чаплыгине появится не просто сборочный и сервисный центр, а полноценное импортозамещающее предприятие.

Валентина НЕСТЕРЕНКО, коммерческий директор ООО «Хорш Русь»

– Качественная посевная и почвообрабатывающая техника всегда была востребована в России. Во всяком случае, опыт нашей работы, а начали мы больше года назад, подтверждает это. Число покупателей машин с маркой «Хорш» растёт постоянно, и мне это кажется вполне оправданным. Почему? Потому что семейное предприятие Хорш, основанное 27 лет назад в Баварии тогда ещё совсем молодым человеком Михелем Хоршем, до сих пор остаётся в хорошем смысле слова нестандартным, новаторским, ищущим и, главное, находящим по-настоящему оригинальные и эффективные технические решения. И тогда, казалось бы, давно известные и не оставляющие простора для творчества машины радикально меняются, приобретая новые соответствующие требованиям времени качества.

А всё началось с того, что Михелю, счастливо сочетающему таланты предпринимателя, конструктора и фермера, не понравилась купленная сеялка. Он попытался её сделать иначе. Результат, что называется, превзошёл ожидания, и в Германии появилась ещё одна успешная компания, выпускающая не только сеялки, но и дисковые бороны, культиваторы и многое другое.

Сегодня главе компании 50. Под его началом работают жена, дети – их у него трое, кузены и другие родственники. При этом Михель обладает потрясающей харизмой, позволяющей ему бесконфликтно руководить многочисленным персоналом и постоянно генерировать новые идеи, техническим воплощением которых занимается его родной брат – глава конструкторского отдела фирмы.

Что отличает нас от других и чем мы очень гордимся: вся техника, которую предлагает фирма, испытывается на полях Михеля, расположенных в Восточной Германии и Чехии. И он предлагает покупателям лишь те машины, которые ему нравятся, в качестве и долговечности которых он уверен абсолютно. Думаю, что в этом убедились и наши российские партнёры. С весны прошлого года «Хорш Русь» реализовала порядка 200 машин, и претензий к ним не было.

Думаю, что это обещает дальнейший рост продаж. Во всяком случае, представители дилерской сети, а у нас порядка 30 дилеров от Калининграда до Благовещенска, рассчитывают на это.

Денис МЕРКУЛОВ, технический директор ООО «Хавле Индустриверке»

– Сейчас на стройке нашего российского предприятия наступают самые горячие времена. Продолжается сооружение промышленных помещений. Но параллельно начнём завозить, устанавливать и отлаживать оборудование. И на площадке одновременно будут заняты местные строители и специалисты немецких и австрийских фирм – основных поставщиков станков, электроники и других механизмов.

Пуск завода, намеченный на осень, состоится точно в срок. И это станет очень большим событием как для фирмы, открывающей своё крупнейшее предприятие за границей, так, думаю, и для Чаплыгина. В планах компании превращение российского завода в ведущего производителя запорной арматуры, который будет отгружать продукцию – задвижки, клапаны, муфты и всё остальное – не только российским потребителям, но и в страны СНГ, Европы, Америки, да, собственно, по всей планете. И вполне вероятно, что уже через 10 лет численность нашего персонала достигнет 400 человек, а объёмы производства увеличатся до ста тысяч тонн продукции в год.

Насколько оправданны столь масштабные планы? Полагаю, вполне. «Хавле Индустриверке» – мировой законодатель мод на рынке запорной арматуры. В 2006 году, открыв своё представительство в России, фирма довольно быстро завоевала авторитет у потребителей, и именно это подвигло её к дальнейшему развитию.

Причём идеология компании предполагает создание не отвёрточного производства, а организацию полноценного локального предприятия, ориентированного на местных поставщиков комплектующих и полуфабрикатов. При этом будут востребованы чугунное литьё, латунные изделия, порошок для нанесения покрытий. На своём российском предприятии фирма намерена внедрить самые передовые технологии и организовать производство высококачественных изделий, многие из которых представляют собой ноу-хау.

Правильный выбор помогла сделать русская культура

Мартин КАСТ, топ-менеджер «Хавле Индустриверке»

– Меня часто спрашивают, чем именно обусловлен выбор площадки для сооружения крупнейшего иностранного предприятия компании, и я честно отвечаю: прежде чем выбрать Чаплыгин, мы побывали во многих российских регионах, но нигде не нашли более радушного и тёплого приёма, как в Липецкой области.

Да, мы принимали во внимание многие обстоятельства. И требования логистики. И наличие, а также возможность подготовки квалифицированного персонала, и транспортные потоки. Но всё это было и в других точках. Не было столь внимательного и заинтересованного отношения к проекту. Между тем для нас он очень важен.

Разрабатывая стратегию своего дальнейшего развития, фирма понимала, что должна расширяться и географически. Вопросом было лишь направление такого расширения. Мы рассматривали несколько вариантов. Но, в конце концов, сочли оптимальным размещение производства в Европе, точнее в европейской части России.

Почему? Ведь у нас была возможность начать такое строительство и в Китае. Более того, мы сравнивали условия в России и в Китае. Свои преимущества были и там, и здесь. Но в итоге главную роль сыграли ментальные соображения. Дело в том, что культура производства в России, да и вообще культура людей гораздо ближе к австрийской, чем китайская культура.

Это всё и определило. И опыт последних лет показал, что мы нашли правильное решение. У нас прекрасные контакты с местной администрацией. И мы вместе работаем над тем, чтобы развивались производство, город, улучшалась жизнь людей. Для меня это тоже важно. Работая в России и часто приезжая сюда, я стал её настоящим «фэном». Был бы я лет на двадцать моложе, обязательно сразу же после университета приехал бы Россию, нашёл бы здесь себе русскую жену и остался бы здесь. Но сегодня я счастливо женат и поэтому бываю в России лишь по делам. Однако мне здесь очень многое нравится. В том числе и жестокие тридцатиградусные морозы. .

Создание общественной компании со строительством современного нефтеперерабатывающего завода в Московской области с объёмом переработки до 300 000 тонн в год.

Необходимый объём инвестиций для запуска завода:
3 000 000 000 рублей

Месторасположение завода (предполагаемое):

(Центральный Федеральный округ, Московская область)

Проектная мощность завода (по сырью): 300 тыс. т в год

Планируемая проектная глубина переработки углеводородного сырья: 92 – 96%

Общий объём инвестиций в проект: 3 млрд. руб.

Приобретение земельного участка под НПЗ – 100 млн. руб.

– Для мини НПЗ мощностью 20 тыс. т/год, резервуарным парком 1500 м3 (состоит из горизонтальных ёмкостей), автоналивом на 2 машины и ж/д приёмом сырья на 2 вагона, со вспомогательной инфраструктурой (система пожаротушения, очистные сооружения, котельная, система утилизации аварийных выбросов и т.д.) минимальный размер участка 2,5 га, при условии, что он правильной прямоугольной формы (100*250) и железнодорожный тупик примыкает к одной из коротких сторон;

– Для мини НПЗ мощностью 100 тыс. т/год, резервуарным парком 15000 м3 (состоит из вертикальных резервуаров), автоналивом на 8 машин и ж/д эстакадой на 10 вагонов, со вспомогательной инфраструктурой (система пожаротушения, очистные сооружения, котельная, факел и т.д.) минимальный размер участка 9,0 га, при условии, что он правильной формы (300*300 или 200*450) и железнодорожный тупик проходит вдоль одной из коротких сторон по краю участка.

-Важно, чтобы к площадке строительства уже были подведены либо проходили поблизости ЛЭП, водопровод (при отсутствии необходимо делать скважину и проект на неё), газопровод (обязательно для крупнотоннажных производств).

-При выборе участка строительства должны соблюдаться требования Градостроительного кодекса, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, Санитарных правил и норм, Строительных норм и правил и др. нормативной документации. Ниже приведены основные (некоторые из них) требования к ЗУ:

п.1 Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» нефтеперерабатывающее предприятие (в том числе и битумный завод) относится к 1 классу опасности и имеет СЗЗ 1000 м. Поэтому, в радиусе 1 км от границы участка не должны находиться: жилая застройка, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

п.2 Согласно Градостроительного плана, ЗУ должен располагаться на землях промышленности, либо на землях поселений и иметь разрешённый вид использования: промышленные предприятия I класса опасности, с соблюдением установленной СЗЗ.

п.3 Согласно требованиям СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям от зданий, сооружений и наружных установок, располагаемых на ЗУ, должны быть выдержаны противопожарные разрывы до границы полосы отвода общих железных дорог и автомобильных дорог общего пользования, границы лесного массива и участка массового залегания торфа, до берегов рек и ниже (по течению) пристаней, речных вокзалов, крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота, гидроэлектростанций, судостроительных и судоремонтных заводов, мостов, водозаборов и т.д.

п.4 С территории предприятия должно быть не менее двух выездов на автомобильные дороги общего пользования или тупиковые подъезды к территории предприятия.

Для проверки выполнения требований п.3 необходимо разработать предварительный генеральный план предприятия, с размещением всех основных технологических объектов.

Не имея опыта строительства НПЗ сложно проверить на соответствие ЗУ всем требования Нормативной документации и Федеральным Законам, тем более разработать предварительный генеральный план. Мы оказываем услуги по сопровождению процедуры выбора ЗУ, разработке ГП предприятия, оформлению необходимых запросов в соответствующие инстанции.

Земельный участок может быть как в аренде, так и в собственности. Независимо от формы собственности, строительство нефтеперерабатывающего предприятия на нём должно быть согласовано с администрацией района. В случае аренды должны быть проведены общественные слушания по выделению земельного участка под строительство данного предприятия.

Проведены согласования предварительных ТУ на подключение ко всем инженерным сетям с администрацией и соответствующими управляющими компаниями.

Проектирование объекта начинается с подписания договора. Обязательным приложением к договору идёт перечень исходных данных, необходимых для начала проектирования. От оперативности, с которой они будут предоставляться, напрямую зависят сроки разработки проекта. В среднем срок разработки Проектной документации, при наличии всех исходных данных, 6-8 мес. Далее прохождение экспертизы. К этому моменту уже должны быть получены все ТУ. В зависимости от класса опасности предприятия Проект проходит государственную или негосударственную экспертизу. Нормативный срок проведения экспертизы — 60 дней. Производство оборудования для установки предусматривает и определённую документацию. Она выпускается через 1,5-2 мес. после получения положительного заключения экспертизы.

Получив положительное заключение и собрав необходимый пакет документов, Вы получаете разрешение на строительство. В случае, если предприятие 3-4 класса опасности по Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Строительство начинается с геодезических и разбивочных работ. Проводится вертикальная планировка площадки, выравниваются земляные массы, снимается плодородный слой

  • выемки грунта под фундаменты объектов
  • устройство опалубок и фундаментов
  • заливка фундаментов
  • строительство зданий и сооружений
  • устройство внутриплощадочных подземных сетей
  • монтаж технологического оборудования
  • монтаж вспомогательного оборудования
  • монтаж опор
  • устройство дорог
  • обвязка технологического оборудования
  • обвязка вспомогательного оборудования
  • монтаж технологических коммуникаций
  • монтаж противопожарных линий и оборудования.
  • монтаж линий электроснабжения и электропотребления установка щитов.
  • монтаж линий КИП и А установка щитов КИП и А
  • монтаж котельной
  • устройство дорожек
  • облагораживание территории.

Некоторые из вышеперечисленных видов работ могут проводиться параллельно, что существенно экономит время строительства.

Предложение об основных производственных мощностях. С объёмом выпуска 9000 т./мес (около 4% потребления Москвы и МО)

Первый этап: изготовление опытного образца мобильного нефтеперерабатывающего мини-завода (далее мини НПЗ). Ориентировочная стоимость – 16 млн. руб.

Второй этап: проведение испытаний мини НПЗ:

  • Проведение исследований на различных режимах работы НПЗ, получение образцов продукции при использовании различного сырья.
  • Лабораторные исследования образцов продукции.
  • Оформление сертификатов на образцы продукции.
  • Проведение сравнительного анализа себестоимости и качества образцов продукции, полученных по инновационной и стандартной технологиям переработки нефтепродуктов.
  • Составление заключительного отчета.

Третий этап: изготовление, испытание, запуск НПЗ заданной производительности.

Разработан безотходный нефтеперерабатывающий завод с солевым реактором для получения нефтепродуктов уровня евро 4 и выше с высокой производительностью и низкой себестоимостью, увеличением в 1,5-2 раза выхода легких фракций, снижением в 2-3 раза себестоимости переработки.

Завод может также перерабатывать нефтешламы, кислые гудроны с высокой рентабельностью и получением ценной продукции.

НПЗ может устанавливаться непосредственно на отводе нефтепровода. НПЗ небольшой производительности может изготавливаться в передвижном мобильном исполнении. В стационарном исполнении НПЗ может изготавливаться любой заданной производительности.

Цели проекта:
В основу технологии поставлены задачи:

  • Повысить эффективность и безопасность разделения нефти на бензин, солярку и мазут за счет их мгновенного нагрева в расплавах солей катализаторов и поочередного испарения фракций без открытого огня при последовательном повышении температуры в реакторах от 50 до 850°С.
  • Отказаться от сложных ректификационных колонн.
  • Использовать вредные смолистые отходы для получения тепла, водорода и для работы установки.
  • Использовать водород для гидроочистки сырья и бензина.
  • Обеспечить работу установки в замкнутом цикле без вредных выбросов в атмосферу.
  • Добиться безотходной переработки нефти, нефтешламов, кислых гудронов.

Инновационность проекта:
Принцип действия НПЗ:

  • Исходное сырье, в качестве которого используются, нефть, газолин или отходы нефтепереработки, из бункера непрерывно под давлением водорода или через насос загружаются в зону действия электромагнитного катализатора реактора Р1 при 100-180°С. При этом фракции бензина за миллисекунды полностью без прямого контакта с высокотемпературными нагревателями превращаются в пары, и испаряются в камеру. Пары входят в холодильник, охлаждаются входящим сырьем, и бензин сливается в баки.
  • Тяжелые фракции через сопло поступают в реактор Р2. В реакторе Р2 при 280°С выделяются пары солярки, охлаждаются входящим сырьем и солярка через перегородку сливается в баки.
  • В реакторе Р3 при 850 °С происходит разложение без огня смол (нефтешламов) с получением углерода и водорода. Углерод выделяется как полезный продукт, а водород поступает на вход установки, проходит через газоконденсат (нефть), бензин, солярку, очищает их от серы и меркаптанов, увеличивает до 2 раз выход бензина и солярки и повышает их октановое и цетановое число.
  • Остатки нефтепереработки переводят в синтез-газ из которого конденсируются жидкие топлива. Синтез-газ может также использоваться для обеспечения предприятия теплом и электроэнергией.

Основные отличия данного НПЗ в сравнении с другими известными установками:

  • Снижение до 5 раз вредных газовых выбросов и шлаков, т.к. пиролиз и газификация происходят без доступа воздуха и только в объеме зоны действия электрического катализатора, без образования вредных веществ.
  • Скорость переработки увеличивается до 10 раз.
  • Уменьшаются массогабаритные характеристики.
  • Уменьшается стоимость установок.
  • Из СО2 и воды можно получать жидкое топливо и комплекс работает в замкнутом режиме без выбросов в атмосферу.
  • Происходит очистка от вредных веществ – серы, хлора, фтора с получением безвредных веществ, например: СаCl2, используемый как компонент теплоносителя.
  • Образовавшиеся газы подаются в реактор электроочистки, где соединения серы SОх и Н2S без дополнительной энергии окончательно разлагаются на элементарные вещества, а сера осаждается на холодных стенках поддона и удаляется.
  • После газификации сырья в поддоне блока очистки остаются экологически чистые сажа и шлак, которые сливаются в герметичные бункеры. Из шлака можно получать металлы.

Конкурентные преимущества проекта:
Достоинства данного НПЗ:

  • Безотходное производство.
  • Снижение себестоимости переработки.
  • Возможность получения за год дохода в 10 раз превышающего стоимость оборудования.
  • Высокая точность температурных режимов.
  • Рабочая температура – 150 – 800 град. С.
  • Обезвреживание ядовитых галогенов. Отсутствие вредных выбросов.
  • Конечный продукт – высококачественное дизельное топливо, высокооктановый бензин, метанол, другие продукты по требованию Заказчика.
  • Увеличение выхода легких фракции в 1,5 – 2 раза.
  • Замкнутый цикл работы, внешняя эмиссия практически отсутствует.
  • Переработка отходов нефтепереработки с получением ценной, дорогостоящей продукции.
  • Водородная очистка конечной продукции.
  • Соответствует нормам Евросоюза СЕ топливо согласно DIN EN 590.
  • При необходимости получения мазута, получаем малосернистый мазут повышенной текучести и снижением температуры застывания.
  • Компактность установки – полностью закрытая конструкция, исключает утечки газа.
  • Исключена опасность образования ядовитых и токсичных веществ – металлов, хлора, фурана, диоксина, двуокиси углерода.
  • Высокий уровень пожаро-взрывобезопасности.
  • Система дистанционного контроля параметров установки и анализа неисправностей.

Объемы производства/строительства (в год):
Мощность нефтеперерабатывающего комплекса позволяет переработать за год 36 тыс. тонн сырья нефтешламов (без учета воды) и обеспечить получение следующих продуктов:

  • бензины – Аи-92, Аи-95: 7,2 тыс. тонн;
  • дизтопливо (150 кг из тонны): 5,4 тыс. тонн;
  • метанол (200 кг из тонны): 7,2 тыс. тонн;
  • технический углерод: 7 тыс. тонн;
  • тепловая и электрическая энергия: 42 тыс. МВт/ч;
  • водород: 1,8 тыс. м3.

Всесторонний инвестиционный анализ, формирование основных целей и задач → выбор участка, получение необходимых разрешений → проектирование НПЗ → комплектация оборудования и строительно-монтажные работы → пусконаладочные работы → сдача завода в эксплуатацию.

Для частного инвестора (особенно при вхождении на рынок нефтепереработки) одна из наиболее ответственных стадий – первая. Для снижения риска инновационной деятельности необходимо в первую очередь провести тщательную оценку. Инвестиционный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не столь эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инвестиционного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность, но оценить их количественно очень сложно.

В целом стоит отметить, что правильно организованный мини-НПЗ – полностью легальный, стабильный и прибыльный бизнес, и будет оставаться таковым еще долгое время.

1. Определение технологической специфики будущего мини-НПЗ

Зачастую, ограниченный рамками объем финансирования на строительство мини-НПЗ, диктует выбор характеристик и конфигурации нефтеперерабатывающего комплекса, поскольку из “из одной овчинки 10 шапок не пошьешь”. В большей степени данное утверждение относится к “самым бюджетным” малотоннажным заводам.

Однако, при проектировании достаточно мощного комплекса, выбор оказывается не таким простым: возникают десятки альтернатив и мнений, взвесить все “за” и “против” часто очень сложно.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что существует «пирамида» мощности мини-НПЗ по сырью, разделенная на уровни, и переход на каждый последующий ее уровень позволяет экономически обосновано внедрять различные технологии вторичной переработки нефти, улучшая экономические показатели и качество вырабатываемой продукции.

Проанализируем технологическую составляющую мини-НПЗ, находящуюся на разных уровнях пирамиды.

Первый (нижний) уровень – производства мощностью до 100 тыс. твг. на основе малотоннажных установок, позволяющих получать качественные топливные фракции (прямогонный бензин, дизтопливо и мазут). По ряду причин, для завода даже с такой производительностью, в состав комплекса рекомендуется включать блок подготовки сырья. Внедрение большинства вторичных процессов переработки сырья на данных производствах экономически не всегда целесообразно.

Второй уровень – нефтеперерабатывающие предприятия с установками мощностью до 300 тыс. твг.

Принципиальные различия между этими группами мини-НПЗ состоят не только в мощности, но и в рентабельности производства. Рентабельность производства второй группы мини-заводов уже находится в среднем на уровне 50-60%, резко повышая их инвестиционную привлекательность, что обусловлено в частности ростом глубины переработки сырья. При проектировании НПЗ второго уровня, рекомендуется рассмотреть в качестве отправной точки схему “ЭЛОУ + АВТ + Термокрекинг мазута”. В зависимости от потребностей внедряются процессы каталитической переработки прямогонных бензиновых фракций для получения высокооктанового топлива.

Третий уровень пирамиды мощности мини-НПЗ (300-800 тыс. твг) за счет использования процессов термокрекинга, гидроочистки, крекинга, риформинга, изомеризации (и др.) обеспечивает не только привлекательную рентабельность производства, но и возможность выработки качественного малосернистого дизельного топлива, качественного высокооктанового бензина, топочного мазута и битума.

Четвертый уровень мощности — некое переходное состояние. Такие заводы часто строят в несколько этапов, и по мере пуска в эксплуатацию всех мощностей завод освобождается от приставки «мини-» не только в плане объема переработки сырья, но и в отношении технологической оснащенности, переходя в группу средних НПЗ. Комплекс процессов каталитического и гидрокрекинга, изомеризации и алкилирования позволяет уже выходить на уровень качества моторных топлив, соответствующий стандарту Евро-4.

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) четвертого уровня мощности хоть и требуют немалых инвестиций, но в случае, если потенциальному владельцу важна прозрачность бизнеса, а основным способом сбыта нефтепродуктов станет оптовая реализация (или розничная через сеть АЗС), видятся оптимальным вариантом для инвестиций при взвешенном подходе. НПЗ этой группы еще называют региональными, так как они потенциально способны покрывать потребности в нефтепродуктах целых регионов.

Подробнее о специфике НПЗ и актуальных проблемах нефтепереработки см. на странице понятия, специфика, история развития и актуальные проблемы НПЗ.

Таким образом, помимо размера инвестиций, выбор мощности НПЗ зависит прежде всего от потребности в тех или иных нефтепродуктах экономического района их потребления, наличия ресурсов сырья и энергии, дальности транспортных перевозок и близости соседних аналогичных предприятий. Крупные предприятия экономически эффективнее, чем мелкие. На крупных НПЗ имеются благоприятные предпосылки для сооружения мощных высокоавтоматизированных технологических установок и комбинированных производств на базе крупнотоннажных аппаратов и оборудования для более эффективного использования сырьевых, водных и земельных ресурсов и значительного снижения удельных капитальных и эксплуатационных затрат. Но при чрезмерной концентрации нефтеперерабатывающих (и нефтехимических) предприятий пропорционально росту мощности возрастает радиус перевозок, увеличивается продолжительность строительства, ухудшается экологическая ситуация внутри и вокруг НПЗ.

Часто встречающееся заблуждение — недооценка разницы между глубиной переработки сырья и качеством вырабатываемых нефтепродуктов. Глубина переработки напрямую зависит от внедрения вторичных деструктивных термических или термокаталитических процессов, но она отнюдь не является залогом высокого качества вырабатываемых светлых продуктов переработки. К примеру, термический крекинг, применимый на большинстве мини-НПЗ, дает значительный выход олефиновых углеводородов, содержание которых в бензинах нежелательно. В то же время, содержание серы во фракциях термокрекинга определяется ее процентом в сырье и может быть уменьшено только путем гидроочистки. Вопрос октанового числа автобензинов неоднозначен. Например, его можно повышать риформингом, но требования Евро-4 значительно ограничивают содержание риформата в автобензинах. Для решения этой проблемы применяют дополнительные стадии переработки. Специалисты ООО “Особое конструкторское бюро” располагают технологиями для решения большинства вопросов вторичной переработки нефти.

Для строительства мини-НПЗ, например с ниже перечисленной характеристикой, в идеальном случае* необходим участок размером 200х300 метров (6 Га) для оптимального размещения объектов с учетом всех противопожарных разрывов и других необходимых условий согласно современных требований и рекомендаций нормативно-технической документации.

  • Мощность установки по сырью: 100 ттг (возможна как первичная, так и вторичная переработка);
  • Суммарная мощность товарно-сырьевой базы: 6000-12000 куб.м.;
  • Количество постов на железнодорожной эстакаде: не менее 4-х (4-8);
  • Количество постов на автоэстакаде: не менее 2-х (2-4).

    * – в случае, когда участок находится на незастроенной территории и без существующих подъездных железнодорожных путей. Пример возможной конфигурации участка показан на рисунке.

    Стоит учесть, что с увеличением требуемой мощности завода, размер и конфигурация участка меняются не пропорционально. Поэтому, при выборе площадки для размещения крупного нефтеперерабатывающего предприятия необходимо воспользоваться услугами проектной организации, которая сначала разработает эскизный проект и рационально разместит все основные объекты с учетом противопожарных разрывов. После чего, с имеющимся эскизным проектом можно приступать к оформлению участка, который будет иметь гарантированно необходимый размер и конфигурацию.

    При выборе участка также необходимо учесть следующие ограничения, накладываемые требованиями нормативной документации:

  • Расстояние до жилой зоны должно быть не менее 1 км.
  • Расстояние от технологических объектов НПЗ до границ территории смежного предприятия (технологически не связанного с Вашим заводом) – не менее 200 м.
  • Расстоянии до берегов рек – не менее 200 м.

    3. Подготовка текстовых и графических материалов отражающих характеристики строящегося завода для последующего оформления Акта выбора земельного участка под строительство НПЗ.

    4. Подготовка исходных документов, необходимых для начала проектирования НПЗ.

    1. Согласованный Акт выбора земельного участка.

    2. Задание на проектирование (составляется совместно).

    3. Технические условия на подключение к инженерным сетям с описанием характеристик и точек подключения.

    4. Технические проект территориального землеустройства для постановки на государственный кадастровый учет.

    5. Отчет о инженерно-геодезических изысканиях с топографической съемкой (в М 1:500 или 1:1000) участка строительства и прилегающих участков.

    6. Ситуационный план М 1:2000, 1:5000 в радиусе 2 км. от границ площадки строительства с указанием жилой и промышленной застройки.

    7. Санитарно-эпидимиологическое заключение от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по соответсвующему району.

    8. Технические условия от соответствующего филиала ОАО “РЖД” на примыкание железнодорожного пути необщего пользования.

    9. Паспорта на нефть, данные о ее химическом и фракционном составе (разгонка нефти).

    10. Исходные данные для разработки раздела ООС (Справка Госкомгидромета о климатических и метеорологических характеристиках в районе производственной площадки, справка Госкомгидромета о фоновых концентрациях атмосферного воздуха).

    5. Разработка проектной документации (рабочего проекта) на нефтеперерабатывающий завод с товарно-сырьевым парком.

    Процесс проектирования НПЗ включает в себя несколько основных стадий, таких как:

    1. Обследование площадки и проведение натурообмерных мероприятий.

    2. Проработка вариантов размещения и привязки оборудования к участку застройки, получение принципиальных технических решений.

    3. После согласования плана размещения объектов на площадке, выдается задание на проведение инженерно-геологических изысканий.

    4. Разработка необходимых разделов проектной документации с выдачей принципиальных технических характеристик на наружное инженерное обеспечение.

    5. Передача комплекта проектной документации для проведения необходимых экспертиз предусмотренных ФЗ для проектируемого объекта.

    6. Разработка рабочей документации проекта и передача Заказчику в бумажном виде и на электронном носителе.

    6. Строительно-монтажные работы на площадке, монтаж оборудования и пуско-наладочные работы.

  • Добавить комментарий