Углеводороды | строительство мини нпз

строительство мини нпз

Власти Кузбасса не первый год говорят возможности запуска в ближайшее время ряда мини-нефтеперерабатывающих заводов в регионе. За это время несколько поменялись и планы потенциальных инвесторов в строительство этих объектов. Еще пару лет назад областной администрацией утверждено шесть! проектов постройки мини-НПЗ в области. В настоящий момент ни один из них не реализован, однако кузбасские власти не теряю оптимизма…

Что сегодня представляет собой Кузбасс глазами инвесторов? В последние годы это стабильное потребление примерно трех миллионов тонн нефтепродуктов в год, с долей светлых нефтепродуктов на топливном рынке примерно 65%. Порядка 90 процентов готового продукта – привозные, поставляемые с помощью ж.д. транспорта Омским, Ачинским и Ангарским нефтеперерабатывающими заводами.

Что сейчас имеет Кузбасс в плане реализации и использования мини-НПЗ? В настоящий момент это три небольшие нефтеперерабатывающие установки: ООО «Энергостройснабэкспертиза» (БДУ в Кемерове), гурьевской ООО «Юргаус» и холдинга «Кузнецкий уголь» в Тяжинском районе на 10 ,15 и 40 тыс. тонн переработки нефти в год соответственно. В первом случае имеем технологические 60% дизтоплива и прямогонного бензина в совокупности. Мини-НПЗ ООО «Юргаус» предназначена в основном для самообеспечения фирмы топливными ресурсами. Плюс владельцы упомянутого выше кемеровского мини-НПЗ планируют ввести в строй еще одну установку мощность в 50 тыс. тонн.

Во время утверждения первых областных проектов строительства НПЗ, специалисты из областной администрации серьезно рассчитывали на снижение цен на ГСМ до 15%. Прогнозы не оправдались. Несмотря на это, вышеназванные владельцы мини-НПЗ доказывают рентабельность свих производств, а несостоявшийся ценовой прогноз может быть обусловлен как раз тем, что не был реализован ни один из серьезных проектов.

Сегодня новые действующие лица на арене строительства новых региональных НПЗ – ООО «Северный Кузбасс» и ООО «Холдинговая компания Кем-Ойл». Уже определены сроки запуска двух первых мини-заводов: первые очереди объектов должны обеспечить мощность по 100 тыс. т нефти в год. Итоговая планируемая годовая мощность обоих мини-НПЗ — до 800 тыс. тонн нефти. Начало строительства инфраструктуры для первого завода положено в 2005, затем компаньоны «Северного Кузбасса» отказались от участия и уступили свою долю «Кем-Ойл», которая в настоящий момент и является инвестором обоих проектов. Компания «Северный Кузбасс» должна будет в свою очередь реализовать проект. Известно, что определенные накладки с финансированием строительства объектов уже приводили к отсрочке сдачи НПЗ в эксплуатацию более чем на пол-года. Это не столь удивительно, учитывая, что общий объем финансирования проектов превысит 3 миллиарда рублей.

В руководстве департамента промышленности, транспорта и связи администрации Кемеровской области считают, что можно серьезно рассматривать еще как минимум два проекта постройки нефтеперерабатывающих мини-заводов на территории Кузбасса. Один из них – это упомянутый выше запуск БДУ на «Черниговце» мощностью в 50 тыс. тонн и проект вблизи Анжеро-Судженска на 1 млн. т. переработки нефти, разрабатываемый новокузнецким ООО «НефтеХимСервис».

Заметим, что на территории Яйского района расположена Анжерская производственная диспетчерская станция магистрального нефтепровода «Нижневартовск – Ангарск». И не удивительно, что именно Яйский район стал выбором места строительства трех из описанных выше проектов. Их авторы рассчитывают на доступ «к трубе», и здесь кроется один из главных «проблемных аспектов» строительства подобных объектов. В данный момент устраняются последние трудности при согласовании строительства мини-НПЗ «Кем-Ойла» и «Северного Кузбасса» с «Транснефтью», после чего будут запущены первые очереди производства.

По утверждению руководителей этих проектов достигнута договоренность о заборе двухсот тысяч тонн нефти в год, чего хватит для сырьевого обеспечения объектов на старте. При этом переговоры с «Транснефтью» на предмет увеличения объемов отбираемой нефти продолжаются, а тем временем строящийся приемо-сдаточный пункт уже рассчитан на 1 млн. тонн. Очевидно, аналогичные проблемы со временем придется решать и компании «НефтеХимСервис», которая изначально планирует строительство «милионника». Этот, с позволения сказать, мини-НПЗ, «НефтеХимСервис» рассчитывает запустить при непосредственном участии британской «Petrofac International Ltd», уже построившей полтора десятка нефтезаводов на территории стран СНГ. Запуск НПЗ, строительство которого обойдется НефтеХимСервису обойдется в 220 млн. $, запланирован на конец 2008 года. В случае, если проект оправдает возлагаемые на него надежды, он станет третьим по значимости нефтеперерабатывающим предприятием региона.

Стоит заметить, что планируется строительство мини-НПЗ и ЗАО Холдинговой компанией «Кузнецкий уголь». Однако очевидно, что давать какие-либо прогнозы относительно успешности этого предприятия сейчас преждевременно. Полноценного проекта в настоящий момент не существует, технологии производства окончательно не определены. Тем временем, «Кузнецкий уголь» занимается вопросами земельных участков под строительство. К тому же есть достаточно веская причина усомниться в жизнеспособности проекта…

Снова возвращаемся к проблеме «доступа к телу», а точнее к трубе. В то время как «Северный Кузбасс» достаточно давно заручился принципиальным предварительным согласием «Транснефти», можно быть практически уверенными в том, что вопрос забора необходимого объема нефти – вопрос времени и технических нюансов. Поэтому есть все основания сомневаться в том, что «Транснефть» пойдет на подключение на территории Кузбасса еще одного потенциального нефтепереработчика, тем более что это может пойти в разрез с интересами других крупных потребителей. Такие опасения разделяются как руководством уже существующих мелких перерабочиков нефти, так и местным департаментом промышленности, а также независимыми аналитиками. Таким образом выделим ключевой аспект строительства малотоннажных НПЗ как в данном, так и в других регионах – приоритетное использование магистральных нефтепроводов как основных источников сырья и, соответственно, проблематика согласования «врезки».

Четвертый по значимости проект, как считают специалисты того же департамента – это названный выше проект БДУ «Энергостройснабэкспертизы» на разрезе «Черниговец». Принятие решения о строительстве установки мощностью 60 тыс. т. нефти в год было принято руководством компании после тестовой эксплуатации менее производительной БДУ в Кемерове. В дальнейшем производительность НПЗ планируется увеличивать.

Соглашаясь с мнением многих аналитиков, скажем и еще об одной причине низких темпов и задержек строительства многих мини-НПЗ в регионе, да и вообще в России. К сожалению до сих пор надежные отечественные технологии для НПЗ мощности 100 тыс. – 1 млн. т. – в большом дефиците. Как следствие – российские нефтепромышленники заключают договора о проектировании установок с иностранными фирмами. За примерами далеко ходить не надо. В случае с российскими разработчиками – довольно проблематично найти отечественную проектную фирму, способную разработать не отдельное производственное звено, а весь комплекс технологий в целом. Проблема же сведения таких «звеньев» в одно целое, составляющее полноценный, готовый к эксплуатации мини-НПЗ, сводит на нет экономические преимущества сотрудничества с отечественным производителем.

Традиционные трудности согласования подобных предприятий, проблемы инвестирования конечно же имеют место быть. Однако большинство экспертов уверены, что именно эффективное решение технологических проблем – ключ к процветанию отрасли.

ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИ-НПЗ В РС (Я)

По данным топливно-энергетического баланса (табл.1), составленного Институтом физико-технических проблем Севера СО РАН (Н. А. Петров) ежегодная потребность Республики Саха (Якутия) в нефтепродуктах превышает 1,7 – 1,8 млн. т. и этот показатель будет ежегодно возрастать. В том числе потребность Западно-Якутского энергорайона составляет около 350 тыс. т. у. т., Центрально-Якутского 680 тыс. т. у. т, Южно-Якутского около 400 тыс. т. у. т и Северного 210 тыс. т. у. т.

Объемы завоза нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия)

Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия)

Наибольшие сложности возникают в топливообеспечении Северного энергорайона, который, характеризуется практическим отсутствием автомобильных дорог, сложными природно-климатическими условиями, небольшой численностью населения, разбросанностью и удаленностью населенных пунктов от крупных промышленных центров. В структуре потребления топливных ресурсов преобладает дизельное топливо.

Доля выработки электроэнергии дизельными электростанциями ОАО «Сахаэнерго» в республиканском производстве электроэнергии составляет 6,4%, а затраты на ее производство и распределение 32,8%. При этом топливная составляющая в себестоимости вырабатываемой электроэнергии дизельными станциями доходит до 70%.

Из таблицы 2 видно, что в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов северного энергорайона преобладает дизельное топливо, которое, в основном, используется для выработки электроэнергии на дизельных электростанциях.

Потребность в топливно-энергетических ресурсах северного энергорайона, тыс. т

нефтеперерабатывающий завод саха топливный

В настоящее время практически весь объем дизельного топлива завозится из-за пределов Республики Саха (Якутия).

Считается что, строительство мини-НПЗ и мининефтеперерабатывающих установок экономически целесообразно:

– в местах отдаленных от центров крупнотоннажного производства нефтепродуктов;

– для регионального обеспечения отдаленных от центра предприятий, расположенных вдоль магистральных нефтепроводов большой протяженности. Поэтому, с началом строительства нефтепровода ВСТО возникают новые перспективы строительства миниНПЗ для нужд потребителей Республики Саха. Очевидно, что экономические показатели становятся более привлекательными, за счет:

– значительного сокращения сроков строительно-монтажных работ;

– относительно небольших капитальных вложений;

К положительным моментам можно отнести:

– дополнительные доходы в местные бюджеты;

Следует сказать, что в последнее время появились, принципиально новые технологии минипереработки тяжелых углеводородных фракций, такие как:

– технология «Висбрекинг – Термакат» (г. Уфа, НПЦ «Термакат»). Максимальный выход светлых продуктов до 93% на нефть или 65-85% на мазут, в остатке неокисленные битумы. С 4 квартала 2008 года в Тюменской области ведутся пуско-наладочные работы на мини-НПЗ мощностью 80 тысяч тонн в год.

– технология «БИМТ» (Институт Катализа СО РАН, г Новосибирск). Опытно-промышленые испытания прошли в ОАО «НИПИ газопереработка» в г. Краснодар. В настоящее время в нескольких сибирских регионах прорабатываются варианты строительства НПЗ с использованием технологий «БИМТ». НПО «Катализ» (г. Ангарск). Выход светлых нефтепродуктов с качественными параметрами до 75-80%. Эксплуатируются мини-НПЗ в Красноярске, Магнитогорске, Ангарске;

– технология «Тирус» (г. Димитровград, Ульяновской области, НПЦ «Тирус»). В Нижегородской области строится мини-НПЗ мощностью 140 тысяч тонн в год с использованием блока «Тирус»;

– технология ЗАО «Эволюция» (г. Барнаул) для мини-НПЗ мощностью 10-50 тысяч тонн в год;

– технология мембранного разделения нефти УПН-10(г. Пермь).

По-нашему мнению одной из наиболее приемлемой и эффективной для Якутии является пермская УПН-10, 8 тыс. тн в год.. Она простая, безопасная, недорогая, которая позволяет производить по относительно глубокой схеме переработки нефти 10-15% бензина А-76, 35-45% – дизельного топлива зимней и летней марок по ЕВРО-3и 4 и мазутное топливо. Так например, при эксплуатации УПН-10 в г. Мирный, Оленек, Сунтар срок окупаемости установки чуть более 6 месяцев.

Также миниустановки в комплексе с современными модульными установками очистки нефтезагрязненных сред (почва, вода и др.) должны стать экологическими центрами для защиты природы от возможных аварий на магистральных нефтегазопроводах и нефтегазопромыслах.

Как известно, Президент России Д. Медведев поручил провести проверку всех мини НПЗ на предмет качества производимых топлив, в связи с введением новых регламентов производства топлив по ЕВРО – 3-5.Эксплуатация большинства действующих прямогонных мини НПЗ и миниустановок, будет прекращена.

По классу миниустановок мембранная технология проходит. В настоящее время в республике по классу мини-НПЗ соответствует качественным показателям только проект строительства Иреляхского НПЗ -250, где заложены классические (довольно дорогие), технологии глубокой переработки нефти (каталический крекинг, сероочистка и др.).Тем не менее с учетом транспортных расходов и переработки собственной нефти эксплуатация Иреляхского НПЗ эффективна.

Выбор населенного пункта для установок локального производства нефтепродуктов, имеет важное значение, при этом необходимо руководствоваться следующими условиями:

– объемом и номенклатурой основных потребляемых нефтепродуктов в данном месте и прилегающих к нему населенных пунктов.

– физико-химическими свойствами исходного углеводородного сырья (нефти и газового конденсата) на месте предполагаемого производства нефтепродуктов;

– удобством транспортной схемы доставки нефти и вывоза готовых нефтепродуктов;

– экономической целесообразности размещения малотоннажного производства нефтепродуктов.

– наличием необходимой инфраструктуры для монтажа и эксплуатации модульных мини-нефтеперерабатывающих производств (нефтебаз);

Руководствуясь вышеуказанными соображениями, считаем наиболее целесообразным размещение мини-НПЗ и миниустановок непосредственно в населенных пунктах, потребляющих мазут и другие виды нефтепродуктов, Мирный, Сунтар, Нюрба, Оленек, Ленск, Олекминск, Сангары, Жиганск, Тикси, Алдан, Нерюнгри и в перспективе Чокурдах, Черский, Нижнеянск.

При выборе мощности миниустановок в тех или иных населенных пунктах основным принципом является объем потребности конкретного населенного пункта в котельном жидком топливе ( мазутном топливе) и моторном топливе для среднеоборотных дизелей районных дизельных электростанций, а попутно (до 50%) будет производится автобензин А-76 и качественное дизельное топливо «Евро-4».

Строительство и ввод в эксплуатацию мининефтеперерабатывающих установок в этих населенных пунктах позволит решить сложную проблему топливообеспечения труднодоступных населенных пунктов республики и будет иметь большой социально-экономический эффект.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время в республике нет четко разработанной концепции развития малотоннажной переработки нефти и газа. Назрела необходимость разработки республиканской схемы размещения мини-НПЗ и миниустановок, увязав её с программами модернизации ЖКХ и энергетики, с топливно-энергетического балансом республики, с возможным включением схемы в программы социально-экономического развития вышеуказанных улусов и районов.

Для реализации проекта строительства миниНПЗ и мининефтеперерабатывающих установок нужна всемерная поддержка Правительства и ИЛ Тумэна Республики Саха (Якутия).

1. Ведомственная целевая программа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)

«Развитие электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на период 2007-2011 годы» 2006г.

2. Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия). Часть II Н. А. Петров- Якутск 2006 г.

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму регистрации. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

Предлагаем Вам услуги по написанию индивидуального бизнес-плана «СТРОИТЕЛЬСТВО МИНИ НПЗ».

Детальная проработка проекта и соответствие требуемым стандартам позволит использовать бизнес-план для следующих целей:

В качестве рабочего инструмента при реализации проекта;

Для получения финансовых ресурсов от частных инвесторов;

 Для представления проекта в кредитные учреждения.

Обращаем Ваше внимание, что Вы можете дополнительно согласовать сроки и стоимость разработки бизнес-плана.

3.4.Характеристики закупаемого оборудования (техники)

4.1.Обзор рынка продуктов производства НПЗ в СФО

5.АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ И ЗАКУПОК СЫРЬЯ

5.1.Рынок сырья, материалов и комплектующих

6.1.Организационно-правовая форма реализации проекта

6.4.Правовые вопросы осуществления проекта

7.1.Условия и допущения, принятые для расчета

7.2.4.Номенклатура и цены сырья, материалов и пр.

7.2.5.Калькуляция прямых материальных затрат

7.2.6.Численность персонала и заработная плата

7.2.9.Нормы оборота текущих активов и пассивов

7.5.Потребность в первоначальных оборотных средствах

7.7.Расчет прибылей, убытков и денежных потоков

7.8.Источники, формы и условия финансирования

7.9.Оценка экономической эффективности проекта

Приложение. Таблицы, графики, варианты расчетов, документы.

Работы по установке возможны практически
по всей территории РФ. Уточнять по тел. или
ЛС.

Имеются все сертификаты соответствия и
ГОСТы. (Все сканы предоставляются для
заинтересованных лиц.)

Компания ООО “ПК “ТЕХНОЛОГИЯ”
предоставит полный комплекс услуг, по
строительству, монтажу и вводу в
эксплуатацию установки для переработки
углеводородного сырья, с последующим
техническим обслуживанием.

Установка имеет номинальную
производительность 30 тонн/сутки, состоит из
двух частей:

1— Каталитический блок, совмещённый с
насосом и блоком охлаждения.

Бензин. Из установки выходит бензин с
октановым числом по моторному методу 68-
70, пригодный для компаундирования
автомобильных бензинов, который можно
незначительными усилиями довести до
параметров ГОСТа.•

Дизельное топливо. Обычно имеет
температуру застывания от -50 до -60°С. Им
зимой разбавляют летнее ДТ, температура
вспышки в пределах ГОСТ 305-82.• широкая
фракция лёгких углеводородов.•

Мазут – тяжёлая низко застывающая
маловязкая жидкость. Идёт на судовое
топливо, очень востребовано речным флотом,
так как обычно это малосернистая жидкость.
Ею разбавляют сернистые и застывающие
мазуты. Некоторые продают как печное
топливо. Удельная теплота сгорания -высокая.

Весь комплекс строительных работ, начиная
от строительства, увязки технологического
оборудования и пуско-наладочных работ мы
выполняем своими силами, привлекая
субподрядные организации только на
специализированные работы. Тщательно
отбираем поставщиков технологического
оборудования и материалов для наших
объектов.

Срок изготовления 4 месяца, и 1 месяц на
доставку, строительно монтажные и пуско-
наладочные работы.

Ориентировочная стоимость установки с
учетом монтажа 8 500 000 (Восемь миллионов
пятьсот тысяч) рублей.

Планируемый расчет доходности в
приложении.(Вышлем по просьбе).

На данный момент завершена одна установка
и введена в эксплуатацию. Вторая установка в
процессе монтажа.

Добавить комментарий