Углеводороды | строительство нпз

строительство нпз

Установки от экстрасенса 700х170

Омский нефтеперерабатывающий завод. Установка гидроочистки бензинов каталитического крекинга

Правительство Новосибирской области поддержало строительство в Барабинске нефтеперерабатывающего завода. Собственные мощности по производству автомобильного топлива уже запустили в Кемерово и Томске. Региональные власти тем самым пытаются значительно пополнить местные бюджеты. Однако, по мнению экспертов, все эти проекты столкнутся с проблемой — нехваткой нефти

По сообщению пресс-службы правительства Новосибирской области, генеральный директор ООО «Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Барабинский» Александр Осьминин представил вице-губернатору Новосибирской области Андрею Ксензову проект строительства предприятия мощностью годовой переработки трех миллионов тонн нефти для производства автомобильного топлива стандарта «Евро-5». «НПЗ Барабинский» планируется разместить на границе с Омской областью в городе Барабинске. Стоимость проекта составит 45 млрд рублей. Начало строительства запланировано на весну 2014 года. Поставщиком нефти для будущего предприятия планируется привлечь добывающую компанию «Сургутнефтегаз». Финансироваться проект будет за счет банковских кредитов.

Если «НПЗ Барабинский» пока только в проекте, то совсем недавно в Кемеровской и Томской областях нефтепереработку уже запустили. Один из новых НПЗ — Яйский — построен новокузнецким ЗАО «Нефтехимсервис» в Кемеровской области. Его мощность также три миллиона тонн с перспективой развития переработки нефти до шести миллионов тонн в год. Нефтеперерабатывающий завод в Семилужках губернатор Томской области Сергей Жвачкин в свое время называл приоритетным инвестиционным проектом. Планируемая мощность предприятия — три миллиона тонн в год. Пока завод перерабатывает 600 тысяч тонн, но после технического перевооружения компания «Томскнефтепереработка» намерена выйти на новый уровень — один миллион тонн нефти.

Руководства Новосибирской, Кемеровской, Томской областей активно поддерживают развитие нефтепереработки у себя на территориях в первую очередь из-за возможности значительно пополнить бюджет по примеру Омской области, где расположен главный перерабатывающий актив компании «Газпром нефть» — Омский НПЗ. Перерабатывая свыше 20 млн тонн нефти в год, предприятие является лидером нефтепереработки в стране и основным налогоплательщиком региона. В 2012 году только в областной бюджет, не считая муниципальных отчислений, предприятие выплатило 2,6 млрд рублей. Бюджет Омской области, кроме ОНПЗ, наполняют и другие предприятия «Газпром нефти»: например, в этом году создается отдельное транспорт­но-логистическое предприятие «Газпром­нефть–Транспорт», консолидирующее транспортные потоки региональных продаж. По данным УФНС за прошлый год, три из десяти крупнейших налогоплательщиков региона (как в федеральный, так и в территориальные бюджеты) были предприятиями «Газпром нефти».

Поддерживать и развивать на своих территориях предприятия по переработке углеводородов для региональной власти может быть очень выгодным направлением, однако независимые участники рынка известие о запуске новых нефтеперерабатывающих мощностей в Сибири оценивают осторожно. Омский мини-завод ЗАО «ВСП Крутогорский НПЗ» работает уже около 20 лет. Здесь только недавно удалось выйти на показатель переработки нефти 1,3 млн тонн в год. Предприятие на рынке с ОНПЗ практически не пересекается, выпуская бензин марки «Нормаль-80» и дизельное топливо, применяемое для сельхозтехники.

«Оценить, насколько успешным или неуспешным будет проект «НПЗ Барабиский», очень трудно. Неизвестно, какие технологии и под какую продукцию они намерены купить оборудование. Если действительно под высококачественное топливо, то 45 миллиардов — явно недостаточно. Чтобы запустить такой завод под «Евро 5», нужно намного больше денег», — уверен технический директор ЗАО «ВСП Крутогорский» Евгений Минаев. Собеседник напомнил, что в программе модернизации ОНПЗ до 2020 года компанией «Газпром нефть» запланировано 115 млрд рублей инвестиций.

Как считает один из экспертов, пожелавший остаться неизвестным, поддержка строительства новых НПЗ со стороны глав сибирских регионов — «это проявление межрегиональной конкуренции».

«Перед губернаторами стоит задача развивать производства, наполнять бюджеты. Это важный параметр оценки работы. Считается, что нефтепереработка приносит быструю отдачу, много денег. Тем более, известно, что наличие НПЗ в Омской области — предмет многолетней зависти глав соседних регионов. Они все давно хотели построить у себя по нефтезаводику. «Труба» рядом. Вот — пробуют», — заметил собеседник.

В Кемеровской области доходы в бюджет поступают в основном от угледобывающих и металлургических компаний. В Томской области главными налогоплательщиками остаются добывающие компании ОАО «Томскнефть ВНК» и ООО «Газпромнефть–Восток». В Новосибирской области основой поступлений в бюджет является налог на прибыль, на добавленную стоимость и на доходы физических лиц. Любой из перечисленных регионов теоретически имеет равные возможности доступа к «трубе». И, поддержав строительство у себя на территории нефтеперерабатывающих мощностей, власти сразу смогут отчитаться в работе по диверсификации экономики и получить дополнительные доходы, которые со временем обещают только увеличиваться.

Однако наличие «трубы» в Западной Сибири еще совсем не означает, что из нее легко взять нефть. «Это очень затруднительно сделать. На государственном уровне подписан контракт на поставки нефти в Китай. «Роснефть» должна обеспечить выполнение этих серьезных обязательств и еще загрузить сырьем строящийся в Находке нефтехимический комплекс. Так что нефть пойдет на восток и ее излишков не ожидается», — считает аналитик агентства RUSEnergy Михаил Крутихин. В этом плане Омская область опять остается в выигрыше: поставки сырья на Омский НПЗ в полном объеме обеспечивает «Газпром нефть» с принадлежащих компании месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Для остальных регионов еще предстоит решить проблему регулярности поставок сырья на свои нефтеперерабатывающие предприятия.

В Западной Сибири действуют три крупных нефтепере­рабаты­вающих завода: Омский, Ачинский, Ангарский

Омский НПЗ основан в 1955 году. В 2006 году завод вошел в состав вертикально-интегрированной компании ОАО «Газпром нефть». На нынешний день установленная мощность завода составляет свыше 20 млн тонн нефти в год. Глубина переработки нефти в 2012 году составила 88,83%, этот показатель является одним из лучших в отрасли. В 2012 году «Газпромнефть-ОНПЗ» произвел 4,7 млн тонн автомобильных бензинов. Доля высокооктановых бензинов — 88%. Выпуск бензинов четвертого и пятого экологических классов увеличился до 2,38 млн тонн, что более чем в 30 раз выше показателей 2011 года.

Предприятие выпускает автомобильные бензины, топливо для дизельных и реактивных двигателей, бытовой газ, топочный мазут, бензол, толуол, ортоксилол, параксилол, битум, кокс, техническую серу. Омский НПЗ — единственный отечественный производитель катализаторов крекинга.

Ачинский нефтеперерабатывающий завод является единственным крупным нефтеперерабатывающим предприятием в Красноярском крае. Завод введен в эксплуатацию в 1982 году. Приобретен НК «Роснефть» в мае 2007 года. Мощность НПЗ составляет свыше восьми миллионов тонн нефти в год. Глубина переработки — около 63%. Вторичные перерабатывающие мощности включают установки каталитического риформинга, гидроочистки реактивного и дизельного топлив, битумную и газофракционную установки. Специализация завода — производство моторного и авиационного топлива. Выпускает более 100 наименований нефтепродуктов, которые реализуются в Красноярском крае и соседних регионах, а также поставляются на экспорт.

Ангарский НПЗ, построенный в конце 1950 годов, приобретен НК «Роснефть» в мае 2007 года. Находится в Иркутской области и перерабатывает западносибирскую нефть, поставляемую по трубопроводу «Омск–Ангарск». Вторичные перерабатывающие мощности завода включают установки каталитического крекинга, замедленного коксования, риформинга, гидроочистки бензинов и дизельного топлива, битумную установку. Мощность НПЗ составляет 11 млн тонн нефти в год. Глубина переработки — свыше 78%. НПЗ выпускает более 200 видов продукции, в том числе бензин, дизельное топливо, реактивное топливо, различные марки битума, кокса и масел. Продукция реализуется на внутреннем рынке и поставляется за рубеж. Также Ангарский НПЗ ежегодно поставляет в качестве сырья 600—700 тыс. тонн прямогонного бензина для установки пиролиза на Ангарском заводе полимеров, который технологически связан с НПЗ и является его дочерним предприятием.

Яйский НПЗ «Северный Кузбасс» – крупнейшее промышленное предприятие, построенное в Кемеровской области за последние годы. Оно призвано сократить острый дефицит топлива и смазочных материалов в Алтае-Саянском регионе. Проектная мощность переработки первой очереди – 3 млн тонн, введение второй очереди позволит вдвое повысить выпуск продукции.

Кемеровская область является крупным промышленным кластером юга Сибири. Потребности в бензине, дизеле и других ГСМ постоянно возрастают. Учитывая перспективу дальнейшего роста производственного сектора, в 2008 принято принципиальное решение построить на севере области новый нефтеперерабатывающий комплекс.

Основным инвестором выступило ООО «НефтеХимСервис», вложившее в возведение уникального завода 63 млрд рублей. Работы лично курировал губернатор Аман Тулеев. Летом 2013 заработала первая очередь НПЗ, активно ведутся работы по сооружению второй очереди. Суммарная мощность Яйского НПЗ составит 6 млн тонн перерабатываемой нефти ежегодно. Глубину переработки планируется довести до 93%, что является отличным показателем. В будущем предполагается строительство третьей очереди.

Яйский нефтеперерабатывающий завод построен с нуля на пустом месте, вдали от промышленных центров. Его окрестили «Индустриальным чудом Южной Сибири». На огромной территории 60 га рассредоточены производственные цеха, товарно-сырьевые парки, многокилометровые сливо-наливные эстакады, очистные сооружения, блок оборотного водоснабжения, транспортные узлы и прочие объекты.

Промышленные корпуса и инфраструктура второй очереди займут еще 7 га. Уже заложены фундаменты под эстакады, здания и сооружения. В ближайшее время планируется ввести установку вакуумной перегонки мазута производительностью 1 600 000 т. Она позволит поднять глубину переработки до 75% и увеличить производство средних дистиллятов нефти (газойля и других) с высокой добавленной стоимостью.

Кемеровская область – Кузбасс – является ведущим угледобывающим регионом России. Ни опыта нефтепереработки, ни подходящих специалистов не было. Областная администрация и инвесторы столкнулись с рядом трудноразрешимых задач: кадровых, производственно-технологических, логистических. Все они были оперативно решены.

Первоначально возникли вопросы с закупкой сырья, но благодаря новым правительственным постановлениям завод может получать нефтепродукты со всех месторождений Сибири как по магистральному трубопроводу, так и железнодорожным транспортом. Яйский нефтеперерабатывающий завод располагает собственной погрузочно-разгрузочной станцией.

  • установку ЭЛОУ-1 по первичной нефтепереработке;
  • установку гидроочистки дизельного топлива;
  • гидрокрекинг;
  • установку замедленного коксования;
  • систему аминовой очистки от сероводорода;
  • риформинг с блоком изомеризации;
  • серопроизводящую установку;
  • хозяйственные объекты;
  • пункт приема и сдачи нефти;
  • железнодорожную станцию полного цикла, включающую эстакады по отгрузке нефтепродуктов и приемке сырой нефти;
  • трубопроводную систему длиной 7,5 км, соединяющую нефтеперекачивающую станцию Анжеро-Судженска с Яйским НПЗ.

Установленное оборудование позволяет получать бензин марок АИ-92 и АИ-95, соответствующий европейскому стандарту качества. Яйский НПЗ выпускает:

Проектировщики постарались свести к минимуму «человеческий фактор», доверив производственный цикл «искусственному интеллекту». Весь техпроцесс переработки нефти выводится на большой экран зала централизованного управления. Операторы отслеживают в реальном времени все параметры работы завода. Любые внештатные изменения технологического режима отслеживаются специальной программой, оповещающей специалистов сигнализацией о возможных проблемах.

В будущем увеличение глубины переработки до 93% позволит отказаться от производства топочного мазута, обладающего низкой добавочной стоимостью. Взамен помимо перегонки топлива будет выпускаться высокотехнологичная продукция: комовая сера, малосернистый нефтяной кокс, вакуумный газойль и другие позиции. Впоследствии ЯНПЗ планирует довести качество выпускаемого дизтоплива до стандартов Евро-5.

Яйский НПЗ является образцом предприятий будущего. Здесь внедрены наукоемкие автоматизированные технологии, в результате сложнейшее оборудование обслуживает на удивление малое количество работников. Оптимизация кадров достигнута за счет широкой специализации рабочих и ИТР: помимо основной они осваивают смежные специальности.

Завод позволил значительно сократить безработицу в регионе, обеспечив занятостью порядка 2000 человек. Большинство сотрудников предприятия приезжают из соседнего города Анжеро-Судженск. Около завода находится населенный пункт Яя. Поселок, возникший в 1897 году, насчитывает более 10000 жителей.

Чтобы работать на Яйском НПЗ, необходимо пройти переподготовку, повысить квалификацию. Этим занимаются ряд учебных заведений региона: Ачинский техникум нефти и газа, Анжеро-Судженский политехнический колледж и другие.

Дальнейшее развитие ЯНПЗ расписано до 2025 года. Сейчас вводится в эксплуатацию новый вакуумный блок стоимостью 5 млрд рублей. На очереди – системы изомеризации и риформинга (25 млрд руб.). Запуск этих установок позволит повысить качество бензина до «честных» АИ-92 и АИ-95.

До 2020 года планируется смонтировать установку замедленного коксования стоимостью 18 млрд руб. Она необходима для производства кокса и серы. К 2025-му руководство рассчитывает вдвое увеличить объем перерабатываемой сырой нефти за счет увеличения номенклатуры готовой продукции, установки новых систем, увеличения глубины переработки. Также к 2015-му будет построена новая установка гидроочистки. Впрочем, развитие предприятия не заканчивается на этом. Уже сейчас разрабатываются проекты расширения: ввода третей и четвертой очередей.

Яйский НПЗ – это решение глобальных проблем с обеспечением южных регионов Сибири топливом. Кемеровская область потребляет около 3,5 млн тонн нефтепродуктов. После ввода 2-й очереди завод покроет потребности как Кузбасса, так и соседей. Соответственно, бюджет получит весомую прибавку.

Сегодня большую часть ГСМ завод реализует в Кемеровской области. Таким образом, регион обретает независимость от внешних поставщиков бензина и дизеля, диктующих невыгодные условия хозяйствования. Также уменьшилась реализация низкосортного топлива с полулегальных «мини-НПЗ», наблюдается нормализация рынка нефтепродуктов.

Настоящим проектом планируется строительство нефтеперерабатывающего завода в поселке Торгили Тюменской области – «Торгилинский НПЗ» – на базе модульной нефтеперерабатывающей установки с объемом переработки 500 тысяч тонн сырой нефти в год с целью:
– создания высокорентабельного производства нефтепродуктов;
– замены привозных нефтепродуктов на производимые внутри области;
– получения прибыли от производственной деятельности;
– создания новых рабочих мест.
Земельный участок для строительства выделен и оформлен в собственность.
Нефтеперерабатывающий завод планируется построить в поселке Торгили Тюменской области на расстоянии 28 км по прямой линии от города Тюмень, расстояние по автодороге от г. Тюмени до поселка Торгили примерно 42 км.
Выбор площадки под строительство обоснован тем, что рядом находится головная нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Торгили», входящая в систему ОАО «АК» «Транснефть». ЛПДС «Торгили» имеет резервуарный парк, который имеет общий объем до 180 тысяч кубических метров. ЛПДС «Торгили» обслуживает два магистральных нефтепровода:
1) Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск (УБКУА),
2) Нижневартовск – Курган – Куйбышев (НКК).
К выбранной площадке под строительство завода автомобильные подъездные пути, а также рядом – на расстоянии 1 000 метров проходит железная дорога.
Все технологическое оборудование спроектировано и изготовлено. Стоимость проектирования, изготовления и монтаж технологического оборудования составляет 3 000 млн. рублей.
Срок окупаемости с начала реализации проекта составляет 3 года, а с начала производства продукции – 24 месяцев.

ПРОРАБОТАННЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА:

1. ТЭО строительства Торгилинского НПЗ в Тюменской области, «Технико-экономическое обоснование строительства нефтеперерабатывающего завода», разработчик АООТ «Научно-исследовательский и проектный институт нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности АО «ВНИПИНефть», 1995 г.;

2. Рабочий проект на строительство внешнего ж.д. транспорта Торгилинского нефтеперерабатывающего завода, 1995 г. (изготовлено АП «Уральский Промтранспроект»);

3. Рабочий проект на строительство внешней автомобильной дороги Торгилинского НПЗ, 1995 г. (изготовлено ПИО «Тюменьдорпроект»).

При разработке генеральных планов НПЗ и НХЗ необходимо обеспечить наиболее благоприятные условия для производственного процесса, рациональное и экономное использование земельных участков. В генеральных планах НПЗ предусматривается: функциональное зонирование территории с учетом технологичеcких связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований; рациональные инженерные связи внутри предприятия, а также между предприятием и жилым поселком; возможность осуществления строительства очередями или пусковыми комплексами; защита подземных вод и открытых водоемов от загрязнения сточными водами и отходами. Следует также учитывать природные особенности района строительства (температуру воздуха и преобладающее направление ветра, возможность больших снегоотложений и т. д.).

Важным показателем рациональности решения генерального плана является плотность застройки, представляющая собой отношение площади застройки к площади предприятия в пределах ограды. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая открытые технологические, санитарно-технические и энергетические установки, эстакады, площадки погрузо-разгрузочных устройств, подземные сооружения, склады. Глава СНиП П-89–80 «Генеральные планы промышленных предприятий» предусматривает, что плотность застройки НПЗ и НХЗ должна быть не ниже 46%. Размещение технологических объектов на генплане должно отвечать последовательности переработки сырья в технологическом потоке — от головного производства (AT и АВТ на НПЗ, установки пиролиза на НХЗ) к объектам приготовления и отгрузки товарной продукции. Технологические потоки при разработке генеральных планов направляют параллельно один другому и перпенди-кулярно направлению развития предприятия, что позволяет автономно развивать строящиеся и эксплуатируемые комплексы.

Генеральный план НПЗ и НХЗ должен предусматривать деление территории предприятия на зоны с учетом функционального “назначения отдельных объектов. Зоны формируются таким образом, чтобы свести к минимуму встречные потоки, обеспечить выполнение норм и правил техники безопасности и промышленной санитарии.

На современных НПЗ И НХЗ выделяют следующие зоны: предзаводскую , производственную, подсобную, складскую, сырьевых и товарных парков.

В предзаводской зоне размещают заводоуправление, учебный комбинат, здравпункт или поликлинику, общезаводскую столовую, пожарное депо, газоспасательную станцию и т.п. Генеральный план предзаводской зоны приведен на рис. 1.2. В предзаводской зоне наряду с решением общей объемно-пространственной композиции зданий следует предусматривать дополнительные элементы благоустройства. Разделение корпусов в предзаводской зоне осуществляется по функциональным признакам. Заводоуправление блокируется с машиносчетной станцией и АТС, столовая — с учебным комбинатом. Здания пожарного депо, газоспасательной службы, поликлиники, проходной удалены от административного блока, так как они непосредственно связаны c основной транспортной магистралью, идущей на завод.

Рис 1.2. Генеральный план предзаводской зоны:

1– заводоуправление с конференц-залом; 2.– машиносчетная станция и АТС; 3 — столовая; 4 — учебный комбинат; 5 — поликлиника; 6 — проходная с караульным помещением; 7 — пожарное депо и газоспасательная станция; 8 — навес для велосипедов; 9 — автобусная стоянка; 10 — стоянка для автомобилей.

Для создания оригинального архитектурного решения рекомендуется выделять отдельные объемы зданий, а здание заводоуправления сооружать с повышенной этажностью. На рис. 1.3 приведено архитектурное решение предзаводской зоны одного из современных НПЗ.

Проходные пункты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1,5 км один от другого, поэтому на наиболее крупных НПЗ и НХЗ предусматривается несколько предзаводских зон в зависимости от числа входов и выходов.

Производственная зона занимает 25–30% общей площади завода, В ней размещаются большинство технологических установок предприятия, объекты общезаводского хозяйства (узлы оборотного водоснабжения, насосные станции систем канализации, трансформаторные подстанции, воздушная и азотная компрессорные, факельное хозяйство, лаборатория и т.д.).

Рис. 1.3. Архитектурное решение предзаводской зоны НПЗ.

Основными принципами построения этой зоны являются поточность прохождения продуктов, расположение объектов с учетом преобладающего направления ветров, использование рельефа.

Подсобная зона предназначена для размещения ремонтно-механических, ремонтно-строительных, тарных цехов и других зданий, а также сооружений подсобно-производственного назначения. Зон подсобных сооружений на генплане НПЗ и НХЗ может быть несколько, поскольку размещение подсобных сооружений зависит от тяготения к тем или иным прочим объектам и зонам. Например, гаражи, ремонтно-механические цеха, в которых занято большое количество производственного персонала, тяготеют к предзаводской зоне, где находятся остановки городского пассажирского транспорта; бытовые помещения и пункты питания располагают в обособленных зонах с учетом радиуса обслуживания.

В складской зоне находятся склады оборудования, смазочных масел, реагентное хозяйство. К этой зоне, для объектов которой требуются железнодорожные пути, тяготеют также объекты производственного и подсобного назначения, для которых необходим железнодорожный транспорт: установки по производству битума, серы, серной кислоты, установка замедленного коксования.

В зоне сырьевых и товарных парков размещают резервуарные парки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, насосные и железнодорожные эстакады, предназначенные для приема сырья и отгрузки товарной продукций.

Зоны, для обслуживания которых необходим железнодорожный транспорт (складская, сырьевых и товарных парков), следует размещать ближе к периферии завода с тем, чтобы сократить число железнодорожных вводов, уменьшить протяженность путей, свести к минимуму пересечение железными дорогами инженерных сетей и автодорог.

При размещении на генплане энергоемких объектов следует максимально приближать их к источникам пароснабжения (ТЭЦ, котельным) с тем, чтобы сократить протяженность магистральных .паропроводов.

Размещение на генеральном плане технологических установок должно обеспечить поточность процесса, свести к минимуму протяженность технологических коммуникаций, исключить по возможности встречные потоки. При разработке компоновки технологических установок аппаратура и внутрицеховые трубопроводы размещаются таким образом, чтобы обеспечить вход сырья и выход готовой продукции с одной стороны. Располагая установку на генплане, стремятся к тому, чтобы вход сырья и выход продукции находился со стороны коммуникационного коридора.

Строительство НПЗ и НХЗ ведется комплексами, в состав которых включаются одна или несколько технологических установок и объекты общезаводского хозяйства. При компоновке генерального плана следует стремиться к тому, чтобы объекты, одного пускового комплекса размещались в наименьшем числе кварталов. Необходимо размещать объекты к кварталах- таким образом, чтобы обеспечивалась комплексная застройка заводских кварталов и не приходилось неоднократно возвращаться к сооружению объектов в ранее застроенных кварталах.

Производственные, вспомогательные и складские здания при проектировании НПЗ и НХЗ рекомендуется объединять в более крупные во всех случаях, когда такое объединение допустимо по технологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам.

Расположение зданий и сооружений на генплане должно исключить распространение вредных выбросов, способствовать эффективному сквозному проветриванию промшющадки и межцеховых пространств.

Территория нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий при проектировании разбивается сеткой улиц на кварталы, имеющие, как правило, прямоугольную форму. Размеры кварталов назначаются в зависимости от габаритов технологических установок, однако площадь каждого квартала не должна превышать 16 га. Длина одной из сторон квартала не должна быть более 300 м. Расстояние между объектами, расположенными в соседних кварталах, следует принимать не менее 40 м.

При проектировании необходимо обеспечивать хорошую про-ветриваемость кварталов, избегать строительства внутри кварталов зданий П- , Ш- и Т-образной конфигурации.

Ширину улиц и проездов НПЗ и НХЗ определяют с учетом технологических, транспортных, санитарных и противопожарных требований, размещения инженерных сетей и коммуникаций.

Наименьшие расстояния между зданиями, наружными установками и сооружениями предприятия, регламентированы «Противопожарными нормами проектирования предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. ВНТП-28–79 Миннефтехимпром СССР».

Используемый при проектировании современных НПЗ и НХЗ секционно-блочный метод компоновки генерального плана , предусматривает объединение в блоки установок, на которых осуществляются одноименные процессы.

Так, на двух НПЗ, строительство которых было начато в 1960–65 г. г., все установки первичной перегонки расположены в одну линию вдоль продольной оси и занимают группу кварталов, разместившихся в непосредственной близости от ограды- предприятия. Следующую линию кварталов занимают установки каталитического риформинга, также размещенные в соседних кварталах вдоль продольной оси. Далее располагаются установки гидроочистки, производства масел, серы. На другом предприятии, генплан’ которого приведен на рис. 6.4, в одну линию вдоль продольной оси размещены две комбинированные установки по переработке нефти типа ЛК-6у; в следующей линии расположены установки вторичной переработки, автоматическая станция приготовления товарной продукции, узлы оборотного водоснабжения и другие объекты производственной зоны. В восточной части завода к этой зоне примыкают подсобная и складская зоны, в которых находятся ремонтно-механический цех, база оборудования дирекции. Третью и четвертую линии составляют товарные и сырьевые парки.

Рис. 1.4. Генеральный план НПЗ:

1-комбинированные установки по переработке нефти; 2-установки вторичной переработки 3-товарные парки; 4 -парки нефти; 5-узлы оборотного водоснабжения; 6-автоматические станции смешения; 7 – ремонтно-механическая база; в – база оборудования; 9-факелмые свечи; 10- факельное хозяйство; 11-железнодорожные наливные эстакады; 12 -товарные насосные; 13 – топливное хозяйство; 14 – реагентное хозяйство; 15 -воздушные компрессорные; 16 — заводоуправление.

Поделиться ссылкой: