Принципы размещения предприятий
Одна из важнейших проблем рыночной экономики – рациональное размещение предприятий. Месторасположение предприятия означает страну, регион, город, район, где расположены его здания, сооружения, основные фонды.
Принципы размещения предприятий – это совокупность требований, предъявляемых к месту и развитию инфраструктуры, где должно быть расположено предприятие.
При выборе места расположения предприятий любое решение должно приниматься с учетом перспективы развития технологии, транспортных коммуникаций, диверсификации производства.
В числе принципиальных факторов, воздействующих на выбор местонахождения предприятия, следует указать:
обеспечение трудовыми ресурсами;
обеспечение сырьем и материалами;
наличие развитой инфраструктуры рынка;
отсутствие значительного числа конкурентов;
Обеспечение трудовыми ресурсами. Должно быть в наличии требуемое число работников с соответствующими навыками при определенном уровне зарплаты. Обычно на первом этапе используют местное предложение неквалифицированного труда.
Необходимы местные мощности или возможности для их создания которые требуются для обучения и переподготовки работников. Если регион развивается вокруг промышленных центров, должна существовать специализация труда. Если персонал будет перемещаться вместе с предприятием, то потребуются удовлетворительные жилищные условия, наличие городского или специализированного транспорта. Регионы, обладающие условиями для отдыха (клубы, театры, развлечения), более привлекательны для персонала.
Обеспечение сырьем. Близость к источникам сырья признана предопределяющим фактором для расположения предприятий многих отраслей. Нахождение вблизи источников сырья сокращает затраты на его транспортировку. Должна приниматься во внимание и близость к портам импортируемого сырья.
Транспортные магистрали. Транспортные расходы могут обусловить расположение предприятия вблизи основных источников сырья или рынков. Для предприятий с крупными экспортными заказами близость к докам особенно необходима при производстве крупнотоннажных изделий. При выпуске экспортных товаров небольшой массы или россыпью также важна близость к аэродрому. Основным транспортным средством обеспечения внутреннего рынка служат железные дороги, которые обеспечивают частные подъездные пути, услуги по доставке и т. д. Низкие расходы на автотранспорт, развитие доставки на дом делают его важным средством промышленного транспорта. Развитие контейнерных перевозок, сочетание различных видов транспорта помогают снизить остроту проблемы расположения предприятия.
Развитие инфраструктуры. Важнейшими учитываемыми услугами признаются газ и электричество, вода, дренаж и утилизация отходов.
Энергообеспечение. Источники энергии и линии электропередач существенны для расположения предприятий, так как позволяют экономить, средства на обеспечение их электроэнергией.
Вода может требоваться в производственных процессах, ее доступность., степень чистоты и мягкости существенные факторы при расположении некоторых производств.
Утилизация отходов является главной проблемой и фактором, воздействующим на расположение предприятий. Необходимо учитывать общественное мнение, решения центральных и местных властей о защите окружающей среды и т. п.
Побочные продукты. Готовый рынок для любого побочного продукта служит хорошим подспорьем. Отходы производства одного предприятия могут быть сырьем для другого. Например, побочные продукты молокозавода используются для производства комбикормов.
Коммерческие услуги. Большое значение имеют банковские, рекламные и прочие коммерческие организации, оказывающие услуги предприятию.
Правительственные льготы. Очень важным фактором является правительственная помощь, которая предназначена для новых отраслей в менее развитых районах.
Значительную помощь предприятиям оказывает правительство в виде следующих льгот:
1. Дотации для новых сооружений и рабочих мест.
2. Займы на благоприятных условиях.
3. Освобождение от налогов при строительстве предприятий для продажи или сдачи в аренду.
4. Определенные субсидии для перевода предприятий или складов на новые территории.
5. Доплаты работникам в некоторых регионах.
6. Скидки за обучение определенных категорий работников.
Близость к рынкам. Этот фактор важен для грузоемких и сыпучих пиров, если нет других, более существенных факторов.
Для субпоставщиков характерна тенденция размещаться поблизости от крупных предприятий, которым они поставляют всю или большую часть своей продукции.
Отсутствие конкурентов. Этот фактор нужно учитывать при выборе месторасположения предприятия с тем, чтобы в данном регионе не было перепроизводства продукции, которая не может быть потреблена в полном объеме населением. Поэтому, чтобы не пришлось ее вывозить в другие регионы, необходимо предусматривать наличие конкурентов.
После выбора месторасположения проблему представляет и размещение предприятия внутри данного региона. После выбора региона и места предприятие должно рассматриваться как работающая единица. Конечно, до начала строительства будут проанализированы и многие другие факторы.
Целью предприятия является производство продукции наиболее эффективным способом. Это означает, что внимание должно быть сконцентрировано на строительстве зданий и сооружений, конструкций, планировке производственных помещений, производственном менеджменте.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9281 – | 7278 – или читать все.
176.50.227.236 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Отходы – это вещества непосредственно не используемые в местах их образования.
С увеличением численности населения, развитием материального производства растут объёмы производственных и бытовых отходов. Некоторые отходы могут быть подвержены регенерации, однако существуют отходы опасные для здоровья человека, которые должны быть нейтрализованы. США производят больше всего отходов – прибл. 520 кг на жителя.
Отходы существуют в разных агрегатных состояниях, поэтому они повсеместно загрязняют водный и воздушный бассейны, почву.
По источникам формирования отходы делят на:
Бытовые отходы – это вещества, которые образуются в процессе жизни людей, а так же отслужившие свой срок предметы быта. Ежегодно в Республике Беларусь образуется более 3 млн. т коммунальных отходов ( приблизительно 300 кг на жителя). При этом лишь около 15 % из них перерабатываются и используются как сырье, остальные же направляются для захоронения на полигоны или же оказываются в прилегающих к населенным пунктам лесах и водоемах.
Проблема утилизации отходов является одной из самых острых в мире, т.к. их объёмы постоянно растут. Современные мусоросжигающие установки перерабатывают около 900 тонн отходов в сутки (к примеру в Швейцарии 75% отходов сжигается). Преймущество сжигания: выделяемый пар используется для теплоснабжения жилых зданий. Однако при сжигании отходов в атмосферу могут попадать чрезвычайно токсичные и стойкие органические загрязнители – диоксины.
Промышленные отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов образующихся в процессе переработки исходного сырья и утратившие потребительские свойства.
Промышленные отходы, как правило, свидетельство нерациональной переработки исходного сырья, что ведёт к истощению минерально-сырьевых ресурсов с одной стороны и к загрязнению окружающей среды с другой.
Количество опасных для здоровья человека отходов постоянно увеличивается. В их состав могут входить радионуклиды, вызывающие мутации. В России суммарная мощность радиоактивных отходов составляет около 4 миллиардов кюри. Приемлемые способы утилизации радиоактивных отходов до сих пор не разработаны.
В Беларуси основная масса отходов приходится на промышленные – 83,5% и соответственно на бытовые – 13,7% и сточные воды – 2,8%.
Главным поставщиком отходов в РБ является ПО «Беларуськалий» в городе Солигорске. Отходы данного предприятия практически не подвержены переработке. Вторым по величине является Гомельский химический завод.
В Японии переработке подвергается 39% отходов. По мнению многих экспертов доля захоронения отходов не должна превышать 10%. Остальная часть должна быть вовлечена в сферу производства.
Высоким уровнем переработки и использования обладают:
1. Отходы пищевых продуктов – 96,4%
Объём токсичных отходов составил свыше 1,5 миллионов тонн. Их них 93% – малоопасные вещества, а 7% – чрезвычайно опасные и умеренно опасные.
Опасные отходы – это группа отходов, образующихся преимущественно на предприятиях химического и машиностроительного профиля. Уровень переработки токсичных отходов в РБ составляет 36%.
Причинами недостаточного использования отходов можно считать:
1. Отсутствие экономически и экологически эффективных способов переработки.
2. Неполная обеспеченность мощностями для переработки отходов.
3. Непостоянный состав, загрязнённость отходов и малое содержание в них полезных компонентов.
4. Высокая стоимость переработки и транспортировки.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области обращения с отходами является закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 года № 271-3 « Об обращении с отходами». Согласно закону, если отдельные фракции отходов, образующихся у граждан, классифицированы, как (а) вторичные материальные ресурсы, (б) требующие специального обезвреживания, (в) запрещенные к захоронению, то юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны создавать условия по раздельному сбору этих отходов.
В свою очередь если способ удаления отходов потребления, установленный жилищно-эксплуатационным предприятием предусматривает раздельный сбор отходов потребления по видам, то граждане обязаны сортировать образующиеся у них отходы. Если в местах проживания населения имеются действующие пункты сбора (заготовки) отдельных видов отходов, граждане обязаны накапливать такие отходы раздельно и доставлять их в эти пункты.
Не все отходы можно выбрасывать в общие контейнеры для сбора отходов. Существуют т.н. исключенные коммунальные отходы (инструкция по организации раздельного сбора, хранения и перевозки коммунальных отходов, утв. Пост. Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ от 30.07.2003 № 26). Это такие отходы, которые по своему виду, количеству и параметрам не могут собираться в общие контейнеры, а так же содержащие в своем составе вещества, обладающие опасными свойствами. К ним относятся:
1. Батарейки и аккумуляторы
2. Ртутные и люминесцентные лампы
4. Бытовая техника и электроника
6. Минеральные масла, лаки, растворители, пестициды и неочищенная тара от них
8. Крупногабаритные строительные отходы и мебель
Исключенные коммунальные отходы должны собираться отдельно в специально отведенных местах и вывозиться согласно разработанной схеме. Например, строительные и крупногабаритные отходы и мебель должны собираться на специально отведенных площадках.
В Беларуси вторичное сырье заготавливается в системе раздельного сбора коммунальных отходов, а так же закупается у населения в заготовительных пунктах. К традиционным видам вторичного сырья можно отнести металлолом, макулатуру, стекло, пластик и текстиль.
Согласно законодательству собственники отходов должны содействовать их использованию, стремиться к образованию отходов в минимальном количестве и по возможности компостировать органические составляющие.
В крупных городах Японии, Китая и Южной Кореи все органические отходы превращают в удобрения, что позволяет в пригородной зоне овощи в достаточном количестве. В Калькутте (Индия) на пищевых отходах выращивается до 20 т рыбы в год. В Японии зола с мусороперерабатывающих предприятий используется для увеличения площади суши. В Швеции банки от пива и соков отправляют на переплавку (стоимость изготовления такой банки из вторичного сырья составляет всего 4% от ее стоимости из нового алюминия).
Таблица 2. Время разложения отходов в естественной природной среде
Вид отходов | Время разложения, лет |
Бумага | 2-10 |
Консервная банка | |
Сигаретный фильтр | |
Полиэтиленовый пакет | |
Пластмасса | |
Стекло | Более 1000 |
Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 265 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Размещение производства и проблема отходов
Одним из важнейших инструментов органов охраны окружающей среды и санэпиднадзора является право налагать запрет на размещение проекта, способного в будущем нанести непоправимый ущерб определенной природной территории, совместно с органами власти принимать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения.
Комплексные экологические требования применительно к каждому отдельному предприятию конкретизируются в его экологическом паспорте.
Экологический паспорт промышленного предприятия — это нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду.
Экологический паспорт разрабатывается предприятием и согласуется с территориальными органами. Основой для него являются основные показатели производств, проекты расчетов ПДВ, нормативы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности.
В экологический паспорт включаются общие сведения о предприятии, об объеме промышленного производства и о технологическом регламенте, т.е. о расходе сырья и вспомогательных материалов по видам продукции и о характере готовой продукции. Такие данные позволяют объективно оценить содержание выбросов предприятия и предполагаемое количество отходов. Информация о выбросах и сбросах, об отходах, образующихся на предприятиях, а также характеристика полигонов и накопителей отходов дается в виде приложения к экологическому паспорту.
Экологический паспорт содержит сведения об использовании земельных ресурсов, данные баланса водоиотребления и водоотведения, расчет платежей за загрязнение окружающей среды. Данные о полученных разрешениях на содержание загрязнений в выбросах и сбросах должны быть в экологическом паспорте. В случае загрязнения природной среды без надлежащего оформления вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхнормативная и плата за загрязнение определяется по нормативам платы за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Таким образом, общие представления об экологическом паспорте предприятия выглядят следующим образом:
- — структура экологического паспорта определяется ГОСТ 17.0.0.04—90 “Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения”;
- — экологический паспорт предприятия представляет комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду;
- — в соответствии с действующим законодательством предприятие в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий подконтрольно местной администрации и органам Минприроды России;
- — экологический паспорт предприятие разрабатывает за счет своих средств и утверждает его руководитель предприятия по согласованию с местными органами власти и территориальным органом Минприроды России, где он регистрируется;
- — экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности;
- — для действующих предприятий экологический паспорт дополняют при изменении технологии производства или замене оборудования.
Введение
По оценке экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность – погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.
Проблема мусора была одной из важнейших экологических проблем больших городов. Но каждый день я наблюдаю, что для нашего небольшого города эта проблема становится всё более острой.
Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку.
Факторы размещения производства
Факторы размещения производительных сил (производства) — совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов. Факторы размещения производительных сил опосредствуют действие принципов размещения производительных сил.
К условиям размещения относятся природная среда, население (производитель продукции и ее потребитель), материально-техническая и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно исторические условия развития производства.
Условия и факторы взаимосвязаны и оказывают непосредственное или косвенное влияние на развитие и размещение отдельных предприятий, отраслей, территориальную организацию хозяйства отдельных регионов.
Различают следующие группы факторов:
Природные, к которым относят количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические характеристики территории. Они играют определяющую роль в размещении добывающей промышленности и топливо-, энерго-, сырье-, водоемких производств. природный отходы утилизация
Социально-экономические, к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.
Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.
Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.
Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7-10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1-3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.
Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1-2% до 15-25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3-4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.
Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.
Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.
Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на 1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности. При этом особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.
Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой — от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 — к районам и местам потребления готовой продукции.
Агроклиматические условия играют определяющую роль в размещении сельскохозяйственной деятельности населения. Специализация и эффективность аграрного сектора экономики России напрямую связана с естественным плодородием почв, климатом, водным режимом территории. Сельскохозяйственная оценка климата основана на сопоставлении агроклиматических условий территории с требованиями различных культурных растений к их факторам жизни и имеет значительные региональные различия.
Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства.
Факторы размещения производства
Факторы, влияющие на размещение производства
Факторы размещения производственных сил представляют собой совокупность внешних условий и ресурсов, правильное использование которых обеспечивает наилучший результат при развитии хозяйственной деятельности и размещения производств.
К наиболее важным факторам размещения производства относят:
- Сырьевой– размещение предприятий в непосредственной близости от источников сырья. Большинство фабрик и заводов строят возле крупных водных объектов, месторождений полезных ископаемых. Благодаря этому происходит экономия времени и финансовых затрат на транспортировку больших объемов грузов, а стоимость готовой продукции будет существенно ниже. Сырьевой фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий по производству цемента, калийных удобрений, лесоматериалов, по обогащению руд цветных металлов.
Многие месторождения природных ресурсов почти полностью опустошены. Это привело к тому, что добывающие предприятия стали осваивать новые места, чаще всего труднодоступные. Например, в настоящее время добыча нефти и газа происходит в заливах и морях. Такие производства требуют больших капиталовложений и сильно загрязняют окружающую среду.
Рис. 1. Добыча нефти в море.
- Топливный– этот фактор оказывает решающее влияние на размещение предприятий, которые в своей работе используют большое количество минерального топлива: мазута, природного газа, угля. К таким отраслям относится химическая промышленность, черная металлургия, теплоэнергетика.
- Энергетический– определяет размещение производств, использующих большие объемы электроэнергии. Такие производства называют энергоемкими. К ним относятся предприятия по изготовлению бумаги, химических волокон, легких цветных металлов. Размещают их поблизости от крупных гидроэлектростанций.
- Трудовой– оказывает влияние на размещение производств, в которых задействовано большое количество трудовых ресурсов, в том числе и специалистов высокого уровня. Такие производства называются трудоемкими. К ним относится овощеводство, рисоводство, производство персональных компьютеров и электронного оборудования, швейное производство. Такие предприятия размещаются в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.
Рис. 2. Производство электронного оборудования.
- Потребительский– влияет на размещение предприятий, производящих продукцию широкого потребления: одежду, обувь, продукты питания, бытовую технику. Они есть практически во всех крупных населенных пунктах.
- Транспортный– этот фактор очень важен для отраслей, чью продукцию нужно поставлять в другие районы. Для снижения дополнительных затрат на транспорт многие производства размещаются рядом с крупными транспортными узлами.
- Экологический– роль этого фактора заключается в негативном воздействии большинства химических производств на окружающую среду. Именно поэтому их нельзя размещать на территории густонаселенных районов. В противном случае к ним применяется более жесткие требования к очистительным технологиям.
Таблица “Факторы размещения производства”
Факторы размещения производства
Отрасли производства
Добывающая промышленность, лесопильные производства, производства по обогащению руд цветных металлов
Теплоэнергетика, черная металлургия, химическая промышленность
Предприятия по производству бумаги и химических волокон
Швейное производство, овощеводство, производство электронного оборудования
Производства продукции широкого потребления
Железнодорожное производство, автомобилестроение
Химические и металлургические производства
Условия размещения производства
Размещение производства также зависит от таких внешних условий как природная среда, население, база по научному и техническому потенциалу, общественно-исторические условия для развития конкретного производства.
Одним из важнейших условий по размещению многих производств, в частности, сельскохозяйственной деятельности, являются агроклиматические показатели. Естественное плодородие почв, водный режим территории, специфика климата во много определяют продуктивность подобных отраслей хозяйства.
Связь между условиями и факторами размещения производства очень велика. Только при грамотном подходе, учитывая все показатели, можно создать максимально эффективное и продуктивное производство.
Что мы узнали?
При изучении темы «Факторы размещения производства» мы узнали, от чего зависит размещение различных производств. Мы выяснили, как внешние факторы оказывают влияние на продуктивность различных предприятий, ознакомились с примерами факторов размещения производств.
Факторы размещения производства
Понятие «фактор размещения производства»
Размещение производственных объектов по территории страны (территориальная структура экономики) является не хаотичным процессом, а явлением, которое подчиняется экономическим законам. Главный закон экономики – повышение эффективности за счет снижения затрат на производство продукции. Снижение себестоимости достигается за счет удачного сочетания целого ряда обстоятельств.
Факторы размещения производства – это совокупность условий и явлений, которые определяют территориальное размещение предприятий и учреждений.
Важную роль играет специфика предприятия. От этого зависит степень влияния того или иного фактора. Самыми важными обстоятельствами, влияющими на размещение предприятий, являются природные и трудовые ресурсы, пути сообщения, природные и исторические условия. Рассмотрим это более детально.
Виды факторов размещения производства и их роль в экономике
Природно-ресурсный (сырьевой) фактор определяется наличием и качеством сырья, условиями его залегания и добычи. Он имеет решающее значение для предприятий добывающей промышленности. Важную роль он играет для материалоемких производств. Кроме того сырьем для ряда предприятий служит готовая продукция других предприятий. Например, для металлоемкого (тяжелого) машиностроения сырьем служит продукция металлургических предприятий, для пищевой промышленности сырьевой базой является сельское хозяйство.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Особая роль среди природных ресурсов принадлежит энергетическим ресурсам (энергетический фактор). Без источника энергии не сможет функционировать ни одна сфера человеческой деятельности.
Водные ресурсы очень важны для населения любой страны. Изначально все населенные пункты размещались возле источника питьевой воды. Вода активно применяется в ряде производственных процессов (металлургия, электроэнергетика, целлюлозно-бумажное производство). В настоящее время сырьевая база европейской части России значительно истощена. Поэтому происходит переориентировка добывающих отраслей на природные богатства Сибири и Дальнего Востока.
Трудовые ресурсы определяют не только наличие производства (без рабочей силы производство невозможно), но и влияет на качество продукции. Чем выше квалификация работников, тем ниже себестоимость и выше качество продукта труда. В местах сосредоточения населения целесообразно размещать предприятия с трудоемкими процессами (точное машиностроение, электроника) .
Этнические особенности населения определяют географию промыслов (производство художественных кружев, платков, роспись фарфора или дерева – Гжель, Оренбург, Хохлома). Обычаи и традиции населения, его религиозные особенности могут влиять и а структуру хозяйства.
В районах распространения ислама в сельском хозяйстве не культивируется свиноводство и переработка свинины.
Важное значение имеет такой фактор, как наличие и близость потребителя. Фактор потребителя определяет специализацию сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения.
Транспортно-географический фактор заключается в наличии удобных путей сообщения, степени развития транспортной сети. Он способствует обеспечению предприятия сырьем, вывозу готовой продукции, формированию интегративных связей между предприятиями и регионами. Выход к международным транспортным коммуникациям способствует активизации экономической и политической жизни регионов. Не зря Петр І боролся за выход России к Балтийскому морю. В портовых городах предприятия имеют более благоприятные условия для погрузки-выгрузки сырья и продукции, чем предприятия, находящиеся в «глубинке» страны.
Научный фактор играет важную роль в развитии современного наукоемкого производства – ракето- и авиастроении, электроники современных нанотехнологий. Поэтому такие предприятия располагаются вблизи крупных научных центров.
Фактор экологической безопасности начал учитываться относительно недавно. Современное производство (особенно предприятия химической промышленности) может выбрасывать большое количество отходов. После гонных и лесных разработок остаются отвалы или заброшенные земли. Нужна четкая программа защиты окружающей среды от выбросов отходов (утилизация отходов, строительство очистных сооружений) и рекультивации земель. Кроме того ряд производств не должен находиться вблизи населенных пунктов (АЭС, предприятия по переработке ядерного сырья и ядерных отходов, химически вредные производства).
Географический фактор учитывает особенности геологического строения территории и ее климатических особенностей. Нельзя строить некоторые предприятия в сейсмически активных зонах. В зоне многолетней мерзлоты строительство и размещение предприятий должно учитывать особенности местности и физико-географических процессов. Условия Крайнего Севера оказывают влияние на людей (рабочую силу). Это и температурные условия, и продолжительность светового дня. Особое значение географический фактор имеет для сельского хозяйства. Он определяет отраслевую специализацию и производительность сельхозпредприятий. Сельское хозяйство, как никакая другая отрасль, зависит от агроклиматических условий местности.
Политико-географическая ситуация тоже играет важную роль в размещении производства. Дружественные связи с сопредельными странами благоприятствуют размещению и развитию хозяйственных объектов, интегративным процессам. Политические и военные конфликты пагубно сказываются на экономике страны, приводят территории в упадок.
Выбор участка размещения полигона твердых бытовых отходов и факторы, учитываемые при принятии решений Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Шеина Светлана Георгиевна, Бабенко Лия Леонидовна
В статье изложены результаты проведенных исследований, вызванных объективной необходимостью разработки инструментария поддержки принятия решений в вопросе выбора участка размещения полигона твердых бытовых отходов . В аспекте градостроительства реализация таких основ связана в первую очередь с решением задач комплексного территориального развития городов. В статье дан обзор современных технологий необходимых для проведения исследований в области выбора участков.
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Шеина Светлана Георгиевна, Бабенко Лия Леонидовна,
Site selection of sanitary landfill’ allocation and the factors involved in the decision-making process
The article presents the results of the research, due to the need to develop tools to support decision-making in the choice of site placement of landfill. In the aspect of urban planning implementation of such a framework is associated primarily with the tasks of integrated spatial development of cities. The paper gives an overview of current technologies necessary to conduct research in the field of site selection.
Текст научной работы на тему «Выбор участка размещения полигона твердых бытовых отходов и факторы, учитываемые при принятии решений»
Институт Государственного управления, Главный редактор – д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 – до 1800)
Шеина Светлана Георгиевна
Ростовский государственный строительный университет Проректор по научной работе и инновационной деятельности
Доктор технических наук, профессор Svetlana Georgievna Sheina Rostov State University of Civil Engineering Vice-rector of Science and Innovative Activity E-Mail: rgsu-gsh@mail.ru
Ростовский государственный строительный университет Начальник отдела формирования экспертизы и сопровождения инновационных проектов
Кандидат технических наук Liya Leonidovna Babenko Rostov State University of Civil Engineering Head of department offormation of expertise and support of innovative projects
05.23.22 – Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов
Выбор участка размещения полигона твердых бытовых отходов и факторы, учитываемые при принятии решений
Site selection of sanitary landfill’ allocation and the factors involved in the decision-making process
Аннотация: В статье изложены результаты проведенных исследований, вызванных объективной необходимостью разработки инструментария поддержки принятия решений в вопросе выбора участка размещения полигона твердых бытовых отходов. В аспекте градостроительства реализация таких основ связана в первую очередь с решением задач комплексного территориального развития городов. В статье дан обзор современных технологий необходимых для проведения исследований в области выбора участков.
Abstract: The article presents the results of the research, due to the need to develop tools to support decision-making in the choice of site placement of landfill. In the aspect of urban planning implementation of such a framework is associated primarily with the tasks of integrated spatial development of cities. The paper gives an overview of current technologies necessary to conduct research in the field of site selection.
Ключевые слова: Полигон твердых бытовых отходов; многокритериальный анализ; геоинформационные технологии; аналитический иерархический процесс; имитационное моделирование систем.
Keywords: Sanitary landfill; multi criteria evaluation; geographical information system analytical hierarchy process; system simulation model.
Твердыми бытовыми отходами (ТБО) являются все отходы, образующиеся в результате человеческой и животной видов деятельности, в основном твердые, и являющиеся бесполезными и нежелательными. Понятие «твердые бытовые отходы» также является
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
термином для описания неликвидных отходов, образуемых населением. В настоящее время проблема ТБО является одной из трех основных экологических проблем в большинстве стран мира, оказывающей негативное влияние на природу и ее самоцель поддерживать жизнь в пределах своих возможностей. Проблема образования и утилизации отходов в Российской Федерации (РФ) продолжает оставаться наиболее острой. В среднем каждый житель РФ производит до 15 т. различных ТБО в год, а в общей сложности накоплено около 7 млрд.т. отходов, из которых 1 млрд.т. – опасные отходы. Например в Москве образуется 20 млн.м3 в год так называемых ТБО и около 5 млн.т промышленных нетоксичных отходов.
Выбор участка размещения полигона твердых бытовых отходов в условиях городской застройки является одним из важнейших вопросов городского планирования, по причине его огромного влияния на экономику и состояние окружающей среды региона. Желание человечества жить в городах оборачивается образованием огромного количества отходов и, к сожалению, проблема твердых отходов растет день ото дня. Захоронение ТБО на полигонах рассматривалось в течение многих лет как наиболее распространенный способ утилизации твердых отходов, образующихся в различных сообществах. И как было отмечено в некоторых источниках, множество факторов должно быть принято во внимание с целью определения участка для организации полигона, с тем, чтобы в дальнейшем такой полигон был способен оказывать минимальное влияние на окружающую среду, и встретил общественное признание. Кроме того, полигоны должны быть спроектированы, а затем эксплуатироваться и рекультивироваться в соответствии с действующими законодательными и нормативнометодическими материалами в области охраны окружающей природной среды [1].
Проведенные исследования показали, что процедура выбора участка должна максимально использовать имеющуюся информацию и результаты этого процесса должны быть приемлемыми для большинства заинтересованных сторон. Планирование и проектирование полигона твердых бытовых отходов включает в себя выбор способа обработки и удаления отходов, размещение твердых отходов и хвостовых остатков отходов, их транспортировка до места переработки и захоронения, и выбор транспортных маршрутов. Кроме того, многие возможные критерии, такие как расстояние от жилых районов и от главных дорог, инвестиционные затраты, объем твердых отходов и наличие участка на склоне должны рассматриваться в процедуре выбора участка размещения полигона.
Размещение самого полигона также является трудным и сложным процессом, требующим оценки многих различных критериев, поскольку данный процесс должен объединить экологические, экономические и социальные факторы. Экологические факторы очень важны, поскольку полигоны могут повлиять на окружающую среду и экологию окрестностей. Экономические факторы размещения полигона включают в себя затраты на разработку проекта, затраты, связанные с функционированием полигона и перевозкой отходов. Социальная и политическая оппозиция рассматривается как самое большое препятствие для успешного строительства объектов переработки и утилизации отходов. Принципы «Не в моем дворе» и «Не в чьем дворе» становятся очень популярными в наши дни, что создает большие трудности для тех, кто принимает решения в выборе наиболее приоритетного участка размещения полигона, на фоне того, что все больше в наше время сталкиваешься с недостаточно подходящими земельными участками.
Очевидно, что многие факторы должны быть рассмотрены при принятии решения о выборе участка размещения полигона и географические информационные системы (ГИС) являются идеальным инструментом для такого рода предварительных исследований в связи с их способностью по управлять большими объемами пространственных данных различных источников.
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Географическая информационная система (ГИС) – это компьютеризированная система, которая предназначена для управления большими объемами пространственно распределенных данных из различных источников. ГИС идеально подходит для исследований в области выбора участков, потому что она позволяет эффективно хранить, извлекать, анализировать и отображать информацию в соответствии с определяемой пользователем детализацией. ГИС широко применяется для снижения издержек, связанных с процессом выбора участка размещения полигона [2].
ГИС часто используется для размещения объектов, и она стала очень важным инструментом для решения задач землепользования. ГИС также может распознавать, соотносить и анализировать пространственное соотношение между отображаемыми объектами, тем самым позволяя политикам связать разрозненные источники информации, выполнять сложный анализ, визуализировать тенденции, результаты проекта и выработать стратегию долгосрочного планирования [3].
ГИС очень полезна как ящик с инструментами для обработки географических данных, однако, список инструментов, предоставляемых ГИС хотя и впечатляет с одной стороны, но не является полным с другой. Например, в большинстве пакетов ГИС функциональные аналитические возможности заключаются в основном в способности выполнять детерминированные наложения и в согласующихся функциях. И пока такие возможности идеально подходят для выполнения пространственного поиска на основе номинально отображающихся критериев, в случае выбора участка размещения полигона они имеют ограниченное применение, так как в этом случае появляется множество критериев и целевых показателей. Интеграция ГИС с аналитическими методами будет ценным дополнением в арсенале ГИС. Прогресс в этой области неизбежен и будущее развитие будет и впредь основываться на улучшении аналитических возможностей ГИС.
ГИС имеет возможность обрабатывать и моделировать необходимые экономические, экологические, социальные, технические и политические ограничения. Многие из атрибутов, участвующих в процессе отбора участков для размещения полигона имеют пространственное представление, и в последние несколько лет это послужило причиной доминирования географических подходов, которые позволяют интегрировать многочисленные атрибуты с использованием географических информационных систем. Процедура выбора участка полигона может извлечь пользу из надлежащего использования ГИС.
Общие преимущества ГИС включают способность: (а) сбора, хранения и обработки пространственных данных, (б) обеспечить огромное количество пространственно привязанных данных и проводить анализ этих данных, (в) легко осуществлять дискретность и оптимизацию анализа; и (г) устанавливать связь результатов моделирования.
ГИС также предоставляет пространственные рамки для анализа землепользования, и она была признана в качестве полезной технологии поддержки принятия решений. Роль ГИС заключается в создании множества допустимых решений, представляющих относительную допустимость участков земли. Тем не менее, это не обеспечивает борьбу с множественными факторами принятия решения. Так в последнее время наблюдается тенденция к интеграции ГИС с другими программными продуктами для лучшего принятия решений в планировании.
Помочь в выборе участка размещения полигона может объединение географической информационной системы и аналитического иерархического процесса (АИП) -структурированной техники принятия комплексных решений. Аналогично, можно использовать теорию нечетких множеств с ГИС для отбора участка строительства полигона. Возможно также применение усовершенствованного методологического аппарата на основе
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
многоцелевого подхода для достижения оптимальной конфигурации региональной системы управления опасными отходами.
Многокритериальная оценка (МКО) используется для принятия мер по решению проблем, с которыми сталкиваются лица, принимающие решения в обработке больших объемов сложной информации. Принцип метода заключается в разделении решения проблемы на меньшие части, анализ каждой части отдельно, и интеграцию частей логическим способом в одно целое [3]. Интеграция ГИС и МКО является мощным инструментом для процесса принятия решения по определению участка размещения полигона, так как с одной стороны ГИС обеспечивает эффективное управление и представление данных, а с другой МКО поставляет последовательную рейтинговую оценку потенциальных участков будущего полигона на основе различных критериев. Существует потенциальная интеграция многокритериальных методов в ГИС в вопросах размещения предприятий по управлению отходами и документально на основе анализа существующей литературы, можно выделить возможности и задачи, стоящие перед лицами, принимающими решения на различных этапах процесса управления предприятиями по утилизации ТБО.
Использование цифрового метода наложения с помощью ГИС позволяет учесть существующие ограничения, а также численные и качественные критерии, применяемые в исследовании. Полученные альтернативные участки оцениваются с использованием моделей многокритериальной оценки. Интегрированная в ГИС модель, применимая для векторных данных, способна обрабатывать цифровые пространственные данные для облегчения анализа размещения полигона. Существует также метод количественного отношения между спросом и предложением подходящих земельных участков для размещения отходов с течением времени, с использованием ГИС и методов моделирования. Были также изучены вопросы создания модели ГИС для размещения полигона, задачей которой является создание транснациональной ГИС выбора участка размещения полигона и которая может быть применима сразу в нескольких странах с одним законодательным полем, с целью создания модели ГИС для размещения нового полигона в течение ближайших нескольких лет.
Подход, основанный на характеристиках способен обеспечить более эффективные и экономичные решения. Выбор компонентов проекта полигона, удовлетворяющих некоторым заданным критериям производительности, возможен с использованием географических информационных систем (ГИС) и имитационного моделирования систем (ИМС). В последнее время с помощью новых разработок в области программных технологий, интеграция ГИС и ИМС технологий в экспертные системы или системы поддержки принятия решений стало важным для решения прикладных задач по проектированию полигонов. ГИС обеспечивает эффективную обработку баз данных и может эффективно выполнить анализ географических данных с целью определения их геологической и гидрогеологической классификации, что может помочь в определении наиболее подходящей территории для размещения полигона. Интеграция ГИС и ИМС в единую систему, как утверждается, обеспечивает интерфейс для хранения данных, доступ к базам данных и отображение данных с использованием ГИС и позволяет одному проектировщику выполнить полную разработку и оценку проекта и обеспечить интеллектуальный инструмент прогнозирования с использованием ИМС.
Таким образом, при выборе окончательного участка размещения будущего полигона необходимо проанализировать требования и территориальные особенности альтернативных участков применительно к условиям крупного города, фактические характеристики территории и пригородной зоны, а также необходимо выполнить сопоставление этих требований с фактическими характеристиками [4,5].
Подводя итог вышесказанному, самым приоритетным методом в определении участков для размещения полигона можно считать сочетание географической информационной
Институт Государственного управления, Главный редактор – д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 – до 1800)
системы (ГИС) и аналитического иерархического процесса (АИП). В принципе, для решения вопроса определения подходящего участка полигона достаточно и использование только программного обеспечения ГИС. Однако для получения более точного значения для прогнозирования лучше сочетать ГИС с АИП. Это потому, что АИП может объединить множество критериев. Более того, использование АИП может придать критериям, использованным для прогнозирования большую гибкость в зависимости от масштаба взвешивания. Объединение ГИС с АИП также является лучшим методом, потому что, в случае использования ГИС исходными данными могут служить только карты, в то время как использование АИП способно присоединить к карте и другие данные, такие как экономический фактор и др.
1. Зима Р. Выбор площадок для объектов размещения предприятий переработки отходов восстановление ресурсов, 1990.
2. Мальчевский Ж. Многокритериальный анализ, основанный на ГИС-
технологиях: обзор литературы//Международный журнал науки ГИС-
3. Шеина С.Г., Бабенко Л.Л., Неделько С.С., Кобалия Н.Б. Система управления твердыми бытовыми отходами с использованием ГИС-технологий//Инженерный вестник Дона, № 4 (часть 2), с. 171.
4. Беспалов В.И., Адамян Р.Г. Анализ условий размещения полигонов по захоранению ТБО на территории г. Еревана Республики Армения // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 222-224.
5. Беспалов В.И., Ганичева Л.З. Методические основы выбора ветроэнергетических установок для автономного электроснабжения жилых объектов //Интернет-журнал «Науковедение». 2012 №3 (12) [Электронный ресурс].- М. 2012. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbomik12/12-82.pdf, свободный – Загл. с экрана.
Рецензент: Беспалов В.И., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной защиты окружающей среды Ростовского государственного строительного университета.
Размещение производства и проблема отходов
Рассмотрение условий размещения производства: природной среды, населения, материально-технической и научной базы, системы производственных коммуникаций. Изучение групп отходов производства. Ознакомление с основными причинами их переработки и утилизации.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования Тульской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Тульской области
«Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса»
Дисциплина: «Экологические основы природопользования»
На тему: «Размещение производства и проблема отходов»
1. Факторы размещения производства
По оценке экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность – погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.
Проблема мусора была одной из важнейших экологических проблем больших городов. Но каждый день я наблюдаю, что для нашего небольшого города эта проблема становится всё более острой.
Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Проблема утилизации отходов усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления обречена на кратковременную службу человеку.
1. Факторы размещения производства
Факторы размещения производительных сил (производства) — совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов. Факторы размещения производительных сил опосредствуют действие принципов размещения производительных сил.
К условиям размещения относятся природная среда, население (производитель продукции и ее потребитель), материально-техническая и научная база, система производственных коммуникаций (по организации, функционированию и управлению производством), общественно исторические условия развития производства.
Условия и факторы взаимосвязаны и оказывают непосредственное или косвенное влияние на развитие и размещение отдельных предприятий, отраслей, территориальную организацию хозяйства отдельных регионов.
Различают следующие группы факторов:
Природные, к которым относят количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические характеристики территории. Они играют определяющую роль в размещении добывающей промышленности и топливо-, энерго-, сырье-, водоемких производств. природный отходы утилизация
Социально-экономические, к которым прежде всего относят особенности размещения населения, территориальную концентрацию трудовых ресурсов и их качественную характеристику.
Материально-технические и рыночно-инфраструктурные условия и факторы включают материально-техническую и научно-техническую базы, а также инфраструктуру рынка.
Технико-экономические факторы определяют затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовую продукцию.
Энергетический фактор имеет важное значение в связи с дефицитом энергоресурсов и проведением энергосберегающей политики в европейских районах страны. В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую ее тонну 7-10 т и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы. Доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость производства составляет 1-3 т условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств наиболее эффективно в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов.
Водный фактор играет существенную, а в ряде случаев и решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики. Затраты на весь комплекс водохозяйственных мероприятий (водоснабжение, отведение и очистка сточных вод) составляет от 1-2% до 15-25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, Европейском Севере, где стоимость 1 м3 свежей воды в 3-4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части.
Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей. Так как затраты труда на 1 т продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при организации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на абсолютную потребность каждого предприятия в рабочей силе.
Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (размеры их для крупных предприятий достигают сотен га), в районах интенсивного сельского хозяйства и городах в условиях ограниченности городских коммуникаций и инженерных сооружений. Наиболее рациональным вариантом в этом случае является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.
Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т сырья и материалов на
1 т продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности. При этом особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.
Транспортный фактор для России с ее значительными континентальными пространствами имеет особое значение. Несмотря на систематическое снижение доли транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, в ряде отраслей она остается весьма высокой — от 20% по рудам черных металлов до 40% по минерально-строительным материалам. Транспортабельность сырья и готовой продукции зависит от материалоемкости производства, транспортоемкости перевозимых грузов, качественных свойств сырья и готовых продуктов с позиций возможности их перевозок и хранения. При индексе материалоемкости более 1,0 производство тяготеет к сырьевым базам, менее 1,0 — к районам и местам потребления готовой продукции.
Агроклиматические условия играют определяющую роль в размещении сельскохозяйственной деятельности населения. Специализация и эффективность аграрного сектора экономики России напрямую связана с естественным плодородием почв, климатом, водным режимом территории. Сельскохозяйственная оценка климата основана на сопоставлении агроклиматических условий территории с требованиями различных культурных растений к их факторам жизни и имеет значительные региональные различия.
Экологические факторы размещения производительных сил на современном этапе экономического развития играют особую роль, так как непосредственно связаны с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения. Значительные экономические потери от антропогенного загрязнения природной среды, возрастающие негативные последствия для здоровья населения обусловили острую необходимость постоянного учета экологического фактора в размещении производства.
Почти каждое производство в следствии своей деятельности производит не только продукцию но и от производства оставляется часть материалов которые ненужные или в таком виде не пригодны для производства. На каждом производстве такие отходы есть, но в зависимости от того что это за отход принимает решение что с ним делать. Если отходы становят не большие объемы, то их просто выбрасывают, если объемы большие, тогда как правило, если сами они не могут переработать эти отходы в вторичное сырье, заключат договор с компанией которая занимается сбором, вывозом и утилизацией этих отходов.
Из отходов производства можно выделить две группы отходов, первая – отходы возвратные, так называют те отходы, которые еще можно использовать на этом же производстве, возможно в другом качестве. А вторая группа – это втор. сырье. Вторичное сырье это перерабатываемые отходы, которые не могут быть полезны или использованы в целях производства на данном предприятии в качестве материалов производства, но могут быть успешно использованы на другом предприятии, где производится другая продукция. Также существует группа отходов, которая уже не подлежит переработке и только возможно ее утилизация и захоронение.
Сам термин «Отходы производства» формулируется следующим образом, это часть материалов, часть сырья или других веществ, которые образовались путем изготовления продукции на определенном предприятии, и которые уже не соответствуют или не полностью соответствуют требованиям производства. Вот примерно такая формулировка этого термина. То есть на производстве делают что то, от этого производства осталась часть материалов или сырья но использовать их по указанному назначению уже нельзя, вот и все.
Переработка отходов это процесс длинный и не простой. Этот процесс выполняется с разной целью, это может быть последующее захоронение переработанных отходов, изготовления вторичного сырья из переработанных отходов, сжигание переработанных отходов как с целью получения энергии так и с целью утилизации отходов.
Причиной переработки есть два фактора. Первый, это ресурсы нашей планеты, вернее не возобновляемые или долго возобновляемые ресурсы, которые нам нужны для нашего существования на этой планете, второй фактор, это хранение мусора и отходов. С каждым годом количество отходов на Земле стремительно увеличивается, и представьте себе, что будет если большую часть наших территорий, на которых мы или наши дети будут проживать, займет мусорные свалки и хранилища, ситуация будет не самая лучшая. Также если спустя определенное количество лет закончится металл, уголь и другие ископаемые нашей планеты, что же мы будем делать? Поэтому, сейчас именно то время, когда стоит задуматься над этими очень и очень серьезными вопросами, которые имеют отношения к каждому из нас.
В последнее время кто начал заниматься этим видом бизнеса, то есть переработкой отходов, на самом деле понял, что на этом можно хорошо заработать. Компания которая перерабатывает отходы на разного рода вещества, получает сравнительно недорогое сырье, и на рынке при продажи этого сырье может себе позволить предложить для покупателей более приемлемую цену, от этого эти компании и в выигрыше, а сейчас такое время что все хотят удешевить себестоимость своей продукции, для того чтоб была возможность конкурировать на рынке, и за счет дешевого сырья это удачно можно сделать.
Конкретную технологию переработки вторичного сырья мы представлять не будем, так как у каждого вида отходов есть множество своих особенностей, но практически все они проходят этапы фильтрации, распределения, отжига, отбора, перемола, переплавки, и еще некоторых этапов, в следствии чего создается сырье для производства тех или иных продуктов, изделий и товаров.
Утилизация отходов это переработка мусора или производственных технологичных отходов с целью их захоронения или извлечения из этих отходов сырья для вторичного производства.
Утилизация отходов условно можно разделить на два вида: первый вид отходов, это бытовые отходы, а второй вид это отходы производства.
К бытовым отходам можно отнести все то что выбрасываем каждый день, это пластмассовые бутылки, отходы пищи, стекло, бумага и картон, полиэтиленовые изделия и другие.
Структура производственных отходов намного отличается от структуры бытовых отходов, так как производства бывают самые разные, и специфика сбора и переработки отходов с этих предприятий также разная. К производственным отходам можно отнести для примера следующие виды отходов – отходы промышленности, радиоактивные опасные отходы, отходы медицинского происхождения, отходы строительства и еще много других, но к основным видам отходов принадлежат именно эти.
В зависимости от специфики отходов их также можно условно разделить на несколько групп: отходы, которые собираются на предприятии или если это бытовые отходы то с уличных баков и резервуаров и транспортируются на предприятие для последующей их утилизации или переработки; отходы которые перед транспортировкой сортируются по разным критериям и только тогда транспортируются на переработку; отходы которые с помощью небольших технологических установок прямо на предприятии перерабатываются и используются как вторичное сырье для производства продукции.
Пожалуй это основные группы отходов, если можно так назвать их, за методом сбора и транспортировки. Много различных отходов также имеют свои особенности при сортировке и транспортировке, все эти особенности знают и учитывают компании, которые и занимаются этой деятельностью.
Сейчас мы постараемся кратко изложить процесс утилизации отходов.
1. Сбор отходов. Сбор отходов проходит по разному, возможен сбор по неким параметрам для лучшего его сортирования, или смешанный сбор отходов, также возможен селективный сбор отходов. Все отходы собираются и транспортируются на утилизацию в перерабатывающею компанию. (Будем ее называть комплекс сортировки).
2. В комплексе сортировки проходит несколько этапов, извлекается сырье которое подходит для вторичной переработки – вторичное сырье. Остальная часть отходов, разделяется на две группы, первая это отходы которые требуют специальной обработки, после чего эта группа отходов захоронятся. Вторая же группа отходов также разделяется, одна часть отходов транспортируется на сжигания, а вторая часть сначала обогащается а потом уже транспортируется на сжигание. Эти две части отходов после сжигания составляют отходы золо-шлаковые и эти отходы используют для строительства и в металлургии.
3. Те отходы, которые отсортировали для переработки как вторичное сырье, используются в разных областях науки, техники, металлургии, химии и других предприятиях промышленности.
В России слабо развита перерабатывающая промышленность, слабо ведется работа по подготовке и воспитанию населения по раздельному сбору отходов, не организована система сбора вторичных ресурсов, не везде налажена система вывоза образующихся отходов, слабый контроль над их образованием. Это влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, негативное воздействие на здоровье человека.
Целью дальнейшего сокращения загрязнения окружающей среды отходами и экономии природных ресурсов за счет использования отходов, необходимо: проведение паспортизации отходов любого природопользователя с четким определением их опасности и сертификации; создание необходимых условий для сокращения объемов образования отходов, повышение уровня их использования путем совершенствования правовых, экономических, организационно-управленческих и других регуляторов образования, использования и размещения отходов; использование существующего промышленного потенциала округов для переработки образования отходов, участие в финансировании программ направленных на снижение образования отходов, их переработки.
2. Бобович Б.Б. и Девяткин В.В., «Переработка отходов производства и потребления», М2000г.;
4. Промышленная экология. Курс лекций. (Учебное пособие) Калыгин В.Г. (2000, 240с.);
5. Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка. Гринин А.С., Новиков В.Н. (2002, 336с.).
Принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 9 июля 2012 г. (протокол N 109)
Экспертное заключение по проекту федерального закона “О внесении изменений в федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами”
Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами” (далее – проект, законопроект), подготовленный Минприроды России, поступил для проведения правовой экспертизы в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) из Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (письмо от 05.06.2012 г. N А6-3775).
1. Проект состоит из 19 статей и предусматривает внесение изменений и дополнений в восемнадцать федеральных законов, в том числе в шесть кодексов.
2. Как следует из сопроводительной записки Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в законопроекте содержатся нормы об операторах по обращению с отходами, о саморегулируемых организациях названных операторов, о праве собственности на отходы и т.д., в связи с чем и запрашивается мнение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства относительно представленного проекта.
3. Анализ проекта показывает, что законодательные предположения в области регулирования деятельности операторов по обращению с отходами, регламентации деятельности саморегулируемых организаций названных операторов, регулирования права собственности на отходы – в проекте действительно имеются, однако таковые нормы, хотя и вызывают подчас существенные возражения, не составляют, однако, основной сути проекта и не формируют главных возражений против проекта.
К числу названных норм относятся новеллы, касающиеся следующих изменений в статьи закона об отходах:
3.1. Применительно к новелле пункта 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления в редакции проекта отметить следующее. Если ее рассматривать как относящуюся к категории вещного права, то она должна быть отклонена в части содержащегося в ней указания на договор как на юридическое основание возникновения права собственности, ибо основания возникновения права собственности должны содержаться в законе. Если же новелла относится к сфере обязательственного права, то нельзя не отметить, что ни содержание, ни редакция нормы не позволяют определить, о каком именно договоре может идти речь.
3.2. Предлагаемую норму пункта 3 статьи 4 закона об отходах в проектной редакции о переходе права собственности в случае передачи отходов их собственником по договору в целях, в частности, транспортирования, следует, видимо, считать недоразумением. В силу нормы абзаца 17 статьи 1 закона об отходах в действующей редакции “транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;”. Транспортирование, таким образом, в смысле, придаваемом ему рассматриваемым законом, не может рассматриваться как сделка об отчуждении отходов, применительно к норме абзаца второго той же статьи в редакции рассматриваемого проекта и, следовательно, как основание для перехода права собственности на отходы.
3.3. Предлагаемая в пункте 4 статьи 4 закона об отходах в редакции проекта норма, согласно которой приобретение земельного участка предполагает и приобретение права собственности на находящиеся на таком участке отходы, представляется необоснованной. Отходы, хотя бы и находящиеся на земельном участке, не могут быть квалифицированы как часть земельного участка, а следовательно, не могут разделять судьбу земельного участка в случае сделки, совершаемой с этим участком, в силу самого факта нахождения на земельном участке.
3.4. Выяснение вопроса о том, кем именно брошены отходы (см. п. 5 ст. 4 закона об отходах в проектной редакции) существенно усложняет дело по сравнению с тем, как это теперь урегулировано в статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем эта новелла не заслуживает одобрения.
3.5. Норма пункта 5 статьи 4 закона об отходах в проектной редакции представляется избыточной, ибо дублирует имеющееся в Гражданском кодексе регулирование относительно брошенных вещей – см. пункт 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.6. Относительно новеллы пункта 6 статьи 4 закона об отходах в редакции проекта следует сказать, что не имеет значения то, является ли лицо, бросившее отходы, собственником или нет. Имеет значение то, что сам факт выбрасывания отходов должен расцениваться в качестве правонарушения и в качестве деликта с соответствующими последствиями. В этой связи должную юридическую квалификацию следует дать понятию “выбрасывания отходов” в смысле отграничения этого понятия как правонарушения от понятия передачи отходов на утилизацию.
3.7. В статье 6 закона об отходах в действующей редакции имеется всего семь абзацев, в связи с чем предлагаемое проектом изложение абзаца 15 этой статьи (см. пп. а) п. 6 ст. 1 проекта) в новой редакции следует отнести к разряду технической ошибки.
3.8. Вопросы, которым могут быть посвящены законы и иные акты субъектов Российской Федерации в силу предлагаемой редакции абзаца 15 статьи 6 закона об отходах, как представляется, относятся к сфере гражданского права, поскольку предполагают регулирование оборота объектов гражданских прав (возвратной и многоразовой тары). В таком качестве эти вопросы входят в предмет гражданского законодательства и не могут быть отнесены к компетенции законодательства субъектов РФ в силу правил о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации. В абзаце втором пункта 1 статьи 8 закона об отходах в проектной редакции допущена очевидная грамматическая ошибка. Видимо имелось в виду: “. в организации деятельности по использованию. “.
4. Основные идеи проекта сконцентрированы в новых статьях 24.1 – 24.4 закона об отходах в проектной редакции. Именно они и вызывают принципиальные возражения.
4.1. Включаемые в закон об отходах новые статьи 24.1 – 24.4 в проектной редакции представляют собой квинтэссенцию всего проекта и выражают главную его идею, о которой должно быть сказано подробнее.
4.2. В пункте 1 статьи 24.1 закона об отходах в редакции проекта речь должна идти лишь о тех случаях, когда производители (импортеры) товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, являются (остаются) на момент утраты продукцией (товарами) потребительских свойств собственниками такой продукции (таких товаров). В противном случае новелла представляется совершенно неоправданной, если она предполагает возложение на производителей и импортеров товаров (продукции) соответствующего бремени вне связи с тем, кто на соответствующий момент времени является собственником товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
4.3. Нельзя не высказать и замечания юридико-технического свойства относительно предлагаемой статьей 24.1 в проектной редакции. Согласно абзацу второму статьи 1 закона об обороте отходов в действующей редакции понятием “отходы производства и потребления” или просто “отходы” охватываются и товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Таким образом, с учетом принятой в законе об обороте отходов терминологии и сделанного относительно рассматриваемой новеллы содержательного замечания нормативное содержание предлагаемой новеллы сводится к следующему: “собственники отходов обязаны обеспечить их использование, обезвреживание и (или) захоронение в соответствии с экологическими. ” и далее по тексту. Однако такая норма носит чисто декларативный характер, если бы не была снабжена механизмом реализации, созданию которого и посвящен весь закон об обороте отходов, в связи с чем предложенная новелла не может быть одобрена ввиду того, что полностью лишена эффективного нормативного содержания, а в части, содержащей исключения (см. п. 2), и вовсе является просто вредной.
4.4. Норма пункта 4 статьи 24.1 в редакции проекта по своему содержанию и предмету регулирования не имеет отношения ни к рассматриваемому проекту, ни к сфере регулирования оборота отходов в целом, поскольку по сути вводит новый обязательный платеж (налог) и должна быть помещена, в таком своем качестве, в Налоговый кодекс Российской Федерации.
4.5. Норма пункта 1 статьи 24.3 в проектной редакции, предусматривающая то, что СРО операторов по обращению с отходами “создают” национальное объединение, заведомо не должна носить императивного характера, что, отчасти, подтверждается нормой следующего пункта 2 той же статьи в проектной редакции, согласно которой такое “национальное объединение” должно объединять более чем 50% всех СРО, а отнюдь не все СРО. Причем очевидно и то, что для оставшихся СРО, не вошедших в “национальное объединение”, членство в таком “национальном объединении” заведомо не является обязательным. При таких обстоятельствах предлагаемая новелла оказывается лишенной ясного юридического значения, что недопустимо в контексте рассмотрения института членства в СРО в качестве аналога государственного лицензирования, каковое, в цивильном смысле, отражается на гражданской дееспособности юридических лиц и предпринимателей.
4.6. Сомнительная по своей сути и не поддающаяся рациональному объяснению с позиций развития конкуренции идея с созданием единственного “национального объединения” СРО способна породить многочисленные практические проблемы, одна из которых усматривается в следующей ситуации. Если в некоторый момент времени количество СРО операторов по обращению с отходами, в целом по стране, окажется, допустим, равным десяти, то шесть из них смогут объединиться в составе “национального объединения”, которому и будет присвоен соответствующий статус. Между тем по прошествии некоторого времени количество операторов по обращению с отходами и, как следствие, количество объединяющих их СРО может вырасти, например, до тридцати. В этом случае формальные признаки, необходимые для приобретения статуса “национального объединения” у существующего объединения СРО, отпадут. А новое объединение СРО, объединяющее более пятнадцати существующих СРО (т.е. более 50% от общего числа СРО), не сможет приобрести статус “национального объединения” по причинам, указанным в подпункте 3 пункта 5 статьи 24.3 в проектной редакции. Путей решения этого и подобных ему кризисов проект не содержит, в связи с чем само предложение о монополизации рынка путем создания в форме объединения СРО “министерства мусора” представляется заведомо ущербным и вредным.
4.7. Норма пункта 6 статьи 24.4 в проектной редакции имеет ярко выраженный фискальный характер и должна быть включена в Налоговый кодекс Российской Федерации.
4.8. Обязательный по своей сути платеж в специальный резервный фонд, каковым он является в силу пункта 4 статьи 24.1 закона об отходах, в проектной редакции, согласно пункту 7 статьи 24.4 в проектной редакции должен уплачиваться на основании договора. В силу следующего пункта 8 статьи 24.4 в проектной редакции размер, сроки и другие существенные условия платежа по такому “договору” определяются Правительством Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 11 этой же статьи 24.4 в проектной редакции такой платеж может быть в судебном порядке взыскан и с тех производителей (импортеров) товаров (продукции) и упаковки (товаров в упаковке), которые не заключили т.н. “договор” на перечисление средств на формирование специального резервного фонда. Представляется, что упоминание договора, создающее совершенно невозможный симбиоз фискальных и гражданско-правовых конструкций применительно к вопросу о правовой природе обязанности платежа в т.н. “специальный резервный фонд”, лишь существенным образом запутывает ситуацию и может быть расценен не иначе как квазилегальный способ получения доступа к распоряжению средствами, собираемыми с товаропроизводителей и импортеров по сути на началах обязательности, равной обязательности фискальных платежей, под видом, однако, гражданско-правовых отношений, оформляемых договорами. Предложенная проектом конструкция является абсолютно недопустимой, неконституционной и в высшей степени нецивилизованной и по сути прикрывает лишь желание в самой грубой форме монополизировать под видом национального объединения соответствующих СРО целую отрасль национальной экономики, прикрываясь пустыми декларациями об обеспечении использования, обезвреживания и (или) захоронения товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, а также упаковки (товаров в упаковке), об осуществлении мероприятий по охране здоровья человека, поддержанию или восстановлению благоприятного состояния окружающей среды, более полному использованию отходов, уменьшению их образования и вовлечению отходов в хозяйственный оборот, разработке и внедрению новейших научно-технических достижений в области обращения с отходами, модернизации отрасли обращения с отходами. Равным образом на уровне Федерального закона могло бы быть представлено предложение предоставить собирать тот или иной налог (например НДС) некоему национальному объединению налогоплательщиков или что-то в этом роде. Представляется, что подобного рода предложения дискредитируют национального законодателя, не говоря уже о полном разрушении инвестиционного климата.
4.9. Норма проекта (п. 13 ст. 24.4) направлена на то, чтобы федеральные органы исполнительной власти контролировали исполнение по форме гражданско-правовых обязательств, а точнее – даже обязательств по заключению договоров, что само по себе является нарушением принципов гражданского и антимонопольного законодательства (законодательства о защите конкуренции).
5. Оценка прочих положений проекта о внесении изменений в другие федеральные законы и кодексы в принципе теряет смысл ввиду негативной оценки тех положений проекта, которые носят системообразующий характер и выражают главную идею проекта. Заключительное замечание, которое может быть сделано, сводится к тому, что неизбежным и почти единственным следствием принятия проекта в предложенной редакции будет вовсе не улучшение ситуации с переработкой отходов, а удорожание в первую очередь жилищно-коммунальных услуг, включающих услугу по вывозу твердых бытовых отходов, а также удорожание всех производимых и импортируемых товаров народного потребления. Очевидно, что сам по себе этот факт вызовет разорение множества мелких товаропроизводителей, что лишь усилит монополизацию на отечественном рынке.
Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами” требует серьезной доработки.