Комсомольский нефтеперерабатывающий завод официальный сайт

Установки от экстрасенса 700х170

Комсомольский НПЗ расположен в городе Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае и является частью вертикально интегрированной структуры НК «Роснефть» с момента ее основания. Строительство завода началось в 1938 г., а в 1942 г. он был введен в эксплуатацию.

Мощность НПЗ составляет 8,0 млн т (58,5 млн барр.) нефти в год. Завод перерабатывает западносибирскую нефть, которая поставляется по системе трубопроводов АК «Транснефть» до узловых станций Уяр (неподалеку от Красноярска) и Зуй (рядом с Ангарском) и далее железнодорожным транспортом. Кроме того, завод перерабатывает нефть, добываемую Компанией на острове Сахалин и поставляемую на предприятие по нефтепроводу Оха — Комсомольск-на-Амуре. Завод специализируется на выпуске моторного топлива и авиакеросина.

Комсомольский НПЗ является одним из основных поставщиков нефтепродуктов на рынок Дальнего Востока. Поставки осуществляются через дочернее общество НК «Роснефть», «РН-Востокнефтепродукт», которое владеет сетью АЗС в регионе. Завод также реализует нефтепродукты на экспорт через порт Ванино в Хабаровском крае и перевалочные мощности Находкинского терминала, входящего в структуру НК «Роснефть». Основными международными рынками сбыта НПЗ являются Япония, Южная Корея и Вьетнам.

В 2010 г. объем переработки нефти на НПЗ составил 7,76 млн т (56,8 млн барр.), что превысило показатель предыдущего года на 6,3%. Производственные мощности предприятия были полностью загружены. Производство нефтепродуктов в 2010 г. достигло 7,56 млн т.

В отчетном году на НПЗ проводились мероприятия по сокращению расходов. Одним из результатов работ стало сокращение потребления топлива с 2,8% от суммарных объемов переработки в 2009 г. до 2,7% в 2010 г.

Велись работы по строительству комплекса замедленного коксования, ввод в эксплуатацию которого в середине 2011 г. позволит увеличить глубину переработки до 75% по сравнению с 60,2% в 2010 г. Продолжались проектные работы по комплексу гидрокрекинга, который позволит увеличить глубину переработки до 95% и производить моторное топливо, соответствующее классам 4 и 5.

Для выполнения требований Технического регламента велась работа по реконструкции установки каталитического риформинга.

Http://stellaoil. ru/ooo-rn-komsomolskij-npz. html

Участие в модернизации оборудования Комсомольского нефтеперерабатывающего завода

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) – крупнейшее на Дальнем Востоке предприятие по производству нефтепродуктов. Завод находится в городе Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае и является подразделением НК «Роснефть». Завод перерабатывает западносибирскую нефть, которая поставляется по системе трубопроводов и нефть, добытую на острове Сахалин.

Сейчас мощность завода составляет 8,0 млн тонн (58,5 млн барр.) нефти в год. Завод специализируется на выпуске моторного топлива – бензина и дизеля, авиационного керосина, а также мазута. Комсомольский НПЗ является одним из основных поставщиков нефтепродуктов на рынок Дальнего Востока. Завод также реализует нефтепродукты на экспорт. Основные международные рынки сбыта НПЗ – Япония, Южная Корея и Вьетнам.

Строительство Комсомольского НПЗ началось в 1938 г. по решению Народного комиссариата топливной промышленности СССР. Тогда предприятие строилось специально для переработки нефти, добытой на острове Сахалин. 1 декабря 1942 года завод был запущен в эксплуатацию, и сразу же стал поставлять топливо на фронт. Изначально предполагалось, что нефтеперерабатывающий завод будет снабжать авиационным топливом Дальневосточный военный округ. Но впоследствии от такой концепции функционирования предприятия отказались, и Комсомольский НПЗ стал производить продукты для всего Дальнего Востока.

С начала запуска предприятия сырье для переработки поставлялось баржами по реке Амур, а в 1952 году был построен нефтепровод Оха – Комсомольск-на-Амуре.

В начале 90-х годов Комсомольский НПЗ был акционирован и включен в состав компании «Роснефть». В 1999 году началась масштабная реконструкция завода, ориентированная на наращивание производственных мощностей и на повышение качества выпускаемой продукции. По официальным данным НК «Роснефть» на модернизацию предприятия было потрачено более 300 миллионов долларов.

Основные этапы процесса нефтепереработки представляют собой безостановочную технологию, поэтому бесперебойность энергоснабжения является ключевым фактором при выборе поставщика электрооборудования. Для реконструкции установок СУГ, АБЗ, системы пожаротушения и других объектов АО «ТОП Энерго» поставило на Комсомольский НПЗ ячейки КРУ производства СИМЕНС и Самарский Электрощит, КТП собственного производства на базе шкафов Сивакон, ЩСУ, низковольтные распределительные щиты на базе комплектующих АББ и СИМЕНС. Все оборудование эксплуатируется без нареканий.

Http://top-energo. com/content/komsomolskiy-neftepererabatyvayushchiy-zavod-0

Основные риски для российских СПГ-проектов — новые санкции и высокая себестоимость, говорится в исследовании энергетического центра бизнес-школы «Сколково». При оптимистичном сценари.

Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщает об увеличении стратегических запасов нефти в Китае значительно выше, чем в предыдущие годы. Китайские власти стремятся создать с.

Цены на нефть могут временно закрепиться выше 70 долларов за баррель, но долгосрочно верхней границей диапазона цен остаются 65 долларов, сообщает департамент исследований и пр.

В 2019 году аналитики норвежской консалтинговой компании Rystad Energy прогнозируют «бум инвестиций» в добычу углеводородов на шельфе. Так, если нефтяные котировк.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в четверг примет участие в церемонии открытия Кандымского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), который построило ПАО "Лукойл".

С 2013 года в немецком Вормсе выпускают моторное масло бренда ROWE. Всего за год компания выпускает не менее 100 тысяч тонн смазки. При этом присадки и базовое масло з.

Стратегические запасы нефти помогут Китаю победить в противостоянии с США

Стратегические запасы нефти помогут Китаю победить в противостоянии с США

ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод» единственное предприятие в Удмуртской Республике, которое осуществляет переработку нефти.

«ТД «Подольский оконный завод» – изготавливаем изделия сложных форм (арки, трапеции и др.) и в различном цветовом исполнении. Завод оснащен немецким, итальянским и венгерским оборудованием.

Установленная мощность завода – 19, 5 млн тонн в год. В 2006 году предприятием было переработано 16, 3 млн. тонн нефти В структуре Газпрома Одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в России.

Равон Центр Нижний Новгород – официальный дилерский центр RAVON в Нижнем Новгороде. Входит в группу компаний АвтоКлаус. Опыт компании позволяет говорить о самых высоких стандартах качества, квалифицир.

Трубки (системы) подачи СОЖ (для промышленного оборудования и станков) Используются на промышленном оборудовании и станках. Служат для подачи СОЖ ( Смазочно Охлаждающей Жидкости) в зону резания. Собст.

Продажа с завода в Туле или со склада в Москве шарнирных пластиковых сегментных трубок для подачи сож. Продажа от производителя. Оптовикам и заводам скидки.

Предлагаем центраторы внутренние гидравлические ЦВ, которые предназначены для центровки торцов отдельных труб и секций при сборке неповоротных и поворотных стыков при строительстве трубопроводов. Вну.

МАГАЗИН С НАМИ С ДОСТУПНЫМ ЦЕНЫ СЕГОДНЯ. Мы предлагаем лучший онлайн-сервис как в оптовой, так и в розничной торговле. Мы заверяем вас в удовлетворении 100%, и мы предоставляем гарантию подли.

ООО «СибирьЭнергоКомплект» принимает заявки на поставку трансформаторного масла ГК от 9990 руб/бочку (43 800 руб/тн), турбинного ТП-22с от 10 940 руб/бочку. Отгрузка наливом в ж/д цистернах, крытым.

Завод – изготовитель RIR-standart, является производителем топочных блоков/ теплогенераторов/ теплообменников марки RIR Топочные блоки RIR ТБ-ТО с косвенным нагревом теплоносителя исключают возможнос.

Http://www. benzol. ru/komsomolskij-neftepererabatyvayushchij-zavod-ofitsialnyj-sajt. htm

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод — российский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Хабаровском крае в городе Комсомольск-на-Амуре. Юридическое название: ООО «РН-Комсомольский НПЗ». Занимает значительное место в нефтепереработке на российском Дальнем Востоке.

В 1938 году решением Народного комиссариата топливной промышленности СССР было принято решение о строительстве НПЗ в Комсомольске-на-Амуре. Предприятие строилось специально для переработки нефти, добытой на Сахалине.

Пуск завода в эксплуатацию состоялся 1 декабря 1942 года. Сразу же предприятие начало поставлять топливо на фронт. Изначально предполагалось, что нефтеперерабатывающий завод будет центром снабжения авиационным топливом Дальневосточного военного округа. Однако, впоследствии от такой концепции функционирования предприятия отказались и Комсомольский НПЗ занял своё место в топливно-энергетическом комплексе Дальнего Востока.

Первые 10 лет существования завод получал сырьё баржами по реке Амур. В 1952 году был введен в эксплуатацию нефтепровод Оха — Комсомольск-на-Амуре.

В начале 90-х годов предприятие было акционировано и включено в состав Роснефти.

В 1999 году была принята программа коренной реконструкции завода. Так, в 2001 году был запущен комплекс каталитического риформинга мощностью 450 тыс. т в год. В 2002 году введены установки изомеризации лёгкой нафты и первичной переработки нефти АВТ-2 мощность 2 млн тонн в год. На данный момент на модернизацию предприятия потрачено более $300 млн.

В 2007 году предприятие переработало 7,02 млн т нефти. Глубина переработки составила 60 %. Основные виды продукции предприятия на сегодняшний день: бензин, дизельное топливо, керосин, мазут. Продукция Комсомольского НПЗ не только реализуется на территории российского Дальнего Востока, но и экспортируется в Японию, Южную Корею и Вьетнам.

Предприятие получает сырьё не только по упоминавшемуся нефтепроводу Оха — Комсомольск-на-Амуре, но и западносибирскую нефть, которая поставляется по системе трубопроводов АК «Транснефть» до узловых станций Уяр (неподалеку от Красноярска) и Зуй (рядом с Ангарском) и далее железнодорожным транспортом.

На данный момент реализуется программа модернизации Комсомольского НПЗ. Так, планируется увеличение мощности предприятия до 8 млн т нефти в год, увеличение глубины переработки нефти до 95 %, выпуск продукции, соответствующей стандартам Евро-4 и Евро-5 и др.

В 2014 году достигнут максимальный объем переработки нефти – 7,6 млн тонн, что на 6,26 % (476 тыс тонн) выше показателя 2013 года. С августа 2015 Комсомольский НПЗ полностью перешел на выпуск топлив по стандарту «Евро-5» [1] .

Http://org-wikipediya. ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

На Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе продолжается модернизация производства и реализация масштабного проекта: строительство комплекса гидрокрекинга. После запуска комплекса гидрокрекинга увеличится глубина переработки нефти, что позволит полностью перейти на выпуск экологически чистых моторных топлив класса Евро-5, а также значительно увеличить объёмы производства, сообщает «Амур-Пресс».

На завод доставляется самое современное оборудование. Например, в ноябре прошлого года были доставлены четыре реактора для гидрокрекинга. Их общая масса составила 2,5 тысячи тонн. Вес самой тяжёлой колонны реактора – около тысячи трёхсот тонн. Для их доставки проложили дорогу с бетонным основанием от причала до Комсомольского нефтеперерабатывающего завода протяжённостью 9,8 км. Реконструировали и усилили участок Хорпинского шоссе. А для транспортировки этих объектов в Комсомольске-на-Амуре был построен специальный грузовой причал, способный принять плавсредства водоизмещением более 3 тысяч тонн. Последний аналогичный объект был построен более 20 лет назад ещё в советское время.

Недавно на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод доставили ещё один уникальный объект – фракционную колонну для строительства секции гидрокрекинга-гидроочистки, основного объекта, который обеспечит наращивание объёмов переработки нефти. Вес фракционной колонны составляет 393 тонны, высота достигает 60 метров, диаметр – 9 метров.

Чтобы доставить фракционную колонну, понадобилось специальное оборудование для сверхтяжёлых грузов. Доставка таких объектов требует особого внимания, скорость движения при транспортировке не превышает 2 км в час.

В этой колонне будет проходить процесс фракционирования, то есть разделения сырья с дальнейшим получением из него различных видов топлив (бензин, дизельное топливо и т. д.).

Сейчас строительство комплекса гидрокрекинга продолжается. Новый объект обеспечит Комсомольску-на-Амуре около тысячи новых рабочих мест.

ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», дочернее общество ОАО «НК «Роснефть», – крупнейший переработчик нефти в Дальневосточном федеральном округе, основной поставщик моторных топлив в дальневосточные регионы России, производит 22 вида продукции, включая бензин и дизельное топливо, отвечающее требованиям стандарта «Евро-5» (класс 5 Технического регламента). На Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе реализуется масштабная инвестиционная программа НК «Роснефть» по модернизации производства с целью полного перехода на выпуск топлив по экологическому классу 5, увеличению объёмов и глубины переработки.

Http://www. mega-pro. ru/neft-i-gaz/interview/1921393/

В разделе «О компании» содержится общая информация о Вашей фирме: контактные данные, специфика и особенности деятельности, интернет-адрес. Особое значение имеет краткое описание фирмы, которое предоставляет пользователям возможность в общих чертах ознакомиться с деятельностью компании. Оно должно быть кратким, лаконичным, но, в то же время, содержательным и информативным. Рекомендуем заполнить по возможности все поля предложенной формы, чтобы Ваша компания выглядела конкурентоспособной среди других.

Наши посетители – это Ваши потенциальные клиенты, люди, желающие приобрести какой-либо товар или услугу. Они посещают наш справочник с целью получить ответ на вопрос «Где приобрести?». Покажите, что Вы предлагаете им лучшее – разместите подробную информацию о своей деятельности в разделе «Товары и услуги» и загрузите прайс-лист.

Сделайте раздел «Фотогалерея» активным. Компании с изображениями пользователи просматривают гораздо чаще, чем компании без таковых. Вы можете добавлять любые качественные фотографии, касающиеся деятельности Вашей фирмы, количество также остается на Ваше усмотрение. Положительно настроит Ваших потенциальных клиентов и партнеров наличие следующих изображений: фасад здания Вашей компании или офиса, фото внутри офиса, фотографии предлагаемых товаров и тому подобное.

Раздел «Скидки» предоставит потенциальным покупателям информацию о скидках, распродажах, акциях, проходящих в Вашей компании. Большинство покупателей реагируют на скидки и акции. Заполните этот раздел для еще более эффективного привлечения клиентов и регулярно обновляйте его в соответствии с проводимыми Вашей организацией акциями и предоставляемыми скидками для продвижения товаров и услуг на рынке.

Добавьте метку на «Карте», чтобы клиенты видели не только Ваши реквизиты, но и наглядное расположение фирмы.

Http://bopur. b2b. ivest. kz/

По итогам Всероссийского Конкурса Программы «100 лучших товаров России» 2013 года продукция сразу девяти предприятий ОАО «НК «Роснефть» вошла в число лауреатов. Всего же в федеральном этапе приняли участие 1619 предприятий с 2531 видом товаров.

Предприятия ОАО «НК «Роснефть» – лауреаты Конкурса «100 лучших товаров России» 2013 года:

Ангарская нефтехимическая компания – масла базовые Rosneft Basic Grade; масло трансформаторное гидрокрекинга ГК;

Ангарский завод катализаторов – присадка противоизносная для дизельного топлива «Байкат»;

Рязанская нефтеперерабатывающая компания – бензин фирменный PULSAR-95, класс 5;

Новокуйбышевский завод масел и присадок – пакет присадок «Комплексал 7321»; масла моторные универсальные Роснефть Maximum Diesel CH-4/SJ (SAE 5W-40, SAE 10W-40), масло моторное универсальное Роснефть Optimum Diesel API CH-4/SJ (SAE 15W-40);

Саратовский НПЗ – бензин Премиум Евро – 95; бензин марки «Pulsar-95» (отмечен званием дипломанта).

ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть») подвело итоги производственной деятельности за первое полугодие 2013 года. За 6 месяцев объем переработки на предприятии составил около 3,5 млн тонн нефти, выпуск автомобильных бензинов увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 240,3 тыс. тонн, производство дизтоплива, соответствующего Техрегламенту, возросло на 17% – до 300,3 тыс. тонн.

Бесперебойное обеспечение топливом потребителей Дальнего Востока является ключевым приоритетом деятельности КНПЗ. Все автобензины и дизтопливо, соответствующее требованиям Технического регламента, направляются на внутренний рынок. Основу экспортных поставок составили мазут и дизтопливо, не подлежащее реализации на территории РФ.

«Роснефть» последовательно реализует программу модернизации своих нефтеперерабатывающих активов с целью увеличения мощности заводов и повышения экологических стандартов топлив. Одна из задач комплексной модернизации Комсомольского НПЗ – удовлетворение растущего спроса на топливо со стороны потребителей Дальневосточного региона. К 2015 г. КНПЗ полностью перейдет на выпуск моторных топлив класса «Евро-5», объем переработки вырастет с 7,5 млн тонн до 9,3 млн тонн, глубина переработки увеличится с 62,7% до 95%.

Http://rosneft-ru. livejournal. com/tag/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA

681007, край Хабаровский, Комсомольск-на-Амуре, улица Ленинградская, 115,

Чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования

681007, край Хабаровский, Комсомольск-на-Амуре, улица Ленинградская, 115,

Сайт: OKTMO: 08709000001. Органы власти: «Организации, учрежденные юридическими лицами или юридическими лицами и гражданами». Дата рагистрации ООО "КНПЗ-Сервис" учреждения: «4 Апреля 2002г». Основной государственный регистрационный номер: 1022700528641. Полное название фирмы: «Общество с ограниченной ответственностью "Комсомольский нефтеперерабатывающий завод-Сервис"» ИНН: 2703017428. ОКПО: 28858049.

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ фирмы ООО "КНПЗ-Сервис" за 2014 год семь миллионов триста четыре тысячи рублей (7 304 000.00 руб.)

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ фирмы ООО "КНПЗ-Сервис" за 2013 год пять миллионов триста одиннадцать тысяч рублей (5 311 000.00 руб.)

Прибыль (убыток) до налогообложения фирмы ООО "КНПЗ-Сервис" за 2014 год четыре миллиона триста двадцать семь тысяч рублей (4 327 000.00 руб.)

Прибыль (убыток) до налогообложения фирмы ООО "КНПЗ-Сервис" за 2013 год один миллион четыреста семьдесят две тысячи рублей (1 472 000.00 руб.)

Выручка фирмы ООО "КНПЗ-Сервис" за 2014 год двести шестьдесят восемь миллионов двести тридцать семь тысяч рублей (268 237 000.00 руб.)

Выручка фирмы ООО "КНПЗ-Сервис" за 2013 год двести одиннадцать миллионов семьсот пятьдесят девять тысяч рублей (211 759 000.00 руб.)

Возможность искать компании, тендеры и контракты по всей Российской Федерации на одном сайте.

Http://yelcom. ru/aist/4630950

›› Книги ›› Исторические книги ›› Молодость зрелого возраста: Комсомольский нефтеперерабатывающий завод

Молодость зрелого возраста: Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. — Хабаровск: Частная коллекция, 2002. — 208 с.: ил.

Работники Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, награжденные государственными наградами и ведомственными знаками отличия в труде

Памятные события в истории Комсомольского нефтеперерабатывающего завода

Большой вклад в развитие Комсомольского нефтеперерабатывающего завода внес талантливый инженер-технолог нефтяной промышленности Николай Михайлович Герасименко.

Родился Н. М. Герасименко в 1914 году в Саратовской губернии в крестьянской семье. После школы работал на нефтяных промыслах в городе Грозном. Здесь же получил образование в Грозненском нефтяном институте. В 1939 году, по распределению инженеров-технологов, Н. М. Герасименко и К. М. Бадыштову направили на работу в город Хабаровск на нефтезавод имени Серго Орджоникидзе. На этом заводе Н. М. Герасименко проработал почти девять лет, вырос от рядового инженера до главного. Здесь он получил первый опыт применения теоретических знаний на практике, столкнулся с первыми заводскими проблемами. Он изучил работу каждого производственного участка завода, вникал во все технологические процессы, решал сложные инженерные задачи. Кроме того, он приобрел опыт управления большим коллективом.

За достижения в труде Н. М. Герасименко был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, медалей “За трудовую доблесть”, “За трудовое отличие”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.”

7 октября 1950 года приказом Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР Н. М. Герасименко был назначен директором Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Николай Михайлович не был новичком на этом заводе. При вводе завода в строй действующих в 1942 году он был направлен туда для оказания практической помощи как опытный инженер-нефтепереработчик. Он вел контроль за установкой оборудования, учил эксплуатационников работе на нефтеперегонных установках, следил за технологическим процессом. Его работа была высоко оценена правительством: за ввод в эксплуатацию Комсомольского нефтезавода Н. М. Герасименко получил орден “Знак Почета”. Многие рабочие и инженерно-технические работники лично знали его и уважали как инженера и человека.

Новый директор определил задачи и повел коллектив к поставленной цели. Под его руководством завод справился с государственным планом и успешно завершил 1950 год. За работу в четвертом квартале Министерство нефтяной промышленности и Всесоюзный центральный совет професссиональных союзов (ВЦСПС) присудили заводу во Всесоюзном социалистическом соревновании I место.

Под руководством Н. М. Герасименко начался второй этап развития завода. Была построена новая котельная с мощными паровыми котлами. Смонтированы и задействованы этилосмесительная установка (ЭСУ), новая печь низкого давления на установке № 2 и вторая наливная эстакада, обессоливающая установка. В 1950 году завод был переведен на переработку сернистой туймазинской нефти. Это потребовало ввода в эксплуатацию новых сооружений и аппаратуры. Одновременно начался капитальный ремонт установки № 1.

Одной из первоочередных задач Н. М. Герасименко считал окончание сооружения второго участка нефтепровода Оха — Комсомольск от села Софийское до Комсомольска с переходом через реку Амур и уделял этому особое внимание. К приходу сахалинской нефти по трубам нефтепровода непосредственно на завод надо быть готовыми. Поэтому в декабре 1950 года начался капитальный ремонт цехов. Первыми на очереди были установка атмосферной трубчатки, центральная котельная, электроцех и другие объекты.

Из года в год улучшалось материальное и культурно-бытовое положение работников завода. На 78-м квартале продолжалось строительство нового благоустроенного поселка нефтепереработчиков. Ввели в эксплуатацию новое благоустроенное помещение детского сада и яслей, возле которого были посажены деревья, установлены горки и другие сооружения для игр. В 1950 году строители торжественно сдали новое двухэтажное здание средней школы № 12. Первым директором школы стал И. А. Белогуров. Вскоре было введено в эксплуатацию двухэтажное здание больницы. На первом этаже размещались поликлиника, аптека, приемный покой и зуболечебный кабинет, на втором этаже — лечебные палаты.

В августе 1952 года нефтепровод пришел в Комсомольск-на-Амуре. К этому времени на заводе завершалась реконструкция установки, нагревательной печи, технологических линий и монтировалось новое оборудование. В этом же году в руководстве нефтезавода произошли перемены: был откомандирован в Москву на учебу в Академию нефтяной промышленности главный инженер завода А. А. Мазур, а на его место назначен А. М. Фролов.

Александр Михайлович Фролов родился в 1912 году в городе Казани. Образование получил в Томском химико-технологическом институте, который окончил в 1936 году, получив специальность инженера по химической технологии. Трудовую деятельность молодой специалист начал в Сибирском филиале Всесоюзного медицинского научно-исследовательского института. В первые годы Фролов участвовал в экспедициях по поиску нефти в Западной Сибири. До войны окончил аспирантуру при Государственном военно-химическом институте и успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В годы Великой Отечественной войны Фролов был начальником исследовательской лаборатории Дальневосточного фронта. Несколько раз по служебному заданию он выезжал на действующие фронты и участвовал в боевых операциях в Маньчжурии. За достижения в труде и большой вклад в победу над врагом А. М. Фролов был награжден орденами Красной Звезды, “Знак Почета”, медалями “За отвагу”, “За воинскую доблесть”, “За трудовую доблесть”, “За трудовое отличие”, “За победу над Германией”, “За победу над Японией”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.”

В послевоенные годы А. М. Фролов работал главным технологом на Хабаровском нефтезаводе имени Серго Орджоникидзе. Совершенствуя свои знания, окончил курсы повышения квалификации по переработке нефти и газа при Министерстве нефтяной промышленности СССР в Москве. В 1951 году он был назначен главным инженером завода. За внедрение новой установки и технологии получил орден Трудового Красного Знамени.

Работая главным инженером Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, А. М. Фролов, в содружестве с директором завода Н. М. Герасименко, многое сделали для усовершенствования оборудования и реконструкции существующей установки, внедрения новой техники и в повышении квалификации работников. Все эти важнейшие факторы обусловили высокие темпы роста количественных и качественных показателей работы коллектива в 1950—1955 годах.

21 сентября 1954 года Н. М. Герасименко как опытный управленец и грамотный инженер был переведен в Министерство нефтяной промышленности СССР, а затем возглавил один из крупнейших в стране в тот период нефтеперерабатывающий комбинат в городе Новокуйбышевске.

“Жаль было расставаться с директором нашего завода Николаем Михайловичем Герасименко, — вспоминал ветеран завода П. И. Степанов. — Он из тех, кто в 1942 году вложил много сил в пуск установки АТ в эксплуатацию, тогда под его руководством мы получили первую продукцию. Когда он стал директором завода, завод расширился и перешел на круглогодичный цикл работы. “

Бывший инженер-технолог Комсомольского нефтезавода И. Г. Саночкина в своем письме К. И. Уткиной (Комаровой) писала: “. Николай Михайлович Герасименко по-прежнему молод и энергичен. Он руководит громадным комбинатом, где работает 75 установок и 45 цехов и продолжается строительство новых промышленных объектов. На комбинате работает много первостроителей Комсомольского завода, в том числе Дуся Чернова, Евдокия Баранник, Вася Емельянов, Иван Голенко и многие другие. Евгений Михайлович Войнов работает главным механиком, а я заведую лабораторией комбината. Мы, комсомольчане, по праздникам собираемся вместе. Вспоминаем Комсомольск, наш любимый маленький завод. Вспоминаем молодость и трудные военные и послевоенные годы. Сколько сил и энергии вложили мы в завод на Амуре! Это наша гордость и наша слава!”

Н. М. Герасименко на посту директора завода сменил выпускник Академии нефтяной промышленности СССР Анатолий Михайлович Богуславский.

Один из ведущих нефтепереработчиков России, отдавший более 60-ти лет своей трудовой деятельности отечественной нефтепереработке, крупный специалист в области производства и применения смазочных масел, доктор технических наук, автор и соавтор 30 изобретений, девяти монографий, справочников и тематических обзоров, более 200 статей, имеет почетные звания “Изобретатель СССР”, “Заслуженный работник Минтопэнерго России”, кавалер ордена “Дружбы народов”, награждена шестью медалями. Вот она какая — Кнара Мамбреевна Бадыштова!

К. М. Бадыштова родилась в 1916 году в городе Грозном. Отец Бадыштовой, комиссар Красной армии, погиб во время Гражданской войны, в так называемых Стодневных боях в Чечне, было это в 1919 году. Кнаре исполнилось тогда только три года; когда умерла мать — исполнилось 14 лет. В память о своих родителях Кнара Мамбреевна сохранила фамилию отца. В 1939 году после окончания Грозненского института едет на Дальний Восток. Начинает трудовой путь на Хабаровском крекинг-заводе. В годы Великой Отечественной войны осуществляла на заводе контроль за качеством авиационных бензинов, поставляемых фронту. После войны трудилась на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе. По окончании с отличием Академии нефтяной промышленности была направлена в Австрию для работы в группе специалистов по поставкам в нашу страну оборудования и нефтепродуктов. После возвращения стала работать на Новокуйбышевском НПЗ в должности начальника заводской лаборатории. С 1958 года на протяжении 42 лет она щедро отдавала все свои творческие силы научно-исследовательскому институту по нефтепереработке в городе Новокуйбышевске (ныне ОАО СвНИИНП), где около 30 лет возглавляла отдел масел.

Кнарой Мамбреевной создана целая научная школа, признанная не только в России, но и за рубежом, по гидрокаталитическим процессам производства масел и парафина.

В последнее время круг ее научных интересов расширился за счет определения нового актуального направления — утилизация отходов нефтедобычи и регенерация отработанных масел.

“. С тех пор прошло около полувека, да и нам уже далеко за восемьдесят лет, и все равно не забываем, — пишет К. М. Бадыштова. — Строительство и ввод в действие нефтеперерабатывающих заводов с целью рационального использования уникальной эхабинской нефти Сахалина имело очень большое стратегическое и народно-хозяйственное значение. Сначала на Хабаровском и затем на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающих заводах производился самый высококачественный авиационный бензин с октановым числом 95 единиц. На этих заводах из эхабинской нефти получали основной компонент, а из Уфы поставляли алкилат, бензол и толуол, которые надо было дозировать и хорошо перемешать до товарной кондиции, чтобы поставлять непосредственно на базы фронтов. Тогда, в условиях войны, когда заводы Баку и Грозного были блокированы, заводы Дальнего Востока имели большое стратегическое значение. Специально создавалась зеленая улица для железнодорожной поставки компонентов из Уфы. Часами Н. М. Герасименко сидел в крайкоме партии, отслеживая с помощью специальной связи продвижение составов, чтобы завод вовремя и в достаточном количестве успел изготовить авиабензин.

Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод — единственный завод в Советском Союзе, построенный и введенный в действие в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году к нам на Хабаровский нефтезавод приехала большая группа специалистов различного профиля, чтобы пройти стажировку. Среди них была Ирина Григорьевна Саночкина (в настоящее время Войнова по мужу), которая стала затем первым начальником основного производства на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе.

В 1942 году наркомат назначил Николая Михайловича Герасименко председателем по пуску Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В ноябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои под Сталинградом, мы с семьей (у нас было уже двое дочерей — одной два годика, другой три месяца) и няней выехали в Комсомольск-на-Амуре на подготовку пуска завода. После успешного пуска технологического цеха Н. М. Герасименко занимался налаживанием всего комплекса заводских цехов. Мне же предостояло с помощью специалистов и рабочих-заключенных смонтировать американские специальные машины “Вокеш”, обучить кадры умению определять октановое число авиационного бензина. Николай Михайлович уехал в Хабаровск в феврале 1943 года, а я закончила свою работу только в марте. В том же 1943 году Николай Михайлович вместе с начальником Дальнефтекомбината Иваном Игнатьевичем Мироновым ездили в командировку на Сахалин в город Оху. Помогали местным специалистам освоить установку по производству бензина и других нефтепродуктов. В 1944 году я вновь прибыла на Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод как представитель Дальнефтекомбината с целью разобраться с произошедшей на заводе аварией: из-за халатности слесарей был оставлен открытым штуцер у мазутного резервуара. За ночь мазут, вытекший из резервуара, залил весь поселок.

В 1950 году, после окончания Николаем Михайловичем высших инженерных курсов в Москве, а я тогда же прошла курсы повышения квалификации инженерно-технических работников, мы вновь всей семьей переехали в Комсомольск-на-Амуре. Н. М. Герасименко был назначен тогда директором завода, а мне, в связи с отъездом Анатолия Антоновича Мазура на учебу в Москву, пришлось стать начальником производственно-технического отдела.

В августе 1952 года меня командировали в Москву с образцами авиабензина, находившимися на хранении, для проведения арбитражных анализов в институтах Министерства обороны. Результаты независимых анализов в двух институтах подтвердили стандартность авиабензинов. В сентябре того же года меня зачислили слушателем Академии нефти СССР в Москве, куда я и переехала с двумя детьми, оставив младшую дочь с мужем и няней в Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1952 года Николай Михайлович был вынужден срочно выехать в Грозный — у его отца ухудшилось состояние здоровья. Он еще не успел пересесть в Хабаровске на самолет, когда в Комсомольске, на территории берегового хозяйства завода в товарном цехе, загорелся резервуар с 11 тысячами тонн авиабензина. Главный инженер завода Александр Михайлович Фролов не решился начать откачку бензина из горящего резервуара. Николая Михайловича из Хабаровска на военном самолете вернули в Комсомольск. Он принял решение о перекачивании авиабензина, было спасено пять тысяч тонн. В связи со следствием о причинах возникновения пожара, Николай Михайлович должен был оставаться в Комсомольске-на-Амуре. Следствие продлилось до 1954 года.

В 1954 году, когда я уже окончила Академию нефти, был решен вопрос о нашем переезде из Комсомольска-на-Амуре. Нас командировали в Австрию.

Прошло много лет, но о коллективе Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода у нас с Николаем Михайловичем остались самые наилучшие воспоминания. Жаль только память сохранила не все имена и лица. Ведь тогда на заводе вообще нельзя было ничего фотографировать, а те бытовые фотографии, которые есть в нашем семейном альбоме, очень малочисленны и весьма некачественные.

Мы с Николаем Михайловичем вспомнили несколько фамилий тех прекрасных специалистов, с которыми работали вместе в Комсомольске-на-Амуре: Михаил Иванович Новоятлов — тогда он был главным инженером, Евгений Михайлович Войнов — главный механик, Александр Васильевич Тараканов — главный бухгалтер, Андрей Степанович Котов — заместитель главного бухгалтера, А. И. Панин — бухгалтер, Кильяченковы: Надежда Сергеевна — инженер-химик и Александр Васильевич — начальник цеха, Николай Ильич Воронов — работник берегового хозяйства, Табахов — военпред и многие другие, чьи имена, к сожалению, память не сохранила”.

Кнара Мамбреевна Бадыштова и ее супруг Николай Михайлович Герасименко являются родоначальниками династии ученых. Старшая дочь, Татьяна Николаевна Шабалина, — доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук; средняя дочь, Людмила Николаевна Смирнова, — кандидат технических наук; младшая, Анна Николаевна, — кандидат технических наук, известный специалист в области катализаторов гидропроцессов нефтепереработки, и внучка, Марианна Китова, — соискатель степени кандидата технических наук.

Как драгоценные реликвии хранят Кнара Мамбреевна и Николай Михайлович почетные грамоты Хабаровского крайкома ВКП(б) и ценные подарки, полученные за выполнение огромной важности работы. Почему “как драгоценные”? Да потому, что все начиналось именно на Дальнем Востоке — и работа, и семья, и дети, и. наука.

Http://www. dvbook. ru/istorich_knigi_molodost. htm

Молодость зрелого возраста: Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. — Хабаровск: Частная коллекция, 2002. — 208 с.: ил.

Это первая книга об истории Комсомольского-на-Амуре нефреперерабатывающего завода. В издании показаны все этапы строительства и эксплуатации гиганта нефтехимии Дальневосточного региона, рассказано о техническом и экономическом становлении и развитии основных хозяйств, служб и подразделений завода. Особое внимание уделено преданным своему делу людям нескольких поколений, отдавшим свои знания, талант, мастерство и здоровье Комсомольскому нефтеперерабатывающему заводу.

Работники Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, награжденные государственными наградами и ведомственными знаками отличия в труде

Памятные события в истории Комсомольского нефтеперерабатывающего завода

Большой вклад в развитие Комсомольского нефтеперерабатывающего завода внес талантливый инженер-технолог нефтяной промышленности Николай Михайлович Герасименко.

Родился Н. М. Герасименко в 1914 году в Саратовской губернии в крестьянской семье. После школы работал на нефтяных промыслах в городе Грозном. Здесь же получил образование в Грозненском нефтяном институте. В 1939 году, по распределению инженеров-технологов, Н. М. Герасименко и К. М. Бадыштову направили на работу в город Хабаровск на нефтезавод имени Серго Орджоникидзе. На этом заводе Н. М. Герасименко проработал почти девять лет, вырос от рядового инженера до главного. Здесь он получил первый опыт применения теоретических знаний на практике, столкнулся с первыми заводскими проблемами. Он изучил работу каждого производственного участка завода, вникал во все технологические процессы, решал сложные инженерные задачи. Кроме того, он приобрел опыт управления большим коллективом.

За достижения в труде Н. М. Герасименко был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, медалей «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

7 октября 1950 года приказом Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР Н. М. Герасименко был назначен директором Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Николай Михайлович не был новичком на этом заводе. При вводе завода в строй действующих в 1942 году он был направлен туда для оказания практической помощи как опытный инженер-нефтепереработчик. Он вел контроль за установкой оборудования, учил эксплуатационников работе на нефтеперегонных установках, следил за технологическим процессом. Его работа была высоко оценена правительством: за ввод в эксплуатацию Комсомольского нефтезавода Н. М. Герасименко получил орден «Знак Почета». Многие рабочие и инженерно-технические работники лично знали его и уважали как инженера и человека.

Новый директор определил задачи и повел коллектив к поставленной цели. Под его руководством завод справился с государственным планом и успешно завершил 1950 год. За работу в четвертом квартале Министерство нефтяной промышленности и Всесоюзный центральный совет професссиональных союзов (ВЦСПС) присудили заводу во Всесоюзном социалистическом соревновании I место.

Под руководством Н. М. Герасименко начался второй этап развития завода. Была построена новая котельная с мощными паровыми котлами. Смонтированы и задействованы этилосмесительная установка (ЭСУ), новая печь низкого давления на установке № 2 и вторая наливная эстакада, обессоливающая установка. В 1950 году завод был переведен на переработку сернистой туймазинской нефти. Это потребовало ввода в эксплуатацию новых сооружений и аппаратуры. Одновременно начался капитальный ремонт установки № 1.

Одной из первоочередных задач Н. М. Герасименко считал окончание сооружения второго участка нефтепровода Оха — Комсомольск от села Софийское до Комсомольска с переходом через реку Амур и уделял этому особое внимание. К приходу сахалинской нефти по трубам нефтепровода непосредственно на завод надо быть готовыми. Поэтому в декабре 1950 года начался капитальный ремонт цехов. Первыми на очереди были установка атмосферной трубчатки, центральная котельная, электроцех и другие объекты.

Из года в год улучшалось материальное и культурно-бытовое положение работников завода. На 78-м квартале продолжалось строительство нового благоустроенного поселка нефтепереработчиков. Ввели в эксплуатацию новое благоустроенное помещение детского сада и яслей, возле которого были посажены деревья, установлены горки и другие сооружения для игр. В 1950 году строители торжественно сдали новое двухэтажное здание средней школы № 12. Первым директором школы стал И. А. Белогуров. Вскоре было введено в эксплуатацию двухэтажное здание больницы. На первом этаже размещались поликлиника, аптека, приемный покой и зуболечебный кабинет, на втором этаже — лечебные палаты.

В августе 1952 года нефтепровод пришел в Комсомольск-на-Амуре. К этому времени на заводе завершалась реконструкция установки, нагревательной печи, технологических линий и монтировалось новое оборудование. В этом же году в руководстве нефтезавода произошли перемены: был откомандирован в Москву на учебу в Академию нефтяной промышленности главный инженер завода А. А. Мазур, а на его место назначен А. М. Фролов.

Александр Михайлович Фролов родился в 1912 году в городе Казани. Образование получил в Томском химико-технологическом институте, который окончил в 1936 году, получив специальность инженера по химической технологии. Трудовую деятельность молодой специалист начал в Сибирском филиале Всесоюзного медицинского научно-исследовательского института. В первые годы Фролов участвовал в экспедициях по поиску нефти в Западной Сибири. До войны окончил аспирантуру при Государственном военно-химическом институте и успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В годы Великой Отечественной войны Фролов был начальником исследовательской лаборатории Дальневосточного фронта. Несколько раз по служебному заданию он выезжал на действующие фронты и участвовал в боевых операциях в Маньчжурии. За достижения в труде и большой вклад в победу над врагом А. М. Фролов был награжден орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За воинскую доблесть», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

В послевоенные годы А. М. Фролов работал главным технологом на Хабаровском нефтезаводе имени Серго Орджоникидзе. Совершенствуя свои знания, окончил курсы повышения квалификации по переработке нефти и газа при Министерстве нефтяной промышленности СССР в Москве. В 1951 году он был назначен главным инженером завода. За внедрение новой установки и технологии получил орден Трудового Красного Знамени.

Работая главным инженером Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, А. М. Фролов, в содружестве с директором завода Н. М. Герасименко, многое сделали для усовершенствования оборудования и реконструкции существующей установки, внедрения новой техники и в повышении квалификации работников. Все эти важнейшие факторы обусловили высокие темпы роста количественных и качественных показателей работы коллектива в 1950—1955 годах.

21 сентября 1954 года Н. М. Герасименко как опытный управленец и грамотный инженер был переведен в Министерство нефтяной промышленности СССР, а затем возглавил один из крупнейших в стране в тот период нефтеперерабатывающий комбинат в городе Новокуйбышевске.

«Жаль было расставаться с директором нашего завода Николаем Михайловичем Герасименко, — вспоминал ветеран завода П. И. Степанов. — Он из тех, кто в 1942 году вложил много сил в пуск установки АТ в эксплуатацию, тогда под его руководством мы получили первую продукцию. Когда он стал директором завода, завод расширился и перешел на круглогодичный цикл работы…»

Бывший инженер-технолог Комсомольского нефтезавода И. Г. Саночкина в своем письме К. И. Уткиной (Комаровой) писала: «…Николай Михайлович Герасименко по-прежнему молод и энергичен. Он руководит громадным комбинатом, где работает 75 установок и 45 цехов и продолжается строительство новых промышленных объектов. На комбинате работает много первостроителей Комсомольского завода, в том числе Дуся Чернова, Евдокия Баранник, Вася Емельянов, Иван Голенко и многие другие. Евгений Михайлович Войнов работает главным механиком, а я заведую лабораторией комбината. Мы, комсомольчане, по праздникам собираемся вместе. Вспоминаем Комсомольск, наш любимый маленький завод. Вспоминаем молодость и трудные военные и послевоенные годы. Сколько сил и энергии вложили мы в завод на Амуре! Это наша гордость и наша слава!»

Н. М. Герасименко на посту директора завода сменил выпускник Академии нефтяной промышленности СССР Анатолий Михайлович Богуславский.

Один из ведущих нефтепереработчиков России, отдавший более 60-ти лет своей трудовой деятельности отечественной нефтепереработке, крупный специалист в области производства и применения смазочных масел, доктор технических наук, автор и соавтор 30 изобретений, девяти монографий, справочников и тематических обзоров, более 200 статей, имеет почетные звания «Изобретатель СССР», «Заслуженный работник Минтопэнерго России», кавалер ордена «Дружбы народов», награждена шестью медалями… Вот она какая — Кнара Мамбреевна Бадыштова!

К. М. Бадыштова родилась в 1916 году в городе Грозном. Отец Бадыштовой, комиссар Красной армии, погиб во время Гражданской войны, в так называемых Стодневных боях в Чечне, было это в 1919 году. Кнаре исполнилось тогда только три года; когда умерла мать — исполнилось 14 лет. В память о своих родителях Кнара Мамбреевна сохранила фамилию отца. В 1939 году после окончания Грозненского института едет на Дальний Восток. Начинает трудовой путь на Хабаровском крекинг-заводе. В годы Великой Отечественной войны осуществляла на заводе контроль за качеством авиационных бензинов, поставляемых фронту. После войны трудилась на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе. По окончании с отличием Академии нефтяной промышленности была направлена в Австрию для работы в группе специалистов по поставкам в нашу страну оборудования и нефтепродуктов. После возвращения стала работать на Новокуйбышевском НПЗ в должности начальника заводской лаборатории. С 1958 года на протяжении 42 лет она щедро отдавала все свои творческие силы научно-исследовательскому институту по нефтепереработке в городе Новокуйбышевске (ныне ОАО СвНИИНП), где около 30 лет возглавляла отдел масел.

Кнарой Мамбреевной создана целая научная школа, признанная не только в России, но и за рубежом, по гидрокаталитическим процессам производства масел и парафина.

В последнее время круг ее научных интересов расширился за счет определения нового актуального направления — утилизация отходов нефтедобычи и регенерация отработанных масел.

«…С тех пор прошло около полувека, да и нам уже далеко за восемьдесят лет, и все равно не забываем, — пишет К. М. Бадыштова. — Строительство и ввод в действие нефтеперерабатывающих заводов с целью рационального использования уникальной эхабинской нефти Сахалина имело очень большое стратегическое и народно-хозяйственное значение. Сначала на Хабаровском и затем на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающих заводах производился самый высококачественный авиационный бензин с октановым числом 95 единиц. На этих заводах из эхабинской нефти получали основной компонент, а из Уфы поставляли алкилат, бензол и толуол, которые надо было дозировать и хорошо перемешать до товарной кондиции, чтобы поставлять непосредственно на базы фронтов. Тогда, в условиях войны, когда заводы Баку и Грозного были блокированы, заводы Дальнего Востока имели большое стратегическое значение. Специально создавалась зеленая улица для железнодорожной поставки компонентов из Уфы. Часами Н. М. Герасименко сидел в крайкоме партии, отслеживая с помощью специальной связи продвижение составов, чтобы завод вовремя и в достаточном количестве успел изготовить авиабензин.

Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод — единственный завод в Советском Союзе, построенный и введенный в действие в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году к нам на Хабаровский нефтезавод приехала большая группа специалистов различного профиля, чтобы пройти стажировку. Среди них была Ирина Григорьевна Саночкина (в настоящее время Войнова по мужу), которая стала затем первым начальником основного производства на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе.

В 1942 году наркомат назначил Николая Михайловича Герасименко председателем по пуску Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В ноябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои под Сталинградом, мы с семьей (у нас было уже двое дочерей — одной два годика, другой три месяца) и няней выехали в Комсомольск-на-Амуре на подготовку пуска завода. После успешного пуска технологического цеха Н. М. Герасименко занимался налаживанием всего комплекса заводских цехов. Мне же предостояло с помощью специалистов и рабочих-заключенных смонтировать американские специальные машины «Вокеш», обучить кадры умению определять октановое число авиационного бензина. Николай Михайлович уехал в Хабаровск в феврале 1943 года, а я закончила свою работу только в марте. В том же 1943 году Николай Михайлович вместе с начальником Дальнефтекомбината Иваном Игнатьевичем Мироновым ездили в командировку на Сахалин в город Оху. Помогали местным специалистам освоить установку по производству бензина и других нефтепродуктов. В 1944 году я вновь прибыла на Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод как представитель Дальнефтекомбината с целью разобраться с произошедшей на заводе аварией: из-за халатности слесарей был оставлен открытым штуцер у мазутного резервуара. За ночь мазут, вытекший из резервуара, залил весь поселок.

В 1950 году, после окончания Николаем Михайловичем высших инженерных курсов в Москве, а я тогда же прошла курсы повышения квалификации инженерно-технических работников, мы вновь всей семьей переехали в Комсомольск-на-Амуре. Н. М. Герасименко был назначен тогда директором завода, а мне, в связи с отъездом Анатолия Антоновича Мазура на учебу в Москву, пришлось стать начальником производственно-технического отдела.

В августе 1952 года меня командировали в Москву с образцами авиабензина, находившимися на хранении, для проведения арбитражных анализов в институтах Министерства обороны. Результаты независимых анализов в двух институтах подтвердили стандартность авиабензинов. В сентябре того же года меня зачислили слушателем Академии нефти СССР в Москве, куда я и переехала с двумя детьми, оставив младшую дочь с мужем и няней в Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1952 года Николай Михайлович был вынужден срочно выехать в Грозный — у его отца ухудшилось состояние здоровья. Он еще не успел пересесть в Хабаровске на самолет, когда в Комсомольске, на территории берегового хозяйства завода в товарном цехе, загорелся резервуар с 11 тысячами тонн авиабензина. Главный инженер завода Александр Михайлович Фролов не решился начать откачку бензина из горящего резервуара. Николая Михайловича из Хабаровска на военном самолете вернули в Комсомольск. Он принял решение о перекачивании авиабензина, было спасено пять тысяч тонн. В связи со следствием о причинах возникновения пожара, Николай Михайлович должен был оставаться в Комсомольске-на-Амуре. Следствие продлилось до 1954 года.

В 1954 году, когда я уже окончила Академию нефти, был решен вопрос о нашем переезде из Комсомольска-на-Амуре. Нас командировали в Австрию…

Прошло много лет, но о коллективе Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода у нас с Николаем Михайловичем остались самые наилучшие воспоминания. Жаль только память сохранила не все имена и лица. Ведь тогда на заводе вообще нельзя было ничего фотографировать, а те бытовые фотографии, которые есть в нашем семейном альбоме, очень малочисленны и весьма некачественные…

Мы с Николаем Михайловичем вспомнили несколько фамилий тех прекрасных специалистов, с которыми работали вместе в Комсомольске-на-Амуре: Михаил Иванович Новоятлов — тогда он был главным инженером, Евгений Михайлович Войнов — главный механик, Александр Васильевич Тараканов — главный бухгалтер, Андрей Степанович Котов — заместитель главного бухгалтера, А. И. Панин — бухгалтер, Кильяченковы: Надежда Сергеевна — инженер-химик и Александр Васильевич — начальник цеха, Николай Ильич Воронов — работник берегового хозяйства, Табахов — военпред и многие другие, чьи имена, к сожалению, память не сохранила».

Кнара Мамбреевна Бадыштова и ее супруг Николай Михайлович Герасименко являются родоначальниками династии ученых. Старшая дочь, Татьяна Николаевна Шабалина, — доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук; средняя дочь, Людмила Николаевна Смирнова, — кандидат технических наук; младшая, Анна Николаевна, — кандидат технических наук, известный специалист в области катализаторов гидропроцессов нефтепереработки, и внучка, Марианна Китова, — соискатель степени кандидата технических наук.

Как драгоценные реликвии хранят Кнара Мамбреевна и Николай Михайлович почетные грамоты Хабаровского крайкома ВКП(б) и ценные подарки, полученные за выполнение огромной важности работы. Почему «как драгоценные»? Да потому, что все начиналось именно на Дальнем Востоке — и работа, и семья, и дети, и… наука.

Http://dvbook. info/?p=111

Поделиться ссылкой: