Мини нефтеперерабатывающие заводы казахстана

В Стратегии «Казахстан-2050» Президент Н. А. Назарбаев особое внимание уделил использованию ресурсной базы страны. При этом он подчеркнул, что к 2050 году мы должны обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии со стандартами экологичности. Поэтому развитие рынка нефтепродуктов, увеличение его конкурентоспособности является важнейшим приоритетом экономической политики Казахстана [1]. Гарантирование безопасности энергоснабжения, в частности, полное удовлетворение внутренних потребностей в главных видах нефтепродуктов – бензине, авиационном керосине и дизельном топливе, является одной из главных стратегических целей нефтегазовой отрасли республики.

Одной из основных проблем развития нефтяного рынка в Казахстане является низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих заводов. Нефтеперерабатывающие заводы республики, построенные во время советского периода, не соответствуют современным стандартам. Отсутствие качественных производственных мощностей для производства продуктов нефтехимии глубокой очистки не позволяет улучшить качество товарного производства в достаточных объемах с высокой добавленной стоимостью.

Проблеме модернизации нефтеперерабатывающих заводов как фактора повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности республики посвящены труды Ы. С. Балабановой, О. И. Егорова, У. М. Нысанбек, Н. Жакупова и С. Т. Ермухан и др. Однако, следует отметить, что проблема модернизации нефтеперерабатывающих заводов, повышения конкурентоспособности этой отрасли до сих пор не решена.

В 1991 начался глубокий экономический спад, который привел к резкому снижению потребления нефти и нефтепродуктов. Экономика начала преодолевать кризис в середине 1990-х годов. Азиатский экономический кризис 1998 года и падение цен на нефть привело к сокращению ВВП на 18% в период 1990-2000 годов, к концу этого десятилетия ВВП упал до 88,3 млрд долларов США [8].

Восстановление экономики началось в 1999 году, и в 2001 году спрос на нефть достиг докризисного уровня. Рост был существенным в период до 2008 года, и стал возможен благодаря высоким ценам на сырьевые товары и высокой активности в разработке нефтяных месторождений и добыче нефти.

Среднегодовой прирост рынка нефтепродуктов Казахстана за период 2009-2013 годы составил 35,7% и достиг в 2013 году уровня в 2,4 млрд долл. США. Физический объем производства вырос с 13,7 млн тонн в 2009 году до 16,5 млн тонн в 2013 году, увеличившись на 20,5%. Заметно также устойчивое увеличение импорта, значение которого достигло 1,8 млрд долл. США в 2013 году. За период 2009-2013 годы количество предприятий увеличилось с 20 до 38. Положительная тенденция обусловлена ​​увеличением доли рафинированного выпуска продукции в структуре промышленного производства с 2,1% в 2009 году до 3,7% в 2013 г. Это увеличение незначительно, учитывая, что доля добычи сырой нефти в структуре промышленного производства за 2009-2013 годы составляет в среднем 51.5%, а доля рафинированной продукции составляет только 3,7% [8].

Производительность труда в отрасли за период 2009 – 2013 годы выросла в 2,3 раза до 54,7 млн тенге на человека. Это произошло благодаря значительному росту валовой добавленной стоимости в 2,7 раза до 499 млрд тенге, в то время как занятость увеличилась лишь на 16% и составила 9,1 тыс. человек. Экспорт в течение 2009-2013 годов увеличился в среднем на 9,4% в год и составил в 2013 году 4,6 млрд долл. США.

В настоящее время в Казахстане существует 3 основных нефтеперерабатывающих комплексов, которые расположены в Шымкенте, Атырау и Павлодаре, а остальные 35 из них являются мини-НПЗ. Общая проектная мощность 3 основных НПЗ составляет 17 млн ​​тонн в год. Атырауский нефтеперерабатывающий завод (далее – АНПЗ), Шымкентский НПЗ (далее – ПКОП) и Павлодарский нефтехимический завод (далее – ПНХЗ) вместе обеспечивают более 90% объема производства в секторе. Использование производственных мощностей промышленных предприятий, производящих нефтепродукты составляет 72,9% [7]. Рабочая мощность всех предприятий несколько ниже, чем проектная мощность и требует технологической модернизации, чтобы увеличить мощность НПЗ. Главные причины нехватки мощностей нефтеперерабатывающих заводов – это высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, длительные периоды окупаемости инвестиций, ужесточенные экологические требования и необходимость инвестирования в существующие производственные мощности. Степень износа основных фондов предприятий, производящих кокс и нефтепродукты в настоящее время 33% [6].

Казахстан существенно отстает от развитых стран по глубине переработки нефти. По мнению экспертов, уровень конверсии на республиканском НПЗ составляет около 68%. Для сравнения: в США этот уровень составляет 90% или выше, в Великобритании и Канаде – 86-90%, в России – от 57 до 88% в зависимости от технологических возможностей предприятий, а в Украине – 76%.

Из-за низкой глубины обработки нефти, объем производства мазута на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах довольно высок. Его значительная часть экспортируется, где подвергается дальнейшему более глубокому преобразованию, и другая часть сжигается в электрической и тепловой станции для генерации тепловой и электрической энергии. Мазут – основной вид сырья для производства широкого спектра топлива, масел и других синтетических продуктов нефтехимии.

Как мы видим из таблицы 1 в 2013 году на 3 основных казахстанских НПЗ было переработано 14 911 тыс тонн нефти, то есть по сравнению с предыдущим годом на 4,9% выше.

Таблица 1. Объемы переработки на НПЗ за период 2003-2013, тыс тонн

Http://www. konspekt. biz/index. php? text=57452

В настоящее время казахстанская нефть в основном вывозится за пределы республики в непереработанном виде, а в Казахстан завозится большое количество нефтепродуктов. Это выдвигает проблему обоснования выбора рациональной схемы транспортировки и переработки нефти.

Большие запасы и благоприятные технико-экономические показатели добычи нефти в Республике позволяют резко увеличить объем ее добычи при этом нужно решить и обосновать две проблемы: первая, если начать развивать Развитие Мангышлака как сырьевого района, то нужно сформировать строительство мощного нефтепровода в регионы переработки — нужно изменить схему размещения переработки Мангышлак – переработки сырой нефти на месте добычи, что практически выгоднее, чем вывоз сырой нефти и завоз нефтепродуктов.

Решение второго варианта развития нефтяной промышленности Казахстана требует огромных инвестиций с привлечением иностранного капитала. В связи с этим были созданы Атырауская и Мангыстауская свободные экономические зоны (СЭЗ), а также крупные совместные предприятия (СП) по добыче и переработке углеводородного сырья совместно с иностранными компаниями, такие как Карашаганакская нефтяная компания и «Тенгиз-шевройл». Последний имеет многопрофильный характер деятельности.

Важными проблемами нефтедобычи являются: совершенствование эксплуатации нефтяных скважин и внедрение прогрессивной технологии нефтедобычи; ускорение освоения новых месторождений на полуострове Бузачи и другие.

По результатам космических съемок и проведенных наземных исследований, запасы нефти на северном шельфе Каспийского моря составляют 3-3,5 млрд. т, газа 2-2,5 трлн. куб. м. Ныне в республике функционируют следующие крупнейшие нефтегазовые месторождения: Тенгизское, Карашаганакское, Узенское и др.

Месторождение Карашаганак открыто в 1979г. в Западно-Казахстанской области на площади в 450 кв. км и является одним из крупнейших в мире. Запасы Карашаганака составляют 21,3 трлн. куб. м газа, 644 млн. т газового конденсата и 189 млн. т нефти. Переработка углеводородного сырья Карашаганака осуществляется в Оренбурге. Главная проблема развития этого месторождения – это транспортировка и переработка сырья, а также конкуренция за потребителя со стороны более обустроенных месторождений Туркмении, России и Узбекистана.

В разработке Карашаганакского месторождения принимает участие со стороны Казахстана государственная холдинговая компания «Казахгаз», английская компания « BRITISH GAS », итальянская « AGIP » и российское акционерное общество «Газпром». Инвестиции составляют 320 млн. долл. США.

Казахстанская доля прибыли от реализации сырья составляет по соглашению от 2.03.1995 г. в г. Алматы 85%. «Казахгаз», являющийся заказчиком, обязан рассчитываться со своим подрядчиком « BRITISH GAS », « AGIP » и «Газпром» в размере 70-80 млн. долл. США ежегодно после продажи сырья за возмещение издержек производства, понесенных подрядчиками.

В 1959г. в Мангыстауской области открыто Озеньское месторождение, где с 1965 г. началась добыча нефти, запасы которой оцениваются в 1,1 млрд, т. В 300 км севернее г. Актау на побережье Каспийского моря находится месторождение «Арман». В настоящее время создано СП «Арман», куда вошли АО «Мангыстау-мунайгаз», «Жаркын» и американская компания « ORIX ENERGY ». Сферой их деятельности является морская разведка и добыча нефти и газа. Инвестиции составляют 110 млн. долл. США.

В месторождении Алибекмола работает 5 скважин и к 2007 г. нефтяники этого месторождения планируют добыть до 3 млн. т. нефти в год. По расчетам запасы в недрах месторождения достигают 54 млн. т. нефти и конденсата, а по прогнозам они могут быть и больше. Общая сумма инвестиции составляет 856 млн. долларов. Разработка месторождения началась с 2001 г. и за 2001-2003гг. было выложено 167,5 млн. долларов. По мнению нефтяников, качество нефти высокое, но содержится значительное количество вредных веществ, что создает экологическую проблему, поэтому в общем объеме инвестиций – 32% выделено на обеспечение экологической безопасности. В будущем присоединение месторождения Алибекмола к нефтепроводу Кенкияк-Атырау дает возможность включиться в систему КТК, а это значит, что Актобинская нефть выйдет на мировые рынки. В будущем на территории Актобинской области совместно с ННК «Казмунайгаз» предусматривается строительство завода мощностью переработки 1 млн. т. нефти в год и по предварительным данным в проект будет вложено 50 млн. долларов.

По оценкам специалистов Каспийский регион в будущем веке может стать крупнейшим поставщиком нефти и газа в мире. В связи с этим возникает проблема:

-увеличения пропускной способности внутренних и экспортных трубопроводов;

– увеличения мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов. В отраслевой структуре промышленности доля топливно-энергетического комплекса составляет – 27,1%, в том числе нефтегазовой – 17,7% и нефтепереработки – 4,1%.

Казахстан среди стран СНГ по данным Агентства РК по статистике, является вторым после России производителем нефти, а среди 90 стран мирового сообщества входит в первую тридцатку. Республика располагает Уникальными по запасам нефти и газа месторождениями. 0П мнение создания на территории СНГ своего рода мини – куда входили бы Казахстан, Россия, Азербайджан, Узбекистан Для Казахстана создание так называемого мини-ОПЕК выгодно тем ЧТО возникает возможность более эффективного использования Российской инфраструктуры для продвижения своей продукции на иностранные рынки. Ибо Казахстан лежит в стороне от мировых транспортных коридоров и не имеет прямого выхода на море и развитые экономические рынки.

Сейчас Казахстан добывает около 50 млн. т. нефти в год и легко может довести добычу нефти до 150 млн. т. Внутреннее потребление нефти составляет 20-25 млн. т. Однако добычу нефти сдерживает недостаточность трубопроводов. По этой причине на Тенгизском месторождении закон – сервировано более сотен скважин.

Но в перспективе при благоприятных комплексных условиях в связи с открытием Каспийской трубопроводной системы, куда в 2002 г. было вложено около 1 млрд. долларов на строительство ветки от КТК произойдет реанимация части скважин. Будут созданы и другие магистральные и местные нефте и газопроводы.

Началом развития нефтепереработки в Казахстане является 1945 г., когда был сдан в эксплуатацию Атырауский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), который до 1959 г. работал только на привозном сырье. Сырьем для него служили нефть Туркмении и Азербайджана.

В настоящее время в Казахстане функционирует три нефтеперерабатывающих завода. Атырауский, Павлодарский, Шымкентский, их суммарная мощность составляет 19,4 млн. т. нефти в год.

Атырауский НПЗ – мощностью 5,2 млн. т. нефти в год является единственным, полностью независимым от российского сырья. Он связан трубопроводами с месторождениями Мангышлака и Тенгиза. Строительство завода начато в 1943 г. по проекту фирмы «Баджер» (США), а в сентябре 1945 г. была выпущена первая продукция. Это единственный завод географически идеально подходящий для расширения и модернизации, ибо он расположен вблизи от главных месторождений нефти в Западном Казахстане, является узловым пунктом трубопроводов поставки нефти в регионы, имеет квалифицированный персонал и инфраструктуру и может использоваться как основа высокопроизводительного современного комплекса по переработке нефти. На заводе выпускается широкий ассортимент товарной продукции, которая может поставляться на экспорт. Это бензин марок А-76, А-93, дизтопливо (зимний и летний), печное топливо, мазут, бытовой газ и другие. На Атырауском НПЗ глубина переработки нефти – 50%. Это очень низкая глубина.

Павлодарский НПЗ мощностью 8 млн. т. нефти в год работает по перерабатывающей схеме с высоким уровнем конверсии. Сырье поступает из Западной Сибири по трубопроводу Омск-Павлодар-Шымкент – Завод построен по проекту, учитывающему последние научные достижения в нефтепереработке конца 70-х годов.

Самопотребление и потери заводов больше, чем у аналогичных западных заводов и составляют – 7%;[6]

Высокое содержание парафина в Мангышлакском сырье обуславливает, то, что Атырауский НПЗ не может производить реактивное и дизельное зимнее топливо.

Ныне Казахстан более чем на 50% зависит от России в отношении поставок сырой нефти на свои нефтеперерабатывающие предприятия. Так Шымкентский завод на 75%, Павлодарский завод – на 100% работают на западносибирской нефти. Добыча нефти в Западной Сибири составляет 300 млн. т. в год, а потребность Павлодарского и Шымкентского НПЗ-ов составляет 5-7% этого объема. Известно всем, что России выгоднее транспортировать сырую нефть в Казахстан, чем в Эстонию и Новороссийск.

Поэтому самый простой и дешевый способ заставить работать наши два привода это достижение разумного соглашения с Россией на поставку нефти, что оправдано с экономической и технико-технологической стороны.

Однако, при этом следует учесть то, что резко возрастет потребность региона в инвестициях, трудовых и водных ресурсах, в которых Западный Казахстан испытывает дефицит. Поэтому необходимы глубокие научно-обоснованные расчеты количественного и качественного параметров развития нефтегазохимического комплекса.

В стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003- 2015гг. должное внимание уделяется развитию нефтегазовой промышленности. Отмечается что одним из основных движущих «локомотивов» развития индустрии в Казахстане является освоение Казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ) в котором, по предварительным оценкам, общие запасы углеводородов составляют 8 млрд. т., которые могут обеспечить наиболее значительный прирост добычи углеводородов в стране. В перспективе добыча нефти из месторождений шельфа может достичь 150-200 млн. т. в год и держаться на этом уровне в течение 25-30 лет.

Каспийский регион будет переживать мощный рост инвестиционной и производственной активности, в значительной мере влияющий на общую экономическую динамику Казахстана, в связи с ростом добычи углеводородов, строительством магистральных, в том числе экспортных, нефте – и газопроводов, морских портов и портовых сооружений для хранения и перевозки грузов, железнодорожных нефтеналивных и газонаполнительных терминалов, введением новых мощностей в электроэнергетике и телекоммуникационной инфраструктуре.

Развитие добычи углеводородов на Каспии будет способствовать становлению отечественной сырьевой базы для нефтехимической индустрии. Вблизи промышленной зоны Кашаганского месторождения с привлечением крупных инвесторов планируется строительство нефтехимического комплекса по переработке попутного природного газа. Комплекс позволит получать широкую гамму жидких компонентов и первичных нефтехимических продуктов: этана, пропана, бутана, гексана, этилена, пропилена, ацетилена, бензола и др., и на их основе пластические массы-

В ближайшие 15 лет в развитие добычи Казахстанской нефти инвесторы намерены вложить более 80 млрд. долл. США, которые будут затрачены-на создание производственных, инфраструктурных и социальных обеспечивающих работу вводимых предприятий. [8]

Http://studwood. ru/1206840/geografiya/neft

В Казахстане КРП предусматривает 3 класса предприятий по их размерности от среднесписочной численности занятых: малые (до 50), средние (51-250), крупные (свыше 250 человек). Каждый класс включает подклассы. В классе крупных предприятий – 3 подкласса: 305, 310, 311.

Всего в справочнике на 09.01.2017 зарегистрировано 414 760 юридических лиц, классифицированные на крупные, средние, малые предприятия; а также по видам хозяйственной деятельности: АО, ТОО, филиалы, государственные учреждения, за исключением ИП.

Всего в Казахстане зарегистрировано 349 компаний, занимающихся добычей сырой нефти и природного газа. Из них активные – 94. Из общего числа организаций, занимающихся добычей сырой нефти и природного газа: Крупные предприятия (с количеством сотрудников более 250 человек) – 34; Средние организации (от 101 до 250 чел.) – 21; Малые предприятия (от 5 до 100 чел.) – 294.

Больше всего зарегистрировано компаний в г. Алматы (133), Мангистауской (62) и в Атырауской областях (42).

Меньше всего компаний-производителей располагаются в ВКО (1), Карагандинской (3) и в Жамбыльской областях (4).

Количество компаний по добыче сырой нефти и природного газа в Казахстане по регионам на 09.01.2017

В базе данных каталога присутствуют не только активные, но и неактивные компании, которые зарегистрированы, но находятся в процессе ликвидации, заморозки, либо новые (еще не начали деятельность).

Добычей сырой нефти в Казахстане занимаются компании, зарегистрированные под кодом ОКЭД (в скобках указаны количество предприятий):

Количество компаний, занимающиеся добычей сырой нефти и попутного газа в Казахстане по размерам предприятия на 09.01.2017

Добычей природного газа в Казахстане занимаются компании, зарегистрированные под 2-мя кодами ОКЭД (в скобках указаны количество предприятий):

06201 – Добыча природного газа, кроме метана (15) 06202 – Добыча метана из угольных месторождений (2) 3

Количество компаний, занимающиеся добычей природного газа в Казахстане по видам деятельности на 09.01.2017

Отчет сделан с помощью модуля “Организации”. Пользуйтесь каталогом в режиме онлайн, чтобы получить свежие данные об организациях РК.

Ниже представлены компании с численностью сотрудников более 250 чел.

Самые крупные компании по добыче сырой нефти в Казахстане на 09.01.2017

Http://kazdata. kz/04/2017-otrasl-oil-gas-kompanii-311.html

Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана — отрасль промышленности Казахстана.

В настоящее время в Казахстане функционирует три нефтеперераба­тывающих завода (Атырауский, Павлодарский, Шымкентский), суммар­ная мощность которых составляет 19,4 млн. т. нефти в год. [1]

Нефтеперерабатывающая промышленность России — Динамика производства бензина в России в 1992 2008 годах, в млн тонн Нефтеперерабатывающая промышленность России  отрасль российской промышленности, часть нефтяной промышленности России. В России действуют 30 крупных нефтеперерабатывающих… … Википедия

Нефтеперерабатывающая промышленность Украины — Новая установка изомеризации на Лисичанском НПЗ Нефтеперерабатывающая промышленность Украины  отрасль промышленности Украины, специализирующаяся н … Википедия

Автомобильная промышленность России — Производство автомобилей в России в 2000 2008 годах Автомобильная промышленность России  отрасль российского машиностроения. Содержание 1 История 1.1 … Википедия

Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Экономика СССР — Экономические показатели ДнепроГЭС один из символов экономической мощи СССР, была построена в 1932 г … Википедия

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Энергетика России — Динамика производства электроэнергии в России в 1992 2008 годах, в млрд кВт∙ч … Википедия

Http://biograf. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/1838064

Каждый год миллионы баррелей казахстанской нефти «утекают» в неизвестном направлении. Салафиты на заводе в Актобе — только верхушка айсберга.

В вопросе потерянной нефти никто не хочет разбираться, а тем более искать виновных. Это и опасно, и невыгодно — для некоторых. Но как показал захват салафитской группы в Актобе, вопрос этот по-настоящему взрывоопасный — организованный криминал в Казахстане, похоже, активно использует потерянную нефть.

Статистика минэнерго РК отслеживает данные экспорта, переработки и добычи нефти. По итогам 2015 года, в Казахстане было добыто 79,46 млн тонн нефти, объем переработки составил 14,54 млн тонн, на экспорт ушло 63,6 млн тонн.

Путем нехитрых арифметических действий можно посчитать, что более миллиона тонн нефти было произведено, а впоследствии «потерялось».

Страны ОПЕК и не-ОПЕК после долгих и сложных переговоров решили снизить добычу всего на 1,75 млн баррелей в сутки. А Казахстан ежегодно просто так теряет без малого 10 млн баррелей.

При этом в Министерстве энергетики даже не могут внятно объяснить, почему не сходится баланс. Куда делись неучтенные миллионы сырья?

Говоря о планах по нефти, в минэнерго заранее допускают огромные потери

— Мы планируем на 2016 год, с учетом, что растет обводненность месторождений и они, естественно, истощаются, добыть 77 млн тонн, — сообщил журналистам в начале текущего года теперь уже экс-министр энергетики Владимир Школьник. Чуть позже в ведомстве уточнили, что из них 14,3 млн тонн планируется отправить на переработку, а 60 млн тонн на экспорт.

19,7 млн баррелей – значительное число, его не так-то просто спрятать в статистических данных. Никто и не прячет.

Сколько нефти утекает за рубеж, известно благодаря открытым данным Комитета госдоходов Минфина. Так, в 2015 году Казахстан экспортировал 61,2 млн т сырой нефти на $26,1 млрд (это без учета поставок в страны ЕАЭС, — прим.).

Лидером нефтяного экспорта из Казахстана является Италия. В прошлом году эта страна купила 17,8 млн тонн сырой нефти на $7,8 млрд.

На втором месте Нидерланды. В страну тюльпанов в прошлом году утекло 8,8 млн тонн черного золота на $3,7 млрд.

На третьем месте Швейцария. По итогам 2015 года, в страну надежных банков было отгружено 5,9 млн тонн на $2,3 млрд.

Средняя стоимость купленного барреля черного золота в 2015 году колебалась в диапазоне от $54 до $60.

Статистику товарооборота со странами ЕАЭС можно посмотреть на сайте Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. Согласно опубликованным данным, в страны-союзники в прошлом году ушло порядка 2,4 млн тонн нефти. Если сложить все данные, то получится как раз нужная цифра:

Кроме экспорта, нефть еще идет на переработку. Мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов небезграничны:

    Атырауский нефтеперерабатывающий завод может переработать 4,9 млн тонн нефти в год. Павлодарский завод является одним из крупнейших и современных по технологии нефтеперерабатывающих предприятий Казахстана. Его мощность по переработке нефти составляет 5,1 млн тонн в год. Нефтеперерабатывающий завод ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП), бывший ШНОС, перерабатывает порядка 5,25 млн тонн нефти в год.

Если все три завода будут работать в полную силу, то смогут переработать не более 15 млн тонн сырой нефти.

Впрочем, кроме трех крупных нефтеперерабатывающих предприятий в Казахстане есть еще около 32 мини НПЗ, и узнать, какова их доля в переработке нефти, невозможно. По крайней мере, в открытых источниках ответа на этот вопрос найти не удалось.

— Минэнерго может даже не знать про эти мини-заводики и о том, чем они там занимаются, — прокомментировал ситуацию с частными мини НПЗ главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК Олег Егоров. – Вот

Что это за завод в Актобе, который недавно прославился на всю страну? Это частный мини-заводик. Откуда он берет нефть?

Вся нефть, которая добывается в этой области – это китайская нефть, она идет напрямую в трубу, а оттуда в Китай или на Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Но где-то руководство этого завода все же нашло поставщика… А потом на наших АЗС появляется некачественный бензин.

— Получается, «неучтенная» нефть Казахстана – это сырье для таких мини-НПЗ?

— На этот вопрос я не могу ответить. Нефть — это очень специфический род деятельности. Если глубоко копнете — или пристрелят, или еще что-нибудь сделают.

Между тем, нефтяным ведомствам и компаниям дискомфортно, когда журналисты в вопросах черного золота излишне любопытны. А про «неучтенку», как и про кражу нефти, говорить вообще не хотят.

Год назад в анонимном неофициальном разговоре с корреспондентом 365info сотрудник Информационно-аналитического центра нефти и газа объяснил огромную «неучтенку» особенностями стабилизации газовых конденсатов на Карачаганакском перерабатывающем комплексе. По его словам, в данных по добыче нефти «сидит» объем карачаганакского нестабильного жидкого углеводорода, часть которого при стабилизации теряется. Ежемесячно потери составляют примерно 100 тыс. тонн, что в годовом исчислении должно соответствовать не менее 1,2 млн тонн.

Однако официально эту теорию никто из экспертов не подтвердил. В основном этот вопрос комментировать все отказываются.

Кража нефти тоже похожа на тему-табу. Освещается в основном в криминальных новостях, когда правоохранительные органы рапортуют об успешном задержании нелегальных структур, занимающихся откачкой или продажей черного золота.

Найти данные, сколько в Казахстане ежегодно воруют нефти и какой ущерб при этом наносится окружающей среде — задача архисложная.

— Ущерб окружающей среде? Такие сведения статистика не отражает, — говорит Олег Егоров.

— Почему? Ведь в данном случае статистика — это важный инструмент, который позволяет провести сравнительный анализ уровня экологических проблем из-за нефтегазового сектора.

— Раз такие сведения не освещаются, значит их предпочитают скрывать.

О наличии нелегальных нефтеперерабатывающих заводов и о незаконных врезках в напорные нефтепроводы эксперты говорят, но назвать конкретные цифры и привести исчерпывающие доказательства не могут.

— Помните, несколько лет назад на Атырауском НПЗ была раскрыта криминальная группировка? — говорит другой эксперт в нефтегазовой сфере, экономист Сергей Смирнов. — Такие случаи время от времени в прессе освещаются.

— Нефть воруют, можно сказать, в промышленных масштабах на протяжении длительного периода времени. Как такое возможно?

— Возьмем для примера Актюбинский завод — это предприятие частное, ориентированное на получение прибыли, и вдруг допускают плохой контроль?

— Добыча и переработка нефти по-прежнему в числе самых рентабельных видов деятельности, несмотря на падение мировых цен.

Если нефть не добывать, а попросту воровать, то бизнес можно назвать сверхрентабельным

И обойти любые современные системы контроля проблем не составляет. В качестве примера можно вспомнить историю с Coca-Cola, когда счетчики преднамеренно выводились из строя.

Как утверждают в пресс-службе нефтетранспортной компании «КазТрансОйл», им удалось победить одну из самых распространенных и опасных криминальных тенденций последних десятилетий — хищение черного золота путем незаконных врезок в нефтепроводы.

— У нас все четко исполняется, — сообщили в пресс-службе. — Ни разу не было такого, чтобы грузоотправитель заявил столько-то, а грузополучатель получил меньше, а мы бы лапки подняли и сказали: «Ой! Не знаем, куда нефть делась». Не бывает такого, чтобы мы не довезли нефть из-за того, что в процессе транспортировки ее украли.

— Бывают врезки в трубопровод, но в этом году проблема практически решена. Если 10-15 лет назад незаконных врезок было действительно много, то сейчас практически нет таких случаев. Статистика буквально нулевая. Если за 9 месяцев 2015 года было зарегистрировано 12 незаконных врезок в трубопроводы компании, то за аналогичный период 2016 года было выявлено лишь 2 факта хищения нефти из магистрального нефтепровода.

Http://365info. kz/2016/12/samyj-temnyj-biznes-kazahstana-poteryannaya-neft/

В Мангистауской области будет построен четвертый в Казахстане нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Об этом на брифинге в среду заявил заместитель акима области Ракимбек Амиржанов, сообщает “Лада”.

По словам чиновника, строительство НПЗ будет вестись совместно с Ираном. “В свое время через порт Актау порядка пяти миллионов тонн сырой нефти направлялось из Ирана. Это обеспечивало хорошие объемы грузооборота порта Актау. Акимат совместно с иранской стороной прорабатывает вопрос строительства четвертого НПЗ в Казахстане. Мы провели анализ и получили подтверждение от иранской стороны, которая до 40 процентов нефтепродуктов также возит за пределы страны. Похожая ситуация, как у нас. Операция замещения в свое время была выгодна и Казахстану, и Ирану. Теперь мы предложили строить НПЗ совместно. Он будет находиться в Мангистауской области. Нефтепродукты из Мангистау будут направляться в северные порты Ирана, а на юге Иран будет отдавать сырую нефть для нефтедобывающих компаний как Мангистау, так и для всей нашей республики. Это в интересах обеих сторон. Мы уже провели ряд официальных переговоров с Министерством нефти Ирана. Также и у нас есть крупнейшие компании, которые заинтересованы в инвестировании в этот проект”, – сказал Амиржанов.

Замакима региона отметил, что при своевременном финансировании в ближайшее время должно быть завершено технико-экономическое обоснование, а к концу года подписан договор на строительство. Примерный минимальный объем инвестиций в строительство проекта оценивается в 6 миллиардов долларов.

В настоящее время в Казахстане работают три НПЗ – в Павлодарской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях. Впрочем, как заметил Амиржанов, они не покрывают потребности рынка нефтепродуктов республики. Дефицит в стране составляет около полутора миллиона тонн или 30 процентов от общего рынка.

Напомним, ранее в Казахстане отказались от строительства четвертого НПЗ. Однако в декабре 2014 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что в условиях кризиса и снижения цен на нефть и газ новый нефтеперерабатывающий завод стране все же нужен.

Http://tengrinews. kz/kazakhstan_news/kazahstane-postroyat-chetvertyiy-neftepererabatyivayuschiy-277837/

В Актобе построят мини-нефтеперерабатывающий завод ТОО «Актобе нефтепереработка».

Проект стоимостью 3,8 млрд. тенге одобрен республиканским координационным советом в рамках программы форсированного индустриально – инновационного развития.

Как сообщила на совещании в горакимате начальник ГУ «Отдел экономики бюджетного планирования города Актобе» Халима Избастенова, проектная мощность завода составляет 300 тысяч тонн нефтепродуктов в год. При этом планируется создать 105 новых рабочих мест.

Как известно, республиканским координационным советом в 2011 году одобрено 22 актюбинских проекта. В их числе завод по производству лекарственных средств (инфузионных систем), производство по комплектации мобильного сборно-разборного битумного хранилища, завод по выпуску поролона, (пенополиуретана), завод по производству полиэтиленовых труб, производство теплоизолированных труб (пенополиуретан).

Также в числе инвестпроектов – 3-я очередь завода по производству стеклопластиковых труб ТОО «Актюбинский завод неметаллических труб», заводы по производству казахстанских промышленных полиуретанов для изоляции магистральных нефтегазопроводов, сварочных электродов, активированного и неактивированного минерального порошка, мобильный асфальтовый завод, щебеночный завод и другие.

В сфере сельского хозяйства одобрен проект молочно-товарной фермы на 500 голов крупнорогатого скота с объемом инвестиций 735 млн. тенге. Также в Актобе планирует построить тепличный комплекс на 800 тонн овощей в год. Кроме того, одобрены 2 проекта по строительству овощехранилищ мощностью 3 и 2 тысячи тонн овощей.

Http://www. diapazon. kz/kazakhstan/37122-v-aktobe-postrojat-mini-neftepererabatyvajushhijj. html

Мини-нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Казахстана не в состоянии удовлетворить потребности внутреннего рынка горюче-смазочных материалов. К такому выводу пришли в Министерстве энергетики республики, проанализировав данные по поставкам нефти на мини-НПЗ и объемам их переработки.

Согласно отчету, опубликованному на сайте ведомства, на сегодняшний день при плане поставок нефти на НПЗ республики в размере 14,5 млн тонн в год нагрузка на недропользователей (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) по поставкам нефти составляет всего лишь 40−60% от объема добычи.

В министерстве объясняют это тем, что действующие контракты на недропользование с нефтедобывающими компаниями были подписаны в 90-х и 2000-х годах, а потому совсем не учитывают реалии сегодняшнего дня.

Необходимо пояснить, что длительное время при высоких ценах на нефть нефтяникам было намного выгоднее продавать сырую нефть на внешний рынок, чем сдавать ее на НПЗ. Единственными, кто постоянно это делал, были вертикально интегрированные компании, которые добывали нефть, перерабатывали ее методом толлинга на НПЗ, потом забирали полученные нефтепродукты и продавали их оптом или на свои заправки. Поэтому длительное время Казахстан, имея развитую нефтяную промышленность, покупал и покупает нефтепродукты в России, в основном у Омского НПЗ, принадлежащего «Газпромнефти». С учетом понижения цен на нефть, переработка стала выгодней, но все равно не настолько, чтобы ею занимались все.

Не менее удручающе выглядит картина и по объемам нефтепереработки на мини-НПЗ. Согласно данным Министерства энергетики, в Казахстане зарегистрированы и имеют паспорта производства 34 мини-НПЗ, которые, согласно технической документации, могут перерабатывать порядка 6,5 млн тонн нефти в год. Однако в 2016 году на мини-НПЗ было переработано всего 469,6 тысяч тонн, что составляет чуть больше 3% от общего объема переработки нефти в стране. Причем, по сравнению с 2014 годом, объемы переработки сократились более чем в три раза.

При этом, несмотря на снижение общих объемов нефтепереработки, производство на мини-НПЗ республики дизельного топлива, не соответствующего стандарту Евро-2, остается примерно на том же уровне, что и в 2014 году. Отметим также, что за два года на мини-НПЗ республики выросло производство керосина — с 859 тонн до 7 тысяч тонн. Естественно, это не могло не привести к изменению объемов выработки других видов ГСМ. Если в 2014 году на мини-НПЗ было произведено 30 тысяч тонн бензина, то в 2016 году — всего 13,6 тыс. тонн, что составляет 2,9% от общего объема производства бензина в стране.

В министерстве отмечают, что выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительна, посколькутехнологические установки, имеющиеся на этих нефтеперерабатывающих заводах не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов. Они в основном вырабатывают мазут, печное топливо, моторное топливо, солярку. При этом часто полученный ими мазут закупался и перерабатывался дополнительно за пределами Казахстана.

Напомним, в начале марта 2017 года министр энергетики республики Канат Бозумбаев на заседании коллегии ведомства сообщил, что страна намерена выйти на самообеспечение горюче-смазочными материалами к 2019 году. Как отметил Бозумбаев, к этому сроку рост объемов переработки нефти должен увеличиться с нынешних 14,5 до 17,5 миллиона тонн в год. При этом министр пояснил, что для достижения этой цели потребуется дождаться завершения модернизации на трех нефтеперерабатывающих заводах республики: Павлодарском, Атырауском и Чимкентском. По его словам, модернизация Павлодарского и Атырауского нефтеперерабатывающих заводов должна завершиться уже в 2017 году, а Чимкентского НПЗ — в 2018 году.

«После модернизации нефтеперерабатывающих заводов увеличится производство светлых нефтепродуктов, бензина, дизельного топлива, авиатоплива. Объем переработки нефти возрастет с 14,5 до 17,5 миллиона тонн. Таким образом, в 2019 году мы ожидаем полное обеспечение внутренней потребности страны отечественными нефтепродуктами и исключение импортозависимости ГСМ», — сообщил министр. При этом он также отметил, что после выхода всех трех НПЗ на полную мощность Министерство энергетики сможет обеспечить стабильность цен на все нефтепродукты в стране.

Отметим, что по прогнозам, в 2017 году объем переработки нефти в республике незначительно превысит показатель в 14,5 млн тонн.

Однако, как следует из опубликованного на сайте ведомства отчета, для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти министерство предпринимает и другие меры, в том числе касающиеся и работы мини-НПЗ. В частности, отмечается, что на сегодняшний день ведется работа по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы нефтеперерабатывающих заводов — как мелких, так и крупных. Помимо этого планируется провести полную либерализацию рынка нефтепродуктов и газа.

В частности, планируется отменить государственное регулирование цен на бензин марки Аи-80. Отметим, что это топливо на сегодня является единственным, цена на которое регулируется государством. Государственное регулирование цен на бензин марки Аи-92/93 было отменено еще в сентябре 2015 года, а на дизельное топливо — в августе 2016 года.

Как пояснялось тогда, такое решение правительство приняло в связи с тем, что из-за разницы в цене происходит переток данных видов ГСМ в Россию и Киргизию, что приводит к дефициту нефтепродуктов в стране. Стоит также отметить, что уже тогда правительство объявляло о своих планах отказаться также от госрегулирования цен на Аи-80. К слову, Министерство энергетики в 2018 году намерено отказаться от массового производства бензина марки Аи-80. Данный вид топлива, согласно планам, будет производиться только по спецзаказам для военной техники или коммунальных служб.

Дефицит потребления ГСМ возникает в стране еще и из-за роста автопарка. По данным Информационно-аналитического центра нефти и газа, если в 2001 году в Казахстане на 1000 человек приходилось 70 автомобилей, то в 2016 году на 1000 человек было уже 220 машин. Также надо учесть, что Казахстан согласно госпрограмме «Нурлы Жол» планирует развивать транзит, а значит, потребление топлива теми же большегрузными автомобилями будет только расти.

«Резкий рост потребления создал дефицит в стране. Его мы наблюдаем по бензину и ДТ примерно с 2011 года. В настоящий момент дефицит по бензину составляет порядка 30%, по ДТ — 15%», — сообщил в марте 2017 года директор департамента аналитики ИАЦНГ Багдат Кадыров.

Напомним также, что в целях устранения дефицита на ГСМ Казахстан регулярно вводит запреты на экспорт нефтепродуктов. Запрет на экспорт светлых нефтепродуктов действует в стране и на сегодняшний день. Однако, по словам министра энергетики, после модернизации казахстанских НПЗ, о которой говорилось выше, в 2019 году страна намерена снять этот запрет. Согласно расчетам министерства, после модернизации НПЗ в Казахстане будет производиться порядка 10 млн тонн бензина и ДТ (из 17,5 млн тонн всех нефтепродуктов в год), а внутреннее потребление при этом составит 9 млн тонн. Таким образом страна сможет экспортировать до 1 млн тонн светлых нефтепродуктов.

По словам вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, потенциальным экспортным рынком для казахстанских нефтепродуктов являются страны Центральной Азии.

«Это в первую очередь Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Я думаю, мы должны экспортировать и будем экспортировать. Понятно, что сегодня эти рынки заняты другими странами, но это все дело конкуренции. Тем более у нас логистика удобная здесь», — пояснил Мирзагалиев.

Что касается либерализации рынка, то Министерство энергетики снизило экспортную таможенную пошлина на мазут с 60 до 30 долларов за тонну (с 3540 до 1770 руб). Кроме того, в ведомстве утвердили на уровне рыночных отпускные цены на мазут во время отопительного периода и цену дизельного топлива для проведения полевых работ. Помимо этого была увеличена предельная оптовая цена реализации сжиженного нефтяного газа от заводов-производителей для внутреннего рынка Казахстана.

Отметим также, что Министерство энергетики Казахстана разработало меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года. Среди них: снижение и унификация ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут); снижения уровня налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при поставке нефти на внутренний рынок; выравнивание ставок акцизов на импортируемый и казахстанский бензин, и дизельное топливо; отмена госрегулирования цен на сжиженный углеводородный газ; отмена механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, нефтедобывающая отрасль должна стать в 2017 году основным драйвером казахстанской экономики. Такое заявление сделал министр национальной экономики республики Тимур Сулейменов на расширенной коллегии ведомства 23 февраля.

«Основными драйверами (развития экономики — ИА REGNUM ) станут традиционные системообразующие отрасли. В частности, будет увеличена добыча нефти с 79,5 до 81 млн тонн за счет наращивания добычи на Кашагане; основные отрасли обрабатывающей промышленности — за счет ввода проектов государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР) и продолжения реализации госпрограммы «Нурлы жол» динамика роста обработки увеличена с 1,2% до 2,6%; увеличение транзитных грузов и повышение транзитного потенциала страны — завершение инфраструктурных проектов госпрограммы «Нурлы жол» способствует повышению динамики транспортной отрасли до 4%», — сообщил Сулейменов.

По мнению министра, эти меры позволят обеспечить рост внутреннего валового продукта (ВВП) в 2017 году на уровне 2,5%.

Отметим также, что Управление энергетической информации (EIA) Министерства энергетики США прогнозирует, что в 2017 году объемы нефтедобычи в Казахстане составят порядка 1,88 млн баррелей в сутки, а в 2018 году — около 1,9 млн баррелей в сутки.

Между тем, по данным британской нефтегазовой компании BP, опубликованным в статистическом обзоре мировой энергетики, доказанные запасы нефти Казахстана составляли по состоянию на 2015 год 30 млрд баррелей.

Http://regnum. ru/news/2251251.html

В последние дни в Казахстане вновь поднялся вопрос с дефицитом автомобильного топлива. Первые вести о нехватке бензина поступили из центральной части Казахстана – Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района Карагандинской области.

Как сообщал 4 сентября аким Жезказгана Батырлан Ахметов, к тому времени в городе в резерве имелся лишь десятидневный запас бензина – его перестали отпускать даже по талонам. А замакима Карагандинской области Алмас Айдаров тогда же отметил, что причиной дефицита топлива стало закрытие нефтеперерабатывающих заводов в Атырау и Павлодаре на плановый ремонт.

Спустя полмесяца, 22 сентября, проблемы с покупкой топлива начались и на востоке Казахстана – в Семее АИ-92 начали отпускать по талонам. Причем купить этот вид бензина – самый популярный в стране – можно было лишь на маленьких заправках. Качество, по словам автолюбителей, было плохим.

Жители Петропавловска тогда утверждали, что АИ-95 они не видели две недели, а когда он вновь появился на табло АЗС, то его стоимость увеличилась на пять тенге – до 165 тенге за литр. Более того, в сентябре два раза увеличивался в цене АИ-92. Теперь литр обходится водителям в 150 тенге.

Топливо заметно подорожало в стране еще 11 сентября. К примеру, на АЗС сети "ҚазМұнайГаз" стоимость литра бензина АИ-92 с начала августа повысилась на три тенге – до 144. Бензин марки АИ-95 подорожал также на три тенге – до 158 тенге, дизельное топливо стоит 144 тенге за литр.

На заявления о дефиците отреагировали в министерстве энергетики. Замглавы этого ведомства Магзум Мирзагалиев признал, что нехватка в некоторых областях РК есть, но о дефиците говорить нельзя.

"Действительно, в ряде регионов у нас нехватка на некоторых автозаправках и станциях. Мы об этом в курсе. Но при этом говорить о дефиците нельзя. То есть на некоторых АЗС была небольшая нехватка этого бензина. Из России бензин завозится, мы работу со своими коллегами из РФ проводим. Поэтому мы не ожидаем проблемных вопросов, связанных с нехваткой бензина", – рассказал Мирзагалиев.

Однако 25 сентября о нехватке топлива заговорили не только автолюбители в длинных очередях на АЗС, но и в авиаотрасли. В этот день пресс-служба компании Air Astana распространила заявление о том, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва.

Как сообщалось в пресс-релизе, основные поставщики авиакеросина из России не подтвердили поставки на октябрь. В авиакомпании также отметили, что Казахстан уже много лет на 70 процентов зависим от импорта из РФ, в то время как поставки носят "нецикличный и негарантированный характер".

В свою очередь, в Минэнерго посоветовали компании Air Astana быть осторожнее с заявлениями и заметили, что ситуация на рынке нефтепродуктов оценивается как благоприятная.

Во всех указанных случаях в нехватке топлива обвиняли казахстанские нефтеперерабатывающие заводы, которые стоят на ремонте. Какова ситуация на них?

Как сообщается в Национальном энергетическом докладе Казахстана за 2017 год, всего в стране действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода, а также 32 мини-НПЗ.

Совокупная заявленная мощность трех крупных НПЗ Казахстана сейчас составляет 15,35 миллиона тонн продукции в год. Хотя на этих заводах в той или иной мере присутствуют мощности глубокой переработки нефти, в целом там применяются относительно простые технологии.

Совокупная мощность 32 малых НПЗ составляет 6,5 миллиона тонн в год, но в 2016-м на них было переработано лишь около 450 тысяч тонн сырья. И хотя депутаты парламента призывали подключить мини-НПЗ к выпуску бензина, это попросту невозможно – только на одном из этих предприятий есть установка для производства светлых нефтепродуктов.

При наличии таких мощностей в нефтеперерабатывающей отрасли появился выраженный перекос в сторону производства мазута (остаточного нефтяного топлива), что не соответствует внутреннему спросу на нефтепродукты.

Три НПЗ, по данным Ассоциации KAZENERGY, покрывают лишь около 85 процентов внутреннего спроса на нефтепродукты, еще около 15 процентов спроса удовлетворяется за счет импорта. В основном из России.

При этом в ответе на официальный запрос Today. kz в министерстве энергетики отметили, что отдельно по бензину импортозависимость составляет 30 процентов.

Решить проблему должна модернизация НПЗ, которая сейчас подходит к концу. Обновление мощностей должно повысить мощность трех заводов, чтобы их суммарный выпуск мог покрыть потребности внутреннего рынка.

К слову, программа модернизации была принята еще в 2009 году и, по планам, должна была завершиться в 2015-м. На дворе тем временем 2017-й, и лишь к его концу обещают закончить обновление установок на двух из трех заводов.

Атырауский НПЗ должен наладить выпуск 1,6 миллиона тонн бензина уже к концу ноября этого года.

По Шымкентскому НПЗ также закончена модернизация – по данным Минэнерго, небольшой рост уже есть и по бензину, и по дизельному топливу. Но основной прирост стоит ожидать только в следующем году. После монтажа установки каталитического крекинга, который планируют окончить во второй половине 2018 года, производство бензина может вырасти в 2,5 раза.

Павлодарский НПЗ после проведения текущей модернизации сделает акцент на возобновление выпуска авиакеросина. Но там потребуется дополнительное время на сертификацию.

Широко обсуждались ранее и планы по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода. Однако и в национальном энергетическом докладе, и в минэнергетики отмечается, что после завершения модернизации существующих НПЗ это будет лишним.

Рост потребления может превысить предложение лишь после 2025 года. "Рациональным решением в этом случае будет поэтапное увеличение нефтеперерабатывающих мощностей, в том числе строительство нового НПЗ", – заметили в министерстве энергетики.

Http://ekaraganda. kz/?mod=news_read&id=67043

Казахстан, являясь «средним братом» России по Таможенному союзу, по темпам развития нефтехимии и полимерной отрасли пока значительно уступает даже «младшему» — Беларуси, хотя, благодаря неорганическим производствам, химический сектор в целом занимает определенную долю ВВП страны. Имея значительные запасы углеводородного сырья, Казахстан намерен активно развивать нефтехимию, однако этот процесс сильно затянулся.

Зависимость трех стран Таможенного союза друг от друга предопределена исторически. С одной стороны, страны по-разному обеспечены основными видами сырья для топливно-энергетической и химической отрасли, с другой — к моменту объединения они подошли с различным уровнем промышленного потенциала. С официальной даты функционирования Таможенного союза, а именно 2010 года, взаимоотношения между его членами в сфере взаимной торговли складывались традиционным образом:

    Россия остается одним из главных рынков сбыта для производителей Беларуси и Казахстана, при этом значительные объемы, в основном топливно-энергетических ресурсов, экспортируются соседям; Беларусь традиционно ориентирована на РФ, которая остается одним из главных экспортных рынков, но что касается нефти и газа, то собственных ресурсов катастрофически не хватает; в Казахстане ситуация обратная — изобилие собственного сырья, как углеводородного, так и минерального, при этом, если сектор неорганической химии развит достаточно, то нефтехимический — практически отсутствует.

В целом страна занимает третье место по объемам взаимной торговли, уступив даже небольшой Беларуси. К сожалению, взаимные поставки химической продукции и связанных с ней отраслей промышленности во всех странах, входящих в ТС, составляют менее 10% от объемов экспорта. Сырьевая зависимость экспорта наблюдается у Российской Федерации.

Следует отметить, что среди трех стран ТС доля химической продукции в общем экспорте самая высокая именно у Казахстана — 6,3% (по данным за 9 месяцев 2012 года). Но более 90 % в этом объеме приходится на продукты неорганической химии. Аналогичная структура экспорта наблюдается и в поставках из Казахстана в третьи страны.

Благодаря наличию сырьевых ресурсов производство продукции неорганической химии в Казахстане развито достаточно хорошо. Недра республики богаты фосфоритами, солями натрия, хромовыми рудами и др.

Общий объем производства основных неорганических химикатов и удобрений в Казахстане превышает 1,8 миллиона тонн (2011 год), при этом около 1,5 миллиона тонн, в стоимостном выражении — около 3 миллиардов долларов, экспортируется.

Сектор минеральных удобрений в республике представлен практически полностью: Казахстан производит фосфатные, азотные и калийные удобрения.

Основным производителем фосфорсодержащих соединений является ТОО «Казфосфат», которое выпускает также термическую фосфорную кислоту. В 2011 году «Казфосфат» совместно с АО «ФНБ «Самрук-Казына» реконструировал горно-обогатительную фабрику для получения из руд Каратау (содержание Р2О5 не менее 30%) фосфоритового концентрата в объеме до 2 миллионов тонн в год. На этой же ГОФ осуществляется строительство цеха по производству серной кислоты мощностью 650 тысяч тонн в год для производства минеральных удобрений.

ТОО «КазАзот» является монополистом в секторе производства азотных удобрений и аммиачной селитры. Мощность предприятия составляет 600 тонн аммиака в сутки, 875 тонн в сутки слабой азотной кислоты и 1 тысячу тонн в сутки аммиачной селитры. В списке проектов в этой сфере — строительство к 2014 году в Мангистауской области на базе ТОО «Каспий Азот» аммиачно — карбамидного комплекса. Мощность производства гранулированного карбамида составит 850 тысяч тонн в год, годовая мощность аммиака — 527 тысяч тонн.

Среди производителей минеральных удобрений в Казахстане — российская компания «Еврохим», которая занимается добычей и переработкой фосфоритов, производством МАФ/ДАФ, азотных и комплексных минеральных удобрений. Суммарный объем выпуска продукции составляет около 1,4 миллиона тонн в год. В планах компании на ближайшие годы — строительство завода по выпуску комплексных минеральных удобрений и разработка месторождений фосфоритового бассейна Каратау.

Следует отметить наличие в стране производителей: бихромата натрия и продуктов на его основе — АО «Актюбинский завод хромовых соединений»; плавиковой кислоты — ТОО «УльбаФторКомплекс» (г. Усть-Каменогорск); каустика, хлора и соляной кислоты — АО «Каустик» (г. Павлодар).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Казахстан добился определенных успехов в секторе производства неорганической химической продукции, чего нельзя сказать о нефтехимии.

В то время как другой представитель Таможенного союза — Беларусь — ежегодно ведет переговоры по поставкам недостающих объемов нефти и газа из Российской Федерации, казахстанские углеводороды в виде сырья в больших объемах экспортируются. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, занимая в мировом рейтинге 15-е место по подтвержденным запасам нефти.

Согласно данным Министерства нефти и газа Казахстана, общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в стране составляют 17 миллиарда тонн, из них 8 миллиардов приходится на казахстанский регион Каспийского моря.

Основные запасы нефти в Казахстане (более 90%) сконцентрированы на 15 крупнейших месторождениях: Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское. Месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана, при этом примерно 70% запасов углеводородов сконцентрировано на западе страны.

Больше всего разведанных запасов нефти находится в Атырауской области, на территории которой открыто более 75 месторождений с запасами промышленных категорий около 930 миллионов тонн. Дальнейшему наращиванию ресурсного потенциала нефтегазовой отрасли Казахстана способствует проводимое республикой широкомасштабное изучение участков недр в акватории Каспийского и Аральского морей. Перспективы поиска нефти и газа связывают с неизученными глубокопогруженными структурами в Прикаспийской впадине, Приаралье, а также с выявленными в результате региональных сейсмических работ объектами в северном, центральном и южном Казахстане.

    Основные игроки на рынке нефтедобычи: ТОО «TengizChevrOil», ТОО «Karachaganak Petroleum Operating B. V.», АО «Разведка добыча «КазМунайГаз», АО «Мангистаумунайгаз», АО «СНПС-Актобемунайгаз».

Благодаря таким компаниям как «Karachaganak Petroleum Operating B. V.», «TengizChevrOil», «СНПС-Актобемунайгаз», МНК «КазМунайТениз», «Разведка добыча КазМунайГаз», динамичное развитие в стране получила и газодобыча. Согласно статистическим данным, в Казахстане в 2012 году было добыто сырой нефти 66,462 миллиона тонн (падение на 1,9% к уровню 2011 года), газового конденсата —12,749 миллиона тонн (прирост 3,7%), 40,090 миллиарда кубометров природного газа (прирост 1,5%).

Углеводородное сырье внутри страны перерабатывается на трех нефтеперерабатывающих и трех газоперерабатывающих заводах, однако о глубокой переработке сырья пока говорить не приходится. По оценкам экспертов, глубина переработки нефти на казахстанских НПЗ составляет около 45–50%. Высок выход мазута, значительная часть которого сжигается, используется для выработки тепла и электроэнергии. Низок выход и высокооктанового бензина, поэтому около 40 % потребностей внутреннего рынка в данном виде топлива покрывается за счет поставок из России.

Так как с учетом имеющихся возможностей оперативно исправить ситуацию с насыщением внутреннего рынка топливными ресурсами, в частности бензинами, не удается, правительство страны рассматривает возможность переработки казахстанской нефти в высокооктановый бензин по толлинговой схеме на одном из китайских нефтеперерабатывающих заводов.

Большие надежды правительство возлагает на модернизацию существующих НПЗ и увеличение их суммарных мощностей к 2016 году до 17,5 миллиона тонн в год, что позволит полностью обеспечить потребности республики в автомобильном и авиационном топливе.

Пока правительство Казахстана решает насущные вопросы, касающиеся производства нефтепродуктов, нефтехимия остается в стороне. А ведь до 1990 года в Казахстане действовало около 20 крупных нефтехимических предприятий, среди которых Актауский завод пластических масс, атырауский завод «Полипропилен», Костанайский завод химволокна, Шымкентский завод по производству шин, карагандинские предприятия по выпуску резинотехнических изделий и др. Сегодня производство сохранено лишь на некоторых из них.

Нефтехимические предприятия Казахстана, основные производственные фонды которых созданы 45 лет назад, выпускали товарную продукцию ограниченного ассортимента (полистирол, полипропилен) или работали на привозном нефтехимическом сырье (синтетические каучуки, компоненты топливных присадок и т. д.).

Начиная с 2000 года, правительством разрабатывались и утверждались программы восстановления и развития химической и нефтехимической промышленности, привлекались международные эксперты для проведения различных исследований и выработки рекомендаций.

До 2009 года линейка нефтехимической продукции в стране ограничивалась в основном дистиллятами, газойлями, сжиженными газами и нефтяными битумами, выпускавшимися в ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) и АО «Асфальтобетон» (г. Алматы).

В сентябре 2009 года было введено в строй производство метил-трет-бути-лового эфира (МТБЭ), пропилена и полипропилена в ТОО «Компания Нефтехим LTD» (г. Павлодар). Сырье — нефтяной газ, который раньше сжигался в бытовых плитах и факелах, поступает с соседнего АО «ПНХЗ». Суммарная мощность нового производства составила 20 тысяч тонн в год МТБЭ, 35 тысяч тонн в год пропилена и 30 тысяч тонн в год ПП. К 2012 году годовые мощности МТБЭ были увеличены до 40 тысяч тонн. В январе-ноябре 2012 года в Казахстане произведено 30,3 тысяч тонн полимеров пропилена.

В 2010 году было запущено производство высококачественных смазочных материалов, в том числе для автомобильной отрасли, на заводе компании ТОО «High Industrial Lubricants & Liquids Corporation» (г. Алматы). Производственная мощность завода — 100 тысяч тонн в год.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие в стране полимерной отрасли как таковой, сектор переработки развивается достаточно активно: в Казахстане расположено около 46 крупных и средних предприятий, работающих в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий. Развито производство полимерных труб, различных утеплителей, сэндвич-панелей, полимерной упаковки и т. п. Крупнейшими производителями РТИ (конвейерных лент) в бывшем СНГ остаются компании ТОО «Сараньрезинотехника» и ТОО «Карагандарезинотехника».

Анализ данных таможенной статистики показывает зависимость переработчиков от импорта полимеров, исключение составляет лишь ПП. Наибольший удельный вес в объеме импорта занимают полиэтилен и поливинилхлорид.

Вялотекущий процесс развития нефтехимической отрасли Казахстана должна была оживить очередная Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 гг., которая стала главным стратегическим документом.

    производство дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс; строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе; строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области.

Первый проект является ярким примером долгостроя. Так, первая продукция нового производства дорожных битумов должна была поступить на внутренний рынок уже в 2011 году, однако ни к концу 2012 года, ни к апрелю 2013 года этого не произошло.

Проект реализуется с участием казахстанской АО «Кazakhstan Petrochemiсal Industries» и китайской корпорации CITIC Group. С его завершением должна быть обеспечена глубокая переработка тяжелой нефти с месторождения Каражанбас в объеме до 1 миллиона тонн в год и производством не менее 400 тысяч тонн в год дорожного битума марок БНД 60/90, БНД 90/130 — полимер-модифицированного битума.

Производства битума на двух уже имеющихся заводах, плюс битум нового производства в Актау, должны полностью удовлетворить потребности республики в данном виде продукции.

Реализация проекта строительства интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области предполагает два этапа: 1-й этап включает создание производства полипропилена мощностью 500 тысяч тонн в год, 2-й — создание производства полиэтилена мощностью 800 тысяч тонн в год. Оператором проекта выступает ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» (KPI), полное завершение проекта планируется в 2016 году.

По первому этапу к началу 2013 года: полностью завершено проектирование объектов инфраструктуры, начаты строительные работы, практически завершено проектирование основных производственных установок генеральным подрядчиком — китайской компанией Sinopec Engineering. Финансирование также будет осуществляться при поддержке китайской стороны.

По имеющейся информации, компания Sinopec будет ответственна не только за пуск нового производства, но и за сбыт выпускаемой продукции. Таким образом, новый казахстанский полимер в перспективе может так и не попасть на внутренний рынок.

Что касается полиэтиленовой части проекта, то в прошлом году было создано совместное предприятие, начата работа по организации проектного финансирования, выбору подрядчиков для проектирования, комплектации и строительства, ведется работа по выбору лицензиаров основной технологии. В качестве стратегического партнера проекта была выбрана южнокорейская компания LG Chem.

Проект строительства комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе имеет более высокую степень готовности. В роли генерального подрядчика также выступает китайская Sinopec Engineerin. Ароматический комплекс станет продолжением проекта реконструкции и модернизации Атырауского НПЗ, в ходе которого, помимо улучшения качества нефтепродуктов (переход к выпуску бензина стандарта Евро-4), планируется строительство комплекса по производству ароматических углеводородов: бензола (мощность 133 тысяч тонн в год) и параксилола (496 тысяч тонн в год).

Интересен тот факт, что выбор подрядчика данного проекта занял у Казахстана около двух лет. Одним из сложных вопросов оставался выбор наиболее безопасной и экологичной технологии производства. На начальном этапе в тендере принимала участие и японская компания Marubeni, но на выбор повлияла цена — в итоге выиграла Sinopec. Насколько будет оправдана такая экономия — покажет время. Первоначально запуск комплекса был намечен на 2013 год, однако фактически это произойдет позже.

Подводя итог краткому обзору химической отрасли Казахстана, можно констатировать, что Казахстан не исключение из «советского» правила: несмотря на появление форсированных программ, государственная машина в республике, как и в других странах ТС, неповоротлива. Процесс модернизации и развития российской нефтепереработки и нефтехимии также вялотекущий. Может быть, стоит проблемы развития нефтепереработки и нефтехимии странам ТС решать сообща, а не уповать на помощь китайских партнеров?

Http://www. lkmportal. com/articles/kazahstanskaya-neftehimiya-i-nyne-tam

Добавить комментарий