мини нпз алматинской области – cccp-online.ru

мини нпз алматинской области

В Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях и на западе страны

Несколько новых мини-НПЗ могут быть запущены в Казахстане в 2014—2015 годах. несмотря на то, что уже действующие малые предприятия сталкиваются с дефицитом сырья, сообщает ценовое агентство Argus.

Частные казахстанские компании в настоящее время строят четыре нефтеперерабатывающих завода мощностью от 300 до 800 тыс. тонн в год каждый в Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской областях, а также на западе страны, сообщает nefttrans.ru.

Ранее в Казахстане были сняты ограничения на ввоз нефтепродуктов из России. «Разрешение было дано только государственной компании «КазМунайГаз». Это было связано с тем, что нефтепродуктов из России не может быть в большом количестве, потому что у нас подписано взаимное соглашение и утверждены индикативный баланс, в котором оговорены объемы на год нефтепродуктов, которые мы имеем возможность завозить из России беспошлинно», – пояснил Карабалин.

За первые полгода в Казахстане переработано 7,2 млн. тонн нефти, выполнение к прошлому году составил 100,5%.

По словам экс-министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина, в настоящее время идет процесс модернизации казахстанских НПЗ, которое планируется завершить в 2016 году. В период 2017-2022 годах Казахстан будет полностью обеспечен бензином, дизельным топливом, авиакерасином по стандарту Евро 4 и Евро 5.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Чуть более месяца назад появилась информация о планах правительства выставить на продажу три крупных казахстанских НПЗ: Шымкентский, Павлодарский и Атырауский. Как известно, правительство Казахстана намерено провести масштабную приватизацию принадлежащих республике активов с целью доведения доли государства в экономике до 15% ВВП к 2020 году. Постановление правительства на этот счет должно выйти в свет со дня на день. Вернее, его обещали опубликовать в течение ноября текущего года, пишет Аtameken.info.

В рамках данной программы планируется в первую очередь реализовать инвесторам через различные механизмы госпакеты акций 60 крупных предприятий республики. В этом списке значатся три НПЗ на территории Казахстана, а также, по данным агентства «Блумберг», НПЗ в румынском городе Констанца в составе «Ромпетрола», который является стопроцентной собственностью нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ).

Как ранее сообщил первый заместитель премьер-министра Бахытжан Сагинтаев, будет сформирован новый перечень объектов, состоящих из наиболее крупных компаний республиканской собственности, фонда «Самрук-Казына», холдингов «Байтерек» и «КазАгро».

– Этот перечень будет состоять из 60 крупных компаний. В так называемые ТОП-60 входят: 38 компаний от «Самрук-Казыны», от «Байтерека» – 4, от «КазАгро» – 4, а также 14 объектов, которые находятся в республиканской собственности, – уточнил Сагинтаев.

Наиболее крупные активы предлагается реализовать стратегическим инвесторам путем прямой продажи или вывода на фондовый рынок через инструменты IPO и SPO. Другие компании планируется продать на аукционе или методом прямых продаж. При этом в предприятиях со стопроцентным государственным участием на торги будут выставлены контрольные или блокирующие пакеты акций – от 25% до 50% плюс 1 акция.

Проданные заводы останутся в Казахстане

В буквальном смысле слова атакованный и взятый в плотное кольцо журналистами в кулуарах Х Евразийского форума Kazenergy председатель правления КМГ Сауат Мынбаев вынужден был подтвердить намерения правительства выставить на продажу отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Чуть позже заместитель председателя правления КМГ Данияр Берлибаев пояснил журналистам, что пока НПЗ входят лишь в предварительный список объектов, которые находятся на рассмотрении правительства.

По его словам, пока рано говорить о том, какая может быть продана доля отечественных НПЗ. Как известно, «КазМунайГазу» принадлежат 100% Атырауского и Павлодарского заводов и 50% Шымкентского НПЗ.

– На самом деле, я не исключаю и такого, что будет продано и 100, и 50 процентов, – заявил ранее представитель КМГ.

По его мнению, нет никаких оснований опасаться продажи таких объектов, как НПЗ.

– После продажи НПЗ из Казахстана не исчезнут, не испарятся. То, что хорошо «КазМунайГазу», хорошо стране – это точно. Приватизация может улучшить ситуацию, поскольку в этой сфере будет активно присутствовать частный бизнес. Лично я вижу очень много плюсов от приватизации, – подчеркнул Берлибаев, добавив, что пока КМГ ни с кем переговоры о продаже НПЗ не вел.

А покупатель кто?

В то же время возникает вполне резонный вопрос: кто же может стать реальным покупателем казахстанских заводов в столь нелегкое кризисное время?

Ранее в числе претендентов на покупку акций Павлодарского НПЗ называли такие российские компании, как «Роснефть» и «Лукойл». Как известно, возведенный в бытность СССР, Павлодарский завод изначально технологически был построен для переработки нефти с месторождений России в Западной Сибири. После развала Союза вопрос обеспечения его сырьем из РФ всегда был проблемным для казахстанских властей.

Однако, по мнению российского эксперта по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игоря Ивахненко, вряд ли сейчас российские компании пойдут на такую сделку.

– Сейчас, действительно, очень трудно будет государству продать НПЗ. Еще труднее вкладывать в развитие в период тотального инвестиционного кризиса. Думаю, российские компании не захотят покупать долю или бизнес в переработке. Ведь все прежние проблемы с обеспечением Казахстана нефтепродуктами в Астане объясняли негативным влиянием России, – сказал Ивахненко в интервью порталу Atameken.info.

По его словам, в случае, если активом, то есть тем же Павлодарским НПЗ, станут владеть россияне, они окажутся заложниками ситуации: «Государство будет объяснять их алчностью все казахстанские корпоративные и местные трудности».

– Нефтяники в России это прекрасно понимают. Поэтому, если они примут решение войти в такую сделку, то за ясные выгоды в других проектах, – подчеркнул эксперт.

Он высказал мнение, что наилучшим партнером для Казахстана в этой сделке может стать Китай.

– Как известно, импорт казахстанской нефти в КНР, несмотря на некоторые проблемы с выполнением плана, все же поддерживается. То есть интерес к казахстанскому сырью для производства своего горючего у китайцев есть, может в некотором объеме появиться и к своим продуктам переработки, полученным на мощностях в Казахстане. К тому же китайцы уже имеют опыт ведения нефтеперерабатывающего бизнеса в РК, и им будет легче достичь компромисса в экономических вопросах, не переходя в политическую плоскость, – резюмировал Игорь Ивахненко.

Как известно, сам Казахстан приобрел в собственность НПЗ в Румынии именно в период кризиса, когда вся нефтепереработка в Европе лежала на боку. Три действующих казахстанских нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский – расположены, соответственно, на западе, севере и юге республики.

Мини-НПЗ в настоящее время не способны насытить рынок Казахстана высокооктановым топливом. Зато они могут помочь снизить топливные издержки для жителей сельскохозяйственных районов страны, полагает генеральный директор компании «Монтажинжиниринг» Болат Алпысбаев. Если, конечно, владельцам небольших нефтеперерабатывающих заводов удастся найти способ взаимовыгодного сотрудничества с нефтедобывающими компаниями.

– Болат Ермуханбетович, мощности крупных казахстанских НПЗ загружены от силы на две трети. Есть ли смысл в этих условиях развивать мини-НПЗ?

– Нефтяникам сегодня выгоднее гнать за рубеж сырую нефть. У них рентабельность ниже 100% считается неинтересной. При этом тонна нефти на внутреннем рынке стоит 300 долларов, а нефтепродукты из нее будут стоить 550 долларов. Минус расходы на переработку, другие издержки – прибыли останется около 150 долларов с тонны. Для любой отрасли это весьма солидный доход – но только не для нефтяников. Поэтому заводы и недозагружены – хотя, казалось бы, продавать готовую продукцию должно быть выгоднее, чем сырье.

Смысл в мини-НПЗ в другом. У нас большая страна. На три часовых пояса страны – три крупных нефтеперерабатывающих завода на окраинах. Транспортные издержки на доставку топлива заметно сказываются на его цене. Представьте, везти из Павлодара или Шымкента в Тургайскую область по железной дороге или автомобилями бензин нескольких видов, зимнее и летнее дизтопливо, топочный мазут двух марок… При этом в цистерну из-под мазута бензин не зальешь.

Намного дешевле будет поставить в районах, прежде всего сельскохозяйственных, по одному мини-НПЗ мощностью 60–80 тысяч тонн продукции в год, и везти до него сырую нефть. Такому НПЗ понадобится около 100 цистерн в месяц. Этого хватит и на уборочную с посевной, и на обеспечение котельной поселков, и на личный транспорт селян. Лучше всего, если завод будет стоять около нефтепровода – это самый дешевый способ доставки сырой нефти.

– Бензин каких марок могут выпускать мини-НПЗ?

– Тут мы пока похвастать не можем. Наши установки предназначены для получения прямогонного бензина – это полуфабрикат для бензина автомобильного. Затем происходит его компаундирование (смешивание. – «ЭК») с высокооктановым 93-м бензином, с присадками и добавками. Например, на нас вышло АО «Биохим» – теперь мы можем добавлять в бензиновую фракцию этанол.

92-й, 93-й бензин – это пока не для нас. Но 80-й хорошее дизельное топливо, качественный мазут – это тоже продукция, востребованная потребителями, особенно в сельской местности.

– То есть обойтись без закупок высокооктанового бензина вы не можете?

– К сожалению, пока не можем. Но его доля не превышает 5% от общего объема продукции. Сейчас мы в сотрудничестве с новосибирскими учеными отрабатываем новую технологию – будем сразу же на мини-НПЗ перерабатывать прямогонный бензин в 93-й. Такое производство будет рентабельным, если объемы составят от 40 тысяч тонн продукции в год.

– Как быстро окупаются мини-НПЗ?

– Скажу по опыту эксплуатации установок по переработке нефти, производимых нашей компанией. Мы поставляем установки мощностью вплоть до 25 тысяч тонн в год. И ни один заказчик не имеет проблем со сбытом. Сравните годовую потребность страны – 12 миллионов тонн – и 25 тысяч тонн продукции с одной установки. Топливо расходится, как горячие лепешки. В цистерны заливают еще горячим – не успевает остыть. Такая установка стоит около одного миллиона долларов. Плюс расходы на необходимую для нее инфраструктуру – еще около двух миллионов долларов. Все это окупается, по нашим подсчетам, за три года.

– И насколько велик спрос на рынке?

– Наших установок по Казахстану работает уже около 15 штук. Сейчас есть новые проекты в Костанайской, Петропавловской, Акмолинской областях – хотя они традиционно потребляли российское топливо. Кызылординцы, шымкентцы интересуются. Насколько я знаю, в Актюбинской области есть мини-НПЗ на азербайджанском оборудовании, в Аксае – на немецком. На Амангельдинском газовом месторождении эксплуатируется киргизское оборудование. На рынке много предложений европейских, российских, канадских производителей.

– Почему тогда страна еще не покрылась сетью мини-НПЗ?

– Нефтяникам невыгодно продавать небольшие партии нефти в одну-две тысячи тонн в месяц. Им интересно хотя бы с 50 тысяч тонн. Государство в 1995 году утвердило целевую программу строительства малотоннажных мини-заводов по переработке нефти, но оно ее не профинансировало. И мы вынуждены один на один биться с теми же нефтяниками, чтобы они продали нам сырье. Поэтому планируем создать отраслевую ассоциацию, которая бы занялась централизованными закупками нефти.

Очень много времени уходит на различного рода оформления, согласования, строительство инфраструктуры. До двух лет можно на это потратить.

Поэтому, кстати, мы изменили свою стратегию на рынке. Раньше продавали оборудование для мини-заводов, а сейчас планируем строить сами заводы, запускать их и предлагать уже как реально работающий бизнес.

– Когда планируете запустить первый проект такого рода?

– Один из проектов у нас профинансировал Альянс Банк. Под Алматы у нас на 80% готов завод проектной мощностью 100 тысяч тонн продукции в год. До начала июня запустим первую очередь – на 25 тысяч тонн.

Если бы не кризис, мы бы его уже запустили. Но денег сейчас никому не хватает, и нам тоже пришлось несколько раз передвигать сроки пуска. На сегодняшний день вложено в проект 3,2 миллиона долларов, а всего понадобится около 10 миллионов. Видимо, будем привлекать стратегических партнеров.

Несколько новых мини-НПЗ могут быть запущены в Казахстане в 2014—2015 годах несмотря на то, что уже действующие малые предприятия сталкиваются с дефицитом сырья, сообщает ценовое агентство Argus, пишет «Капитал».

Несколько новых мини-НПЗ могут быть запущены в Казахстане в 2014—2015 годах. несмотря на то, что уже действующие малые предприятия сталкиваются с дефицитом сырья, сообщает ценовое агентство Argus.

Частные казахстанские компании в настоящее время строят четыре нефтеперерабатывающих завода мощностью от 300 до 800 тыс. тонн в год каждый в Актюбинской, Чимкентской, Алматинской областях, а также на западе страны, сообщает nefttrans.ru.

Ранее в Казахстане были сняты ограничения на ввоз нефтепродуктов из России. «Разрешение было дано только государственной компании «КазМунайГаз». Это было связано с тем, что нефтепродуктов из России не может быть в большом количестве, потому что у нас подписано взаимное соглашение и утверждены индикативный баланс, в котором оговорены объемы на год нефтепродуктов, которые мы имеем возможность завозить из России беспошлинно», – пояснил Карабалин.

За первые полгода в Казахстане переработано 7,2 млн. тонн нефти, выполнение к прошлому году составил 100,5%.

По словам экс-министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина, в настоящее время идет процесс модернизации казахстанских НПЗ, которое планируется завершить в 2016 году. В период 2017-2022 годах Казахстан будет полностью обеспечен бензином, дизельным топливом, авиакерасином по стандарту Евро 4 и Евро 5.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий