Мини нпз роснефть

Нефтяная компания «Роснефть» – признанный лидер российской нефтедобычи и нефтепереработки. Компания ежегодно не только наращивает объемы добытой нефти, но и ведет активную работу по производству нефтепродуктов на ее основе и их сбыту. Для этого компания расширяет свои мощности и налаживает новые контакты с партнерами. Большое внимание уделяется и модернизации оборудования и технологий. Постоянное совершенствование позволяет компании предоставлять покупателям продукцию высокого качества по выгодным ценам.

Помимо непосредственно нефтепереработки, компания занимается выпуском нефтехимической продукции различного назначения. Ангарский завод полимеров из полученной нефти выпускает этилен, полиэтилен и пропилен. Мощности предприятия позволяют выпускать ему 300 тыс. тонн этилена в год. Крупной производственной площадкой является Новокуйбышевский завод масел и красок. Масла производятся компанией «РН-смазочные материалы» (Рязань), а с Самарской области компания владеет несколькими газоперерабатывающими заводами. В состав компании входят несколько НПЗ и мини НПЗ Роснефть. Основных заводов насчитывается девять; они располагаются в ключевых экономических районах нашей страны. Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов на территории России составляет до 95 млн тонн нефти в год. Помимо этого, компании «Роснефть» принадлежат доли (в том числе – контрольные пакеты акций) в нефтяных компаниях других государств. В частности, в Германии у Роснефти есть доли в нескольких НПЗ, а объем переработки на них составляет 12,5 млн тонн нефти в год. Доля мини НПЗ Роснефть в общем объеме перерабатываемой нефти компании составляет около 2%.

Катализаторы производятся на «Новокуйбышевском заводе катализаторов» и «Ангарском заводе катализаторов органического синтеза». Эти предприятия производят около 50 наименований катализаторов и адсорбентов, которые также идут на нужды нефтехимической промышленности. Другое направление деятельности этих заводов – производство присадок к моторным маслам. Эти и многие другие предприятия, входящие в состав компании, суммарно производят более 700 тыс. тонн нефтехимической продукции в год, из которой более полумиллиона тонн приходится на производство масел.

Помимо этого, НПЗ и мини НПЗ Роснефть занимаются производством различных видов топлива. Керосин, бензин и дизельное топливо хорошо известны потребителям этой продукции, от рядовых автомобилистов до крупных предприятий, которые закупают топливо оптом. Стоимость дизельного топлива Роснефть выгодно отличается от других производителей, так как компания минимизирует логистические расходы. Из-за широко развитой сети НПЗ по всей стране купить ее продукцию можно в любом регионе по привлекательным ценам.

Если вы хотите приобрести качественное топливо, воспользуйтесь услугами нашей площадки «Нефтебаза Онлайн». Мы предлагаем выгодные условия сотрудничества для всех клиентов. Посмотреть наличие продукции на наших базах и заказать ее можно в режиме онлайн. Стоимость дизельного топлива Роснефть зависит от его марки и объема партии, однако в любом случае наши цены окажутся выгодными для любого покупателя.

Http://www. bazaneft. ru/article/npz_rosneft

Нефтяная компания «Роснефть» представляет собой крупнейший холдинг, в состав которого входят ряд компаний, в том числе и занимающихся переработкой нефти и газа.

Программа переработки осуществляется с помощью ряда нефтеперерабатывающих заводов, среди которых Ачинский нефтеперерабатывающий и нефтехимические заводы, Туапсинский НПЗ, а также предприятия Самарской группы, позволяющие производить высококачественную конкурентную продукцию.

К сожалению, о составе нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий Роснефти нет актуальных данных, но точно известно, что на конец 2016 года в данном блоке работало 10 крупных НПЗ. Кроме того, в ключевых регионах РФ находятся еще 2 завода по производству катализаторов, 3 нефтехимических и 4 газоперерабатывающих завода, куда включены приобретенный в конце 2016 года Башнефть и Славнефть – ЯНОС.

Также, в состав Компании входят мини-заводы по переработке продукции, наиболее крупным из них является объект в Нижневартовске. Благодаря суммарной мощности данных промышленных объектов происходит выработка порядка 118 млн. тонн нефти ежегодно.

После приобретения ПАО АНК «Башнефть», активы компании пополнились следующими НПЗ:

Башнефть-Уфанефтехим. Башнефть-Новойл. Башнефть-УНПЗ. НХК «Уфаоргсинтез». Шкаповское ГПП. Туймазинское газоперерабатывающее предприятие.

    увеличение объема производства; оптимизация инвестиций; обеспечение безопасности и охраны труда.

В связи с повышением стандартов качества, Компания проводит масштабную модернизацию в своих промышленных проектах. На конец 2016 года произведены следующие работы:

Установлено оборудование для каталитического крекинга на Куйбышевском НПЗ, позволяющее производить более качественные виды топлива. Установлено оборудование короткоцикловой адсорбции на Сызранском НПЗ. Модернизированы производственные мощности на Новокуйбышевском заводе катализаторов.

Компания заявила, что с 2017 года производит восстановительные и строительные работы по риформингу, изомеризации, позволяющих производить высокооктановые компоненты бензина, а также установка гидроочистительных сооружений.

ПАО Нефтяная Компания «Роснефть» постоянно расширяет свои сферы производства не только на территории России, но и за рубежом. Предприятие на сегодняшний день является третьим по величине нефтепереработчиком и управляет следующими НПЗ:

Наиболее высокая доля акций Роснефти в PCK Raffinerie – 54,17%, остальные имеют по 24% и 25% акций соответственно.

Нефтеперерабатывающие заводы Роснефти значительно влияют не только на коммерческий успех самих предприятий, но и на экономику РФ в целом. Соответствие всем высоким стандартам позволяет вести бизнес в развитых европейских странах, постоянно расширяя сотрудничество и открывая новые горизонты.

Http://orosneft. ru/struktura/npz-rosneft

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин попросил правительство поддержать российскую нефтепереработку. Основные преференции Сечин просит для НПЗ в семи регионах России, где находятся девять заводов «Роснефти», а также Хабаровский НПЗ Независимой нефтегазовой компании (ННК) давнего соратника Сечина — Эдуарда Худайнатова.

Меры поддержки перечислены в письме директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Алексея Уварова вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 28 января 2017 года. Уже 31 января Дворкович поручил Минэнерго, Минфину, ФАС и Минэкономразвития проработать предложения Сечина (копии документов есть у РБК, федеральный чиновник подтвердил их подлинность).

Представитель Дворковича подтвердил поручение министерствам. Минэнерго, ФАС и Минэкономразвития получили поручения, сказали РБК представитель Минэнерго, начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин и источник в Минэкономразвития. Представители Минэкономразвития и «Роснефти» отказались от комментариев. Минфин поручение не получал, сказал его представитель. Представитель ННК не ответил на вопросы РБК.

«Роснефть» предлагает ввести специальные налоговые льготы для отдельной категории НПЗ. Это заводы в Хабаровском, Красноярском и Краснодарском краях, Иркутской, Самарской, Саратовской и Рязанской областях, которые поставляют на внутренний рынок не меньше 0,5 млн т бензина и дизеля класса «Евро-5» в год. Согласно данным ЦДУ ТЭК, под эти критерии подпадают восемь из девяти ключевых заводов «Роснефти», а также Хабаровский НПЗ, говорит аналитик Thomson Reuters Максим Назаров. Только Хабаровский НПЗ, в частности, поставил в 2016 году на внутренний рынок 692 тыс. т бензина «Евро-5», отмечает он. Туапсинский НПЗ «Роснефти» в Краснодарском крае пока ориентирован на экспорт простых нефтепродуктов (мазут, нафта и т. д.), напоминает аналитик. Но «Роснефть» активно модернизирует завод и к 2019 году планирует выпускать дизельное топливо класса «Евро-5», говорит Назаров.

Субсидировать заводы компания предлагает за счет введения акциза на нефть, которая поставляется на российские НПЗ. При этом заводы «Роснефти» и ННК должны получать налоговые вычеты. Какой акциз нужно ввести и какие вычеты смогут получать заводы, в письме не говорится. Менеджеры «Роснефти» не озвучивали это и устно, говорят два федеральных чиновника. Компания предполагает, что сумма налогового вычета для нескольких исключительных НПЗ будет выше, чем сумма акцизов на нефть, которую придется заплатить отрасли, следует из письма Уварова. Чтобы компенсировать выпадающие доходы дорожных фондов, «Роснефть» предлагает дополнительно повысить акцизы на бензин и дизельное топливо для всех НПЗ.

Получается, что себестоимость производства бензина и дизеля для нефтяников вырастет дважды — на размер акциза на нефть и из-за роста акцизов на бензин и дизель, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если ФАС разрешит нефтяникам переложить эту нагрузку в цены для потребителя, для нефтяных компаний ничего не изменится, но вырастут цены на бензин, а рентабельность НПЗ «Роснефти» и ННК за счет вычетов сильно улучшится, объясняет аналитик. В противном случае предложение ударит по рентабельности всех российских НПЗ, кроме заводов «Роснефти» и ННК, заключает он.

Кроме того, «Роснефть» предлагает ввести инвестиционные налоговые кредиты по акцизам для всех перечисленных заводов, которые находятся в стадии модернизации. Это позволит «Роснефти» в течение определенного срока уменьшать сумму акциза и поэтапно выплачивать его в будущем с уплатой процентов. Фактически компания хочет взять кредит у государства, и, если процентная ставка будет ниже банковской, схема будет выгодной, считает Полищук. За девять месяцев 2016 года «Роснефть» потратила на акцизы на топливо, произведенное в России, 116 млрд руб.

Кроме специальных преференций для НПЗ «Роснефти» и компании Худайнатова Сечин попросил правительство поддержать всю российскую нефтепереработку. Для этого с 1 июня 2017 года он предлагает снизить тарифы «Транснефти», «чтобы рентабельность монополии снизилась до уровня аналогичных компаний — операторов магистральных трубопроводов в Европе». С похожим обращением «Роснефть» выступала в августе прошлого года, говорят два федеральных чиновника. Тогда компания просила правительство снизить единовременно тарифы «Транснефти» и РЖД на 50 и 40% соответственно. Но ее предложение не поддержали в ФАС. О каком снижении тарифов «Транснефти» на этот раз просит «Роснефть», в письме не сообщается.

В 2015 году рентабельность «Транснефти» по EBITDA составила 54,8% (без учета поставок нефти «Роснефти» китайской CNPC). Компании — операторы крупных европейских трубопроводов TAL и NWO не раскрывают финансовые показатели, но их акционеры — крупнейшие поставщики нефти: Shell, BP, ENI, C-Blue Limited (Gunvor), Exxon Mobil, Total и т. д. У «Транснефти» большая инвестпрограмма, и высокий тариф — способ ее финансировать, говорит старший аналитик «Атон» Александр Корнилов. Кроме того, «Транснефть» — госкомпания и ее тарифы — альтернатива налоговой нагрузки для нефтяников, то есть политический вопрос, заключает аналитик.

Также «Роснефть» предложила минимум на 20 лет заморозить тариф РЖД на перевозку нефти на российские НПЗ и на перевозку их нефтепродуктов, говорится в письме Уварова. В целом затраты на транспортировку занимают примерно 10% в цене нефтепродуктов «Роснефти» (учитывая транспорт за рубежом), и это довольно высокий процент, говорит Полищук. За девять месяцев 2016 года компания потратила на транспортировку 70,4 млрд руб.

Представитель РЖД отказался от комментариев, представитель «Транснефти» сказал, что компания получила поручение Дворковича и готовит ответ.

«Роснефть» не раскрывает финансовые показатели сегмента переработки в России, а в целом в сегменте «переработка, коммерция и логистика» за девять месяцев компания получила прибыль в 31 млрд руб. Опрошенные РБК аналитики не смогли оценить маржинальность российских заводов компании и размер субсидий, которые ей могут понадобиться. Не предоставила «Роснефть» данных ни чиновникам, ни РБК. Компания всегда просит преференции, но не показывает финансовых расчетов, мотивируя тем, что не может раскрыть коммерческую информацию, говорит федеральный чиновник. «Это же «Роснефть», а обоснования «хотелок» — для неудачников», — иронизирует другой чиновник.

В первом полугодии 2016 года маржа отдельных НПЗ компании была нулевой, у некоторых — ниже нуля, говорит сотрудник консалтинговой компании, делавшей расчеты для «Роснефти». У Сызранского НПЗ сейчас отрицательная EBITDA, писал Reuters со ссылкой на источник, близкий к «Роснефти». По данным агентства, четыре завода находятся на грани рентабельности, в том числе Ангарский НПЗ, Сызранский и Куйбышевский.

НПЗ «Роснефти» испытывают проблемы, из-за того что выпускают много темных нефтепродуктов — мазута и схожих с ним по характеристикам топлив, производство которых сейчас является убыточным для компаний, говорит гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

С 2015 года правительство с помощью большого налогового маневра стимулирует нефтяников модернизировать НПЗ и увеличивать выход качественного топлива: экспортные пошлины на бензин и дизель снижаются, а пошлины на мазут и другие темные нефтепродукты растут. С 2017 года пошлина на мазут выросла на 18 п. п. и достигла максимума — стопроцентной пошлины на нефть. В 2016 году «Роснефть» просила отложить повышение пошлины на мазут минимум на год, но ничего не добилась.

За девять месяцев 2016 года «Роснефть» снизила производство мазута на 21%, до 16 млн т, но это по-прежнему почти четверть всех нефтепродуктов компании. Для сравнения: у ЛУКОЙЛа доля мазута в корзине российских нефтепродуктов за три квартала 2016 года составила 14% (4,2 млн т), у «Газпром нефти» — 15% (4,5 млн т), у «Башнефти» (принадлежит «Роснефти» с октября 2016 года) — 14% (1,7 млн т). У «Роснефти» исторически самые плохие заводы в отрасли, кроме того, их много, резюмирует аналитик «Атона».

Выручка Хабаровского НПЗ ННК за девять месяцев 2016 года упала на 15%, до $1,2 млрд, из-за падения экспортных цен на нефтепродукты и девальвации рубля, но EBITDA выросла год к году на 20%, до $151 млн, из-за подключения НПЗ к трубе ВСТО, говорится в презентации компании. У ННК в целом финансовые проблемы: долговая нагрузка компании приближается к шести EBITDA, а увеличение мощности НПЗ и крупный добычной проект, Пайяху, ННК отложила из-за проблем с финансированием и налогового маневра.

Маржа российских НПЗ также сильно упала из-за снижения цен на нефть, говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.

За девять месяцев 2016 года «Роснефть» снизила капитальные затраты на нефтепереработку в России почти вдвое — с 85 млрд до 44 млрд руб. Одновременно компания решила инвестировать в нефтепереработку за рубежом, купив в 2016 году 49% в индийской Essar Oil, которая владеет крупным НПЗ недалеко от города Вадинар, сетью заправок и портовой инфраструктурой. Расплатиться за долю «Роснефть» собирается в 2017 году, сумма сделки может составить $3,5–3,8 млрд. Это высококлассный НПЗ, один из самых сложных в мире, его экономика намного лучше, чем у российских заводов, объясняет аналитик «Атона».

ФАС не поддерживает предложения «Роснефти»: налоговые условия должны быть равными для всех компаний, сказал РБК Дмитрий Махонин. Равные условия для всех налогоплательщиков, отсутствие дискриминации — это главные принципы налогового законодательства, говорит юрист А2 Михаил Александров. Но их легко можно обойти, как и предложила компания: прописать в законе не конкретных адресатов льгот, а ряд условий, которым отвечают их НПЗ, заключает юрист. Таким образом, правительство неоднократно давало преференции, например, добычным проектам, добавляет Александров. Идея «Роснефти» не нравится и Минэнерго, говорит федеральный чиновник. Представители крупнейших нефтяных компаний — ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Татнефти» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запрос РБК.

Нефтяные компании, которые активно модернизировали НПЗ, должны вернуть инвестиции за счет высокой маржи таких заводов, говорит старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Перераспределить налоговую нагрузку на них в пользу НПЗ двух компаний было бы неправильно, заключает он.

Http://www. rbc. ru/business/17/02/2017/58a6c72f9a794760d257f663

“Роснефть” и ЛУКОЙЛ пожаловались Владимиру Путину на проблемы с качеством российского бензина, который выпускают мини-НПЗ. Нефтяники уже нашли способ борьбы с конкурентами: обязать НПЗ заключать как минимум десятилетние контракты на покупку нефти. Отраслевые эксперты отмечают, что в результате заводы, пока не принадлежащие крупным компаниям, попадут к ним в зависимость. Чиновники пока не готовы поддержать эти инициативы.

Письмо на имя Владимира Путина (копия есть в распоряжении “Ъ”) подписано главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым и президентом “Роснефти” Сергеем Богданчиковым. На долю компаний приходится более трети российской нефтепереработки. В письме нефтяники обращают внимание на рост благосостояния российских граждан, отмечая, что это дает предпосылки к дальнейшему увеличению парка автотранспорта и потреблению моторного топлива. С одной стороны, указывают авторы письма, это стимулирует наращивать объемы переработки, однако одновременно является стимулом и для строительства новых так называемых мини-НПЗ, “как правило, работающих по упрощенным технологическим схемам”. Компании отмечают, что “зачастую в качестве сырья используется нефть, полученная в результате несанкционированных врезок в трубопроводы и хищений на нефтепромыслах”.

По мнению нефтяников, способ борьбы с недобросовестными заводами прост: необходимо ужесточить лицензирование нефтеперерабатывающих предприятий и в качестве обязательных условий “рассматривать наличие у НПЗ долгосрочных (не менее десяти лет) контрактов на поставку и транспортировку нефти”, а также мощностей, соответствующих нормам евростандарта. Владимир Путин поручил рассмотреть письмо премьеру Виктору Зубкову и главе Минпромэнерго Виктору Христенко, наложив резолюцию: “Порядок в этой сфере и интересы бизнеса и государства должны быть обеспечены”. В нефтяных компаниях подтверждают, что письмо было отправлено, но от дальнейших комментариев воздерживаются.

Сейчас НПЗ лицензируют Ростехнадзор, выдающий разрешение на эксплуатацию взрывоопасных объектов, и МЧС, отвечающее за пожароопасные объекты. Данных о точном количестве НПЗ в России “Ъ” найти не удалось. Крупных НПЗ в стране 26, но лицензии на эксплуатацию нефтеперерабатывающих объектов выданы 218 организациям. По данным ЦДУ ТЭК, на мини-НПЗ в 2007 году было произведено 202 тыс. тонн бензинов, 1,5 млн тонн дизтоплива и 1 млн тонн мазута (в целом в России выпущено 35 млн тонн бензина, 66 млн тонн дизтоплива, 62 млн тонн мазута). “Роснефть” и ЛУКОЙЛ уверены, что мини-НПЗ несут опасность “выхода на рынок неучтенной контрафактной продукции”.

Пока предложения нефтяников не нашли отклика у чиновников. В Минпромэнерго “Ъ” сообщили, что считают недостаточно обоснованным введение новых видов лицензирования. “Эффективность контроля должна быть обеспечена на всех стадиях — производства, транспортировки и реализации продукции в соответствии с действующим законодательством”,— говорят в министерстве. Чиновники “разделяют озабоченность, связанную с контролем качества топлива на всех стадиях”, но на решение этой проблемы направлен одобренный недавно правительством техрегламент по качеству моторных топлив. “Никто не ставит перед собой целью ликвидировать какой-то вид бизнеса как класс, в том числе и мини-НПЗ,— уточняют в Минпромэнерго,— но надо понимать, что финансовыми, производственными, технологическими ресурсами, необходимыми для организации производства топлива высокого качества, обладают достаточно крупные структуры”.

В Федеральной антимонопольной службе тоже знают о письме. “Мы согласны, что проблему качества топлива надо решать, но не при помощи дополнительных обязательств, которые ущемляют малые НПЗ, а путем установления жестких стандартов качества топлива и контроля за их исполнением”,— говорят в ведомстве. Аналитики считают, что мерами, предлагаемыми “Роснефтью” и ЛУКОЙЛом, проблему качества бензина вряд ли удастся решить. “Изготавливать некачественное топливо можно не только на НПЗ, но, например, и на нефтебазах”,— отмечает Денис Борисов из ИК “Солид”. Константин Черепанов из “КИТ финанса” добавляет, что если предложения нефтяников будут приняты, то не принадлежащие крупным компаниям НПЗ попадут от них в сильную зависимость, ведь с ними придется договариваться о гарантиях поставок на десять лет вперед.

Http://www. kommersant. ru/doc/859197

Налоговый маневр изменил экономику НПЗ: маржинальность снизилась с 6,3% в 2014 г. до 1,8% в 2015 г., пишет Vygon Consulting. В России на начало 2016 г. индекс Нельсона, показатель качества нефтепереработки, только у двух НПЗ превышал 8 (средний для Европы), а в среднем составлял 5,26. Маржа среднего российского НПЗ, если его переместить в Европу, будет отрицательной или близкой к нулю, пишет Vygon Consulting.

«Роснефть» рассматривает возможность продажи четырех НПЗ, рассказывают «Ведомостям» чиновник, а также сотрудник нефтедобывающей компании. Четыре НПЗ «Роснефти» могут быть или законсервированы, или проданы, сообщает и Reuters со ссылкой на два осведомленных источника.

«Роснефть» рассматривает возможность продать Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский (Самарская группа НПЗ) и Саратовский НПЗ, говорит собеседник «Ведомостей». Источники Reuters утверждают, что решается судьба Сызранского и Куйбышевского НПЗ, а также Ангарской нефтехимической компании (АНХК). «Роснефть» рассматривает возможность продать АНХК, подтверждает и чиновник, знакомый с планами «Роснефти». АНХК сейчас работает в убыток, знает собеседник «Ведомостей» в группе «Роснефть».

Стоить Самарская группа НПЗ может около $2 млрд, считает инвестиционный стратег компании БКС Максим Шеин. Еще $700 млн можно выручить за АНХК. Но глубина переработки у заводов низкая, покупателям еще придется инвестировать в модернизацию, предупреждает он (см. врез).

«Роснефть» за последние семь лет инвестировала в Саратовский НПЗ, АНХК и Самарскую группу НПЗ 268 млрд руб. По 75 млрд досталось Куйбышевскому и Новокуйбышевскому НПЗ, АНКХ получила 56 млрд руб., следует из отчетов «Роснефти». Из 8,8 млн т нефтепродуктов в 2015 г. Новокуйбышевский НПЗ произвел 2,26 млн т мазута, Куйбышевский из 6,8 млн т – 2,24 млн т, АНХК из 10,2 млн т нефтепродуктов – 2,14 млн т мазута.

«Русь-ойл» никаких предложений от «Роснефти» не получала, говорит представитель первой. Представители «Газпром нефти», Антипинского НПЗ от комментариев отказались, представитель «Лукойла» не ответил на запрос.

Мы не видим предмета для комментария, «поскольку история изначально выдумана для неизвестных целей», говорит представитель «Роснефти». Компания еще не приняла решение, будет ли продавать НПЗ, знает контрагент «Роснефти», но не говорит, какие варианты у компании еще есть.

У «Роснефти» 11 крупных нефтеперерабатывающих заводов в России, их производственная мощность с учетом мини-НПЗ – 108,5 млн т в год. В 2015 г. они были загружены на 78,1%. За январь – сентябрь 2016 г. (более свежих данных нет) они переработали 60,4 млн т нефти, получили 58,92 млн т нефтепродуктов, из них 18,8 млн т дизельного топлива и 16,03 млн т мазута. От продажи нефтепродуктов «Роснефть» за первые три квартала прошлого года получила 44,6% от общей выручки, или 1,6 трлн руб.

С покупкой 50,08% «Башнефти» к производственной цепочке «Роснефти» присоединились «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-новойл». За девять месяцев 2016 г. они переработали 13,6 млн т нефти, получив из них 12,5 млн т нефтепродуктов (5,3 млн т дизельного топлива и 1,7 млн т мазута). От продажи нефтепродуктов компания получила 67% выручки, или 292,5 млрд руб.

До налогового маневра, еще в 2014 г. у «Башнефти» от нефтепродуктов поступало 73% выручки, а у «Роснефти» – 45,4%, или 471 млрд и 2,1 трлн руб. соответственно.

Падение маржи нефтеперерабатывающих заводов из-за налогового маневра и дешевой нефти заставляет «Роснефть» откладывать их модернизацию, сообщило Reuters. За январь – сентябрь 2016 г. капитальные затраты на модернизацию российских НПЗ «Роснефти» сократились более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составили 34 млрд руб., говорится в отчете компании. Для сравнения: «Башнефть» за январь – сентябрь 2016 г. увеличила инвестиции в переработку и коммерцию на 44,5%, они достигли 11,5 млрд руб.

Самарская группа НПЗ «Роснефти» – наследие ЮКОСа, при текущих ценах на нефть и нефтепродукты, скорее всего, работает на грани рентабельности или даже убыточна, полагает знакомый топ-менеджеров «Роснефти». Индекс Нельсона на этих заводах «Роснефти» от 2 до 4, в то время как у НПЗ «Башнефти» – 9,1. Вполне возможно, что после консервации самарских предприятий или их продажи компания дозагрузит НПЗ «Башнефти», считает он.

По всей видимости, «Роснефть» не готова продолжать инвестировать в развитие глубины переработки и рассматривает различные варианты для НПЗ, которые производят много мазута (см. врез), рассуждает аналитик Raiffeinsenbank Андрей Полищук. С этого года ставка на экспорт мазута будет 100%, за первые три квартала «Роснефть» от продажи мазута в дальнее зарубежье получила 7,5% общей выручки, или 258 млрд руб. Компания может начать выходить из производств, которые имеют низкий уровень переработки, считает Полищук.

Http://www. vedomosti. ru/business/articles/2017/02/13/677302-rosneft-prodat

ООО «РН-Смазочные материалы» – дочернее Общество Компании, курирующее вопросы разработки новых видов продукции, реализации и продвижения смазочных материалов «Роснефть».

Производство высококачественных смазочных материалов и присадок осуществляют 6 крупных предприятий под управлением ООО «РН-Смазочные материалы»:

    ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок»; Завод масел, входящий в структуру АО «Ангарская нефтехимическая компания»; Завод масел ООО «РН-Смазочные материалы» в г. Рязань; ПАО «НК «Роснефть» — Московский завод «Нефтепродукт»; НПЗ ОАО «Славнефть-ЯНОС» (доля в собственности Компании). ПАО ФНК “Башнефть” – “Башнефть-Новоил”

Ассортимент смазочных материалов позволяет удовлетворить потребности как крупных промышленных предприятий, так и частных потребителей, и включает более 1000 позиций:

    Базовые и индустриальные масла; Масла моторные и трансмиссионные для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной и специальной техники, железнодорожного и судового транспорта; Специальные масла для авиационной промышленности; Гидравлические, редукторные, турбинные, компрессорные, трансформаторные масла и другие; Специальные продукты (смазочно-охлаждающие жидкости, масла-мягчители, парафины и другие); Присадки (пакеты) к топливам и маслам.

Сегодня бизнес ООО «Роснефть-Смазочные материалы» включает производство смазочных материалов, присадок и прочей сопутствующей продукции общим объемом более 1 миллиона тонн в год.

Ассортимент смазочных материалов позволяет обеспечить потребности как крупных промышленных предприятий и профессиональных покупателей, так и частных потребителей, и включает более 300 позиций:

– сервисные жидкости.

Масла для коммерческого транспорта и техники:

Http://rosneft-lubricants. ru/about/production/

Объем реализации нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтехимии в 2014 г.

Рекордный объем переработки Компании в РФ и на зарубежных активах в 2014 г.

ОАО «НК «Роснефть» — лидер российской нефтепереработки. В состав Компании входят 11* крупных нефтеперерабатывающих заводов в ключевых регионах, 32% переработки нефти в РФ.

«Роснефть» осуществляет самую масштабную программу модернизации в РФ: свыше 30 проектов строительства, реконструкции установок вторичной переработки мощностью более 40 млн т в год. * Включая «ЯНОС».

Завершение в 2015–2016 гг. Завершение в 2017 г. и далее Реконструкция

В 2014 г. в ОАО «НК «Роснефть» была продолжена реализация крупномасштабной программы модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, предусматривающей полный переход на производство продукции, соответствующей Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Завершение программы модернизации позволит увеличить объемы переработки и существенно улучшить качественные характеристики выпускаемых нефтепродуктов.

Одновременно в Компании успешно осуществляется ряд комплексных мероприятий, направленных на увеличение глубины переработки, повышение экологической безопасности, реализацию программы повышения операционной эффективности.

Объем переработки сырья в целом по НПЗ Российской Федерации достиг уровня 86,6 млн т. Фактический показатель глубины переработки на российских НПЗ составляет 65,25%.

Товарной продукции на российских НПЗ за 2014 г. произведено 83,9 млн т, из них топлива стандартов Евро-4, -5 — на 3 млн т больше, чем в 2013 г.

Высокие стандарты качества производимой продукции — один из ключевых приоритетов деятельности ОАО «НК «Роснефть» в области нефтепереработки.

В 2014 г. завершено строительство:

    установок изомеризации легких бензиновых фракций на Новокуйбышевском НПЗ и Куйбышевском НПЗ; комплекса каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора на Новокуйбышевском НПЗ; установки вакуумной перегонки мазута, установки КЦА, комплекса установки низкотемпературной изомеризации на Рязанской НПК.

По результатам активной работы по внедрению новых технологий:

    разработано и поставлено на производство компрессорное масло К-4-20, применяемое на компрессорах высокого давления; разработан и внедрен пакет присадок, обеспечивающих выпуск собственных гидравлических масел без применения импортных пакетов; наращиваются объемы производства отечественной присадки для дизельного топлива «Комплексал-Эко-Д».

В 2014 г. завод переработал 8,2 млн т сырья. Показатель глубины переработки составил 73%.

Основные инвестиции в 2014 г. были направлены на поддержание действующих мощностей, завершение проектов строительства комплекса каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и установки изомеризации, строительство комплекса гидрокрекинга.

В ноябре — декабре 2014 г. введены в действие комплекс каталитического риформинга мощностью 1,2 млн т/год и установка изомеризации мощностью 280 тыс. т/год, которые существенно повысят качество производимых автомобильных бензинов. К началу 2015 г. начата промышленная эксплуатация, проведена оптимизация режима работы установок с целью улучшения ассортимента выпускаемой продукции.

В 2014 г. объем переработки нефтяного сырья составил 6,7 млн т, глубина переработки — 60,6%. Организовано производство дизельного топлива экологического стандарта Евро-5. В 2014 г. произведено топлива стандартов Евро-4, -5 на 695 тыс. т больше в сравнении с 2013 г.

Инвестиции были направлены в основном на завершение строительства установки изомеризации и продолжение финансирования проекта строительства комплекса каталитического крекинга мощностью 1 150 тыс. т/год. В 2015 г. планируется завершение строительно-монтажных работ по отдельным объектам комплекса.

В сентябре 2014 г. введена в эксплуатацию установка изомеризации легких бензиновых фракций мощностью 280 тыс. т/год.

В 2014 г. объем переработки нефти составил 7,1 млн т, глубина переработки — 66%. Произведено топлива стандартов Евро-4, -5 на 1 488 тыс. т больше по сравнению с 2013 г.

В настоящее время осуществляется реализация инвестиционных проектов, направленных на качественное улучшение структуры товарной корзины предприятия в части моторного топлива:

    автомобильных бензинов — проекты строительства комплекса каталитического крекинга мощностью

1 250 тыс. т/год, установки алкилирования мощностью 160 тыс. т/год, производства МТБЭ мощностью

40 тыс. т/год; дизельного топлива — проекты строительства комплекса гидроочистки дизельного топлива мощностью

Ввод в эксплуатацию этих объектов позволит существенно нарастить выпуск светлых нефтепродуктов и полностью перейти на выпуск топлив, соответствующих стандарту Евро-5.

В 2014 г. объем переработки нефтяного сырья составил 16,5 млн т. Глубина переработки достигла уровня 65,3%.

В конце 2014 г. на предприятии введены в действие установка вакуумной перегонки мазута, установка КЦА и комплекс низкотемпературной изомеризации. На РНПК осуществляется комплексная программа развития с целью повышения доходности бизнеса за счет увеличения производства высококачественных нефтепродуктов, реализуемых в основном на высокодоходном рынке Московского региона.

За 2014 г. на предприятии переработано 7,1 млн т, глубина переработки достигла 73,4%. Весь объем моторных топлив, производимых на НПЗ, соответствует стандарту Евро-5.

В 2014 г. после реконструкции введена в эксплуатацию установка висбрекинга с увеличением производительности до 1 млн т, завершен проект по реконструкции установки ЭЛОУ-АВТ-6, позволивший увеличить производительность по первичной переработке до 7 млн т.

Реконструкция Туапсинского НПЗ является крупнейшим стратегическим проектом Компании, основными целями которого являются:

    устойчивое развитие и повышение доходности бизнеса за счет увеличения производства высококачественных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью, укрепление позиций ОАО «НК «Роснефть» на внутреннем и внешнем рынках нефтепродуктов; увеличение мощности первичной переработки завода с 5,2 до 12,0 млн т нефти в год; обеспечение потребностей рынка южных регионов России качественным моторным топливом, соответствующим требованиям Технического регламента.

В конце 2013 — начале 2014 г. была введена в эксплуатацию уникальная по своей мощности установка первичной переработки нефти АВТ-12 — основной объект первой очереди реконструкции Туапсинского НПЗ. Ее мощность более чем вдвое превосходит мощности трех старых установок, введенных в эксплуатацию в 1949, 1953 и 1972 гг. В результате тестового пробега ЭЛОУ-АВТ-12 подтверждено достижение проектных параметров работы установки при переработке нефти с содержанием серы 1,1%.

В 2014 г. продолжались строительно – монтажные работы на объектах 2-го пускового комплекса.

Реализация проекта строительства Туапсинского НПЗ продолжается, в рамках проекта планируется достичь:

    увеличения глубины переработки до 98,9 %; увеличения выработки светлых нефтепродуктов до 10,6 млн т/год.

В июле — сентябре 2014 г. введена в эксплуатацию часть объектов 2-го пускового комплекса (расширение парка сырой нефти, трубопроводы природного газа, присоединение ТНПЗ к магистральному газопроводу природного газа Джубга — Лазаревское — Сочи и другие).

Компания владеет долями в нескольких мини-НПЗ на территории Российской Федерации, объем переработки на которых в 2014 г. составил 1,9 млн т. Крупнейшим среди мини-НПЗ является Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение, объем переработки на котором составил 1,5 млн т в 2014 г.

ОАО «НК «Роснефть» владеет 50% в совместном предприятии Ruhr Oel GmbH (ROG) в Германии. Ruhr Oel GmbH владеет долями в четырех НПЗ на территории Германии (Гельзенкирхен — 100%; Bayernoil — 25%; MiRO — 24%; PCK Schwedt — 37,5%), а также долями в пяти подводящих нефтепроводах и в морских терминалах на Северном, Балтийском, Средиземном и Адриатическом морях.

СП Ruhr Oel GmbH (ROG) — лидер на рынке Германии по объемам нефтепереработки, продаж моторных топлив и продукции нефтехимии, с глубиной переработки более 95%:

    № 1 в Германии по объемам нефтепереработки — св. 21 млн т в 2014 г. (доля Компании — 10,6 млн т); лидер на рынках этилена и пропилена в Германии и Европе; одна из ведущих компаний мира по производству сольвентов.

Основная задача Компании — обеспечение устойчивой долгосрочной прибыльности нефтепереработки на НПЗ ROG. Для этого совместно с партнером по СП — компанией ВР, которая, в свою очередь, является крупным акционером НК «Роснефть», реализуется комплексная программа, направленная на повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимических производств, снижение затрат предприятий ROG, а также развитие бизнеса в Германии.

Суммарный объем поставок нефти НК «Роснефть» и Rosneft Trading S. A. для переработки в Германию, в т. ч. для других акционеров НПЗ ROG, в 2014 г. составил 21,3 млн т, что соответствует примерно 25% от объема импорта сырой нефти в Германию.

Компания производит переработку нефти в Республике Беларусь по договору процессинга на Мозырском НПЗ. Косвенная доля владения Компанией данным НПЗ через НГК «Славнефть» составляет 21%. Объем переработки нефтяного сырья от ОАО «НК «Роснефть» в 2014 г. составил 2,7 млн т с глубиной переработки 73,6%.

Компания является миноритарным акционером Saras S. p.A.(20,99%)1. Saras S. p.A. является крупным игроком на рынке нефтепродуктов Средиземноморского региона и обеспечивает около 10% рынка моторных топлив Италии.

Основным активом Saras S. p.A. является НПЗ Саррок на Сардинии — один из крупнейших и самых сложных НПЗ Средиземноморского региона — с мощностью переработки до 15 млн т сырья в год. НПЗ интегрирован с крупной энергогенерирующей установкой мощностью 575 МВт. Кроме того, Saras S. p.A. принадлежит ряд сбытовых активов в Италии и на юге Испании, парк ветрогенерирующих установок Ulassai и др.

Компания производит нефтехимическую продукцию в России на ОАО «Ангарский завод полимеров» (АЗП). Мощность установки пиролиза — основной технологической установки предприятия — составляет 300 тыс. т этилена в год. В 2014 г. АЗП переработано 778 тыс. т сырья и произведено 528 тыс. т высокомаржинальной нефтехимической продукции (с высокой добавленной стоимостью).

Суммарная мощность Нефтегорского и Отрадненского газоперерабатывающих заводов в Самарской области составляет 1,8 млрд куб. м газа в год.

В 2014 г. Нефтегорский и Отрадненский ГПЗ переработали 428,5 и 260,5 млн куб. м попутного газа соответственно. В настоящее время на газоперерабатывающих предприятиях реализуется комплексная программа технического перевооружения и замены физически и морально устаревшего оборудования на современные блочные установки, которые позволят улучшить производственную эффективность и уровень автоматизации.

Зайкинское газоперерабатывающее предприятие, находящееся в составе дочернего общества нефтегазодобычи ОАО «Оренбургнефть», включает в себя Покровскую установку комплексной подготовки газа (ПУКПГ) и Зайкинское ГПП, суммарная мощность составляет 2,6 млрд куб. м газа в год.

В 2014 г. Зайкинским ГПП (ЗГПП) переработано 2533,8 млн куб. м попутного газа (в т. ч. ПУКПГ — 319,5 млн куб. м, ЗГПП — 2214,3 млн куб. м).

Из достижений производства катализаторов важно отметить проведение испытаний и начало внедрения депрессорно-диспергирующей присадки ВЭС-410Д, улучшающей низкотемпературные свойства дизельных топлив, на Сызранском НПЗ производства Ангарского завода катализаторов и органического синтеза (АЗКиОС). В рамках реализации программы импортозамещения успешно внедрены на установках риформинга Сызранского НПЗ и Рязанской НПК отечественные катализаторы риформинга производства АЗКиОС.

На Новокуйбышевском заводе катализаторов продолжается реализация инвестиционного проекта строительства установки регенерации катализаторов. Завершена разработка проектной и рабочей документации, на площадку строительства поставлено основное оборудование.

ОАО «НК «Роснефть» создает мощный нефтеперерабатывающий центр на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири для удовлетворения растущих потребностей региона в качественном топливе по конкурентным ценам в достаточном количестве.

Стабильные поставки высококачественного топлива промышленным и розничным потребителям создадут дополнительные благоприятные условия для экономического и социального развития Дальнего Востока. В результате значительной модернизации мощностей Комсомольского НПЗ, Ачинского НПЗ и Ангарской НХК, а также развития проекта «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК) Компания повысит свою конкурентоспособность и увеличит экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2014 г. объем переработки нефтяного сырья составил 5,1 млн т. Глубина переработки достигнута на уровне 64,4%.

После серьезной аварии, которая произошла на предприятии 15.06.2014 при проведении пусковых работ после капитального ремонта, начались восстановительные работы. В сентябре 2014 г. введена в эксплуатацию секция первичной переработки нефти. В ноябре 2014 г. все технологические установки, пострадавшие от аварии, были успешно отремонтированы и запущены. Важно отметить, что, несмотря на аварийную остановку Ачинского НПЗ, нефтепродуктообеспечение Восточной Сибири и Дальнего Востока осуществлялось в полном объеме благодаря поставкам нефтепродуктов с других НПЗ Компании и приобретению нефтепродуктов у сторонних производителей.

Пуск в эксплуатацию комплекса гидрокрекинга мощностью 2,05 млн т/год, интегрированного с установкой гидроочистки, позволит увеличить глубину переработки до 96% и начать производство всего объема автомобильных бензинов и дизельных топлив по стандарту Евро-5.

За 2014 г. на предприятии было переработано 10 млн т нефти, показатель глубины переработки достиг 72,4%. С началом производства автобензинов стандартов Евро-4, -5 в целом за отчетный год произведено экологических топлив на 361 тыс. т больше по сравнению с 2013 г.

В настоящее время продолжается работа по реализации комплексной программы модернизации, направленной на повышение качества производимых моторных топлив:

    автомобильных бензинов — проекты строительства установки гидроочистки бензина каталитического крекинга, сернокислотного алкилирования, производства МТБЭ; дизельных топлив — проекты строительства комплекса гидроочистки дизельного топлива с объектами ОЗХ.

На всех указанных объектах активно проводятся строительно-монтажные работы.

За 2014 г. объем переработки неф тяного сырья составил 7,6 млн т, глубина переработки — 60,9%. Моторных топлив стандартов Евро-4, -5 произведено на 579 тыс. т больше, чем в 2013 г.

Реализация проекта строительства комплекса гидрокрекинга-гидроочистки мощностью 3,65 млн т/год позволит увеличить глубину переработки до 92,4% и производить моторное топливо, соответствующее стандартам Евро-4 и -5.

В настоящее время ведется монтаж металлоконструкций и оборудования установок гидрокрекинга-гидроочистки, производства серы, водорода, строительство объектов ОЗХ.

Одобрено строительство нефтепровода-отвода ВСТО — Комсомольский НПЗ со всей необходимой инфраструктурой. Финансирование проектирования и строительства нефтепровода-отвода будет осуществляться за счет средств долгосрочного тарифа.

Реализация проекта ВНХК имеет большую значимость для социально-экономического развития Дальнего Востока РФ, так как позволит обеспечить решение следующих задач:

    увеличение переработки сырья и создание добавленной стоимости внутри страны, диверсификация промышленности и развитие сопутствующих отраслей; решение проблемы текущего и прогнозируемого дефицита и высоких цен на нефтепродукты в ДФО; создание условий для устойчивого развития региона и формирования Дальневосточного нефтехимического кластера на базе ВНХК; модернизация и развитие региональной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; увеличение бюджетных доходов за счет поступления дополнительных налогов, создание новых рабочих мест.

В настоящее время ОАО «НК «Роснефть» продолжает проведение проектно-изыскательских работ по проекту ВНХК и рассматривает его реализацию стратегическим приоритетом.

Http://rosneft. su/docs/report/2014/downstream/refining. html

Сразу несколько источников заявили о том, что Роснефть начала изучать варианты развития нефтеперерабатывающего бизнеса в связи с продажей 5 активов.

Как стало известно 14 февраля 2017 г, компания подумывает о продаже Сызранского, Куйбышевского, Саратовского, Новокуйбышевского и Ангарского НПЗ.

Во – первых, данные НПЗ могут не заинтересовать потенциальных покупателей по ряду причин: м ощность 4 х НПЗ общей кучкой составляет 29 млн т, при малой глубине переработки – на Саратовском заводе этот показатель – 73%, на НПЗ Самарской группы – 68%.

Во – вторых, эти НПЗ большей частью имеют градообразующие обязательства, и просто так Роснефть их не продаст.

В 2016 г общий объем переработки на российских нефтеперерабатывающих заводах Роснефти составил 87,5 млн т.

Таким образом, общий объем переработки у Роснефти в 2016 г достиг 100 млн т, в планах на 2017 г – рост до 120 млн т.

Выход светлых нефтепродуктов в 2016 г увеличился и достиг 56%, глубина переработки выросла до 71,2%.

Для сравнения, Омский НПЗ Газпром нефти в 2016 г впервые увеличил долю выхода светлых нефтепродуктов до 70,92%.

Заводы, которые раньше начали модернизацию, ныне находятся в привилегированном положении.

Объем производства мазута в 2016 г на российских НПЗ снизился больше чем на 10% в связи с вводом новых установок.

Можно допустить, что у Роснефти нет свободных денег для модернизации данных НПЗ, как того требует Минэнерго РФ.

Маржа российских НПЗ снизилась в 2016 г из-за налогового маневра и низких цен на нефть.

При этом больше всего пострадали НПЗ с низкой глубиной переработки.

С 2017 г в России выросла до 100% экспортная пошлина на мазут, и доходы заводов с низкой глубиной переработки упадут еще больше.

Кроме того, можно предположить и то, что компании в связи с прошедшими и предстоящими дорогостоящими сделками необходимы деньги.

Однако, можно предположить, что массовой продажи НПЗ в России ждать не стоит.

К примеру, независимый Антипинский НПЗ, обеспечивающий Тюменскую область высококачественным топливом, чувствует себя абсолютно уверенно.

Газпромнефть – МНПЗ и Газпромнефть – ОНПЗ, имеющие обязательства перед г Москвой и г Омском, и проводящие серьезную модернизацию, тоже вряд ли поменяют владельцев.

Сегодня маржу НПЗ поддерживают растущие цены на нефть, и если тенденция роста сохранится, то модернизированные НПЗ ждут хорошие времена.

Http://neftegaz. ru/news/view/158260-Trevozhnyj-zvonochek.-Rosneft-podumyvaet-o-prodazhe-neskolkih-NPZ-iz-Samarskoy-gruppy

Слово "нефть" в латинском варианте звучит как "petroleum" и состоит из двух слогов "petra" и "oleum", то есть "камень" и "масло". Даже такой древний вариант названия намекает на сложный состав нефтяного сырья и на то, какие разные, непохожие друг на друга компоненты в нем содержатся.

На раскрытие потенциала нефти ушли века. Так, в древнем Египте использовали асфальт и битум для строительства зданий и бальзамирования умерших фараонов, а в Греции нефть стала компонентом зажигательной смеси.

Но прогресс в этой области сильно замедлился, и лишь на рубеже 19-20 веков произошла настоящая революция: нефть стали перерабатывать в промышленных масштабах. Д. И. Менделеев говорил: "Сжигать нефть – все равно что топить печь ассигнациями".

Ну а первый НПЗ открылся в Румынии в 1856г., и через несколько десятилетий именно углеводородное топливо стало основой всей мировой экономики.

Сегодня из нефти производят широчайший спектр товаров, список которых не заканчивается на различных видах топлива: бензине, керосине или дизеле.

Из нефти получают также олефины и ароматические углеводороды, которые помогают создавать клеи и растворители, а также являются основой для полимерных соединений, из которых вырабатывают пластмассу. Получают также нафту, мазут, ацетон и битум. Нефть используется даже в пищевой и парфюмерной промышленности. Стоимость конечного продукта в отдельных случаях в сто раз превышает стоимость исходного сырья.

Как же происходит процесс переработки? И каковы свойства продуктов, получаемых из нефти?

Одна из главных частей процесса переработки нефти – дистилляция, ректификация, или как ее чаще называют, перегонка нефти. Цель любой системы ректификации заключается в разделении жидкости на несколько составляющих.

Процесс происходит в специальной башне. В России ее называют ректификационной колонной. Здесь исходное сырье разделяется на фракции. Сырье из специального резервуара с помощью помпы загоняется в нагревательный отсек (предварительный нагреватель), где температура доводится до уровня, близкого к точке кипения. Повышается и давление, что позволяет моментально "вскипятить" нефть, как только та попадет в башню дистилляции, где давление ниже.

По мере кипения сырья, начинается процесс перехода в газообразное состояние. Более легкие компоненты поднимаются наверх, тяжелые остаются на дне башни. Оттуда они в итоге выкачиваются специальной помпой, но сначала нужно прогнать смесь через еще один нагревательный элемент и убедиться, что все легкие фракции высвобождены.

Итак, тяжелые фракции отделены. Теперь дело за более легкими. В верхней части башни располагается конденсатор. Он охлаждает и сжижает поднявшийся наверх газ. Часть получившегося сырья выкачивается из башни насосом, другая возвращается обратно для продолжения процесса перегонки.

Еще одним неотъемлемым элементом процесса перегонки являются ректификационные тарелки, расположенные внутри колонны и разделяющие на разных уровнях газ и жидкость. В этих тарелках множество отверстий, через которые газ может подниматься наверх. Но жидкость не протекает вниз сквозь отверстия. Она накапливается в своеобразных поддонах. Если жидкости слишком много, она проливается вниз по специальным каналам. Газ проходит сквозь жидкое вещество, охлаждаясь, жидкость стекает вниз, нагреваясь. В результате повторения таких циклов все легкие фракции оказываются выше, тяжелые, внизу.

Мы описали стандартное строение ректификационной колонны, но все они, даже самые современные, работают именно по такому принципу. К сожалению, ректификационная колонна – не идеальное сооружение. Полностью чистых продуктов она не выдает, и в каждой из полученных фракций можно найти вкрапления веществ, которые должны были остаться на совсем других уровнях башни.

Чтобы добиться максимальной чистоты продукта, используются такие технологии как орошение ректификационной колонны. Этот процесс осуществляется благодаря тому самому конденсатору, собирающему газ из верхней части колонны. После охлаждения часть вещества впрыскивается обратно, и более тяжелые частицы, оказавшиеся у купола колонны, под действием более низкой температуры конденсируются и опускаются вниз. Наверху остаются только действительно легкие фракции.

Помпа, расположенная в нижней части башни также играет свою роль. Посредством повторного нагревания в предварительном подогревателе и впрыскивания смеси в башню, обеспечивается подъем наверх легких частиц, которые смешались с тяжелыми и до сих пор не могли взлететь в условиях низкой температуры.

Если говорить о вариантах компоновки ректификационной колонны, то основные различия можно заметить, обратив внимание на то, как устроен процесс взаимного проникновения жидкости и газа. Вместо ректификационных тарелок могут использоваться клапаны или слои так называемого уплотнительного состава.

Одной из самых важных задач нефтяников, занимающихся перегонкой, является определение правильной температуры внутри ректификационной колонны. Она зависит от состава исходного сырья, и в верхней точке должна соответствовать или совсем немного превышать температуру кипения желаемого легкого продукта.

Отметим, что под самым куполом температура обычно составляет всего 25°C. Если разогреть верхнюю часть башни слишком сильно, более тяжелые фракции перейдут в газообразное состояние и поднимутся наверх. Если температура слишком низка, смесь на нижних уровнях колонны будет неправильной.

Такой же принцип работает и на дне колонны, только здесь температура должна быть чуть ниже точки кипения тяжелой части смеси. На самом дне действительно горячо – порядка 350°C. В центре ректификационной колонны, куда впрыскивается исходное сырье, температура должна быть равной или близкой к точке кипения исходной смеси. Если место впрыскивания иное, температура должна изменяться соответствующим образом.

Помимо предварительных подогревателей правильную температуру могут поддерживать рециркуляционные контуры, пропускающие часть смеси через систему охлаждения. Давление в колонне регулируется с помощью клапана управления давлением. На давление влияют также скорость впрыска сырья и температурный режим.

Так перегоняется нефть, но какие нефтепродукты производятся в ректификационной колонне? На разных уровнях внутри колонны расположены те самые ректификационные тарелки, и на них конденсируются нужные фракции. Температуру мы назовем лишь примерно, так как многое зависит от комбинации исходного сырья и давления, но обычно при температуре примерно 260°C конденсируется дизель, 180°C требуется для формирования керосина, 110°C необходимо для отделения бензина. Выше этих фракций располагается газ, который выкачивается из системы специальной помпой.

Как мы уже рассказывали, температура в верхней части колонны может снижаться конденсатором и повторным впрыском более холодного вещества и в результате чем выше уровень, тем ниже температура результирующей фракции. Иными словами, бензин конденсируется при меньшей температуре, но выше, дизель – ниже, но при более высокой температуре. Чуть ниже бензина концентрируется нафта, использующаяся для производства нефтехимии. А ближе к дну – топливо для кораблей и битум, из которого делают асфальт.

Стоит сразу обратить внимание на важный момент: так как в верхней точке ректификационной колонны скопились самые легкие частицы с самой низкой температурой кипения, здесь получаются наиболее энергоэффективные виды сырья, такие как газ и бензин. А вот поджечь битум уже очень и очень сложно.

Знаменитый инженер, автор телебашни на Шаболовке В. Г. Шухов внес огромный вклад в развитие нефтяной промышленности.

Он не только построил первый в России нефтепровод и танкер, но и создал первую в мире установку термического крекинга нефти вместе с помощником С. П. Гавриловым. Другими словами, российские инженеры изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина. Технология была запатентована в 1891 году.

На ректификации процесс производства нефтепродуктов не заканчивается. Полученные фракции по-прежнему состоят из огромного количества элементов и плохо подходят для эффективного использования. Кроме того, спрос на топливо с низкой молекулярной массой, такое как бензин, выше, чем на другие фракции, а ректификационная колонна не обеспечивает адекватного распределения типов итогового вещества в зависимости от реального спроса.

Важнейшую роль в итоговой обработке углеводородов играет крекинг. Это высокотемпературная переработка нефти и фракций с целью получения, как правило, продуктов меньшей молекулярной массы.

Интересно, что первую установку для крекинга создал в 1891г. В. Г. Шухов (патент Российской империи № 12926 от 27 ноября 1891 года). Именно его чертежи изучал У. Бартон, который сумел воссоздать систему в США лишь в 1918г. В СССР в промышленном масштабе установки термического крекинга начали действовать в 1934г. и были построены на заводе «Советский крекинг» в Баку.

Крекинг разбивает длинные молекулярные цепочки. Существует несколько типов крекинга, но все они опираются на нагревание исходного вещества.

Первым был изобретен термический крекинг. Именно его применил инженер Шухов в своей установке. В рамках процесса, смесь нагревается до 750-900°C под давлением 700 кПа, то есть, семь атмосфер. Выделяются газы и насыщенные углеводороды – алканы.

Каталитический крекинг осуществляется при температуре порядка 500°C в бескислородной среде в присутствии катализатора под названием цеолит, состоящего из алюминия, кремния и кислорода. Каталитический крекинг отлично подходит для выделения молекул, подходящих для производства легкого топлива. Это пропан, бутан, пентан, гексан, гептан и хорошо известный нам октан.

Процесс гидрокрекинга подразумевает нагревание смеси в условиях экстремального давления в районе 5000 кПа в присутствии водорода и металла-катализатора, обычно платины, палладия или никеля. В результате получаются элементы для создания компонентов бензина, сжиженного углеводородного газа и керосина.

Паровой крекинг представляет собой нагревание смеси до 850°C при отсутствии кислорода и в присутствии пара. Реакция должна протекать очень быстро. Полученные компоненты – легкие алканы, набор которых лучше всего подходит для создания пластмасс.

Отметим, что более высокая температура крекинга позволяет выделять больше этана и бензола. При этом побочным продуктом крекинга становится кокс. Он применяется для изготовления электродов и коррозионноустойчивой аппаратуры, в качестве восстановителя при получении ферросплавов и так далее.

Следующий и последний этап работы в нефтепереработке – риформинг. Алканы с линейной структурой нужно превратить в алканы с множеством веток, которые эффективнее переходят в газообразное состояние, не формируя капель. Именно эти компоненты позволяют бензину вовремя и энергоэффективно сгорать в двигателе автомобиля.

В ходе каталитического риформинга в присутствии платинового катализатора под действием высокой температуры формируются ароматические углеводороды, использующиеся в нефтехимии.

Отдельно расскажем про октан. Этот алкан удерживает бензин от самопроизвольного возгорания. Без него энергоэффективность топлива снизилась бы, так как оно слишком рано сгорало бы, и цилиндры двигателя не получали бы необходимый толчок в нужный момент. Сочетание октана и гептана определяет октановое число. Стандартное соотношение 90% изооктана, 10% гептана – это октановое число 90. Плохой бензин с низким октановым числом не только плохо влияет на мощность двигателя, но и увеличивает его износ.

На разных НПЗ предусмотрены разные наборы технологических процессов. Обязательны перегонка сырой нефти, гидроочистка и каталитический риформинг. При таком наборе выход светлых нефтепродуктов (бензина и реактивного топлива) составляет около 40% от общего количества продукции. Эта схема нефтепереработки считается простой.

Однако в условиях ужесточения экологических требований особое значение приобрело увеличение выхода именно светлых нефтепродуктов. Поэтому сегодня на современных производствах активно внедряются новые технологии.

Применение установок каталитического крекинга, гидрокрекинга и висбрекинга, а также процессов гидрообессеривания, коксования и термического крекинга позволяют получать свыше 90% светлых нефтепродуктов, соответствующих самым высоким экологическим стандартам.

Компания "Роснефть" лидер российской нефтепереработки. Компания постоянно увеличивает объем выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Так объем переработки нефти, составивший в 2011г. 57,9 млн тонн, уже в 2014г. достиг 100 млн тонн. Из них 87 млн тонн в России, что составило треть от всей переработки нефти в нашей стране. Объем инвестиций в нефтепереработку и нефтехимию за год составил 165 млрд рублей.

В настоящий момент структуру ОАО НК "Роснефть" входят девять крупных нефтеперерабатывающих предприятий на территории России: Комсомольский, Туапсинский, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский, Ачинский, Саратовский НПЗ, Рязанская нефтеперерабатывающая и Ангарская нефтехимическая компании.

В России Компании также принадлежат четыре мини-НПЗ в Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре и на юге Европейской части России суммарной мощностью 0,6 млн т нефти в год, а также доля в Стрежевском мини-НПЗ в Западной Сибири. В Германии "Роснефть" владеет долями в четырех НПЗ мощностью 11,5 млн т (в доле Компании).

Компания также производит нефтехимическую продукцию в России на Ангарском заводе полимеров, который специализируется на производстве этилена, пропилена и полиэтилена. Мощность установки пиролиза — основной технологической установки предприятия — составляет 300 тыс. т. этилена в год.

"Роснефть" активно развивает производство масел. Базовыми производственными площадками являются Новокуйбышевский завод масел и присадок и завод по производству масел в составе Ангарской нефтехимической компании, а также Московский завод "Нефтепродукт".

Суммарная мощность производства данных заводов составляет около 600 тыс. т. в год товарной продукции, в том числе 460 тыс. т. в год масел. В структуру Компании также входят Нефтегорский и Отрадненский газоперерабатывающие заводы в Самарской области, суммарная проектная мощность которых составляет 1,8 млрд куб. м газа в год.

Отдельно стоит рассказать про переход компании на экологический стандарт "Евро-5".

Использование бензина высшего экологического класса «Евро-5» особенно актуально для крупных городов, где наибольшее количество выбросов выхлопных газов в атмосферу. Отличие автомобильного топлива этого класса от бензина «Евро-3» и «Евро-4» заключается в существенно меньшем количестве в нем серы и ароматических углеводородов, продукты сгорания которых наиболее негативно воздействуют на окружающую среду и здоровье человека. К примеру, в топливе класса «Евро-3» содержание ароматики составляет 42%, в «Евро-5» – всего 35%. Заметно меньше и содержание серы: если в «Евро-3» ее 150 ppm, «Евро-4» уже 50 ppm, в «Евро-5» всего 10 ppm. Это значит, что выхлопы автомобиля, работающего на бензине класса «Евро-5», содержат в 15 раз меньше токсичных веществ, чем в «Евро-3».

Стандарт «Евро-3» можно использовать до конца 14-го года, а «Евро-4» – до конца 2015.

В рамках модернизации НПЗ «Роснефти» ведется реконструкция и строительство новых установок. Большинство нефтеперерабатывающих заводов ОАО «НК «Роснефть» полностью перешли на стандарт Евро-5 и по бензину и по дизельному топливу. Остальные заводы завершат переход на выпуск топлив по стандарту «Евро-5» до конца 2015 года в соответствии с требованиями, предъявляемыми Техническим регламентом Таможенного союза.

По итогам 2014г. объем топлива класса Евро-4/5, произведенного компанией "Роснефть" в России, достиг 20,9 млн тонн. При этом рост составил 18%.

Отдельно отметим проект ВНХК( «Восточная нефтехимическая компания»), в который "Роснефть" привлекла стратегического партнера – китайскую компанию ChemChina.

Нефтеперерабатывающий комплекс будет производить автобензин, дизельное топливо, керосин, бункерное топливо и др. Создание нефтехимического комплекса на 2 этапе позволит выпускать более 15 марок полиэтиленов и полипропиленов широкой сферы применения. Данные виды продукции востребованы на перспективных рынках стран АТР.

Строительство комплекса позволит создать в Приморском крае мощный нефтехимический кластер, который придаст импульс развитию отечественного производства и созданию новых рабочих мест. Реализация проекта также решает задачу экспорта российской конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

На интернет-сайте Вести. Экономика, являющемся неотъемлемой частью интернет-сайта Вести. ру, принадлежащего Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков.

Http://www. vestifinance. ru/special/rosneft/pererabotka

“Роснефть” рассматривает возможность строительства нового нефтеперерабатывающего завода на Сахалине. Об этом сообщил глава региона Олег Кожемяко по итогам встречи с вице-президентом “Роснефти”, советником президента по координации проектов на Дальнем Востоке Виктором Ишаевым.

“Мы предложили построить в Охинском районе нефтеперерабатывающий завод в непосредственной близости от месторождений. Нашли понимание в этом вопросе у компании “Роснефть”. Сейчас будут прорабатываться детали этого проекта”, – заявил О. Кожемяко.

По мнению главы региона, появление нового НПЗ станет очередным стимулом для развития экономики Охинского района, позволит создать новые рабочие места.

Согласно предварительном прогнозу, на первом этапе НПЗ сможет перерабатывать 150-200 тыс. тонн нефти в год. В дальнейшем не исключается возможность наращивания мощностей по нефтепереработке.

“В сентябре на острове Русский состоится первый Восточный экономический форум. И, возможно, там О. Кожемяко и президент компании И. Сечин подпишут соглашения по этим трем вопросам (Прим. строительство НПЗ, расширение сети АЗС и газозаправочных станций), в которых будут оговорены реальные сроки и объемы”, – заявил В. Ишаев по итогам встречи.

На сегодняшний день главным проектом “Роснефти” в ДФО по нефтепереработке остается комплекс “Восточной нефтехимической компании”. Конфигурация проекта предполагает на первом этапе строительство НПЗ мощностью 12 млн тонн, на втором – запуск нефтехимического блока с объемом выработки в 3,4 млн тонн продукции в год. С вводом в эксплуатацию третьей очереди мощность нефтепереработки может быть дополнительно увеличена на 12 млн тонн в год, нефтехимии – на 2,6 млн тонн в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,2 трлн рублей.

Представители правительства РФ и Минэнерго неоднократно заявляли о своей лояльности к проекту “Роснефти” и необходимости привлечения господдержки для его реализации, настаивая на значимости комплекса для экономики страны. Относительно строительства мини-НПЗ ведомство имеет другую точку зрения. В недавнем интервью ТАСС глава Минэнерго Александр Новак подчеркнул, что министерство не готово поддерживать инициативы регионов по строительству новых НПЗ ввиду отсутствия необходимости в них – потенциально низкой загрузке мощностей и минимальной прибыльности переработки.

По мнению аналитика “Райффайзенбанка” Андрея Полищука, завод с объемом переработки в 150-200 тыс. тонн в год будет скорее ориентирован на собственные нужды компании. В частности, предприятие может специализироваться на выпуске судового топлива, что не требует большой глубины переработки, которая в рамках озвученного проекта не будет рентабельна. В зависимости от конфигурации реализация проекта может быть завершена за год-два.

По замечанию ведущего эксперта УК “Финам-Менеджмент” Дмитрия Баранова, примерный срок строительства НПЗ может составить от двух до четырех лет, в зависимости от точных параметров проекта. “Вряд ли проект будут претворять в жизнь, если он не будет рентабельным. Роснефть точно также стремится к максимальной прибыли, и не будет вкладывать деньги в проекты, если они не будут приносить прибыль. В полной мере это относится и к данному мини-НПЗ. Успех любого мини-НПЗ зависит от огромного числа факторов. Нужны деньги, сырье, инфраструктура вокруг предприятия, рынок нефтепродуктов, и все это есть в регионе”, – заключил эксперт.

Http://arsenalgroup. ru/news/493

Добавить комментарий