Мини нпз в казахстане

Установки от экстрасенса 700х170

В Казахстане функционируют три нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 18 млн. тонн нефти в год: ОАО “Атырауский НПЗ” (АНПЗ), ЗАО “Павлодарский нефтехимический завод” (ПНХЗ) и ОАО “Шымкентнефтеоргсинтез” (ШНОС).

Павлодарский НПЗ – один из лучших заводов по соотношению первичных и вторичных процессов. Построен в 1978 г. в г. Павлодаре. Нефть поступает из Западной Сибири по трубопроводу Омск – Павлодар. Глубина переработки нефти составляет 77,9 %. На заводе построены 2 комбинированные установки ЛК-6У и КТ-1. Кроме того работает битумная установка, установка замедленного коксования. В настоящее время завершилось строительство новой установки ЛК-6У.

Завод выпускает только неэтилированные бензины А-76 и А-91, топливо для реактивных двигателей, летнее и зимнее дизельное топливо, котельное топливо, мазут, битумы, нефтяной кокс, сжиженные газы.

Чимкентский НПЗ – один из самых молодых заводов стран СНГ. Построен в 1984 г. в г. Шымкенте. Нефть поступает из Западной Сибири по трубопроводу Тюмень – Омск – Павлодар – Шымкент. Нефть малосернистая, одна из лучших по качеству среди стран СНГ. Глубина переработки нефти 60,4 %. Производительность завода по нефти – 6,6 млн. т/год. На заводе функционирует одна установка ЛК-6У, вакуумная установка мазута.

Завершилось строительство установки замедленного коксования производительностью 600 тыс. т/год. Завод выпускает традиционные виды топлив: бензин А-76 этилированный и неэтилированный, АИ-92, топливо для реактивных двигателей, дизельное топливо, котельное топливо, мазут М-100.

Нефтеперерабатывающий завод в Атырау построен в 1945 г. на северо-западе Казахстана в г. Атырау. Завод небольшой по производительности – 4,6 млн т/год. Нефть поступает из местных месторождений (Эмба) и с Мангышлакского месторождения. В 1945 г. американской фирмой Баджер по ленд-лизу был смонтирован завод, который включает атмосферно-вакуумную установку АВТ-3, атмосферную установку АТ-2, установки каталитического крекинга Гудри и термокрекинга, впоследствии переоборудованного в атмосферную установку, газофракционирующую установку, установку алкилирования.

В 1970 г. совместно со специалистами ГДР была построена установка каталитического риформинга с неподвижным слоем катализатора и блоком гидроочистки бензинов. В 1980 г. введена в действие установка замедленного коксования производительностью 600 тыс. т/год. В том же году была остановлена установка каталитического крекинга Гудри в связи с устаревшей технологией. В 1980 г. произошла авария на установке алкилирования, которая после этого была выведена из строя и до сих пор не функционирует.

В планах реконструкции завода – строительство установок первичной переработки нефти, риформинга, комбинированной установки Г-43-107.

В ассортименте выпускаемой продукции – бензины АИ-93. А-76 (этилированный), А-72 (неэтилированный), уайт-спирит. дизельное топливо, котельное топливо, мазуты, кокс.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены в Южной, Западной и Северо-восточной области Республики (рисунок 2). Такое расположение объясняется двумя основными факторами. Первый: близость к основным нефтепроводам. Второй: в бывшем СССР нефтеперерабатывающие заводы строились по принципу обеспечения географического региона, независимо от республиканского подчинения, в результате этого Павлодарский завод был построен в расчете на удовлетворение потребностей северных областей Казахстана и западных областей РСФСР, а Шымкентский – юга республики и Ташкентской области Узбекистана. В то же время большинство центральных и северных областей Казахстана обеспечивались продукцией с нефтеперерабатывающих заводов РСФСР. Они были построены вблизи границы Казахстана и с распадом СССР перешли в юрисдикцию России, создав дисбаланс в обеспечении областей Казахстана нефтепродуктами и став конкурентами отечественным НПЗ на рынке нефтепродуктов.

Конечными продуктами нефтепереработки являются нефтяные топлива: бензин марок А-76, А-80, А-85, АИ-91-93, АИ-96, дизельное топливо, котельное топливо (мазут), авиационный и осветительный керосины, печное топливо, сжиженный газ и другие нефтепродукты. Качество бензинов и дизельного топлива, производимых казахстанскими НПЗ, ниже, чем у большинства их российских аналогов и не соответствует мировым стандартам.

Суммарных производственных мощностей отечественных НПЗ достаточно для переработки до 18-20 млн. тонн нефти в год и выработки более 10 млн. тонн автомобильного и дизельного топлива. По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК (МЭМР), для обеспечения потребностей Республики нефтепродуктами отечественного производства достаточна загрузка всех трех НПЗ нефтью в объеме не менее 9,5 млн. тонн в год.

Несмотря на то, что в Казахстане ежегодно добывает около 30 млн. тонн нефти, а потребности внутреннего рынка не превышают одной трети этого объема, в течение последних нескольких лет переработка нефти на НПЗ и выработка всех основных видов нефтепродуктов снижается. За счет собственного производства покрывается не более 30 процентов прогнозной потребности в автобензине, 20 процентов – реактивного топлива, 40 процентов – дизельного топлива, 50 процентов – мазута. Основной причиной такой ситуации является дефицит поставляемой на НПЗ сырой нефти.

Анализ данных МЭМР и Агентства статистических исследований РК по объемам добычи и переработки нефти в республике [см. приложение: график 1] показывает, что нефтедобывающие компании Казахстана, максимально используя сложившиеся высокие цены на нефть, делают ставку на экспорт и быстрый оборот средств от её непосредственной продажи. Эта тенденция наблюдается и в периоды с менее выгодной конъюнктурой мирового рынка: в 1998 году, при низких мировых ценах на нефть, 20 процентный рост экспорта сырой нефти в дальнее зарубежье в стоимостном выражении оставался на уровне 1997 года. Экспортная ориентация нефтедобывающих компаний приводит к дефициту и высокой цене нефтепродуктов на внутреннем рынке. Правительство разрабатывает годовые планы по загрузке всех трех НПЗ в соответствии с потребностями республики, но большая разница экспортных и внутренних цен на нефть вызывает сбои и нестабильность по времени и объему в поставках сырья на НПЗ. Таким образом, низкие объемы поставок нефти не позволяют НПЗ достичь экономии масштаба при её переработке. По итогам 2000 года, загрузка нефтеперерабатывающих заводов республики составила 6,4 млн. тонн, что недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны в нефтепродуктах. При прогнозной добыче нефти в 35,5 млн. тонн (без учета газового конденсата) в 2001 году загрузка НПЗ предусматривается в объеме 9 млн. тонн нефти, что на 41 процент больше чем в 2000 году. При строгом соблюдении графика поставок возможно существенное улучшение ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Важной проблемой для ПНХЗ является изначальная ориентированность его технологических процессов на переработку российской нефти. После распада СССР завод испытывал сильный дефицит сырья, а российские партнеры поставляли нефть на невыгодных для завода условиях. Недавнее слияние ПНХЗ с крупной нефтедобывающей компанией “Мангистаумунайгаз” позволило частично решить эту проблему и увеличить поставки сырья на завод.

ШНОС также был первоначально спроектирован на переработку нефти западносибирских месторождений России, но реконструкция некоторых производств завода в 90-е годы позволила использовать для переработки нефть с Кумкольской группы месторождений и не зависеть от поставок российского сырья.

Другой не менее важной проблемой для казахстанских нефтеперерабатывающих заводов является технологически устаревшее оборудование и как результат, низкая глубина переработки нефти и низкое качество продукции. Из-за устаревшей инфраструктуры и в связи с низкой загруженностью отечественных НПЗ увеличиваются удельные затраты на переработку нефти и конечная стоимость самой продукции. Так, оборудование Атырауского НПЗ практически полностью изношено. Завод выпускает в основном дешевые тёмные нефтепродукты. Глубина переработки около 50 процентов, выход бензина в пределах 12 процентов. Бензин производится с низким октановым числом (76-80) с добавками вредных свинцовых соединений, дизельное топливо имеет высокое содержание серы. ШНОС имеет в среднем глубину переработки нефти около 52 процентов, которая изменяется в зависимости от варианта переработки от 50 до 58 процентов.

В последние годы ситуация с реконструкцией производственных мощностей НПЗ улучшается. В 2000 году национальная нефтяная компания “КазахОйл” (ННК “Казахойл”), обладающая 86 процентами акций ОАО “Атырауский НПЗ”, и японская компания Marubeni Corporation подписали соглашение о реконструкции АНПЗ. Реконструкция подразумевает увеличение производства автомобильного бензина и керосина в два раза, зимнего дизельного топлива – в 1,7 раза. Глубина переработки нефти возрастет до 82 процентов, что выведет Атырауский НПЗ на один уровень с Павлодарским НХЗ, который по уровню используемых технологий и оборудования является одним из самых современных нефтеперерабатывающих заводов на территории СНГ.

Одним из направлений инвестиционной деятельности ОАО “ШНОС” также является улучшение системы вторичной переработки с целью увеличения выхода высокорентабельных продуктов легких фракций (бензин и дизельное топливо). Перспективным проектом в этом направлении является строительство комплекса каталитического крекинга. Завершение реконструкции позволит довести качество товарного дизельного топлива производимого на заводе до европейских стандартов.

На сегодняшний день существует три вертикально интегрированные группы компаний, которые оперируют на казахстанском рынке нефтепродуктов.

Атырауский НПЗ входит в вертикально интегрированную группу компаний, контролируемых ННК “Казахойл”. Крупнейшими дочерними нефтедобывающими подразделениями ННК “Казахойл” являются компании ОАО “Казахойл-Эмба” и ОАО “Узеньмунайгаз”. ННК обладает 86 процентами акций ОАО “Атырауский НПЗ”. В настоящее время “Казахойл” является основным поставщиком сырья на завод и в конце 2001 года планирует ввести в эксплуатацию 20 автозаправочных станций в различных областях Казахстана.

Слияние канадской нефтедобывающей компании “Харрикейн Хайдрокарбонс Лимитед” (ХХЛ), разрабатывающей крупное Кумкольское месторождение нефти в Кызылординской области, и Шымкентского нефтеперерабатывающего завода произошло в 2000 году, когда ХХЛ приобрела 91,4 процента простых акций ОАО “ШНОС”. В текущее время ХХЛ возглавляет вертикально интегрированную группу компаний, в которую входят: ОАО “ШНОС”, ОАО “Харрикейн Кумколь Мунай” (ХКМ) и другие дочерние предприятия канадской компании. Все нефтяные месторождения группы связаны с ОАО “ШНОС” нефтепроводом с пропускной способностью около 21 тыс. тонн в сутки (порядка 7,5 млн. тонн нефти в год). Планы Харрикейн Хайдрокарбонс включают постепенную интеграцию маркетинговых сетей ХКМ и ОАО “ШНОС”, а также объединение в единую сеть заправочных станций, которые в настоящий момент принадлежат ШНОС и ХКМ.

51 процент акций ПНХЗ находится в собственности крупной нефтедобывающей компании ОАО “Мангистаумунайгаз” (ММГ), остальные 49 процентов акций переданы правительством РК в доверительное управление ММГ. Одной из главных проблем этого объединения являются высокие тарифы на железнодорожную транспортировку сырья с месторождений разрабатываемых “Мангистаумунайгаз” на ПНХЗ.

Вертикальная интеграция нефтеперерабатывающих заводов Республики с нефтедобывающими компаниями позволила улучшить положение с поставками сырья на НПЗ и реализовать планы по модернизации этих заводов с целью улучшения качества и ассортимента продукции.

В стратегическом плане, создание трех вертикально интегрированных групп компаний позволяет каждой из них гибко реагировать на изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка нефти и нефтепродуктов. В зависимости от условий на рынке, компании групп могут ориентироваться либо на экспорт, либо на переработку и продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Отечественные нефтеперерабатывающие заводы характеризуются низкой конкурентоспособностью и высокими издержками эксплуатации морально и физически устаревшего оборудования.

Анализ, основанный на информации МЭМР и Агентства статистических исследований РК, показывает, что основной негативной тенденцией работы всех трех казахстанских НПЗ за последние несколько лет являлась их низкая загруженность сырой нефтью вследствие экспортной ориентации нефтедобывающих компаний и нарушения связей с российскими поставщиками сырья после распада СССР.

Позитивной тенденцией можно считать образование на нефтеперерабатывающем рынке Республики трех вертикально интегрированных групп компаний, в которых участвуют все три отечественные НПЗ, и направление части финансовых ресурсов внутри групп на проекты реконструкции мощностей перерабатывающих заводов.

Таблица 1. Уровень добычи и переработки нефти в Казахстане 1991-2001 года (в миллионах тонн)*

Http://studbooks. net/1788949/geografiya/neftepererabatyvayuschie_zavody_kazahstana

Мини-НПЗ в Казахстане лицензироваться не будут, сообщил министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев.

“На сегодня в Казахстане 35 нефтеперерабатывающих заводов, 3 из которых крупные, и 32 мини-завода. По мини-заводам мы вводим в законодательство позицию, чтобы дальше потом вообще их не лицензировать. Они не будут лицензироваться. Хоть застройся”, – сказал С. Мынбаев, отвечая на вопросы депутатов Сената в четверг.

При этом министр добавил, что “единственное требование к НПЗ – нужно производить бензин и дизтопливо, ГСМ в соответствии со стандартами, которые сейчас Евро-2, и которые будут Евро-4, 5”, передает ИА “Казах-Зерно”.

“Те 32 завода, которые сейчас есть, часть из них не работает. Они и сейчас не производят Евро-2, и таким образом с 2010 года большинство их продукции запрещено к обороту на внутреннем рынке. Они делают полупродукты, которые в основном идут на экспорт”, – заключил он.

За 2011 год в Казахстане добыто 81 млн тонн нефти За 2011 год в Казахстане добыто 81 млн тонн нефти. Об этом сегодня в ходе правчаса в Мажилисе сказал министр нефти и газа Сауат Мын

«На сегодня в Казахстане 35 заводов, из которых 3 крупные и 32 мини завода. По мини заводом мы вводим в законодательство позицию, чтобы дальше потом вообще их не лицензировать. Они не будут лицензироваться. Хоть застройся», – сказал он, отвечая на вопросы депутатов сената в четверг.

Казахстан ожидает очередное повышение цен на бензин. Об этом сегодня в кулуарах правительства сообщил министр нефти и газа Сауат Мынбаев.

Министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев признал, что в стране существует дефицит на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) и заверил, что будут приняты необходимые меры для улучшения ситуации.

Казахстан с опозданием приступил к реализации проекта модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расширение мощностей которых могло бы в настоящее время снизить колебание цен и дефицит на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке, признал министр нефти и газа республики Сауат Мынбаев.

В Казахстане рассматривают возможность строительства нового нефтеперерабатывающего завода уже в 2017 году.

«На нашем рынке значительной (доли) продукции мини-НПЗ нет, тем более, что по сравнению с прошлым годом объемы переработки на них существенно упали – если в прошлом году порядка 500 тысяч тонн заявлялось, то по итогам первого полугодия практически десятикратное снижение было объемов переработки на мини-НПЗ», – сказал Магауов в ходе интернет-конференции.

«В Казахстане появится новый вид производства – мини-заводы по переработке нефти. Об этом сообщил вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Дуйсенбай.

Налоговый комитет Казахстана проверит операции по поставкам нефти на казахстанские мини-НПЗ с точки зрения полноты уплаты налогов, сообщил в среду министр нефти и газа Сауат Мынбаев.

Проблема дефицита бензина на внутреннем рынке Казахстана будет решаться. подробнее

Министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил, что налоговый комитет Казахстана проверит операции по поставкам нефти на казахстанские мини-НПЗ с точки зрения полноты уплаты налогов, передает ИА “Новости-Казахстан”.

Http://www. meta. kz/577477-mini-neftepererabatyvayuschie-zavody-v-kazahstane-budut-zakryty. html

Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству.

В период зарождения нефтяной промышленности переработка нефти представляла собой обыкновенную разгонку – то есть испарение части нефти (фракции) за счет нагревания и последующую конденсацию этой части.

Таким образом из нефти выделяли основной товарный продукт — осветительный керосин. Мощность нефтеперегонных заводов (а их называли именно нефтеперегонными, а не нефтеперерабатывающими, как теперь) была очень невелика.

Развитие автомобильной промышленности привело к бурному росту потребления бензинов и дизельных топлив. Для удовлетворения потребностей в автомобильном топливе в условиях жесточайшей конкуренции потребовалось сооружение НПЗ все большей и большей мощности и сложности.

Сегодня в мире есть несколько заводов мощностью свыше 40 миллионов тонн нефти в год. Завод полного профиля позволяет не только снижать себестоимость нефтепродуктов, но и обеспечивать в полной мере их высокое качество. Это уже не перегонка, а именно глубокая переработка нефти.

Маленькие нефтеперегонные заводы теперь принято называть мини-рифайнерами или мини-НПЗ. Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству. Их существование, как правило, обосновано логистическими причинами. Представьте себе, что на небольшом острове с небольшим населением имеется месторождение нефти. Если эту нефть отвозить в порт, загружать в танкер, потом везти морем на какой-то далекий НПЗ, потом нефтепродукты снова везти морем обратно, снова раскачивать в береговые хранилища и дальше доставлять потребителям – транспортная составляющая превысит все затраты на переработку.

Вот в этом случае выгодно построить на месте мини-НПЗ мощностью, соответствующей потреблению, а компоненты, улучшающие качество, привозить и добавлять в товарные нефтепродукты на месте.

Аналогичным образом поступают нефтяники, добывающие нефть в районах, где отсутствует транспортная инфраструктура – таким способом они обеспечивают себя относительно дешевыми нефтепродуктами. К таковым условно можно отнести, например, остров Сахалин в Российской Федерации.

Во всех остальных случаях для условий Российской Федерации или Республики Казахстан мини-НПЗ представляют собой полукриминальное «развлечение» местных элит, злоупотребляющих доверием руководителей государств, использующих либо доступность сырья, либо мощный административный ресурс.

В Российской Федерации в последние несколько лет совершен мощнейший и небывалый рывок в развитии нефтепереработки, особенно так называемых вторичных процессов, которые довели до совершенства качество основных объемов выпускаемых топлив и позволили резко сократить выход мазута на нефть за счет его каталитической переработки.

Крупные НПЗ в составе вертикально-интегрированных компаний могут обеспечить любые темпы внутреннего спроса в качественных нефтепродуктах и обеспечить любой рост экспорта. В этих условиях мини-НПЗ нужны только для полулегального экспорта некачественных дешевых полупродуктов как сырья для зарубежной нефтепереработки или ухода от акцизов или налогов на внутреннем рынке.

В последние годы в среде специалистов все чаще и чаще раздаются голоса с требованием закрытия всех мини-НПЗ, причем это относится не только к России, но и, в еще большей степени, к Казахстану.

Почему это происходит? Зачем закрывать мини-НПЗ в Казахстане, где три крупных НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре пока не в состоянии полностью обеспечить экономику страны светлыми нефтепродуктами – бензином, дизельным топливом и авиакеросином?

В результате эти нефтепродукты приходится импортировать из России. В этих условиях мини-НПЗ производят дополнительное количество светлых нефтепродуктов и позволяют снизить объем импорта. Зачем же их закрывать?

Ответ на этот вопрос достаточно банален — дело в том, что мини-НПЗ (их еще иногда называют в литературе мини-рифайнерами) не в состоянии производить сколько-нибудь качественные бензины, дизельные топлива и авиакеросины.

Эти предприятия не имеют в своем составе (и не могут иметь) современных технологических установок, позволяющих производить топлива, соответствующие хотя бы третьему экологическому классу согласно принятому Техническому регламенту Таможенного союза.

При этом себестоимость производства нефтепродуктов на мини-НПЗ настолько высокая, что гораздо выгоднее для государственного бюджета продать товарную нефть крупному НПЗ, а затем приобрести у него качественные светлые нефтепродукты.

Кроме того, применение в качестве топлива для двигателей светлых нефтепродуктов, произведенных на мини-НПЗ, ведет не только к тяжелым экологическим последствиям, но и к тяжелым последствиям для двигателей.

Понятно, что авиакеросин, сделанный на мини-НПЗ, никто в самолет заправлять не станет – не допустит система безопасности. А вот бензин с мини-НПЗ будет неизбежно выводить двигатели из строя. Из-за высокого содержания смол в таком двигателе могут зависнуть впускные клапаны. Из-за низкого октанового числа будут ускоренно изнашиваться детали цилиндропоршневой группы. Из-за высокого содержания углерода будет наблюдаться закоксовывание поршневых колец и электродов свечей, из-за низкого содержания водорода будет иметь место повышенный расход топлива. Из-за высокого содержания серы возникнет ускоренный коррозионно-механический износ деталей двигателя и быстро окислится и выйдет из строя моторное масло.

Не меньше похожих неприятностей принесет дизельное топливо мини-НПЗ владельцам дизельных двигателей. В результате все сэкономленные при покупке светлых нефтепродуктов с мини-НПЗ средства в прямом смысле «вылетят в трубу».

А почему бензин и дизельное топливо с мини-НПЗ дешевле, чем качественные топлива с больших НПЗ? Это можно объяснить только одной причиной – неуплатой акцизов и налогов. Имея заведомо более высокую стоимость переработки нефти и себестоимость продукции, владельцы мини-НПЗ, имея заведомо худшее качество топлив, могут свести концы с концами только при одном условии – при условии неуплаты налогов и акцизов.

Если проанализировать структуру продаж любого мини-НПЗ в Казахстане, неожиданно выяснится, что никакого бензина и никакого дизельного топлива мини-НПЗ не производит. А производит такой с позволения сказать «завод», например, растворитель для лакокрасочной промышленности или «легкий дистиллят». Причем эти нефтепродукты всегда продаются какой-нибудь фирме-однодневке. В этой фирме-однодневке на бумаге растворитель превращается в автомобильный бензин. А вот фактическая отгрузка нефтепродукта будет осуществляться либо непосредственно с мини-НПЗ, либо с какой-то нефтебазы, где в прямогонный бензин будут добавлены суррогатные октанповышающие компоненты или присадки.

При этом фирма-однодневка никаких налогов и акцизов в государственный бюджет платить не будет, поскольку закон уже все равно нарушила, выпустив в свободное обращение на рынок заведомо некачественное топливо. Кстати, с дизельной фракцией нефти, выделенной на мини-НПЗ, произойдет нечто похожее.

Поскольку сегодня владельцы личных дорогих автомобилей вряд ли заправятся таким топливом больше одного раза, владельцы мини-НПЗ начинают искать обходные пути для реализации суррогатных топлив. В результате незаконной подмены эти топлива оказываются на складах различных государственных структур, а качественные топлива с этих складов, сделанные на нормальных НПЗ, после подмены продаются на рынке за наличные деньги. Опять наносится непоправимый ущерб государству.

Может быть мы сгущаем краски и есть мини-НПЗ, работающие с соблюдением законов? Таких мини-НПЗ в Казахстане нет и быть не может.

Более того, с запуском в ближайшее время на Шымкентском НПЗ и Атырауском НПЗ установок каталитического крекинга, Казахстан полностью обеспечит потребности внутреннего рынка в качественных бензинах, дизельных топливах и авиакеросинах.

Более того, появится экспортный потенциал для отгрузки высокомаржинальных нефтепродуктов на рынки соседних стран – прежде всего Узбекистана и Кыргызстана, где сегодня доминируют российские поставщики (несмотря на огромное транспортное плечо).

С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым.

Остается еще один вопрос – а куда девается остаток от переработки нефти на мини-НПЗ – прямогонный мазут? Этот продукт может реализовываться на экспорт как сырье для вторичной переработки, из которого в результате различных видов крекинга можно получать дорогостоящие нефтепродукты. Этого мини-НПЗ не делают. Прямогонные мазуты продаются на экспорт как самые дешевые котельные топлива.

При этом опять наносится ущерб бюджету – за счет занижения экспортных цен и за счет занижения экспортных пошлин. И возникает вопрос к таможенным органам Республики Казахстан – почему это возможно?

Все перечисленные факты указывают на давно созревшую необходимость закрыть все мини-НПЗ в стране. Изъятое у них оборудование может быть с успехом реализовано на аукционах и использовано в целях подготовки нефти к транспортировке на промыслах. Это позволит наполнить бюджет, улучшит экологическую обстановку и значительно повысит надежность и долговечность двигателей.

Доцент Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина

Http://kazakbol. com/tak-nuzhnyi-li-kazahstanu-mini-npz/

На прошлой неделе в Казахстане в очередной раз заговорили о новом нефтеперерабатывающем заводе. Причем на самом высшем уровне. Встречаясь с руководством нефтяного гиганта Chevron, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что «правительству совместно с компанией необходимо проработать вопросы строительства предприятий по переработке». По его словам, речь идет о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода, чтобы вывести Казахстан из зависимости от импортных нефтепродуктов. В связи с этой важной для страны темой «Къ» выяснял мнения экспертов – нужен ли четвертый НПЗ?

Профессор института экономики МОН РК Олег Егоров полагает, что новый завод необходим. В комментариях «Къ» он напомнил, что в последнее время постоянно при нехватке топлива и в бывшем министерстве нефти и газа, и в КазМунайГазе, и в других правительственных организациях говорят о том, что четвертый завод нам вообще не нужен.

«Мы все модернизируем, и будет полный порядок с обеспечением топлива. У нас во времена Советского Союза было построено три нефтеперерабатывающих завода, мощнейшие нефтехимические объекты в Атырау, Актау. Что у нас построено за 27 лет независимости? Китайцы построили нам завод по производству дорожного битума; сначала японцы, потом китайцы начали модернизировать завод. Зачем его модернизировать несколько раз, тратить миллиарды долларов, когда он был запущен в эксплуатацию в 1945 году?, – задается вопросом эксперт. – Но только недавно президент сказал, что четвертый завод надо строить, и все всполошились. А где его строить – пока никто не знает».

Как напоминает Егоров, при обсуждении данного вопроса называли ряд городов: Костанай, Актау, Балхаш. Но где взять нефть для Костаная или Балхаша? «Сегодня как раз момент, когда нам надо начать строительство нового нефтеперерабатывающего завода под кашаганскую нефть. Это очень выгодно, рационально и перспективно, поскольку завод, который будет расположен где-нибудь в Карабатане (Атырауская область), может быть рассчитан по технологии на кашаганскую нефть. И он может работать десятилетиями и выдавать очень качественную продукцию.

Вот решение – что нам делать с нефтью. По сей день мнение такое, что чем больше в трубу запустим – тем больше доход. Но все забывали об одном, что есть мировая торговля ресурсами. И на этих мировых биржах цены на сырьевые товары постоянно прыгают. Если когда-то нефть стоила $10 за баррель, и это было выгодно, то сегодня при $50 уже не выгодно разрабатывать месторождение. И нам надо было давно задуматься о перерабатывающей отрасли: нефтехимии, нефтепереработке, газохимии. Правда, мы в Академии наук давно об этом говорим, пишем, подаем докладные записки…», – говорит Олег Егоров.

По его мнению, необходимость строительства НПЗ на западе Казахстана очевидна. Во-первых, Кашаган находится от берега в 80 км. А от береговой зоны до поселка Карабатан еще несколько десятков километров. То есть транспортировать ее еще на тысячи километров в Костанай или Балхаш нет смысла. Тут все рядом, и уже есть логистика. От Кашагана до железнодорожной станции Карабатан есть труба, и не одна, а это уже эффективный способ транспортировки. Там давным-давно все освоено – есть и энергетика, и дороги. И, кстати, там неплохо обстоит и с рабочими кадрами.

Во-вторых, в Карабатане создается в который раз первый интегрированный газохимический комплекс. «И тут получается нормальная связка: нефть Кашагана идет на нефтеперерабатывающий завод, а газ Кашагана и Тенгиза идет на газопереработку. Те продукты, которые получают на этих заводах, – с одной стороны это топливо, с другой стороны – ассортимент промежуточной продукции, которая может быть использована как великолепное сырье для нефтехимии. Поэтому можно создать такой кластер, благодаря которому мы через пять лет, если это дело ускорить, можем торговать любыми видами химического сырья и химической продукции. Не говоря о том, чтобы загрузить свой рынок. А загрузить его надо в ближайшие годы, иначе наш рынок загрузит Китай», – считает эксперт.

По его мнению, здесь главное – выбрать технологию переработки под эту нефть. Она высокосернистая. Поэтому в технологической цепочке должны быть установки по очистке. Тогда при такой технологии мы сразу получим и топливо, такое как автобензин класса К-4, К-5 без всяких трудностей, связанных с модернизацией, и серу.

В подтверждение вышесказанного отметим, что в 2012 году Олег Егоров в специализированном журнале «Нефть и газ» писал: «Углеводородное сырье давно получило статус ресурса многоцелевого использования, что предполагает не столько получение из него горюче-смазочных материалов или же экспортирование его во все увеличивающихся объемах, сколько выделение исключительно широкого ассортимента продукции, успешно заменяющей такие виды естественных ресурсов, как сталь, древесина, сельскохозяйственные культуры, кожа и т. п.

Основными причинами, сдерживающими развитие нефтехимических производств в Казахстане, являются отсутствие достаточных мощностей по переработке углеводородного сырья, износ и устаревшие технологии на нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, неразвитость системы трубопроводов для доставки добываемого сырья и готовой продукции».

При этом эксперт говорит и о предпосылках к формированию нефтехимических кластеров на системной основе в Западном Казахстане. В частности, речь идет о возрождении таких крупных объектов нефтегазопереработки и нефтехимии, как завод пластмасс (г. Актау), АО «Полипропилен» и нефтеперерабатывающий завод (г. Атырау), Жанаозенский и Жанажольский газоперерабатывающие заводы.

В свою очередь инженер-геолог и представитель ДПК «Ак жол» Серик Бейсембаев придерживается прагматичной позиции, согласно которой для обеспечения внутреннего рынка достаточно мини-заводов: «Я против строительства нерентабельных гигантов-производств. Это невыгодно для нашего рынка, который и так трясет. Развитию нашей экономики во многих отраслях, в том числе и в базовых, мешает «государственный бизнес», реализация которого и приводит к бесконечным стратегическим ошибкам. У нас уже есть три «самовара». И теперь четвертый самогонный аппарат? И с трудом верится, что от таких «самоваров» можно получить качество марки Евро 5».

Эксперт напоминает, что в мире есть и другие технологии получения легких и темных фракций, в частности, производство синтетического топлива с использованием УВ (углеводородного сырья), как ингредиента для химической реакции. «Весь мир уходит от зависимости от УВ. И не нужно сидеть «на игле». Мини-НПЗ – вот выход без особых «потерь», – говорит Бейсембаев.

По его мнению, мини-НПЗ может выпускать АИ-92 и экодизель. «Существующие 29 мини-заводов – это тоже самогонные аппараты. Я же говорю про новые, у них другая технология переработки. Кстати, в Караганде сингапурцы подписали меморандум по строительству мини-НПЗ, правда, я не знаю, по какой технологии он должен работать», – отмечает он, подчеркивая, что в мире уже существуют совсем новые технологии, где используется минимум нефти или УВ.

«Так что через 30 лет этот самогон может и не понадобиться. А строительство завода – это огромные средства. Даже пусть это будут деньги иностранных инвесторов, нужно иx отбивать. Все это коснется нашей всей экономики. Наша нефть, УВ – это уникальный продукт и особенность нашей страны. Она считается «тяжёлой нефтью» и почему-то отправляется почти вся на экспорт. Как раз-таки эта наша нефтянка может дать много ответвлений с получением множества чистых продуктов, пользующихся в мире большим спросом. Вот эти три наших «самовара» после модернизации могли бы выпускать чистые продукты, а рынок ГСМ отдали в конкурентную среду на внутренний рынок, а затем и внешний. Зачем городить забор, который лет через 15 сгниет?», – считает Серик Бейсембаев.

Http://www. kursiv. kz/news/kompanii1/nuzen-li-kazahstanu-cetvertyj-npz/

Несколько новых мини-НПЗ могут быть запущены в Казахстане в 2014—2015 годах несмотря на то, что уже действующие малые предприятия сталкиваются с дефицитом сырья, сообщает ценовое агентство Argus, Пишет «Капитал».

Несколько новых мини-НПЗ могут быть запущены в Казахстане в 2014—2015 годах. несмотря на то, что уже действующие малые предприятия сталкиваются с дефицитом сырья, сообщает ценовое агентство Argus.

Частные казахстанские компании в настоящее время строят четыре нефтеперерабатывающих завода мощностью от 300 до 800 тыс. тонн в год каждый в Актюбинской, Чимкентской, Алматинской областях, а также на западе страны, сообщает nefttrans. ru.

Ранее в Казахстане были сняты ограничения на ввоз нефтепродуктов из России. «Разрешение было дано только государственной компании «КазМунайГаз». Это было связано с тем, что нефтепродуктов из России не может быть в большом количестве, потому что у нас подписано взаимное соглашение и утверждены индикативный баланс, в котором оговорены объемы на год нефтепродуктов, которые мы имеем возможность завозить из России беспошлинно», – пояснил Карабалин.

За первые полгода в Казахстане переработано 7,2 млн. тонн нефти, выполнение к прошлому году составил 100,5%.

По словам экс-министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина, в настоящее время идет процесс модернизации казахстанских НПЗ, которое планируется завершить в 2016 году. В период 2017-2022 годах Казахстан будет полностью обеспечен бензином, дизельным топливом, авиакерасином по стандарту Евро 4 и Евро 5.

Http://365info. kz/2014/08/v-kazaxstane-poyavitsya-chetyre-mini-npz/

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано более 30 мини-НПЗ, из них работают десятка полтора. Не выдерживают конкуренции? «Да, не выдерживают. Сейчас производство и реализация продукции нефтепереработки контролируются более жестко, чем раньше. Мини-НПЗ, конечно, сложно в таких условиях, если только не действуют „внутренние договоренности“ — по дружбе, по экономическим соображениям», — Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, говорит о проблемах малой нефтепереработки в Казахстане. Для делового еженедельника « Капитал. kz» эксперт ответил на вопрос: нужны ли Казахстану мини-заводы по производству топлива.

— Олег Иванович, вопрос необходимости развития малой нефтепереработки в Казахстане весьма актуален…

— Возникновение темы мини-НПЗ относится примерно к тем годам, когда очень интенсивно стали разрабатывать западносибирские месторождения — в конце 1960−70 годов. Местное население, кстати, не воспринимало эту идею положительно. Считали, что мини-заводы по производству топлив и заводы, на которых предполагалось утилизировать попутный газ и производить из него полимерную продукцию, нарушат экологическое состояние региона. И что достаточно просто добывать нефть. Потихоньку местное население убедили, и в том регионе появились гиганты нефтехимии, которые работают и по сей день. Например, Оренбургский газоперерабатывающий завод. У него годовая мощность переработки газа должна была быть примерно 40 млрд куб. м, туда и небольшой объем нашего газа идет. Завод работает нормально уже десятилетия, никаких аварий не было.

— Там были проблемы с локальным обеспечением топливом, поэтому и стали говорить о том, что необходимо построить определенное количество небольших заводов. Наряду с этим обсуждался вопрос использования газа, который там долгое время сжигался на факеле. И потом некоторые исследовательские институты получили, как я понимаю, государственный заказ, разработали схему НПЗ.&nbspНа таких заводах стали производить в основном топливо и мазут. Когда-то я просчитывал стоимость завода у нас и в Сибири, получалось, что он обходится недорого, но качество продукции вызывает сомнения.

— Раньше было как? Производили бензин, дизтопливо, отправляли на АЗС, пожалуйста — пользуйтесь. Сейчас ситуация совсем другая. Существуют международные стандарты, мы уже приближаемся к Евро-5, должна быть четкая зависимость качества топлива от определенных количественных характеристик присутствия сернистых соединений. С этим всегда приходилось бороться — ставить установки для обессеривания. Но все дополнительное оборудование обходится дорого, и поэтому на мини-НПЗ таких установок практически нет.

В Казахстане есть малые НПЗ, впечатление такое, что все в порядке, но я думаю, что с качеством получаемого продукта все не так гладко. Были примеры в Южном Казахстане, когда население, живущее вблизи мини-завода, начинало возмущаться из-за сильнейшей загрязненности территории. Это не совсем экологически чистое производство и на нем практически невозможно достигнуть европейских стандартов по бензину и дизельному топливу.

— Может быть, малые НПЗ могут продавать свою продукцию на крупные заводы, где ее будут дорабатывать до необходимого качества?

— Это невыгодно. Все стараются построить завод за небольшие деньги и от своей продукции иметь надежную ежегодную прибыль.

В некоторых случаях могут идти другим путем. Есть присадки, например тетраэтилсвинец, добавляя которые в топливо можно повысить октановое число бензина. Но эта присадка содержит свинец — очень агрессивный химический элемент.

— Если есть возможность получать местное, то на местном. Но, видите, сырье с Карачаганака и Тенгиза, например, содержит различные сернистые соединения, которые необходимо убирать. Когда по соглашению мы поставили первую партию тенгизской нефти — примерно 70 тыс. тонн — в Иран, через некоторое время с той стороны пришла просьба очищать ее от меркаптанов, потому что превышение меркаптанов в нефти оказалось в десятки раз больше, чем допускается в сырье для переработки. Тогда сразу же в России купили установку для демеркаптанизации и стали очищать.

Сырье Мангышлака содержит парафины, их тоже необходимо удалять. Парафины резко ухудшают качество топлив и той продукции, которая получается попутно. Кумкольские месторождения — там тоже есть сера и парафины.

У нас вот такая нефть. Всегда надо иметь определенный участок на заводе, который будет очищать от парафинов и сернистых соединений. А установки увеличивают стоимость продукта в несколько раз.

Заводы должны сознательно выбрать поставщиков сырья, зная особенности казахстанских нефтей из разных регионов, то, что они все имеют разный физико-химический состав. Нужно подбирать под свою технологию ту нефть, при переработке которой можно обойтись меньшими затратами.

— Олег Иванович, а вообще, на ваш взгляд, есть ли будущее у малой нефтепереработки в Казахстане?

— Я его не вижу. Думаю, нам нужен нефтеперерабатывающий четвертый завод — современный. Только модернизации действующих НПЗ недостаточно.

На Атырауском НПЗ японцы лет 10 назад проводили модернизацию. На это были потрачены существенные суммы, но бензина 4-го и 5-го поколения мы не получили, расчет был только на Евро-2. На завод пришли китайцы — опять модернизация. Теперь другая — оказывается, нам надо ароматику « выбирать». Но проблема в том, что вся ароматика пойдет в Китай, оттуда к нам придет новая продукция широкого ассортимента, задавит наш рынок. Нам незачем будет развивать нефтехимию.

Между тем, мы могли бы сами развивать нефтехимию. Может быть, все-таки начнут серьезно относиться к созданию интегрированного газохимического комплекса на Карабатане. На этой площадке можно поставить и нефтеперерабатывающий завод, и газохимический комплекс, это связанные между собой производства. Рядом кашаганская нефть — вот сырье для нефтепереработки. Если завод технологически настроить на эту нефть, можно вообще убирать все вредные вещества, которые мешают получению качественного продукта, и работать десятилетия — пока будет эксплуатироваться месторождение.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.

Http://kapital. kz/economic/62800/est-li-buducshee-u-maloj-neftepererabotki. html

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И БУХГАЛТЕРОВ – язык корпоративного общения «БУХГАЛТЕРСКАЯ НАУКА с профессором Монетным»

Комплект, соединяет в себе преимущества, как классического журнала, так и правовой информационно-справочной базы. В журнале «Бухгалтерская Наука» рассматриваются любые проблемы перехода на МСФО, оптимизации налогообложения, управления финансами, автоматизации бухгалтерского, управленческого учета и бизнес-процессов, а также публикуется много другой полезной информации для руководителя и бухгалтера. Журнал сопровождают регулярные тематические выпуски + интерактивный бизнес-портал «Бухгалтерская наука» БИЗНЕС-ПОРТАЛ – оперативный справочно-информационный сайт, на котором вы найдете все самое необходимое для вашей повседневной работы: Новости и мониторинг законодательства, нормативную базу, насчитывающую более 12000 документов – Законы, Указы, Кодексы, Приказы Министерства финансов, Инструкции, Методические рекомендации, Декларации и правила их заполнения, Типовые Договоры, Тематические подборки документов (все для фондовика и кадровика и т. д) Ответы на Ваши вопросы лучших специалистов, публикации работников Налоговых комитетов, Постановления, Разъяснения, а также справочник бухгалтера, таможенника, курсы валют и многое другое.

Удобный интерфейс, быстрый поиск, ежедневное пополнение, самая полная законодательная база!

БИЗНЕС-ПОРТАЛ – оперативный справочно-информационный сайт, на котором вы найдете все самое необходимое для вашей повседневной работы: Новости и мониторинг законодательства, нормативную базу, насчитывающую более 12000 документов – Законы, Указы, Кодексы, Приказы Министерства финансов, Инструкции, Методические рекомендации, Декларации и правила их заполнения, Типовые Договоры, Тематические подборки документов (все для фондовика и кадровика и т. д) Ответы на Ваши вопросы лучших специалистов, публикации работников Налоговых комитетов, Постановления, Разъяснения, а также справочник бухгалтера, таможенника, курсы валют и многое другое.

Удобный интерфейс, быстрый поиск, ежедневное пополнение, самая полная законодательная база!

Самый популярный журнал для всех специалистов в области продаж, маркетинга и торговли. Наиболее полное обозрение всех новостей, методик мотивации, новых технологий и достижений во всех областях рынка продаж Советы и консультации специалистов, ведущих агентств и компаний, мнения и оценка стратегий. Все самое интересное и необходимое в одном журнале для развития отдела маркетинга и рекламы в Вашей компании.

Журнал сопровождается сайтом поддержки, где Вы сможете найти много полезной информации о методах и инструментах успешной торговли, последние новости и тенденции на рынке. С Вами поделятся опытом специалисты различных областей бизнеса, от которых Вы сможете получить квалифицированную помощь по своим вопросам и многое другое!

Ежеквартальный ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ЭЛИТСТАНДАРТ» .

Полноцветное, глянцевое издание европейского качества и формата. Легкий и изысканный стиль изложения. Основные рубрики журнала: «Звездная пыль», «Уличная мода», «Аномальные явления», «Исторические курьезы»- статьи посвященные актуальным темам из жизни высшего общества, мира моды и богемы, «Живи красиво»- статьи об архитектуре и дизайне, современном элитном строительстве и не только, « Консультируйся с пользой»- как взять кредит и оформить ипотеку и другие консультации от профессионалов, «Твой успех», « На правах рекламы», «Авто-Life»- все, что связано с миром автомобилей Тираж 100 000 экз

На все Ваши вопросы ответят, квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета и налогообложения, специалисты по трудовому законодательству, аудиторы! + БИЗНЕС-ПОРТАЛ – оперативный справочно-информационный сайт, на котором вы найдете все самое необходимое для вашей повседневной работы: Новости и мониторинг законодательства, нормативную базу, насчитывающую более 12000 документов – Законы, Указы, Кодексы, Приказы Министерства финансов, Инструкции, Методические рекомендации, Декларации и правила их заполнения, Типовые Договоры, Тематические подборки документов (все для фондовика и кадровика и т. д) Ответы на Ваши вопросы лучших специалистов, публикации работников Налоговых комитетов, Постановления, Разъяснения, а также справочник бухгалтера, таможенника, курсы валют и многое другое.

Удобный интерфейс, быстрый поиск, ежедневное пополнение, самая полная законодательная база!

Http://kz. buh-nauka. com/index. php? action=content&id_category=177&id_razdel=1&itemid=17270

На VI Евразийском форуме KAZENERGY “Казахстан: 20 лет устойчивого роста, новые горизонты инвестиций и стабильного сотрудничества”, который состоялся в Астане, министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил о планах строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в республике.

Однако этого события не стоит ждать раньше 2019 года, а пока казахстанским автолюбителям придется полагаться на имеющиеся три завода и добрую волю соседей. Как сообщил Мынбаев участникам энергетического саммита, “после 2019-2020 годов, в соответствии с нашей отраслевой программой, предполагается строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода”. Всего в республике работают три НПЗ, которые, по словам министра, до 2015 года будут охвачены модернизацией. Подобный шаг позволит увеличить их общую мощность переработки нефти до 17,5 млн тонн и наладить выпуск бензина по стандарту Euro-5. После чего внутренний рынок будет полностью обеспечен топливом.

Разговоры о строительстве НПЗ не являются чем-то новым для Казахстана, а на фоне дефицита топлива они только усиливаются. Однако правительство продолжает мучительно размышлять над вопросом: быть или не быть нефтеперерабатывающему заводу в стране? Как отмечалось в середине года на одном из заседаний, экономической целесообразности в новом предприятии нет. При этом в правительстве ссылались на исследование, из которого следовало, что проще и эффективнее модернизировать существующие НПЗ.

Схожей позиции придерживается и директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. По его словам, стоимость модернизации гораздо ниже, нежели возведения дополнительного объекта нефтепереработки. Однако, обращает внимание эксперт, нынешняя глубина переработки на наших НПЗ и затяжной процесс их реконструкции порождают периодические перебои с поставками топлива.

В правительстве приводят и более точные цифры: современный завод обойдется в 6 млрд долларов, а реконструкция старых – в 2,5-3 млрд. Следует также учитывать растущую потребность развивающейся экономики. По статистическим сводкам, в стране растет армия “железных коней”, и эта динамика сохранится. Когда-нибудь встанет вопрос о строительстве четвертого НПЗ, в Миннефти и газа решили, что лучше поздно, чем никогда.

В целом за 2010 год казахстанскими НПЗ было переработано 13,7 млн тонн: 2893,8 тысячи тонн бензина, 4073,8 тысячи тонн дизельного топлива, 3771 тысяча тонн мазута и 489,6 тысячи тонн авиакеросина. Показатели хорошие, хотя можно было достигнуть лучшего. Для примера: установленная мощность Омского НПЗ (Россия) составляет 19,5 млн тонн в год, помимо своих потребностей в нефтепродуктах россияне могут смело позволить себе поставлять топливо не только в Казахстан. Что же касается собственных показателей, Атырауский НПЗ перерабатывает до 5 млн тонн в год нефти, Шымкентский – чуть более 5 млн тонн в год, а Павлодарский – 5,01 млн тонн сырой нефти в год.

Хотя конечная цифра должна составить более 15 млн тонн нефти, фактически же речь идет о скромных 13 млн тонн. Причина старая – технологическая изношенность, что не позволяет отечественным НПЗ выходить на свою проектную мощность. В связи с этим нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с хроническими реконструкциями, которые приводят к простою, а следовательно, генерируют перебои в поставках бензина.

Так, с целью достижения качества стандарта Еuro-3 с 1 января 2014 года на Шымкентском НПЗ будет происходить разработка технико-экономического обоснования проекта на базе установки каталитического крекинга. Ожидается, что в ходе перестройки глубина переработки нефти достигнет 90 процентов, увеличится выход светлых нефтепродуктов и повысится качество моторных топлив до стандарта Еuro-4, 5. Радужные перспективы ждут и Павлодарский НПЗ. В результате модернизации завод будет перерабатывать до 7,5 млн тонн в год, а глубина “переделки” нефти достигнет 90 процентов. Соответственно, качество бензина поднимется до стандарта Еuro-4, 5.

Любая модернизация требует времени, а топливо нужно было еще “вчера”. В этой связи альтернативой крупным производителям выступают мини-НПЗ. Известно, что их строительство, невзирая на различные препятствия крупных игроков, все же идет. Бытует мнение, что именно небольшие нефтеперегонные предприятия способны с достоинством занять свою нишу на внутреннем рынке, но в этой связи, чтобы конкурировать на рынке ГСМ, таких заводов должно быть больше.

Сейчас в республике работает 32 мини-НПЗ, однако большинство из них лишилось лицензии, поскольку их продукция имеет низкое качество. Тем не менее общий объем производства мини-заводов в Казахстане составляет около 28 тысяч тонн моторного и 365 тысяч тонн дизельного топлива в год. А это составляет менее одного процента и около 8 процентов, соответственно, от всего объема производства.

В начале этого года ТОО “Амангельдинский ГПЗ” завершило строительство нового мини-завода стоимостью 3 млрд тенге в Жамбылской области. Предприятие будет перерабатывать свыше 500 тонн сырья за сутки, получая в чистом виде 80-100 тонн бензина, 60 тонн керосина, 120 тонн дизельного топлива и 270 тонн мазута. При этом НПЗ будет работать на местном сырье с Амангельдинского газоконденсатного месторождения нефти или с месторождения Кумколь соседней Кызылординской области. Стоит отметить, что данный проект реализуется в рамках программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) Казахстана на 2010-2014 годы.

“Со следующего года в области начнется строительство еще трех подобных НПЗ в Байзакском, Шуйском и Меркенском районах”, – отметил на церемонии открытия завода аким области Канат Бозумбаев.

По его словам, под строительство двух НПЗ отведена территория. Объем готовой продукции мини-заводов составит от 500 тысяч тонн до миллиона тонн в год. Потребности страны в бензине они не закроют, но главное, что область будет обеспечена. Примечательно, что в Шуйском районе строительством займется российско-казахстанское предприятие, по сути, иностранный инвестор, выразивший желание поработать на казахстанском рынке.

По планам этого года казахстанские заводы переработают 13,1 млн тонн сырой нефти, что не намного меньше прошлогоднего показателя. А это не внушает доверия тем автолюбителям, которые столкнулись с дефицитом топлива для своих машин. В октябре в России было приобретено 13 тысяч тонн высокооктанового бензина, чтобы хоть как-то решить проблему, а всего у соседа на эти цели зарезервировали 50 тысяч тонн.

Кроме России, которая традиционно поставляет на казахстанский рынок порядка 40 процентов топлива, рассматривается вариант толлинга с нефтеперерабатывающими заводами Китая.

“До 2014 года, чтобы снизить зависимость от РФ, мы договариваемся о толлинге, в том числе и на китайских НПЗ, чтобы, поставляя определенный объем нефти, заведомо дефицитные позиции, как, скажем, высокооктановый бензин, завозить на внутренний рынок и иметь лучшую ценовую свободу”, – сказал в сентябре министр нефти и газа Мынбаев на “круглом столе”, посвященном влиянию глобальных рисков на экономику Казахстана, в Астане.

Как пояснил он, ведутся переговоры о “возможности поставки 1-1,5 млн тонн сырой нефти на китайский Душанзцинский завод с обратным завозом высокооктанового бензина”. Данная мера позволит “как-то влиять на потолок цен”. Учитывая небольшой объем поставки нефти, можно предположить, что речь идет о “стабилизирующих объемах”. Трудно ожидать, что они окажут влияние на общую картину.

Http://neftegaz. ru/analisis/view/7661-Dlya-Kazahstana-chetyre-NPZ-mnogo-i-dorogo-a-tri-nedostatochno

Нефтеперерабатывающий завод ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» запущен в 1985 году и является одним из трех крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории Казахстана с проектной мощностью 5,2 млн тонн/год.

Управление ПКОП осуществляется на паритетной основе Национальной компанией «КазМунайГаз» в лице АО «КазМунайГаз – ПМ» и Китайской Национальной Нефтяной Корпорацией CNPC. Перерабатываемое сырье – это, в основном, казахстанская нефть месторождений Кумколь и Кенкияк, а также западносибирская нефть.

В 1994 году предприятие было приватизировано. В 2000 году приобретено канадской компанией. 26 октября 2005 года ПКОП был приобретен компанией CNPC через дочернюю структуру. В 2007 году НК «КазМунайГаз» косвенно стал владельцем 50% акций ПКОП, что обеспечивает паритетное владение и управление заводом на сегодняшний день.

Проект реализуется в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. (ГПФИИР), утвержденной Указом Президента РК №958 от 19.03.2010 г.

В рамках реконструкции и модернизации завода планируется восстановление проектной мощности до 6 млн. тонн/год, улучшения качества моторных топлив до требований экологических классов К-4 и К-5.

Этап 1 направлен на обеспечение качества нефтепродуктов до экологических классов К-4, К-5 и включает в себя следующие установки: установка изомеризации, установка гидроочистки дизельного топлива и установка производства серы мощностью 4 тыс. тонн в год. Этап 2 направлен на увеличение производительности завода до 6 млн. тонн в год и глубины переработки нефти до 90%. Данный этап включает в себя следующие установки: установка каталитического крекинга RFCC, гидроочистка бензина каталитического крекинга Prime G+, демеркаптанизация ненасыщенных и насыщенных СУГ, установка производства серы (2 х 15 тыс. тонн в год), установка очистки водорода (КЦА 1, КЦА 2).

    30 января 2014 года подписан ЕРС – контракт на Этап 1 с компанией СРЕСС (дочерняя компания CNPC); Разработано ПСД по Этапу 2. Заключения РГП “Госэкспертиза” № 01-0359/14 от 02.07.2014 г. Стоимость проекта: $1,829 млрд. Для реализации проекта были привлечены заемные средства от Участников ПКОП (АО «КазМунайГаз-ПМ» и CNPC E&D Holding Cooperatief U. A.) на общую сумму $800 млн.

    Размещены заказы на 81 из 140 единиц оборудования длительного срока изготовления; Выполнена подготовка строительной площадки; Производится устройство фундаментов и укрупнительная сборка сегментного оборудования, размещение заказов на изготовление и поставку оборудования.

    Завершены строительно-монтажные работы, подписан акт рабочей комиссии; В марте-апреле 2015 года планируется оптимизация схемы обвязки реакторов, с последующим пробегом.

    Завершена разработка ПСД; 2 июля 2014 года получено положительное заключение Госэкспертизы на ПСД.

18 декабря 2015 г. На Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе заработала установка по производству серы мощностью 4 тысячи тонн в год.

Битумный завод построен в соответствии с Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. для покрытия потребностей в качественном дорожном битуме при строительстве дорог Республики Казахстан.

ТОО «СП «CASPI BITUM» (далее – CASPI BITUM) создан в 2009 году. Учредителями являются АО «Kazakhstan Petrochemical Industries» – 50% и ТОО «CITIC Kazakhstan» – 50%.

    12 декабря 2013 года подписан акт Государственной приемочной комиссии о вводе битумного завода в эксплуатацию; 20 декабря 2013 года проведена официальная церемония пуска битумного завода с участием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. в рамках телемоста «Карта индустриализации Казахстана»; В декабре 2013 года получена первая партия дорожного битума; В августе 2014 года мощность по переработке сырья достигла 100 % (суточная загрузка 3000 тонн).

22 октября 2015 г. СП «КаспиБитум» начало производить модифицированный битум, в 2016 году планируется выход производства на проектную мощность 150 млн. тонн модифицированного битума в год.

Для реализации проекта были привлечены заемные средства на общую сумму $290 млн. за счет:

    привлечения заемных средств в финансовых китайских институтах; пропорциональных вкладов в уставный капиталТОО «СП «CASPI BITUM» Участников Товарищества.

    БИТУМов нефтяных дорожных марок БНД 70/100, БНД 100/130 – 400 000 тенге; полимерно-битумных вяжущих марок ПБВ 60, ПБВ 90 – 120 000 тенге.

Http://energybase. ru/processing-plant/shymkent-refinery

На территории Казахстана зарегистрированы и имеют паспорта производства 34 мини-НПЗ.

Согласно паспортам производства, мини-НПЗ имеют техническую возможность переработать 6,5 млн тонн нефти в год, однако в 2015 году фактически переработано 458,5 тыс. тонн, что составляет 3% от общего объема переработки нефти в стране, сообщили в Минэнерго РК.

Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов.

Между тем Министерство энергетики РК сообщает, что принимаются все необходимые меры для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти. В частности, Минэнерго ведется работа по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы как мини-НПЗ, так и для крупных, а также внесения изменений в Закон РК для исключения существующих барьеров. Кроме того, проводятся меры по улучшению экономики при поставке нефти на внутренний рынок.

В настоящее время при плане поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы РК 14,5 млн тонн в год средняя нагрузка на недропользователей по поставкам нефти на НПЗ (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40%-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 1990-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

В целях улучшения экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок Министерством энергетики РК совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведется политика полной либерализации рынка нефтепродуктов и газа.

Следует отметить, что до момента принятия решений, касающихся широкого круга потребителей, Министерством энергетики РК проводится разъяснительная кампания с участием всех ведущих СМИ.

При этом вышепринятые меры недостаточны для нивелирования экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортными направлениями. В связи с чем Министерство энергетики предлагает такие меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года, как экономическое стимулирование нефтепереработки в РК путем снижения и унификации ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут); снижения уровня НДПИ при поставке нефти на внутренний рынок; выравнивания ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо; отмены государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ); отмены механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений; принятие решения с инвесторами по вопросу увеличения долей поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам; обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи и реформа законодательства о недропользовании, налогового законодательства для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

Министерством энергетики РК предпринимается масштабная работа совместно со всеми государственными органами, а также ведется прямой диалог с недропользователями, ассоциацией «Kazenergy» по реализации вышеуказанных мероприятий.

Http://24.kz/ru/news/economyc/item/168207-mini-npz-ne-udovletvoryayut-potreb

Поделиться ссылкой: