мини нпз в моздоке – cccp-online.ru

мини нпз в моздоке

Нефть товарная, ст.Моздок, цены по заявке на приобретение

Установки от экстрасенса 700х170

Оптовые цены уточняйте

Нефть товарная, ст. Моздок, цены по заявке на приобретение

Нефть товарная, полностью подготовлена для переработки на НПЗ. В данный момент перерабатывается на мощностях Сургутского НПЗ, Салаватского НПЗ, а так же Уфимской группы НПЗ. Выход светлых фракций составляет – 75%. Объемы поставок можно увеличить до 1000 тонн в месяц. Добыча и подготовка нефти производится на Мощностях Нижневартовского НГДУ. Готовы к долгосрочному сотрудничеству.

Метановые и нафтеновые нефти считаются легкими. Нефти содержащие ароматические углеводороды, — тяжелыми. При содержании 62% и более твердых углеводородов нефти называются парафиновыми.

Происхождение и распространение. Залегает обычно в сводовых частях куполообразных складок, куда нефть вытесняется более тяжелыми нефтяными водами. Пропитывает пористые и трещиноватые осадочные горные породы (песчаники, некоторые известняки), называемые коллекторами нефти. Выше коллекторных пластов залегают пласты непроницаемых пород (глинстых), препятствующих дальнейшему подъему нефти и способствующих ее накоплению в коллекторах.

Нефть — органогенная горная порода. Исходным материалом для образования нефтей является гнилостный ил, или сапропель, накапливающийся на дне застойных водоемов: озер, морских заливов, лагун, иногда также в прибрежных участках дна открытых морских бассейнов в результате гибели различных низших растений и животных, преимущественно планктонных микроорганизмов, населяющих воды морей и океанов.

Опускание осадочных пород, вмещающих органические остатки, на большие глубины, воздействие господствующих на этих глубинах высоких температур и давлений и каталитическая роль самих вмещающих пород, ускоряющая реакции распада и химической переработки органических веществ, — таковы основныеусловия развития процесса формирования нефти, носящего название термокатализ. При окислении на поверхности нефть переходит в киры и асфальты.

Россия и страны бывшего СССР очень богаты нефтью. 80% добычи в настоящее время приходится на Западно-Сибирский нефтегазовый район (Тюменская, Томская и Иркутская обл.), а также на Урало-Волжский бассейн (Татарстан и Башкирия, Самарская и Волгоградская обл.); за ними следует Сев. Кавказ (Грозный) и остров Сахалин.

На нефть и природный газ перспективно около 50% территории России (примерно 10,5 млн. км 2 ). Западная Сибирь, где с каждым годом открываются крупные месторождения нефти и газа в среднем течении р. Оби и вдоль восточного склона Урала, обещает стать крупнейшим нефтегазоносным районом мира.

Диагностические признаки. Поисковыми признаками на нефть могут служить выходы закированных пород , асфальтов и прочих твердых битумов, а такжемаслянистые нефтяные пятна на водной поверхности озер, болот, у берегов рек и т.д., источники соленых нефтяных вод и природного газа. Последние легко обнаружить тогда, когда они расположены под водой и газы в виде пузырьков поднимаются сквозь слой воды на поверхность. Ассоциация с природным газом и солеными напорными (находящимися под давлением) водами чрезвычайно характерна для залежей нефти.

Практическое значение. Нефть — важнейшее энергетическое топливо современной индустрии и основной вид сырья многих отраслей химической промышленности, производящих полимерные и синтетические материалы.

Из нефти получают различные виды моторного и энергетического топлива (бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо). Смазочные масла (около 100 видов), парафин, глицерин, этиловый спирт и другие растворители, сырье для изготовления различных синтетических материалов (волокон, пленок, пластмасс, каучука), многочисленные фармацевтические препараты, взрывчатые вещества, различные химические продукты и т.д. Всего из нефти сейчас получают изделия более 700 наименований.

Анализ нефтеперерабатывающей промышленности России

Нефтяная промышленность – отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

Развитие нефтеперерабатывающей промышленности было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце 19 и начале 20 в., а затем бензин – в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. Дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отраслей, структуры вырабатываемой продукции.

Цель работы – исследовать состояние и перспективы нефтеперерабатывающей промышленности России, а также рассмотреть те виды продукции, которые выпускает данная отрасль

Актуальность темы на современном этапе развития общества определяется тем, что российский нефтеперерабатывающий сектор является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. По объему первичной переработки нефти Россия занимает четвертое месте в мире, а по объему мощностей – второе после США. В данной отрасли долгое время наблюдалось недоинвестирование, вследствие чего основные фонды быстро устаревали, а российские предприятия значительно отставали технологически от западных конкурентов. За последние несколько лет ситуация в нефтепереработке улучшилась. Значительные объемы инвестиций в модернизацию производств со стороны крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний привели к росту переработки нефти и увеличению глубины ее переработки.

Объект исследования – нефтеперерабатывающая промышленность. Предмет исследования – деятельность данной отрасли.

Задачи работы: исследовать структуру нефтеперерабатывающей промышленности; рассмотреть процесс переработки нефти и производства нефтепродуктов; проанализировать состояние отрасли в России; определить тенденции и перспективы развития нефтепереработки.

Общая характеристика отрасли

Топливная промышленность России – это совокупность отраслей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топлива; включает нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную и сланцевую промышленность. Нефтяная промышленность России – отрасль тяжёлой индустрии, занимающаяся разведкой нефтяных и газовых месторождений, добычей нефти и нефтяного газа, переработкой, транспортировкой и продажей нефти и газа. Газовая промышленность России – это отрасль топливной промышленности, включающая в себя разведку и эксплуатацию месторождений природного газа, переработку газа и использование газа в различных отраслях промышленности. Цель переработки нефти, нефтепереработки – это производство нефтепродуктов, в том числе, различных видов топлив, таких как – автомобильное топливо и авиационное топливо, а так же сырья для последующей химической переработки: бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла. Переработку нефти в нефтеперерабатывающей промышленности России производят нефтеперерабатывающие заводы России НПЗ России и нефтеперерабатывающие предприятия России. Основной функцией нефтеперерабатывающих заводов НПЗ России является переработка нефти и производство бензина, керосина, мазута, дизельного топлива, смазочных масел. смазки, битумы, нефтяной кокс сырьё для нефтехимии. Производственный цикл нефтеперерабатывающих заводов НПЗ России обычно состоит из подготовки сырья, первичной перегонки нефти и вторичной переработки нефтяных фракций. Цены на нефтепродукты на различных НПЗ России отличаются друг от друга.

На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания – около 20 тыс. человек.

НПЗ представляет собой совокупность основных нефтетехнологических процессов (установок, цехов, блоков), а также вспомогательных и обслуживающих служб, обеспечивающих нормальное функционирование промышленного предприятия (товарно-сырьевые, ремонтно-механические цеха, цеха КИПиА, паро-, водо- и электроснабжения, цеховые и заводские лаборатории, транспортные, пожаро- и газоспасательные подразделения, медпункты, столовые, диспетчерская, дирекция, отделы кадров, финансов, снабжения, бухгалтерия и т.д.). Целевое назначение НПЗ — производство в требуемых объеме и ассортименте высококачвенных нефтепродуктов и сырья для нефтехимии (в последние годы — и товаров народного потребления).

Отличительной особенностью НПЗ является получение разнообразной продукции из одного исходного нефтяного сырья. Ассортимент нефтепродуктов НПЗ исчисляется обычно сотнями наименований. Характерно, что в большенстве технологических процессов производят преимущественно только компоненты или полупродукты. Конечные товарные нефтепродукты получают, как правило, путем компаундирования нескольких компонентов, производимых на данном НПЗ, а также добавок и присадок. Это обусловливает необходимость иметь в составе НПЗ разнообразный набор технологических процессов с исключительно сложной взаимосвязью по сырьевым, продуктовым и энергетическим потокам.

По ассортименту выпускаемых нефтепродуктов НПЗ делятся на группы:

1) НПЗ топливного профиля;

2) НПЗ топливно-масляного профиля;

3) НПЗ топливно-нефтехимического профиля (нефтехимкомбинаты);

4) НПЗ (нефтехимкомбинаты) топливно-масляно-нефтехимического профиля. [16]

Сейчас в России действуют 26 крупных НПЗ, 18 из которых принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям, и 43 мини-НПЗ. Кроме того, у “Газпрома” есть четыре предприятия по переработке газового конденсата. Возраст большинства крупных заводов превышает 50 лет. Суммарная проектная мощность всех действующих российских НПЗ, по оценке UBS, составляет 271 млн т нефти в год. По данным Росстата, в 2007 году на них было переработано 207 млн т нефти, то есть загрузка мощностей составила примерно 77%. Для постсоветского времени это рекорд. И этот показатель продолжает расти. Так, по данным ЦДУ ТЭК, в январе–июле 2008 года в России было переработано почти 125 млн т нефти, что на 5,8% больше, чем за тот же период прошлого года.

Нефтеперерабатывающая отрасль России состоит из трех сегментов:

1. Крупные НПЗ — 27 нефтеперерабатывающих заводов проектной мощностью более 1 млн т в год. Их суммарная мощность первичной переработки нефти составляет около 262 млн т в год.

2. Предприятия «Газпрома» суммарной мощностью примерно 8,2 млн т в год. Заводы по переработке газа и газового конденсата (ГПЗ) «Газпрома» обычно выделяются в самостоятельную группу, поскольку они помимо нефти перерабатывают газовый конденсат — сырье более высокого качества.

3. Мини-НПЗ — около 50 малых установок суммарной мощностью первичной переработки 5 млн т в год.

В нефтеперерабатывающем секторе России практически нет иностранных игроков, что резко отличается от практики как развитых, так и развивающихся нефтедобывающих стран, где в нефтепереработке присутствуют западные компании, привносящие в этот сектор современные технологию, стандарты качества и управленческий опыт, а также облегчающие доступ к ключевым рынкам сбыта.

Все нефтеперерабатывающие заводы России НПЗ осуществляют переработку нефти в готовый продукт. Продукцией нефтеперерабатывающего завода России является:

Авиационное и ракетное топливо;

Мазут и битумы и т.д.

НПЗ характеризуются по следующим показателям:

Вариант переработки нефти: топливный, топливно-масляный и топливно-нефтехимический.

Объем переработки (в млн. тонн.)

Глубина переработки (выход нефтепродуктов в расчете на нефть, в % по массе за минусом топочного мазута и газа)

Рост объемов переработки отнюдь не означает существенного увеличения объемов производства светлых нефтепродуктов. Больше трети всех производимых в России нефтепродуктов составляет мазут; на бензин, в том числе и низкооктановый, приходится всего 20%. В США с их самыми современными НПЗ примерно половину из всех производимых ГСМ составляет бензин, доля мазута всего 6%. [10]

Наряду с проблемой резкого повышения глубины переработки нефти остро стоит вопрос о качестве продукции. Доля товарных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью все еще крайне мала. НПЗ продолжают выпускать относительно дешевые нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин, вакуумный газойль, дизельное топливо низкого по сравнению с европейскими стандартами качества. Из-за этого российские нефтепродукты продаются на европейском рынке с трудом и в основном как сырье для дальнейшей переработки. Поэтому наши компании в основном ориентируются на вывоз сырой нефти, тем самым усиливая общую сырьевую направленность экспорта.

Одним из факторов, сдерживающих выпуск высококачественных моторных топлив, является состояние автопарка. Наличие в нем легковых и грузовых автомобилей устаревших моделей, потребляющих низкосортное топливо (бензин марки А-76), вызывает необходимость его производства. Российские министерства принимают меры по улучшению ситуации. Так, введен в действие новый технологический регламент по двигателям внутреннего сгорания, который будет способствовать ограничению спроса на низкосортное горючее и наращиванию производства высококачественных моторных топлив.

К 2012 году также при поддержке государства намечается построить самый крупный в стране нефтеперерабатывающий завод в конечной точке строящегося нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Его мощность составит 20 млн. т нефти в год, капитальные вложения оцениваются в 150–200 млрд. руб., глубина переработки нефти составит 93%, что соответствует достигнутому уровню на НПЗ США. Предполагается выпуск бензина и дизельного топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5». При этом 95% продукции будет направляться на экспорт и 5% – на нужды Приморского края. Пока экспорт нефтепродуктов сдерживается тем, что большинство НПЗ расположены в глубине страны и транспортировка одной тонны их продукции до экспортных терминалов обходится в 20–80 долл. В перспективе государственно-частное партнерство должно найти широкое распространение и при модернизации действующих НПЗ. Это будет способствовать экспорту высококачественных нефтепродуктов при одновременном сокращении крайне невыгодного для страны экспорта сырой нефти.

В 2008 г. первичная переработка нефти в России составила 236,3 млн тонн (48,4% от добычи), что на 3,4% больше уровня 2007 г. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини–НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.

Суммарные производственные мощности переработки жидких УВ в России составляют по сырью 272,3 млн т/год. С середины 1980 х до начала 1990-х гг. мощности российских НПЗ находились на уровне 351,5 млн тонн (7,3 млн барр/день) и Россия занимала второе место в мире по этому показателю. После кризиса 1990-х гг., а также в результате модернизации производств и увеличения доли вторичных процессов в отрасли произошло сокращение мощностей по первичной переработке нефти: в 2008 г. оно составило более 6,2 млн тонн. Одновременно мощности по первичной переработке мини-НПЗ возросли почти на 900 тыс. тонн; мини-НПЗ.

В 2008 г. 77,4% (182,8 млн тонн) всей переработки нефти осуществлялось НПЗ, входящими в состав вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, еще 22,5% (89,6 млн т) – независимыми переработчиками, на мини-НПЗ малых нефтяных компаний переработано менее 1%.

В 2008 г. загрузка производственных мощностей по первичной переработке жидких УВ в среднем по стране составила 86,8%, в том числе на заводах ВИНК – 89,6, на заводах независимых переработчиков – 78,7%, на мини-НПЗ – 72,1. Глубина переработки по отрасли в 2008 г. составила 71,5%, снизившись по сравнению с 2007 г. на 0,4 п.п.; в целом за последние десять лет глубина переработки увеличилась более чем на 5 п.п. (рис. 1).

Табл. 1. Динамика первичной переработки нефти в России и выпуск основных видов нефтепродуктов, млн тонн

В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива. В 2008 г. доля дизельного топлива составила около 37,8% (69 млн тонн), мазута топочного – 35% (63,9 млн тонн), автомобильного бензина – 19,6% (35,7 млн тонн), прочих нефтепродуктов (бензин авиационный, авиакеросин, масла смазочные и др.) – 13,8% (7,5 млн тонн).

Низкое качество выпускаемого автомобильного бензина не позволяет выйти на международные рынки конечных продаж, и он поставляется на внутренний рынок, в то время как около половины дизельного топлива и свыше 70% мазута экспортируются, используются как сырье на НПЗ в странах-импортерах.

Российские НПЗ отстают по технологическому уровню от заводов Европы, США, стран АТР. Коэффициент Нельсона – обобщающий показатель, характеризующий сложность переработки, составляет для российских заводов в среднем 4,25, в Европе – 6,5, Америке – 9,5, Азии – 4,9. Россия получила при распаде СССР довольно старые мощности. Из 48 НПЗ общей мощностью более 500 млн т в год, действовавших в стране, за пределами России – в Литве, на Украине, в Казахстане, в Узбекистане – оказались самые новые, в общей сложности 20 заводов мощностью почти 180 млн т. Оставшиеся заводы находились в стадии модернизации, которая на период распада была заторможена.

Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности характеризуются общим увеличением количества предприятий за 10 лет в 14,3 раза, ростом индекса физического объема продукции. Однако, несмотря на рост рентабельности, происходит повышение затрат на единицу производимой продукции. [3, с. 180-181].

Объем продукции, млн. руб. (до 1998г.-млрд. руб.)

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала,тыс.чел.

В том числе рабочие

Сальдированный финансовый результат,млн. руб

Уровень рентабельности продукции, %

Снижение (-), повышение затрат на 1 руб. продукции, % к предыдущему году

Таблица 2.Основные показатели нефтеперерабатывающей промышленности РФ [7, c.356].

В процессе развития отрасли нефтеперерабатывающая промыш-ленность приблизилась к основным районам потребления нефтепродуктов. Поэтому заводы размещены на пути транспортировки нефти, в центрах, получающих нефтепродукты по магистральным нефтепроводам.

Краткая характеристика исторического развития нефтеперерабатывающей отрасли

Первые сведения о нефти появились почти пятнадцать веков назад, но до середины 19-го века промышленного значения использование нефти не имело.

Переработка нефти с целью ее очистки для уменьшения неприятного запаха при использовании в лечебных целях была известна еще в начале нашей эры. Описания различных способов перегонки нефти приведены в средневековых иностранных и русских лечебниках. Впервые нефтепереработка в промышленном масштабе была осуществлена в России на заводе, построенном на р. Ухте (1745). В 18-19 вв. в России и др. странах действовали отдельные примитивные НПЗ, на которых получали преимущественно осветительный керосин и смазочные масла. Большой вклад в развитие нефтепереработки внесли русские ученые и инженеры. Д. И. Менделеев, детально изучив технологические и экономические проблемы нефтепереработки, предложил строить нефтеперегонные заводы в местах концентрированного потребления нефтепродуктов. А. А. Летний создал основы крекинга и пиролиза нефти; под его руководством запроектирован и построен ряд НПЗ. К. В. Харичков предложил способ переработки высокопара-финистых мазутов для последующего использования их в качестве котельного топлива; Л. Г. Гурвич разработал основы очистки нефтепродуктов. В. Г. Шухов изобрел форсунку для сжигания жидкого топлива, что позволило применять не находивший квалифицированных источников потребления мазут как топливо для паровых котлов; кроме того, совместно с С. П. Гавриловым он запатентовал трубчатую нефтеперегонную установку непрерывного действия, технологические принципы которой используются в работе современных установок первичной переработки нефти.

В России в 1823 г. в Моздоке по проекту братьев Дубининых и в 1837 г. в селе Балаханы (Азербайджан) по проекту П. Воскобойникова были построены небольшие нефтеперегонные заводы, на которых в железных кубах осуществлялась перегонка нефти с целью получения осветительного керосина. В 60-х годах 19-го века в районах Грозного и Баку были построены первые нефтеперегонные кубы для промышленного производства керосина. В конце 70-х годов в Баку уже эксплуатировалось более 200 заводов, принадлежащих отдельным лицам и фирмам. В 19-м в. в России нефть была открыта только в районе Баку на Апшеронском полуострове и на Кавказе, и именно развитие этих двух районов положило начало российской нефтяной промышленности.

После Гражданской войны 1918—20 Советское государство выделяло значительные средства на восстановление и развитие предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (в 1923/24 на эту отрасль приходилось 37,2% всех затрат на капитальное строительство). В результате за период с 1921 по 1925 производство бензина возросло в 3,8 раза, а суммарное количество получаемых светлых фракций нефти в 2,3 раза. Основы современной нефтеперерабатывающей промышленности в СССР были заложены в годы первых пятилеток (1929—40). Большое народнохозяйственно значение имело открытие месторождений нефти и газа в Волго-Уральской нефтегазоносной области. За 1933—37 введены в эксплуатацию нефтеперерабатывающие заводы в городах Ишимбае и Уфе. С целью приближения нефтеперерабатывающих предприятий к центрам потребления нефтепродуктов были построены также заводы нефтеперерабатывающей промышленности в Саратове, Краснодаре, Орске, Хабаровске, Одессе, Херсоне.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 нефтеперерабатывающая промышленность СССР обеспечивала фронт и тыл горючими и смазочными материалами.

В послевоенный период нефтеперерабатывающая промышленность развивалась быстрыми темпами, непрерывно повышался технический уровень и объём производства. Уже в 1946—51 довоенные показатели были превзойдены. Систематически наращивались мощности по первичной переработке нефти. За пятилетие 1966—1970 эти мощности увеличились в 1,4 раза. В 1970 промышленность переработала нефти в 1,44 раза больше, чем в 1965; производство малосернистого дизельного топлива возросло за те же годы в 2,4 раза. Вступили в строй действующих предприятий многие нефтеперерабатывающие заводы и комбинаты. Нефтеперерабатывающая промышленность решает задачу по более широкому внедрению высокопроизводительных технологических установок и агрегатов, по организации узкоспециализированных многотоннажных производств, рациональному комбинированию и совмещению нескольких процессов в одном технологическом блоке, совершенствованию каталитических систем, использованию автоматизированных систем управления предприятиями и отраслью в целом. Предприятия переходят на высокопроизводительные комбинированные установки. Если до 1966 в СССР их единичная мощность достигала 1—2 млн. т в год, то к 1971 введено несколько установок мощностью 2—3 и 6 млн. т в год. Увеличение объёма переработки нефти сопровождается существенным повышением качества нефтепродуктов: преимущественным становится выпуск малосернистого дизельного топлива, высокооктанового бензина, масел с эффективными присадками. [12]

Нефтеперерабатывающая промышленность неразрывно связана с нефтехимической промышленностью. По объёму переработки нефти, а также по производству синтетического каучука СССР занимает 2-е место в мире после США. Совершенствование нефтепереработки и опережающее развитие мощностей вторичных процессов осуществляются на базе новых и модернизированных технологических процессов. Научно-технические задачи нефтепереработки и нефтехимии решают в СССР 48 научно-исследовательских институтов и их филиалов, 25 проектно-конструкторских организаций и их филиалов, 18 опытных заводов.

Нефтеперерабатывающая промышленность других социалистических стран — членов СЭВ быстро развивалась, чему способствала всё возрастающая техническая помощь со стороны СССР. При содействии СССР в странах — членах СЭВ сооружено более 34 нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий: Бургасский нефтеперерабатывающий завод в Болгарии, Дунайский завод в Венгрии, завод в Плоцке (Польша) и др.

За 1990-е годы российская нефтепереработка сильно сдала свои позиции. Достигнув исторического максимума в 325,3 млн т в 1980 г., объемы нефтепереработки стали снижаться с начала прошлого десятилетия (см. рисунок), хотя и не так резко, как объемы нефтедобычи. На фоне экономического спада, переживавшегося страной, падение происходило в основном из-за сокращения почти вдвое внутреннего спроса на нефтепродукты (рис 1).

В 1995—1997 гг. темпы снижения немного замедлились частично из-за стабилизации внутреннего потребления нефтепродуктов, а частично благодаря государственной политике поощрения экспорта нефтепродуктов. В 1998 г. в результате экономического кризиса объем переработки снова резко упал до исторического минимума в 164 млн т.

В 1999 г. правительство ввело правила, по которым нефтедобывающим компаниям предоставлялся доступ к экспортным трубопроводам «Транснефти» только после выполнения введенных для них квот по поставке нефти на отечественные НПЗ. В результате объемы переработки снова стали

расти. Параллельно начала увеличиваться и загрузка НПЗ — с 63% в 1999г. до 78% в 2005 г.

В 2006—2007 гг. не только возрастали объемы производства — повысилась и глубина переработки нефти на большинстве крупнейших российских НПЗ (с 69,6% в 2002 г. в среднем по стране до 71,9% в 2006 г.) 3. Дело в том, что нефтепереработка стала более выгодна для нефтяных компаний, чем экспорт сырой нефти. Так, аналитики отмечают, что нефтепродукты и раньше приносили ЛУКОЙЛу больше доходов, чем сырая нефть: в 2005 г. нефтяная выручка достигала 30% в общих оборотах ЛУКОЙЛа (остальное — нефтепродукты и нефтехимия), в 2006 г. ее доля снизилась до 26%, а к октябрю 2007 г. — до 24,8% общих продаж. В физическом выражении продажа нефти компанией даже уменьшилась на 1,3%, а поставки нефтепродуктов, особенно на экспорт, заметно возросли (оптовые поставки увеличились на 11,5%, а розничные — на 8,2%) . [13]

Характеристика современного размещения нефтеперерабатывающей отрасли на территории Российской Федерации.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива (см. рис. 2). В настоящее время переработка приблизилась к районам потребления. Она ведется вдоль трасс нефтепроводов, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). НПЗ ориентированы на потребителя. НПЗ есть во всех экономических районах РФ, кроме Ц-ЧЭР. ЦЭР – Москва, Рязань, Ярославль; СЭР – Ухта ( республика Коми); С-ЗЭР – Кириши (Ленинградская обл.); ПЭР – Самара (м.д.), Новокуйбышевск (м.д.), Сызрань, Саратов, Волгоград, Нижнекамск ( Татария); В-ВЭР – Кстово (Нижегородская обл.), Нижний Новгород; С-КЭР – Грозный (м.д.), Туапсе, Краснодар; УЭР – Уфа (м.д.), Ишимбай (м.д.), Салават (м.д.), Пермь (м.д.), Краснокамск (м.д.), Орск ; З-СЭР – Омск; В-СЭР – Ачинск (н.ц.), Ангарск; ДВЭР – Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. (приложение1)

При выборе площадок для размещения НПЗ руководствовались прежде всего принципом близости к районам потребления нефтепродуктов. НПЗ в Рязанской, Ярославской и Горьковской (ныне Нижегородской) обл. были ориентированы на Центральный экономический район; в Ленинградской обл. — на Ленинградский промузел; в Краснодарском крае — на густозаселенный Северо-Кавказский район, в Омской обл. и Ангарске — на потребности Сибири. Однако шло и наращивание производства нефтепродуктов в местах добычи нефти. До конца 60-х годов главным нефтедобывающим районом страны было Урало-Поволжье, и новые НПЗ были построены в Башкирии, Куйбышевской (ныне — Самарской) и Пермской обл. Эти НПЗ покрывали дефицит нефтепродуктов в Сибири и других районах России, а также в союзных республиках бывшего СССР.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

В настоящее время основу нефтеперерабатывающей отрасли в России составляет 26 НПЗ (табл. 1) суммарной мощностью по первичной переработке — 263,5 млн т (из них 196,2 млн т мощностей принадлежит нефтяным компаниям). Кроме того ОАО «Газпром» располагает 6,8 млн т нефтеперерабатывающих мощностей. На долю мини-НПЗ (малотоннажных установок) приходится еще 5,0 млн т.

Таким образом, суммарные мощности по переработке нефтяного сырья в России составляют 275,3 млн т.

Наиболее крупные мощности размещены в Приволжском (43%), Центральном и Сибирском федеральных округах. На три этих округа приходится более 70% общероссийских нефтеперерабатывающих мощностей. Среди субъектов Российской Федерации по мощностям первичной переработки нефти лидирует Башкирия. (табл.3 )

Где находится “ОРИОН-2000”:

Компания представлена как производитель в справочнике ” Производство энергоносителей Моздока ” в разделах:

Похожие организации из раздела “Производство энергоносителей Северной Осетии”

  • ОАО “ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ РОСНЕФТЬ ПО .
    Реальное предложение поставок сырой нефти. Современные добывающие мощности позволяют ОАО “ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ РОСНЕФТЬ ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ” постоянно повышать объемы добычи нефти. Современная добывающая компания. Качество по доступным ценам.
  • ООО “ТАЛАНТ”
    Мы предлагаем оптимальные решения при крупных оптовых поставках продукции. Сервисные услуги и гарантия качества поставок топлива. Удачный выбор производителя дизтоплива в Моздоке. Компания ООО “ТАЛАНТ” поставляет широкий ассортимент нефтепродуктов.

Пока нет отзывов от посетителей.

Подробная информация о энергоносителях, которая поможет Вам определится с покупкой.

Администрация портала не отвечает за правильность, точность, достоверность и правомочность любой информации, размещенной в качестве отзывов о деятельности организации. Соблюдение авторских прав возложено на лиц, размещающих материалы на портале. Мнение администрации портала может не совпадать с мнениями, высказанными в любых публикациях на портале.

Администрация портала не отвечает за правильность, точность, достоверность и правомочность любой информации, размещенной фирмами-участниками проекта.

В случае обнаружения отзыва не соответствующего пониманию организации о своей деятельности советуем:
1. Написать свой отзыв, где представить ответ или свою точку зрения.
2. Создать собственную информационно-рекламную площадку на сайте Pulset, где в режиме реального времени представлять правдивую информацию о деятельности организации.

Разработчики и администрация портала не занимаются вопросами снабжения, продажи, организации поставок энергоносителей и т.п.

В Махачкале запустят нефтеперерабатывающий завод мощностью 1 млн т в год

До конца августа текущего года на территории перевалочной нефтебазы ОАО «Дагнефтепродукт» в Махачкале будет запущен нефтеперерабатывающий завод мощностью переработки до 1 миллиона тонн в год. Инвестор компания ООО «Дагнотех» вложила в проект около 6,5 миллиардов рублей собственных и заёмных средств

По словам первого заместителя генерального директора ООО «Дагнотех» Енгибара Мамедова, реализация проекта ведется за счет средств частных инвесторов и заемных средств. Он рассчитан на два этапа: строительство установок первичной переработки нефти с атмосферно-вакуумным блоком и глубокой переработки прямогонных бензинов. В частности речь идет о переработке нефти крупнейших российских нефтяных компаний – “Роснефти”, “Газпромнефти”, “ЛУКОЙЛа”, “Татнефти” и “Башнефти”. В настоящее время руководство компании ведёт переговоры с потенциальными поставщиками сырья. В качестве альтернативных источников сырья будет рассматриваться сотрудничество с нефтяными компаниями Казахстана и Туркменистана, сообщается на сайте правительства республики.

После сдачи завода в эксплуатацию республика получит до 500 рабочих мест, а её бюджет – до 500 миллионов рублей налоговых отчислений в год в бюджеты разных уровней.

Запуск завода должен был состояться ещё в прошлом году, но у Ростехнадзора возникли претензии к безопасности его функционирования. Инвесторам даже был выписан штраф за попытку несанкционированного запуска предприятия.

Реализует проект известный в республике предприниматель Магомед-Султан Магомедов, бывший спикер дагестанского парламента и нынешний владелец ФК «Анжи».

Стоит добавить, что неофициально в Дагестане сегодня числятся несколько десятков мелких нефтеперерабатывающих заводов, занимающихся “дикой” переработкой нефти. Только в одном Кизлярском районе, по данным Генпрокуратуры, действуют пять нелегальных перегонных заводиков, выпускающих низкокачественные нефтепродукты из ворованного сырья. «Транснефть» даже вынуждена содержать целое боевое подразделение, выявляющее незаконные врезки и охраняющее «трубу».

Как сообщили в правительстве Дагестана, потребность республики в нефтепродуктах в первую очередь обеспечивается за счет ввоза извне. В среднем ежегодно ввоз нефтепродуктов в республику только железнодорожным транспортом составляет 770-850 тыс. т.

Объем рынка нефтепродуктов в Дагестане, по данным республиканского правительства, по разным подсчетам колеблется от 900 тысяч до 1 млн т нефтепродуктов в год (рынок СКФО – более чем в 3,5 миллиона тонн). При этом автопарк Дагестана, основной потребитель топлива, ежегодно увеличивается на 10-12%.

Аналитики предполагают, что объем рынка СКФО будет расти параллельно с ростом общероссийского рынка нефтепродуктов. В перспективе прогнозируется заметный рост объемов потребления нефтепродуктов по всем краям, областям и республикам СКФО и всего юга России.

Таким образом, актуальность строительства новых перерабатывающих мощностей в республике очевидная. По утверждению заместителя председателя правительства Дагестана Шамиля Исаева, собственный НПЗ позволит республике получать топливо стандарта «Евро-4» и «Евро-5», цена которого будет намного ниже, чем того, что завозится в республику из других регионов. К тому же он будет обеспечивать не только Дагестан, но и другие северокавказские регионы.

Примечательно, что в 2011 году на Сочинском инвестиционном форуме был представлен получивший у правительства РД статус приоритетного её проект компании ООО «Дагестанские новые технологии» строительства мини-НПЗ мощностью переработки 1 млн тонн нефти и парком хранения нефтепродуктов на 100 тысяч тонн. Завод предполагалось разместится на территории нефтебазы ОАО «Дагнефтепродукт», где имеется земельный участок площадью 3 гектара, и планировалось построить всего за полтора года. Однако реальностью этот проект так и не стал.

Дагестанские власти пытались заинтересовать проектом сначала НК «ЛУКОЙЛ», затем вьетнамскую PetroVietnam (предлагался более мощный НПЗ – на 6 миллионов тонн), а потом и японскую энергетическую компанию Kyushu Electric Power, но те не проявили к идее должного внимания.

«Такие проекты в условиях высокой конкуренции на топливном рынке ослабевают и редко находят спрос. Если же выход на АЗС дагестанскому заводу всё же найти удастся, окупаемость инвестиций может поддерживаться благодаря растущим ценам на дизтопливо и бензин, — рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Поделиться ссылкой: