мини нпз в россии список – cccp-online.ru

мини нпз в россии список

Каталог нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов (НПЗ/ГПЗ). Объекты LNG проектов

Установки от экстрасенса 700х170

В каталоге собраны все крупнейшие нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы России и ближнего зарубежья, а также заводы по сжижению природного газа СПГ/LNG. Список может быть отсортирован по мощности первичной переработки или по индексу Нельсона, который оценивает уровень вторичной мощности преобразования на НПЗ по отношению к первичной мощности дистилляции.

Все НПЗ/ГПЗ/LNG привязаны к компаниям владельцам данных активов – Каталог перерабатывающих нефтегазовых компаний

Для представления наглядной картины расположения НПЗ/ГПЗ/LNG внизу страницы вы сможете найти интерактивную карту с точным месторасположением всех представленных предприятий.

  • Первичная переработка нефти и конденсата 502 млн. тонн/год
  • Первичная переработка природного газа и ПНГ 164 млрд. м³/год
  • Мощность по сжижению газа 494 млн. тонн/год (MTPA)
  • Вакуумная дистилляция 26 млн. тонн/год
  • Коксование 14 млн. тонн/год
  • Термические процессы 13 млн. тонн/год
  • Каталитический крекинг 19 млн. тонн/год
  • Каталитический риформинг 20 млн. тонн/год
  • Гидрокрекинг 26 млн. тонн/год
  • Гидроочистка 95 млн. тонн/год

Пуровский ЗПК. Фото ПAO « НОВАТЭК»

ПAO « НОВАТЭК» представило предварительные производственные показатели за девять месяцев 2018 года.

За девять месяцев 2018 года добыча углеводородов составила 402,2 млн баррелей нефтяного эквивалента ( бнэ), в том числе 50,31 млрд куб. м природного газа и 8 775 тыс. тонн жидких углеводородов ( газовый конденсат и нефть). По сравнению с аналогичным периодом 2017 года добыча углеводородов выросла на 18,9 млн бнэ или на 4,9%.

На Омском НПЗ « Газпром нефти» начался монтаж основного реакционного оборудования в рамках работ по модернизации установки замедленного коксования.

Проект позволит начать первое в России производство игольчатого кокса — стратегически важного сырья для металлургической , атомной , химической и космической промышленностей. Реконструкция установки замедленного коксования входит в число ключевых мероприятий программы модернизации ОНПЗ , которую с 2008 года продолжает компания « Газпром нефть».

Газотурбинная установка производства РЭП Холдинга мощностью 32 МВт. Фото РЭП Холдинг

РЭП Холдинг принял участие в работе VIII Петербургского Международного Газового Форума , который прошел со 2 по 5 октября в конгрессно-выставочном центре « Экспофорум».

В рамках Форума РЭП Холдинг принял участие в III специализированной выставке « Импортозамещение в газовой отрасли», организованной ПАО « Газпром», где представил уникальный проект , ставший одним из ярких примеров успешной кооперации российских промышленных предприятий , науки , бизнеса и государства в рамках импортозамещения и локализации передовых мировых технологий. Газотурбинная установка производства РЭП Холдинга мощностью 32 МВт стала центром экспозиции — самым масштабным экспонатом.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди призвали бизнесменов двух стран изучить широкий спектр возможностей для взаимодействия , включая заключение долгосрочных контрактов , организацию совместных предприятий и приобретение энергетических активов в России и Индии , а также перспективы сотрудничества в третьих странах , говорится в совместном заявлении лидеров двух стран.

Встреча с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Фото Администрация Президента России

Переговоры президентов Белоруссии и России в Сочи с участием членов правительств оказались результативными , их итоги позволят к концу года в основном решить торгово-экономические проблемы двусторонних отношений. Такого мнения придерживается президент Белоруссии Александр Лукашенко , который по возвращении из Сочи в субботу собрал членов правительства на совещание.

Белоруссия не столкнется с дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке в случае сокращения их поставок из Российской Федерации , считает заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников.

«Дефицита нефтепродуктов мы не ожидаем. Внутренний рынок работал и будет работать стабильно в любых условиях», — заявил он журналистам в четверг.

Настоящим информируем Вас о начале формирования перечня потенциальных поставщиков АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на следующий 2019 год. Просим направить не позднее 15.09.2018 г. на электронный адрес: mto@omsk.gazprom-neft.ru заявку по установленной форме ( Приложение 1) с письмом-обращением о рассмотрении Вашей компании в качестве потенциального поставщика с описанием Вашей деятельности и предлагаемых материально-технических ресурсов по указанным в заявке категориям , а также комплект следующих документов:

Установка изомеризации пентан-гексановой фракции. Фото Газпром нефтехим Салават

Компания из Китая Wison Engineering окажет содействие проекту ООО « Газпром нефтехим Салават» по строительству комплекса переработки природного газа в этилен и пропилен в Башкирии. Меморандум о сотрудничестве в сфере газохимии , предусматривающий это направление , заключен в среду.

Материалы от Компании О3 ТРИОКОР ЦИНК 1700 , ТРИОКОР МАСТИК 4500 , ТРИОКОР ФИНИШ 5500 , ТРИОТЕРМ 3500 и ТРИОФЛЕЙМ EP 8800 были выбраны для антикоррозионной и огнезащиты структуры теплообменного оборудования атмосферной перегонки сырой нефти комплекса ЭЛОУ-АВТ Омского НПЗ.

Омский нефтеперерабатывающий завод ( Омский НПЗ) является одним из самых современных нефтеперерабатывающих заводов России и в мире.

« Газпром нефть» заключила соглашение с Правительством Амурской области о сотрудничестве в сфере обеспечения инновационными битумами и импортозамещения смазочных материалов. На Восточном экономическом форуме документ подписали председатель Правления « Газпром нефти» Александр Дюков и врио губернатора Амурской области Василий Орлов.

Производственные объекты ОНПЗ. Фото ПАО « Газпром нефть»

Омский нефтеперерабатывающий завод ( ОНПЗ) — один из самых технологически развитых заводов страны. В модернизацию Омского НПЗ , начавшуюся в 2007 году , «Газпром нефть» инвестировала сотни миллиардов рублей и продолжает финансировать проекты развития завода. Сегодня здесь внедряют новые технологии производства , расширяют продуктовую линейку и помогают в создании федерального проекта автоматизированного мониторинга.

ГК «Новомет» на базе Акселератора УрФУ запускает корпоративную акселерационную программу « Новомет — Генератор будущего» для технологических проектов , цель которой — создание взаимовыгодного партнерства ГК «Новомет» с технологическими проектами , развивающимися в области разработки и производства нефтегазового оборудования , а также инновационных IT-решений по направлениям:

Обнаружили опечатку или неточность на сайте?
Выделите текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter

«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ: что представляет собой нефтеперерабатывающая промышленность и как влияют на нее “нелегалы” отрасли.

Мини-НПЗ. Начало

Нефть, как и газ, является национальным достоянием России. Роль нефтяной отрасли в экономике трудно переоценить: благосостояние как государства, так и отдельных регионов и городов значительно зависит от черного золота.

Согласно исследованию РБК о самых богатых и бедных городах России, лидерами в списке богатейших оказались так называемые города-нефтяники, в том числе из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Финансовая обеспеченность среднестатистического жителя конкретного города определялась по показателю – средняя зарплата, поделенная на прожиточный минимум. В этих городах средней зарплаты хватает более чем на пять прожиточных минимумов.

Неожиданно, но Приморск Ленинградской области возглавил список богатейших. Здесь зарплаты хватает на 8,9 прожиточного минимума. В 2013 году средняя зарплата в Приморске была выше, чем в Москве – 57 тыс. рублей. Авторы исследования объясняют лидерство тем, что город является конечным узлом Балтийской трубопроводной системы с морским нефтеналивным торговым портом.

Предприятия нефтяного сектора — это не только деньги, но и ответственность, в том числе экологическая. Периодически в информационном поле появляются новости о разливах нефтепродуктов или чрезмерных выбросах в атмосферу. Пожалуй, это самые важные в информационном плане поводы. В связи с этим компании, которые так или иначе связаны с нефтью и получаемыми из нее продуктами, уделяют значительное внимание экологической составляющей своего бизнеса. В дополнение за ними постоянно и пристально наблюдают природоохранные ведомства, экологические организации и общественники. Поэтому с точки зрения охраны окружающей среды можно быть более-менее спокойным.

Но что делать с темной стороной нефтяного бизнеса? Все больше внимания привлекают маленькие нелегальные нефтеперерабатывающие заводы (мини-НПЗ). Таких на территории Ленобласти насчитывается с десяток. В России насчитывается лишь около полусотни мини-НПЗ, которые работают легально и официально сотрудничают с нефтедобытчиками. Сырье для незаконных предприятий, как правило, получают из врезки в трубу. Продукты производятся самого низкого качества. Такие заводы наносят колоссальный вред не только легальному нефтяному бизнесу или потребителю и его технике, но и окружающей среде: здесь речь идет о выбросах в атмосферу и загрязнении почв. То есть ни о каких стандартах качества, как на официально действующих предприятиях, говорить не приходится.

«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ. В них мы расскажем о том, что собой представляет нефтеперерабатывающая промышленность, и, самое главное, рассмотрим работу мини-НПЗ со всевозможных точек зрения. Как выглядят, кто производит комплектующие, какую работу надзорные ведомства ведут по этой теме? Вспомним самые громкие криминальные истории, расскажем о качестве продукции, а точнее об его отсутствии. Расскажем об экологическом и экономическом уроне, который мини-НПЗ наносит государству и его населению. Начнем же мы с рассказа о том, что такое нефтеперерабатывающая промышленность.

Нефтепереработка

Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность – асфальты и битумы – давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца XVIII века продукт переработки нефти – керосин – стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с XIX века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания, нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

Нефтяная промышленность сегодня – это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим законам. В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по нефтепроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения.

Нефтеперерабатывающая промышленность производит нефтепродукты – мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

По мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.

В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива.

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар. Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и других.

Типы НПЗ

Сегодня нельзя четко определить границы между профилями НПЗ. Эти рубежи стираются, предприятия становятся более универсальными. Несмотря на это в российской нефтеперерабатывающей промышленности выделяют три профиля нефтеперерабатывающих заводов, в зависимости от схемы переработки нефти.

На НПЗ топливного профиля основной продукцией являются различные виды топлива и углеродных материалов: моторное топливо, мазуты, горючие газы, битумы, нефтяной кокс и так далее.

На НПЗ топливно-масляного профиля также производятся смазочные материалы: нефтяные масла, смазки, твердые парафины. На НПЗ топливно-нефтехимического – нефтехимическая продукция: полимеры, реагенты.

Переработка нефти

Есть несколько обязательных этапов переработки нефти. Все начинается с подготовки сырья.

Сначала из нефти выводят воду, соль и другие примеси, снижающие качество продуктов переработки. Только затем она поступает на первичную перегонку.

Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350°C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180-240°С) и дизельное топливо (240-350°С). Остатком перегонки нефти является мазут. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится ее вторичная переработка для получения большего объема автомобильного топлива.

Вторичная переработка нефти (крекинг) проводится путем термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов — бензола, толуола и других.

Далее следует очень важный процесс — гидроочистка. Задача процесса — очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от серы, азота, смолы и кислорода.

Заключительный этап – формирование готовой продукции. Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава.

Завершающим звеном нефтяного комплекса выступает сбыт нефтепродуктов. Для оптовой торговли существует сеть нефтебаз, связанных с нефтеперерабатывающими предприятиями нефтепродуктопроводами, железнодорожным сообщением, водным транспортом. Для розничной торговли создается сеть автозаправочных станций с магазинами и техобслуживанием. В настоящее время на каждую АЗС в России приходится около 4 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в Европе. Поэтому крупнейшие нефтяные компании планируют в ближайшие годы удвоить количество АЗС в России, и даже развивать сети АЗС в других странах мира, включая США и европейские страны.

«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ: что представляет собой нефтеперерабатывающая промышленность и как влияют на нее “нелегалы” отрасли.

Мини-НПЗ. Начало

Нефть, как и газ, является национальным достоянием России. Роль нефтяной отрасли в экономике трудно переоценить: благосостояние как государства, так и отдельных регионов и городов значительно зависит от черного золота.

Согласно исследованию РБК о самых богатых и бедных городах России, лидерами в списке богатейших оказались так называемые города-нефтяники, в том числе из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Финансовая обеспеченность среднестатистического жителя конкретного города определялась по показателю – средняя зарплата, поделенная на прожиточный минимум. В этих городах средней зарплаты хватает более чем на пять прожиточных минимумов.

Неожиданно, но Приморск Ленинградской области возглавил список богатейших. Здесь зарплаты хватает на 8,9 прожиточного минимума. В 2013 году средняя зарплата в Приморске была выше, чем в Москве – 57 тыс. рублей. Авторы исследования объясняют лидерство тем, что город является конечным узлом Балтийской трубопроводной системы с морским нефтеналивным торговым портом.

Предприятия нефтяного сектора — это не только деньги, но и ответственность, в том числе экологическая. Периодически в информационном поле появляются новости о разливах нефтепродуктов или чрезмерных выбросах в атмосферу. Пожалуй, это самые важные в информационном плане поводы. В связи с этим компании, которые так или иначе связаны с нефтью и получаемыми из нее продуктами, уделяют значительное внимание экологической составляющей своего бизнеса. В дополнение за ними постоянно и пристально наблюдают природоохранные ведомства, экологические организации и общественники. Поэтому с точки зрения охраны окружающей среды можно быть более-менее спокойным.

Но что делать с темной стороной нефтяного бизнеса? Все больше внимания привлекают маленькие нелегальные нефтеперерабатывающие заводы (мини-НПЗ). Таких на территории Ленобласти насчитывается с десяток. В России насчитывается лишь около полусотни мини-НПЗ, которые работают легально и официально сотрудничают с нефтедобытчиками. Сырье для незаконных предприятий, как правило, получают из врезки в трубу. Продукты производятся самого низкого качества. Такие заводы наносят колоссальный вред не только легальному нефтяному бизнесу или потребителю и его технике, но и окружающей среде: здесь речь идет о выбросах в атмосферу и загрязнении почв. То есть ни о каких стандартах качества, как на официально действующих предприятиях, говорить не приходится.

«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ. В них мы расскажем о том, что собой представляет нефтеперерабатывающая промышленность, и, самое главное, рассмотрим работу мини-НПЗ со всевозможных точек зрения. Как выглядят, кто производит комплектующие, какую работу надзорные ведомства ведут по этой теме? Вспомним самые громкие криминальные истории, расскажем о качестве продукции, а точнее об его отсутствии. Расскажем об экологическом и экономическом уроне, который мини-НПЗ наносит государству и его населению. Начнем же мы с рассказа о том, что такое нефтеперерабатывающая промышленность.

Нефтепереработка

Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность — асфальты и битумы — давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца XVIII века продукт переработки нефти — керосин — стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с XIX века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания, нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

Нефтяная промышленность сегодня — это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим законам. В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по нефтепроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения.

Нефтеперерабатывающая промышленность производит нефтепродукты — мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

По мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.

В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива.

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар. Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и других.

Типы НПЗ

Сегодня нельзя четко определить границы между профилями НПЗ. Эти рубежи стираются, предприятия становятся более универсальными. Несмотря на это в российской нефтеперерабатывающей промышленности выделяют три профиля нефтеперерабатывающих заводов, в зависимости от схемы переработки нефти.

На НПЗ топливного профиля основной продукцией являются различные виды топлива и углеродных материалов: моторное топливо, мазуты, горючие газы, битумы, нефтяной кокс и так далее.

На НПЗ топливно-масляного профиля также производятся смазочные материалы: нефтяные масла, смазки, твердые парафины. На НПЗ топливно-нефтехимического — нефтехимическая продукция: полимеры, реагенты.

Переработка нефти

Есть несколько обязательных этапов переработки нефти. Все начинается с подготовки сырья.

Сначала из нефти выводят воду, соль и другие примеси, снижающие качество продуктов переработки. Только затем она поступает на первичную перегонку.

Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350°C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180-240°С) и дизельное топливо (240-350°С). Остатком перегонки нефти является мазут. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится ее вторичная переработка для получения большего объема автомобильного топлива.

Вторичная переработка нефти (крекинг) проводится путем термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов — бензола, толуола и других.

Далее следует очень важный процесс — гидроочистка. Задача процесса — очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от серы, азота, смолы и кислорода.

Заключительный этап — формирование готовой продукции. Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава.

Завершающим звеном нефтяного комплекса выступает сбыт нефтепродуктов. Для оптовой торговли существует сеть нефтебаз, связанных с нефтеперерабатывающими предприятиями нефтепродуктопроводами, железнодорожным сообщением, водным транспортом. Для розничной торговли создается сеть автозаправочных станций с магазинами и техобслуживанием. В настоящее время на каждую АЗС в России приходится около 4 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в Европе. Поэтому крупнейшие нефтяные компании планируют в ближайшие годы удвоить количество АЗС в России, и даже развивать сети АЗС в других странах мира, включая США и европейские страны.

Проблемы развития сети малых нефтеперерабатывающих заводов в современной России

Опубликовано: 11.08.2015 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Изменяющаяся экономическая ситуация затрагивает все сферы промышленности. Не стала исключением в этом плане и «нефтянка».

Отличительной особенностью развития нефтеперерабатывающей промышленности в России является тенденция увеличения мелких заводов, производительность которых едва достигает 1 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Уточненных списков мини-заводов по переработке нефти в данный момент времени не существует. Государственный реестр говорит о том, что количество мини-НПЗ достигает отметки в 200 штук, из которых в эксплуатации находятся порядка 111 заводов. Данные мини-заводы имеют на своем вооружении, как отдельные установки по переработке, так и полноценные комплексы.

Если говорить о законсервированных заводах, то причинами их закрытия являются:

  • нерегулярные поставки сырья;
  • сезонная работа;
  • нахождение в состоянии монтажных и пуско-наладочных работ;

Основными задачами, которые ставятся перед мини-НПЗ, являются:

  • снабжение нефтепродуктами отдаленных регионов;
  • поставка нефтепродуктов в конкретные регионы, что делает местные власти независимыми от крупных нефтяных компаний;
  • удовлетворение собственных потребностей в нефтепродуктах отдельных предприятий.

На рентабельность мини-НПЗ оказывает влияние близость месторождения или нефтепровода. Это обеспечивает минимизацию затрат на транспортировку сырья. То же самое можно говорить о близости к потребителям.

Современные мини-НПЗ в большинстве случаев оборудованы нефтеперерабатывающими установками АТ. Данное оборудование позволяет вырабатывать дизельное топливо, мазут и в небольшом количестве – низкооктановый бензин.

Если проанализировать участие мини-НПЗ в общем обороте нефтепродуктов на рынке, то можно выделить основной продукт, выпускаемый данным типом предприятия – дизельное топливо. Основным потребителем для данного топлива является не частный автовладелец, а предприятия сельского хозяйства и промышленности. Дизельное топливо сейчас выпускается на третьей части всех мини-НПЗ, а его доля во всем объеме производимого дизельного топлива достигает 2,5%. Автомобильный товарный бензин производится лишь на 11 % мини-заводов, а его доля во всем произведенном бензине составляет 0,6 %. Поэтому говорить, что качество бензина упало по причине присутствия на рынке продукции мини-заводов неправильно. Да и все разговоры о некачественном топливе направлены в сторону нелегального производства. Хотя утверждения про низкое качество бензина, производимого мини-НПЗ, имеют определенные основания. Максимум, что можно обнаружить на таких производствах – вакуумная перегонка, каталитический риформинг и производство битума.

В России лишь пять мини-НПЗ обладают установками для повышения качества производимой продукции. Известно, что для модернизации производства требуются значительные капитальные вложения, которые могут позволить осуществить лишь крупные нефтяные компании. Поэтому неудивительно, что все пять заводов принадлежат лидерам в области нефтепереработки.

Необходимо отметить, что среди строящихся в настоящее время мини-НПЗ, подавляющее большинство будет обладать производительностью более 300 тыс. тонн в год, а также установками для повышения качества нефтепродуктов. В первую очередь это связано с вступившим в силу техническим регламентом, который разрешает выпуск продукции любого ассортимента, но к реализации допускает лишь определенные виды топлива. То есть тем мини-НПЗ, чья продукция не соответствует требованиям регламента, потребуется повышать качество продукции на сторонних предприятиях, либо же отправлять нефтепродукт на экспорт.

Выходит, что подавляющее большинство мини-заводов не подходят под требования регламента. Им придется либо закрываться, либо уходить на перевооружение, усложняя процесс переработки. Для этого же потребуются дополнительные вливания средств и квалифицированный персонал. Едва ли больше трети всех заводов смогут выполнить данные мероприятия.

При невыполнении условий перевооружения, выпускаемая заводом продукция попадает в разряд полуфабрикатов, что ставит предприятие в зависимость от крупных производителей. Это сразу исключает основное назначение ряда мини-заводов, как производителей нефтепродуктов регионального уровня.

Еще один момент развития ситуации ставит в более выгодные условия мини-НПЗ, расположенные в приграничной зоне и обладающие упрощенной схемой переработки – им будет намного проще выжить за счет близости к экспортному коридору. А те мини-НПЗ, производящие нефтепродукты для местного рынка, окажутся в более тяжелой ситуации.

Как можно выйти из сложившейся ситуации? Существует несколько путей:

  1. Техническое перевооружение. Данный путь допустим лишь для предприятий с объемом выпускаемой продукции более 300 тыс. тонн в год. Следует также учитывать большие капитальные вложения, которые окажутся под силу далеко не каждому мини-НПЗ.
  2. Кооперирование мини-НПЗ с крупными производителями, обладающими достаточными производственными мощностями. Сложность состоит не только в просчете экономического эффекта от объединения, но и в отсутствии желания у крупных производителей «возиться» с мелкими заводами, даже несмотря на их прибыльность.
  3. Объединение мини-НПЗ друг с другом. Данное направление видится одним из перспективных в решении проблемы.
  4. Применение технической базы мини-заводов исследовательскими центрами или крупными нефтяными компаниями в качестве опытного хозяйства.
  5. Применение альтернативных технологий. Вариантов разработок в этом направлении предостаточно, тем более, что сегодня все чаще возвращаются к наработкам прошлых лет.

Сегодняшняя ситуация ставит перед мини-НПЗ порой неразрешимые задачи. Можно уверенно заявить, что не все производители смогут выдержать новые требования. А те, кто желает остаться «на плаву», должны обладать налаженным рынком сбыта, возможностью наращивания темпов производства и внедрения процессов вторичной переработки нефтепродуктов.

Как бы то ни было, существование мини-НПЗ в отдельно взятой стране влечет за собой следующую выгоду:

  • демонополизация местных рынков нефтепродуктов и снижение цен на них;
  • возможность обеспечения потребностей в топливе удаленных регионов и предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • общее укрепление позиций среднего бизнеса;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет;
  • организация раздельной переработки нефти разного качества;
  • улучшение экологической обстановки благодаря переработке нефтяного шлама.

Поделиться ссылкой: