Нефтеперерабатывающий завод омск температура

Омский нефтеперерабатывающий завод — одно из крупнейших предприятий нефтепереработки России, расположенное в городе Омске и принадлежащее компании «Газпром нефть».

Омский нефтезавод признан лучшим предприятием нефтепереработки в России и странах СНГ в 2012 году [1] . По итогам 2016 года Омский НПЗ стал лидером в РФ по объемам нефтепереработки [2] .

В целом завод выпускает порядка 50 видов нефтепродуктов [3] : высокооктановые бензины, дизельное и судовое топливо, авиакеросин, битум, бытовой газ, техническую серу и другую продукцию. Все моторные топлива, выпускаемые Омским НПЗ, соответствуют экологическому стандарту Евро-5 [4] .

В 2016 году компания «Газпром нефть» направила в бюджеты Омской области почти 5 млрд руб. налоговых платежей. Это на 10 % больше, чем в 2015 году [5] .

«Газпром нефть» — крупнейший в Омской области социальный инвестор, который совместно с ПАО «Газпром» финансирует более 90 % всех негосударственных затрат на социальные проекты в регионе [6] .

Компания осуществляет 100 % финансирования ХК «Авангард», его детско-юношеской школы и молодежной команды [7] . Также финансирует детско-юношескую школу единоборств «Шторм» Александра Шлеменко [8] .

Http://wikiredia. ru/wiki/%D0%9E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%9F%D0%97

Выбор Омской области в качестве площадки для размещения уникального инновационного производства – результат нескольких раундов переговоров Губернатора Омской области Виктора Назарова с руководством «Газпром нефти». Новый катализаторный завод в Омске станет первым проектом замещения импортных технологий в российской нефтепереработке. Современный высокотехнологичный комплекс, строительство которого стартует на площадке ОНПЗ в следующем году, сможет выпускать абсолютно все существующие в мире виды катализаторов и полностью обеспечит потребности в них всей отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. Именно поэтому новому проекту присвоен статус Национального. Мощность производства составит 21 тысячу тонн катализаторов в год. Инвестиции в проект оцениваются в 15 млрд. рублей.

В ходе визита на промышленную площадку ОНПЗ, где за последнее время появилось немало новых производственных объектов, Губернатор Виктор Назаров оценил результаты первого этапа модернизации предприятия и подготовку к выводу производства на новую глубину переработки сырья. Детали нового проекта обсуждались на совещании с участием учёных, в партнёрстве с которыми создаётся предприятие будущего. Создание катализаторного завода – очередной этап развития ОНПЗ, результатом должно стать увеличение глубины переработки нефти до уровня лучших мировых показателей в 97%. В рамках крупномасштабной программы модернизации ОНПЗ, рассчитанной до 2020 года, инвестиции в строительство новых объектов, реновацию производственных мощностей с учетом современных экологических требований, повышение надежности и безопасности производственных процессов достигнут 200 млрд. рублей.

Губернатор Виктор Назаров отметил, что создание катализаторного завода обеспечит всей нефтеперерабатывающей отрасли стабильность и независимость от импорта, а Омской области – дополнительные экономические и социальные преимущества в виде увеличения отчислений в бюджет и создания новых рабочих мест.

«Завод по производству катализаторов – это увеличение базы налогообложения. Для региона означает дополнительно порядка 450 млн. рублей налогов в бюджет. Для нас очень важно, что Омский нефтезавод постоянно наращивает свой потенциал и повышает конкурентоспособность», – отметил Виктор Назаров. В свою очередь генеральный директор АО "Газпромнефть-ОНПЗ" Олег Белявский отметил, что современный высокотехнологичный комплекс по выпуску отечественных катализаторов будет способен конкурировать с производителями мирового уровня, насытить внутренний рынок отечественными катализаторами. «У нас есть возможность сделать Омскую область лидером катализаторного производства, к которому будут выстраиваться очереди», – сказал Олег Белявский.

Http://omskportal. ru/ru/government/News/2016/05/23/1464001058220.html

О влиянии кризиса на деятельность отраслевых предприятий региона и перспективах создания нефтехимического кластера мы побеседовали с Министром промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктором Беловым.

– Виктор Иванович, Омская область на федеральном уровне считается регионом, обладающим мощным нефтехимическим комплексом. Соответствует ли этот статус действительности, и каковы, на ваш взгляд, перспективы выхода омских предприятий на мировой рынок?

– Промышленность в целом – ведущая отрасль экономики региона, формирующая около 40 % объемов валового регионального продукта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет, в ней сосредоточено свыше трети региональных основных фондов, занято свыше 20% работающего населения, на развитие промышленности ежегодно направляется более трети объема всех инвестиций в области. Промышленность обеспечивает более 66 % налогов и сборов в бюджетные системы всех уровней.

Относительно нефтехимического комплекса хочу привести несколько цифр, чтобы стало понятно, что в структуре промышленного производства Омской области нефтехимический комплекс по объёму произведенной продукции занимает ведущее место. В этом секторе экономики сосредоточена третья часть основных фондов промышленности, на его долю приходится более 70 % объёма отгруженных товаров собственного производства, занято 12 % работающих в промышленности.

В общем объёме добавленной стоимости по промышленности Омской области производство нефтепродуктов занимает 30,7 %, химическое производство – 6,2 %, производство резиновых и пластмассовых изделий – 4,8 %, т. е. почти 42 %.

Основными видами продукции, производимой на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии, являются: бензины, дизельное топливо, мазут, масла, ароматические углеводороды, технический углерод, синтетический каучук, шины, полипропилен. В общероссийском выпуске нефтехимической продукции по итогам 2015 года доля предприятий Омской области составила:

В объёме регионального экспорта продукция нефтехимического комплекса занимает доминирующее положение.

– Как экономический кризис повлиял на состояние нефтехимической отрасли? Продолжают ли усиливаться её позиции?

– В нефтехимической отрасли экономики Омской области экономические показатели в отрасли формируют такие основные предприятия, как АО «Газпромнефть – Омский нефтеперерабатывающий завод» (производство бензина, дизельного топлива, мазута топочного, бензола, ксилола, толуола), филиал ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» «Омский завод смазочных материалов» (производство масел), ПАО «Омский каучук» (производство синтетического каучука, фенола), ООО «Полиом» (производство полипропилена), ООО «Омсктехуглерод» (производство технического углерода), ПАО «Омскшина» и АО «Кордиант-Восток» (производство шин грузовых и легковых).

По итогам 6 месяцев 2016 года в производстве нефтепродуктов объём промышленного производства снизился на 6,1 %, что связано с сокращением объёма переработки нефти в АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» на 4,4 % от уровня января – июня 2015 года (10,2 млн. тонн нефти). Сокращение производства нефтепродуктов обусловлено достижением практически полной загрузки производственных мощностей завода и планами выпуска продукции, определяемыми головной компанией холдинга.

Одновременно увеличилось производство мазута топочного – на 13,3 %, высокооктанового бензина – на 1,2 %, бензина газового – на 21 %, дизельного топлива – на 0,2 %, битумов нефтяных дорожных – на 10,8 %.

В АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» осуществляется реализация крупного инвестиционного проекта по организации производства отечественных импортозамещающих катализаторов для нефтепереработки. Данное производство предполагается ввести в эксплуатацию с 2020 года, в связи с чем на ближайшую перспективу весомого прироста выпуска продукции за счет реализации проекта не ожидается.

В филиале ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» «Омский завод смазочных масел» снизился объем производства масел смазочных нефтяных на 6,3 % к уровню января – июня 2015 года.

Основные направления перспективного развития нефтехимического комплекса Омской области предусматривают увеличение глубины переработки нефти и объёма выхода высокомаржинальной продукции, однако значительного роста объёмов выпуска продукции данные мероприятия не обеспечат и в перспективе на 2017-2019 годах предполагается минимальный прирост в промышленном производстве нефтепродуктов.

В химическом производстве в январе-июне 2016 года объём производства снизился на 7 %, что связано с сокращением выпуска ксилола – на 3,5 %, бензола – на 6,8 % в АО «Газпромнефть – Омский нефтеперерабатывающий завод», углерода технического в ООО «Омсктехуглерод» (на 1,5 %), в ОАО «Омский каучук» каучуков (на 19 %). В тоже время в ООО «Полиом» увеличился выпуск полипропилена в 1,1 раза.

В 2017-2019 гг. в химическом производстве ожидается прирост за счёт обеспечения восстановления во втором полугодии 2017 года установки по производству фенола, остановленной в 2014 году в результате аварии, увеличения производства синтетических каучуков и МТБЭ, выпуска специальных марок технического углерода и ожидаемого увеличения объёмов продаж технического углерода. Развитие отрасли также обеспечено в рамках формирования нефтехимического кластера.

– Как осуществляется взаимодействие предприятий с возглавляемым вами ведомством и насколько, на ваш взгляд, оно эффективно?

– Сотрудничество между предприятиями нефтехимического кластера и региональными органами власти ведётся в направлении создания условий для развития отрасли и поддержки на федеральном уровне. В 2015 году в структуре Правительства Омской области воссоздано Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий, которое на новой базе обеспечивает тесное взаимодействие с предприятиями нефтепереработки и нефтехимии Омской области, федеральными холдингами и корпорациями.

В рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2014» Правительством Омской области и ПАО «Газпром нефть» 19 сентября 2014 года заключено Соглашение о партнерстве на 2015 – 2017 годы. Соглашение определяет ключевые приоритеты сотрудничества ПАО «Газпром нефть» и Правительства Омской области, направленного на улучшение инвестиционного климата, поддержку научно-технического, промышленного и энергетического потенциала региона, реализацию значимых социальных инициатив.

На основе заключенных базовых соглашений с ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть» осуществляется реализация целого комплекса мероприятий по экономическому и социальному развитию Омской области.

Помимо базовых соглашений с ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть» Правительством региона продолжается реализация заключенного в октябре 2013 года Соглашения между Правительством Омской области и ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. В настоящее время ведутся работы по оформлению земельных участков и строительству первых четырех автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в г. Омске и Омском районе Омской области.

Кроме того Правительством Омской области в июне 2014 года заключено Соглашение с ПАО «Газпром нефть» о партнерстве в сфере образования.

В рамках сотрудничества в образовательной сфере в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) открыта базовая кафедра «Газпром нефти». Студенты будут обучаться по специальностям «Машины и аппараты химических производств» и «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». После окончания вуза выпускники базовой кафедры получат возможность работать на нефтеперерабатывающих предприятиях «Газпром нефти» – в Омске, Москве, Ярославле и Сербии (предприятия компании NIS – «Нефтяная индустрия Сербии»).

Минпромом Омской области разработана и обеспечивается реализация утвержденной в январе 2014 года Дорожной карты проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоёмких организаций Омской области в интересах ПАО «Газпром».

Объем поставок продукции в ПАО «Газпром» 21 предприятия Омской области (по линии ООО «Газпром комплектация”) в 2015 году составил 1,68 млрд. рублей. В 2016 году ПАО «Газпром» планируется проведение аудита 10 омских предприятий для формирования схем их участия в программе импортозамещения ПАО «Газпром».

В рамках выполнения Дорожной карты значительную часть поставок для ПАО «Газпром» (более 1,1 млрд. рублей в 2015 год) составляет трубопроводная продукция, которая востребована также другими крупными сырьевыми компаниями в Омской области. В этой связи в 2016 году начата работа по формированию консорциума производителей трубопроводной продукции и арматуры. Ядром выступают известные омские предприятия: ЗАО «Завод Сибгазстройдеталь», ООО «Специальные технологии», ООО «НПП «СпецТех», ООО «Завод нефтегазового оборудования», ООО «АФЗ-ПК», ООО «СибМет», АО «Омсктрансмаш», ОАО «Омский НИИД», при возможном участии еще около десятка омских предприятий.

В 2015 году при содействии Минпрома Омской области в перечень системообразующих организаций Минпромторга России включены 9 омских предприятий (6 машиностроительных и 3 нефтехимических). Также в Минпромторг России направлены документы для включения в перечень АО «ГК «Титан». Включение в перечень системообразующих дает возможность предприятиям претендовать на получение федеральных мер поддержки.

В целях развития отрасли с учетом программ модернизации АО «Газпромнефть-Омский НПЗ», АО «ГК «Титан», ООО «Омсктехуглерод» Минпромом Омской области ведётся работа по согласованию и наращиванию возможностей использования нефтехимического сырья и развитию нефтехимического кластера. В частности, прорабатывается вопрос обеспечения нефтехимическим сырьем АО «ГК «Титан» и обеспечения поставок смесевого газойля, как товарного продукта для поставок в адрес ООО «Омсктехуглерод».

В целях предоставления омским предприятиям кластера дополнительной возможности в получении государственной поддержки федерального уровня через обеспечение их участия в реализации федеральных отраслевых планов по импортозамещению сформирована и направлена в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минпромторг России информация о проектах омских предприятий, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию.

Кроме того, Минпром Омской области организована работа по созданию нефтехимического кластера Омской области в соответствии с новыми федеральными требованиями. 30 июня 2016 года завершился ключевой этап создания Ассоциации содействия развитию нефтехимического промышленного кластера. Единогласным решением на должность Председатель Общего собрания членов Ассоциации «Омский НПК» был избран Бойко В. П., генеральный директор АО «ГК «Титан». Созданная Ассоциация призвана осуществлять методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера. В состав учредителей Ассоциации вошли ведущие предприятия нефтехимии Омской области, среди них малые предприятия, ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет» и БПОУ ОО «Омский промышленно-экономический колледж» (9 учредителей).

В создании нефтехимического кластера заинтересованы все нефтехимические предприятия, они смогут претендовать на меры поддержки из федерального бюджета на: подготовку кадров и повышение квалификации инженерно-технических кадров; лицензирование и сертификацию деятельности, продукции, услуг, систем менеджмента; приобретение технологической оснастки для оборудования; разработку дополнительных программных модулей и технической документации и др.

– Планируется ли создание новых нефтехимических предприятий на территории Омской области?

– Работа в данном направлении ведется Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области. В настоящее время прорабатываются вопросы реализации проекта строительства Газохимического комплекса на основе переработки природного газа и выпуска широкой линейки химических продуктов, также будут созданы новые производственные мощности в АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» и АО «ГК «Титан».

Http://sib-ngs. ru/journals/article/458

Мы не раз рассказывали читателю о том, что представляет сегодня собой Омский нефтезавод – флагман отечественной нефтепереработки. На этот раз мы побывали на товарно-сырьевой базе ОНПЗ – там, где завод принимает сырую нефть.

Здесь, на ОНПЗ, есть и точка выхода нефтепродуктов: с товарно-сырьевой базы № 2 (ТСБ-2) отгружают до 65% готовой продукции. Но обо всём по порядку.

Через два года, когда стало понятно, что нефти много, был построен нефтепровод, по которому до сих пор сырая нефть поступает на наш завод из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Транспортировкой нефти и изготовленных из неё продуктов занимается «Транснефть», которая на границе с ОНПЗ по счётчику отдаёт её заводу.

Нефть, как и готовые продукты, хранится в огромных резервуарах, вмещающих по 20 и 50 тыс. кубометров! Таких объёмов нет больше ни у одной организации на территории нашей области. Для предотвращения малейших испарений они закрыты специальными герметичными понтонами. На самых больших 50-тысячниках внедрены так называемые плавающие крыши. Это сделано на предприятии для снижения воздействия на окружающую среду.

Умная техника способна самостоятельно принимать и противопожарные меры. На каждом резервуаре установлено от трёх до пяти датчиков, и, если температура повышается до критической, срабатывает автоматическая система пожаротушения. То есть никаких ЧП!

Здесь же, на товарно-сырьевой базе, хранятся и готовые нефтепродукты. Журналистам показали и «точку выхода», точнее, точки – ведь здесь их множество. Готовая продукция отправляется с завода автомобильным, железнодорожным и речным транспортом, а также по трубопроводам. В 2009 году на базе ввели автоматическую установку тактового налива, которая обеспечивает герметичный налив продукции в автомобильный и железнодорожный транспорт. Это значительно сократило испарения нефтепродуктов в воздух.

50 ТЫС. КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ НЕФТИ ВМЕЩАЮТ В СЕБЯ САМЫЕ БОЛЬШИЕ В РЕГИОНЕ РЕЗЕРВУАРЫ

При этом модернизация продолжается, и уже через год вместо открытой галерейной железнодорожной эстакады на ТСБ-2 появится полностью автоматизированная эстакада герметичного налива нефтепродуктов, оснащённая установкой конденсации паров. Это сразу решит две задачи: во-первых, снизит воздействие на окружающую среду, во-вторых, повысит эффективность производства, поскольку отгружать продукцию можно будет быстрее, одновременно увеличив объём отгрузки (в планах – на 30%).

Ну и вернёмся к вопросу содержания серы в нефти и готовой продукции. Мы неоднократно писали, что топливо пятого экологического класса имеет низкое содержание серы, так как она через выхлопные газы сильно влияет на окружающую среду. По стандарту массовая доля серы в топливе 5 класса не должна быть более 10 мг/кг, и это, в числе прочих положенных показателей, постоянно проверяется в лаборатории (кстати, заместив бензин класса 4 моторным топливом класса 5, ОНПЗ сократил содержание серы в автомобильных выхлопах на 176 тонн в год!).

«Наша лаборатория существует столько же, сколько сам завод, ведь контроль за качеством продукции вёлся с первого дня работы, – рассказывает Андрей Королёв, замначальника лаборатории технического контроля «Газпромнефть-ОНПЗ». – Без выходных и праздников мы проверяем и сырьё, которое приходит на завод, и полупродукты, и готовую продукцию, каждую партию которой паспортизуем».

Для того чтобы проверить, скажем, партию готового бензина, уходит до 3,6 часа, так как проба проверяется по 15 показателям! И так – на каждую партию каждого продукта.

«Такой строгий контроль – для того, чтобы ни одна партия, хоть сколько-нибудь отличающая от стандарта, не вышла за пределы ОНПЗ», – резюмирует Андрей Королёв.

Более того, многие испытания в нашем регионе может производить только лаборатория ОНПЗ, поэтому сюда нередко поступают зашифрованные образцы продукции, как, например, сегодня в ходе городской операции «Чистый воздух». За год мы выполняем порядка 1 млн испытаний. Но большую часть, конечно, составляют не сторонние, а собственные испытания, потому что Омский НПЗ, являющийся флагманом отечественной нефтепереработки, обеспечивает выпуск только качественной продукции, соответствующей нормативным требованиям.

Http://www. omsk. aif. ru/society/tochka_vhoda_kak_na_onpz_prinimayut_neft_i_otgruzhayut_produkciyu

На площадке строительства установки замедленного коксования Омского НПЗ «Газпром нефти» выполнены работы по подъему и монтажу сверхгабаритного колонного оборудования.

На постаменты установлены 2 коксовые камеры и фракционирующая колонна – оборудование, которое обеспечит производство востребованных светлых нефтепродуктов из гудрона и других тяжелых остатков.

Эти сверхгабаритные аппараты были впервые изготовлены в России специалистами отечественного предприятия «Волгограднефтехиммаш» и доставлены на ОНПЗ в сентябре 2017 г. через Балтийское, Северное и Норвежское моря, частично по Северному морскому пути.

Ввод в работу установки замедленного коксования (УЗК) запланирован на 2020 год – это один из ключевых проектов масштабной модернизации Омского НПЗ, которую «Газпром нефть» продолжает с 2008 г.

В результате ОНПЗ увеличит выпуск бензина и дизельного топлива с каждой тонны переработанной нефти.

Новая УЗК Омского НПЗ станет одним из самых крупных объектов такого типа в России, увеличит производство высококачественного сырья для алюминиевой промышленности — нефтяного кокса, а также вместе с другими проектами 2го этапа модернизации ОНПЗ повысит глубину переработки до 97% и до 80% — выход светлых нефтепродуктов.

Установка замедленного коксования предназначена для переработки тяжелого нефтяного сырья, преимущественно гудрона. Предварительно разогретый гудрон поступает в ректификационную колонну, где разделяется на светлые фракции и сверхтяжелый гудрон. Легкие углеводороды уходят на производство товарных нефтепродуктов, а сверхтяжелый гудрон поступает камеру коксования и при высокой температуре превращается в кокс.

В коксовой камере – основном реакционном аппарате УЗК – осуществляется эндотермический процесс коксования нефтяного сырья за счет тепла. Камеры коксования работают по циклическому графику — в одной идет процесс коксования, другая разгружается и готовится к новому циклу (длительность цикла – около 48 ч, циклические изменения температуры – около 500 о С). Вырабатываемый кокс пользуется значительным спросом в алюминиевой и электротехнической промышленности.

Ну а фракционирующая колонна дает возможность отбирать сразу несколько фракций – обычно это бензин, лигроин, керосин и газойль. Бензин отбирается в парообразном состоянии сверху колонны, а все остальные фракции отводятся из колонны сбоку в сконденсированном виде и после охлаждения в холодильнике направляются в приемники.

Кроме строительства новой установки, Омский НПЗ реконструирует уже существующую УЗК, на которой в т. ч. будет производится игольчатый кокс – высокоструктурированное углеродное сырье с низким содержанием металлов и серы, получаемое путем переработки нефти и используемое для производства сверхмощных графитированных электродов. Это очень ценная и дорогостоящая продукция, выпуском которой 1-м в России займется Омский НПЗ. Ранее такая продукция поставлялась исключительно из-за рубежа.

Интересно, что технологические параметры реконструируемой УЗК будут изменены с учетом более жестких требований к ведению режима при выпуске игольчатого кокса, а коксовые камеры, изготовленные из биметаллической стали, будут дооснащены шиберной системой открытия-закрытия люков. Кроме того, планируется смонтировать дополнительный резервуарный парк, а также колонну подготовки вторсырья.

Сегодня Омский НПЗ выпускает более 50 видов нефтепродуктов: высокооктановые бензины, дизельное и судовое топливо, авиакеросин, битум, бытовой газ, топочный мазут, техническую серу и другую продукцию, востребованную на рынке.

2 й этап модернизации, рассчитанный до 2020 г., направлен на строительство новых и обновление уже работающих мощностей с учетом современных экологических требований, призванных повысить надежность и безопасность производственных процессов.

Хайрудинов Ильдар Рашидович, д. х.н., действительный член РАЕН, почетный профессор Атырауского института нефти и газа, заслуженный деятель науки РБ, заслуженный работник Министерства топлива и энергетики РФ:

«На УЗК идет глубокое термическое разложение гудрона. Гудрон – это остаток нефти, выкипающий выше 500 0 С.

Кроме УЗК, гудрон разлагается, точнее испытывает лишь легкое разложение, на установке висбрекинга, но при температуре в 440 0 С, и при этой технологии разложение начинается и заканчивается в трубчатой печи, поэтому кокс там не образуется, а образуется всего 2,5 % газа и где-то 5% бензина. Все остальное (92,5%) – это котельное топливо, то есть жидкий продукт. Н а УЗК же конечный продукт – твердый (кокс) и плюс 65% дистиллятов. Это главное отличие этих процессов.

Почему заводы стараются внедрять коксовую установку? Известно, что современные заводы на Западе и в США сегодня имеют глубину переработки 90% и выше. Все они оснащены УЗК. В России часть современных заводов, также имеющих УЗК, получают из нефти 90-95% полезных продуктов, в основном моторные топлива. Старые заводы и заводы с неполной схемой переработки нефти имеют глубину переработки от 60 до 70%. Если у них есть процесс висбрекинга, то они могут довести глубину переработки нефти максимум до 75%. И они, конечно, проигрывают, потому что из нефти получается более 20% ненужного котельного топлива, а топочный мазут – самый дешевый, самый ненужный продукт. Поэтому УЗК – одно из основных преимуществ современных НПЗ».

Данилов Александр Михайлович, доктор технических наук, заместитель генерального директора по науке ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти»:

«Установка замедленного коксования осуществляет термический крекинг, при котором в качестве одного из продуктов получается твердый кокс.

Термохимические процессы были усовершенствованы введением катализаторов. Это имело два принципиально важных последствия. Катализаторы ускорили процесс, позволив несколько снизить температуру и сократить время пребывания сырья в зоне реакции. В результате уменьшилось образование побочных продуктов разложения: газообразных углеводородов и кокса. Во-вторых, изменился механизм реакции, а значит, и структура образующихся углеводородов.

Если при термическом разложении возможен только радикальный механизм, то в присутствии катализатора крекинг осуществляется по ионному или радикально-ионному механизму. В этом случае увеличивается доля разветвленных парафиновых углеводородов. Октановое число бензиновой фракции повышается, и снижается температура застывания дизельной фракции».

Http://neftegaz. ru/digest/view/168688-Omskiy-neftepererabatyvayuschiy-zavod-Gazprom-nefti-smontiroval-klyuchevoe-oborudovanie-novoy-ustanovki-zamedlennogo-koksovaniya

Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) — уникальное предприятие, занимающее особое место в экономике Сибирского региона. От его работы зависит не только бюджет Омской области, но и весь розничный рынок ГСМ Сибири, а значит, и ценообразование в отраслях, казалось бы, далеких от нефтяной. Тот факт, что бензин производят из нефти, известен всем. Однако мало кто представляет, насколько это сложный и трудоемкий процесс. Корреспондент «КС» ВЛАДИМИР КОМАРОВ увидел всю технологическую цепочку собственными глазами.

Первое впечатление, которое производит Омский НПЗ, — город в городе. Его площадь (около 30 кв. км) пересекают тысячи километров труб и 120 км асфальтированных дорог. Движение служебного транспорта и пассажирских автобусов по восьми маршрутам контролирует собственная автоинспекция. На территории завода вьют гнезда птицы, здесь много куропаток. Этим фактом заводчане очень гордятся, намекая на безупречную экологию предприятия.

Омский НПЗ был пущен в 1955 году c целью обеспечения ГСМ Казахстана, Западной Сибири и Тюменской области. Раньше топливо в эти регионы поставлялось издалека — из Уфы.

Сегодня ОАО «Сибнефть-ОНПЗ» — дочернее предприятие компании «Сибнефть» — один из лидеров нефтеперерабатывающей отрасли России. Предприятие поставляет во многие регионы России и за рубеж более 100 наименований продукции: высокооктановые неэтилированные бензины, бытовой и автомобильный газы, топливо для реактивных двигателей, битум, кокс, масла и дизельное топливо всех марок, а также ароматические углеводороды.

Ежемесячный объем переработки нефти составляет около 1,5 млн тонн. «Можно и увеличить, — говорят на заводе, — но мы зависим не от уровня добычи нефти, а от потребностей рынка в нашей продукции». Ежемесячно завод получает заказ на точные объемы производства каждой марки топлива.

Нефть с промыслов поступает на товарно-сырьевую базу. Там она отстаивается в четырех 50-тысячных и двенадцати 20-тысячных резервуарах, очищаясь от воды. Затем поступает на установки первичной переработки. Самая мощная из них — АВТ-10 — перерабатывает 8 млн тонн нефти в год. Весь процесс перегонки нефти заключается в разделении ее на определенные фракции. Он происходит при довольно высокой температуре (до 380 градусов Цельсия), которую обеспечивают специальные технологические печи. Все процессы идут под контролем персонала, в арсенале которого самая современная автоматизированная техника.

«Свечи», горящие на факельных установках, — это как бы запальные устройства для углеводородной фазы, поступающей при аварийной ситуации с какого-либо производственного объекта для ее полного сжигания. Товарно-сырьевые парки завода позволяют хранить более 1 млн тонн сырья, компонентов и готовой продукции, что может предотвратить вероятные сбои в поставке продукции и обеспечить ритмичную работу предприятия.

После разгонки нефти определенные бензиновые фракции направляются на вторичную переработку с целью получения базовых высокооктановых компонентов бензинов и ароматических углеводородов. Этот процесс называется «риформингом». Он протекает при температуре до +530 градусов. Смешение компонентов происходит на специальной станции по заданной технологами программе с использованием компьютерной техники. Полученные товарные бензины с определенным октановым числом отправляются потребителям в железнодорожных цистернах, водным путем и по трубопроводам. Последний способ транспортировки — самый дешевый. Например, именно по «трубе» получает топливо из Омска нефтебаза «Красный Яр» в Новосибирске.

Производство масел — совсем иная технологическая цепь. Как говорят на заводе, это «другая элита». Технология производства масел довольно сложна и требует привлечения больших материальных ресурсов. Однако сегодня свое «фирменное» масло — вопрос престижа любой нефтяной компании. В 2001 году завод освоил выпуск широкой гаммы универсальных моторных масел и запустил линию автоматического налива масел и изготовления канистр современного дизайна. Стоимость оборудования, приобретенного «Сибнефтью», составила 690 тыс. евро.

На предприятие поступает в основном тюменская нефть. С 2002 года сырье поставляется и с Западно-Крапивинского месторождения, расположенного на территории Омской области. 5 ноября 2002 года начался новый этап в переработке нефтяных запасов омского Севера. На Крапивинском был открыт 58-километровый нефтепровод, и сырье пошло на завод по магистральному трубопроводу. Это значительно увеличило объем добычи нефти на месторождении и ускорило ее доставку.

Западно-Крапивинское месторождение открыто в 1984 году. Извлекаемые запасы были оценены в 8,5 млн тонн. Однако, по оценке ученых Института нефти и газа Сибирского отделения РАН, совокупные запасы нефти на омском Севере могут составить более 200 млн тонн. В августе 1999 года компания «Сибнефть» получила лицензию на право использования месторождения на 25 лет. Его разработку ведут подразделения ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Крапивинская нефть имеет высокий потенциал. Она легкая и малосернистая, содержит много светлых фракций, подходит для выработки высокооктанового бензина, керосина и зимнего дизельного топлива.

Омский НПЗ постоянно модернизируется. Разработана концепция технического перевооружения завода до 2010 года. В рамках этой программы в 2001 году по проекту французской фирмы Technip был пущен в эксплуатацию крупнейший в России комплекс сернокислотного алкилирования (сметная стоимость проекта — $79 млн). Губернатор Омской области Леонид Полежаев назвал это событие «знаковым». Теперь производство алкилата — компонента высокооктанового неэтилированного бензина — позволило начать выпуск экологически чистого автомобильного топлива марки «Супер-98». Контролю качества продукции уделяется особое внимание. На входе и выходе каждого из описанных технологических процессов топливо подвергается проверке. Лаборатория технического контроля выдает паспорт на готовую продукцию завода и несет ответственность за подлинность качества.

В 2002 году «Сибнефть» направила на техническое обновление предприятия еще $30 млн. «Мы четко осознаем, что вкладываем деньги не просто в предприятие, рассчитывая только на получение прибыли, — мы инвестируем прежде всего в будущее нашей области. Ни одна компания не может динамично развиваться в слабом, экономически «больном» регионе», — так объясняет инвестирование завода вице-президент «Сибнефти» Константин Потапов.

Http://ksonline. ru/nomer/ks/-/id/15413/

Дизельное топливо летнее Л-0,001-62 производства Омского НПЗ (Газпромнефть). Станция отгрузки Комбинатская (831504) З-Сиб. ж/д Стоимость указана на вагоне.

Предлагаем летнее Дизельное топливо летнее Л-0,001-62 производства Омского НПЗ (Газпромнефть), применяется в теплое время года, постоянно может использоваться лишь в странах с жарким климатом, к которым Россия не относится. Температура его замерзания составляет -5 градусов по Цельсию, а это значит, русские зимы такой нефтепродукты перенести не сможет. При этом это топливо может использоваться для установок, находящихся в помещении, например, электростанций. В этом случае такой продукт может использоваться кругло годично. Однако основная область применения летнего дизельного топлива – двигатели наземной и судовой техники.

Что касается основных характеристик, которые необходимо знать для работы с этим видом топлива, к таковым относят фракционный состав, детонационная стойкость, плотность, вязкость, кислотность, температура замерзания и перегонки, содержание воды и многое другое. На деле будет достаточно знать лишь самые главные характеристики этого нефтепродукта.

Итак, выбирая Дизельное топливо летнее Л-0,001-62 производства Омского НПЗ (Газпромнефть), обращайте внимание на детонационную стойкость дизельного топлива: чем выше цетановое число, тем выше экологичность топлива, тем лучше осуществляется процесс горения. Однако этот показатель определяет и стоимость нефтепродукта.

Плотность дизельного топлива влияет на объем смесей, образуемых в субстанции, на процесс испарения. Химическая устойчивость топлива – необходимая характеристика для него, ведь чрезмерный процесс окисления приводит к образованию осадка.

Важным показателем этого горючего является его температурная устойчивость. Выделяют летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо.

Что касается основных характеристик летнего топлива, на которые необходимо обратить внимания при его покупке – это плотность, температура вспышки и застывания. У каждого производителя эти показатели разные. Однако основные цифры выглядят следующим образом: плотность летнего топлива обычно составляет около 0.86 кг/м3, температура вспышки – около 62-63 градусов по Цельсию, а температура замерзания, как уже обозначалось, может варьироваться от нуля до минус десяти градусов.

Топливо дизельное (летнее) наиболее экологично и безопасно для двигателя, поэтому рекомендуется не производить его замену на зимнее столько, сколько это позволяет температура воздуха.

Наиболее устойчивым к низким температурам является арктическое дизельное топливо. Оно не замерзает даже при пятидесяти градусах со знаком «минус», однако для двигателя это не всегда полезно. Поэтому использовать арктическое дизельное топливо нужно лишь в чрезвычайных условиях.

Закажите товар через корзину или позвоните нам. Мы проконсультируем вас по всем вопросам.

Http://neftemarket. tiu. ru/p15765891-dizelnoe-toplivo-letnee. html

Мэр представил губернатору ряд мер для стимулирования отмены процессинговой схемы на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Изменения позволят кардинально увеличить налоговые поступления.

На Омском НПЗ успешно испытан первый отечественный катализатор гидроочистки, получивший статус национального проекта и используемый в процессе гидроочистки зимнего дизельного топлива стандарта Евро-5.

Зарегистрированные некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные учреждения могут стать участниками грантового конкурса Омского НПЗ и получить на реализацию своего проекта от 150 до 300 тысяч рублей.

Итоги проделанного за 2015 год в рамках подготовки к празднованию 300-летия основания города подвели в администрации Омска.

Выпуск бензина стандарта Евро-5 полностью освоен Омским нефтеперерабатывающим заводом.

С открытым письмом к предприятиям и предпринимателям города обратилась мэрия.

На Омском нефтеперерабатывающем заводе завершена реконструкция, благодаря которой на 12 процентов увеличится выпуск дизельного топлива и высокооктанового бензина.

Активисты проектной лаборатории «Город своими руками» установят на улице Пушкина необычную инсталляцию, которая будет светиться по ночам.

В региональном УФНС определили топ-10 омских налогоплательщиков для каждого уровня бюджета: федерального, регионального и муниципального.

Теперь работники Нефтезавода могут в режиме онлайн контролировать работоспособность и предупреждать возможные неисправности систем автоматизации завода всех уровней.

Виктор Назаров подписал с Александром Дюковым соглашение о развитии на территории омского нефтезавода катализаторного производства.

В Советском округе на выполнение рекультивационных работ выделят 30 миллионов рублей.

Коллектив Крутогорского НПЗ не согласен с обвинением омской ФНС в адрес предприятия о неуплате налогов и собирается выйти на пикет.

Хоккейный клуб остался без поддержки со стороны регионального правительства, однако хоккейная школа продолжит получать средства.

Специалисты “Ленморниипроект” подготовят проектную документацию по созданию перегрузочного комплекса, необходимого для реконструкции омского нефтезавода.

Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.

Http://omskpress. ru/tags/%D0%BD%D0%BF%D0%B7/?page=7

На площадке строительства установки замедленного коксования Омского НПЗ «Газпром нефти» выполнены работы по подъему и монтажу сверхгабаритного колонного оборудования.

На постаменты установлены 2 коксовые камеры и фракционирующая колонна – оборудование, которое обеспечит производство востребованных светлых нефтепродуктов из гудрона и других тяжелых остатков.

Эти сверхгабаритные аппараты были впервые изготовлены в России специалистами отечественного предприятия «Волгограднефтехиммаш» и доставлены на ОНПЗ в сентябре 2017 г. через Балтийское, Северное и Норвежское моря, частично по Северному морскому пути.

Ввод в работу установки замедленного коксования (УЗК) запланирован на 2020 год – это один из ключевых проектов масштабной модернизации Омского НПЗ, которую «Газпром нефть» продолжает с 2008 г.

В результате ОНПЗ увеличит выпуск бензина и дизельного топлива с каждой тонны переработанной нефти.

Новая УЗК Омского НПЗ станет одним из самых крупных объектов такого типа в России, увеличит производство высококачественного сырья для алюминиевой промышленности — нефтяного кокса, а также вместе с другими проектами 2го этапа модернизации ОНПЗ повысит глубину переработки до 97% и до 80% — выход светлых нефтепродуктов.

Установка замедленного коксования предназначена для переработки тяжелого нефтяного сырья, преимущественно гудрона. Предварительно разогретый гудрон поступает в ректификационную колонну, где разделяется на светлые фракции и сверхтяжелый гудрон. Легкие углеводороды уходят на производство товарных нефтепродуктов, а сверхтяжелый гудрон поступает камеру коксования и при высокой температуре превращается в кокс.

В коксовой камере — основном реакционном аппарате УЗК — осуществляется эндотермический процесс коксования нефтяного сырья за счет тепла. Камеры коксования работают по циклическому графику — в одной идет процесс коксования, другая разгружается и готовится к новому циклу (длительность цикла — около 48 ч, циклические изменения температуры — около 500 оС). Вырабатываемый кокс пользуется значительным спросом в алюминиевой и электротехнической промышленности.

Ну а фракционирующая колонна дает возможность отбирать сразу несколько фракций – обычно это бензин, лигроин, керосин и газойль. Бензин отбирается в парообразном состоянии сверху колонны, а все остальные фракции отводятся из колонны сбоку в сконденсированном виде и после охлаждения в холодильнике направляются в приемники.

Кроме строительства новой установки, Омский НПЗ реконструирует уже существующую УЗК, на которой в т. ч. будет производится игольчатый кокс — высокоструктурированное углеродное сырье с низким содержанием металлов и серы, получаемое путем переработки нефти и используемое для производства сверхмощных графитированных электродов. Это очень ценная и дорогостоящая продукция, выпуском которой 1-м в России займется Омский НПЗ. Ранее такая продукция поставлялась исключительно из-за рубежа.

Интересно, что технологические параметры реконструируемой УЗК будут изменены с учетом более жестких требований к ведению режима при выпуске игольчатого кокса, а коксовые камеры, изготовленные из биметаллической стали, будут дооснащены шиберной системой открытия-закрытия люков. Кроме того, планируется смонтировать дополнительный резервуарный парк, а также колонну подготовки вторсырья.

Сегодня Омский НПЗ выпускает более 50 видов нефтепродуктов: высокооктановые бензины, дизельное и судовое топливо, авиакеросин, битум, бытовой газ, топочный мазут, техническую серу и другую продукцию, востребованную на рынке.

2й этап модернизации, рассчитанный до 2020 г., направлен на строительство новых и обновление уже работающих мощностей с учетом современных экологических требований, призванных повысить надежность и безопасность производственных процессов.

Хайрудинов Ильдар Рашидович, д. х.н., действительный член РАЕН, почетный профессор Атырауского института нефти и газа, заслуженный деятель науки РБ, заслуженный работник Министерства топлива и энергетики РФ:

«На УЗК идет глубокое термическое разложение гудрона. Гудрон – это остаток нефти, выкипающий выше 500 0С.

Кроме УЗК, гудрон разлагается, точнее испытывает лишь легкое разложение, на установке висбрекинга, но при температуре в 440 0С, и при этой технологии разложение начинается и заканчивается в трубчатой печи, поэтому кокс там не образуется, а образуется всего 2,5 % газа и где-то 5% бензина. Все остальное (92,5%) – это котельное топливо, то есть жидкий продукт. На УЗК же конечный продукт – твердый (кокс) и плюс 65% дистиллятов. Это главное отличие этих процессов.

Почему заводы стараются внедрять коксовую установку? Известно, что современные заводы на Западе и в США сегодня имеют глубину переработки 90% и выше. Все они оснащены УЗК. В России часть современных заводов, также имеющих УЗК, получают из нефти 90-95% полезных продуктов, в основном моторные топлива. Старые заводы и заводы с неполной схемой переработки нефти имеют глубину переработки от 60 до 70%. Если у них есть процесс висбрекинга, то они могут довести глубину переработки нефти максимум до 75%. И они, конечно, проигрывают, потому что из нефти получается более 20% ненужного котельного топлива, а топочный мазут – самый дешевый, самый ненужный продукт. Поэтому УЗК – одно из основных преимуществ современных НПЗ».

Данилов Александр Михайлович, доктор технических наук, заместитель генерального директора по науке ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти»:

«Установка замедленного коксования осуществляет термический крекинг, при котором в качестве одного из продуктов получается твердый кокс.

Термохимические процессы были усовершенствованы введением катализаторов. Это имело два принципиально важных последствия. Катализаторы ускорили процесс, позволив несколько снизить температуру и сократить время пребывания сырья в зоне реакции. В результате уменьшилось образование побочных продуктов разложения: газообразных углеводородов и кокса. Во-вторых, изменился механизм реакции, а значит, и структура образующихся углеводородов.

Если при термическом разложении возможен только радикальный механизм, то в присутствии катализатора крекинг осуществляется по ионному или радикально-ионному механизму. В этом случае увеличивается доля разветвленных парафиновых углеводородов. Октановое число бензиновой фракции повышается, и снижается температура застывания дизельной фракции».

Http://www. meridian-stroy. su/tag/omskiy-npz/

На площадке строительства комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) Омского НПЗ (входит в Газпром нефть) начался монтаж крупногабаритного оборудования. Первыми на фундаменты были установлены десять теплообменников высокого давления, сообщает пресс-служба компании.

В подъеме крупногабаритного оборудования, включающего помимо теплообменников две колонны высотой 45 и 64 м, а также реакторы и сепараторы, задействованы два крана грузоподъемностью 400 и 1,3 тыс. т соответственно. Планируется, что монтаж оборудования будет завершен до 30 июня.

Проект строительства КГПН на Омском НПЗ реализуется в рамках второго этапа масштабной программы модернизации нефтеперерабатывающих активов Газпром нефти, направленного на увеличение глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов. КГПН объединит в себе процессы гидрокрекинга вакуумного газойля, производства водорода и серы и обеспечит выпуск светлых нефтепродуктов из тяжелых остатков.

Производственная мощность комплекса по сырью составит 2 млн тонн в год. Ввод КГПН в эксплуатацию позволит заводу более чем на 6% увеличить показатель выхода светлых нефтепродуктов (авиакеросина и дизельного топлива экологического стандарта «Евро-5»), при этом за счет использования современных технологий уровень очистки от сернистых соединений будет доходить до 99,8%. Также реализация проекта позволит «Газпром нефти» увеличить сырьевую базу для выпуска современных смазочных материалов (масел II и III группы), обладающих высокими эксплуатационными характеристиками и содержащих минимальное количество примесей.

Http://region-ural. ru/na-omskom-npz-zavershaetsia-vajnyi-etap-stroitelstva-kgnp/

Добавить комментарий