Переработка нефти стоимость

В начале 80-х гг. бизнесмены и экономисты, имевшие дело с нефтепереработкой, совершили интеллектуальный прорыв. Они обнаружили, что состав оборудования, эксплуатируемого на различных заводах, существенно влияет на цену нефтепродуктов и сырой нефти, а также на извлекаемую прибыль. Дальнейшее изучение этой проблемы привело к появлению терминов простая и сложная (или комплексная) переработка, которые теперь прочно вошли в словарь нефтепереработчиков. Как и многие слова в английском языке, термины простая и сложная были взяты из другого контекста, имеющего лишь косвенное отношение к данному вопросу. За двадцать лет до этого, в 60-е годы, Вилбур Е. Нельсон разработал шкалу коэффициентов сложности. Его задача состояла в создании общего подхода к определению необходимых капиталовложений для строительства новых нефтеперерабатывающих заводов разных типов. В рамках схемы Нельсона капиталовложения на строительство каждой крупной единицы оборудования были отнесены к соответствующей величине для установки перегонки сырой нефти, сложность которой принималась за единицу. Всем прочим установкам присваивались коэффициенты, в зависимости от их сложности и стоимости. Например, установка каталитического крекинга имела коэффициент, равный 4,0, то есть она была в четыре раза сложнее, чем установка для перегонки сырой нефти при той же производительности.

Чтобы проиллюстрировать использование коэффициентов сложности, рассмотрим три типа нефтепереработки: переработка, направленная на производство жидкого топлива, на производство бензина и нефтехимическое производство. Схему производства жидкого топлива, показанную на рисунке 19.1, иногда называют гидрооблагораживание легких фракций, так как в этом варианте легкие дистилляты, полученные из сырой нефти, перерабатывают с использованием водорода. Источником водорода является каталитический риформинг, в котором фракции типа нафты перерабатываются в качественные компоненты бензина. По этой схеме значительный объем тяжелого газойля при перегонке попадает в остаток, поэтому выход жидкого топлива оказывается достаточно высоким. Теперь вычислим сложность такой схемы. Для перегонки сырой нефти эта величина по определению равна 1,0.

Чтобы вычислить добавочную сложность для остальных процессов, относительную производительность каждой установки следует умножить на соответствующий коэффициент сложности. Например, установка каталитического риформинга забирает 15% продукта с установки перегонки, а ее коэффициент сложности (рассчитанный

Нельсоном) равен 4,0. Таким образом, слагаемое для установки риформинга составляет 0,15 х 4,0 = 0,6. Для гидроочистки коэффициент сложности составляет только 0,5, зато эта установка перерабатывает 35% общего потока — произведение этих чисел дает 0,175. Аналогичные действия для прочих установок, входящих в схему гидрооблагораживания легких фракций, приводят к общей величине сложности 2,5 (см табл. 19.1).

А как насчет более сложных вариантов нефтепереработки, при которых большую часть остаточного топлива превращают в бензин или в дистилляты? Для таких схем нефтепереработки (по бензиновому варианту) коэффициенты сложности оказываются гораздо выше, так как установки, которые при этом добавляются, очень дороги. Для схемы нефтепереработки по бензиновому варианту, показанной на рисунке 19.2, которая содержит установки

Вакуумной перегонки (коэффициент сложности 2,0),каталитического крекинга (6,0), гидрокрекинга (10,0),

Алкилирования (11,0) и некоторые дополнительные узлы, общая сложность оказывается равной 9—10,0. При такой схеме выход остаточного топлива снижается до 15—20%, а выход бензина может составить 45—55%. Наибольшей сложностью отличаются схемы нефтепереработки, включающие производство специальных особо ценных продуктов, например, смазочных масел или нефтехимической продукции. Соответствующие установки имеют высокие коэффициенты сложности, что отражает уровень капитальных затрат на их строительство. Например, коэффициент сложности для установки извлечения ароматических соединений равен 33, а для производства олефинов он составляет 10—20 (в зависимости от вида сырья и способа переработки выходящих потоков). Не является редкостью схема нефтепереработки с выходом химических продуктов (этилен, пропилен, бутадиен и ароматика) около 10%, имеющая показатель сложности не менее 16.

Вся идея анализа, предложенного Нельсоном, заключалась в том, чтобы иметь возможность построить (и использовать) диаграмму, показанную на рисунке 19.3. Эта диаграмма отображает зависимость стоимости нефтепереработки от ее сложности с учетом эффекта масштаба производства. Числа на вертикальной оси в левой части диаграммы не являются абсолютными величинами — эта шкала должна быть откалибрована в зависимости от реальной стоимости сооружения установки для перегонки

Сырой нефти определенного типа в данный момент времени с учетом инфляции. Остальная часть диаграммы показывает, как влияет на удельные капитальные вложения показатель производительности (мощности) завода по переработке сырой нефти (традиционная характеристика «масштаба производства») в сочетании со сложностью (более тонким технологическим показателем, характеризующим масштаб производства в его современном понимании).

Http://studall. org/all-103272.html

Трудно представить современную мировую экономику без энергии, транспорта, света, связи, радио, телевидения, вычислительной техники, средств автоматизации, космической техники и т. д., основой развития которых является топливно-энергетический комплекс. Уровень развития топливо-энергетического комплекса отражает социальные и научно-технический прогресс и часто определяет политику государства.

Экономически наиболее значимой составной частью топливо-энергетического комплекса ныне является нефтегазовый комплекс. Нефтегазовый комплекс включает нефтегазодобывающую, нефтегазоперерабатывающая, нефтегазохимическая отрасли промышленности, а также различные отрасли транспорта (трубопроводный, железнодорожный, водный, морской и др.) нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки.

Нефть и газ — уникальные и исключительно полезные ископаемые. Продукты их переработки применяют практически во всех отраслях промышленности, на всех видах транспорта, в военном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, энергетике, в быту и т. д. Из нефти и газа вырабатывают разнообразные химические материалы, такие как пластмассы, синтетические волокна, каучуки, лаки, краски, дорожные и строительные битумы, моющие средства и мн. др.

Основная часть технологических установок введена в 50 —70-х годах прошлого века, свыше 80 % оборудования физически и морально устарело.

Это привело к тому, что средняя глубина переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах составляет примерно 70 %. Глубина переработки нефти — показатель, характеризующий эффективность использования сырья.. У нас в стране ГПН определяют как суммарный выход (в %) на нефть всех нефтепродуктов, кроме не превращённого остатка. По величине ГПН можно (пусть косвенно) судить о насыщенности нефтепереработки вторичными процессами и структуре ассортимента нефтепродуктов. Чем выше ГПН, тем больше нефтепродуктов получают из тонны сырья.

Нефтепереработка – это многоступенчатый процесс физической и химической обработки сырой нефти, результатом которого является получение комплекса нефтепродуктов

Переработку нефти осуществляют методом перегонки, то есть физическим разделение нефти на фракций. Различают первичную и вторичную переработку нефти. При первичной переработке из нефти удаляют соли и воду. Эффективное обессоливание позволяет уменьшить коррозию оборудования, предотвратить разрушение катализаторов, улучшить качество нефтепродуктов. Затем в атмосферных или вакуумно-атмосферных ректификационных колоннах нефть разделяется на фракции. Их используют как готовую продукцию, например низкооктановые бензины, дизельное топливо, керосин, или направляют на последующую переработку.

Вторичная переработка нефти обеспечивает химическое превращение, вплоть до деструкции молекул, полученных при первичной переработке фракций (дистиллятов) в целях увеличения содержания в них углеводородов определенного типа. Основным методом вторичной переработки нефти является крекинг – термический, каталитический и гидрокрекинг.

Нефть по трубопроводу поступает из сырьевых резервуаров НПЗ на прием насоса. В приемную линию этого насоса подаются также деэмульгатор и слабый содово-щелочной раствор для предотвращения коррозии оборудования. Смесь нефти с деэмульгатором и содово-щелочным раствором прокачивается через теплообменник, где нагревается отходящей обессоленной нефтью. Затем сырая нефть дополнительно подогревается в паровом подогревателе и подается в регулируемый смеситель, в котором к нефти добавляется вода. Образовавшаяся в результате перемешивания искусственная водонефтяная эмульсия поступает в электродегидраторы первой ступени, в котором под действием электрического тока происходит разрушение эмульсии и от нефти отделяется основная масса воды и солей (содержание их снижается в 8—10 раз). Из электродегидраторов первой ступени нефть поступает в электродегидратор второй ступени для повторной обработки. Перед в электродегидраторами второй ступени в нефть вновь подается вода.

Обессоленная нефть проходит через теплообменник, холодильник и подается в резервуары обессоленной нефти. Вода, отделенная в электродегидраторах, направляется в нефтеотделитель для дополнительного отстоя. Уловленная нефть возвращается через емкость на прием сырьевого насоса, а вода после охлаждения сбрасывается в канализацию и передается на очистку.

Производительность оборудования в единицу времени по сырью 3000000 т/год;

Производственная мощность установки – это максимально возможный годовой объем перерабатываемого сырья при полном использовании оборудования во времени и по производительности. Производственная мощность измеряемся в натуральных единицах сырья

П – производительность оборудования в единицу времени по сырью, т/сут;

Http://works. doklad. ru/view/1qBrVfnud-o. html

К. х.н., профессор, руководитель сектора инновационных исследований ОАО «ВНИПИнефть», заместитель заведующего кафедрой технологии переработки нефти

В последние годы состояние и структура нефтепереработки в мире радикально изменились. Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Индия активно строят и вводят в эксплуатацию все новые мощности по нефтепереработке и нефтехимии. Общей мировой тенденцией, наиболее ярко выраженной в промышленно развитых странах, стало ужесточение экологического законодательства, направленное на снижение вредных выбросов при сжигании топлив, а также на постоянный рост требований к качеству нефтепродуктов.

CHALLENGES AND DEVELOPMENT TRENDS OF DEEPER OIL CONVERSION IN RUSSIA

The author presents a detailed analysis of trends of Russian refining industry development at present and in the near term.

Key words: refining, conversion depth, petroleum product demand, refinery upgrading, process platform

Экономический кризис крайне неблагоприятно сказался на развитии всей нефтепереработки в мире. Низкий уровень спроса оказался ключевым фактором, негативно повлиявшим на маржу отрасли в целом. И хотя мировой спрос постепенно восстанавливается, и мировая экономика медленно выходит из финансового кризиса, на отрасль продолжают оказывать влияние кризисные тенденции: снижение спроса и уменьшение цен на нефтепродукты, существенное увеличение их коммерческих запасов, ввод новых мощностей в Азии (прежде всего крупнейшего НПЗ в Индии).

С 2003 до 2008 гг. мировая нефтепереработка переживала период взлета, сменившийся в настоящее время затяжным кризисом. В декабре 2009 – январе 2010 гг. мировая маржа нефтепереработки была близка к нулевой отметке. Спрос на дистилляты значительно упал и продолжает падать. Уровень загрузки НПЗ снизился до рекордно низких значений: в Европе до 70 – 75%, а в США – до рекордных 80%. Особенно трудно пришлось высокотехнологичным заводам, а также предприятиям, получающим прибыль за счет переработки дешевых высокосернистых сортов нефти в светлые нефтепродукты высокой стоимости: резкое сокращение ценового дифференциала между сортами нефти разного качества оказало дополнительное отрицательное влияние на результативность их деятельности.

Низкий уровень прибыли в секторе переработки стал основной причиной падения показателей чистой прибыли в части «даунс-трим» крупнейших международных нефтяных корпораций. Некоторые независимые нефтеперерабатывающие компании были вынуждены начать процедуру банкротства. В результате были ликвидированы мощности по переработке нефтяного сырья на 1,2 млн барр. в сутки. И полностью закрыты в мире 16 нПз – беспрецедентный случай. В результате экспорт нефти в Европу существенно сокращается, а нефтяные компании продолжают пересмотр инвестиционных программ в секторе переработки.

Тем временем Китай активно расширяет свою нефтепереработку: в 2009 – 2010 гг. национальные компании – Sinopec, Ре^о-СЫпа и CNOOC – ввели в эксплуатацию пять новых и модернизированных НПЗ в Фуцзяне, Тьянине, Хойчжоу, Душаньцзы и Фушуне, увеличив совокупные перерабатывающие активы страны примерно на 900 тыс. барр. в сутки. В конце февраля 2009 г. компания Petrovietnam запустила в эксплуатацию первый во Вьетнаме НПЗ мощностью 145 тыс. барр. в сутки.

Происходит существенное увеличение мощностей по производству нефтепродуктов в Африке (в Анголе, Египте, Ливии, Нигерии, Чаде, Южной Африке), в Центральной и Южной Америке (в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Эквадоре), на Ближнем Востоке (в Иране, Ираке), а также в Азии (в Брунее, Вьетнаме, Индонезии, Китае, Малайзии, Монголии, Пакистане).

Предполагалось, что ввод новых мощностей в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет способствовать удовлетворению растущих потребностей внутреннего спроса этих стран, однако получился обратный эффект: дешевые нефтепродукты и продукты нефтехимии наводняют европейский рынок. Таким образом, наблюдается глобальное смещение нефтеперерабатывающих мощностей с запада на Восток, с Севера на Юг.

Поскольку в Азии и на Ближнем Востоке появилось огромное количество новых НПЗ, то многие заводы в США также оказались под угрозой закрытия. Кроме этого, в США резко упал спрос на бензин, что нехарактерно для данного региона, и активно проводится политика перехода на альтернативные источники энергии и использование

Рис. 2. Переработка нефти и производство основных нефтепродуктов в РФ, млн т. (без учета ОАО «Газпром»)

Этанола. Активная работа по переходу на переработку тяжелых канадских нефтей в США позволит им отказаться от части поставок нефти из стран Ближнего Востока и других регионов. Эти факторы повлияют на снижение цен на нефтяное сырье и приведут к уменьшению экспортного потенциала нефти России.

Происходящие в настоящее время структурные изменения на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, появление новых сильных игроков на традиционных рынках сбыта российской продукции серьезно усложняют позиции российских компаний в борьбе за рынки сбыта. Это относится к вопросам реализации и сырья, и продукции. Конкурентоспособна только высокотехнологичная и качественная продукция высокого уровня или, как это не парадоксально – дешевые полуфабрикаты. Выходом из сложившейся ситуации является ускорение модернизации нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и экспорта высококачественных, обладающих добавочной стоимостью нефтепродуктов вместо экспорта сырой нефти.

В настоящее время нефтепереработка России существенно отстает в своем развитии от промыш-ленно развитых стран мира. Суммарная установленная мощность нефтепереработки в России на сегодняшний день 270 млн тонн год. В России в настоящее время действует 27 крупных НПЗ (мощностью от 3,0 до 19 млн тонн нефти в год) и

Около 200 мини-НПЗ. Часть из мини-НПЗ не имеют лицензий Ростехнадзора и не включены в Государственный реестр опасных производственных объектов. Правительством РФ решено: разработать регламент по ведению Минэнерго РФ реестра НПЗ в Российской Федерации, осуществить проверку мини-НПЗ на соответствие требованиям подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и/или нефтепродук-топроводам. Крупные же заводы России, в основном, имеют длительные сроки эксплуатации: количество предприятий, пущенных в эксплуатацию более 60 лет назад – максимальное (рис. 1).

Качество выпускаемых нефтепродуктов серьезным образом отстает от мирового. Доля бензинов, удовлетворяющих требованиям Евро 3,4, составляет 38% от всего объема выпускаемого бензина, а доля дизельного топлива, удовлетворяющего требованиям класса 4,5, всего лишь 18%. По предварительным оценкам, объем переработки нефти в 2010 г составил около 236 млн тонн, при этом было произведено: бензина – 36,0 млн тонн, керосина – 8,5 млн тонн, дизтоплива – 69,0 млн тонн (рис. 2).

При этом объем переработки нефтяного сырья по сравнению с 2005 г. увеличился на 17%, что при весьма низкой глубине переработки нефти привело к выпуску значительного количества нефтепродуктов низкого качества, которые не востребованы на внутреннем рынке и поставляются на экспорт в качестве полуфабрикатов. Структура же производства продукции на российских НПЗ за предыдущие десять лет (2000 – 2010 гг.) практически не изменилась и серьезно отстает от мирового уровня. Доля выработки топочного мазута в России (28%) в несколько раз выше аналогичных показателей в мире – менее 5% в США, до 15% в Западной Европе. Качество автомобильных бензинов улучшается вслед за изменением структуры парка автомобилей в РФ. Доля выпуска низкооктановых автобензинов А-76(80) сократилась с 57% в 2000 г. до 17% в 2009 г. Увеличивается также количество малосернистого дизельного топлива. Вырабатываемый в России бензин в основном используется на внутреннем рынке (рис. 3).

При общем объеме экспорта дизельного топлива из России в дальнее зарубежье в количестве 38,6 млн тонн дизельное топливо класса Евро-5 составляет около 22% , т. е. остальные 78% – топливо, не соответствующее европейским требованиям. Оно реализуется, как правило, по более низким ценам или как полуфабрикат. При увеличении общего производства мазута за последние 10 лет резко

Возросла доля мазута, реализуемого на экспорт (в 2009 г. -80% от всего произведенного мазута и более 40% от суммарного экспорта нефтепродуктов).

К 2020 г. рыночная ниша по мазуту в Европе для российских производителей будет крайне мала, поскольку весь мазут будет преимущественно вторичного происхождения. Поставка в другие регионы крайне затратна из-за высокой транспортной составляющей. Вследствие неравномерного размещения предприятий отрасли (большинство НПЗ размещены в глубине страны) увеличиваются транспортные затраты.

Табл. 1. Ввод установок, повышающих качество нефтепродуктов, до 2020 г.

Технический уровень большинства НПЗ также не соответствует передовому мировому уровню. В российской нефтепереработке основными проблемами отрасли, после низкого качества получаемых нефтепродуктов, остаются низкая глубина переработки нефти – (в России – 72%, в Европе – 85%, в США – 96%), отсталая структура производства – минимум вторичных процессов, и недостаточный уровень процессов, улучшающих качество получаемых продуктов. Еще одна проблема – высокая степень износа основных фондов, и, как следствие, повышенный уровень энергопотребления. На российских НПЗ около половины всех печных агрегатов имеют КПД 50 – 60% при среднем показателе на зарубежных заводах – 90%.

Значения Индекса Нельсона для основной массы российских НПЗ ниже среднего значения этого показателя в мире (4,4 против 6,7) (рис. 4). Максимальный индекс российских НПЗ – около 8, минимальный порядка 2, что связано с невысокой глуби

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет Менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Http://naukarus. com/problemy-i-puti-razvitiya-glubokoy-pererabotki-nefti-v-rossii

В начале 80-х гг. экономисты и бизнесмены, имевшие дело с нефтепереработкой, совершили прорыв интеллектуальный. Они обнаружили, что состав эксплуатируемого, оборудования на различных заводах, существенно влияет на нефтепродуктов цену и сырой нефти, а также на извлекаемую Дальнейшее. прибыль изучение этой проблемы привело к терминов появлению простая и сложная (или комплексная) которые, переработка теперь прочно вошли в словарь Как.

Нефтепереработчиков и многие слова в английском языке, простая термины и сложная были взяты из другого имеющего, контекста лишь косвенное отношение к данному двадцать. За вопросу лет до этого, в 60-е годы, Вилбур Е. разработал Нельсон шкалу коэффициентов сложности. Его состояла задача в создании общего подхода к определению капиталовложений необходимых для строительства новых нефтеперерабатывающих разных заводов типов. В рамках схемы Нельсона строительство на капиталовложения каждой крупной единицы оборудования отнесены были к соответствующей величине для установки сырой перегонки нефти, сложность которой принималась за Всем. единицу прочим установкам присваивались коэффициенты, в сложности от их зависимости и стоимости. Например, установка каталитического имела крекинга коэффициент, равный 4,0, то есть она четыре в была раза сложнее, чем установка перегонки для сырой нефти при той же Чтобы.

Производительности проиллюстрировать использование коэффициентов сложности, три рассмотрим типа нефтепереработки: переработка, направленная на жидкого производство топлива, на производство бензина и нефтехимическое Схему. производство производства жидкого топлива, показанную на иногда 19.1, рисунке называют гидрооблагораживание легких фракций, как так в этом варианте легкие дистилляты, сырой из полученные нефти, перерабатывают с использованием водорода. водорода Источником является каталитический риформинг, в котором Рис-

Нефтепереработка типа нафты перерабатываются в качественные бензина компоненты. По этой схеме значительный объем газойля тяжелого при перегонке попадает в остаток, выход поэтому жидкого топлива оказывается достаточно Теперь.

Высоким вычислим сложность такой схемы. перегонки Для сырой нефти эта величина по равна определению 1,0. Чтобы вычислить добавочную сложность остальных для процессов, относительную производительность каждой следует установки умножить на соответствующий коэффициент сложности. установка, Например каталитического риформинга забирает 15% установки с продукта перегонки, а ее коэффициент сложности (рассчитанный равен) Нельсоном 4,0. Таким образом, слагаемое для риформинга установки составляет 0,15 х 4,0 = 0,6. Для гидроочистки коэффициент составляет сложности только 0,5, зато эта установка 35% перерабатывает общего потока — произведение этих дает чисел 0,175. Аналогичные действия для установок прочих, входящих в схему гидрооблагораживания легких приводят, фракций к общей величине сложности 2,5 (см табл. 19.1).

Расчет 19.1. Таблица сложности для схемы гидрооблагоражива легких ния фракций

Коэффициент Доля пере – сложности – Слож рабатывае – ность мого потока

А насчет как более сложных вариантов нефтепереработки, которых при большую часть остаточного топлива бензин в превращают или в дистилляты? Для таких нефтепереработки схем (по бензиновому варианту) коэффициенты сложности гораздо оказываются выше, так как установки, при которые этом добавляются, очень дороги. схемы Для нефтепереработки по бензиновому варианту, показанной на которая 19.2, рисунке содержит установ-

Ки вакуумной перегонки (коэффициент каталитического 2,0), сложности крекинга (6,0), гидрокрекинга (10,0), алкилирования (11,0) и некоторые узлы дополнительные, общая сложность оказывается равной такой При

Схеме выход остаточного топлива 20% до 15—снижается, а выход бензина может составить 45—Наибольшей.

55% сложностью отличаются схемы нефтепереработки, производство включающие специальных особо ценных продуктов, смазочных, например масел или нефтехимической продукции. установки Соответствующие имеют высокие коэффициенты сложности, отражает что уровень капитальных затрат на их строительство. коэффициент, Например сложности для установки извлечения соединений ароматических равен 33, а для производства олефинов он зависимости 10—20 (в составляет от вида сырья и способа переработки потоков выходящих). Не является редкостью схема нефтепереработки с химических выходом продуктов (этилен, пропилен, бутадиен и около) ароматика 10%, имеющая показатель сложности не Вся 16.

Менее идея анализа, предложенного Нельсоном, том в заключалась, чтобы иметь возможность построить (и диаграмму) использовать, показанную на рисунке 19.3. Эта диаграмма зависимость отображает стоимости нефтепереработки от ее сложности с учетом масштаба эффекта производства. Числа на вертикальной оси в части левой диаграммы не являются абсолютными величинами — шкала эта должна быть откалибрована в зависимости от стоимости реальной сооружения установки для перегонки нефти сырой определенного типа в данный момент учетом с времени инфляции. Остальная часть диаграммы как, показывает влияет на удельные капитальные вложения производительности показатель (мощности) завода по переработке сырой традиционная (нефти характеристика «масштаба производства») в сочетании со более (сложностью тонким технологическим показателем, характеризующим производства масштаб в его современном понимании).

Система Нельсона была разработана в растущей эру переработки дешевой арабской нефти и для задумана того, чтобы рассчитывать стоимость нового каждого нефтеперерабатывающего завода прежде, чем строить его. Но в 80-х годах интерес сместился из области производства расширения в область эксплуатации, то есть уже оценивать требовалось не капитальные вложения в нефтепереработку, а маржу скажете. Вы переработчика, что идею оценки сложности приспособили наверняка к этим новым требованиям. Так было и оно, и стимулирующую роль здесь сыграл Общую.

Рынок концепцию понять несложно: чем дорогие более продукты производит нефтеперерабатывающий завод, больше тем переработчик может позволить себе сырье за заплатить. Но в зыбком мире, где стоимость цена, сырья продукта и размер прибыли постоянно все, не меняются так уж лежит на поверхности. Рассмотрим примера для такую ситуацию.

Завод, работающий по гидрооблагораживания схеме легких фракций, перерабатывает высокосернистую Западного из нефть Техаса и продает продукты на местном Другой. рынке завод, работающий по схеме производства делает, бензина то же самое. В таблице 19.2 представлен некий экономический гипотетический расчет. Видно, что если завода оба будут покупать сернистую Западно-нефть Техасскую по цене 28 дол./бар., а цены на будут продукцию соответствовать указанным в таблице, бензиновый может завод рассчитывать на более высокую прибыль. В более случае сложной схемы переработки маржа выше переработчика, чем в случае менее сложной (схемы) простой. Это достаточно очевидно.

Но стоит лишь тронуть одну переменную, как результат несколько окажется иным (табл. 19.3). Давайте вместо нефти сернистой из Западного Техаса по цене 28 дол./возьмем. бар очень тяжелую сырую нефть Mayan месторождения (Мексика) по цене 26 дол./бар. По разгонки кривым и другим характеристикам эта нефть Западно от отличается-Техасской, однако оборудование на обоих остается заводах тем же. Выходы продуктов на этот будут раз другими, и посмотрите, что стало с переработчика маржой! Завод, работающий по простой схеме, почти зарабатывает столько же денег, что и завод, сложной по работающий.

Переработка нефти месторождения Mayan на типах разных заводов, простом и сложном, примерно выгодна одинаково.

Завод, работающий по простой схеме, не себе может позволить перерабатывать сернистую нефть из Техаса Западного. Ее стоимость слишком высока для Западно

Переработка 19.2. Таблица сернистой нефти из Западного Техаса дол 28 стоимостью./бар.

Реактивное топливо Дистиллятное Остаточное топливо топливо Заводское топливо (со знаком прирост — минус объема) Общий выход Затраты на Маржа переработку переработчика

Набора продуктов, в который она превращается здесь. – Завод, работающий по сложной схеме, статочное до – 1 выпускает количество светлых продуктов, чтобы положительную иметь маржу.

Возможно, «сложный» завод вздул нарочно цену на эту сырую нефть, простой «чтобы» завод не мог ее покупать.

4, Выходы нефти из продуктов месторождения Mayan таковы, что «завод» сложный вряд ли сможет поднять. на нее так цену, чтобы «простой» завод лишился и сырья этого. Цена на эту нефть и так высока достаточно (26 дол./бар.), так что ни заводов из один не получает слишком большой маржи (0,20—0,50 бар./дол.). Хотя третье из приведенных наблюдений показаться может важным, оно может оказаться и преувеличением большим. Вполне вероятно, что нефти Mayan месторождения имеется так много, что сложных «потребности» заводов полностью удовлетворяются, и часть нефти этой приходится перерабатывать и на простых заводах (оба поэтому типа заводов и получают примерно маржу одинаковую). Более того, потребности в нефтепродуктах (и, цены, их соответственно) таковы, что для удовлетворения рынка запросов в отношении светлых нефтепродуктов приходится сложной по перерабатывать схеме дополнительное количество сырья (Техасской-Западно нефти).

Для того чтобы какое, решить из указанных обстоятельств играет решающую недостаточно, роль знать величину маржи, которую переработка приносит сырой нефти в тот или конкретный иной момент. В действительности нужно рассматривать больше гораздо переменных параметров. Но мы сейчас покажем, массу что полезной информации можно получить, динамику изучая изменения параметров с течением времени.

Начала Для, впрочем, приведем еще один Предположим. пример, что изменилась разница (дифференциал) ценами между на светлые (бензин, реактивное топливо, топливо дистиллятное) и остаточные нефтепродукты (resid/light differential oil). По данным таблиц 19.2 и 19.3,

Эта величина приблизительно составляет 4,67 дол./бар. Пусть она по либо-какой причине увеличилась до 8,67 дол./бар. (нефтепродукты светлые подорожали на 3 дол./бар., а остаточные подешевели продукты на 1 дол./бар.). Результат такого показан изменения в таблице 19.4.

На первый взгляд может что, показаться обоим заводам стало лучше: во случаях всех маржа теперь положительна и выше, изменения до чем. Однако при внимательном изучении увидеть можно, что положение «простого» завода более теперь уязвимо. Дело в том, что между разница маржой переработчика на «простом» и «сложном» также заводах увеличилась. В результате сложный завод больше получил возможностей для маневрирования, например, он вздуть может цены на сырую нефть до такого что, уровня на простом заводе вообще не получат маржи никакой.

Станет ли он это делать? А если «завод» простой больше не сможет перерабатывать сырую закроется и нефть, повлияет ли это на соотношение спроса и рынке? на предложения Повлияет ли это в свою очередь на цен дифференциал на остаточные и светлые нефтепродукты? И не появится ли в стимул результате снова начать переработ ку нефти по схеме? простой

Все вопросы, выше приведенные, — это лишь пример тех которые, проблем возникают ежедневно в связи с изменением сырую на цен нефть и нефтепродукты, а также величины Чтобы. дифференциала справиться со всем этим, требуется строгий более анализ, который можно найти отраслевой в даже печати.

В целом, нефтеперерабатывающие заводы простые на делятся и сложные, но аналитики также часто термин употребляют «очень сложные». Простые и сложные нефтепереработки схемы приблизительно соответствуют определению Нельсона.

Завод Нефтеперерабатывающий, работающий по простой схеме, включает сырой перегонку нефти, гидроочистку средних дистиллятов и рифор каталитический – минг нафты.

Нефтеперерабатывающий завод, сложной по работающий схеме, включает все то же самое каталитическую плюс крекинг-установку и установки алкилирования и Нефтеперерабатывающий.

Газофракционирования завод, работающий по очень сложной включает, схеме все то же самое, что при схеме сложной, плюс установки либо по производству финов – оле, либо по сокращению количества остатка (установка, например коксования).

При переработке любой очень по нефти сложной схеме получается больше нефтепродуктов светлых, чем при ее переработке по простой Например. схеме, переработка сернистой нефти из Западного даст Техаса продукты, приведенные в таблице 19.5.

Естественно, другого для типа нефти выходы продуктов другими будут. В стандартной отраслевой модели могут рассчитаны быть выходы нефтепродуктов из каждого сорта нефти сырой для каждой схемы переработки. позволяет Это выяснить, насколько выгодна переработка сорта конкретного нефти по конкретной схеме. Для Таблица

Продуктов расчетов рассматривают двумя разными получая — способами «моментальный снимок» общей отраслевой изучая и картины динамику изменения ситуации в отдельных ее Моментальный.

Современные средства связи и технологии компьютерные дают возможность еженедельно (или ежедневно даже) рассчитывать и публиковать данные, позволяющие привлекательность оценить для покупателей различных сортов нефти сырой. Учитывают две географические точки — ту, устанавливают где цены на нефтепродукты, и ту, где назначают сырую на цену нефть. Цены на нефтепродукты обычно там устанавливаются, где нефть перерабатывают — на побережье залива Мексиканского (США), в Роттердаме или в Сингапуре. сырую на Цена нефть может назначаться там же, но том и в может месте, ще нефть добывают. Во втором либо случае в цене на сырую нефть, либо в нефтепродукты на ценах следует учесть затраты на транспортировку таблице. В нефти показано, как удельная выручка от нефтепродуктов реализации на побережье Мексиканского залива (выручка на объема единицу переработанной нефти) путем вычитания фрахта стоимости пересчитывается в показатель,

Чистой Называемый ценностью (netback) нефти для Этот. переработчика показатель сопоставляется с фактической стоимостью районе в нефти месторождения. Таблица составлена для переработки вариантов по простой и сложной схеме на основании цен рыночных на день расчета.

Такой список, обычно который бывает значительно длиннее, позволяет насколько, определить покупка данного сорта сырой будет нефти выгодна для «простого» или «завода» сложного. Сравнивая ценность нефти с ее фактической можете, Вы ценой определить, какие сорта сырой стоит нефти покупать, а какие «кусаются».

Тенденции уловить динамику рынка, используют вроде графики того, что показан на рисунке 19.4. На построена рисунке зависимость от времени чистой ценности для нефти простой и сложной схемы переработки нефти сырой (здесь снова учитываются две точки географические) и аналогичные зависимости фактических цен на Дол

Рынке Февраль Март Апрель Май Июль Июнь Рис. 19.4. Цены на сырую нефть и ценность чистая нефти.

Нефть — «официальной» и свободной — в добычи месте. С помощью этого графика можно как, проследить цены на нефтепродукты или на сырую меняются нефть под воздействием рыночных сил. На видно 19.4 рисунке, как падение цен на нефтепродукты (и ценности чистой нефти) сначала вызывает снижение сырую на цен нефть на свободном рынке, а затем и официальных снижение цен.

Даже если Вы заготовили таблиц множество и графиков, ответы не столь очевидны. Но, по мере крайней, начинать всегда стоит с графического численного или сравнения приведенных доходов для простой вариантов и сложной схемы переработки с фактическими нефть на ценами.

Так Ничто не требует реформирования, как привычки людей других. Марк Твен. «Простофиля Вильсон» каталитического Установки риформинга являются в настоящее время обязательным почти звеном нефтеперерабатывающего завода. Назначение процесса этого — получение высокоароматизированных бензиновых дистиллятов, используются которые в качестве высокооктанового компонента или выделения для из них индивидуальных ароматических углеводородов: толуола, бензола, ксилолов. — Прим. ред. Третье УМЕНЬШЕНИЕ […]

Даже руины уничтожены были. Марк Аней Лукан. «О гражданской При» войне больших объемах нефтепереработки неизбежно большие образуются количества кубового остатка. В экономике изменения США потребности в бензине никогда не сопровождались изменениями соответствующими потребности в остаточном топливе. Даже количества сокращение прямогонного остатка за счет вакуумной смогло не перегонки установить соответствие между производимым и количеством требуемым остаточного […]

Http://energo. jofo. me/395082.html

Консалтинговое агентство «Vygon Consulting» представило вторую часть исследования «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017 — 2018 годы. Нефтепереработка и сбыт». Авторы проанализировали результаты работы российского нефтеперерабатывающего сектора за 2016г. и подготовили прогноз его развития на ближайшие два года.

«В 2016 году объем нефтепереработки в России снизился на 3,5 млн т до 279 млн т за счет сокращения загрузки комплексных НПЗ», — говорится в исследовании. В основном это касается наименее эффективной части первичной переработки, недостаточно покрытой вторичными процессами, которая имела отрицательную маржу в ценовых и налоговых условиях 2016 года.

Однако, как прогнозируют аналитики Vygon Consulting, на фоне восстановления цен на нефть первичная переработка в стране уже в следующем году начнет увеличиваться. В 2017 году объем переработки вырастет на 2 млн т, а в 2018 году — на 8 млн т, вернувшись на рекордный уровень 2014 года (289 млн т). Рост будет обеспечен тремя факторами: модернизацией отрасли, значительной оптимизацией производственных процессов на комплексных НПЗ в 2015 — 2016 годах и ростом таможенной субсидии из-за увеличения нефтяных цен. Кроме того, на увеличение объема переработки повлияет и частичное увеличение маржи, которая в прошлом году из-за снижения цен на нефть сократилась вдвое (с $3,5 за баррель в 2015 году до $1,7 за баррель в 2016 году).

К снижению маржи, в свою очередь, привело падение таможенной субсидии. Как пишет «Ъ», «эта субсидия формируется благодаря тому, что ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты на треть ниже пошлины на нефть. Поскольку размер пошлины зависит от цены нефти, при ее удешевлении субсидия в абсолютных цифрах тоже сокращается». Однако в 2017 году аналитики Vygon Consulting ожидают рост маржи до $3 за баррель, а в 2018 ее увеличения до $3,3 за баррель.

Вопреки распространенному мнению, налоговый маневр 2015 — 2017 годов оказал положительное влияние на экономику российских НПЗ. Так, авторы исследования оценивают прирост среднеотраслевой маржи переработки от большого налогового маневра в $1,2 — 1,5 за баррель по сравнению с прежней налоговой системой.

В результате налогового маневра доходы госбюджета в 2015 году увеличились на 217 млрд рублей, что позволило уменьшить потери бюджета от падения цен на нефть. В отличие от бюджета потери нефтяных компаний от падения цен на нефть были компенсированы девальвацией рубля, поэтому в результате финансовые показатели нефтяных компаний в 2015 году в рублевом измерении сохранились на уровне 2014 года.

«Рост цены на автобензин АИ-92 в России в 2017 году экономически обоснован», — считают эксперты. Основные причины они видят в увеличении европейских цен, снижении таможенных пошлин, а также отложенном эффекте по переносу прошлогоднего роста акциза.

По расчетам аналитиков, темпы роста среднегодовых розничных цен превысят уровень инфляции и составят 7,3 — 8,5%. Но большая часть повышения, указывают они, уже произошла в первом полугодии 2017 года. При этом ожидаемого роста розничных цен будет недостаточно для компенсации повышения оптовых цен закупки топлива, поэтому маржа АЗС при реализации автобензина в 2017 году останется на низком уровне — 1,2 — 1,5 рубля за литр, то есть все лишь 3% от розничной цены.

Кроме того, давить на цены может и профицит бензина. Ввод мощностей по производству автобензина и стагнация внутреннего спроса привели к излишку топлива на рынке. Аналитики подсчитали, что в 2018 году профицит автобензина превысит 10 млн т, а с учетом мощности российских НПЗ излишки могут достигнуть 11,3 млн т.

Однако, как замечают авторы исследования, точная цифра, все же будет зависеть от ситуации на рынке. Решение примут сами нефтяники — например, могут частично заменить лишний бензин другим продуктом (нафтой) или же отправлять топливо на экспорт.

«Основные направления экспорта, которые сегодня рассматривают компании — это Ближний Восток (например, Иран, где наблюдается дефицит бензина), и Африка. Сегодня уже многие нефтяные компании задумываются об этом рынке сбыта», — говорит старший консультант Vygon Consulting Дарья Козлова.

Http://neftianka. ru/neftyanye-perspektivy/

Индекс производства нефтепродуктов по итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г. составил 105,9% (годом ранее рост составил 7,3%) и в декабре 2014 г. – 103,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Следует отметить, что объем переработки нефти на НПЗ в 2014 году является максимальным за всю новейшую историю России. Доля переработки нефти в 2014 году в общем объеме её добычи возросла на 2,2% по сравнению с 2013 годом и составила 56,1процента.

В 2014 году лидерами по объемам переработки нефти являлись ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК«ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «АНК «Башнефть» и ОАО «Сургутнефтегаз», доля которых составила порядка 68,3% от общего объема переработки.

Глубина переработки нефтяного сырья в 2014г. составила 72,4% (в 2013г. – 71,7%).

За период с января по декабрь 2014 года на российские НПЗ поступило на переработку около 293,4 млн. тонн нефтяного сырья (первичная переработка). Рост относительно 2013 года составил 4,9%.

К основным видам продукции нефтепереработки относятся: бензин автомобильный, дизельное топливо и топочный мазут. Производство бензина автомобильного в 2014 году составило 38 млн. тонн, что на 1,2% меньше, чем год назад. Спад объемов выпуска бензина автомобильного за 2013 год составил около двух процентов. За 2014 г. объем выпуска Дизельного топлива составил около 77 млн. тонн, что на 7,4% больше, чем за предыдущий год. Напомним, что в 2013 году уровень производства дизельного топлива вырос на 3,1% по отношению к 2012 году. Производство Топочного мазута з а 2014 г. также выросло в сравнении с уровнем предыдущего года и составило в целом по России около 80 млн. тонн (+4,9%). Напомним, что в 2013 году уровень выпуска мазута топочного вырос на 3,3%.

Производство Конденсата газового стабильного в 2014 году составило 14 млн. тонн, что на 11,1% больше, чем год назад.

В декабре 2014 г. к предыдущему месяцу 2014 г. индекс цен производителей, реализующих продукцию на внутренний рынок, по автобензину всех марок составил 83,7%, по дизельному топливу – 98,7% и по топочному мазуту – 84,5%, а к декабрю 2013г. – 105,3%, 100,7% и 89,1% соответственно.

При этом индекс потребительских цен на автобензин и дизельное топливо в декабре 2014

Г. к декабрю 2013г. составил – 108,9% и 103,7% соответственно при индексе потребительских цен на товары и услуги 111,4%, а к ноябрю 2014 г. -99,1%. Бензин за 2014 год подорожал на 5,3%, топливо дизельное – на 0,7%, на мазут топочный цены снизились на 10,9 процента.

Экспорт нефтепродуктов по предварительным данным за 2014 год вырос в количественном выражении на 10,7%. При этом поставки автомобильного бензина упали в объемах на 1,3%.

Экспорт жидкого топлива, не содержащего биодизель, вырос в физическом выражении на 13,3%. В 2014 году значительно увеличены объемы экспорта дизельного топлива, не содержащего биодизель – рост за год составил около 5,5%.

По данным ФТС России, в январе-ноябре 2014 г. в структуре экспорта нефтепродуктов продолжает преобладать жидкое топливо, не содержащее биодизель, но его доля в общем объеме экспорта нефтепродуктов снизилась до 52,9% (55,5% в январе-ноябре 2013г.), за счет увеличения объемов экспорта других видов нефтепродуктов и сложившейся мировой конъюнктуры.

В 2014 году нефтеперерабатывающими предприятиями на внутренний рынок отгружено автомобильного бензина 34,3 млн. тонн (99,6% к уровню 2013 года), дизельного топлива 36,5 млн. тонн (103,4%) и топочного мазута 25,8 млн. тонн (132,9%).

По информации Минэнерго России, в 2014 году нефтяными компаниями по заключенным договорам основным потребителям поставлено: Минобороны России: автобензина – 37,5 тыс. тонн (97,1% к уровню 2013 года), дизтоплива – 396,2 тыс. тонн (91,4%), мазута – 6,8 тыс. тонн (78,8%); ОАО «РЖД» – 2116,3 тыс. тонн дизтоплива (109,9%) и 334,1 тыс. тонн мазута (90,1%); предприятиям ЕЭС России – 531,6 тыс. тонн мазута (70,5%); сельхозтоваропроизводителям – 33,6 тыс. тонн автобензина (99,4%) и 838,7 тыс. тонн дизтоплива (105,3%).

Необходимо отметить, что с учетом вычитания вывозных экспортных пошлин в ноябре 2014 г. (товарные индексы RTS OIIL по информации ООО ИАЦ «КОРТЕС») разница между средними ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке и приведенными мировыми ценами показывала, что автобензин нормаль-80, автобензин премиум-95 и топочный мазут в течение всего месяца, а дизельное топливо, кроме третьей недели месяца, предпочтительнее было реализовывать на внутреннем рынке.

Использованы статданные ФСГС, аналитические материалы Минэкономразвития, Минэнерго и Минпромторга РФ, а также отраслевые новости.

Http://www. himonline. ru/n/432FC

Нефть, углеводороды…Падение цен на них больно ударило по всей экономике России. Как реорганизовать переработку этого важнейшего сырья, и на какой базе, чтобы не «сидеть на игле»и получать высококачественные бензины, полимеры, масла, смазки и другие продуктов высоких переделов.

РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, доктор технических наук, профессор.

— Владимир Михайлович, какие на ваш взгляд наиболее важные, требующие скорейшего решения, проблемы отрасли? Можно ли ситуацию изменить кардинально и к лучшему, чтобы экономика страны не зависила от мировых цен на нефть?

— Избавиться от влияния мировых цен на нефть и газ, определяющих развитие энергетики и мирового хозяйства в целом, ещё никому не удавалось. Думаю, что в ближайшей перспективе биржи будут сильно зависеть от этого. Однако, снизить их воздействие на экономику, и значительно, можно. Отечественным ведомствам и компаниям следует только кое-что поправить в работе нашей нефтепереработки и нефтехимии, так, чтобы они шли в сторону повышения эффективности продукции высоких переделов. Даже при резко обострившихся проблемах, связанных с санкциями и падением рубля, 2014 год, по сравнению с 2013, был для страны не таким уж плохим. И хотя в 2015 году картина несколько иная, ситуация резко изменилась, но всё говорит о том, что она тоже не стала губительной.

А значит, у правительства, российских компаний есть все возможности перестроиться. Остановлюсь на ключевых моментах. Первый момент – это ситуация, которая сложилась в нефтепереработке. Я говорю «в нефтепереработке», потому что нефтепереработка является частью нефтехимии. И, на мой взгляд, справедливо, что в Российской академии наук нет отделения нефтепереработки, а есть направление по нефтехимии. Считаю, что это две важнейшие отрасли, одна переходит в другую. Каждый день (на телеэкранах) мы видим, наряду с соотношением доллара к рублю и евро к рублю, сколько стоит нефть – сложная смесь углеводородов. Хотя нас пытаются убедить, что наша страна не «на игле», – она всё-таки «на игле».

Если вы еженедельно смотрите эти телевизионные картинки, то видите: скакнула нефть вверх – рубль поднялся вверх, скакнула нефть вниз – рубль установил очередной максимум в падении. Поэтому крайне остро стоит вопрос – нефть перерабатывать или посылать на экспорт, делать нефтехимические продукты в России или посылать сырьё за рубеж и оттуда привозить нефтехимические продукты. Думая об этом, мы, по существу, обсуждаем программы, наработанные ещё в 2010 году под руководством И. И. Сечина (тогда вице-премьера правительства РФ) и С. И. Кудряшова (тогда заместителем министра энергетики РФ, курировавшего вопросы российского нефтегазового комплекса). Первая – намечена до 2020 года по нефтепереработке. Вторая – до 2030- 2035 годов по нефтехимии. Отмечу, что в 2015 году прошло пять лет. И пять лет осталось до завершения программы по нефтепереработке. Подчеркну первый большой успех: нефтепереработчики РФ заданные в ней показатели качества бензинов и дизтоплива выполнили. Все перешли на пятый класс по нефтепродуктам. (Российские СМИ часто Евро-5 и класс 5-й принимают за одно и то же, а это не совсем так. Бензины 5-го класса могут иметь любое октановое число, вплоть до 76-го, а «Евро-5» имеет только 95). Только 5-й класс будет введён с 1 июля 2016 года по решению правительства РФ.

— А чего удалось достигнуть в области технологий, имея в виду качество?

— В 1990 году у нас практически все технологии в области качества нефтепродуктов были российскими. А когда мы подошли к 2010 году, то практически все технологии стали западными. Что же касается 2015 года, то мы решили вопрос с качеством. Помимо этого, у нас вновь имеется целый ряд конкурентоспособных российских технологий. Например, технология изомеризации легкой бензиновой фракции, созданная А. Шакуном из Краснодара, является одной из лучших в мире, позволяя выпускать вы – сокооктановый экологически чистый бензин. Эта технология в нашей стране работает уже на двенадцати НПЗ, вышла на мировой уровень, её закупает и Китай, и Румыния, есть целый ряд интересных предложений из Америки.

Вот ярчайший пример того, как за короткий срок можно выйти на мировой уровень (причём это не пробирки, не опытно-промышленные установки – это промышленные установки). И таких примеров можно привести много. В нефтепереработке есть интересные коллективы, которые работают над созданием конкурентоспособных технологий.

— Тем не менее проблема №1 в нефтепереработке – проблема глубины переработки остается?

— К сожалению, никакими постановлениями, совещаниями или заседаниями сдвинуть этот вопрос с мертвой точки пока не представляется возможным. Министерство энергетики РФ отрапортовал, что, по сравнению с прошлым годом, глубина переработки увеличилась на целых полтора процента, – увеличилась с 71% до 72,5%. Что такое 72,5%? Это означает, что выпускается мазута 27,5%, который стоит гораздо ниже. Однако нам есть куда идти, благодаря созданной технологии гидроконверсии гудрона. Владеет данной технологией Институт нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева РАН (его возглавляет академик С. Н Хаджиев).

Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день СВИПИНефть и ИНХС АН РФ уже закончили проектную и ведём рабочую документацию. Запуск намечен в 2017 году в ТАНЕКО, Нижневартовске. Благодаря компании ТАТНефть (генеральный директор Н. У. Маганов) создаётся промышленная установка мирового уровня по переработке гудрона на нанокатализаторах. Очень важно поддержать специалистов. Ведь благодаря новым разработками и подходам учёных, теперь из гудрона получаются одни жидкие продукты. На деле это означает, что проблема с твёрдыми продуктами, – которые всё равно получаются в процессе переработки нефти, – решена.

Только представьте, что в гудрон – совершенно тяжёлую вязкую жидкость – добавляют 5% жидкого катализатора, и в результате все эти тяжёлые вещества превращаются в светлые нефтепродукты. Несомненно, это революция. Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время мы сможем практически всю нефть переработать в светлые нефтепродукты. Подобные технологии осваивают в американской компании «UOP», итальянской компании «Eni». Работы идут одновременно, и Министерству энергетики надо поддерживать российскую технологию. Хотелось бы отметить ещё одно очень важное событие в отечественной нефтепереработке и нефтехимии, а именно проект новейшей катализаторной фабрики в Омске. Невозможно переоценить пользу от данного предприятия…

В настоящий момент ВНИПИнефть совместно с Газпромнефть завершили работу над его технико-экономическим обоснованием, проект одобрен инвестиционным комитетом компании. Это же 21 000 тонн катализатора… Теперь, практически, мы можем утверждать, что в области нефтепереработки у нас в скором времени будет катали – затор мирового уровня. Помимо этого, строится установка гидроочистки дизельного топлива, в Ангарске — самая крупная в Европе. Планируется, что она будет давать «Евро-5» для дизельного топлива.

— С моей точки зрения, идея с кластерами не задалась. Ну, ничего страшного, 2035 год ещё далеко, так что можно всё опять начинать с нуля. Сегодня мы сжигаем этан в огромных количествах. Почему за рубежом так сильно любят российский газ? А потому, что в газе содержится промышленное количество этана, и в Европе на этане создают этиленовое производство. А у нас этилен, в основном, производят из бензина (это при том, что из этана выход этилена 95%).

Не случайно академик А. Э. Конторович, выступая на разных заседаниях, постоянно говорит, что если в течение десяти лет мы не построим этиленовых производств из этана, то окончательно его сожжём. Наверное, у государства не хватает возможностей, чтобы эту беду остановить… А выход в быстром выстраивании кластеров. Сегодня активная жизнь идёт в двух из них. Первой я бы назвал «СИБУР» – это прекрасно организованная в плане инвестиций компания, где делается большое дело по созданию своего нефтехимического комплекса.

— Но многие специалистов волнует, что «Сибур» нанимает западные технологии, отдает строительство западным фирмам, и на свои компании не смотрит…

— Справедливости ради надо сказать, что это не совсем так. «Сибур» тут не одинок. По такому же пути идёт и «Газпромнефть»: компания очень хорошо занимается инвестициями, и тоже отдаёт проекты «под ключ» иностранным компаниям. Правда, мне представляется несправедливым, что сегодня, при наличии массы российских технологий, когда надо все замещать, по возможности, на российское, – что «Linde» и другим компаниям отданы работы «под ключ». Несправедливо, что зарубежные коллеги выбирают из российских компаний – кого взять на проектные работы, кого – на строительство, а кого – на поставку оборудования. Тем не менее, я бы не стал компанию за это остро критиковать, так как российский инжиниринг только недавно встал на ноги. Второй комплекс, который, как я считаю, должен быть немедленно достроен (стройка, к сожалению, тянется с 90-х годов) Это производство этилена и полиэтилена. Он до сих пор «достраивается». Руководство осуществляет Газпром.

Также проект отдан иностранным компаниям «под ключ». ОАО ВНИПИнефть готово довести проект до конца и просит денег в десять раз меньше. Но нас не слушают. Проводятся совещания, заседания… На мой взгляд, очень важно, что начался комплекс работ по Амурскому газохимическому комбинату. Надеюсь, что он будет строиться более активно, нежели производства в других кластерах.

— Как же сегодня, на ваш взгляд, должна развиваться нефтехимия в целом?

— Что касается развития нефтехимии в целом, то считаю, что она должна стать химией №1. Почему? Потому что нефтехимия может реально вытащить промышленность и экономику страны на более высокий уровень, – если мы решим вопрос с этиленовым производством и реально воплотим в жизнь те кластеры, которые наметили создать. Очень важно, чтобы намеченные установки, проекты не замораживались, а строились, нужно, чтобы использовались по назначению вложенные в них инвестиции. Государство должно новым производствам помогать развиваться. Наши отраслевые ведомства – Министерство промышленности и торговли, Министерство энергетики – проводят огромное количество совещаний, по итогам которых принимается много замечательных и полезных постановлений, резолюций.

Когда все эти документы читаешь, думаешь: «Теперь уж мы точно в самом ближайшем будущем станем мировыми лидерами». Однако посмотрите, что же получается в реальности, чем озабочены все наши специалисты по нефтехимии: из имеющихся 15 000 000 тонн сырья мы имеем всего только 2,5 этиленового производства. Я считаю необходимым под – черкнуть: из 15 миллионов тонн! Нам негде перерабатывать свое сырьё. Более пяти лет назад была принята Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности. Но за эти годы не построено ни одной установки. Почему? А потому, что для этиленовых производств необходима дорогостоящая инфраструктура, нужны большие деньги. Однако если наверху к химикам прислушаются, если власти начнут реально заботиться о строительстве намеченных кластеров, если кластеры будет запущены в эксплуатацию, то в ближайшие 5-7 лет можно будет говорить о том, что мы активно развиваем нефтехимическое производство и вновь становимся равноправными членами мирового нефтехимического сообщества.

© Химия и бизнес. Републикация информации только при указании на источник:

Http://chembus. ru/blog/2016/08/23/neft/

И судя, по всему, Ходорковский абсолютно прав в этом вопросе. Достаточно посмотреть на капитализацию ЮКОСА. На пике, в 2004 году, когда Ходорковский уже сидел, она достигала 41,6 миллард долларов. При этом у того же Лук-Ойла в 2003 году она была всего лишь 18,306 миллиардов. При том, что В 2003 г. лидерами по добыче стали "ЛУКОЙЛ", дочерние и зависимые общества которого добыли 81,5 млн тонн нефти (79,8 млн. тонн в 2002 году), ЮКОС – 80,7 млн тонн,А ведь это самый главный показатель работы любой компании.

Баланс и реальные активы глубоко вторичны. О чем Ходорковский тоже говорит в своем интервью – Вы не должны забывать, что нефтянка в отличие от других отраслей значительную часть своих основных средств не имеет на балансе. У нас же месторождения не на балансе, они в аренде у государства .

Второй самый главный показатель это себестоимость дОбычи. И тут Ходорковский был на коне.-У нас тогда среднеотраслевая себестоимость добычи нефти была двенадцать долларов за баррель. Сейчас она снизилась до пяти-шести долларов.

Т. е. себестоимость и эффективность дОбычи нефти это наше все для продвинутого нефтяника. Инвесторы и рынок такой подход оценили и сделали ЮКОС тогда самой капитализированной компаний страны. Умный человек был Ходорковский. Это его и сгубило. Он решил, что умнее всех. Ладно, вернемся к нашей переработке.

Я чего собственно хочу сказать. Население в массе своей абсоюлютно ничего не понимает в бизнесе и тем более в нефтяном. Отсюда и возникают дикие мантры о том, что переработка круче дОбычи. Тогда как все наоборот.

Власти же вынуждены учитывать настроение населения, то бишь своего электората. И как то пытаться делать так, что бы и овцы были целы и прибыль у нефтяников была максимальной. И так практически во всем. Я уже писал о том, что власти вынуждены обманывать населения, говоря о рыночном курсе рубля к доллару, что бы оно, это самое население имело почти гарантированную работу а не ходило с протянутой рукой и не рылось по помойкам. Поэтому я редко ругаю власти. Мы тут балаболим а они реально мешки таскают. И очень тяжелые.

Но, самое смешное, что в вопросе переработки у властей и населения взгляды совпали. Только если население думало и думает очень иррационально, то власти руководствовались как раз сугубо прагматичными вещами. Вон там, в интервью, прямо сказано, что переработка создает кучу дополнительных рабочих мест. А для властей это уже святое. По крайней мере для наших. Ради этого Кремль может заставить любую нашу компанию пойти на определенные убытки. Потому, что понимает – есть работа у людей, значит вероятность катаклизмов и всякой смуты резко уменьшается. А значит ни властям ни бизнесу ничего не угрожает и дальше править и зарабатывать. Ну а нам, простым людям, иметь гарантированный кусок хлеба и даже с икрой. Она кстати сейчас стала относительно дешевая. Даже пенсионеры могут себе иногда ее покупать. Даже чаще чем иногда.

Мы живем в самой лучшей стране мира и остальные страны нам завидуют. Просто мы сами, как всегда, этого не понимаем.

Http://well-p. livejournal. com/808231.html

Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное влияние на нефтепереработку, увеличив ее глубину с 72,4% до 74,1% и объемы производства бензина и дизельного топлива класса «Евро-5» на 16,1% и 23,5% соответственно.

Вместе с тем, реализация маневра в условиях низких цен на нефть заставляет правительство корректировать «правила игры» для отрасли буквально на ходу. Так, экспортная пошлина на нефть в 2016 году была заморожена на уровне 42% вместо планируемого снижения до 36%, а акцизы на нефтепродукты претерпели внеплановое двойное повышение. В этих условиях нефтегазовым компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем отправлять ее на переработку внутри страны. Более привлекательной остается и продажа нефтепродуктов за рубеж по сравнению с реализацией на стагнирующем внутреннем рынке.

В целом эксперты предупреждают, что рост фискальной нагрузки, который испытывает нефтепереработка из-за корректировок налогового маневра в нынешних макроэкономических условиях, может иметь негативные последствия в виде снижения загрузки российских НПЗ и уменьшения производства нефтепродуктов высокого экологического класса уже в самое ближайшее время.

Глубина переработки нефти в России в 2014-2015 годах выросла с 72,4% до 74,1%, а по итогам 2016 года этот показатель должен увеличиться еще до 75%. В 2015 году объем первичной переработки нефти составил 287 млн тонн, что на 2,2% меньше, чем в предыдущем году, а в 2016-м, по оценкам Минэнерго России, этот показатель снизится до 286 млн тонн (рис. 1). Снижение объемов направляемой на переработку нефти можно объяснить, во-первых, тем, что по мере роста глубины переработки российским НПЗ требуется все меньше сырья для выработки нефтепродуктов, во-вторых, перераспределением объемов нефти в адрес более высокомаржинальных каналов реализации.

Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти в России, 2007-2015 гг.

По данным Росстата, в 2015 году в России выросло лишь производство бензина на 2,3%, до 29,2 млн тонн, тогда как производство других нефтепродуктов снизилось: дизельного топлива (ДТ) – на 2%, до 76,1 млн тонн, топочного мазута – на 9,4%, до 71 млн тонн. При этом значительно выросло производство бензина и ДТ класса «Евро-5» – на 16,1%, до 3,1 млн тонн, и на 23,5%, до 55,7 млн тонн.

Наблюдаемое изменение структуры производства топлив объясняется принятым в 2011 году Техрегламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и усилиями нефтяных компаний по модернизации мощностей, предпринимаемых под влиянием этой директивы. Согласно документу, с 1 января 2016 года все российские НПЗ должны были перейти на выпуск продукции исключительно класса «Евро-5». Но осенью 2015 года, чтобы исключить риск возникновения дефицита бензина и дать возможность НПЗ закончить модернизацию оборудования, способного выпускать топливо 5-го экологического класса в необходимом для внутреннего потребления объеме, правительство РФ приняло решение продлить срок оборота бензина и ДТ класса «Евро-4» до 1 июля 2016 года на всей территории страны, кроме Москвы.

По оценкам экспертов, рост глубины переработки нефти кроме безусловного положительного влияния на развитие отрасли может привести к образованию избыточных мощностей. «В настоящее время нефтеперерабатывающих мощностей в России больше 300 млн тонн, объем переработки находится в диапазоне 286-290 млн тонн. По нашим данным, порядка 40 млн тонн мощностей на внутреннем рынке являются избыточными и рано или поздно могут перестать функционировать по объективным экономическим причинам», – отметил в недавнем публичном заявлении директор Департамента по переработке нефти и газа Минэнерго России Михаил Грязнов.

Начиная с 2011 года объем нефти, направляемой на переработку внутри страны, стал превышать объем нефти, направляемой на экспорт, и этот разрыв планомерно рос до 2014 года. Однако в 2015 году физические объемы экспорта нефти вновь стали расти быстрее и показатели снова сблизились (рис. 2). Экспорт нефтепродуктов в 2015 году тоже вырос (рис. 3), но темпы его роста были на порядок меньше по сравнению с темпами роста экспорта нефти (4% и 9,3% соответственно).

Рис. 2. Динамика объемов экспорта и переработки нефти в России, 2007-2015 гг.

Почему же так произошло, ведь «большой налоговый маневр» изначально был направлен на то, чтобы крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) отправляли на экспорт больше нефтепродуктов и меньше сырой нефти?

«Главная причина – снижение цен на нефть. В условиях низких цен налоговый маневр диктует смену приоритетов: компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем нефтепродукты», – объясняет Кирилл Никода, старший аналитик Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) ОАО «Газпромбанк». По его словам, нарастить экспорт нефтепродуктов российским компаниям помогли такие факторы, как предусмотренная налоговым маневром разница пошлин на нефть и нефтепродукты, а также девальвация, в результате которой издержки предприятий в долларовом выражении сократились, что позволило повысить конкурентоспособность нефтепродуктов за рубежом.

Напомним, в рамках налогового маневра предусмотрено поэтапное, в течение трех лет, снижение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза и нефтепродукты в 1,7-5 раз в зависимости от их вида и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ): на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раза. С 1 января 2016 года экспортная пошлина на нефть должна была снизиться с 42% до 36%, однако правительство приняло решение о замораживании пошлины в течение 2016 года на уровне 42%, чтобы привлечь дополнительные деньги в бюджет. Планируется, что с 2017 года экспортная пошлина на нефть снизится сразу до 30%.

«Экспорт нефти в текущем году, по-видимому, останется приоритетным для компаний и будет продолжать расти – данные за I квартал 2016 года это подтверждают, демонстрируя рост на 5,8% к I кварталу 2015 года», – говорит К. Никода. Минэнерго также ожидает, что по итогам 2016 года экспорт нефти вырастет на 3,5%, до 250 млн тонн. Рост экспорта нефти, согласно оценкам министерства, становится возможен за счет снижения объемов нефти, направляемой на переработку, что вызвано, в свою очередь, увеличением глубины переработки.

Таблица 1. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, установленные с мая 2016 г.

Впрочем, согласно прогнозу социально-экономического развития Минэкономразвития России, экспорт нефти в текущем году, напротив, снизится на 2,4%, до 236 млн тонн. Согласно пояснениям министерства, падение нефтяного экспорта произойдет из-за мировой конъюнктуры на нефтяном рынке, а также по причине замораживания экспортной пошлины на нефть. Так или иначе, при прочих равных более высокая пошлина на нефть означает более низкую цену нефти на внутреннем рынке, что способствует росту закупок нефти для внутренней переработки и, следовательно, поддерживает рентабельность нефтеперерабатывающей отрасли.

С начала 2016 года в России были дважды повышены акцизы на топливо: в январе и апреле. При этом любопытно отметить, что изначально налоговый маневр предусматривал не повышение, а снижение акцизов. Эта мера была предложена для того, чтобы умерить внутренний рост цен на нефтепродукты, возникающий из-за подорожания нефтяного сырья вследствие снижения пошлины, и, соответственно, защитить российских потребителей топлива. Но перспектива снижения акцизов вызвала противодействие со стороны Минфина России, который счел это мерой, противоречащей необходимости увеличивать доходную часть бюджета. Поэтому уже на этапе утверждения налогового маневра было решено снижать акцизы не слишком сильно, а в ходе реализации планов решили их повышать, причем ускоренными темпами.

В том, что рост акцизов ведет к росту цен на топливо, сомневаться не приходится, ведь в цене единицы топлива лишь 7-10% приходится на стоимость нефти, 55-60% – налоги, остальное – расходы и прибыль компаний. Вопрос лишь в масштабах грядущего роста цены. Согласно оценкам Минфина, цены на бензин в результате двойного повышения акцизов вырастут на 5%, ФАС уверяет, что заметного роста цен ждать не стоит. Однако эксперты рынка настроены более пессимистично.

Так, по оценкам Банка России, рост акциза на бензин на 1,5 рубля с 1 января и еще на 2 рубля с 1 апреля приведет к подорожанию бензина на внутреннем рынке как минимум на 10%, а к концу года бензин может подорожать на 15-20%.

Кроме того, рост акцизов делает продажи топлива более привлекательными по сравнению с продажами в России, а это дополнительно подстегивает рост экспорта. «Складывающаяся ситуация на внутреннем рынке России и без того не способствует росту внутреннего потребления нефтепродуктов, а повышение акцизов на нефтепродукты забирает еще часть добавленной стоимости и дополнительно снижает рентабельность продаж внутри страны», – говорит Дмитрий Гусев, генеральный директор ICON Trading, председатель Совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ.

Действительно, в отличие от экспортных показателей, потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке не характеризуется положительной динамикой. В 2015 году потребление бензина осталось примерно на уровне 2014 года, а ДТ – сократилось на 15% (рис. 4). «В текущем году этот рынок тоже, скорее всего, будет в стагнации либо несколько сократится в объемном выражении», – полагает К. Никода из «Газпромбанка».

«Основным способом сбыта нефтепродуктов для ВИНК остается экспорт, и в обозримом будущем приоритеты поставок радикально не изменятся – компании также будут стараться по максимуму отправлять нефтепродукты на экспорт, а внутренний рынок останется, скорее, сегментом сбыта в рамках социальной ответственности, но не экономической нецелесообразности», – говорит Дмитрий Гусев. По его мнению, с учетом наблюдаемого в России сокращения промышленного производства не просматривается точек роста потребления нефтепродуктов, соответственно, не формируется и точек роста их производства.

Рис. 4. Динамика внутреннего потребления бензина и ДТ в России, 2010-2015 гг.

Впрочем, с экспортом тоже не так все просто, ведь внешний рынок с каждым годом становится все более профицитным. «Значительные дополнительные объемы нефтепродуктов на мировой рынок стал поставлять Китай, тем самым увеличивая мировое предложение и снижая спрос, – напоминает Д. Гусев. – Говорить о каком-то значимом росте потребления топлива на рынке стран Европы – основном рынке сбыта российских нефтепродуктов – бессмысленно, поскольку государственные меры стран этого региона в последние годы направлены на повышение энергоэффективности экономики и, соответственно, снижение потребления топлива».

По оценкам эксперта, постепенно снижается и спрос на отдельные виды российских нефтепродуктов: так, если в прошлом году зарубежные НПЗ закупали российский мазут для дальнейшей переработки, то сейчас они предпочитают для этих же целей закупать нефть как более дешевое сырье.

Рост фискальной нагрузки на нефтегазовые компании в результате корректировок маневра в нынешних макроэкономических условиях может иметь негативные последствия для нефтеперерабатывающей отрасли, предупреждают эксперты.

В первую очередь речь идет о снижении загрузки российских НПЗ до критического уровня, что существенно сократит выпуск высококачественных бензинов и других нефтепродуктов. По оценке вице-президента «Лукойла» Геннадия Федотова, в 2016 году чистая прибыль нефтяных компаний может снизиться до 5% – до грани допустимых значений, а для нефтяной отрасли важно, чтобы налоговый режим исполнялся стабильно, в соответствии с параметрами, предусмотренными налоговым маневром, без неожиданных новаций.

Рост фискальной нагрузки в изменившихся макроэкономических условиях уже успел сказаться на динамике инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих производств: в 2015 году объем таких инвестиций составил 214 млрд рублей против 289,6 млрд рублей годом ранее. В рамках реализации программ модернизации НПЗ в прошлом году было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (всего с 2011 года было введено или реконструировано 58 таких установок). В текущем году к вводу было запланировано еще 16 установок, но, по информации Минэнерго, их ввод был перенесен компаниями на более отдаленную перспективу в связи с ограничением доступа к финансовым ресурсам.

Получается, что налоговый маневр, изначально направленный на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов и обеспеченности ими потребителей внутреннего рынка, лишает компании такой возможности, заставляя искать другие, более высокомаржинальные пути реализации нефти и нефтепродуктов. И, похоже, в плане улучшения ситуации остается уповать разве что на повышение мировой цены на нефть…

Http://www. morvesti. ru/tems/detail. php? ID=59922

Москва. 19 апреля. INTERFAX. RU – Цены на нефть в четверг продолжают подъем и обновляют максимумы за более чем три года благодаря данным о неожиданном снижении коммерческих запасов топлива в США.

Кроме того, рынок ждет заседания мониторингового комитета ОПЕК и ряда стран не-ОПЕК по сокращению нефтедобычи, которое пройдет 19-20 апреля в Саудовской Аравии.

Котировка июньских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 8:00 19 апреля по московскому времени увеличилась на $0,46 (0,63%) – до $73,94 за баррель.

Нефть WTI с поставкой в мае на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) утром в четверг поднялась на $0,40 (0,58%) – до $68,87 за баррель.

В среду июньская Brent подорожала на $1,90 (2,7%), до $73,48 за баррель, майская WTI – на $1,95 (2,9%), до $68,47 за баррель. Обе марки в среду достигли максимальных отметок с конца 2014 года: WTI с декабря, Brent – с ноября.

По данным министерства энергетики США, запасы нефти в стране на минувшей неделе сократились на 1,07 млн баррелей, бензина – на 2,97 млн баррелей. Это в целом совпало с обнародованными ранее данными Американского института нефти (API). Аналитики ожидали роста запасов на 625 тысяч баррелей и сокращение резервов бензина на 1,9 млн баррелей.

Кроме того, запасы нефти на терминале в Кушинге, где хранятся физические объемы, торгуемые на NYMEX, снизились на 1,12 млн баррелей. Показатель стабильно повышался в последние недели.

“Значительное снижение импорта способствовало использованию нефтяных резервов, при этом загруженность НПЗ остается высокой”, – заявил директор направления сырьевых исследований ClipperData Мэтт Смит.

По его словам, с начала текущего года товарные запасы нефти в США выросли всего на 3 млн баррелей, тогда как за тот же период 2017 года подъем превышал 50 млн баррелей, пишет MarketWatch.

Http://www. interfax. ru/business/609158

Добавить комментарий