перспективы развития мини нпз в россии – cccp-online.ru

перспективы развития мини нпз в россии

Установки от экстрасенса 700х170

+7 (918) 16 87 123

БДУ. ФУСОИ. Мини-НПЗ.

В настоящий момент и в обозримом будущем любые перспективы развития нефтедобывающей промышленности в России и странах СНГ будут определяться в значительной степени состоянием ее сырьевой базы. Предметный анализ качественного состояния неразведанных ресурсов российской нефти говорит о том, что они не в полной мере идентичны уже разведанным запасам. Логично при этом ожидать, что открытие и разработка новых крупных месторождений наиболее вероятны преимущественно в неразведанных и малоразведанных регионах, в том числе – морских шельфах. В то же время, отдельные страны СНГ: Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, владеют значительными неразведанными ресурсами нефти, причем объем этих ресурсов на порядок превосходит уже разведанные месторождения.

Внедрение новых технологий и методов для увеличения объемов извлекаемого из нефтеносных пластов продукта сдерживается рядом объективных факторов. В числе этих факторов более высокие в сравнении с традиционными способами добычи стартовые капитальные вложения в технологии и эксплуатационные затраты. В связи с этим министерства энергетики в России и странах СНГ разрабатывают предложения по утверждению ряда мер на уровне государственного законодательства. Данные меры должны быть направлены на экономическое стимулирование участников рынка, применяющих и заинтересованных в применении новых методов повышения эффективности использования нефтяных месторождений, повышения общей эффективности отрасли. Такие меры в первую очередь призваны увеличить финансирование конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств в профильных научно-исследовательских учреждениях. Они должны ускорить развитие материально-технической базы институтов, которые занимаются разработкой новых методов добычи нефти. И главное – они должны позволить ускорить темпы роста добычи запасов нефти из труднодоступных месторождений.

Масштабы сотрудничества отечественных нефтедобывающих компаний с иностранными фирмами в области нефтегазовой отрасли сегодня возрастают все больше. В сложившейся экономической ситуации это вызвано и необходимостью привлечения зарубежных инвестиций, и стремлением применять используемые в мировой практике наиболее передовые достижения в области техники разработки месторождений нефти и газа, которые в российской промышленности и странах СНГ не получили необходимого развития.

Изношенное производственное оборудование на НПЗ стран СНГ, отсталые отраслевые технологии сегодня приводят к необходимости срочного технического переоборудования большинства заводов. Еще в советское время были разработаны проекты модернизации многих нефтеперерабатывающих заводов. Экономический кризис, ставший следствием развала СССР, увы, сделал выполнение этих планов невозможным. В условиях становления рыночной экономики НПЗ не смогли осилить своими силами выполнение намеченных планов по техническому переоснащению производств. Интерес к программам реконструкции предприятий нефтяной отрасли вернулся позже, совпав с периодом, в течение которого многие НПЗ вошли в состав нефтяных компаний.

Откуда нефтедобывающие компании извлекают средства для проведения модернизации своей технологической платформы? Из разных источников. В большей части это доходы, полученные от размещения еврооблигаций, депонирования своих акций в банке-репозитарии (т. н. американские депозитарные расписки), а также проведения дополнительной эмиссии своих акций. Нередко для осуществления программ модернизации привлекаются целевые кредиты от местных, российских и иностранных банков. При современном финансовом состоянии НПЗ у них нет средств для проведения модернизаций.

Современные технические решения и основное производственное оборудование для проведения модернизации НПЗ закупаются у крупных иностранных лидеров отрасли. Проекты, предлагаемые российскими производителями и разработчиками в странах СНГ, зачастую не соответствуют изменившимся за последние годы стандартам и требованиям экологов. Осуществляемые сегодня реконструкции и модернизации классических и мини-НПЗ, направлены в большинстве случаев не на рост объема переработки нефтепродуктов, а в первую очередь на качественное изменение технических параметров предприятий, что должно привести к повышению уровня качества продукции нефтеперерабатывающих заводов.

Понятно, что даже в случае успешного проведения планируемой реорганизации НПЗ далеко не все заводы смогут сразу выйти на серьезный международный уровень. Задача минимум при этом – выполнить требования соответствия мировым стандартам нефтеперерабатывающей промышленности.

Отрасль не стоит на месте, так же как и часть нефтяных компаний не ограничивает планы только реконструкцией своих устаревших производственных мощностей. Рассматриваются варианты, ставятся задачи увеличения объемов производства, строительства новых НПЗ, часто при значительной поддержке местных региональных властей.

В сложившейся ситуации в отрасли нефтепереработки, одним из перспективных вариантов решения задач модернизации НПЗ является постройка малотоннажных бензино-дизельных установок (БДУ) и мини-НПЗ. Принципиально идея внедрения и развития небольших нефтеперерабатывающих заводов поддерживается на правительственном уровне во многих странах СНГ. И это закономерно: при сравнительно небольших объемах переработки нефти – такие установки обладают очевидными преимуществами, в числе которых возможность запуска мини-НПЗ в непосредственной близости от добывающих предприятий и нефтеносных пластов, а также небольшие объемы финансовых затрат на их постройку.

Резюмируя выше сказанное, можно утверждать, что не смотря на непростое состояние дел в нефтепромышленности стран СНГ – выход есть: реформирование отрасли, которое со временем должно повлечь за собой ощутимый вклад в реанимацию экономик этих стран в целом.

научная статья по теме МИНИ-НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «МИНИ-НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Мини-нефтеперерабатывающие заводы России: текущее состояние и перспективы развития

соискатель кафедры «Управление финансами», Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29; e-mail: imamov_rustam@bk.ru)

Аннотация. В статье приводятся результаты анализа ситуации, сложившейся вокруг мини-НПЗ в нефтеперерабатывающей отрасли России. Приведены аргументы в пользу перспективности дальнейшего строительства на территории страны мини-нефтеперерабатывающих заводов, обозначены направления их развития. К перспективным направлениям, помимо производства моторного топлива, можно отнести использование их в качестве полигона, базы или опытно-промышленного предприятия по отработке новых инновационных технологий, вариантов реконструкций и т.п. Отмечено, что в России правильно организованный мини-НПЗ это стабильный и прибыльный бизнес. Учитывая растущую роль нефтепродуктов в экономике страны, он будет прибыльным ещё долгое время.

Abstract. The article shows the results of the analysis of the situation which has emerged around mini-oil refining factories in oil refining branch of Russia. There are arguments in favor of perspectivity of further construction of mini-oil refining factories on the territory of the country, directions of their development are designated. Perspective directions, besides manufacture of motor fuel, can include their usage as a range, a base or a trial enterprise for working-off of new innovative technologies, variants of reconstructions, etc. It is noted, that correctly organized mini-oil refining factory in Russia is a stable and profitable business. Considering a growing role of mineral oil in the national economy, it will still be profitable for a long time.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающие заводы, технологические установки, технологии нефтепереработки, нефтепродукты, автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут, перспективы развития.

Keywords: oil refining factories, technological installations, technologies of oil refining, mineral oil, automobile gasoline, diesel fuel, black oil, prospects of development.

Распределение нефтеперерабатывающих заводов по территории России. Малая переработка нефти в России возникла не многим более 20 лет назад и на протяжении всего своего существования рассматривалась исключительно как «остаточное» явление ТЭК. Сектором мини-НПЗ государство, до недавнего времени, ни разу всерьез не интересовалось, отдавая все силы «большой» нефтепереработке.

Формирование сектора малой переработки нефти началось после распада СССР. В настоящее время, большинство мини-НПЗ в технологическом плане представляют собой установки атмосферной перегонки нефти, сконструированные на основе упрощенных схем. Установки мощностью по сырью от 5 до 500 тыс. тонн в год (далее твг) принято относить к малотоннажным установкам (МТУ), установки мощностью 1 -2 млн. твг – к малым НПЗ, совокупность же МТУ и малых НПЗ принято объединять под термином «мини-НПЗ» [8].

Распределение по мощности и вкладу в объем нефтепереработки действующих в мире НПЗ демонстрирует явное доминирование предприятий, перерабатывающих 6-12 млн. твг нефти [5]. В то же время, большая численность малотоннажных НПЗ свидетельствует об объективной необходимости их существования (рис. 1).

В отличии от многих крупных государств, имеющих или развивающих нефтепереработку и создающих крупные нефтехимические комплексы, в России стремительно увеличивается количество мини-НПЗ. До недавнего времени их строили в основном в нефтедобывающей отрасли для обеспечения топливом городов и поселков, находящихся вблизи месторождений. Сейчас же практически у всех крупных нефтяных

компаний, таких как ЛУКОЙЛ, Роснефть и других, есть мини-НПЗ.

Рис. 1. Вклад НПЗ различной мощности в нефтепереработку и количество действующих заводов в целом по миру и в России и СНГ.

В 2010 году на территории России работало 28 нефтеперерабатывающих заводов, 4 газоперерабатывающих завода, 80 зарегистрированных и получивших лицензии мини-НПЗ и 116 незарегистрированных мини-НПЗ [7]. К на-

чалу 2012 года общее количество мини-НПЗ достигло 291 [5].

Анализ распределения действующих мини-НПЗ по федеральным округам выявляет их концентрацию в районах, в которых большая переработка представлена недостаточно или непредставлена вовсе (рисунок 2). Так, на территории Приволжского ФО находятся почти половина больших и меньше четверти мини-НПЗ,

что в абсолютных цифрах дает соответственно 12 и 19 предприятий. В то же время, в Уральском ФО нет ни одного большого НПЗ, зато официально работают 13 мини-заводов. Из регионального распределения следует, что мини-НПЗ «процветают» там, где высок спрос на нефтепродукты, который по разным причинам не может быть полностью обеспечен поставками крупных предприятий [8]._

Северо-Западный ФО Центральный ФО Южный ФО Гриволжснии ФО Уральсний ФО Сибирснии ФО Дальневосточный ФО

|1 Количество действующих мини-НПЗ

■ Количество и суммарна* мощность действующих крупных НПЗ, тыс. твг

Источник: ИЦ -Кортес»

Рис. 2. Распределение больших и мини-НПЗ по федерал

По большому счету, рост количества мини-НПЗ – это попытка устранить проблемы, возникающие из-за нерационального размещения основных нефтеперерабатывающих мощностей в России, построенных еще во времена СССР. По законам экономики, НПЗ должны находиться максимально близко к месту потребления нефтепродуктов. Заводов нужно много, различных по мощности и продуктовой линейке. Только так можно надежно и с минимальными транспортными издержками снабжать потребителей. К примеру, размер территории, снабжаемой одним российским заводом, более чем в 10 раз превышает оптимальную по стоимости перевозок нефтепродуктов удельную территорию США и в 60 раз – Японии [1]. Таковы последствия советской экономики, когда было принято снижать удельные расходы за счет укрупнения единичной мощности предприятий.

На отечественном рынке нефтепродуктов, который, в настоящее время, контролируется ВИНК и, по сути, является олигополистическим, «новым игрокам» не рады. Выражается это в том, что нефтяники очень неохотно продают сырье для переработки небольшим заводам, предпочитая своих коллег, у которых наблюдается дисбаланс между добычей и переработкой.

Сырье для мини-НПЗ можно приобрести у малых и средних нефтяных компаний. Им трудно пробиться со своей продукцией на внешний рынок, а схемы процессинга (отдают нефть на НПЗ в другой регион, получают обратно нефтепродукты) становятся все менее выгодными. Но заключать долгосрочные контракты на поставку сырья сторонам удается далеко не всегда. Есть примеры, когда построенные мини-НПЗ в Кабар-

дино-Балкарии, Оренбургской области, Дагестане не работают из-за отсутствия сырья [1].

Считается, что строительство мини-НПЗ при отсутствии своего сырья оправдано только тогда, когда нормально работает рынок сырой нефти (например, через нефтяную биржу). Иначе мини-НПЗ становятся уязвимыми для поглощения поставщиком (как ВИНК, так и небольшой нефтяной компанией). Такие рынки-нефтяные биржы в России созданы, но они работают не «в полную силу», так как нефтяные компании не изъявляют особого желания торговать на ней.

Также, одной из причин значительного роста количества малых НПЗ является экономическая. Так, на совещании по вопросам развития энергетики, проводимым в 2010 году Д.Медведевым, российские нефтяники рассказали о том, какие трудности им приходится преодолевать. О состоянии нефтепереработки на всех ВИНК доложил глава «Газпром нефти» А.Дюков. Он отметил, что инвестировать в увеличение глубины переработки невыгодно из-за неравных экспортных пошлин для разных типов нефтепродуктов. По его словам, эффективность вложений в первичную переработку сейчас составляет 30-35%, в то время как отдача инвестиций в глубокую переработку – около 15%. Это привело к тому, что в последнее время количество мини-НПЗ «растет как грибы», причем большинство таких предприятий работает нелегально [7].

Рынки сбыта продуктов нефтепереработки. Независимо от причин появления, мини-НПЗ, относительно рынков сбыта, принято разделять на три группы. Первую составляют заводы в районах нефтедобычи. Основная их задача

состоит в обеспечении горюче-смазочными материалами нефтяных городков вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Такие заводы есть практически у всех ВИНК. Например, у «Роснефти» – Тарасовская МУНП, «РН-Северная нефть», Стрежевской НПЗ. У «Татнефти» – Кичуйский нПз. У «ЛУКОЙЛа» -ТПП «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз» и т.д. Часть этих заводов, например ТПП «Когалымнефтегаз», имеют довольно развитую конфигурацию, что позволяет им вырабатывать бензин хорошего качества [1].

Во вторую группу входят припортовые мини-НПЗ (например, Ванинский НПЗ). Их строят преимущественно для экспорта нефтепродуктов или бункеровки (погрузки на суда запасов топлива). В случае поставок на экспорт полуфабрикаты этих заводов, прежде чем попасть к конечному потребителю, как правило, проходят дополнительную переработку на заграничных НПЗ. Это вызвано невысоким качеством нефтепродуктов, получаемых на большинстве действующих мини-НПЗ, где отсутствуют технологические возможности для вторичной перегонки. Наконец, к третьей группе относятся региональные мини-НПЗ. Рынок сбыта для них – близлежащие территории и соседние регионы.

Специализация мини-НПЗ по процессам нефтепереработки. Анализ участия действующих мини-НПЗ в производстве нефтепродуктов позволяет утверждать, что налицо специализация малой переработки нефти на производстве дизельного топлива – его вырабатывают 62 мини-завода из 80 официально действующих (рисунок 3). И лишь 21 мини-завод вырабатывает автомобильный бензин [8]. При этом, степень автоматизации технологического процесса на многих действующих мини-НПЗ невысока.

х зс 2 х шо Н Ж

Источник: ИЦ – Кортес»

Рис. 3. Количество мини-НПЗ, производящих основные виды нефтепродуктов.

Глубина переработки нефтяного сырья на мини-НПЗ не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Экономика и экономические науки»

ЧЕРНЫШЕВА Е.А. — 2009 г.

БУШУЕВ В.В., КРЮКОВ В.А., САЕНКО В.В., ТОКАРЕВ А.Н., ШАФРАНИК Ю.К., ШМАТ В.В. — 2012 г.

Проблемы и перспективы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности РФ

В последние годы состояние и структура нефтепереработки в мире радикально изменились. Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Индия активно строят и вводят в эксплуатацию все новые мощности по нефтепереработке и нефтехимии. Общей мировой тенденцией, наиболее ярко выраженной в промышленно развитых странах, стало ужесточение экологического законодательства, направленное на снижение вредных выбросов при сжигании топлив, а также на постоянный рост требований к качеству нефтепродуктов.

В настоящее время нефтепереработка России существенно отстает в своем развитии от промышленно развитых стран мира. Суммарная установленная мощность нефтепереработки в России на сегодняшний день 270 млн тонн год. В России в настоящее время действует 27 крупных НПЗ (мощностью от 3,0 до 19 млн тонн нефти в год) и около 200 мини-НПЗ. Часть из мини-НПЗ не имеют лицензий Ростехнадзора и не включены в Государственный реестр опасных производственных объектов. Правительством РФ решено: разработать регламент по ведению Минэнерго РФ реестра НПЗ в Российской Федерации, осуществить проверку мини-НПЗ на соответствие требованиям подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и/или нефтепродуктопроводам. Крупные же заводы России, в основном, имеют длительные сроки эксплуатации: количество предприятий, пущенных в эксплуатацию более 60 лет назад – максимальное (рис.5.1).

Рисунок 5.1-Сроки эксплуатации российских НПЗ

Качество выпускаемых нефтепродуктов серьезным образом отстает от мирового. Доля бензинов, удовлетворяющих требованиям Евро 3,4, составляет 38% от всего объема выпускаемого бензина, а доля дизельного топлива, удовлетворяющего требованиям класса 4,5, всего лишь 18%. По предварительным оценкам, объем переработки нефти в 2010 г. составил около 236 млн тонн, при этом было произведено: бензина – 36,0 млн тонн, керосина – 8,5 млн тонн, дизтоплива – 69,0 млн тонн (рис.5.2).

Рис.5.2. Переработка нефти и производство основных нефтепродуктов в РФ, млн т.

Технический уровень большинства НПЗ также не соответствует передовому мировому уровню. В российской нефтепереработке основными проблемами отрасли, после низкого качества получаемых нефтепродуктов, остаются низкая глубина переработки нефти – (в России – 72%, в Европе – 85%, в США – 96%), отсталая структура производства – минимум вторичных процессов, и недостаточный уровень процессов, улучшающих качество получаемых продуктов. Еще одна проблема – высокая степень износа основных фондов, и, как следствие, повышенный уровень энергопотребления. На российских НПЗ около половины всех печных агрегатов имеют КПД 50 – 60% при среднем показателе на зарубежных заводах – 90%.

Значения Индекса Нельсона для основной массы российских НПЗ ниже среднего значения этого показателя в мире (4,4 против 6,7) (рис. 5.3). Максимальный индекс российских НПЗ – около 8, минимальный порядка 2, что связано с невысокой глубиной переработки нефти, недостаточным уровнем качества нефтепродуктов и технически устаревшим оборудованием.

Рис. 5.3. Индекс Нельсона на НПЗ в РФ

В последние годы развитие нефтеперерабатывающей промышленности России имеет явную тенденцию к улучшению состояния отрасли. Предыдущие пять лет можно назвать золотым веком нефтепереработки. Были реализованы интересные проекты, изменил направление финансовый вектор. За последние 1,5 года проведен также целый ряд важных совещаний по вопросам нефтепереработки и нефтехимии с участием руководства страны в гг. Омске, Нижнекамске, Киришах и Нижнем Новгороде, Самаре. Это повлияло на принятие целого ряда своевременных решений: были предложены новая методика расчета экспортных пошлин (когда постепенно уменьшаются ставки на светлые нефтепродукты и увеличиваются на темные, т. о. к 2013 г. ставки должны сравняться и будут составлять 60% от пошлины на нефть) и дифференциация акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от качества, разработаны стратегия развития отрасли до 2020 г. развития нефтепереработки с объемом инвестиций

1,5 трлн руб. и генеральная схема размещения объектов нефтегазопереработки, а также представлена система технологических платформ для ускорения разработки и внедрения конкурентоспособных на мировом рынке отечественных технологий нефтепереработки.

В документах по стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли отмечен опережающий рост по производству и потреблению дизельного топлива с увеличением реализации на внутреннем рынке до 45 млн т/год. Прогнозируется стабилизация производства топочного мазута на уровне 13 – 14 млн т/год и перераспределение его потребления в сторону бункеровочного топлива.

В рамках стратегии предполагается увеличение глубины переработки нефти до 85%. К 2020 г. планируется, что качество 80% выпускаемого бензина и 92% дизельного топлива будут соответствовать ЕВРО 5. При этом следует учитывать, что в Европе уже к 2013 г. будут введены более жесткие, экологические требования к топливам, соответствующие Евро 6. Тем не менее среди планируемых к строительству компаниями 57 новых установок по улучшению качества: по гидроочистке, риформингу, алкилированию и изомеризации (табл. 1). Модернизация заводов с целью выполнения требований регламента в первую очередь связана с увеличением доли процессов, улучшающих качество нефтепродуктов. А углубляющие процессы отошли на второй план, их внедрение отодвинулось на более отдаленную перспективу.

Одним из основных направлений развития нефтеперерабатывающей промышленности на перспективу, исходя из складывающейся структуры потребления нефтепродуктов и необходимости обеспечения сырьем нефтехимических производств, должно стать дальнейшее углубление переработки нефти. Широкое развитие таких процессов переработки нефти, как каталитический крекинг и риформинг, гидрокрекинг, гидроочистка, коксование, карбамидная депарафинизация и др., не только позволит углубить переработку нефти и повысить качество моторных топлив, но и создаст возможность полностью обеспечить развивающиеся отрасли нефтехимического синтеза углеводородным сырьем.

Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в России

Развитие нефтеперерабатывающей отрасли для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты, их экспорта, направления и особенности реализации данного процесса в современной России. Повышение требований к качеству нефтепродуктов на сегодня.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в России

нефтеперерабатывающий качество отрасль экспорт

Для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.

При всех вариантах развития, кроме критического, ожидается рост объемов переработки нефти. К 2010 году он может достигнуть 190 – 200 млн. т/год и к 2020 году – 190 – 215 млн. т/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75 процентов в 2010 году и до 80 – 85 процентов к 2020 году. Объем производства моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива, авиакеросина) может увеличиться до 100 – 110 млн. т в 2010 году и до 115 – 135 млн. т в 2020 году. Выход светлых нефтепродуктов увеличится с 54 процентов в 2002 году до 66 – 68 процентов в 2020 году. При критическом варианте развития объем переработки нефти будет снижаться и может составить в 2020 году немногим более 170 млн. т.

Начиная с 2005-2006 годов по мере увеличения экспорта нефти и консолидации российскими нефтяными компаниями активов ряда зарубежных нефтеперерабатывающих заводов будет происходить снижение экспорта нефтепродуктов, прежде всего «полупродуктов» (прямогонного мазута, ряда марок дизельного и бункерного топлива).

Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.

Реконструкция и модернизация НПЗ предусматривает опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции с использованием таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, а также внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих высокоактивных добавок.

Необходимо ликвидировать отставание в производстве современных моторных масел, для чего предусматривается развивать производство высокоиндексных базовых масел и эффективных присадок к маслам различного назначения.

В целях приближения производства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах допустимо развитие сертифицированных малых заводов с полным циклом переработки нефти.

Целевой задачей отрасли является также обеспечение необходимым сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье даже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010 году составит (против уровня 2002 года) 2 – 2,5 раза.

Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов – одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно.

Повышение требований к качеству нефтепродуктов и модернизация предприятий нефтепереработки обеспечат улучшение экологической обстановки, снижение удельных энергетических затрат при производстве продукции. Так, только прекращение производства дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2 процента и рост потребления малосернистого дизельного топлива в России (уже в 2005 году на 9 млн. т) снизят суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива более чем в два раза.

Приоритетными направлениями научно-технического прогресса в нефтепереработке являются:

разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых видов высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также разработка технологий их производства;

повышение качества дизельного топлива и авиационного керосина на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации;

получение малосернистого котельного топлива и малосернистого сырья для деструктивной переработки;

разработка технологии и модульного оборудования для переработки тяжелых нефтяных остатков за счет термического воздействия до 430°C без водорода;

разработка технологии производства кокса игольчатой структуры и гидрогенизационных технологий для производства базовых компонентов масел, освоение процессов изокрекинга и изодепарафинизации.

Инновационная программа должна обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений.

Достижение намечаемых параметров развития нефтеперерабатывающей промышленности потребует соответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будут собственные средства нефтяных компаний.

Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО Юникон представляет новый аналитический обзор «Нефтепереработка в России: состояние и перспективы развития». В обзоре дается подробный анализ состояния нефтепереработки в России, ее основных тенденций, игроков, структуры производства; рассматривается нормативное регулирование рынка, перспективы его развития и многое другое. Также представлен анализ конъюнктуры рынка основных видов нефтепродуктов.

Российский нефтеперерабатывающий сектор является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. По объему первичной переработки нефти Россия занимает четвертое месте в мире, а по объему мощностей – второе после США. В данной отрасли долгое время наблюдалось недоинвестирование, вследствие чего основные фонды быстро устаревали, а российские предприятия значительно отставали технологически от западных конкурентов.

В исследовании отмечается, что за последние несколько лет ситуация в нефтепереработке улучшилась. Значительные объемы инвестиций в модернизацию производств со стороны крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний привели к росту переработки нефти и увеличению глубины ее переработки.

Тем не менее факторы, обусловливающие низкую конкурентоспособность российских НПЗ, все еще оказывают влияние на отрасль. К ним относятся в первую очередь устаревшие основные фонды большинства российских НПЗ, низкое качество выпускаемой продукции и удаленность НПЗ от портовых терминалов, что снижает их экспортный потенциал.

Большинство российских НПЗ возводились более сорока лет назад. В результате расположение предприятий, а также ассортиментная линейка не соответствуют текущему спросу на рынке. В настоящее время структура спроса по видам топлива сильно изменилась, в том числе в региональном разрезе. По оценкам аналитиков, наиболее дефицитными регионами, где в 2006 году наблюдалась практически стопроцентная загрузка мощностей НПЗ, стали Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, в то время как в Центральном, Приволжском и Сибирском ФО загрузка мощностей не достигала 80%.

Решить проблему дисбаланса спроса и предложения в регионах в короткие сроки довольно сложно из-за перегруженности мощностей по транспортировке нефтепродуктов. Большая часть продукции, производимая на российских НПЗ, перевозится железнодорожным транспортом, возможности которого сильно ограниченны. В то же время трубопроводных мощностей явно не достаточно, и даже ввод в ближайшее время нескольких дополнительных веток нефтепродуктопроводов не сможет кардинально улучшить ситуацию.

В обзоре также представлен анализ основных игроков в нефтепереработке. В 2006 году в группе лидеров произошли некоторые изменения. Так, из отрасли нефтепереработки вышло ОАО «Юкос», обладавшее наиболее значительным объемом мощностей. Его место заняло ОАО «Роснефть», к которому перешли почти все НПЗ ОАО «Юкос». Все крупнейшие игроки, за исключением ОАО «Башнефтехим», смогли увеличить в 2006 году объем первичной переработки нефти.

Ценовая динамика на товарных рынках нефтепродуктов в 2006 году была относительно стабильной. Цена всех видов нефтепродуктов зависела от динамики цен на нефть. Помимо этого, значительное влияние на ценообразование оказал рост тарифов естественных монополий, в первую очередь трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Эксперты отмечают, что участие государства имеет большое значение для развития нефтеперерабатывающей отрасли. Все больше внимания уделяется разработке нормативной базы, а также сопутствующей транспортной инфраструктуры. Принятие ряда технических регламентов будет способствовать изменению структуры спроса на продукцию нефтепереработки на внутреннем рынке, что окажет благоприятное влияние на качество продукции, выпускаемой российскими НПЗ.

В среднесрочной перспективе ожидается ускоренная модернизация производств с акцентом на вторичную переработку нефти. Это должно привести, в частности, к более полному удовлетворению рынков качественной продукцией нефтепереработки. Углубление переработки нефти также позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов на российских НПЗ, что повысит эффективность российских производств.

Поделиться ссылкой: