Реконструкция туапсинского нефтеперерабатывающего завода

На специально построенный причал крупнотоннажного оборудования ООО «РН-Туапсинский НПЗ» доставлена колонна гидрокрекинга. Вес доставленной колонны – 159 тонн, длина 35 метров, диаметр – 6,36 метра. Это одна из последних поставок крупнотоннажного оборудования для комбинированной установки №2 в рамках строительства нового Туапсинского завода. Колонна станет основной частью строящегося комплекса гидрокрекинга, который обеспечит выпуск дизельного топлива высшего экологического стандарта – «Евро 5».

Судно с колонной преодолело путь в 9,2 тысяч морских миль, пройдя по водам 7 морей.

Для строительства комплекса гидрокрекинга, являющегося объектом II очереди реконструкции ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ранее было доставлено 6 реакторов весом до 1400 тонн и длиной до 42,5 м.

Масштабная инвестиционная программа ОАО «НК «Роснефть» предусматривает увеличение мощности старейшего в отрасли нефтеперерабатывающего предприятия до 12 млн. тонн нефти в год, глубины переработки – до 98,5%. Индекс сложности Нельсона возрастет до 9, и достигнет уровня аналогичных показателей НПЗ в Западной Европе. Предприятие будет производить широкий спектр нефтепродуктов, отвечающих самым высоким экологическим требованиям. В ходе реконструкции особое внимание уделяется повышению уровня промышленной безопасности. Строительство нового завода осуществляется в три этапа.

Первый этап успешно завершен в октябре 2013 года. В церемонии пуска ЭЛОУ-АВТ-12 принял участие Президент России Владимир Путин, что говорит о значимости объекта.

После ввода объектов второй очереди в эксплуатацию, ТНПЗ приступит к выпуску бензинов, дизельного топлива стандарта «Евро-5», а также авиакеросина. Третья очередь строительства предусматривает ввод в эксплуатацию установки «Флексикокинг», предназначенной для глубокой переработки нефтяных остатков. Она позволит довести показатель глубины переработки нефти до максимального значения.

Строительство нового завода на территории Туапсинского НПЗ проходит без остановки действующего производства. Ввод в эксплуатацию первой очереди Туапсинского НПЗ уже позволил создать более 400 новых рабочих мест. Модернизация Туапсинского НПЗ обеспечит растущие потребности в высококачественных моторных топливах Юга России. Кроме того, учитывая уникальное географическое положение и перевалочные мощности Компании в Туапсе, расширяются возможности по альтернативе экспорта нефтепродуктов.

Выгрузка крупногабаритных грузов на морском побережье России накатным методом (РО-РО) без посадки баржи на грунт была выполнена впервые в Туапсе летом 2012 года. Для разгрузки тяжелого оборудования был построен специальный причал.

Транспортировка осуществлялась самоходными многоосными платформами. С их помощью оборудование было подвезено к месту хранения и размещено на специальных опорах. Наиболее сложным и трудоёмким этапом операции стала выгрузка уникального по весогабаритным характеристиками 1400-тонного реактора, которая была завершена в сентябре прошлого года.

Http://www. rosneft. ru/press/news/item/174015/

Российская госкомпания "Роснефть" инвестировала в модернизацию Туапсинского НПЗ 208 млрд руб., сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление президента компании "Роснефть" Игоря Сечина на церемонии торжественного ввода в эксплуатацию завода после модернизации. Общий объем инвестиций в проект составляет порядка 301,32 млрд руб., текущий – $9 млрд.

По словам гендиректора Комсомольского НПЗ Александра Истамгулова, стоимость проекта модернизации завода оценивается в 62 млрд руб. Он также добавил, что, несмотря на проблему паводка в регионе, завод обеспечен регулярными поставками сырья и соблюдает сроки модернизации в рамках одобренного плана.

По словам Истамгулова, окончание строительства намечено на декабрь 2015 года.

Она позволит увеличить производственную мощность с 4,5 млн тонн до 12 млн тонн.

Туапсинский завод, введенный в эксплуатацию в 1999 году, – единственный российский НПЗ на побережье Черного моря

Во время посещения нефтеперерабатывающего завода Путин осмотрит стенды о развитии Туапсинского нефтекомплекса. Туапсинский НПЗ является единственным российским нефтеперерабатывающим заводом на побережье Черного моря и наиболее старым предприятием Роснефти. Это предприятие было введено в эксплуатацию в 1929 г. Мощность завода до сегодняшнего дня составляла 4,5 млн тонн нефти в год. Завод специализируется на выпуске моторного топлива. Его продукция поставляется на экспорт и на внутренний рынок. С 2005 г.

ТУАПСЕ, 11 октября, РИА ФедералПресс. Президент России Владимир Путин прибыл не Туапсинский нефтеперерабатывающий завод, где принял участие в церемонии открытии установки первичной переработки нефти. Об этом сообщает пресс-служба губернатора Краснодарского края.

В сопровождении Александра Ткачева глава государства осмотрел, как идет процесс модернизации на заводе. По словам Владимира Путина, открытие новой установки знаковое событие для предприятия. "Сегодня неординарное событие, оно говорит о том, что российский нефтегазовый комплекс наращивает потенциал. Хочу поздравить вас с этим шагом, он очень значительный и серьезный", – сказал президент.

Туапсинский НПЗ компании "Роснефть", ведущий свою историю с 1929 года, является единственным российским предприятием такого рода на побережье Черного моря. Завод перерабатывает западносибирскую нефть и нефть с юга России, специализируясь на выпуске моторного топлива. На экспорт через Туапсинский нефтеналивной терминал поставляется около 90 проц продукции НПЗ.

Коренная реконструкция предприятия проводится "Роснефтью" с 2005 года и по сути представляет собой строительство нового нефтеперерабатывающего завода без остановки действующего производства.

Благодаря реконструкции завод значительно увеличит объем переработки нефти – с 4,5 до 12 млн тонн в год и перейдет на выпуск продукции самого высокого экологического стандарта "Евро-5".

"Модернизация Туапсинского НПЗ – мощный импульс для развития экономики юга России.

Глава государства также провел видеоконференцию с руководителями Комсомольского, Ачинского и Новокуйбышевского нефтеперерабатывающих заводов

"Роснефть" до 2018 года намерена вложить в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в общей сложности 960 миллиардов рублей.

В "Роснефти" отметили, что глубина переработки составит 80,2 процента, выпуск моторных топлив достигнет 46 миллионов тонн, а общий объем переработки – 90,4 миллиона тонн.

Ранее у "Роснефти" были более масштабные планы по модернизации заводов. В частности, в конце 2011 года совет директоров компании запланировал к 2015 году увеличить глубину переработки с 66 до 88-89 процентов к 2015 году.

ТУАПСЕ, 11 окт – РИА Новости. На Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе в присутствии президента РФ Владимира Путина запущена новая установка первичной переработки нефти, которая позволит увеличить производственную мощность предприятия с 4,5 миллиона тонн нефти до 12 миллионов в год.

Перед церемонией запуска установки первичной переработки нефти президент

Лично осмотрел ее на заводе и пообщался с работниками Ижорского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов, которые строили установку.

По словам главы Роснефти Игоря Сечина, который сопровождал президента в ходе осмотра, проект установки будет растиражирован и в других местах.

Инвестиции в проект оценивались на 1-м этапе уровне в 380 млрд руб, 2-му – 310 млрд руб и 630 млрд руб на 3-м этапе реализации проекта.

Мощности 1-й очереди проекта ВНХК составят 3,4 млн т/год сырья, которое будет поступать с НПЗ Роснефти – Ачинского НПЗ, Комсомольского НПЗ и Ангарской нефтехимической компании.

Так, в самом конце 2011 года совет директоров компании запланировал к 2015 году увеличить глубину переработки с 66 до 88-89 процентов к 2015 году. В 2012 году на модернизацию НПЗ "Роснефть", по решению совета, должна была потратить пять-шесть миллиардов долларов.

В первой половине 2013 года "Роснефть" переработала на своих НПЗ чуть меньше 40 миллионов тонн нефти.

"Роснефти" принадлежит несколько крупных нефтеперерабаотывающих, в том числе Комсомольский, Ачинский, Туапсинский и Куйбышевский.

Согласно документу, первая очередь ВНХК будет запущена в 2020 году с объемом нефтепереработки 12 миллионов тонн, выпуск моторных топлив составит на данном этапе 7,5 миллиона тонн. Вторая очередь планируется к запуску в 2022 году с объемом нефтехимического производства 3,4 миллиона тонн.

Третья очередь, инвестиции в которую Роснефть не уточняет, будет запущена в 2028 году, объем нефтепереработки и производства нефтехимии на данном этапе будет составлять 12 миллионов тонн.

Туапсинский НПЗ – это градообразующее предприятие, единственный в России

Нефтеперерабатывающий завод на побережье Черного моря. Это также и наиболее старый НПЗ "Роснефти": он был введен в эксплуатацию в 1929 году.

Происходящая сегодня модернизация Туапсинского НПЗ – это, по сути, строительство нового нефтеперерабатывающего завода без остановки действующего производства.

К сожалению мы не можем отобразить эту картинку. Сообщение об ошибке автоматически отправлено в службу поддержки. Приносим свои извинения

Он посетит Туапсинский нефтеперерабатывающий завод. Как сообщает пресс-служба Кремля, глава государства посмотрит, как модернизируется это предприятие, и примет участие в запуске новой установки первичной переработки нефти. Также на мероприятии будет присутствовать губернатор Кубани Александр Ткачев.

В пресс-службе главы администрации Краснодарского края рассказали, что Туапсинский НПЗ – градообразующее предприятие и единственный в России нефтеперерабатывающий завод на побережье Черного моря. Он открылся еще в 1929 году, это старейший НПЗ "Роснефти".

Модернизация завода в Туапсе позволит почти втрое нарастить объемы переработки нефти и вдвое увеличить глубину переработки.

Кроме того, в ходе поездки Владимир Путин встретится с председателем правления концерна SiemensДжо Кэзером и обсудит с ним перспективы реализации инвестиционных проектов концерна и основные направления сотрудничества с Россией

Http://webground. su/topic/2013/10/11/t285/

Портал ЮГА. ру продолжает серию материалов, рассказывающих о реконструкции на Туапсинском НПЗ, где НК “Роснефть” строит на месте старого завода практически новое предприятие. На интересующие жителей города и края вопросы мы попросили ответить генерального директора ООО “РН-Туапсинский НПЗ” Валерия Ежова.

Строительство нового завода также одобрено руководством города Туапсе и Краснодарского края – об этом свидетельствуют соответствующие документы. Естественно, мы прошли все положенные законом процедуры, и если бы этого не было сделано, мы бы не получили соответствующие документы.

За последние несколько лет проект трижды проходил общественные слушания. Первый раз на стадии декларации о намерениях, второй – перед сдачей документов на Главгосэкспертизу и третий – совсем недавно, перед сдачей документов на экологическую экспертизу.

Оставим в стороне споры о том, курорт все-таки Туапсе или промышленный город, скажем лишь, что согласно законодательству мы подали документы на отдельную экологическую экспертизу, для чего специалисты независимой организации ООО “КубаньЭКОпроект” создали фундаментальный труд под названием “Оценка воздействия на окружающую среду”. Это добрая сотня томов – два грузовика с папками! Как и положено по закону, накануне отправки документов на экспертизу в сентябре 2009 года были проведены общественные слушания.

Хотелось бы верить, что упреки в наш адрес объясняются не знанием закона, а не злым умыслом. А вот заявление о том, что мы “прячем” ОВОС просто не соответствует действительности. Документ, в котором рассказывается о воздействии завода на окружающую среду, целый месяц “висел” на сайте администрации района.

По данным “Росгидромета”, превышений содержания предельно допустимых концентраций в воздухе в городе нет. При этом игнорируется тот факт, что существующее загрязнение на 90 % формируется автотранспортом, проходящим по федеральной трассе Сочи – Джубга, которая проходит через Туапсе.

К тому же коренная реконструкция завода является единственной возможностью кардинального сокращения экологической нагрузки НПЗ на экологию города. Реконструкция, по мнению специалистов “Роснефти”, позволит снизить количество выбросов и сбросов предприятия на 40 %.Я еще раз особенно подчеркиваю это, ибо такие цифры и факты обычно замалчиваются.

Http://www. yuga. ru/articles/economy/5442.html

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа завершил рассмотрение судебного спора между ЗАО «Второе краснодарское монтажное управление специализированное» (КМУС-2) и межрайонной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В итоге арбитраж обязал компанию выплатить задолженность по НДС и налогу на прибыль, а также штрафы и пени в общей сложности на 296 млн рублей, сообщает «Коммерсантъ-Юг».

Сразу после вступления в силу решения о взыскании налоговая служба подала заявление о банкротстве КМУС-2. Дата первого слушания в арбитражном суде еще не назначена.

Спор касался работ, выполняемых с 2011 года КМУС-2 в качестве подрядчика в проекте реконструкции ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» — компания заменяла теплообменники, печи, эстакады и резервуары.

Как следует из материалов арбитражного процесса, претензии налоговой службы к ЗАО «КМУС-2» относятся к сделкам, заключенным в 2013–2014 годах: подрядчик приобрел у ООО «Мастер-торг» оборудование на 576 млн рублей. Кроме того, компания оплатила владельцам гостевых домов проживание своих работников. Эти сделки стали основанием для обращения КМУС-2 в налоговые органы для получения льгот по уплате НДС и налога на прибыль.

Однако налоговая служба усомнилась в достоверности поданных сведений: в гостевых домах не было нужного количества номеров, а компания «Мастер-торг» (Санкт-Петербург) не имела помещения, персонала и производственных активов, ее расчетные счета использовались только для транзитных платежей, документы на поставку оборудования для КМУС-2 оформлены с нарушениями и подписаны неустановленным лицом.

Директор ООО «Мастер-торг» — юрист и известный общественный эксперт по вопросам борьбы с коррупцией Илья Ремесло — подтвердил, что не подписывал документы на поставку оборудования для Туапсинского НПЗ.

Также налоговая служба установила, что сделки с ООО «Мастер-торг» проходили под контролем экс-топ-менеджеров ООО «РН-Туапсинский НПЗ» Андрея Вотинова, Анатолия Каверова и Александра Кирьянова, которые в настоящее время являются фигурантами уголовного дела по другим сделкам.

В ходе судебного спора представители ЗАО «КМУС-2» настаивали на том, что сделки были реально заключены. Однако арбитраж пришел к выводу, что подрядчик «не только знал о проблемности контрагентов, но, используя это, создал вместе с ними фиктивный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды».

ЗАО «КМУС-2» является одним из крупнейших на юге России предприятий в сфере строительства и реконструкции объектов ТЭК, магистральных трубопроводов, химических производств, в штате у компании около 900 человек. Предприятие зарегистрировано в 1995 году, учредитель с 2002 года — Виталий Коротков.

Следующие два года предприятие также удерживало положительный финансовый результат, получив 61 млн руб. и 201 млн руб. соответственно.

Как РБК Краснодар сообщал ранее, уголовное дело в отношении топ-менеджеров Туапсинского НПЗ и представителей властных структур Туапсинского района было возбуждено в декабре 2015 году, в нем фигурируют два эпизода «особо крупного мошенничества, совершенного в составе группы лиц по предварительному сговору» (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Изначально суммы ущерба по этим эпизодам оценивались правоохранителями в 113,8 млн и 128,3 млн руб., однако по ходу следствия они возросли до 156,9 млн и 344,5 млн руб. соответственно.

Под следствие попали бывший вице-президент НК «Роснефть» Андрей Вотинов, возглавлявший ранее Туапсинский нефтеперерабатывающий завод, и экс-директор группы компаний «Все люди равны», депутат Туапсинского горсовета Александр Фириченко, экс-руководитель Туапсинского НПЗ Анатолий Каверов и другие.

Http://www. rbc. ru/krasnodar/freenews/5ad04e2e9a7947d9335fa045

«РН-Туапсинский НПЗ», дочернее предприятие «Роснефти», объявило открытую закупку на выполнение остаточных строительно-монтажных работ по объекту «Комбинированная установка №1. Объект 110-10. Секция 4100 – производство водорода», сообщается на сайте госзакупок. Остаточные работы ориентированы на проведение электроснабжения и водоснабжения, на монтаж блока реакторов и короткоцикловой адсорбции, на установку эстакад под технологические трубопроводы. Комбинированная установка предназначена для получения водорода, необходимого для проведения процессов гидрокрекинга и гидроочистки дизельного топлива, производство серы, а также для выработки водяного пара среднего давления.

Согласно материалам закупки, начальная цена договора на остаточные СМР оценивается в 2,1 млрд рублей, в то время как общая стоимость строительства объекта составляет 9,6 млрд руб. Остаточные работы должны быть проведены с момента заключения договора в течение 18 месяцев. Заявки от претендентов принимаются до 13 октября 2017 года, итоги планируется подвести 9 января 2018 года.

«Роснефть» проводит масштабную реконструкцию Туапсинского НПЗ. В 2013 году завершен первый этап модернизации завода, в результате которого мощность НПЗ увеличилась с 4,5 млн тонн после ввода в эксплуатацию новой установки первичной переработки нефти АВТ мощностью 12 млн тонн. Вторая очередь программы включает строительство установки гидроочистки дизтоплива мощностью 4,3 млн тонн и гидрокрекинга вакуумного газойля на 4 млн тонн. Третий этап предполагает сооружение технологической установки флексикокинга на 2,8 млн тонн. Планируется, что после завершения реконструкции завод будет производить моторные топлива класса Евро-5 в объеме 2,3 млн тонн бензинов, 1 млн керосина и 6,5 млн тонн дизтоплива.

В 2016 году объем переработки ТНПЗ составил 9,84 млн т нефти при глубине 66,42%. Выпуск нефтепродуктов – 9,75 млн т в год.

Http://oilcapital. ru/news/downstream/03-10-2017/rosneft-ob-yavila-tender-na-2-mlrd-rubley-na-ostatochnye-smr-dlya-sektsii-vodoroda-v-tuapse

Транспортные новации Туапсинского нефтеперерабатывающего завода

Объем добычи сырой нефти в России в 2013 году вырос на 1,2 % и достигнул уровня 523 млн. тонн, а за два месяца 2014 года составил 85,4 млн тонн, что на 1,5 % выше аналогичного показателя за 2013 год. Транспортировка нефти в основном осуществляется: в ближнее зарубежье – 9 %, в дальнее зарубежье – 34% , для нефтеперерабатывающих заводов (далее НПЗ) – 57 % .

– Туапсинский НПЗ» входит в структуру крупнейшей российской нефтяной компании – Роснефть».

Туапсинский НПЗ предназначен для поставки нефтепродуктов на экспорт, а также для обеспечения нужд Краснодарского края и города Туапсе товарными нефтепродуктами и энергоресурсами.

Завод расположен на левом берегу реки Туапсе, которая ограничивает завод на всем протяжении вдоль северо-восточной границы. К западной границе завода вплотную подступает жилые застройки города, к юго-восточной границе – крутой лесной склон. С юго-западной стороны, между заводом и морем, расположена нефтебаза по обеспечению экспорта нефтепродуктов через Туапсинский морской торговый порт.

Свое летоисчисление Туапсинский нефтеперерабатывающий завод начал в апреле 1929 года – с пуска 14-кубовой перерабатывающей батареи, в 1931 году продукция завода вышла на внешний рынок.

Строительство первой атмосферно-трубчатой установки было закончено в 1949 году, затем ввели в эксплуатацию вторую атмосферно-трубчатую установку, две крекинг-установки, кислотно-щелочную установку и т. д.

В 1994–1996 годах на заводе установлены четыре новые нагревательные цилиндрические печи проекта ВНИИнефтемаша, заменены паровые насосы на центробежные, заменена теплообменная и холодильная аппаратура [1].

На установке каталитического риформинга Л-35-11/300 впервые в России произведена замена блока, состоящего из восьми теплообменников, на один пластинчатый теплообменник французской фирмы «Пакинокс», введен в эксплуатацию форконтактор и дополнительный компрессор на блоке риформирования, произведена реконструкция печи с полной заменой змеевиков, футеровки, горелочных устройств с учетом использования биметаллического катализатора для топливных элементов. В результате выполненных работ установка каталитического риформинга стала перерабатывать до 415 тыс. тонн бензина в год и вырабатывать высокооктановый бензин А-92 и экологически чистый бензин АИ-80 [2].

В 2008–2013 годах нефтяные компании направили на модернизацию НПЗ 177 млрд рублей. В середине 2011 года на совещании «О состоянии переработки нефти и рынка нефтепродуктов России» рассматривался вопрос об увеличении глубины нефтепереработки и реализации конкретных программ реконструкции и развития НПЗ.

В настоящий момент мощность Туапсинского НПЗ составляет 4,4 млн тонн ( 32,2 млн барр.) нефти в год. Завод перерабатывает западносибирскую нефть, поступающую по трубопроводам «Транснефть» и железнодорожным транспортом. Программа развития увеличивает мощность завода до 12 млн тонн (88 млн барр.) в год [3]. Новый современный завод может выпускать 90 % светлых нефтепродуктов – бензин, дизельное топливо, мазут. Автомобильное топливо будет соответствовать классам 4 и 5 (эквивалент Евро-4 и Евро-5).

Планом реконструкции завода предусмотрено строительство новой комбинированной установки переработки нефти (далее КУ-1), что позволит увеличить объем переработки до 12 миллионов тонн нефти в год. Один из этапов такой переработки выполняет блок стабилизации бензина, который входит в состав атмосферно-трубчатой установки по первичной переработке нефти и служит для разделения одного из промежуточных продуктов переработки нефти – нестабильного бензина на фракции: стабильный бензин и углеводородсодержащий газ.

В ректификационной колонне КУ-1, где происходит разделение нефти на «легкие» и «тяжелые» фракции, бензин отходит через шлемовую линию колонны вместе со смесью углеводородсодержащих газов. Для разделения нестабильного бензина на фракции: стабильный бензин и углеводородосодержащий газ необходима вторичная ректификация этого полуфабриката в стабилизационной колонне с более точным регулированием процесса. Из стабилизационной колонны бензин выходит как готовый продукт через нижнюю часть, а через верхнюю часть колонны выделяется смесь углеводородосодержащих газов (пропан и бутан), которые после сепарации и сжижения используются для наполнения и отправки в железнодорожных цистернах [4]. Первым этапом в строй вошла установка первичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-12 с секцией гидроочистки нафты, вторым – установка гидрокрекинга вакуумного газойля и гидроочистки нафты и дизтоплива, установки по производству водорода, серы, установки риформинга, модернизируется собственная ТЭЦ с установкой новой турбины фирмы СИМЕНС, трансформаторные подстанции и системы управления с дублированными двигателями фирмы АББ. Одновременно построенны парки резервуаров сырой нефти и товарной продукции, центральная лаборатория, насосная станция и пожарное депо.

Гидрокрекинг – процесс получения высококачественных дизельных дисциляторов и вакуумного газойля путем крекинга углеводородного сырья, одновременно происходит очистка продуктов от серы с целью повышения экологических характеристик дизтоплива [5]. Установки гидрокрекинга строят мощностью 3-4 млн тонн, что сказывается на их габаритах. Производство установок осущесвляется едиными крупногабаритными и длиномерными емкостными аппаратами, весом 1400 тонн, длиной более 40 м и диаметром до 6 м [6]. Поэтому критическим вопросом является доставка установок на завод назначения: транспортировку надо выполнять по схеме «от двери до двери», чтобы обеспечить строительство объекта «под ключ» в сжатые сроки. Основная часть перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) может осущесвляться железнодорожным транспортом, имеющим ограничения по габаритам и нагрузкам на ось подвижного состава. Следовательно, транспортировку гидрокрекинговых колонн надо осуществлять в мультимодальном сообщении с участием морского и автомобильного транспорта и использовании специального сверхгабаритнного подвижного состава и спецтехники для производства погрузочно-разгрузочных работ с учетом передачи с одного вида транспорта на другой [7]. Отгрузка реакторов гидрокрекинга, в адрес Туапсинского НПЗ, стала уникальной транспортной операцией. Два нефтехимических аппарата, общим весом 2800 тонн, были отгружены с грузового причала Ижорских заводов на реке Неве, а затем морской транспорт доставил колонны в Туапсинский морской торговый порт [8]. Разгрузка их в порту была не целесообразна, т. к. движение сверхдлинных автопоездов по городу с малыми радиусами поворотов практически невозможна, поэтому колонны были выгружены плавкраном в устье реки Туапсе, на морской берег. Далее перевозка выполнялась автопоездами от моря к площадке НПЗ, для чего была построена специально выделенная автодорога, учитывающяя рельеф местности – уклон в сторону моря [9].

Увеличение объемов переработки и рост глубины переработки нефти до 95 % позволит ежесуточно производить погрузку 889 тонн сжиженных углеводородных газов, 343 тонны серы жидкой, 1400 тонн кокса и 15 тонн различного рода реагентов и 745 тонн присадок метилтретбутилового эфира (далее МТБЭ).

При росте объёма переработки грузов, – Туапсинский НПЗ» увеличит ежесуточный вагонооборот до 88 вагонов, что и определяет необходимость нового варианта примыкания путей необщего пользования к железнодорожным путям станции Туапсе [10].

Новый вариант требует строительства: двух дополнительных электрифицированных приемоотправочных путей с подключением в путь № II в парке «Д», двух дополнительных съездов между путями № I – II и № II -30 в северной горловине парка «Д», удлинение вытяжного пути № 30 парка «Д» до полезной длины вместимостью 15 условных вагонов, предохранительного устройства с пути нефтезавода, включенного в электрическую централизации., новый мостовой переход через реку Туапсе. Вдоль проектируемых путей необходимо проложить технологический проезд шириной не менее 2,7м.

Для производства погрузочно-выгрузочных операций на путях Туапсинского НПЗ построены следующие устройства:

– на погрузочно-выгрузочном пути 3а – стояк для слива присадок МТБЭ;

– на погрузочно-выгрузочном пути 5а – автоматизированный комплекс для погрузки кокса в полувагоны (1-й фронт), открытая площадка для выгрузки соли, оборудования и металлоконструкций(2-й фронт), два стояка – один для слива водного раствора натрий-гидроксида и второй – для налива жидкой серы (3-й фронт),

– на погрузочно-выгрузочном пути 10а – эстакада для налива сжиженного углеводородного газа (далее СУГ) [11].

Для перевалки готовой продукции на морской транспорт – Туапсенефтепродукт» инвестировало $ 84 млн. в строительство глубоководного причала, с объемом перевалки до 7-10 млн тонн в год и возможностью приема и обработки крупнотоннажных танкеров, дедвейтом 100 тысяч тонн, с неограниченным районом плавания. Причал оборудован высокопроизводительным перегрузочным оборудованием-стендерами и системом газоотвода [1 2 ].

1. Рн – туапсинский НПЗ нефтеперерабатывающий завод ООО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :/ pr – prom. ru / site /5/7/ rosneft – tuapsinsky – neftepererabatyvayushiy – zavod / – (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус. Дата обращения 14.05.2014.

2. Сугак, нефтеперерабатывающего производства : учеб. пособие [Текст ] // , , / М.: Академия ИЦ, 2с.

3. Роснефть – Туапсинский НПЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :/ www. rosneft. com / Downstrem / refining / Refineries / Tuapse _ Refinery / – (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус. Дата обращения 14.05.2014.

4. Смидович переработки нефти и газа: учебник для вузов [Текст] // М.: Альянс. 2с

5. Leffler, W. L. Petroleum Refining [Text] // William l. Leffler. – 4th edition, – PennWell Publishing Company Tulsa, Oklahoma USA, 2003 – 166p

6. ОМЗ – /проекты/ Реакторы гидрокрекинга. Проект изготовления и поставки реакторов гидрокрекинга на «РН-Туапсинский НПЗ» ( «Роснефть») [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www. omz. ru / projekt / projekt 3/ – (доступ свободный) – Загл. с экрана. Яз. рус. Дата обращения 27 .05.2014

7. European Commission, “Intermodal Freight Transport in Europe and United States” [Text] // Eno Transportation Foundation. – January 30, 2003 – 78p

8. , Зырянов эффективности функционирования контрагентов в логистической системе транспортного предприятия [ Электронный ресурс ] // Инженерный вестник Дона, 2012 – № 1 – Режим доступа: http:/*****/magazine/arch ive / n 1 y 2012/728 ( доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

9. , Люц гравитационный метод распределительных терминалов портовых железнодорожных транспортно-технологических систем [Электронный ресурс ] // Инженерный вестник Дона, 2012. №4, ч.2 – Режим доступа: http:/ ivdon. ru / magazine / archive / h 4 p 2 y 2012/1420 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

10. Правдин, инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) : учебник для вузов [Текст] // , , ; под ред. и – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2с.

11. Железнодорожные станции и узлы промышленных районов: учебник для вузов [Текст] // , , , ; под ред. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2с.

12. Василенко нефтеналивного района Туапсинского морского порта // Всероссийская научно-практическая конференция «Транспорт – 2013» ч.1: труды. Ростов – на – Дону: Изд – во РГУПС, 2013. С

Http://pandia. ru/text/79/245/47564.php

ООО «РН-Туапсинский НПЗ» (ТНПЗ, входит в структуру «Роснефти») объявило открытую закупку на проведение остаточных строительно-монтажных работ (СМР) на комбинированной установке производства водорода. Итоги тендера планируется подвести в январе, следует из материалов «Роснефти».

Стоимость СМР по объекту «Комбинированная установка №1. Объект 110-10. Секция 4100 – производство водорода» первоначально оценивается в 2,1 млрд рублей. Общая стоимость строительства составляет 9,6 млрд рублей.

Комплекс остаточных СМР включает монтаж блока реакторов и установки короткоцикловой адсорбции (КЦА), установку эстакады под технологические трубопроводы, проведение систем электро-, водоснабжения, отопления и кондиционирования. Установка КЦА предназначена для получения водорода, необходимого для провцессов гидрокрекинга и гидроочистки дизельного топлива, производства серы, а также для выработки водяного пара среднего давления.

Срок выполнения работ – 18 месяцев с момента заключения договора. Итоги тендера планируется подвести 9 января 2018 года.

Туапсинский НПЗ эксплуатируется с 1929 года, в состав «Роснефти» входит с момента ее основания. В 2016 году объем переработки ТНПЗ составил 9,84 млн тонн нефти при глубине переработки — 66,42%.После завершения программы модернизации глубина переработки нефти на заводе должна увеличиться до 98,7%.

Первый этап масштабной модернизации Туапсинского НПЗ завершился в 2013 году. В ходе первого этапа была введена в эксплуатацию новая установка первичной переработки нефти АВТ мощностью 12 млн тонн. Вторая очередь программы включает строительство установки гидроочистки дизтоплива мощностью 4,3 млн тонн и гидрокрекинга вакуумного газойля на 4 млн тонн. Третий этап предполагает сооружение технологической установки флексикокинга на 2,8 млн тонн.

Http://allpetro. ru/tuapsinskij-npz-mozhet-zavershit-rekonstruktsiyu-proizvodstva-vodoroda-v-2019g/

Туапсинский НПЗ отчитался об успешной модернизации и расширении производства

Помимо выполнения задач по строительству новых объектов и повышения мощности производства, социальная ответственность и экологическая политика сегодня являются приоритетными направлениями деятельности крупных предприятий.

ООО «РН-Туапсинский НПЗ», дочернее общество ОАО «НК «Роснефть», в 2015 году успешно выполнило все показатели производственного плана по переработке нефти. Но главное – продолжающаяся модернизация производства, а по сути, строительство нового завода на действующей промышленной площадке.

Новые объекты на Туапсинском НПЗ вводятся каждый год. В 2013 году достроили новую газотурбинную теплоэлектростанцию, а этой осенью ее полностью перевели на природный газ, что экономически эффективнее и экологичнее.

В феврале 2015 года на специально построенный причал крупнотоннажного оборудования ООО «РН-Туапсинский НПЗ» была доставлена последняя колонна для строящегося комплекса гидрокрекинга весом 160 тонн. Комплекс является объектом II очереди реконструкции. Ранее для строительства комплекса было доставлено 6 реакторов весом до 1400 тонн и длиной до 42,5 м. Также, в мае и июле 2015 года на производственную площадку предприятия пришли 2 колонны риформинга для производства высокооктановых бензинов. Они стали самыми крупными из доставленного в нынешнем году оборудования. Вес самой большой колонны составил 470 тонн при длине 67 метров.

Строящийся нефтеперерабатывающий завод соответствует современному уровню технического оснащения. Особое внимание уделяется повышению уровня экологической и промышленной безопасности.

В 2015 году завод продолжил реализацию природоохранных программ. Проводится регулярный мониторинг воздушной среды, воды и почв технологической площадки. Введены в эксплуатацию новые очистные сооружения промышленных и ливневых стоков. Применение современного оборудования позволяет обеспечить высокую эффективность системы, практически полную изоляцию от сообщения с атмосферой и обезвреживание отходов. Даже большие по площади поверхности для очистки воды выполнены в закрытом контуре.

Воспитанники подшефных детских садов Туапсинского завода приняли участие в конкурсе «Роснефть – территория природолюбия». Их рисунки стали экспонатами первого Всероссийского детского экологического фестиваля НК «Роснефть».

«РН – Туапсинский НПЗ» поддерживает социальные учреждения города на протяжении ряда лет. В списке благополучателей Туапсинского завода «Роснефти» ежегодно – не менее 5 детских садов.

Сегодня на Туапсинском НПЗ работают 45 молодых специалиста из различных регионов страны. Деятельности совета молодых специалистов руководство завода уделяет самое пристальное внимание: лично участвует в разработке тезисов научных работ, организует тренинги и конференции. В 2015 году из 6 победителей кустовой НТК трое молодых специалистов заняли призовые первое и третье места в Москве, и привезли домой одну номинацию. Работы победителей были посвящены решению практических задач: повышению энергоэффективности, соблюдению правил промышленной безопасности, научным и экспериментальным исследованиям и реализации экологических проектов.

В 2015 году по результатам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», «Туапсинский НПЗ» был отмечен несколькими наградами: предприятие находится на первом месте в Краснодарском крае в номинации «За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы», на втором месте в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», и другие. Туапсинский завод продолжает развиваться, совершенствует технологии и системы производственной, экологической безопасности и охраны труда, занимая все более значимое место в экономике и социальной сфере региона.

Http://kuban. mk. ru/articles/2016/01/14/tuapsinskiy-npz-perspektivy-razvitiya. html

Дочка Роснефти – РН-Туапсинский НПЗ, приступила к строительству азотной станции, предназначенной для выработки газообразного азота чистотой 99,99%.

По информации компании, п родукция станции предназначена для строящихся установок производства водорода, гидроочистки дизельного топлива, гидрокрекинга вакуумного газойля, а также действующих объектов завода.

Азот необходим для обеспечения систем охлаждения новых комплексов.

Станция является автономной системой для производства азота высокого и низкого давления.

В ее составе предусмотрены две воздухоразделительные установки и оборудование для трансформации жидкого азота в газообразный.

При строительстве станции планируется использование самых современных отечественных разработок в области газоразделения, уже зарекомендовавших себя на российских и зарубежных производственных площадках.

Проводится строгий контроль качества используемых материалов и комплектующих, а также производимых узлов на каждом этапе изготовления и сборки.

Строительство нового завода на территории Туапсинского НПЗ проходит без остановки действующего производства.

Реализация 1 й очереди позволила ввести в строй ЭЛОУ-АВТ-12 – самую мощную в России установку первичной переработки нефти, а также вакуумный блок.

Модернизация Туапсинского НПЗ обеспечит потребности южной части России в высококачественном моторном топливе. Также предприятию можно будет задуматься и об экспорте нефтепродуктов.

Http://neftegaz. ru/news/view/148897-RN-Tuapsinskiy-NPZ-pristupil-k-stroitelstvu-azotnoy-stantsii

На тему: Реализация проекта модернизации Туапсинского НПЗ НК «Роснефть»

Российские нефтяные компании демонстрируют просто поразительные темпы роста доходов. Стоимость топлива, как внутри России, так и за рубежом постоянно растет, испытывая постоянный дефицит поставок, и превышение спроса над предложением. Однако, несмотря на высокие показатели добычи нефти, переработка ее в нашей стране, прежде всего, подразумевает производство топлив, причем не самого высокого качества. Тогда как нефтехимическая отрасль в России остается на крайне низком уровне, несмотря на динамично растущий спрос населения на продукты ее производства.

С ростом доходов населения потребность в продукции предприятий нефтехимии постоянно увеличивается, но для ее удовлетворения необходимо развивать существующие мощности глубокой переработки углеводородного сырья и создавать новые.

В настоящее время на Туапсинском НПЗ идет масштабная реконструкция. После ее завершения мощности завода возрастут с 5 до 12 млн. тонн нефти в год. Одновременно увеличиться и глубина переработки – она составит 95%. Помимо этого, завод начнет выпускать продукцию, соответствующую стандартам Евро-4 и Евро-5.

Тем самым, актуальность приобретает вопрос оценки эффективности модернизации Туапсинского НПЗ.

Объектом исследования данного курсового проекта является Туапсинский НПЗ.

Цель курсового проекта состоит в том, чтобы на основании изучения проблем развития нефтяной отрасли, обосновать необходимость внедрения проекта модернизации Туапсинского НПЗ и оценить его эффективность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Изучить состояние нефтяной отрасли России и значение инновационной политики в современных условиях. Охарактеризовать деятельность НК «Роснефть». Произвести SWOT-анализ НК «Роснефть». Ознакомиться с проектом модернизации Туапсинского НПЗ. Рассчитать показатели эффективности функционирования Туапсинского НПЗ без модернизации. Рассчитать показатели эффективности проекта модернизации Туапсинского НПЗ, сравнить данные показатели с показателями эффективности функционирования, на основании чего сделать вывод о необходимости или экономической нецелесообразности модернизации. Произвести многокритериальную оценку вариантов проекта. Рассчитать показатели чувствительности и устойчивости проекта.

Структура курсового проекта обусловлена поставленными в исследовании задачами. Работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Списка использованных источников и литературы. Глава первая посвящена теоретическому анализу современного состояния нефтяной отрасли России и значения инновационной политики в современных условиях. Во второй главе дается характеристика НК «Роснефть», проводится ее SWOT-анализ, а также приводится описание проекта модернизации Туапсинского НПЗ. В третьей главе производится расчет показателей эффективности проекта. В четвертой главе производится многокритериальная оценка вариантов проекта. В пятой главе рассчитываются показатели чувствительности и устойчивости проекта.

Россия является одной из богатейших стран по запасам природных топливно-энергетических ресурсов. На долю нашей страны приходится 9,3% всех мировых доказанных запасов нефти. Цифра не столь велика, но необходимо учитывать, что 77% доказанных запасов нефти приходится на страны «мирового монополиста» — картеля ОПЕК [1, с. 28].

Несмотря на то, что Россия обладает значительными ресурсами нефти, ее начальные запасы уже выработаны более чем на 50 процентов, в европейской части – на 65 процентов, в том числе в Урало-Поволжье – более чем на 70 процентов. Степень выработанности запасов крупных активно осваиваемых месторождений приближается к 60 процентам.

К особенностям развития нефтяной отрасли России на современном этапе можно отнести:

    истощение основных нефтяных месторождений Западной Сибири и, следовательно, необходимость освоения нефтяных ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока; увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкая нефть, природный битум и другие) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса; расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава и связанная с этим необходимость утилизации попутного нефтяного газа, метана, гелия и газового конденсата; удорожание добычи и транспортировки углеводородов.

К числу основных проблем развития нефтяного комплекса относятся:

    нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти) и отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа); низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний, обусловленные высокой налоговой нагрузкой на отрасль; наличие инфраструктурных ограничений для диверсификации экспортных поставок нефти; высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба; высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности; низкое качество нефтепродуктов [2, с. 43].

Структура остаточных запасов нефти как в целом по стране, так и по основным нефтедобывающим компаниям, характеризуется тем, что текущая добыча нефти на 77 процентов обеспечивается отбором из крупных месторождений, обеспеченность которыми составляет 8 – 10 лет. Постоянно увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов, составляющая для основных нефтедобывающих компаний от 30 до 65 процентов. При этом вновь подготавливаемые запасы часто сосредоточены в средних и мелких месторождениях и являются в значительной части трудно извлекаемыми [2, с. 39].

В настоящее время крупнейшие добывающие предприятия российских нефтяных компаний находятся на территории Западной Сибири — на долю Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, Тюменской и Томской областей приходится около 68% всей добываемой в России нефти.

Западно-Сибирская нефтегазовая провинция является самой изученной, здесь находятся крупнейшие из разработанных месторождений, в частности, такие гиганты, как Самотлорское, Талинское, Мамонтовское, Лангепасское, Когалымское и прочие месторождения [1, с. 32].

В последние годы обозначился стабильный подъем показателей добычи нефти (см. табл. 1), что само по себе является положительной тенденцией, но в силу предшествовавшего кризиса и, как следствие, снижения объемов инвестиций в НГК вызывает ряд существенных проблем, разрешение которых сильно повлияет на темпы развития нефтегазового комплекса и всей российской экономики.

В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 началась добыча нефти на ряде новых крупных месторождений, в том числе на Верхнечонском и Талаканском. Началось активное освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, где годовая добыча нефти превысила 25 млн. тонн. Развернута добыча нефти на шельфовых месторождениях (проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2”) [2, с. 42]. Эксплуатационный фонд нефтяных скважин возрос со 150,8 тыс. шт в 2000 году до 158,4 тыс. шт в 2008 году.

Построены новые магистральные нефтепроводные системы, в том числе Балтийская трубопроводная система мощностью 65 млн. тонн в год, созданы портовые мощности по перевалке и морскому транспорту жидких углеводородов в г. Приморске и пос. Варандей. Развернуто строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан мощностью 80 млн. тонн в год, который призван обеспечить развитие нефтяного комплекса на востоке страны и диверсификацию направлений экспорта нефти [2, с. 42]. В результате чего протяженность магистральных нефтепроводов возросла с 46 тыс. км в 2000 году до 52,5 тыс. км в 2008 году. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов – с 15,5 тыс. км в 2000 году до 19,2 тыс. км в 2008 году (см. табл. 1).

Объем переработки нефти увеличился с 173,8 млн. тонн в 2000 году до 236,3 млн. тонн в 2008 году, а глубина переработки нефти возросла

В сфере государственного регулирования нефтяного комплекса усовершенствована система расчета таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, стимулирующая экспорт нефтепродуктов, а также оперативно реагирующая на изменения конъюнктуры мировых цен.

В результате экспорт нефтепродуктов возрос с 62,7 млн. тонн в 2000 году до 117,9 млн. тонн в 2008 году; нефти – с 144,4 млн. тонн в 2000 году до 243,1 млн. тонн в 2008 году (см. табл.1).

В настоящее время большая часть добычи осуществляется крупными нефтяными российскими компаниями, из которых лидирующие места занимают Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР, Газпром Нефть (см. табл.2). Следует также обратить внимание, что быстро увеличивается доля добычи нефти, осуществляемая различного рода совместными предприятиями и операторами Соглашений о разделе продукции. Данное направление аналитикам представляется особенно перспективным для реализации международных проектов и привлечения необходимых инвестиционных ресурсов в нефтяную отрасль РФ [1, с. 33].

Производственные показатели компаний, добывающих и перерабатывающих нефть в России

Занимая ведущее положение на мировом энергетическом рынке Россия объективно нуждается в инновациях для отраслей нефтегазового комплекса. Значительный спрос на инновации могут создать нефтедобывающие компании, стимулируя соответствующий спрос в смежных сферах деятельности. Кроме того, важен постепенный переход к импортозамещению применительно к зарубежным технологиям и оборудованию — только в этих условиях в этой сфере возможно формирование жизнеспособной инновационной среды. Проблема усугубляется и тем, что текущие потребности производственной деятельности нефтегазового комплекса в целом и ее масштаб требуют весьма значительных средств, которых на инновации часто не остается.

То есть без активизации инновационной деятельности нефтегазовый комплекс России не сможет решить двух фундаментальных проблем своего развития — во-первых, преодоления зависимости от внешнего рынка как в части валютных поступлений, так и зависимости от импорта техники и технологий, и, во-вторых — привлечения достаточных инвестиций для своего развития.

Одним из современных интегральных показателей, характеризующим развитие инновационных процессов в отраслях НГК, можно считать добычу нефти, приходящуюся на одну скважину, введенную в эксплуатацию на новом месторождении. Так, если в 1999—2004 гг. в России было введено 277 новых месторождений (857 добывающих скважин), из которых было добыто 38,5 млн т нефти, то в 2001—2006 гг., соответственно: 222, 691 и 32,1. То есть на одну добывающую скважину нового месторождения со сроком ввода в эксплуатацию не старше 5 лет в 2001—2006 гг. приходилось 46,4 тыс. т или всего лишь 103,4% к периоду 1999—2004 гг. Помимо устойчивого сокращения объема ввода новых нефтяных месторождений и снижения доли новых месторождений в общероссийской добыче (в 2003 г. — 0,17%, в 2006 г. — 0,06%), отмечается сохранение относительно низкой доли разведочного бурения в структуре инвестиций, направляемых на добычу нефти, причем она имеет тенденцию к снижению. Так, в 2000 г. эта величина составила 9,1%, в 2003 г. — 6,3 и в 2007 г. — 5,6%.

То есть без использования новых эффективных технологий, расширения геологоразведочных работ и увеличения инвестирования в ресурсную базу в целом национальная нефтедобыча уже в недалекой перспективе будет стагнировать с последующим падением основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, [3].

Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 г. № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. № 971 «О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть».

Место нахождения: Российская Федерация, 115035, г. Москва, Софийская набережная, 26/1.

Целью деятельности ОАО «НК «Роснефть», согласно Уставу, является извлечение прибыли, [4, с 3, 4].

Предметом деятельности НК Роснефть является обеспечение поиска, разведки, добычи, переработки нефти, газа, газового конденсата, а также реализации нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки потребителям в Российской Федерации и за ее пределами, любые сопутствующие виды деятельности, а также виды деятельности по работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Роснефть — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России.

Уставный капитал НК Роснефть составляет 105 981 778,17 рублей. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных и оплаченных акционерами. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит 75,16% ее акций. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.

Основные финансовые показатели Роснефти за 12 месяцев 2009-20010 гг., млн. долл.

География деятельности НК «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть» распределены по территории России от побережья Черного Моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

Основное конкурентное преимущество НК «Роснефть» — размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22.3 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов Роснефть является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 26 лет, а большая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания так же располагает 26.6 млрд барр. н. э. вероятных и возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.

Роснефть активно увеличивает свою ресурсную базу за счет геологоразведочных работ и новых приобретений с целью обеспечения устойчивого роста добычи в долгосрочной перспективе. Компания демонстрирует один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов, который по итогам 2008 г. составил 172%. Основную часть геологоразведочных работ НК «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России, таких как Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также шельф южных морей России. Это обеспечивает Компании доступ к примерно 53 млрд барр. н. э. перспективных ресурсов.

Роснефть также является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд куб. м природного и попутного газа в год и обладает существенным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов добычи за счет уникального портфеля запасов. В настоящее время Роснефть реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании оставил по итогам 2008 г. рекордные для российского нефтеперерабатывающего сектора 49,3 млн т. Заводы НК «Роснефть» характеризуются выгодным географическим положением, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время Роснефть реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью дальнейшего улучшения баланса между объемами добычи и переработки нефти, а также увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

Важная отличительная черта НК «Роснефть» — наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке и Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. Роснефть в настоящее время осуществляет комплексные программы расширения и модернизации терминалов с целью соответствия их мощностей планируемым объемам экспорта.

Одной из задач НК «Роснефть» является увеличение реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью компания развивает розничную сбытовую сеть, которая сегодня насчитывает около 1700 АЗС. По количеству АЗС Роснефть занимает второе место среди российских компаний.

Уникальная структура бизнеса компании, сконцентрированная внутри России, позволила ей не только благополучно пережить начальный этап кризиса, но и выйти в лидеры отрасли по операционной рентабельности. Испытание кризисом на практике показало, что Роснефть, несмотря на имеющиеся недостатки и сдерживающие рост факторы, оказалась гораздо лучше подготовленной к неблагоприятному развитию событий по сравнению с конкурентами.

Ресурсная база Роснефти гораздо менее истощена по сравнению со среднероссийским показателем. Это, в свою очередь, отражается в меньших, чем у конкурентов, издержках на добычу, которые составляют для Роснефти порядка $2,2 на баррель.

Существуют перспективные проекты в добыче. Наиболее перспективный актив Роснефти – Ванкорское месторождение в Восточной Сибири. К 2015 доля добычи нефти с этого месторождения должна достигнуть 17%. Это месторождение также должно стать объектом существенных налоговых послаблений.

Роснефть ведет крайне консервативную политику в отношении новых приобретений. Это обусловлено, прежде всего, высокой долговой нагрузкой. Тем не менее, именно такая политика позволила Роснефти выстроить структуру бизнеса, оказавшуюся весьма устойчивой в кризисной ситуации. Почти 90% производственных издержек Роснефти номинировано в рублях, что позволяет компании получать существенные выгоды от обесценения рубля, произошедшего в период кризиса.

В будущем компания изучает возможность инвестирования в строительство крупных НПЗ в России и Китае, способных увеличить перерабатывающие мощности компании почти в полтора раза. Это должно обеспечить потенциал роста компании в долгосрочном периоде.

Долговая нагрузка Роснефти является одной из наивысших в отрасли. Тем не менее, Роснефть ведет продуманную политику по погашению своего долга. Компания генерирует достаточно свободного денежного потока, чтобы оперативно обслуживать и погашать свои долговые обязательства. Даже в кризисный 2009 год соотношение долг/EBITDA не превышает трёх. А достаточную финансовую устойчивость придаёт долгосрочный кредит на $15 млрд., взятый у Китая.

Роснефти принадлежат семь нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на территории России, находящиеся в городах Туапсе, Самаре, Комсомольске, Ангарске и Ачинске, а также три мини-НПЗ. В Самаре находится три НПЗ: Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский. За рубежом компания нефтеперерабатывающими мощностями не владеет.

Общая мощность первичной переработки всех НПЗ Роснефти, включая мини-НПЗ, составляет 54,5 млн. тонн нефти в год, а загрузка мощностей в 2008 году составила 87%. То есть, компания может перерабатывать почти половину из общего объема добываемой нефти, исходя из показателей добычи 2008 года. По этому показателю Роснефть находится на четвертом месте в России после Газпром Нефти, Славнефти и ЛУКОЙЛа, что характеризует высокую степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса компании.

В отличие от ЛУКОЙЛа и Газпрома, Роснефть не владеет крупными электрогенерирующими компаниями. А собственные электростанции используются преимущественно для производственных нужд, а не для коммерческого использования. Кроме того, на таких электростанциях используется в основном попутный нефтяной, а не природный газ. Таким образом, на текущий момент Роснефти не удается получать добавленную стоимость от поставок природного газа на собственные электростанции. Это существенно ограничивает уровень вертикальной интеграции компании в газовом сегменте. В будущем компания планирует поставлять свой природный газ напрямую конечным потребителям, что должно сгладить возникший негативный эффект, [5, с 5-7].

На основании данной информации можно произвести SWOT-анализ НК Роснефть (см. табл. 4).

Http://znakka4estva. ru/dokumenty/bankovskoe-delo-strahovanie/realizaciya-proekta-modernizacii-tuapsinskogo-npz-nk-rosneft/

Добавить комментарий