Список мини нпз казахстана

Реконструкция 3-х казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) позволит удовлетворить внутренние потребности Казахстана в бензине до 2030 г, заявил заместитель председателя правления КазМунайГаз Д. Тиесов.

Д. Тиесов сообщил, что предполагаемый рост потребности Казахстана в бензине был просчитан международными экспертами с учетом планируемого роста ВВП, численности населения, количества автомобилей и промышленного роста. Реконструкция всех НПЗ будет завершена к началу 2016 г. В частности, отметил Д. Тиесов, после реконструкции Атырауского НПЗ производство высокооктанового бензина возрастет практически в 3 раза: с нынешних 600 тыс тн до почти 1,8 млн тн в год. Причём топливо с модернизированного НПЗ будет отвечать стандартам Евро-5.

Д. Тиесов также сообщил, что КазМунайГаз пока не заинтересована в строительстве новых НПЗ на территории республики или на территории соседних государств. В инвестиционной компании КазЭнергоРегион считают иначе. Напомним, в конце июля 2012 г были обнародованы планы строительства НПЗ в Северо-Казахстанской области (СКО) с участием инвестиционных компаний Китая, Словении и Казахстана. Переговоры по проекту состоялись 26 июля 2012 г во время встречи акима (губернатора) области С. Билялова с президентом КазЭнергоРегиона К. Масимовым.

Разместить новое НПЗ планировалось в городе Булаево, рядом с Уфимским нефтепроводом.

Мощность проектируемого предприятия на 1-м этапе его эксплуатации позволит переработать в год до 5 млн тн нефти. В строительство планируется вложить около 2 млрд долл США.

Мощность переработки нефти в перспективе может быть увеличена в 2 раза, до 10 млн тн нефти/год. Что интересно, в планах тех же инвесторов, во главе с КазЭнерго Регион – строительство нефтеперерабатывающих заводов ещё в 2-х городах Казахстана.

Почему же КазМунайГаз не поддерживает новые проекты по строительству НПЗ? А как может относится владелец существующих НПЗ к строительству своих будущих конкурентов?

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков « Рынок смазочных масел в России ».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков « Рынок дизельных топлив в России ».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

Http://www. newchemistry. ru/letter. php? n_id=9087

Нефтеперерабатывающие заводы могут быть приватизированы. Об этом в кулуарах Х евразийского форума KAZENERGY заявил председатель правления национальной компании “КазМунайГаз” Сауат Мынбаев, передает LS.

По его словам, продажа доли государства в НПЗ возможна в рамках расширенной приватизации. “Возможно, (заводы будут приватизированы – прим. LS), но не для того, чтобы найти деньги. (. ) Пока модернизация осуществляется за счет средств, которые определены, фиксированы и в этих источниках средств от продажи заводов нет”, – заверил он.

Напомним, правительством принято решение выставить на продажу доли в крупных компаниях страны. Будет определен список из 60 компаний, в том числе 38 госфонда “Самрук-Казына”, по 4 холдингов “Казагро” и “Байтерек” и 12 республиканских компаний.

Также Мынбаев сообщил о статусе сделки по продаже доли “КазМунайГаза” госфонду “Самрук-Казына”. Продаем 50% нашей доли в Кашагане. Цена $4,7 млрд. Сроки завершения, надеюсь, ноябрь”, – уточнил он.

Мынбаев добавил, что средства на покупку привлекаются госфондом частично из внутреннего рынка, частично из внешнего. Также небольшая сумма будет выделена из Национального фонда.

Говоря о проекте “Евразия”, глава “КазМунайГаза” подтвердил желание китайских компаний участвовать в нем. “Пока это можно сформатировать бюджет порядка $130-$150 млн. Но это не средства “КазМунайГаза”, – заверил он.

Напомним, вчера в Астане в ходе форума вице-президент PetroChina («дочка» CNPC – Китайская национальная нефтегазовая корпорация – прим. LS) Люй Гуньсиунь сообщил о заинтересованности китайской компании в участии в казахстанско-российском проекте «Евразия» по освоению 60 млрд тонн нефти в Прикаспийской впадине. В целом он отметил, что представители CNPC занимаются поиском новых проектов не только Казахстане.

Как уточнил заместитель председателя правления нацкомпании “КазМунайГаз” Данияр Берлибаев, все три нефтеперерабатывающих завода есть в предварительном списке, который обсуждается в правительстве. “С “Самрук-Казына” и правительством этот вопрос обсуждаем. Я на самом деле не исключаю и такого может быть и 100%, и 50%. (…) Я думаю, после того, как правительство эту программу утвердит (…), там видимо, будет какой-то срок дан, для того, чтобы все подготовить, потому что мы на самом деле имеем опыт продажи наших предприятий”, – отметил он.

Http://www. lsm. kz/neftepererabatyvayushie-zavody-v-kazahstane-mogut-privatizirovat

Объем производства нефтепродуктов достиг за январь-апрель 2016 года 184,9 млрд тенге против 129,3 млрд в аналогичном периоде годом ранее. Прирост составил 43%. Для сравнения, объем, произведенный за 4 месяца 2015, уступал показателям 2014 года на 14,9%. Такие данные приводит energyprom. kz.

По итогам I кв. 2016 отечественные производители* обеспечили 73,9% спроса на бензин (включая авиационный) и 94,5% спроса на дизельное топливо.

События. При утвержденном Министерством энергетики РК индикативном плане переработки нефти в апреле 2016 года 425 тыс. тонн, Атырауским НПЗ переработано 442 тыс. тонн, или на 4% больше. Доля отгрузки высокооктановых бензинов от общего объема бензина в апреле составила 95,6%, с начала года — 91,2%. Сжег топлива и технологические потери за апрель составили 5,6% при плане 7%.

*учитываются оперативные данные балансов, расчет ведется по объемам производства в натуральном выражении.

В натуральном выражении в сегменте нефтяного и дизельного топлива отмечен значительный прирост в производстве бензина (сразу на 14,3%, до 978 тыс. тонн) и керосина (на 8,6%, до 80 тыс. тонн). Производство дизтоплива выросла на 0,9%, до 1,4 млн тонн. Снизился только выпуск топочного мазута — на 10,9%, до 858 тыс. тонн.

Выпуск продукции в сегменте сжиженных углеводородных газов вырос на 46,6%, до 224 тыс. тонн.

События. 23 мая на Атырауский нефтеперерабатывающий завод прибыли два сверхнегабаритных груза производства ТОО «Атыраунефтемаш»: бункер для отработанного катализатора и вспомогательный бункер катализатора объёмом 810 куб. м каждый. Эти промышленные емкости казахстанского производства будут смонтированы на строительстве установки каталитического крекинга КГПН и использованы при производстве высокооктанового бензина, авиационного и дизельного топлива.

КГПН — это проект строительства комплекса глубокой переработки нефти, завершающий этап полной модернизации АНПЗ.

В связи с успешной реализацией проекта можно говорить об образовании нового производственно-промышленного кластера двух отраслей экономики Казахстана — машиностроительной и нефтеперерабатывающей.

В региональном разрезе в стоимостном выражении лидирует Атырауская область, где расположен Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ), — по итогам I кв. 2016 — 90,6 млрд тенге, плюс 48,8% к I кв. 2015. На втором месте Павлодарская область, где расположен Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) — 15,3 млрд тенге, плюс 48,5% за год. Замыкает тройку лидеров ЮКО, где расположен завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) — 13,8 млрд тенге, плюс 12,9% за год.

События. Последние данные по дневнику модернизации казахстанских НПЗ предоставлены пресс-службой АО «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» на 20 мая.

На площадках установки изомеризации и сплиттера нафты завода при устройстве фундаментов и выполнении других работ залито 5998 кубических метров бетона. Смонтировано 63 единицы оборудования (46,3%) и 2328 тонн металлоконструкций (62,3%). Выполняется сборка резервуаров для изомеризата, выполнено работ по 1-му резервуару — 75%, по 2-му резервуару — 58,5%. В строительно-монтажных работах задействовано 337 человек.

На строительных площадках Комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) Атырауского нефтеперерабатывающего завода при устройстве фундаментов и выполнении других работ залито 66 145 кубических метров бетона. На строительных площадках установок забита 20 661 свая (97,0%), смонтировано 29 794 тонны металлоконструкций (84,2%) и 45 897 метров подземных трубопроводов (76,3%). В строительно-монтажных работах задействовано 1625 человек.

На площадках установки изомеризации завода в рамках первого этапа модернизации залито 6645 кубических метров бетона (66%). На установке смонтировано 64 единицы оборудования (4,3%), 1330 метров подземных трубопроводов (17,3%), а также осуществлена сборка 1357 тонн металлоконструкций (38,2%). В строительно-монтажных работах по проекту задействовано 665 человек.

Http://aqparat. info/news/2016/06/07/8319173-npz_kazahstana_naraschivayut_obemy_proiz. html

По словам С. Мынбаева, планируется, что после завершения реконструкции всех трех имеющихся в стране НПЗ – Павлодарского, Шымкентского и Атырауского, к 2015 году, – они смогут перерабатывать 17 миллионов тонн нефти и полностью удовлетворять спрос на внутреннем рынке. В настоящее время внутреннее потребление нефтепродуктов составляет 13,5 миллиона тонн.

“Если мы построим еще один завод, у нас такие мысли есть, то он будет строиться с 2020 года”, – сказал Мынбаев, выступая в среду в ходе пленарного заседания мажилиса (нижней палаты парламента).

“Но до 2020 года, мы считаем, что мощности трех НПЗ могут обеспечить спрос в Казахстане”, – подчеркнул он.

В Казахстане в настоящее время работает три крупных нефтеперерабатывающих завода: Павлодарский НПЗ, Атырауский НПЗ и Шымкентский нефтехимический завод. В соответствии с комплексным планом развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы и программой по развитию нефтегазового сектора Казахстана на 2010-2014 в стране проводится модернизация НПЗ.

В 2010 году на НПЗ республики было переработано 13,7 миллиона тонн сырой нефти, превысив плановый показатель на 570 тысяч тонн или 4,35%.

“Планов по передаче (продаже российской стороне – КазТАГ) Павлодарского завода нет. Павлодарский завод на 100% принадлежит КазМунайГазу”, – сказал министр, отвечая на вопрос депутата о возможной продаже завода россиянам, на пленарном заседании мажилиса в среду.

“В настоящее время у нас имеется 32 мини-завода, и у них нет возможности выполнять даже требования стандарта “Евро-2″. Если появятся новые технологии, обеспечивающие качество, и кто-то захочет построить мини-завод, то в предлагаемом законопроекте для таких предприятий предусмотрены значительные льготы”, – сказал С. Мынбаев.

Министр пояснил, что три главных НПЗ – Павлодарский, Шымкентский и Атырауский, после модернизации, к 2015 году смогут выпускать топливо, отвечающее требованиям стандарта “Евро-5”.

“В 2015 году объем переработки нефти на трех отечественных НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) будет составлять 17 миллионов тонн”, – сказал Мынбаев, выстпая в среду на пленарном заседании мажилиса (нижней палаты парламента).

В настоящее время, по его данным, республиканские НПЗ перерабатывают немногим более 13 миллионов тонн нефти в год.

В Казахстане работает три крупных нефтеперерабатывающих завода: Павлодарский НПЗ, Атырауский НПЗ и Шымкентский нефтехимический завод. В соответствии с комплексным планом развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы и программой по развитию нефтегазового сектора Казахстана на 2010-2014 в стране проводится модернизация НПЗ.

В 2010 году на заводах республики было переработано 13,7 миллиона тонн сырой нефти, превысив плановый показатель на 570 тысяч тонн или 4,35%.

“Как вам известно, Глава государства уделяет особое внимание нефтяной отрасли и вопросам обеспечения государства нефтепродуктами. С целью исполнения его поручений, Правительство разработало этот законопроект. Действующий Закон принят в 2003 году, с тех многое изменилось. Несмотря на ряд поправок, внесенных в него, он имеет множество недостатков”, – сказал, представляя законопроект, министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев.

Он отметил, что необходим переход на иной механизм регулирования производства и оборота нефтепродуктов. В настоящее время этот механизм работает на договорной основе, не имея законодательного обеспечения.

По словам С. Мынбаева, основной целью предлагаемого законопроекта является упорядочение этой системы, обеспечение экономической безопасности Казахстана путем установления госрегулирования цен на отдельные нефтепродукты, имеющие важное социальное значение, а также создание законодательного механизма, позволяющего стимулировать производителей, осуществлять модернизацию производственных мощностей.

В ходе рассмотрения законопроекта на заседании рабочей группы депутатами внесены поправки в части уточнения и конкретизации компетенции Правительства и госорганов, требований, обеспечивающих безопасность в области производства и оборота нефтепродуктов, а также условий их реализации.

Депутаты также одобрили сопутствующий законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РК “О естественных монополиях и регулируемых рынках”.

Http://nomad. su/?a=3-201105120033

Нефтеперерабатывающие заводы РК. В настоящее время в Казахстане функционирует три нефтеперерабатывающих завода. Атырауский, Павлодарский, Шымкентский, их суммарная мощность составляет 19,4 млн. т. нефти в год.

Слайд 11 из презентации «Промышленность Казахстана» к урокам географии на тему «Экономика Казахстана»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке географии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Промышленность Казахстана. ppt» можно в zip-архиве размером 32 КБ.

«Казахстан в мире» – Классный час на тему: «Во имя мира и созидания». 2010 год – саммит ОБСЕ в Астане. Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека» (1975 г.) «Радикальное сбалансированное разоружение действительно необходимо и возможно, как часть многостороннего и сложного процесса разрешения грозных, неотложных мировых проблем» А. Д. Сахаров.

«Экология Казахстана» – Атмосфера. По последним данным, 180 млн. га, или 60% земель в республике превратились в пустыню. Петр Первый. Снежный барс. Редкий вид. Красный волк. Растения не случайно называют «зелеными легкими» нашей планеты. Атмосфера – источник жизни на всей планете, не имеющей границ. С каждым годом лесной фонд на земном шаре уменьшается.

«История Казахстана» – Б. Ая? анны? ред. — Алматы: Раритет, 2010.—560 б. Б. Аягана – учебно-метод. пособие “Т? уелсіздікті? н? рлы та? ы” Книги вышли в серии “Летопись независимости”. Библиографическое описание изданий отражено в электронном каталоге библиотеки. Издание сопровождается фотоиллюстрациями, таблицами. В хрестоматию включены официальные документы, материалы периодической печати, документы архивных фондов.

«Средний класс в Казахстане» – Рабочие. «Средний класс». Хрестоматия/Под ред. Средний класс в Казахстане (данные Агентства РК по статистике, 2005г). 20%. «Средние классы». 1 кластер – иждивенцы (домохозяйки, безработные) и сельхоз. Средний класс Америки и Германии. Неоднородность состава. Характеристики среднего класса: A. Кравченкo.

«Экология в Казахстане» – Климат республики – резко-континентальный, засушливый. Комплексный индекс загрязнения атмосферы. Цель преподавания дисциплины. Общая характеристика экологических проблем РК. Экологическая ситуация и здоровье населения. Система государственного управления охраной окружающей среды. Факторы, вызывающие образование сложной экологической ситуации в РК.

«Промышленность Казахстана» – План презентации: Проблемы газовой промышленности. Республика располагает уникальными по запасам нефти и газа месторождениями. Осуществлен выход казахстанского газа на европейские рынки, благодаря созданию СП «КазРОосГаз». Перспективы развития нефтяной промышленности на современном этапе. Крупные газовые компании.

Http://900igr. net/prezentatsii/geografija/promyshlennost-kazakhstana/011-neftepererabatyvajuschie-zavody-rk. html

Некоторые ответы на этот вопрос содержатся в Национальном энергетическом докладе. В Казахстане три крупных НПЗ, а также ряд небольших заводов. Совокупная заявленная мощность по первичной переработке трех крупных заводов Казахстана на настоящий момент составляет 15,35 млн тонн в год (307 тыс. барр./сутки).

Хотя на этих НПЗ в той или иной мере присутствуют мощности глубокой переработки нефти, в целом в Казахстане применяются относительно простые технологии. Как следствие, в нефтеперерабатывающей отрасли наблюдается явно выраженный перекос в сторону производства мазута, что более не соответствует структуре внутреннего спроса на нефтепродукты.

НПЗ Казахстана на данный момент в совокупности покрывают лишь около 85% внутреннего спроса на нефтепродукты, а около 15% спроса удовлетворяется за счет импорта.

Это связано с тем, что Казахстан экспортирует значительную часть собственного производства (в основном темные нефтепродукты, такие как мазут) и вынужден импортировать светлые нефтепродукты (моторные топлива) – в основном из России – для удовлетворения внутреннего спроса.

В настоящее время реализуется крупная программа модернизации НПЗ, после завершения которой ассортимент производимой продукции существенно изменится – более весомая доля в нем будет принадлежать светлым нефтепродуктам. По мере модернизации экономики, начавшейся с момента обретения страной независимости, все более активно растет спрос на светлые нефтепродукты – бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.

Создавшийся в результате этого дисбаланс между производством и потреблением привел к росту зависимости от импорта нефтепродуктов, особенно высокооктанового бензина и авиационного керосина. Устранить существующий дисбаланс и значительно сократить потребность в импорте светлых нефтепродуктов призвана осуществляемая модернизация НПЗ.

Согласно прогнозам, в результате модернизации НПЗ совокупный объем нефтепереработки в Казахстане к 2030 году вырастет примерно до 17 млн тонн в год, и этого объема будет достаточно для покрытия спроса на бензин и дизельное топливо.

На существующих НПЗ ожидается существенное увеличение объемов производства бензина и дизельного топлива и снижение производства мазута. Из-за относительно скромного предполагаемого роста совокупного потребления светлых нефтепродуктов строительство еще одного крупного НПЗ в Казахстане приведет к значительному избытку мощностей с учетом внутренних потребностей. При этом, учитывая удаленность страны от основных потребителей, возможности экспорта нефтепродуктов весьма ограничены.

Правительство продвинулось на пути либерализации внутреннего рынка нефтепродуктов, отменив регулирование розничных цен на бензин и дизельное топливо.

Однако НПЗ все же остаются изолированными от влияния рыночных сил. Они не являются реальными участниками рынка, которые покупают нефть и продают нефтепродукты, вместо этого они получают толлинговое вознаграждение за переработку сырой нефти, размер которого определяется государственной компанией. Таким образом, в нефтеперерабатывающей отрасли сохраняется высокая степень регулирования.

Ожидается приватизация НПЗ. Нефтеперерабатывающие заводы были включены в программу планируемой приватизации ряда государственных активов сроком до 2020 года. Однако ситуация с реализацией данной программы пока остается неопределенной.

Два из крупных заводов – Атырауский НПЗ и Павлодарский НХЗ – полностью находятся в собственности национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ), а Шымкентский НПЗ равными долями принадлежит КМГ и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК/CNPC).

В свою очередь, собственность на завод по производству битума распределяется равными долями между КМГ и Международной китайской инвестиционной корпорацией по управлению имуществом. С коммерческой точки зрения казахстанские НПЗ работают по схеме процессинга и, таким образом, остаются изолированными от влияния рыночных сил. До отмены регулирования в январе 2017 года тарифы на процессинг устанавливались регулирующим органом.

С 2017 года тариф на процессинг для Атырауского НПЗ и Павлодарского НХЗ устанавливается советом директоров КМГ, а для Шымнкентского НПЗ тариф устанавливается советом директоров управляющей компании «ПетроКазахстан». Существенное повышение тарифа на процессинг в 2017 году связано с включением инвестиционной составляющей для компенсации модернизации заводов.

С НПЗ работают десятки больших и малых поставщиков нефти: они приобретают нефть у недропользователей, поставляют ее на НПЗ, где происходит ее переработка, а затем продают полученные нефтепродукты.

С апреля 2016 года изменился характер коммерческих отношений между РД КМГ и КМГ ПМ. Если раньше нефть приобреталась для заводов у добывающей компании по фиксированным ценам компанией КМГ ПМ, то теперь РД КМГ перешла на толлинговую схему, при которой она является поставщиком сырой нефти и собственником полученных нефтепродуктов, которые впоследствии продает. Изменения в схеме сотрудничества произошли из-за разногласий в цене на нефть.

В последние годы видимое потребление сырой нефти в Казахстане в целом находилось на уровне около 17 млн тонн в год и в 2016 году составило 15,8 млн тонн, или около 20% от совокупного объема добычи нефти в стране. Основная часть добываемой в Казахстане нефти (более 80%) традиционно поставляется на экспорт.

Ожидается, что в более долгосрочной перспективе естественное снижение добычи в рамках этих предприятий продолжится, в связи с чем возникает обеспокоенность в отношении достаточности объемов поставок сырой нефти для удовлетворения спроса на нефть в стране в 2020-х годах. Основными центрами добычи сырой нефти, помимо вышеупомянутых месторождений, являются три «мегапроекта», эксплуатацию которых осуществляют компании ТШО, КПО и НКОК, и эти же международные проекты, по сути, являются главными источниками роста добычи нефти в Казахстане.

Принимая во внимание тенденцию спада, наметившуюся на ключевых добывающих предприятиях, обеспечивающих поставки на внутренний рынок, НПЗ Казахстана в долгосрочной перспективе, возможно, потребуются поставки нефти с других добывающих предприятий. В свою очередь, эти предприятия будут заинтересованы осуществлять поставки на внутренний рынок, только если им будут предложены цены, соизмеримые с теми, которые они получают при поставке добываемой ими сырой нефти на экспорт. Однако установившиеся в настоящее время цены, по которым сырая нефть поставляется на НПЗ Казахстана, находятся на уровне гораздо ниже экспортных, и этот разрыв за последние два года даже несколько вырос, несмотря на снижение.

Министерство энергетики в рамках вверенных ему обязанностей по регулированию нефтегазовой отрасли определяет объемы сырой нефти, которые недропользователям необходимо поставить на внутренний рынок для покрытия спроса на ГСМ. В этой связи такие недропользователи в приоритетном порядке осуществляют поставки своей сырой нефти на казахстанские НПЗ и могут экспортировать только объемы, оставшиеся после выполнения этих обязательств.

Например, в 2016 году РД КМГ поставила 1,0 млн т сырой нефти на ПНХЗ и 1,9 млн т на АНПЗ, что составило 22% и 40% от общего объема переработки сырой нефти на этих НПЗ соответственно. Несмотря на отказ от регулирования внутренних цен на основные светлые нефтепродукты (за исключением бензина АИ-80), государственное регулирование рынка все же остается. Учитывая проблематичность поставок нефти традиционными поставщиками и возможную необходимость обеспечения поставок нефти на НПЗ Казахстана из других источников, внутренним ценам на сырую нефть будет нужно вырасти до уровня экспортного паритета («нетбэк»), что осуществимо через введение большего количества рыночных механизмов и либерализацию.

Следует отметить, что введение стандартов качества производства нефтепродуктов само по себе полностью не решило проблемы качества топлива, реализуемого потребителям. Были нередки случаи, когда проверки качества топлива, реализуемого с АЗС, обнаруживали его несоответствие нормативам. Основной причиной была фальсификация топлива владельцами АЗС, включая смешивание топлива с топливом худшего качества и применение присадок для увеличения октанового числа.

Введение моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса с февраля 2014 года ограничило контрольные функции государства. Целью моратория было улучшение условий для предпринимательской деятельности. Однако, в связи с необходимостью контроля качества топлива по всей цепочке создания стоимости, в марте 2016 года были введены новые правила и требования по оснащению резервуаров НПЗ, баз нефтепродуктов и АЗС контрольными приборами учета, измеряющими количественные и качественные характеристики нефтепродуктов. Требования предусматривают установку приборов учета на АЗС и нефтебазах Казахстана в срок до 1 января 2018 года.

Эксперты считают, что притом что государство постепенно ослабляет административный контроль над сектором переработки и сбыта, Казахстану необходимо продолжать продвигаться вперед по пути либерализации рынка. Следует поставить цель дальнейшего снятия существующих механизмов административного регулирования, включая полную либерализацию цен на все виды нефтепродуктов, отмену контроля над экспортом и импортом, а также прекращение планирования объемов переработки нефти, объемов поставок нефти на НПЗ и графиков поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Со временем это обеспечит необходимый стимул для поставок добывающими компаниями сырой нефти на НПЗ страны.

Как члену Евразийского экономического союза, в долгосрочной перспективе Казахстану следует внедрять рыночные механизмы и воздерживаться от установления ограничительных административных механизмов в отношении производства, распределения и продажи нефтепродуктов. На либерализованном рынке любая компания должна иметь возможность реализовывать нефтепродукты в любой части страны.

Http://liter. kz/ru/articles/show/38073-kak_navesti_poryadok_na_kazahstanskih_npz_

Нефтяных компаний в Казахстане, занимающихся разработкой месторождений и добычей нефти, очень много. Они представлены, как и казахстанскими, так и зарубежными предприятиями. Согласно «Статистическому обзору мировой энергетики» (Statistical Review of World Energy), подготовленному британской компанией BP, на конец 2012 года Казахстан по запасам нефти занял 12-е место и 21-е место по запасам газа.

Британская BP оценила запасы нефти в Казахстане на уровне 30 млрд баррелей, или 3,9 млрд тонн, что составляет 1,8% мировых запасов. Лидерами по запасам нефти в мире стали Венесуэла (46,5 млрд тонн, 17,8%), Саудовская Аравия (36,5 млрд тонн, 15,9%) и Канада (28 млрд тонн, 10,4%). Общемировые запасы нефти на конец 2012 года составили 235,8 млрд тонн.

Запасы газа в Казахстане составили 1,3 трлн куб. м (0,7% мировых запасов). Это 21 место в рейтинге, Казахстан делит его с Китаем и Индией. Больше всего запасов газа в мире у Ирана (33,6 трлн куб. м, 18%), России (32,9 трлн куб. м, 17,6%) и у Катара (25,1 трлн куб. м, 13,4%). В целом мировые доказанные запасы газа составили 187,3 трлн куб. м.

Самой крупной нефтегазовой компанией в Казахстане является Казмунайгаз. Это акционерное общество полностью принадлежит государству. В активе Казмунайгаза находятся такие компании как Казахойл-Актюбе (67%), Мангистаумунайгаз (50%), PetroKazakhstan (33%), Тенгизшевройл (20%) и так далее.

Также свою деятельность осуществляют и менее крупные казахстанские нефтяные компании, такие как: Aday Petroleum, Толкыннефтегаз, Актау ТРАНЗИТ, АНАКО (первая частая нефтяная компания – 1994 год), АЙ-ДАН МУНАЙ и другие.

Нефтяная отрасль Казахстана всегда была очень привлекательна для иностранных предпринимателей, инвесторов, бизнесменов. Множество зарубежных нефтяных компаний имеют представительства в различных городах Казахстана и сотрудничают с местными властями.

Российские нефтяные компании Лукойл и Роснефть работают на казахстанских месторождениях нефти. Лукойл получает нефть на Тенгизском (2,5%), Карашыганакском (15%), Каракудукском (62,5%), Арманском и других месторождениях. Роснефть владеет 50% – ми на Курмангазинском месторождении.

В 1992 году между Республикой Казахстан и компаниями Agip (Италия) и British Gas (Англия) было подписано соглашение о разработке нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак. Это можно считать началом международного сотрудничества Казахстана с европейскими государствами в нефтяном сегменте.

Сегодня на территории Казахстана ведут добычу нефти на различных месторождениях следующие европейские компании:

    итальянская Eni (Agip – коммерческий бренд компании), (Карашыганак, Кашаган), французская Total (Кашаган), немецкая Royal Dutch Shell (Кашаган), английская British Gas (Карашыганак), испанская Repsol YPF (Южный Жамбай), румынская Petrom (Тасбулат, Актас, Туркменой), датская Maersk Oil (Дунга)

Они вошли на казахстанский рынок уже 16 лет назад. В сентябре 1997 года компания CNPC (China National Petroleum Corporation) приобрела более 60 % акций АО «Актобемунайгаз», одной из крупнейших нефтедобывающих компаний Казахстана. В 2001 году эта же компания приобрела 50% акций Buzachi Operating Ltd (Северное Бузачи), а в 2006 – PetroKazakhstan. В общей сложности на долю этих компаний (к ним относится еще и «Казахойл-Актобе», которой тоже владеют китайские инвесторы) приходится 97% добываемой в Актюбинской области нефти.

Еще одна китайская компания CITIC приобрела 50% Каражанбасмунай (Каражанбас).

(совместно с европейскими) на 2008 год составляли 42% от общей доли в нефтяном рынке Казахстана.

Точкой отсчета сотрудничества Казахстана и американских нефтяных компаний можно считать 6 апреля 1993 года, когда был подписан «контракт века». Казахстанское Правительство заключило соглашение с компанией Шеврон (Chevron) сроком на 40 лет.

Другие американские компании, такие как ExxonMobil (Тенгиз, Кашаган), ConocoPhillips (Кашаган) вполне успешно работают на нефтяном рынке Казахстана.

Японская национальная нефтяная корпорация (ЯННК) c 2002 года пыталась наладить взаимоотношения с казахстанским нефтяным сектором. Япония крайне заинтересована в казахстанской нефти. Уже тогда японская компания Impex (Международная нефтяная компания с 50% участием Японской национальной нефтяной корпорации) владела 8,3% в концерне «Аджип КСО» и принимала участие в проекте по разведке Северного Каспия. Сегодня компания занимается месторождением Кашаган.

Свой вклад в развитие казахстанской нефтяной отрасли вносят и другие азиатские нефтяные компании:

    индийская Mittal Investments (Каракудук, Северное Бузачи, Жамбай Южный, Сатпаев), индийская ONGC Videsh Ltd (Сатпаев), туркменская Казахтуркмунай (Сазтюбе, Елемес).

Неизведанные запасы нефти, которые по прогнозам специалистов очень велики, привлекают внимание крупнейших мировых компаний, поэтому, возможно, что в скором времени этот список пополнится новыми именами.

Http://www. neftegaz. kz/analitik-articles/neftyanyie-kompanii-kazaxstana. html

Из-за дефицита на рынке горючего в Казахстане снова заговорили о необходимости строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода. Эксперты говорят об отсутствии достаточного объема сырья, необходимого для нового завода. Правительство заверяет, что после работ по модернизации возможности трех заводов в стране позволят обеспечить потребность.

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев объяснения ответственных лиц за ситуацию с бензином посчитал «отговорками и уклонением от обязанностей». На заседании правительства сегодня он уволил некоторых с занимаемой должности. Глава правительства внес на имя президента представление об объявлении выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву и заявил, что принимает решение об увольнении вице-министра Асета Магауова. Он также поручил объявить выговор руководителю национальной компании «КазМунайГаз» Сауату Мынбаеву и освободить от занимаемой должности его первого заместителя Данияра Берлибаева.

За день до этого вице-министр энергетики Асет Магауов в интервью журналистам заявил, что в министерстве предвидели ситуацию с дефицитом бензина АИ-92.

– Мы заранее эту ситуацию предвидели. Потому что Атырауский завод был у нас на ремонте. 20 сентября был начат ремонт Павлодарского нефтехимического завода. Чтобы увеличить производство АИ-92, министерством был принят ряд мер на НПЗ. Так, было снижено производство бензина марки АИ-95 и АИ-80, за счет чего удалось нарастить производство бензина марки АИ-92 до 14 тысяч тонн. Ожидаем, что с ноября производство вырастет до 75 тонн, – сказал Магауов.

Казахстанские СМИ сообщили, что в некоторых регионах стоимость бензина выросла до 200 тенге за литр.

После сообщений в сентябре о закрытии Павлодарского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на ремонт и в будущем Шымкентского НПЗ в Казахстане наблюдается дефицит бензина. В акимате Алматы 5 октября сообщили, что запасов бензина хватит на 8–10 дней.

В социальных сетях одной из обсуждаемых тем стал дефицит бензина в богатом нефтью Казахстане. Некоторые пользователи припомнили, что власти ранее неоднократно обещали построить в Казахстане четвертый нефтеперерабатывающий завод. Прозвучали мнения, что «такого, как сейчас, дефицита бензина не было бы, если бы построили четвертый нефтеперерабатывающий завод».

Около десяти лет назад власти в Казахстане впервые заговорили о строительстве еще одного нефтеперерабатывающего завода, кроме заводов в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. В 2009 году тогдашний премьер-министр Карим Масимов заявил о необходимости построить новый нефтеперерабатывающий завод и сообщил, что его строительство потребует около 3,5 миллиарда долларов. Позднее министр нефти и газа Сауат Мынбаев стоимость строительства нового завода оценил уже в шесть миллиардов долларов. Согласно плану Мынбаева, строительство нового завода должно было начаться в 2016 году и в 2019 году его должны были ввести в эксплуатацию.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также неоднократно заявлял о необходимости строительства нового завода в 2013–2014 годы и давал поручения начать строительство. Однако строительство завода так и не началось.

Репортер Азаттыка обратился с запросом к министру энергетики Казахстана Канату Бозумбаеву, чтобы выяснить, будет построен в Казахстане новый завод или нет, сколько денег потребует его строительство, что препятствует его строительству и по какой причине нынешние заводы часто становятся на ремонт. Однако в полученном от министерства письме не оказалось ответов на вопросы Азаттыка о новом заводе.

В ответе министерства энергетики Азаттыку говорится, что в настоящее время три НПЗ в Казахстане обеспечивают 70 процентов спроса на высокооктановый бензин на внутреннем рынке, 85–90 процентов спроса на дизельное топливо и 45 процентов спроса на авиатопливо.

«Модернизация трех НПЗ позволит повысить производительность высокооктанового бензина АИ-92 в 2,2 раза, АИ-95/98 – в 9,6 раза, дизельного топлива на 30 процентов, авиатоплива – примерно в три раза. Низкооктановый бензин производиться не будет. Модернизация заводов должна завершиться в 2017–2018 годы. Затем ремонтные работы будут проводиться один раз в три-четыре года, это позволит дополнительно переработать 300 тысяч тонн нефти», – говорится в письме ведомства.

В министерстве заверяют, что после модернизации трех НПЗ в стране мощность переработки сырья повысится с 13,8 до 16,5 миллиона тонн.

Казахстан около 30 процентов потребляемого горючего покупает у России.

Эксперты, с кем удалось пообщаться репортеру Азаттыка, причину, по которой четвертый нефтеперерабатывающий завод, возможно, не будет построен, связывают с дефицитом нефти.

По словам исследователя нефтяной отрасли Казахстана, автора недавно опубликованной книги «Черная кровь Казахстана» Олега Червинского, в 2016 году имеющиеся три завода при их суммарной мощности более 15 миллионов тонн переработали менее 14 миллионов нефти.

– Даже если ввести в строй еще один перерабатывающий завод, условно говоря мощностью пять миллионов тонн, то где взять сырую нефть, чтобы его загрузить? Добыча на большинстве месторождений, разрабатываемых АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», падает из года в год, да и миноритарные акционеры начинают задавать вопросы о справедливости цены, по которой компания вынуждена поставлять нефть на переработку, – говорит он.

По словам Олега Червинского, «будущий рост добычи нефти в Казахстане возможен только за счет выхода на полную мощность Кашагана и реализации проектов расширения на Тенгизе и Карачаганаке». Акционеры этих проектов вольны поставлять нефть туда, где за нее дадут наилучшую цену, говорит он.

– Пока цены на ГСМ в Казахстане не подтянутся к уровню мировых, пока перерабатывать нефть на НПЗ не станет экономически выгодно для ее владельца, – мы так и будем периодически испытывать бензиновые коллапсы, – считает исследователь.

В беседе с репортером Азаттыка директор Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов высказывает аналогичное мнение. По его словам, в сложившейся сейчас ситуации у инвесторов нет желания строить четвертый нефтеперерабатывающий завод. Потому что свою нефть нефтедобывающие компании стараются вывести не на внутренние НПЗ, а на экспорт.

– Правительству очень сложно влиять на «Карачаганак», «Тенгизшевройл», «Кашаган», которые добывают половину нефти Казахстана, то есть около 40 миллионов тонн нефти. Они выпускают свою продукцию на экспорт. Таково соглашение. Если бы их обязали 20–30 процентов сдавать для внутреннего рынка, они продавали бы ее по мировым ценам. По мировым ценам бензин у нас стоил бы в два раза дороже. Народ к этому не готов, – говорит он.

По словам Нурлана Жумагулова, другие нефтедобывающие компании на внутренний рынок должны выводить 30 процентов, «КазМунайГаз» – даже 50 процентов своей нефти. Если на мировом рынке стоимость нефти составляет 50–55 долларов, на внутреннем рынке – лишь 20–25 долларов.

– К примеру, в компании «Шеврон» предупредили, что в случае согласия с требованиями правительства сократятся налоги в бюджет Казахстана от экспорта. Однако «Шеврон» запросил старые месторождения с низкой производительностью. В компании сообщили, что эти месторождения будут осваиваться с применением новых технологий и они смогут добываемую оттуда нефть выводить на внутренний рынок. «КазМунайГаз» пока думает над этим вопросом, – говорит он.

Нурлан Жумагулов говорит, что строить небольшие нефтеперерабатывающие заводы мощностью 200–300 тысяч невыгодно.

– Казахстан в 2016 году должен был перейти на стандарты «Евро-4», «Евро-5». Будет сложно прийти к этим стандартам с небольшими заводами. К тому же нефть на большие заводы подается по нефтепроводу. А для подачи 200–300 тысяч тонн нефти на небольшие заводы никто нефтепровод строить не будет, – говорит он.

По словам Жумагулова, после модернизации трех НПЗ в Казахстане внутренний рынок можно будет обеспечить бензином. После модернизации возрастет качество бензина, также возрастет мощность заводов.

В Казахстане еще с советских времен продолжают работать три нефтеперерабатывающих завода. Завод в Атырау был построен в 1945 году, в Павлодаре – в 1978 году, в Шымкенте – в 1985 году. Казахстан, который в 1992 году перерабатывал 25,8 миллиона тонн нефти, к 2012 году увеличил эти показатели до 80 миллионов тонн. В 2016 году объем перерабатываемой нефти снизился до 77 миллионов тонн.

Асылхан Мамашулы является репортёром Азаттыка в Алматинском бюро, пишет, в основном, на политические темы. Родился в апреле 1973 года. В 1994 году окончил Кызылординский педагогический институт имени Коркыта-ата. В 1997-2000 годах учился в аспирантуре Казахского национального университета имени Аль-Фараби.

Работал в издательстве «Казахская энциклопедия», в газете «Ана тілі» и в центре ABDI-Press. С 2011 года работает в Азаттыке.

Http://rus. azattyq. org/a/kazakhstan_benzin_novyi_npz/28784550.html

Современное состояние нефтеперерабатывающей отрасли Казахстан А

Прогнозируемый объем добычи нефти и газа требует от игроков рынка решения вопроса комплексной переработки углеводородного сырья. Учитывая состояние оборудования на нефтегазоперерабатывающих предприятиях Казахстана, решить эту задачу без полномасштабной реконструкции и модернизации не представляется возможным. В итоге сегодня главные субъекты нефтяной отрасли принимают меры по капитальному ремонту основных перерабатывающих заводов. Более того, планируется строительство новых предприятий и даже делаются попытки приобрести уже действующие за рубежом.

Динамичный рост экономики, сопровождаемый возрастающей потребностью в продуктах нефтепереработки, требует от НПЗ решения новых задач. Самая главная из них – это удовлетворение возросшего спроса на нефтепродукты, причем как в количественном, так и в качественном плане. Сложившийся объем и система поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) на внутренний рынок не удовлетворяют нужды потребителей. Сюда нужно добавить качество и цены на нефтепродукты. [1,с.145]

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Атырау (на западе Казахстана) и Шымкенте (на юге) после модернизаций, которые должны завершиться к 2010 году, смогут выпускать бензин по стандарту Euro-3 .

"Предусматриваемая модернизация позволит нам к 2010 году выпускать нефтепродукты соответствующие: бензин – по Euro-3, дизтопливо – по Euro-4. Это касается Атырауского и Шымкентского заводов" .

"Что касается Павлодарского завода, то сегодня у нас ведется работа по производству водорода мощностью до 20 тысяч кубометров в час, что позволит нам обеспечить гидроочистку выпускаемых нефтепродуктов. Она завершится в конце этого года".

Р еконструкция Атырауского НПЗ позволила производить там нефтепродукты, соответствующие стандарту Euro-2.

В настоящее время, Шымкентский НПЗ выпускает нефтепродукты, также соответствующие этому же стандарту.

В текущем году на трех отечественных НПЗ планируется переработать около 12 млн тонн нефти, произвести бензина в объеме 2,5 млн тонн, дизельного топлива – 3,7 млн тонн и мазута – 3,5 млн тонн.

К 2015 году объемы переработки нефти в Казахстане достигнут проектной мощности 3 крупных НПЗ. [2,с.125]

Павлодарский нефтехимический завод расположен в Павлодарской области (на севере республики).

Совокупная производственная мощность Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ), Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) и PetroKazakhstan Oil Products (PKOP) составляет 18,6 млн. тонн в год. По мнению специалистов, нынешняя средняя загруженность НПЗ (50-60%) негативно отражается на работе оборудования и глубине переработки нефти. По итогам 2005 года загруженность нефтью АНПЗ составила 71,4%, ПНХЗ – 49,3%, PKOP – 65%. В этом году все три НПЗ планируют переработать около 12 млн. тонн нефти. «Ремонтные» работы проводили японские компании Marubeni и JGC. О бщая сумма проекта составила 440 миллионов долларов США. После реконструкции на заводе внедрены современные технологии по гидроочистке бензина, каталитической депарафинизации дизельного топлива, обновлены объекты общезаводского хозяйства, расширен ассортимент перерабатываемой нефти, производимых нефтепродуктов и т. д. Глубина переработки нефти увеличится с 57% до 82-95%, объем – до 4,3 млн. тонн в год. Проведенная модернизация позволит производить нефтепродукты, соответствующие мировым стандартам EIN. По качеству они будут отвечать уровням «Евро-3» по бензину и «Евро-4» – по дизельному топливу. Производство бензина увеличится в три раза, выпуск высокооктанового топлива в девять раз. В итоге продукция завода будет соответствовать мировым стандартам качества, условия производства отвечать требованиям безопасности, сократятся выбросы вредных загрязняющих веществ.[3,с.17]

Одно из самых современных нефтеперерабатывающих предприятий Казахстана – Павлодарский нефтехимический завод сдан в эксплуатацию в 1978 году. Проектная мощность ПНХЗ – 7,5 млн. тонн нефти в год. Глубина переработки составляет 87%.

В 2005 году завод переработал 3,7 млн. тонн нефти, а в 2006 году планируется увеличить этот показатель до 4,2 млн. тонн.

ПНХЗ разработал стратегию развития производства до 2010 года. Она предусматривает строительство и ввод в строй новых установок. Модернизационные проекты, которые будут реализованы в рамках данной стратегии, оцениваются суммарно в 300 млн. долларов. Сейчас руководство ПНХЗ ведет переговоры с зарубежными компаниями, имеющими опыт в монтаже новейших установок.

Новейшим НПЗ республики является PetroKazakhstan Oil Products (Шымкентский НПЗ).

Завод построен в 1985 году. Предприятие перерабатывает около 40% от общего текущего объема нефтепродуктов, производимых тремя НПЗ Казахстана. Проектная мощность Шымкентского НПЗ составляет около 6 миллионов тонн в год. Глубина переработки сырья – более 50%. В первом полугодии текущего года на этом НПЗ было переработано 2,06 млн. тонн нефти. Сегодня завод ожидает от министерства энергетики и минеральных ресурсов одобрения концепции по модернизации производственных мощностей PetroKazakhstan Oil Products. Предполагается, что согласованный план будет готов до конца текущего года. Реализация проекта займет до 2,5 года. По приблизительному подсчету в него будет вложено несколько сотен миллионов долларов. В результате модернизации производства планируется увеличить выпуск светлых нефтепродуктов на 20%, а их качество будет соответствовать стандарту «Евро-3». Впервые будет налажен выпуск новых нефтепродуктов, таких как добавки в высокооктановый бензин и полипропилен. [ 4 ,с. 15 ]

Если к 2015 году отечественные НПЗ достигнут своей проектной мощности, то перед Казахстаном возникнет вопрос о строительстве новых заводов. Вместе с тем национальная компания «КазМунайГаз» уже сегодня рассматривает вопросы по участию в нефтеперерабатывающих проектах в Турции и Китае.

В результате эффективной реализации проектов по реконструкции и модернизации отечественных НПЗ у этих предприятий откроется второе дыхание. [5,с.22] Значительно улучшатся экологические показатели заводов, увеличится их загруженность, глубина перерабатываемой нефти, объем и ассортимент выпускаемых нефтепродуктов. Экологические требования к НПЗ в части достижения соответствия европейским требованиям по чистоте выпускаемого топлива в последнее время становятся особенно актуальными. Так как предстоящее вступление в ВТО требует от Казахстана выпуск экологичных видов бензина и дизтоплива. В результате вышеперечисленных мер казахстанские нефтеперерабатывающие предприятия будут соответствовать мировым стандартам нефтепереработки.

1. К. Кабдылдин. Мы строим многвекторную систему. Oil and Gas of Kazakhstan. – 200 7.-№4-5. С. 144-150.

2. АО «Шымкентнефтеоргсинтез» усиливает свои позиции//Нефть и газ Каспия.=1998.-№6.-С. 122-127.

3. Отчет о деятельности Атырауского нефтеперерабатывающего завода за 2005-2006 г.

5. Т. Хасанов. Нефтекомплекс миров о го уровня. Oil and Gas of Kazakhstan. – 2005.-№4-5. С. 21-24

Http://www. rusnauka. com/29_NNM_2008/Economics/35840.doc. htm

После того, как цены на нефть упали, в Казахстане встал вопрос о приватизации трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые за годы миллиардных и даже триллионных прибылей в нефтянке так и не были модернизированы.

В «КазМунайГазе» сейчас разрабатывают план приватизации – в госкорпорации пока не решили, выгодней продать три завода по отдельности или отдать неконтрольный пакет (49%) компании «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», в активы которой входят заводы.

Ни один из заводов нельзя назвать хорошим – все три производят топливо низкого качества

При этом половина Шымкентского НПЗ уже сегодня принадлежит китайцам. Старый Атырауский НПЗ, несмотря на две проведенные модернизации, никому не нужен. В текущих условиях, скорее всего, найдется инвестор на Павлодарский завод, но при условии, что будет дешево и ни о какой модернизации на ближайшие годы речи идти не будет.

Сложнее всего найти инвестора будет на Атырауский НПЗ. Строительство этого завода под руководством американцев шло в нелегких условиях военного времени. Запущен в эксплуатацию он был 8 сентября 1945 года. То есть в этом году заводу исполнилось 70 лет.

– Кому нужен такой старый объект? – задается вопросом главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, доктор экономических наук Олег Егоров. –

В той же Японии подобные объекты продают за 1 доллар, не больше. И поэтому сомнительно, что завод кто-нибудь купит

— Кстати, уже был прецедент, когда Орский НПЗ выкупил инвестор из Казахстана (71,94% в Орском НПЗ принадлежало Sermules Enterprises Ltd, полным владельцем которого является Cipation Holdings Ltd (компания, принадлежащая сыну министра энергетики Игорю Школьнику, — прим.), и уже спустя год стал думать, как бы его продать, потому что заводу 40 лет.

По словам эксперта, завод уже дважды модернизировали, однако качество выпускаемого топлива от этого лучше не становится.

– Первую модернизацию в середине 2000-х проводили японские компании Джей Джи Си и Марубени Корпорейшн. Они сдали свои установки с гарантией, что мы будем получать очень качественное горючее. Но, как показала практика, такого качества, которое требуется сегодня и даже вчера, на этих установках не было получено. Я думаю, только по той причине, что постоянно менялся качественный состав сырья, который поступает на переработку.

Смесь нефти с разных месторождений пагубно влияла на качество топлива, поэтому пришли к выводу, что бензин надо еще дополнительно очищать от ароматических соединений в виде бензола, параксилола и пр.

– Как Атырауский завод производил в основном мазут, так и производит. Хотя согласно программе, принятой в мае 2009 года, модернизация должна быть закончена к 2015 году. То есть уже в этом году завод должен производить бензин класса евро 4-5, – добавляет аналитик нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов. – Сейчас там с опозданием относительно комплексного плана запущено производство ароматических — бензола и параксилола — углеводородов (КПА), являющихся полупродуктами для нефтехимии. Установка сделана таким образом, что может производить или ароматические углеводороды, или бензин. Однако китайцы больше заинтересованы в получении ароматических углеводородов, которые необходимы их заводам по нефтехимии. Поэтому часть комплекса по получению ароматических углеводородов уже пущена в эксплуатацию, тогда как вторая часть — по глубокой переработке нефти — перенесена на 2016-2017 годы.

– Как раньше из Европы все вредные производства выносили в Китай, так Китай сейчас переносит их в такие страны, как Казахстан, – уточняет эксперт. – Полагаю, что именно из-за ароматики Китай согласился участвовать в модернизации завода, но от его приватизации, вероятнее всего, откажется.

Шымкентский нефтеперерабатывающий завод построен в 1985 году – это самый новый завод в республике. Проектная мощность завода составляет 5,25 млн тонн, или около 40,65 млн баррелей нефти в год. Всего же он вырабатывает 30% общего текущего объема нефтепродуктов, производимых тремя НПЗ Казахстана.

Во время приватизации 90-х завод был продан за 60 млн долларов голландской компании «Витол». Как раз в это время на заводе полным ходом шла модернизация, позволявшая увеличить глубину переработки нефти для производства высококачественных продуктов. Но у голландцев были другие планы – вместо увеличения выпуска качественных бензинов инвесторы озаботились производством мазута для поднятия фосфорной промышленности. Спустя несколько лет выяснилось, что голландцы к тому же нарушают налоговую политику, и завод вернулся в госсобственность. Затем акции и право на управление заводом получила канадская компания, но и она ничего для модернизации не сделала.

Теперь Шымкентский завод на 50% принадлежит китайцам, все вопросы по модернизации надо согласовывать с ними. В результате на заводе запущена только одна установка – гидроочистки дизтоплива, которая позволяет производить дизельное топливо класса Евро 4-5. Вопросы более глубокой переработки нефти все еще обсуждаются, но не реализуются.

Завод был введен в эксплуатацию в 1978 году. Павлодарский завод ориентирован на переработку нефти из западно-сибирских месторождений, на заре приватизации НПЗ был приватизирован казахстанским бизнесменом Рашитом Сарсеновым. В 2009 году Сарсенов продал завод «КазМунайГазу» за 1,2 млрд долларов.

С 1996 года на заводе говорят о модернизации и переориентировании на отечественное сырье, но… ничего не меняется.

– Что касается Павлодарского завода, то, насколько я знаю, там закончена проектно-сметная документация и начались строительно-монтажные работы, – уточняет Сергей Смирнов.

На сегодняшний день это единственный завод, на который есть инвесторы.

– Я слышал, что там и Россия имеет какие-то виды, и Китай – вот это на сегодня основные претенденты, – считает Олег Егоров.

Продавать НПЗ в условиях кризиса и низких цен на нефть невыгодно. О том, что продажа заводов сведет на нет усилия, направленные на модернизацию НПЗ, говорят эксперты.

– В качестве основного аргумента – только разговоры о том, что государство — неэффективный собственник. Но если частник действительно так эффективен, то откуда берется столько банкротств? Кстати, в нефтяном секторе тоже, – говорит Сергей Смирнов. – Еще один аргумент – пополнение государственного бюджета. Аргумент тоже не слишком серьезный. Сейчас кризис везде. Цены на нефть падают, продать эти нефтеперерабатывающие активы можно лишь за бесценок, как это уже происходило в начале 90-х. Тогда заводы продали дешево, а потом втридорога выкупали обратно. И сейчас повторится та же самая ситуация.

Конечно, кроме того, что цены на нефть упали и добыча на Кашагане откладывается, у «КазМунайГаза» еще есть и долги. По словам председателя правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева, это крупная и очень большая проблема: «…Компания перекредитована, сейчас имеет 18 млрд долгов и все, что она зарабатывает, уходит на проценты».

– Компания жила на широкую ногу. Если посмотреть на сайт госзакупок, которые проводил КМГ, то там многое приобреталось по более высоким, чем среднерыночные, ценам. К тому же у них много непрофильных активов, от которых компания периодически избавляется – рассказывает Сергей Смирнов. – Недавно произошла продажа КМГ половины доли своего участия в Кашаганском проекте фонду «Самрук­- Казына». Эта операция, перекладывающая актив из одного кармана в другой в рамках одной организации, не привлекает реальных финансов, но дает возможность «КазМунайГазу» набрать новых кредитов для оплаты части старых займов и финансирования текущей деятельности.

Еще одна проблема, которая ежегодно приводит страну к топливному кризису и требует решения – все казахстанские НПЗ загружены лишь вполовину, поэтому они не могут обеспечить внутренний рынок дешевыми нефтепродуктами.

– И вот здесь у нас самая большая проблема, – уверен Олег Егоров. – Откуда взять нефть? Мы же ее всю продаем – продаем 88% из того объема добычи, который добываем. А загрузка Павлодарского и частично Шымкентского идет за счет поставок российской нефти.

– Основные нефтедобывающие компании — ТШО и Карачаганакский консорциум – работают по СРП и имеют право продавать нефть туда, куда захотят.

Им выгодней экспортировать нефть, чем поставлять на внутренний рынок, — добавляет Сергей Смирнов. – Поэтому и не строят четвертый НПЗ. В Кыргызстане китайцы построили новые заводы, но они стоят – нет сырья. Они надеялись, что из Казахстана нефть будет поступать, но просчитались.

— Недропользователям выгодней продать нефть по мировым ценам, а Кыргызстан, как и отечественные НПЗ, не может покупать нефть по мировой цене…

Http://365info. kz/2015/12/pochemu-v-kazahstane-ne-budet-deshevogo-i-kachestvennogo-benzina/

Добавить комментарий