строительство нпз 2017– cccp-online.ru

строительство нпз 2017

Терминал вместо трубы

«Транснефть» предложила бизнесмену Григорию Березкину (компания «Энергоактив») заняться транспортировкой нефти для строящегося на Дальнем Востоке Амурского НПЗ. Об этом РБК рассказал генеральный директор заказчика строительства Амурского НПЗ — Амурской энергетической компании (АЭК) Александр Гордеев. Минэнерго рекомендовало проработать этот вопрос, следует из копии протокола совещания у министра Александра Новака, состоявшегося 9 февраля (копия протокола есть у РБК). Представитель «Транснефти» отказался от комментариев.

Березкин, принимавший участие в том совещании, подтвердил РБК готовность переваливать нефть для нового завода через принадлежащий ему Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае: «На совещании в Минэнерго нам был задан вопрос, возможно ли использовать наш нефтеналивной комплекс в городе Уяр для обеспечения поставок нефти на Амурский НПЗ. Мы ответили утвердительно». По его словам, Уярский терминал рассчитан на 10 млн т (в год), а сейчас переваливает меньше. «На мой взгляд, главная задача Амурского НПЗ — это прежде всего найти сырье. И нужно договариваться о будущих поставках нефти», — заявил Березкин.

На совещании, посвященном проекту строительства Амурского НПЗ, согласно протоколу, помимо Гордеева и Березкина присутствовали первый замглавы Министерства по развитию Дальнего Востока Александр Осипов, зампред правительства Амурской области Сергей Тырцев, вице-президенты «Роснефти» и «Транснефти»​ Отабек Каримов и Михаил Гришанин и совладелец АЭК (10%) Геннадий Шуклин, представители РЖД, ФСК и «Россетей». Представитель Минэнерго подтвердил РБК состав участников совещания.

Судьба завода

Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 года одобрил президент Владимир Путин. Но судьба завода стоимостью 123 млрд руб. обсуждается с 2004 года. Китайская компания на 90% профинансирует стройку, которая должна начаться весной 2017 года, а запуск предприятия ожидается в 2019 году. НПЗ ​с глубиной переработки нефти более 90% будет перерабатывать 6 млн т сырья ежегодно: 4 млн т нефти и 2 млн т газового конденсата. В России будет оставаться 25% продукции: 600 тыс. т дизтоплива, 158 тыс. т нефтяного кокса, 55 тыс. т авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и нафта) будет направляться в Китай.

Основная проблема проекта заключается в нехватке сырья и отсутствии подключения к трубе «Транснефти»: ВСТО проходит в 60 км от завода.
Отказ в подключении Амурского НПЗ к ВСТО монополия выдала еще в июле 2014 года, сославшись на ограниченность ресурсов трубопровода. «Транснефть» также объясняла свою неготовность инвестировать в расширение трубопровода и строительство дополнительных нефтеперекачивающих станций тем, что у Амурского НПЗ нет гарантированных поставок нефти. Об этом представитель компании Игорь Демин ранее говорил РБК. По его мнению, эти затраты, оцениваемые в сумму свыше 150 млрд руб., должен взять на себя инвестор. Гордеев утверждает, что, по предварительным оценкам «Транснефти», затраты на подключение завода к трубе с учетом ее расширения составят около 136 млрд руб. «Это еще один завод, и наши инвесторы не готовы столько платить», — считает он. Что касается проблемы завода с сырьем, то крупные нефтяные компании не ответили на письма АЭК с просьбой поставлять нефть на Амурский НПЗ, добавил Гордеев.

По словам Березкина, состояние которого Forbes оценивает в $700 млн, у Уярского терминала появятся дополнительные свободные мощности, когда Комсомольский НПЗ «Роснефти» подключат к трубопроводу ВСТО через отвод (его сейчас достраивает «Транснефть»). «Более-менее по срокам это совпадает: отвод на Комсомольск достроят тогда, когда примерно построят Амурский НПЗ, — в 2019 году. Так звучало на совещании», — сказал он РБК. Березкин призвал АЭК договариваться о будущих поставках нефти: «Свободный ресурс (нефть. — РБК) в планах может быть у многих производителей, потому что добыча нефти в России лимитируется в основном загрузкой заводов и возможностью поставки на экспорт. Если появится новая возможность продажи нефти (например, на Амурский НПЗ. — РБК), то и добыча под нее будет запланирована».

После неуспешных переговоров с крупнейшими нефтегазовыми компаниями, уже добывающими нефть в Восточной Сибири, — «Роснефтью», «Сургутнефтегазом» и Иркутской нефтяной компанией (ИНК) — в сентябре 2016 года Амурский НПЗ подписал предварительные протоколы о намерениях по поставкам нефти на завод с двумя малоизвестными нефтяными компаниями, одна из которых — компания «Харьяга» (на 95% принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, состояние которого Forbes оценивает в $2,6 млрд). Генеральный директор «Харьяги» Богдан Плотников в сентябре говорил РБК, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 млн т с 2019 года с возможным увеличением объемов в дальнейшем. 16 февраля Плотников сообщил РБК, что логистику поставок нефти компании через терминал Уяр еще предстоит просчитать, поэтому он пока не готов комментировать, насколько они осуществимы. Второй потенциальный поставщик на завод — компания «Туймааданефть» — обещала начать поставки на завод не менее 2 млн т нефти ежегодно после 2020 года. Заместитель гендиректора «Туймааданефти» по нефтегазовым проектам Александр Матвеев в четверг пояснил РБК, что недалеко от участков «Туймааданефти» проходит трубопровод ВСТО и река Лена, а вот доступа к железнодорожным путям там нет. «Мы могли бы поставлять свою нефть до станции Уяр по реке Лене или же по трубопроводу ВСТО в случае согласования подключения», — сказал он.

При этом Березкин сказал РБК, что ему ничего неизвестно о планах компании «Харьяга» поставлять нефть на Амурский НПЗ.

«У АЭК нет нефти, потому что они хотели ее получить из экспортной трубы (ВСТО. — РБК). Это означало бы, что Амурскому заводу кто-то должен продать нефть вместо того, чтобы отправлять ее на экспорт. Но никто не отдаст этому проекту нефть, поставляемую на экспорт. Покупать по экспортной цене нет смысла для НПЗ: экономика не бьется», — сказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания в Минэнерго.

Министерство рекомендовало АЭК до конца первого квартала 2017 года заключить с нефтедобывающими компаниями договор на поставку сырья с 2020 года и обратиться в «Транснефть» за условиями подключения к трубопроводу ВСТО. «Транснефть», в свою очередь, должна направить в Минэнерго финансовый расчет затрат по расширению ВСТО для подключения завода к трубе. Представитель «Транснефти» в четверг отказался комментировать РБК итоги совещания Минэнерго и сумму расходов на расширение ВСТО под нужды завода, но подтвердил, что монополия по-прежнему не готова подключать завод к ВСТО.

Дорогая нефть

«Мы согласны на эти условия, поскольку альтернативы все равно нет: по текущему законодательству мы не имеем права обратиться за подключением к трубе «Транснефти», пока не заключим контракт на поставку нефти или не начнем добывать нефть на собственных месторождениях», — сказал Гордеев РБК. Он пояснил, что для перевозки нефти по железной дороге уже с 2019 года компания ведет переговоры с небольшими добывающими компаниями в Красноярском крае.

В течение двух лет после ввода завода возить туда сырье планируется по железной дороге. А после начала добычи нефти компаниями «Туймааданефть» и «Харьяга» (2021–2022 годы), которые сейчас ведут геологоразведку на своих месторождениях в Якутии и Красноярском крае и с которыми у АЭК заключены протоколы о намерениях поставки нефти, завод продолжит добиваться подключения к трубе «Транснефти», уточнил Гордеев.

По подсчетам АЭК, при отсутствии скидок поставка нефти по железной дороге будет дороже на 4 тыс. руб. за тонну (на 24 млрд руб. в год дороже, чем при поставке по трубе), а окупаемость проекта составит семь лет против пяти при условии прокачки по трубопроводу. По словам Гордеева, выступавший на совещании менеджер РЖД заверил, что для перевозок нефти с Уярского терминала у них предусмотрен льготный тариф, которым сейчас пользуется Комсомольский НПЗ.

Но представитель РЖД сообщил РБК обратное: в рамках «тарифного коридора» компания не принимала никаких тарифных преференций при перевозке нефти и нефтепродуктов в сообщении с Комсомольским НПЗ. Он не стал комментировать размер потенциального тарифа для Амурского НПЗ со станции Уяр. РЖД с начала 2013 года имеют право оперативно вводить надбавку до 10% или предоставлять скидку до 50% к базовым тарифам (так называемый тарифный коридор), если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться.

Поддержка Трутнева

Проект строительства Амурского НПЗ в 2015 году заинтересовал вице-премьера и полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. Он предоставил компании все льготы, которыми пользуются дальневосточные инвесторы, включая субъектов территорий опережающего развития. В частности, им предоставляется нулевая ввозная таможенная пошлина, нулевой налог на имущество с 2016 по 2020 год, нулевая ставка налога на прибыль с 2018 по 2022 год. «Проблема в трансфере: у нас трубы нет. Нужно ставить дополнительные перекачивающие станции, чтобы поставить туда нефть», — отмечал в интервью РБК Трутнев. В четверг представитель Юрия Трутнева отказался комментировать, устраивает ли вице-премьера перспектива поставок нефти на Амурский НПЗ через терминал Уяр.

«Роснефть» и «Сургутнефтегаз» не ответили на письма АЭК с просьбой о поставке нефти на Амурский НПЗ, сказал РБК Гордеев. Иркутская нефтяная компания прислала письмо, что готова вернуться к обсуждению этого вопроса после 2018 года.

Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев в сентябре говорил РБК, что приоритетным проектом для компании является строительство Восточной нефтехимической компании (ВНХК) — НПЗ и нефтехимического предприятия в Находке; запуск первой очереди завода запланирован на 2020 год (объем переработки — 12 млн т). Источник в «Роснефти» уточнял, что компания не будет поставлять сырье Амурскому НПЗ, потому что он фактически конкурирует с ВНХК. В четверг Леонтьев не комментировал РБК поставки нефти на Амурский НПЗ, представители «Сургутнефтегаза» и ИНК от комментариев отказались. Источник в ИНК сказал, что никаких договоренностей о поставках нефти на Амурский НПЗ у компании сейчас нет.

Быть ли нефтезаводу в Чечне? «Роснефть» может отказаться от проекта

Вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода в Чечне решит Минэнерго

Грозный, 21 марта 2017, 09:13 — REGNUM Строительство нефтеперерабатывающего завода в Грозном может стать нерентабельным, поэтому реализация проекта под вопросом. Убыточность завода, мощность которого по проекту должна была составить 1 млн тонн нефти в год, обосновала «Роснефть». Компанию поддержало Минэнерго РФ, пишет РБК.

По данным издания, заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов направил в аппарат правительства РФ письмо, в котором изложил свою позицию по Грозненскому НПЗ. Вместо нефтеперерабатывающего завода «Роснефть» предлагает построить в Чечне более дешевый битумный завод, который мог бы дать республике новые рабочие места. Однако и его рентабельность, как считают эксперты, также под вопросом.

Напомним, вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода неоднократно в течение последних лет поднимал глава Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, строительство НПЗ принесет дополнительные налоги, создаст рабочие места, развитие нефтепромышленности в республике получит новый толчок — все это положительно скажется на экономике региона в целом.

Отмечая неэффективную работу «Роснефти» в Чечне, в 2015 году Кадыров обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о передаче республике активов компании «Чеченнефтехимпром». Чеченский лидер разъяснил, что при положительном решении власти региона намерены построить НПЗ, привлечь для этого инвестиции.

Как сообщало ИА REGNUM, в декабре 2016 года министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил, что компания «Роснефть» примет окончательное решение по проекту строительства нефтезавода в 2017 году. Как отметил глава ведомства, объемы добычи нефти в регионе в целом снижаются, качество чеченской нефти не самое лучшее, поэтому решать, быть ли заводу, будет Минэкономразвития совместно с «Роснефтью».

Месяц до старта. Строительство ВНХК в Приморском крае планируется начать 20 декабря 2017 г

Строительство нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК) в Приморском крае начнется 20 декабря 2017 г.

Об этом 20 ноября 2017 г сообщила пресс-служба администрации Приморского края по итогам встречи врио губернатора А. Тарасенко и гендиректора ВНХК В. Гребенюкова.

Проект строительства ВНХК прошел экологическую экспертизу.

Проведена работа с экспертами, учтены все пожелания и сейчас ожидается решение о начале строительства со стороны Роснефти .

По строительству комплекса создана рабочая группа, руководить ею будет 1 й вице-губернатор Приморского края А. Костенко.

Строительство объектов инфраструктуры профинансирует Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ).

Только на сооружение линий электропередачи будет направлено более 3,5 млрд руб.

Планируется реконструкция находкинского водозабора и строительство более 30 км водовода до нефтеперерабатывающего комплекса.

В целом инвестиции в проект ВНХК составят почти 800 млрд руб.

ВНХК – совместный проект Роснефти и китайской ChemChina .

Меморандум о строительстве комплекса был подписан в ходе визита В.Путина в Китай в сентябре 2015 г.

ВНХК обеспечит растущие потребности регионов Дальнего Востока в качественном моторном топливе, а также позволит уйти от экспорта сырьевых продуктов к производству товаров с высокой добавленной стоимостью.

Продукция нефтехимии будет поставляться на российский рынок и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

ВНХК займет территорию общей площадью 1,3 тыс га в пади Елизарова в Партизанском районе Приморского края.

Проектная мощность предприятия составляет 30 млн т/год углеводородного сырья.

Планируется строительство 3 производственных линий (train).

1 я и 2 я линии должны быть введены в эксплуатацию в период до 2022 г – это НПЗ мощностью до 12,5 млн т нефти и нефтехимические мощности в 3,4 млн т сырья в год.

Роснефть принципиально определилась с ресурсной базой – комплекс будет строиться на нафте.

Мощности установок пиролиза составят не менее 1,5 млн т по этилену.

Поручение о поддержке проекта строительства ВНХК президент РФ В. Путин дал в декабре 2016 г .

Под ВНХК в начале марта 2017 г распоряжением правительства РФ в Партизанском районе Приморского края был создан специализированный ТОР Нефтехимический.

Также по поручению президента, в начале 2017 г Заксобрание Приморского края внесло изменения в региональный закон о регулировании земельных отношений, позволив выделить земельный участок для ВНХК без торгов.

В мае 2017 г Главгосэкспертиза рассмотрела и одобрила проект строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ВНХК.

«Газпром нефть» пополнила ряды несогласных со строительством нефтеперерабатывающего завода в Амурской области. Однако, несмотря на отказ крупных нефтяников, таких как «Транснефть», поставлять топливо, завод уже нашел половину объема нужной ему для загрузки нефти, сообщает РБК.

«Газпром нефть» (дочка «Газпрома») считает, что строительство Амурского НПЗ (которое на 90 % профинансирует китайская компания «Мэн лань син хэ») создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом компания проинформировала в середине января заместителя министра энергетики Анатолия Яновского, а в конце ноября 2016 года — вице-президента «Транснефти» Михаила Гришанина.

«Строительство нового завода, ориентированного на экспорт продуктов первичной переработки и полуфабрикатов в Китай, по мнению “Газпром нефти”, нецелесообразно. После завершения проектов модернизации восточных НПЗ, таких как Комсомольский, Ангарский и Ачинский НПЗ “Роснефти”, Хабаровский НПЗ Независимой нефтяной компании и Омский НПЗ “Газпром нефти”, дальневосточный регион будет полностью обеспечен нефтепродуктами», — говорится в письме.

После безуспешных переговоров с крупнейшими поставщиками нефти, а также с «Транснефтью» по ее прокачке завод согласились поддержать сразу несколько крупных бизнесменов из списка Forbes.

Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, который с самого начала поддерживал строительство завода, в интервью «Известиям» 21 февраля сказал: «”Роснефть” у нас самая большая нефтяная компания, но, слава богу, не единственная. Насколько мне известно, инвесторы Амурского НПЗ купили две небольшие нефтяные компании — в Якутии и Иркутской области. Объем их добычи может закрыть половину потребности НПЗ, то есть до 3 миллион тонн нефти».

Нежеланный завод

Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 года одобрил президент Владимир Путин. Но судьба завода стоимостью 123 миллиарда рублей обсуждается с 2004 года. Китайская компания на 90% профинансирует стройку, которая должна начаться весной 2017 года, а запуск предприятия ожидается в 2019 году. НПЗ ​с глубиной переработки нефти более 90% будет перерабатывать 6 миллион тонн сырья ежегодно: 4 миллиона тонн нефти и 2 миллиона тонн газового конденсата. В России будет оставаться 25% продукции: 600 тысяч тонн дизтоплива, 158 тысяч тонн нефтяного кокса, 55 тысяч тонн авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и нафта) будет направляться в Китай.

«Газпром нефть» продает часть топлива со своего Омского НПЗ на Дальнем Востоке, где оно стоит дороже, говорят участники рынка. Но, по прогнозам компании в одном из писем, уже начиная с 2017 года на Дальнем Востоке ожидается профицит бензина в 1,5 миллионов тонн в год и дизельного топлива в 2,3 миллиона тонн. По данным «Газпром нефти», производство бензина в Сибири и на Дальнем Востоке для нужд региона составит 7,8 миллиона тонн, а спрос — 6,3 миллиона тонн; дизельного топлива — 10,3 миллиона и 8,2 миллиона тонн соответственно. А к 2025 году избыток производства бензина по сравнению со спросом вырастет до 3 миллионов тонн, дизельного топлива — до 12,4 миллиона тонн.

Традиционно на Дальнем Востоке наблюдался недостаток предложения топлива, что сказывалось на цене на заправках. Например, в феврале текущего года цены на бензин АИ-92 в Амурской области, по расчетам агентства Thomson Reuters Kortes, превышали цены в Омской области (где расположен НПЗ «Газпром нефти») на 10,4 % (38,48 против 34,45 рублей за литр). Дизельное топливо в Амурской области стоило на 8,71 % дороже (39,93 против 36,73 рублей за литр в Омской области).

«Маржа от продажи нефтепродуктов на Дальнем Востоке выше, чем в Центральной России. Рынок пока остается премиальным из-за низкой конкуренции, и профицита топлива на нем пока не наблюдается. Мы тоже против появления на нем еще одного завода — Амурского НПЗ. Это может снизить цены на продукцию и нашу прибыль», — сказал РБК источник в Независимой нефтяной компании.

«Газпром нефть» также опасается, что подключение к трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) новых нефтеперерабатывающих заводов сократит экспортные возможности. «Появление нового НПЗ приведет к сокращению пропускной способности для экспорта нефти в страны АТР. Сокращение присутствия российских компаний и их доли на этом стратегически важном рынке приведет в перспективе к ухудшению экономики реализации (нефти — РБК), ужесточению конкуренции с ближневосточными производителями и потере долгосрочных отношений с ведущими переработчиками региона», — пишет заместитель председателя правления «Газпром нефти» Анатолий Чернер.

«Транснефть» еще в июле 2014 года отказалась подключать Амурский НПЗ к ВСТО, сославшись на ограниченность ресурсов трубопровода. Но в феврале 2017 года бизнесмен Григорий Березкин согласился переваливать нефть для нового завода через принадлежащий ему Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае.

По словам генерального директора Амурской энергетической компании (заказчик строительства Амурского НПЗ) Александра Гордеева, Амурский НПЗ не будет конкурировать с крупными нефтяными компаниями на рынке продажи топлива Дальнего Востока. «Мы выполняем распоряжение президента экспортировать в Китай не сырую нефть, а нефтепродукты», — сказал он. Гордеев подтвердил, что по итогам профильных совещаний в Минэнерго ему известно о позиции как «Газпром нефти», так и «Роснефти», которую он также называет противником появления завода. По его словам, после начала переговоров о перевозке нефти для нужд предприятия с Григорием Березкиным и его железнодорожным терминалом Уяр активизировались переговоры с добывающими нефть в Красноярском крае компаниями. «Через один-полтора месяца у нас будут подписаны контракты на поставку нефти», — сказал он РБК.

Источник РБК в «Роснефти» сомневается в том, что Амурский НПЗ получит желаемые 6 миллионов тонн нефти на переработку: «И мы, и все остальные крупные компании отказали им в продаже нефти. Этот завод никому не нужен. Если на Дальнем Востоке будет построен Восточный нефтехимический комбинат, то ни о каком дефиците топлива не может быть и речи», — полагает собеседник.

В сентябре 2016 года Амурский НПЗ подписал предварительные протоколы о намерениях по поставкам нефти на завод с двумя малоизвестными нефтяными компаниями, одна из которых — компания «Харьяга» (на 95 % принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, состояние которого Forbes оценивает в 2,6 миллиарда долларов). Генеральный директор «Харьяги» Богдан Плотников в сентябре говорил РБК, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 млн т с 2019 года с возможным увеличением объемов в дальнейшем. Второй потенциальный поставщик на завод — компания «Туймааданефть» с месторождениями в Якутии — обещала начать поставки на завод не менее 2 миллионов тонн нефти ежегодно после 2020 года.

Представители «Газпром нефти» и «Роснефти» от комментариев отказались. Представитель ННК не ответил на запрос РБК. Представитель «Транснефти» не стал комментировать служебную переписку, уточнив лишь, что компания не изменила своей позиции по поводу Амурского НПЗ: его нецелесообразно подключать к ВСТО из-за отсутствия гарантий по поставкам нефти, а также без учета в смете строительства завода финансирования на расширение трубопровода под нужды этого завода.

Как сообщало Амур.инфо, в августе 2016 года в селе Березовка Ивановского района торжественно заложили первый кирпич будущего ограждения Амурского НПЗ.

В ноябре 2016 руководство НПЗ подписало протоколы о намерениях с четырьмя потенциальными поставщиками сырья.

Добавить комментарий