схема мини нпз– cccp-online.ru

схема мини нпз

Установки от экстрасенса 700х170

Мини-НПЗ для первичной переработки нефти и получения высокооктанового бензина, дизельного топлива, мазута. Объект управления относится ко второй категории взрывоопасности.

  • создание системы управления, соответствующей действующим нормам и правилам пожаро- и взрывобезопасности
  • обеспечение безаварийной эксплуатации оборудования
  • повышение качества и снижение трудоемкости работы эксплуатационного персонала.
  • Микропроцессорные контроллеры
  • Станции оператора на базе персональных компьютеров
  • SCADA КРУГ-2000 ®
  • Сетевые средства – ETHЕRNET 10/100 Mb (100% резервирование)
  • Сетевой принтер
  • Конструктивы – 19’’ шкафы (RITTAL) и пульты операторов КонсЭрго ®
  • Система бесперебойного питания
  • Источники питания внешних цепей.
  • измерение и контроль параметров
  • обнаружение, сигнализация и регистрация отклонений параметров от установленных границ
  • ручной ввод данных
  • формирование и выдача оперативных данных
  • архивирование предыстории параметров
  • расчётные задачи:
    • расчёт потребления пара на установку
    • расчёт расхода мазута на сжигание в печи
    • расчёт расхода топливного газа на сжигание в печи
    • расчёт потребления сырья, энергоресурсов и получаемых нефтепродуктов
    • учёт времени пробега оборудования
  • анализ срабатывания блокировок и защит
  • формирование протоколов событий, режимных листов
  • архивирование трендов, печатных документов, протоколов
  • формирование и хранение защищённых печатных документов
  • контроль вводимой информации
  • коррекция системного времени.
  • реализация противоаварийных защит
    • автоматическая откачка насосами конденсата по уровням из факельной емкости и сепаратора топливного газа
    • защита насосов
    • блокировка печей
    • автоматическое включение парозавесы печей и насосной
    • защита реакторного блока
    • защита от несанкционированного управления ИМ
    • аварийная остановка узлов ЭЛОУ-АТ и цеоформинга
    • учёт времени пробега оборудования
    • формирование и печать отчетных документов
    • контроль и регистрация действий защит
  • выдача дискретных управляющих воздействий с функциональной клавиатуры
  • автоматическое регулирование параметров.
  • тестирование и самодиагностика технических средств ПТК системы
  • перенастройка системы (реконфигурация программного обеспечения)
  • подробная экранная помощь
  • контроль и протоколирование действий операторов.

В системе предусмотрена обучающая система по ПЛАС, встроенная в АСУ ТП, для периодического обучения оперативного персонала.

Данное решение реализовано на мини-НПЗ р.п.Коченево Новосибирской обл. (ООО «ВПК-Ойл»)

Структурная схема АСУ ТП мини-НПЗ

Научно-производственная фирма «КРУГ»

© 2002 – 2018 НПФ «КРУГ». Права на все материалы, использованные на данном сайте, принадлежат НПФ «КРУГ»

Ваши персональные данные могут подвергаться обработке в соответствии с «Законом о персональных данных» 152-ФЗ
Политика в отношении обработки персональных данных

  • Наиболее эффективными по критерию минимальной мощности, при которой реконструкция НПЗ окупаема в условиях законодательства РФ, являются схемы с максимальной выработкой средних дистиллятов и процессом коксования для переработки тяжелых нефтяных остатков.
  • Снижение цены на нефть ниже $70–80/барр приводит к неокупаемости реконструкции НПЗ для всех рассмотренных вариантов.
  • Увеличение цены нефти приводит к улучшению параметров окупаемости реконструкции НПЗ. Рост на $10/барр приводит в среднем к снижению на 2 млн т/г минимальной мощности НПЗ, которая будет окупаема в условиях законодательства РФ. Снижение цены нефти приводит к соответствующему ухудшению окупаемости и увеличению минимальной окупаемой мощности завода.
  • Изменение экспортных пошлин в 2015 году ведет к снижению маржи нефтепереработки, что приводит к экономической нецелесообразности эксплуатации средних НПЗ без процессов переработки тяжелых нефтяных остатков.
  • увеличить мощность завода до 5–6 млн т/г, достигнуть минимум 75–80% конверсии нефти и найти рынок сбыта производимых нефтепродуктов;
  • найти варианты закупки значительно более дешевого оборудования при условии, что в настоящее время цены находятся на максимуме из-за большого спроса на рынке для реконструкции других НПЗ РФ;
  • осуществить последовательный (поэтапный) ввод новых установок в приемлемые сроки до введения новых таможенных пошлин на темные нефтепродукты.

Весь мировой опыт морской нефтегазодобычи – теперь на русском языке

«Лаборатория Касперского», Schneider Electric и «ICL Системные технологии» обеспечат кибербезопасность автоматизированных систем управления

08.10.2018 «Лаборатория Касперского», компания Schneider Electric и «ICL Системные технологии» заключили трехсторонний меморандум о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП).

08.10.2018 Bentley Systems провела в Москве традиционную ежегодную Конференцию Going Digital 2018

Легкосплавные бурильные трубы Арконик Россия успешно прошли ОПИ на Тагринском месторождении

02.10.2018 Самара, 2 октября 2018 г. – Легкосплавные бурильные трубы высокой надежности (ЛБТВН) Арконик Россия, проходившие опытно-промысловые испытания в Сибирской Сервисной Компании (ССК), подтвердили соответствие заявленной характеристики и принятым в отрасли стандартам. Работа .

Siemens совместно с Bentley Systems анонсировала интегрированное решение для более эффективной реализации проектов капитального строительства

01.10.2018 Новое комбинированное решение на основе Teamcenter и единой среды данных Bentley способствует повышению производительности оборудования, ускорению реализации проекта и снижению затрат. Всеобъемлющая инновационная стратегия позволяет создавать высокоточный цифровой двойник .

Первые результаты программы научно-технического сотрудничества с Газпромом показывает Загорский трубный завод

26.09.2018 Компания освоила новую систему материалов для нанесения наружного антикоррозионного покрытия.

Lorem ipsum ex vix illud nonummy, novum.

Lorem ipsum ex vix illud nonummy, novum.

Lorem ipsum ex vix illud nonummy, novum.

Главным редактором Oil & Gas Journal Russia назначена Екатерина Майкова

Международная газовая конференция открылась в г. Анапе

Антипинский НПЗ успешно завершил испытания печей нагрева для установки по производству автомобильных бензинов

Загорский трубный завод начал производство труб для «Газпрома»

КТК ввел в эксплуатацию две новые НПС в Астраханской области

Соединенные Штаты могут задействовать нефтяной резерв

На совещании в Бованенково Газпром решил начать в 2019 г полномасштабное освоение Харасавэйского месторождения Мегапроекта Ямал

ФАС подняла цены на газ “Газпрома” для промышленности на 3,4%

“ЛУКОЙЛ” заинтересовался оценкой ресурсов Охотского, Берингова и Японского морей

Добыча нефти в РФ в июне опустилась на 4,7% ниже исходной точки ОПЕК+

ФАС и РТС разошлись в оценке продаж нефтепродуктов на бирже

Более 200 представителей геологического сообщества приняли участие в Международной газовой конференции г. Анапе 16 – 18 апреля 2018 года

Oil & Gas Journal Russia второй раз подряд признан лучшим брендом среди российских нефтегазовых журналов

ИД «Недра» выступил спонсором выставки и конференции Offshore Technology Conference в США

Oil & Gas Journal Russia признан «Лучшим брендом 2016 года» среди нефтегазовых изданий России

Конференция Op-Ex Russia & CIS 2018 пройдет 14-16 ноября в Сочи

Итоги Международного форума «Российская энергетическая неделя – 2018»

17 октября будет обнародован рейтинг нефтесервисных компаний

Минпромторг поддержит инфраструктурные проекты в нефтепереработке и нефтехимии

Издания партнеров Форума будущих лидеров были представлены в Ашхабаде

Модернизация производств для переработки нефти и газа – Нефтегазопереработка 2013

Неделя нефтепереработки, газа и нефтехимии в Москве

Коммуникации и PR в нефтегазовой отрасли. Связи с правительством и PR. Кризисные коммуникации

IV ежегодная конференция «Рынок СУГ и СПГ: новые рубежи развития» состоялась 5-6 декабря в Москве

2 – 3 декабря в Москве состоялась конференция «Утилизация попутного нефтяного газа – проблемы и решения»

I Всероссийская научно-практическая конференция «Управление рисками на предприятиях нефтегазовой отрасли» прошла 21 ноября в Москве

Offshore [Russia] – в столице американского нефтяного бизнеса

Александр Торшин возглавил Оргкомитет выставки «Нефтегаз-2014»

Oil&Gas Journal Russia +7 (495) 228 3475

“Бурение и освоение нефтяных и газовых скважин. Терминологический словарь-справочник”, Булатов А.И., Просёлков Ю.М., М.: Недра, 2007

(gamma logging) радиоактивный каротаж, основанный на дифференциации горных пород и полезных ископаемых по их естественной гамма-активности и заключающийся в изучении естественного гамма-поля по стволу скважины путем регистрации интенсивности гамма-излучения.

(angle of deflection) угол, в наклонном и горизонтальном бурении на который скважина отклоняется от вертикали при использовании отклоняющего инструмента, в градусах.

(developing drilling) программа бурения для подготовки к эксплуатации месторождения, которое было открыто разведочным бурением; эта программа выполняется со стационарной платформы.

(emulsified flow) форма движения газо- (паро-)жидкостной смеси, при которой газообразная фаза распределена в потоке в виде мелких объёмов, разделённых жидкими плёнками.

(semi-submersible drilling rig) шельфовая плавучая буровая установка, состоящая из понтонов и колонн, которые при заполнении балластом обеспечивают её погружение под воду на расчётную глубину; жилые, складские и другие помещения расположены на палубе.

(modular rig) современная конструкция передвижной буровой платформы, основные элементы которой  буровая лебёдка, буровой насос, цементировочный агрегат, жилые помещения и т.д. смонтированы на салазках, в связи с чем возможно их взаимное перемещение по платформе.

(modular rig) современная конструкция передвижной буровой платформы, основные элементы которой  буровая лебёдка, буровой насос, цементировочный агрегат, жилые помещения и т.д. смонтированы на салазках, в связи с чем возможно их взаимное перемещение по платформе.

(floating can) цилиндрическая или сферическая ёмкость, временно присоединённая к эксплуатационной платформе для придания ей плавучести во время транспортировки на предназначенное место и ассистирования при её погружении.

(fouling) отложения морского происхождения на корпусе шельфовой конструкции.

Выберите интересующую Вас опцию (например, «Подписка»). Для Вас откроется страница, где представлены различные варианты подписки на журнал с указанием версий подписки, цен и количества подписных месяцев. Выберите версию подписки, на которую Вы хотите подписаться, затем выберите временной отрезок (год или полгода), на который Вы хотите подписаться.

2. Выбираем количество

Выбрав интересующий вариант подписки, нажмите кнопку «Далее» (или ADD TO CART). Вы попадаете на следующую страницу, в которой можете выбрать необходимое количество журналов.

3. Информация о покупателе

После выбора количества нажмите кнопку «Далее». Если Вы еще не зарегистрированы, то попадаете на страницу, в которой необходимо ввести информацию о себе для осуществления доставки и связи с Вами.

4. Способ оплаты и доставки

Далее Вы попадаете на страницу, в которой можете выбрать способ оплаты (Счет, кредитная карта, электронные деньги) и доставки (курьерская доставка по Москве или почтовая доставка по России и остальному миру).

После выбора способов оплаты и доставки Вы попадаете либо на страницу оплаты (кредитные карты, электронные деньги), либо получаете счет на оплату (счет) на электронную почту, который необходимо оплатить.

После оплаты (кредитные карты, электронные деньги) Вам придет подтверждение об оплате на электронную почту, с деталями Вашего заказа, либо счет на оплату с деталями Вашего заказа.

Вы также можете самостоятельно связаться с оператором для оформления заказа по телефону: (495) 228-34-75

Доставка

– Россия. Доставка включена в стоимость журнала и осуществляется:
В Москве: курьерской компанией «Курьер-Прессервис»
В остальных регионах России: почтовой компанией ФГУП «Почта России»
– Остальной мир. Доставка не включена в стоимость журнала. Стоимость доставки уточните у специалистов по телефону +7 (495) 228 34 75 доб. 364 или по электронной почте subscription@ogjrussia.com
Доставка осуществляется почтовой компанией ФГУП «Почта России».

Отказ от услуги

Право потребителя на расторжение договора об оказании услуги регламентируется статьей 32 федерального закона «О защите прав потребителей»
– Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги;
– Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков;
— соответствующего уменьшения цены;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
– Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками оказанной услуги, если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги;
– Исполнитель отвечает за недостатки услуги, на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

Способы оплаты

Электронные способы оплаты

Оплатить заказ вы можете с помощью электронных способов оплаты — пластиковых карт и электронных денег. Оплата зачисляется в течение нескольких минут с момента совершения операции в платёжных системах.

Предоставляемая вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере. Безопасность обработки Интернет-платежей по пластиковым картам гарантирует банк-эквайер. Все операции с картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном процессинговом сервере.
В случае возникновения вопросов по поводу конфиденциальности операций с платёжными картами и предоставляемой вами информации вы можете связаться со службой технической поддержки банка.
На странице авторизации потребуется ввести номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, верификационный номер карты (CVV2 для VISA или CVC2 для MasterCard). Все необходимые данные пропечатаны на самой карте. Верификационный номер карты — это три цифры, находящиеся на обратной стороне карты.
Для оплаты вы будете перенаправлены на страницу банка.
Произвести оплату необходимо в течение 15 минут после перехода на страницу авторизации карточки.
Транзакция может занять около 40 секунд. Дождитесь завершения операции. Не нажимайте повторно кнопку «Заплатить».
Платеж происходит в режиме реального времени и зачисляется в течение 15 минут.

QIWI Кошелёк
Для оплаты с помощью QIWI Кошелька:
Сформируйте заказ на сайте.
Выберите в качестве оплаты QIWI Кошелёк и введите номер своего сотового телефона.
Оплатите созданный автоматически счёт на сайте системы.
QIWI Кошелёк легко пополнить в терминалах QIWI, банковскими картами, в салонах сотовой связи, супермаркетах, банкоматах или через интернет-банк.
Совершать платежи вы можете не только со счета QIWI Кошелька, но и наличными, а также с лицевого счета мобильного телефона Билайн, МегаФон, МТС.
Если у вас еще нет QIWI Кошелька, вы можете зарегистрировать его за несколько минут на сайте сервиса или в любом из приложений QIWI Кошелька.

WebMoney Transfer
При выборе способа оплаты при помощи электронного кошелька WebMoney вы будете перенаправлены на страницу Консервативного Коммерческого Банка, авторизованного агента по приему платежей WebMoney в России.
Для совершения оплаты вы должны быть зарегистрированы в системе WebMoney Transfer. К оплате принимаются титульные знаки WMR, зачисление денег происходит мгновенно.

Клиентам, которые выбирают этот способ оплаты покупок, необходимо заполнить бланк/квитанцию или оплатить счет, который выставляет клиенту сотрудник. Пожалуйста, будьте внимательны при заполнении реквизитов получателя платежа. Все платежные документы необходимо сохранять до момента получения товара.

Контакты

Издательский Дом «Недра»
Редакция журнала Oil & Gas Journal Russia

Адрес: 117246, Россия, Москва, Научный проезд, д. 19, этаж 2,
Тел.: +7 (495) 228 34 75

Проезд: станция метро «Калужская», 7 минут пешком по левой стороне улицы Обручева от Профсоюзной улицы в сторону Севастопольского проспекта.

Перед поставкой топлива на АЗС его будут проверять повторно – на нефтебазе

Проверки показывают, что на момент отпуска топлива с нефтеперерабатывающего завода (а все 33 НПЗ принадлежат крупным холдингам) оно, как правило, соответствует техрегламенту. “Сбой” возникает, когда бензин оказывается на нефтебазе.

Она приобретает, предположим, 100 тонн у крупного НПЗ и еще столько же – непонятного продукта у мини-НПЗ (их около 240), многие из которых уходят от контроля, заявляя, к примеру, что работают “на экспорт”: а раз так, техрегламент не обязателен, и контролерам на мини-НПЗ делать нечего. Далее две партии смешиваются в одном резервуаре, и смесь поставляется на АЗС с декларацией соответствия и паспортом качества, полученных с крупного НПЗ. Схема безотказна.

Таким образом, де-факто именно от нефтебаз зависит конечное качество бензина, но де-юре они не отвечают за безопасность выпускаемой на рынок продукции.

Контролеры приходят на АЗС, устанавливают факт нарушения, штрафуют владельца заправки, но дальше дело не идет – на нефтебазе говорят, что получили топливо с НПЗ с нормальными документами и просто его хранили. А на заводе проверка арбитражных образцов показывает, что все в норме. Получается замкнутый круг, и как возникли 200 тонн гремучей смеси, установить не удается.

Нефтебазы и сотрудничающие с ними мини-НПЗ при такой схеме имеют высокую маржу. А автовладельцы платят за это из своего кармана. Выявляемые нарушения на заправках в основном касаются физико-химических свойств – массовой доли серы и температуры вспышки топлива в закрытом тигле. Такие бензин и дизтопливо сокращают ресурс двигателя, кроме того, они опасны для окружающей среды.

Поэтому Росстандарт предлагает внести поправки в техрегламент по топливу, которые обяжут не только НПЗ, но и нефтебазы проводить испытания в аккредитованной лаборатории с внесением информации об этом в паспорт качества. Это должно минимизировать спрос нефтебаз на паленое топливо.

Поправки в техрегламент по топливу были одобрены профильной подкомиссией по техническому регулированию, которую возглавляет глава минпромторга Денис Мантуров. Чтобы они вступили в силу, их должно одобрить правительство, затем потребуется согласование с другими странами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией.

На потребительских ценах новое регулирование не должно отразиться, следует из расчетов Росстандарта. Стоимость лабораторного исследования пробы из 700-тонного резервуара составляет около 20 тысяч рублей, что в пересчете на 1 литр бензина составит около 3 копеек.

В России более 2000 нефтебаз. Разумеется, кого-то из них необходимость подтверждать качество реализуемого топлива не остановит: на рынке оценки соответствия по-прежнему можно просто купить все необходимые бумаги. Но теперь появляется риск попасться и заплатить крупный штраф, а у владельцев сетей АЗС возникает стимул более ответственно подходить к выбору поставщиков.

Сейчас второй круг межведомственного согласования проходят поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие оборотные штрафы для всех участников цепочки оборота моторного топлива за несоответствие физико-химических характеристик. При повторном нарушении последует административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Поправки об этом были представлены еще весной и предполагали штрафы в размере от 10 до 15 процентов с оборота. Законопроект получил тогда отрицательное заключение минэкономразвития, которое посчитало ужесточение административной ответственности неэффективным, а проектируемые штрафы чрезмерными – в зависимости от оборота АЗС они могли бы составить до 200 миллионов рублей, что сопоставимо с годовой чистой прибылью компании, владеющей сетью из 10 АЗС.

Теперь размеры штрафа решено снизить до 1 процента от годовой выручки предприятия. Но штраф не должен быть меньше 500 тысяч рублей. Сейчас применяемый размер штрафов варьируется от 100 тысяч до миллиона рублей.

Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

Мы проработали вопрос об оборотных штрафах с предпринимательским сообществом, нам предъявили конкретные расчеты результативности АЗС, причем в разрезе разных населенных пунктов, регионов с разной плотностью населения. И мы согласились на существенное снижение штрафа, но посчитали, что все же гораздо эффективнее устанавливать его с оборота, а не в твердой сумме.

В уголовном законодательстве уже применяются достаточно высокие штрафы, которые делают экономически нецелесообразными определенные виды преступлений. То же самое необходимо использовать в административной практике. Оборотные штрафы, на мой взгляд, достаточно универсальный инструмент, в перспективе они могут применяться и в других секторах, где велика доля контрафактной продукции, не только на рынке моторного топлива.

Обязанность нефтебаз проводить лабораторные испытания топлива прибавит к его цене 3 копейки на литр.

Конечно, с точки зрения ведения бизнеса кажется, что это увеличение нагрузки. Но когда речь идет о бизнесе, который сознательно идет на нарушения, мы не можем считаться с такими незаконными интересами.

Поправки могут быть внесены при принятии нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, хотя, возможно, успеем их внести в действующий кодекс.

Частичное или полное использование материалов разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на источник.

Введите E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, через пару минут на него придут инструкции по восстановлению пароля.

Для обработки Вашего запроса системе понадобится не менее 15 минут. Информацию о предыдущих запросах Вы можете найти на странице “История запросов”.

Для получения информации о вагоне свяжитесь, пожалуйста, с Вашим персональным менеджером или воспользуйтесь сервисом заказа обратного звонка с сайта. Доступ будет предоставлен в течение одного рабочего дня после подтверждения статуса клиента.

Через пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придут инструкции по восстановлению пароля.

Попробуйте повторить восстановление позднее. Возможные причины: повторный запрос, указанного адреса не существует.

Через пару минут на E-mail адрес, который вы использовали при регистрации на сайте, придет ссылка для подтверждения регистрации.

Для полноценной работы вам необходимо принять условия оферты.

Попробуйте повторить регистрацию позднее.

Попробуйте повторить восстановление пароля позднее.

Хотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете “Нет”, то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела “Клиентам” нашего сайта.

Хотели бы вы использовать предоставляемую вами услугу отслеживания вагонов? Если вы веберете “Нет”, то позднее вы всегда сможете воспользоваться этой услугой из раздела “Клиентам” нашего сайта.

Получение информации о нахождении вагона только на условиях, изложенных в настоящем Пользовательском соглашении. Если Вы не согласны с его условиями, то информация о нахождении вагонов Вам не будет предоставлена.

1. Термины и определения

1.1. Для целей настоящего Пользовательского соглашения нижеуказанные термины имеют следующие значения:

  • Сайт — Интернет-ресурс, расположенный в сети Интернет по адресу httpwww.ptomsk.ru.
  • Администрация сайта — ООО «Петролеум Трейдинг», которому принадлежат все соответствующие исключительные имущественные права на Сайт, включая права на доменное имя Сайта.
  • Пользователь — лицо, прошедшее процедуру регистрации, получившее индивидуальный логин и/или пароль, а также имеющее свой Профиль. Для целей Пользовательского соглашения под Пользователем понимается также лицо, которое не прошло процедуру регистрации, но осуществляет доступ к Сайту и/или использует и/или использовало его. Любое лицо, осуществляющее доступ к Сайту, этим автоматически подтверждает, что оно полностью согласно с положениями настоящего Пользовательского соглашения, и что в отношении него применимы требования, установленные настоящим Пользовательским соглашением.
  • Личный кабинет Пользователя — специальный подраздел Сайта, где расположена Персональная информация о Пользователе. Любой Пользователь вправе иметь только один личный кабинет.
  • Персональная информация Пользователя — любая информация, которую Пользователь предоставляет о себе самостоятельно при регистрации, включая персональные данные Пользователя, информацию, которая автоматически передается Администрации Сайта в процессе использования Сайта с помощью установленного на устройстве Пользователя программного обеспечения, в том числе IP-адрес, а также иные данные о Пользователе.
  • Информация — любая информация, размещаемая (размещенная) Пользователем или Администрацией Сайта на Сайте, в том числе: Персональная информация Пользователя, ссылки на другие сайты, любые текстовые сообщения, фотографии (изображения), компьютерные программы, и др. файлы.
  • Потенциальный клиент – любой зарегистрированный пользователь сайта
  • Действующий клиент – клиент, с которым достигнуто соглашение о поставке ГСМ-продуктов.

2. Предмет и общие условия Пользовательского соглашения

2.1. Настоящее Пользовательское Соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия получения информации Пользователем о нахождении железнодорожного вагона.

2.2 Предоставление информации о нахождении вагона производится через личный кабинет Пользователя только при дополнительном подтверждении Пользователем принятия настоящего Соглашения.

2.3. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету на Сайте, лицо должно пройти процедуру регистрации на Сайте путем последовательных действий по заполнению регистрационного бланка в электронной форме, в результате которых такое лицо становится зарегистрированным Пользователем, получает индивидуальный логин и пароль для осуществления доступа в личный кабинет.

2.4. Зарегистрированному пользователю сайта по умолчании присваивается статус Потенциального клиента. Потенциальный клиент не имеет возможности запрашивать информацию. Для получения информации о нахождении вагона Пользователь должен получить статус Действующего клиента. Статус действующего клиента присваивается Пользователю после достижения соглашения с Потенциальным клиентом о поставке ГСМ – продуктов и заключении между Потенциальным клиентом и ООО «Петролеум Трейдинг» соответствующего приложения к договору поставки.

2.5. Действующий клиент может запрашивать информацию не более, чем по 10 вагонам в месяц.

2.6 Пользователь обязуется не передавать третьим лицам информацию, полученную во время работы с функцией по отслеживаю вагонов, а также не использовать ее иным образом, способным привести к нанесению ущерба лицам, предоставляющим данную информацию.

2.7 Администрация Сайта вправе отказать Пользователю в доступе к информации о нахождении вагона без объяснения причин, в том числе в случае нарушения Пользователем условий Соглашения, а также в случае, если Пользователь предоставляет неверную информацию о себе или у Администрации Сайта будут основания полагать, что предоставленная Пользователем информация о себе недостоверна, неполна, неточна.

3. Авторизация на Сайте

3.1. Индивидуальный логин и/или пароль Пользователя, необходимый для авторизации на Сайте, предназначен только для этого Пользователя.

3.2. Пользователь обязуется не разглашать, не передавать третьим лицам свои логин и пароль, а также предпринять все необходимые усилия для того, чтобы его логин и пароль не были доступны третьим лицам. Индивидуальный логин и пароль позволяют осуществлять доступ к тем разделам Сайта, которые доступны только зарегистрированным Пользователям.

3.3. Если любое лицо помимо Пользователя авторизуется на Сайте, используя логин и пароль Пользователя, то все действия, совершенные таким лицом, будут считаться совершенными этим Пользователем. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия, совершенные им на Сайте, а также за все действия, совершенные на Сайте любыми иными лицами с использованием логина и пароля Пользователя.

3.4. Пользователь самостоятельно несет ответственность за сохранность своего пароля, а также за все последствия, которые могут возникнуть в результате его несанкционированного и/или иного использования.

4. Персональная информация Пользователя

4.1. Администрация Сайта при обработке Персональной информации Пользователя обязуется принять все организационные и технические меры для защиты Персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Однако не исключено, что в результате сбоя в работе Сайта, вирусной или хакерской атаки, технических неисправностей и иных обстоятельств Персональная информация Пользователя может стать доступной и другим лицам. Пользователь это понимает и соглашается с тем, что не будет предъявлять претензии к Администрации Сайта в связи с этим.

4.2. Пользователь соглашается с тем, что его Персональная информация, содержащаяся в Профиле Пользователя является общедоступной, и любой Пользователь Сайта может ознакомиться с ней.

4.3. Пользователь соглашается с тем, что Администрация Сайта собирает, хранит и совершает иные действия по обработке Персональной информации Пользователя для следующих целей:

  • Идентификация стороны в рамках соглашений и договоров с Администрацией Сайта;
  • Связь с Пользователем, в том числе направление уведомлений, запросов и информации, касающихся использования Сайта, оказания услуг, а также обработка запросов и заявок от Пользователя;
  • Улучшение качества Сайта, удобства их использования, разработка новых сервисов и услуг;
  • Проведение статистических и иных исследований, на основе обезличенных данных.
  • Составление базы данных пользователей Сайта.

4.4. Размещая на Сайте свою Персональную информацию, Пользователь подтверждает, что делает это добровольно, а также что он добровольно предоставляет данную Информацию Администрации Сайта.

4.5. Без ущерба для иных положений Соглашения Администрация Сайта имеет право передать Персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:

  • Пользователь выразил свое согласие на такие действия;
  • Передача необходима в рамках использования Пользователем Сайта либо для оказания услуг Пользователю;
  • Такая передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры;
  • Такая передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящего Соглашения применительно к полученной им Персональной информации Пользователя;
  • В целях обеспечения возможности защиты прав и законных интересов Администрации Сайта или третьих лиц в случаях, когда пользователь нарушает условия настоящего Соглашения;

4.6. Администрация Сайта не несет ответственности за использование Персональной информации Пользователя другими лицами, в том числе лицами, которым Персональная информация Пользователя была передана Администрацией Сайта в соответствии с п. 4.5.

5. Иные положения

5.1. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все возможные споры, вытекающие из отношений, регулируемых настоящим Соглашением, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, по нормам российского права. Везде по тексту настоящего Соглашения, если явно не указано иное, под термином «законодательство» понимается как законодательство Российской Федерации, так и законодательство места пребывания Пользователя.

5.2. Пользователь и Администрация Сайта будут пытаться решить все возникшие между ними споры и разногласия путем переговоров. В случае невозможности разрешить споры и разногласия путем переговоров они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Омской области.

5.3. Настоящее Соглашение составлено на русском языке и в некоторых случаях может быть предоставлено Пользователю для ознакомления на другом языке. В случае расхождения русскоязычной версии Соглашения и версии Соглашения на ином языке, применяются положения русскоязычной версии настоящего Соглашения.

5.4. Настоящее Соглашение может быть изменено Администрацией Сайта в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

Некоторые особенности нефтеперерабатывающих заводов как особого объекта оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Тулина Юлия Сергеевна

Дается системный анализ нефтеперерабатывающих заводов ( НПЗ ) как объекта оценки, формулируются важнейшие аспекты текущего состояния отрасли, оказывающие влияние на экономику заводов. Выявлены особенности НПЗ с точки зрения определения его рыночной стоимости и раскрыты причины негативного технического состояния многих НПЗ в России. Анализ специфических черт НПЗ позволил определить важные аспекты его деятельности, на которые оценщик должен обратить особое внимание. Сделан вывод о том, что формирование эффективных экономических рычагов развития нефтеперерабатывающей отрасли со стороны государства позволит преодолеть отставание от западных стран как в технологическом, так и в экономическом разрезе.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Тулина Юлия Сергеевна,

SOME FEATURES OF OIL REFINERY PLANTS AS SPECIAL SUBJECT PROPERTY

The system analysis of oil refinery plants as a special subject property, essential aspects of the current state of the industry affecting the economy is provided. The characteristics of oil refinery plant in terms of estimation its market value, and the reasons for negative technical condition of many Russian oil refinery plants are defined. The analysis of specific features of oil refinery plant had determined important aspects of its activities on which appraiser should pay particular attention. It is concluded that the government development of an effective economic tools for development of downstream will help to wipe out the lag behind western countries both in technological and economic terms.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности нефтеперерабатывающих заводов как особого объекта оценки»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ КАК ОСОБОГО ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ

© Юлия Сергеевна ТУЛИНА

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра оценки и управления собственностью; ОАО «ЛУКОЙЛ»; ведущий специалист департамента имущественных отношений, e-mail: Yuliya.Tulina@lukoil.com

Дается системный анализ нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) как объекта оценки, формулируются важнейшие аспекты текущего состояния отрасли, оказывающие влияние на экономику заводов. Выявлены особенности НПЗ с точки зрения определения его рыночной стоимости и раскрыты причины негативного технического состояния многих НПЗ в России. Анализ специфических черт НПЗ позволил определить важные аспекты его деятельности, на которые оценщик должен обратить особое внимание. Сделан вывод о том, что формирование эффективных экономических рычагов развития нефтеперерабатывающей отрасли со стороны государства позволит преодолеть отставание от западных стран как в технологическом, так и в экономическом разрезе.

Ключевые слова: особенности нефтеперерабатывающего завода как объекта оценки; НПЗ; генезис нефтепереработки в России; модернизация нефтеперерабатывающего завода.

Состояние нефтеперерабатывающей отрасли России в сочетании со стремительным ростом ее автомобильного рынка открывает перед инвесторами большие возможности для вложений в российскую нефтепереработку. Масштабные инвестиции в предприятия отрасли требуют взвешенного подхода к анализу объектов инвестирования, а также к расчету объективной величины рыночной стоимости российских нефтеперерабатывающих заводов (далее – НПЗ). Несмотря на достаточно большое количество аналитических исследований предприятий нефтепереработки, практически все они выполнены инвестиционными банками или аналитическими агентствами (ИФК «Метрополь», ФК «ОТКРЫТИЕ», Ренессанс Капитал, Инфо ТЭК Консалтинг, Банк «ишСгеёй», ИК «Русс-Инвест», РосБизнесКонсалтинг,

РйсЬКай^8, ФИНАМ и др.), которые рассматривают НПЗ исключительно через призму портфельных инвестиций и в лучшем случае для расчета стоимости их акций используют элементы сравнительного и доходного подходов. Определение стоимости имущественного комплекса НПЗ они вообще не производят, тем самым ограничивая возможности для использования результатов оценки.

Анализ и сопоставление данных о генезисе нефтеперерабатывающей отрасли России позволил выявить несколько особенно-

стей НПЗ как объекта оценки. Эти особенности позволяют выделить оценку нефтеперерабатывающего завода из прочих промышленных предприятий, т. к. только комплексный учет всей специфики объекта оценки может позволить рассчитать обоснованную величину его рыночной стоимости. Особенности НПЗ проявляются с большей многогранностью, нежели у других промышленных предприятий. Во-первых, это непрерывность технологического процесса в сочетании со сложностью поточной схемы завода (ни одно другое производство не имеет настолько широкого выбора комбинаций производственного цикла). Фактически НПЗ будет считаться и завод с 1-2 установками атмосферной перегонки нефти большой установленной мощности и парой установок очистки с индексом Нельсона 1, и целый нефтехимический комплекс с 5-6 переделами и выпуском целой номенклатуры нефтехимической продукции. Во-вторых, крайне сильная зависимость экономики предприятия от мировых цен на сырую нефть и нефтепродукты. В-третьих, зарегулированность всей деятельности НПЗ со стороны государства: технические регламенты на топливо, экологические нормы и правила, цены на моторное топливо и т. д. Рассмотрим особенности нефтеперерабатывающего завода как объекта оценки более подробно.

Первой особенностью НПЗ является схема учета сырой нефти, т. е. ответ на вопрос: является нефтеперерабатывающий завод собственником сырья и готовой продукции или он работает по процессинговой схеме? В первом случае весь доход (маржа переработки), созданный в результате производственного процесса, остается на предприятии, что, безусловно, увеличивает рыночную стоимость его акций. Во втором случае, НПЗ получает только компенсацию фактически понесенных затрат на производство нефтепродуктов с учетом расходов на простое воспроизводство основных средств, а большая часть прибыли аккумулируется у собственника готовой продукции.

В настоящее время российский рынок нефтепродуктов является олигопольным, поэтому отсутствие реальной конкуренции приводит к высокой марже переработки.

По данным экспертов, маржа переработки в России на конец 2010 г. составляла около 15 долл. с 1 барреля, в то время как в США она составляет 4 долл., в Европе -6 долл. [1]. По мнению Минэнерго, это стало одной из причин напряженности с поставками моторного топлива в ряде регионов страны. В качестве решения проблемы министерство предлагает поручить совету директоров ОАО «Роснефтегаз» рассмотреть вопрос о покупке НПЗ в европейской части России с

высоким процентом отбора светлых нефтепродуктов, мощностью более 6 млн т в год и имеющего возможность производить топливо в соответствии с действующим техрегла-ментом (не ниже «Евро-3»).

Мощности этого НПЗ должны быть предоставлены исключительно независимым поставщикам сырой нефти (которые оплачивают НПЗ только переработку своей нефти и забирают нефтепродукты), доля каждого из которых не должна превышать 10 %. При этом рентабельность самого НПЗ должна быть ограничена на уровне 10-15 %. По мнению министерства это позволит обострить конкуренцию на рынке и, как следствие, снизить цены на моторное топливо и прекратить сбои с его поставкой в топливно-дефицитных регионах.

До 2008 г. значительное количество независимой давальческой нефти перерабатывалось на предприятиях башкирского ТЭКа, т. к. перерабатывающие мощности ОАО «АНК «Башнефть» почти втрое превышали ее собственную добычу. Конкурируя друг с другом, уфимские НПЗ формировали рыночную цену на нефтепродукты в своем регионе. Со сменой владельцев башкирских НПЗ (в 2008 г. они перешли под контроль АФК «Система») работа по давальческой схеме нефтепереработки была прекращена.

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

2008 2008 2008 2008 2009 2009 2009 2009 2010 2010 2010 2010

Рис. 1. Динамика маржи переработки нефти в России, долл./барр. Источник: составлено автором по данным ИФД «Капитал»

Второй особенностью НПЗ как объекта оценки выступает его установленная мощность. Здесь сразу можно выделить мини-НПЗ, с объемом переработки до 500 тыс. т в год и заводы, с объемом переработки до 9-11 млн т в год. В настоящее время доминирующее положение в нефтеперерабатывающей отрасли занимают крупные НПЗ, однако производство нефтепродуктов на мини-НПЗ получает все большее распространение в России. Внедрение установок малой мощности:

а) обеспечивает потребности труднодоступных регионов в нефтепродуктах;

б) значительно снижает нагрузку на бюджеты разных уровней на финансовую поддержку северного завоза;

в) существенно не влияет на сырьевой баланс в целом по стране;

г) создает дополнительные рабочие места;

д) стимулирует спрос на энергопотребляющие товары, в первую очередь, автомобили.

В 1990-е гг. началось активное проектирование и строительство мини-НПЗ. Технологические схемы мини-НПЗ, как правило, представлены или только атмосферной перегонкой или более сложными вариантами, среди которых перегонка плюс риформинг, атмосферная перегонка, вакуумная перегонка, риформинг, гидроочистка. Продукцией мини-НПЗ являются бензины с различной октановой характеристикой: от А-76 до

АИ-93, в зависимости от сложности технологической схемы; зимнее и летнее дизельное топливо, авиакерасин, котельное топливо марок М-40, М-100.

Мини-НПЗ обладают рядом положительных моментов: упрощенные технологические схемы, блочно-модульный тип оборудования и быстрое изготовление, небольшой штат сотрудников, возможность строительства в отдаленных районах, где имеются запасы и организована добыча нефти, но куда приходится завозить нефтепродукты. В то же время мини-НПЗ не лишены недостатков: главные из них – это малая глубина переработки; невысокое качество получаемых нефтепродуктов и необходимость их облагораживания; невозможность полного соблюдения правил по охране окружающей среды; относительно более высокие, по сравнению с

крупным НПЗ, показатели себестоимости продукции и удельных капитальных затрат.

Мини-НПЗ, расположенные в отдаленных районах на расстоянии свыше 1 тыс. км от ближайшего НПЗ, конкурируют по показателю себестоимости получаемой продукции с привозными моторными топливами. Мини-НПЗ, попавшие в «зону влияния» ближайшего крупного НПЗ, в большинстве случаев оказываются неконкурентоспособными. В случае принятия более жесткого законодательства по охране окружающей среды, в т. ч. в части качественных характеристик моторных топлив, отдельные виды продукции мини-НПЗ могут вообще не найти сбыта.

Для мини-НПЗ невозможно использовать уменьшенные копии проектов, используемые на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях как для атмосферной, так и для вакуумной перегонки. Более того, если проекты небольших атмосферных установок существуют, то установок малой производительности для вакуумной переработки просто нет. В этой связи большинство мини-НПЗ имеют только атмосферную перегонку нефти, при которой глубина переработки довольно низкая, а попытки увеличить глубину за счет повышения температуры переработки резко снижают качество дизельного топлива. Большой проблемой для мини-НПЗ является подготовка нефти, т. к. сырье для производства поступает не из системы трубопроводов ОАО «Транснефть», где она соответствует строгим параметрам качества, а напрямую с месторождения, пройдя незначительную подготовку. Наличие солей и механических примесей очень быстро выводит из строя оборудование и негативно влияет как на сам производственный процесс, так и на качество нефтепродуктов.

Однако именно мини-НПЗ дают возможность наиболее полно использовать особенности каждого вида сырья для производства какого-либо специфического нефтепродукта. Высокосернистые, парафинистые нефти, а также нефть с нафтеновым основанием с успехом могут перерабатываться на мини-НПЗ, принося максимальную выгоду. Для реализации подобного проекта можно ограничиться только установкой атмосферной перегонки, а можно включить в него 8-10 различных

процессов, добиваясь высокого качества продукции и глубины нефтепереработки.

Строительство и эксплуатация мини-НПЗ могут быть очень эффективными, если учитывать следующие особенности: во-первых, технологическое оборудование мини-НПЗ должно быть недорогим и компактным, чтобы после устаревания и износа его легко можно было бы заменить новым; во-вторых, залогом стабильности бизнеса является гибкая технологическая схема мини-НПЗ для переработки в топливо нефти любого исходного качества; в-третьих, должны выполняться требования ГОСТа на моторное топливо с учетом будущих технических регламентов.

Исходя из стратегических интересов России, очевидно, что получение из сырой нефти хотя бы базовых качественных продуктов – прямогонного бензина, товарного дизельного топлива и мазута – и дальнейшая их продажа более экономически выгодны для России, чем экспорт сырой нефти за рубеж. Поэтому строительство и эксплуатация небольших НПЗ, основанных на высокотехнологичных установках, несомненно, оправдано в текущих российских условиях.

Следующая особенность НПЗ как объекта оценки – это физико-химические характеристики сырой нефти, перерабатываемой на заводе. Экспертами выявлена четкая зависимость между параметрами нефти и необходимой поточной схемой НПЗ: чем тяжелее нефть, тем более сложная технологическая схема используется. Дополнительные установки по очистке нефти от тяжелых примесей, серы и вредных химических веществ увеличивают:

– размер инвестиций на строительство и реконструкцию;

– эксплуатационные расходы в расчете на 1 т нефтепродуктов;

– энергопотребление всего НПЗ.

Таким образом, заводы, использующие

более легкую нефть, имеют существенное преимущество и, как следствие, более низкую себестоимость переработки 1 т сырой нефти по сравнению с НПЗ, работающими на тяжелой нефти, чья рентабельность значительно ниже. Большие расходы значительно сокращают величину чистой прибыли завода и, как следствие, уменьшают рыночную стоимость НПЗ.

Анализируя физико-химические свойства сырой нефти, отметим главные негативные факторы, которые создают основные проблемы:

– высокая плотность нефти – меньше 20 API (более 0,9318 г/см), указывает на необходимость экспериментального подбора вторичных процессов глубокой переработки; атмосферная и вакуумная разгонка нефти на узкие фракции и исследование их свойств не дадут прогнозов на компоновку технологий;

– высокое содержание серы – больше 3,8 % масс, указывает на необходимость применения процессов сероочистки, для всех технологических потоков: для газов, для всех дистиллятных фракций и для остаточных продуктов;

– высокое содержание асфальтенов -больше 9,9 % масс, указывает на необходимость тщательного выбора процессов, обеспечивающих или удаление асфальтенов, или их концентрирование, или гидрогенизацион-ное насыщение;

– атмосферные и вакуумные остатки (>360°С и выше) фактически могли бы использоваться в качестве битумов, однако их высокое содержание в нефти – более 5570 % масс – не создает предпосылок к строительству рентабельного НПЗ, поскольку основную прибыль приносят бензин и дизельное топливо.

Для строительства завода по переработке тяжелой нефти традиционные схемы компоновки технологических процессов не подходят, что существенно увеличивает инвестиции в строительство и переработку нефти.

Из третьей вытекает четвертая особенность НПЗ: глубина переработки нефти. Этот показатель рассчитывается через процент выхода светлых нефтепродуктов. В результате расчетов на примере одного из отечественных НПЗ было доказано, что чем выше процент выхода светлых нефтепродуктов, тем больше величина добавленной стоимости к цене сырой нефти и, следовательно, выше рентабельность производства и рыночная стоимость предприятия. Даже увеличение доли светлых нефтепродуктов за счет дополнительных инвестиций в строительство установок для деструктивных процессов переработки нефти не уменьшает итоговую рыночную стоимость завода.

По нашему мнению, дальнейшее развитие НПЗ возможно только следующим образом: в связи с тем, что нефть является не восполняемым ресурсом, и себестоимость ее добычи неуклонно растет, т. к. вовлекаются в разработку все более отдаленные и труднодоступные месторождения, в долгосрочной перспективе целесообразно инвестировать средства в увеличение глубины переработки сырой нефти, увеличивая тем самым индекс Нельсона.

В настоящее время некоторые российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) предпринимают активные шаги, чтобы переломить сложившуюся ситуацию: увеличить глубину переработки нефти и отделаться от роли поставщиков полуфабрикатов для иностранных переработчиков, т. к. основную прибыль в отрасли приносит именно вторичная переработка. Ее доля в формировании прибыли составляет 77-94 % [2, с. 54] в зависимости от загрузки мощностей НПЗ.

Из-за низкой доли автомобильных бензинов в номенклатуре выпускаемых нефтепродуктов российские НПЗ вынуждены производить в большом количестве побочные продукты, главным образом, мазут, который остается невостребованным отечественными потребителями. Потребление мазута внутри страны – менее половины от объема выпуска. С учетом тенденции последних лет о переходе теплоэнергетики на природный газ, как более дешевое и теплоемкое топливо, спрос на мазут остается только для ТЭЦ в зимнее время и в качестве резервного топлива. В данной ситуации НПЗ вынуждены продавать мазут по любой цене, иначе у них будут накапливаться его остатки в резервуарном парке.

На наш взгляд, в этой ситуации у нефтяных компаний – собственников НПЗ остается три варианта поведения. Первый – забыть о нефтепереработке, неэффективных пропорциях выхода мазута и бензина и заниматься только экспортом сырой нефти. Однако этот сценарий входит в явное противоречие с обязательствами перед государством (поставками ГСМ для нужд армии, других силовых структур, а также для сельского хозяйства), нарушение которых означает открытый конфликт с властью.

Второй вариант предполагает снижение доли мазута за счет модернизации производ-

ства. Однако для его реализации у нефтяных компаний нет значимых экономических стимулов. Как свидетельствует исследование Института энергетической политики, в период с 1995-2009 гг. инвестиции крупных нефтяных компаний в нефтедобычу в 6-10 раз превышали инвестиции в нефтепереработку. Даже в зарубежные НПЗ российские компании вкладывали денег больше, чем в российские заводы в расчете на 1 т установленной мощности (13,5 долл. за 1 т в зарубежные НПЗ и 10,8 – в российские) [3].

Третий вариант состоит в поддержании статус-кво, в котором производство мазута является обременительной неизбежностью. Для большинства компаний этот вариант пока остается основным, поскольку изменить ситуацию в один день невозможно. Невостребованный в России мазут ВИНК отправляют на экспорт. Доля этого продукта в физическом объеме экспорта нефтепродуктов достигает 60 %. Из-за низкого качества продукции на европейском рынке российские нефтепродукты продаются лишь в качестве сырья для дальнейшей вторичной переработки.

По мнению многих экспертов инвестиции в модернизацию одного действующего завода с целью создания комплекса глубокой переработки нефти составляют сегодня примерно 500 млн долл., в строительство нового завода подобного типа – более 1,5 млрд долл. Средние сроки строительства таких установок – от трех до пяти лет [4, с. 24]. В таком специфическом капиталоемком бизнесе, как нефтепереработка, это требует особой долгосрочной уверенности в стабильности условий экономической деятельности. К сожалению, в России об этом пока говорить рано: ставки налогов для нефтяных компаний под лозунгом «оптимизации налогообложения» меняются практически каждый год, будущие пошлины и акцизы на нефтепродукты предсказать невозможно.

Существенным фактором, который мог бы повлиять на инвестиционные предпочтения российских ВИНК, могло бы стать целенаправленное формирование достаточно емкого внутреннего рынка качественных нефтепродуктов, обусловленного соответствующим спросом. Сейчас более 60 % автомобилей на дорогах России европейским нормам не соответствуют, еще 30 % соответствуют нормам Евро-2. К стандартам Евро-3 и

Евро-4 подходят всего 10 % автомобилей [5, с. 63]. Однако в последние годы количество таких машин стало расти намного быстрее, что связано, прежде всего, с наращиванием производства иномарок, собираемых в России. Кроме того, спрос на светлые нефтепродукты может увеличиться за счет увеличения авиаперевозок внутри страны.

Пятой особенностью НПЗ как объекта оценки является его вхождение в вертикально-интегрированную нефтяную компанию. Если завод находится в составе ВИНК, то его мощности гарантировано загружены поставками сырья, материнская компания выделяет дополнительные средства на модернизацию и реконструкцию предприятия, НПЗ имеет стабильный рынок сбыта нефтепродуктов. В настоящее время большая часть НПЗ в России входит в состав ВИНК. Если завод является независимым, то все эти проблемы менеджмент вынужден решать самостоятельно, основные из которых: поставка сырья и сбыт нефтепродуктов.

Кроме того, в настоящее время вертикально-интегрированные нефтяные компании доминируют на рынках сырой нефти и нефтепродуктов, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80 % нефти в РФ добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром-Нефть), более 75 % российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК [6, с. 25]. Структура собственности в отрасли выглядит следующим образом: 19 из 27 крупных НПЗ принадлежат ВИНК, остальные относятся к категории условно независимых. Относительно независимые крупные и несколько мелких НПЗ входят в структуры, не имеющие собственной нефти и вынужденные ее закупать на свободном рынке.

В марте 2011 г. Минэкономразвития России предложило вывести НПЗ из состава ВИНК. По мнению министерства, эта мера необходима для стабилизации цен на нефтепродукты и повышения конкуренции на рынке. «Мы рассматриваем ряд мер и, в частности, сейчас начато обсуждение выведения из вертикально-интегрированных компаний НПЗ, чтобы они работали с давальческим сырьем, что позволило бы вернуть ситуацию с конкуренцией на уровень 2009 года» [7]. Кроме того, в министерстве обсужда-

ется внесение изменений в законодательство, предусматривающее обязательность продажи части нефтепродуктов на бирже, а также корректировку правил биржевой торговли, чтобы исключить адресность сделки. В настоящее время рассматриваются такие варианты выведения НПЗ, как продажа, вывод из корпоративной инфраструктуры или аренда, но детальная проработка механизмов только начата.

В случае реализации данной идеи министерства, рыночная стоимость НПЗ резко упадет, т. к. при давальческой схеме вся маржа переработки остается у собственника сырья и готовой продукции.

Заключительной особенностью российских НПЗ, как объекта оценки, является их удаленность от рынков сбыта готовой продукции. Экспертами подсчитано, что среднее расстояние от НПЗ в России до основных рынков сбыта составляет 1 100 км, тогда как в США эта цифра составляет всего 500 км, площадь территории, покрываемой с одного НПЗ в России, составляет 610 тыс. км2, в США этот показатель – 62 тыс. км2 [8].

Очевидно, что рентабельным такой бизнес может быть лишь при крайне высоких ценах на топливо. При снижении цены конкурентоспособность продукции, произведенной на «континентальных» НПЗ резко снизится. Поэтому, например, нефтепродуктовый терминал в Высоцке (Ленинградская область), введенный ОАО «ЛУКОЙЛ» в действие в июне 2004 г. (общая мощность 10,6 млн т в год), пока работает в основном на перевалку сырой нефти. Проект терминала в бухте Батарейная (юго-восточное побережье Финского залива), который давно анонсировал ОАО «Сургутнефтегаз», так пока и не введен в действие. Сейчас окончание его строительства увязывают с началом строительства завода по вторичной переработке нефти на НПЗ в Киришах.

Подводя итог, необходимо отметить, что особенности НПЗ как объекта оценки во многом определяются действующей государственной политикой в области нефтепереработки и таможенно-тарифного регулирования. Если бы государством были бы задействованы реальные экономические механизмы стимулирования отрасли, все недостатки отечественных НПЗ, оставшиеся от советского прошлого, были бы ликвидированы.

1. Опыт применения технологических коридоров в России. Исследование «Эксперт РА». 2010.

2. Книжников А., Пусенкова Н., Солнцева Е. Социально-экологический взгляд на российскую нефтепереработку. М., 2008.

3. Тренды и сценарии развития мировой энергетики в первой половине XXI века / А.М. Бе-логорьев А.М. [и др.]. М., 2011.

4. Курочкин А.К. Эффективная технология модернизации Российских НПЗ на доведение глубины переработки нефти до 80-85 % // Нефтегазовая вертикаль. 2007. № 21.

5. Моржаретто И. Смотрите, кто пришел! Планы российских автопроизводителей // За рулем. 2011. № 1.

6. Шуркалин А.К., Смолин С.Е. Внутренний рынок нефти России в период мирового экономического кризиса // Нефть, газ и бизнес. 2010. № 6.

7. Минэкономразвитие предлагает вывести НПЗ из состава ВИНК // Ведомости. 2011. 20 марта.

Поступила в редакцию 15.09.2012 г.

SOME FEATURES OF OIL REFINERY PLANTS AS SPECIAL SUBJECT PROPERTY

Yulia Sergeyevna TULINA, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, Property Evaluation and Management Department; JSC “LUKOIL”, Leading Specialist of Property Relations Department, e-mail: Yuliya.Tulina@lukoil.com

The system analysis of oil refinery plants as a special subject property, essential aspects of the current state of the industry affecting the economy is provided. The characteristics of oil refinery plant in terms of estimation its market value, and the reasons for negative technical condition of many Russian oil refinery plants are defined. The analysis of specific features of oil refinery plant had determined important aspects of its activities on which appraiser should pay particular attention. It is concluded that the government development of an effective economic tools for development of downstream will help to wipe out the lag behind western countries both in technological and economic terms.

Key words: features of oil refinery plant as special subject property; oil refinery; genesis of oil refining in Russia; oil refinery plant renovation.

Поделиться ссылкой: