Углеводороды | модернизация нпз в казахстане

модернизация нпз в казахстане

Реконструкция 3-х казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) позволит удовлетворить внутренние потребности Казахстана в бензине до 2030 г, заявил заместитель председателя правления КазМунайГаз Д. Тиесов.

Д. Тиесов сообщил, что предполагаемый рост потребности Казахстана в бензине был просчитан международными экспертами с учетом планируемого роста ВВП, численности населения, количества автомобилей и промышленного роста. Реконструкция всех НПЗ будет завершена к началу 2016 г. В частности, отметил Д. Тиесов, после реконструкции Атырауского НПЗ производство высокооктанового бензина возрастет практически в 3 раза: с нынешних 600 тыс тн до почти 1,8 млн тн в год. Причём топливо с модернизированного НПЗ будет отвечать стандартам Евро-5.

Д. Тиесов также сообщил, что КазМунайГаз пока не заинтересована в строительстве новых НПЗ на территории республики или на территории соседних государств. В инвестиционной компании КазЭнергоРегион считают иначе . Напомним,в конце июля 2012 г были обнародованы планы строительства НПЗ в Северо-Казахстанской области (СКО) с участием инвестиционных компаний Китая, Словении и Казахстана. Переговоры по проекту состоялись 26 июля 2012 г во время встречи акима (губернатора) области С. Билялова с президентом КазЭнергоРегиона К. Масимовым.

Разместить новое НПЗ планировалось в городе Булаево, рядом с Уфимским нефтепроводом.

Мощность проектируемого предприятия на 1-м этапе его эксплуатации позволит переработать в год до 5 млн тн нефти. В строительство планируется вложить около 2 млрд долл США.

Мощность переработки нефти в перспективе может быть увеличена в 2 раза, до 10 млн тн нефти/год. Что интересно, в планах тех же инвесторов, во главе с КазЭнерго Регион – строительство нефтеперерабатывающих заводов ещё в 2-х городах Казахстана.

Почему же КазМунайГаз не поддерживает новые проекты по строительству НПЗ? А как может относится владелец существующих НПЗ к строительству своих будущих конкурентов?


C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков
« Рынок смазочных масел в России ».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков « Рынок дизельных топлив в России ».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

Прежде в Казахстане такого ещё не было никогда, чтобы сразу все три действующих в стране нефтеперерабатывающих предприятия модернизировались одновременно. Причём под словом модернизация имеется в виду не просто замена старого изношенного оборудования на новое. Фактически на территориях существующих НПЗ строятся абсолютно новые заводы, без остановки уже имеющегося производства.

У каждого из трёх нефтеперерабатывающих заводов Казахстана своя история. Атырауский НПЗ своего рода старожил – ему 71 год. Строилось предприятие в непростые военные годы, в то время, когда все силы страны были брошены на борьбу с фашизмом. Изначально он был ориентирован на переработку всего около 800 тысяч тонн эмбинской нефти и бакинского дистиллята в год, однако со временем мощность НПЗ удалось увеличить до 5 млн тонн. Павлодарскому заводу 38 лет. Он известен тем, что на нём впервые в СССР был введен в эксплуатацию комплекс КТ-1 по глубокой переработке мазута. Шымкентский НПЗ самый молодой – переработка нефти в нём ведётся чуть более 30 лет.

Таким образом, все три предприятия при модернизации нуждаются в абсолютно индивидуальном подходе. Иначе говоря, добиваться, поставленных задач по увеличению глубины переработки сырья и производству светлых нефтепродуктов на всех заводах необходимо различными техническими способами. На проведение полной модернизации требуется около 6-7 лет, 5 млрд долларов инвестиций и до 9000 подрядных работников.

Чтобы внедрить передовые практики ведущих мировых компаний на заводах, разработка проектно-сметной и рабочей документации выполняется международными компаниями с применением международных практик. Однако национальные нормативы значительно отличаются от международных стандартов, поэтому ещё на стадии подготовки документов по каждому из проектов требуется адаптация проектных решений в соответствии с отечественными нормами и правилами.

Нефтеперерабатывающие заводы – технически и технологически сложные, опасные производственные объекты, поэтому реализация всех проектов начиналась с разработки технико-экономического обоснования, выбора технологий, процессов. С учётом проведения государственных экспертиз по проектам на это ушло от нескольких месяцев до полутора лет. Далее разрабатывалась проектно-сметная документация. В среднем это заняло 1,5 года.

После оценки предложений и выбора подрядчиков начинается самая интересная часть реализации проектов – переход на этап практической реализации: разработка рабочей документации, закуп и поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных работ. Этот этап самый длительный и трудоёмкий. Выполнение всех необходимых работ требует 3-4 года.

После завершения полного объёма строительно-монтажных работ, начинаются пуско-наладочные. Их сложность обуславливается, в первую очередь, непредсказуемостью возникающих перед персоналом проблем, решение которых требует как опыта проведения пусконаладочных операций, так и значительных интеллектуальных затрат и слаженности действий, мгновенного принятия оптимальных решений. Для наладки производства и получения готовой продукции требуется минимум три месяца.

Модернизация – это не только долгосрочный, но и трудоёмкий процесс, требующий участия большого количества специалистов, благодаря чему работу на объектах обрели тысячи казахстанцев. На Атырауском НПЗ на строительных площадках работало одновременно более 3500 человек. На Павлодарском НХЗ количество работников, задействованных в период строительства, составляет около 2000 человек. На Шымкентском НПЗ в самые пиковые моменты будет задействовано до 3500 работников. Параллельно с проведением строительно-монтажных работ активно проводится обучение казахстанских специалистов, которые в дальнейшем будут эксплуатировать новые установки.

Что же касается целей самой модернизации, то их несколько. Первое и очевидное – это увеличение объёмов переработки нефти на заводах.Планируется, что они вырастут на 2,4 млн тонн – с 14, 2 до 1 6 , 6 млн тонн в год. Появится возможность производить на 3,8 млн тонн в год больше моторного топлива, выпускать нефтехимические продукты: бензол – до 133 тыс. тонн в год, параксилол – до 496 тыс. тонн в год. И что очень важно – будет обеспечен выпуск моторного топлива экологических классов К4, К5, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза.

Это позволит Казахстану не только соблюсти требования Технического регламента Таможенного союза, но и значительно сократить выбросы вредных и загрязняющих веществ, что крайне актуально для крупных городов страны.

Кроме того, после модернизации предприятия станут более конкурентоспособными на мировом рынке нефтепродуктов, куда им открылась дверь после того, как Казахстан стал полноправным членом Единого экономического союза и Всемирной торговой организации.

Стоимость модернизации и реконструкции трех казахстанских НПЗ оценивается в 6,2 миллиарда долларов. Из чего складывается эта сумма – объяснили в Министерстве энергетики РК, отвечая на официальный запрос Tengrinews.kz.

На Атырауском НПЗ идет строительство комплекса глубокой переработки нефти. Затраты на этот проект оцениваются в 2 050,1 миллиона долларов. Также указано, что в 2015 году было завершено строительство комплекса по производству ароматических углеводородов, однако стоимость этих работ не уточняется. По данным АО “КазМунайГаз”, она составляет 1 329 миллионов долларов.

В Минэнерго РК сообщили, что проект по строительству комплекса глубокой переработки нефти находится на стадии завершения. В предыдущие годы в рамках модернизации АНПЗ были завершены несколько проектов:

“Реконструкция вакуумного блока ЭЛОУ-АВТ и установки замедленного коксования (2009-2011), которая предусматривала увеличение мощности вакуумного блока ЭЛОУ-АВТ до 1 800 тысяч тонн в год и установки замедленного коксования до 1 000 тысячи тонн в год, увеличение объема производства вакуумного газойля на 378 тысяч тонн в год. Комплекс по производству ароматических углеводородов (2010-2015), который предусматривал производство сырья для нефтехимии (бензола – 120 тысяч тонн в год, параксилола – 446 тысяч тонн в год)”, – пояснили в Министерстве энергетики.

Запланированная остановка АНПЗ на планово-предупредительные работы в 2017 году уже состоялась, и сейчас завод вновь запущен.

Затраты на модернизацию Павлодарского НХЗ оцениваются в 831 миллион долларов. Запланированные на 2017 год работы завершатся 26 октября 2017 года.

Проект модернизации Шымкентского НПЗ поделен на два этапа. Стоимость – 2 043 миллиона долларов. Отметим, что “Казмунайгаз” приводит другие данные – 1 853,5 миллиона долларов.

Первый этап был завершен 30 июня 2017 года. Как сообщается, на заводе была введена в эксплуатацию установка изомеризации с блоком предварительной гидроочистки сырья, предназначенная для выработки высокооктанового автобензина, соответствующего стандартам экологических классов К-4, К-5.

“Механическое завершение второго этапа проекта модернизации завода запланировано на март 2018 года. Реализация второго этапа проекта модернизации позволит увеличить производительность завода и глубины переработки нефти путем дополнительной глубокой переработки остаточного мазута с дополнительным производством востребованных на рынке нефтепродуктов. Второй этап предусматривает установку и монтаж оборудования каталитического крекинга, гидроочистки бензина, производства серы, демеркаптанизаци СУГ и очистки водорода”, – пояснили в ведомстве.

После реализации проектов по модернизации всех трех НПЗ Казахстан будет полностью обеспечен светлыми нефтепродуктами (бензин, дизель, авиакеросин), соответствующими стандартам К-4, К-5, обещают в Министерстве энергетики.

Отмечается, что финансирование проектов проходит как за собственные, так и за заемные средства.

“График остановок заводов на 2018 год будет рассматриваться в четвертом квартале текущего года. Кроме того, в рамках завершения проектов модернизации заводов АО “НК “КазМунайГаз” прорабатывает вопрос увеличения межремонтного пробега НПЗ (ориентировочно раз в три года)”, – заключили в ведомстве.

В понедельник в ходе правительственного часа в мажилисе министр энергетики Канат Бозумбаев заверил депутатов, что реконструкция и модернизация трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны идет по плану.

«Продолжается реконструкция и модернизация НПЗ, механическое завершение Атырауского НПЗ ожидается в конце нынешнего года, установлено основное оборудование, идут пуско-наладочные работы. Механическое завершение модернизации и реконструкции на Павлодарском нефте-химическом заводе планируется к середине следующего года и пуско-наладка – во второй половине следующего года. Что касается Шымкентского НПЗ, то механическое завершение предполагается в конце 2017 года», – рассказал Бозумбаев.

По его информации, на ПНХЗ сегодня поставлено 100% оборудования, смонтировано 95%, проводятся монтажные, инженерные работы, на ШНПЗ введены в эксплуатацию установки гидроочистки топлива и производства серы, ведутся монтажные и инженерные работы.

«Все вопросы финансирования по модернизации НПЗ решены», – заверил глава Минэнерго.

«В целом, реконструкция и модернизация заводов позволит увеличить глубину переработки с нынешних 51% до 88%, довести качество нефтепродуктов до стандартов Евро-5 и исключить импортозависимость внутреннего рынка по нефтепродуктам», – резюмировал он.

Как отмечается в раздаточных материалах, предоставленных пресс-службой ведомства, стоимость модернизации ПНХЗ составляет 697 млн. долларов США, на строительство комплекса по глубокой переработке нефти и газа на Атырауском НПЗ выделено 2 050 млн. долларов и на реконструкцию ШНПЗ – 1 828 млн. долларов.

Добавить комментарий