Углеводороды | строительство нпз 2017

строительство нпз 2017

На Омском НПЗ «Газпром нефти» завершилось строительство новой автоматической установки тактового налива (АУТН-1) производственной мощностью 1,2 млн тонн в год. Строительство производственного объекта входит в периметр масштабной программы модернизации Омского НПЗ, которую с 2008 года продолжает «Газпром нефть». Инвестиции компании в проект составили более 3 млрд рублей.

АУТН-1 позволит отгружать потребителям 11 видов продукции сразу на двух железнодорожных путях. Современная система высокоточного взвешивания оценивает наполнение цистерн в реальном времени, а также сокращает время погрузки. Двойная система угольных фильтров улавливает все отходящие пары и направляет их обратно в технологический процесс предприятия. Новая установка заменит открытые галерейные железнодорожные эстакады товарно-сырьевой базы нефтеперерабатывающего завода. Благодаря технологии герметичного налива светлых нефтепродуктов будет обеспечено снижение воздействия производства на атмосферу. В настоящее время на объекте ведутся пуско-наладочные работы.

«Газпромнефть-ОНПЗ», дочернее предприятие компании «Газпром нефть», — крупнейший по объему переработки и один из самых современных нефтеперерабатывающих заводов России. Предприятие выпускает порядка 50 видов нефтепродуктов: высокооктановые бензины, дизельное и судовое топливо, авиакеросин, битум, бытовой газ, топочный мазут, техническую серу и другую продукцию, востребованную на рынке.

В 2008 году на ОНПЗ стартовала масштабная программа модернизации, целью которой является создание фактически нового предприятия, технологического лидера отрасли. В рамках первого этапа модернизации (2008-2015гг.) были построены и реконструированы ключевые технологические установки, позволившие Омскому НПЗ полностью перейти на выпуск моторных топлив Евро-5 и значительно повысить энергоэффективность и экологичность производства. Благодаря реализации программы модернизации ОНПЗ за последние годы при росте переработки на треть удалось снизить на 36% воздействие производства на окружающую среду. В рамках второго этапа модернизации глубина переработки нефти возрастет до уровня лучших мировых показателей — 97%, а воздействие на окружающую среду снизится еще на 28%.

«Роснефть» сочла​ нерентабельным строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Грозном мощностью 1 млн т нефти в год; Минэнерго поддержало позицию компании, следует из письма заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова в аппарат правительства от 1 марта (копия есть у РБК). Вместо этого «Роснефть» предлагает «с целью создания новых рабочих мест в Чеченской Республике» построить более дешевый битумный завод. Его рентабельность также под вопросом, считают эксперты.

Представитель «Роснефти» от комментариев отказался, пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова не ответил на запрос РБК.

Представитель Минэнерго сообщил РБК, что ведомство сформировало свою позицию по Грозненскому НПЗ и направило в правительство, отказавшись от дальнейших комментариев.

Наследник НПЗ имени Ленина

Глава Чечни Рамзан Кадыров добивается с 2010 года строительства НПЗ в республике мощностью 1 млн т в год (0,5 млн т бензина и 0,4 млн т дизельного топлива) с глубиной переработки свыше 90%. Первый нефтеперерабатывающий завод в Чечне построили еще в 1895 году, переименованный впоследствии в Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени В.И. Ленина, он был одним из крупнейших и старейших предприятий по переработке нефтяного сырья в России. До войны в Чечне было три НПЗ суммарной мощностью 19 млн т в год (завод имени Шерипова, Грозненский завод и Новогрозненский им. Анисимова). Все эти заводы были уничтожены во время второй чеченской войны в конце 1990х – начале 2000-х годов.

В 2013 году президент России Владимир Путин поручил рассмотреть такую возможность, оговорившись, что решение должно быть экономически оправданным. Строить завод было поручено «Роснефти», которая оценивала его строительство в 78,3 млрд руб. ($2,5 млрд в ценах 2013 года). На разработку проекта уже потрачено 725 млн руб. В конце декабря 2016 года министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил, не объяснив причин, что проект строительства НПЗ в Чечне отложен «Роснефтью» на долгосрочную перспективу.

Cтроительство НПЗ в Грозном, по мнению генерального директора компании «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамары Канделаки, избыточно, поскольку местный рынок обеспечивают нефтепродуктами НПЗ в Астрахани и Волгограде. При этом она уточняет, что Чечня нуждается в развитии производства и рабочих местах, а также в расширении налоговой базы.

Согласно предварительным расчетам «Роснефти», которые приводятся в письме Молодцова, денежный поток Грозненского НПЗ в период с 2010 по 2022 год будет отрицательным и составит «минус 26,3 млрд руб.» в условиях уменьшения объемов переработки нефти с одновременным увеличением выхода светлых нефтепродуктов. «Достижение безубыточности проекта возможно при условии финансирования строительства инфраструктурных объектов за счет регионального (5,6 млрд руб.) и федерального (38,7 млрд руб.) бюджетов», — приводит замминистра расчеты нефтяной компании. Таким образом, в совокупности расходы составят 44,3 млрд руб., что всего в 2,5 раза меньше, чем «Роснефть» предполагает потратить на строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) (108 млрд руб.).

Собеседник РБК в Минэнерго полагает, что бюджетные инвестиции такого объема для строительства НПЗ получить будет нереально.

По данным Минэнерго, «Роснефть» в качестве альтернативы анализирует возможность строительства битумного завода, работающего на привозном гудроне.

Битум — продукт переработки нефти, используется в дорожном строительстве и для производства кровли домов. В 2015 году «Роснефть» на восьми своих действующих НПЗ произвела более 1,7 млн т битумных материалов, или 30% от общего объема потребления дорожной отрасли России, указано на сайте компании. Данные за 2016 год компания не раскрывает.

Аналитик «Брокеркредитсервиса» Кирилл Таченников говорит, что в результате налогового маневра и падения цен на нефть рентабельность нефтепереработки в целом по России существенно снизилась. У крупных НПЗ с высокой глубиной переработки (которые экономически более выгодны, чем небольшой завод на 1 млн т нефти) прибыль составляет всего $4–7 за баррель нефти, оценивает он. Поэтому Грозненский НПЗ будет нерентабельным с учетом приведенных затрат на его строительство, говорит эксперт. Но и битум, по его мнению, в Чечню выгоднее ввозить с действующих заводов «Роснефти», особенно при отсутствии сырья для его производства внутри региона.

В России сейчас профицит битума, отмечает глава «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ». Без учета битумных смесей в России производится около 5 млн т битума при спросе 4,5–5 млн т в год, говорит Канделаки. При этом действующие НПЗ способны производить на 50% больше этого продукта. Она считает, что строительство битумного завода в Чечне обойдется на порядок дешевле и может быть реализовано быстрее, чем НПЗ, однако его рентабельность также под вопросом.

«Высокий спрос на битум можно обеспечить только при наличии в Чечне планов масштабного дорожного строительства. Однако такие проекты быстро заканчиваются, а расходы на ремонт дорог на порядок меньше инвестиций в их прокладку», — отмечает Канделаки. В случае строительства битумного завода нужно будет предусмотреть инфраструктуру для хранения сырья — битумные терминалы, что может сделать проект дороже, заключает эксперт.

Торможение перевооружения

Программа технического переоснащения российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) запущена в 2011 году. Тогда были подписаны четырехсторонние соглашения между 12 нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой (ФАC), Ростехнадзором и Росстандартом.

Нефтяники обязались модернизировать свои НПЗ для выполнения давно назревшей задачи — перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов, прежде всего для обеспечения их поставок на внутренний рынок. Первоначально сроком исполнения обязательств был установлен 2015 год. Однако, хотя с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию более 900 млрд руб., процесс модернизации все еще далек от завершения.

Планы ввести в 2011–2015 годах 126 установок вторичной переработки сырья разрабатывались в период самых высоких цен на нефть и нефтепродукты. Тогда производители были щедры на инвестиции в сектор downstream, и программа по обновлению нефтеперерабатывающих мощностей была одной из самых масштабных в российском ТЭКе. Затем план был скорректирован — поставлена задача выпустить 115 установок вторичной переработки нефти за период 2011–2020 годов.

Сейчас модернизация НПЗ продолжается, но ее темп, взятый на старте, потерян. Такая ситуация характерна и для независимых заводов, и для крупных предприятий, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям.

Участники рынка и эксперты объясняют такое положение дел падением маржи нефтепереработки в течение нескольких последних лет. Особенно повлиял на доходность производства налоговый маневр, который вступил в силу в январе 2015 года. Он предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% к 2017 году (с 42% на момент введения этой меры госрегулирования) с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых до 919 руб. за тонну в 2017 году (с 857 руб.). В результате выросла цена на нефть на внутреннем рынке, по которой ее закупают НПЗ. Уровень рентабельности производства нефтепродуктов, привел данные Росстата ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, в январе—июне 2017 года немного подрос и составил 3,04%. А в прошлом году для некоторых НПЗ рентабельность была даже отрицательной, говорит эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

«Снижение цены нефти и изменение ставки экспортной пошлины, несомненно, оказали влияние на всю нефтепереработку, в том числе привели к изменению сроков реализации нескольких проектов в рамках четырехсторонних соглашений», — считает Дмитрий Баранов.

Одна из главных задач технического перевооружения российских НПЗ — повышение глубины переработки нефти. «Сейчас в России она составляет в среднем примерно 70–75%. Если планы модернизации НПЗ будут более или менее реализованы, то можно ожидать, что к 2025–2030 годам глубина переработки увеличится до 80–85%», — подсчитала Екатерина Грушевенко. В Европе этот показатель равен 85%, в США — 96%. Еще одной проблемой российской переработки можно назвать значительную долю дизельного топлива в топливной корзине российских НПЗ, объясняет Екатерина Грушевенко. «Столь значительный выпуск дизеля ориентирован на падающий по спросу и растущий по количеству игроков европейский рынок. Это создает неопределенность в будущем», — говорит она.

Переоборудование нефтеперерабатывающих заводов крайне актуально еще и по причине ухудшения сырьевой базы — нефть на разрабатываемых сейчас в России месторождениях становится более вязкой. При этом новых крупных НПЗ строится очень мало. «За последние годы можно вспомнить ввод в строй компанией «Танеко» (входит в группу компаний «Татнефть». — РБК+) Яйского НПЗ и некоторых других», — рассказывает аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его мнению, низкие темпы роста строительства новых мощностей по переработке нефти обусловлены в том числе и тем, что на внешних рынках российская нефть гораздо более востребована, чем нефтепродукты.

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева обращает внимание также на влияние санкций на российскую нефтепереработку. По ее мнению, есть опасения того, что сроки реализации программы модернизации НПЗ будут и в дальнейшем отодвигаться, поскольку техническое перевооружение предприятий требует импортного оборудования. Тем не менее ситуация все же будет поэтапно развиваться, отмечает Анна Кокорева, ведь «обновление НПЗ позволит российским компаниям удерживать свои позиции на внешних рынках и поддерживать конкурентоспособность, а также увеличить объемы переработки». По итогам 2017 года эти объемы вряд ли вырастут, но «уже в 2018 году прирост будет ощутимый», предсказывает аналитик. А роста рентабельности переработки Анна Кокорева ожидает уже в 2017 году — в связи с ростом цен на нефть.

Правительство признает, что требующая высоких затрат модернизация крупнейших НПЗ в сочетании с увеличением налогового бремени сделала многие предприятия убыточными — об этом говорил, в частности, в мае замминистра энергетики Кирилл Молодцов. В связи с этим вопрос о финансовой поддержке отрасли со стороны государства за последний год поднимался уже несколько раз. Чтобы не останавливать техническое перевооружение и не допустить закрытия ряда заводов, которое грозило бы резким ростом цен на моторное топливо, летом текущего года Минэнерго направило в правительство предложения по предоставлению льгот переработчикам нефти. Например, это может быть снижение перекрестного субсидирования отрасли при перевозке нефти и нефтепродуктов по железной дороге. Кроме того, предлагается разработать специальную методику по снижению расходов на работу НПЗ. Методика, в частности, будет содержать ряд рекомендаций, которые позволят оптимизировать маршруты доставки нефти и готовой продукции с заводов. Кроме того, предполагается дать возможность модернизируемым НПЗ заключать с федеральными органами исполнительной власти инвестсоглашения с отсрочкой по уплате акцизов.

По оценке Минэнерго, продолжающееся переоснащение предприятий требует значительных вложений, поэтому нужно облегчить им налоговое бремя. ФАС раскритиковала это предложение министерства, и решение пока не принято. В частности, о том, что субсидировать переработчиков ради выполнения соглашений о модернизации — неверное решение, говорил начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. «Спрашивается, а где было министерство, когда перекраивали параметры уже действующего налогового маневра?» — возмутился чиновник.

Впрочем, эксперты уверены, что государство должно так или иначе пойти навстречу нефтяникам и независимым НПЗ и помочь отрасли, благополучие которой имеет принципиальное значение для пополнения казны.

Установки на переработку

За 2011–2016 годы, по данным Минэнерго, введены в эксплуатацию 70 установок вторичной переработки нефти (в 2016-м — 12 установок).

В числе наиболее крупных проектов, завершенных в 2016 году, в Минэнерго называют строительство комплекса гидрокрекинга мощностью 3,5 млн т в год на «Волгограднефтепереработке» (ЛУКОЙЛ), строительство комплекса каталитического крекинга мощностью 1,2 млн т в год на Куйбышевском НПЗ («Роснефть»), строительство установок замедленного коксования мощностью 1,2 млн т на Антипинском НПЗ и мощностью 2 млн т на предприятии «Танеко» («Татнефть»).

В 2011–2020 годах должно быть введено в эксплуатацию 115 установок вторичной переработки нефти, к 2027 году — 131 установка.

В строительство 2 й очереди Яйского нефтеперерабатывающего завода ( НПЗ ) в Кемеровской области будет вложено 6,6 мл рд руб.

Инвестпрограмму проекта на 2017 г 2 декабря 2016 г утвердил совет директоров Нефтехимсервиса , владеющего Яйским НПЗ.

В 2017 г на мощностях Яйского НПЗ планируется закончить реконструкцию установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ.

Также начнутся строительные работы на комплексе УК-1.

Также предполагается начать возведение инфраструктуры по электро- и водоснабжению объектов 2 й очереди.

К концу 2017-началу 2018 г будет сдан 1 й этап, до 2019 г планируется полное завершение 2 й очереди.

Суммарно в строительство 2 й очереди завода Нефтехимсервис намерен инвестировать около 30 млрд руб.

Планируется, что с запуском объектов 2 й очереди НПЗ нарастит глубину переработки нефти, начнет выпуск бензина и дизельного топлива высших экологических классов.

Так, производство бензина стандарта Евро-5 планируется начать на Яйском НПЗ в 2020 г.

Глубина переработки нефти увеличится с 62% до 75%.

Строительство Яйского НПЗ началось в 2008 г, 1 я очередь была запущена в 2013 г.

Инвестиции в проект составили 19 млрд руб.

2 й этап строительства 1 й очереди НПЗ начался в марте 2016 г .

На сегодняшний день мощность завода по переработке нефти составляет 3,2 млн т/год, предприятие выпускает 500 тыс т прямогонного бензина, по 1 млн т дизельного топлива и мазута.

В дальнейшем не исключается запуск 3 й очереди по нефтепереработке, что потребует инвестиций в объеме 55 млрд руб.

Объемы переработки по итогам этого этапа вырастут до 4,5 млн т, а сам 3 й этап может быть реализован за 5 лет .

Проектная мощность НПЗ составит 6 млн т/год нефти с глубиной переработки до 93%.

Добавить комментарий