Вред нефтеперерабатывающего завода

Установки от экстрасенса 700х170

Вредными (токсичными, ядовитыми) называются такие вещества, которые, поступая в организм человека даже в относительно небольших количествах, вызывают заметные физиологические изменения в его организме и тем самым приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности.[ . ]

Большинство продуктов, используемых на нефтеперерабатывающих заводах нефть, нефтяные фракции, продукты переработки нефти, различные химические реагенты), является вредными веществами.[ . ]

Нефть и продукты ее первичной и вторичной переработки: бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо, легкие масла, газообразные фракции (пиролизный газ, газы каталитического и термического крекинга), индивидуальные углеводородные газы (этан, этилен, пропан, пропилен) и другие продукты относятся к нервным ядам, действующим главным образом на центральную нервную систему. При остром отравлении ими повышается возбудимость, появляется тошнота, головокружение, головная боль, учащенное сердцебиение. Наступающая слабость организма может привести к потере сознания. Если пострадавшего не удалить из загазованного места, то при больших концентрациях токсичных веществ может наступить смерть.[ . ]

Нефть и нефтепродукты при длительном воздействии на организм вызывает хронические отравления, сопровождаемые бессонницей, головокружением, головной болью и расстройствами нервной системы.[ . ]

Нефть и большинство жидких продуктов ее пере-работки, особенно бензин, раздражающе действуют на кожу. При длительном контакте с ними происходит обезжиривание, высушивание и шелушение кожи, что способствует развитию различных гнойничковых заболеваний.[ . ]

Особую опасность представляют сернистые нефти и нефтепродукты, что связано с содержанием в них высокотоксичного сероводорода.[ . ]

Высокой вредностью характеризуются бензол, толуол, ксилол и другие ароматические углеводороды. При острых отравлениях они действуют на центральную нервную систему, вызывая головокружение, потерю сознания, а при хронических — нарушают нормальное кроветворение организма. Из перечисленных выше ароматических углеводородов наиболее вредным является бензол: при концентрации бензола, равной 5000 мг/м3, возникают острые отравления и создается опасность для жизни. Бензол, то. цуол и ксилол раздражающе действуют на кожу человека: появляется зуд, краснота, шелушение.[ . ]

Вредными являются нитро – и аминосоединения ароматических углеводородов: нитро – и динитробензол, тринитротолуол и др. Они действуют на кровь, нервную систему, печень и вызывают заболевания кожи: дерматиты, сыпь.[ . ]

К вредным химическим реагентам, используемым на нефтеперерабатывающих заводах, относятся амми-ак, ацетон, фенол, фурфурол, тетраэтилсвинец, ртуть и др. Аммиак, пары ацетона, фенола, фурфурола, туманов кислот вызывают раздражение слизистой обо лочки глаз и носоглотки, тошноту и головную боль.[ . ]

При остром отравлении поражаются глубокие дыхательные пути, появляются судороги, рвота, возможен отек легких. Ацетон, фенол и фурфурол действуют так же, как и наркотики, нарушая координацию движений и вызывая общее отравление организма.[ . ]

Http://ru-safety. info/post/102615700030022/

Нефтяная промышленность сегодня – это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны? Это – сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно-печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

В настоящее время нефтяная промышленность Российской Федерации занимает 3 место в мире. Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн. т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания – около 20 тыс. человек.

Промышленная органическая химии прошла длинный и сложный путь развития, в ходе которого ее сырьевая база изменилась кардинальным образом. Начав с переработки растительного и животного сырья, она затем трансформировалась в угле – или коксохимию (утилизирующую отходы коксования угля), чтобы в конечном итоге превратиться в современную нефтехимию, которая уже давно не довольствуется только отходами нефтепереработки. Для успешного и независимого функционирования ее основной отрасли – тяжелого, то есть крупномасштабного, органического синтеза был разработан процесс пиролиза, вокруг которого и базируются современные олефиновые нефтехимические комплексы. В основном они получают, а затем и перерабатывают низшие олефины и диолефины. Сырьевая база пиролиза может меняться от попутных газов до нафты, газойля и даже сырой нефти. Предназначавшийся вначале лишь для производства этилена, этот процесс теперь является также крупнотоннажным поставщиком пропилена, бутадиена, бензола и других продуктов.

Нефть – наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

Вторичная перегонка – разделение фракций, полученных при первичной перегонке, на более узкие погоны, каждый из которых затем используется по собственному назначению.

На НПЗ вторичной перегонке подвергаются широкая бензиновая фракция, дизельная фракция (при получении сырья установки адсорбционного извлечения парафинов), масляные фракции и т. п. Процесс проводится на отдельных установках или блоках, входящих в состав установок АТ и АВТ.

Перегонка нефти – процесс разделения ее на фракции по температурам кипения (отсюда термин «фракционирование») – лежит в основе переработки нефти и получения при этом моторного топлива, смазочных масел и различных других ценных химических продуктов. Первичная перегонка нефти является первой стадией изучения ее химического состава.

1. Бензиновая фракция – нефтяной погон с температурой кипения от н. к. (начала кипения, индивидуального для каждой нефти) до 150-205 0С (в зависимости от технологической цели получения авто-, авиа-, или другого специального бензина).

Эта фракция представляет собой смесь алканов, нафтенов и ароматических углеводородов. Во всех этих углеводородах содержится от 5 до 10 атомов С.

2. Керосиновая фракция – нефтяной погон с температурой кипения от 150-180 0С до 270-280 0С. В этой фракции содержатся углеводороды С10-С15.

Используется в качестве моторного топлива (тракторный керосин, компонент дизельного топлива), для бытовых нужд (осветительный керосин) и др.

3. Газойлевая фракция – температура кипения от 270-280 0 С до 320-350 0 С. В этой фракции содержатся углеводороды С14-С20. Используется в качестве дизельного топлива.

4. Мазут – остаток после отгона выше перечисленных фракций с температурой кипения выше 320-35 0 С.

Мазут может использоваться как котельное топливо, или подвергаться дальнейшей переработке – либо перегонке при пониженном давлении (в вакууме) с отбором масляных фракций или широкой фракции вакуумного газойля (в свою очередь, служащего сырьем для каталитического крекинга с целью получения высокооктанового компонента бензина), либо крекингу.

5. Гудрон – почти твердый остаток после отгона от мазута масляных фракций. Из него получают так называемые остаточные масла и битум, из которого путем окисления получают асфальт, используемый при строительстве дорог и т. п. Из гудрона и других остатков вторичного происхождения может быть получен путем коксования кокс, применяемый в металлургической промышленности.

Вторичная перегонка бензинового дистиллята представляет собой либо самостоятельный процесс, либо является частью комбинированной установки входящей в состав нефтеперерабатывающего завода. На современных заводах установки вторичной перегонки бензинового дистиллята предназначены для получения из него узких фракций. Эти фракции используют в дальнейшем как сырье каталитического риформинга — процесса, в результате которого получают индивидуальные ароматические углеводороды — бензол, толуол, ксилолы, либо бензин с более высоким октановым числом. При производстве ароматических углеводородов исходный бензиновый дистиллят разделяют на фракции с температурами выкипания: 62–85 °С (бензольную), 85–115 (120) °С (толуольную) и 115 (120)–140 °С (ксилольную).

Бензиновая фракция используется для получения различных сортов моторного топлива. Она представляет собой смесь различных углеводородов, в том числе неразветвленных и разветвленных алканов. Особенности горения неразветвленных алканов не идеально соответствуют двигателям внутреннего сгорания. Поэтому бензиновую фракцию нередко подвергают термическому риформингу, чтобы превратить неразветвленные молекулы в разветвленные. Перед употреблением эту фракцию обычно смешивают с разветвленными алканами, циклоалканами и ароматическими соединениями, получаемыми из других фракций, путем каталитического крекинга либо риформинга.

Качество бензина как моторного топлива определяется его октановым числом. Оно указывает процентное объемное содержание 2,2,4-триметилпентана (изооктана) в смеси 2,2,4-триметилпентана и гептана (алкан с неразветвленной цепью), которая обладает такими же детонационными характеристиками горения, как и испытуемый бензин.

Плохое моторное топливо имеет нулевое октановое число, а хорошее топливо-октановое число 100. Октановое число бензиновой фракции, получаемой из сырой нефти, обычно не превышает 60. Характеристики горения бензина улучшаются при добавлении в него антидетонаторной присадки, в качестве которой используется тетраэтилсвинец (IV), Рb(С2Н5)4. Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную жидкость, которую получают при нагревании хлорэтана со сплавом натрия и свинца:

При горении бензина, содержащего эту присадку, образуются частицы свинца и оксида свинца (II). Они замедляют определенные стадии горения бензинового топлива и тем самым препятствуют его детонации. Вместе с тетраэтилсвинцом в бензин добавляют еще 1,2-дибромоэтан. Он реагирует со свинцом и свинцом (II), образуя бромид свинца (II). Поскольку бромид свинца (II) представляет собой летучее соединение, он удаляется из автомобильного двигателя с выхлопными газами. Бензиновый дистиллят широкого фракционного состава, например от температуры начала кипения и до 180 °С, насосом прокачивается через теплообменники и подается в первый змеевик печи, а затем в ректификационную колонну. Головной продукт этой колонны — фракция н. к. — 85 °С, пройдя аппарат воздушного охлаждения и холодильник, поступает в приемник. Часть конденсата насосом подается как орошение на верх колонны, а остальное количество — в другую колонну. Снабжение теплом нижней части колонны осуществляется циркулирующей флегмой (фракция 85– 180 °С), прокачиваемой насосом через второй змеевик печи и подается в низ колонны, Остаток с низа колонны направляется насосом в другую колонну.

Уходящие с верха колонны, пары головной фракции (н. к. — 62 °С) конденсируются в аппарате воздушного охлаждения; конденсат, охлажденный в водяном холодильнике, собирается в приемнике. Отсюда конденсат насосом направляется в резервуар, а часть фракции служит орошением для колонны. Остаточный продукт — фракция 62– 85 °С — по выходе из колонны снизу направляется насосом через теплообменник и холодильники в резервуар. В качестве верхнего продукта колонны получают фракцию 85–120 °С, которая, пройдя аппараты, поступает в приемник. Часть конденсата возвращается на вверх колонны в качестве орошения, а балансовое его количество отводится с установки насосом в резервуар. Фракция 120–140 °С отбирается из внешней отпарной колонны, снизу насосом. Эта фракция после охлаждения в теплообменнике и аппаратах поступает в резервуар

Нижний продукт колонны — фракция 140– 180 °С — также направляется в резервуар насосом через теплообменник и аппараты.

Тепло, необходимое для работы отгонных секций ректификационных колонн, сообщается соответственно кипятильниками. Внешняя отпарная секция обслуживается кипятильником. В кипятильники соответствующие рециркуляты подаются насосами. Теплоносителем для кипятильников является водяной пар.

Материальный баланс установки зависит от потенциального содержания узких фракций в бензиновом дистилляте, а также от четкости ректификации.

Http://vuzlit. ru/634934/vozdeystvie_neftehimicheskoy_promyshlennosti_okruzhayuschuyu_sredu

Трудно сказать, насколько справедливо звучит выражение: «экологические проблемы нефтяной промышленности»? Экологических проблем у промышленности, как и любой другой деятельности человека, быть не может. Это у окружающей среды появляются проблемы вследствие вмешательства человека и использования ее ресурсов. Из-за нефти экологические проблемы возникли и стали масштабными. Особенно, после очередной промышленной революции. Когда производимый из нее мазут стал основным источников энергии для промышленности, вытеснив уголь.

Использовалась она человечеством с незапамятных времен. Самую большую популярность до мазута имел керосин, получаемый из нее несложным, по нынешним меркам, способом. С конца XVIII века керосин стали использовать для ламп освещения.

Воздействие нефти экологические проблемы вызывает лишь после ее изъятия из природных хранилищ. Если она находится в месте своего естественного возникновения, то есть под землей, проблем у природы не вызывает. Нет также упоминаний, что нефть причинила ущерб окружающей, ее среде, то есть под поверхностью земли. Нет доказательств, что она сама, без человеческого участия, причинила значительный ущерб наземной природе. Ее разливы, выступающие на поверхность в некоторых регионах Земли, столь незначительны, что не стоит принимать в расчет.

Нефть – это природная жидкость. Маслянистая и горючая. У нее специфический запах и цвет от желто-зеленого до буро-коричневого и черного. Она состоит из сложной смеси углеводородов и различных примесей. Относится, как и торф, уголь, сланцы, к природным ископаемым топливам – каустобиолитам. Глубина ее залегания от нескольких метров до 6 км она относится к не возобновляемым ресурсам.

Свое название она получила из персидского языка. В других языках ее называют «каменное масло» или «горное масло». Она легковоспламеняющаяся жидкость.

Промышленная переработка началась в XVIII веке, до этого ее использовали в неочищенном виде. Первая буровая скважина добыла нефть в 1848 году в районе Баку, там же в 1857 году был построен первых завод.

Процесс происхождение ее в природе до сих пор вызывает споры среди ученых. Основная теория говорит о ее органическом происхождении.

Разведанные запасы составляют порядка 210 млрд. тонн и еще неразведанные примерно столько же. Самые большие запасы ее у Венесуэлы, Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, России, Ливии и других. Эти же страны ее больше всех добывают.

Не корректно также говорить о проблемах, причиной которых стала нефтяная промышленность, как отрасль хозяйственной деятельности человека. Природа страдает не только при бурении скважин, прокладке трубопровода или сжигании мазута. Разве разливы сырой нефти по поверхности моря или почвы, не являются экологическим бедствием? Не причиняет ущерб окружающей среде мазут или другие произведенные из нее продукты, сбрасываемые в реки судами? Это не нефтяная промышленность сжигает тот же мазут на тепловых станциях, а бензин и дизельное топливо в двигателях личных автомобилей. Но от этого проблем у природы не уменьшается. И искать причины экологических проблем только в этой отрасли промышленности нельзя.

В той или иной степени связанные с нефтью экологические проблемы следует рассматривать комплексно. Они состоят из проблем, вызванных нефтью и производственными процессами, в которых она участвует. Воздействие на природу происходит при непосредственном соприкосновении экосистемы с сырой нефтью, во время работ по разведке, добыче, хранению, транспортировке и ее переработке, а также перевозке нефтепродуктов и их использовании.

У нефтяной промышленности сущность экологической проблемы заключается в несовершенстве технических процессов и оборудования, их недостаточной оснащенности для обеспечения безопасности, исключении аварий и максимально эффективного использования ее на каждом технологическом этапе.

Нефтяная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики, тех стран мира, где есть нефть. Промышленность состоит из нескольких подразделений. Каждое подразделение выполняет определенный комплекс работ. Деятельность разбита на этапы: добыча, которой предшествует разведки и бурение, хранение, транспортировка и переработка.

Первым этапом «взаимоотношений» человека с нефтью является ее добыча. Это сложный производственный процесс, включающий в себя геологоразведку, бурение скважин, очистку добытого сырья от воды, парафина, серы и других примесей, а также перекачку до первичных пунктов хранения и учета.

При добыче нефти экологические проблемы возникают практически сразу. Начинаются они с расчистки мест для установки бурового оборудования. Для этого производится вырубка леса или иная зачистка участка от растительности. Одновременно участок, отведенный под работы, засоряется продуктами жизнедеятельности людей, отработанными материалами, грунтом, поднятым на поверхность. Страдает прилегающая территория. Ее используют работники для своих нужд. К месту бурения прокладывают подъездные пути. Расчищают мета для прокладки трубопровода. В итоге природа получает целый комплекс загрязнений. Но это только предварительный этап. С начала добычи сырья, наносимый окружающей среде вред значительно возрастает. В первую очередь за счет разлива сырой нефти. Это может быть как технологический, так и аварийный вылив. В этом случае почва, наземные и подземные водные источники получают такое загрязнение, для восстановления после которого им потребуются долгие годы. Негативные последствия для природы не заканчиваются с выкачкой из подземного месторождения. Возникающие в результате пустоты, приводят к движению грунтов. Происходят провалы почвы, ее смещение и эрозия. Следует отметить, что, как правило, месторождения углеводородов находятся в природных зонах с очень хрупкой экосистемой. Экологический баланс в этих местах формировался очень сложно и может быть легко разрушен.

Далее идут транспортировка нефти, ее хранение и переработка. Наибольшие проблемы возникают при транспортировке. Какой бы вид транспорта для этого ни был задействован, везде происходит ее вылив. При транспортировке трубопроводом, железнодорожным или автомобильным транспортом вылившаяся нефть попадает на почвы, если водным – остается на поверхности воды. Она растворима в органических растворителях и не растворима в воде. Потому ее пятна долго остаются на поверхности.

Последний этап, который относят к нефтяной промышленности – это переработка. Из нее производят различные виды топлива, сырье для химической промышленности, материалы строительства и так далее.

Продукты, получаемые в результате переработки, обладают большинством ее свойств. При сжигании их в качестве топлива выделяется большое количество углекислого газа, оксид азота, различные сернистые соединения. Повышение их содержания в атмосфере ведет к изменению климата, «кислотным дождям» и «парниковому эффекту».

Нефтью и нефтепродуктами загрязняются воды планеты. Ежегодно в Мировой океан их попадает до 10 млн. тонн. А ведь только литр нефти, плавающий пятном на поверхности морской воды, лишает ее 40 тысяч литров кислорода. Тонна же может оказать отрицательное воздействие на площадь в 12 км 2 .

Уменьшение кислорода в воде и увеличение углекислого газа в атмосфере – это основные «симптомы болезни» биосферы. Не приняв необходимых действий, может привести к фатальным в первую очередь для человека, последствиям.

Http://ecology-of. ru/eko-razdel/okolo-neftyanye-problemy-s-ekologiej

Шамсиахметова Г. И. Профессиональные заболевания на предприятиях нефтяной промышленности // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 460-463. — URL https://moluch. ru/archive/120/32977/ (дата обращения: 20.04.2018).

Ключевые слова: нефтедобывающая промышленность, нефть, профессиональные заболевания, интоксикация, загрязнение

Важнейшим индикатором здоровья общества является состояние здоровья работников, определяющее качество трудовых ресурсов и демографическую ситуацию в стране, производительность труда. Сложившаяся в Российской Федерации демографическая ситуация указывает на прогрессирующее снижение трудовых ресурсов страны.

В числе отраслей хозяйства, определяющих уровень научно-технического прогресса страны и ее экономическое развитие, одно из ведущих мест принадлежит нефтедобывающей промышленности. Для большинства рабочих мест в отрасли характерно наличие таких производственных факторов как шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и загрязнения воздуха рабочей зоны вредными веществами. Профессиональная заболеваемость нефтяников обусловлена комплексом неблагоприятных факторов производственной среды, таких как вибрация, значительные физические нагрузки (динамического и статического характера), шумом, неблагоприятным микроклиматом.

Бурение нефти, ее переработка и сжигание нефти как топлива — все это ведет ко многим серьезным заболеваниям, таким, как:

− менструальные проблемы, выкидыш, рождение мертвого плода, врожденные дефекты;

В структуре накопленной профессиональной заболеваемости в нефтедобывающей промышленности ведущее место принадлежит заболеваниям, связанных с воздействием физических перегрузок и перенапряжением отдельных органов и систем (81,5 %), а также вызванных воздействием физических факторов (10,6 %).

Профессиональные заболевания с поражением органов дыхания составили 6,4 %, интоксикации нефтепродуктами — 3,1 %, заболевания кожи — 0,6 % (рис. 1).

Рис. 1. Структура накопленной профессиональной заболеваемости в нефтедобывающей промышленности (1972–2008 гг.) [1]: 0,6 % — дерматит; 3,1 % — интоксикация нефтепродуктами; 3,4 % — эпикондилез надмыщелков плеча; 5,0 % — нейросенсорная тугоухость; 5,6 % — вибрационная болезнь; 6,4 % — бронхолегочная патология; 20,0 % — пояснично-крестцовая радикулопатия; 25,4 % — плече-лопаточный периартроз; 30,0 % — вегетативно-сенсорная полинейропатия

Среди профессиональных заболеваний, связанных с воздействием физических перегрузок наиболее распространены вегетативно-сенсорные полинейропатии — 30,5 %, плечелопаточные периартрозы — 25,4 %, пояснично-крестцовые радикулопатии — 20,0 %. Вибрационная болезнь диагностирована у 5,6 %, нейросенсорная тугоухость — у 5,0 %, эпикондилез надмыщелков плеча — у 3,4 % нефтяников. Профессиональный бронхит выявлялся в 4,5 %, профессиональная бронхиальная астма — в 1,1 %, пневмокониоз — в 0,6 % случаев. Удельный вес острых интоксикаций нефтепродуктами составил 1,7 %, хронических интоксикаций — 1,4 %.

Наибольшее число случаев профессиональных заболеваний зарегистрировано при стаже работы в нефтедобывающей отрасли более 20 лет — 45,5 %, соответственно при стаже 16–20 лет — 32,3 %, при стаже от 10 до 15 лет-22,2 %.

Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано у бурильщиков и пом. бурильщика (67,1 %). У операторов капитального и подземного ремонта скважин (КРС, ПРС) и машинистов профессиональные заболевания соответственно выявлены в 13,2 % и 8,6 % случаев. Ведущими в структуре выявленной профессиональной патологии как у бурильщиков, пом. бурильщика, так и операторов КРС, ПРС являются вегетативно-сенсорная полинейропатия (соответственно 35,6 %; 48,6 %), плечелопаточный периартроз (соответственно 34,6 %; 37,8 %), хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия (соответственно 14,4 %; 27,0 %). В профессиональной группе машинистов также наиболее часто диагностированы вегетативно-сенсорная полинейропатия (41,6 %), нейросенсорная тугоухость (37,5 %) и хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия (25 %).

Профессиональные заболевания бронхолегочной системы (бронхит, бронхиальная астма, пневмокониоз) выявлены у электросварщиков. Хроническая интоксикация нефтепродуктами установлена в 70–80-е годы у лаборантов, единичные случаи острых интоксикаций зарегистрированы у инженера, машиниста технологических насосов, оператора КРС [1].

Вдыхание паров или проглатывание еды или жидкости, отравленной нефтью и горючим, вызывает репродуктивные заболевания, как нерегулярные циклы кровотечения, выкидыши, рождение мертвого плода, врожденные дефекты. Эти проблемы могут иметь ранние предупреждающие знаки, как боли в животе или нестандартные кровотечения.

Также регулярные контакты с нефтью и горючим вызывает рак. Дети, живущие возле нефтеочистительных заводов, более подвержены заболеванию раком крови (лейкемия), чем те, кто живет дальше. Люди, живущие на территории мест бурения нефти, больше подвержены развитию рака желудка, мочевого пузыря и легких, чем люди, живущие в других местах. Рабочие нефтеперерабатывающих заводов обладают большим риском заболевания раком ротовой полости, желудка, печени, поджелудочной железы, соединительной ткани, простаты, глаз, мозга, крови [4].

Уровень смертности населения трудоспособного возраста от несчастных случаев, отравлений и травм, в т. ч. производственно обусловленных, в настоящее время почти в 2,5 раза превышает показатели в развитых странах и в 1,5 раза — в развивающихся. Смертность трудоспособного населения России превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза.

В Российской Федерации за последние 5 лет было зарегистрировано 44 033 случая профессиональных заболеваний (отравлений). Все рабочие находились в контакте с вредными производственными факторами от 5 и более 20 лет. Анализ стажевого состава позволяет отметить, что средний стаж возникновения профессионального заболевания у рабочих нефтедобывающей отрасли составил 22,3 года. Средний возраст на момент установления профессионального заболевания у нефтяников составил 45,4 года.

В 2007 году было зарегистрировано 7691 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, из них 1512 у женщин (19,7 %) (в 2006 г. — 7740 случаев, из них 1633 у женщин — 21,1 %). В 2008 году зарегистрировано 7487 случаев профессиональных заболеваний и отравлений, из них 1534 у женщин (20,4 %) [2].

Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что уровень профессиональной заболеваемости в нефтедобывающей отрасли, главным образом формируется за счет хронической патологии. В структуре профессиональной заболеваемости преобладает патология от воздействия физических факторов и функционального перенапряжения. По критерию частоты профессиональной заболеваемости профессией наибольшего риска являются: бурильщики, пом. бурильщика, операторы КРС, ПРС, машинисты.

Целенаправленные мероприятия по выявлению и профилактике профессиональных заболеваний, улучшение качества медицинского обслуживания нефтяников, раннее выявление лиц с начальными признаками и своевременное проведение превентивных и лечебно-реабилитационных мероприятий позволят достигнуть определенных положительных результатов улучшении состояния работников нефтедобывающей отрасли.

В структуре профессиональной заболеваемости работников нефтедобывающей отрасли наибольший удельный вес составляют болезни опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Профессией наибольшего риска развития профессиональной патологии являются: бурильщики, помощники бурильщика, операторы КРС, ПРС, машинисты. В профилактике профессиональной заболеваемости важное место занимает качество предварительных и периодических медицинских осмотров, что способствует раннему выявлению профессиональной патологии, своевременному лечению и медицинской реабилитации лиц с производственно-обусловленными и профессиональными заболеваниями [1].

Гимранова Г. Г., Бакиров А. Б. Особенности профессиональной заболеваемости работников нефтедобывающей отрасли. Нефть и здоровье. Уфа, 2009. Стр. 156–160. Онищенко Г. Г. Состояние условий труда и профессиональная заболеваемость работников в Российской Федерации. Нефть и здоровье. Уфа, 2009. Стр. 13–18. Стародубов В. И. Сохранение здоровья работающего населения — одна из важнейших задач здравоохранения //Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 1 С. 1–8. Нефть, заболевания и права Человека. Стр. 498–523.

Http://moluch. ru/archive/120/32977/

Экологическое состояние нашей планеты вызывает тревогу уже давно. Антропогенное воздействие на окружающую среду наносит её непоправимый вред, и одним из серьезных источников загрязнений природы является нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность.

Современной мировой экономике требуется колоссальное количество энергоносителей, основным из которых является нефть, и экология зачастую отодвигается на второй план. Современные объемы добываемых углеводородов и мощности перерабатывающих их предприятий выводят проблемы защиты окружающей среды на первый план.

Вредные воздействия, негативно влияющие на атмосферу, воду, почвенный покров, флору, фауну и самого человека, обусловлены высокой токсичностью добываемых углеводородов, а также разнообразными химическими веществами, которые используются в технологических операциях.

Они проявляются во время добычи нефти, её первичной подготовки и последующей транспортировки, а также в процессе хранения, переработки и практического использования получаемых продуктов.

Сырая нефть, нефтяные и буровые шламы, а также сточные воды, в которых сконцентрировано большое количество вредных химических соединений, попадают в водоемы и на прочие объекты окружающей среды при:

    бурении эксплуатационных скважин; аварийном фонтанировании нефтяных и газовых скважин; авариях средств транспорта; прорывах нефтепроводов; нарушении герметичности эксплуатационных трубных колонн; поломках применяемого оборудования; сбросе в водоемы промысловых сточных вод, не прошедших соответствующую очистку.

Помимо этого, в некоторых регионах нашей планеты существуют выходы нефти на поверхность, обусловленные естественными причинами. К примеру, Нефтяной мыс, расположенный на юге американского штата Калифорния, своим названием обязан как раз таким явлениям.

Подобные естественные выходы этого полезного ископаемого – обычное дело для Карибского бассейна, а также для Персидского и Мексиканского заливов. В России такие выходы наблюдались на некоторых месторождениях в Республике Коми.

Фонтаны, которые появляются во время нефте – и газодобычи, бывают газовыми, нефтяными и газонефтяными. Вне зависимости от типа фонтана, его наличие наносит колоссальный вред экологии близлежащих территорий.

Постоянно растущее мировое потребление углеводородов привело к значительному росту в последнее время размеров танкерного флота. Помимо количественного роста, наметилась тенденция к резкому увеличению вместимости каждого отдельного нефтеналивного судна.

С экономической точки зрения эксплуатация супертанкеров, разумеется, выгодна, однако такие суда обладают большой потенциальной опасностью серьезного загрязнения окружающей природной среды, поскольку в случае их аварий количество попадающих в мировой океан нефти и нефтепродуктов исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч тонн.

Кроме того, во многих случаях нефтепродукты попадают в воду вместе со сточными водами, которые на таких супер-кораблях применяются для балласта или в целях промывки их танков. Попадание загрязняющих веществ с нефтеналивных судов в моря возможно также во время выполнения погрузо-разгрузочных операций (например, в случаях переливов при погрузке), а также в случаях посадки судна на мель или при аварийных столкновениях.

Кроме того, серьезную опасность для экологии несут в себе трубопроводы.

Их строительство, особенно в северных регионах, оказывает значительное негативное влияние на сложившийся там микроклимат. Проходка траншей вносит локальные изменения в режим влагопитания растительного покрова, нарушается теплофизическое равновесие, происходит таяние вечномерзлых грунтов, гибнет очень чувствительный к любым механическим воздействиям хрупкий растительный покров.

Помимо этого, в процессе эксплуатации трубопроводных систем возможны утечки транспортируемой по ним нефти, природного газа, сточных вод, метанола и прочих вредных для экологии продуктов на тех участках трубопроводов, которые являются наиболее уязвимыми (например, в подводных проходах магистралей по дну рек и морей). Повреждения таких труднодоступных участков могут оставаться незамеченными в течение долгого времени, и наносимый длительными утечками углеводородов экологический ущерб становится катастрофическим. Специалисты подсчитали, что в среднем в случае одного прорыве нефтяного трубопровода в окружающую среду выливается около двух тонн нефти, что приводит в негодность одну тысячу квадратных метров земной поверхности.

В процессе бурения нефтяных и газовых скважин, а также в процессе их дальнейшей эксплуатации, загрязнения окружающей природной среды происходит практически непрерывно, и вызывается утечками добываемого сырья через неплотные фланцевые соединения запорной арматуры (при нарушении герметичности сальников), порывами трубопроводов, а также нефтяными разливами, происходящими в процессе опорожнения отстойников и сепараторов.

Большая часть промысловых сточных вод и добываемого нефтяного сырья скапливается и затем попадает в поверхностные в водоемы по следующим причинам:

    через неплотные сальниковые соединения; в процессе проведения ремонтных работ и бурении скважин; из переполненных мерных емкостей; в процессе очистки мерников; при разливах нефти во время спуска из резервуаров сточных вод; в результате переливов нефти через верхние части резервуаров и так далее.

Самые типичные утечки из резервуаров вызываются кoрpoзиeй их днищ, поэтому необходим постоянный автоматизированный контроль за уровнем содержимого в промысловых емкостях. Многие временные нефтехранилищ не полностью исключают возникновение процессов испарения хранящихся в них продуктов.

Разливы нефти также нередко вызываются авария на установках по сбору нефти и газа, ликвидация которых не всегда происходит быстро и с должным качеством.

Наиболее опасные последствия для экологической системы вызывают загрязнения почвенного покрова, а также наземных и подземных пресных вод.

Они в основном загрязняются сырой нефтью, буровыми и нефтяными шламами и технологическими стоками.

Главными источниками загрязнений являются промысловые и буровые стоки. Их объем их во всех странах мира с развитой нефтедобычей растет быстрыми темпами и намного больше объема добываемого сырья.

Зачастую, отсутствие канализационной системы приводит к сбросу промысловых сточных вод непосредственно в ближайшие болота или водоемы, что приводит к серьезным их загрязнениям, которые достигают и подземных грунтовых вод.

    скважины, нефтяные резервуары, технологическое оборудование; нефтяные и газовые факелы, продувка и последующий выпуск газа, сжигание нефтяных разливов; эксплуатация двигателей внутреннего сгорания; загрязненная пыль, которая в теплое время года поднимается в атмосферу транспортными средствами; испарение легких углеводородных соединений.

Самыми распространенными загрязняющими атмосферу веществами, которые попадают в неё в процессе добычи, первичной подготовки, транспортировки и последующей переработке углеводородного сырья, а также во время практического сжигания готовых нефтепродуктов и газа, являются:

    углеводородные соединения; оксид азота; оксид серы; сероводород; взвеси механического характера.

Сероводород и сернистый газ являются основными загрязняющими выбросами при эксплуатации нефтяных промыслов, сырье на которых отличается высоким содержанием серы.

Очистке побережья Мексиканского залива от нефти, ликвидируя последствия аварии на платформе BP

    возникновении аварийного фонтанирования; испытаниях и пробных пусках скважин; испарениях из мерных емкостей и резервуаров временного хранения; порывах трубопроводов; очистке технологических ёмкостей.

Помимо перечисленных причин, загрязняющие вещества попадают в атмосферу из установок для комплексной нефтеподготовки (в процессе обезвоживания, стабилизации, обессоливания и при деэмульсации сырья), а также из очистных сооружений (из нефтеловушек, песколовок, прудов-отстойников, аэротенков и фильтров). Большое количество вредных углеводородов попадает в атмосферу из-за нарушения герметичности применяемого технологического оборудования.

Основной экологической проблемой в нашей стране является низкий уровень утилизации ПНГ (попутного нефтяного газа).

К примеру, для большинства западносибирских месторождений – менее 80-ти процентов. Сжигание огромного количества ПНГ до сих пор – основной источник экологического загрязнения в районах нефтяных промыслов. Попадание в атмосферу продуктов сгорания ПНГ несет в себе серьезную потенциальную угрозу нормальной работе организма человека на уровне физиологии.

Примерно треть всей получаемой мировой нефти характеризуется содержанием серы в количестве более одного процента от общего объема сырья. Другими словами, почти каждый третий факел, зажженный на всех мировых месторождениях, выбрасывает в окружающую среду такие вредные вещества, как сероводород, диоксид серы и меркаптаны.

При горении факелов в структуре атмосферных выбросов присутствуют следующие вещества:

Если в добываемом сырье высокая концентрация углеводородов ароматической группы, то горение факелов выбрасывает в атмосферу большие количества таких химических веществ, как бензол, толуол, фенол и ксилолы.

Эти вещества (особенно бензол, который имеет второй класс опасности) весьма токсичны. К примеру, бензольные пары в высокой концентрации наркотически воздействуют на человеческий организм, вредят нервной системе, раздражают кожные покровы и слизистые оболочки.

Тяжелые металлы, которые присутствуют в факельных выбросах – это ванадий и никель.

Например, вдыхание ванадиевой пыли, даже если самого металла в ней немного, вызывает раздражение и хрипы в легких, появляется кашель, боли в груди, першение в горле и насморк. В некоторых случаях может наступить удушье, кожа бледнеет, язык становится зеленым. Стоит сказать, что эти симптомы достаточно быстро пропадают после того, как человек перестает дышать вредным воздухом.

При попадании в атмосферу вредные вещества физико-химически преобразуются, а впоследствии либо рассеиваются, либо вымываются. Уровень загрязнённости атмосферы находится в прямой зависимости от того, произойдет ли перенос этих веществ на большое расстояние от их источника, либо их скопление останется локальным.

Главные источники оксидов серы, азота и углерода, а также сажи – это факельные системы, в которых сгорают вредные вещества в газообразном состоянии и виде паров, в случаях, когда они непригодны к практическому применению.

Серьезный вклад в негативные атмосферные выбросы вносят транспортные объекты и нефтехранилища. Основное загрязнение происходит в процессе испарения из резервуаров и при проведении операций слива/налива.

Российские предприятия нефтяной промышленности выбрасывают в атмосферу почти два миллиона тонн вредных веществ, в числе которых:

    углеводородных соединений – 48 процентов; оксидов углерода – 33 процента; сажа – 2 процента.

Предприятия газовой отрасли выбрасывают еще больше – от двух до трех миллионов тонн. Основные вредные вещества – сероводород и диоксиды азота и серы, метилмеркаптаны и так далее. Обезвреживается в уловителях только 10-20 процентов вредных веществ.

Основными значимыми факторами, которые влияют на распространение загрязнений, являются метеорологические:

    скорость и направление ветра; количество и временная длительность штилей; осадки; влажность воздуха; интенсивность ультрафиолетового излучения (солнечной радиации).

В целях поддержания давления в пласт закачивается больше одного миллиарда кубометров воды, в числе которых от 700 до 750 миллионов – пресной. При помощи искусственного заводнения в настоящее время добываю больше 86-ти процентов всего нефтяного сырья. При этом примерно 700 миллионов тонн пластовой воды выкачивается из природных коллекторов вместе с добываемой нефтью.

Одна единица объема пластовой воды, попавшая в поверхностный водоем, делает непригодной для употребления от 40-ка до 60-ти объемов чистой пресной воды.

Воду из открытых пресных водоемов используют для пластового заводнения потому, что эти водоемы легко доступны и не требуют сложной предварительной подготовки к их использованию.

Опасное загрязнение природной воды возникает не только при целенаправленном сбросе неочищенных стоков, но и при разливах и смывах токсичных веществ, которые при этом доходят до грунтовых вод и попадают в наземные естественные водоемы.

Источники водного загрязнения могут быть самыми разными. Рассмотрим их по основным технологическим процессам.

В процессе бурения скважин используется большое количество природных вод, результатом чего становится образование загрязненных сточных буровых свод.

Отработанный раствор необходимо утилизировать или захоронить. Без специальных мер по его обезвреживанию его попадание в окружающую среду недопустимо.

Самыми опасными с экологической точки зрения являются буровые сточные воды, поскольку их отличает высокая подвижность и сильная способность к аккумуляции загрязняющих веществ. Эти стоки могут заражать значительные площади водной и земной поверхности.

Зачистка и промывка резервуаров приводит к образованию вредных промывочных стоков.

Промышленные сточные воды попадают в окружающую среду из насосных станций, из котельных, лабораторий, гаражей и камер разлива, а также с технологических площадок как утечки, происходящие в технологическом оборудовании.

При заполнении танкеров и в процессе промывки их танков поле разгрузки образуются промывочные и балластные вредные стоки.

Такие виды локальных загрязнений почвенного покрова в основном образуются в результате нефтяных и нефтепродуктовых разливов, происходящих при порывах трубопроводов и утечках, происходящих через неплотные соединения используемого оборудования. Большие земные поверхности загрязняются в процессе открытого фонтанирования природного сырья.

При этом попавшая в почву нефть начинает проникать вертикально вглубь под действием гравитации, а также растекаться в стороны вследствие воздействия на ней капиллярных и поверхностных сил.

Скорость такого продвижения во многом зависит от следующих факторов:

    свойств конкретной нефтяной смеси; плотности и структуры грунтов; пропорционального соотношения между нефтью, водой и воздухом, которое образуется в многофазной двигающейся системе.

Основное влияние в этом случае оказывает тип конкретной нефти, характер загрязнения и количество попавшего на почву вредного вещества. Чем меньше нефти в многофазной системе, тем сложнее ей мигрировать в грунтах.

По мере продвижения нефти насыщенность ею грунта постоянно уменьшается (разумеется, если нет дополнительных её вбросов). Неподвижной эта углеводородная смесь становится при её концентрации в грунте на уровне 10-ти – 12-ти процентов. Этот показатель называется уровнем остаточного насыщения.

Также движение нефти останавливается при достижении ею грунтовых вод.

Капиллярные силы наиболее сильно воздействуют на такое движение в грунтах с высокой пористостью и проницаемостью. Другими словами, песчаные и гравийные виды грунтов благоприятны для нефтяной миграции нефти, а, к примеру, илистые и глинистые – нет. Если разлив произошел на твердых породах, движение нефти происходит, как правило, по имеющимся в них трещинам.

В заключении хочется сказать, что каким бы ни был источник нефтяного загрязнения, вред от него – колоссален. Экологические проблемы переработки нефти, а также нефтедобычи и транспортировки сырья и готовой продукции, в настоящее время актуальны, как никогда ранее. Поэтому в настоящее время необходимо уделить максимум внимания разработке и внедрению экологически безопасных добывающих и перерабатывающих технологий, а также применению максимально эффективных средств защиты окружающей нас среды.

Http://neftok. ru/raznoe/neft-i-ekologiya. html

5.9. ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (загрязнители нефтяного производства)

Почти все производственные объекты в нефтяной и газовой промышленности при соответствующих условиях загрязняют окружающую среду множеством опасных вредных веществ разной экологической значимости. Помимо собственных природных углеводородов, их спутники, продуктов переработки, в составе загрязнителей содержаться многочисленные реагенты, катализаторы, ПАВ, ингибиторы, щелочи, кислоты, вещества, образующиеся при горении, химическом превращении и т. д Рассмотрим основные из них.

Сырая нефть. Действие на организм паров сырой нефти непосредственно зависит от ее состава. Нефть, Бедная ароматическими углеводородами, по действию приближается к бензинам. Пары сырой нефти малотоксичны. Большее воздействие оказывает соприкосновение с жидкой нефтью кожи человека, вследствии чего могут возникать дерматиты и экземы.

Как загрязнители воды нефть и нефтепродукты представляют особую опасность для окружающей среды и ее обитателей. Покрывая тончайшей пленкой огромные участки водной поверхности, нефть нарушает кислородный, углекислотный и другие виды газового обмена в поверхностных слоях воды и пагубно воздействуют на планктон, морскую, речную, озерную фауну и флору.

К наиболее токсичным и быстродействующим относятся низкокипящие ароматические углеводороды. Даже при малых концентрациях они оказывают отравляющее воздействие на низшие формы жизни в водоемах и водостоках.

Опасность отравления нефтью возрастает с увеличением ее концентрации. Токсичность в водной среде проявляется при концентрации более 1 мг/м3. Даже незначительное содержание нефти (200 – 400 мг/м3) придает воде специфический запах.

Со временем концентрация нефти в воде под действием испарения наиболее летучих компонентов, растворения, фотохимического окисления, эмульгирования и биодеградации уменьшается. Окисленная нефть оседает на дно водоемов. Накопление нефти происходит и в цепи питание простейших и высокоорганизованных животных.

При разливе одной тонны нефти образуется сплошная пленка площадью 2,6 км2, а одной капли – соответственно около 0,25 м2.

Нефтяная пленка на воде может образовывать эмульсии типа «вода в нефти» и «нефть в воде». Эмульсия типа «вода в нефти»способна разрушаться или разлагаться под действием бактерий.

Высокомолекулярные соединения, смолы, асфальтены способствуют образованию стойкой эмульсии «нефть в воде».

Эмульсия типа «шоколадный мусс» практически не поддается бактериальному разрушению. Стойкие эмульсии содержат 30 – 40 мг/л нефти.

Нефть пагубно влияет на данные организмы (бентос). Даже незначительные концентрации нефти приводят к изменению состава крови и нарушению углеводородного обмена рыб. Нефть оказывает в данном случае периодическое действие, и некоторые рыбы не стремятся покинуть загрязненную воду. Содержание нефти в воде выше 100 мг/м3 придает рыбам специфический запах и привкус, который невозможно устранить при технологической обработке.

Токсичность нефти зависит от ее химического состава, в первую очередь от количества нафтеновых кислот. Окисление нафтеновых кислот в водной среде происходит очень медленно, что делает их опасными загрязнителями водоемов.

Наибольшей токсичностью обладает растворенная и эмульгированная в воде нефть. Концентрация ее выше 0.05 мг/л приводит к значительным нарушениям биологического равновесия водоемов, влияет на регенеративную и физиолого-биохимическую функцию организмов.

Пленочная нефть менее токсична, однако вызывает изменения обменных процессов между поверхностным слоем воды и воздушной средой, нарушает первичные биохимические процессы, происходящие в поверхностном слое воды, препятствует проникновению солнечных лучей в более глубокие слои и т. д

Запах нефти в воде ощущается уже при небольшом ее содержании, Пороговые концентрации 0,1-0,3 мг/л.

Окисление сероводорода в крови происходит очень быстро. До 99% сероводорода удаляется из организма в течении 3-5 мин Поэтому его обнаруживают в крови лишь в том случае, если скорость поступления H2S равна скорость окисления или превышает последнюю.

Сероводород – высоко токсичный яд. При концентрации свыше 1000 мг/м3 отравление наступает молниеносно; при концентрации 140-150 мг/м3 и действии в течении нескольких часов наблюдается раздражение слизистых оболочек. После перенесенного острого отравления очень часто выявляются заболевания пневмонией, отеком легких, менингитом и энцефалитом.

Привыкания к сероводороду не наступает. Наоборот, наблюдается повышение чувствительности: после перенесенных легких отравлений сероводородом новые становятся возможны при меньших концентрациях его в воздухе.

Сероводород при добыче и переработке нефти действует не изолированно, а в сочетании с различными углеводородами. При одновременном комбинированном воздействии веществ может измениться характер их токсического воздействия. Комбинированное действие может характеризоваться простым суммированием. Иногда суммарный эффект комбинированного действия смеси отдельных компонентов превосходит сумму действия этих компонентов в отдельности (потенцирование действия).

Производственно-хозяйственная деятельность оказывает значительное вредное влияние на окружающую природную среду. Но степень такого вредного влияния в значительной мере определяется особенностями региона – географическими, геологическими, гидрогеологическими, орографическими. Поэтому при подготовке технико–экономического обоснования в проектно-сметной документации и проектов организации работ необходимо рассматривать и учитывать особенности региона, оказывающие воздействие на природу, на экологическую обстановку в регионе. В экологической характеристике района должны найти освещение такие вопросы: общая характеристика района работ; земли и устойчивость геологической среды, почвы, поверхностные воды, атмосфера, растительный и животный мир региона; опасная экологическая ситуация в области традиционной хозяйственной деятельности коренного населения. Возможны также и другие вопросы, характерные для данного региона.

5.11. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

Опыт изучения опасных гидрометеорологических процессов при освоении нефтегазовых месторождений Западной Сибири и европейского Севера (особенно в зоне избыточного увлажнения) и эксплуатация инженерных сооружений вызывают такие негативные процессы, как образование верховодки, подтопление населенных пунктов, дорог, трубопроводов, увеличение водонасыщенности грунтов и потерю их прочности. В ландшафте эти процессы образуют мелководные водоемы и заболоченные участки, неравномерные осадки и просадки поверхности.

Широко развиты также процессы повышения уровня паводковых и грунтовых вод, особенно ярко проявляющиеся в понижении формах рельефа (на широких поймах, низких террасах, в микропонижениях на междуречьях, лайдах). Отмечается активизация проявления как естественного процесса болотообразования, так и вторичное заболачивание ранее осушенных территорий населенных пунктов. Такие случаи зафиксированы в Урае, Шайме, Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Тюмени и др Подъем уровня грунтовых вод приводит к увеличению пучинистости пылеватых и глинистых разностей, что в конечном счете вызывает дополнительные осадки фундаментов.

Http://www. newreferat. com/ref-9502-25.html

Природную среду загрязняют главным образом сырая нефть, топлива, масла, нефтяные битумы, сажа. Наиболее распространены первые две группы подвижных нефтепродуктов. Влияние сырой нефти на природные объекты определяется токсичностью ее основных компонентов.

В составе нефти всегда есть легкие фракции и тяжелые. К легким относятся фракции, представленные метановыми, циклическими (нафтеновые и ароматические) углеводородами. Наиболее токсичные из них — ароматические углеводороды (арены). Бензол оказывает наиболее быстрое влияние. С ПАУ связаны отдаленные последствия, включая канцерогенные. Опасны и сернистые соединения, присутствующие в нефти, особенно сероводород и меркаптаны.

Активное испарение легких фракций нефти происходит в степях и пустынях. Тяжелые фракции там подвергаются ускоренной минерализации. Результаты обследования загрязненных нефтью почв Азербайджана показали, что уже через год в почве сохранилось около 30 % остаточной нефти, более прочно связанной с почвенным материалом.

Негативные экологические процессы в нефтедобывающих районах связаны не только с влиянием компонентов нефти, но и с влиянием высокоминерализованных вод, сопутствующих нефти. По составу эти воды хлоридно-натриевые и хлоридно-кальциевые. Все воды высоко минерализованы. Выделяют рассолы (солей содержат более 100 г/л) и соленые воды (солей 10—50 г/л). В них присутствуют галогены (Cl, Br, I), а также В, Sr, Ва.

Еще одна группа веществ, поступление которых связано с газами и аэрозолями пиролитических процессов, источником которых являются факелы, запальные свечи. В число этих веществ входят различные углеводороды, включая 3,4 бенз(а)пирен, сажу, оксиды серы, азота, углерода, сероводород,

В воздух выбрасывается большое число веществ разных классов опасности.

Наиболее опасен из них 3,4 бенз(а)пирен. Повышение его содержания в окружающей среде влечет за собой тяжелые экологические последствия. Опасные для живых организмов количества 3,4 бенз(а)пирена присутствуют в почвах нефтедобывающих районах России в ранние сроки после загрязнения.

Нефть и нефтепродукты оказывают влияние на природные воды. Несмотря на низкую растворимость в воде, небольшого количества нефти достаточно, чтобы резко ухудшилось качество воды. Обычно нефтяные компоненты образуют с водой эмульсию, которую трудно разрушить. Чаще всего нефть плавает на поверхности воды в виде пленки, обволакивая взвешенные частицы, оседая с ними на дно. Поверхностные воды в районах нефтедобычи загрязнены минеральными солями, органическими загрязняющими веществами, в частности различными ПАУ.

Одновременно с загрязнением поверхностных вод меняется состав и почвенно-грунтовых вод. Содержание отдельных веществ может повышаться на 1—2 порядка. Основными солями в этих водах являются хлориды. Обнаруживаются и органические поллютанты, в том числе ПАУ.

Загрязнение может затрагивать (продолжительностью 3—4 года) пласты подземных вод питьевого назначения. Минерализация их под влиянием загрязнения может повышаться на 1—2 порядка. В ряде нефтедобывающих районов (Татарстан, Башкортостан) загрязнение подземных вод отмечается по всей глубине геологического разреза.

Любая из форм серы, находящейся в нефти (сероводород, сульфиды, меркаптаны, свободная сера), оказывает токсичное воздействие на живые организмы. С увеличением сернистости увеличивается опасность сероводородного заражения нефтезагрязненных почв с избыточным увлажнением (оглеенных, болотных, луговых).

Следствием загрязнения нефтью является деградация растительного покрова (Пиковский, 1993; Солнцева, 1998). Происходит замедление роста растений, хлороз, некроз, нарушение функции фотосинтеза и дыхания. Обволакивая корни растений, тяжелые нефти и нефтепродукты резко снижают поступление влаги, что приводит к гибели растения. Эти вещества малодоступны микроорганизмам, процесс их деструкции идет очень медленно, иногда десятки лет. Наблюдается недоразвитие растений вплоть до отсутствия генеративных органов.

Под влиянием углеводородов отмечается гибель неустойчивых видов растений. Вследствие этого происходит обеднение видового состава растительности, формирование ее специфических ассоциаций вдоль технических объектов, изменение нормального развития водных организмов. Отмечается олуговение, формирование болотной растительности, появление галофитных ассоциаций. Изменяется химический состав растений, в них происходит накопление органических (включая ПАУ) и неорганических загрязняющих веществ. Растения в результате погибают.

Происходят изменения в структуре биоценозов: в почвах изменяется состав почвенных обитателей, в водоемах обедняется видовой состав и численность ихтиофауны вплоть до полного замора рыб, в наземных экосистемах изменяется численность птиц и млекопитающих.

Http://www. activestudy. info/vliyanie-nefti-i-nefteproduktov-na-okruzhayushhuyu-sredu/

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. В начале XX века Россия занимала первое место по добычи нефти. В 1901 – 1913 гг. страна добывала приблизительно 11 млн. т нефти. Сильный спад произошел во время Гражданской войны. К 1928 году добыча нефти была снова доведена до 11,6 млн. т.

Деби́т – объём жидкости (воды, нефти) или газа, стабильно поступающий из некоторого естественного или искусственного источника в единицу времени.

Переработка нефти представляет собой многостадийный процесс по разделению нефти на фракции (первичная переработка) и изменению структуры молекул отдельных фракций (вторичная переработка).

Нефть – это горючая жидкость, представляющая собой сложную смесь из углеводородов. Различные типы нефти существенно различаются по химическим и физическим свойствам: в природе она представлена и в виде черного битумного асфальта, и в форме светлых летучих разновидностей. Вопреки устоявшемуся выражению «черное золото», нефть отличается многообразием цветов – она может быть черной, коричневой, вишневой, зеленой, янтарной, желтой. Ее запах тоже бывает совершенно разным – от приятного и даже душистого до отвратительно сернистого.

Сырую нефть из скважины практически не используют в чистом виде. Перед вами место, где ее преобразуют в необходимые человеку продукты, – нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Именно сюда сырье доставляется по трубопроводам, железной дороге или морскими танкерами, чтобы после переработки получить бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, парафин и сырье для нефтехимических производств.

Нефть, нагретую в змеевике до 320-390oС, подают в колонну в виде смеси горячей жидкости и пара. Там пары тяжелых, а потом легких фракций последовательно конденсируются и оседают на специальных тарелках – их может быть от 30 до 60. В результате получают прямогонный бензин (температура кипения 30-160oС), нафту, которую еще называют лигроином (105-160oС), керосин (160-230oС), газойль (230-400oС) и мазут, остающийся после отделения остальных фракций.

Наибольший объем вредных веществ образуется в ходе процессов каталитического крекинга. В состав выбросов входит около ста наименований веществ:

Основным источником загрязнения служат нефтеперерабатывающие заводы. Практически в каждой стране эти заводы выбрасывают в атмосферу неприемлемое по экологическим стандартам количество загрязняющих веществ.

Каталитический крекинг – термокаталитическая переработка нефтяных фракций с целью получения компонента высокооктанового бензина, легкого газойля и непредельных жирных газов.

Выбрасываемых нефтеперерабатывающими заводами в атмосферу, являются вредными для любого живого организма. Так у людей и животных они могут вызывать патологии дыхательной системы (астма, бронхит, асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях).

Выброс в атмосферный воздух оксидов азота, серы, а также соединений алканового ряда способствует формированию парникового эффекта, который в свою очередь приводит к изменению климатических условий на Земле.

Попадая в атмосферу, такие газы, как SO2, NO2 и CO2, при взаимодействии с водой образуют кислоты, которые впоследствии выпадают на поверхность земли в виде осадков (кислотных дождей), оказывая губительное

Компоненты выбросов вступают в реакции с озоном стратосферы, что приводит к его разрушению и формированию озоновых

Организмы планеты повергаются воздействию жесткого коротковолнового ультрафиолетового излучения, являющегося сильнейшим мутагеном.

Сточные воды нефтеперерабатывающих предприятий отводятся по двум системам канализации. Воды первой системы используются повторно. Воды второй попадают в естественные водоемы.

Экологические проблемы переработки нефти затрагивают и твердую оболочку Земли. Главным источником загрязнения служат отходы нефтеперерабатывающих заводов, которые содержат золу, адсорбенты, разнообразные осадки, пыль, смолу и другие твердые вещества, образующиеся непосредственно при переработке нефти, а также при очистке сточных вод и атмосферных выхлопов.

Http://prezi. com/zc7arxjrg1he/presentation/

В середине февраля на Московском НПЗ начался ввод в эксплуатацию оборудования для мониторинга вредных выбросов, которое позволит получить объективные данные о масштабе вредного влияния завода на окружающую среду.

После завершения приемочных испытаний информация с датчиков, установленных на территории предприятия, будет передаваться на сервер общегородской автоматизированной системы ГПБУ “Мос-экомониторинг”. О важности этого события рассказал руководитель “Мосэкомониторинга” Евгений Никитич: “Сейчас единственный документ, который нам дает какую-то информацию о составе и объеме выбросов – форма стат-отчетности 2-ТП (воздух). Эту форму заполняют сами предприятия на основании исследований, которые они самостоятельно проводят. Крайне редко предприятие само будет писать бумагу о том, что оно превысило норматив или осуществило несанкционированный выброс. Единственный способ получать объективную информацию – это оснащать предприятия автоматизированными системами контроля непрерывного действия”.

Установку автоматических датчиков, собирающих информацию о выбросах, можно только приветствовать, но это не позволит решить экологические проблемы города. Даже при самом тщательном контроле Московский НПЗ продолжит загрязнять воздух, потому что даже самые эффективные и прогрессивные технологические процессы переработки нефти сопровождаются образованием жидких и газообразных отходов, которые поступают в окружающую среду. Московский НПЗ ежегодно вкладывает большие средства в создание новых и улучшение имеющихся очистных сооружений, но справиться с фундаментальными особенностями технологии переработки нефти он не в состоянии.

Парадоксальным образом к увеличению нагрузки на окружающую среду приводит ужесточение экологических требований к моторному топливу. С 1 января текущего года Россия перешла на использование бензина и дизельного топлива класса Евро-4, а со следующего года запланирован переход на Евро-5. Для повышения качества выпускаемого топлива нефтеперерабатывающие заводы вынуждены строить новые технологические установки, обеспечивающие дополнительную очистку нефтепродуктов. При этом каждая дополнительная установка неизбежно увеличивает суммарный выброс загрязняющих веществ. В 2013 году Московский НПЗ ввел в эксплуатацию установки изомеризации легкой нафты, гидроочистки бензинов каталитического крекинга, короткоцикловой абсорбции и ряд другого оборудования. Это позволило значительно улучшить характеристики выпускаемой продукции, но по данным годового отчета объем вредных выбросов в 2013 году подскочил сразу на 52% – до 18,0 тыс. тонн при практически неизменном уровне переработки сырья. Данные за 2014 год еще не опубликованы, но учитывая, что за прошлый год были введены в эксплуатацию две новые установки – гидроочистки дизельного топлива и модификации битумов, есть основания полагать, что объем выбросов стал еще больше.

Нефтеперерабатывающие предприятия относятся к первому, самому высокому классу опасных производств. Очередное напоминание об этом 19 февраля пришло с завода компании ExxonMobil в Торрансе, штат Калифорния. В результате взрыва на установке каталитического крекинга над заводом поднялось грибовидное облако, из которого на город обрушился пепел, засыпавший территории в радиусе нескольких километров. “Это было похоже на землетрясение”, – приводят американские СМИ слова очевидцев аварии. “Все, что я слышал, это оглушительный хлопок. Я увидел дым и бегущих людей. Я, не раздумывая, побежал за остальными”, – рассказал Кори Милсэп, подрядчик на установку электрооборудования на НПЗ. Из-за присутствия в воздухе опасных веществ жителям Торранса было рекомендовано закрыть окна и воздержаться от выхода на улицу. То, что в результате аварии никто не погиб, можно считать фантастически удачным стечением обстоятельств.

Завод в Торрансе заметно меньше Московского НПЗ, кроме того, от ближайшего крупного города (Лос-Анджелеса) его отделяет около 30 км. К каким последствиям может привести авария на заводе, расположенном непосредственно в черте мегаполиса, страшно представить. “С Московским НПЗ может быть только один выход – это вывод его за территорию города Москвы. В 1938 году, когда строился завод, Капотня была далеко за пределами города, а сейчас жилые кварталы подходят вплотную к НПЗ. Жить в таких условиях для людей невозможно”, – считает Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации “Зеленый патруль”.

Вывод Московского НПЗ за территорию города, кроме решения экологических проблем, позволил бы предприятию значительно нарастить производство топлива. Как сообщается на сайте завода, сейчас он обеспечивает лишь 40% потребностей столичного региона. Москва нуждается в увеличении поставок качественного бензина и дизельного топлива, но из-за жестких экологических ограничений и нехватки территории для размещения нового оборудования завод не имеет возможности для наращивания объемов производства. Московскому НПЗ выделено всего 350 га, тогда как большинство других нефтеперерабатывающих заводов России имеют участки по 1000 – 1600 га. Например, Киришский НПЗ, являющийся основным поставщиком топлива в Санкт-Петербург, располагает территорией в 1586 га, что позволяет как разместить все необходимое производственное оборудование, так и создать вокруг предприятия достаточно большую санитарно-защитную зону.

Безусловно, перенос столь крупного промышленного предприятия – задача исключительной сложности, но сколько бы ни откладывалось это решение, в перспективе оно является неизбежным. Требования к качеству нефтепродуктов со временем будут только усиливаться, а значит, потребуется создание новых технологических установок для соответствия новым стандартам. Кроме того, нефть – это не только топливо, но и ценное сырье для производства моторных масел, строительных материалов, изделий из резины, пластиков и других товаров с высокой добавленной стоимостью. В пределах МКАД разместить технологический кластер для глубокой переработки нефти невозможно по ряду причин. К экологии добавляется транспортная проблема – ограниченная пропускная способность московских дорог не позволит значительно нарастить перевозку грузов. Мировой опыт показывает, что центры по переработке нефти и производству химической продукции могут эффективно развиваться только за пределами крупных городов.

Http://ecologygroup. msk. ru/monitoring-otsenit-vred-ot-moskovskogo-npz

В середине февраля на Московском НПЗ начался ввод в эксплуатацию оборудования для мониторинга вредных выбросов, которое позволит получить объективные данные о масштабе вредного влияния завода на окружающую среду.

После завершения приемочных испытаний информация с датчиков, установленных на территории предприятия, будет передаваться на сервер общегородской автоматизированной системы ГПБУ "Мос-экомониторинг". О важности этого события рассказал руководитель "Мосэкомониторинга" Евгений Никитич: "Сейчас единственный документ, который нам дает какую-то информацию о составе и объеме выбросов – форма стат-отчетности 2-ТП (воздух). Эту форму заполняют сами предприятия на основании исследований, которые они самостоятельно проводят. Крайне редко предприятие само будет писать бумагу о том, что оно превысило норматив или осуществило несанкционированный выброс. Единственный способ получать объективную информацию – это оснащать предприятия автоматизированными системами контроля непрерывного действия".

Установку автоматических датчиков, собирающих информацию о выбросах, можно только приветствовать, но это не позволит решить экологические проблемы города. Даже при самом тщательном контроле Московский НПЗ продолжит загрязнять воздух, потому что даже самые эффективные и прогрессивные технологические процессы переработки нефти сопровождаются образованием жидких и газообразных отходов, которые поступают в окружающую среду. Московский НПЗ ежегодно вкладывает большие средства в создание новых и улучшение имеющихся очистных сооружений, но справиться с фундаментальными особенностями технологии переработки нефти он не в состоянии.

Парадоксальным образом к увеличению нагрузки на окружающую среду приводит ужесточение экологических требований к моторному топливу. С 1 января текущего года Россия перешла на использование бензина и дизельного топлива класса Евро-4, а со следующего года запланирован переход на Евро-5. Для повышения качества выпускаемого топлива нефтеперерабатывающие заводы вынуждены строить новые технологические установки, обеспечивающие дополнительную очистку нефтепродуктов. При этом каждая дополнительная установка неизбежно увеличивает суммарный выброс загрязняющих веществ. В 2013 году Московский НПЗ ввел в эксплуатацию установки изомеризации легкой нафты, гидроочистки бензинов каталитического крекинга, короткоцикловой абсорбции и ряд другого оборудования. Это позволило значительно улучшить характеристики выпускаемой продукции, но по данным годового отчета объем вредных выбросов в 2013 году подскочил сразу на 52% – до 18,0 тыс. тонн при практически неизменном уровне переработки сырья. Данные за 2014 год еще не опубликованы, но учитывая, что за прошлый год были введены в эксплуатацию две новые установки – гидроочистки дизельного топлива и модификации битумов, есть основания полагать, что объем выбросов стал еще больше.

Нефтеперерабатывающие предприятия относятся к первому, самому высокому классу опасных производств. Очередное напоминание об этом 19 февраля пришло с завода компании ExxonMobil в Торрансе, штат Калифорния. В результате взрыва на установке каталитического крекинга над заводом поднялось грибовидное облако, из которого на город обрушился пепел, засыпавший территории в радиусе нескольких километров. "Это было похоже на землетрясение", – приводят американские СМИ слова очевидцев аварии. "Все, что я слышал, это оглушительный хлопок. Я увидел дым и бегущих людей. Я, не раздумывая, побежал за остальными", – рассказал Кори Милсэп, подрядчик на установку электрооборудования на НПЗ. Из-за присутствия в воздухе опасных веществ жителям Торранса было рекомендовано закрыть окна и воздержаться от выхода на улицу. То, что в результате аварии никто не погиб, можно считать фантастически удачным стечением обстоятельств.

Завод в Торрансе заметно меньше Московского НПЗ, кроме того, от ближайшего крупного города (Лос-Анджелеса) его отделяет около 30 км. К каким последствиям может привести авария на заводе, расположенном непосредственно в черте мегаполиса, страшно представить. "С Московским НПЗ может быть только один выход – это вывод его за территорию города Москвы. В 1938 году, когда строился завод, Капотня была далеко за пределами города, а сейчас жилые кварталы подходят вплотную к НПЗ. Жить в таких условиях для людей невозможно", – считает Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации "Зеленый патруль".

Вывод Московского НПЗ за территорию города, кроме решения экологических проблем, позволил бы предприятию значительно нарастить производство топлива. Как сообщается на сайте завода, сейчас он обеспечивает лишь 40% потребностей столичного региона. Москва нуждается в увеличении поставок качественного бензина и дизельного топлива, но из-за жестких экологических ограничений и нехватки территории для размещения нового оборудования завод не имеет возможности для наращивания объемов производства. Московскому НПЗ выделено всего 350 га, тогда как большинство других нефтеперерабатывающих заводов России имеют участки по 1000 – 1600 га. Например, Киришский НПЗ, являющийся основным поставщиком топлива в Санкт-Петербург, располагает территорией в 1586 га, что позволяет как разместить все необходимое производственное оборудование, так и создать вокруг предприятия достаточно большую санитарно-защитную зону.

Безусловно, перенос столь крупного промышленного предприятия – задача исключительной сложности, но сколько бы ни откладывалось это решение, в перспективе оно является неизбежным. Требования к качеству нефтепродуктов со временем будут только усиливаться, а значит, потребуется создание новых технологических установок для соответствия новым стандартам. Кроме того, нефть – это не только топливо, но и ценное сырье для производства моторных масел, строительных материалов, изделий из резины, пластиков и других товаров с высокой добавленной стоимостью. В пределах МКАД разместить технологический кластер для глубокой переработки нефти невозможно по ряду причин. К экологии добавляется транспортная проблема – ограниченная пропускная способность московских дорог не позволит значительно нарастить перевозку грузов. Мировой опыт показывает, что центры по переработке нефти и производству химической продукции могут эффективно развиваться только за пределами крупных городов.

Http://a. mospravda. ru/home/article/38692/

Поделиться ссылкой: