18 02 09 переработка нефти и газа

Область профессиональной деятельности выпускников: управление технологическими процессами переработки нефти, попутного, природного газов, газового конденсата, сланцев, угля и обслуживание магистральных трубопроводов.

— ведение технологического процесса на установках I и II категорий;

— предупреждение и устранение возникающих производственных инцидентов;

— выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Техник-технолог должен обладать Профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

— обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса;

— подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера;

— контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов;

— контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов;

— анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению;

— анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению;

— разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке;

— организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями;

— обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта;

— обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности;

— выявлять и устранять отклонения технологического процесса от заданного режима;

— останавливать и пускать единичное оборудование, блок (отделение) установки и установки в целом.

Перечень профессий рабочих, должностей, служащих рекомендованных к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена:

6. Дополнительные профессиональные платные образовательные программы колледжа, по окончании которых выдается удостоверение:

Предприятия топливно-энергетического комплекса стабильно работают как во времена кризиса, так и в годы процветания. Они имеют постоянную потребность в обновлении квалифицированных кадров.

Выпускники специальности имеют разные перспективы, в зависимости от желания и возможностей.

После окончания обучения в колледже молодые специалисты устраиваются на работу операторами 3-го и 4–го разрядов, затем совершенствуются, приобретают опыт профессиональной деятельности, сдают экзамены на повышение разряда (5-й, 6-й), становятся старшими операторами. При этом многие заочно получают высшее профессиональное образование. Другие поступают на очное обучение в ВУЗ.

Хочется пожелать высоких профессиональных достижений выпускникам, которые приумножают добрую славу нашей специальности!

Процесс трудоустройства начинается при прохождении производственной практики. Обычно выпускников приглашают предприятия, на которых они успели себя проявить. Специалисты по технологии переработки нефти и газа востребованы в основном в филиалах ПАО АНК «Башнефть», «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл», ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ» и т. д.

Учитывая динамику развития данных предприятий, вакансии есть всегда. Для трудоустройства достаточно пройти собеседование, предоставить свой диплом и дополнительные профессиональные образовательные программы.

Http://uecoll. ru/?page_id=21775

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

1. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю. Г. Сапронов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.

2. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности/Н. Г.Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак. С-Петербург – Москва – Краснодар. :Изд-во «Лань», 2010.-671 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов и др.; Под общей редакцией С. В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2008. — 423 с.

4. Глебова, Е. В. Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие для вузов/Е. В. Глебова. – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с.

1. Масленникова, И.С. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/И. С. Масленникова, О. Н.Еронько. – СПб: СПБГИЭУ, 2011. – 425 с.

1. Роик, В. Д. Профессиональный риск: оценка и управление/ В. Д. Роик. – М.: «Анкил», 2004 – 224 с.

2. Шувалов, Ю. В. Производственная безопасность: учебное пособие/ Ю. В. Шувалов, и др.- СПб: 2005. – 150 с.

3. Кирюшкин, А. А. Расчет размеров зон, ограниченных нижним концентрационным пределом распространения пламени газов и паров: методические указания / А. А. Кирюшкин, З. В. Капитоненко ; СПбГТИ(ТУ). – СПб. : 2001. – 29 с.

4. Золотарева, Н. Ю. Охрана труда: организация и управление: Учеб. пособие для вузов по напр. подготовки дипломир. спец. "Безопасность жизнедеятельности" / Н. Ю. Золотарева, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; Под ред. О. Н. Русака. – СПб. : Профессия, 2002. – 239 с.

5. Кирюшкин, А. А.Инженерные расчеты по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" : методические указания / А. А. Кирюшкин, З. В. Капитоненко, С. И. Петров ; СПбГТИ(ТУ). – СПб., 2004. – 48 с.

6. Вишняков, Я. Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец. – М. : Академия, 2007. – 298 с.

7. Каминский, С. Л. Основы рациональной защиты органов дыхания на производстве: учебное пособие для вузов по направлению 280100 "Безопасность жизнедеятельности" / С. Л. Каминский. – СПб. : Проспект науки, 2007. – 207 с.

8. Егоров, А. Ф. Управление безопасностью химических производств на основе новых информационных технологий : учебное пособие для вузов по направлению подготовки дипломированных специалистов 656500 "Безопасность жизнедеятельности" / А. Ф. Егоров, Т. В. Савицкая. – М.: Химия; М. : КолосС, 2006. – 416 с.

9. Глебова, Е. В. Производственная санитария и гигиена труда : учебное пособие для вузов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования в области техники и технологии / Е. В. Глебова. – М. : Высш. шк., 2007. – 381 с.

10. Калыгин, В. Г. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность, безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях: курс лекций: учебное пособие по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД), направлению 656500 "БЖД" (спец. 330100 – "БЖД в техносфере"; 330500 – "Безопасность технологических процессов и производств", 330600 – "Защита в ЧС") / В. Г. Калыгин, В. А. Бондарь, Р. Я. Дедеян; под общ. ред. В. Г. Калыгина. – М. : КолосС, 2008. – 520 с.

11. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. – 8-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 414 с.

12. Каминский, С. Л. Средства индивидуальной защиты в охране труда / С. Л. Каминский. – СПб. : Проспект науки, 2010. – 303 с.

13. Кулаков, В. А. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций [Текст] : учебное пособие / В. А. Кулаков ; СПбГТУ. – СПб. : Нестор, 1999. – 52 с.

14. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для бакалавров всех направлений подготовки в вузах России / С. В. Белов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт ; М. : Юрайт, 2011. – 680 с.

15. Трифонов, К. И. Физико-химические процессы в техносфере : учебник для вузов по спец. 5. "Безопасность жизнедеятельности в техносфере" направления "Безопасность жизнедеятельности" / К. И. Трифонов, В. А. Девисилов. – М. : Форум ; М. : ИНФРА-М, 2010. – 239 с.

16. Кукин, П. П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: учебное пособие для вузов по направлениям подготовки и спец. высшего и профессионального образования в области техники и технологии / П. П. Кукин, Н. Л. Пономарев, В. М. Попов, Н. И. Сердюк. – М. : Высш. шк., 2008. – 316 с.

17. Феоктистова, О. Г. Безопасность жизнедеятельности (медико-биологические основы): учебное пособие для вузов / О. Г. Феоктистова, Т. Г. Феоктистова, Е. В. Экзерцева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 312 с.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Http://poisk-ru. ru/s24968t9.html

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.09 Переработка нефти и газа.

Организация-разработчик: Нижневартовский нефтяной техникум – филиал Югорского государственного университета

Савельева Н. Н. – преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума – филиала Югорского государственного университета

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»

Программа учебной дисциплины может быть использована: в рамках цикла ОП укрупненной группы специальностей специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа» ; реализации программ дополнительного профессионального образования взрослого и незанятого населения; программ профильной подготовки обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

Применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов.

Основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов;

Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества;

Терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать Общими компетенциями , включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать Профессиональными компетенциями , включающими способность:

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса;

ПК 1.3. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.

ПК 2.1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.

ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.

ПК 3.1. Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению.

ПК 3.2. Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.

ПК 3.3. Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.

ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.

ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта.

ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 104 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 74 часов;

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Основы технических измерений: основные определения, средства измерений, виды и методы измерений, погрешность измерений.

Практическая работа № 1. Определение годности действительных размеров трубы

Линейные размеры, предельные размеры, предельные отклонения. Графическое изображение поля допуска.

Посадка с зазором. Решение задач. Посадка с натягом. Решение задач.

ЕСДП для гладких деталей и соединений. Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала.

Основные правила нормирования посадок. Работа с нормативной документацией.

Практическая работа № 3. Выбор посадок по заданным исходным данным.

Практическая работа № 4. Доклады студентов по разделу: Системы качества.

Практическая работа № 5. Доклады студентов по разделу: Системы качества

Практическая работа № 6. Разработка системы качества для нефтедобывающего предприятия.

Практическая работа № 7. Разработка системы качества для нефтехимического предприятия.

Практическая работа № 8. Разработка инструкции для рабочего места по системам качества ИСО 9000

Практическая работа № 9. Ознакомление со стандартом ИСО 9000 на нефтехимические предприятия

Практическая работа № 10. Разработка системы оценки управления персоналом по ИСО 9000.

Практическая работа № 11. Оценка РД на соответствие стандартам ИСО 9000.

Подготовка отчетов по практическим работам и докладов по разделу: Системы качества

Практическая работа № 12. Ознакомление с сертификатами качества на продукцию.

Практическая работа № 13. Составление процедуры обязательной сертификации на продукцию нефтехимического производства.

Основные цели и задачи стандартизации и сертификации.. Международная стандартизация

Применение международных и национальных стандартов на территории России.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета: 15 лабораторных столов, 30 стульев для сидения обучающихся; рабочее место преподавателя; доска; средства измерения, модели деталей.

Штангенинструмент: штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2, ШЦ-3; штангенглубиномер, штангенрейсмас, штангенугломер.

Микрометрический инструмент: микрометры гладкие 0-25, 25-50, 50-75 и др.; микромеры резьбовые и др.; микрометрический нутромер; микрометрический глубиномер.

Индикаторный инструмент: ИЧТ-10; индикаторные скобы; индикаторные нутромеры.

Технические средства обучения: персональный компьютер 1 ед., экран 1 ед., проектор мультимедийный 1 ед.

Ганевский Г. М., Гольдин И. И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении, М.: ПрофОбрИздат, 2009

Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии, М.; Издательство Юнити-дана, 2012

Марков Н. Н., Осипов В. В. Шабалина М. Б. Нормирование точности в машиностроении, М.

Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. – СПб.: Питер, 2002

Марков Н. Н., Ганевский Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация контрольно-измерительных инструментов и приборов. –М.:Машиностроение, 1993.

Белкин И. М. Средства линейно-угловых измерений. Справочник. –М.:Машиностроение, 1987.

Васильев А. С. Основы метрологии и технические измерения. –М.:Машиностроение, 1980.

Федеральный закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»

ГОСТ Р 1.0 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 (ИСО 9000 – 2000). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Требования.

Пр. 50.3.001. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аккредитации.

ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.

ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения с неуказанными допусками.

ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения.

ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.

ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.

Федеральный закон. Об основах технического регулирования в Российской Федерации.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Http://infourok. ru/rabochaya-programma-po-specialnosti-pererabotka-nefti-i-gaza-831883.html

3 Яйский нефтеперерабатывающий завод – филиал ЗАО «Нефте ХимСервис» Общество с ограниченной ответственностью «Нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс» Общество с ограниченной ответственностью «Анжерская нефтегазовая компания» Социальные партнеры ГБОУ СПО «АСПК»

4 Ресурсный центр ГБОУ СПО «АСПК» Дата создания: 01 сентября 2014 года

5 Темы программ повышения квалификации Технологические установки первичной переработки нефти в нефтегазовой отрасли (Оператор технологических установок) Ведение технологического процесса на установках l и ll категории (Оператор технологических установок) Подготовка оборудования и выполнение работ по приему, хранению, отпуску нефти и нефтепродуктов (Оператор товарный).

6 Разработка программ повышения квалификации ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Изучение нормативных документов Знакомство с макетами программ ДПО Изучение профессиональных стандартов ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Разработка программ Разработка средств оценивания результатов освоения программ

7 Нормативная база составления программ ДПО Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки от ). Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены от ДЛ-1/05 вл)

10 Разработка программ повышения квалификации ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Изучение нормативных документов Знакомство с макетами программ ДПО Изучение профессиональных стандартов ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Разработка программ Разработка средств оценивания результатов освоения программ

11 Формулирование цели программы Программа Профессиональный стандарт Цель: совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации: выполнение работ для контроля параметров хранения нефти и продуктов ее переработки, прием и отпуск нефти и нефтепродуктов; выполнение работ по обслуживанию и контролю оборудования товарного парка.

12 Планируемые результаты обучения Профессиональный стандарт Программа Слушатель должен знать: – назначение резервуаров; – правила отбора проб; – физико-химические свойства нефти, продуктов ее переработки; – технологию слива и налива Слушатель должен уметь: – производить замеры нефтепродуктов в резервуарах, цистернах; – отбирать пробы; – откачивать или спускать из емкостей и резервуаров воды и грязи; – взвешивать автоцистерны;

13 Содержание программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование разделов Всего, час. В том числе лекциии и практ. занят. 1Основы нефтепереработки. Краткая характеристика нефти, химический состав. Продукты переработки нефти Устройство и эксплуатация насосов (центробежных, винтовых, шестеренчатых, плунжерных, консольных, погружных), компрессоров (подготовка воздуха), вентиляторов (воздуходувки) Устройство и эксплуатация резервуаров 44- 4Устройство и эксплуатация автоцистерн, железнодорожных цистерн 642 5Технологические, магистральные трубопроводы, трубопроводы пара горячей воды, правила их эксплуатации 862 6Организация аналитического контроля (отбор проб, способы замера уровня, назначение катализатора). Цели и задачи аналитического контроля Прием, хранение, учет нефти и нефтепродуктов.422 8Основы автоматизации технологических процессов. Автоматизация применения схемы отработки ПАЗ 44- 9Охрана труда при работе Основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка. 22- Всего: Итоговая аттестация дифференцированный зачет (тестирование)

14 Содержание программы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Кол – во часов В том числе лекциии и практ занят 1. Основы нефтепереработки. Краткая характеристика нефти, химический состав. Продукты переработки нефти Нефть. Основные понятия Процессы нефтепереработки Продукты нефтепереработки Устройство и эксплуатация насосов (центробежных, винтовых, шестеренчатых, плунжерных, консольных, погружных), компрессоров (подготовка воздуха), вентиляторов (воздуходувки) Устройство, назначение и принцип работы центробежных, центробежных герметичных насосов Устройство, назначение и принцип работы винтовых, шестеренчатых насосов Устройство, назначение и принцип работы плунжерных, консольных и погружных насосов 211

15 Материально-технические условия реализации программы Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий Вид занятия Наименование оборудования, программного обеспечения 123 Аудиториялекциииикомпьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, презентации по темам, методические пособия Компьютерный класс практические занятия Виртуальные лабораторные работы, ЭП Сборник анимированных схем, ЭУП Устройство аппарата с рубашкой компьютеры – Mac-mini, интерактивная доска Interwrite, Hitachi FX77 проектор Hitachi, Epson коммуникатор Time capsule

Http://www. myshared. ru/slide/1282123/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.09 Переработка нефти и газа.

Организация-разработчик: Нижневартовский нефтяной техникум – филиал Югорского государственного университета

Савельева Н. Н. – преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума – филиала Югорского государственного университета

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»

Программа учебной дисциплины может быть использована: в рамках цикла ОП укрупненной группы специальностей специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»; реализации программ дополнительного профессионального образования взрослого и незанятого населения; программ профильной подготовки обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов; основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ формы подтверждения качества. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими способность:

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса;

ПК 1.3. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.

ПК 2.1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.

ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.

ПК 3.1. Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению.

ПК 3.2. Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.

ПК 3.3. Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.

ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.

ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта.

ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 104 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 74 часов;

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Основы технических измерений: основные определения, средства измерений, виды и методы измерений, погрешность измерений.

Практическая работа № 1. Определение годности действительных размеров трубы

Линейные размеры, предельные размеры, предельные отклонения. Графическое изображение поля допуска.

Посадка с зазором. Решение задач. Посадка с натягом. Решение задач.

ЕСДП для гладких деталей и соединений. Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала.

Основные правила нормирования посадок. Работа с нормативной документацией.

Практическая работа № 3. Выбор посадок по заданным исходным данным.

Практическая работа № 4. Доклады студентов по разделу: Системы качества.

Практическая работа № 5. Доклады студентов по разделу: Системы качества

Практическая работа № 6. Разработка системы качества для нефтедобывающего предприятия.

Http://edudocs. info/rabochaya-programma-po-specialnosti-180209-pererabotka-nefti-i-gaza. html

Костина Е. А.– заместитель директора по УМР, преподаватель высшей квалификационной категории,

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа очного отделения.

Организация выполнения и защиты выпускных квалификационных работ ГБПОУ КНТ им. Б. И.Корнилова по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа осуществляется в со­ответствии с приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 августа 2013 г. N 968 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и ФГОС СПО по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.

Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.

Видом государственной итоговой аттестации выпускников специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа является выпускная квалификационная работа в виде дипломного проекта (для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена).

Этот вид испытаний позволяет наиболее полно проверить освоенность выпускником профессиональных компетенций, готовность выпускника к выполнению видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО.

Объем времени, отводимого на выполнение выпускной к валификационной работы – 4 недели.

Объем времени, отводимого на защиту выпускной к валификационной работы – 2 недели.

Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта с обоснованием целесообразности его разработки.

Темы дипломных проектов, как правило, можно разделить на несколько групп:

Проекты установок переработки нефти и газа при повышенной производительности

В этих проектах студенты описывают технологическую схему установок, теоретические основы процесса, качество сырья, готовой продукции, аппаратуру, вспомогательные материалы, проводят автоматизацию основного аппарата, проводят расчеты возможности работы оборудования при повышенной производительности, рассматривают промышленную безопасность и охрану труда на установке, рассчитывают срок окупаемости проекта и снижение себестоимости продукции.

В этих проектах студенты изучают проблемы эксплуатации оборудования установки (блока), принимают решение о необходимости его модернизации и предлагают свой вариант в изменение строения и функционирования оборудования. Все изменения в проекте должны быть подтверждены расчетами, аналитическими выводами, таблицами сравнения и сроками окупаемости проекта. В этих проектах можно также рассмотреть снижение энергопотребления и загрязнения окружающей среды.

В этих проектах студенты изучают проблемы эксплуатации оборудования установки (блока), принимают решение о необходимости замены. Необходимость замены должна быть подтверждена расчетами, аналитическими выводами, таблицами сравнения и сроками окупаемости проекта. В этих проектах необходимо рассмотреть цель замены, вопросы совместимости нового оборудования с существующей технологической установкой, рассмотреть изменения в промышленной безопасности в следствие замены оборудования.

4) Проект внедрения нового оборудования (проект промышленного применения оборудования)

В этих проектах, как правило, рассматривается сложное оборудование, современные технологии глубокой переработки нефти и газа, новинки рынка и решается вопрос о возможности применения этого оборудования для конкретного технологического процесса с учетом особенностей среды и режима работы технологической установки. Рассматривается принцип действия и устройство нового оборудования. Необходимость внедрения подтверждается расчетами, аналитическими выводами, таблицами сравнения и сроками окупаемости проекта.

Результатом исследовательского проекта является в практику лабораторий точных, менее затратных расчетных методов определения химических веществ. Это позволяет оптимизировать затраты на проведение контроля качества готовой продукции и максимально автоматизировать существующие процессы. Результат исследования подтверждается расчетами, графиками, аналитическими выводами, таблицами сравнения и экономическими расчетами.

Дипломный проект – это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические навыки в реальных условиях в период прохождения преддипломной практики. При этом используются знания, полученные в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов.

Иметь чёткое построение и логическую последовательность в изложении материала;

Содержать убедительную аргументацию, достаточный иллюстративный материал;

Завершаться доказательными выводами и обоснованными рекомендациями.

В дипломном проекте студент должен показать умение работать с нормативными документами, справочными материалами, литературой и другими информационными источниками в области переработки нефти и газа.

Закрепление тем ВКР (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом директора ГБОУ СПО «Кстовский нефтяной техникум им. Б. И.Корнилова».

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

Разработка индивидуальных заданий (форма индивидуального задания представлена в Приложении А);

Консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;

Оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы и источников;

Подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

Выбор темы дипломного проекта должен начинаться с определения проблемной ситуации и общей формулировки проблемы, актуальной для предприятия, на котором студент проходит производственную и (или) преддипломную практику. Формулировка темы проекта должна быть согласована с руководителем преддипломной практики от предприятия и старшим дипломным консультантом специальности.

Студент должен собрать необходимую техническую, экономическую и нормативно-правовую документацию, относящуюся к теме дипломной работы.

Для работы над дипломным проектом студент дипломник должен изучить особенности технологического процесса, строение технологической установки и исследуемого оборудования, способы измерения технологических параметров на установке, современные технологии автоматизации, собрать аналитические сведения об используемом сырье, продуктах, энергоресурсах, стоимости оборудования.

Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 г. N 96 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;

ПБ 09-563-03 «Правила промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств» (утв. [link] Старший руководитель дипломного проектирования – преподаватель___________________________________ / ________________ /

1.1 Краткая характеристика проектируемого процесса и выбор схемы 7

1.5 Описание технологической схемы процесса. Нормы технологического режима 17

2.5.1 Расчет и выбор теплообменника 39 2.5.2 Расчёт и выбор насоса 42

[pic] 3.3.2 Расчет капитальных затрат, удельных капитальных вложений 49

Установки отной платы 272727272727272727272727272727272727272727272727272727272727272727272727272727272727272727

Http://docbaza. ru/naurok/tehnologiya/text-81479560.html

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.09. Переработка нефти и газа.

Савельева Наталия Николаевна – преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума – филиала Югорского государственного университета.

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

ПМ. 01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования

Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.09. Переработка нефти и газа в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Эксплуатация технологического оборудования и коммуникаций; ведение технологического процесса на установках I и П категории; предупреждение и устранение возникающих производственных инцидентов и освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.2.Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникации при ведении технологического процесса

ПК 1.3.Подготовить оборудование к проведению ремонтных работ различного характера

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована:

– в среднем профессиональном образовании по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа по очной и заочной формам обучения;

– в дополнительном профессиональном образовании профессиональной подготовки и переподготовки слушателей:

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

– подготовки к работе технологического оборудования и коммуникаций;

– выявления и устранения отклонений от режимов в работе оборудования;

– обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования при ведении технологического процесса;

– подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера;

– решать расчетные задачи с использованием информационных технологий;

– основные типы, конструктивные особенности и принцип работы оборудования для проведения технологического процесса на производственном объекте;

– конструкционные материалы и правила их выбора для изготовления оборудования и коммуникаций;

– выбор оборудования с учетом применяемых в технологической схеме процессов;

– основы технологических, тепловых, конструктивных и механических расчетов оборудования;

– методы осмотра оборудования, обнаружения дефектов и подготовки к ремонту;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 424 часов;

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ 01. Эксплуатация технологического оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса.

Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 – обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Требования к конструкционным материалам. Факторы, влияющие на выбор материала

Типы корпусов и понятие габаритности аппаратов. Расчет тонкостенных цилиндрических обечаек.

Расчет вертикальных аппаратов на ветровую и сейсмическую нагрузки

Толстостенные цилиндрические обечайки. Опоры горизонтальных и вертикальных аппаратов.

Укрепление отверстий в стенках аппаратов. Фланцевые соединения. Штуцера. Бобышки. Люки.

Классификация теплообменников. Тепловой расчет поверхностных теплообменников.

Кожухотрубчатые теплообменники. Расчет на прочность кожухотрубчатых теплообменников.

Назначение и принцип работы трубчатых печей. Основные показатели работы печей. Эксплуатация трубчатых печей.

Тепловой баланс печей. Конструкции и конструктивные элементы трубчатых печей

Доклады студентов по разделам: Теплообменные и холодильные аппараты.

Объемные насосы: классификация и основные схемы, принцип действия, область применения.

Закон движения поршня, графики подач, основные технические характеристики.

Динамические насосы: принцип действия, основные детали и узлы, рабочие характеристики.

Классификация массообменных процессов. Абсорбционная и ректификационная аппаратура

Тема 9. Резервуары и емкости для хранения нефти, газа и нефтепродуктов

Классификация оборудования для хранения нефти, газа и нефтепродуктов

Http://botana. cc/prepod/drugoe/oie9y6pp. html

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 240134 Переработка нефти и газа программы учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия».

3 Комплект контрольно-оценочных материалов для текущего контроля знаний по учебной дисциплине (типовые задания)

4 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине (типовые задания)

Комплект контрольно-оценочных средств (далее – КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в рамках ФГОС, освоивших программу учебной дисциплины Общая и неорганическая химия.

КОС включают контрольно-оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

В результате освоения учебной дисциплины Общая и неорганическая химия обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 240134 Переработка нефти и газа умениями и знаниями.

Давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов ; Использовать лабораторную посуду и оборудование; Находить молекулярную формулу вещества; Применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории; Применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; Проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; Составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; Составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов.

Гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей); Диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; Классификацию химических реакций и закономерности их проведения; Обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов; Общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; Окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; Основные понятия и законы химии; Основы электрохимии; Периодический закон и периодическую систему химических элементов, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; Тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения; Типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической,

Формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; Характерные химические свойства неорганических веществ различных

В результате освоения учебной дисциплины у обучающегося должны формироваться общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины у обучающегося должны формироваться профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.

2.1 В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций.

Таблица 1 – Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств для текущего контроля

Http://pandia. ru/text/80/456/66413.php

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению курсового проектирования «Технико-экономические расчеты затрат на производство продукции предприятием» для специальности 18.02.09 «Переработка нефти и газа»

По проведению курсового проектирования «Технико-экономические расчеты затрат на производство продукции

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

По проведению курсового проектирования «Технико-экономические расчеты затрат на производство продукции

В условиях формирования предприятиями нефтегазохимической отрасли программ, необходимо показать применение технико-экономических показателей, норм и нормативов, которые в современных условиях развития предприятия влияют на совершенствование методологии планирования.

Применяемые технико-экономические показатели, нормы и нормативы должны быть прогрессивными, то есть при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда и наиболее полно использовать производственные мощности.

В соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации в рамках многообразия типов собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм.

Согласно действующему законодательному акту, на примере ОАО «Саратовский НПЗ», необходимо отразить наиболее значимые признаки субъектов хозяйствования с указанием схемы организационно-правовой структуры ПАО «Саратовский НПЗ».

Организация производства представляет собой координацию деятельности людей во времени и пространстве и рациональное применение ими средств производства для выпуска продукции высокого качества, необходимого ассортимента при наименьших затратах.

Согласно комплексной характеристике особенностей организации и технического уровня промышленного производства, необходимо отразить три основных типа производства с выделением типа производства, свойственного ОАО «Саратовский НПЗ»

Каждое промышленное предприятие состоит из производственных подразделений. Производственные подразделения предприятия составляют его производственную структуру. Она предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

Поэтому необходимо показать схематично построение рациональной производственной структуры ОАО «Саратовский НПЗ» с выделением ее типа.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. Структура управления должна отражать цели и задачи предприятия, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним.

Поэтому необходимо показать структуру управления на примере ОАО «Саратовский НПЗ» с наличием связей между ее элементами.

Химические производства чаще всего носят непрерывный характер и это предопределяет специфические условия режима труда и отдыха на действующих предприятиях.

А, Б,В, Г – бригады, занятые в процессе производства, осуществляемого в цеху.

Этот график обеспечивает рациональное чередование смен, равномерность отдыха между сменами.

Сменооборот составляет 16 дней, из них 4 дня выходных. Количество выходных дней в году составляет:

Для определения численности рабочих, а также при расчете оплаты труда необходимо определить годовой баланс рабочего времени, поэтому предварительно определяется максимально возможный (номинальный) фонд рабочего времени.

Эффективный фонд рабочего времени определяется как разность между номинальным фондом времени и невыходами на работу в связи с отпуском, учебными отпусками и по другим причинам.

Принимаем в среднем на одного рабочего, занятого в процессе производства:

    очередной календарный отпуск – 36 дней; отсутствие на работе по болезни – 5 дней; дополнительный отпуск за вредные условия труда – 12 дней;

Сумма часов невыхода на работу = 36+5+12= 53 дня или 53 • 8 часов = 424 часа

Таблица 2.2.1Годовой баланс рабочего времени для сменного персонала

Расчет численности основных рабочих, вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала производится в зависимости от предусмотренных нормативов на предприятии по обслуживанию процесса производства.

Таблица 2.3.1Расчет численности основных производственных рабочих

Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В рыночных условиях на действующих предприятиях меняется подход к распределению по труду. За основу равной оплаты за равную работу берутся не затраты – количество часов рабочего времени и уровень квалификации, а результаты труда – признание продукта труда в качестве товара рынком. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач в этих условиях – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

В процессе деятельности предприятия всем основным рабочим осуществляется за выполненный объем произведенной продукции оплата труда, которая рассчитывается следующим образом:

К ночн — коэффициент доплат к тарифной ставке за каждый час ночной работы ( К ночн = 0,4).

Суммарное число ночных часов, подлежащих отработке рабочими, определяется по формуле:

П н. с. – число ночных смен за год на одного среднесписочного рабочего; Ч н. с. – продолжительность ночной смены (час).

Таблица 2.4.1Расчет годового фонда зарплаты основных производственных рабочих

Процесс производства разнообразного ассортимента продукции на предприятии осуществляется при участии основных и вспомогательных рабочих. Вспомогательные рабочие, занятые в процессе производства оказывают эффективное влияние на ритмичность производства, что в свою очередь их действие существенно влияет на производство.

Таблица 2.5.1 Расчет годового фонда заработной платы вспомогательных рабочих

В процессе производства непосредственное участие согласно действующей технологии принимают инженерно-технические работники, служащие и младший обслуживающий персонал. Их участие в процессе производства стимулирует работу основных и вспомогательных рабочих, что соответствует заданному ритму осуществления выполнения программы производства. Фонд заработной платы ИТР, служащих и МОП определяется на основании штатной численности этих категорий работающих и их должностных окладов.

Полный годовой фонд заработной платы ИТР, служащих и МОПопределяется по формуле:

Таблица 2.6.1Расчёт годового фонда заработной платы ИТР, служащих и МОП

Капитальные вложения – это затраты, связанные с обновлением основных и приростом оборотных фондов. В химической промышленности повышение эффективности капитальных вложений связано с тем, что получение готового продукта осуществляется с применением большой доли рабочих машин и оборудования в общей стоимости основных фондов отрасли. Для химической промышленности характерна концентрация производства, которая сказывается главным образом на цеховом уровне на фондоёмкости, трудоемкости и материалоемкости. Поэтому общие капиталовложения рассчитываются по формуле:

Оборудование в основных производственных фондах составляет 60% в общей сумме капиталовложений:

Определяем стоимость зданий и сооружений, которая составляет35% в общей сумме капиталовложений:

Стоимость средств КИП и А составляет 5% вобщей сумме капиталовложений :

Амортизационные отчисления установки составляют 5% от стоимости зданий и сооружений:

Амортизационные отчисления оборудования составляют 12% от стоимости оборудования в основных фондах:

Амортизационные отчисления КИП и А составляют 10% от стоимости средств КИП и А:

Прибыль от производства и реализации готовой продукции рассчитывается по формуле:

С пол. – полная себестоимость производства и реализации готовой продукции (руб);

П пр – прибыль от производства и реализации готовой продукции (руб);

Определяется срок окупаемости технологического промышленного оборудования установки: .

С о. у – срок окупаемости технологического промышленного оборудования установки (лет);

П пр – прибыль, полученная от производства и реализации готовой продукции (руб).

Калькуляция представляет собой определенные размеры затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции или выполняемых работ, оказанных услуг по видам затрат (по статьям расходов). Калькулирование себестоимости изделий занимает главное место в смете расчета себестоимости. Объектом калькулированияявляется любой вид продукции (работ, услуг), который является готовым с точки зрения данного производства.

Таблица 2.8.1Калькуляция себестоимости получения готовой продукции

Норма расхода сырья и материалов на годовой объем производимой продукции

Содержание и текущий ремонт производственного оборудования и транспорта

Амортизационные отчисления по производственному оборудованию и транспорту

Всего расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта

Нормы расхода на сырье и материалы принимаются на основании установленных расходных норм действующей производственной программы предприятия.

Планово-закупочные цены на сырье и материалы рассчитываются по формуле:

Сумма затрат сырья на производство единицы продукции рассчитывается по формуле:

Количество сырья на годовой выпуск производства продукциирассчитывается по формуле::

Полуфабрикаты собственного производства оцениваются по себестоимости.

Тарифные коэффициенты по использованию электроэнергии приняты на основании решения правительства Саратовской области по отпуску электроэнергии для промышленных предприятий и организаций.

Основная зарплата всех производственных рабочих на единицу произведенной продукции составляет :

Страховые взносы составляют 22% отосновной и дополнительной заработной платы.

Отчисления на социальное страхование при производстве единицы продукции составляют:

О с. сед. пр. . – отчисления на социальное страхование на единицу продукции(руб);

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, транспорта включают:

Зарплату вспомогательных рабочих Страховые взносы 22% от суммы заработной платывспомогательных рабочих:

3. Содержание и текущий ремонт производственного оборудования составляет 5% от стоимости оборудования и транспорта:

4. Амортизационные отчисления на производственное оборудование и транспорт составляют 10% от стоимости производственного оборудования и транспорта:

А от – амортизационные отчисления попроизводственномуоборудованию и транспорту (руб)

Амортизационные отчисления по производственному оборудованию и транспорту на единицу произведенной продукции рассчитываются по формуле:

А от. ед. пр. – амортизационные отчисления по производственному оборудованию и транспорту на единицу произведенной продукции (руб)

А от – амортизационные отчисления по производственномуоборудованию и транспорту (руб);

Т р – текущий ремонт производственного оборудования и транспорта(руб);

А от – амортизационные отчисления по производственномуоборудованию и транспорту (руб).

, (2.32)

Всего по статье расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта:

И о т. – всего расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта (руб);

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта по производству единицы продукции. составляют:

И о т. – всего расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта на единицу продукции (руб);

И о т. – всего расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта (руб);

Для определения цеховых расходов составляется смета, которая включает в себя:

3.Амортизационные отчисления на здания и сооружения составляют10% от стоимости зданий и сооружений:

4.Затраты на текущий ремонт зданий и сооружений составляет 1%от стоимости зданий и сооружений:

5.Расходы по охране труда и техники безопасности составляют 10%от суммы зарплаты основных и вспомогательных рабочих, ИТР, служащих и МОП :

Цеховые расходы на единицу произведенной продукции рассчитываются по формуле:

И ц. ед. пр. – цеховые расходы на единицу произведенной продукции (руб);

3 осн. – основная оплата труда рабочих, занятых в процессе производства(руб);

З доп. – дополнительная плататрударабочих, занятых в процессе производства(руб);

Данная статья затрат включает в себя расходы по техническому обслуживанию и управлению организацией процесса производства, которые составляют 20% от стоимости переработки сырья и материалов. Затраты на переработку сырья и материалов в процессе производства определяются по формуле:

Расходы на управление и организацию процесса производства на предприятии рассчитываются по формуле:

И у. о. – расходы на управление и организацию процесса производства (руб)

Определяем общезаводские расходы на производство единицы продукции:

И о. р. – общезаводские расходы на производство единицы продукции (руб)

И у. о. – расходы на управление и организацию процесса производства (руб)

Производственная (общезаводская) себестоимость рассчитывается по формуле:

В данную статью затрат включены расходы, связанные с реализацией готовой продукции и отчислениями на проведение научно-исследовательских работ, величина которых составляет 1,5% от производственной себестоимости:

И н. р. – отчисления на проведение научно – исследовательских работ (руб).

Полная себестоимость на осуществление процесса производства на предприятии определяется по формуле:

Таблица 2.9.1Технико-экономические показатели производства продукции на предприятии

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. ОАО «Саратовский НПЗ», имеющее принятую организационно-правовую форму, является открытой экономической системой.

В рыночных условиях современное производствоОАО «Саратовский НПЗ» соответствует повышенным требованиям и сопровождается технико-экономическими расчетами затрат на производство продукции в соответствии с такими величинами, как себестоимость произведенной продукции, прибыль, рентабельность, уровень цен и срок окупаемости – все они приведены в курсовой работе и обоснованы. На основании этого появляется возможность показать эффективность производства продукции предприятия в рыночных условиях для потребителя на внутреннем и внешнем рынке сбыта.

Богаткин Ю. В., Швандар В. А. Экономическое управление бизнесом. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001 Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Дашков и К°, 2004 Горемыкин В. А., Нестерова Н. В. Стратегия развития предприятия.- М.:Дашков и К°, 2004 Ильенкова С. Д. Экономика и статистика фирм. –М.: Финансы и статистика,2003. Камаев В. Д. Экономика и бизнес. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993. Карташова В. Н., Приходько А. В. Экономика организации.- М.: Приор, 2005 Клименко В. А. Организация и планирование химического производства.-М.: Химия, 1999 Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной иинновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика,2009 Малышев Ю. М., Зимин А. Ф. Экономика, организация и планированиепроизводства на предприятиях нефтеперерабатывающейпромышленности. – М.: Химия, 2000 Прудников В. М., Скляренко В. К. Экономика предприятия. – М.: НИЦ ИНФРА – М., 2013 Романенко И. В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика,2009 Скамой Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельностипредприятия. – М.: ИНФРА – М, 2004 Смирницкий Е. К. Экономические показатели бизнеса. – М.: Экзамен,2002 ЧечевицинаЛ. Н. Экономика предприятия. –Ростов-на-Дону, Феникс,2010 Чистов Л. М. Сущность и методы измерения затрат, обуславливающихрезультат производства. – Л.: АФЭИ. 1999 Швандар В. А., Горфинкель В. Я. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ,2010

Задание на курсовую работу идет после титульного листа, затем – отзыв.

Курсовой проект составляет 20-25 листов на компьютере (шрифт – 14, междустрочный интервал – 1,5).

выполняется курсовая работа на бумаге размером А-4, отступы: сверху – 15мм, снизу – 20мм, слева – 30мм, справа – 10мм; отступ для абзаца – 127 мм

Листы нумеруются только арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию. Номер листа проставляется в верхнем правом углу без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер листа на нем не проставляется, он считается условно первым. На листе «содержание» ставится цифра «2».

Общая часть (расстояние между ними 2 раза по 1,5 (междустрочный интервал) или 15-17 мм.

Каждый раздел, пункт, подпункт и перечисления записываются с абзацного отступа.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты заголовок не имеют. Заголовки пишутся с прописной буквы без точки в конце.

Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовками и текстом 15мм; между заголовком, разделом, подразделом – 8мм.

Пояснения символов и элементов должны быть непосредственно под формулой, каждый символ с новой строки в той же последовательности, что и в формуле.

Первая строка пояснения идет со слов «где», ни каких знаков препинания после слова «где» не ставить.

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже формулы должны быть не менее одной свободной строки. Формула помещается по центру текста.

Диаграммы со шкалами и без шкал следует заканчивать стрелками, указывающими направление возрастания значений. В диаграммах со шкалами оси координат следует заканчивать стрелками за пределами шкал.

Таблица должна иметь тематический заголовок, который помещают над таблицей строчными буквами, первая буква – прописная.

Заголовки граф в таблице начинаются с прописной буквы, а подзаголовки – со строчных букв. Таблицу можно размещать вертикально и горизонтально. В конце заголовка и подзаголовка таблицы точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Иллюстрации нумеруются, сквозная нумерация. Например, рисунок 2.1.1 (2 раздел).

– книга; если авторов более трех, то их фамилии приводятся после заглавия книги, издательство, год издания;

– если авторов четыре, то перечисляются все; если пять и более – то пишется три фамилии и слово «другие»

– статьи; если авторов более трех, то пишется сначала заглавие статьи; если авторов более четырех, то приводится три фамилии с добавлением слова и «другие».

Http://nsportal. ru/npo-spo/khimicheskaya-i-biotekhnologii/library/2016/09/19/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 18.02.09 Переработка нефти и газа.

Организация-разработчик: Нижневартовский нефтяной техникум – филиал Югорского государственного университета

Савельева Н. Н. – преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума – филиала Югорского государственного университета

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»

Программа учебной дисциплины может быть использована: в рамках цикла ОП укрупненной группы специальностей специальности 18.02.09. «Переработка нефти и газа»; реализации программ дополнительного профессионального образования взрослого и незанятого населения; программ профильной подготовки обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

Применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов.

Основные положения систем общетехнических и организационно-методических стандартов;

Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации и документации систем качества;

Терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими способность:

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса;

ПК 1.3. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.

ПК 2.1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.

ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.

ПК 3.1. Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению.

ПК 3.2. Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.

ПК 3.3. Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.

ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.

ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта.

ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 104 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 74 часов;

Контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30

Подготовка сообщений «Стандартизация и сертификация» 11Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения

. Основные понятия о метрологии, стандартизации и сертификации. 2 Раздел 1. основы метрологии 48 Тема 1.1.

Основные понятия и определения метрологии 2 Основы технических измерений: основные определения, средства измерений, виды и методы измерений, погрешность измерений. 2 Лабораторная работа № 1.

Измерение деталей штангенинструментами. 2 Лабораторная работа № 2.

Измерение микрометрическим инструментом. 2 Практическая работа № 1. Определение годности действительных размеров трубы 2 Линейные размеры, предельные размеры, предельные отклонения. Графическое изображение поля допуска. 2 Посадка с зазором. Решение задач. Посадка с натягом. Решение задач. 2 Переходная посадка. Решение задач. 2 Практическая работа № 2. Определение вида посадок. 2 ЕСДП для гладких деталей и соединений. Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала. 2 Основные правила нормирования посадок. Работа с нормативной документацией. 2 Практическая работа № 3. Выбор посадок по заданным исходным данным. 2 Правовые основы метрологии. 2 Государственный метрологический контроль

Оформление практических работ. Подготовка к защите. 10 РАЗДЕЛ 2. Системы качества 26 Тема 2. 1.

Качество. Общие понятия. Показатели качества. 2 Система качества. Опыт управления качеством в разных странах. 2 Стадии жизненного цикла продукции. «Петля качества» 2 Стандарты ИСО 9000 2 Практическая работа № 4. Доклады студентов по разделу: Системы качества. 2 Практическая работа № 5. Доклады студентов по разделу: Системы качества 2 Порядок разработки системы качества 2 Практическая работа № 6. Разработка системы качества для нефтедобывающего предприятия. 2 Практическая работа № 7. Разработка системы качества для нефтехимического предприятия. 2 Практическая работа № 8. Разработка инструкции для рабочего места по системам качества ИСО 9000 2 Практическая работа № 9. Ознакомление со стандартом ИСО 9000 на нефтехимические предприятия 2 Практическая работа № 10. Разработка системы оценки управления персоналом по ИСО 9000. 2 Практическая работа № 11. Оценка РД на соответствие стандартам ИСО 9000. 2 Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка отчетов по практическим работам и докладов по разделу: Системы качества 10 РАЗДЕЛ 4. Основы стандартизации и сертификации 22 Тема 4.1.

Основные цели и принципы сертификации. 2 Обязательная и добровольная сертификация. 2 Практическая работа № 12. Ознакомление с сертификатами качества на продукцию. 2 Практическая работа № 13. Составление процедуры обязательной сертификации на продукцию нефтехимического производства. 2 Основные цели и задачи стандартизации и сертификации.. Международная стандартизация 2 Виды и методы стандартизации

2 Международное сотрудничество России в области стандартизации. 2 Практическая работа № 14. Изучение стандартных единиц. 2 Доклады студентов по теме: «Стандартизация и сертификация» 2 Доклады студентов по теме: «Стандартизация и сертификация» 2 Применение международных и национальных стандартов на территории России. 2 Сертификация систем обеспечения качества 2 Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов по разделу: Стандартизация и сертификация 10 Всего: 104 3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета: 15 лабораторных столов, 30 стульев для сидения обучающихся; рабочее место преподавателя; доска; средства измерения, модели деталей.

Штангенинструмент: штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2, ШЦ-3; штангенглубиномер, штангенрейсмас, штангенугломер.

Микрометрический инструмент: микрометры гладкие 0-25, 25-50, 50-75 и др.; микромеры резьбовые и др.; микрометрический нутромер; микрометрический глубиномер.

Индикаторный инструмент: ИЧТ-10; индикаторные скобы; индикаторные нутромеры.

Технические средства обучения: персональный компьютер 1 ед., экран 1 ед., проектор мультимедийный 1 ед.

Ганевский Г. М., Гольдин И. И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении, М.: ПрофОбрИздат, 2009

Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии, М.; Издательство Юнити-дана, 2012

Марков Н. Н., Осипов В. В. Шабалина М. Б. Нормирование точности в машиностроении, М.

Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. – СПб.: Питер, 2002

Марков Н. Н., Ганевский Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация контрольно-измерительных инструментов и приборов. –М.:Машиностроение, 1993.

Белкин И. М. Средства линейно-угловых измерений. Справочник. –М.:Машиностроение, 1987.

Васильев А. С. Основы метрологии и технические измерения. –М.:Машиностроение, 1980.

Федеральный закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации»

ГОСТ Р 1.0 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2 – 92. Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 (ИСО 9000 – 2000). Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Требования.

Пр. 50.3.001. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аккредитации.

ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.

ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

ГОСТ 25670-83. Основные нормы взаимозаменяемости. Предельные отклонения с неуказанными допусками.

ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения.

ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.

ГОСТ 2.308-79. ЕСКД. Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей.

Федеральный закон. Об основах технического регулирования в Российской Федерации.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Библиотека ресурсов по «Метрологии, стандартизации и сертификации» http://window. edu. ru/window/library? p_rubr=2.2.75.14

    WebUrokCom_62fd09016210b0

Http://weburok. com/2755065/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C/

Добавить комментарий