модернизация нпз в казахстане – cccp-online.ru

модернизация нпз в казахстане

В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг., утвержденной Указом Президента РК №874 от 01.08.2014 г., и Республиканской карты индустриализации на 2015-2019 гг., утвержденной постановлением Правительства РК №1418 от 31.12.2014 г. на всех трех нефтеперерабатывающих заводах РК реализуются инвестиционные проекты развития и модернизации.

Модернизация заводов позволит обеспечить выпуск моторных топлив классов К4, К5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза, а также значительно сократить выбросы вредных и загрязняющих веществ. В результате реконструкции и модернизации мощности заводов по переработке нефти составят 16,6 млн. тонн в год, появится возможность выпускать нефтехимические продукты (бензол и параксилол) и значительно увеличить выпуск светлых нефтепродуктов.

Также в целях внедрения оригинальных или рационализаторских идей в АО НК «КазМунайГаз» запущен проект «Банк идей». В рамках данного проекта сотрудники группы компаний КМГ по бизнес-направлению переработки нефти могут предложить свои идеи или технологии.

Атырауский нефтеперерабатывающий завод введен в эксплуатацию в 1945 году.

Мощность по переработке нефти составляет 4,9 млн.тн./год.

Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ» (КПА)

В рамках проекта завершено строительство установки каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и блоком извлечения бензола, а также технологического блока «Paramax BTX», лицензируемого французской компанией «Axens» (секция предфракционирования ксилолов, секция изомеризации ксилолов, секция трансалкилирования толуола, секция разделения рафината).

Мощность КПА: 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год. Установки комплекса также могут работать в режиме производства высокооктанового компонента автобензина.

Цели проекта:

  • Производство базовой продукции нефтехимии – бензола и параксилола;
  • Обеспечение выпуска моторных топлив класса К3 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза.

Подрядчики проекта: «Sinopec Engineering Group» (Китай), АО НГСК «КазСтройСервис» (Казахстан).

Текущее состояние:

2 октября 2015 г. получена опытно-промышленная партия параксилола.

4 декабря 2015 г. установка каталитического риформинга введена в эксплуатацию.

В настоящее время КПА работает по топливному варианту с увеличением выпуска высокооктановых автобензинов, из-за необходимости поставки автобензинов на внутренний рынок.

Строительство комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ (КГПН)

Комплекс КГПН предусматривает строительство 12 отдельных технологических установок. Основной установкой является установка каталитического крекинга, предназначенная для превращения (конверсии) остатков атмосферной перегонки, тяжелого газойля, вакуумного газойля и тяжелого газойля замедленного коксования в более ценные нефтепродукты, такие как сжиженный углеводородный газ, бензин и легкий газойль крекинга. Переработка малоценных остаточных нефтепродуктов позволит АНПЗ увеличить производство высокооктанового бензина, авиационного и дизельного топлив. Также в состав КГПН входят установки обессеривания СУГ, олигомеризации, гидроочистки нафты, бензина каталитического крекинга и газойля, производства водорода, изомеризации и др.

Цели проекта:

  • Увеличение мощности вторичных процессов и глубины переработки нефти;
  • Обеспечение выпуска моторных топлив классов К4, К5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза;
  • Повышение производительности завода по переработке сырой нефти до 5,5 млн. тонн в год.

Подрядчики проекта: Консорциум «Sinopec Engineering Group» (Китай) – «Marubeni Corporation» (Япония) – АО НГСК «КазСтройСервис» (Казахстан).

Текущее состояние:

Строительно-монтажные работы ведутся на 12 технологических установках и на 50 объектах общезаводского хозяйства. Поставлено 90% оборудования, ведутся бетонные работы, монтаж оборудования, металлоконструкций, инженерных сетей и трубопроводов.

Павлодарский нефтехимический завод является одним из крупнейших и современных по технологии нефтеперерабатывающих предприятий Казахстана.

Завод технологически ориентирован на переработку западносибирской нефти.

Мощность по переработке нефти составляет 5,1 млн.тн./год.

Проект «Модернизация ПНХЗ»

В рамках проекта будут построены новые установки изомеризации и сплиттера нафты, блок установок производства серы, объекты общезаводского хозяйства.

Также будет выполнена реконструкция существующих установок комплексов ЛК-6у и КТ-1.

Цель проекта:

  • Обеспечение выпуска моторных топлив экологического класса К4 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза.

Подрядчики проекта: Rominserv S.R.L. (Румыния), NFC (Китай).

Текущее состояние:

Завершена поставка технологического оборудования, ведутся бетонные работы, монтаж оборудования, металлоконструкций, инженерных сетей и трубопроводов.

Нефтеперерабатывающий завод ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» запущен в 1985 году и является одним из трех крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории Казахстана с мощностью 5,25 млн. тн./год.

Управление ПКОП осуществляется на паритетной основе Национальной компанией «КазМунайГаз» в лице АО «КазМунайГаз – ПМ» и Китайской Национальной Нефтяной Корпорацией CNPC. Перерабатываемое сырье – это, в основном, казахстанская нефть с месторождения Кумколь.

Проект «Модернизация и реконструкция Шымкентского НПЗ»

Цели проекта:

  • Обеспечение выпуска моторных топлив экологических классов К4, К5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза;
  • Увеличение производительности завода до 6 млн. тонн в год;
  • Увеличение глубины переработки нефти.

Генеральный подрядчик: China Petroleum Engineering & Construction Corporation (CPECC – дочерняя организация корпорации «CNPC», Китай).

Текущее состояние (по Этапу 1):

  • В 2015 году установка гидроочистки дизельного топлива и установка производства серы введены в эксплуатацию;
  • По установке изомеризации завершено размещение заказов на изготовление оборудования, ведется поставка и монтаж технологического оборудования, монтаж металлоконструкций и технологических трубопроводов.

Текущее состояние (по Этапу 2):

  • Ведется разработка рабочей документации, размещение заказов на оборудование и материалы; ведутся земляные работы, устройство фундаментов под оборудование.

Модернизация НПЗ Казахстана: конец «бензинового голода»?

Три нефтеперерабатывающих завода Казахстана – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский – не могут обеспечить растущую потребность страны в бензине и других светлых нефтепродуктах. Астана модернизирует существующие НПЗ и хочет построить еще один новый завод, что могло бы в перспективе обеспечить нефтепродуктовую самодостаточность Казахстана. Однако для российских производителей, в прошлом году поставивших в страну нефтепродуктов на более чем $1 млрд, такое развитие событий означает возможное сокращение крупного рынка сбыта.

По мере роста нефтедобычи в Казахстане неизбежно рассмотрение перспектив нефтепереработки – уязвимого места казахстанской энергетики. Традиционно Астана не покрывала всех потребностей в нефтепродуктах, и определенную часть ей приходилось импортировать из России (в последние годы этот показатель колебался вокруг 15%). Хотя модернизация трех действующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны на несколько лет приблизит ее к самообеспечиваемости, растущий по всем секторам спрос будет и впредь указывать на необходимость дополнительных мер для преодоления импортозависимости.

Нефтепереработка Казахстана во многом страдает от того, что страна на протяжении слишком длительного времени пользовалась плодами советского наследия – как и в России, развитость нефтеперерабатывающей отрасли оставляет желать лучшего. Если в РФ, благодаря объемным инвестициям в 2010-х гг. (хотя модернизация НПЗ все еще неудовлетворительна) глубина нефтепереработки достигла 81,5%, то в Казахстане она по-прежнему на уровне 70%. Это, однако, изменится к лучшему на протяжении 2018 г., по мере того, как будут усовершенствованы НПЗ в Павлодаре, Атырау и Шымкенте. Тогда, возможно, проблему «бензинового голода», регулярно возникающую ввиду недостаточности собственной выработки, жители Казахстана забудут навсегда.

Модернизация НПЗ Казахстана обусловлена сильным креном в сторону производства тяжелых нефтепродуктов – только на мазут, большую часть которого направляют ввиду избыточности на экспорт, приходится треть общего объема выработанных нефтепродуктов.

В то же время наблюдается хроническая нехватка легких фракций, таких как бензин или керосин, и северная часть Казахстана снабжается продуктами с Омского НПЗ «Газпром нефти».

Наибольший масштаб модернизации наблюдается на Атырауском НПЗ, построенном в далеком 1945 г. на базе оборудования, поставляемого Советскому Союзу из США по ленд-лизу, – с финансовой помощью казахстанских и японских инвесторов и использованием японско-китайских технологий для строительства комплекса по глубокой переработке нефти. Глубина нефтепереработки на нем будет доведена с текущих 63% до 78%. Примечательно, что при этом для Атырауского НПЗ индекс Нельсона, используемый в энергетике для оценки уровня вторичной мощности переработки, вырастет с 4 до 11.

Наименее амбициозные преобразования имеют место на Павлодарском НПЗ, самом современном крупном нефтеперерабатывающем заводе в Казахстане, где упор делается скорее на повышение качества продукции (например, строительство установки изомеризации для соответствия качественным стандартам К4/ЕВРО-4), а не расширение мощностей переработки. Таким образом, к концу 2018 г. мощности переработки Павлодарского, Атырауского и Шымкентского НПЗ достигнут 5 млн, 5,5 млн и 6 млн т соответственно, в то время как глубина нефтепереработки на них возрастет до 82%, 78,5% и 78%.

На деле модернизация казахстанских НПЗ приведет к росту производства дефицитного бензина и дизельного топлива. Если в 2017 г. производство бензина в Казахстане составляло 3,072 млн т (включая и авиационное топливо), то уже к началу следующего десятилетия выработка превысит 4 млн т в год. Аналогичным образом производство дизельного топлива, находящееся на уровне 4,4 млн т, вырастет до 6 млн т в течение 2-3 лет после завершения процесса модернизации НПЗ. Это, безусловно, снизит риски дефицита топлива (последний серьезный случай был в сентябре-октябре 2017 г.), однако лишь в среднесрочной перспективе.

Так как регулярно возникающий дефицит топлива несет в себе существенные политические риски, Астана в первую очередь заинтересована в скорейшем достижении нефтепродуктовой самодостаточности, вопросы возможного экспорта имеют второстепенный характер.

При этом ряд стран Центральной Азии также испытывает недостаток в светлых нефтепродуктах (наглядный пример – Кыргызстан), и они могли бы стать привлекательным рынком сбыта для казахстанских компаний. Именно для воспрепятствования экспорту светлых нефтепродуктов власти Казахстана ввели на них запретительно высокие экспортные пошлины.

Власти Казахстана осознают, что модернизация НПЗ может быть лишь временным решением – долгосрочной заявкой должно стать строительство еще одного, четвертого нефтеперерабатывающего завода. Предпосылки для этого, безусловно, имеются – на фоне четырехкратного роста количества автомобилей в стране за последние 15 лет потребление нефтепродуктов возросло почти в 2,5 раза. Рост будет продолжаться и впредь, спрос на бензин и дизельное топливо будет в среднем увеличиваться на 2% в год. Исходя из этого, под эгидой министерства энергетики Казахстана организована специальная группа для изучения целесообразности строительства четвертого НПЗ в Казахстане.

По предварительным планам, четвертый НПЗ может быть построен в сотрудничестве с акционерами месторождения Карачаганак – Royal Dutch Shell, ENI, Chevron и «ЛУКОЙЛ». До какой степени инициатива Астаны будет поддержана акционерами (компании KPO), неясно, так как прежние сложности наложили свой отпечаток на их отношения. Власти Казахстана инициировали судебный арбитраж в отношении акционеров Карачаганака, ссылаясь на предоставление недействительной информации об их доходах и требуя $1,5 млрд в качестве компенсации. Предполагается, что строительство четвертого казахстанского НПЗ может включать в себя урегулирование спора и снятие всех претензий в отношении KPO со стороны властей. Имеется ли необходимое для этого доверие, пока непонятно.

В любом случае, с точки зрения Астаны, к строительству четвертого НПЗ следует приступить уже в следующем, 2019 году. Максимально скорое начало строительства оправданно, так как, по данным министерства энергетики Казахстана, уже к 2021-2023 гг. образуется дефицит бензина в стране, а дизельного топлива – еще раньше, между 2018-2023 гг.

Для российских производителей стремление Казахстана обеспечивать себя в полной мере нефтепродуктами – сокращение крупного рынка сбыта.

Виктор Катона, экономист, специалист по закупкам нефти MOL Group (Венгрия)

О результатах модернизации трех НПЗ рассказал глава Минэнерго РК

На заседании Правительства РК министр энергетики Канат Бозумбаев рассказал о модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов страны, передает Kazpravda.kz.

«В конце прошлого года был завершен проект модернизации Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Цель проекта достигнута, налажено производство топлива экологического класса К-4, К-5, выпуск высокооктанового бензина. Мощность завода позволяет перерабатывать западно-сибирскую нефть в объеме 5,5 миллиона тонн в год, а также казахстанскую нефть до 4,7 миллиона тонн в год. Вместе с тем в июне 2018 года налажено производство авиатоплива, получена декларация соответствия топлива реактивного топлива технического регламента Таможенного союза и присвоен ПИН-код на авиатопливо марки РТ», – отчитался Бозумбаев.

По его словам, по проекту реконструкции и модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода на текущий момент технические работы завершены и проводятся пусконаладочные работы.

«В рамках проведения пусковых операций по проекту осуществлен пуск 10 из 12 технологических установок с выпуском целевых продуктов, по оставшимся 2 двум установкам продолжаются пусковые операции, окончание запланировано в августе текущего года. Данные установки влияние на технологический цикл завода не оказывают. Завод перешел на производство моторного топлива класса К-4 и К-5. При этом производство мазута снизится, выпуск вакуумного газойля прекратился. После модернизации завода объем производства нефтепродукта составит: высокооктановых автобензинов до 4,4 тысячи тонн в сутки и дизельного топлива до 5,2 тысячи тонн в сутки», – продолжил он доклад.

По проекту реконструкции модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода в июне 2017 года завершена реализация первого этапа проекта, запущен блок очистки водорода, было налажено производство экологических топлив класса К-4, К-5, доля высокооктановых бензинов составляет порядка 100 процентов, сообщил Бозумбаев.

«Строительные работы по второму этапу завершены, в начале июля этого года поданы нефтепродукты на промывку системы и обкатку оборудования, ведутся пусконаладочные работы, 15 августа 2018 года планируется сырореакторный блок установки каталитического крекинга, до конца сентября 2018 года планируется ввод в эксплуатацию», – сказал он.

Он также доложил о возведении интегрированного газохимического комплекса. В июне текущего года начато строительство завода по производству полипропилена.

«На сегодня завершены биологические взыскания и ведутся работы по строительству заводской инфраструктуры. Начаты земляные сваленные работы под основные технологические установки завода, то есть блока готовой продукции. До конца текущего года планируется осуществить забивку свая под технологические установки в количестве 5 тысяч штук, выполнить 85 процентов детального проектирования и разместить заказы на основное технологическое оборудование длительного срока изготовления», – сообщил министр.

Он добавил, что в рамках второй фазы интегрированного газохимического комплекса по проекту производства полипропилена создана проектная компания.

Китайская государственная энергетическая группа China National Petroleum Corp ( CNPC ) завершила модернизацию Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, сообщает Reuters .

Обновление НПЗ началось в июне прошлого года. Завод пополнился блоком изомеризации, который повышает качество топлива завода с Евро-2 до Евро-4 и 5.

Ранее сообщалось, что в начале августа CNPC начала испытания каталитической крекинг-установки мощностью 2 млн тонн в год на Шымкентском НПЗ.

Напомним, министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил ранее, что модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода будет завершена по плану, в конце сентября этого года.

«Строительные работы по второму этапу завершены, в начале июля этого года поданы нефтепродукты на промывку системы и обкатку оборудования, ведется пусконаладочные работы, 15 августа 2018 года (запущен – Къ) блок сырореакторный блок установки каталитического крекинга, до конца сентября 2018 года планируется ввод (завода после модернизации – Къ) в эксплуатацию», – сказал Бозумбаев на заседании правительства.

Он напомнил, что по проекту реконструкции модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода в июне 2017 года была завершена реализация первого этапа проекта: запущен блок очистки водорода, налажено производство экологических топлив класса К-4, К-5, при этом доля высокооктановых бензинов в производстве этого предприятия составляет теперь порядка 100 процентов.

Справка:

Шымкентский НПЗ — это совместная предприятие АО «НК «КазМунайГаз» и CNPC . Свои доли в компании имеют «КазМунайГаз», «ПетроКазахстан» и CNPC .

В 2007 году НК «КазМунайГаз» косвенно стал владельцем 50% акций ПКОП, что обеспечивает паритетное владение и управление заводом на сегодняшний день.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий