Нефтеперерабатывающие заводы японии

В последние годы в японской нефтехимической промышленности началась серьезная реконструкция, вызванная снижением конкурентоспособности японских нефтехимикатов на внешних рынках. Из-за низкой степени использования мощностей пришлось закрыть относительно небольшие, технически отсталые установки. В настоящее время нефтехимическая отрасль Японии концентрируется в 11 крупных центрах (Йщккаити, Токуяма, Тиба, Итихара, Курасики, Касима, Мицусима, Оита, Ниихама, Кавасаки, Осака). Снизилось число производителей нефтехимической продукции, в основном за счет мелких. В частности в производстве полиолефинов число производителей снизилось с 14 до 7, поливинилхлорида – с 15 до 10, полистирола и стирольных пластиков – с 9 до 5. В японской нефтехимической промышленности усилилась интеграция с нефтяными компаниями, что проявилось в снижении удельного веса чисто химических компаний. Произошло слияние ряда компаний. В частности компаний Mitsui Chemical, Sumitomo Chemical и Maruzen Petrochemical образовали компанию Keiyo Ethylene. Компания Osaka Petrochemical перешла в полную собственность Mitsubishi Chemical. Слияние компаний было поддержано государством. В настоящее время наиболее значимыми японскими нефтехимическими компаниями являются Mitsubishi Chemical, Idemitsu Petrochemical, Tonen Chemical, Tosoh, Nippon Petrochemical, Shova Denko, Sumitomo Chemical, Mitsui Chemical, Ukishima Petrochemical. Имеется также большое число компаний, занятых производством отдельных продуктов. В частности, полипропилен производят 12 компаний, винилхлорид – 11, пропиленоксид -5, пропиленгликоль – 5, фенол и ацетон – 4, метилэтилкетон – 3, капролактам -4, этиленоксида и этиленгликоль – 5.

Сырьевая база японских нефтехимических комплексов, выросших как грибы после дождя во второй половине 60-х – середине 70-х годов, являются бензиновые фракции, которые получаются из японских НПЗ или импортируются из других стран. Крупнейшим центром нефтехимической промышленности в Японии является район Токийского залива, где расположены нефтехимические комплексы в гг. Кавасаки, Тиба, Касима. Комплекс в Кавасаки имеет несколько составных частей – комбинаты Nippon Steel. Переработку олефинов и ароматики осуществляет целый конгломерат фирм, контролируемый вышеназванными нефтяными концернами и нефтехимическими компаниями. Близким по составу производств является комплекс фирм Sumitomo, Maruzen, Mitsui Chemical в гг. Тиба, Итихара.

Комплекс в г. Йоккаити. Основу нефтехимического комплекса в г. Йоккаити составляют нефтехимические комбинаты фирм Mitsubishi Chemical, заводы синтетического каучука компании Nippon Gosey Gomi, полипропилена компании Dai Nippon, а также комбинат компании Tosoh.

Комплекс в г. Касима. Компания Mitsubishi Chemical владеет также нефтехимическим комплексом в г. Касима. Снабжение его сырьем осуществляется с НПЗ фирмы Kuodo Oil. Мощность этиленовой установки – 828 тыс. т/год. Ароматический блок имеет мощность по производству бензола – 843 тыс. т/год. Производится также бутадиен (120 тыс. т/год). На базе полупродуктов работают производства: полиэтилена, полипропилена, этиленоксида, стирола, изопропилбензола, фенола и ацетона, терефталевой кислоты.

Комплекс в г. Тиба включает в себя ряд базовых производств, а именно, этиленовые установки компаний Sumitomo Chemical Corp. (415 тыс. т/год), Idemitsu Petrochemical (374), Ukishima Petrochemical (612), Keiyo Ethylene (600).

На нефтехимическом комплексе компании Idemitsu Petrochemical большой удельный вес занимает продукция с высокой степенью обработки. В состав комплекса компаний Ukishima Petrochemical входит этиленовая установка и крупное производство параксилола.

В состав комплекса г. Тиба входит нефтехимический комбинат фирмы Mitsui Petrochemical, который включил этиленовую установку, производство ароматических углеводородов, этиленоксида и этиленгликоля, полиэтилена высокой и низкой плотности, полипропилена, фенола и ацетона. Еще до выбытия этиленовой установки сюда доставляли этилен танкерами с НХК фирмы Ukishima в г. Кавасаки. Однако после того, как эта компания в 1987 г. создала в г. Тиба крупное этиленовое производство, которое подпитывает нефтехимические и химические производства комплекса, снабжение этиленом осуществилось с других установок нефтехимического центра. Компания Mitsui Petrochemical подняла в 90-е годы долю высокофункциональной продукции с 22 до 50%.

Калмыцкий язык, иначе называемый языком ойратским и чжунгарским, вместе с языком добайкальских бурят принадлежит к западной группе наречий монгольского языка и наиболее сохранил в себе идиомы древнег.

На протяжении последних десяти лет демографическая ситуация в Козловском районе повторяет общероссийские тенденции и характеризуется продолжающейся естественной убылью населения, начавшейся с 90-х го.

Время Петровых преобразований и реформ отразились на развитии Боровска неоднозначно. Закрывались малочисленные монастыри и малоприходские церкви, отбирались монастырские земли и крестьяне становились.

Http://www. intoregions. ru/gols-809-1.html

Для написания, публикации и распространения пресс-релиза, а так же для создания нано-сайта компании Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Росси намерено обговорить правительство Японии при визите Владимира Путина в Токио.

До настоящего времени в России еще не существует ни одного НПЗ, которое контролировали бы иностранцы.

Ранее, было решено включить в повестку визита президента России в Японию и вопрос о прокладке газопровода Сахалин – Токио по дну Японского моря.

Первоначально, нефтеперерабатывающий завод планировали разместить в нашей префектуре, но позже – отказались от этой идеи. Ранее у нас работал такой завод, однако его восстановление будет сложнее и дороже, чем строительство нового НПЗ под Владивостоком. Для Ниигаты это будет тоже неплохим вариантом, так как импорт нефтепродуктов будет происходить через наш порт.

Также, в случае постройки завода (что планируется выполнить в среднесрочной перспективе), Японии возможно, будет необходимо договариваться с Россией о закупке российской нефти. О том, какая будет стоимость этой нефти, говорить еще преждевременно. Однако, вполне возможно, что цена на нее может быть на 50% выше, чем Россия продает нефть Китаю.

Прямой интерес данной префектуры к России определяется ее специализацией: это – одна из крупнейших префектур, которая производит около 60% всей продукции из природного газа и нефти. Объем добытой нефти на морских платформах в Ниигате, в 2013 году составил 2,6 млн. баррелей, при суммарной добыче в Японии – 4,3 млн. баррелей. Однако, этот показатель в 2013 году по сравнению с 2009 годом, уменьшился на 0,45 млн. баррелей. А в конце 90-х годов были закрыты все нефтеперерабатывающие заводы. Кроме того, имея центральное расположение в японском архипелаге Хонсю налажено прямое авиасообщение с Владивостоком, а весной этого года сообщили, что собираются также с Владивостоком наладить паромную переправу.

Валерий Кистанов – руководитель Центра японских исследованиай Института Дальнего Востока РАН:

Высокая цена, которую обещают японцы говорит о их страхе увеличения влияния Китая в этой сфере, и готовы пойти на многие шаги, для того, чтобы перенаправить ресурсные потоки на себя.

Алексей Белогорьев – руководитель эксперно-аналитического управления по ТЭК Института энергетических исследований:

Японии выгодно расположить НПЗ на территории России, даже за счет собственных ресурсов. Из-за экологических требований, построить новый НПЗ в Японии довольно сложно, поскольку перенаселение является одним из факторов препятствующих этому. Кроме того, закупка сырья возле места производства нефтепродуктов является очень выгодным решением.

Один из положительных моментов, говорящих о шагах сближения сотрудничества с Японией – опасение правительства в том, что несмотря на сближение России с Китаем существуют немало опасений в части высокой зависимости от поднебесной. Япония может быть реальным противовесом Китаю в этом регионе.

Валерий Кистанов: У Японии также существуют реальные опасения по поводу безопасности поставок углеводородов с Ближнего Востока, а это – 85% от общего объема. Япония – импортозависима от ресурсов, и поэтому, большая часть японских политиков и бизнесменов поддерживают шаги по сближению с нами, как с ближайшими поставщиками газа и нефти.

Акира Синора: У нас есть надежда, что визит Путина откроет нам перспективу строительства такого НПЗ. Одновременно с этим, правительство Японии готовит документы по соглашению на строительство трубопровода (между островом Хоккайдо и Сахалином).

Однако, визит Путина в Японию может быть перенесен на весну. 23 сентября в японских СМИ появилась информация (без официального подтверждения) о том, что американские власти попросили японцев отложить этот визит. В этот же день Япония дополнила санкции для России. По сути, ей приходиться «сидеть на двух стульях».

Мощность производства, размер инвестиций и конечный ассортимент продукции еще не определен. Это будет определяться интересами самих инвесторов, но ассортимент будет достаточно широким.

А. Белгорьев: Скорее всего, основным направлением будет переработка нефти в мазут для электростанций.

Авария на атомной станции «Фокусима-1» вынудило японцев начать отказываться от мирного атома и останавливать атомные реакторы электростанций, в результате чего появился недостаток электроэнергии.

Возможные инвестиции в строительство завода могут составлять порядка 3 млрд. долларов.

Как завил Синода, интерес в инвестициях в НПЗ проявляют три крупных компании в стране, занимающиеся нефтепереработкой: «Idemitsu Kosan Co.» (втораяпосле «Nippon»), «JX Nippon Oil & Energy Co.» и «Showa Shell Sekiyu Сo.».

Пресс-служба «ShowaShellSekiyuСo.» подтвердила, что у компании в Росси есть некоторые виды на несколько проектов, однако, они не касаются инвестиций в НПЗ Приморья, и разговоры об этом пока – преждевременны. Две другие компании также сообщили, что в их планах финансирование строительства нефтеперерабатывающего завода – не предусмотрено.

Http://topprnews. ru/articles/317

В последние годы в японской нефтехимической промышленности началась серьезная реконструкция, вызванная снижением конкурентоспособности японских нефтехимикатов на внешних рынках. Из-за низкой степени использования мощностей пришлось закрыть относительно небольшие, технически отсталые установки. В настоящее время нефтехимическая отрасль Японии концентрируется в 11 крупных центрах (Йщккаити, Токуяма, Тиба, Итихара, Курасики, Касима, Мицусима, Оита, Ниихама, Кавасаки, Осака). Снизилось число производителей нефтехимической продукции, в основном за счет мелких. В частности в производстве полиолефинов число производителей снизилось с 14 до 7, поливинилхлорида – с 15 до 10, полистирола и стирольных пластиков – с 9 до 5. В японской нефтехимической промышленности усилилась интеграция с нефтяными компаниями, что проявилось в снижении удельного веса чисто химических компаний. Произошло слияние ряда компаний. В частности компаний Mitsui Chemical, Sumitomo Chemical и Maruzen Petrochemical образовали компанию Keiyo Ethylene. Компания Osaka Petrochemical перешла в полную собственность Mitsubishi Chemical. Слияние компаний было поддержано государством. В настоящее время наиболее значимыми японскими нефтехимическими компаниями являются Mitsubishi Chemical, Idemitsu Petrochemical, Tonen Chemical, Tosoh, Nippon Petrochemical, Shova Denko, Sumitomo Chemical, Mitsui Chemical, Ukishima Petrochemical. Имеется также большое число компаний, занятых производством отдельных продуктов. В частности, полипропилен производят 12 компаний, винилхлорид – 11, пропиленоксид -5, пропиленгликоль – 5, фенол и ацетон – 4, метилэтилкетон – 3, капролактам -4, этиленоксида и этиленгликоль – 5.

Сырьевая база японских нефтехимических комплексов, выросших как грибы после дождя во второй половине 60-х – середине 70-х годов, являются бензиновые фракции, которые получаются из японских НПЗ или импортируются из других стран. Крупнейшим центром нефтехимической промышленности в Японии является район Токийского залива, где расположены нефтехимические комплексы в гг. Кавасаки, Тиба, Касима. Комплекс в Кавасаки имеет несколько составных частей – комбинаты Nippon Steel. Переработку олефинов и ароматики осуществляет целый конгломерат фирм, контролируемый вышеназванными нефтяными концернами и нефтехимическими компаниями. Близким по составу производств является комплекс фирм Sumitomo, Maruzen, Mitsui Chemical в гг. Тиба, Итихара.

Комплекс в г. Йоккаити. Основу нефтехимического комплекса в г. Йоккаити составляют нефтехимические комбинаты фирм Mitsubishi Chemical, заводы синтетического каучука компании Nippon Gosey Gomi, полипропилена компании Dai Nippon, а также комбинат компании Tosoh.

Комплекс в г. Касима. Компания Mitsubishi Chemical владеет также нефтехимическим комплексом в г. Касима. Снабжение его сырьем осуществляется с НПЗ фирмы Kuodo Oil. Мощность этиленовой установки – 828 тыс. т/год. Ароматический блок имеет мощность по производству бензола – 843 тыс. т/год. Производится также бутадиен (120 тыс. т/год). На базе полупродуктов работают производства: полиэтилена, полипропилена, этиленоксида, стирола, изопропилбензола, фенола и ацетона, терефталевой кислоты.

Комплекс в г. Тиба включает в себя ряд базовых производств, а именно, этиленовые установки компаний Sumitomo Chemical Corp. (415 тыс. т/год), Idemitsu Petrochemical (374), Ukishima Petrochemical (612), Keiyo Ethylene (600).

На нефтехимическом комплексе компании Idemitsu Petrochemical большой удельный вес занимает продукция с высокой степенью обработки. В состав комплекса компаний Ukishima Petrochemical входит этиленовая установка и крупное производство параксилола.

В состав комплекса г. Тиба входит нефтехимический комбинат фирмы Mitsui Petrochemical, который включил этиленовую установку, производство ароматических углеводородов, этиленоксида и этиленгликоля, полиэтилена высокой и низкой плотности, полипропилена, фенола и ацетона. Еще до выбытия этиленовой установки сюда доставляли этилен танкерами с НХК фирмы Ukishima в г. Кавасаки. Однако после того, как эта компания в 1987 г. создала в г. Тиба крупное этиленовое производство, которое подпитывает нефтехимические и химические производства комплекса, снабжение этиленом осуществилось с других установок нефтехимического центра. Компания Mitsui Petrochemical подняла в 90-е годы долю высокофункциональной продукции с 22 до 50%.

Комплекс в г. Огита. В этом комплексе хозяйничает фирма Sheva Denko, имеющая суммарные мощности по этилену 755тыс. т/год. Кроме того компания Sheva Denko создала в г. Оита производства стирола (250), полистирола (70), смол АБС(60), уксусной кислоты (150тыс. т/год). Там же имеется крупное производство параксилола. Комплекс в г. Оита постепенно становиться одним из крупнейших в Японии.

Японская вертикально интегрированная нефтяная компания. Штаб-квартира располагается в Токио. Компания входит в Fortune Global 500 (в 2009 году — 293 место)

Компания была создана в 1986 году путём слияния Daikyo Oil Co.,Ltd., Maruzen Oil Co., Ltd. и Cosmo Oil.

В 1987 году на АЗС компании начинается реализация высокооктанового бензина «Магнум 100».

В 1990 году создаются дочерние предприятия Cosmo Lubricants (Thailand) Co., Ltd. и Cosmic Oil Co., Ltd.

К 1996 году все 4 НПЗ компании были сертифицированы по стандарту ISO-9002.

В 2000 году Cosmo Oil и Nippon Mitsubishi Oil Corp. (сейчас Nippon Oil Corp.) создают Nippon Global Tanker Co., Ltd. для осуществления морских перевозок нефти. В том же году Cosmo Oil, Kansai Electric Power Co., Inc., Iwatani International Corporation и Ube Industries, Ltd. создают Sakai LNG K. K., компанию осуществляющую строительство и эксплуатацию СПГ-терминалов.

В 2002 году компания начинает использовать солнечные батареи для питания своих АЗС.

В 2004 году начинается коммерческая эксплуатация ветряной электростанции компании.

Чтобы уменьшить издержки при транспортировке нефти Cosmo Oil совместно с Nippon Oil создали совместное предприятие Nippon Global Tanker Co., Ltd., осуществляющее морские танкерные перевозки нефти.

Как и большинство японских нефтяных компаний, Cosmo Oil не покрывает полностью свои потребности собственной добычей. Сырая нефть в основном приобретается компанией на Ближнем Востоке. География поставок нефти для Cosmo Oil такова: ОАЭ (27,3%), Саудовская Аравия (26,3%), Катар (21,7%), Иран (9,9%), Кувейт (8,6%), Оман (5,1%), Другие (1,1%).

Http://studbooks. net/1829161/geografiya/neftehimicheskie_korporatsii_yaponii

На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что во время планируемого визита Владимира Путина в Токио одной из тем для обсуждения на высшем уровне станет Строительство японского нефтеперерабатывающего завода в российском Приморье. В случае, если строительство будет осуществлено, этот НПЗ, который предполагается возвести неподалёку от Владивостока, станет первым подобным предприятием в России, полностью контролируемым иностранцами.

Газета «Известия» со ссылкой на собственный информированный источник сообщила, что ранее возведение НПЗ планировалось в Японии, на территории префектуры Ниигата, однако потом решено было перенести строительство в Россию. Данный регион Японии известен тем, что там добывается большая часть японского газа и нефти, однако нефтеперерабатывающие предприятия в префектуре не функционируют с середины 1990-х годов. В то же время активность нефте-газодобычи в Ниигате сокращается, поэтому удовлетворять потребности региона в энергетике было решено за счёт российских энергоресурсов. Уже известно, что нефть для нового завода также будет закупаться у российских добывающих компаний.

Другим фактором, определяющим заинтересованность Японии в строительстве предприятия в России, является стремление составить конкуренцию Китаю в оказании экономического влияния на Приморье. Сообщается, что для того, чтобы успешно конкурировать с Поднебесной, японские инвесторы планируют предложить российским нефтедобытчикам более высокую закупочную цену на нефть для НПЗ.

Японская сторона не скрывает своих намерений вывозить из страны все произведённые на предприятии нефтепродукты. После кризиса, связанного с аварией на атомной электростанции в Фукусиме, Япония взяла курс на постепенное сокращение доли атомной энергетики в энергоснабжении страны, поэтому её потребности в традиционных видах топлива увеличиваются. Уже известно, что одной их других тем на встрече лидеров России и Японии станет строительство газопровода между островами Сахалин и Хоккайдо.

Аналитики оценивают возможный объём инвестиций в строительство завода в 3 млрд. долларов. Среди заинтересованных японских компаний называют JX Nippon Oil & Energy Co., Idemitsu Kosan Co. и Showa Shell Sekiyu Сo.

О том, какое влияние возможное строительство НПЗ окажет на российский рынок нефтепродуктов, а также о том, почему Япония решила строить завод на российской территории, корреспонденту «Деловых Новостей» рассказал Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”

Новость весьма неожиданная, причём с разных точек зрения. Во-первых, это может свидетельствовать о том, что несмотря на санкции, Япония видит перспективы экономического сотрудничества с Россией и готова его развивать. Во-вторых, это говорит о том, что и российские власти готовы дать разрешения на этот проект, и, возможно, что переговоры между нашими странами продвинулись уже довольно далеко. В-третьих, не исключено, что если этот проект будет реализован, то он может быть тиражирован и на территории страны появятся другие заводы по переработке углеводородов, принадлежащие иностранным компаниям.

Учитывая значительные потребности Японии в нефти и нефтепродуктах, а также информацию о проекте в СМИ, можно утверждать, что влияния на российский рынок нефтепродуктов этот завод не окажет, так как будет удовлетворять потребности японской экономики в нефтепродуктах. Собственно, и построить его планируется в относительной близости от одного из российских портов, чтобы можно было быстро транспортировать произведённое в страну Восходящего солнца. Возможно, что если завод будет расширяться и будет обеспечен сырьём, он может начать поставлять продукты на российский рынок, но такое изменение формата работы предприятия может потребовать разрешения российских властей.

Размещение НПЗ в России может быть выгодно Японии по нескольким причинам. Во-первых, нефть будет перерабатываться здесь и в Японию будут отправляться уже готовые нефтепродукты, которые можно сразу потреблять. Во-вторых, расходы на строительство и последующую эксплуатацию НПЗ в России могут быть ниже, чем в Японии. В-третьих, из-за высокого уровня сейсмоопасности строительство завода в Японии представляется весьма рискованным мероприятием, в первую очередь, из-за возможности экологической катастрофы. К тому же, из-за высокой плотности населения, в Японии вряд ли удастся найти достаточно места для строительства НПЗ и сопутствующей инфраструктуры без того, чтобы не побеспокоить население. Идея эта весьма интересна и теперь главное, чтобы страны подписали соответствующие документы и начали реализовывать проект.

Http://delonovosti. ru/business/2656-yaponiya-hochet-postroit-npz-v-primore. html

Основные показатели развития отрасли. Запасы нефти на территории Японии оцениваются лишь в 5,5 млн т, а объемы ежегодной добычи достигают 830 тыс. т. Ведется разработка 13 месторождений. Основным нефтедобывающим регионом страны является шельф Японского моря. К числу перспективных нефтеносных районов относится также шельф Восточно-Китайского моря. В предкризисном 2008 г. потребление нефти в Японии составляло 221,9 млн т (в 2009 г. – 197,6 млн т). С 1998 г. наблюдается ежегодное снижение объемов внутреннего потребления нефти, составившее на конец докризисного периода 12,5% (рис. 8). Снижение потребления нефти в Японии является следствием проводимой государственной политики уменьшения зависимости национальной экономики от нефти, призванной снизить ее долю в структуре внутреннего потребления первичной энергии до 40% к 2030 г. Япония является вторым крупнейшим импортером нефти в мире после США. В 2008 г. объем импорта сырой нефти Японией составил 197,5 млн т (в 2009 г. – 176,5). С 1998 г. импорт снижается по одной кривой с уменьшением потребления.

Рис. 8. Динамика потребления нефти в Японии, млн т/год. Источник: ИЭС По Данным BP Statistical Review of World Energy, June 2010

Основными поставщиками нефти в Японию являются Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран, суммарно обеспечивающие около 63% импорта – рис. 9. В число крупнейших поставщиков нефти в Японию также входят Катар (11,0%), Кувейт (8,3%), Россия (3,7%) и Индонезия (2,7%).

Рис. 9. Структура поставок нефти в Японию (по состоянию на 2008 г.) Источник: ИЭС по данным IEEJ, 2009

Состояние инфраструктуры нефтяной отрасли. Протяженность нефтепроводной сети Японии не превышает 170 км. Это связано с тем, что потребности страны в нефти на 99% обеспечиваются за счет импорта, осуществляемого морским транспортом, а основные НПЗ Японии расположены на побережье. Крупнейшими портами Японии по грузообороту нефти и нефтепродуктов являются Кавасаки, Тиба и Итихара.

Организационная структура отрасли. До 2001 г. доминирующие позиции в нефтяном секторе Японии занимала государственная компания Japan National Oil Corporation (JNOC), которая затем, в рамках проводимой государственной реформы, была разделена на несколько компаний по видам деятельности. В частности, из состава JNOC были выделены Japan Oil, Gas and Metals National Corporation, Inpex и Japex. Государственная компания Japan Oil, Gas and Metals National Corporation осуществляет управление стратегическим резервом нефти Японии, а также поддержку японских нефтяных компаний за рубежом. Inpex является крупнейшей нефтедобывающей компанией страны, а Japex специализируется на проведении геологоразведочных работ. В настоящее время крупнейшими компаниями в нефтяной отрасли Японии являются: Inpex, Japex, Idemitsu Kosan, Tonen General и Cosmo Oil. Важную роль в отрасли также играет Petroleum Association of Japan, объединяющий 18 нефтеперерабатывающих и нефтетрейдерских компаний. В нефтеперерабатывающей промышленности Японии также представлены иностранные компании, в т. ч. американская ExxonMobil, англо-голландская Shell, бразильская Petrobras. Особенности государственного регулирования и ценообразования в отрасли. В сфере государственной компетенции находится поддержание стратегических запасов нефти на случай возможных перебоев в поставках, осуществляемое посредством государственной компании Japan Oil, Gas and Metals National Corporation. В докризисный период годовой объем стратегических запасов составлял 45 млн т. Действует ряд институциональных ограничений на участие иностранных компаний в нефтеперерабатывающей промышленности Японии. Проводится политика топливозамещения, направленная на снижение потребления нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Нефтепереработка. К началу экономического кризиса суммарная установленная мощность НПЗ Японии стабилизировалась на уровне 231,6 млн т в год (в 2009 г. – 230,1 млн т), что составляет чуть более 5% от установленной мощности НПЗ мира (в 2000 г. – 6,1%). По данному показателю Япония занимает 4-е место в мире, уступая США, Китаю и России. В 2000-е гг. показатель установленной мощности НПЗ практически не изменялся – рис. 10.

Рис. 10. Изменение установленной мощности НПЗ Японии, млн т/год. Источник: ИЭС По Данным BP Statistical Review of World Energy, June 2010

В 2008 г. производство нефтепродуктов в Японии составило 196,5 млн т (в 2009 г. – 180,6 млн т). По данному показателю Япония занимает также 3-е место в мире, уступая только США и Китаю, и обеспечивая 4,9% мирового производства (в 2000 г. – 6,1%). Начиная с 2006 г. отмечается тенденция ежегодного падания производства, усилившаяся в период экономического кризиса, когда выработка нефтепродуктов упала до уровня 1991 г. (рис. 11). Исторический пик производства пришелся на 1997 год.

Рис. 11. Производство нефтепродуктов в Японии, млн т/год. Источник: ИЭС По Данным BP Statistical Review of World Energy, June 2010

Япония импортирует значительный объем нефтепродуктов (импорт нефтепродуктов в Японию был разрешен только в середине 1990-х гг.). В 2008 г. импортные поставки нефтепродуктов в страну составили 46,5 млн т (в 2009 г. – 46,0 млн т) или 23,6% от внутреннего производства (в 2009 г. – 25,5%). По сравнению с 1998 г., объемы импорта сократились на 9% (рис. 12). В течение последнего десятилетия локальный пик импорта нефтепродктов пришелся на 2006 г., когда в Японию было поставлено 69 млн т нефтепродуктов. Основной объем импорта приходится на нафту (свыше 45%) и ШФЛУ (около 35%).

Рис. 12. Импорт нефтепродуктов в Японию, млн т/год. Источник: ИЭС По Данным OPEC Annual Statistical Bulletin, 2001-2010

Стремительно возрастают объемы экспорта нефтепродуктов из Японии: в 2008 г. они достигли 20,2 млн т (в 2009 г. – 19,5 млн т), что в 4,5 раза выше уровня 2000 г. (рис. 13). Причинами быстрого роста экспорта являются наличие избыточных нефтеперерабатывающих мощностей в Японии, снижающиеся объемы внутреннего потребления нефти и рост спроса на нефтепродукты в других странах АТР, прежде всего, в Китае. Основу экспорта составляют газойл (около 50%) и котельное топливо (более 20%).

Рис. 13. Экспорт нефтепродуктов из Японии, млн /год. Источник: ИЭС По Данным OPEC Annual Statistical Bulletin, 2001-2010

На территории Японии функционируют 31 НПЗ. Крупнейшими из них являются НПЗ в Негиши (мощностью 17,0 млн т/г) и Кавасаки (14,8 млн т/г) – табл. 1. Всего в Японии существует 6 НПЗ мощностью свыше 10 млн т/год. Крупнейшими нефтеперерабатывающими компаниями страны (по суммарной установленной мощности НПЗ) являются Nippon Oil — 58 млн т/год, Idemitsu Kosan — 30,4 млн т/год, TonenGeneral — 29,5 млн т/год и Cosmo Oil — 28,3 млн т/год – табл. 2. Согласно японскому законодательству, нефтеперерабатывающие компании обязаны иметь резерв нефтепродуктов в объеме, достаточном для 70 дней автономного потребления.

Http://studfiles. net/preview/3740199/page:3/

Корпорация JXTG Nippon Oil & Energy, производитель продукции ENEOS, – это безусловный лидер японской нефтяной индустрии.

История JXTG Nippon Oil & Energy начинается в 1888 году с основания первого в Японии нефтеперерабатывающего предприятия под названием Nippon Oil. В мае 2018 года Корпорация встретит свой 130-летний юбилей!

Сегодня на долю Корпорации приходится 51% рынка смазочных материалов Японии и крупнейшая сеть сервисных станций ENEOS, насчитывающая 13 648 АЗС.

Процесс производства продуктов ENEOS осуществляется на заводах JXTG Nippon Oil & Energy. 16 нефтеперерабатывающих заводов распределены по территории всей Японии. Нефтеперерабатывающие заводы JXTG Nippon Oil & Energy оснащены новейшими производственными и лабораторными установками, позволяющими производить продукты высочайшего качества, не имеющие аналогов не только в Японии, но и в мире.

Нефтепродукты ENEOS, произведенные по последним технологиям JXTG Nippon Oil & Energy, регулярно проходят строгую проверку качества в лабораториях Корпорации и только после этого отправляются к потребителям.

Более того, поскольку многие заводы JXTG Nippon Oil & Energy находятся в непосредственной близости от городов, Корпорация уделяет большое внимание стандартам экологичности и безопасности производства. 24 часа в сутки осуществляется мониторинг исправности работы всех установок, а также проверка уровня загрязнений, образующихся в процессе производственной деятельности предприятий, благодаря высоко интегрированной системе производства с применением передовых компьютерных технологий.

JXTG Nippon Oil & Energy определяет себя как социально ответственная компания и регулярно осуществляет различные программы, ориентированные на пользу обществу и окружающему миру.

Более подробно ознакомиться с особенностями, производственными мощностями, технологическими преимуществами и масштабами бизнеса Корпорации Вы можете, просмотрев презентационный видео-ролик о JXTG Nippon Oil & Energy.

ENEOS – это смазочные материалы последнего поколения, произведенные с применением уникальных собственных технологий корпорации JXTG Nippon Oil & Energy при тесном сотрудничестве с крупнейшими автомобильными концернами. Непревзойденная эффективность смазочных материалов ENEOS доказана в широчайшем диапазоне эксплуатационных условий. Именно поэтому ENEOS выбирают автолюбители в более чем 50 странах мира! Кроме того, ENEOS является маслом первичной заливки для автомобилей японских производителей. А это означает 100% совместимость функциональных характеристик моторных масел ENEOS с индивидуальными требованиями автомобиля!

Http://mcmauto. ru/ru/o-nas/news/novosti/cmd_show/id_364

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материалов; 3) биотехнология.

Страна занимает первое место в мире по производству судов, металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 г. она произвела 1012 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов. Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е гг. Второй этап охватил 60-е гг. и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг. Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

На первом этапе в 1950 г. доля ГЭС в общей выработке электроэнергии достигла 85%, в 1960 г. она снизилась, но все же составляла еще 50%. В Японии нет крупных ГЭС. Все гидростанции – небольшие и расположены главным образом в центральных горных районах острова Хонсю. Общее число их достигает 600. В 50-е гг. ГЭС обеспечивали базовую нагрузку энергосистем. Однако в дальнейшем доля их в общей выработке начала снижаться. Сказались как использование речных створов, наиболее удобных для сооружения ГЭС, так и конкуренция со стороны тепловых электростанций.

Второй этап, охватывающий 60-е гг. и первую половину 70-х гг., можно назвать теплоэнергетическим. Конечно, ТЭС строились и до этого. Но они ориентировались главным образом на отечественные угольные ресурсы и, прежде всего, на главный угольный бассейн, расположенный на севере острова Кюсю, где сложился целый куст ТЭС. Отсюда уголь привозился и на ТЭС, питавшие энергией крупные города мегаполиса Токайдо. В 60-е гг., когда Япония стала в больших количествах импортировать дешевую нефть, оказалось более выгодным перевести большинство ТЭС с угольного на нефтяное топливо. В связи с этим произошел сдвиг тепловой электроэнергетики к морю, куда доставлялась сырая нефть, и где были построены крупные нефтеперерабатывающие заводы. И ныне крупнейшие ТЭС Японии (мощностью в 3–4 млн квт. и более) располагаются на побережье Тихого океана и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагои и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). А доля ТЭС в общей выработке электроэнергии уже к середине 70-х гг. возросла до 80% (в том числе на жидком топливе – 70%, на импортном сжиженном природном газе – 7 и на угле – 3%).

Начало третьему этапу развития энергетики Японии было положено мировым энергетическим кризисом середины 70-х гг. Резкое подорожание нефти и уменьшение ее импорта привело к пересмотру энергетических концепций Японии, которые коснулись и электроэнергетики. Снова стала расти выработка на угольных ТЭС, но ориентирующихся уже не на отечественный, а на более дешевый импортный энергетический уголь, главным образом австралийский. Шире стал использоваться для этой цели сжиженный природный газ, поступающий из Малайзии, Индонезии, Брунея, ОАЭ, Аляски. И все же главная ставка была сделана на быстрое развитие атомной энергетики. Поэтому третий этап можно назвать атомно-энергетическим. На первый взгляд, это может показаться странным. Хорошо известно, что Япония оказалась первой страной, пережившей атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и испытывающей с тех пор своеобразную «атомную аллергию». Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное урановое сырье. И если такая ставка была сделана, то только потому, что другой альтернативы для развития энергетики страны практически не существовало. К тому же высочайший научно-технический уровень японской экономики, как считалось, позволит обеспечить экономичность и безопасность атомной энергетики. Строительство атомно-энергетических реакторов в Японии было начато в

70-х гг. по лицензиям американских и французских фирм. Уже в середине

80-х гг. в стране действовали 30 реакторов, а доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила 18%. Были разработаны новые технологии, благодаря которым атомная энергия оказалась дешевле электроэнергии, вырабатываемой на обычных конденсационных ТЭС. К середине 80-х гг. было закончено сооружение таких АЭС, как Фукусима, мощностью в 8,8 млн кВт, Хитати и др. Практически все АЭС Японии расположены на морском побережье. Это объясняется тем, что небольшие реки острова Хонсю, которые к тому же используются для орошения и водоснабжения, не могут обеспечить АЭС циркуляционной водой для охлаждения реакторов, а использование обычных градирен затруднительно из-за очень высокой влажности воздуха. Многие прибрежные АЭС располагаются на специально намытых площадках, хотя это так же, как и необходимость проведения антисейсмических мероприятий, переноса рыбацких поселков и дорог сильно удорожает строительство.

В качестве четвертого этапа можно выделить период с середины 80-х до середины 90-х гг. Для него характерен дальнейший рост электроэнергетических мощностей и некоторая стабилизация структуры ее выработки. Ныне ТЭС вырабатывают около 59,3% всей электроэнергии и обеспечивают базовую нагрузку в энергосистемах. Такую же функцию выполняют и АЭС. В 2000 г. в стране действовали 52 реактора общей мощностью 44,068 млн кВт (третье место в мире после США и Франции), а доля АЭС в производстве электроэнергии составляла 31,1%. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9,3%. На электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, производится 0,3% электроэнергии.

Наконец, пятый этап можно назвать перспективным. После публикации в 1990 г. очередной «Белой книги» японского министерства внешней торговли и промышленности можно со всей уверенностью утверждать, что ближайшие двадцать лет также пройдут под знаком форсированного развития атомной энергетики. В ближайшие двадцать лет предполагается ввести в действие еще 40 атомных реакторов, и в том числе в 2000–2001гг. увеличились мощности действующих АЭС до 72 млн кВт, а их доля в общей выработке электроэнергии – до 43%. По прогнозам, к 2010 г. на АЭС будет вырабатываться уже 71% электроэнергии.

Проблема безопасности АЭС остро стоит во всех странах. В Японии она успешно решается. Во-первых, на всех АЭС каждый год проводятся проверки технического состояния станций. Кроме того, каждый день проводится полный качественный контроль всех агрегатов как самим персоналом, так и определенными охранными компьютерными системами. Почти при всех АЭС существуют тренировочные центры, где обучается весь персонал, проигрываются критические ситуации.

Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии. Япония – страна действующих и потухших вулканов. Здесь, особенно на острове Хонсю, известны тысячи горячих источников, гейзеров и фумарол. Уже в 70-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 90-х гг. в стране насчитывались уже миллионы «солнечных домов», в которых солнечная радиация используется для обогрева помещений и нагрева воды. В литературе часто встречается упоминание о принятой еще в 1974 г. государственной программе «Солнечный свет», предусматривающей более широкое использование солнечной энергии и других альтернативных энергоресурсов. В 1978 г. была принята программа под названием «Лунный свет», которая ставила своей главной целью внедрение энергосберегающих технологий. Эти программы не отменены. Однако нужно учитывать, что они появились в самый разгар энергетического кризиса и были вполне естественной реакцией на него. Первоначально программой «Солнечный свет» намечалось довести долю нетрадиционных источников энергии в

2000 г. до 20%. Затем она была снижена до 5–7%, но, по нынешним данным, не достигнет и 1%.

Черная металлургия – одна из старых отраслей, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства. Тем не менее для Японии она была и остается одной из важных отраслей международной специализации. Особенно быстро выплавка стали росла до середины 70-х гг., достигнув максимума в 1973 г. Япония, обогнав США, вышла по размерам выплавки стали на второе место после КНР. Это, прежде всего, результат крупного капитального строительства. В 60–70-е гг. в стране были построены двадцать новых крупных заводов черной металлургии. Однако с началом мирового энергетического кризиса середины 70-х гг. размеры выплавки стали уменьшаются. В начале 80-х гг. наступил еще больший спад, связанный с замедлением общих темпов экономического развития, а также с уменьшением выпуска металлоемкой продукции – морских судов, многих видов машин и оборудования, сокращением объемов капитального строительства. Во второй половине 80-х гг. выплавка стали оставалась на относительно стабильном уровне.

В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. Выплавка стали в 1999 г. составила 101,651 млн т. При этом нужно иметь в виду, что технический уровень металлургических предприятий Японии значительно выше, чем уровень подобных предприятий в США и Западной Европе. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Почти вся ее разливка происходит на машинах непрерывного литья заготовок. Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20–30 млн т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира. Однако этот экспорт в последнее время постепенно сокращается как по причине уменьшения спроса на черный металл, так и из-за усиления конкуренции со стороны Республики Корея, Тайваня, которые продают сталь и прокат по более низким ценам. Ежегодно Япония экспортирует 24–26 млн т стали.

Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная концентрация. Из 14 крупнейших металлургических предприятий экономически развитых стран Запада с годовой мощностью более 7 млн т стали на Японию приходится 8 металлургических заводов, тогда как на США и Западную Европу – по 3 металлургических предприятия. К тому же в Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла, выпускающие большой ассортимент металлургической продукции. Самый большой металлургический комбинат находится в Фукуяме (16 млн т стали в год).

Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уровень ее территориальной концентрации. Для Японии характерно образование не отдельных центров, а крупных металлургических районов. Эти центры и районы располагаются на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топлива. Именно поэтому в последние десятилетия быстро развивалась черная металлургия в крупных портовых городах, таких, как Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо.

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии Японии и других развитых стран является установление более тесных производственно организационных связей металлургических предприятий с их потребителями, координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.

Крупнейшими производителями стали в отрасли являются транснациональные корпорации Ниппон Стил и НКК (NKK).

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксующийся уголь. Ежегодно Япония импортирует более 64 млн т коксующегося угля, в том числе около половины этого количества из Австралии, а остальное сырье из Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн т. Около половины этого количества ввозится из Австралии, а остальное – из Бразилии и Индии и в меньшей мере – из Чили, Перу, Южной Африки. Государственные учреждения и десятки частных фирм Японии продолжают разработку технологии добычи железомарганцевых конкреций со дна Тихого океана. Япония и Франция оказались двумя первыми странами, подавшими в международные организации заявки на участки морского дна в этом океане. Обе они готовятся начать экспериментальную, а затем и промышленную добычу таких конкреций.

Некоторые из металлургических комбинатов Японии построены не просто на морском побережье, а на специально намытых для этой цели площадках. Наиболее яркий пример такого рода – крупнейший комбинат на внутреннем Японском море Фукуяма, сооруженный на намывной территории площадью в 900 га. Он спланирован таким образом, что весь технологический процесс «умещается» между причалами, получающими сырье и топливо, и причалами, отправляющими готовую продукцию.

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает третье, а по доле его в экспорте (75%) – первое место в мире. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Это результат глубокой структурной перестройки японской промышленности.

В 80-х – начале 90-х гг. прошлого века в этой структуре наметились новые изменения. Главное из них – еще больший уклон в сторону наукоемких производств, ориентированных, прежде всего, на квалифицированные кадры и НИОКР, не требующих большого количества сырья и топлива. Примером такого рода является ставшее уже традиционным роботостроение. По выпуску металлорежущих станков страна вышла на первое место еще в 1982 г. При этом на ее долю приходилась почти половина мирового производства станков с ЧПУ. Япония и сегодня лидирует по их производству.

Чтобы представить себе поистине космический взлет Японии в сфере бытовой электроники, достаточно вспомнить, что в 1960 г. она вообще не производила телевизоров, а радиоприемников выпустила всего 300 тыс. Но Япония уверенно лидирует не только в бытовой электронике, ее доля в общемировой продукции микроэлектроники в 1993 г. составила 46%.

При этом и традиционные отрасли не уходят со сцены. Пример тому – судостроение, где Япония удерживает мировое лидерство с 1956 г. Правда, в 80-х гг. ее доля снизилась (с более чем с 50% до примерно 40%). В настоящее время удельный вес японских судостроительных компаний составляет 28,1%. Теперь ей «наступает на пятки» Республика Корея (27,7%). Однако судостроение продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации Японии.

Другим примером такого рода может служить автомобильная промышленность Японии. Автомобилестроение в Японии зародилось в середине 20-х гг. Землетрясение 1923 г. сильно повредило городской транспорт в Токио и других центрах. Возникла острая потребность в замене трамвая и городской железной дороги автобусами, грузовиками и легковыми автомобилями. Сначала их закупали в США. В 1924–1925 гг. американские фирмы «Форд» и «Дженерал моторс» построили в районе Токио свои первые автосборочные заводы, которые в 30-х гг. перешли, в основном, на выпуск грузовиков для нужд японской армии. В годы второй мировой войны все они были разрушены бомбардировками и только в начале 50-х гг. снова стали выпускать грузовики и автобусы, а затем и легковые автомобили. В 1950 г. с конвейеров японских автозаводов сошло всего немногим более 30 тыс. машин, тогда как с конвейеров американских – 8 млн.

Второй толчок развитию автомобилестроения был дан уже в 50-е гг., что отчасти было связано с военными заказами в период корейской войны 1950–1953 гг., а также с начавшимся увеличением спроса на легковые автомобили. В 60-е гг. выпуск автомобилей увеличился почти в семь раз, в 70-е гг. – еще в два раза. Уже в 1974 г. Япония обогнала США по объемам экспорта автомобилей, а вскоре – по их выпуску. В 80-е гг. этот разрыв еще более увеличился. До 1994 г. Япония опережала США по производству автомобилей.

Ныне Япония занимает второе место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет 21,2%, при этом экспортирует 46% произведенных автомобилей. В отличие от США Япония уже давно специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомашин; после начала энергетического кризиса это направление получило новое развитие. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили. Непосредственно в автомобилестроении Японии работают примерно 700 тыс. рабочих, но всего в производстве, эксплуатации и обслуживании автомобилей занято 5–6 млн человек.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота», на долю которого приходится 9% мирового производства автомобилей. Уступает он только американским концернам «Дженерал моторс» и «Форд-мотор». Далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Все эти фирмы не только экспортируют значительную часть своей продукции на американский рынок, что уже не раз приводило к вспышкам «автомобильной войны» между двумя странами, но и построили в США свои автозаводы, выпускающие более 2,5 млн машин в год.

С начала 60-х гг. японское авиастроение развивалось быстрыми темпами. Именно в этот период происходило значительное расширение и совершенствование производственной и научно-исследовательской базы. В научно-исследовательских лабораториях японских компаний с конца 60-х гг. начались разработки летательных аппаратов собственных конструкций. В 1973 г. был создан первый отечественный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2, послуживший основой для создания тактического истребителя F-1.

Японские и зарубежные специалисты отмечают, что несмотря на сравнительно малый объем производства государство отводит авиаракетной промышленности (наряду с индустрией технических средств информации) роль «главного столпа национальной экономики ближайшего будущего». Государство оказывает организационную и финансовую поддержку отрасли.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям других ведущих капиталистических стран. Однако несмотря на малые объемы производства отрасль является важной составной частью военно-экономического потенциала страны, более 80% ее продукции приходится на долю военной авиаракетной техники.

Основу производственной базы отрасли составляют 60 заводов. Из них более 30 занято в производстве авиаракетной техники военного назначения. Для отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации. Практически все заводы расположены на о. Хонсю, в основном в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Крупнейшим предприятием авиаракетной промышленности является Нагойский авиастроительный комбинат компании «Мицубиси дзюкоге», на четырех заводах которой в общей сложности занято шесть тысяч человек. Головное предприятие комбината «Ооэ» (г. Нагоя) насчитывает три тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Продукцией завода является широкая номенклатура деталей и узлов тактических истребителей F-15 и F-1, сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Т-2, патрульных самолетов Р-3С «Орион», пассажирских лайнеров «Боинг 767», противолодочных вертолетов Н-2, а также ракеты-носители для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. При заводе имеется ряд научно-исследовательских лабораторий, где ведутся работы по созданию турбореактивных двигателей вместе с учеными США, Великобритании, ФРГ, Италии. Япония поставила задачу освоения ближнего космоса.

Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике – это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организуют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические производства, как, например: лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др. – существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 60-х гг. прошлого века, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат аммония, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей в мире. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (14,8 млн т), синтетического каучука (1,5 млн т) в конце ХХ в. Япония вышла на второе место в мире после США; по производству химических волокон (1,8 млн т), заняла пятое место в мире после США, Китая, о. Тайвань, Республики Корея.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Индустриализация Японии в конце ХIХ–начале ХХ в. началась с легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли и сейчас имеют немалое значение. Увеличился удельный вес крупных предприятий при одновременном сохранении множества мелких.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и эти мелкотоварные предприятия проводят техническую реконструкцию.

Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х г. ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрены новые технологии, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы.

По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов сооружено на Кюсю. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив США.

Предприятия старых отраслей текстильной индустрии – хлопчатобумажной и шерстяной – размещаются преимущественно в крупных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

Керамическое производство, в числе старинных национальных производств Японии, всегда занимало важное место в экономике, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина, всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, за границу вывозились главным образом художественные изделия. В настоящее время до 75% производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся: бытовая посуда; лабораторная, химическая и электротехническая керамика; сантехника; кустарно-художественные изделия; игрушки.

Http://www. economy-web. org/?p=371

ТОКИО, 22 янв — РИА Новости, Екатерина Плясункова. Крупный пожар произошел на нефтеперерабатывающем заводе в японском городе Оита префектуры Вакаяма, информации о пострадавших или погибших при инциденте пока не поступало.

По данным телеканала NHK, возгорание было зафиксировано около 16 часов по местному времени (10 утра мск).

Согласно предварительной информации, воспламенился контейнер со смазочными материалами, но официального подтверждения этих данных пока нет. Сообщений о звуках взрыва также не поступало.

Власти города вынесли рекомендации об эвакуации 2,9 тысячи человек, проживающим вблизи завода.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие “Международное информационное агентство “Россия сегодня” (МИА “Россия сегодня”).

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria. Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    не соответствует тематике страницы; пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств; нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме; содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации; содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию; содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства; нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки; содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными; содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству; преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию; имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение; содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете; рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении; содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение; является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»); автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»); автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»); автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian. ru

    Тема – восстановление доступа Логин пользователя Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Http://ria. ru/world/20170122/1486226634.html

В конце 50-х начале 60-х годов 20 века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.

Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение этого числа. Основу электроэнергетики составляют крупные ТЭС размещенные вблизи больших городов. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС.

Все большую роль приобретает атомная энергетика. В стране работает 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. В ядерной энергетике главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки.

Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Лидер металлургии корпорация «Ниппон сэйтэцу», объединяющая более 500 компаний. Черная металлургия ориентируется на импортное сырье. Железная руда поступает из Индии, Австралии, ЮАР, Чили. Коксующийся уголь – США, Австралии, Канады.

В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы.

Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и на острове Сикоку (руды бедные, транспортировать их невыгодно). Полиметаллические руды вместе с серными и медными колчеданами встречаются практически на всех крупных островах Японии. Тем не менее свинец приходится ввозить из Австралии, Канады и Мексики, как и алюминий.

Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.

Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные центры машиностроения находятся в главных индустриальных районах страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение).

Вообще о развитие японской экономики после 2 мировой войны говорят как о «японском чуде». Механизм подобного чуда можно более подробно рассмотреть на примере японского автомобилестроения.

После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. В середине 30-х годов 20 века в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. В результате автомобильная промышленность страны все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в году войны, когда зарубежный опыт стал вообще недоступен. После поражения Японии во 2 мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны оккупационных войск. И хотя в 1949 году они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х годов расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии.

К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 года был запрещен, но автомашины ввозились американцами. В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х годах в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные. С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна стать «локомотивом промышленного развития». МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли.

26 июня 1950 года началась война в Корее. Для обеспечения боевых действий США начали закупать в Японии сталь, автомобили, фармацевтическую продукцию, текстиль и многое другое. Японцы назвали это событие «благодатный дождь после засухи». Американские спецзаказы позволили автомобильным компаниям «Тойота», «Нисан», «Исудзу» выйти в число ведущих промышленных компаний страны. Большую роль в подъеме автомобильной промышленности сыграла «Программа восстановления американских автомобилей». Она действовала с 1945 года, когда после демобилизации армии США в Японию начали свозиться автомобили со всего Тихоокеанского театра военных действий.

Правительство взяло под жесткий контроль развитие отрасли. Упрочив финансовое положение за счет заказов армии США, обновив оборудование, автомобильная промышленность Японии начала бурно развиваться.

Первые попытки внедрится на автомобильные рынки развитых стран окончились провалом. Хотя цены на японские машины были невысокими, их качество значительно отставало от мировых стандартов. На государственном уровне была поставлена задача добиться повышения надежности японских изделий, исходя из того, что главным орудием в конкурентной борьбе в перспективе станет качество. Это оказалось делом далеко не простым, и успех к японскому автомобилестроению на внешних рынках пришел лишь в конце 60-х годов, когда была создана производственная система, обеспечивавшая оптимальные масштабы производства, невысокие издержки и, главное, отличное качество автомобилей за счет строгого контроля на каждом рабочем месте непосредственным исполнителем, имеющим к тому же высокую квалификацию.

70-е годы стали триумфальными для японских автомобильных компаний. Именно тогда заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. «Нефтяной шок» 1973 года вызвал рост цен на бензин. В результате покупатели стали отдавать предпочтение малогабаритным, экономичным автомобилям, а над такими моделями долгие годы работали японские конструкторы в расчете на условия внутреннего рынка. В США покупатели месяцами были готовы ждать поставок японских автомобилей. Американские дилеры ехали в Японию, чтобы ускорить отгрузки. Уже в 1974 году Япония обошла по экспорту автомобилей Германию и с тех пор не уступает первого места в мире по этому показателю.

В 1980 году Япония впервые преодолела 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. Япония вышла на первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии по ряду причин сократилось, в первую очередь из-за роста курса иены. США вновь вышли на первое место в мире по этому показателю. Но это не вызвало особого беспокойства у руководства японских компаний. Они давно, еще с середины 80-х годов, начали перенос производства за рубеж, в том числе и в США.

Япония активно сотрудничает в глобальной «Программе развития автомобильной промышленности», в которой участвуют 7 держав с развитой автомобильной промышленностью (США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция). На эти страны приходится 75% объема мирового производства автомобилей, 65% продаж новых автомобилей. Все участники программы едины во мнении, что жесткие торговые ограничения, протекционизм и изоляция рынков несовместимы с развитием мирового автомобилестроения.

Японские компании исходят из того, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов – двигателей, коробок передач.

Развитие своего производства японские компании начали на всех уже сложившихся и потенциальных автомобильных рынках. Компании стремятся создать производственные базы непосредственно в США, Европе, Азии. Входящие в эти базы предприятия должны поставлять продукцию в свои регионы в соответствие с требованиями и спросом на местах. В первую очередь японские компании начали налаживать собственное производстве на емком американском рынке. Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в Китае, рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный.

Заглядывая в будущее большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении и рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.

В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.

По размерам производств многих видов химических товаров Япония стоит на 3 месте в мире (после США и ФРГ). Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительны комбинаты в городах Киото, Хиросима, Ямагути.

Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР.

В числе старинных национальных производств видное место занимает керамическое производство. В Японии свыше 170 месторождений каолина, около 35 тыс. предприятий по выпуску керамики.

Деревообработка по количеству предприятий уступает лишь текстильной и пищевкусовой отраслям. В стране насчитывается до 30 тыс. лесопильных и фанерных заводов, кроме того существуют специализированные предприятия по выпуску тары, японской национальной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, труб из бамбука и т. д. крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов – Нагои, Токио, Иокагамы, Осаки-Кобе, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо.

Http://geographyofrussia. com/yaponiya-promyshlennost/

В Японии ожидается возобновление работы трех НПЗ из шести остановленных из-за землетрясения, говорится в сообщении Международного энергетического агентство (МЭА). Предполагается возобновление работы НПЗ Chiba мощностью 175 тыс. барр./сут., Negishi (270 тыс. барр./сут.) и Kawasaki (335 тыс. барр./сут.).

Напомним, после землетрясения 11 марта прекратили свою работу шесть НПЗ. Суммарная их мощность производства нефтепродуктов составляет 1,4 млн барр./сут., или 30% всех перерабатывающих мощностей страны.

– На нефтеперерабатывающем заводе компании Cosmo Oil в Итихаре произошёл пожар[71][99]. На нефтехимическом заводе в Сендае произошёл взрыв и пожар[100].

– Компании Hino, Toyota, Honda и Mitsubishi Motors остановили производство на всех своих заводах в Японии[102]. А уже 18 марта Toyota Motor Corporation просит прекратить работы в сверхурочное время и по выходным в 51 производственной дочерней компании, расположенной в 26 странах и регионах, по причине трудностей в обеспечении этих заводов комплектующими, возникших вследствие землетрясения. Остановив выпуск продукции, автопроизводитель по-видимому преследует цель предотвратить полное прекращение деятельности, связанном с крахом системы поставок комплектующих[103]

– Sony закрыла завод по производству промышленной изоляционной ленты в городе Канума префектуры Тотиги[104], а также заводы по выпуску CD – и DVD-дисков, полупроводниковых лазеров, оптических устройств, магнитных плёнок, оборудования наружного монтажа[105].

– Sharp остановил производство на заводе по выпуску светодиодных экранов[106].

– Завод компании Primearth EV Energy Co (англ.), принадлежащий Panasonic и расположенный в городе Сендай, был разрушен[106].

– Mitsubishi Electric закрыла завод по выпуску телекоммуникационных спутников в городе Камакура префектуры Канагава[104].

– Завод по выпуску этилена компании Mitsubishi Chemical Corporation (англ.), расположенный в префектуре Ибараки, вынужден прекратить работу по причине деформирования трубопровода и разрушения причалов, используемых при отгрузке изделий. Этиленовый завод Maruzen Petrochemical Co (яп.), расположенный в префектуре Тиба остановил производство[107].

– Приостановлен экспорт японских автомобилей и запчастей из-за закрытия основных морских портов в стране[60].

– Банк Японии создал комитет по ликвидации последствий стихийных бедствий под руководством главы банка Масааки Сиракавы. Банк объявил, что сделает всё возможное, чтобы поддержать ликвидность на рынках[108].

Http://ssco. ru/sobitiya-otrasli/novosti-mirovogo-rinka-v-yaponii-vozobnovyat-rabotu-tri-npz

Добавить комментарий