Почему нефтеперерабатывающие заводы размещаются в районах потребления

Установки от экстрасенса 700х170

Перекачка сырой нефти по нефтепроводам к районам потребления обходится дешевле, чем перевозка нефтепродуктов. Поэтому многие нефтеперерабатывающие предприятия размещаются в районах потребления, а также на трассах нефтепроводов в крупных городах и на речных магистралях, по которым перевозится нефть. Основные центры переработки нефти – Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль Кириши, Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград, Уфа, Пермь, Орск, Омск, Ангарск, Ачинск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Грозный. В стране созданы крупные нефтехимические комплексы – Тобольский, Томский, Нижнекамский.

Главным образом нефть будет использоваться для производства моторных топлив и в качестве химического сырья. Рассматриваются проекты на условиях совместного соглашения по добыче и транспортировке нефти из Сибири в страны Северо-Восточной Азии.

Для обеспечения перспективных уровней внутреннего спроса России в нефтепродуктах и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли и, прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет последовательное повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка, при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороноспособности страны.

Развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса России определяется следующими основными целями:

· Стремлением создания собственных нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти в традиционные и новые направления экспорта;

· Целесообразностью формирования новых направлений экспорта российской нефти и нефтепродуктов, в том числе минуя таможенную территорию сопредельных государств;

· Необходимостью иметь достаточный резерв нефтетранспортных мощностей на мировых рынках;

· Необходимостью расширения наиболее эффективного нефтепроводного транспорта.

Для снижения зависимости страны от тарифной политики транзитных государств, создания новых и развития существующих экспортных направлений, увеличения транзита нефти стран СНГ через территорию России и снижения транспортных издержек российских компаний целесообразно осуществлять государственную поддержку минующих территорию транзитных государств экспортно-ориентированных проектов.[7]

Нефтяная промышленность включает в себя 13 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, добывающих 87,7% нефти в стране, и 113 мелких компаний с объемом добычи 9,2% соответственно. Более 3% добычи нефтяного сырья осуществляет ОАО «Газпром».

В составе компаний работают 28 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью по первичной переработке 296 млн. т. в год, имеющих загрузку 57%. Имеются 6 заводов по производству смазочных материалов и 2 завода переработки сланцев. Магистральный транспорт нефти и нефтепродуктов осуществляют соответственно АК «Транснефть» и АК «Транснефтепродукт». Транспорт нефти отнесен законодательством России к сфере естественных монополий. [8]

Http://vikidalka. ru/2-72801.html

Характеристика современного размещения нефтеперерабатывающей отрасли на территории Российской Федерации.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива (см. рис. 2). В настоящее время переработка приблизилась к районам потребления. Она ведется вдоль трасс нефтепроводов, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). НПЗ ориентированы на потребителя. НПЗ есть во всех экономических районах РФ, кроме Ц-ЧЭР. ЦЭР – Москва, Рязань, Ярославль; СЭР – Ухта ( республика Коми); С-ЗЭР – Кириши (Ленинградская обл.); ПЭР – Самара (м. д.), Новокуйбышевск (м. д.), Сызрань, Саратов, Волгоград, Нижнекамск ( Татария); В-ВЭР – Кстово (Нижегородская обл.), Нижний Новгород; С-КЭР – Грозный (м. д.), Туапсе, Краснодар; УЭР – Уфа (м. д.), Ишимбай (м. д.), Салават (м. д.), Пермь (м. д.), Краснокамск (м. д.), Орск ; З-СЭР – Омск; В-СЭР – Ачинск (н. ц.), Ангарск; ДВЭР – Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. (приложение1)

При выборе площадок для размещения НПЗ руководствовались прежде всего принципом близости к районам потребления нефтепродуктов. НПЗ в Рязанской, Ярославской и Горьковской (ныне Нижегородской) обл. были ориентированы на Центральный экономический район; в Ленинградской обл. — на Ленинградский промузел; в Краснодарском крае — на густозаселенный Северо-Кавказский район, в Омской обл. и Ангарске — на потребности Сибири. Однако шло и наращивание производства нефтепродуктов в местах добычи нефти. До конца 60-х годов главным нефтедобывающим районом страны было Урало-Поволжье, и новые НПЗ были построены в Башкирии, Куйбышевской (ныне — Самарской) и Пермской обл. Эти НПЗ покрывали дефицит нефтепродуктов в Сибири и других районах России, а также в союзных республиках бывшего СССР.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

В настоящее время основу нефтеперерабатывающей отрасли в России составляет 26 НПЗ (табл. 1) суммарной мощностью по первичной переработке — 263,5 млн т (из них 196,2 млн т мощностей принадлежит нефтяным компаниям). Кроме того ОАО «Газпром» располагает 6,8 млн т нефтеперерабатывающих мощностей. На долю мини-НПЗ (малотоннажных установок) приходится еще 5,0 млн т.

Таким образом, суммарные мощности по переработке нефтяного сырья в России составляют 275,3 млн т.

Наиболее крупные мощности размещены в Приволжском (43%), Центральном и Сибирском федеральных округах. На три этих округа приходится более 70% общероссийских нефтеперерабатывающих мощностей. Среди субъектов Российской Федерации по мощностям первичной переработки нефти лидирует Башкирия. (табл.3 )

Среди федеральных округов главным потребителем автомобильного бензина является Центральный округ (он сжигает 28% российского бензина), больше всего дизтоплива потребляет Приволжский (22%), а топочного мазута — Северо-Западный (33%). Вашим школьникам, если вы более или менее научили их представлять общую экономическую картину страны, под силу объяснить это. Разъезжающая на личных автомашинах Москва жжет немыслимое количество бензина. Поволжье, сохраняющее индустриальную специфику и в значительной мере перенимающее у Центра промышленное наследие, вовсю пользуется грузовиками, и ему нужно дизельное топливо. Северо-Запад, через который проходит мало газопроводов, где нет своего угля, в значительной мере базирует свою энергетику на привозном мазуте, топочный мазут используется и флотом.

Экономически более выгодно приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления:

Сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;

Транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;

Размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск) , на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе) , куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный) , идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск) . [10]

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

Особая роль в развитии и размещении нефтяной промышленности принадлежит трубопроводному транспорту. Он признан наиболее дешевым и эффективным средством доставки нефти. Главным направлением магистральных нефтепроводов является Западная Сибирь – Центральная Россия, а также транспортировка нефти в Европу через страны СНГ (Украину и Беларусь). Работу трубопроводного транспорта осуществляет компания «Транснефть», контролирующая перекачку нефти не только в Россию, но и за ее пределы. Эта компания является фактически государственной монополией и крупнейшей в мире компанией по транспортировке нефти. Она представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяженность системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей емкостью 12,8 млн м в кубе. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть. [11]

По данным 2007 г. в РФ существует 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. Суммарная мощность этих НПЗ составляет 320 млн. тонн. Кроме этого, нефтяное сырье перерабатывается на 5 заводах Газпрома общей мощностью 7,7 млн. т. в год, а также на 40 малотоннажных установках (мини-НПЗ) общей мощностью по сырью 5,6 млн. т. в год. Мини-НПЗ, в основном, производят дизельное топливо. Несколько сложнее у них обстоят дела со сбытом темных нефтепродуктов (мазут, гудрон), в силу сезонного спроса. Перерабатывающие установки окупаются довольно быстро – менее чем за 5 лет.

Основными компаниями перерабатывающими нефть являются: Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Башнефтехим, Газпром нефть. На их долю по данным за 2007 год приходится более половины первичной переработки нефти.

В России нефтеперерабатывающая промышленность имеет свои недостатки. Выделим несколько из них:

1.Нефтеперерабатывающая промышленность развита недостаточно для таких объемов добычи нефти.

За послеперестроечные годы не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода. Имеющиеся предприятия работают с перегрузкой. Только у «Лукойла» коэффициент загрузки мощностей приблизился к отметке в 95%, а принадлежащий «Сургутнефтегазу» Киришский НПЗ работает на пределе мощности с загрузкой почти 100%. Уровень износа основных фондов в нефтедобыче близок к 65%, в нефтепереработке – к 80%. Общей современной тенденцией в структуре использования нефти в мировой экономике является снижение доли ее потребления в электро – и теплоэнергетике в качестве котельно-печного топлива и увеличение — в качестве транспортного моторного топлива и нефтехимического сырья.

России от бывшего СССР достались 26 морально и физически стареющих НПЗ. Из них восемь было пущено в эксплуатацию до Второй мир. войны, пять — построены до 1950 г., еще девять — до 1960 г. Таким образом, 23 из 26 НПЗ эксплуатируются более 40–70 лет и, естественно, требуется обновление оборудования и технологии. Российским НПЗ необходимы срочная реконструкция, существенное увеличение мощности каталитических процессов, повышающих глубину переработки нефти и качество выпускаемых нефтепродуктов. Глубина нефтепепеработки за последнее десятилетие практически не изменилась и застыла на уровне 65 %.

А ведь увеличение глубины переработки нефти не только помогает использовать нефтяные богатства более рационально, но и обеспечивает большую экономическую стабильность. Увеличение глубины переработки нефти также уменьшает процент сырья, уходящего в отвал, что делает производство более рентабельным. Современные российские НПЗ стремятся повысить глубину перегонки нефти и довести ее до 85% и выше.

Российские нефтепродукты в большом объеме идут на экспорт – около 85% нефти поставляется в дальнее зарубежье (это около 250 млн. т.). И вступление России в ВТО ставит перед российской нефтепереработкой первоочередные задачи по повышению качества нефтепродуктов (введение европейских стандартов Евро-4 и Евро-5) и созданию новых конкурентоспособных технологий.

С появлением нефтехимии нефть стала сырьем не только для производства топлива, но и для таких соединений, как каучуки, пластмассы, полимеры, синтетические моющие средства. Нефтехимия – это высокотехнологичные производства, использующие 3-4-й пределы углеводородного сырья. Важным фактором для развития технологического и экономического потенциала нефтепереработки и нефтехимии является создание единого комплекса, включающего в себя все ступени переработки нефти с максимальным использованием продуктов переработки.

Http://works. doklad. ru/view/iNMUL6evnXc/3.html

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  [c.14]

При формировании как текущих, так и перспективных транспортно-экономических связей основными факторами, влияющими на их рациональность, является потребительский спрос на нефтепродукты, развитие и размещение нефтеперерабатывающей промышленности, единой транспортной сети и нефтебазового хозяйства. Изучить закономерность влияния данных факторов, с тем чтобы уметь правильно ими управлять при планировании нефтеснабжения, практически невозможно без использования методов экономико-математического моделирования и ЭВМ. Отсюда возникает необходимость определения наиболее важных показателей деятельности нефтеснабсбытовых организаций на основе моделирования условий нефтеснабжения на заданный плановый период. Полученные при этом расчетные значения показателей можно рассматривать и использовать при планировании как научно обоснованные нормативы.  [c.17]

В целях повышения экономической эффективности социалистического производства необходимо дальнейшее совершенствование теории и практики анализа экономических связей народного хозяйства по нефтепродуктам. При этом важно обратить особое внимание на развитие и размещение нефтеперерабатывающей промышленности с учетом территориальной потребности народного хозяйства в нефтепродуктах и наилучшего использования различных видов транспорта, участвующего в перевозке нефтяного сырья и готовой продукции прогнозирование потребности народного хозяйства в нефтепродуктах и влияние потребностей на производство нефтепродуктов и деятельность системы нефтеснабжения экономико-математическое моделирование с использованием новейших достижений современной математической науки и вычислительной техники, процессов, наиболее полно отражающих деятельность органов нефтеснабжения совершенствование автоматизированной системы управления нефтеснабжением.  [c.10]

Http://economy-ru. info/info/1617/

В дореволюционной России и в первые годы Советской власти нефтеперерабатывающие заводы размещались преимущественно в местах добычи нефти — Баку и Грозном. Это объясняется структурой потребления и степенью развития транспорта. В структуре потребления нефтепродуктов основное место занимал керосин. Остальные продукты находили ограниченный сбыт. На производство 1 т керосина расходовалось примерно 3 т сырой нефти, что предопределяло сооружение заводов в местах добычи сырья. В первые годы Советской власти нефтеперерабатывающая промышленность развивалась в результате освоения и реконструкции старых заводов. Основная масса нефтепродуктов (по-прежнему керосин) потреблялась на юге страны, значительную величину в потреблении занимал экспорт, который осуществлялся через южные порты страны. В связи с этим наращивание мощяости нефтеперерабатывающих заводов происходило в тех же пунктах. [c.98]

Коренные изменения в размещении промышленности произошли в военные и особенно в послевоенные годы. [c.99]

В настоящее время нефтеперерабатывающие предприятия построены почти во всех экономических районах страды. [c.99]

Высокие темпы развития хозяйства в целом по стране и более быстрый рост промышленности и сельского хозяйства в районах Сибирц и Дальнего Востока привели к росту плотности потребления нефтепродуктов и более равномерному ее распределению. За последние 40 лет плотность потребления нефтепродуктов выросла в 10 раз. Это дало возможцость сооружать крупные предприятия почти во всех экономических районах страны. [c.99]

На развитии нефтепереработки благоприятно отразилось изменение географии добычи нефти. В настоящее время нефть добывается в 10 союзных республиках 12 экономических районов располагают собственными ресурсами нефти. Центр нефтедобывающей промышленности давно переместился в районы Урало-Поволжь5 и Западной Сибири. Крупными поставщиками нефти стали Перм ская область и Туркменская ССР. [c.99]

При повсеместном росте потребности в нефтепродуктах структура потребления по районам различна. В районах Сибири и Казахстана основное место в потреблении занимают светлые нефтепродукты, причем большой удельный вес падает на дизельное топливо. В Европейской части СССР, в структуре потребления значительный удельный вес занимает топочный мазут, затем бензин и дизельное топливо. Потенциальное содержание бензина, дизельного топлива, мазута в сырой нефти часто не совпадает со структурой потребления нефтепродуктов. Столь различная структура потреб ления, если бы она наблюдалась в предвоенные годы, привела бн к строятельству заводов в местах добычи нефти. Однако техника переработки нефти за послевоенный период резко изменилась. [c.99]

Нефтеперерабатывающая промышленность — крупнотоннажная отрасль, имеющая почти самый большой грузооборот среди обрабатывающих отраслей. В связи с этим транспорт значительно влияет на размещение нефтеперерабатывающих предприятий. Широкое развитие трубопроводного транспорта способствовало более равномерному размещению нефтеперерабатывающих предприятий. [c.100]

Изменение географии размещения нефтеперерабатывающих предприятий обеспечило более надежные условия снабжения потребителей нефтепродуктами, позволило ликвидировать значительную часть дальних, встречных и нерациональных перевозок по железной дороге, сократить транспортные издержки. [c.100]

В размещении нефтехимической промышленности, несмотря на ее небольшой возраст, также произошли существенные изменения. Первыми поставщиками сырья (преимущественно газовых фракций) для нефтехимии были нефтеперерабатывающие заводы. Поэтому цефтехимические заводы возникли рядом с нефтеперерабатывающими заводами в Уфе, Куйбышеве, Баку, Грозном, Полоцке и других городах. [c.100]

Такое расположение было вызвано наличием сырья, топлива и крупных специализированных строительных организаций. Это было выгодно, так как нефтехимические производства, как неоднократно говорилось, являются большими потребителями сырья и топлива, транспортная же составляющая в себестоимости продукции равна примерно 2—2,5%. [c.100]

В последующие годы сырьевые ресурсы расширились, так как на нефтехимические заводы стали подавать сжиженные газы, жидкие продукты нефтепереработки — бензин прямой перегонки, рафинаты. Достижения химической науки, новая технология, оборудование и катализаторы позволили получать сырье и полуфабрикаты для нефтехимии практически из любых продуктов нефте – и газопереработки, в том числе и из нефти. Это способствовало более рациональному размещению нефтехимических цроизводств. [c.100]

В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках должно осуществляться дальнейшее улучшение размещения производительных сил по территории страны. В Основных (направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года записано Обеспечить улучшение размещения производительных сил в целях повышения эффективности общественного производства на основе дальнейшей специализации и пропорционального развития хозяйства союзных республик и экономических районов в едином народнохозяйственном комплексе страны. [c.101]

Предусматривается ускоренное аращивацие экономического потенциала восточных районов, имеющих достаточные сырьевые и энергетические запасы. В Европейской части страны и иа Урале дальнейшее развитие промышленности должно осуществляться в основном за счет лучшего использования созданного ранее производственного потенциала, а также реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. [c.101]

При размещении промышленности рекомендуется предусматривать дальнейшее развитие и формирование производственно-территориальных комплексов. [c.101]

Исходя из этого, в нефтеперерабатывающей промышленности намечено в 1981 —1985 гг. ввести в действие предприятия в местах концентрированного потребления нефтепродуктов — в Ачинске, Чимкенте и Чарджоу и начать строительство в Молдавии. [c.101]

Для ликвидации дальних и нерациональных перевозок запланировано расширение действующих предприятий в Лисичанске, Мозыре, Мажейкяе, Павлодаре. [c.101]

Для более полного обеспечения потребности в продукции отрасли и углубления переработки нефти предусматривается техническое перевооружение действующих предприятий и ввод на них мощностей вторичных процессов каталитического крекинга, гидрокрекинга, риформинга, гидроочистки и др. [c.101]

Значительные изменения должны произойти в размещении нефтехимических производств. Строительство и ввод в эксплуатацию Тобольского нефтехимического комбината в составе крупнейшего территориально-производственного комплекса на северо-западе Сибири позволит более полно удовлетворить потребности народного хозяйства в синтетическом каучуке, пластмассах, минеральных удобрениях и нефтепродуктах. [c.101]

На основе технического перевооружения предусматривается ввод крупных нефтехимических производств, в частности в Чайковском, Уфе, Куйбышеве и других городах. [c.101]

Http://chem21.info/article/34990/

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

1. транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее много­численных производных;

2. для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продук

3. хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % к итогу

1.4. Магистральные нефтепроводы как одна из составляющих нефтяной промышленности. Транспорт нефти

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

Трубопроводы – наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые – интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть – единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск – Курган – Самара; Усть-Балык – Курган – Уфа ­Альметьевск; Сургут – Полоцк; Холмогоры – Клин; Самара – Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

Http://www. refsru. com/referat-2065-2.html

Тему топливной промышленности я считаю одной из самых интересных и актуальных на данный момент времени. Мне удалось подобрать много интересной и важной информации по этому вопросу.

Цель моей работы – предоставление информации о нефтяной промышленности и более подробное раскрытие некоторых сторон этой темы.

Россия является крупнейшей топливно-энергетической державой мира. Она располагает примерно 25% всех энергоресурсов планеты: 45% мировых запасов газа, 13% нефти, 30% угля, 14% урана. Нефтяная промышленность, безусловно, играет здесь большую роль.

Перед написанием контрольной работы я поставила перед собой некоторое количество задач: раскрыть значение нефтяной промышленности, показать место России по запасам и добыче нефти, выявить основные месторождения нефти, предоставить информацию о нефтеперерабатывающей промышленности, рассмотреть систему нефтепроводов России, а так же раскрыть основные проблемы нефтяной промышленности.

Но трудоемкий процесс. В своей работе я постаралась предоставить основную информацию по этой теме и все основные значимые факты.

В экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Нефть является одним из основных экспортных товаров России.

Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов. Она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива,

Но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти – примерно 13% всех ее мировых запасов.

(570 млн. т.) в 1988 году – тогда наша страна находилась на первом месте

В мире – и с тех пор началось ее снижение, вызванное отработкой старых наиболее богатых месторождений и переходом к разработке мелких месторождений, а также недостатком капиталовложений в эту отрасль.

При резком сокращении добычи нефти сократился и ее вывоз из России в страны СНГ.

Сейчас запасы России составляют около 20,2 млрд. т. нефти. В настоящее время Россия занимает 3-е место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии и США.

Для российской территории характерна невысокая степень разведанности ресурсов. Например, степень разведанности ресурсов нефти составляет 34%. Показатель разведанности нефтегазового сырья сильно изменяется по территории – от 58% на Урале до 3% в Восточной Сибири

На мировой рынок. На экспорт идет почти 40% добываемой в стране нефти.

Основным нефтедобывающим районом считается Западная Сибирь. На этой территории разведано свыше 500 нефтегазоносных месторождений. Нефть в Западной Сибири залегает на глубине до 3.000 метров.

Около ⅔ российской нефти добывается в Среднем Приобье, в основном на территории Ханты-Мансийского автономного округа, частично – Ямало-Ненецком автономном округе и в Томской области. Это относительно молодой район нефтедобычи (она началась здесь в широких масштабах с 1970-х гг.). В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие, как Самотлор, Шаим, Усть-Балык, Стрежевой. Большая часть из них расположена в Тюменской области. Правда, наиболее ценные месторождения здесь уже выработаны. Самый дешевый способ добычи нефти – фонтанный, когда нефть под действием пластового давления сама поднимается по скважинам, уже применять нельзя, а надо использовать более сложные технологии. Все это делает дороже добычу нефти и требует дополнительных капиталовложений в этот район.

Крупный район нефтедобычи – Волго-Уральский (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Пермская, Оренбургская, Куйбышевская, Саратовская, и Ульяновская области). Здесь нефть начала добываться с 50-х годов, а пик добычи был достигнут в 70-е годы. В этом районе добывается около ¼ российской нефти.

В нефти, добываемой в Волго-Уральском районе, повышенное содержание серы, парафинистых соединений. Нефть здесь залегает

В пределах Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области

И частично на прилегающих территориях, граничит с северной частью Волго-Уральского нефтегазоносного района. Добыча нефти ведется на месторождениях Усинское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие. Тимано-Печорский район считается достаточно перспективным.

Запасами нефти располагает Европейский Север. На этой территории свыше 70 нефтяных и газовых месторождений. Нефть здесь малосернистая, содержит парафин. Нефть на этой территории высококачественная, залегает пластами. Из нее получают масла, которые замерзают при очень низких температурах.

Старым районом добычи считается Северный Кавказ. Нефть этой территории высококачественна и находится близко к поверхности.

И поэтому не определяют ситуации в России. Однако нефтедобыча в них оказывает воздействие на развитие самих этих регионов. Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти, объем которых порой превышает разведанные запасы. Перспективными районами нефтедобычи

В России считаются шельфа северных и восточных морей. Интенсивная нефтеразведка ведется в Нижнем Поволжье.

Серьезная проблема нефтедобычи – 30% скважин не эксплуатируется. В связи с этим в настоящее время добычей нефти занимаются главным образом нефтяные акционерные компании «ЛУКойл», «СИДАНКО», «ЮКСИ», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и др., которые добывают почти 95% российской нефти. Они получили скважины на 30 лет бесплатно.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды, в связи с этим нефть нужно очистить. Поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. В настоящее время насчитывается 28 предприятий по переработке нефти общей мощностью 300 млн. т. в год.

Нефтеперерабатывающая промышленность в процессе развития приблизилась к районам потребления нефтепродуктов: Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Ярославль, Туапсе, Орск, Рязань, Москва, Омск, Кириши, Ачинск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск. Здесь нефтепере­рабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов.

Ее добычи: Уфа, Салават, Саратов, Самара, Новокуйбышевск, Пермь, Ухта, Грозный, Краснодар.

Важнейшей тенденцией развития российского рынка нефтепереработки является повышение количества переработки нефти и рост объема выпуска высококачественных нефтепродуктов.

Нефть не используется в первоначальном виде, поэтому нефтеперерабатывающие заводы – основной ее потребитель. Они распола­гаются во всех районах страны, в связи с этим появляется проблема транспортировки. Задачи транспортировки нефти и привели к созданию системы нефтепроводов. На сегодняшний день сформировалась большая система нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2.300 км. Она осуществляет транспортировку нефти в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища.

Главные потоки нефти направляются по нефтепроводам из Среднего Приобья на запад. В Поволжье они смыкаются с более старыми нефтепроводами, а далее идут в следующих направлениях:

– На юго-запад: на нефтеперерабатывающие заводы Украины, Северного Кавказа и в нефтеэкспортные порты – Туапсе, Новороссийск.

– На запад: нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару-Брянск до Мозыря (Белоруссия) и далее в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, Словакию. Он имеет международное значение.

С нефтеперерабатывающими заводами в Ярославле, Москве, Рязани, Кстово (близ Нижнего Новгорода), с ответвлением в сторону Санкт-Петербурга (г. Кириши).

По нефтепроводу, на который нанизаны нефтеперерабатывающие заводы

В Омске, Ачинске и Ангарске. Нефть Сахалина передается по нефтепроводу до нефтеперерабатывающего завода в Комсомольске-на-Амуре.

Наиболее крупные нефтепроводы: Усть-Балык – Курган – Альметьевск, Нижневартовск – Самара, Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса, Сургут – Новополоцк, Шаим – Тюмень, Сургут – Новополоцк и др.

Экологические проблемы. Потребление нефти на планете, осуществляемое в огромных количествах и с огромными скоростями, значительно опережает скорость и количество образования ее в недрах. Экологическая опасность в регионах нефтехимии нарастает в связи

С применением высоких давлений, температур, новых технологий переработки нефти. Подсчитано, что только в процессе переработки

В результате нарушений технологических режимов, аварий и катастроф происходит загрязнение суши, водоемов и даже необитаемых ледяных массивов Арктики и Антарктики нефтью и нефтепродуктами. В настоящий момент вопросы, связанные с экологией нефтедобычи и нефтепереработки, требуют государственного регулирования.

Необходимо учитывать и еще один момент. В мировых запасах горючих ископаемых нефть составляет 10%, а уголь – 70%, в то время как их потребление, наоборот, составляет 70% нефти и 10% угля. За сутки потребляется столько топлива, сколько природа может воспроизвести

За тысячелетие. Вот почему необходимо не только оценивать экологические последствия загрязнения окружающей среды нефтяной промышленностью, но и проводить экономический анализ экономичности использования нефтяного сырья.

Проблемы, связанные с добычей и транспортировкой. Эффективность разработки некоторых месторождений нефти снижает подпитывание

Их водой. Многие разрабатываемые нефтяные месторождения достигли высокой степени обводненности (например, обводненность Самотлорского месторождения составляет 91,6%).

Добыча нефти на шельфе Каспия чревата ее размывами в результате аварии, что может нанести непоправимый ущерб ценнейшим рыбным ресурсам – здесь добывается 90% рыб осетровых пород мира. Поэтому Россия предпочитает использовать самовоспроизводящиеся рыбные ресурсы, чем превращать Каспий в нефтяное озеро.

Эффективность нефтедобычи снижают также бездействующие, нерентабельные по экономическим соображениям, эксплуатационные скважины. В России большое количество скважин являются простаивающими и многие нерентабельными. Здесь хорошо просматривается особенность топливно-энергетического комплекса – практически полное территориальное несовпадение основных топливных баз и массовых потребителей. Поэтому, чтобы доставить ресурсы к потребителям требуются огромные транспортные затраты.

В районах с суровыми климатическими условиями, что определяет главную проблему – дорогая их добыча в условиях отсутствия дорог, инфраструктуры и трудовых ресурсов, а так же дорогая транспортировка добываемой продукции к потребителям. С течением времени эти трудности усугубляются. По мере исчерпания запасов на наиболее богатых и выгодно расположенных месторождениях за нефтью приходится продвигаться все дальше на север и восток, в еще более сложные районы.

Нефтяная промышленность в последние годы понизила свои показатели развития.

По оценке Министерства природных ресурсов "планируемая добыча нефти в России обеспечена разведанными запасами только до 2010 года".

Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых залежах необходимы новые технологии.

В последние годы ухудшилось использование фонда скважин, сократилось их общее количество. Значительно вырос фонд бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда.

С учетом вышеперечисленных проблем в нефтяной промышленности планируется формирование новых центров добычи нефти в Восточной Сибири и Тимано-Печорском нефтегазовом бассейне, увеличение доли переработки нефти. По прогнозу объем добычи нефти к 2010 году составит 492 млн. тонн. Дополнительный импульс развитию нефтяной промышлен­ности по прогнозам придадут налоговые новации, совершенствование законодательства о недрах, развитие новых нефтепроводов и строительство Нижнекамского нефтехимического комплекса.

Прочитав и проработав множество информации, я могу сделать однозначный вывод, что значение нефтяной промышленности поистине велико, и, что изучение, развитие и финансирование этого ресурса просто необходимо для страны.

В своей работе я постаралась найти ответы на все вопросы, которые

Я поставила перед собой в начале изучения темы «нефтяная промышленность». Я подобрала и предоставила основную информацию

О нефтяной промышленности, нефтедобывающих районах, нефтепере­рабатывающей промышленности, системе нефтепроводов, об экологических проблемах связанных с переработкой нефти, проблемах, связанных

С транспортировкой и добычей нефти и перспективах в развитии нефтяной промышленности.

Подводя итог, мы видим, что нефтяная промышленность является одним из самых значимых компонентов топливно-энергетического комплекса и имеет большую важность для России.

География: население и хозяйство России. 8-е издание. Алексеев А. И., Николина В. В. – М.: Просвещение, 2001. Размещение производительных сил: Учебное пособие. Гагарина Г. Ю., Бельчук Е. В. – М.: Российская экономическая академия, 2004. Стратегия развития нефтяного комплекса России. А. Э. Конторович, А. Г. Коржубаев, Л. В. Эдер (стр. 69-78)// ЭКО. – 2008. – № 7. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов. Морозова Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2001. География России. Атлас. – 12-е издание. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2008. Материалы сайта «Rambler Mass Media» http://www. rambler. ru/news/economy/10344/10218022.html Материалы Официального сайта партии «Единая Россия»http://edinros. er. ru/er/text. shtml?46550/8

Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Чтобы Скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Http://studrb. ru/works/entry7394

Протяженностью 840 км; Усть – Балык – Курган – Уфа – Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод “Дружба”. Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1991 году уже превысила 82 тыс. км.

Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.

Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т. к. между ними существует неразрывная связь. Например, во время благоприятной ситуации в отрасли с 1940 по 1980 годы протяженность нефтепроводов увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот – с 4 до 1197 млрд. т км, т. е. на 29825%.

Продвижение добычи нефти в восточные районы придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

Трубопроводы — наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1220 мм составляет 80—90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10— 121 км/час.

В свое время формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом России намного улучшило снабжение нефтью стран ближнего зарубежья. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район обусловил появление целой системы магистральных нефтепроводов:

1) на восток — Туймазы — Омск — Новосибирск — Красноярск — Ангарск; Туймазы — Омск; Уфа — Омск — Новосибирск (нефтепродукты); Уфа — Курган — Петропавловск (нефтепродукты);

2) на запад — нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Куйбышев — Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, ГДР, Венгрию и Чехословакию с ответвлением Брянск — Полоцк; Куйбышев — Пенза — Брянск (нефтепродукты); Альметьевск — Горький — Рязань — Москва с ответвлением Горький — Ярославль — Кириши (северо-запад);

Формирование в Западной Сибири нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти к странам СНГ. Волго-Уральский район теперь «повернут» целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут:

1) на запад — Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Куйбышев; Куйбышев — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк;

Для транспортировки нефти как на запад, так и на восток используются, кроме того, трубопроводы восточного направления.

Из других магистральных трубопроводов, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются: Баку — Батуми; Грозный — Армавир — Туапсе; Грозный — Армавир — Донбасс (нефтепродукты); Гурьев — Орск; Мангышлак — Куйбышев; Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре.

В перспективе предусмотрен трубопроводный транспорт практически всей нефти, добываемой в странах СНГ, причем имеется в виду создание главным образом региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям.

Развитие сети нефтепроводов стимулирует дальнейшее приближение переработки нефти к местам потребления нефтепродуктов.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

В настоящее время переработка нефти, дающая многочисленные продукты, приблизилась к районам потребления нефтепродуктов. Она возникла на пути следования сырой нефти вдоль трасс и на концах нефтепроводов, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Одесса, Херсон, Кременчуг).

Однако и до сих пор переработка нефти ведется в значительной мере в местах ее добычи: в Бакинском районе, в Средней Азии (Красноводск, Фергана), в Прикарпатье (Дрогобыч) и других районах.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ:

1) резко сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов независимо от того, каким образом поступает сырая нефть к потребителям — по водным путям, железным дорогам или трубопроводам;

2) транспортировка сырой нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

3) для транспортировки сырой нефти могут быть широко использованы трубопроводы, которые помимо нее осуществляют перекачку только светлых продуктов;

4) хранение сырой нефти обходится дешевле, чем хранение нефтепродуктов;

5) потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов;

6) размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер;

Новые центры по переработке нефти возникли за последнее время в Казахстане (Павлодар, Чимкент), Средней Азии (Чарджоу), Белоруссии (Мозырь, Новополоцк), Прибалтике (Мажейкяй) и в Донецко-Приднепровском районе (Запорожье, Лисичанск).

В 90-х годах осуществляется дальнейшее углубление переработки нефти. Увеличивается производство моторных топлив и смазочных масел, а также сырья для нефтехимической и микробиологической промышленности. С целью значительного сокращения транспортных расходов будет совершенствоваться размещение нефтеперерабатывающих предприятий и расширяться строительство нефтепродуктопроводов.

Намечается увеличение добычи нефти и производства жидкого топлива. Возрастает значение Казахстана, усиливаются поиски и разведка нефтяных месторождений, особенно в азиатских странах СНГ и на континентальном шельфе страны.

Дальнейшее развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности обусловлено целесообразностью использования нефти в основном для производства моторных топлив и в качестве химического сырья.

5.1. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные районы размещения.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

• транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

• для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;

• потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Лисичанск, Кременчуг, Мозырь, Новополоцк, Павлодар), на водных путях и в морских портах (Батуми, Красноводск), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Баку, Аттынау, Фергана, Дрогобыч, Надворная, Долина ), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят.

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти СССР.

В настоящее время в странах бывшего Советского Союза работают 46 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 10 млн. бар./день. Предприятия СНГ в основном располагают установками первичной переработки нефти. Доля термических и каталических процессов невелика и составляет приблизительно 40% от мощностей атмосферной перегонки нефти.

В 1990 году заводами СССР из 1 тонны нефти производилось 19% бензинов, 25% керосина и дизельного топлива, 36% котельного топлива, 3% битумов, 3% масел и 17% других продуктов. Из 15 стран СНГ только 9 имеют нефтеперерабатывающие заводы. На картах 2-7 (см. приложение) показаны ныне существующие страны и экономические районы СНГ и месторасположение

Http://www. mark5.ru/102/23765/index1.4.html

В Министерстве энергетики РК объяснили рост цен на дизельное топливо, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В апреле увеличение цен на дизельное топливо в РФ и РК на фоне роста потребления дизельного топлива в различных отраслях экономики (строительство, рост транзитного транспорта и так далее) составила 179 тенге за тонну. То есть, рост произошел фактически на 8 тенге, при этом отпускная цена на дизельное топливо для аграриев, которая была рекомендована, составила 161 тысячу тенге за тонну на выходе с НПЗ. Это порядка 134 тенге за литр. Если считать, какую скидку давали нефтяники для аграриев, она составила порядка 12 тысяч тенге за тонну или 16 тенге за литр», – сообщил на пресс-конференции директор департамента развития нефтяной промышленности Куаныш Кудайбергенов.

По его словам, указанная цена была согласована совместно с Министерством сельского хозяйства.

«Был подписан соответствующий меморандум, который был доведен до сведения всех компаний. Меморандум был подписан в двустороннем формате Минэнерго и Минсельхозом. Данная информация была доведена до всех компаний, осуществляющих поставку дизтоплива для аграриев. Хотел бы особо отметить, что законодательные меры по утверждению удешевленных цен на дизельное топливо для весенне-осенних полевых работ у нас не существует, удешевленная стоимость дизтоплива для сельхознужд определяется путем соглашения между игроками рынка», – объяснил К. Кудайбергенов.

При этом, он подчеркнул, что цена устанавливается добровольно самими ресурсодержателями нефтепродуктов.

Http://yk. kz/news/show/44400?print

Совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии

Отрасль народного хозяйства, занимающаяся переработкой топлива и электроэнергии.

На какую базу приходится основное количество добываемого газа в России?

Какой район России обладает максимальными потенциальными гидроресурсами?

Какое количество каменного угля нужно сжечь, чтобы выделилось столько же энергии, сколько выделяется из 1 кг ядерного топлива?

В каких районах невыгодно создавать металлургические предприятия?

Какой из районов развития черной металлургии России имеет наибольшую долю в российском производстве (42%)?

Крупнейшим в мире месторождением железной руды, расположенном на территории России, является:

Какой город европейской части России не является металлургическим центром?

Какой фактор не оказывает влияния на размещение металлургических предприятий?

Наибольшее количество руды (более 300 т) для получения 1 т металла приходится перерабатывать при производстве:

Для производства черных металлов необходим хром, который Россия целиком завозит из:

С чем связано размещение производства цветных металлов в местах их добычи?

Какое количество промышленных выбросов в атмосферу приходится на долю металлургии?

Широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях и в быту

Увеличение количества работников, занятых в химической промышленности

Создание дополнительных подразделений по химической защите в Вооруженных силах Российской Федерации

Сколько видов продукции можно получить из нефти с помощью химических технологий?

Какое место в мире занимает Россия по производству минеральных удобрений?

В каком из перечисленных районов России химическая промышленность развивается на привозном сырье?

Какая отрасль народного хозяйства не поставляет сырье для химической промышленности?

В каком городе России расположен завод, выпускающий калийные удобрения?

В каком небольшом городе Предуралья производится наибольшая часть соды России?

Какой город России является центром производства фосфорных удобрений?

Какой город на Волге является старейшим центром производства каучука в России?

Какое место в мире занимает Россия по производству пиломатериалов?

Какой из традиционных районов развития лесной промышленности России дает наибольшее количество продукции?

Обеспечить экспортные поступления для развития сельского хозяйства

Поддерживать боеспособность Вооруженных сил Российской Федерации

Создание на базе предприятий ВПК крупных транснациональных корпораций

Почему значительная часть оборонных предприятий сосредоточена в Москве и Подмосковье?

Где в России сосредоточено производство зерноуборочных комбайнов?

Почему производство сахара размещается в местах выращивания сахарной свеклы?

Перевозить свеклу невыгодно, так как для получения 1 т сахара необходимо переработать 7 т свеклы

Необходимо занять население: летом выращивать свеклу, зимой ее перерабатывать

В районах расположения элеваторов и мельниц создавать производство макарон опасно с военной точки зрения

Мука занимает максимальный объем вагона, а макароны, с учетом пустот, только 2/3

Макаронные фабрики в военное время перестраиваются на производство боеприпасов

На каком месте в мире располагается Россия по потреблению продовольствия?

Почему предприятия первичной обработки льна располагаются в местах его выращивания?

При длительном спрессованном хранении лен склонен к самовозгоранию

Изготовление льна требует сложных традиционных технологий, которые передаются из поколения в поколение

Работа на предприятиях легкой промышленности требует усидчивости

Рассмотреть нефтяную промышленность – как важнейшую отрасль топливно-энергетического комплекса мира

Базовый учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев. География Из-во «Русское Слово»

Российской Федерации, развитию отечественного топливно-энергетического комплекса, созданию условий для его интегрирования в мировую.

Республиканского производственного объединения «Таткоммунэнерго», ОАО «Красногорская теплосеть» г. Красногорск (Московская область).

Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов

Http://tnu. podelise. ru/docs/index-222624.html

Германия, которая на 10% зависит от российской нефти, испытывает перебои с поставками. Многие германские и другие западные СМИ уже назвали россиян ненадежными партнерами. Оказалось, что виновником конфликта оказался “ЛУКОЙЛ”, который пытался избавиться от опеки посредников, к рукам которых “прилипает” значительная часть прибыли, и продавать нефть напрямую. Впрочем, кроме проблем пока ничего из этого противостояния не вышло. Вообще много лет российские нефтяники пытаются найти способы повысить стоимость сырья. Но пока безуспешно.

Напомним, что Россия экспортирует нефть в Европу по трем главным направлениям: через черноморский порт Новороссийск, через балтийский Приморск и через наземный трубопровод “Дружба”. Последний часто оказывался в эпицентре скандала. Последний раз во время нефтегазового российско-белорусского конфликта. Кроме того, с этим многострадальным нефтепроводом постоянно случаются поломки. Поэтому “Транснефть”, в ведении которой находится “Дружба”, сейчас строит трубу, которая бы развернула нефтяные потоки с направления в Белоруссию в наш Приморск.

Хотя и полностью избавиться от печально известного нефтепровода невозможно. Ведь по наземному трубопроводу выгоднее транспортировать сырье, особенно в зимнее время, когда на морях случаются бури и пробки от многочисленных танкеров. Даже несмотря на то что европейские трейдеры-монополисты предлагают нашим нефтяникам очень большой дисконт. Другими словами, диктуют несправедливые условия.

Кто бы об этом вспомнил, если бы не начались перебои с поставками нефти в Германию. НПЗ в немецком Шверине, потребляющий более 9% поступающего в страну нефтяного сырья, в течение нескольких месяцев недополучал нефть из России и был вынужден прибегнуть к альтернативным источникам, чтобы не сокращать производство, написала немецкая газета Suddeutsche Zeitung. Перебои с поставками случились и у других немецких заводов.

В связи с этим в немецких и других западных СМИ появились сообщения о ненадежности российских партнеров. А это уже удар по репутации, который совершенно не нужен нашей стране. Естественно, ответа спросили у “Транснефти”, но ее представители заявили, что причина лежит вовсе не в области транспортировки. И перекинули вину на поставщиков, в частности, на “ЛУКОЙЛ”, который якобы на одну треть не выполняет график своих поставок.

Во вторник представители “ЛУКОЙЛа” признали, что действительно на треть сократили поставки. Но виной всему не российская компания, а конфликт, который разгорелся между ней и трейдером Sunimex. “ЛУКОЙЛ” пытался добиться от него лучших условий. Те не согласились и началась торговая война. Сейчас конфликт исчерпан. Обе компании вроде бы договорились. Вчера представитель “ЛУКОЙЛа” Владимир Семаков подтвердил, что уже в сентябре поставки нефти в Германию вновь выйдут на нормальный уровень. “Наши поставки нормализуются в сентябре”, – заверили в “ЛУКОЙЛе”.

Но всех проблем достигнутая договоренность тем не менее не решит. Дело в том, что подобные конфликты с европейскими трейдерами случаются не в первый раз и, вероятно, не в последний. Так, в прошлом году случился конфликт между известным трейдером Glencore и информационным агентством Platts. Тогда речь шла о “несправедливом” ценообразовании на российскую нефть. Несмотря на гигантские объемы российского экспорта нефти (250 млн тонн), цена на нашу нефть формируется не на рынке, а через скидку к английской марки Brent. Теряют на этом все. Российское правительство недополучает пошлины, а нефтяники – прибыль.

Выигрывают трейдеры, диктующие условия. В октябре прошлого года торговлю срочными контрактами на марку нефти Rebco пытались запустить на нью-йоркской Nymex, но пока неудачно. Торговля на бирже, по идее, должна резко повысить прозрачность ценообразования, мы смогли бы отвязаться от Brent, а значит, цена сырья выросла бы. Но, похоже, слишком “крепкие” узы пока связывают российских нефтяников с европейскими трейдерами.

Наши нефтяники давно жалуются, что трейдеры их “душат”. “Процесс логичный, – комментирует конфликт “ЛУКОЙЛа” аналитик Expertica (один из организаторов торговли Rebco на Nymex) Владимир Плужников. – Им же навязывают нерыночные цены! Если мы сможем организовать биржевую торговлю в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге, это пойдет России на пользу”. Вот уже несколько месяцев Expertica и МЭРТ убеждают нефтяников продать хотя бы один танкер на бирже Nymex. Теперь глава МЭРТа Герман Греф обещает организовать и торговлю на товарно-сырьевой бирже Санкт-Петербурга. Правда, непонятно, когда это случится.

Http://economica. com. ua/print/article/106116.html

Поделиться ссылкой: