Саратовский нефтеперерабатывающий завод крекинг

Установки от экстрасенса 700х170

1 Собственники 2 Руководство 3 История

    3.1 Советский период 3.2 1990-е годы

4 Предприятие сегодня 5 Собственники и руководство Примечания

ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» — российский нефтеперерабатывающий завод. Известен также как «Крекинг». Входит в группу ТНК-BP [1] .

Является одним из старейших нефтеперерабатывающих предприятий в России [2] . Объём переработки нефти: 6,6 млн т. (2008 год).

Предприятие было основано 27 апреля 1934 года, был назван «Саратовским крекинг-заводом № 4». В том же году была запущена и первая установка по переработке нефти.

В годы Великой Отечественной войны предприятие бесперебойно поставляло топливо на фронт. За заслуги предприятие было удостоено Ордена Отечественной войны I степени. На предприятие также на вечное хранение было передано Знамя Государственного комитета обороны СССР.

В последующие годы завод постоянно модернизировался. Так, к концу 1980-х годов мощность предприятия превысила 10 млн т [4] .

В начале 1990-х годов предприятие было преобразовано в ОАО. Почти сразу у предприятия начались проблемы. В 1993 году под нажимом областных властей НПЗ отгружает сельхозпредприятиям продукции на 130 млрд рублей без предоплаты. Большая часть этих денег так и не была возвращена. вследствие этого завод остался без оборотных средств и был вынужден сокращать закупки сырой нефти. Вслед за этим падает объём переработки нефти. В 1994 году на НПЗ было переработано лишь 2,5 млн т. нефти. В первом полугодии 1995 года завод вообще перерабатывает только давальческое сырьё.

Проблемы предприятия усугублялись ещё и борьбой за него различных структур. В первой половине 90-х годов за контроль над предприятием боролись местные «Нарат» (Аблязов К. А.) и «Волго-нефть» (Родионов В. Е.). Также в борьбу вступила нефтяная компания СИДАНКО, сумевшая установить в конечном счёте контроль над НПЗ. После перехода СИДАНКО под контроль ТНК-BP, Саратовский НПЗ также оказался в её структуре.

Сегодня предприятие выпускает более 20 видов продукции: неэтилированные бензины, дизельное топливо, мазут всех основных марок, битумы, вакуумный газойль, техническую серу.

В 2008 году завод переработал 6,614 млн тонн нефти (темп роста к 2007 году 112,5 %), глубина переработки составила 72,4 %. В 2008 году инвестиции в реконструкцию и модернизацию НПЗ составили 824,2 млн руб., (темп роста к 2007 г. 160 %). На реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2008 году направлено 118 млн руб. (рост 169 %).

В 2009 году ТНК-ВР, в рамках Соглашения о сотрудничестве с Правительством области планирует направить на модернизацию Саратовского НПЗ не менее 1,5 миллиарда рублей.

123 Раздел « Саратовский НПЗ – www. saratov-tnk-bp. ru/activity/saratovnpz/ » на сайте ТНК-ВР. Информация о компании на сайте РА «Эксперт» – www. raexpert. ru/database/companies/saratovskii_npz/ Раздел « Корпоративная структура группы компаний ТНК-BP – www. tnk-bp. ru/investors/structure/ » на сайте ТНК-ВР. Информация о предприятии на сайте www. nge. ru – www. nge. ru/pda/passport-description-46.htm

Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 13:17:47

Http://wreferat. baza-referat. ru/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

«Саратовский нефтеперерабатывающий завод» — одно из старейших нефтеперерабатывающих российских предприятий [1] , ранее известное как завод «Крекинг», входит в структуру нефтяной компании «Роснефть».

Находится в Саратове (улица Брянская, дом 1). Объём переработки нефти: 6,6 млн т. (2008 год).

Предприятие было основано 27 апреля 1934 года, был назван «Саратовским крекинг-заводом № 4». В том же году была запущена и первая установка по переработке нефти.

В годы Великой Отечественной войны предприятие бесперебойно поставляло топливо на фронт. За заслуги предприятие было удостоено Ордена Отечественной войны I степени. На предприятие также на вечное хранение было передано Знамя Государственного комитета обороны СССР.

В последующие годы завод постоянно модернизировался. Так, к концу 1980-х годов мощность предприятия превысила 10 млн т [2] .

В начале 1990-х годов предприятие было преобразовано в ОАО. Почти сразу у предприятия начались проблемы. В 1993 году под нажимом областных властей НПЗ отгружает сельхозпредприятиям продукции на 130 млрд рублей без предоплаты. Большая часть этих денег так и не была возвращена. вследствие этого завод остался без оборотных средств и был вынужден сокращать закупки сырой нефти. Вслед за этим падает объём переработки нефти. В 1994 году на НПЗ было переработано лишь 2,5 млн т. нефти. В первом полугодии 1995 года завод вообще перерабатывает только давальческое сырьё.

Проблемы предприятия усугублялись ещё и борьбой за него различных структур. В первой половине 1990-х годов за контроль над предприятием боролись местные «Нарат» (Аблязов К. А.) и «Волго-нефть» (Родионов В. Е.). Также в борьбу вступила нефтяная компания «Сиданко», сумевшая установить в конечном счёте контроль над НПЗ. После перехода «Сиданко» под контроль «Тюменской нефтяной компании», Саратовский НПЗ также оказался в её структуре.

В 2003 году вместе со всеми активами Тюменской нефтяной компании завод перешёл в структуру компании ТНК-BP.

В 2008 году завод переработал 6,614 млн тонн нефти (темп роста к 2007 году 112,5 %), глубина переработки составила 72,4 %. В 2008 году инвестиции в реконструкцию и модернизацию НПЗ составили 824,2 млн руб. (темп роста к 2007 году — 160 %). На реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2008 году было направлено 118 млн руб. (рост 169 %). Инвестиционная программа, реализованная в 2011—2012 годы, была на уровне более 300 млн долларов.

В марте 2013 года на заводе запущена установка изомеризации пентан — гексановой фракции мощностью 300 тыс. тонн в год [3] [4] , предполагается провести работы по реконструкции комплекса гидроочистки топлива и реализовать другие проекты, направленные на организацию выпуска нефтепродуктов «Евро 5» и увеличение объёмов переработки с 6 до 7—7,5 млн тонн в год.

В 2013 году завод перешёл под управление российской государственной нефтяной компанией «Роснефть» наряду со всеми активами поглощённой ей ТНК-BP.

Юридическое лицо предприятия — публичное акционерное общество «Саратовский НПЗ», акции общества торгуются на Московской бирже (тикер KRKN ), с марта 2013 года 81 % акций общества принадлежит нефтяной компании «Роснефть».

Http://wikiredia. ru/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

К 80-летию Саратовской области Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина Президентской академии начинает новый проект, посвященный истории родного края. С каждым выпуском мы будем открывать ее новые страницы. Здесь представлены самые разные рубрики, посвященные развитию промышленности и основанию крупнейших предприятий области, сельскохозяйственной сфере, известным личностям и нашим обычным землякам.

Уважаемые читатели! Если у вас есть, чем поделиться, рассказать о человеке, вашем родном и близком, друге, коллеге, просто знакомом, которым вы гордитесь, о событии, ставшим для вас важным, об этапе вашей жизни, который вы считаете особенным – пишите и присылайте материалы на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с темой «К 80-летию Саратовской области». Ждем ваших рассказов, лучшие из которых обязательно будут опубликованы на нашем сайте. Этот экскурс носит обзорный характер. Мы остановимся на развитии промышленности в районах, истории сельского хозяйства и представим рубрику «Артефакты».

Саратовский автомобильный мост соединяет Энгельс и Саратов. На момент его открытия он был самым длинным в Европе. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в 1956 году «Трансмостпроект» Министерства транспортного строительства СССР получил задание по разработке проекта саратовского автодорожного моста. С развитием промышленности и сельского хозяйства в области все более возрастала необходимость соединения сетью автомобильных дорог не только городов-спутников Саратова и Энгельса, но всего Правобережья с районами Заволжья, Южным Уралом и Казахстаном.

Открытие нового транспортного сообщения позволяло осуществить зерновые перевозки с освоенных целинных земель в Центральные районы; укрепить внутриэкономические и внешнеэкономические связи в области.

Проект Саратовского моста – уникальный в мировом мостостроении – был утвержден в 1958 году. Главным проектировщиком стал Владимир Иодзевич. Почти полностью мост сконструирован из железобетонных элементов, включающих тридцать девять мостовых опор. Мост должен был обеспечить пропуск автотранспорта по четырем полосам. Для пешеходов предназначалось два тротуара. Стоимость строительства составила более двухсот пятидесяти миллионов рублей.

Сразу после открытия 11 июля 1965 года по мосту проехали первые автомобили. Позже пустили линию троллейбусов. Они перевозили пассажиров вплоть до 2004 года. За всю свою историю Саратовский мост несколько раз реконструировался.

Визуально мост выглядит волнистым, поскольку на разных участках его высота различается. Пролеты, прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов. Здесь он выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к Энгельсской стороне высота моста плавно снижается. Практически на середине расположился искусственно намытый Покровский остров – городской пляж. С моста открывается великолепный вид окрестности города. Отсюда можно увидеть Речной вокзал, Набережную Космонавтов, башню Елена и другие примечательные объекты.

Саратовский мост благодаря грандиозному проекту и мастерству исполнения может конкурировать с большинством гидросооружений мира. Он создан из крупных железобетонных элементов. Это первое гидросооружение, в строительстве которого не принимали участие кессонщики. Вместо них работали монтажники, обеспечивающие управление мощными механизмами. Судоходная часть реки перекрыта решетчатыми пролетными строениями, длина которых доходит до 710 метров, эстакадная часть моста – сборными двухребристыми балками. Длина Саратовского моста через Волгу достигает 2825,8 метров.

К 2000 годам Саратовский мост оказался в плачевном, почти аварийном состоянии. Чтобы решить проблему чрезмерной загруженности, власти решили построить второй мост между с. Пристанное и Шумейкой – новый Саратовский мост. Кроме того, на старом Саратовском мосту было прекращено троллейбусное сообщение между городами. В последующем опоры контактной сети демонтировали. Опорные конструкции отремонтировали, освещение заменили.

В ноябре 2002 года были установлены новые перила ограждений. А летом 2009 года Саратовский мост закрыли на капитальный ремонт. Полностью обновили всю верхнюю часть моста, остановив тем самым его разрушение. Еще один ремонт был проведен в 2014 году: заделали все швы, положили трехслойное покрытие с армирующей сеткой. Открытие моста планировалось на ноябрь, но уже в августе были устроены все три полосы движения, заменены перильные ограждения, установлены новые мачты ночного освещения и современные светофоры для реверсивного движения.

– Многие проектировщики и строители моста были отмечены высшими правительственными наградами.

– На строительстве моста велись съемки фильма «Строится мост» (актеры – Л. Гурченко, О. Даль, О. Табаков).

– За полгода до открытия на мосту оказался Юрий Гагарин, который приехал в Саратов на празднование юбилея родного техникума.

– Мост «Саратов-Энгельс» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами» в 2011 году признан одной из 20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей.

Начало развития нефтеперерабатывающей отрасли в нашем крае было положено еще в XIX веке.

Именно тогда, во времена промышленного подъема Саратовской губернии, в 1882 году на Улешах построили крупную нефтебазу, а при ней — завод по переработке нефтепродуктов. Горюче-смазочные материалы из саратовских складов направлялись в Германию, Бельгию, Швецию и другие европейские страны.

Столь стремительный “старт” был прерван наступлением новой советской эпохи. Правда, в годы первых пятилеток, когда Поволжье постепенно превращалось в индустриальный, колхозно-совхозный экономический район страны, вновь возросла потребность в отечественном жидком горючем. А между тем, базы по выработке нефтепродуктов на Волге уже не было. Горючее доставляли сюда из Баку, Грозного и других весьма отдаленных точек нашей страны.

Таким образом, все эти факторы оказались определяющими в принятии решения о создании новых нефтеперерабатывающих центров в Поволжье. Наш город не стал исключением, и Саратовский нефтеперерабатывающий завод попал в число 518 предприятий, которые должны были войти в эксплуатацию в первую пятилетку.

Строительство нового завода началось ранней весной 1931 г. с организации механической мастерской в здании нефтеперерабатывающего заводика, ранее принадлежавшего частному предпринимателю Петроллю. Несмотря на многочисленные трудности, фронт работ расширялся стремительно. Уже к лету 1931 года здесь в общей сложности трудилось более 1500 человек. На первых порах условия были жуткими: рабочие жили в бараках по 50— 60 человек без всяких удобств.

Строительство велось практически вручную. Из инструментов использовались только лопаты, ломы, носилки и ручные тележки. Из-за нехватки рабочих рук к строительству привлекли и заключенных, которые выполнили основной объем земляных работ. Помощь оказали и воины Саратовского гарнизона.

Постепенно многие местные заводы начали изготавливать нужные стройке детали и оборудование. Уже в июне 1933 года был создан эксплуатационный отдел, работники которого совместно с монтажниками продолжали строительство.

Несмотря ни на что 27 апреля 1934 года в 14 часов первая очередь Саратовского нефтеперерабатывающего завода вступила в эксплуатацию, а 28 апреля удалось получить первые 125 тонн сырого бензина.

В Москву был отправлен рапорт “Усилиями знатных людей завода, ударников и инженерно-технических работников первый советский “Крекинг” — завод, смонтированный из советского оборудования, советскими специалистами, рабочими, начал давать стране высококачественное топливо — бензин”.

Ввиду угрозы возникновения войны с Германией дальнейший рост производства завода был приостановлен. Предприятие вырабатывало продукцию, предусмотренную проектом. Учитывая оборонное значение завода, ему присвоили № 416.

На заводе были созданы молодежные фронтовые бригады, которые возглавляли старшие операторы технологических цехов и установок. Они успешно выполняли плановые задания:

Несмотря на то, что работники нефтяной промышленности указом Государственного комитета обороны страны от мобилизации были освобождены, с завода ушли на фронт более 800 человек. Вместе с мужчинами добровольно ушли 42 девушки.

Надо было выполнять задание Государственного комитета обороны. Перевести завод на военный режим. Продлить рабочее время до 12 часов. Отменить очередные отпуска. Руководителей цехов перевести на казарменное положение. Строго контролировать технологическую и трудовую дисциплину.

Вокруг завода было создано три линии обороны: первая проходила по его границе, вторая — в районе горы Увек, третья — в 10 км от территории завода.

20 сентября 1942 года. Начался налет вражеской авиации на Саратовский крекинг-завод № 416. Немецкая 4-я воздушная армия получила приказ обеспечить выполнение директивы Гитлера, обязывающей воздушный флот уничтожать советские аэродромы, заводы и прочие объекты в городах Горьком, Ярославле и Саратове.

Основными объектами налетов в Саратове были крекинг-завод, железнодорожный мост через Волгу, авиационный завод, завод шариковых подшипников, Улешовская нефтебаза и др.

По данным архива УПО, за 11 дней летних бомбежек 1943 года на завод было сброшено более 1500 фугасных бомб. Маленькие фугасные бомбы весом 25-50 кг не поддавались учету. 46 бомб весом от 250 до 500 кг не взорвались.

Завод был разрушен почти до основания. Горели не только нефтепродукты, но и земля, пропитанная ими. Немецкое командование сообщило о полном уничтожении крупнейшего нефтеперерабатывающего завода на Волге. Его восстанавливали фактически из руин.

До I965 года основной целью коллектива завода было увеличение объема переработки нефти. Продукция завода пользовалась широким спросом не только у нас в стране, но и за рубежом. Она экспортировалась в Болгарию, на Кубу, в Италию, Бельгию, Грецию, Францию, Англию, Индию, Венгрию, Польшу, Финляндию, ЧССР, ФРГ, Бельгию, Исландию, Голландию.

Пережив, как и многие другие предприятия страны, тяжелейший период стагнации и упадка, «Крекинг» в 2000 году сумел переработать 3,3 млн. тонн нефти, благодаря чему коллективу удалось не только выровнять ситуацию, но и существенно изменить ее в свою пользу.

Предприятие выпускает более 20 видов продукции: неэтилированные бензины, дизельное топливо, мазут всех основных марок, битумы, вакуумный газойль, техническую серу. Саратовский НПЗ

Мощность Саратовского НПЗ составляет 7 млн т. (50,7 млн барр.) нефти в год.

После вхождения в состав ОАО «НК «Роснефть» начата подготовка программы развития ПАО «Саратовский НПЗ» на перспективу до 2020 года. Основной целью программы развития является углубление переработки нефтяного сырья с увеличением выработки светлых нефтепродуктов и снижению выработки котельных топлив.

Суммарные инвестиции в Саратовский НПЗ в 2014году составили 2 млрд руб. без НДС.

Легендарный утёс находится в пяти километрах к югу от села Белогорское. Здесь берег Волгоградского водохранилища возвышается на 35—40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 млн лет. Нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса возрастом 100 млн лет.

Утёс разбит пополам глубоким «Невольничьим» («Тюрьминским», «Дурманным») оврагом, с юга граничит с Дурман-горой, высота которой достигает 186,2 метра. В районе утёса также известны четыре старообрядческих пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 метров (вероятно, до обвалов имелась единая система соединённых друг с другом тоннелей). Утёс является самой северной точкой природного парка «Щербаковский», на территории которого также находятся связанные с именем Степана Разина бугры «Ураков» и «Настин».

Утёс Степана Разина имеет научное историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.

Доподлинно известно, что район утёса был освоен уже в Бронзовом веке. Следы более поздних поселений относятся ко временам Большой Орды и народного восстания под предводительством Степана Разина. Предположительно, в военном лагере, располагавшемся на вершине утёса, жил и командовал сам легендарный атаман, лично выслеживал и грабил купеческие корабли, проплывавшие мимо по Волге, а захваченных пленников бросал в заточение в «Тюрьминский» овраг. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну.

Первое изображение утёса, сделанное братьями Чернецовыми

Из-за того, что мятежное войско прошло вдоль Волги до Саратова, среди жителей разных прибрежных сёл утёсами (буграми) Степана Разина называли разные участки берега, от Щербаковки на юге до Нижней Банновки на севере. Это послужило причиной расхождений в путеводителях и записях путешественников.

Место, очень похожее на утёс, первыми описали художники Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году. Через год исследователем А. Леопольдовым под названием Курган Стеньки Разина было описано другое место, находившееся немного южнее и называвшееся в народе «Раковой» горой. Небольшую заметку про бугор Стеньки Разина оставил и Тарас Шевченко, видевший его с борта корабля. В 1861 году основателями Саратовского художественного музея Николаем и Алексеем Боголюбовыми в труде «Волга от Твери до Астрахани» Бугром Степана Разина было названо место, находившееся севернее всех предыдущих описаний. Первая фотография утёса была сделана нижегородским фотографом М. Дмитриевым в 1894 году. В начале XX века в путеводителе «Спутник по реке Волге и её притокам Каме и Оке» была опубликована карта с точным указанием местоположения утёса и Дурман-горы.

Одна из первых официальных научных экспедиций на Утёс Степана Разина была организована в 1907 году. Краеведами было исследовано городище, возникновение которого приписывалось ко временам крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина. Обнаруженные предметы, прежде всего монета, чеканившаяся в царствование Алексея Михайловича Романова, подтвердили возраст городища. В 1960-х годах на утесе проводились археологические раскопки под руководством профессора исторического факультета Саратовского университета И. В. Синицына. Были обнаружены культурные слои эпохи Бронзового века, периода татаро-монгольского ига и новые доказательства пребывания в этих местах отрядов Степана Разина.

При отсутствии прямых доказательств как самого пребывания Степана Разина в окрестностях утёса, так и связанных с этим событий, за прошедшие с тех времён века в народе сложились самые разные легенды о кладах, якобы зарытых в этих местах, о явлениях призраков и других мистических событиях.

В 1859 году в Саратовских Губернских Ведомостях был опубликован рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе, из которого поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.

Примечательно, что похожая легенда связана и с находящимся чуть южнее Ураковым бугром. Согласно ей, бурлаки спустились в пещеру монгольского колдуна Газука, где им привиделась восставшая из золотого гроба.

В конце XIX века крестьянином из села Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что её убитый похититель был разбойником. Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись, начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки.

Согласно рассказам жителей окрестных сёл, дух казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907 года Б. В. Зайковский. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!».

Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах электромагнитное излучение – предположительно, наследие находившегося там вулкана.

В 1870 году было опубликовано ставшее популярным среди революционной молодежи стихотворение «Есть на Волге утёс» А. Навроцкого, речь в котором вероятнее всего идёт именно об утёсе в Саратовской области. Спустя 26 лет автором была написана музыка на текст стихотворения.

Также утёс является важной частью сюжета повести В. А. Осеевой «Динка», фигурирует в рассказе В. А. Гиляровского «Суслик».

Http://old. piu. ranepa. ru/index. php/component/k2/item/3274-saratovskaya-oblast

АО “Крекинг” (Саратовский нефтеперерабатывающий завод) получил международную награду “Факел Бирмингама”, учрежденную организацией People to People International, Институтом международных финансов и экономического партнерства и Международной академией бизнеса и администрации. Но примечателен не сам факт получения награды (появившиеся в последнее время подобные призы и премии трудно сосчитать), а ее девиз — “За успешное выживание и развитие в трудных условиях зарождающихся рыночных отношений”. Действительно, АО “Крекинг”, стоявшее на грани технологической и финансовой катастрофы, сумело в прошлом году не только приостановить падение производства, но и получить прибыль. Кроме того, завод доказал, что имеет четкие перспективы развития — их наличие подтвердил Эксимбанк США, по информации Агентства нефтяной информации, официально пригласивший гендиректора НПЗ Александра Литвиенко в конце августа подписать соглашение о гарантировании кредита на $230 млн.

АО “Крекинг” занимает специфическое положение среди других российских нефтеперерабатывающих предприятий. Он был сориентирован на переработку в основном казахской нефти (на продукцию добывающих предприятий Западного Казахстана), поэтому после распада СССР оказался единственным российским предприятием, работающим на фактически импортной нефти.

В принципе, в этом не было ничего страшного: завод работал по межотраслевой (и оформленной межгосударственными соглашениями) схеме замещения, при которой НПЗ Восточного Казахстана получали тюменскую нефть, а в Саратов поставлялись эквивалентные (т. е. уточненные в соответствии с качеством сырья) объемы казахской нефти. Однако этот “обмен” имел все-таки денежную, а не натуральную форму — поставки сырья в обоих направлениях должны были оплачиваться. Поэтому по Саратовскому НПЗ, больнее чем по другим российским предприятиям, ударил кризис неплатежей.

Спад производства начался в 1993 году. В соответствии с различными директивными документами завод начал отпускать продукцию сельхозпроизводителям без предоплаты, и был ограничен вывоз его продукции за пределы области. Результатом этого стал долг покупателей в 130 млрд руб. и долг завода поставщикам в 100 млрд руб. Эти сравнительно небольшие для российских НПЗ долги почти полностью блокировали импорт нефти из Казахстана, и в 1994 году завод переработал всего 2,42 млн т нефти (42% загрузки мощностей) и попал в список неплатежеспособных.

В сложившейся ситуации ни компания “Сиданко”, в которую АО “Крекинг” вошло в мае 1994 года, ни местные власти, которые “получили” в области острый топливный кризис, не могли помочь заводу. Планы нефтяной компании обеспечить Саратов казахской нефтью в обмен на поставки продукции “Пурнефтегаза” на Павлодарский НПЗ в Западном Казахстане оказались нереализованными. А что касается области, то местное нефтедобывающее объединение — “Саратовнефтегаз” — оказалось по большей части сервисным предприятием, персонал которого работал в основном вахтовым методом в Сибири.

Несмотря на тяжелую ситуацию в 1994 году завод получил 89 млрд руб. прибыли (из них чистая составила 54,5 млрд), что позволило выплатить дивиденды в размере чуть больше 20 тыс. руб. на привилегированную акцию и 200% на обыкновенную тысячерублевую. В целом же итоги работы АО “Крекинг” в прошлом году позволили территориальному агентству по банкротству объявить о выходе завода из критического состояния.

Тем не менее для того чтобы “Крекинг” окончательно вышел из кризиса, ему необходимы поставки не менее 4 млн т нефти в год и восстановление системы сбыта продукции, поскольку за два предыдущих года завод фактически лишился традиционных рынков сбыта (в Поволжье и на Северном Кавказе). Естественно, решающую роль в обеспечении этих объемов должна сыграть компания “Сиданко”. Уже сообщалось, что она планирует строительство (а точнее восстановление) нефтепровода из Удмуртии в Саратов. Возможности “Сиданко” после предполагаемого включения в нее АО “Саратовнефтегаз” и “Саратовнефтепродукт” увеличатся.

Дело в том, что компания пообещала заводу эти 4 млн т в 1995 году и уже поставила нефти на 70 млрд руб. без предоплаты с условием немедленного возвращения долга после продажи нефтепродуктов. Однако выплата долгов задерживается на 2-3 месяца, поэтому объемы поставок “Сиданко” напрямую зависят от платежеспособности клиентов завода. Кстати, отсутствие у завода достаточных оборотных средств (самый крупный из покупателей — “Саратовнефтепродукт” — задолжал “Крекингу” 72 млрд руб.) вынуждает его активно выходить на свободный рынок, что неоднократно отмечалось торговцами.

Немаловажным для “Крекинга” является и сотрудничество с местными коммерческими структурами, которые серьезно представлены и в уставном капитале АО, и в его совете директоров. Одна из этих структур — АО “Нарат” — владеет более чем 12% уставного капитала “Крекинга” и представлена в его совете директоров президентом Камилем Аблязовым и его братом Рашидом. Фирма занимается нефтяным бизнесом 3 года, добывает нефть в Саратовской и Оренбургской областях в объеме около 150 тыс. т. Кроме того, в прошлом году она переработала на заводе 700 тыс. т давальческой тюменской нефти. “Нарат” крайне заинтересован в сбыте нефти “Крекингу”, поскольку планирует создать единый цикл “добыча-переработка-продажа” — в ближайшем будущем он покупает три нефтебазы и планирует открыть в Саратове восемь АЗС. Другая фирма, входящая в состав концерна “Волго-нефть”, — компания “Нафта” — также представлена в совете директоров “Крекинга” своим руководителем — Владимиром Радионовым. Как и “Нарат”, “Нафта” занимается добычей нефти и заинтересована в создании системы ее продажи “Крекингу”.

И все-таки не только нынешняя активность руководства завода по выводу его из кризиса привлекает “Сиданко” и коммерческие структуры. Надо думать, что в этой ситуации весьма привлекательным фактором оказалась программа реконструкции НПЗ, операторами которой являются международный консорциум “Рифин” и испанская фирма Dragados. Модернизация позволит предприятию резко повысить уровень своей технологии: при сохранении мощности по переработке нефти на уровне 10 млн т в год увеличить глубину ее переработки с 41-45% до 75%. Должна также резко улучшиться структура выпускаемых нефтепродуктов, что выразится в увеличении доли неэтилированного бензина и малосернистого дизтоплива при общем улучшении их качества и в начале выпуска авиакеросина. Причем интересно, что если при разработке этой программы общей стоимостью около $600 млн ее гарантом выступало государство в лице Минтопэнерго (обеспечивающего традиционные тогда квоты на экспорт нефтепродуктов), то теперь роль гаранта возврата инвестиций играет уже компания “Сиданко”. Скорее всего, именно сменой гарантов и вызвана затяжка этой кредитной истории, длящейся уже более двух лет.

Однако теперь она находится в решающей фазе: в конце августа в Вашингтоне планируется подписание соглашения между АО “Крекинг” и Экспортно-импортным банком США о гарантировании кредита на сумму $230 млн, который предоставит заводу американский Chemical Bank. В целом же через Эксимбанк завод предполагает получить для первого этапа реконструкции $320 млн. Начальный этап погашения кредита (3 года) будет льготным и предусматривает только выплату процентов. Второй этап — выплата кредита и процентов — начнется спустя 6 месяцев после окончания реконструкции и займет 7-8 лет.

Http://www. kommersant. ru/doc/115219

ПАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» — российский нефтеперерабатывающий завод. Известен также как завод «Крекинг». Входит в структуру нефтяной компании «Роснефть».

Является одним из старейших нефтеперерабатывающих предприятий в России [1] . Объём переработки нефти: 6,6 млн т. (2008 год).

Предприятие было основано 27 апреля 1934 года, был назван «Саратовским крекинг-заводом № 4». В том же году была запущена и первая установка по переработке нефти.

В годы Великой Отечественной войны предприятие бесперебойно поставляло топливо на фронт. За заслуги предприятие было удостоено Ордена Отечественной войны I степени. На предприятие также на вечное хранение было передано Знамя Государственного комитета обороны СССР.

В последующие годы завод постоянно модернизировался. Так, к концу 1980-х годов мощность предприятия превысила 10 млн т [2] .

В начале 1990-х годов предприятие было преобразовано в ОАО. Почти сразу у предприятия начались проблемы. В 1993 году под нажимом областных властей НПЗ отгружает сельхозпредприятиям продукции на 130 млрд рублей без предоплаты. Большая часть этих денег так и не была возвращена. вследствие этого завод остался без оборотных средств и был вынужден сокращать закупки сырой нефти. Вслед за этим падает объём переработки нефти. В 1994 году на НПЗ было переработано лишь 2,5 млн т. нефти. В первом полугодии 1995 года завод вообще перерабатывает только давальческое сырьё.

Проблемы предприятия усугублялись ещё и борьбой за него различных структур. В первой половине 1990-х годов за контроль над предприятием боролись местные «Нарат» (Аблязов К. А.) и «Волго-нефть» (Родионов В. Е.). Также в борьбу вступила нефтяная компания СИДАНКО, сумевшая установить в конечном счёте контроль над НПЗ. После перехода СИДАНКО под контроль ТНК-BP, Саратовский НПЗ также оказался в её структуре.

В 2008 году завод переработал 6,614 млн тонн нефти (темп роста к 2007 году 112,5 %), глубина переработки составила 72,4 %. В 2008 году инвестиции в реконструкцию и модернизацию НПЗ составили 824,2 млн руб., (темп роста к 2007 г. 160 %). На реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2008 году было направлено 118 млн руб. (рост 169 %). Инвестиционная программа, реализованная в 2011—2012 годы, была на уровне более 300 млн долларов.

В марте 2013 года на заводе запущена установка изомеризации пентан — гексановой фракции мощностью 300 тыс. тонн в год [3] [4] , предполагается провести работы по реконструкции комплекса гидроочистки топлива и реализовать другие проекты, направленные на организацию выпуска нефтепродуктов «Евро 5» и увеличение объёмов переработки с 6 до 7—7,5 млн тонн в год.

Предприятие выпускает более 20 видов продукции: неэтилированные бензины, дизельное топливо, мазут всех основных марок, битумы, вакуумный газойль, техническую серу.

С марта 2013 года Саратовский НПЗ принадлежит нефтяной компании «Роснефть».

Http://rubrikator. info/index. php/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

Мы начинаем освещать деятельность Саратовского нефтеперерабатывающего завода. Текущий обзор является первым и посвящен представлению подробной информации о профиле компании, а также о производственных и финансовых результатах за несколько лет и за последний отчетный период.

Саратовский НПЗ перерабатывает нефть Саратовского месторождения, поступающую по трубопроводу, а также нефть Сорочинского, Оренбургского и Зайкинского месторождений, поступающую по железной дороге. Мощность переработки составляет 7 млн т. нефти в год. Компания выпускает более 20 видов продукции: неэтилированные бензины, дизельное топливо, мазут всех основных марок, битумы, вакуумный газойль, техническую серу. Все выпускаемые заводом моторные топлива соответствуют классу 5.

Строительство Саратовского крекинг-завода было начато в 1931 году. Первая крекинг-установка по переработке мазута была запущена 27 апреля 1934 года. В годы Великой Отечественной войны предприятие бесперебойно поставляло топливо на фронт. За заслуги предприятие было удостоено Ордена Отечественной войны I степени. В 1942-1943 г. г. в результате бомбардировок предприятие было разрушено на 80%. 1950-1980 годы осуществлялось широкомасштабное строительство новых установок: Л-35-11/300, Л-24-6, ЛЧ-35-11/600, УПС, ЭЛОУ-АВТ-6, базы нефти, очистных сооружений и др. К концу 1980-х годов мощность предприятия превысила 10 млн т.

В начале 1990-х годов предприятие было преобразовано в ОАО и почти сразу у завода начались проблемы. В 1993 году под нажимом областных властей НПЗ отгрузило сельхозпредприятиям продукции на 130 млрд руб. без предоплаты. Большая часть этих денег так и не была возвращена, вследствие чего завод остался без оборотных средств и был вынужден сокращать закупки сырой нефти. Вслед за этим упал объём переработки нефти. В 1994 году на НПЗ было переработано лишь 2,5 млн т. Проблемы предприятия усугублялись ещё и борьбой за него различных местных структур. Также в борьбу вступила нефтяная компания «Сиданко», сумевшая, в конечном счёте, установить контроль над НПЗ. После перехода «Сиданко» под контроль «Тюменской нефтяной компании», Саратовский НПЗ также оказался в её структуре. В 2003 году вместе со всеми активам «Тюменской нефтяной компании» завод перешёл в структуру компании ТНК-BP. А уже в 2013 году завод перешёл под управление компании «Роснефть».

В 2013 году на ПАО «Саратовский НПЗ» была введена в эксплуатацию новая установка Изомеризации пентан-гексановой фракции, мощностью 300 тыс. тонн/год, а также выполнены масштабные работы по ремонту и реконструкции действующих технологических установок ЭЛО УВТ-6 с доведением мощности до 7 млн тонн/год по сырью (нефти) и установки Висбрекинга гудрона с увеличением мощности до 1 млн тонн/год по сырью.

В 2015 году реализовывались проекты, направленные на замену физически изношенного оборудования, и обеспечение безопасной эксплуатации производства. После вхождения в состав ПАО «НК «Роснефть» на ПАО «Саратовский НПЗ» была разработана программа развития завода на перспективу до 2023 года, а также одобрена реализация проектов направленных на углубление переработки (увеличение отбора вакуумного газойля и увеличение производительности Висбрекинга гудрона); начаты предпроектные работы по реализации проекта реконструкции битумного производства с целью обеспечения соответствия выпускаемых марок битума требованиям современных стандартов. В 2016 году Саратовский НПЗ начал выпускать судовое топливо 2 марок — RMG 380 и RMG 700.

Сейчас дочерней компании Роснефти – «РН-Холдинг» принадлежит 90% обыкновенных акций (674,5 тыс. ао) и около 65% от числа привилегированных акций (160,5 тыс. ап).

За Саратовским НПЗ мы следим достаточно продолжительное время, но уровень потенциальной доходности ранее не позволял попасть в число наших приоритетов. Однако сильная отчетность компании за первый квартал и первое полугодие текущего года заставили нас пересмотреть исходные предпосылки в модели компании, результатом чего стало повышение прогнозов финансовых показателей и потенциальной доходности акций.

Кроме того, на попадание в наши портфели Саратовского НПЗ повлиял переход привилегированных акций компании в результате регулярного ранжирования из группы 6.4 в 6.3. Долгое время акции компании обладали довольно низкой ликвидностью торгов на Московской бирже. Но, как можно увидеть на графике ниже, ситуация с объемом торгов привилегированными акциями Саратовского НПЗ на бирже в последнее время поменялась.

По нашим предположениям это может быть связано с возможным выводом дополнительного предложения акций на биржу рядом крупных миноритариев. Добавим, что согласно последней квартальной отчетности структуре, близкой к Prosperity Capital – Lancrenan Investments Limited (Кипр), принадлежало 5,174% от уставного капитала или 3,967% обыкновенных акций, а именно, около 30 тыс. обыкновенных акций и около 22 тыс. привилегированных акций. Получается, что на Prosperity Capital приходится одна четверть находящихся в свободном обращении префов Саратовского НПЗ.

На операционном уровне компания демонстрирует стабильный финансовый результат, что во многом определяется достаточно простой схемой бизнеса завода. ПАО «Саратовский НПЗ» перерабатывает нефть на давальческой основе, основной потребитель его услуг – «Роснефть». В связи с полным переходом в 2012 году на производство автомобильных бензинов и дизельных топлив по стандарту Евро-5 и повышением конкурентоспособности товарной продукции эмитента риски, связанные с потерей покупателей продукции, минимальны.

За рассматриваемый период, из года в год, наблюдался рост объемов переработки сырья и рост средней стоимости процессинга, с неукоснительным ростом маржи процессинга. Данный тренд был прерван лишь в 2016 году, как мы предполагаем, из-за эффекта проведенного планового ремонта в 4 квартале 2015 года. В данный момент завод выходит на проектную мощность работы, что должно привести к росту маржи процессинга до уровней 2014-2015 гг.

Анализируя квартальные показатели прибыли можно наблюдать регулярные «провалы», которые обусловлены ремонтными работами на заводе.

Теперь перейдем к анализу финансовых результатов за первое полугодие 2017 года.

Выручка компании за 1 полугодие текущего года выросла на 32,5%, составив 6,8 млрд руб. Расходы компании сократились на 6% – до 3,7 млрд руб. Операционные показатели компания раскрывает лишь раз в году, так что судить о точных причинах данного роста нельзя. Как мы предполагаем, он произошел из-за увеличения объемов переработки сырья, а также средней стоимости процессинга.

Компания не имеет долга, равно как и значительного объема свободных денежных средств. Кроме того, прочие доходы и расходы не оказали какого-либо значимого эффекта на итоговый финансовый результат. Заметим, что на протяжении последних 6 лет наблюдается постоянный рост дебиторской задолженности, сопоставимый в абсолютном выражении с размером нераспределенной прибыли. Только с начала года дебиторская задолженность выросла на 3,5 млрд руб., достигнув 14,5 млрд руб. Почти вся она приходится на материнскую компанию – Роснефть, являясь для последней способом безвозмездного фондирования. Это является не самой лучшей корпоративной практикой в части модели управления акционерным капиталом и ведет к занижению дивидендных выплат по акциям завода.

В итоге чистая прибыль компании выросла более чем в 2,6 раза, составив 2,5 млрд руб.

По итогам 2017 года мы ожидаем дивиденды в размере около 1,6 тыс. руб. на одну привилегированную акцию, что исходя из текущих котировок, составляет 12,9% дивидендной доходности. Размер дивидендов по префам Саратовского НПЗ определяется уставом компании, как 10% от чистой прибыли, распределяемой среди всех владельцев привилегированных акций. По обыкновенным акциям дивиденды компания не платит.

Ниже представлены наши прогнозы ключевых финансовых показателей компании.

Если говорить о будущих результатах компании, то мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе завод будет способен зарабатывать чистую прибыль в диапазоне 4-5 млрд руб. Мы отдаем предпочтение привилегированным акциям компании, обращающимся с мультипликаторами P/BV 2017 около 0,5 и P/E 2017 около 3,1.

Подробнее о выборе акций, расчете потенциальной доходности и принципах формирования и управления портфелем читайте в книге «Заметки в инвестировании» в разделе «Управление капиталом»

Http://bf. arsagera. ru/saratovskij_npz/nachinaem_osvewat_deyatelnost_zavoda/

«Саратовский нефтеперерабатывающий завод» — одно из старейших нефтеперерабатывающих российских предприятий [1] , ранее известное как завод «Крекинг», входит в структуру нефтяной компании « Роснефть ».

Находится в Саратове (улица Брянская, дом 1). Объём переработки нефти: 6,6 млн т. (2008 год).

Предприятие было основано 27 апреля 1934 года, был назван «Саратовским крекинг-заводом № 4». В том же году была запущена и первая установка по переработке нефти.

В годы Великой Отечественной войны предприятие бесперебойно поставляло топливо на фронт. За заслуги предприятие было удостоено Ордена Отечественной войны I степени. На предприятие также на вечное хранение было передано Знамя Государственного комитета обороны СССР.

В последующие годы завод постоянно модернизировался. Так, к концу 1980-х годов мощность предприятия превысила 10 млн т [2] .

В начале 1990-х годов предприятие было преобразовано в ОАО. Почти сразу у предприятия начались проблемы. В 1993 году под нажимом областных властей НПЗ отгружает сельхозпредприятиям продукции на 130 млрд рублей без предоплаты. Большая часть этих денег так и не была возвращена. вследствие этого завод остался без оборотных средств и был вынужден сокращать закупки сырой нефти. Вслед за этим падает объём переработки нефти. В 1994 году на НПЗ было переработано лишь 2,5 млн т. нефти. В первом полугодии 1995 года завод вообще перерабатывает только давальческое сырьё.

Проблемы предприятия усугублялись ещё и борьбой за него различных структур. В первой половине 1990-х годов за контроль над предприятием боролись местные «Нарат» (Аблязов К. А.) и «Волго-нефть» (Родионов В. Е.). Также в борьбу вступила нефтяная компания « Сиданко », сумевшая установить в конечном счёте контроль над НПЗ. После перехода «Сиданко» под контроль « Тюменской нефтяной компании », Саратовский НПЗ также оказался в её структуре.

В 2003 году вместе со всеми активами Тюменской нефтяной компании завод перешёл в структуру компании ТНК-BP.

В 2008 году завод переработал 6,614 млн тонн нефти (темп роста к 2007 году 112,5 %), глубина переработки составила 72,4 %. В 2008 году инвестиции в реконструкцию и модернизацию НПЗ составили 824,2 млн руб. (темп роста к 2007 году — 160 %). На реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2008 году было направлено 118 млн руб. (рост 169 %). Инвестиционная программа, реализованная в 2011—2012 годы, была на уровне более 300 млн долларов.

В марте 2013 года на заводе запущена установка изомеризации пентан — гексановой фракции мощностью 300 тыс. тонн в год [3] [4] , предполагается провести работы по реконструкции комплекса гидроочистки топлива и реализовать другие проекты, направленные на организацию выпуска нефтепродуктов «Евро 5» и увеличение объёмов переработки с 6 до 7—7,5 млн тонн в год.

В 2013 году завод перешёл под управление российской государственной нефтяной компанией « Роснефть » наряду со всеми активами поглощённой ей ТНК-BP.

Предприятие выпускает более 20 видов продукции: неэтилированные бензины, дизельное топливо, мазут всех основных марок, битумы, вакуумный газойль, техническую серу.

Юридическое лицо предприятия — публичное акционерное общество «Саратовский НПЗ», акции общества торгуются на Московской бирже (тикер KRKN ), с марта 2013 года 81 % акций общества принадлежит нефтяной компании « Роснефть ».

Http://www. naturliga. tk/Existens/ru/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

80 лет назад (1934)Была пущена в эксплуатацию первая установка на крекинг-заводе им. С. М. Кирова (ныне ОАО Саратовский нефтеперерабатывающий завод). Завод является одним из крупнейших и наиболее значимых предприятий области. Строительство завода началось в 1931 г. и уже в апреле 1934 г. он выпустил первую продукцию – бензин. Затем последовал ввод в действие ряда других крекинг-установок. В 1935 г. завод выдал 165 тысяч тонн горючего. Во время Великой Отечественной войны заводской бензин непрерывным потоком шел на фронт, несмотря на неоднократные бомбардировки завода. Героический труд коллектива был отмечен орденом Отечественной войны I степени. В послевоенный период завод несколько раз реконструировался, вводились новые технологические установки, осваивается выпуск новых видов продукции. В 1967 г. сооружен каталитический риформинг – сложный комплекс по производству высокооктанового бензина. В 1994 г. завод становится акционерным обществом и входит в состав компании ТНК-ВР. В настоящее время предприятие выпускает более 20 видов продукции. Сегодня ОАО Саратовский нефтеперерабатывающий завод – стабильное, динамично развивающееся конкурентоспособное предприятие, не уступающее другим заводам по качеству продукции, культуре производства, экологической безопасности и социальной защите.

Желнова, Н. Времен связующая нить : [к 75-летию Сарат. НПЗ] // Сарат. обл. газ. – 2009. – 5 мая. – С. 2.

ОАО Саратовский нефтеперерабатывающий завод // Энциклопедия Саратовского края [в очерках, событиях, фактах, именах] / ред. кол.: В. И. Вардугин [и др.]. – 2-е изд., перераб. – Саратов, 2011. – С. 301-302.

Http://www. sounb. ru/calendar/calendar. php? ELEMENT_ID=3299&back=/calendar/?ELEMENT_ID=636&year=2014

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weКјve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youКјre not sure about how to enable cookies, please refer to our Help section.

ItКјs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youКјll just need to enter the CAPTCHA code once, and weКјll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnКјt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. WeКјve developed a service called Yandex. XML that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

ItКјs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatКјs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr. Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the contact us form.

Http://yandex. lt/collections/card/59bac3a5d7f77d00cd9bddcd/

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weКјve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youКјre not sure about how to enable cookies, please refer to our Help section.

ItКјs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youКјll just need to enter the CAPTCHA code once, and weКјll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnКјt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. WeКјve developed a service called Yandex. XML that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

ItКјs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatКјs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr. Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the contact us form.

Http://yandex. com/collections/card/59bac3a5d7f77d00cd9bddcd/

Поделиться ссылкой: