строительство нового нпз – cccp-online.ru

строительство нового нпз

Проект строительства нового НПЗ в Красноярском крае столкнулся с традиционной проблемой — отсутствием надежного источника сырья. Выживаемость независимых производителей топлива, несмотря на обещания властей навести порядок в секторе нефтепереработки, по-прежнему под вопросом

«Решение о начале работ по проектированию НПЗ является преждевременным, подключение данного НПЗ к системе магистральных нефтепроводов не планируется, ресурсы нефти для поставки на планируемый завод отсутствуют», — такой фразой компания «Транснефть» резюмировала свое обращение к губернатору Красноярского края Льву Кузнецову. Поводом для обращения российской транспортной монополии к главе региона стала информация о строительстве в Уярском районе края нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн тонн в год (см. «Уяр останется с нефтью» в «Эксперте-Сибирь» № 13 за 2012 год).

Теперь стало понятно, почему краевые власти, которые так любят громогласно заявлять о новых промышленных проектах, в данном случае предпочли сокрыть начинание от общественности. А ведь идея о строительстве в Красноярском крае независимого производителя ГСМ вынашивалась долгие годы. Топливные кризисы здесь случаются регулярно. Хотя вроде и регион нефтедобывающий (Ванкорское месторождение), и свой перерабатывающий завод есть (Ачинский НПЗ, входит в структуру «Роснефти»). Во время прошлогоднего скачка цен на ГСМ губернатор Лев Кузнецов признался, что у региональной власти практически нет инструментов влияния на топливный рынок. Проблему пришлось решать путем трудных переговоров с производителем. Ачинский НПЗ, так же как и лицензия на разработку Ванкорского нефтегазового месторождения, принадлежит «Роснефти». У этой крупнейшей в России вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) есть своя стратегия работы, которая не обязана всецело ориентироваться на интересы того или иного региона.

Стоит отметить, что тема развития независимой нефтепереработки в течение нескольких лет активно обсуждается на федеральном уровне. В частности, год назад она специально поднималась главой Минэконразвития РФ Эльвирой Набиулиной. «Я считаю, что наряду с ВИНК на рынке должны быть независимые нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня, на наш взгляд, текущую ситуацию с бензином можно регулировать оперативными мерами. Но чтобы кризисы не повторялись, нужно развитие конкуренции в широком смысле слова», — сказала министр. В подобном подходе, конечно, заинтересован и Красноярский край. Тем более что для строительства нового НПЗ нашелся повод. В 2015 году должен прекратить работу крупный терминал на станции Уяр, который обеспечивает перелив нефти из магистрального трубопровода «Транснефти» в железно­дорожные цистерны. Ввод второй очереди трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) оставит этот комплекс без работы. Однако существующая там разветвленная инфраструктура прекрасно бы подошла для нефтеперерабатывающего завода. Краевые власти решили воспользоваться этой возможностью. В том числе и для развития конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов.

После многолетнего поиска вариантов появился вполне реальный проект. В Уярском районе Красноярского края было зарегистрировано ОАО «Балайский НПЗ», учредителем которого выступила новосибирская компания «Линас-техно» (входит в ГК «Линас», специализирующуюся на поставке нефтяного оборудования, проектировании и строительстве малых и средних НПЗ). Строительство завода стоимостью 35 млрд рублей должно начаться летом этого года. Согласно проекту, первая очередь НПЗ планируется к сдаче в 2015 году. На полную мощность в 3 млн тонн продукции, отвечающей стандартам Евро-4 и Евро-5, предприятие предполагается вывести в течение пяти лет с начала строительства. Основными рынками сбыта топлива Балайского НПЗ должен стать Красноярский край, а также соседние регионы, прежде всего Хакасия и Тува. К настоящему времени проведен весь комплекс предпроектных работ, площадка подготовлена под строительство, оформлен земельный участок в районе станции Балай площадью 160 га.

В феврале этого года на IX Красноярском экономическом форуме краевое правительство без лишнего ажиотажа презентовало этот проект. Свою заинтересованность в нем, по информации министерства инвестиций и инноваций края, высказал Внешэкономбанк. В общем дело шло размеренным ходом. Но тут о своей позиции жестко заявила «Транснефть». В своем обращении к губернатору Льву Кузнецову компания указала на технологическую невозможность подключения Балайского НПЗ к магистральному нефтепроводу. «Баланс нефтяного сырья в восточном направлении, составленный по заявкам нефтяных компаний, показывает, что все объемы нефти на период до 2020 года распределены по направлениям поставки», — говорилось в заявлении транспортной госмонополии. Было указано и на то, что данный завод не учтен в «Генеральной схеме развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года», утвержденной Минэнерго России. А ведь согласно этому документу и развивается система магистральных нефтепроводов России. Стало ясно, что планы по рождению независимой нефтепереработки в Красноярском крае компании «Транснефть» известны не были.

Позиция «Транснефти» в данном случае, безусловно, понятна. У компании есть свои четко очерченные задачи общегосударственного масштаба. Заниматься диверсификацией региональных оптовых рынков топлива ее никто не уполномочивал. Подобные проблемы, кстати, ранее преследовали и проекты независимых НПЗ в Кузбассе (см. «Свой бензинчик» в «Эксперте-Сибирь» № 20–21 за 2011 год).

Но понимания заслуживает и позиция ОАО «Балайский НПЗ». «Мы, честно говоря, немного обескуражены столь быстрым и жестким ответом «Транснефти». Проект строительства завода пока находится в начальной стадии. Идут серьезные переговоры с потенциальными инвесторами. Без конкретного решения об инвестициях в проект мы не собирались вести конкретные переговоры с поставщиками нефти. Кроме того, завод пока не внесен в реестр НПЗ Минэнерго России. Так что у нас даже возможности пока нет для поиска поставщика нефти. Как только окончательно решатся вопросы по инвестициям и внесению нас в реестр нефтеперерабатывающих заводов, мы тут же начнем конкретный и детальный разговор о поставке сырья. Хотелось бы отметить, что здесь мы рассчитываем и на честный рыночный подход, и на твердую позицию краевого правительства. Ведь реализация проекта, как нам говорили, выгодна краю», — рассказал «Эксперту-Сибирь» генеральный директор ОАО «Балайский НПЗ» Владимир Криволуцкий.

В правительстве Красноярского края воздерживаются от подробных комментариев по поводу судьбы НПЗ. В министерстве инвестиций и инноваций региона лишь говорят, что идет процесс переговоров и согласования позиций. «Это понятно. У региональных властей по большому счету нет возможности повлиять на ход дела кроме как поддержкой на словах и походами по кабинетам федеральных чиновников», — говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Владислав Зырянов. По его словам, в секторе нефтепереработки в России давно сложилась олигополия (оптовый рынок ГСМ в Сибири контролируют «Роснефть» и «Газпромнефть», которым принадлежат три действующих в округе крупных НПЗ), а в секторе транспортировки нефти — монополия. Однако и нефтяные компании, формально являясь коммерческими структурами, и «Транснефть» тем не менее контролируются государством. «О какой-то прозрачности и рыночных механизмах здесь даже говорить не стоит. Вывод из всей этой истории прост: решение проблемы диверсификации рынка ГСМ можно решить, только изменив государственную политику в это отрасли. А это находится в компетенции высших федеральных органов российской власти», — справедливо считает депутат.

Очевидно, что федеральная власть вынуждена искать компромисс между интересами крупных нефтяных компаний, обеспечивающих наполнение российского бюджета, и потребностями регионов в прозрачных и честных рынках ГСМ. Нужным звеном здесь могут стать именно независимые НПЗ. Эксперты считают, что этот бизнес может быть и выгоден, и привлекателен для инвесторов. Нужно лишь обеспечить равные условия для игроков, в том числе и доступ к ресурсам. Немногочисленные, но уже реализуемые проекты в этой отрасли говорят о том, что при активной позиции региональных властей пробиться сквозь монополию можно. Так, Яйский НПЗ в Кузбассе, строительство которого ведет ЗАО «НефтеХимСервис» на кредит Сбербанка и при поддержке губернатора Амана Тулеева, уже проходит завершающий этап — гидроиспытание. Первая очередь (первичная переработка нефти) будет введена в строй во втором квартале 2012 года.

Шесть лет назад правительство решило стимулировать переработку нефти в России. Экспортная пошлина на сырье была повышена, зато нефтепродукты стали облагать по льготной ставке. В среднем пошлина на нефтепродукты составляет теперь 55% от пошлины на нефть. Крупнейшие нефтяные компании остались глухи к этому стимулу. «Роснефть», например, объявила было о планах построить новый НПЗ, но потом предпочла перенести строительство в Китай. Зато возможность заработать привлекла инвесторов, не связанных с нефтедобычей. Вот только прорваться на новый рынок они могут лишь при наличии политической «крыши».

В 2007 году Александр Говор и Юрий Кушнеров заработали больше $0,5 млрд на двоих, продав свою долю в компании «Южкузбассуголь». Деньги решили инвестировать в нефтепереработку, тем более что место для завода мощностью 3 млн т уже было присмотрено. Райцентр Яя в Кемеровской области уникален тем, что здесь максимально близко друг к другу подходят магистральный нефтепровод и Транссиб.

Областные власти проект поддержали. Ни с электроэнергетиками, ни с РЖД проблем не возникло. А вот переговоры с трубопроводной монополией «Транснефть» зашли в полный тупик.

Сначала «Транснефть» выписала предпринимателям чек на 2,7 млрд рублей — за подключение. Те согласились заплатить. Но спустя год им предъявили новый счет, уже на 5 млрд рублей — мол, нужно строить еще и насосную станцию. Говор и Кушнеров провели свою оценку затрат и выяснили, что все работы можно выполнить в шесть с лишним раз дешевле. На их предложение все построить самостоятельно, но под контролем монополиста «Транснефть» ответила отказом.

Несмотря на то что в строительство уже вложено $150 млн, вопрос с подключением так и не решен. «Транснефть» наотрез отказывается подключать НПЗ к трубе, мотивируя это отсутствием «наличия пропускной способности нефтепровода». Вся надежда предпринимателей на земляка и старого товарища Сергея Неверова. После ухода Владимира Володина в правительство Неверов стал секретарем президиума Генерального совета «Единой России», то есть высшим партийным функционером.

Случай с заводом в Яе далеко не единичный. Развитие Кингисеппского нефтехимического комплекса в Ленинградской области мощностью 12 млн т застопорилось из-за отказа «Транснефти» и Минэнерго согласовать подключение к проходящей неподалеку трубе БТС-2. Труба заканчивается в порту Усть-Луга рядом с терминалом крупного нефтетрейдера — компании Gunvor, совладельцем которого является знакомый Владимира Путина Геннадий Тимченко. Питерская фирма «Амерол-ЭкоТех» (в прошлом году переименована в Кингисеппский НХК) объявила о намерении построить там нефтеперерабатывающий комплекс еще в октябре 2007 года. По словам главы Кингисеппского района Виктора Гешеле, который раньше был одним из поставщиков Gunvor, местные власти уже передали НХК в аренду на 49 лет два больших участка, на одном из них разместится комплекс по приему нефти из терминала Gunvor.

Теперь, когда «Транснефть» отказала заводу в подключении к трубе, его судьба зависит от того, помогут ему хозяева Gunvor или нет.

Другой знакомый Путина, его бывший преподаватель в Ленинградском университете, соучредитель адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Николай Егоров в начале 2010 года приобрел 10% акций группы New Stream, владеющей строящимся в Тюменской области Антипинским НПЗ. На вопрос Forbes, зачем Егорову понадобился этот пакет и во сколько он ему обошелся, сотрудник New Stream ответил, что у адвоката нет времени на интервью.

Зачем НПЗ понадобился влиятельный совладелец, можно только догадываться. Завод открылся в 2006 году и долгое время работал без подключения к магистральному нефтепроводу. Претензии к его деятельности были и у Ростехнадзора. Зато уже в марте завод подключился к трубе, после чего переработка нефти выросла в два с лишним раза.

Выходит, что переработка нефти — слишком важная отрасль, чтобы новые проекты в ней могли выживать только за счет поддержки на региональном уровне. В Татарстане построен нефтеперерабатывающий завод «Танеко» мощностью 7 млн т. Стройку регулярно посещал президент Рустам Минниханов. Гендиректор «Танеко» Хамза Багманов в интервью Forbes расписывает преимущества господдержки: со всеми ведомствами легко договариваться, поэтому стройка движется быстрее, чем у конкурентов. Кто главный подрядчик у татарстанского проекта? «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга — спарринг-партнера Владимира Путина по дзюдо.

Власти Судана рассчитывают на то, что Россия начнет строительство НПЗ в стране в 2019 г

Москва, 8 окт – ИА Neftegaz.RU. Проект по строительству нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Судане, который будет реализован российской стороной и обещает стать крупнейшим в Африке, начинает обретать реальные черты.

Подробности проекта стали известны 6 октября 2018 г.

В июле 2018 г. глава Минприроды РФ Д. Кобылкин, встречаясь с встретился с президентом Судана О. аль- Баширом, обсуждал вопрос о строительстве крупного НПЗ в Судане с участием России.

На тот момент информации о проекте было мало, сообщалось лишь что НПЗ большой мощности может быть построен в районе Красного моря .

Сейчас некоторые подробности проекта газете «Известия» сообщил посол Судана в Москве Н. Ю. Бабикер.

НПЗ площадью 4 км 2 , планируется построить в зоне свободной торговли на побережье Красного моря в г. Порт-Судан.

На территории ЗСТ предполагается также разместить нефтехимический комплекс.

Для любознательных напомним, что в г. Порт Судан уже есть построенный китайской CNPC в 1964 г НПЗ мощностью около 30 тым барр/сутки продукции.

Но китайский НПЗ после отделения Южного Судана был остановлен из-за отсутствия ресурсной базы.

Был проект Petronas строительства экспортного НПЗ мощностью около 100 тыс барр/сутки.

На этом НПЗ предполагалась переработка высокосернистой нефти для улучшения качества нефти сорта Dar Blend из блоков бассейна Судана Melut 3 и 7, где у Petronas есть доля участи 40%.

Производственная мощность нового НПЗ российского проекта составит 400 тыс. барр./сутки, что почти на 50 тыс. барр./сутки превышает мощность крупнейшего африканского НПЗ Эс-Сикда в Алжире.

Сырьем для суданского НПЗ станет как тяжелая нефть, добываемая на шельфе Судана, так и с легкая нефть из соседних Сомали и Южного Судана.

Примечательно, что и Южный Судан развивает сотрудничество с Россией.

Есть информация о том, что российские компании реализуют проект по строительству НПЗ в Южном Судане в районе г. Бентиу, столицы страны.

Еще в 2012 г улыбчивый министр инвестиций Судана М. Исмаил поведал журналистам Neftegaz.RU:

– о сильнейшем желании привлечь компании РФ к совместным геологоразведочным работам (ГРР) на территории страны;

– Газпром ведет работы на месторождениях Северного Судана, хотя и Южный Судан также дерзко предлагает Газпрому участие в нефтегазовых и инфраструктурных проектах.

Отношения Судана и отделившегося после 20-летней борьбы за независимость в 2011 г богатого нефтью Южного Судана – непростые.

Южносуданцы в 2011 г добывали 0, 35 млн барр/сутки нефти, но оказалось, что единственный путь экспорта – магистральный нефтепровод (МНП) Большой НИЛ, проходящий по территории Судана.

МНП Большой Нил протяженностью около 1600 км был построен (GNPOC) в 1999 г.

Оператор – Китайская национальная нефтяная корпорацией (CNPC), которая имеет долю участия 40% в GNPOC.

МНП начинается на нефтяном месторождении Хеглиг (Heglig) в штате Южный Курдуфан и на нефтяном месторождении Юнити ( Unity) и, проходя через Нубийские горы и г. Хартум, заканчивается на действующем НПЗ в Порт-Судане на Красном море.

Долгое время Южносуданцы не могли договориться о транзите нефти с обиженными суданцами, пытаясь даже построить МНП в обход Судана.

Лишь в 2017 г сторонам удалось договориться об условиях оплаты Судану транзита южносуданской нефти, в объеме 25 долл США/барр.

Но в условиях нестабильности добыча нефти в Южном Судане продолжает падать, составляя уже около 0, 135 млн барр/сутки.

Конкуренции между суданским и южносуданским НПЗ не ожидается.

В Восточной Африке наблюдается значительная нехватка нефтепродуктов, а потому спрос на продукцию НПЗ в Порт-Судане ожидается высокий.

Единственный функционирующий завод, расположенный в г. Хартум, удовлетворяет до 60-70% потребностей Судана, дефицит достигает 30-40%.

Высокий спрос на нефтепродукты наблюдается в приграничных странах: Южном Судане, Чаде, Эфиопии.

Плюсом нового НПЗ также станет его расположение – завод будет расположен в нескольких километрах от основного порта на Красном море.

Это облегчит танкерные поставки нефтепродуктов в Эритрею, Джибути и Сомали.

В настоящее время российская сторона изучает перспективы добычи нефти на шельфе Судана.

Власти Судана рассчитывают, что к строительству НПЗ Россия может приступить к концу 2019 г.

Какая конкретно российская компания будет заниматься реализацией проекта, не сообщается.

Возможно, проектом займется Татнефть.

Компания занимается подготовкой кадров для нефтегаза Судана, а также обозначала свой интерес к предоставлению нефтесервисных услуг, проведению разведочных работ и плановому ремонту (ППР) нефтепромыслового оборудования.

В 2016 г. сообщалось, что Татнефть может оказать техподдержку и в строительстве под ключ новых НПЗ, и модернизации действующих НПЗ , ГПЗ и НХК.

Осталось только надеется, что не повторится история с заводом по переработке попутного нефтяного газа ( ПНГ ), который планировала построить в Судане российская компания GTL .

Китайцы построят нефтеперерабатывающий завод в Приморье

13 сентября, PrimaMedia. Глава Приморья Андрей Тарасенко встретился с вице-президентом китайской энергетической инжиниринговой корпорации SINOMEC Лю Юйпеном в четверг, 13 сентября, в ходе четвертого Восточного экономического форума. Стороны подписали соглашение о намерениях по строительству в крае нефтеперерабатывающего завода с объемом инвестиций 50 млрд рублей, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе администрации Приморского края.

Соглашение стало результатом встречи, которую Андрей Тарасенко провел с представителями SINOMEC в июне этого года в Пекине. Тогда глава Приморья предложил китайской корпорации поучаствовать в строительстве завода модульного типа, производящего дизель и мазут, а на последующих этапах – бензин. Потребность края в бензине составляет 1,5-2 млн тонн ежегодно. Остальную продукцию предприятия можно отправлять на экспорт.

В соглашении, подписанном на ВЭФ–2018, речь идет о проекте стоимостью не менее 50 млрд рублей. В ходе его реализации планируется создать не менее тысячи новых рабочих мест.

В настоящее время инвестор определяет перспективную территорию для размещения будущего завода. Андрей Тарасенко предложил рассматривать участки, которые позволят производить отгрузку, в том числе, морскими путями – с прицелом на будущий экспорт.

“У нас в Приморье есть запасы нефти, и мы окажем вам содействие в доразведке. Накануне я подписал соглашение с Росгеологией, они тоже будут искать возможность разведывательных мероприятий”, – обозначил глава региона.

Также руководитель края рекомендовал инвестору при выборе участка под завод учитывать близость железнодорожных путей. Лю Юйпен отметил, что железная дорога – важная транспортная артерия для будущего предприятия.

По словам Андрея Тарасенко, везти в Приморье сырье для переработки на местном заводе готовы компании Сургута, такое же намерение выразила “Газпром нефть”, “Татнефть”. Лю Юйпен добавил, что SINOMEC намерена продолжить переговоры о поставках сырья с “Роснефтью”.

“В ближайшие дни наши специалисты-техники приедут в Приморье, чтобы осмотреть потенциальные участки для размещения завода”, – отметил вице-президент китайской корпорации.

Справочно: ООО “Китайская энергетическая инженерная компания” (SINOMEC) является ведущим предприятием Китая в сфере строительства энергетических объектов. Деятельность компании включает в себя управление инвестициями, консультирование по вопросам планирования, проектно-изыскательные работы, строительный подряд, разработку и изготовление в области электрических мощностей в энергетике, нефтехимии, новых источниках энергии. В настоящее время компания реализует международные проекты в регионах Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной Америки.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий