В каком городе находится нефтеперерабатывающий завод

Под структурой потребления понимается соотношение между отдельными нефтепродуктами, потребляемыми на территории, прилегающей к заводу. Благоприятным для размещения нефтеперерабатывающего завода считается район, в котором плотность потребления нефтепродуктов выше, а структура их потребления больше соответствует принятому направлению переработки нефти.  [16]

Под структурой потребления понимается соотношение между отдельными нефтепродуктами, потребляемыми на территории, прилегающей к заводу. Благоприятным для размещения нефтеперерабатывающего завода считается район, в котором выше плотность потребления нефтепродуктов, а структура их потребления больше соответствует принятому направлению переработки нефти.  [17]

В связи с этим транспорт значительно влияет на размещение нефтеперерабатывающих заводов. В период, когда основными видами транспорта были железнодорожный и речной, заводы располагались преимущественно на берегах рек и морей, в настоящее время ведущим стал трубопроводный транспорт.  [18]

Важнейшая особенность советской нефтеперерабатывающей промышленности состоит в рациональном размещении ее предприятий по экономическим районам страны, включая создание этой отрасли в новых, особенно в восточных, районах. В силу сказанного изменяется и география ресурсов углеводородного сырья. Размещение нефтеперерабатывающих заводов в районах потребления моторного топлива создает благоприятные предпосылки для развития промышленности органического синтеза в новых экономических районах. В решении этой народнохозяйственной задачи важное значение имеет форсированное строительство магистральных нефтепроводов, перекачка нефти по которым в семилетке возрастет в несколько раз.  [19]

Месторождения нефти очень неравномерно распределены по территории страны. Несмотря на коренные сдвиги в размещении добычи нефти и расширение географии добычи, происшедшие за годы Советской власти, различия по-прежнему остаются. Неизбежна и территориальная неравномерность размещения нефтеперерабатывающих заводов относительно потребителей нефтепродуктов.  [20]

За последние 10 лет на берегах рек на возможно более близком расстоянии от месторождений угля в Мидленде и Йоркшире был построен ряд крупных тепловых электростанций мощностью до 2 000 Мет с градирнями на площадках, имеющих железнодорожную связь достаточной пропускной способности с местами угледобычи, Помимо обеспечения местной потребности в электроэнергии, значительное количество энергии передается от этих станций в бедные углем районы на юго-востоке и северо-западе Англии. Кроме того, угольные электростанции размещены в районах, лишенных месторождений топлива, главным образом в устье Темзы, и снабжаются углем, доставляемым морским путем с шахт в центре и на севере страны. Строительство электростанций на нефти зависит от размещения нефтеперерабатывающих заводов и перекачивающих станций. Электростанции на нефти мощностью 2 000 Мег сооружаются в Южном Уэлсе и в районе Саутгемптона. Обе станции будут связаны короткими нефтепроводами с местными нефтеперерабатывающими заводами. Еще одна станция мощностью 2 000 Мет сооружается в Кингснорте в устье Темзы и предназначается для сжигания угля, доставляемого морским путем, и нефти. В связи с незначительной стоимостью транспортировки ядерного топлива атомные электростанции первоначально размещались в районах, бедных углем: восемь из них находятся на юге Англии, а две – в Северном Уэльсе.  [21]

Эксплуатируемые запасы нефти размещены по территории страны неравномерно, основные из них сосредоточены в районах между Волгой и Уралом, на Кавказе, в северных районах Западной Сибири. Так же неравномерно размещены и нефтеперерабатывающие заводы. Если до настоящего времени центром переработки нефти являлся Урало-Волжский район, имеющий большие ресурсы нефтяного сырья и расположенный более выгодно по отношению к основным районам потребления готовой продукции, то на ближайшую перспективу вполне закономерна и экономически эффективна тенденция размещения нефтеперерабатывающих предприятий вдали от мест добычи нефти, в районах массового потребления нефтепродуктов. При размещении нефтеперерабатывающих заводов в районах потребления готовой продукции достигается сокращение транспортных издержек за счет повышения удельного веса трубопроводов в доставке сырья от нефтяных промыслов к заводам и снижения дальности перевозок нефтепродуктов по железным дорогам.  [22]

Успехи в развитии трубопроводного транспорта позволяют транспортировать ряд нефтепродуктов ( особенно светлых) к потребителям по продуктопроводам. Это ослабляет зависимость нефтеперерабатывающих заводов от складывающегося размещения его основных потребителей. Тем самым в большей степени могут быть учтены требования химической промышленности к размещению ее сырьевой базы. Такие варианты размещения нефтеперерабатывающих заводов в зависимости от требований всех потребителей их продукции до сих пор практически не рассматривались. Поэтому возникает насущная необходимость во взаимоувязанном планировании размещения хотя бы ряда смежных отраслей. Например, было бы выгодно сочетать интересы размещения таких отраслей, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и энергетическая. От согласованного размещения их зависит выбор района и пунктов строительства газобензиновых, нефтеперерабатывающих и химических заводов, электростанций, трубопроводного транспорта и линий электропередач. Для такого согласования необходимо по единой методике рассчитать порайонные технико-экономические показатели производства и транспортировки продукции каждой отрасли. При этом должны быть учтены сопряженные затраты во все смежные отрасли.  [23]

В отличие от США нефтеперерабатывающая промышленность СССР характеризуется меньшей глубиной переработки нефти и меньшим развитием вторичных процессов, в частности термического и каталитического крекингов, являющихся основными источниками получения нефтезаводских газов. Доля этих процессов составляет в настоящее время около 35 % от объема первичной перегонки. Кроме того, особенности размещения нефтеперерабатывающих заводов ограничивают число точек, где количество нефтезаводских газов было бы достаточным для организации производства низших олефинов в соответствии с мощностью существующих и разрабатываемых типовых установок.  [24]

Грузопотоки нефти могут следовать из одного нефтедобывающего района непосредственно на отдельный нефтеперерабатывающий завод и в этом случае направление нефти предопределится оптимальным направлением трассы нефтепровода, а при отгрузке по железной дороге – кратчайшим расстоянием доставки. Однако такое распределение грузопотоков встречается редко. Вследствие концентрации крупных ресурсов нефти в небольшом числе нефтедобывающих районов и размещения нефтеперерабатывающих заводов во многих пунктах, на большинстве направлениях и участках будут складываться общие для нескольких нефтеперерабатывающих заводов и других потребителей потоки нефти значительной мощности. Уже в настоящее время грузопотоки нефти на ряде направлений достигают нескольких десятков миллионов тонн в год, и ожидается; что в перспективе тенденция роста грузопотоков нефти сохранится.  [25]

В годы второй и третьей пятилеток было построено 46 установок АВТ и AT, 73 установки крекинга. Отечественные трубчатки по технико-экономическим показателям превосходили зарубежные. Внедрялись и новые селективные методы очистки масел, способствовавшие резкому улучшению их качества; впервые осваивались в широком масштабе процессы каталитической полимеризации и гидрирования; было начато строительство газофракционирующих установок. Новые заводы вводятся в Центре и на Востоке европейской части страны: в Москве, Саратове, Уфе, Ишимбае. В переработку были вовлечены сернистые нефти Башкирии. Изменения в размещении нефтеперерабатывающих заводов, строительство и использование трубопроводного трансаорта ( Баку-Батуми, Туапсе – Краснодар, Гурьев – Орск) улучшили технико-экономические показатели отрасли.  [26]

Http://www. ngpedia. ru/id366045p2.html

Учебно-воспитательные цели: Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России, объяснить новое понятие “свободные экономические зоны”. Определить отрасли специализации экономического района и факторы, обусловившие их размещение по территории. Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы. Организовать деятельность учащихся в группах по характеристике ведущих отраслей специализации хозяйства, закрепляя навыки коллективной работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа. Продолжить формировать географические умения: анализировать? картографические и статистические материалы, давать краткую? характеристику отраслям. Вести работу над общеучебными умениями:? выделять главное, сравнивать, обобщать, слушать, дополнять.

Оборудование: таблицы Северо-Западный район Россия, карта Северо-Западного экономического района, атласы, презентация “Калининград”, “Санкт-Петербург”, продукция заводов Северо-Западного района: фотоаппараты, оптические приборы-линзы, ювелирные изделия из янтаря.

Северо-Запад России – самый небольшой по территории район Российской Федерации (212 тыс. км2). Какие территории входят в его состав?

Административно-территориальные единицы Северо-Запада России: Ленинградская, Псковская, Новгородская области, С-Петербург – город федерального значения, Калининградская область – анклав.

Современные интеграционные связи с Центральным (Московским) районом позволяют считать ее частью межрайонного комплекса – Центральной России.

Имеет выход в Балтийское море (окно в Европу), даёт развитие торговли, судостроению, рыбной промышленности.

Внешняя граница с Скандинавскими странами, дружеские отношения, торговля и т. д.

Население района (8,9 млн человек) составляет 6,2% от числа жителей России.

Выгодное ЭГП На Балтийском море и водных путях (путь “из варяг в греки”) определило раннее заселение района, формирование Новгородской Руси, а в 1703 г. и основание новой столицы Санкт-Петербурга.

Выгоды ЭГП – Района одного города (каким был ранее Северо-Запад) – Возросли после создания каналов на месте волоков, а позднее – системы железных дорог.

В настоящее время ЭГП – Крупнейших на Балтии российских портов: Санкт-Петербургского и Калининградского. Северо-Запад, помимо границы с Финляндией, имеет теперь новые участки государственной границы с Эстонией и Латвией.

Природно-ресурсная база:

    Территория района с морским ледниковым рельефом небогата природными ресурсами. Сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф. Район обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7 тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское).

Население Северо-западной России:

    86% городское население 65% населения района проживает в Санкт-Петербурге – в основном составляют русские, живущие в городах.

В Северо-Западном районе преимущественно городское население (его доля самая высокая в России-86%). В Санкт-Петербурге проживает 65% городского населения района. Среди городов много древних: Великий Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса.

Высокая квалификация трудовых ресурсов, низкий (отрицательный) прирост населения. Представители индоевропейской семьи преобладают, также есть фино-угорская семья (эстонцы, финны, карелы).

После присоединения к централизованному Русому государству Новгорода и Пскова города края утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания С. Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок.

В тоже время Санкт-Петербург бурно развивается, используя своё выгодное географическое положение, которое усилилось с созданием воднотранспортных систем, связывающих его с Волгой, а затем и систем железных дорог. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производством для царского двора предметов роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из Москвы сюда были переведены школы математики и навигации, инженерные и артиллерийские, Морская академия и Славянская школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем была создана императорская Академия наук (1747г.) – теперь Российская академия наук.

Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, привозном каучуке и российском, поступающем из других районов страны. Поэтому промышленность города привязывалась к морскому побережью. Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах.

В XIX и начале XX века, в городе создаются предприятия по производству разнообразных судов (особенно военных), паровозов, артиллерийских орудий, электротехнического оборудования. Строятся чугунолитейные, текстильные и кожевенные фабрики.

Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы.

– Как вы думаете, что же сейчас представляет собой данный экономический район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?

– Здесь развиваются различные отрасли промышленности, много центров машиностроения, химической промышленности, развита лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, есть предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-западе района существуют льнозаводы.

– Выделите отрасли хозяйственной специализации, которые, по-вашему, составляют основу данного района.

Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, производство военных судов).

А) ориентация на передовую науку; б) трудоемкость; в) металлоёмкость (обоснуйте своё решение); г) потребительский; д) транспортный.

3. Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С. Петербург, В. Новгород, Псков, В. Луки, Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод”.

– Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков.

1. Назовите отраслевой состав химической промышленности района. (Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений).

2. Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию?

А) потребительский; б) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой электроэнергией; в) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение).

Топливно – энергетический комплекс развивается за счёт ТЭС, ГРЭС, АЭС. Почему слабо используется энергия рек, откуда берут сырьё для работы ТЭС (газопроводы, выработка аза из собственных запасов горючего сланца).

Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории).

Состав отрасли: растениеводство, животноводство. (Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство).

Особенности размещения. (северо-запад района – овощеводческий с молочным животноводством и свиноводством, юго-восток и Калининградская область – льно – животноводческий, с картофелеводством).

Центры пищевой (Невель, Остров, Псков, С. Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности (Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная) и их продукция.

Как вы думаете, возникают ли какие-то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? (Заболоченность почв, необходимы мелиоративные работы – последствия ледника, в связи с интенсивной с/х деятельностью наблюдается истощение почв).

Специализация – Многоотраслевое машиностроение, связанное с оборонным комплексом. В городах Черняховск, Гусев, С-П

Продукция:

    морские суда, оптическое и электронное оборудование, турбины, генераторы, оборудование для АЭС.

Цветная металлургия и передельные заводы черной металлургии тесно связаны с машиностроением.

ТЭК использует нефть и газ с европейского Севера, Поволжья, Западной Сибири. Электроэнергия вырабатывается на маломощных ТЭС, ГЭС, АЭС (Финский залив).

АПК специализируется на молочно-мясном животноводстве, льноводстве и пригородном сельском хозяйстве (овощи и птицеводство)

Свободные экономические зоны – это самостоятельные территориально-географические анклавы, отчасти обособленные от остальной территории страны. Им предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения деятельности иностранных фирм и средства для организации высокоэффективных производств с новейшими технологиями. В мире их создано несколько тысяч.

1. Вспомните и уточните, какие новые порты предлагаются создать на Финском заливе. Почему встал вопрос об их создании?

5. Что значит Северо-Западный экономический район для России сейчас?

АЗ. Какой субъект Федерации С-ЗЭР выходит к государственной границе РФ с Финляндией?

1) Ленинградская область 2) Псковская область 3) Калининградская область

А4. Численность населения С-ЗЭР по переписи 2002 г. приблизительно составляет. млн. человек:1) 7; 2) 9; 3) 11

1) морские умеренные 2) морские арктические 3) континентальные умеренные

А10. В каком субъекте Федерации находится Тихвинское месторождение бокситов?

1) Новгородская область 2) Калининградская область 3) Ленинградская область

А14. В каком субъекте Федерации наибольшая численность населения?

1) Новгородская область 2) Калининградская область 3) Ленинградская область

А18. В каком из перечисленных городов развито энергетическое машиностроение?

А19. В каком городе С-ЗЭР можно предположить наличие рыбоконсервного завода?

А20. Отраслью специализации цветной металлургии в Ленинградской области является следующая отрасль:1) медная 2) цинковая 3) свинцовая 4) никелевая

В. 1. Определите удельный вес площади Ленинградской области (%) к общей площади Северо-Западного экономического района по следующим цифрам: площадь Ленинградской области 85 300 кв. км, площадь С-ЗЭР -211 600 кв. км Ответ округлите до целых и запишите цифрами.

В. 2. Какой субъект Федерации С-ЗЭР выходит к сухопутной границе России с тремя государствами?

А) Ленинградская область Б) Калининградская область В) Псковская область

В. 4. Установите соответствие между производством и центром его размещения.

Http://xn--i1abbnckbmcl9fb. xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622432/

По данным сайта Госавтоинспекции, количество автомобилей в России за последний год возросло более чем на 1,5% и составило 56,6 млн. Ежедневно мы заправляем машины бензином и дизельным топливом, но мало кто знает, какой сложный путь проходит нефть, прежде чем попадает на АЗС. Мы отправились на крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны – «Газпромнефть-Омский НПЗ». Там нам подробно рассказали о том, что происходит с нефтью и как появляется качественный бензин «Евро-5», соответствующий европейским экологическим стандартам.

Согласно социологическим опросам, омичи уверены, что НПЗ – то, что четко ассоциируется с городом. Точно также, как хоккейный клуб «Авангард».

Омский нефтеперерабатывающий завод – одно из мощнейших производств в стране. Объем переработки нефти достигает 21 млн тонн в год.

На заводе работают 2826 человек. Вы скажете, что для крупнейшего НПЗ России это слишком мало. Но на это есть причина: производство на ОНПЗ максимально технологично и профессионалы требуются для обслуживания и контроля процессов.

Масштабная модернизация ОНПЗ началась в 2008 году. Первый этап завершился в 2015. Промежуточные итоги впечатляют: завод полностью перешел на производство моторных топлив экологического класса «Евро-5», а воздействие на окружающую среду снизилось на 36%. Это при том, что объем переработки нефти вырос более чем на треть.

Перед самым началом экскурсии мы представляли себе определенную картину. В мыслях мелькали кадры огромных цехов, где нефть переливают из одного огромного резервуара в другой. И все это происходит в клубах густого пара, из которого в редких случаях выглядывают хмурые лица рабочих. Еще мы ожидали почувствовать специфический запах бензина, и кто-то мысленно уже примерял на себя противогаз.

В реальности процессы нефтепереработки на огромном ОНПЗ выглядят совершенно по-другому. Воздух чистый, без резких запахов. Людей на территории мы практически не видели. Все таинственные преобразования скрыты внутри резервуаров, труб и нефтепроводов. У каждой установки есть точка обслуживания со специалистами, которые следят за процессами.

Вход на территорию НПЗ строго регулируется – без спецпропуска за КПП никто не пропустит. Мы провели на заводе всего несколько часов. Несмотря на сравнительно короткое время посещения, прошли инструктаж по технике безопасности. На территории завода действуют строжайшие правила охраны труда, среди которых – обязательное наличие спецодежды.

За каждой производственной цепочкой следит «мозг» Омского НПЗ – объединенная операторная.

Все мы понимаем, что и сама нефть, и продукция выпускаемая Омским НПЗ, горюче – и взрывоопасная. Поэтому все процессы на заводе проходят со строжайшим соблюдением норм и правил промышленной и экологической безопасности. Как пример – объединенная операторная, главное предназначение которой, защитить персонал в случае аварийной ситуации.

Ее дверь больше похожа на вход в банковский сейф, а все стены монолитные, толщиной 1,5 метра. В операторной уровень давления выше, чем снаружи. Это сделано для того, чтобы, в случае разгерметизации оборудования, вредоносные газы не попали внутрь.

Здесь работают самые квалифицированные сотрудники завода, которые контролируют все технологические процессы НПЗ. На мониторах выводится информация о состоянии приборов в различных зонах завода, а с помощью многочисленных видеокамер осуществляется контроль установок в режиме реального времени.

Элитой среди технологов считаются те, кто осуществляет запуск заводов. Когда установка уже отлажена необходимо только поддерживать ее работу. Разумеется, это тоже требует высокой квалификации, но из всего широкого спектра процессов, происходящих на территории любого НПЗ, поддержание работающей установки – самый простой. Самое сложное – отладить и запустить новую: риск внештатных ситуаций велик именно в этот период.

Руководит заводом Олег Белявский. Все процессы, проходящие на предприятии, он знает «от» и «до». Олег Германович начинал работать на Омском НПЗ в 1994 году, как начальник одной из строящихся установок. За долгие годы профессиональной карьеры Белявский запустил их десятки – не только в России, но и за рубежом. Директором он стал в 2011 году.

Рядом с операторной находится исполински большая установка по первичной переработке сырья АВТ-10. Ее мощность 23,5 тыс. тонн в сутки. Здесь происходит обработка нефти, которую делят на фракции в зависимости от температуры кипения и плотности: бензин, керосин, смазочные масла, парафин и мазут.

Множество процессов на заводе направлены на то, чтобы из нефти не просто сделать продукт, а, в первую очередь, максимально качественно ее разделить. Например, для этой цели работает установка АТ-9, на базе которой с 2015 года функционирует блок электрообессоливания нефти и теплообменники. Благодаря этому из пришедшего сырья получают максимально возможное количество нефтепродуктов.

После первичной обработки получают промежуточный продукт. Каждая часть «разделенной» нефти подвергается еще нескольким видам очистки и обработки, и только после этого отправляется на товарное производство и отгружается потребителям.

Чуть ли не главным этапом вторичной переработки является каталитический крекинг. Это обработка вакуумного газойля с помощью катализаторов при очень высоких температурах. На выходе получают высококачественные, «чистые» компоненты моторного топлива: высокооктановый бензин, легкий газойль и непредельные жирные газы.

Омский НПЗ – единственный нефтезавод в стране, где производят катализаторы крекинга. Без этого компонента невозможен выпуск бензина экологического класса «Евро-5». В настоящее время большинство отечественных заводов закупают данный продукт за рубежом, и только Омский НПЗ использует свой катализатор, а также поставляет его некоторым другим предприятиям.

Для наращивания объемов производства катализаторов и снабжения ими всей российской нефтеперерабатывающей отрасли здесь строят новый катализаторный завод – завершить планируют к 2020 году. Министерство энергетики России присвоило проекту статус национального.

Образцы омских катализаторов тестировались в независимой лаборатории Греции. Результаты исследований подтвердили, что они являются одними из лучших в мире. Как только катализаторный завод запустят, Россия станет абсолютно независимой от импортных поставок.

Разработка катализаторов – сложный молекулярный процесс. Этим занимается Институт проблем переработки углеводородов РАН, который также находится в Омске. Создание «порошка» (а именно такой консистенцией обладает катализатор) происходит в научной лаборатории с использованием уникальных технологических ресурсов.

Каждый из аппаратов обладает ужасающим своей сложностью названием. Прилагательное «уникальный» здесь не для красоты: большинство приборов, используемых в лаборатории – единичные экземпляры.

Приведем пример. Перед вами жидкостной высокоэффективный хромотограф, который используется для исследования сложных органических смесей, в том числе бензина. С его помощью лаборант максимально точно определит, из каких компонентов состоит моторное топливо.

Другой пример, если вы еще в состоянии воспринимать такие названия – электронный парамагнитный резонансный спектрометр. На нем подробно исследуется концентрации тех или иных компонентов уже в катализаторе.

Радует то, что многие научные сотрудники и лаборанты – молодые люди.

Самый главный человек во всей сложной системе разработки катализаторов – Владимир Павлович Доронин. Официально, Владимир Павлович – ведущий научный сотрудник, фактически – главный «двигатель» всех процессов катализаторного производства. Американские компании усердно переманивали Владимира Павловича и предлагали за его работу баснословные деньги («20 полнокадровых фотоаппаратов», по словам Доронина), но ученый предпочел остаться в России.

Вот так выглядит «белое золото» Омского НПЗ – перед вами тот самый катализатор.

В 2010 году на заводе запустили установку изомеризации «Изомалк-2». Она выпускает изомеризат – высокооктановый компонент товарных бензинов с минимальным содержанием серы, ароматических углеводородов. Это позволяет получать бензины с высоким октановым числом пятого экологического класса.

Парк установки изомеризации. В этих «белых шариках» хранятся газ и легкие бензины.

Изначально октановое число у сырья низкое (а это значит, что топливо хуже самовоспламеняется). Изомеризация – это один из вторичных этапов нефтепереработки. Он направлен на повышение октанового числа. Сначала фракция пентано-гексана (газовый бензин) проходит гидроочистку. Кстати, чтобы не путали с водой, «гидро» в этом случае означает «водород». В процессе гидроочистки из сырья удаляются сера – и азотсодержащие соединения. Фактически, сера, которую вытащат на этапе любой гидроочистки, впоследствии не попадет в атмосферу и не выльется на наши головы «кислотным дождем». Также это успешно спасает миллионы двигателей от коррозии.

Гидроочистка улучшает качество фракции и делает ее состав пригодным для изомеризации с использованием платиновых катализаторов. Процесс изомеризации изменяет углеродный скелет – атомы в соединении располагаются по-другому, но не происходит изменения состава и молекулярной массы. На выходе получают высокооктановый компонент.

Изомеризация происходит в двух реакторах с платиновыми катализаторами российского производства. Весь процесс разработан в нашей стране, что на сегодняшний день редкость: многие установки изомеризации, которые используются на российских заводах, привезены из-за границы. Постепенно, благодаря опыту ОНПЗ, происходит импортозамещение. Установка перерабатывает 800 тыс. тонн в год и считается крупнейшей в Европе. Сейчас приобретением этой технологии активно интересуется Индия.

Далее по маршруту – установка миллионного риформинга. «Миллионный», потому что годовая мощность установки соответствует 1 млн. тонн сырья в год. Установку реконструировали в 2005 году. Здесь выпускается высокооктановый компонент риформат с октановым числом 103-104. Это одна из основных составляющих качественного высооктанового бензина.

Все это части огромного комплекса глубокой переработки мазута «КТ-1.1», который смело можно назвать заводом в заводе. Он объединяет целый ряд технологических процессов. За один год комплекс позволил резко увеличить глубину переработки нефти. Здесь перерабатывают мазут и производят вакуумный газойль. Также, с помощью каталитического крекинга, производится бензин с октановым числом 92. По итогам 2015 года, глубина переработки нефти на Омском НПЗ составила 91,7%, то есть по эффективности использования сырья завод является лидирующим в России.

Завод уделяет внимание не только технологическим процессам, но и их влиянию на окружающую среду города и его жителей. На ОНПЗ существует несколько видов контроля за экологией. Например, скважины, с помощью которых ведется наблюдение за состоянием грунтовых почв. Вокруг завода расположены семь постов независимой лаборатории – они ежедневно выполняют анализы по 13 показателям.

Как показывают результаты независимого мониторинга, воздух на «Газпромнефть-ОНПЗ» чистый.

Омский нефтеперерабатывающий завод – предприятие, которое уже сейчас имеет большое значение для всей отрасли. А через пять лет, когда будут завершены все работы по модернизации, он станет передовым не только в рамках страны, но и в масштабах всего мира. Будет любопытно посетить это современное производство и самим увидеть результат. Если подвернется такая возможность, ни в коем случае не упускайте ее.

Http://super-interes. ru/blog/43099649863

Хотя коммерческая добыча нефти впервые началась во второй половине девятнадцатого века, на протяжении веков нефть добывалась людьми, которые жили в разных уголках мира, где нефть просачивалась на поверхность. В России первое письменное упоминание о получении нефти появилось в шестнадцатом веке. Путешественники описывали, как племена, жившие у берегов реки Ухты на севере Тимано-Печорского района, собирали нефть с поверхности реки и использовали ее в медицинских целях и в качестве масел и смазок. Нефть, собранная с реки Ухты, впервые была доставлена в Москву в 1597 году.

В 1702 году царь Петр Первый издал указ об учреждении первой регулярной российской газеты «Ведомости». В первом выпуске газеты была опубликована статья о том, как была обнаружена нефть на реке Сок в Поволжье, а в более поздних выпусках была информация о нефтепроявлениях в других районах России. В 1745 г. Федор Прядунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухты. Прядунов также построил примитивный нефтеперегонный завод и поставлял некоторые продукты в Москву и Санкт-Петербург.

Нефтепроявления также наблюдались многочисленными путешественниками на Северном Кавказе. Местные жители даже собирали нефть с помощью ведер, вычерпывая ее из скважин глубиной до полутора метров. В 1823 году братья Дубинины открыли нефтеперерабатывающий завод в Моздоке для переработки нефти, собираемой с близлежащего Вознесенского нефтяного месторождения.

Нефте – и газопроявления были зафиксированы в Баку, на западном склоне Каспийского моря арабским путешественником и историком еще в десятом веке. Марко Поло позднее описывал, как люди в Баку использовали нефть в медицинских целях и для проведения богослужений. С четырнадцатого века нефть, собираемая в Баку, экспортировалась в другие страны Среднего Востока. Первая нефтяная скважина в мире была пробурена на Биби-Айбатском месторождении вблизи Баку в 1846 году, более чем на десятилетие раньше, чем была пробурена первая скважина в США. С этим событием связывают начало современной нефтяной промышленности.

В Бакинском регионе находилось много больших месторождений с относительно легко извлекаемыми запасами, но транспортировка нефти до рынков сбыта была трудной и дорогой. Братья Нобель и семейство Ротшильдов сыграли ключевую роль в развитии нефтяной промышленности в Баку, бывшего в то время частью Российской империи. Промышленность стремительно развивалась, и на рубеже веков на долю России приходилось более 30% мировой нефтедобычи. Компания Шелл Транспорт и Трейдинг, которая позже стала частью Роял Датч/Шелл, начала свой бизнес с перевозок нефти, добываемой Ротшильдами, в Западную Европу.

Революция 1917 года негативно сказалась на добыче нефти в России, ситуация еще более ухудшилась с национализацией нефтяных месторождений в 1920 году. Братья Нобель продали значительную часть своих российских активов компании Стандард Ойл из Нью-Джерси, которая позже превратилась в компанию Экссон. Стандард Ойл выступала против решений о национализации нефтяных месторождений и отказывалась сотрудничать с новым советскимправительством. Но другие компании, включая Вакуум и Стандард Ойл из Нью-Йорка, которые позже превратились в компанию Мобил, вкладывали деньги в Россию. Продолжающийся приток западного капитала помог восстановлению нефтедобычи в России, и с 1923 года экспорт нефти вернулся на дореволюционный уровень.

Попытка обуздать нефтяной фонтан выбрасывающий 20000 тонн в сутки

Каспий и Северный Кавказ оставались центром советской нефтяной промышленности вплоть до Второй мировой войны. Растущая добыча удовлетворяла потребности индустриализации России. Контроль добычи нефти в Баку, отсечение Советского Союза от добычи в этом регионе были основной стратегической задачей Германии во время войны. Добыча нефти на Каспии снова начала расти после войны, и в 1951 году достигла рекордного уровня в 850 000 баррелей в день. Баку оставался крупным промышленным центром, около двух третей советского нефтяного оборудования производилось в этом регионе.

В это же время советские планирующие органы начали развивать разведочные работы в Волго-Уральском регионе, который начинали разрабатывать еще в тридцатых годах. Месторождения в регионе зачастую находились недалеко от транспортной инфраструктуры, и их геология не была особенно сложной. С пятидесятых годов добыча с новых месторождений составляла около 45% от общей добычи Советского Союза. Широкомасштабные инвестиции в регион быстро окупались, что способствовало серьезному росту добычи нефти в СССР. Дополнительные тонны нефти шли на удовлетворение потребностей новых заводов, которые были построены в период с 1930-х по 1950-е годы. Омский завод был открыт в 1955 году и в дальнейшем превратился в один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в мире.

Рост добычи позволил Советскому Союзу наращивать экспорт нефти значительными темпами. Москва стремилась максимизировать валютные поступления от экспорта нефти и активно боролась за увеличение своей доли на мировом рынке. В начале 1960-х годов Советский Союз вытеснил Венесуэлу со второго места по добыче нефти в мире. Выброс больших объемов дешевой советской нефти на рынок вынудил многие западные нефтяные компании снизить цены на нефть, добываемую на Ближнем Востоке, уменьшая таким образом платежи за пользование недрами правительствам стран Ближнего Востока. Это уменьшение доходов было одной из причин создания Организации Стран Производителей Нефти (ОПЕК).

После достижения феноменальной добычи из месторождений Западно-Сибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Западно-Сибирские месторождения были относительно дешевы в разработке и давали существенный выигрыш за счет своих размеров, а советские плановые органы отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной нефтеотдачи. Производственные объединения стремились добыть как можно больше нефти с месторождений с тем, чтобы выполнить план по добыче, при этом не учитывалось влияние последствий разработки на состояние месторождений, бурилось слишком много скважин и закачивалось слишком много воды.

К середине 1970-х годов в Москве уже поняли, что назревает падение добычи. Первое падение, обусловленное хроническим недофинансированием разведки в Западной Сибири, началось в 1977 году, но властям удалось его приостановить за счет очень больших капиталовложений в бурение. Второе падение произошло в период с 1982 по 1986 года. И в этот раз кризис удалось преодолеть за счет увеличения финансирования.

Падение было усугублено экономическим кризисом, который охватил регион в период распада Советского Союза. Развал экономики вызвал резкое падение спроса на нефть внутри страны, а экспортные мощности оставались ограниченными, и поэтому компании были вынуждены продолжать продавать большую долю нефти на внутреннем рынке, зачастую некредитоспособным потребителям. Финансовые трудности компаний спровоцировали резкое снижение объемов новых разведочных работ, объемов бурения и даже объемов капитальных ремонтов существующих скважин. В результате сложилась ситуация, которая привела к дальнейшему неизбежному падению добычи.

Добыча нефти в России окончательно прекратила свое падение в 1997 году. Независимые эксперты считают, что Западная Сибирь располагает остаточными запасами более 150 миллиардов баррелей (более 20 миллиардов тонн), и уровень добычи может быть в три раза больше, чем сейчас. Но ситуация осложнена плохими пластовыми условиями на уже разрабатываемых месторождениях и тем, что западносибирские месторождения обычно состоят из большего числа нефтеносных пластов, чем месторождения в других регионах, что осложняет добычу.

Другие провинции также демонстрируют существенный потенциал. Тимано-Печорский бассейн простирается от Урала на востоке до Баренцева моря на севере. Регион характеризуется резким климатом, большая часть запасов относится к категории трудноизвлекаемых и содержит тяжелую нефть. Несмотря на это, остаточные разведанные запасы оцениваются приблизительно в девять миллиардов баррелей (1,25 миллиарда тонн), представляя хороший потенциал развития нефтедобычи в России. Остаточные запасы Восточной Сибири оценены в три миллиарда баррелей (0,45 миллиарда тонн), но неразведанные запасы могут быть в несколько раз больше. Основной проблемой этого региона является удаленность от рынков сбыта и отсутствие транспортной инфраструктуры. Нефтяные запасы острова Сахалин также представляются довольно значительными, но их разработка в наши дни сдерживается высокой капиталоемкостью.

Http://pikabu. ru/story/istoriya_nefti_v_rossii_pervyie_neftyaniki_na_staryikh_foto_4161214

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов. Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим. Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными. Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск). Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и

Нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Таблица 1. Распределение нефтепереработки по экономическим районам России

Http://www. formergeographer. ru/forahs-511-1.html

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания – второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% – атомными и 2% – гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности – черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии – известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания – также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов – США и Германия.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры – южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные покупатели английский автомобилей – США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю. К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма – "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.

Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения – устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз".

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты – серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании – текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей – в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи – самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Http://www. newreferat. com/ref-2644-10.html

Нефтеперерабатывающие заводы ориентированы на потребителя. В Уральском экономическом районе они расположены в городах – Уфа, Ишимбай, Салават, Пермь, Краснокамск, Орск и других. В то же время на Урале работают крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Так, суммарная проектная мощность переработки башкирских НПЗ (Уфимская группа и Салаватнефтеоргсинтез) составляет около 30 млн. тонн нефти в год. В числе реальных и потенциальных поставщиков также Пермский НПЗ (мощность 14 млн. тонн в год), строящийся Нижнекамскнефтехим в Татарстане (проектная мощность 7 млн. тонн в год), Орский НПЗ в Оренбургской области (мощность 5 млн. тонн в год).

Экономически более выгодно приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления:

Сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;

Транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;

Размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.

Развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности обусловливается целесообразностью использования нефти в основном для производства моторных топлив и химического сырья. Как энергетическое сырье более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество его вдвое дешевле нефти.

Размещение отраслей и производств нефтехимической промышленности находится под совокупным влиянием различных факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, топливно – энергетический и потребительский.

По уровню размещения наибольшей спросом на продукцию нефтяной отрасли обладает рынок нефтепродуктов Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) – 38% рынка УрФО. Далее идут немногим отличающиеся рынки Свердловской и Челябинской областей – 31% и 22%. Курганская область характеризуется в десятки раз меньшим объемом рынка (3% или, по оценкам, около 9%).

Основные потребители нефтепродуктов в округе – топливная промышленность (то есть сама нефтянка в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), энергетика (основные потребители топочного мазута – Свердловская и Челябинская области), машиностроение и металлургия (Свердловская и Челябинская области), транспорт (железнодорожный, автомобильный, авиационный – все регионы округа в разных пропорциях), частный автотранспорт (все регионы в зависимости от численности автомобилей), сельское хозяйство (Курганская область).

Основную долю в общем объеме потребления ГСМ округом составляет дизельное топливо (44%), значительна доля автомобильного бензина (33%), топочный мазут занимает более скромное место в общем объеме (17%), что можно объяснить высокой суммарной долей природного газа и угля в топливном балансе электростанций и котельных округа. Менее значительную долю занимает авиационное топливо (керосин) – около 6%[9]

Структура регионального потребления видов нефтепродуктов характеризуется высокой долей Тюменской области почти по всем показателям (кроме топочного мазута). Так, среди регионов округа Тюмень (включая ХМАО и ЯНАО) потребляет больше всего автомобильного бензина (36%), дизельного топлива (61%) и авиационного керосина (59%). На Свердловскую и Челябинскую области приходятся близкие по значению доли автобензинов (30 и 31% соответственно) и дизельного топлива (21 и 16% соответственно). Однако по потреблению керосина Свердловская область превосходит Челябинскую почти в три раза (аэропорт Кольцово – крупнейший перевалочный пункт в транспортном коридоре Европа – Азия). Курганская область по объемам потребления почти всех видов топлива (кроме топочного мазута) находится в конце списка.

В связи с высокой выработанностью крупных высокопродуктивных месторождений нефти, качество запасов изменилось в худшую сторону, что требует привлечения значительно больших финансовых и материально-технических ресурсов для их освоения. Из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геолого-разведочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения подходов к установлению экономических условий для функционирования предприятий, относящихся к горнодобывающим отраслям промышленности.

В нефтяной отрасли, характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья – нефти, существующие экономические подходы исключают из разработки значительную часть запасов из-за неэффективности их освоения по действующим экономическим критериям. Оценки показывают, что по отдельным нефтяным компаниям по экономическим причинам не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот от 160 до 1057 млн. т запасов нефти.

Агропромышленный комплекс является крупнейшим сектором народного хозяйства области, от эффективной работы которого во многом зависит стабильность экономической, социальной и политической ситуации в обществе. В 2000 году в сельском хозяйстве имелось 10617 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, в.

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностро.

Банковская система Алжира находится под контролем государства. Право эмиссии национальной валюты, динара, принадлежит Центральному банку. Национальный банк, Внешнеэкономический банк и Банк «Креди насьональ» обеспечивают финансирование проектов развития промышленности и сельского хозяйства, других г.

Http://www. rategeo. ru/gwors-577-9.html

Самый первый в мире нефтеперегонный завод в 1745 году построил на берегу реки Ухта архангельский купец Фёдор Савельевич Прядунов.

О нефти на территории современной Республики Коми впервые упоминается в Двинской летописи в XV веке. В 1692 году в Амстердаме (Голландия) вышла книга Николаса Витсена «Северная и Восточная Тартария», в которой впервые в литературе упоминалась нефть на реке Ухте. В те времена нефть по-прежнему применяли больше всего в медицине. Почти до начала XX века производные нефти использовались в основном для освещения помещений, смазки тележных колёс и некоторых механизмов.

К ухтинской нефти первым подступился в 1721 году рудоискатель Григорий Черепанов. А в 1745 году архангельский рудопромышленник Фёдор Прядунов получил разрешение «завести… на малой реке Ухта нефтяной завод». В то время слово «завод» означало «заведение», «дело», то есть речь шла о нефтяном промысле. Это был первый нефтяной промысел России! Бакинские промыслы вошли в состав Российской империи только в 1813 году. Весной 1746 года на Прядуновском промысле была добыта первая нефть. Над нефтяным ключом, бившим с речного дна, был построен деревянный сруб на высоту примерно два с половиной метра, обложенный камнем, а в срубе стоял узкодонный чан, отверстие которого приходилось на ключ. Нефть счерпывалась с речной поверхности рабочими с помощью ковшей с длинными рукоятями. Плотина спасала от паводков. Это место находится неподалёку от посёлка Водный современной Ухты.

В марте 1748 года Ф. Прядунов привёз нефть в Москву; позже была выполнена её перегонка, как тогда говорили, «двоение», а высокое качество ухтинской нефти подтвердили исследования. Нефть поступала в Московскую главную аптеку. Затем в результате ряда неприятностей Фёдор Савельевич разорился. За неуплату налогов его в 1752 году посадили в долговую тюрьму, где он и скончался в марте 1753 года. Потом промысел переходил из рук в руки, просуществовав до 1786 года.

Великий труд и смелый проект Фёдора Прядунова не пропали. Во многом именно его стараниями ухтинская нефть прочно вошла в «деловое пространство» России. Потом интерес к ней то усиливался, то спадал, но про неё знали и помнили. Первые же годы ХХ века принесли новые громкие «нефтяные» имена и открытия на Ухтинской земле. Именем Ф. Прядунова назван переулок в Ухте. А история нефти шла своим чередом. До середины XIX века она добывалась в небольших количествах, как и на ухтинском промысле, в основном вблизи естественных выходов её на поверхность земли. Потом спрос на нефть стал возрастать в связи с широким использованием паровых машин и развитием промышленности.

Переход к бурению нефтяных скважин в конце шестидесятых годов ХІХ века считается началом зарождения нефтегазовой индустрии. Изобретение дизельного и бензинового двигателей внутреннего сгорания в конце того же века сделало нефть ценным сырьём для производства бензина. На рост её потребления значительное влияние оказало развитие автомобильной промышленности, морского и речного флота, а затем – авиации. Резко возрастал спрос на бензин. Строительство нефтеперерабатывающих заводов в России развивалось с тридцатых годов прошлого века. В конце шестидесятых годов в СССР лидером в структуре топливно-энергетического баланса стала нефть.

Самая первая на Севере нефтяная скважина была пробурена в 1868 году на берегу реки Ухта, она принадлежала русскому промышленнику Михаилу Константиновичу Сидорову.

Http://tourist. constructor3.rkomi. ru/dictionaries/novaya_kollektsiya-9/47738

(a. oil refinery; н. Erdolraffinerie, Erdolverarbeitungswerk; ф. raffinerie de petrole; и. refineria de petroleo), – пром. предприятие, производящее из сырой нефти жидкие топлива, масла, битум, кокс, парафин, церезин, ароматич. углеводороды, органич. кислоты, cepy или серную к-ту, растворители, сжиженные газы и нефтехим. сырьё. Ha НПЗ осуществляется обессоливание, обезвоживание и стабилизация сырой нефти, первичная (атмосферная и вакуумная) перегонка нефти, селективная очистка, депарафинизация и доочистка масел, деасфальтизация гудрона, каталитич. риформинг, гидроочистка, гидрокрекинг, замедленное коксование, каталитич. крекинг, алкилирование изобутана олефинами, изомеризация и газофрак – ционирование.

Первая нефтеперегонная установка в России построена на p. Ухта в 1745. Нефтеперегонный з-д c кубами периодич. действия впервые в мире построен крепостными крестьянами братьями Дубиниными на Сев. Кавказе ок. Моздока в 1823. B США первый НПЗ построен в 1849 в Тайтесвилле (шт. Пенсильвания). B 1869 в Баку существовало 23 нефтеперегонных з-да. C помощью форсунки B. Г. Шухова в 1880 началось использование мазута как топлива для паровых котлов. Ha основе работ Д. И. Менделеева вакуумной перегонкой мазута стали получать смазочные масла. C 1891 начали применять трубчатые нефтеперегонные установки непрерывного действия. B 1913 Россия перерабатывала 9 млн. т нефти, в осн. в Баку и Грозном, a также в Ярославле, Фергане, Балахне. B CCCP в 1918-40 сооружены НПЗ в Уфе, Ишимбае, Сызрани, Куйбышеве. B 1937 в CCCP перерабатывалось 26,4 млн. т нефти.

B состав НПЗ входят: пункты приёма нефти, нефт. резервуары, насосные станции, технол. нефт. установки, парки промежуточных продуктов, технол. трубопроводы, товарные парки, вспомогат. объекты, службы водо – и электроснабжения.

Ha НПЗ применяются технологии переработки нефти: топливная c неглубокой переработкой нефти, топливная c глубокой переработкой нефти, топливно-масляная, топливно-нефтехимическая. Пo первым двум вырабатываются бензин, авиац. и осветительный керосин, дизельное и газотурбинное топлива, печное и котельное топлива (выход светлых по первой схеме не более 40-45%, котельного топлива до 50-55%, по второй – до 72-75%, котельное топливо производится только для собств. нужд НПЗ). Пo топливно-масляной схеме кроме топлив получают смазочные масла, парафины и церезины, на базе асфальтов и экстрактов производят битумы и кокс. Пo топливно-нефтехим. схеме на НПЗ имеется спец. нефтехим. произ-во (см. Нефтехимический комплекс).

Технология НПЗ включает: электро – обессоливание для удаления из нефти избыточной воды и солей, первичную перегонку для получения топливных и масляных фракций, вторичную перегонку бензина для получения узких бензиновых фракций и высокооктанового бензина, каталитич. риформинг для получения ароматич. углеводородов и высокооктановых компонентов автомобильных бензинов, экстракцию ароматич. углеводородов (бензола, толуола, ксилола), гидроочистку от гетероатомных соединений керосиновых и дизельных фракций, вакуумных дистиллятов, масел, прямогонных и вторичных бензинов, замедленное коксование тяжёлых остатков для получения нефт. кокса, каталитич. крекинг тяжёлых газойлевых фракций для получения высокооктановых компонентов бензина и сырья для произ-ва сажи, олефинсодержащих газовых фракций, гидрокрекинг тяжёлого сырья при повышенном давлении водорода для получения дополнит. количеств светлых нефтепродуктов. Для произ-ва высокооктановых компонентов автомоб. и авиац. бензинов из лёгких углеводородных фракций (бутан-бутиленовой, пропан-пропиленовой, изобутановой) проводят алкилирование изобутана олефинами. Изомеризация низших парафиновых углеводородов (бутана, пентана, гексана, лёгких бензиновых фракций) проводится для получения высокооктановых компонентов автомоб. бензина и сырья для произ-ва синтетич. каучука, газофракционирование нефтезаводских газов – для выработки лёгких углеводородных фракций высокой чистоты. Произ-во масел состоит из очистки селективными растворителями (деасфальтизация гудрона, обработка растворителями деасфальтизата и вакуумного дистиллята), депарафинизации рафинатов селективной очистки и гидрогенизации или контактной доочистки депарафинированных масел. Произ-во парафинов включает выделение жидких парафинов из дизельных фракций карбамидной депарафинизацией или адсорбцией на мол. ситах, получение твёрдых парафинов обезмасливанием гача или петролатума – побочных продуктов депарафинизации масел или из дистиллятов высокопарафинистых нефтей методом фильтр-прессования и потения, доочистку сернокислотным, адсорбционным или гидрогенизационным методами. Для получения битумов проводят глубокую вакуумную перегонку мазута и высокотемпературное окисление остатка воздухом.

Осн. методы, применяемые на НПЗ: ректификация, крекинг, риформинг, гидроочистка, гидрокрекинг, деасфальтизация, селективная экстракция, депарафинизация, адсорбция.

B CCCP мощность единичных установок на НПЗ составляет (млн. т/год): первичной перегонки нефти 0,6-6; гидроочистки топлив 0,9-2; каталитич. крекинга 0,25-2; каталитич. риформинга 0,3-1; коксования 0,6; произ-ва битума 0,125-0,75; деасфальтизации 0,25; контактной очистки масел 0,33; селективной очистки 0,265-0,6; депарафинизации масел 0,25; газофракционирования 0,4.

Общая мощность НПЗ развитых капиталистич. стран составляет ок. 3 млрд. т/год, из них 34,5% приходится на Зап. Европу, 25,5% – США, 9,4% – Японию. 38% всех НПЗ находится в США. НПЗ США в 1983 произвели (млн. т): 273,5 бензина, 49,4 керосина и реактивного топлива, 124,6 дизельного топлива, 10,9 масел, 36,4 битума, 16,6 кокса.

Http://slovariki. org/gornaa-enciklopedia/2974

Его история начиналась в 30-х годах прошлого столетия. Молодой институт «Гипронефтезавод» получил задание на проектирование Орского нефтеперерабатывающего завода.

Предстояло разработать проекты большого числа сложных инженерных сооружений, конструкций, аппаратуры и оборудования, приборов контроля и автоматики. Наряду с этим нужно было правильно разместить строительную площадку в координации с другими важными строящимися объектами – никелькомбинатом, мясокомбинатом, теплоэлектроцентралью, продумать возможности снабжения предприятий и города промышленной и питьевой водой, обеспечить сброс сточных вод. Нужно было также решить вопросы, связанные с созданием крупного железнодорожного узла, инженерных линий связи, с прокладкой трубопровода Гурьев – Орск. На Южном Урале рождался крупный промышленный центр, который нуждался во всем: – в строительных материалах, подъездных путях и т. п.

Для организации промышленного строительства НПЗ в Орске было создано строительное управление «Крекингстрой» («Орскнефтезаводстрой»). Коллектив этого предприятия, состоящий из 76 человек, и начинал строительство.

Первоначально строительная площадка располагалась на Кумакской возвышенности, но в начале 1932 года решено было перенести строительство на новое место.

Потребность рабочей силы по плану 1 квартала 1934 года определялась в 3441 человека, а фактически имелось 1654 человека, т. е. 48 % к плану.

Недостаток рабочих рук – одна из причин слабого выполнения капитальных работ по строительству. План 1 квартала 1934 года был выполнен всего лишь на 27 %.

Новый технический проект по строительству Орского НПЗ был утвержден в мае 1934 года. Но темпы строительства были невысокими.

С марта 1935 года управление «Орсккрекингстрой» стало подчиняться уполномоченному Наркомата тяжелой промышленности по Орско-Халиловскому району.

Летом 1935 года строительство завода шло полным ходом. Но механизация была явно недостаточной. Все трудности преодолевались в основном при помощи энтузиазма работников. Большие работы – от ремонта механизмов и изготовления крепежа до монтажа оборудования и выпуска отдельных деталей и узлов выполнял небольшой коллектив механической мастерской.

Вопросы строительства регулярно рассматривались на заседаниях президиума городского Совета.

17 декабря того же года состоялось совещание при председателе горсовета. Повестка дня состояла из одного вопроса: «О готовности пуска крекингзавода и приеме нефтепродукции». Была отмечена неподготовленность некоторых служб, предписывалось устранить в кратчайший срок все недоработки.

А через неделю атмосферно-вакуумная трубчатка № 1 (АВТ-1) нового предприятия города приняла первую нефть по новому нефтепроводу «Каспий – Орск». Это было 24 декабря 1935 года. Этот день и стал днем рождения завода.

6 января 1936 года был получен первый орский бензин. А в 1939 году решением правительства СССР заводу присвоено имя легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова.

В годы Великой Отечественной войны заводчане ежедневно совершали трудовые подвиги, внося свой вклад в Победу.

За большие достижения в трудных условиях военного времени и бесперебойное обеспечение нефтепродуктами, необходимыми фронту и промышленности, в 1945 году заводу за счет Наркомнефти было выделено « … материала бостона – 450 метров, разной обуви на 10 тысяч рублей, хлопчатобумажных тканей на 30 тысяч, нижнего белья – 1000 пар, трикотажных изделий на 10 тысяч рублей, ручных часов 50 штук».

Разоренная, обескровленная войной Родина чем могла отблагодарила героических тружеников тыла. Позднее, 4 мая 1985 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР завод наградили орденом Отечественной войны 1 степени.

В феврале 1976 года на базе НПЗ и завода синтетического спирта создано одно из первых в стране производственное объединение «Орскнефтеоргсинтез». Завод синтетического спирта производил продукцию для военно-промышленного комплекса, для химико-фармацевтической промышленности, для изготовления парфюмерии и косметики. В 1972 году абсолютированный изопропиловый спирт получил государственный знак Качества. Это был первый химический продукт в Оренбургской области, отмеченный таким образом.

Страницы истории нефтеперерабатывающего завода богаты событиями. В 1994 году акционерное общество «Орскнефтеоргсинтез» вошло в состав нефтяной компании «ОНАКО». В этом году продолжали ощущаться плоды распада СССР, нарушенные экономические связи. Предприятия останавливались, людей отправляли в вынужденные отпуска. А «Орскнефтеоргсинтез» работал, несмотря на общий экономический кризис, поразивший страну в 90-е годы. Все это время на фоне других городских предприятий он оставался, и порой едва ли не единственным, заметным источником пополнения городской казны. Здесь не было массовых отправлений работающих в вынужденные отпуска, как это наблюдалось на других городских предприятиях, в том числе и на таких гигантах индустрии, как завод тракторных прицепов, комбинат «Южуралникель», механический завод и других. Нефтехимики регулярно получали свою заработную плату, руководство постоянно принимало меры, чтобы зарплата эта не отставала от роста цен. Не забывали и о своих ветеранах, оказывая по возможности всем без исключения материальную поддержку.

Увеличилось количество технологических процессов, которыми оснащен завод.

Производство топлив осуществляется на установках цехов №№ 1 и 2, производство масел – на установках маслоблока.

Набор технологических процессов позволял выпускать около 30-ти видов различной продукции. Это – бензин А-76 и АИ-95, топливо РТ для реактивных двигателей, топливо дизельное зимнее и летнее, моторное для среднеоборотных и малооборотных двигателей; масла для холодильных машин, индустриальные масла, авиационные, компрессорные, моторные для автотракторных дизелей, битумы строительные и дорожный и ряд других нефтепродуктов.

Помимо технологических цехов завод располагал огромным товарным парком, эстакадами слива и налива, разветвленным и мощным набором вспомогательной службы, в том числе и очистными сооружениями, обслуживающими все городское хозяйство.

Построенный в степи Орский нефтеперегонный завод (как его тогда называли), стал флагманом промышленной индустрии Восточного Оренбуржья. В таком виде предприятие вступило в год своего 60-летия.

14-го сентября 2000-го года Орский нефтеперерабатывающий завод вошел в состав Тюменской нефтяной компании.

1 сентября 2003 года все предприятия Тюменской нефтяной компании вошли в состав новой объединенной российско-британской компании ТНК-ВР – третьей крупнейшей нефтегазовой компании России.

Новой вехой вошел в историю ОНОСа юбилейный 2005 год – год 70-летия со дня образования. 22 декабря 2005 года ОАО «Орскнефтеоргсинтез» вошло в состав вертикально-интегрированного нефтяного холдинга «РуссНефть», находящегося в числе десяти крупнейших нефтегазовых компаний России.

Акционером ПАО «Орскнефтеоргсинтез» является АО «ФортеИнвест». Компания поставляет сырье для переработки и реализует широкий спектр нефтепродуктов Орского НПЗ как на российском рынке, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня ОНОС по-прежнему градообразующее предприятие, налоговые отчисления которого составляют весомую часть городского бюджета. На нашем заводе рабочие получают социальные гарантии, одну из самых высоких заработных плат в Орске. Производство развивается, улучшаются технологические процессы и условия труда, ведется планомерная реконструкция и модернизация технологических установок. Перспективы предприятия внушают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.

Http://www. ornpz. ru/o-kompanii/istoriya. html

Добавить комментарий