купить нпз в россии– cccp-online.ru

купить нпз в россии

Где производят топливо в России? Где самые крупные нефтеперерабатывающие заводы? Откуда к нам поставляют бензин и солярку? Наглядные ответы на вопросы автовладельцев, которым не все равно, чем заправлять автомобиль.

Давно известно, что российские автомобилисты заправляются не “абы каким” топливом, а тем, что произведено на определенных заводах – по крайней мере, в каждом регионе знающие водители могут навскидку назвать те НПЗ, продукции которых они доверяют и которую завозят на местные АЗС. В Татарстане чаще всего можно заправиться продукцией нижнекамского НПЗ, а также уфимских НПЗ. Кстати, в сети АЗС “Магистраль” с недавних пор вы можете заправить свой автомобиль качественным бензином стандарта Евро-5 как раз уфимского завода “Лукойл” – одного из самых современных в стране.

Российская нефтеперерабатывающая промышленность сейчас одна из крупнейших в мире. По общему объему переработки нефти Россия входит в пятерку мировых лидеров, уступая лишь США и Китаю. Это место Россия напрямую унаследовала от бывшего СССР — все крупнейшие НПЗ были построены до 1991 года. Сейчас российская нефтепереработка объединяет более 30 крупных заводов с объемами переработки более 1 млн тонн нефти и несколько десятков мелких.

Вот как рассредоточены эти предприятия на карте страны:

Как видим, крупнейшие заводы в основном сосредоточены в Европейской части страны. И это вполне естественно — нефтеперерабатывающие мощности в СССР возникали либо в местах наибольшего потребления (НПЗ в Рязанской, Ярославской и Нижегородской областях были ориентированы на Центральный экономический район, завод в Киришах — на Ленинградский промузел, в Краснодарском крае — на густозаселенный Северный Кавказ, в Омской области и Ангарске — на потребности Сибири), либо неподалеку от нефтяных месторождений (башкирские, самарские, сургутский и бывший Грозненский НПЗ). Такая неравномерность привела к тому, что Самарской области и Башкирии, например, «досталось» сразу по три НПЗ. Большинству же регионов — ни одного.

Неравномерны заводы и по количеству производимого топлива

Впрочем, сегодня к этим заводам прибавляются и другие – новые или реконструированные. Один из новейших проектов – татарстанский “Танеко”. Также есть несколько проектов по строительству небольших заводов в Сибири для местного рынка. Также возводятся новые производства на Туапсинском НПЗ. К модернизации перерабатывающих мощностей собственников предприятий стимулирует правительство страны, постепенно запрещающее в России низкокачественное топливо.

Любопытна карта российских НПЗ с точки зрения принадлежности собственникам:

Падение маржи нефтеперерабатывающих заводов из-за налогового маневра и дешевой нефти заставляет «Роснефть» откладывать их модернизацию и может подтолкнуть к их консервации или продаже, сообщил Reuters со ссылкой на два источника.

Источник, близкий к компании, сказал, что обсуждается судьба четырех НПЗ, которые налоговый маневр поставил на грань прибыльности. В том числе речь идет об Ангарском НПЗ, Сызранском НПЗ, Куйбышевском НПЗ, говорит он.

«Роснефть» изучает возможность продажи Сызранского, Куйбышевского, Саратовского, Новокуйбышевского НПЗ, но решения пока нет, знает источник в финансовых кругах.

«Сызранский завод при сегодняшнем положении дел имеет отрицательную EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации). Пока решение о консервации не принято, но темпы строительства замедлены. Не ранее 2021 г. завершим модернизацию», – сказал собеседник.

Представитель «Роснефти» отрицает планы по продаже НПЗ.

Налоговый маневр привел к падению маржи переработки. По оценкам аналитиков Vygon Consulting, если в 2014 г. маржа НПЗ в России при цене нефти $97,6 за баррель была 6,3%, то в 2015 г. она упала до 1,8%. В 2017 г. она сократилась до нулевого уровня при цене на нефть около $50 за баррель, сообщает Reuters.

В прошлом году компания переработала на своих НПЗ около 100 млн т (+3,1% к 2015 г.), из которых 87,5 млн т – на российских. «В 2017 г. мы планируем, что переработка увеличится до 120 млн т на наших предприятиях», – говорил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным 23 января 2017 г.

Переработка «Башнефти», которую «Роснефть» купила в октябре 2016 г., составляет 20 млн т в год.

Выход светлых нефтепродуктов на заводах «Роснефти» в 2016 г. достиг 56%, глубина переработки выросла до 71,2% по сравнению с 2015 г.

Сам себе НПЗ: независимые переработчики против нефтяных гигантов

МОСКВА, 10 нояб. – ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. К началу XXI века созданный во времена СССР нефтеперерабатывающий комплекс России поделили между собой крупные игроки, превратившиеся благодаря этому в полноценные вертикально-интегрированные компании (ВИНК). В результате, на рынке возникла олигополия: восемь компаний контролировали более 90% объема переработки и внутреннего рынка нефтепродуктов. При этом, ВИНК в первую очередь ориентировались на международный рынок и не были заинтересованы в поставках своей продукции потребителям внутри страны, которые снабжались по остаточному принципу.

Малые и средние НПЗ, не вошедшие в состав ВИНК, не могли с ними конкурировать на равных из-за плохой технической оснащенности, низкого качества продукции и логистических проблем. Тем не менее, за последние 10 лет в России появилось крупные независимые НПЗ, которые производственным и финансовым показателям не уступают завода ВИНК. Секреты успеха – современное производство и гарантированный рынок сбыта.

Первый блин не был комом

Первым крупным проектом по созданию независимого нефтепереработчика стал Антипинский НПЗ, решение о строительстве которого было принято в 2004 г. Инвесторами проекта выступила группы предпринимателей из Тюменской области. Хотя проект получил всестороннюю поддержку властей региона, но даже благодаря наличию “административного ресурса”, отношение к нему было крайне скептическим.

Тем не менее, акционеры сумели договориться о кредитах, обеспечить финансирование и построить современный НПЗ. Если на старте в 2006 г. мощность завода составляла 400 тыс. т/г. переработки, то уже через четыре года она выросла в 10 раз до 4 млн т/г. В результате, Антипинский завод превратился в лидера на рынке Тюменской области и крупного игрока в соседних регионах.

Завод продолжает активно наращивать производственные мощности, которые с 2010 г. по 2014 г. удвоились, достигнув 8 млн т/г. В прошлом году объем производства разных видов нефтепродуктов превысил 6,2 млн т.

При этом, маркетинговая стратегия завода с самого начала была сориентирована на выпуск нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас завод способен выпускать дизельное топливо стандарта Евро-5, в следующем году начнется производства бензина, отвечающего самым высоким международным требованиям. До конца 2015 г. глубина переработки нефти должна достичь 94%. Этот показатель в среднем по России не превышал 74% в 2014 г. Выпуск дизельного топлива составит до 50% продукции завода. По этим параметрам Антипинский НПЗ можно сравнить с лучшими европейскими нефтеперерабатывающими предприятиями.

На этом процесс развития завода не будет завершен. После окончания строительства современного нефтеперерабатывающего блока на базе НПЗ предполагается создать нефтехимический комплекс с целью производства ароматических углеводородов – бензола, толуола и ксилола.

Успех проекта признают эксперты и руководители многих ВИНК, которые рассматривают Антипинский НПЗ как серьезного соперника на внутреннем рынке. Со стороны нефтяных компаний, в частности бывшей ТНК-BP, неоднократно предпринимались попытки купить НПЗ в Тюмени, но на все предложения о продаже владельцы завода отвечали отказом.

Хороший пример заразителен

Антипинский НПЗ стал примером для других. В Кузбассе компания “Нефтехимсервис” при поддержке и личном контроле губернатора Кемеровской области Амана Тулеева в 2008 г. начала строительство НПЗ у поселка Яя, недалеко от Анжеро-Судженска. В третьем квартале 2013 г. была запущена первая очередь завода мощностью 3 млн тонн и глубиной переработки 60%.

Как и в случае с Антипинским “протатипом”, многие эксперты также критиковали проект и не верили в возможность его реализации. По примеру Антипинского НПЗ завод был построен вблизи от магистрального нефтепровода Транснефти, что позволило существенно снизить расходы на транспортировку сырья.

Еще одним фактором, предопределяющим успех проекта, стало наличие гарантированного рынка сбыта. Кузбасс – промышленно развитый регион, где расположено большое количество угольных предприятий, которым необходимо дизельное топливо. Когда Яйский НПЗ выйдет на запланированные показатели, то он станет серьезным конкурентом для доминирующего в регионе Омского НПЗ.

«Нефтехимсервис» планирует увеличить мощности Яйского НПЗ до 6 млн т/г., а глубину переработки – до 93% к концу 2017 г.

На Юге своя специфика

Еще один крупный проект в сфере нефтепереработки ранее запустила группа «Юг Руси» Сергея Кислова. Крупный сельскохозяйственный холдинг решил выйти на новый для себя рынок и в 2009 г. запустил первую очередь построенного с нуля Новошахтинского завода нефтепродуктов в Ростовской области.

Фактически, сама сельскохозяйственная компания и стала основным потребителем продукции завода. НПЗ выпускает топливо невысокого качества и ориентируется в первую очередь на запросы аграрной компании. Однако, для успеха проекта этого недостаточно. С целью расширения рынка сбыта на заводе сейчас проводится масштабная программа модернизации. которая предполагает увеличение глубины переработки до 85% и начало производства моторного топлива стандарта Евро-5. Мощность завода должна достигнуть 6 млн т/г. Модернизация осуществляется при полной поддержке региональных властей.

Что касается логистики, то завод получает сырье по магистральному нефтепроводу Суходольная – Родионовская и по железной дороге. Также НПЗ имеет возможность отгружать продукцию потребителям не только автомобильным и железнодорожным, но и речным транспортом, для чего на берегу Дона простроена грузовая эстакада.

Построен в СССР

Строительство независимой переработки возможно не только с чистого листа, но и на базе существующих активов. Примером может служить расположенный в Краснодарском крае Афипский НПЗ, подконтрольный группе «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана.

В 2010 г. компания выкупила завод у структур Олега Дерипаски, и взялась за масштабную реорганизацию. В достаточно короткие сроки был решен вопрос с подключением к системе магистральных нефтепроводов «Транснефти», что позволило резко сократить транспортные издержки и улучшить экономические показатели.

Мощность завода за последние три года выросла с 3,7 млн т/г в 2011 г. до 6 млн т/г в 2014 г. Цель на 2020 год – увеличить мощность до 15 млн т/г и довести глубину переработки с нынешних 51% до 93%. Если компания сможет реализовать свои планы, то завод превратится в крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие Юга России.

Три слагаемых успеха

Помимо четырех перечисленных заводов в России есть еще ряд других независимых НПЗ, неподконтрольных крупным компаниям – Марийский, Ильский, Краснодарский и другие. Однако все они находятся в весьма сложном положении, испытывают серьезные, порой непреодолимые, финансовые трудности. В чем их слабые места по сравнению с другими перечисленными активами?

Во-первых, в географическом положении. Большинство независимых ныне заводов были построены еще в СССР, когда не было четкой ориентации на конкретные локальные рынки. В результате, многие заводы расположены на большом удалении от основных нефтетранспортных артерий и вынуждены нести повышенные логистические издержки на получение сырья и дальнейшую реализацию продукции.

Спроектированные с нуля Антипинский, Яйский и Новошахтинский заводы с самого начала ориентировались на работу с конкретными рынками и место под их строительство выбиралось вблизи от магистральных трубопроводов «Транснефти».

Под это требование, на первый взгляд, не попадает Афипский НПЗ, поскольку инвестор не выбирал место для завода. В Краснодарском крае наблюдается избыток нефтеперерабатывающих мощностей. В регионе также действуют Туапсинский НПЗ «Роснефти», Краснодарский НПЗ, аффилированный со структурами Михаила Гуцериева, независимый Ильский НПЗ. Чтобы избежать ценовых войн Афипский НПЗ сейчас ведет стройку собственного экспортного терминала на берегу Черного моря, в 100 км от основной производственной площадки. Таким образом владельцы Афипского НПЗ хотят решить проблему сбыта, получив возможность экспортировать продукцию за рубеж, а не ограничиваться внутренним рынком.

Второй фактор успеха, являющийся прямым следствием первого – возможность экономить на транспортных издержках и за счет этого инвестировать в модернизацию производства. Все успешные независимые переработчики заявляют о необходимости модернизации для увеличения выпуска товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Если производить только прямогонный бензин, топочный мазут и печное топливо, то можно «вылететь в трубу». По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи 6 ноября цена на мазут составила 8015 руб./т, а на летнее дизельное топливо с отгрузкой во Владимире 35739 руб./т. Цифры говорят сами за себя.

После девальвации рубля и введения налогового маневра, который подразумевает снижение экспортной пошлины на нефть и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), у российских НПЗ резко снизилась рентабельность производства. Добывающим компаниям стало выгоднее поставлять нефть за рубеж, чем продавать ее на внутреннем рынке. Переработчики, особенно те, которые ориентированы на внутренний рынок, оказались в трудном положении. Они вынуждены платить за нефть более высокую цену, чтобы обеспечить свои заводы сырьем. И здесь показателен пример Антипинского НПЗ. Несмотря на ухудшение конъюнктуры, завод в первом полугодии показал хорошие финансовые результаты. В январе-июне его выручка выросла на 34%, до 83,6 млрд руб., а операционная прибыль составила 2,5 млрд руб. Для сравнения, операционная прибыль завода за весь 2014 г. составила 2,56 млрд руб.

Третье слагаемое успеха, каким бы оно не было банальным – наличие «административного ресурса», связей на региональном, а лучше на федеральном уровне. Именно этот фактор в значительной степени позволяет снять целый ряд административных проблем, возникающих при реализации проекта, и довести его до той стадии, когда он уже способен приносить прибыль.

Таким образом, если инвестор смог грамотно “сложить” все три этих слагаемых, то успех новому НПЗ гарантирован. В появлении таких проектов заинтересованы потребители: независимые переработчики позволяют повысить конкуренцию, препятствуют созданию олигополии. Совсем недавно нефтепереработка была пасынком нефтяной отрасли, рассматривалась как малорентабельный бизнес. Ситуация изменилась кардинально, после падения цен на нефть. В этом году в топ-10 ведущих энергетических компаний мира по версии агентства Platt’s впервые вошли Phillips 66 и Valero Energy – американские независимые переработчики, занявшие шестое и восьмое места соответственно. Для сравнения, лучший результат российской компании – “Роснефть” – 10 позиция рейтинга.

Омский нефтеперерабатывающий завод — один из самых современных НПЗ в России и один из крупнейших в мире. Установленная мощность завода составляет 20,89 млн т нефти в год.

По итогам 2017 года «Газпромнефть-ОНПЗ» переработал 19,6 млн тонн нефтяного сырья, сохранив лидерство по объемам нефтепереработки в России. При этом доля выхода светлых нефтепродуктов — одного из ключевых показателей эффективности нефтепереработки — выросла в прошлом году до рекордного для ОНПЗ уровня — 71,8%.

выход светлых нефтепродуктов

На Омском НПЗ сформирован один из самых современных наборов технологических процессов, существующих сегодня в нефтепереработке. Всего завод выпускает порядка 50 видов нефтепродуктов: топливо для реактивных двигателей, бытовой газ, топочный мазут, бензол, толуол, ортоксилол, параксилол, битум, кокс, техническую серу и другую продукцию, востребованную на рынке.

На Омском НПЗ будет применяться так называемый жесткий двустадийный гидрокрекинг при давлении 18 МПа и температуре 380–400 ºС, способный работать на двух режимах: топливном и масляном. Благодаря установке гидрокрекинга ОНПЗ более чем на 6% увеличит показатель выхода очищенных светлых нефтепродуктов и выведет на новый уровень сырьевую базу для производства современных масел II и III группы с высоким индексом вязкости.

В 2012 году Всемирная ассоциация нефтеперерабатывающих компаний (WRA) признала «Газпромнефть-ОНПЗ» лучшим нефтеперерабатывающим заводом России и стран СНГ. Ежегодно продукция Омского НПЗ входит в число лауреатов и дипломантов Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России».

Где выпускается каждый восьмой литр бензина в России, и что представляет собой современная отечественная нефтепереработка — в совместном проекте «Газпром нефти» и ИД «Коммерсант».

  • «Газпром нефть» готовит мощности для первого в России производства игольчатого кокса 8 Октября 2018 новости
  • Омский НПЗ на шаг впереди отрасли 17 Сентября 2018 интервью
  • «Газпром нефть» повышает энергоэффективность нефтеперерабатывающих активов 10 Сентября 2018 новости
  • Минприроды РФ оценило эффект модернизации Омского НПЗ «Газпром нефти» 9 Августа 2018 новости

Расширяя масштабы своей деятельности, «Газпром нефть» ответственно выстраивает стратегию природопользования, опираясь на эффективную систему экологического менеджмента.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий