микро нпз– cccp-online.ru

микро нпз

«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ: что представляет собой нефтеперерабатывающая промышленность и как влияют на нее “нелегалы” отрасли.

Мини-НПЗ. Начало

Нефть, как и газ, является национальным достоянием России. Роль нефтяной отрасли в экономике трудно переоценить: благосостояние как государства, так и отдельных регионов и городов значительно зависит от черного золота.

Согласно исследованию РБК о самых богатых и бедных городах России, лидерами в списке богатейших оказались так называемые города-нефтяники, в том числе из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Финансовая обеспеченность среднестатистического жителя конкретного города определялась по показателю – средняя зарплата, поделенная на прожиточный минимум. В этих городах средней зарплаты хватает более чем на пять прожиточных минимумов.

Неожиданно, но Приморск Ленинградской области возглавил список богатейших. Здесь зарплаты хватает на 8,9 прожиточного минимума. В 2013 году средняя зарплата в Приморске была выше, чем в Москве – 57 тыс. рублей. Авторы исследования объясняют лидерство тем, что город является конечным узлом Балтийской трубопроводной системы с морским нефтеналивным торговым портом.

Предприятия нефтяного сектора — это не только деньги, но и ответственность, в том числе экологическая. Периодически в информационном поле появляются новости о разливах нефтепродуктов или чрезмерных выбросах в атмосферу. Пожалуй, это самые важные в информационном плане поводы. В связи с этим компании, которые так или иначе связаны с нефтью и получаемыми из нее продуктами, уделяют значительное внимание экологической составляющей своего бизнеса. В дополнение за ними постоянно и пристально наблюдают природоохранные ведомства, экологические организации и общественники. Поэтому с точки зрения охраны окружающей среды можно быть более-менее спокойным.

Но что делать с темной стороной нефтяного бизнеса? Все больше внимания привлекают маленькие нелегальные нефтеперерабатывающие заводы (мини-НПЗ). Таких на территории Ленобласти насчитывается с десяток. В России насчитывается лишь около полусотни мини-НПЗ, которые работают легально и официально сотрудничают с нефтедобытчиками. Сырье для незаконных предприятий, как правило, получают из врезки в трубу. Продукты производятся самого низкого качества. Такие заводы наносят колоссальный вред не только легальному нефтяному бизнесу или потребителю и его технике, но и окружающей среде: здесь речь идет о выбросах в атмосферу и загрязнении почв. То есть ни о каких стандартах качества, как на официально действующих предприятиях, говорить не приходится.

«Санкт-Петербург.ру» начинает серию материалов о мини-НПЗ. В них мы расскажем о том, что собой представляет нефтеперерабатывающая промышленность, и, самое главное, рассмотрим работу мини-НПЗ со всевозможных точек зрения. Как выглядят, кто производит комплектующие, какую работу надзорные ведомства ведут по этой теме? Вспомним самые громкие криминальные истории, расскажем о качестве продукции, а точнее об его отсутствии. Расскажем об экологическом и экономическом уроне, который мини-НПЗ наносит государству и его населению. Начнем же мы с рассказа о том, что такое нефтеперерабатывающая промышленность.

Нефтепереработка

Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность – асфальты и битумы – давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца XVIII века продукт переработки нефти – керосин – стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с XIX века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания, нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

Нефтяная промышленность сегодня – это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим законам. В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по нефтепроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения.

Нефтеперерабатывающая промышленность производит нефтепродукты – мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла, которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

По мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини-НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.

В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива.

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в основном размещаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар. Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань, Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и других.

Типы НПЗ

Сегодня нельзя четко определить границы между профилями НПЗ. Эти рубежи стираются, предприятия становятся более универсальными. Несмотря на это в российской нефтеперерабатывающей промышленности выделяют три профиля нефтеперерабатывающих заводов, в зависимости от схемы переработки нефти.

На НПЗ топливного профиля основной продукцией являются различные виды топлива и углеродных материалов: моторное топливо, мазуты, горючие газы, битумы, нефтяной кокс и так далее.

На НПЗ топливно-масляного профиля также производятся смазочные материалы: нефтяные масла, смазки, твердые парафины. На НПЗ топливно-нефтехимического – нефтехимическая продукция: полимеры, реагенты.

Переработка нефти

Есть несколько обязательных этапов переработки нефти. Все начинается с подготовки сырья.

Сначала из нефти выводят воду, соль и другие примеси, снижающие качество продуктов переработки. Только затем она поступает на первичную перегонку.

Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350°C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180-240°С) и дизельное топливо (240-350°С). Остатком перегонки нефти является мазут. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится ее вторичная переработка для получения большего объема автомобильного топлива.

Вторичная переработка нефти (крекинг) проводится путем термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов — бензола, толуола и других.

Далее следует очень важный процесс — гидроочистка. Задача процесса — очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от серы, азота, смолы и кислорода.

Заключительный этап – формирование готовой продукции. Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава.

Завершающим звеном нефтяного комплекса выступает сбыт нефтепродуктов. Для оптовой торговли существует сеть нефтебаз, связанных с нефтеперерабатывающими предприятиями нефтепродуктопроводами, железнодорожным сообщением, водным транспортом. Для розничной торговли создается сеть автозаправочных станций с магазинами и техобслуживанием. В настоящее время на каждую АЗС в России приходится около 4 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в Европе. Поэтому крупнейшие нефтяные компании планируют в ближайшие годы удвоить количество АЗС в России, и даже развивать сети АЗС в других странах мира, включая США и европейские страны.

Мини-НПЗ в Украине могут ликвидировать уже к концу 2013 г

Во 2-м полугодии власть попытается на законодательном уровне принять комплекс мер, направленных на ликвидацию деятельности мини-НПЗ, прогнозируютаналитики.

По их словам, если правительству удастся пресечь деятельность нелегальных мини-НПЗ, нефтедобывающая отрасль Украины увеличит добычу нефти и газового конденсата на 10-15% с надлежащей уплатой всех налогов и сборов.

По оценкам специалиста, общий объём недопоступлений в бюджет от деятельности мини-НПЗ в Украине составляет около 125 млн гривен ежемесячно.

«Улучшение ситуации с уплатой акциза на нефтепродукты позволит предотвратить повышение акцизов на топливо в среднесрочной перспективе. Правительству необходимо больше внимания уделить мерам по ликвидации схем неуплаты акцизов и попаданию на рынок низкокачественного топлива с нелегальных мини-НПЗ», – отмечает директор аналитической группы Da Vinci AG А. Баронин.

Нелегальные мини-НПЗ не редкость и в России.

Можно было бы предположить, что в Дагестане с приходом Р.Абдулатипова началась борьба с незаконными мини-НПЗ, но э то не 1-й случай подобного рода.

Напомним, ч то 28 сентября 2012 г на 4 км автодороги Хасавюрт-Бабаюрт, на территории АЗС, правоохранительные органы обнаружили мини-установку по переработке сырой нефти.

В Сибири, кстати, тоже все не гладко. Особенно в г Ангарске.

7 декабря 2012 г сотрудники полиции и УФ СБ в Иркутской области остановили деятельностьочередного нелегального завода по переработке нефти , который поставлял топливо на заправки региона.
Мини-НПЗ располагался в поселке Юго-Восточный под г Ангарском.

30 октября 2012 г в ходе операции Нефть, которая проводилась на территории Ангарского муниципального образования, сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры, МЧС и Ростехнадзора Иркутской области обнаружены 2 подпольных предприятия по переработке углеводородного сырья.

1 2 ноября 2012 года сообщили, что оперативникам удалось задержать двух операторов,которые обслуживали мини-НПЗ.

« Они рассказали, каким образом был налажен процесс переработки сырья и изготовление нефтепродуктов ».

Макстон, ООО, Отдел Продаж (написать письмо). Дата: 15.04.15 12:28
Надо разделять переработку каучуков (в т.ч. автомобильной резины) и переработку пластиков (полиэтилена, полипропилена, ПЭТ и других).

Пластики гораздо проще перерабатываются в те же пластики (вторичный гранулят): себестоимость гораздо ниже и цена реализации выше топлива. Плюс нет таких ощутимых потерь на газы и экологических проблем.

Шины в топлива перерабатывать также невыгодно.
Самые рентабельные направления переработки отработанных покрышек это:
1. Производство резиновой крошки (в основном для резиновых покрытий, в т.ч. спортивных и детских площадок) или резинового порошка (для добавления в асфальт) – довольно много автоматизированных линий по извлечению корда и измельчению резины продаётся, но рынок очень насыщенный, т.к. порог входа низкий.
2. Восстановление протектора (целесообразно для шин коммерческого и грузового транспорта)

Любая переработка шин, связанная с термолизом (пиролиз, инсинерация) – это во первых огромные расходы на экологию (утилизация или переработка газов) и нормализацию химического состава пироконденсата. Теоретически можно производить высококачественное сырье для коксования (смолу пиролиза для производства игольчатого кокса) – но для приемлемого объема выпуска нужна логистика по сбору резиновых отходов, которая обойдётся в сравнимую со стоимостью самого завода величину.

Нестеров Г.А.*, Сайфутдинов А.Ф., Бекетов О.Е., Ладошкин В.С.
Линас-Техно, Новосибирск, Россия
* – Linas Technology International Corporation, New York, USA

Вопрос качества бензина и дизельного топлива волнует миллионы российских автолюбителей. Об этом написаны тысячи статей. Однако практически ничего не изменилось за прошедшие годы. Качество нефтепродуктов оставляет желать лучшего. Если бензин можно с натяжкой отнести к топливу с удовлетворительным качеством, то проблемы качества дизельного топлива остаются на том же неудовлетворительном состоянии. По этой причине большинство автолюбителей предпочитает покупать бензиновые авто, не смотря на всю привлекательность и экономичность дизельного двигателя. Всем известны истории о неожиданном выходе из строя дизельного двигателя после заливки очередной порции дизельного топлива сомнительного состава. В последние годы западные производители автомобилей перешли к производству высокоэкономичных дизелей нового поколения с давлением подачи топлива в цилиндры двигателя до 2000 атмосфер. Это потребовало ужесточения требований к дизельному топливу по фракционному составу, температуре вспышки и по цетановому числу.
Из-за высокой экономичности новых дизельных двигателей и высокой стоимости топлива в Западной Европе наблюдается бум продаж дизельных авто. Среди новых проданных автомобилей доля дизельных авто в среднем доходит до 35 %, а во Франции уже около 50 %. И это можно понять, учитывая экономичность дизельных двигателей и их надежность при правильной эксплуатации и при наличии качественного дизельного топлива.
Очевидно, что стоимость топлива будет только расти в будущем, поэтому рано или поздно российский автолюбитель постепенно обратит свои взоры на дизельные автомобили. Есть ли у него возможность эксплуатировать дизельный автомобиль на качественном топливе? С нашей точки зрения такая возможность есть, и данная статья посвящена именно этому.
В настоящей работе мы предлагаем фактический материал с данными о нефтепродуктах высокого качества, получаемых на мини-НПЗ, основанных на ректификационной технологии Линас.

В данном разделе попробуем проанализировать основные проблемы низкого качества дизельного топлива. Мы не претендуем на абсолютную полноту излагаемой здесь информации. Но, работая в области нефтепереработки более 5 лет, определенные опытные данные у нас собрались.
Мы не сомневаемся в качестве дизельного топлива, производимого на больших НПЗ. За ворота НПЗ отправляется, как правило, дизельное топливо, соответствующее стандартам России.
А вот что происходит дальше, почему его качество снижается, доходя до потребителя?
Рассмотрим ситуацию за Уралом. На всю гигантскую территорию от Урала до Владивостока имеется реально только пять больших НПЗ. Это на 7000 километров. А потребитель имеется везде на этой территории, и до него необходимо это топливо доставить. Это означает, что топливо многократно перегружается из цистерн в баки нефтехранилищ и обратно и может храниться длительное время. Чистота баков и цистерн часто желает лучшего. Более того, встречаются случаи, когда одна и та же цистерна используется для перевозки бензина, дизельного топлива и керосина. Это приводит к попаданию в топливо ненужных фракций другого топлива, что понижает качество.
Учитывая особенности климата, часто наблюдается конденсация влаги в цистернах и это приводит к увеличению содержания влаги в дизельном топливе. Все это оборачивается большими проблемами у владельцев машин.
При доставке на большие расстояния проходит время и часто летнее дизельное топливо попадает к потребителю зимой, когда необходимо уже зимнее дизельное топливо. Чем это все кончается хорошо известно водителям дизельных машин. Мы уже не говорим о том, что иногда наблюдается подмешивание к качественному дизельному топливу различных отстоев и сливов, ничего общего не имеющих с дизельным топливом.
Где же выход из этого положения?
Теоретически можно организовать строжайший контроль за доставкой дизельного топлива от завода до потребителя. К сожалению, в ближайшее время рассчитывать на радикальное улучшение всей системы доставки и контроля топлива не приходится.
Есть и другой путь улучшения качества продаваемого дизельного топлива. Он состоит в приближении места получения дизельного топлива к реальному потребителю.
Ясно, что строительство больших НПЗ крайне проблематично, да и нет в этом необходимости. Наиболее оптимальным вариантом является строительство сравнительно небольших мини-НПЗ, на которых бы производилось высокачественное дизельное топливо. Причем это топливо желательно продавать в ближайших больших городах, где в основном, сконцентрированы автомобили с дизельными двигателями нового поколения.
Желательно отправлять качественное дизельное топливо непосредственно с мини-НПЗ на фирменные автозаправочные станции напрямую, минуя всех посредников. Через некоторое время потребители быстро оценят качество продукции, и уже не понадобится их убеждать заправляться только на данных автозаправочных станциях.
При этом переход с летнего дизельного топлива на зимнее будет проходить быстро и своевременно. Это позволит избежать проблем, характерных для всех регионов Сибири и Дальнего Востока каждый год в переходный осеннее-зимний период.
Данное направление, конечно, не решит полностью проблемы качественного дизельного топлива, но позволит значительно ее уменьшить и предоставить потребителям выбор.

Ректификационная технология Линас и мини-НПЗ на ее основе

Рассмотрим сейчас центральный вопрос – а возможно ли получение качественного дизельного топлива на мини-НПЗ?
Можем совершенно определенно ответить. Да, это возможно и доказано нами на реально действующем промышленном мини-НПЗ.

На Интернет сайте www.linas.ru подробно изложены основы новой ректификационной технологии Линас и ее применение в промышленности.
В настоящий момент мы применяем данную технологию для первичной перегонки нефти на мини-НПЗ различной мощности с получением трех основных продуктов: прямогонного бензина, высококачественного дизельного топлива (летнего и зимнего) и высококачественного товарного мазута марки М100.

Существует довольно распространенное мнение, что на мини-НПЗ нельзя получить высококачественные нефтепродукты. Это можно понять, так как у всех перед глазами многочисленные примеры так называемых “самопальных самоваров”, на которых делается самая примитивная разгонка нефти.
При первичной перегонке нефти на мини-НПЗ в самом простом варианте получаются: прямогонный бензин (не может быть использован как товарное бензиновое топливо и используется как сырье для нефтехимии или как составляющая товарного бензинового топлива), товарное дизельное топливо и товарный мазут. Таким образом, в качестве готового моторного топлива можно использовать дизельное топливо. Мазут используется как топливо, но для котельных и ряда других применений.

Несмотря на приставку мини, нефтепродукты, соответствующие ГОСТовским требованиям получать на мини-НПЗ можно. Это делается в реальной жизни на мини-НПЗ, прошедших экспертизу государственных органов и имеющих разрешение на применение и все необходимое для этого техническое обеспечение. Как правило, это все зарубежные мини-НПЗ (компании Val Verde, Red, Chemex и другие). Из отечественных мини-НПЗ это, прежде всего, установки компании Белэнергомаш, Спецстройинжиниринг и Линас-Техно (совместно с американской компанией Linas Technology International Corporation).

Зарубежные мини НПЗ, по сути, представляют уменьшенную копию больших НПЗ и на них получаются качественные нефтепродукты при довольно сложной ректификационной технологии и высокачественной управляющей автоматике. Соответственно и цена этих мини-НПЗ достаточно высока. Как правило, еще одним недостатком таких установок является неполное соответствие климатическим условиям России, особенно Сибири и Севера.

На большинстве российских мини-НПЗ уровень качества продукции несколько ниже, так как для уменьшения стоимости оборудования отсутствует дополнительная колонна, необходимая для отпарки дизельного топлива. Это приводит к увеличению содержания легких фракций в дизельном топливе и к ухудшению его качества. Одновременно в дизельном топливе при использовании традиционной ректификационной колонны может увеличиться содержание тяжелых фракций с температурой кипения выше 360 о С. Особенно, если стараться выжать максимум светлых фракций из тяжелого остатка. И это обычно делается в ущерб качеству дизельного топлива.
Кроме того, уровень автоматизации ректификационного процесса также уступает строгим требованиям по выдерживанию основных параметров, что приводит к колебанию параметров ректификационного режима и соответственно качества продукции.

В целом, по основным параметрам, полученное таким образом дизельное топливо, укладывается в основные параметры ГОСТа. Однако такое топливо далеко от требований международных стандартов, в частности по фракционному составу и температуре вспышки.

Понимая это и учитывая тот факт, что дизельное топливо является самым ценным товарным продуктом при первичной перегонки нефти на мини-НПЗ, мы сконцентрировались на создании установки, на которой можно было бы получать высококачественное товарное дизельное топливо, близкое по основным параметрам к западным стандартам. Под основными параметрами понимается строгое выдерживание фракционного состава и температуры вспышки. От уровня этих параметров зависит качество топлива. Использование преимуществ ректификационной технологии Линас позволяет это сделать.
Мы не ставили перед собой целью получение дизельного топлива, полностью соответствующего так называемому Евростандарту. Прежде всего, из-за содержания серы в топливе. Используя для мини-НПЗ нефть первой категории, мы гарантированы в содержании серы в пределах требований ГОСТа (0,2 %). Достижение же содержания серы в дизельном топливе на уровне 0,02% согласно требований Евростандарта, возможно только при проведении гидроочистки, что делать на мини-НПЗ экономически нецелесообразно.

При разработке мини-НПЗ на основе технологии Линас в конструкции ректификационной колонны Линас был предложен ряд оригинальных решений, которые позволили принципиально улучшить качество получаемого дизельного топлива. Данная цель была достигнута уже на первой НПУ-8(10), которая находится в промышленной эксплуатации в Кузбассе.
По ряду показателей на мини-НПЗ Линас были получены дизельное топлива, близкие к евростандартам. Это касается, прежде всего, фракционного состава и температуры вспышки. Одновременно резко улучшились показатели температуры замерзания и вязкости и ряд других параметров. Причем, данное качество обеспечивается постоянно в процессе эксплуатации НПЗ при различных режимах работы (летнее и зимнее топливо), как с полной нагрузкой, так и при снижении нагрузки до 50% и более.
Высокое качество дизельного топлива было достигнуто за счет факторов:

    1. Ряд особенностей собственно технологии Линас.
    2. Введение в ректификационную колонну дополнительной компактной секции по отпарке легких фракций из дизельного топлива. Одновременно эта же секция удаляет из дизельной фракции основную часть тяжелых фракций с температурой кипения выше 360 о С.
    3. Применение специального стриппинга, основанного на технологии Линас.
    4. Высококачественная промышленная система автоматизации, позволяющая выдерживать температурный режим в ректификационной колонне с колебаниями не более одного градуса.

Конкретные цифры, подтверждающие высокое качество получаемого дизельного топлива, приведены в таблице 1.

Характеристики качества дизельного топлива (летнего и зимнего), получаемого на мини-НПЗ Линас в сравнении с требованиями ГОСТа.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий