мини нпз звездочка – cccp-online.ru

мини нпз звездочка

по технологическому процессу уточните количество. для ваших условий, скорее всего, вы тоже не попадаете под опо.

в ваших документах обязательно должно быть разделение на зоны.

инспектор, суммируя вещества, к какому типу опасного производственного объекта, вас относит?”>для товарно-сырьевого склада вы под регистрацию опо не попадаете совсем.

по технологическому процессу уточните количество. для ваших условий, скорее всего, вы тоже не попадаете под опо.

в ваших документах обязательно должно быть разделение на зоны.

инспектор, суммируя вещества, к какому типу опасного производственного объекта, вас относит?

7. Опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств в которые кроме самих установок включаются: Склад сырьевой, Склад полупродуктов, Склад готовой продукции. ОДНОВРЕМЕННОЕ обращение (хранение) ОПО устанавливаемое ПРОЕКТОМ, а не табличкой в 116-ФЗ

8. Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения (Площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов – которые и дентифицируются по признаку хракнения (объема)”>Существует понятие ОПО
7. Опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств в которые кроме самих установок включаются: Склад сырьевой, Склад полупродуктов, Склад готовой продукции. ОДНОВРЕМЕННОЕ обращение (хранение) ОПО устанавливаемое ПРОЕКТОМ, а не табличкой в 116-ФЗ

8. Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения (Площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов – которые и дентифицируются по признаку хракнения (объема)

вы не о том думаете. сегодня же пятница. а данный посетитель всего-навсего обычный троль. так что не стоит уделять ему столько внимания.”>аркадий михайлович.

вы не о том думаете. сегодня же пятница. а данный посетитель всего-навсего обычный троль. так что не стоит уделять ему столько внимания.

вы с технологией получения бензина не знакомы? откуда там оборудование под давлением. “>уважаемый Михайлов Сергей Анатольевич.

вы с технологией получения бензина не знакомы? откуда там оборудование под давлением.

вот вам краткое описание ее работы:
"Электро-обессоливающая установка атмосферно-вакуумной трубчатки – комбинированная АТ+ВТ.
Цифра после обозначения означает мощность установки в млн тонн в год.В атмосферной части путём ректификации (перегонки) нефти при определённой температуре и давлении отбираются светлые фракции нефтепродуктов: бензин, керосин, дизельное топливо. Остаток нефти после атмосферной перегонки (мазут >350°С) направляется на вакуумные блоки установок АВТ-3 и АВТ-6, где при остаточном давлении 40–60 мм. рт. ст. из мазута отгоняется дополнительное количество вакуумных дистиллятов (350–530°С), которые направляются на процессы глубокой переработки нефти (установка Г-43-107).

Остаток вакуумной перегонки – гудрон (фр. 500°С) направляется на производство нефтебитума и на смешение котельного топлива (топочного мазута), а также на установку висбрекинга для снижения вязкости гудрона (особенно в зимний период)."

только нефтепереработка авт-3 не относится к мининпз, так как предусматривает не только глубокую переработку нефти, но и имеет производительность 3 млн. т.”>очень хорошо, что вы привели пример установки.
вот вам краткое описание ее работы:
“Электро-обессоливающая установка атмосферно-вакуумной трубчатки – комбинированная АТ+ВТ.
Цифра после обозначения означает мощность установки в млн тонн в год.В атмосферной части путём ректификации (перегонки) нефти при определённой температуре и давлении отбираются светлые фракции нефтепродуктов: бензин, керосин, дизельное топливо. Остаток нефти после атмосферной перегонки (мазут >350°С) направляется на вакуумные блоки установок АВТ-3 и АВТ-6, где при остаточном давлении 40–60 мм. рт. ст. из мазута отгоняется дополнительное количество вакуумных дистиллятов (350–530°С), которые направляются на процессы глубокой переработки нефти (установка Г-43-107).

Остаток вакуумной перегонки – гудрон (фр. 500°С) направляется на производство нефтебитума и на смешение котельного топлива (топочного мазута), а также на установку висбрекинга для снижения вязкости гудрона (особенно в зимний период).”

только нефтепереработка авт-3 не относится к мининпз, так как предусматривает не только глубокую переработку нефти, но и имеет производительность 3 млн. т.

Источник: спецрасчеты тушат АПЛ “Орел” на заводе “Звездочка”

Специальные пожарные расчеты, использующие новейшие технологии, привлечены к тушению пожара на атомной подлодке на судоремонтном заводе “Звездочка” в Архангельской области, люди не пострадали, сообщил источник в правоохранительных органах.

“Звездочка”: установлена причина возгорания на АПЛ “Орел”

Возгорание на атомной подводной лодке “Орел” произошло из-за нарушения технологического процесса при проведении сварочных работ, сообщил руководитель пресс-службы судоремонтного предприятия “Звездочка” Евгений Гладышев.

“Сегодня в результате нарушения технологического процесса при проведении сварочных работ произошло возгорание в нижней части корпуса, проходящей плановый ремонт на предприятии “Звездочка” атомной подводной лодки.

“Звездочка”: пожар на АПЛ “Орел” не угрожает другим подлодкам

Возгорание на атомной подводной лодке “Орел” не представляет угрозы другим субмаринам, сообщил представитель пресс-службы центра судоремонта “Звездочка”.

Пожар на АПЛ “Орел”, которая проходит ремонт на заводе “Звездочка”, начался около 14.

Источник: АПЛ загорелась на судоремонтном заводе “Звездочка”

Атомная подлодка “Орел” загорелась во вторник на судоремонтном заводе “Звездочка” (Архангельская область), горит утеплитель на площади 20 квадратных метров, сообщил источник в правоохранительных органах.

“Звездочка”: пожар на подлодке “Орел” не повлияет на сроки ее сдачи

Произошедший во вторник пожар на атомной подводной лодке “Орел” не повлияет на сроки сдачи корабля флоту и финансовые рамки контракта на ремонт, сообщила в среду главный специалист пресс-службы судоремонтного предприятия “Звездочка” Надежда Щербинина.

Судоремонтный завод “Звездочка” частично остался без электроснабжения

Судоремонтный завод АО “ЦС “Звездочка” в Мурманске во вторник вечером частично остался без электроснабжения из-за аварии на трансформаторной подстанции, сообщил источник в экстренных службах региона.

Филиал “35 СРЗ” АО “ЦС “Звездочка” — судоремонтное предприятие, выполняющее комплексные ремонты кораблей и судов ВМФ, способное осуществлять ремонт вооружения и военной техники различной номенклатуры, оборудования, систем.

Суд 7 сентября вернется к делу о контракте компаний “Алмаз” и “Звездочка”

Арбитражный суд Архангельской области в среду отложил на 7 сентября рассмотрение иска центрального морского конструкторского бюро “Алмаз” (Санкт-Петербург) о расторжении контракта на строительство плавучего дока за 4,9 миллиарда рублей для нужд центра судоремонта “Звездочка” (Северодвинск, Архангельская область), следует из материалов на портале “Электронное правосудие”.

Центр судоремонта “Звездочка” привлечет кредит банка “Россия”

Банк “Россия” откроет центру судоремонта “Звездочка” (Северодвинск, Архангельская область) возобновляемую кредитную линию с лимитом 3 миллиарда рублей, следует из материалов на портале госзакупок.

Центр судоремонта “Звездочка” — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины на берегу Белого моря в Северодвинске.

Санкции США, введенные против “Звездочки”, связаны с модернизацией ее крымского филиала на базе Севастопольского морского завода, однако предприятие было готово к такому развитию событий и не понесет экономических убытков, заявил в пятницу официальный представитель Центра судоремонта “Звездочка” Евгений Гладышев.

“Звездочка” не кредитуется за границей.

Для центра “Звездочка” построят судно для хранения радиоактивных отходов

Судно для приема и временного хранения жидких радиоактивных отходов (ЖРО) будет построено для нужд центра судоремонта “Звездочка” (Северодвинк, Архангельская область) к лету 2018 года в рамках техперевооружения по ФЦП “Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы”, следует из материалов на сайте госзакупок.

Центр судоремонта “Звездочка” (входит в ОСК) — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье.

“Звездочка” оспорила отказ во взыскании с Росатома 193 миллионов рублей

Девятый арбитражный апелляционный суд зарегистрировал жалобу центра судоремонта “Звездочка” (Северодвинск, Архангельская область) на отказ во взыскании с Росатома 193 миллионов рублей расходов предприятия на содержание блоков пяти утилизируемых атомных подводных лодок (АПЛ), следует из материалов на портале “Электронное правосудие”.

“Звездочка” оспаривает решение арбитражного суда Москвы, принятое в августе.

“Звездочка” пытается взыскать с Росатома траты на содержание блоков АПЛ

Арбитражный суд Москвы назначил на 20 июня рассмотрение иска центра судоремонта “Звездочка” (Северодвинск, Архангельская область) о взыскании с “Росатома” 193 миллиона рублей расходов предприятия на содержание блоков пяти утилизируемых атомных подводных лодок, следует из материалов на портале “Электронное правосудие”.

В июле 2014 года кассационный суд оставил в силе решение о взыскании с “Росатома” около 9 миллионов рублей на их.

Источник: силовики не нашли бомбу в московском ТЦ “Звездочка”

Правоохранители завершили проверку подозрительного предмета в торговом центре “Звездочка” на западе Москвы, из-за которого из здания были эвакуированы свыше 800 человек, сообщил источник в экстренных службах столицы.

Экс-директору базы “Звездочка” дали 9 лет колонии за растрату 50 млн рублей

Суд в Мурманской области приговорил бывшего гендиректора производственно-технической базы (СПТБ) “Звездочка” к девяти годам колонии и штрафу в 900 тысяч рублей за перевод на счета фирм-однодневок около 50 миллионов рублей, предназначенных для ремонта кораблей Северного флота, сообщает управление ФСБ России по Северному флоту.

Минобороны подало иск к Центру судостроения “Звездочка”

Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск министерства обороны России о взыскании с северодвинского АО “Центр судостроения “Звездочка” более 3,7 миллиарда рублей, следует из информации в картотеке арбитражных дел.

Центр судоремонта “Звездочка” входит в состав АО “Объединенная судостроительная корпорация”.

Мини-НПЗ для массового производства качественных бензинов, развития малого нефтяного бизнеса и модернизации нефтеперерабатывающей отрасли

Авиапассажиры, пролетающие ночью над Западно-Сибирским регионом, в безоблачную погоду видят внизу множество горящих факелов. Расположены они в местах добычи нефти, и сгорают в них ценнейшие компоненты углеводородного сырья. В последнее десятилетие из российских недр ежегодно извлекалось в среднем примерно по 50 млрд. кубометров попутного нефтяного газа и около четверти его количества сжигали, обогревая атмосферу.

Но газовые факелы — не единственные печальные памятники бесхозяйственности, порожденные пороками экономической политики. Из-за некомплексной переработки добываемых нефти и газа в стране ежегодно не только сжигаются, но также закачиваются в землю и просто разливаются примерно 20—25 млн. тонн попутного и вторичного углеводородного сырья, из которого можно производить различные моторные топлива, в том числе высокооктановые бензины.

Речь идет, прежде всего, о газовом конденсате – его добывают ежегодно 10-15 млн. тонн. Кроме того, он накапливается на нефтеперерабатывающих заводах и газокомпрессорных станциях от 10 до 50 тысяч тонн в год на каждом из таких предприятий. Какую-то его часть закачивают обратно в трубопроводы. А остальное количество всеми правдами и неправдами хоронят и разливают, превращая окружающую среду в отхожее место. Это многие миллионы тонн ежегодно.

Правда, кое-где предприятия «Газпрома» на установках первичной переработки (разгонки) выделяют из газового конденсата дизельные фракции и используют получаемое дизтопливо для своих нужд, в том числе для производства электроэнергии. А куда идут отходы (до 30%) такой переработки — низкооктановые бензиновые фракции, не пригодные для использования в качестве моторных топлив, можно только догадываться.

То же происходит на заводах по переработке газоконденсата, где вынуждены длительно хранить часть отходов – зачастую их просто некуда сливать. В лучшем случае, низкооктановые фракции, если это экономически целесообразно и возможно, перевозят на близрасположенный НПЗ, где вырабатывают из них сортные бензины. Но и на каждом отечественном НПЗ в зависимости от его мощности ежегодно сгорает от 80 до 300 тысяч тонн ценного вторичного сырья, содержащего высокооктановые бензиновые фракции, а суммарно по стране сжигается ежегодно, по оценкам, до 3—5 млн. тонн таких фракций, не используемых ввиду устаревших технологий с неглубокой переработкой нефти.
Упомянутые виды углеводородного сырья при должной экономической политике государства типа «кнута и пряника» по отношению к нефтяным и газовым компаниям позволили бы значительно увеличить производство нефтепродуктов, но этим сырьем сегодня загрязняют окружающую среду.

Рост коэффициента извлечения нефти из скважин и максимальное вовлечение в эксплуатацию нефтяных месторождений также способствовали бы увеличению объемов производства нефтепродуктов. Что касается эффективности добычи, то сегодня из эксплуатируемых месторождений извлекается лишь около половины запасов. Что же до вовлечения в эксплуатацию месторождений, на которые получены лицензии, то, по оценкам специалистов, часть из них, содержащая примерно 20-25% потенциально извлекаемых запасов нефти от общего объема, переданного компаниям, простаивает.

Так, к примеру, из 16,4 млрд. тонн извлекаемых запасов нефти, переданных на 1 января 2000 г. по лицензиям для добычи, в разработку было вовлечено 12,8 млрд. тонн. Остальные 3,6 млрд. находились в месторождениях, к разработке которых даже не приступали. Причем, в то время как крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании вовлекли в разработку свыше 87% выделенных им запасов, эта доля у небольших компаний, лишенных выхода в магистральные нефтепроводы, не превышала 48%.

Подобные сведения в последние годы почему-то не публикуются. Но, по оценкам специалистов, приведенные соотношения не претерпели на сегодня существенных изменений. Известны случаи, когда владельцам малых и средних месторождений крупные компании, владеющие мерными узлами, чинят препятствия при подключении к магистралям через эти узлы. Делается это нередко для захвата подготовленных к добыче месторождений.

Надо отметить, что часть малодебитных нефтяных и газовых месторождений не эксплуатируется по экономическим соображениям, главным образом, из-за громадных капитальных затрат, необходимых для строительства транспортных линий от скважин к магистральным трубопроводам. Затраты эти могут и не окупаться при низкой рентабельности добычи сырья. К примеру, в Тюменской области не эксплуатируется около сотни мелких и средних нефтяных месторождений.

Парадоксально, но факт: в ту же нефтегазовую Тюменскую область ежегодно завозятся миллионы тонн сортных топлив, производимых на НПЗ, расположенных в Поволжье и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, на что тратятся значительные средства. В то же время миллионы тонн легкого углеводородного сырья, из которого можно получать эти топлива, извлекаются из тюменских недр, чтобы безвозвратно исчезнуть в болотах тамошней тундры и водоемах или накапливаться вдоль газовых и нефтяных магистралей, загрязняя окружающую среду.

В Советском Союзе нефтеперерабатывающая промышленность создавалась в основном в европейской части страны. При этом предпочтение отдавалось строительству крупных НПЗ. Так, если в России имеется всего несколько заводов с годовой переработкой менее 3 млн. тонн нефти в год, то в США 116 таких заводов. В тех же США около 60% сырья перерабатывается на предприятиях с годовой производительностью до 10 млн. тонн, и они рассредоточены по всей стране. А у нас примерно 70% нефти перерабатывает с десяток крупных заводов с производительностью от 15 млн. тонн в год и больше.

Такая концентрация производства вредна не только с точки зрения дороговизны перевозок топлив и увеличения загрязнения окружающей среды вблизи крупных заводов. Дело еще и в том, что из-за существенной выработанности ресурсов оборудования НПЗ (по оценкам – до 50-70%) существенно возросли удельные затраты на производство тонны нефтепродуктов.

На рост удельных затрат влияет и относительно малая глубина переработки нефти. Согласно данным Росстата, в 2009 г. из добытых 478 млн. т нефти внутри страны потребили 231 млн. т, из которых произвели 171,6 млн. т нефтепродуктов, в том числе 35,8 т автомобильных бензинов. Таким образом, степень (глубина) переработки исходного сырья составила лишь около 74%. Для сравнения: в США этот показатель составляет примерно 95%. Замечу, более половины отечественных НПЗ построили до 1980 г.

Между тем в последние годы вследствие обвального роста морских, речных и железнодорожных транспортных тарифов существенно возросла актуальность производства моторных топлив в местах их потребления. Ведь стоимость перевозок топлива в отдаленные от европейской части страны регионы теперь намного превышает отпускную цену самого топлива. А его удорожание приводит к увеличению себестоимости всей производимой продукции.

Конечно же, производство топлива в местах его потребления целесообразно лишь при наличии там нефтяных или газовых месторождений, либо соответствующих трубопроводов. Но для этого необходимо располагать еще и технологией нефтепереработки, которая позволяет строить экономически эффективные НПЗ относительно небольшой мощности. Такую технологию давно, еще в конце 1980-х, создали в Новосибирске и для ее реализации разработали параметрический ряд мини-НПЗ различной мощности, о чем говорится ниже. Но в России удалось построить лишь одну подобную промышленную установку, действующую с 1992 г. на Нижневартовском газоперерабатывающем заводе. Еще несколько мини-НПЗ построено за рубежом. И все.

В чем же причины столь бесхозяйственного и пренебрежительного отношения к отечественной инновационной технологии «с бородой», учитывая, к тому же, систематически возникающие в стране бензиновые кризисы?

Бензины все дорожают и дорожают, а команды ФАС не слыхать…

В последние годы из-за проводимой в стране экономической политики и пороков законодательства на топливных рынках существенно возрос диктат крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Их немногим более десятка, но они владеют всеми нефтеперерабатывающими заводами страны. И так как им экономически выгодно сегодня экспортировать нефть, то, по мере ее подорожания на мировом рынке, они время от времени взвинчивают на внутреннем рынке цены на нефтепродукты, в том числе на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Делается это чтобы уменьшить внутренний спрос и тем самым высвободить соответствующую часть нефтяного сырья для увеличения его экспорта. А предварительно в рознице создается дефицит того же бензина, что ведет к росту цен на него. Такая картина в очередной раз наблюдается с начала текущего года. Во многих регионах владельцы автозаправок отпускают бензин по талонам, и он повсеместно значительно подорожал. К примеру, в Туве цена достигла 50 рублей за литр.

Экономические и правовые стимулы для такого диктата нефтяных компаний создали властные структуры, очевидно, не без взаимной с ними заинтересованности. А право на диктат обусловлено… Федеральным законом «О защите конкуренции». Он вроде бы предназначался для недопущения монопольно высоких цен на рынках.

Однако если внимательно вчитаться в этот, по мнению руководителя ФАС, самый лучший в мире закон про то, как защищать конкуренцию, то оказывается, прописан он таким образом, что никаких монополистов, кроме естественных, у нас якобы нет и быть не может. Ну, а ежели дела обстоят столь хорошо, то и злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, взвинчивая до небес цены на свою продукцию, у нас просто некому. Вот и получается, что закон сей если и про защиту конкуренции, то только среди тех, кто стремится подороже товар продать.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к статье 4 упомянутого закона, в которой даны определения основных понятий. Тогда станет ясно, почему Федеральная антимонопольная служба не может бороться с монопольно высокими ценами по ею же разработанному законодательному акту. Профнепригодным делает его уже лишь одно определение товарного рынка. И вот почему.

Как известно, водители автомашин, допустим, в Москве, не ездят специально заправляться в соседние области. Поэтому объективно топливные рынки, впрочем, как и рынки всех потребительских товаров, размещаются в границах городов или субъектов Федерации, то есть неподалеку от дома покупателя. Казалось бы, эту объективную реальность и необходимо было положить в основу законодательного обуздания денежных аппетитов монополий.

Однако тот же топливный рынок согласно антимонопольному закону, который предшествовал нынешнему, охватывал всю территорию страны, и доминирующее на нём положение хозяйствующего субъекта, в данном случае – какой-либо из нефтяных компаний, следовало оценивать только относительно всей территории России. Таким образом, никто из десятка крупных нефтяных компаний, владеющих почти всеми НПЗ, поставляющих бензин и торгующих им на бензоколонках, под понятие «доминирующее положение» не подпадал. Ведь доля каждой из них на топливном рынке страны составляет в среднем 10%, а опасным признается оборот от 50% и более.

В результате в большинстве регионов, что не является секретом, топливные рынки благодаря предыдущему «антимонопольному» закону давным-давно оказались монополизированы одной, двумя или тремя компаниями. Они по никак не доказуемому негласному сговору установили монопольно высокие цены на бензин и дизтопливо, которые непрерывно растут.

Эти компании стремятся сохранить и расширить свои сферы влияния на рынках. Для этого они, в частности, активно внедряются в розничную торговлю бензином, нередко захватывая независимые АЗС, что позволяет им согласованно повышать цены на моторные топлива с увеличением объемов экспорта нефти. И хотя в той же Москве и в Московской области можно видеть АЗС примерно десятка нефтяных компаний, однако конкуренция между ними не наблюдается.

Непременное и повсеместное удорожание моторных топлив с каждым увеличением экспорта нефти свидетельствует о фактической монополизации топливных рынков компаниями, владеющими НПЗ, и о консолидированном злоупотреблении ими своим монопольным положением на рынках. Речь идет, по сути, о негласном (или гласном?) сговоре.

Казалось бы, чтобы пресекать эти злоупотребления, необходимо было в новом Законе «О защите конкуренции» изменить определение товарного рынка, ограничив его рамками субъекта Федерации. Одновременно надо законодательно регламентировать ценообразование и регулирование цен на рынке, причем не только для доминирующих на нем монополистов.

Если ввести норму прибыли относительно себестоимости продукции, а сверхнормативную прибыль изымать в бюджет, то спустя некоторое время цены на все и вся стабилизируются, и перестанет расти инфляция.

Однако новый закон лишь усугубил ситуацию. Хотя определение товарного рынка как «сферу обращения товара на территории Российской Федерации» из нового закона исключили, но конкретные физические границы возможных «сфер обращения товара» вообще не указали. Оконтуривание в законе территорий обращения товаров некими абстрактными признаками внесло еще большую неопределенность и путаницу. Теперь стало вообще невозможным идентифицировать хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, допустим, владеющего в данном населенном пункте сетью магазинов мелкорозничной торговли, так как совершенно непонятно, на какой конкретно территории доминирующее положение следует определять.

Кто и как должен регламентировать границы рынка, в законе не сказано. Поэтому уже только из-за абстрактности рыночного пространства выполнение норм закона по борьбе со злоупотреблениями на рынке исключается. К тому же и сами эти нормы абсурдны (см. «Призрак рынка бродит по России… Как и почему законодательство провоцирует диктатуру монополий» и рост цен. – «Промышленные ведомости» № 5-6, 2011 г.).

Вот каковы согласно данным Росстата некоторые наглядные результаты многолетней имитации борьбы с солидарным злоупотреблением монополистами своим доминирующим положением на топливном рынке. Если в 1991 г., продав тонну пшеницы, которая стоила тогда 400 рублей, сельчанин мог купить 4 тонны дизтоплива, то в 2005 г., когда за тонну пшеницы сельский труженик смог выручить в среднем 2457 рублей, ему за тонну дизельного топлива, которая стоила уже 16 830 рублей, надо было заплатить почти семью тоннами пшеницы. В 2009 г. ситуация несколько «улучшилась»: чтобы приобрести тонну дизтоплива, цена реализации которого в среднем за год составляла 19661 рублей, надо было продать почти 5 тонн пшеницы, цена приобретения которой у производителя в среднем составила 3978 рублей за тонну.

В 2009 г. по отношению к 1991 г. индекс цены дизтоплива у производителей возрос более чем в 164 000 раз, а бензинов – свыше 108 700 раз. Конечному покупателю посредники продают их в 1,5 – 2 раза дороже. Для сравнения: индекс цен потребительских товаров за это же время возрос в 21 тысячу раз, а продукции сельского хозяйства – в 9600 раз.

Разрешив фактически безнаказанно увеличивать стоимость нефти и нефтепродуктов, государство указало и ориентиры роста – это так называемые равновесные или мировые цены в пересчете по валютному курсу. При этом Центробанк официальный валютный курс установил таким, что «цена» доллара в рублях в сравнении с паритетом их покупательной способности оказалась существенно, примерно вдвое, завышена. Иначе говоря, рубль искусственно девальвировали. Для чего все это было сделано?

Значительная часть доходов в федеральный бюджет поступает от реализации нефти, газа и нефтепродуктов. В прошлом году они составили 3830,7 млрд. рублей или 46,1% всех доходов бюджета, в том числе вывозные экспортные пошлины – 2469,4 млрд. рублей или почти 30% бюджетных доходов. Доля топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта составила 66,3%. При этом вывозная экспортная пошлина на тонну нефти была установлена в размере около 69% от ее средней цены или 453,7 доллара с тонны, а светлых нефтепродуктов – в размере 67% нефтяной пошлины.

Получая треть бюджетных доходов от вывозных экспортных пошлин на углеводородное сырье и продукты нефтепереработки, государство девальвацией рубля, а также выравниванием внутренних и внешних цен с лихвой компенсирует нефтяным компаниям изымаемую у них часть экспортной выручки. Делается это за счет получения сверхприбыли при реализации нефтепродуктов внутри страны, цены которых в рублях теперь равны «мировым» по завышенному вдвое валютному курсу.

Согласно данным Росстата, в декабре прошлого года бензин на экспорт продавали в среднем по 838 долларов, а внутри страны – по 24814 рублей за тонну, курс при этом составил 29,6 рубля за доллар при официальном курсе 30,48 рубля за доллар. Таким образом, цены на бензин внутри страны завысили примерно вдвое. Для сравнения: нефть в том же декабре внутреннему потребителю обходилась в среднем по 11045 рублей, а за рубеж продавалась по 653,4 доллара за тонну, то есть нефтяной валютный курс был равен 16,9 рубля за доллар.

В прошлом году на экспорт было продано лишь 8,2% произведенного в стране бензина, меньше, чем в предыдущем году (12%), и нетрудно оценить прибыль, полученную от его внутренних продаж. Естественно, при этом за счет дополнительного, искусственно вызванного роста ценовой инфляции увеличиваются и доходы бюджета. И хотя сумма рублей растет, но покупательная способность их стала меньше. Так что рост доходов в реальном исчислении весьма иллюзорен.

Снижение прошлогоднего объема экспорта бензина свидетельствует, что никаких предпосылок для его дефицита не было, тем более в начале года, когда потребление падает. Просто при очередном увеличении стоимости нефти на мировом рынке решено было соответственно подстроить параметры процесса перекачки в казну экспортных нефтяных пошлин. В числе параметров и цена бензина. Но в чем-то «настройщики» просчитались, и процесс вышел из под контроля. В Минэнерго утверждают, что поставки снизились из-за остановки на ремонт нескольких НПЗ. Спрашивается тогда, а почему же министерство во избежание «бензиновых кризисов» не требует от компаний согласования графиков ремонтных работ нефтеперерабатывающих установок?

Предложение ФАС увеличить вывозную пошлину на экспорт бензина с 0,67 до 0,9 от нефтяной пошлины, якобы для увеличения поставок бензина на внутренние рынки, – от лукавого. Ведь объемы его экспорта из-за несоответствия европейским стандартам, невелики (в 2009 г. – 12%, а в 2010 г. еще меньше – всего 8,1% от произведенного количества), и в предыдущие годы не влияли на удовлетворение спроса внутри страны. А так как все больше стран разрешают применять у себя только бензины марок «евро», то спрос на российские экологически вредные бензины будет непрерывно снижаться.

Поэтому причины происходящего на топливных рынках страны совсем иные и рассмотрены выше. В их числе и принципы арифметического увеличения бюджетных доходов за счет инфляции, обеспечивающей нефтяным монополиям сверхприбыли. Эти принципы давно положены в основу проводимой в стране экономической политики, которая породила в том числе сырьевую ориентацию экономики. Чтобы ее модернизировать, необходимо менять основы всей экономической политики (см. «Очередной экономический кризис в России – порождение ее хронической денежной дистрофии. Как излечить больной организм?» – «Промышленные ведомости» № 11, ноябрь 2008 г.).

Однако дело это не скорое, а принятие только локальных принудительных мер для ликвидации диктатуры нефтяных компаний в нынешних условиях может привести к обрушению федерального бюджета. Поэтому, чтобы избежать нарастающей для страны угрозы роста дефицита автомобильных бензинов, необходим обходной маневр – надо начать масштабное строительство не зависимых от нынешних монополистов мини-НПЗ в местах потребления моторных топлив.

Они позволят устранить диктатуру нефтяных монополий, в том числе благодаря децентрализации производства моторных топлив и приближения его к потребителям. Кроме того, мини-НПЗ позволят вовлекать в переработку теряемые ныне громадные ресурсы углеводородного сырья, и альтернативное сырье для производства бензинов – биоилы полей аэрации, залежи бедных углей и др. Как отмечалось выше, необходимые для этого технологии и мини-НПЗ давным-давно разработаны в Новосибирске.

Технология в одеянии цеолита

Для получения высокооктановых сортных бензинов на НПЗ пользуются традиционной каталитической химической технологией «Риформинг». В ней применяются дорогостоящие платиновые катализаторы, и для их стабилизирующего воздействия на катализ требуется водород. Процесс весьма критичен к содержанию в сырье серы – ее должно быть не более тысячной доли процента. Такая сложная и дорогая технология оказывается экономически эффективной лишь при производительности установки, перерабатывающей в год свыше 300 тысяч тонн сырья.

Создание малотоннажных установок по производству высокооктановых бензинов оказалось экономически целесообразным лишь с появлением новой каталитической технологии «Цеоформинг». Ее разработала еще в 1984 г. группа новосибирских ученых из СО АН СССР под руководством доктора химических наук, профессора Казимиры Ионе. Она возглавила специально созданный для развития этой технологии, а также проектирования и внедрения соответствующих установок научно-инженерный центр «Цеосит», преобразованный впоследствии в ЗАО «Сибирская технологическая компания «Цеосит» – СТК «Цеосит».

Технология основана на новом искусственно синтезированном той же группой ученых минерале цеолите, используемом в качестве катализатора. Благодаря цеолиту превращение низкооктановых нефтяных фракций в высокооктановый бензин происходит при более низких, чем в «Риформинге», давлении (5—15 против 3,3—35 атм.) и температуре (340—460 против 480—550°С). При этом не требуется водород и соответствующее оборудование для его получения. Сырье подается без гидроочистки, и содержание в нем серы может достигать 1,5%. А на выходе установки выделяется не требующий дополнительной технологической обработки годный к применению неэтилированный бензин.

Все эти преимущества в сравнении с традиционной технологией позволяют на треть при сопоставимых объемах производства снизить капитальные затраты и эксплуатационные расходы и создавать рентабельные мини-производства моторных топлив с возможностью переработки от 5 тысяч до 500 тысяч тонн сырья в год.

Обеспечив подвижность катализатора, например, способом «кипящего слоя», производительность установки при сохранении рентабельности можно увеличить до 1 млн. тонн сырья. А свыше 1 млн. тонн процесс теряет экономическую привлекательность из-за увеличения затрат.

Полный комплект такого производства (мини-НПЗ) состоит из двух установок. Первая из них — установка традиционной первичной переработки нефти или газового конденсата позволяет получать (соотношения зависят от сырья) дизельное топливо (30—40%), прямогонный бензин — малооктановые фракции (25—40%) и мазут. Вторая установка предназначена для каталитической по технологии «Цеоформинг» переработки низкооктановых бензиновых фракций в высокооктановые неэтилированные бензины, соответствующие европейским стандартам.

В зависимости от сырья, параметров процесса и модификации цеолитных катализаторов выход бензинов составляет от 65 до 92%. Остальная часть готовой продукции — сжиженный газ, содержащий пропан, бутан и изобутан, что позволяет его использовать в качестве автомобильного топлива и для бытовых нужд.

Таким образом, новая, «с бородой», технология оказывается практически безотходной и экологически безвредной. Ее эффективность была подтверждена на нескольких пилотных установках, действующих на севере Сибири, а также многолетней, с 1992 г., эксплуатацией на Нижневартовском газоперерабатывающем заводе промышленной установки производительностью 5 тысяч тонн сырья в год. Одновременно было создано и промышленное производство цеолитосодержащих катализаторов, которые намного дешевле платиновых: 16—18 тысяч против 67—150 тысяч долларов за тонну соответственно (цены 2007 г.).

В феврале 1997 года на НПЗ в Горличе (Польша) ввели в эксплуатацию установку «Цеоформинг», перерабатывающую 40 тысяч тонн сырья в год, на которой из прямогонного бензина производится неэтилированный автобензин «Евросупер-95» и сжиженный газ. Суммарный выход готовых продуктов составляет не менее 92—95% от массы сырья. Установка спроектирована и изготовлена одной немецкой фирмой по лицензии и базовому проекту научно-инженерного центра «Цеосит». Строительство обошлось в 7 млн. долларов, инвестиции окупились за 1,5 года. Дело в том, что себестоимость бензина всего лишь на треть превышает стоимость сырья, затрачиваемого на его производство, и поэтому прибыль при оптовой продаже оказывается значительной.

Подобные установки были также пущены в промышленную эксплуатацию в 2002 г. в Рустави (Грузия) и Киршелке (Киргизия). Стоимость строительства каждой не превысила 4,5 млн. долларов. А в ноябре 2001 г. в Южной Корее (г. Дайджон) начала работать опытная демонстрационная установка по технологии «Цеоформинг» с движущимся слоем катализатора, что позволяет увеличить производительность переработки сырья до 1 млн. тонн в год. Установка, построенная компанией «Самсунг» по проекту НИЦ «Цеосит», вырабатывает 2 т бензина в сутки и предназначена для проведения исследований спроса на подобные НПЗ.

Сырьем для технологии «Цеоформинг» помимо прямогонного бензина и газоконденсата могут служить вторичные углеводородные продукты и отходы предприятий химии и нефтехимии, в частности летучие бензиновые фракции, образующиеся при крекинге нефти. Поэтому установки «Цеоформинг» могут монтироваться непосредственно на этих предприятиях.

На Западно-Сибирском металлургическом комбинате несколько лет действовала пилотная установка, перерабатывавшая в высокооктановый бензин доменные газы, содержащие углекислый газ. С появлением нынешних хозяев комбината ее отключили. На Кузбасском металлургическом комбинате строилась такая промышленная установка производительностью 10 тысяч тонн сырья в год. Строили ее, но так и не достроили.
Окупаются мини-НПЗ в зависимости от вида сырья, производительности, стоимости оборудования и строительства необходимой инфраструктуры в течение 1,5—3 лет. Для сравнения, срок окупаемости традиционных НПЗ достигает 8—10 лет.

От монополии к конкуренции с малым нефтяным бизнесом

Казалось бы, относительная простота, сравнительная дешевизна строительства и обслуживания мини-НПЗ, а также скорая окупаемость должны быть весьма привлекательными для получения моторных топлив при соответствующем спросе как в местах крупной добычи нефти и газоконденсата, так и в других местах при наличии там относительно небольших нефтяных и газоконденсатных месторождений или нефтяной «трубы». И если бы отечественная промышленность освоила производство мини-НПЗ по технологии «Цеоформинг», то во многом выровнялись бы условия хозяйствования для нефтяных компаний всех размеров. Тогда бы число предприятий, вовлеченных в разработку запасов нефти и газоконденсата, существенно возросло, так как небольшие добывающие компании могли бы также производить и реализовывать нефтепродукты в регионах добычи своего сырья.

Таким образом появились бы возможности для масштабного развития малого и среднего нефтяного бизнеса, становлению которого и модернизации нефтепереработки препятствуют крупные монополии. В частности, они уже несколько лет срывают внедрение в производство бензинов европейских стандартов, обязательное использование которых в России вместо прежних марок обусловлено соответствующими техническими регламентами. Однако вместо наказания нарушителей, уже несколько раз откладывали начало выполнения упомянутых нормативных актов.

Малотоннажные установки для первичной переработки нефти и газоконденсата, которыми должны комплектоваться установки «Цеоформинг», выпускали или выпускают несколько отечественных заводов. Что же касается установок «Цеоформинг», их промышленного производства в стране как не было, так и нет. К слову, первую промышленную установку для Нижневартовского газоперерабатывающего завода, пущенную в 1992 г., проектировали и собирали в полукустарных мастерских. 8 (!) лет.

Вторую установку мощностью 20 тысяч тонн в год строят там с 1993 г. Зато не без усилий отдельных высокопоставленных чиновников, лоббирующих интересы западных компаний, за рубежом были закуплены (сколько — никто не знает толком) малогабаритные установки для первичной переработки нефти и газоконденсата, не позволяющие, однако, непосредственно получать высокооктановые бензины. Все они уже эксплуатировались прежними хозяевами по несколько лет, а их стоимость превышает цену отечественных аналогов. К тому же безопасная работа импортных установок не гарантируется, а некоторые вообще не соответствуют нашим нормам исполнения и эксплуатации.

Производством комплексов мини-НПЗ согласно специальной конверсионной программе давным-давно должны были заняться несколько предприятий ВПК. Но обещанных для этого еще в 1992 году госкредитов они не получили. Непонятно почему к этой так и не осуществленной программе не привлекли заводы химического машиностроения, уже выпускающие каталитические реакторы для крупных НПЗ, а также предприятия, производящие трубопроводную арматуру, составляющую основу подобных технологий. Ведь в этом случае можно было бы обеспечить разумную кооперацию и специализацию производства на основе унификации и стандартизации мини-НПЗ, что позволит создать оптимальный по технико-экономическим критериям типовой параметрический ряд установок различной производительности.

А пока «Цеосит», обладающий свыше 40 отечественными и зарубежными патентами на свои технологии и катализаторы для производства моторных топлив, продает разовые лицензии. К 1996 г. было заключено 8 лицензионных контрактов на строительство мини-НПЗ разной производительности, в том числе в Сургуте, Новокузнецке, Новосибирской области, Польше и Саудовской Аравии. Генподрядчиками выступили иностранные фирмы. Их интерес к технологиям «Цеосита» объясняется тем, что они прошли тщательную экспертизу авторитетных зарубежных компаний. И лишь для новосибирского проекта привлекли Миасский машиностроительный завод. Это конверсионное предприятие, но средств на его реконструкцию выделялось крайне мало.

В результате в России, как отмечалось, после 1992 г. ни одной установки по технологии «Цеоформинг» так и не построили. Поэтому в ту же Тюменскую область бензин продолжают завозить издалека. В Новосибирской области в середине 1990-х были вскрыты три малых месторождения высококачественной нефти. На них можно ежегодно добывать до 1 млн. тонн сырья и его глубокой переработкой на местах почти полностью удовлетворять потребности региона в моторных топливах. Для этого и намеревались построить мини-НПЗ. Однако первый обладатель лицензий на месторождения компания «Сиданко» предпочла построить нефтепровод и гнать нефть в магистраль на продажу, ухудшая ее качество в смеси. А в область железной дорогой продолжают завозить бензин и дизтопливо с Омского НПЗ.

Чтобы свести диктат крупных нефтяных компаний к минимуму, необходимо, как отмечалось, увеличить количество НПЗ и их собственников. Речь идет не о создании значительной избыточности мощностей по переработке нефти, а о строительстве мини-НПЗ с глубокой переработкой сырья непосредственно в местах потребления моторных топлив. Это позволит затем начать постепенный вывод из эксплуатации выработавшего свой ресурс оборудования на некоторых крупных заводах.

Но, чтобы знать сколько, чего и где строить, необходима соответствующая государственная целевая программа, подобная тем, по которым развивалась экономика СССР, а также США и других ныне благополучных стран. Причем программа должна разрабатываться в рамках государственно-частного партнерства, исходя из энергетической политики, концепция которой пока толком не сформулирована.

Представляется, что в основу этой концепции необходимо положить принципы целевого планирования и управления балансами производства энергоресурсов и их потребления, исходя из планов социально-экономического развития страны. Ведь и государство, и бизнес нуждаются в объективных ориентирах своего развития.

Чтобы мини-НПЗ строились там, где это необходимо, возможно и экономически оправдано, требуются кнут и пряник. Вот какими они видятся.

Во-первых, государство может обусловить строительство мини-НПЗ при выдаче лицензий на еще не розданные в разработку нефтяные (газоконденсатные) месторождения, там, где есть спрос на бензин и топливо. То же самое можно сделать, аннулировав выданные лицензии, если их обладатели не приступили к освоению месторождений, и выдать новые лицензии другим предпринимателям.

Во-вторых, федеральная власть и местные органы власти могут предложить на конкурсных условиях владельцам АЗС и другим желающим в соответствующих регионах построить собственные мини-НПЗ, выделив льготные кредиты и установив налоговые преференции. Причем возвращаться кредиты будут моторным топливом для государственных нужд, но по определенной цене, равной себестоимости плюс определенная норма прибыли.

Снижение цены поставляемого государству того же бензина за счет нормирования прибыли позволит экономить бюджетные средства. Поэтому для обеспечения взаимной выгоды и создания привлекательности для бизнесменов государство должно будет компенсировать поставщику потерю им прибыли, поделившись с ним частью сэкономленных бюджетных средств соответствующим снижением налогов. Кроме того, чтобы не гонять впустую в обе стороны деньги, целесообразно разрешить выплачивать налоги – полностью или частично – готовой продукцией. Это позволит предприятиям сохранять соответствующую часть оборотных средств, используя их для развития.

В-третьих, государство может сдавать соответствующие месторождения в аренду на условиях соглашений о разделе продукции – СРП. Продукцией будут моторные топлива, для чего понадобится строить мини-НПЗ, что также должно быть условием аренды.

В-четвертых, местные власти совместно с заинтересованными потребителями могут организовать некоммерческие партнерства для малотоннажного производства моторных топлив для собственных нужд.

Так повсеместно можно создать условия для развития малых и средних вертикально интегрированных нефтяных компаний.

При строительстве мини-НПЗ с производительностью установки атмосферной перегонки (первичной переработки) на 50 тысяч тонн сырья в год и установки «Цеоформинг» для переработки 10 тысяч тонн низкооктанового сырья, если оборудование будет изготовлено на отечественных предприятиях, капитальные затраты, по оценкам, составят 4—5 млн. долларов, а строительство с участием зарубежных компаний обойдется в 8—12 млн. долларов. Для завода необходима площадка, не превышающая 400 квадратных метров.

Используя мини-НПЗ, можно обеспечить приближенную к потребителям комплексную переработку нефти и существенно снизить цены на различные нефтяные топлива, в том числе благодаря устранению или уменьшению затрат на их транспортировку.
Существенная децентрализация переработки нефти позволит значительно ослабить монополизм в этой отрасли, что также повлияет на удешевление моторных топлив и электроэнергии. Вместе с тем увеличение количества НПЗ и их размещение вблизи потребителей снизит риски массового прекращения поставок нефтепродуктов при аварии на каком-либо предприятии.

Как отмечалось, в России действует всего лишь одна промышленная установка, на которой производится бензин по технологии «Цеоформинг». И это несмотря на огромную в них нужду. Причем не только в нашей стране. То есть, речь идет о громадном неосвоенном сегменте рынка нефтяного машиностроения. В «Цеосите» получено свыше 400 заявок на покупку лицензии на пользование «Цеоформингом», из них около сотни из России. Поэтому если российское правительство и власти на местах, в той же Тюменской области, создадут перечисленные выше условия для строительства мини-НПЗ и будет организовано их серийное производство, то казна получит новый значимый источник доходов, в том числе от экспорта таких установок.

Появление на уже поделенных региональных рынках моторных топлив новых производителей-поставщиков, чей бензин будет стоить примерно наполовину дешевле обычного хотя бы за счет снижения затрат на транспортировку сырья и готовой продукции, вынудит крупные компании начать борьбу за сохранение своих насиженных мест. Для этого они тоже начнут строить мини-НПЗ вблизи своих месторождений, а также начнут модернизацию своих заводов-гигантов с целью снижения себестоимости продукции.

Учитывая все преимущества технологии «Цеоформинг», думается, блоки параллельно работающих таких мини-установок могли бы заменить на многих НПЗ традиционные крупные нефтеперерабатывающие установки. При одинаковой суммарной производительности с «большими», мини-установки обеспечили бы гораздо большую надежность производства и лучшие удобства его обслуживания. В частности, для проведения ремонтных и профилактических работ параллельно действующие установки можно останавливать последовательно, что позволит ненамного снижать объемы производимой продукции. Удобно и экономично это и для регулирования объемов производства в зависимости от спроса. Следует также заметить, что на отечественных нефтеперерабатывающих заводах пока не удалось наладить производство высококачественных бензинов марок «евро».

Сегодня требуют обновления свыше 70-80% мощностей отечественной нефтепереработки в связи с чем еще больше возрастает привлекательность мини-НПЗ. Поэтому для предотвращения надвигающегося кризиса нефтеперерабатывающей отрасли требуется, как отмечалось, разработать государственную целевую программу ее модернизации, включая создание индустриальной базы для производства комплексов мини-НПЗ. А для реализации программы наметить план. Присоединяться к нему или не присоединяться — дело каждой частной компании.

Пока же комплексной проблемой утилизации и вовлечения в переработку всей огромной массы «попутных» и вторичных углеводородных продуктов и отходов, а также освоения сравнительно небольших нефтяных и газоконденсатных месторождений при помощи мини-НПЗ всерьез никто не озабочен. Отсутствует государственная политика решения этой проблемы, впрочем, как и модернизации всей нефтеперерабатывающей отрасли, а также какая-либо координация работ. Поэтому раздаются самые различные мнения о целесообразности применения комплексных малотоннажных нефтеперерабатывающих установок – вплоть до полного их неприятия. Хотя необходимо сочетание «макси» и «мини» в рамках некой экономически обоснованной матрицы, наложенной на карту страны, и оптимизированной по критериям экономической эффективности, в том числе минимизации затрат. Впрочем, сегодня это мечты.

Бензин из отхожих мест и угольных шахт

Мизерные доходы, полученные в «Цеосите» от продажи нескольких лицензий на строительство мини-НПЗ по технологии «Цеоформинг», были использованы учеными для создания на основе этого процесса новых технологий получения качественных моторных топлив, но уже не из нефтяного сырья, а из угля, двуокиси углерода, природного газа и биоотходов.

Под биоотходами здесь следует понимать зараженные всякой гадостью органические илы, образующиеся после некоторого усыхания на специально отведенных полях аэрации нечистот городских канализационных стоков. Канализационные биоилы, содержащие главным образом фекалии, занимают громадные площади, загрязняя окружающую среду. Только в одной Москве их образуется ежегодно более 160 тысяч тонн и, по оценкам, накопилось уже свыше 10 млн. тонн. Кое-где пытаются избавиться от них сжиганием, но при этом в атмосферу выбрасывается громадная масса вредных веществ. А сливается на поля аэрации гораздо больше, чем сжигается.

В «Цеосите» разработана новая технология переработки биоилов в высокооктановый бензин и дизтопливо, либо в продукты — вторичное сырье для последующего органического синтеза — диметиловый эфир, параксилол и др. Направленность процесса задается новыми, специально созданными искусственными полифункциональными катализаторами. Они, в отличие от цеолитовых, для стабильной работы требуют водородной среды.

Новая технология утилизации дармового «сырья» апробирована на нескольких пилотных установках. Промышленная установка с производительностью переработки 200 тысяч тонн биоилов в год при их влажности до 80% позволит, по оценкам «Цеосита», получать 30—40 тысяч тонн бензина самых высоких марок, 10—15 тысяч тонн сжиженного газа и примерно 25 тысяч тонн золы, которую можно использовать в качестве компоненты строительных материалов. Ведь благодаря высокой температуре процесса катализа вся нечисть сгорает и зола оказывается полностью обеззараженной. И, наконец, образуется еще высокотемпературный газ, содержащий метан с водородом, который можно использовать в газотурбинной или парогазовой установке для выработки электроэнергии, в том числе для нужд самого мини-завода.

Затраты на его строительство, по оценке директора СТК «Цеосит» Казимиры Ионе, не превысят 15—20 млн. долларов, а себестоимость тонны получаемого бензина составит от 180 до 200 долларов. При оптовой цене бензина даже 280 долларов за тонну и с учетом продаж других упомянутых продуктов переработки, вложения в строительство завода окупятся примерно за два года.

Как известно, фекалии и бензин с дизтопливом проходят по разным ведомствам. Поэтому в фекально-топливных установках могут быть заинтересованы лишь администрации крупных городов. Однако деньги на их создание, видимо, есть пока только в мэрии Москвы. К тому же в Москве находятся и предприятия, способные освоить серийное производство заводов по утилизации биоилов, нужда в которых велика во всем мире.

Если будет освоено промышленное производство инновационных заводов по утилизации биоилов, администрации городов смогут сдавать в аренду поля аэрации на условиях соглашений о разделе продукции, где продукцией будут, естественно, не фекалии, а бензин с дизтопливом, и получать немалые доходы в местные бюджеты. Не говоря уже о решении экологических проблем.

Получение качественных моторных топлив из органической массы основано на образовании из него синтез-газа, содержащего окись углерода и водород, с последующим катализом синтез-газа при помощи полифункциональных катализаторов. при этом получают метанол и высококачественные бензины. Сказанное относится и к углю.

Специалисты могут возразить, что получение бензина путем газификации угля — процессы известные. Но в традиционных технологиях это обособленные процессы, требующие различных технологических установок. Новые полифункциональные катализаторы «Цеосита» позволили разработать единую технологию получения из угля синтез-газа с выделением из него высооктановых бензинов и сжиженного газа (пропан-бутана). Кроме того, как и в случае утилизации биоилов, образуется газовая высокотемпературная смесь метана с водородом, которую можно использовать для получения электроэнергии в газотурбинных или парогазовых установках. Таким образом, глубина комплексной переработки исходного угольного сырья по углероду достигает 85—90%. Остающуюся золу — до 30% от массы исходного сырья — можно использовать для производства строительных материалов.

Несколько лет тому назад в Кемеровской области, в Киселевске, намеревались построить завод по производству 20 тысяч тонн высокооктановых бензинов в год путем переработки угля по технологии «Цеосита». Для получения тонны бензина надо было бы использовать 14,5 тонны кузбасского угля. При себестоимости конечной продукции в 100—110 долларов за тонну завод окупился бы примерно за четыре года. Но его проект так и остался на бумаге. Хотя создание подобных производств позволило бы разрешить важнейшую для многих регионов страны социально-экономическую проблему реформирования угольной отрасли, учитывая к тому же убыточность большого числа шахт из-за нерентабельности перевозок угля. А для выработки бензина годятся любые угли, даже малокачественные бурые Подмосковного бассейна.

Следует заметить, что в углях некоторых марок содержатся дорогие элементы — скандий, иттрий, рутений, титан, в подмосковном угле — глинозем, и др. Их извлечение позволило бы дополнительно повысить рентабельность переработки угля в моторные топлива. Так что будь идеологи «реструктуризации» угольной отрасли профессионалами, они не стали бы на заемные средства Всемирного банка бездумно закрывать шахты, обрекая сотни тысяч людей на безработицу, и сокращать тем самым налогооблагаемую базу страны.
* * *
Каталитическая технология «Цеоформинг» и созданные на ее основе мини-НПЗ для производства качественных моторных топлив непосредственно в местах их потребления – инновационные разработки «с бородой». Их внедрению в стране всячески противятся крупные нефтяные компании. По сути, речь идет о блокировании развития предприятий малого и среднего бизнеса в нефтедобыче и нефтепереработке, как нежелательных конкурентов. Но не только. Тем самым ставятся еще и преграды для модернизации теряющей ресурсы отрасли производства моторных топлив. В частности, в нарушение давно принятых технических регламентов сорвано внедрение в производство бензинов европейских стандартов.

Как можно было бы изменить положение и дать старт масштабному развитию малого и среднего нефтяного бизнеса предлагается в публикуемой статье. Но для этого требуется вмешательство и помощь государства.

бензин “евро”, мини-НПЗ, бензиновый кризис, Минэнерго

Другие статьи номера «ПВ» № 5-6, май, июнь 2011

Бизнес-план мини НПЗ (с финансовой моделью) (артикул: 15723 35363)

Возник вопрос по содержанию отчёта?

Задайте его! Персональный менеджер свяжется с Вами и поможет решить любую задачу

Укажите проверочный код с картинки *

Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму регистрации. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • Заказать обновление с уточнением структуры отчёта
  • по Вашей теме
  • по Вашей теме

Разработка бизнес-плана мини НПЗ проведена на основе одного из реально осуществленных проектов аналитической группы Intesco Research Group. Бизнес-план подготовлен по международному стандарту UNIDO.

К данному бизнес-плану прилагается автоматизированная финансовая модель в формате Excel.

Для того чтобы произвести перерасчеты под новый проект, достаточно изменить базовые показатели в финансовой модели.

Сервис, используемый в модели, настолько прост и удобен, что позволяет любому человеку без финансового образования успешно провести расчеты под собственный проект.

Финансовая модель построена таким образом, что позволяет моментально наблюдать изменение показателей эффективности проекта. Благодаря гибкости финансовой модели, возможна адаптация данного бизнес-плана под новый проект в любом регионе России.

привлечение инвестиционных средств для открытия мини НПЗ;

обоснование экономической эффективности открытия мини НПЗ;

разработка поэтапного плана создания и развития мини НПЗ.

местоположение – один из регионов РФ;

предназначенность земельного участка для возведения промышленных объектов;

близость по отношению к потенциальным потребителям производимых нефтепродуктов;

пригодность площадки для строительства и размещения предполагаемых объектов будущего нефтеперерабатывающего завода;

аренда участка земли промышленного назначения площадью 2,5 Га;

*** сотрудников с фондом заработной платы в *** тыс. руб. в месяц.

Основные задачи проекта:

Заключение договоров аренды, регистрация предприятия, получение разрешительных документов;

Проведение строительно-монтажных работ, включая благоустройство территории и прокладку дороги;

Покупка и монтаж оборудования для мини НПЗ;

Подбор и наем персонала;

Начало производства нефтепродуктов.

Виды производимых нефтепродуктов

Бензин автомобильный «Нормаль-80»;

Объемы производства в день:

*** тонну нефтепродуктов в день

бензина «Нормаль-80» – *** тонн,

дизельного топлива – *** тонн,

печного топлива – *** тонн,

мазута – *** тонн в день.

Резервуары для нефтепродуктов;

Резервуары вертикальные стальные 2000 м3,

Резервуары вертикальные стальные 400 м3,

Резервуары вертикальные стальные 200 м3,

Резервуары вертикальные стальные 100 м3.

Установка нефтеперерабатывающая Н-150,

Установка нефтеперерабатывающая Т-60.

Насосы для нефтепродуктов;

Оборудование для сырьевой насосной;

Оборудование для продуктовой насосной.

Оборудование слива-налива нефтепродуктов в автоцистерны;

Устройство нижнего слива вагон-цистерн;

Автоматизированная система налива автоцистерн.

Оборудование для котельной.

Таблица. Цены на нефтепродукты мини НПЗ с НДС

Наименование выпускаемой продукции. Стоимость за тонну, тыс. руб.

Бензин автомобильный “Нормаль-80″***

Финансовые показатели проекта:

Объем первоначальных вложений – 100,6 млн. руб.

Чистый доход (NCF) – *** млн руб.

Чистый дисконтированный доход (NPV) – *** млн руб.

Простой срок окупаемости (PB) – *** кварталов

Дисконтированный срок окупаемости (DPB) – 3,15 года

Индекс прибыльности (PI) – *** ед.

Внутренняя норма доходности (IRR) – *** %

Точка безубыточности (BEP) – *** млн руб/квартал

Выдержки из исследования:

В 2011 году российскими производителями было выпущено на рынок *** млн. тонн бензина, что на ***% больше чем за год до этого. Постепенно стагнировавший в предыдущие годы темп роста сменился небольшим ростом отечественного производства.

Крупнейшим регионом по производству бензина в России на протяжении 2006-2011 гг. являлась ***. Здесь в 2011 году было произведено *** млн. т продукта. Вторым по величине являлась Омская область (*** млн. т.). Третье место принадлежало производителям бензина *** области (*** млн. т).

Некоторое сокращение производства дизельного топлива в 2009 году сменилось возобновлением роста в 2010 году. Всего за 2007-2011 годы производство выросло на *** млн. т или на ***%.

В 2012 году более трети предприятий нефтеперерабатывающей отрасли сосредоточено в Центральном федеральном округе – ***%. Предприятия *** федерального округа оформили ***% в данной структуре. Порядка ***% предприятий пришлось на ***, Уральский, и *** федеральные округа. Согласно данным за 2012 год в Южном ФО находятся ***% производителей продуктов нефтепереработки.

Средняя отпускная цена на бензин в России в 2011 году выросла на ***% и достигла уровня *** тыс.руб/т. За год средняя стоимость 1 т продукта увеличилась на ***%.

В течение 2010-2012 гг. средние цены производителей дизельного топлива демонстрировали непрерывный рост. В июле 2012 года цена на дизельное топливо составила *** тыс. руб/т, в то время как два года назад в этом же месяце цена была на ***% ниже.

Наибольших затрат потребует покупка оборудования для мини НПЗ (***%). На строительно-монтажные работы (административно-бытовое здание, насосная, склад, котельная и т.д.) приходится ***% всех затрат. На пополнение оборотного капитала и пуско-наладочные работы приходится по ***%, а на остальные статьи затрат отводится ***% от суммы всех инвестиций.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

1.1. Цели и краткое описание проекта

1.2. Расчетный период проекта

1.3. Стоимость реализации проекта

1.4. Источники финансирования проекта

1.5. Показатели эффективности проекта

2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА

3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. Концепция мини НПЗ

3.2. Спектр продукции мини НПЗ

3.3. Разрешительная документация

4.1. Объект исследования

Способы классификации нефтепродуктов

4.2. Тенденции рынка

4.3. Государственное регулирование рынка

4.4. Производство нефтепродуктов

4.5. Российские производители нефтепродуктов

Распределение предприятий по федеральным округам

Российские производители нефтепродуктов по объемам производства

Российские производители нефтепродуктов по объемам выручки

4.6. Цены производителей

4.7. Розничные цены

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

5.1. Состав персонала

5.2. Должностные обязанности сотрудников

6. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

6.1. Ценовая политика

6.2. Каналы сбыта и потребители продукции

6.3. Рекламная стратегия

7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

7.1. Расположение мини НПЗ

7.2. Строительство зданий и сооружений

7.3. Структура использования площадей

7.4. Необходимое оборудование

7.5. Объемы производимой продукции

7.6. График реализации проекта

8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

8.1. Первоначальные вложения в проект

Динамика инвестиционных вложений

Направления инвестиционных вложений

8.2. Доходы мини НПЗ

8.3. Расходы мини НПЗ

8.4. Система налогообложения

8.5. Отчет о прибылях и убытках

8.6. Отчет о движении денежных средств

8.7. Бухгалтерский баланс

9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

9.1. Методика оценки эффективности проекта

9.2. Чистый доход (NCF)

9.3. Чистый дисконтированный доход (NPV)

9.4. Срок окупаемости (PB)

9.5. Дисконтированный срок окупаемости (DPB)

9.6. Индекс прибыльности (PI)

9.7. Внутренняя норма доходности (IRR)

10. АНАЛИЗ РИСКОВ ПО ПРОЕКТУ

10.1. Качественный анализ рисков

10.2. Анализ чувствительности проекта

10.3. Точка безубыточности проекта

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ МИНИ НПЗ

ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ INTESCO RESEARCH GROUP

1. Динамика производства бензина по годам в РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

2. Динамика производства дизельного топлива по годам в РФ в 2007-2011 гг., тыс. т

3. Динамика производства мазута топочного по годам в РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

4. Динамика производства бытового печного топлива по годам в РФ в 2007-2011 гг., тыс. т

5. Динамика средних цен производителей на бензин в РФ в 2010-2011 гг., руб./т

6. Динамика средних цен производителей на дизельное топливо в РФ в 2010-2011 гг., руб./т

7. Динамика средних цен производителей на мазут в РФ в 2010-2011 гг., руб./т

8. Динамика средних цен производителей на печное топливо в РФ в 2010-2011 гг., руб./т

9. Динамика средних потребительских цен на бензин автомобильный в РФв 2009-2011 гг., руб/л

10. Динамика средних потребительских цен на бензин автомобильный по месяцам в РФ в 2009 – июль 2012 гг., руб/

11. Динамика средних потребительских цен на дизельное топливо в РФ в 2009-2011 гг., руб/л

12. Динамика средних потребительских цен на дизельное топливо по месяцам в РФв 2009 – июль 2012 гг., руб/л

13. Динамика загрузки мини НПЗ, %

14. Динамика затрат по проекту, тыс. руб.

15. Динамика выручки мини НПЗ, тыс. руб.

16. Динамика выручки, валовой прибыли и прибыли до налогообложения мини НПЗ, тыс. руб.

17. Динамика чистой прибыли мини НПЗ, тыс. руб.

19. Остаток денежных средств на счету мини НПЗ, тыс. руб.

20. Чистый доход (NCF) мини НПЗ, тыс. руб.

21. Чистый дисконтированный доход (NPV) мини НПЗ, тыс. руб.

22. Влияние уровня цен на NCF, % от уровня цен

23. Влияние уровня цен на NPV, % от уровня цен

24. Влияние уровня цен на PB, % от уровня цен

25. Влияние уровня цен на DPB, % от уровня цен

26. Влияние уровня цен на PI, % от уровня цен

27. Влияние уровня цен на IRR, % от уровня цен

28. Точка безубыточности мини НПЗ, %

1. Изменение структуры производства бензина по федеральным округам РФв 2007-2011 гг., %

2. Изменение региональной структуры производства бензина в РФ в 2007-2011 году, %

3. Изменение структуры производства дизельного топлива по федеральным округам РФ в 2007-2011 гг., %

4. Изменение региональной структуры производства дизельного топлива в РФв 2007-2011 году, %

5. Изменение структуры производства мазута топочного по федеральным округам РФ в 2006-2011 гг., %

6. Изменение региональной структуры производства мазута топочного в РФв 2006-2011 году, %

7. Изменение структуры производства бытового печного топлива по федеральным округам РФ в 2007-2011 гг., %

8. Региональная структура производства бытового печного топлива в РФ в 2011 году, %

9. Распределение предприятий нефтеперерабатывающей отрасли по федеральным округам РФ в 2012 году, %

10. Доли крупнейших производителей бензина в РФ в 2009 году, %

11. Доли крупнейших производителей дизельного топлива в РФ в 2009 году, %

12. Доли крупнейших предприятий в структуре общероссийского производства мазута в 2009 году, %

13. Доли крупнейших предприятий в структуре производства печного топливав 2009 году, %

14. Структура ФОТ персонала мини НПЗ, %

15. Структура использования площадей мини НПЗ, %

16. Структура инвестиционных затрат в проект мини НПЗ, %

17. Структура выручки по видам нефтепродуктов мини НПЗ, %

18. Структура текущих расходов мини НПЗ, %

19. Структура себестоимости нефтепродуктов на мини НПЗ, %

20. Структура налоговых выплат мини НПЗ, %

1. Цены на нефтепродукты мини НПЗ с НДС

2. Загрузка мини НПЗ

3. Объемы производимых нефтепродуктов в денежном выражении, тыс. руб.

4. Показатели эффективности проекта

5. Объемы производимых нефтепродуктов в номинальном выражении

6. Динамика производства бензина в федеральных округах РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

7. Объем производства бензина в регионах РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

8. Производство дизельного топлива в федеральных округах РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

9. Объем производства дизельного топлива в регионах РФ в 2007-2011 гг., тыс. т

10. Динамика производства мазута в крупнейших федеральных округах РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

11. Объем производства мазута в регионах РФ в 2006-2011 гг., тыс. т

12. Динамика производства печного топлива в крупнейших федеральных округах РФ в 2007-2011 гг., тыс. т

13. Объем производства печного топлива в регионах РФ в 2007-2011 гг., тыс. т

14. Объем производства бензина по российским производителямв 2006-2009 гг., тыс. т

15. Объем производства дизельного топлива по российским производителямв 2006-2009 гг., тыс. т

16. Объем производства мазута по российским производителям в 2006-2009 гг., тыс. т

17. Объем производства печного топлива по российским производителямв 2006-2009 гг., тыс. т

18. Российские производители светлых нефтепродуктов (в т.ч. бензин, дизельное топливо, печное топливо) по выручке в 2009-2011 гг., тыс. руб

19. Крупнейшие российские производители мазута по выручке в 2009-2011 гг., тыс. руб

20. Средние цены производителей на бензин в РФ по месяцам в 2010 – июль 2012 гг., руб./т

21. Средние цены производителей на дизельное топливо в РФ по месяцам в 2010 – июль 2012 гг., руб./т

22. Средние цены производителей на мазут в РФ по месяцам в 2010 – июль 2012 гг., руб./т

23. Средние цены производителей на печное топливо в РФ по месяцам в 2010 – июль 2012 гг., руб./т

24. Средние потребительские цены на бензин в 2009 – июль 2012 гг., руб/л

25. Средние потребительские цены на бензин в 2009 – июль 2012 гг., руб/л

26. Персонал мини НПЗ, чел.

27. Варианты стратегий ценообразования в зависимости от соотношения цена/качество производимых товаров

28. Цены на нефтепродукты мини НПЗ

29. Загрузка мини НПЗ

30. Площади помещений мини НПЗ, кв.м.

31. Затраты на оборудование для мини НПЗ

32. Объемы производимых нефтепродуктов в номинальном выражении

33. Объемы производимых нефтепродуктов в денежном выражении, тыс. руб.

34. Инвестиционные затраты по проекту, тыс. руб.

35. Динамика доходов от продаж, тыс. руб.

36. Параметры текущих затрат мини НПЗ

37. Ставка страховых взносов на доходы персонала для организаций применяющих общий режим налогообложения

38. Налоговые выплаты мини НПЗ, тыс. руб.

39. Отчет о прибылях и убытках мини НПЗ, тыс. руб.

40. Отчет о движении денежных средств мини НПЗ, тыс. руб.

41. Бухгалтерский баланс мини НПЗ, тыс. руб.

42. Расчет эффективности инвестиционного проекта, тыс. руб.

43. Показатели эффективности проекта

44. Расчет точки безубыточности мини НПЗ, %

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий