Мозырский нефтеперерабатывающий завод на карте

Роль Мозырского НПЗ в экономике страны сложно переоценить. От положения дел на предприятии зависит не только благосостояние заводского коллектива: будучи градообразующим, завод вносит огромный вклад в развитие нашего города, а также участвует в формировании бюджета региона и республики. Сегодня предприятие реализует масштабный инвестиционный проект «Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков», которому нет аналогов на постсоветском пространстве, да и в мире таких — единицы. Более подробно о строительстве комплекса H-oil, о ценах на топливо и участии предприятия в развитии города — в нашем интервью с генеральным директором ОАО «Мозырский НПЗ» Виталием Петровичем Павловым.

— Профессиональный праздник — отличный повод подвести итоги, оценить результаты работы коллектива, сделать акцент на предстоящих задачах. Виталий Петрович, с каким настроением мозырские нефтепереработчики готовятся встретить профессиональный праздник?

— Мы работаем в достаточно непростых условиях: мировые цены на нефть продолжают вести себя непредсказуемо. Но можно констатировать, что к профессиональному празднику мы подходим с хорошим настроением. Несмотря на все трудности, мы справляемся с теми задачами, которые перед нами стоят на данный момент. Выполняются все показатели, которые были заложены в бизнес-плане. За семь месяцев завод уже переработал 5 млн. 856 тысяч тонн нефти. Всего на 2017 год за-планировано освоить 9,8 млн. тонн — аналогичный объем к уровню 2016 года. С этим, уверен, мы справимся, несмотря на то, что в середине сентября у нас начинается большой капитальный ремонт. Меня особо радует, что предприятие обеспечивает выполнение всех пунктов коллективного договора.

— Завод не один десяток лет ведет интенсивную работу по капитальному строительству, и именно модернизация позволяет ему выдерживать жесткие условия рынка. В какой стадии находится строительство комплекса H-oil?

— На заводе — постоянная стройка. В основе программы развития завода заложена концепция поэтапной модернизации предприятия, когда каждый предыдущий этап обеспечивает техническую и финансовую базу для реализации каждого последующего этапа. За последние 10 лет реализован целый ряд инвестиционных проектов, которые позволили увеличить глубину переработки нефти, отбор светлых нефтепродуктов и обеспечить качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов. Только в прошлом году на Мозырском НПЗ введено в эксплуатацию пять технологических объектов общей стоимостью $ 480 млн.

Поэтапный процесс модернизации позволил создать определенные благоприятные условия для реализации такого крупного инвестиционного проекта, как комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Его реализация сейчас находится в активной стадии. Этот комплекс состоит из трех технологических объектов: установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки по производству водорода и установки по производству серы, а также 21 объекта вспомогательного назначения. Это колоссальный объем строительно-монтажных работ, огромное количество поступающего оборудования и материалов. Перед коллективом предприятия, проектными, строительно-монтажными организациями стоят жесткие сроки.

Уже сегодня мы ведем тщательную подготовку кадров: операторы обучаются на аналогичной установке в Болгарии, частично подобран и инженерно-технический состав. Работу на новом комплексе получат около 200 человек.

Реализация проекта позволит получать дополнительные объемы моторного топлива за счет значительного увеличения глубины переработки нефти (до 90%, сейчас — 72%), наладить выпуск низкосернистого котельного топлива, соответствующего европейским стандартам, гидроочищенного вакуумного газойля. Выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 65-66%, сейчас — около 60%. Это мощный скачок вперед, это — мировой уровень нефтепереработки. Построив этот объект, завод будет в числе лидеров нефтепереработки.

— Как известно, произошло падение цен на нефть, логично предположить, что и прибыль завода снизилась… Предприятие финансирует инвестпроект самостоятельно или используются кредитные ресурсы?

— На сегодняшний день предприятие работает на оптимальной загрузке, имеет достаточную прибыль для финансирования своей текущей деятельности и реализации инвестиционной программы. Кроме того, состояние платеже-способности предприятия позволяет получать нам необходимые кредиты для финансирования этого масштабного проекта.

— Из каких стран сегодня поступает черное золото на Мозырский НПЗ?

— Мы используем сырье, которое поступает из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений. Сейчас предприятие обеспечено необходимым количеством сырья.

Нефти венесуэльской, азербайджанской. В этом году мы перерабатывали также иранскую нефть.

— Беларусь, как известно, имеет собственную, пусть и небольшую, нефтедобычу. Любопытно узнать, перерабатывает ли Мозырский НПЗ белорусскую нефть?

— С целью получения максимальной эффективности вся белорусская нефть реализуется на экспорт. Во-первых, это выгодно государству, потому что вся экспортная пошлина поступает в бюджет. Во-вторых, это валютная выручка, которая положительно влияет на торговый баланс страны.

— Что собой представляет соотношение внешнего и внутреннего рынков реализации нефтепродуктов, произведенных на Мозырском НПЗ?

— Примерно 25% продукции идет на внутренний рынок, 75% — на внешний. География поставок — более чем 20 стран. В целом мы ориентированы на работу с близлежащими рынками, для того чтобы получить максимальную прибыль. Ведь не секрет: чем меньше и удобнее логистическое плечо, тем больше эффект от реализации. В этом смысле для нас наиболее премиальна Украина. Но нужно понимать: емкость рынка ограничена, а объемы у нас немалые.

— Обывательский вопрос: мировые цены не нефть падают, а на бензин — растут, почему так? Каковы будут Ваши прогнозы по цене топлива? Будет ли дорожать бензин в ближайшее время? Это интересно всем автомобилистам.

— К слову, цены на нефть с первого августа резко возросли: если в прошлом месяце за баррель просили 48,5 доллара, то в этом — 51,5 доллара. То, о чем я говорил в начале нашей беседы: колебания цен непредсказуемы.

Потребители часто считают, если мировая цена на нефть снизилась, значит, и цена топлива на заправках должна снизиться. Каждое государство для себя выбирает стратегию формирования цен на нефтепродукты, при этом учитываются многочисленные факторы, например: курс национальной валюты, цена поставленного сырья, уровень цен на АЗС в сопредельных государствах (мы должны быть конкурентоспособными), покупательская способность (мы должны учитывать доходы населения), экономика предприятия и т. д. Поэтому однозначного ответа нет, что будет с ценой. Это сложно прогнозируется.

— Значит ли это, что старая формула о том, что литр бензина АИ-92 должен стоить 70 центов, уже не актуальна?

— Совершенно верно. Если цена на нефть будет расти до уровня предыдущих периодов, возможно, такие привязки будут действовать.

— Виталий Петрович, в последнем интервью для нашей газеты Вы говорили о том, что завод будет по-прежнему участвовать в развитии города. В каких проектах завод планирует выступить в качестве спонсора, что интересно лично Вам как депутату?

— Мне как депутату и как обычному горожанину хочется, чтобы Мозырь становился лучше и комфортнее для жизни. Если мы хотим, чтобы мозыряне жили здесь с удовольствием, естественно, мы должны способствовать его развитию. В ближайшей перспективе хотелось бы, чтобы наш долгострой — спортивно-оздоровительный центр — поменял свой статус и распахнул двери для мозырян и гостей города.

Как руководитель градообразующего предприятия я буду делать все от меня зависящее, чтобы завод успешно работал и имел возможность оказывать помощь родному городу.

— Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам накануне профессионального праздника?

— Хочу от души поздравить всех работников завода с профессиональным праздником. Нефтепереработчики всегда гордились своей профессиональной принадлежностью и показывали всем хороший пример в отношении к своему делу. Пусть так будет и дальше. Здоровья вам, оптимизма, уверенности в завтрашнем дне!

— Вас, коллектив, которым Вы руководите, поздравляем с праздником! Пусть все планы с успехом воплощаются в жизнь. Всех благ!

Http://www. mazyr. by/2017/09/generalnyj-direktor-oao-mozyrskij-npz-vitalij-pavlov-est-chem-gorditsya-est-k-chemu-stremitsya/

Мозырский нефтеперерабатывающий завод и его путь к европейскому качеству нефтепродуктов — яркий пример перехода к интенсивному варианту развития производства. Современнейшие технологии, внедряемые здесь, проявляют свою жизнеспособность и эффективность, прежде всего, благодаря высокой квалификации работников, сочетанию инженерного творчества и точного экономического расчета. Бензин и дизтопливо, керосин и печное топливо из Мозыря признаны в Беларуси и за ее пределами. Завод сегодня все увереннее заявляет о себе на мировых рынках.

Программа развития в минувшем пятилетии была логическим продолжением прежних этапов, которые адаптировали завод, построенный по топливной схеме, к новым условиям. Вопросом выживания предприятия в 90-е годы была способность перейти к более глубокой переработке нефти и получать больше светлых нефтепродуктов. Для этого, кроме модернизации прежних установок, были возведены несколько новых. Самой значительной стала комбинированная установка каталитического крекинга (КУКК) по технологии компании UOP. Она строилась по решению правительства, по поручению Президента страны, чтобы поднять предприятие до уровня одного из самых современных в мире.

В 2004 году прошел пуск КУКК. Она стала четвертой в мире, где применена технология MSCC. Это позволило заводу увеличить выпуск светлых нефтепродуктов, обеспечить полностью потребности Беларуси в сжиженных газах, гарантировать материальное благополучие коллектива и доходы для бюджета и акционеров ОАО.

Директор дирекции по реконструкции и развитию Алексей Антонов рассказывает, что таких масштабных промышленных строек, как комплекс каткрекинга, за последние 10 лет в Беларуси почти не было. До сих пор приезжают специалисты российских заводов, которые начинают у себя реконструкцию, — анализируют, перенимают подходы.

В условиях, когда в стройке задействованы десятки подрядчиков и субподрядчиков, ценным оказался опыт единой дирекции, которая сосредоточила все звенья управления стройкой, все функции, начиная с выбора лицензиара, выполнения проектных работ до строительных и пусконаладочных работ. У завода сформировался надежный круг подрядчиков. Трест ОАО «Мозырьпромстрой» уже более 30 лет ведет работы на заводских объектах. На Мозырском НПЗ всегда уверены в ОАО «Промтехмонтаж» из Минска. Новополоцкое ОАО «Нефтезаводмонтаж» — признанная в Беларуси и за рубежом мощная организация. Также стоит отметить ОАО «Белтеплоизоляция» и ОАО «Севзапмонтажавтоматика». И, конечно, трест ОАО «Гомель­промстрой».

— Для них на Мозырском НПЗ будет еще много работы, ведь будущее впечатляет масштабами инвестиций, — отмечает Алексей Антонов. — Их объем на предстоящую пятилетку оценивается в сумму свыше 600 млн. долларов. Среди масштабных проектов — строительство комплекса производства параксилола мощностью 120 тысяч тонн в год. Это задача, поставленная Совмином, — параксилол из Мозыря будет замещать импортное сырье на «Могилевхимволокне».

— По параксилолу сегодня выбрана фирма-лицензиар (американская UOP), — сообщает Алексей Антонов. — И по поручению правительства идет работа по подготовке тендерных торгов на строительство «под ключ». Это будет первый проект, который реализуем, в полном объеме отдав заказ одному генподрядчику. Включая выполнение проекта, закупку оборудования, строительство, пусконаладочные работы и передачу нам готового объекта.

С пуском КУКК выросло количество высокооктановых бензинов в общем ассортименте автобензинов с 65 % до 80—85 %. Суммарный объем производства также возрос, даже с учетом того, что загружено пока только 65 % мощности установки. По словам генерального директора Анатолия Куприянова, порядка 660 тысяч тонн в год — такое увеличение 92-го бензина Мозырский НПЗ получил с вводом КУКК. В этом году за 7 месяцев выпуск автобензинов составил 1 млн. 287 тыс. тонн. Такая прибавка позволила значительно нарастить экспорт продукции в страны Евросоюза (прежде всего в Нидерланды). Это хорошо, но все же не полностью устраивает нефтепереработчиков. И к 2008 году надо получить автобензин по соврменным европейским нормам, которого в Беларуси пока никто не производит.

Главная идея программы развития на 2006—2010 годы именно в этом: не опоздать, получить товарную продукцию, топливо, соответствующее еще более строгим перспективным европейским стандартам по содержанию вредных веществ в нефтепродуктах. А для этого надо уменьшить содержание бензола и ароматических углеводородов в бензине, серы в дизтопливе.

Сейчас завершается один из ответственных этапов на пути к новому качеству — строительство комплексных установок алкилирования (инвестировано около 105 млн. долларов) и бензола (около 28 млн. долларов). Сегодня на установке по производству бензола идут испытания оборудования. Установка алкилирования — технологически сложный комплекс, который начали строить в 2004 году, — станет первой в своем роде на заводах стран СНГ. На ней будут получать высокооктановый бензиновый компонент, соответствующий экологическим требованиям.

Как рассказал Борис Данилов, заместитель начальника цеха № 2, на установке алкилирования близятся к завершению строительно-монтажные работы, а работники цеха сегодня уже заняты испытанием ряда аппаратов. Подбирается персонал, идет обучение. Впереди, в начале 2007 года, пусковые работы.

Практически начаты работы и по второму этапу программы (стоимость до 284 млн. долларов). Пуск установки гидрообессеривания бензина каткрекинга позволит получать товарный бензин, соответствующий европейским стандартам. Завершить ее строительство намечено в 2007 году с пуском в 2008 году.

— А ввод установки гидроочистки дизтоплива мощностью 3 млн. тонн в год увеличит возможности переработки нефти до 12 млн. тонн в год, — обращает внимание Анатолий Куприянов. – Уже выбраны лицензиары технологических процессов, заказаны базовые проекты. Скоро начнется строительство. Реализация этого этапа позволит получить гидроочищенное дизтопливо перспективных сортов (они еще только будут вводиться в ЕС с 2008 года).

Гидроочистка дизтоплива позволит расширить производство ДТ со сверхнизким содержанием серы, 10 ppm (для сравнения: в России сегодня обычно выпускается ДТ, где серы 350 ppm). Эту установку надо построить в 2008 году, чтобы в 2009 году подойти к ее пуску.

На предприятии постоянно растет общий объем переработки нефти, с 8,6 млн. тонн он доведен до 10 млн. тонн. Нынче ожидается 10,2—10,3 млн. тонн. Стоит задача наращивать мощность вторичных процессов, чтобы улучшать качественные показатели и обеспечивать глубину переработки, в конечном счете лучше реализовать потенциал новых технологий.

— Это возможно, если мазут максимально перерабатывается на вторичных процессах, — признает Анатолий Александрович. — Сейчас мы ограничены мощностями по переработке прямогонного ДТ, получаемого из нефти. Ведь мощность нашей установки гидроочистки — 2 млн. тонн. Поэтому столь важен проект новой установки гидроочистки дизтоплива.

Большой проект — установка по производству водорода. Но финишная часть программы — комплекс по переработке тяжелых нефтяных остатков. Для него долго определяли наиболее приемлемую для завода технологию. Сейчас уже выбрали лицензиара — это французская компания «Aхеns», технология «H-oil» (бывший Французский институт нефти, компания с мировым именем, предложил свою новую разработку). Этот комплекс технически сложный и дорогой (до 270 млн. долларов). Предстоит разработка его базового проекта, а строительство планируется начать в 2008—2009 годах.

В целом реализация программы реконструкции приведет к тому, что Мозырский НПЗ выйдет на уровень лучших европейских заводов. Он будет полностью соответствовать европейским стандартам и по глубине переработки (до 92 %), и по отбору светлых нефтепродуктов (их товарный выпуск резко возрастет при сокращении выпуска мазута).

Заместитель начальника нефтехимического производства Игорь Ельцов также не обошел тему улучшения качества нефтепродуктов. На установках по получению серы утилизируется сероводород, получаемый при гидроочистке топлива. Повышение эффективности этого процесса необходимо, поскольку снижение содержания серы в дизельном топливе и автобензинах — одно из основных требований по евростандартам. А качественные нефтепродукты меньше загрязняют окружающую среду.

— Кроме старых блоков получения серы, введены и новые со степенью конверсии сероводорода 98 %, — поясняет Игорь Петрович. —Уверенно говорю, что таких в СНГ единицы (есть еще в Перми и Нижнекамске). В Беларуси даже еще нет таких требований по предельно допустимым выбросам сернистого ангидрида, которые уже может обеспечить наша установка. Это хорошая технология с резервом на будущее. А сера нужна Гомельскому химзаводу, и с вводом новых установок мы сможем обеспечить его не на 40—50 %, а сполна.

Нефтехимическое производство на Мозырском НПЗ создали в 1984 году. На разных технологических этапах появляются те или иные химические продукты, которые доводятся до стадии готового товара либо полуфабриката. На двух блоках идет вакуумная разгонка мазута и получают вакуумный газойль для загрузки каталитического крекинга. Чем эффективнее работа, тем лучше загрузка каткрекинга, тем больше будет готовой продукции — бензина. Поэтому сегодня вакуумные блоки загружены на 100 %.

И еще о качестве. Как раз на нефтехимическом производстве мы застали внутренний аудит. В рамках поддержания системы управления качеством по международному стандарту ИСО 9001-2000 он проводится повсеместно силами специалистов иных производств. Раз в год проходит независимый аудит. Сертификат по ИСО дает уверенные позиции на рынке, повышает конкурентоспособность продукции и эффективность ее экспорта. ОАО имеет и экологическую сертификацию по ИСО 14000, что свидетельствует о повышении безопасности производства для окружающей среды.

Экономическая ситуация благодаря эффективности работы на предприятии более чем благоприятная. О том говорят и итоги первого полугодия: объемы выпуска товарной продукции — 114,5 процента к уровню прошлого года, экспорт вырос на 24 процента, закупка собственной нефти заводом — на 9 процентов.

— По нашим расчетам, все затраты на строительство и пуск установки каткрекинга сметной стоимостью 101,2 млн. долларов практически за год окупились, — говорит Анатолий Куприянов, — но конечно, мы еще попали и в хорошую рыночную конъюнктуру: в мире резко возросла стоимость нефтепродуктов. Вывод КУКК на устойчивую работу помог расширить ассортимент выпускаемой продукции. Увеличилось количество светлых нефтепродуктов, прежде всего автомобильных бензинов, которые имеют хороший сбыт на мировом рынке.

— В целом каткрекинг стал довольно эффективным производством, оправдав надежды и расчеты, — подчеркивает генеральный директор. — На КУКК только 10 % продукции от общего объема имеет стоимость, равную стоимости мазута. Остальные 90 % реализуются по очень высоким ценам. Так, на экспорт с 2004 года идет легкий газойль каталитического крекинга, выпуск его за 7 месяцев вырос на 126 %.

Парадоксально, но сейчас самый выгодный и самый высокорентабельный продукт ОАО «Мозырский НПЗ» — осветительный керосин с ультранизким содержанием серы (не более 10 ppm). Этот высококачественный керосин сейчас даже дороже, чем авиационный. Он выпускается с прошлого года (была модернизирована установка гидроочистки керосина). В 2,7 раза возросло его производство за 7 месяцев этого года.

А с 21 августа ОАО «Мозырский НПЗ» благодаря внутренним возможностям завода и рационализации начал апробацию новой раздельной схемы переработки нефти и загрузки комплекса каталитического крекинга смешанным сырьем с применением мазута. Ранее на каткрекинг поступал гидроочищенный вакуумный газойль, неочищенный вакуумный газойль из России и остаток гидрокрекинга с «Нафтана». А ведь важно выполнять условия, заложенные при проектировании установки, которые и делают ее уникальной. То есть загружать ее гидроочищенным вакуумным газойлем в смеси с мазутом нефти определенного сорта. Это позволит довести использование мощностей до 75—80 %, а потом и до 95 %. Перспективный вариант — переработка с применением уникальной нефти с месторождений Ставрополья. Именно из нее можно получить мазут, наиболее отвечающий проектным требованиям. Загрузка КУКК на 35—40 % мазутом выведет установку именно на проектный режим работы, предусмотренный фирмой-лицензиаром, поясняет Борис Данилов, заместитель начальника цеха № 2. Реализацию этой схемы Анатолий Куприянов назвал главной особенностью и важнейшей задачей программы производства 2006 года. Это позволит получать больше продукции, а значит, улучшать финансовые результаты.

— Сегодня серьезных проблем законодательного и нормативного порядка в обеспечении экспорта нет, — продолжает Анатолий Александрович. — Конъюнктура мировых рынков благоприятная, и в республике все способствует экспорту нефтепродуктов. В этом году, очевидно, будут достигнуты рекордные результаты по экспорту. Экспортные поставки составляют примерно 73 % в общем объеме выработанной товарной продукции.

— Продажа нефтепродуктов идет сегодня на электронных торгах через единую торговую площадку «Белорусского нефтяного торгового дома», — отмечает генеральный директор. — Этот метод эффективен, оправдал себя. А круг покупателей широк: россияне, представители западных компаний. Частично покупают Украина и Молдова. Но основная часть продукции идет в дальнее зарубежье. Выполняя поручения правительства и концерна, мы уже предложили на торги для реализации и партию автобензинов для экспорта на условиях FOB (продавец поставляет продукцию на борт судна в порту отгрузки).

На Мозырском НПЗ решаются задачи государственного масштаба, ведь он — среди основных налогоплательщиков страны, обеспечивающих во многом благополучие региона да и республики в целом. Участвуя в реализации ряда отраслевых и государственных программ, завод вправе рассчитывать на поддержку Президента, правительства и концерна «Белнефтехим». И она есть, как в закупках сырья, так и при создании благоприятной правовой среды.

— Интенсивно работаем по программам развития предприятия, и концерн оказывает методологическую и техническую помощь, — отмечает Анатолий Куприянов. — Сегодня мы надеемся на поддержание необходимых темпов обновления как раз благодаря тому, что концерн помог в подготовке президентского Указа № 377 о некоторых вопросах строительства объектов в нашей отрасли. Ведь законодательство создает предпосылки для затягивания работ на сложных объектах. Поэтому концерн обратился к Президенту с просьбой создать условия для ускорения реализации проектов. Указ позволил нам параллельно вести проектирование, экспертизу, закупку оборудования и начинать стройку. И за 2—3 года строить объект, на который обычно тратят 5—6 лет.

Специалисты двух белорусских НПЗ и концерна совместно с российскими партнерами работают над обеспечением сырьем, над согласованием цен на него. Планы поставок выдерживаются основными поставщиками Мозырского НПЗ, среди которых «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Русснефть», «Газпромнефть», ТНК-ВР и «Славнефть».

День работников нефтяной и газовой промышленности на Мозырском НПЗ встречают напряженным трудом, ответственными работами по пуску комплекса по производству бензола, включенного правительством в перечень особо важных инвестпроектов. В этом году намечен выпуск бензола.

«Нам важно поддержать в штатном режиме действующее производство и строить новые объекты, — подводит итог Анатолий Куприянов. — Успешный и уверенный ход этой работы, пожалуй, наиболее радостное известие к профессиональному празднику».

День нефтяника — праздник для всего коллектива. Но есть люди, которых иначе как живой историей предприятия и не назовешь. Вадим Петрович Власкин — один из опытнейших специалистов, строил Мозырский НПЗ. В 1975 году он был начальником секции на установке ЛК-6У № 1, где и был получен первый полесский бензин. Долго руководил установкой, производством.

— Завод на правильном направлении, — считает Вадим Петрович, делая выводы, опираясь на свой многолетний производственный опыт. — Новые условия в 90-е годы потребовали решения о коренной реконструкции. И сегодня наши нефтепродукты отличного качества, почти все идет на экспорт, даже в США покупают.

Я всегда доверял молодежи. Вот на новую установку каткрекинга пришло около 30 % парней с высшим образованием. Грамотные ребята, способные. Они оправдывают надежды и достойно справляются с делом. Некоторые уже стали руководителями, пусть маленьких пока коллективов, но было бы начало…

50 лет назад Вадим Петрович Власкин поступил в техническое училище № 2 в Грозном по специальности «оператор широкого профиля по переработке нефти и газа». Узнав о строительстве НПЗ в Омске, решили поехать с группой в 15 человек. Проработал там 18 лет. А потом в Беларуси строился новый завод. И в мае 1973 года Власкин приехал в Мозырь. Долгие годы был начальником топливно-каталитического производства, его школу прошли многие специалисты. Сейчас, можно сказать, на покое мастер участка № 2. Уже меньше ответственности. Тем не менее помогает молодым… Да и семейная трудовая династия сложилась: уже не только дети, но и внук трудятся на заводе.

Качество продукции ОАО «Мозырский НПЗ» сегодня признано широким кругом потребителей в Беларуси и за ее пределами. Нефтепродукты из Мозыря — это не просто продукт нефтепереработки, а и современная, экологичная продукция, с которой предприятие стремится к лидерству. Иначе и быть не может. Ведь это качество создается усилиями профессионалов, обеспеченное творчеством инженеров, подкрепленное традицией и жесткой дисциплиной производства. Ведь эту продукцию создает коллектив, для которого слова «честь заводской марки» никогда не были пустым звуком…

Республика Беларусь, 247760, г. Мозырь-11, Гомельская обл., ОАО «Мозырский НПЗ»

Http://www. sb. by/articles/mozyrskiy-npz-put-k-evropeyskomu-kachestvu. html

Стратегическим направлением развития ОАО «Мозырский НПЗ» является целенаправленная деятельность по повышению конкурентоспособности продукции путем улучшения ее качества и снижения затрат на производство.

Все высокооктановые автомобильные бензины, дизельное топливо и дорожные битумы производства ОАО «Мозырский НПЗ» соответствуют современным европейским требованиям.

Программой развития ОАО «Мозырский НПЗ» предусмотрено строительство новых технологических объектов и внедрение лицензионных технологий, обеспечивающих:

    производство всего объема автомобильных бензинов, соответствующих требованиям европейского стандарта EN 228; увеличение глубины переработки нефти за счет строительства установок вакуумной перегонки мазута и переработки тяжелых нефтяных остатков с производством малосернистого котельного топлива.

Постоянное широкомасштабное совершенствование производства, направленное на создание самой современной производственной базы, высокопрофессиональный и мотивированный к работе персонал, использование современных программных продуктов для управления технологическими и бизнес-процессами организации дают возможность ОАО «Мозырский НПЗ» не только сохранять ведущие позиции среди нефтеперерабатывающих заводов стран СНГ, но и укреплять свой авторитет на мировом рынке.

Сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008, системы управления охраной окружающей среды требованиям ISO 14001:2004 и СТБ ИСО 14001-2005 и системы менеджмента охраны труда требованиям стандарта OHSAS 18001:2007 подтверждают способность предприятия стабильно выпускать продукцию самого высокого качества, оказывая при этом минимальное вредное воздействие на окружающую среду и создавая безопасные условия труда для персонала.

ОАО «Мозырский НПЗ» является лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь в области качества 2002, 2005 и 2010 годов, дипломантом Премии Содружества Независимых государств 2007 года за достижения в области качества продукции и услуг, лауреатом 8-го Международного Турнира по качеству стран Центральной и Восточной Европы, что подтверждает правильность выбранного курса на постоянное совершенствование и развитие.

Http://by. bizorg. su/mozyr-rg/c316840-mozyrskiy-neftepererabatyvayushtiy-zavod-oao

АО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Производственные мощности АО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» позволяют переработать 16,0 млн. т нефти в год. Завод производит экологически чистые автобензины (без добавок соединений свинца), топливо для быстроходных дизельных двигателей наземной и судовой техники, топочный мазут, сжиженные газы для коммунально-бытового потребления и других целей, нефтяные битумы (дорожный, кровельный, строительный), парафины для производства моющих средств и белково-витаминных кормов, серную кислоту, техническую серу. Продукция поставляется в 12 стран Европы и Азии.

«Белорусский союз молодёжи» – НЕ ОТКЛАДЫВАЙТЕ НА ЗАВТРА, ПРИХОДИТЕ К НАМ СЕГОДНЯ! Молодёжная политика в Свислочском районе. И, возможно, про ваши идеи узнают не только друзья, но и молодежь нашего города, а может даже и страны. Цели. Белорусский республиканский союз молодёжи (БРСМ) — молодёжная общественная организация в Белоруссии. Является самым крупным молодёжным объединением страны и поддерживается Президентом республики Белоруси Александром Лукашенко.

«Полоцк» – Посетители. Самый древний город. Борисов камень. Памятник 23-м воинам. Сейчас в Софийском соборе можно послушать органную музыку. Евфросиния Полоцкая. Богоявленский монастырь. Франциск Лукич Скорина. Памятник Франциску Скорине. Александр Финский. Современник. Известный духовный писатель. Решение об увековечивании памяти канонизированной церковью просветительницы. Каплица в память воинам. Белаэрокосмогеодезия.

«Культура Белоруссии» – Культура Белоруссии. Нарочь. Греко-римская борьба. Троицкое предместье. Храм Всех Святых в Минске. Одна школа – одна страна. Славянский базар. Деятельность «Руси молодой». Молодежное движение Белоруссии. Минская ратуша. Люблинская уния. Троицкое предместье ночью. Спортивные достижения Белоруссии. Чемпионат мира по тяжёлой атлетике. Дворец Республики. Баскетболисты «Цмокi». Спасо-Преображенский храм на Соборной площади.

«Миорский район» – Д. Перебродье. Продажа в частную собственность. Д. Снеги. Земельный участок. Землепользователи. Характеристика участка. Право пользования. Свободные участки в Миорском районе. Участок. Миорский райагросервис. Аг. Язно. Площадь участка. Водоснабжение. Местоположение участка. Целевое использование.

«Туризм в Беларуси» – 32 диссертации по туризму и рекреации в Беларуси. Экономико-географическая оптимизация. Развитие проблематики исследований туризма и рекреации. Тенденции развития проблематики научных исследований туризма. Разработка схем перспективного размещения объектов. Примеры актуальных исследований. Структура защищенных диссертаций по областям научных знаний. Тематика и проблематика научных исследований туризма.

«Корпорации в Беларуси» – Преобразование предприятия в форму акционерного общества. Перспективность корпоративного сектора. Проникновение зарубежных корпоративных структур на белорусский рынок. Проблемы формирования корпоративного сектора. Основные проблемы корпоратизации в Беларуси. Обоснование проблемы управления корпоративным сектором. Цена на промышленные активы. Примеры формирования корпоративных структур в промышленности Беларуси.

Http://5geografiya. net/Belarus/KHimicheskaja-promyshlennost-RB/018-AO-Mozyrskij-neftepererabatyvajuschij-zavod. html

Мозырский нефтеперерабатывающий завод начал прием азербайджанской легкой нефти сорта “Айзери лайт” с линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) “Мозырь” ОАО “Гомельтранснефть Дружба”.

Объем первой партии азербайджанской нефти, которая поступила на завод, составляет 11,3 тысячи тонн. В настоящее время на Мозырском НПЗ проводится контроль качества этого углеводородного сырья, после чего завод приступит к его переработке, передает БЕЛТА.

Азербайджанскую нефть “Айзери лайт” Мозырский НПЗ будет перерабатывать так же, как и венесуэльскую, в смеси с российским сырьем “Юралс”, по отработанной предприятием технологии. “Айзери лайт” имеет высокий потенциал выработки светлых нефтепродуктов.

Линейная производственно-диспетчерская станция “Мозырь” – головная станция ОАО “Гомельтранснефть Дружба”. Здесь нефтяной поток, идущий от восточной границы Беларуси, разветвляется: часть его продолжает движение на запад – в Польшу и Германию, часть направляется на юг – в Украину, Венгрию, Словакию, Чехию. Отсюда же сырье поступает на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. На ЛПДС “Мозырь” поступает не только российская и казахстанская нефть, но и нефть, добытая в месторождениях “Речицанефти”. Нефть по трубопроводам поступает в резервуарный парк станции, который представляет собой 26 резервуаров различной емкости, где может храниться около 300 тысяч тонн нефти.

Прокачка азербайджанской нефти сорта “Айзери лайт” для Мозырского НПЗ с использованием нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме и участка Мозырь-Броды нефтепровода “Дружба” в реверсном режиме началась в феврале 2011 года.

Контракт на поставку нефти из Азербайджана заключен между ЗАО “Белорусская нефтяная компания” и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR). По этому контракту в 2011 году будет поставлено до 4 млн. т нефти. Доставка осуществляется в порт “Южный” (Украина), а затем трубопроводным транспортом Одесса-Броды и “Дружба” – на Мозырский НПЗ. Договор на прокачку углеводородного сырья с использованием нефтепровода Одесса-Броды заключен между ЗАО “Белорусская нефтяная компания” и ОАО “Укртранснафта”.

Открытое акционерное общество “Гомельтранснефть Дружба” является правопреемником РУП “Гомельтранснефть Дружба”, преобразованного в ОАО в конце 2010 года. Обеспечивает транзит российской и казахстанской нефти в Польшу, Германию, Украину, Венгрию, Словакию, Чехию, а также поставку углеводородного сырья на Мозырский НПЗ, транспортировку белорусской нефти на экспорт. Нефтепроводы предприятия являются частью системы магистральных трансконтинентальных нефтепроводов “Дружба”.

Нефтепровод Одесса-Броды был построен для обеспечения диверсификации поставок нефти в Украину и является одним из объектов украинской части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Он соединяет терминал “Пивденный” порта “Южный” (Одесская область) и головную нефтеперекачивающую станцию “Броды” (Львовская область), где осуществлена стыковка с нефтепроводом “Дружба”. Протяженность нефтепровода – 674 км, диаметр – 1020 мм, производительность – до 14,5 миллиона тонн в год.

Мозырский нефтеперерабатывающий завод введен в эксплуатацию в 1975 году. В 1994 году преобразован в ОАО. В уставном фонде доля Государственного комитета по имуществу Беларуси составляет 42,76 процента, ОАО “НГК “Славнефть” – 42,58 процента, ООО “МНПЗ плюс” – 12,25 процента, физических лиц – 2,41 процента. Основные виды деятельности завода – переработка нефти, производство и реализация нефтепродуктов. Доля сертифицированной продукции в общем объеме производства составляет примерно 95 процентов.

Http://n1.by/news/2011/07/15/133749.html

Блестящей победой представителей ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» завершилась отраслевая Спартакиада по борьбе, среди работников предприятий нефтехимического комплекса концерна «Белнефтехим».

Набирает обороты круглогодичная Спартакиада КФК ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», многоэтапное состязание, насчитывающее в этом году пятнадцать видов спорта. Уже прошли три вида программы, последний из которых, армрестлинг.

Сразу два диплома первой степени получили наши коллеги, сотрудники газеты «Мозырски й нефтепереработчик» в республиканских творческих конкурсах. Победа улыбнулась им в корпоративных соревнованиях, которые ежегодно проводят концерн «Белнефтехим» и «Белхимпрофсоюз».

Абсолютная победа «Мозырского нефтепереработчика» завоевана впервые. До сих пор творческая команда газеты была буквально в шаге от первого места, методично занимая призовые места. Этот год стал триумфальным. Газета добралась до олимпа, причем сразу в двух отраслевых конкурсах. Яркий дизайн, качественная бумага и содержательное наполнение. Газета еще пахнет типографской краской, а ее уже хочется подержать в руках. «Мозырский нефтепереработчик» выходит еженедельно на 8 полосах. А творческий коллектив – это всего 5 человек.

Людмила Панина, режиссер заводского Дворца культуры признается, газета для нее – ценный источник, материал для работы. Себя Людмила Александровна называет активным читателем. И не изменяет изданию уже 12 лет.

Завод для журналистов – это огромный спектр событий и интересных людей. Коллектив НПЗ – это более 5 тысяч человек, маленький город со своими проблемами и радостями. Его глава, Виталий Павлов, заводскую газету считает больше, чем просто печатным изданием. 2018 для «Мозыркого нефтепереработчика» – это еще один год, полный новых открытий. Журналисты обещают сделать все, чтобы оправдать доверие читателей.

КФК ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» продолжает радовать спортивных болельщиков новыми, интересными турнирами и один из них, по армлифтингу, состоялся в СТК «Старт» на прошлой неделе.

Районный интеллектуальный турнир «Золотая сова» в этот раз оказался масштабным. Его участниками стали более 100 человек в составе 18 команд разных предприятий Мозыря. Восемь из них представляли коллектив нефтеперерабатывающего завода.

Проверку на интеллектуальную прочность вечером в четверг прошли 108 мозырян, которые объединились в 18 команд-участников турнира «Золотая сова». В этом году условия соревнований изменили: если раньше существовало возрастное ограничение до 31 года, то сейчас пригласили всех эрудитов Мозыря. Организатором «Золотой Совы» уже традиционно выступает Мозырский райисполком. В отличие от популярных нынче барных квизов, участие в этом турнире – бесплатное. Но все же, приходят сюда, в первую очередь, чтобы получить мозговую встряску и хорошо провести время в позитивной компании единомышленников. А вот нефтепереработчики на турнир шли за победными и призовыми местами. Количество заводчан на один квадратный метр зала развлекательного центра «Спутник» зашкаливало. Ведь из 18 команд сразу 8 представляли коллектив мозырского нефтегиганта. Большинство из них в турнирах подобного рода – далеко не новички. Кино и шахматы, деньги и спорт, музыка и история. Интеллектуалам в этот вечер пришлось отвечать на вопросы из самых разных областей. И соединять в дружный тандем мужскую логику и женскую интуицию. В тройку призеров турнира вошли сборные кинотеатра «Мир» и выпускников Мозырского педуниверситета. Победу заслуженно праздновала команда нефтепереработчиков «Хитрый план». Для остальных заводчан «Золотая сова» стала генеральной репетицией перед финальной встречей заводского интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», которая состоится 12 декабря.

Http://tkm. by/page/4/?s=%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D1%8B%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%9F%D0%97

В мае в Киев будет осуществлена первая доставка водным путем дизельного топлива производства Мозырского нефтеперерабатывающего завода. ForUm – новости Украины и мира. Последние новости и события. 13.04.2018 10:53

Беларусь сохраняет планы по переработке на своих Мозырском нефтеперерабатывающем заводе и “Нафтане” в 2018 году 18 млн тонн нефти. Новости Беларуси, новости мира, свежие белорусские новости 09.04.2018 16:29

Официальным представительством компании «Группа ЭНЭЛТ» в Республике Беларусь заключен договор на поставку оборудования СОПТ на объект ПС 110/10 кВ «Птичь», входящий в зону обслуживания Мозырского нефтеперерабатывающего завода (Республика Беларусь). Электротехнический портал рынка России – Elec. ru 29.03.2018 16:36

Причиной споров по тарифам за транспортировку стали разногласия между Минском и Москвой по поставкам нефти и газа в Белоруссию. Свободная пресса 01.02.2018 15:17

По маршруту Унеча (Высокое) – Полоцк – ОАО “Нафтан” тариф увеличивается на 6,7% до 144 российских рублей, по маршруту Унеча (Высокое) – Мозырь – ОАО “Мозырский нефтеперерабатывающий завод” – 65,47 российского рубля (рост на 8,3%). tass. ru Mediavektor – инфонно-аналитическое издание 23.01.2018 11:56

На какую конкретно сумму будет подорожание, чиновник говорить отказался. Новостной портал Объединенных демократических сил Беларуси – UDF. BY. 20.12.2017 16:17

Цены на бензин и дизельное топливо в Украине упорно ползут вверх. Хроника мировых событий 04.11.2017 01:14

В модернизацию Мозырского НПЗ при Гуцериеве было вложено более 100 млн долларов. Новостной портал Объединенных демократических сил Беларуси – UDF. BY. 05.10.2017 12:40

Делегация посетит аэропорт «Гомель», где пройдут переговоры с компанией «Belavia» об организации авиасообщения Херсон-Гомель. Далее – визит на ООО «Гомсельмаш» и «Гомельоблдорстрой», планируется посетить Гомельский ледовый дворец спорта и Гомельский дворец водных видов спорта. Голая Пристань: городской информационно-развлекательный интернет-портал 15.09.2017 06:03

Http://metateka. com/metka:%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D1%8B%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/

Как нефть становится топливом, которое мы заливаем в бак своего автомобиля? Чтобы узнать все этапы волшебного превращения, мы отправились на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. И все оказалось намного сложнее, чем мы думали.

На самом деле рассмотреть что-либо из происходящих с нефтью метаморфоз на заводе сложно. Говорят, даже проработавшие по десятку лет сотрудники не видели в глаза сырой нефти. Все процессы производства скрыты. Здесь нет цехов, где в чанах «варится» нефть и смешиваются нефтепродукты.

— В Мозыре завод строился для обеспечения моторным и котельным топливом не только южных областей тогдашней Белорусской ССР, но и прилегающих территорий Украины и России, а также стран Западной Европы. Так что с самого своего основания он был рассчитан на экспорт продукции. В далеком 1975 году завод производил два вида топлива: бензин марки А-76 и дизельное топливо. В высокой глубине переработки нефти не было необходимости. После распада Советского Союза возник вопрос дальнейшей судьбы завода. Работать эффективно при существующей тогда глубине переработки было невозможно. И тогда была разработана стратегия поэтапной модернизации завода, которая не прекращается и сейчас, — рассказывает генеральный директор Мозырского НПЗ Виталий Павлов.

Фото из архива МНЗ. Виталий Петрович Павлов, генеральный директор Мозырского НПЗ

Сейчас Мозырский НПЗ, как и «Нафтан», производит топливо по европейским стандартам и все так же ориентирован на экспорт продукции. Заправиться белорусским топливом можно в Украине, Молдове, Венгрии, Румынии, Нидерландах, Словакии, Чехии, Польше, странах Балтии, Италии и даже (!) Великобритании.

Откуда же все начинается? По сути, на заводе не существует нулевой точки, с которой начинается процесс производства топлива. Нефть на предприятия поступает двумя путями: по системе магистральных трубопроводов и железнодорожным транспортом. На заводе вспоминают курьезный случай, когда журналист назвал идущие к заводу над землей трубы теплотрассы нефтепроводом «Дружба».

— Вы никогда не увидите знаменитый нефтепровод «Дружба». Его трубы проходят под землей и выходят наверх на территории завода. Если хотите, это можно считать отправной точкой, — говорит начальник производственно-диспетчерского отдела Дмитрий Шурпач.

Фото из архива МНЗ. Так на самом деле выглядит часть нефтепровода «Дружба» на территории НПЗ

Туда мы и отправляемся. Нефтепровод никак не обозначен. Из-под земли видны трубы и огромный вентиль. Чисто символически можно считать, что с его открытием нефть попадает на завод и начинается процесс ее переработки.

Сырая нефть поступает в резервуары пятого цеха. Там она хранится и потом откачивается на комплексы ЛК-6У № 1 и ЛК-6У № 2. Комплекс ЛК-6У состоит из четырех секций.

На секции 100 происходит первичная переработка нефти. Здесь она разделяется на фракции — прямогонная бензиновая, прямогонный керосин, дизель, мазут и сжиженный газ. Секция 100 является поставщиком основных сырьевых компонентов для остальных процессов предприятия. Если говорить просто — нефть нагревается до различных температур, а выделяющиеся при этом пары конденсируются. Так получаются прямогонные фракции.

— В 1975 году на этом комплексе был получен первый бензин. ЛК-6У — это Ленинградская комбинированная установка. «Шесть» означает первоначальную производительность — шесть миллионов тонн нефти в год. Сейчас мощность завода составляет 12 млн тонн сырой нефти в год. На всем пространстве бывшего Союза около 10 таких установок, но именно наша была первой, — рассказал нам заместитель начальника топливно-каталитического производства Николай Дашкевич.

Обслуживает установку смена операторов, причем работают здесь только мужчины. Все процессы компьютеризированы, и наблюдают за ними из здания операторной. Более десятка человек беспрерывно смотрят в мониторы компьютеров. Женщины здесь не работают, потому что установка — опасное технологическое производство.

Одна смена — 25 человек, они контролируют процессы всего комплекса (все четыре секции установки). Этот же персонал обслуживает все оборудование установки, несет ответственность за его исправность и выходит на ремонтные работы в случае поломки. Ответственность колоссальная. Но конкурс на открытые вакансии почти как в вуз — восемь человек на место.

Выход чистого продукта при первичной перегонке невелик, поэтому за ней следует еще несколько куда более сложных стадий. Говоря проще, из нефти нужно выжать максимум полезного, то есть увеличить глубину переработки. И это — основная задача, ради которой проводится масштабная модернизация завода. После этапа первичной перегонки мы отправляемся на установку каталитического крекинга.

— На момент строительства таких установок в мире было всего пять. Две — на территории СНГ, включая нашу, и три — в США. Установка строилась три года и была введена в эксплуатацию в 2004 году. Мощность переработки — два миллиона тонн сырья в год. Уже существует план по ее реконструкции, так как на месте стоять нельзя. Хотя установка работает уже 13 лет и делает это отлично, — делится с нами секретами начальник установки каталитического крекинга Борис Данилов.

Установка нужна для выпуска 92-го и 95-го бензина. Сырьем для каталитического крекинга является вакуумный газойль. Это один из самых дешевых компонентов, который остается в процессе переработки нефти. Эта установка стала вторым рождением завода, окупив себя буквально за три года. Благодаря каталитическому крекингу можно получить до 50% бензина.

Товарный бензин компаундируется более чем из десятка различных компонентов, которые производятся на пятнадцати установках (секциях) завода. К ним относятся и установка каталитического риформинга, и установка экстрактивной дистилляции бензола, и установка изомеризации, и комплекс каталитического крекинга, и установка алкилирования, и другие.

До недавних пор один из компонентов для производства 95-го бензина закупали за границей. С пуском в 2016 году комбинированной установки производства высокооктановых бензинов, которая состоит из трех установок, удалось добиться того, что все компоненты теперь производятся на заводе.

Дизельное топливо, полученное путем перегонки на комплексах ЛК-6У, проходит дополнительные стадии обработки. Современная установка гидроочистки введена в строй в 2012 году. Основная задача на этом этапе — понизить содержание серы до требуемых евростандартом 10 ppm (ЕВРО-5). При этом технологии завода позволяют перекрыть этот показатель с запасом. Сегодня уже проходит ее модернизация. Устанавливаются дополнительные реакторы.

На установке легкого гидрокрекинга происходит гидроочистка и депарафинизация некоторых объемов топлива, очистка его от парафинов с получением после добавления различных присадок товарного топлива «Арктика».

Особая гордость завода и самый дорогой инвестиционный проект за всю его историю — это строительство комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Стоит он более 1 млрд евро! И состоит из трех технологических объектов: установки гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки по производству водорода и установки по производству серы, а также 21 объекта вспомогательного назначения. Это колоссальный объем строительно-монтажных работ, огромное количество поступающего оборудования и материалов.

Реализация этого проекта позволит получать дополнительные объемы моторного топлива за счет значительного увеличения глубины переработки нефти (до 90%, сейчас — 72%), наладить выпуск низкосернистого котельного топлива, соответствующего европейским стандартам, гидроочищенного вакуумного газойля. Выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 65−66%, сейчас — около 60%.

Как признаются на заводе, это большой шаг вперед, фактически — мировой уровень нефтепереработки. Построив этот объект, завод будет в числе лидеров нефтепереработки. Окончание работ по строительству комплекса планируется в 2019 году.

— Срок окупаемости закладывается примерно на восемь лет, но из практики эксплуатации тех объектов, что уже реализованы, происходит это, как правило, раньше, — признался Виталий Павлов.

На каждом этапе производства топлива проводится его лабораторный контроль. Лаборатория — одно из немногих мест на заводе, где работают женщины.

— На всех стадиях производства идет очень жесткий контроль. Даже если чисто теоретически предположить, что какая-то партия топлива окажется плохого качества, то она просто не будет отгружена потребителю и отправится в повторное производство, — рассказали нам в лаборатории.

Первое, что измеряется, это плотность. Даже марки бензина отличаются по этому показателю. А вот по цвету — нет. Как правило, топливо сейчас одинакового цвета. Специалисты говорят, что качество топлива по цвету сейчас не определить. И 92-й, и 95-й бензины имеют желтоватый оттенок, цвета благородного белого вина. По цвету сорт бензина определить невозможно.

Многие автолюбители утверждают, что, заправившись за границей, чувствуют, что машина едет лучше — динамичнее и экономичнее. А на белорусском топливе эти показатели ухудшаются.

Специалисты в лаборатории уверены, что это не более чем самообман. На заводе не разделяют топливо на «экспортное» и «для внутреннего рынка». Все оно разливается, как говорится, «из одной бочки».

Вся товарная продукция хранится в резервуарах, из них и отгружается потребителям. Эти резервуары спроектированы не для хранения, а для отгрузки и безостановочного функционирования объектов. Более десяти дней топливо в огромных танках не задерживается. Паспортизация продукции производится из резервуара. Он наполняется, топливо в нем выдерживается определенные сроки. Потом оттуда берут пробы, и выдается паспорт на конкретную партию.

Часть топлива с НПЗ по трубам длиной полтора километра поступает на Мозырский склад хранения нефтепродуктов, откуда потом уже автомобильным транспортом оно доставляется по различным АЗС. Резервуарный парк склада относительно небольшой — – около 6000 кубометров. Он состоит из 12 резервуаров. Шесть отданы под дизельное топливо, один из которых — под ДТ-З-К5, класс 2 («Арктика»). Три резервуара предназначены для хранения 92-го бензина, два — 95-го и один резервуар для 98-го. Поступление топлива с завода проходит в круглосуточном режиме, так же, как и отгрузка.

Даже несмотря на то, что на НПЗ есть выходной контроль качества топлива, на складе проводится свой анализ. Лаборанты отбирают пробы, исследуют их на основные параметры и сравнивают с данными завода. И уже по паспорту качества склада нефтепродуктов топливо отгружается на АЗС.

Все управление — прием и отпуск — осуществляется одним оператором с помощью компьютера. Человеческий фактор благодаря компьютерным технологиям практически исключен, так что в емкость для дизельного топлива бензин не нальют. При этом контроль происходит не только на нефтебазе, но и удаленно, в режиме реального времени в главном офисе «Белоруснефти» в Гомеле.

После того как топливо загружается в цистерну автомобиля, люк пломбируется, и машина отправляется на АЗС. Сорвать пломбу невозможно, ее номер указывается в накладной, так что варианты, что водитель сольет или разбавит топливо в пути, исключены. На АЗС при приемке проверяется состояние пломбы. Если все в порядке, она срывается, топливо из цистерны сливается в подземные резервуары АЗС. Оттуда оно поступает в топливно-раздаточную колонку и заканчивает свой путь в баке автомобиля.

Мы заправляем полный бак на АЗС. Здесь заканчивает свое путешествие сырая нефть в виде готового бензина или дизельного топлива

— Этот вопрос для нас очень актуален, особенно в последнее время. Естественно, специалисты завода уделяют этому большое внимание. Темпы роста потребления топлива снижаются, но не падают. Пока еще перевод грузового транспорта на электротягу не имеет массового характера, да и всеобщая электрификация автотранспорта пока под вопросом. Так что мы считаем что с учетом постоянного ужесточения требований к качеству топлив и возможному переходу на новые стандарты моторных топлив следует уделять дальнейшее внимание развитию производства, в тоже время необходимо мониторить ситуацию изменения коньюктуры рынков для обеспечения гибкости производства — говорит Виталий Павлов.

Уже и так содержание вредных примесей минимально. Но все равно идет постепенное снижение их количества. Конечно, вряд ли оно будет равно нулю, но технологически завод готов к еще более жестким нормам.

Http://news.21.by/other-news/2017/09/03/1370159.html

С февраля Белоруссия повысила тарифы на транзит российской нефти, сообщает министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Цена за транспортировку нефти по трубопроводам ОАО “Гомельтранснефть Дружба” по маршруту Унеча (Высокое) – Адамова Застава выросла до 307,19 рубля за тонну нетто (без НДС). По маршруту Унеча (Высокое) – Броды – до 131,95 рубля.

Тарифы на перекачку топлива по трубопроводам “Гомельтранснефть Дружба” и “Полоцктранснефть Дружба” при расчетах в иностранной валюте по маршруту Невель – Полоцк – ОАО “Нафтан” составят 37,51 российского рубля за тонну, по маршруту Унеча (Высокое) – Полоцк – ОАО “Нафтан” – 144 рубля, по маршруту Унеча (Высокое) – Мозырь – ОАО “Мозырский нефтеперерабатывающий завод” – 65,47 рубля.

Цена за транспортировку нефти при расчетах в белорусских рублях по маршруту Речица – ОАО “Мозырский НПЗ” составляет 0,55 за тонну нетто (без НДС, на 7,8% больше), по маршруту Речица – Адамова Застава – 8,13 (на 16,8%), по маршруту Речица – линейная производственная диспетчерская станция “Мозырь” – 0,47 (на 9,3%), по маршруту Речица – Броды 1,16 (13,7%).

Тарифы на транзит нефти через Белоруссию не раз становились предметом спора между двумя странами.

Так, Минск планировал с октября 2016 года повысить стоимость прокачки российской нефти в среднем на 50%. Однако тогда страны договорились, что Москва восстановит объемы беспошлинных поставок нефти, а Минск отменит решение о повышении тарифов на ее транзит.

Тем не менее переговоры продолжились. После долгих обсуждений размера индексации с 1 февраля 2017 года тариф на транзит на год повысили на 7,7%.

При этом Москва и Минск договорились, что если они не смогут прийти к консенсусу по уровню индексации, то в силу вступит правило межправительственного протокола. Согласно ему, цена транзита должна расти по формуле: уровень прогноза среднегодовой российской инфляции плюс 3%.

По мнению советника президента “Транснефти” Игоря Демина, эта методика нуждается в пересмотре.

Он пояснил, что Белоруссия предложила индексацию на 7,6%, а “Транснефть” – на 3,95-4%, как это сделано в России. Так как обе стороны придерживались своего мнения, вступило в силу правило, о котором говорилось выше, – к среднегодовому индексу российской инфляции (3,7%) прибавляется 3%, то есть индексация составила 6,7%.

“С этой цифрой пришлось согласиться”, – сказал Демин, добавив, что методику разрабатывали при инфляции около 10% в месяц, поэтому на 2019 год должна быть принята новая.

Http://qwasru. com/ukraine/vitrenko/Minsk-povysil-tarify-na-tranzit-rossiiskoi-nefti/

Первый бензин Мозырский нефтеперерабатывающий завод произвел в 1975 году. С тех пор, как принято говорить, много воды утекло. В нашем случае — тысячи тонн топлива, без которого невозможно представить жизнь современного мира. Само же предприятие продолжает динамично развиваться, занимая лидирующие позиции в нефтехимической отрасли страны и привлекая интерес зарубежных инвесторов.

Мозырский НПЗ сегодня — наиболее динамично развивающееся нефтеперерабатывающее предприятие в Восточной Европе. Фото: БелТА

Главный принцип нефтепереработки достаточно прост. Чем глубже переработка сырой нефти, тем чище топливо и другая выпускаемая продукция. Следовательно, выше добавленная стоимость. При этом необходимо наращивать объемы производства и расширять номенклатуру товаров, которые должны соответствовать строгим стандартам качества. Технологии постоянно совершенствуются, и поэтому требующая колоссальных капиталовложений, сил и времени модернизация идет постоянно. Такие правила диктуют рынок и прогресс.

Концепция поэтапной реконструкции Мозырского НПЗ формировалась на рубеже веков — в непростые для всей страны 1990-е годы. Каждый из четырех этапов обеспечивал получение новой продукции или сырья для проведения следующего. Удалось сделать многое. Прежде всего — ввести в эксплуатацию ряд различных установок и агрегатов. Впрочем, это было лишь начало. Системная работа продолжалась, задачи и планы определялись пятилетними программами развития. К примеру, реализация программы 2011—2015 годов позволила начать производство топлива стандарта евро-5. А также увеличить объем переработки до 12 миллионов тонн в год, снизив при этом выбросы загрязняющих веществ.

Сейчас на предприятии реализуется программа развития до 2020 года. В активной стадии — самый амбициозный, дорогостоящий и крупномасштабный в истории МНПЗ инвестиционный проект стоимостью свыше миллиарда долларов. Аналогов на постсоветском пространстве ему нет. Да и в мире их можно пересчитать по пальцам.

К заводскому причалу на р. Припять, который находится в районе береговой насосной станции цеха №9, из Италии водным путём прибыли реакторы депарафинизации для установки гидроочистки дизельного топлива топливно-каталитического производства. Срок их изготовления, с учётом доставки, составил 15 месяцев. Вес (брутто) каждого – 170 тонн. Длина – 20 метров.

Речь идет о строительстве комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. За сложным названием, которое ничего не скажет обывателю, — перспективы, от которых захватывает дух у специалистов. Ключевой показатель глубины переработки с нынешних 74 увеличится до 90%. Что означает почти безотходное производство. Для сравнения: когда-то начальная технологическая схема предполагала глубину переработки нефти до 50%. В те времена энергетический комплекс испытывал большую потребность в топочном мазуте. А его низкая себестоимость обеспечивала заводу устойчивое экономическое состояние.

Мазут хотя и используется в качестве котельного топлива по-прежнему, все же является отходами. А максимальное сокращение их — задача любого рационального производства. С вводом комплекса выпуск дизтоплива увеличится более чем на 800 тысяч тонн. А вот мазута станет меньше. Да и тот, который останется, будет чище. Содержание серы в нем не превысит 1%, что соответствует новейшим европейским стандартам.

20 июля силами экипажей заводских кранов DEMAG AC 500-1 и TEREX SL 3800 на секции 200 установки гидроочтстки дизельного топлива (УГДТ) топливно-каталитического производства на фундамент был установлен реактор депарафинизации.

Внешний вид комплекса уже напоминает антураж фантастического блокбастера о будущем. Посмотреть есть на что — шесть тысяч тонн металлоконструкций и оборудование, поставленное из 38 стран. К примеру, сердце комплекса — четыре реактора — доставлено из Японии. Завершение работ планируется в 2019 году. Прогнозируемый срок окупаемости — от 5 до 9 лет. Многое будет зависеть от конъюнктуры рынка и мировых цен на нефть.

Но при любом раскладе стратегическая цель по углублению переработки будет достигнута. Об интересе к предприятию со стороны потенциальных инвесторов свидетельствует недавняя научно-техническая конференция. Участие в ней приняли почти 200 экспертов из 14 стран. Главной темой стали ключевые проекты и стратегические планы Мозырского НПЗ. На его опыте специалисты изучают инновации и анализируют перспективы развития всей нефтехимии.

Принимавший гостей генеральный директор Виталий Павлов в интервью журналистам был лаконичен:

— Проведена глобальная работа. Это уже позволяет выпускать высококачественную продукцию, конкурентоспособную на всех рынках.

За сдержанной оценкой собственных усилий — профессиональное понимание того, что покорение главных вершин еще впереди. Между тем участники конференции не скупились на заслуженные комплименты хозяевам. По их отзывам, Мозырский НПЗ сегодня — наиболее динамично развивающееся нефтеперерабатывающее предприятие в Восточной Европе.

— Для меня это лучший завод в России и СНГ, — заявил президент консалтинговой компании в сфере нефтепереработки Euro Petroleum Consultants Колин Чапман. — Здесь каждый год вводятся новые проекты, реализация которых интересна всем странам, присутствующим на нефтяном рынке.

Такое мнение разделил и технолог Французского института нефти Тибо Сож, назвавший технологии на предприятии самыми передовыми в мире.

И действительно, роль Мозырского НПЗ в экономической сфере сложно переоценить. От положения дел на предприятии зависит не только благосостояние коллектива, а это более 4 000 человек. Будучи фактически градообразующим предприятием, завод вносит свой огромный вклад в развитие самого Мозыря. И, понятно, серьезно участвует в формировании бюджета страны.

Словом, состояние нефтехимической отрасли значительно определяет и самочувствие всей национальной экономики. Отставание ее флагманов от научно-технического прогресса обошлось бы слишком дорого. В ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» это отлично понимают. И впечатляющая нынешняя модернизация — залог уверенного будущего.

Http://progomel. by/economy/industry/2017/07/7152.html

Добавить комментарий