Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в районах

Установки от экстрасенса 700х170

Размещение нефтеперерабатывающих заводов в районах потребления нефтепродуктов при доставке нефти на эти заводы по магистральным нефтепроводам экономически целесообразно и приносит народному хозяйству значительно большую выгоду, чем строительство заводов в районе нефтепромыслов. Эта выгода прежде всего выражается в экономии затрат на транспортирование нефтегрузов и в более надежном обеспечении снабжения народного хозяйства нефтепродуктами.  [1]

При размещении нефтеперерабатывающих заводов в районе потребления нефтепродуктов грузопотоки нефти на заводы могут быть доставлены в полном объеме по нефтепроводу, без использования других видов транспорта.  [2]

В случае размещения нефтеперерабатывающих заводов в районах добычи нефти, готовые нефтепродукты доставляют как трубопроводным, так и железнодорожным и другими видами транспорта. По трубопроводам последовательно перекачивают автомобильный бензин и дизельное топливо, керосин, а другими видами транспорта перевозят мазут, нефтяные масла и прочие нефтепродукты.  [3]

В последние годы меняется размещение нефтеперерабатывающих заводов.  [4]

В результате изменений в размещении нефтеперерабатывающих заводов, строительства и использования трубопроводного транспорта ( Баку – Батуми, Туапсе – Краснодар, Гурьев – Орск) улучшились технико-экономические показатели отрасли.  [5]

В связи с экономической целесообразностью преимущественного размещения нефтеперерабатывающих заводов в странах-потребителях нефти ( на долю развитых капиталистических стран в 60 – 70 – е гг. приходилось примерно 2 / з в количестве и мощности этих заводов) международная торговля нефтепродуктами в рассматриваемый период носила ограниченный характер.  [6]

В связи с этим от надежности поставки сырья зависит размещение нефтеперерабатывающих заводов. В период, когда основными видами транспорта были железнодорожный и речной, заводы располагались преимущественно на берегах рек и морей, в настоящее время ведущим стал трубопроводный транспорт.  [7]

Вследствие сосредоточения крупных ресурсов нефти в небольшом числе нефтедобывающих районов и размещения нефтеперерабатывающих заводов во многих пунктах, на большинстве направлений и участков в перспективе сохранится тенденция в укрупнении грузопотоков нефти.  [8]

В непосредственной взаимосвязи с проблемой развития и совершенствования системы нефтеснабжения находится проблема улучшения размещения нефтеперерабатывающих заводов и целесообразная специализация их. Такая комплексная проблема может быть решена только при применении современных экономико-математических методов и вычислительной техники.  [9]

Грузопотоки нефтепродуктов – автомобильного бензина и дизельного топлива – складываются в двух различных пунктах размещения нефтеперерабатывающих заводов.  [10]

Такого типа задача не является только трансцортной; ее решают как откры-тую модель совместно с задачей размещения нефтеперерабатывающих заводов и пунктов потребления нефтепродуктов и определением их количественных показателей.  [11]

Иногда возникают противоречия между нефтеперерабатывающей промышленностью и организациями, снабжающими народное хозяйство нефтепродуктами, по вопросам размещения нефтеперерабатывающих заводов, распределения заказов на производство нефтепродуктов на действующих НПЗ и осуществления перевозок нефтепродуктов. Снять эти противоречия может научное прогнозирование и комплексное территориальное планирование развития и размещения всех объектов нефтеперерабатывающей промышленности, нефтеснабжения и транспорта. Это можно сделать лишь при определении так называемых зон снабжения, границы которых должны проводиться с учетом производства, потребления и перевозок основных видов нефтепродуктов.  [12]

Нефтепереработка – отрасль, связанная со специфическими условиями транспорта нефтегрузов, которые в значительной степени предопределяют как тенденции в размещении нефтеперерабатывающих заводов, так и их размеры. К этим специфическим условиям относится возможность передачи нефти и части нефтепродуктов по трубопроводам.  [13]

Затраты по транспорту сырой нефти по нефтепроводам ниже затрат по доставке готовых нефтепродуктов смешанными перевозками – по трубопроводам, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, что и обусловливает размещение нефтеперерабатывающих заводов в районах потребления нефтепродуктов. Указанная тенденция в значительной мере связана с отсутствием возможности использования трубопроводного транспорта для перекачки мазута и нефтяных масел.  [14]

Благоприятным для размещения нефтеперерабатывающего завода считается район, в котором выше плотность потребления нефтепродуктов, а структура их потребления больше соответствует принятому направлению переработки нефти.  [15]

Http://www. ngpedia. ru/id366045p1.html

Нефть – это важное исходное сырье для химии и нефтехимии. Она перерабатывается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтехимических комбинатах (НХК), где выпускается большое количество различных видов нефтепродуктов в виде светлого моторного топлива – бензина и керосина – и углеводородного сырья для промышленности органического синтеза и полимерной химии. В первичную переработку поступает ежегодно более 50% добываемой нефти. Основными видами производимой продукции является бензин, дизельное топливо и топочный мазут.

Размещение основных запасов нефти РФ не совпадает с размещением населения, производством и потреблением топлива и энергии. Около 9/10 запасов минерального топлива (в том числе нефти) и свыше 4/5 гидроэнергии находится в восточных районах, тогда как примерно 4/5 общего количества топлива и энергии потребляется в европейской части страны.

Тенденции нефтеперерабатывающей промышленности характеризуются общим увеличением количества предприятий за 10 лет примерно в 14,3 раза, ростом индекса физического объема продукции. Однако, несмотря на рост рентабельности, происходит повышение затрат на единицу производимой продукции.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. В настоящее время переработка приблизилась к районам потребления.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим. Экономически более выгодно приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления:

Сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;

Транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;

Размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % нефтяная промышленность географическая

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

Особая роль в развитии и размещении нефтяной промышленности принадлежит трубопроводному транспорту. Он признан наиболее дешевым и эффективным средством доставки нефти. Главным направлением магистральных нефтепроводов является Западная Сибирь – Центральная Россия, а также транспортировка нефти в Европу через страны СНГ (Украину и Беларусь). Работу трубопроводного транспорта осуществляет компания «Транснефть», контролирующая перекачку нефти не только в Россию, но и за ее пределы. Эта компания является фактически государственной монополией и крупнейшей в мире компанией по транспортировке нефти. Она представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяженность системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей емкостью 12,8 млн м3. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть.

Важной задачей для «Транснефти» как для государственной компании является создание новых маршрутов поставок нефти на территории России и на экспорт, имеющих очень большое значение для экономики страны. Согласно концепции «Транснефти» по перспективному развитию магистральных нефтепроводов России основными задачами является создание новых и развитие существующих направлений с целью привлечения инвестиций в развитие ТЭК России, увеличение объемов добычи нефти, удовлетворение потребностей российских и зарубежных производителей нефти в экономически эффективных маршрутах. Данной концепцией предусматривается комплексное развитие следующих основных экспортных направлений: северобалтийского, каспийско-черноморско-средиземноморского, центрально-европейского и восточно-сибирского – путем реализации ряда инвестиционных проектов.

Http://studbooks. net/1819479/geografiya/osobennosti_razmescheniya_neftepererabatyvayuschey_promyshlennosti

Перекачка сырой нефти по нефтепроводам к районам потребления обходится дешевле, чем перевозка нефтепродуктов. Поэтому многие нефтеперерабатывающие предприятия размещаются в районах потребления, а также на трассах нефтепроводов в крупных городах и на речных магистралях, по которым перевозится нефть. Основные центры переработки нефти – Москва, Рязань, Нижний Новгород, Ярославль, Кириши, Саратов, Сызрань, Самара, Волгоград, Уфа, Пермь, Орск, Омск, Ангарск, Ачинск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Грозный. В стране созданы крупные нефтехимические комплексы – Тобольский, Томский, Нижнекамский. В перспективе будет осваиваться крупнотоннажное производство ароматических углеводородов, жидких парафинов, этилена, нефтяного электродного кокса. Главным образом нефть будет использоваться для производства моторных топлив и в качестве химического сырья.

Размещение производительных сил;. б) часть экономической географии;. в)

Региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.); .

Регион как исходное понятие теории регионального воспроизводства. Цели

Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа. 12.2

Региональный и отраслевой аспекты приложения иностранных инвестиций

В российской экономике. По состоянию на 1 января 1999 г. накопленный.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв

. безработица включает технологическую, структурную, региональную и.

Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным

Региональная доминанта поскольку формирование рыночного механизма.

Функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на.

С одной стороны, региональная экономическая интеграция в сочетании со.

Азбука экономики Словарь экономических терминов Экономика и бизнес.

Http://www. bibliotekar. ru/regionalnaya-economika/50.htm

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

· транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

· для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;

· хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в %

Http://vuzlit. ru/114095/osobennosti_razmescheniya_neftepererabatyvayuschey_promyshlennosti_glavnye_rayony_razmescheniya

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

Транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

Для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;

Потребитель получает возможность одновременно использовать ю нефть, поступающую из разных районов.

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, такие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны.

В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

Трубопроводы – наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.

Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые – интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть – единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск – Курган – Самара; Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск; Сургут – Полоцк; Холмогоры – Клин; Самара – Тихорецкая; система нефтепроводов “Дружба” и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

На восток – Туймазы – Омск – Ангарск; Туймазы – Омск; Уфа – Новосибирск (нефтепродукты); Уфа – Курган – Петропавловск (нефтепродукты);

На запад – нефтепровод “Дружба” от Альметьевска через Самару – Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча – Полоцк – Вентспилс; Самара – Пенза – Брянск (нефтепродукты); Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (Северо – Запад);

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь “повернут” целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:

На запад – Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк; Самара – Лисичанск – Грозный – Баку;

На юг – Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;

На восток – Александровское – Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград – Новороссийск; Грозный – Армавир – Туапсе; Грозный – Армавир – Донбасс (нефтепродукты); Ухта – Ярославль; Оха – Комсомольск-на-Амуре.

Http://studfiles. net/preview/1625746/page:5/

География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.

К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция – 3,2%, Северный Кавказ – 1,6%, Сахалин – 0,5%.

Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Волго-Уральской провинции и 80% – на Северном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопродуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем – сохранение высокой производительности старых районов.

Наблюдается "старение" Волго-Уральского района. Его технико-экономические стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась.

При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно – Сибирская низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно – Сибирской нефти возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).

Оценивая в целом сырьевую базу нефтяной промышленности России, можно сделать вывод, что в количественном отношении она достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти. Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи. Разработка таких запасов потребует применения более сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применение новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов.

Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные районы размещения.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива.

Нефтяная промышленность России играет значительную роль в социально-экономическом развитии страны, является важным элементом мирового рынка нефти. Пик добычи нефти в Советском Союзе был достигнут в 1986 – 1988 гг. Тогда в стране добывалось более 625 млн тонн нефти и газового конденсата, что превышало 21% от общемирового показателя, в том числе в Российской Федерации – почти 570 млн тонн, или свыше 19% мировой добычи

Благодаря росту международных цен в 1999 – 2008 гг., завершению формирования к концу 1990-х гг. новых организационно-экономических условий работы отрасли, массовому внедрению технологий интенсификации добычи при увеличении инвестиций в России происходило быстрое наращивание добычи нефти. Добыча нефти в стране возросла в 2007 г. более чем на 60% к уровню 1999 г., достигнув 491 млн тонн.

При исключительно высоких мировых ценах на нефть в 2006 – 2009 гг. произошло сначала снижение темпов роста, а затем с 2008 г. – абсолютное сокращение добычи нефти. В 2008 г. добыча нефти и конденсата в России составила около 488,5 млн тонн – первое место в мире, более чем на 10% больше, чем в Саудовской Аравии, – одновременно впервые за последние 10 лет в стране произошло снижение производства, темп падения по итогам года составил около 0,51%, сокращение добычи в первом квартале 2009 г. – еще около 1%.

В 2008 г. первичная переработка нефти в России составила 236,3 млн тонн (48,4% от добычи), что на 3,4% больше уровня 2007 г. Переработку жидких углеводородов в России осуществляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини–НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.

После кризиса 1990-х гг., а также в результате модернизации производств и увеличения доли вторичных процессов в отрасли произошло сокращение мощностей по первичной переработке нефти: в 2008 г. оно составило более 6,2 млн тонн.

В 2008 г. загрузка производственных мощностей по первичной переработке жидких УВ в среднем по стране составила 86,8%, в том числе на заводах ВИНК – 89,6, на заводах независимых переработчиков – 78,7%, на мини-НПЗ – 72,1. Глубина переработки по отрасли в 2008 г. составила 71,5%, снизившись по сравнению с 2007 г. на 0,4 п. п.; в целом за последние десять лет глубина переработки увеличилась более чем на 5 п. п.

В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего – мазута и дизельного топлива. В 2008 г. доля дизельного топлива составила около 37,8% (69 млн тонн), мазута топочного – 35% (63,9 млн тонн), автомобильного бензина – 19,6% (35,7 млн тонн), прочих нефтепродуктов (бензин авиационный, авиакеросин, масла смазочные и др.) – 13,8% (7,5 млн тонн).

Http://megalektsii. ru/s72147t3.html

Нефтеперерабатывающая промышленность неразрывно связана с нефтехимической промышленностью. По объёму переработки нефти, а также по производству синтетического каучука СССР занимает 2-е место в мире после США. Совершенствование нефтепереработки и опережающее развитие мощностей вторичных процессов осуществляются на базе новых и модернизированных технологических процессов. Научно-технические задачи нефтепереработки и нефтехимии решают в СССР 48 научно-исследовательских институтов и их филиалов, 25 проектно-конструкторских организаций и их филиалов, 18 опытных заводов.

Нефтеперерабатывающая промышленность других социалистических стран — членов СЭВ быстро развивалась, чему способствала всё возрастающая техническая помощь со стороны СССР. При содействии СССР в странах — членах СЭВ сооружено более 34 нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий: Бургасский нефтеперерабатывающий завод в Болгарии, Дунайский завод в Венгрии, завод в Плоцке (Польша) и др.

За 1990-е годы российская нефтепереработка сильно сдала свои позиции. Достигнув исторического максимума в 325,3 млн т в 1980 г., объемы нефтепереработки стали снижаться с начала прошлого десятилетия (см. рисунок), хотя и не так резко, как объемы нефтедобычи. На фоне экономического спада, переживавшегося страной, падение происходило в основном из-за сокращения почти вдвое внутреннего спроса на нефтепродукты (рис 1).

В 1995—1997 гг. темпы снижения немного замедлились частично из-за стабилизации внутреннего потребления нефтепродуктов, а частично благодаря государственной политике поощрения экспорта нефтепродуктов. В 1998 г. в результате экономического кризиса объем переработки снова резко упал до исторического минимума в 164 млн т.

В 1999 г. правительство ввело правила, по которым нефтедобывающим компаниям предоставлялся доступ к экспортным трубопроводам «Транснефти» только после выполнения введенных для них квот по поставке нефти на отечественные НПЗ. В результате объемы переработки снова стали

Расти. Параллельно начала увеличиваться и загрузка НПЗ — с 63% в 1999г. до 78% в 2005 г.

В 2006—2007 гг. не только возрастали объемы производства — повысилась и глубина переработки нефти на большинстве крупнейших российских НПЗ (с 69,6% в 2002 г. в среднем по стране до 71,9% в 2006 г.) 3. Дело в том, что нефтепереработка стала более выгодна для нефтяных компаний, чем экспорт сырой нефти. Так, аналитики отмечают, что нефтепродукты и раньше приносили ЛУКОЙЛу больше доходов, чем сырая нефть: в 2005 г. нефтяная выручка достигала 30% в общих оборотах ЛУКОЙЛа (остальное — нефтепродукты и нефтехимия), в 2006 г. ее доля снизилась до 26%, а к октябрю 2007 г. — до 24,8% общих продаж. В физическом выражении продажа нефти компанией даже уменьшилась на 1,3%, а поставки нефтепродуктов, особенно на экспорт, заметно возросли (оптовые поставки увеличились на 11,5%, а розничные — на 8,2%) . [13]

Характеристика современного размещения нефтеперерабатывающей отрасли на территории Российской Федерации.

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива (см. рис. 2). В настоящее время переработка приблизилась к районам потребления. Она ведется вдоль трасс нефтепроводов, а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). НПЗ ориентированы на потребителя. НПЗ есть во всех экономических районах РФ, кроме Ц-ЧЭР. ЦЭР – Москва, Рязань, Ярославль; СЭР – Ухта ( республика Коми); С-ЗЭР – Кириши (Ленинградская обл.); ПЭР – Самара (м. д.), Новокуйбышевск (м. д.), Сызрань, Саратов, Волгоград, Нижнекамск ( Татария); В-ВЭР – Кстово (Нижегородская обл.), Нижний Новгород; С-КЭР – Грозный (м. д.), Туапсе, Краснодар; УЭР – Уфа (м. д.), Ишимбай (м. д.), Салават (м. д.), Пермь (м. д.), Краснокамск (м. д.), Орск ; З-СЭР – Омск; В-СЭР – Ачинск (н. ц.), Ангарск; ДВЭР – Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. (приложение1)

При выборе площадок для размещения НПЗ руководствовались прежде всего принципом близости к районам потребления нефтепродуктов. НПЗ в Рязанской, Ярославской и Горьковской (ныне Нижегородской) обл. были ориентированы на Центральный экономический район; в Ленинградской обл. — на Ленинградский промузел; в Краснодарском крае — на густозаселенный Северо-Кавказский район, в Омской обл. и Ангарске — на потребности Сибири. Однако шло и наращивание производства нефтепродуктов в местах добычи нефти. До конца 60-х годов главным нефтедобывающим районом страны было Урало-Поволжье, и новые НПЗ были построены в Башкирии, Куйбышевской (ныне — Самарской) и Пермской обл. Эти НПЗ покрывали дефицит нефтепродуктов в Сибири и других районах России, а также в союзных республиках бывшего СССР.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

В настоящее время основу нефтеперерабатывающей отрасли в России составляет 26 НПЗ (табл. 1) суммарной мощностью по первичной переработке — 263,5 млн т (из них 196,2 млн т мощностей принадлежит нефтяным компаниям). Кроме того ОАО «Газпром» располагает 6,8 млн т нефтеперерабатывающих мощностей. На долю мини-НПЗ (малотоннажных установок) приходится еще 5,0 млн т.

Таким образом, суммарные мощности по переработке нефтяного сырья в России составляют 275,3 млн т.

Наиболее крупные мощности размещены в Приволжском (43%), Центральном и Сибирском федеральных округах. На три этих округа приходится более 70% общероссийских нефтеперерабатывающих мощностей. Среди субъектов Российской Федерации по мощностям первичной переработки нефти лидирует Башкирия. (табл.3 )

Http://mirznanii. com/a/307826-3/analiz-neftepererabatyvayushchey-promyshlennosti-rossii-3

Нефтянаяпромышленность занимается добычей нефти и ее транспортировкой, а также добычей попутного газа. Кроме попутного газа нефтяные месторождения часто содержат серу (которая ухудшает качество нефти, осложняет переработку и соответственно снижает цену) и парафин (затрудняет транспортировку нефти по трубопроводам).

Россия располагает довольно крупными разведанными запасами нефти (около 8% от общемировых – шестое место в мире). Самым крупным по запасам бассейном является Западно-Сибирский. Крупные запасы нефти обнаружены также на шельфе Баренцева и Охотского морей и в Восточной Сибири. Но эти перспективные районы находятся в районах с суровыми природными условиями и сложными условиями добычи нефти. они требуют значительных инвестиций на освоение месторождений. Недостаточным инвестированием для освоения новых месторождений при исчерпании старых объясняется довольно сильное снижение объемов производства в отрасли за последние годы. В 1990-2000 гг. добыча нефти сократилась в России на 59%. На многих крупных месторождениях (Самотлорское) запасы нефти еще достаточно велики ( в России извлекается как правило не более 40% находящейся в месторождении нефти), но их доработка требует дорогостоящих технологий, что приведет к росту себестоимости и экономической невыгодности добычи.

По добыче нефти Россия занимает первое место в мире после Саудовской Аравии. Около 2/5 добываемой нефти идет на экспорт.

Около 2/3 добычи нефти приходится на Западно-Сибирский бассейн. В основном это Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий авт. округ и Томская обл.

Интенсивная добыча нефти в западной Сибири началась в 1970-е гг., но сейчас лучшие самые крупные месторождения и удобно расположенные в значительной степени уже исчерпаны.

Второе место занимает Волго-Уральский бассейн, который лидировал по объемам добычи в 1950-е 60-е гг. Сейчас на него приходится около ¼ добываемой в России нефти. Больше всего топлива в этом регионе добывается в республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской обл. Самым крупным является Ромашкинское месторождение около города Альметьевск.

Межрайонное значение имеет добыча нефти в Тимано-Печерском бассейне (республика Коми и Ненецкий АО), на который приходится около 4% общероссийского объема. Главными месторождениями являются Усинское, Ухтинское.

Добыча нефти местного значения осуществляется на Северном Кавказе (это самый старый район разработок – еще с конца 19 века), а также в Сахалинской области и Калининградской области, в которых добыча ведется не только на суше, но и на морском шельфе.

В России магистральные нефтепроводы обеспечивают транспортировку свыше 95% всей добываемой нефти, средняя дальность перекачки нефти – 2300 км. Основа современной сети нефтепроводов сложилась в России в 1960-е гг, когда главным бассейном добычи был Волго-Уральский. Отсюда нефтепроводы протянулись к нефтеэкспортным портам (на юг – к Новороссийску и на запад – к Вентспилсу), в бывшие социалистические страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»), а также к крупным внутрироссийским потребителям (на северо-запад – к Нижнему Новгороду, Москве, Ярославлю, Санкт-Петербургу и на восток – вплоть до города Ангарска в Иркутской области). Позднее к этой системе были подключены нефтепроводы из Ханты-Мансийского АО, а также из республики Коми. Небольшой изолированный нефтепровод действует на Дальнем Востоке. он соединяет месторождения на севере Сахалинской области с г. Комсомольск-на-Амуре.

Нефтеперерабатывающая промышленность имеет значительно большие масштабы, чем газоперерабатывающая, так как особенностью нефти в отличие от других видов топлива является необходимость ее первичной переработки до использования в качестве топлива. При этом нефть разделяется на фракции (бензин, керосин, мазут и др). Переработка осуществляется на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), совокупность которых и составляет нефтеперерабатывающую промышленность. Ежегодные объемы нефтепереработки в России в конце 1990-х гг составляют около 200 млн тонн ( в 1990-е – около 300). По масштабам переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Японии.

Первоначально НПЗ сооружались в районах добычи нефти. Так самым старым нефтеперерабатывающим центром на территории России является город Грозный, а на территории бывшего СССР – Баку столица Азербайджана. В этих городах промышленная добыча и переработка нефти началась еще в конце 19 в. К 1960-м гг крупные нефтеперерабатывающие предприятия появились в Волго-Уральском бассейне, лидировавшем в то время по добыче нефти. В Поволжье НПЗ были построены в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Саратове, Волгограде. В Уральском районе – в Уфе, Салавате, Перми, Орске. Поволжский и Уральский экономические районы лидируют по масштабам переработки нефти в настоящее время. Около месторождений разместились также НПЗ в Краснодарском крае (Краснодар и Туапсе), республиках Коми (Ухта) и Татарстан (Нижнекамск).

По мере развития системы трубопроводов НПН приближались к потребителю, так как удобнее, экономически выгоднее транспортировать и хранить сырую нефть, а не многочисленные6 продукты ее переработки. В европейской части России НПЗ, расположенные на нефтепроводах в районах потребления, были построены в Кстово (Нижегородская обл.), Рязани, Москве, Ярославле, Киришах (Ленинградская обл.). В азиатской части страны крупнейшим нефтеперерабатывающим центром является г. Омск. Действуют НПЗ также в Ачинске, Ангарске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.

Http://studopedia. org/11-64931.html

Человечество использует все новые виды энергии: атомную и геотермальную, ветровую и солнечную. Но главным источником энергии было и остается топливо. Его добычей и переработкой занимается топливная промышленность. Наибольшее значение в ней принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.

Нефтяная промышленность. Нефтяная промышленность — одна из ведущих отраслей ТЭК и всего хозяйства. В сыром виде нефть практически не используется. При переработке нефти получают не только высококачественное топливо (бензин, керосин, соляр, мазут), но и разнообразные соединения, служащие сырьем для получения современной химической продукции (пластмасс, полимеров, химических волокон и т. д.).

По запасам нефти (17 млрд т, 8% мировых запасов) Россия занимает четвертое место в мире, а по ее добыче — первое (более 490 млн т в 2007 г.). Более половины добываемой нефти экспортируется. Однако в нефтяной промышленности страны существуют серьезные проблемы.

Во-первых, из-за отсутствия средств недостаточны объемы геологоразведочных работ. Прирост разведанных запасов нефти не компенсирует ее добычу. А на разрабатываемых месторождениях уже извлечено более половины нефтяных запасов. Во-вторых, почти 50% уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируются (отсутствие оборудования, средств на ремонт и пр.). В-третьих, из-за отсутствия современного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.

Вторая по величине добычи нефтяная база России — Волго – Уральская (20% добычи). Добыча нефти здесь ведется уже многие десятилетия и постоянно сокращается. Из крупнейших месторождений (Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское) уже извлечено от 70 до 90% запасов. Ведется разработка новых месторождений на шельфе Каспийского моря. Но развитие здесь нефтяной промышленности требует тщательного контроля. В северной части Каспия обитает уникальное поголовье осетровых рыб, не имеющее аналогов в мире, а Волго-Ахтубинская пойма — Заповедная территория. Не решен пока и вопрос о разделе Каспийского моря между прибрежными странами.

Большие запасы нефти обнаружены на шельфе морей, омывающих Россию (рис. 37). Помимо Каспия это юго – и северо-восточные районы Баренцева моря, прибрежные зоны Ямала и Сахалина, Охотское море. Сейчас со дна этих морей извлечено всего около 1% имеющихся запасов. В отдаленной перспективе эти районы будут давать не менее 50% всей нефти страны.

Добытая нефть по нефтепроводам передается для переработки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и за рубеж. Протяженность нефтепроводов — 48 тыс. км (рис. 38). Своеобразный центр нефтепроводной системы страны — город Альметьевск (Татарстан). От него нефтепроводы расходятся на восток (Альметьевск—Омск—Ангарск), северо-запад (Альметьевск—Санкт – Петербург—Кириши), запад (Альметьевск—Брест—нефтепровод «Дружба»), юго-запад (Альметьевск—Новороссийск). Для транспортировки продуктов нефтепереработки строят нефтепро – дуктопроводы (общая протяженность 16 тыс. км).

Серьезная проблема нефтепереработки — износ оборудования, он достигает 80%. Крупные заводы сложнее снабжать сырьем, водой, энергией. Они сильнее воздействуют на окружающую среду. Кроме того, основная часть отечественных НПЗ расположена либо непосредственно в крупных городах (например, в Москве, Уфе), либо в их пригородах (Ярославль, Рязань). Это помимо негативных экологических последствий создает прямую угрозу для жизни населения.

Газовая промышленность. Газ — самый дешевый вид топлива. Его добыча обходится в 2 раза дешевле нефти. Газ используют и как ценное химическое сырье.

По запасам газа (148 трлн м 3 ) Россия занимает первое место в мире (27% мировых запасов), по добыче газа (651 млрд м 3 в 2007 г.) — также первое место. Около 1/3 добываемого газа экспортируется на Украину, в Белоруссию, страны Балтии, Западной Европы и Турцию.

В России разведано более 700 месторождений газа. Но активно разрабатывается только 50% его разведанных запасов. Подавляющая часть добычи газа (более 90%) приходится на месторождения Западной Сибири (Уренгойское, Ямбургское). В ближайшей перспективе ее доля останется столь же высокой. Основные месторождения газа здесь выработаны на 55-75%, но, по оценкам, из недр извлечено всего около 6% ресурсов газа.

В Тимано-Печорском бассейне сейчас добывается менее 1% газа. Однако его роль может существенно возрасти за счет разработки газовых месторождений на шельфе (Штокма – новское и др.). Их ресурсы оцениваются почти в 2 трлн м 3 .

В перспективе возможно формирование еще одной крупной газодобывающей базы, включающей месторождения севера Иркутской области, Якутии, Сахалина. Запасы газа здесь составляют около 60 трлн м 3 . Ее развитие позволит ликвидировать дефицит топлива в этом регионе. Значительную часть газа можно будет экспортировать.

Для транспортировки газа к потребителям в России создана единая газопроводная система общей протяженностью около 150 тыс. км. Крупнейшие газопроводы страны построены от Уренгоя и Оренбурга (рис. 39). Введен в строй газопровод «Голубой поток» (через Черное море в Турцию). Разрабатывается проект постройки двух новых газопроводов в Европу: «Северный поток» и «Южный поток». В перспективе газ планируется поставлять и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по газопроводу « Восток ».

Угольная промышленность. Запасы угля гораздо больше запасов нефти и природного газа. Но его добыча обходится намного дороже. Поэтому после открытия и разработки крупных запасов нефти и газа доля угля в топливном балансе страны сократилась с почти 60% (1950-е гг.) до 11%, хотя в восточных районах страны его потребление остается очень высоким. Большая часть добываемого угля (з/4) используется как топливо в промышленности и на тепловых электростанциях. Остальной уголь (коксующийся) служит сырьем для черной металлургии и химической промышленности.

В России известно более 200 угольных бассейнов и месторождений. Их общие запасы — 6,4 трлн т (19% мировых запасов). Но не все из них разрабатываются. Главный критерий вовлечения месторождения в эксплуатацию — Себестоимость 1 добычи угля. Она зависит от способа его добычи, качества (калорийности, наличия примесей и т. д.), горно-геологических условий залегания (глубины, толщины пластов и т. п.). Влияют на себестоимость также качество оборудования, наличие современных технологий добычи.

Самый производительный и дешевый способ добычи угля — открытый (в карьерах). Его доля постоянно растет и сейчас составляет почти 2/3. Но он сильно нарушает природные комплексы. Запасы угля, которые могут добываться открытым способом, в основном сосредоточены на востоке страны.

1 Себестоимость— величина затрат на получение единицы продукции (в данном случае 1 т угля), выраженная в денежной форме.

Важнейшие угольные базы России — Кузнецкий, Канско – Ачинский и Печорский бассейны. Они существенно различаются по своим характеристикам (рис. 40, табл. 20).

По рисунку 40 оцените географические различия в размещении запасов угля.

Кузнецкий угольный бассейн — главный угольный бассейн России. Он обладает большими и хорошо изученными запасами высококачественного угля, в том числе и коксующегося. Однако бассейн имеет невыгодное географическое положение. Он очень удален от основных районов — потребителей угля (Центр и Урал). Уголь отсюда сложно транспортировать из-за слабого развития железнодорожных сетей на востоке страны. Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля. Это сужает перспективы дальнейшего развития всего бассейна.

Канско-Ачинский бассейн — второй по значимости. Цена угля — самая низкая в России. Но уголь низкого качества (бурый). Перевозить его на большие расстояния нецелесообразно. Он используется главным образом в Сибири как топливо для тепловых электростанций.

Печорский угольный бассейн обладает значительными запасами качественного угля, 1/3 которого — коксующийся. Однако его добыча ведется в сложных климатических условиях. Бассейн достаточно удален от основных потребителей угля. Поэтому потребление его угля ограничено Европейским Севером. Крупным его потребителем может стать Урал, но этому препятствует отсутствие железной дороги между этими районами.

2. Более 50% добываемой в России нефти экспортируется. Однако экспортировать сырую нефть невыгодно. Ее стоимость намного меньше, чем стоимость продуктов нефтепереработки. В России есть мощная нефтеперерабатывающая промышленность. Однако российские НПЗ довольно старые, на них недостает современного оборудования, а глубина переработки нефти чуть более 70% (в развитых странах — 85—90%). Выход наиболее ценных светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и др.) из 1 т составляет в России около 60% (за рубежом — 92%), а их качество не соответствует мировым стандартам. Поэтому в нефтеперерабатывающей промышленности России наблюдается перерасход сырой нефти, а продукция нефтепереработки неконкурентоспособна на мировом рынке.

3. Срок службы нефтепровода — 33 года. Сейчас возраст 40% нефтепроводов превысил этот срок. Приближается к этому возрасту еще 30% нефтепроводов. Для исправной работы нефтепровода нужно ежегодно менять не менее 5% его длины. Реально заменяется не более 2%. Это приводит к частым авариям и загрязнению нефтью и нефтепродуктами огромных территорий.

4. Большинство угольных шахт и карьеров России нуждаются в техническом перевооружении. Техническое оборудование на них сильно изношено и не отвечает современному мировому уровню. Часто разрабатываются запасы, которые в мировой практике относятся к непригодным (Подмосковный бассейн, месторождения Сахалина).

5. Как и в большинстве стран мира, в России очень остры социальные проблемы угледобывающих регионов. Уровень жизни населения в них крайне низок, а экологическая ситуация очень неблагоприятна. Трудно решается проблема трудоустройства шахтеров.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, В. Я. Ром. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 285 с.: ил., карт.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

Http://edufuture. biz/index. php? title=%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Нефтяная промышленность – одна из ведущих отраслей ТЭК и всего хозяйства. Основная нефтяная база России – Западно-Сибирская. Здесь добывается 67 % нефти страны. Крупнейшие месторождения расположены в широтном течении р. Оби. Вторая по величине добычи нефтяная база России – Волго-Уральская (25 % добычи нефти). Крупнейшими месторождениями являются Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское. Большие запасы нефти обнаружены на шельфе морей, омывающих Россию. Наиболее перспективны восточные районы Баренцева моря, прибрежные зоны Ямала и Сахалина, Охотское море. Добытая нефть по нефтепроводам передаётся для переработки на нефтеперерабатывающие заводы и за рубеж. Основная часть нефтеперерабатывающих заводов размещена в европейской части страны. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются с учётом потребительского фактора.

По запасам газа Россия занимает первое место в мире (45 % мировых запасов). Основной объем добычи газа (92 %) приходится на месторождения Западной Сибири. Вторая по значению газодобывающая база – Оренбургско-Астраханская. Её доля в суммарной добыче газа не очень велика (6 % добычи). В Тимано-Печорском газовом месторождении добывается менее 1 % газа. В перспективе возможно формирование ещё одной крупной газодобывающей базы, включающей месторождения севера Иркутской области, Якутии и Сахалина. Для транспортировки газа к потребителям в России создана единая газопроводная система общей протяженностью 150 тыс. км.

Основная часть добываемого в России угля используется как топливо в промышленности и на тепловых электростанциях. Коксующийся уголь служит технологическим сырьём и топливом для чёрной металлургии и химической промышленности. Важнейшие угольные базы России – Кузнецкий, Канско-Ачинский и Печорский бассейны. Кузнецкий бассейн является крупнейшим из разрабатываемых бассейнов России. Канско-Ачинский бассейн – второй по значимости. Стоимость его угля – самая низкая в России, но уголь этого месторождения низкого качества (бурый). Перевозить его на большие расстояния нецелесообразно, и он используется главным образом в Сибири. Печорский угольный бассейн обладает значительными запасами качественных углей, 1/3 из которых – коксующиеся. Однако добыча угля ведётся в сложных климатических условиях, а бассейн достаточно удален от основных потребителей. Поэтому потребление его углей ограничено Европейским Севером.

Электроэнергетика относится к числу важнейших отраслей промышленности, поскольку без электроэнергии функционирование современного общества невозможно. Электроэнергия производится на электростанциях различного типа, каждый из которых имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения. Ведущее направление электроэнергетики – тепловая электроэнергетика. На долю тепловых электростанций в России приходится 66 % от общего производства электроэнергии и мощностей электростанций. Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. При использовании низкокачественного топлива, которое невыгодно перевозить на большие расстояния (торф, сланцы, бурый уголь, каменный уголь), ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско-Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии (Европейский Центр и другие). Крупнейшие ТЭС России – Сургутская, Костромская, Пермская, Рефтинская.

На гидроэлектростанциях производится 20 % электроэнергии России. Гидроэнергетический потенциал России огромен. Подавляющая его часть сосредоточена в Восточной Сибири (41 %) и на Дальнем Востоке (35 %). ГЭС наиболее выгодно строить на реках с большим падением и расходом воды. Главное достоинство ГЭС – использование возобновимого вида энергоресурсов, в связи с чем они дают самую дешёвую электроэнергию. Крупные ГЭС очень дороги и долго строятся. Их работа требует создания крупных водохранилищ, которые затапливают ценные земли, изменяют гидрологический режим и климат прилегающих территорий. Поэтому для снижения ущерба от крупных ГЭС, их целесообразно строить в малообжитых, горных районах. Перспективно также создание небольших ГЭС на малых реках. На крупнейших реках России: Волге, Енисее, Ангаре построены каскады ГЭС. Крупнейшие ГЭС России: Саяно-Шушенская и Красноярская на Енисее.

Атомная энергетика составляет 14 % в производстве электроэнергии в России. АЭС строят в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но электроэнергии требуется много (европейская часть России, Чукотка). В России работает девять крупных АЭС: Курская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, АЭС близ Санкт-Петербурга, в Поволжье (Балаковская), на Урале (Белоярская). В 2001 году вступила в строй первая очередь Ростовской АЭС. Главные проблемы, возникающие в ходе работы АЭС, – обеспечение радиационной безопасности, переработка и хранение радиоактивных отходов.

Http://geography. ru/course/220034/202374/202374.htm

Поделиться ссылкой: