Зачем во Францию приезжают «мусорные туристы»:
В стране довольно давно существует раздельный сбор отходов. Мусорные баки маркируют крышками разных цветов. Белая крышка обозначает стекло. Желтая — отходы, которые идут на переработку. Выбрасывать в этот контейнер мусор надо высыпая его из мешка, чтобы рабочие смогли увидеть содержимое контейнера. В противном случае муниципальные службы не будут его вывозить.
А нарушителя ждет серьезный разговор с соседями, чей мусор также останется в баках. В контейнер с коричневой крышкой выбрасывают все остальные отходы, которые подлежат сжиганию или захоронению на свалках. Продукты фармацевтики — старые таблетки, упаковки от них, термометры и так далее — можно сдать в любую аптеку, чтобы токсичные вещества не попадали ни в переработку, ни на общий полигон.
В некоторых местах контейнеров может быть больше. Отдельно могут стоять баки для пластиковых продуктов, картона и дерева. При этом следует помнить, что не весь пластик в принципе можно переработать.
В Париже распространена система “электронных помощников”, которые висели над мусоркой и после сканирования упаковки подсказывали, в какую именно урну ее следует опустить.
Для нестандартных вещей существуют специальные пункты, куда их нужно вывозить самостоятельно, — около 4,5 тыс. по стране. А вот за выброс таких отходов в неположенных местах грозит штраф.
Но не весь мусор можно переработать и использовать вторично. Так что сейчас во Франции насчитывается около 130 заводов для сжигания неперерабатываемых отходов. При этом золу, которая остается после сжигания, используют при строительстве дорог, а тепло, выделяемое в процессе, — для отапливания близлежащих домов.
Некоторые заводы расположены под землей и используют технологии, благодаря которым не производят ни дыма, ни неприятного запаха.
Большая часть отходов во Франции, как и в других странах мира, приходится на крупные корпорации. Чтобы повысить ответственность бизнеса, власти предусмотрели систему крупных штрафов и поощрений в виде льгот для ответственных предприятий.
За нарушение правил выброса мусора штраф предусмотрен и для физических лиц — €35. За оставленный на дороге мусор придется заплатить около €70, при этом сумма варьируется от города к городу. А тем, кто, например, решит выбросить старый диван где-нибудь в поле, придется заплатить штраф в €150 и рискнуть конфискацией машины. Чтобы правильно утилизировать крупногабаритную мебель или технику, необходимо обратиться в муниципальные службы, которые вывезут ее специальным транспортом.
Кроме того, помимо собственных отходов Франции приходится бороться со швейцарским «мусорным туризмом». Дело в том, что жители приграничных районов Швейцарии часто — из-за двойного налога у себя дома — ездят выбрасывать свой мусор на французскую территорию. Вот такой вот способ сэкономить.
Как зарабатывают на мусоре во Франции
Генеральный инспектор по окружающей среде Французской Республики Кристиан Леви считает, что российскому «мусорному» бизнесу нужно, в первую очередь, эффективное законодательство
В последние годы российские регионы сотрясают «мусорные» скандалы. Не успел затихнуть конфликт вокруг Балашихинской свалки, которую удалось закрыть только после личного указания президента Путина, как появились новые «тревожные точки» местного значения, связанные все с той же темой сбора мусора, «мусорной» экологией и т.д.
Гостем недавнего «Дня инноваций в архитектуре и строительстве-2017» стал генеральный инспектор по окружающей среде и устойчивому развитию Министерства окружающей среды, энергетики и морских дел Французской Республики Кристиан Леви. «Строительство.RU» побеседовало с Кристианом Леви и попыталось выяснить, как решается наболевшая проблема утилизации отходов во Франции? А заодно, насколько интересно французскому деловому сообществу сотрудничество с Россией в сфере инвестиций в устойчивое развитие.
«Нас интересует вода, ЖКХ и энергетика»
— Господин Леви, интересна ли французскому бизнесу Россия в плане инвестиций в устойчивую (энергоэффективную, ресурсосберегающую) экономику?
– В общем-то, достаточно сложно ответить на этот вопрос. Конечно, Россия интересна нам, в первую очередь, с экономической точки зрения, а также с точки зрения сотрудничества во всех областях, в том числе на уровне предприятий: например, нас интересует сотрудничество в сфере ЖКХ, водоснабжения, повышения эффективности энергетики в целом.
— С какими проектами вы готовы войти в Россию, в частности в сфере ЖКХ?
– Процесс инноваций, особенно в сфере ЖКХ, очень сложен, потому что он требует одобрения не только муниципалитетов, органов государственной власти, но и обычных горожан. Есть ряд французских компаний, работающих с российскими партнерами. Мы, например, стараемся наладить работу в России в области строительства и эксплуатация энергосистем, снабжения водными ресурсами (например, французская компания «Veolia Water»), энергетики.
— Какие регионы вам интересны с этой точки зрения?
– В сфере интересов французских компаний такие регионы, как Псков, Москва и Московская область, Томск. Это те города, где уже работают французские компании, где есть локализованное производство. Точнее сказать трудно, потому что мы не знаем, какие регионы могут заинтересовать французский бизнес. Компании, которые уже работают на российском рынке, ведут свою деятельность в рамках государственно-частного партнерства.
— Есть ли какие-то конкретные договоренности по инвестициям в сферу российского ЖКХ?
— В ходе недавней встречи в Министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации была достигнута договоренность об организации встречи между двумя министрами экономики и экономического развития — России и Франции: Брюно ле Мэром и Максимом Орешкиным.
Да, есть несколько проектов, и мы хотели бы выработать совместный план с российской стороной, чтобы можно было вести речь о каких-то инвестициях.
Во Франции существует 300 заводов по переработке мусора
— Скажите, как во Франции и других странах Европы пришли к сегодняшнему пониманию и реальным действиям по переработке твердых и мягких отходов?
– Первый и самый важный этап — это принятие соответствующих законов с одновременным принятием решений на местном муниципальном уровне. Во Франции переработка твердых и мягких отходов — это прерогатива местных властей.
И последнее, но не менее важное, что тоже должно «работать» одновременно, — это воспитание и образование людей, населения. Например, во Франции есть закон, разрешающий складирование мусора только в специально отведенных местах, причем мусор должен быть рассортирован.
Наказание за нарушение достаточно серьезное. Что касается местного бизнеса, то, согласно этому же закону, муниципальные власти обязаны организовать на местах заводы по переработке мусора.
— Планируете ли вы принять участие в российской программе развития системы утилизации мусора?
– Сейчас в России проводится реформа в области утилизации отходов, и в каждом регионе должен быть оператор, ответственный за сбор, переработку и утилизацию отходов жизнедеятельности.
Есть несколько важных аспектов, в которых мы могли бы сотрудничать с российской стороной в этом вопросе: первое – это обмен информацией о законах, нормах и правилах, действующих в этой области во Франции. Министерство строительства и ЖКХ России заинтересовано в том, чтобы изучить вопросы организации этого процесса во Франции.
— Как мы понимаем, имеется в виду не только и не столько обмен технологиями?
— Да, речь пока идет не столько о технологиях — это все-таки прерогатива компаний, которые работают в этой отрасли. Мы говорим в данном случае об административных методах организации, государственном управлении и создании законодательной базы на государственном и местном уровнях.
Во Франции у нас уже более чем двадцатилетний опыт решения задач сбора, переработки и утилизации отходов. Сейчас основная ответственность в этом вопросе лежит на муниципальных органах власти. И отлаженная за эти годы система работает отлично.
Раньше, при старой системе переработки мусора, его сортировали вручную: бумага отдельно, стекло отдельно, пищевые отходы и т.д. После внедрения новой технологии процесс сортировки мусора автоматизирован, существует 300 заводов по сбору и переработке мусора в стране.
Однако сложно финансировать триста заводов по всей стране. И три года назад был принят закон о финансировании этих заводов на региональном уровне и их модернизации, которая заключается в уменьшении количества заводов с 300 до 30—40 в результате внедрения новых технологий и автоматизации. Это конкретный пример взаимодействия законодательной инициативы, административной организации и внедрения инновационных технологий.
Вот в этих аспектах мы и планируем сотрудничать с российской стороной.
«У нас граждане давно уже не митингуют по поводу свалок»
— Есть ли во Франции проблема свалок? Возможно, выступлений граждан против мусорных полигонов?
— Сейчас нет. Двадцать лет назад у нас были такие проблемы.
— Насколько экологичны новые заводы по переработке мусора? Какая технология используется: мусор сжигают, перерабатывают?
— Во Франции, как и во всей Европе, действует Директива по утилизации мусора. Предусмотрены 4 этапа: сбор, сортировка, переработка, утилизация. Какой-то мусор отправляется на переработку, остальное сжигается.
На этапе сбора проводится первичная сортировка, это ответственность граждан. Весь мусор подразделяется на бумагу (картон и пр.), стекло и остальное. Отдельное внимание уделяется остаткам пищевых продуктов: их не сжигают, ведь они содержат до 80% воды, поэтому эти продукты отправляются в переработку — для получения биотоплива, например, или удобрений.
В течение следующих четырех лет такой план переработки отходов будет внедрен в Париже.
— А какой город Франции считается самым экологически чистым? Париж?
— Не думаю, что это Париж. Большой город не может быть экологически чистым. Существует Европейский международный стандарт (ISO 37101), в котором определены 6 критериев, по которым город может считаться экологически чистым:
- привлекательность города,
- ответственное использование природных ресурсов,
- сохранение окружающей среды,
- климатоустойчивость,
- благоприятная среда для всех категорий населения (старых и молодых, бедных и богатых, здоровых и с ограниченными возможностями, и т.д.)
- и наконец, благополучная среда как для жителей, так и гостей города.
И чтобы иметь возможность назвать город экологически чистым, муниципалитет должен работать над всеми шестью аспектами, обеспечивающими благоприятную среду и устойчивое развитие.
В планах нашего сотрудничества с Россией — обмен наработками в законодательстве, касающемся переработки отходов, внедрение новых норм и стандартов, обсуждение конкретных мер по реализации таких проектов.
«Мы планируем сосредоточиться на краткосрочных проектах с высокой окупаемостью»
— Предусматриваются ли инвестиции в эти проекты со стороны Франции?
– Как говорится, хороший проект — это тот, в котором есть возможность самофинансирования, то есть те деньги, которые вкладывает муниципалитет, должны окупиться. Во Франции при реализации проекта устойчиво развивающегося города на окупаемость проекта закладывается 5—7 лет. Это происходит благодаря использованию эффективных технологий, направленных на экономию ресурсов: воды, электроэнергии, тепла и так далее.
В рамках российско-французского сотрудничества мы бы хотели сосредоточиться на проектах с высокой окупаемостью — примерно в течение 6 лет, чтобы показать, что это работает (и как это работает), а потом перейти к долгосрочным проектам.
— Г-н Леви, вы находитесь на переднем крае экологического фронта у себя в стране. Трудно ли отвечать за экологическое благополучие целого государства?
– Это совместная работа. И не только государства (власти, министерств, муниципалитетов), но и бизнеса, самих граждан.
Мы все работаем над решением проблемы сохранения и благополучия окружающей среды. Конечно, первичный и очень важный фактор здесь — политическая воля.
— Спасибо за интервью. Желаем успеха!
Беседовала Ольга ЭВОЯН, материал подготовила Елена МАЦЕЙКО
Французский мусор: как в окрестностях Парижа поступают с бытовыми отходами
Москву и область, а вслед за ними и федеральных чиновников вот уже которую неделю лихорадит проблема полигона Кучино, а с ней и глобально — вопрос утилизации мусора в регионе и стране в целом. Привычные нам полигоны по сбору мусора не только вредны для окружающей среды — они банально причиняют неудобства жителям, проживающим рядом, — как минимум своим неповторимым ароматом. О том, почему в окрестностях Парижа заводы по переработке мусора размещены прямо в черте города и как поступают с коммунальными отходами во Франции, корреспондент ТАСС изучил на примере завода по утилизации мусора Isséane в пригороде Парижа.
Завод, скрытый от глаз
Завод по утилизации отходов Isséane расположен в регионе Ile-de-France в окрестностях Парижа. Регион можно назвать своеобразным аналогом российских областей возле крупных городов. Что примечательно: завод не вынесен за черту города, но и совершенно не портит пейзаж — с виду это одноэтажное здание без видимых, так привычных нашему глазу труб, отделанное натуральным деревом. Вокруг здания разбита зеленая зона, где горожане свободно могут гулять. Специфичного запаха, который бы предупреждал о том, что вы находитесь у завода по переработке мусора, в округе тоже нет.
“С точки зрения жителей их мусор растворяется где-то в воздухе, как только грузовик с отходами завернул за угол”, — шутит представитель компании, провожающий нас на территорию завода.
Такого эстетичного вида удалось добиться благодаря небольшой хитрости: все основные мощности по переработке мусора, очистке дымов и обработке остатков спрятаны под землей, фактически Isséane только на одну треть “выглядывает” на улицу. Отсюда и отсутствие огромных торчащих труб — большая их часть расположена “в подвале”. Тот же “хвост”, который выходит на улицу, старательно замаскировали под общий облик здания. Проблему с запахом решили другой хитростью: воздух из 20-метрового рва с мусором просто выкачивают в печь и сжигают, в результате чего даже на самом заводе неприятные запахи минимальны, а по большей части — отсутствуют вовсе.
Все эти хитрости и, в частности, архитектура здания, вписанная в городской ландшафт, объясняются очень просто — если бы завод портил пейзаж и воздух, жители просто не разрешили бы его построить. Дело в том, что завод не принадлежит частным лицам, управление им осуществляют 84 муниципалитета, нужды которых он и покрывает, а финансируется он, соответственно, через налоги. В муниципалитетах, управляющих заводом Isséane, живет порядка 6 млн человек, ежегодно он перерабатывает более 2 млн тонн отходов.
Как сообщили журналистам в Министерстве экологии и солидарного перехода Франции, услуги по сбору и переработке мусора в среднем на жителя в год обходятся в €113. Сбор привязан к месту жительства человека и за год приносит €6,8 млрд в казну. Параллельно в государстве действует система экологического сбора на потребление продукции — электроники, текстиля, мебели и так далее, его оплачивают в момент покупки дополнительно к цене. Этот экологический сбор в год приносит €1,2 млрд.
За счет налогов, в частности, обеспечивается сбор отходов, их доставка на завод и обработка. При этом в Минэкологии Франции констатируют, что доступ к мусороперерабатывающим мощностям имеет порядка 50% жителей Франции, остальные обслуживаются свалками.
“Безусловно, вывезти мусор на свалку дешевле, но последствия для окружающей среды в итоге обойдутся гораздо дороже”, — комментируют на заводе.
Сортировка и переработка
Сортировкой отходов предприятия во Франции не занимаются — как объяснили в Министерстве экологии, это слишком дорого и нецелесообразно. Вся ответственность на этом этапе полностью возложена на жителей. Для них обеспечили баки для раздельного сбора мусора в шаговом доступе от жилья и снабдили подробными инструкциями — куда что выбрасывать. В частности, есть отдельные баки для бумаги, стекла, пластика и бак для всего остального, каждый из них отличается своим цветом. Дополнительно существуют приемники для пластиковых бутылок, которые выглядят как большие бочки из пластмассы с “окошками” под бутылки самого разного размера — при таком формате в бак ничего другого выбросить и не получится.
Кроме того, каждая аптека принимает побочные продукты фармацевтики — старые таблетки, упаковки от них, термометры и так далее. Так в том числе частично решается проблема попадания в корзину с “прочим” токсичных элементов.
Отходы из специализированных баков с бумагой, пластиком и стеклом отправляются на повторную переработку. В частности, пластик нарезают на мелкие части, прессуют и затем делают из него мелкие заготовки, которые потом снова превращаются в бутылки. Тепло, производимое в ходе повторной переработки, уходит на обогрев помещений — именно поэтому заводы размещены непосредственно в городах — остальное идет в печь, параллельно производя электроэнергию. Доля электричества, добытого во Франции путем сжигания мусора, довольно мала — порядка 2–3%, но этот объем сопоставим с долей энергии, например, от ветрогенерации.
С золой, оставшейся после сжигания, тоже не все так просто. Ее вывозят на специальные полигоны, где она “отлеживается” три месяца и проходит проверку на токсичность. После всех этих процедур зола отправляется в стройкомплекс — ее используют при укладке асфальта с одним ограничением: ее внесение возможно только в местах, удаленных от воды, чтобы исключить риски загрязнения.
Однако даже при такой системе сбора и переработки отходов во рве из условной корзины “прочее” на заводе Isséane довольно много пластика и бумаги. “Мы уже достигли своеобразного предела в “ответственности” граждан. Те, кому важен раздельный сбор и переработка отходов, уже давно и системно раскладывают их по разным бакам. Те, кому все равно, все складируют в один бак”, — комментирует представитель Isséane.
Структура мусора “на человека”
Если попробовать проследить цепочку переработки всего бытового мусора из дома каждого жителя Франции, то структура отходов “на человека”, по данным Министерства экологии и солидарного перехода, будет выглядеть примерно следующим образом. 31% от коммунальных отходов идет на сжигание, при этом в эти 31% входит часть того, что отправляется в другие технологические цепочки, в частности зола, которую затем используют при укладке дорог. 26% отходов среднестатистического француза приходится на переработку и утилизацию, 16% — на органическую переработку, 26% вывозят на свалки и только 1% приходится на сжигание без производства энергии.
Переработка мусора во франции
О том, что сортировать и перерабатывать мусор лучше, чем сгребать все в одну кучу и вывозить на свалку, в нашей стране понимают пока что далеко не все. Связано это во многом с банальным отсутствием как таковой повсеместной системы сбора отходов и перерабатывающих мощностей. В итоге о том, что от раздельного сбора может быть польза и уж тем более о том, что из мусора можно производить электроэнергию, в России знают только самые ответственные граждане. Мусор исправно складируют на полигонах, которые, как оказывается, часто расположены совсем недалеко от населенных пунктов – одним из ярких примеров стал полигон «Кучино» в Балашихе.
Разделяй и перерабатывай
У подъезда среднестатистического француза стоят баки с разноцветными крышками – желтыми, зелеными, голубыми, коричневыми, похожие не так давно стали появляться и в России. Чтобы отправить свой мусор на переработку, жителям Франции не нужно делать над собой усилий – инфраструктура для раздельного сбора отходов доступна в шаге от подъездов. Стекло, бумага, пластик идут в переработку, а мусор из бака с «прочими отходами» – в печь.
– Из 100% бытовых отходов одного француза в среднем 31% сжигают, 26% отправляется на переработку, еще 26% – на свалку, 16% – на органическую переработку и лишь 1% отходов сжигают без последующего производства энергии, – рассказал журналистам сотрудник министерства экологии и солидарного перехода Франции Лаи Клюжэ.
Он отметил, что определенная доля золы, полученной от сжигания отходов, затем направляется для использования в строительстве дорожных сетей в качестве базовых слоев с одним условием – рядом не должно быть водоемов, чтобы избежать вымывания вредных отходов из золы.
– В каждом регионе Франции есть мощности по утилизации мусора, однако доступ к ним есть только у 50% населения страны. К сожалению, остальные 50% пока вывозят мусор на свалки, – добавил Клюжэ
Уровень переработки отходов во Франции составляет порядка 42%, по оценке Минэкологии страны, это среднестатистическая европейская величина. Доля же электроэнергии, полученной от мусоросжигания, в общем объеме электроэнергии Франции составляет 2-3%, и сопоставима с объемами, полученными от ветрогенерации.
При этом сортировкой отходов на специализированных предприятиях не занимаются – чиновники считают это нецелесообразной тратой рабочей силы. Вместе с тем даже при наличии соответствующей инфраструктуры далеко не все французы свой мусор сортируют, многие отправляют все в бак с общими отходами.
– Мы достигли определенного предела в этом смысле – те, кто ответственно относится к раздельному сбору мусора, давно раскладывает его по отдельным бакам. Остальные продолжают выбрасывать все вместе. Здесь разделение относительно устойчивое, – сообщили в Минэкологии.
Завод в центре города
Isséane расположился прямо в центре города. Здесь занимаются как переработкой, так и сжиганием отходов, однако со стороны постройка не выглядит как «завод» в его классическом понимании. Здание облицовано экологическими материалами и окружено растениями, рядом разбит небольшой парк, куда вполне могут приходить горожане. Никаких торчащих труб и зловонного запаха в округе.
– Структура управления заводом публично-правовая, по факту им руководят представители 84 муниципалитетов, которые он обслуживает, финансирование поступает через налоги от их жителей. Таким образом, если бы люди не одобрили строительство завода, он просто не был бы построен. Мы не могли не считаться с пожеланиями населения, – комментирует сотрудник Isséane, уполномоченный провести нам экскурсию по его территории.
Для того чтобы не портить окружающий пейзаж, большая часть перерабатывающих мощностей спрятана под землю: фактически на две трети завод разместился «в подвале». Основная часть труб также под землей, а самый их верх, который все-таки выглядывает на улицу, замаскирован под общую стилистику здания. Устранить неприятные запахи от мусора тоже решили небольшой хитростью – воздух выкачивают изо рва глубиной в 20 метров, куда поступают отходы, и также сжигают.
– Налог на обеспечение деятельности завода может варьироваться в зависимости от удаленности муниципалитета, от способов транспортировки отходов и многого другого. В том числе от количества отходов, которые жители муниципалитета производят. Как правило, мы берем 100 евро за каждую «входную» тонну мусора, и вся необходимая сумма распределяется на всех жителей. Один грузовик, в среднем, выгружает 5-6 тонн отходов за раз, – говорит сотрудник Isséane.
Переработка и сбор отходов в среднем в год одному жителю региона обходятся в 113 евро, отмечают в министерстве экологии Франции, ежегодно бюджет получает от такого налога порядка 6,8 млрд евро. Еще 1,2 млрд евро поступает от экологического сбора, который взимается с покупателей бытовой техники, мебели и так далее.
– Строительство завода обошлось примерно в 600 млн евро, но это было 10 лет назад. Завод рассчитан на 40-50 лет, инвестиции окупятся в середине срока, – добавил наш собеседник.
«А что потом? Через 40-50 лет?» – спрашиваем мы и ловим взгляд, полный удивления. «Через 40-50 лет и решим. Мы не знаем, каким будет наш мир через это время. Возможно, такие заводы больше и не потребуются. Но совершенно точно, что использовать его более этого срока никто не будет», – слышим ответ.
Меньше свалок – больше чистого воздуха
Французы разделяют структуру управления отходами на пять уровней, первый из которых – общеевропейский, именно здесь издаются директивы в области мировой переработки коммунальных отходов, которым, в частности, должна следовать Франция. Второй уровень – общегосударственный, здесь тоже без особой конкретики определяются в целом государственные цели в области переработки отходов. Затем следует региональный уровень, на котором уже создаются структурные планы по переработке коммунальных отходов региона, а сами надкоммунальные структуры по организации процесса вывоза и утилизации мусора – это уже пятый, так называемый межкоммунальный, или муниципальный уровень.
Всего во Франции 36 тысяч муниципалитетов, которые иногда объединяются, чтобы организовать процесс вывоза, сортировки и переработки отходов, как это сделали муниципалитеты вокруг Isséane. Сейчас в стране 4,5 тысячи пунктов приемов отходов, где по отдельным «горсткам» рассортированы не только бытовые отходы, но и старая техника, мебель, остатки от стрижки деревьев и многое другое. Сортировочных центров, которые как сжигают, так и перерабатывают мусор, во Франции 230, еще 127 заводов занимаются только сжиганием.
– 40 лет назад во Франции насчитывалось порядка 6 тысяч свалок, сейчас их осталось 230. Одной из своих задач мы ставим снижение их числа и одновременно – снижение объемов сжигания, несмотря на то, что численность населения в целом растет, – отметили в Минэкологии.
Ведомство также намерено на 10% сократить бытовой мусор и плавно перейти от мусоросжигательных мощностей к заводам по переработке отходов, позволяющим производить энергию.
Мусор во Франции: Часть 2 – Бытовые отходы
Ранее я уже рассказывал и про французские свалки, и про многооборотную тару, настал черёд обычного мусора, с которого было логичней начать.
Во Франции нет привычных нам мусоропроводов. В качестве эксперимента запущен пневматический, но он доставляет мусор напрямую на пункт переработки, да и пока – это единичные случаи. Все остальные французы пользуются баками. В некоторых многоквартирных домах существует специальная “мусорная комната” в которой стоят контейнеры.
Бак с коричневой крышкой предназначен для картонных коробок, серый для пищевых отходов.
Синий бак для картонной упаковки, жёлтый для пластиковых бутылок.
Но так происходит не везде, всё зависит от населённого пункта. В моём доме, например, всего два бака.
С коричневой крышкой – для пищевых отходов, а с жёлтой – для пластиковых бутылок и картона.
В частных домах контейнеры могут быть индивидуальными.
Или стоять в определённых, общих местах.
В Мюлузе мусор вывозят три раза в неделю, существует расписание для каждой улицы, например: вторник, четверг, суббота. Вечером контейнеры и мешки выносят на улицу.
Потом приезжают мусорщики и собирают всё это в мусоровозы. Один для бытовых отходов, другой для картона.
Передвигаются они “зацепом”, так в моём детстве подростки ездили на автобусах. Происходит это всегда в вечерний час пик, поэтому очень часто сзади тянется вереница автомобилей.
В домах где нет контейнеров (все дома старой постройки), люди просто кладут мусорные пакеты рядом с дверью в подъезд. Иногда коты успевают их распотрошить раньше мусорщиков.
Магазины и рестораны тоже выставляют всё на улицу.
Зачастую, когда поток товара и посетителей велик, есть необходимость в ежедневном вывозе мусора. Это возможно, но нужно доплачивать ежемесячно 136 € без НДС. Тогда в дополнительные дни будет приезжать миниатюрный мусоровоз.
В деревнях и маленьких городках мэрия выдаёт (не бесплатно, конечно) индивидуальные контейнеры и мешки для мусора, пользоваться можно только этими мешками, их цвет соответствует цвету контейнера. Размер контейнера зависит от размера ежемесячной платы. Хочешь контейнер больше – плати больше. Если мусора скапливается столько, что крышка уже не закрывается, то верхний пакет не заберут, а оставят рядом с баком. В городке, где живёт родня моей жены, бытовые отходы забирают раз в 8 дней, за это время, особенно летом, они успевают начать разлагаться и вонять. Мусор из “жёлтого бака” забирают раз в 15 дней. Туда выбрасывают пластик, картон и алюминиевые банки. Плата составляет 180 € в год за два маленьких контейнера. Большие стоят почти в два раза дороже.
Если некоторые виды мусора допускается совмещать (пластик и картон, например), то стекло выбрасывают всегда отдельно. И делать это надо самостоятельно. Либо в контейнер на свалке, либо в городе. В городе контейнеры бывают двух видов.
Многие бутылки можно сдавать, их хранят отдельно. Дядя моей жены постоянно покупает дешёвое вино в литровых бутылках со звёздочками, это единственные винные бутылки, которые принимают во Франции.
За вывоз мусора мы платим 170 € в год, в некоторых деревнях рассчитывается стоимость за каждый килограмм, это очень не выгодно когда есть маленькие дети и люди, прикованные к кровати (подгузники тяжёлые). В таких местах можно увидеть замки на контейнерах, чтоб соседи не добавляли свой мусор.
Почти каждый год я бываю в деревне у родственников в Брянской области. В детстве проводил там всё лето, сейчас приезжаю только на пару дней. Но и этого хватает для того, чтоб увидеть как живут люди. Раньше в сельском магазине (как сейчас в Европе) принимали стеклотару, а пустые банки даже продавали, это была большая ценность. Пластик почти не использовался, пищевые отходы выбрасывали в “копанку” – своего рода компост. Бумага с картоном сжигалась в печи. Сейчас же, рядом с каждым из двух магазинов есть специальное место, где каждый день жгут всё что только можно, в основном пластик. Вонь разносится по всей деревне. Местные жители вывозят мусор в лес, который они превратили в свалку! Хотя каждую неделю приезжает мусоровоз, и есть возможность цивилизованно избавляться от отходов, но это никому не нужно. Люди загаживают место, в котором живут, и всем на это просто наплевать. Можно сколько угодно рассуждать про уровень жизни, зарплаты и цены, но есть такие вещи, которые требуют не денег, а здравого смысла, с которым у нас большие проблемы. Я ни в коем случае не хочу сказать, что так происходит везде, наоборот, очень надеюсь, что в России есть деревни, где люди ответственно относятся к утилизации отходов.
Особенно радует, что в моём родном Северодвинске, уже на протяжении нескольких лет, устанавливают специальные контейнеры для сбора стекла и картона. А раз 2017 год объявлен Годом экологии в России, то значит процесс утилизации мусора в нашей стране выйдет на новый уровень.
P. S. Хотел бы ещё отдельно заметить, справедливости ради, что во Франции, далеко не все сортируют мусор и утруждают себя поездками на свалку. Очень многие (в основном, конечно, это не коренные французы) весь мусор кидают в один бак. Да и во французских лесах грязи хватает. Правда за несанкционированные свалки предусмотрено очень жёсткое наказание, и с нарушителями экологических законов не церемонятся.
В Москве переработкой строительного мусора займётся компания из Франции
На открывшейся во вторник, 12 марта, в Каннах ( Франция ) международной выставке недвижимости и инвестиционных проектов MIPIM 2019 правительство Москвы подписало соглашение с французской компанией SUEZ о создании совместного предприятия по утилизации отходов строительства. На церемонии присутствовали заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин и генеральный директор группы компаний SUEZ Жан-Луи Шоссада. Подписи под соглашением поставили генеральный директор Мосинжпроекта Марс Газизуллин и старший исполнительный вице-президент по финансам и стратегии по Италии , Центральной и Восточной Европы , и СНГ компании “СУЭЗ Интернешнл” Диана Гальб.
Сегодня на MIPIM 2019 стороны договорились проработать дальнейшее взаимодействие по вопросам управления обращением с грунтами, отходами строительства и сноса в срок до июля 2019 года. Напомним, ранее в июле 2018 года на полях Московского урбанистического форума (МУФ) столичные власти и французская компания заключили меморандум о развитии совместных инициатив по переработке строительных отходов в рамках объектов Мосинжпроекта. Это коснётся в том числе и программы реновации. Ранее уже сообщалось, что отходы от сноса пятиэтажек в Москве могут утилизировать по зарубежным технологиям. При этом переработкой отходов программы реновации интересуются десятки частных компаний.
– У нас ожидаются больше объёмы отходов от реновации, также в городе активно строится метро, поэтому мы сотрудничаем с мировым лидером в области утилизации строительных отходов – компанией SUEZ, – сообщил сегодня журналистам заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. – Раньше, особенно до старта реновации, у Москвы не было такой потребности в масштабной переработке строительных грунтов. Сейчас в городе образуется 20 миллионов тонн подобных отходов. Это большой объём. До этого мы заключали контракты с субподрядчиками на вывоз такого мусора. Но, к сожалению, они не справились с этой задачей, вываливали отходы в городе, неправильно их перерабатывали.
По его словам, часть полигонов для утилизации разместится за пределами столицы. Но мусор, к примеру, от реновации пятиэтажек можно и вовсе никуда не вывозить для дальнейшей переработки.
– По технологиям, которые предлагают французы, строительные отходы можно утилизировать и на самих стройплощадках в городе, – добавил Марат Хуснуллин. – Строительные грунты не опасны и не требуют специальных санитарно-защитных мероприятий в отличие от бытовых отходов. Мы надеемся, что совместное с французской компанией предприятие позволит нам сделать переработку строительного мусора более цивилизованной, экологичной и качественной.
По оценкам столичных властей по программе реновации до 2032 года в городе может образоваться примерно до 30 миллионов тонн строительного мусора. То есть около 1,5 – 2 миллионов тонн дополнительных отходов в год. При этом демонтаж ветхих пятиэтажек уже начался по технологии “умный” снос.
– Дом аккуратно разбираем, стекло и дерево отдельно, пластик, металл и кирпич отдельно, – сказал ранее мэр Сергей Собянин во время осмотра сноса первой хрущёвки реновации на востоке столицы. – Все материалы пойдут дальше на переработку и на вторичное использование. Это так называемая технология “умной” разборки для того, чтобы не просто разрушить и на свалку вывезти, а применить с пользой. Частичка дома будет где-то в других домах, на дорогах и стройках.
К примеру, цемент в снесённых железобетонных конструкциях дробят в щебень разного размера. Потом используют в строительстве, например, автомагистралей. Помимо этого, такой щебень можно пустить на производство новых железобетонных конструкций, то есть перемешать его с новым бетоном. По мнению экологов, современные технологии позволяют перерабатывать практически 100 процентов отходов, полученных при сносе зданий.
Статьи
Сбор стекла для переработки
Во Франции процесс вывоза мусора и утилизации отходов происходит четко и организованно.
Здесь все продумано до мелочей и технологически выполнено безупречно. Для жителей мусор удобно собирать и выбрасывать, для перевозчиков отходов удобно вывозить, а для предпринимателей мусороперерабатывающих заводов выгодно его перерабатывать.
Во Франции мусор это целая индустрия. Эта страна в отличие от России давно научилась получать прибыль из отходов.
Французы еще с пеленок приучаются к тому, как нужно выбрасывать и сортировать мусор. Во французских городах устанавливаются специальные баки, предназначенные для сортировки и сбора разнообразного мусора.
Мусор во Франции обычно сортируется на четыре категории, и отличить их легко по цвету.
Например, желтый бак используют для консервных банок, пластиковых бутылок и картонных коробок. Стеклянную тару в такие контейнеры складывать воспрещается. Для такой тары существует специальный бак, предназначенный для стеклянных банок и бутылок, но сюда запрещается помещать посуду, цветочные горшки, фаянс, перегоревшие лампочки и фарфор.
Опорожнение мусорных контейнеров в основном происходит рано утром. Водитель специальной машины подъезжает, устанавливает кран над контейнером, далее ставит вокруг ёмкости специальные аварийные конусы ярко оранжевого цвета, растягивает ленту яркого цвета для безопасности и с помощью пульта начинает забор мусора из бака. Потом нажатием одной кнопки кран ставит на место уже пустой контейнер. Все это водитель-оператор делает один очень быстро и слаженно.
В мусорные баки, урны и контейнеры обязательно вкладывают мусорный пакет, это обязательный атрибут. Хочется отметить, что все мусорные бачки устанавливают, что в городах или деревнях Франции на специально оборудованных площадках для сбора и сортировки отходов и имеют по сравнению с московскими контейнерами (объемом 0,75 м 3 , 0,8 м 3 , 1,1 м 3 ) небольшие размеры от 0,1 – 0,3 кубометров.
Все технологические процессы сбора и вывоза отходов строго контролируют муниципальные службы. Любой из жильцов может пожаловаться на коммунальные службы в случае задержек с вывозом мусора. Однако такие случаи очень редки.
© 2004-2019 «АГС-Комплекс» – Уборка мусора и вывоз снега | ОГРН 1047796769569, ИНН 7727523260
“Как зарабатывают на мусоре во Франции”
В последние годы российские регионы сотрясают «мусорные» скандалы. Не успел затихнуть конфликт вокруг Балашихинской свалки, которую удалось закрыть только после личного указания президента Путина, как появились новые «тревожные точки» местного значения, связанные все с той же темой сбора мусора, «мусорной» экологией и т.д.
Гостем недавнего «Дня инноваций в архитектуре и строительстве-2017» стал генеральный инспектор по окружающей среде и устойчивому развитию Министерства окружающей среды, энергетики и морских дел Французской Республики Кристиан Леви. «Строительство.RU» побеседовало с Кристианом Леви и попыталось выяснить, как решается наболевшая проблема утилизации отходов во Франции? А заодно, насколько интересно французскому деловому сообществу сотрудничество с Россией в сфере инвестиций в устойчивое развитие.
«Нас интересует вода, ЖКХ и энергетика»
— Господин Леви, интересна ли французскому бизнесу Россия в плане инвестиций в устойчивую (энергоэффективную, ресурсосберегающую) экономику?
– В общем-то, достаточно сложно ответить на этот вопрос. Конечно, Россия интересна нам, в первую очередь, с экономической точки зрения, а также с точки зрения сотрудничества во всех областях, в том числе на уровне предприятий: например, нас интересует сотрудничество в сфере ЖКХ, водоснабжения, повышения эффективности энергетики, в целом.
— С какими проектами вы готовы войти в Россию, в частности в сфере ЖКХ?
– Процесс инноваций, особенно в сфере ЖКХ, очень сложен, потому что он требует одобрения не только муниципалитетов, органов государственной власти, но и обычных горожан. Есть ряд французских компаний, работающих с российскими партнерами. Мы, например, стараемся наладить работу в России в области строительства и эксплуатация энергосистем, снабжения водными ресурсами (например, французская компания «Veolia Water»), энергетики.
— Какие регионы Вам интересны с этой точки зрения?
– В сфере внимания французских компаний такие регионы, как Псков, Москва и Московская область, Томск. Это те города, где уже работают французские компании, где есть локализованное производство. Точнее сказать трудно, потому что мы не знаем, какие регионы могут заинтересовать французский бизнес. Компании, которые уже работают на российском рынке, ведут свою деятельность в рамках государственно-частного партнерства.
— Есть ли какие-то конкретные договоренности по инвестициям в сферу российского ЖКХ?
— В ходе недавней встречи в Министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации была достигнута договоренность об организации встречи между двумя министрами экономики и экономического развития — России и Франции: Брюно ле Мэром и Максимом Орешкиным. Дата встречи – 19 декабря, и это большое событие для обеих сторон.
Да, есть несколько проектов, и мы хотели бы выработать совместный план с российской стороной, чтобы можно было вести речь о каких-то инвестициях.
Во Франции существует 300 заводов по переработке мусора
— Скажите, как во Франции и других странах Европы пришли к сегодняшнему пониманию и реальным действиям по переработке твердых и мягких отходов?
– Первый и самый важный этап — это принятие соответствующих законов с одновременным принятием решений на местном муниципальном уровне. Во Франции переработка твердых и мягких отходов — это прерогатива местных властей.
И последнее, но не менее важное, что тоже должно «работать» одновременно — это воспитание и образование людей, населения. Например, во Франции есть закон, разрешающий складирование мусора только в специально отведенных местах, причем мусор должен быть рассортирован.
Наказание за нарушение достаточно серьезное. Что касается местного бизнеса, то согласно этому же закону, муниципальные власти обязаны организовать на местах заводы по переработке мусора.
— Планируете ли вы принять участие в российской программе развития системы утилизации мусора?
– Сейчас в России проводится реформа в области утилизации отходов, и в каждом регионе должен быть оператор, ответственный за сбор, переработку и утилизацию отходов жизнедеятельности.
Есть несколько важных аспектов, в которых мы могли бы сотрудничать с российской стороной в этом вопросе: первое – это обмен информацией о законах, нормах и правилах, действующих в этой области во Франции. Министерство строительства и ЖКХ России заинтересовано в том, чтобы изучить вопросы организации этого процесса во Франции.
— Как мы понимаем, имеется в виду не только и не столько обмен технологиями?
— Да, речь пока идет не столько о технологиях — это все-таки прерогатива компаний, которые работают в этой отрасли. Мы говорим в данном случае об административных методах организации, государственном управлении и создании законодательной базы на государственном и местном уровнях.
Во Франции у нас уже более чем двадцатилетний опыт решения задач сбора, переработки и утилизации отходов. Сейчас основная ответственность в этом вопросе лежит на муниципальных органах власти. И отлаженная за эти годы система работает отлично.
Раньше, при старой системе переработки мусора, тот сортировался вручную: бумага отдельно, стекло отдельно, пищевые отходы и т.д. После внедрения новой технологии процесс сортировки мусора автоматизирован, существует 300 заводов по сбору и переработке мусора в стране.
Однако сложно финансировать триста заводов по всей стране. И три года назад был принят закон о финансировании этих заводов на региональном уровне и их модернизации, которая заключается в уменьшении количества заводов с 300 до 30—40 в результате внедрения новых технологий и автоматизации. Это конкретный пример взаимодействия законодательной инициативы, административной организации и внедрения инновационных технологий.
Вот в этих аспектах мы и панируем сотрудничать с российской стороной
«У нас граждане давно уже не митингуют по поводу свалок»
— Есть ли во Франции проблема свалок? Возможно, выступлений граждан против мусорных полигонов?
— Сейчас нет. Двадцать лет назад у нас были такие проблемы.
— Насколько экологичны новые заводы по переработке мусора? Какая технология используется: мусор сжигают, перерабатывают?
— Во Франции, как и во всей Европе, действует Директива по утилизации мусора. Предусмотрены 4 этапа: сбор, сортировка, переработка, утилизация. Какой-то мусор отправляется на переработку, остальное сжигается.
На этапе сбора проводится первичная сортировка, это ответственность граждан. Весь мусор подразделяется на бумагу (картон и пр.), стекло и остальное. Отдельное внимание уделяется остаткам пищевых продуктов: их не сжигают, ведь они содержат до 80% воды, поэтому эти продукты отправляются в переработку — для получения биотоплива, например, или удобрений.
В течение следующих четырех лет такой план переработки отходов будет внедрен в Париже.
— А какой город Франции считается самым экологически чистым? Париж?
— Не думаю, что это Париж. Большой город не может быть экологически чистым. Существует Европейский международный стандарт (ISO 37101), в котором определены 6 критериев, по которым города может считаться экологически чистым: привлекательность города, ответственное использование природных ресурсов, сохранение окружающей среды, климатоустойчивость, благоприятная среда для всех категорий населения (старых и молодых, бедных и богатых, здоровых и с ограниченными возможностями, и т.д.) и наконец, благополучная среда как для жителей, так и гостей города.
И чтобы иметь возможность назвать город экологически чистым, муниципалитет должен работать над всеми шестью аспектами, обеспечивающими благоприятную среду и устойчивое развитие.
В планах нашего сотрудничества с Россией – обмен наработками в законодательстве, касающемся переработки отходов, внедрение новых норм и стандартов, обсуждение конкретных мер по реализации таких проектов.
«Мы планируем сосредоточиться на краткосрочных проектах с высокой окупаемостью»
— Предусматриваются ли инвестиции в эти проекты со стороны Франции?
– Как говорится, хороший проект – это тот, в котором есть возможность самофинансирования, то есть те деньги, которые вкладывает муниципалитет, должны окупиться. Во Франции при реализации проекта устойчиво развивающегося города на окупаемость проекта закладывается 5—7 лет. Это происходит благодаря использованию эффективных технологий, направленных на экономию ресурсов: воды, электроэнергии, тепла и так далее.
В рамках российско-французского сотрудничества мы бы хотели сосредоточиться на проектах с высокой окупаемостью — примерно в течение 6 лет, чтобы показать, что это работает (и как это работает), а потом перейти к долгосрочным проектам.
— Г-н Леви, вы находитесь на переднем крае экологического фронта у себя в стране. Трудно ли отвечать за экологическое благополучие целого государства?
– Это совместная работа. И не только государства (власти, министерств, муниципалитетов), но и бизнеса, самих граждан.
Мы все работаем над решением проблемы сохранения и благополучия окружающей среды. Конечно, первичный и очень важный фактор здесь — политическая воля.
— Спасибо за интервью. Желаем успеха!
Купля-продажа отходов: что важно знать Казалось бы, купля-продажа отходов производства и потребления – очень простая сделка. Однако она г. |
Принципы эффективной рекультивации полигонов ТБО От частного к общему: рекультивация печально известного полигона «Кучино» стала для участников про. |
Мусоросжигание: преступление без наказания На волнах «мусорной» реформы в России усилились тенденции продвижения идеи получения энергии из от. |
Об ужесточении административной ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами В июне был принят новый федеральный закон, который внес существенные изменения в КоАП. Были конк. |
Пока еще не поздно нам сделать остановку? Сверху всегда все выглядит намного более гладким, нежели «с уровня корней травы». Давайте послушаем . |
На нацпроекты деньги не нужны? Уникальная ситуация: бизнес не просит у государства помощи в решении жизненно важных вопросов, нап. |
Техническое регулирование ресурсосбережения с использованием утилизации отходов В статье рассматривается терминологическое и правовое обеспечение в такой важной для решения пробле. |
Законопроект Минпромторга России о регулировании обращения со вторичными ресурсами В целях реализации подп. «г» п. 1 перечня поручений президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319 Минпром. |
ООО “Сибирский стандарт”
Комплексное проектирование, экологическая экспертиза, инженерные изыскания, лабораторный центр, экологическое нормирование.
ООО Приоритет
Производство и продажа оборудования и материалов для сбора и переработки промышленных отходов, для экологической безопасности. Нефтедеструкторы и сорбенты для ликвидации нефтяного загрязнения.