Первый нефтеперерабатывающий завод

Первые нефтеперегонные заводы в России были построены в 1746 г. В это время перегонка нефти осуществлялась в кубовых батареях периодического и непрерывного действия при температуре от 80 до 320 С, давлении около атмосферного. Материалом для батарей служило сварочное железо, позднее применялась литая низкоуглеродистая сталь.  [1]

Первый нефтеперегонный завод был введен в эксплоатацию в 1859 г. в том же штате Пенсильвания в США.  [2]

Первые нефтеперегонные заводы в России были построены в 1746 г. на берегах Ухты и в 1823 г. в г. Моздоке.  [3]

Первые нефтеперегонные заводы располагались недалеко от нефтепромыслов, но транспорт нефти с промысла на завод был уже серьезной проблемой.  [4]

Общая схема такой перегонки была использована в дальнейшем при постройке первых нефтеперегонных заводов, но увеличились размеры установок и их конструкция была усовершенствована.  [6]

Промышленная переработка нефти в Югославии началась в 1882 г., когда ъ Риеке был построен первый нефтеперегонный завод.  [7]

Впервые перегонку нефти на заводской установке периодического действия удалось осуществить в России крепостным крестьянам братьям Дубининым в 1823 г. Построенный ими вблизи г. Моздока первый нефтеперегонный завод явился родоначальником нефтеперегонных предприятий, возникших 40 годами позже в России и США.  [8]

Первая попытка облагородить кавказскую нефть и превратить ее в товар была сделана в 1823 году крестьянами братьямч Василием, Герасимом и Макаром Дубиниными, построившими первый нефтеперегонный завод весьма примитивного устройства, на котором они отгоняли иа сырой нефти более легко кипящую ее часть, керосин, не имеющий темного цвета и запаха сырой нефти и более пригодный для лампового освещения.  [9]

Нефть известна человеку с давних времен. В России первый нефтеперегонный завод был построен в 1745 г., а в 1823 г. на Северном Кавказе – второй.  [10]

В 1745 г. был построен первый нефтеперегонный завод в России на реке Ухте и затем в 1823 г. – второй на Северном Кавказе около г. Моздока.  [11]

Воскобойникова были построены небольшие нефтеперегонные заводы, на которых в железных кубах осуществлялась перегонка нефти с целью получения осветительного керосина. В 60 – х годах XIX века в районах Грозного и Баку были построены первые нефтеперегонные заводы для промышленного производства керосина. В конце 70 – х годов в Баку уже эксплуатировалось более 200 заводов, принадлежащих отдельным лицам и фирмам. В XIX веке в России нефть была открыта только в районе Баку на Апшеронском полуострове и на Кавказе, и именно развитие этих двух районов положило начало российской нефтяной промышленности.  [13]

Http://www. ngpedia. ru/id22761p1.html

ОАО «Газпром нефтехим Салават» — это крупнейший нефтехимический комплекс страны, расположенный в городе Салавате, Республика Башкортостан. Компания объединила в себе три завода: нефтеперерабатывающий, нефтехимический завод «Мономер» и газохимический завод.

1. На нефтеперерабатывающем заводе делают бензины, дизельное топливо, мазут, битум и другие продукты. Как и на других крупных НПЗ страны, здесь ориентированы на производство топлива высокого класса – Евро 5. Евро-4 и Евро-3 просто не выгодно изготавливать – слишком высокие акцизы приходится платить.

2. В компании «Газпром нефтехим Салават» используют Западно-Сибирскую нефть и газовый конденсат. Первый вид сырья перерабатывают на установке ЭЛОУ-АВТ-6, второй – на ЭЛОУ-АВТ-4.

3. Всего в 2014 году углеводородного сырья переработано 8268 тыс тонн.

4. Если разложить НПЗ в производственную цепочку получится примерно следующее: первичная переработка нефти и стабильного газового конденсата, каталитический крекинг, каталитическое риформирование, гидроочистка дизельного топлива, производство ароматических углеводородов, мазута и битума.

5. Завершает эту цепочку товарно-сырьевой цех, где в резервуарах смешиваются все компоненты, и получают бензин. Бензин состоит из фракции с Газофракционирующей установки, фракции 90-КК, НК-62 с блока фракционирования риформата, рафината, пентан изопентановой фракции с установки ГО-4, изопентана и метилтретбутилового эфира (МТБЭ).

6. Бензин и дизельное топливо из Салавата отправляются в близлежащие регионы страны. А основные направления реализации нефтепродуктов на экспорт – страны Евросоюза, страны Таможенного союза, Украина, Турция, Киргизия, Таджикистан, Афганистан.

7. Элоу Авт-6 – установка первичной переработки нефти, введена в эксплуатацию в 2012 году. Расшифровывается как атмосферно-вакуумная трубчатка с блоком электрообессоливания и обезвоживания.

8. В четырех горизонтальных электродегидраторах происходит процесс освобождения сырья от пластовой воды и содержащихся в ней солей за счет промывки пресной водой. В мощном электрическом поле производится отделение воды от нефти. После подготовки сырья на блоке ЭЛОУ, оно подогревается и направляется в колонну отбензинивания, где происходит разделение нефти от бензина для дальнейшего облегчения работы технологических печей и работы атмосферной колонны.

9. После блока отбензинивания нефть нагревается в печи и поступает в атмосферную колонну – сердце ЭЛОУ АВТ-6. Здесь нефть разделяется на фракции: бензиновые, керосиновые, дизельные, которые отводятся в стриппинг-колонны, где доводятся до требуемого качества. В дальнейшем эти фракции направляются на установки вторичной переработки. В вакуумной колонне установки осуществляется разделение мазута на фракции. Здесь вырабатываются вакуумная дизельная фракция, которая не была извлечена в полном объеме в атмосферной колонне, а также легкий и тяжелый газойли. Процесс ведется при глубоком вакууме, создаваемом пароинжекторной системой. На этом процесс переработки сырья на установке ЭЛОУ АВТ – 6 завершается: готовый остаток – гудрон снизу колонны направляется на производство битума и установку висбрекинга.

10. Около 15000 тонн продукции завода НПЗ в сутки отгружается всеми видами транспорта: жд, трубопровод, автотранспорт.

11. За год набегает около 700 тыс. тонн бензина, около 2500 тыс. тонн дизельного топлива. В 2014 году в компании начали делать судовое маловязкое топливо, которое поставляют в Черноморское морское пароходство, Волжское речное пароходство, Северо-западное пароходство.

12. Висбрекинг — установки, назначение которых заключается в получение из тяжелых нефтяных остатков товарных мазутов без вовлечения светлых нефтепродуктов.

13. В состав входят: реакционный блок, состоящий из печи и сокинг-камеры, блоков атмосферной ректификации, вакуумной перегонки и смешения мазутов, также присутствует открытая факельная установка.

15. Трансферный трубопровод между колонной атмосферной перегонки и вакуумной колонной.

16. Инженер-технолог на установке Висбрекинга. Обход установки происходит ежечасно, операторы поднимаются на самые высокие точки установок по несколько раз в день.

17. В группе компаний «Газпром нефтехим Салават», в которую входят 14 дочерних обществ, работает более 15 тыс. человек.

Http://zen. yandex. ru/media/gelio/neftehim-salavat-5ad8c67f57906ab55bee55a6

Сегодня нефть стала основой энергетики и ряде отраслей промышленности. Но использовалась она еще в глубокой древности — по данным археологов, с VI тысячелетия до нашей эры.

Отдельные Применения нефти, в древности считавшиеся несомненными, могут удивить нас сегодня. Например, средневековыми врачами нефть прописывалась и как внутреннее и как наружное средство.

Давно было замечено, что нефть на поверхности земли подвергается превращениям. Лужи нефти высыхали и оставляли темную густую жидкость, которая впоследствии затвердевала и превращалась в битум и асфальт.

В древней Шумерии асфальт употреблялся для изготовления сосудов, украшений, скульптур, как строительный и гидроизоляционный материал. В Вавилоне асфальт применялся как одна из главных составных частей цементирующего и облицовочного материала при строительстве крепостных стен, дворцов, триумфальных арок, жилых зданий. Основным компонентом состава для бальзамирования в Древнем Египте служила нефть и опять же асфальт.

Нефть издавна применялась как горючий материал для освещения. Правда, светильники на нефти сильно коптили. Еще сильнее коптил при горении и издавал неприятный запах асфальт.

Получать хорошее горючее для светильников позволила перегонка нефти. О том, как ее перегоняют, писал еще римский врач Кассий Феликс. Можно сказать, что в те времена река нефти и начала делиться на рукава, которых сегодня множество: бензин, керосин, мазут, гудрон и т. д.

Наша страна является родиной промышленной переработки нефти. Федор Прядунов на базе ухтинской нефти в 1745 году построил первый нефтеперегонный завод, дававший ежегодно до тысячи пудов «чистого прозрачного масла». Оно представляло широкую фракцию в количестве до 60 процентов от сырой нефти, похожую на керосин. Эту жидкость употребляли для медицинских целей и как лампадное масло.

До наших дней сохранились подлинные Чертежи завода пионеров нефтепереработки — братьев Василия, Герасима и Макара Дубининых, крепостных крестьян графини Паниной. Завод был построен в 1823 году в Моздоке и успешно работал на грозненской нефти. Основой завода был перегонный куб периодического действия емкостью 40 ведер (около 500 литров). Выход керосина составлял около 40 процентов на нефть.

Чертеж завода братьев Дубининых (1823 год) с нефтеперегонным кубом периодического действия.

Сильный толчок дальнейшему развитию нефтепереработки в середине прошлого века дало появление керосиновой лампы с фитилем и резервуаром. Оказалось, что нефтяной керосин значительно лучше по своим качествам, чем фотоген (топливо для ламп), получаемый из каменноугольного, древесного, торфяного и других дегтей. Керосин не коптит, содержит мало серы и других примесей и поэтому не отравляет воздух в помещении.

Переработчики нефти концентрируют свое внимание на керосиновом производстве, а такие продукты, как бензин и мазут, сжигаются, выливаются в море или специальные пруды.

Переработка бакинской нефти на керосин началась в 1860 году. В 1873 году здесь было уже 80 заводов мощностью свыше 16 тысяч тонн керосина в год. Растут не только объемы перерабатываемой нефти, но также расширяется и ассортимент нефтепродуктов. Во второй половине 70-х годов XIX века на нефтяных заводах в Баку и в других районах все шире производятся смазочные масла, гудрон и другие нефтепродукты.

В исследовании нефти и технологии ее переработки в то время большую роль сыграли работы Д. И. Менделеева, который предлагал «обратить особое внимание на необходимость переработки бакинской нефти не только на керосин, но и на смазочные масла». Богатый промышленник В. И. Рагозин по совету Д. И. Менделеева в 1879 году в Константиновке, близ Ярославля, пустил нефтеперерабатывающий завод. (Этот завод работает и поныне, естественно, по современной технологической схеме и на современном технологическом оборудовании.) Завод был рассчитан на ежегодную переработку 20 тысяч тонн нефтяных остатков — мазута и бензина. Его продукция отличалась высоким качеством, вывозилась за границу и успешно вытесняла с рынков стран Европы американские нефтепродукты. «Русские масла» в те времена слыли лучшими в мире.

Д. И. Менделеев советовал также разработать способы непрерывной перегонки нефти, отказаться от кубов периодического действия.

Аппарат для непрерывной перегонки нефти в 1873 году разработал бакинский нефтепромышленник А. А. Тавризов, а десять лет спустя непрерывная перегонка нефти была осуществлена в Баку на заводе братьев Нобель.

Долгое время предметом забот инженеров была проблема сжигания нефтяных остатков. Например, в Баку для промышленных топок использовались брикеты из сухого навоза, пропитанного нефтяными остатками или густой нефтью.

В 1866 году русский инженер А. Шпаковский изобретает «пульверизатор», при помощи которого жидкое топливо распылялось воздухом. Эта идея нашла широкое распространение как в России, так и за границей. Впоследствии вместо воздуха стали применять водяной пар, и появилось множество известных и сейчас форсунок для сжигания жидкого топлива как в стационарных установках, так и на пароходах и паровозах. Тяжелые остатки нефти, такие, как мазут, стали очень важным продуктом переработки нефти, и спрос на них резко увеличился.

Большое скопление нефтяных остатков в Баку и их дешевизна направили поиск ученых и инженеров на разработку и других методов их утилизации. Перспективной оказалась их переработка в светильный газ путем термического разложения. Большую роль в развитии метода сыграли работы русского ученого А. А. Летнего по глубокому термическому разложению нефти и мазута, которые он выполнил в 70-х годах прошлого столетия. В Казани и Киеве были построены первые в мире газовые заводы, которые работали на нефтяных остатках. Казанский завод питал нефтяным газом около тысячи больших уличных фонарей.

В конце XIX века нашлось применение и еще одному очень важному продукту, который получается из нефти,— бензину.

В 80-х годах прошлого века русский моряк О. С. Костович изобрел первый в мире бензиновый карбюраторный двигатель. Этот двигатель, предназначавшийся для дирижаблей, хранится ныне в Музее авиации и космонавтики имени М. Фрунзе. В 1885 году Г. Даймлер в Германии применил бензиновый двигатель для мотоцикла, а позже К. Бенц — для трехколесной тележки.

Встала задача — каким образом можно получать из нефти больше бензина. Еще в 1866 году англичанин Дж. Юнг патентует способ разложения нефти при нагревании под давлением. Этот способ, впоследствии названный крекингом, позволил получать бензин и керосин из тяжелых углеводородов.

В 1891 году В. Шухов и С. Гаврилов предложили установку для непрерывного термического крекинга под давлением, идея которой до настоящего времени является основой всех современных установок подобного рода.

Работы русских ученых Н. Д. Зелинского, Л. Г. Гурвича, С. В. Лебедева, Г. Г. Густавсона и других заложили основы химического направления в переработке нефти.

Прежде чем нефть поступает на переработку, ее подвергают специальной подготовке. Нефть из скважины несет с собой тонко диспергированную воду. Поэтому прежде всего нефть отстаивают от воды на промыслах. Однако полностью освободиться от воды не удается.

Первым этапом переработки нефти является ее обработка на электрообессоливающих установках, которые почти нацело удаляют воду и растворенные в ней соли.

Обезвоженная и обессоленная нефть поступает затем на установку первичной перегонки. На этой установке нефть сначала подогревается, потом перегоняется под атмосферным давлением, после чего от нее остается мазут, который, если это предусмотрено схемой переработки, поступает в колонну, где производится его вакуумная перегонка до тяжелого остатка типа гудрона.

С этих двух ступеней первичной перегонки отбирают газ, компоненты бензина, керосина, дизельного топлива, масляных дистиллатов, тяжелых дистиллатов, идущих на вторичную переработку, и тяжелых остатков, являющихся сырьем для производства битума.

(Стоит обратить внимание на то, что, описывая перегонку нефти, мы называем ее продукты не знакомыми словами «бензин», «керосин» и т. д., а говорим пока лишь о компонентах этих веществ. Продукты перегонки нефти поступают в резервуарный парк предприятия, смешиваются там в необходимых пропорциях, и таким образом получаются и бензин, и керосин, и все другие вышеперечисленные вещества, соответствующие государственным стандартам.)

Чем глубже переработка нефти, тем больше от нее отбирается светлых нефтепродуктов. Этому содействует применение целого ряда технологических процессов, которые превращают тяжелые фракции нефти во фракции более легкие, применяемые как компоненты моторного топлива, а также газы, используемые в дальнейшем как сырье для нефтехимии.

На базе углеводородного сырья, которое дает переработка нефти, возникла новая огромная отрасль производства — нефтехимическая промышленность. Эта отрасль вырабатывает как чистые органические вещества, так и сырье для дальнейшего синтеза пластмасс, лекарств и разнообразных химических реактивов. От нее мы получаем альдегиды, кетоны, спирты, винилхлорид, водород, изопрен, капролактам, стирол, фенол и множество других необходимых для народного хозяйства химических продуктов.

Ежегодно 14 июля французы отмечают один из самых значимых национальных праздников – День взятия Бастилии. Эта традиция существует с 1880 года, однако для жителей государства праздник давно уже утратил свое революционное значение. Во всех городах и деревнях Франции в этот день проходят веселые вечеринки, рестораны и ночные клубы едва вмещают всех желающих, а сами граждане проявляют готовность веселиться до утра. Ден.

Как ни странно, но бани в России, за исключением ее северо-западных районов, стали появляться относительно недавно. А до этого и в рязанских, и во Владимиро-Суздальских краях, и даже в Подмосковье широко практиковалось мытье в печи, которое, кстати говоря, и в самой Москве было распространено еще в прошлом веке. А вообще локализация разных банных традиций в России в значительной мере совпадала с зонами расселения.

Знаменитый английский астроном Уильям Гершель (Фридрих Вильгельм Гершель) вошел в историю как первооткрыватель планеты Уран. Но по профессии он был музыкантом. Гершель родился в 1738 году в Ганновере (Германия). Музыке его обучил, вероятно, старший брат, который был органистом в церкви. Семья перебралась в Лондон, и Гершель стал музыкантом в королевской гвардии. В возрасте семнадцати лет юноше впервые представилась в.

Государство древних римлян приступило к чеканке золотых монет довольно поздно. Во времена Республики выпуск золотых монет носил случайный характер и выпускалось их немного. Массовые их эмиссии начались со времени правления Цезаря. Кроме надписи CAESAR, на этих монетах отчеканены цифры LII. Предполагается, что так мог указываться возраст Цезаря. Так как год рождения Цезаря спорен, то и датировать точно выпуск этих мон.

Официальное описание российского государственного герба, просуществовавшего до 1917 года и канувшего в Лету с падением самодержавия, законодательно было оформлено в 1667 году царем Алексеем Михайловичем. Однако в общих чертах создание этого атрибута власти происходило и практически завершилось уже в XV веке, в период образования централизованного Русского государства. Сохранилась грамота 1497 года великого князя.

Http://www. xn--80acabqu3b5cza. xn--p1ai/interesnye-fakty/istoriya-neftepererabotki

Первая нефтеперегонная установка в России построена на p. Ухта в 1745. Нефтеперегонный з-д c кубами периодич. действия впервые в мире построен крепостными крестьянами братьями Дубиниными на Сев. Кавказе ок. Моздока в 1823. B США первый НПЗ построен в 1849 в Тайтесвилле (шт. Пенсильвания). B 1869 в Баку существовало 23 нефтеперегонных з-да. C помощью форсунки B. Г. Шухова в 1880 началось использование мазута как топлива для паровых котлов. Ha основе работ Д. И. Менделеева вакуумной перегонкой мазута стали получать смазочные масла. C 1891 начали применять трубчатые нефтеперегонные установки непрерывного действия. B 1913 Россия перерабатывала 9 млн. т нефти, в осн. в Баку и Грозном, a также в Ярославле, Фергане, Балахне. B CCCP в 1918-40 сооружены НПЗ в Уфе, Ишимбае, Сызрани, Куйбышеве. B 1937 в CCCP перерабатывалось 26,4 млн. т нефти.

B состав НПЗ входят: пункты приёма нефти, нефт. резервуары, насосные станции, технол. нефт. установки, парки промежуточных продуктов, технол. трубопроводы, товарные парки, вспомогат. объекты, службы водо – и электроснабжения.

Ha НПЗ применяются технологии переработки нефти: топливная c неглубокой переработкой нефти, топливная c глубокой переработкой нефти, топливно-масляная, топливно-нефтехимическая. Пo первым двум вырабатываются бензин, авиац. и осветительный керосин, дизельное и газотурбинное топлива, печное и котельное топлива (выход светлых по первой схеме не более 40-45%, котельного топлива до 50-55%, по второй – до 72-75%, котельное топливо производится только для собств. нужд НПЗ). Пo топливно-масляной схеме кроме топлив получают смазочные масла, парафины и церезины, на базе асфальтов и экстрактов производят битумы и кокс. Пo топливно-нефтехим. схеме на НПЗ имеется спец. нефтехим. произ-во (см. Нефтехимический комплекс).

Технология НПЗ включает: электро – обессоливание для удаления из нефти избыточной воды и солей, первичную перегонку для получения топливных и масляных фракций, вторичную перегонку бензина для получения узких бензиновых фракций и высокооктанового бензина, каталитич. риформинг для получения ароматич. углеводородов и высокооктановых компонентов автомобильных бензинов, экстракцию ароматич. углеводородов (бензола, толуола, ксилола), гидроочистку от гетероатомных соединений керосиновых и дизельных фракций, вакуумных дистиллятов, масел, прямогонных и вторичных бензинов, замедленное коксование тяжёлых остатков для получения нефт. кокса, каталитич. крекинг тяжёлых газойлевых фракций для получения высокооктановых компонентов бензина и сырья для произ-ва сажи, олефинсодержащих газовых фракций, гидрокрекинг тяжёлого сырья при повышенном давлении водорода для получения дополнит. количеств светлых нефтепродуктов. Для произ-ва высокооктановых компонентов автомоб. и авиац. бензинов из лёгких углеводородных фракций (бутан-бутиленовой, пропан-пропиленовой, изобутановой) проводят алкилирование изобутана олефинами. Изомеризация низших парафиновых углеводородов (бутана, пентана, гексана, лёгких бензиновых фракций) проводится для получения высокооктановых компонентов автомоб. бензина и сырья для произ-ва синтетич. каучука, газофракционирование нефтезаводских газов – для выработки лёгких углеводородных фракций высокой чистоты. Произ-во масел состоит из очистки селективными растворителями (деасфальтизация гудрона, обработка растворителями деасфальтизата и вакуумного дистиллята), депарафинизации рафинатов селективной очистки и гидрогенизации или контактной доочистки депарафинированных масел. Произ-во парафинов включает выделение жидких парафинов из дизельных фракций карбамидной депарафинизацией или адсорбцией на мол. ситах, получение твёрдых парафинов обезмасливанием гача или петролатума – побочных продуктов депарафинизации масел или из дистиллятов высокопарафинистых нефтей методом фильтр-прессования и потения, доочистку сернокислотным, адсорбционным или гидрогенизационным методами. Для получения битумов проводят глубокую вакуумную перегонку мазута и высокотемпературное окисление остатка воздухом.

Осн. методы, применяемые на НПЗ: ректификация, крекинг, риформинг, гидроочистка, гидрокрекинг, деасфальтизация, селективная экстракция, депарафинизация, адсорбция.

B CCCP мощность единичных установок на НПЗ составляет (млн. т/год): первичной перегонки нефти 0,6-6; гидроочистки топлив 0,9-2; каталитич. крекинга 0,25-2; каталитич. риформинга 0,3-1; коксования 0,6; произ-ва битума 0,125-0,75; деасфальтизации 0,25; контактной очистки масел 0,33; селективной очистки 0,265-0,6; депарафинизации масел 0,25; газофракционирования 0,4.

Общая мощность НПЗ развитых капиталистич. стран составляет ок. 3 млрд. т/год, из них 34,5% приходится на Зап. Европу, 25,5% – США, 9,4% – Японию. 38% всех НПЗ находится в США. НПЗ США в 1983 произвели (млн. т): 273,5 бензина, 49,4 керосина и реактивного топлива, 124,6 дизельного топлива, 10,9 масел, 36,4 битума, 16,6 кокса.

Литература : Рудин M. Г., Смирнов Г. Ф., Проектирование нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, Л., 1984; Pарамазов C. A., Оборудование нефтеперерабатывающих заводов и его эксплуатация, 2 изд., M., 1984; Химия нефти, Под редакцией З. И. Сюняева, Л., 1984.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991 .

Http://ex-kavator. ru/dic/encgeo. php? dic_tid=3357

Нефтеперерабатывающий завод (a. oil refinery; н. Erdolraffinerie, Erdolverarbeitungswerk; ф. raffinerie de petrole; и. refineria de petroleo), – пром. предприятие, производящее из сырой нефти жидкие топлива, масла, битум, кокс, парафин, церезин, ароматич. углеводороды, органич. кислоты, cepy или серную к-ту, растворители, сжиженные газы и нефтехим. сырьё. Ha НПЗ осуществляется обессоливание, обезвоживание и стабилизация сырой нефти, первичная (атмосферная и вакуумная) перегонка нефти, селективная очистка, депарафинизация и доочистка масел, деасфальтизация гудрона, каталитич. риформинг, гидроочистка, гидрокрекинг, замедленное коксование, каталитич. крекинг, алкилирование изобутана олефинами, изомеризация и газофрак – ционирование.

Первая нефтеперегонная установка в России построена на p. Ухта в 1745. Нефтеперегонный з-д c кубами периодич. действия впервые в мире построен крепостными крестьянами братьями Дубиниными на Сев. Кавказе ок. Моздока в 1823. B США первый НПЗ построен в 1849 в Тайтесвилле (шт. Пенсильвания). B 1869 в Баку существовало 23 нефтеперегонных з-да. C помощью форсунки B. Г. Шухова в 1880 началось использование мазута как топлива для паровых котлов. Ha основе работ Д. И. Менделеева вакуумной перегонкой мазута стали получать смазочные масла. C 1891 начали применять трубчатые нефтеперегонные установки непрерывного действия. B 1913 Россия перерабатывала 9 млн. т нефти, в осн. в Баку и Грозном, a также в Ярославле, Фергане, Балахне. B CCCP в 1918-40 сооружены НПЗ в Уфе, Ишимбае, Сызрани, Куйбышеве. B 1937 в CCCP перерабатывалось 26,4 млн. т нефти.

B состав НПЗ входят: пункты приёма нефти, нефт. резервуары, насосные станции, технол. нефт. установки, парки промежуточных продуктов, технол. трубопроводы, товарные парки, вспомогат. объекты, службы водо – и электроснабжения.

Ha НПЗ применяются технологии переработки нефти: топливная c неглубокой переработкой нефти, топливная c глубокой переработкой нефти, топливно-масляная, топливно-нефтехимическая. Пo первым двум вырабатываются бензин, авиац. и осветительный керосин, дизельное и газотурбинное топлива, печное и котельное топлива (выход светлых по первой схеме не более 40-45%, котельного топлива до 50-55%, по второй – до 72-75%, котельное топливо производится только для собств. нужд НПЗ). Пo топливно-масляной схеме кроме топлив получают смазочные масла, парафины и церезины, на базе асфальтов и экстрактов производят битумы и кокс. Пo топливно-нефтехим. схеме на НПЗ имеется спец. нефтехим. произ-во (см. Нефтехимический комплекс).

Технология НПЗ включает: электро – обессоливание для удаления из нефти избыточной воды и солей, первичную перегонку для получения топливных и масляных фракций, вторичную перегонку бензина для получения узких бензиновых фракций и высокооктанового бензина, каталитич. риформинг для получения ароматич. углеводородов и высокооктановых компонентов автомобильных бензинов, экстракцию ароматич. углеводородов (бензола, толуола, ксилола), гидроочистку от гетероатомных соединений керосиновых и дизельных фракций, вакуумных дистиллятов, масел, прямогонных и вторичных бензинов, замедленное коксование тяжёлых остатков для получения нефт. кокса, каталитич. крекинг тяжёлых газойлевых фракций для получения высокооктановых компонентов бензина и сырья для произ-ва сажи, олефинсодержащих газовых фракций, гидрокрекинг тяжёлого сырья при повышенном давлении водорода для получения дополнит. количеств светлых нефтепродуктов. Для произ-ва высокооктановых компонентов автомоб. и авиац. бензинов из лёгких углеводородных фракций (бутан-бутиленовой, пропан-пропиленовой, изобутановой) проводят алкилирование изобутана олефинами. Изомеризация низших парафиновых углеводородов (бутана, пентана, гексана, лёгких бензиновых фракций) проводится для получения высокооктановых компонентов автомоб. бензина и сырья для произ-ва синтетич. каучука, газофракционирование нефтезаводских газов – для выработки лёгких углеводородных фракций высокой чистоты. Произ-во масел состоит из очистки селективными растворителями (деасфальтизация гудрона, обработка растворителями деасфальтизата и вакуумного дистиллята), депарафинизации рафинатов селективной очистки и гидрогенизации или контактной доочистки депарафинированных масел. Произ-во парафинов включает выделение жидких парафинов из дизельных фракций карбамидной депарафинизацией или адсорбцией на мол. ситах, получение твёрдых парафинов обезмасливанием гача или петролатума – побочных продуктов депарафинизации масел или из дистиллятов высокопарафинистых нефтей методом фильтр-прессования и потения, доочистку сернокислотным, адсорбционным или гидрогенизационным методами. Для получения битумов проводят глубокую вакуумную перегонку мазута и высокотемпературное окисление остатка воздухом.

Осн. методы, применяемые на НПЗ: ректификация, крекинг, риформинг, гидроочистка, гидрокрекинг, деасфальтизация, селективная экстракция, депарафинизация, адсорбция.

B CCCP мощность единичных установок на НПЗ составляет (млн. т/год): первичной перегонки нефти 0,6-6; гидроочистки топлив 0,9-2; каталитич. крекинга 0,25-2; каталитич. риформинга 0,3-1; коксования 0,6; произ-ва битума 0,125-0,75; деасфальтизации 0,25; контактной очистки масел 0,33; селективной очистки 0,265-0,6; депарафинизации масел 0,25; газофракционирования 0,4.

Общая мощность НПЗ развитых капиталистич. стран составляет ок. 3 млрд. т/год, из них 34,5% приходится на Зап. Европу, 25,5% – США, 9,4% – Японию. 38% всех НПЗ находится в США. НПЗ США в 1983 произвели (млн. т): 273,5 бензина, 49,4 керосина и реактивного топлива, 124,6 дизельного топлива, 10,9 масел, 36,4 битума, 16,6 кокса.

Литература: Рудин M. Г., Смирнов Г. Ф., Проектирование нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, Л., 1984; Pарамазов C. A., Оборудование нефтеперерабатывающих заводов и его эксплуатация, 2 изд., M., 1984; Химия нефти, Под редакцией З. И. Сюняева, Л., 1984.

Http://bio. niv. ru/doc/encyclopedia/mining/articles/153/neftepererabatyvayuschij-zavod. htm

“В погоне за гигантскими природными богатствами арктического региона Россия выдвигает конкретные претензии. До 2030 года государственный концерн “Газпром” планирует извлечь из недр арктического шельфа порядка 200 млрд кубометров газа и 10 млн тонн нефти”, – пишет Neue Zeurcher Zeitung.

Об этом представители российского газового монополиста заявили на проходящем в Архангельске Международном Арктическом форуме. Глава правительства Владимир Путин, выступая на форуме, выразил поддержку этим устремлениям.

Кроме того, говорится в статье, русские объявили о намерении построить в регионе первый НПЗ. Это приведет к созданию 1800 рабочих мест и сократит расходы на транспортировку энергоресурсов, замечает российская сторона.

По словам главы МЧС Сергея Шойгу, экономическое развитие арктического региона невозможно без надежных решений в области безопасности. В этой связи планируется создание масштабной коммуникационной системы и системы контроля. В преддверии конференции уже было объявлено о том, что Россия планирует направить в Арктику военных – по официальной версии в связи с тем, что глобальное потепление приводит к таянию естественных ледяных границ.

В настоящее время, продолжает издание, эксперты проверяют законность притязаний государств, имеющих выход к Арктике, в том числе и России. Если притязания России будут подтверждены, то, согласно нормам международного права, русские смогут добывать ресурсы на территории в 1,2 млн квадратных километров.

Http://www. inopressa. ru/article/23Sep2011/nzz/arctik1.html

Полицейские изъяли двадцать четыре тонны низкокачественных нефтепродуктов.

Сотрудники СОБР Управления Росгвардии по Кабардино-Балкарской Республике оказали силовую поддержку подразделениям республиканского МВД при установлении и пресечении незаконной предпринимательской деятельности в топливно-энергетической сфере.

Компания в ночное время осуществляла переработку нефтепродуктов без соответствующей лицензии Ростехнадзора.

Видео: В Самарской области обнаружили подпольное нефтеперерабатывающее предприятие – Россия 24

Владимир Путин призвал министра энергетики Александра Новака обратить внимание на вопросы модернизации ряда нефтеперерабатывающих заводов. “По некоторым компаниям есть еще над чем работать”, – сказал президент

Крупный пожар вспыхнул в четверг на нефтеперерабатывающем заводе в штате Карнатак на юге Индии.

В Баку местный житель просверлил трубопровод Бакинского нефтеперерабатывающего завода.

В городе Таоюань на Тайване на нефтеперерабатывающем заводе китайской компании CNPC произошёл сильный пожар. Возгорание стало результатом взрыва в одном из цехов завода. Сообщается, что информации о пострадавших пока не поступало. Читать дал

На нефтеперерабатывающем заводе CNPC на Тайване произошёл крупный пожар. Об этом сообщает China News. Читать далее

Взрыв произошел утром в понедельник на нефтеперерабатывающем заводе на территории города Таоюань на северо-западе Тайваня, информации о пострадавших пока нет.

Сегодня в Монголии утвержден план строительства первого нефтеперерабатывающего завода в аймаке Дорноговь.

Ответственность за происходящее глава профсоюза работников нефтяной промышленности страны возложил на правительство и президента Николаса Мадуро.

Ответственность за происходящее глава профсоюза работников нефтяной промышленности страны возложил на правительство и президента Николаса Мадуро

В 2017 году компания «Газпром нефть» ввела в эксплуатацию комплекс биологических очистных сооружений на Московском нефтеперерабатывающем заводе.

Возгорание на установке АВТ-3 на ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез” (ОАО “Славнефть-ЯНОС”) ликвидировано, сообщили “Интерфаксу” на предприятии.

Небольшое возгорание на нефтеперерабатывающем заводе в Ярославле привело к гибели одного рабочего, еще один госпитализирован.

В результате пожара на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе один человек погиб, один госпитализирован с ожогами. Читать далее

В среду на нефтеперерабатывающем заводе в районе Алиага турецкой провинции Измир прогремел взрыв, в результате четыре человека погибли, еще двое получили ранения.

Сегодня, 10 октября, в 4 утра со стороны ВСУ начался обстрел с населенного пункта Новотроицкое по Докучаевску. Огонь велся с применением минометов калибра 120, 82 […]

Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) благодаря своей продукции позволил на 20% сократить выбросы от автомобилей.

5 октября в Кстовском районе Нижегородской области на нефтеперерабатывающем заводе «Лукойл-Нижегороднефтьоргсинтез» произошел взрыв.

Активисты, экологи и журналисты посетили с проверкой Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне.

Как сообщает Financial Times, около трети нефтеперерабатывающих мощностей США выведены из строя из-за урагана «Харви» — таким образом, объемы нефтепереработки достигли минимума с 2008 года. Кроме того, 11 портов Техаса не принимают танкеры с нефтью — уже 2

Около трети нефтеперерабатывающих мощностей США выведены из строя из-за урагана “Харви” и масштабного наводнения, пишет The Financial Times.

Мэр Порт-Артура, в районе которого расположен НПЗ, сообщила, что сейчас город “практически полностью затоплен”

В Американском штате Техас компании ExxonMobil, Royal Dutch Shell и Petrleo Brasileiro остановили три крупных нефтеперерабатывающих предприятия из-за урагана «Харви». Читать далее

Три крупные компании остановили нефтеперерабатывающие заводы в Техасе

В округе города Корпус-Кристи также остановлены нефтеперерабатывающие предприятия суммарной мощностью более 2 млн баррелей в день, сообщает газета

По предварительным данным, возгорание произошло из-за нарушений правил безопасности

Пожар случился на территории нефтеперерабатывающего предприятия. Пострадало три человека.

Построенный при участии Китая нефтеперерабатывающий завод “Джунда” в городе Кара-Балта /Чуйская область/ — локомотив экономического развития региона и прекрасный образец взаимовыгодного сотрудничества в рамках инициативы “пояса и пути”.

Http://plainnews. ru/tag/neftepererabatyvayuwij

Производственное объединение– это комплекс, включающий топливное, масляное, нефтехимическое и, часто, химическое производства, а также крупные подразделения подсобно-вспомогательного хозяйства. Основной структурной единицей объединения является специализированный завод одного из названных типов.

На производственную структуру НПЗ влияют все указанные факторы. кроме этого при построении структур учитывают особенность применяемых форм организации производства и специфику размещения НПЗ.

Комбинирование – форма, наиболее полно отвечающая специфике отраслей нефтепереработки и нефтехимии, так как предприятие располагается компактно, обеспечивает улучшение использования комплексного сырья, сокращает его расход, уменьшает стадии переработки, затраты на транспортирование сырья и полуфабрикатов, а это приводит к улучшению технико-экономических показателей. Степень комбинирования во многом определяются количеством исходного сырья, обеспеченностью сырьем и топливом, структурой потребностью экономики, мощностью предприятия.

Аппаратурный характер процессов, их сложность и непрерывность требуют высокой степени автоматизации производства. Четкость и непрерывность технологических процессов достигаются тем, что основные аппараты работают по заданному режиму при автоматическом регулировании параметров или ручном управлении по показаниям соответствующих контрольно-измерительных приборов. В свою очередь, высокая степень автоматизации, характерная для отрасли производства, способствует концентрации и комбинированию.

Большая потребность в энергии, ремонтных работах, транспортных средствах, средствах автоматики и контроля требует широко развитого подсобно-вспомогательного хозяйства, доля которого в капитальных затратах и затратах труда составляет более 50%.

Число подразделений зависит от мощности предприятий, сложности его схемы, близости других предприятий, необходимости обеспечения требуемого уровня экологичности и принятой формы специализации: технологической, предметной или смешанной.

Типовая схема организационно-производственной структуры нефтеперерабатывающего предприятия приведена на рисунке 1. Аналогичными, естественно с учетом особенностей технологии, являются структуры нефтехимических и газоперерабатывающих предприятий. [9, 114]

Рисунок 1.1 – Типовая схема организационно-производственной структуры НПЗ

Таблица 1.1 – Типовая организационно-производственная структура НПЗ

Http://lektsii. org/14-52579.html

Основной функцией нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) является переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, битумы, нефтяной кокс сырьё для нефтехимии. Производственный цикл НПЗ обычно состоит из подготовки сырья, первичной перегонки нефти и вторичной переработки нефтяных фракций: каталитического крекинга, каталитического риформинга, коксования, висбрекинга, гидрокрекинга, гидроочистки и смешения компонентов готовых нефтепродуктов.

    Вариант переработки нефти: топливный, топливно-масляный и топливно-нефтехимический. Объем переработки (в млн. тонн.) Глубина переработки (выход нефтепродуктов в расчете на нефть, в % по массе за минусом топочного мазута и газа)

Сначала производится обезвоживание и обессоливание нефти на специальных установках для выделения солей и других примесей, вызывающих коррозию аппаратуры, замедляющих крекинг и снижающих качество продуктов переработки. В нефти остаётся не более 3—4 мг/л солей и около 0,1 % воды. Затем нефть поступает на первичную перегонку.

Жидкие углеводороды нефти имеют различную температуру кипения. На этом свойстве основана перегонка. При нагреве в ректификационной колонне до 350 °C из нефти последовательно с ростом температуры выделяются различные фракции. Нефть на первых НПЗ перегоняли на следующие фракции: прямогонный бензин (он выкипает в интервале температур 28-180°С), реактивное топливо (180—240 °С) и дизельное топливо (240—350 °С). Остатком перегонки нефти был мазут. До конца XIX века его выбрасывали, как отходы производства. Для перегонки нефти обычно используют пять ректификационных колонн, в которых последовательно выделяются различные нефтепродукты. Выход бензина при первичной перегонке нефти незначителен, поэтому проводится её вторичная переработка для получения большего объёма автомобильного топлива.

Вторичная переработка нефти проводится путём термического или химического каталитического расщепления продуктов первичной нефтеперегонки для получения большего количества бензиновых фракций, а также сырья для последующего получения ароматических углеводородов — бензола, толуола и других. Одна из самых распространенных технологий этого цикла — крекинг (англ. cracking — расщепление).

В 1891 году инженеры В. Г. Шухов и С. П. Гаврилов предложили первую в мире промышленную установку для непрерывной реализации термического крекинг-процесса: трубчатый реактор непрерывного действия, где по трубам осуществляется принудительная циркуляция мазута или другого тяжелого нефтяного сырья, а в межтрубное пространство подаются нагретые топочные газы. Выход светлых составляющих при крекинг-процессе, из которых затем можно приготовить бензин, керосин, дизельное топливо составляет от 40-45 до 55-60 %. Крекинг-процесс позволяет производить из мазута компоненты для производства смазочных масел.

Каталитический крекинг был открыт в 30-е годы XX века. Катализатор отбирает из сырья и сорбирует на себе прежде всего те молекулы, которые способны достаточно легко дегидрироваться (отдавать водород). Образующиеся при этом непредельные углеводороды, обладая повышенной адсорбционной способностью, вступают в связь с активными центрами катализатора. Происходит полимеризация углеводородов, появляются смолы и кокс. Высвобождающийся водород принимает активное участие в реакциях гидрокрекинга, изомеризации и др.. Продукт крекинга обогащается легкими высококачественными углеводородами и в результате получается широкая бензиновая фракция и фракции дизельного топлива, относящиеся к светлым нефтепродуктам. В итоге получаются углеводородные газы (20 %), бензиновая фракция (50 %), дизельная фракция (20 %), тяжелый газойль и кокс.

Гидроочистку осуществляют на гидрирующих катализаторах с использованием алюминиевых, кобальтовых и молибденовых соединений. Один из наиболее важных процессов в нефтепереработке.

Задача процесса — очистка бензиновых, керосиновых и дизельных фракций, а также вакуумного газойля от сернистых, азотсодержащих, смолистых соединений и кислорода. На установки гидроочистки могут подаваться дистилляты вторичного происхождения с установок крекинга или коксования, в таком случае идет также процесс гидрирования олефинов. Мощность существующих в РФ установок составляет от 600 до 3000 тыс. т в год. Водород, необходимый для реакций гидроочистки, поступает с установок каталитического риформинга, либо производится на специальных установках.

Сырьё смешивается с водородсодержащим газом концентрацией 85-95 % об., поступающим с циркуляционных компрессоров, поддерживающих давление в системе. Полученная смесь нагревается в печи до 280—340°C, в зависимости от сырья, затем поступает в реактор. Реакция идет на катализаторах, содержащих никель, кобальт или молибден под давлением до 50 атм. В таких условиях происходит разрушение сернистых и азотсодержащих соединений с образованием сероводорода и аммиака, а также насыщение олефинов. В процессе за счет термического разложения образуется незначительное (1,5-2 %) количество низкооктанового бензина, а при гидроочистке вакуумного газойля также образуется 6-8 % дизельной фракции. В очищенной дизельной фракции, содержание серы может снизиться с 1,0 % до 0,005 % и ниже. Газы процесса подвергаются очистке с целью извлечения сероводорода, который поступает на производство элементарной серы или серной кислоты.

Установка Клауса активно применяется на нефтеперерабатывающих предприятиях для переработки сероводорода с установок гидрогенизации и установок аминной очистки газов для получения серы.

Бензин, керосин, дизельное топливо и технические масла подразделяются на различные марки в зависимости от химического состава. Завершающей стадией производства НПЗ является смешение полученных компонентов для получения готовой продукции требуемого состава.

Первый российский нефтеперерабатывающий завод был основан братьями Чумеловыми на реке Ухта в 1745 [Источник не указан 416 дней] . Завод производил осветительный керосин и смазочные масла.

Http://dictionary. sensagent. com/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4/ru-ru/

…Я уже более 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого человека, который работает вместе со мной, участником в достигнутых результатах, чтобы тот, кто делит со мной труды, имел бы право делить со мною и мои барыши.

Полномасштабная коммерческая добыча нефти в мире началась во второй половине XIX века, но просачивающуюся на поверхность земли нефть использовали задолго до этого. Первые упоминания о нефти на территории России содержатся в Двинской летописи (XV век): “горюча вода густа” в реке Ухте. Племена, жившие на берегах Ухты (на севере современной Республики Коми), собирали нефть для медицинских и хозяйственных нужд прямо с поверхности воды.

В конце XVII – начале XVIII веков нефть нашли в Сибири и Поволжье: в 1684 г. иркутский письменный голова Леонтий Кислянский открыл нефть в районе Иркутского острога, “где из горы идёт жар неведомо отчего, и на том месте снег зимою не живёт и летом трава не растёт”; в 1703 г. в одном из самых ранних выпусков первой регулярной российской газеты “Ведомости” была опубликована статья об обнаружении нефти на реке Сок в Поволжье; в 1719 г. шведский капитан Табберт, член экспедиции по исследованию Сибири, зафиксировал первую нефть в Приобье, а в 1722 г. капитан Иван Унковский в путевом журнале сообщил о нефти на берегах Иртыша у Каменного Яра, где из известняка “каменное масло брали”.

Приоритет начала нефтепереработки заводским способом принадлежит нашей стране: в 1745 г. архангелогородец Фёдор Савельевич Прядунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухты и построил примитивный нефтеперегонный завод, хронологически – первый в мире.

На южных окраинах Российской империи – на Таманском полуострове, на Северном Кавказе – нефтепроявления наблюдались издревле. В Тамани казакам в наследство от турок достались песчаные залежи чёрного золота. Нефтяные пески промывали водой, с поверхности воды собирали нефть и особыми вениками отжимали её в ушаты.

После того как песок оседал на дно, нефть очищалась. Из двух носилок нефтяного песка получалось примерно ведро нефти. Добыча велась только летом – с мая по сентябрь. Поскольку все природные ресурсы Тамани принадлежали Черноморскому войску, нефтяной промысел контролировался казачьей администрацией.

Официальные известия о нефтяных месторождениях в районе Грозного близ Терека (“между Щедрина и Червлёного городков. есть колодези нефтяные”) относят к 1727 г.; первый нефтеперерабатывающий завод в регионе был открыт в 1823 г. в Моздоке братьями Дубиниными. Но особенно обильные нефтяные месторождения находились на территории современного Азербайджана. О наличии нефти на Каспии в Ширване сообщал ещё в 754 г. арабский историк Ал-Балазури.

Много позже, в 1639 г., немецкий учёный-энциклопедист Адам Олеарий в книге “Описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию” рассказал о добыче нефти в окрестностях Баку. Для сбора нефти здесь рыли расширяющиеся книзу колодцы, откуда “чёрное золото” черпали ёмкостями, изготовленными из овечьих шкур.

Продукт шёл на хозяйственные нужды: его использовали для смазки телег, жгли в глиняных светильниках, землёй, пропитанной нефтью, крыли крыши. В регионе находилось много больших месторождений с относительно легко извлекаемыми запасами, но транспортировка нефти до рынков сбыта была трудной и дорогой. Тем не менее с XIV века бакинская нефть экспортировалась в другие страны: в 1694 г. в книгу Московской таможни занесены сведения о привозе в Москву нефти из Баку и о сборе пошлины с этого товара.

Сначала скважинами владел персидский шах, а в 1806 г., после присоединения Баку к Российской империи, они перешли в государственную собственность и стали отдаваться в откуп. К 1829 г. в Баку действовало 82 скважины. Добыча нефти составляла 550 т в год. Разработки велись примитивным и совершенно неэкологичным способом: на заводы нефть перевозилась на арбах, нефтехранилищами служили обыкновенные ямы, вырытые в земле, отходы сжигали или просто выливали, а единственным ценным нефтепродуктом считался керосин. Варварская эксплуатация “поощрялась” и законодательством: поскольку нефтеносные участки отдавались только в краткосрочную аренду (до 4 лет), откупщики избегали серьёзных капиталовложений.

В 1846 г. на Биби-Эйбатском месторождении вблизи Баку (десятилетием раньше, чем в США) была получена нефть из первой буровой скважины. Это событие фактически следует считать рождением мировой, и в частности российской, нефтяной промышленности. Попытки же буровых работ для разведки нефти предпринимались в Тамани ещё с 1835 г.

В начале 1860-х годов купец В. А. Кокорев, затеявший в Баку торговлю, решил использовать кир (землю, пропитанную нефтью) для производства осветительного масла и открыл в Сураханах, в семнадцати верстах от Баку, перегонный завод.

Переработка нефтяной земли оказалась невыгодной, но тут выяснилось, что из “белой” нефти, добываемой в окрестностях Сураханов, получается отличный керосин, и завод Кокарева постепенно стал приносить прибыль. Параллельно в Баку активно развивалось предприятие некого Тагиева, который умудрился скупить местность Биби-Эйбат, пробурил там множество скважин, откуда забили нефтяные фонтаны, и построил большой завод непосредственно у места добычи. Слухи о лёгких каспийских прибылях быстро достигли обеих столиц, и Баку охватила нефтяная лихорадка: в город ринулись толпы авантюристов, жаждущих быстрой наживы; стоимость аренды земли подскочила; в практику вошли поджоги скважин и заводов конкурентов.

В результате правительству стало очевидно, что система откупов неэффективна. С 1872 г. её окончательно отменили, и началась приватизация. Первый аукцион нефтеносных участков состоялся в январе 1873 г. Но, хотя участки формально поступали в частную собственность, это была скорее бессрочная аренда, поскольку кроме единовременной оплаты стоимости участка владелец был обязан платить в казну ежегодно по 10 руб. с десятины.

Определяющую роль в развитии бакинских нефтепромыслов, а также и в истории отечественной нефтяной отрасли в целом сыграло семейство шведских промышленников Нобелей. В 1870 г. Петербургский механический завод Нобелей получил большой оружейный заказ. В связи с этим один из его совладельцев, Роберт Нобель, отправился в Баку закупать древесину грецких ореховых деревьев для изготовления прикладов. Познакомившись по дороге с голландцем, владевшим небольшим нефтеносным участком в Баку, он на свой страх и риск купил у того землю и небольшой керосиновый завод.

С финансами помог брат – знаменитый учёный Альфред Нобель 1 . Будучи неплохим химиком, Роберт быстро нашёл способ производить керосин, превосходящий по качеству не только местную продукцию, но и американский импорт.

Модернизировав завод, он в 1875 г. запустил производство, а в октябре следующего года уже поставил в Петербург 300 бочек керосина. Неожиданными успехами заинтересовался ещё один представитель семьи – брат Роберта Людвиг Нобель. В отличие от Роберта, прежде всего инженера и технолога, Людвиг мыслил масштабно, прекрасно представляя себе российскую реальность и промышленный потенциал. Проанализировав все основные звенья технологической цепочки – добычу, транзит, транспортировку в Москву и Петербург, хранение, сбыт – и изучив опыт американцев, он приступил к оптимизации бизнеса, т. е. к решению конкретных инженерных задач. Самым насущным оказалось решение логистических вопросов, поскольку транспортная инфраструктура доставки каспийской нефти на рынки России, Европы и Азии была очень слабо развита. Вторым ключевым моментом стало совершенствование процесса переработки нефти. Отмечая заслуги Людвига Нобеля перед российской нефтяной промышленностью, выдающийся русский химик-технолог, профессор Петербургского университета Конон Иванович Лисенко в “Очерке деятельности Л. И. Нобеля по нефтяному делу в России” писал: “Я не стану перечислять всего, что сделано Нобелем в области перегонки нефти, и укажу только на главное: он первый устроил непрерывную перегонку, первый поставил куб и взмешиватели на открытом воздухе; завёл тщательный контроль дистиллатов и готовых продуктов, устроил подогревание нефти, подлежащей перегонке, горячими остатками, ввёл перегонку нефти на керосин с перегретым паром, вследствие чего он выделяется при значительно низшей температуре”. Кроме того, после получения керосина Нобели не стали сбрасывать нефтяные остатки в море, как привыкли делать другие бакинские предприниматели, а собирали их в большие резервуары, а затем на специально арендованных для этой цели заводах очищали и перерабатывали.

За короткое время компания Нобелей стала собственником промыслов в Сураханах, Балаханах, Биби-Эйбате. Взяв в аренду большие участки земли, они построили между Чёрным и Белым городами в Баку нефтеперегонные, сернокислотные, медеплавильные, чугунолитейные заводы и причалы. Земли, где предполагалось наличие нефти, немедленно брались в аренду – часть про запас, а на остальных бурили скважины и вели поисково-разведывательные работы.

Одной из приоритетных заслуг Нобелей в развитии нефтяного дела России по праву считается прокладка первого российского нефтепровода 2 . Идея была встречена местной общественностью с подозрением, а у властей возникли опасения, что нововведение чревато массовыми беспорядками, т. к. строительство трубопроводов означало ликвидацию рынка перевозчиков и безработицу.

Нобелю попытались было запретить проведение нефтепровода по территории, находившейся во владении государства. Но тем не менее в 1877 г. инженеры А. В. Бари и В. Г. Шухов начали строительство для компании братьев Нобель нефтепровода протяжённостью 12 км, который соединил промыслы в Балаханах с заводом в Чёрном городе, а потом и с пристанью. Для охраны сооружения были поставлены сторожевые вышки и наняты казаки. Проект окупился уже через год.

Нефтепровод удешевил доставку нефти с промысла на заводы в 7 раз. Местные нефтепромышленники сначала вынуждены были пользоваться инфраструктурой Нобеля, а затем стали тянуть собственные трубы. (Именно тогда, кстати, были изобретены способы хищения чужой нефти из труб.)

Вторая заслуга Нобелей – создание нефтеналивного флота. До прихода на бакинский рынок Нобелей транспортировка нефти из Баку в другие регионы была серьёзной проблемой. Керосин возили в бочках на парусных судах до Волги, а оттуда баржи тащили вверх по течению бурлаки. Стоимость тары составляла примерно половину стоимости залитого в неё керосина, т. к. подходящей древесины для её изготовления в Баку не было. На пароходах возить нефть тоже было дорого, поскольку уголь Россия в основном импортировала. Людвиг Нобель задумал исправить положение при помощи танкеров, а в качестве топлива использовать отходы своего производства (т. е. мазут). Собственноручно разработав общую схему конструкции нового судна, он заключил контракт на строительство 242-тонного танкера со шведской фирмой “Линдхолмен-Мотала”. В 1878 г. танкер “Зороастр” был спущен на воду и переправлен на Каспийское море во время весеннего половодья на Волге. “Зороастр” перевозил нефть непосредственно в трюмах, которые перегородками делились на отсеки, что позволяло избежать риска волнообразного движения груза.

К 1885 г. флот Нобелей насчитывал 11 танкеров на Каспии и 2 на Балтике. Вверх по Волге нефть доставляли наливные баржи. Примеру Нобелей последовали и прочие нефтепромышленники. В конце 90-х XIX века танкерный флот на Каспии располагал уже сотней судов различного типа. Скорость перевозки нефти значительно возросла: один танкер, вмещавший 3 тыс. т нефти, заменил 9000 бочек.

Людвиг Нобель считается также пионером перевозки нефтепродуктов по железной дороге, что было крайне важно по причине замерзания водных путей зимой. В 1881 г. он пустил в Петербург железнодорожный состав из железных цистерн. Через два года компания владела уже 60 составами по 25 цистерн каждый. Поскольку администрация железных дорог отказывалась обслуживать этот парк, Нобели построили собственные депо, ремонтные мастерские, промежуточные нефтехранилища.

Предприятие Нобелей беспрерывно расширялось. Огромные нефтехранилища появились в Царицыне, Москве, Петербурге, Риге, Самаре, Нижнем Новгороде. Расходы исчислялись миллионами рублей.

Для дальнейшего развития требовались деньги, которых постоянно не хватало. Тогда 25 мая 1879 г. в Баку была основана первая иностранная нефтепромышленная акционерная компания “Товарищество нефтяного производства братьев Нобель (БраНобель)” с основным капиталом в 3 млн руб.

В качестве учредителей товарищества выступали трое братьев Нобель – Людвиг, Роберт и Альфред Иммануэльевичи – и их друг, полковник гвардейской артиллерии (впоследствии генерал) барон Пётр Александрович Бильдерлинг.

Во главе товарищества стояло Правление, находившееся в Петербурге. В его состав входили 5 директоров, возглавляемых председателем. С 1879-го по 1888 г. этот пост занимал Людвиг Нобель, а позже его сын Эмануэль.

Центральное управление в Петербурге состояло из следующих отделов: общего делопроизводства и секретариата; технического; торговли керосином в России; иностранного; торговли мазутом и смазочными маслами; железнодорожного; главной бухгалтерии; главной кассы; юридического; контрольного; нефтепроводного; нефтяных промыслов и геологического; бондарного; счётного; управления судоходством и водными перевозками; ссудо-сберегательной кассы служащих. На местах Правление располагало целым рядом исполнительных органов, причём самые крупные учреждения Товарищества были выделены в особые управления: Бакинский отдел; Батумская и Новороссийская конторы, отвечающие за экспортные операции на Чёрном море; Отдел речной перевозки по Волге и её притокам; Главная инженерная часть на Волге; Московский отдел.

Http://www. ria-stk. ru/mi/adetail. php? ID=45523

Добавить комментарий