список мини нпз россии 2017– cccp-online.ru

список мини нпз россии 2017

Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Адушев М. Н.

Установки от экстрасенса 700х170

В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России находится в состоянии «депрессии». Государству еще с начала 2000-х гг. не удается решить проблемы низкой глубины переработки нефти , нехватки нефтеперерабатывающих мощностей и несоответствия качества нефтепродуктов евростандартам. За последние 15 лет государством дважды вносились изменения в налоговое законодательство для стимулирования глубокой переработки нефти в начале 2005 г. и в октябре 2011 г., но проблема осталась. Ее решение позволит увеличить валовой внутренний продукт и объем государственного бюджета страны, снизить дефицит бензина в отдельных регионах (к примеру, на Дальнем Востоке) и создать новые рабочие места. Целью работы является обоснование экономических методов повышения глубины переработки нефти , улучшения качества нефтепродуктов и увеличения нефтеперерабатывающих мощностей. Для выявления методов разрешения современных проблем проведена оценка налоговой нагрузки нефтяных компаний по производству кокса и нефтепродуктов , а также влияния акцизов и вывозных таможенных пошлин на объем и структуру нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов . По итогам проведенных исследований разработаны предложения по изменению стратегии налоговой политики нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на внедрение технических регламентов на топливо стандарта Евро-6.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Адушев М.Н.,

These days, the Russian oil refining industry is in a state of “depression”. Since the early 2000s the state hasn’t been able to resolve the problems of low depth of oil refining, lack of refining capacity and nonconformity of oil products’ quality to European standards. Over the past 15 years the state has made alterations to the tax laws twice, aiming at fostering deep oil refining. That was in early 2005 and in October 2011, but the problem remains. Its resolution is supposed to increase the gross domestic product and the amount of the state budget, reduce petrol shortage in certain regions (e.g., in the Far East) and create new working positions. The purpose of the research is to study the economic methods of increasing the depth of oil refining, improving quality of oil products and increasing refining capacity. In order to identify the methods for resolving the current problems, we have evaluated the tax burden on oil companies producing coke and oil products, as well as the influence of excise and custom duties on the volume and structure of the oil refining and export of oil products. According to the research results, some proposals have been made, concerning changing the strategy of tax policy in the oil refining industry, which is supposed to be focused on the implementation of technical regulations on fuel Euro 6.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности России»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 ЭКОНОМИКА Вып. 1(24)

УДК 338.45:662.7 ББК 65.305.143

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

М.Н. Адушев, ст. преподаватель кафедры экономики, управления и информационных технологий

Электронный адрес: matvei_nikolaevich@mail.ru

Филиал ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 692760, г. Артем, ул. Кооперативная, 6

В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность России находится в состоянии «депрессии». Государству еще с начала 2000-х гг. не удается решить проблемы низкой глубины переработки нефти, нехватки нефтеперерабатывающих мощностей и несоответствия качества нефтепродуктов евростандартам. За последние 15 лет государством дважды вносились изменения в налоговое законодательство для стимулирования глубокой переработки нефти – в начале 2005 г. и в октябре 2011 г., но проблема осталась. Ее решение позволит увеличить валовой внутренний продукт и объем государственного бюджета страны, снизить дефицит бензина в отдельных регионах (к примеру, на Дальнем Востоке) и создать новые рабочие места. Целью работы является обоснование экономических методов повышения глубины переработки нефти, улучшения качества нефтепродуктов и увеличения нефтеперерабатывающих мощностей. Для выявления методов разрешения современных проблем проведена оценка налоговой нагрузки нефтяных компаний по производству кокса и нефтепродуктов, а также влияния акцизов и вывозных таможенных пошлин на объем и структуру нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов. По итогам проведенных исследований разработаны предложения по изменению стратегии налоговой политики нефтеперерабатывающей промышленности, ориентированной на внедрение технических регламентов на топливо стандарта Евро-6.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, нефтепереработка, глубина переработки нефти, налоговая нагрузка, акцизы, экспортные пошлины, инвестиции.

В современных условиях хозяйствования потенциал и перспективы развития российской экономики зависят во многом от нефтяной промышленности. Благодаря нефти и газу формируется значительная часть валового внутреннего продукта и более половины федерального бюджета России [15].

Особую роль в нефтяной промышленности играет нефтепереработка, обеспечивающая производство нефтепродуктов, необходимых для развития всех отраслей народного хозяйства: транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, производство всех видов изделий, начиная от зубной пасты и пластиковых стаканчиков до производства ракет и лекарственных препаратов.

законодательства, принятого еще в начале 90-х гг., привело к множеству проблем в нефтепереработке. В частности, это низкая глубина переработки

нефти, нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, несоответствие качества

нефтепродуктов мировым стандартам и др.

На структуру нефтепереработки негативно повлияло несовершенство таможенного

законодательства, в частности экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Если доля первичной переработки нефти в 2000 г. составляла 53,8%, то к 2004 г. она существенно снизилась до 42,5%, а доля экспорта нефти, наоборот, выросла с 44,8 до 56,2% (табл. 1).

Основная причина – несущественная разница величины в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты, что не компенсирует издержки на производство нефтепродуктов, в результате чего экспорт нефтепродуктов становится менее выгоден по сравнению с экспортом нефти.

Добыча, переработка и экспорт сырой нефти за 2000-2013 гг. (млн. тонн)

Год Добыча Первичная переработка Доля первичной переработки в добыче, % Экспорт Доля экспорта в добыче, %

2000 323,5 174 53,8 145 44,8

2001 348,1 178 51,1 164,5 47,3

Окончание табл. 1

Год Добыча Первичная переработка Доля первичной переработки в добыче, % Экспорт Доля экспорта в добыче, %

2002 379,6 185 48,7 188 49,5

2003 421,3 190 45,1 223 52,9

2004 459,3 195 42,5 258 56,2

2005 470 207 44 251,8 53,6

2006 480,6 220 45,8 248 51,6

2007 491,4 229 46,6 253,9 51,7

2008 488,6 236 48,3 239,7 49,1

2009 495 236 47,7 248,3 50,2

2010 506 250 49,4 247 48,8

2011 512 258 50,4 242,1 47,3

2012 519 271 52,2 240 46,2

2013 523,2 278,2 53,2 236,6 45,2

* Составлено и рассчитано автором по источникам [12], [22], [20].

За счет значительного повышения экспортных пошлин на нефть, а также благодаря повышению спроса на нефтепродукты внутри страны и на дешевые нефтепродукты низкого качества за границей в 2005 г. начался запуск советских нефтеперерабатывающих заводов, так называемых «НПЗ-самоваров». Смысл «НПЗ-самоваров» заключался в производстве нефтепродуктов с низкой глубиной переработки, то есть с большой долей мазута. Таким образом, доля первичной переработки нефти к 2013 г. выросла до

Основные показатели нефтеперерабатывающей

53,2%, а доля экспорта нефти снизилась до 45,2% (табл. 1).

Увеличение доли переработки нефти привело к тому, что мощности нефтеперерабатывающей промышленности

загружены уже более чем на 90%. Загрузка установок по первичной переработке нефти за последние восемь лет повысилась с 61,9 до 93%.

Таким образом, для дальнейшего роста первичной переработки нефти в структуре добычи необходимы новые НПЗ (табл. 2).

Год Мощности нефтепереработки по сырью Первичная переработка Загрузка установок по первичной переработке нефти, %

2000 281 174 61,9

2001 281 178 63,3

2002 276 185 67,0

2003 271 190 70,1

2004 271 195 72,0

2005 264 207 78,4

2006 273 220 80,6

2007 279 229 82,1

2008 272 236 86,8

2009 267 236 88,4

2010 271 250 92,3

2011 282 258 91,5

2012 291,6 271 92,9

* Составлено и рассчитано автором по источникам [12], [18], [20].

Помимо того, в настоящее время большинство НПЗ построены за период СССР, они требуют серьезной модернизации, так как не позволяют перерабатывать нефть с глубиной свыше 72%. Более того, этот пик был достигнут только лишь однажды в 2008 г., в 2013 г. она составила 71,1% (рис. 1).

Для сравнения, в США глубина переработки нефти составляет 90-95%, а на лучших НПЗ до 98%, в странах -.членах ОПЕК около 85%, а в Европе 85-90%. Даже в бывшем СССР глубина переработки была не ниже 80%.

73,0% 72,0% 71,0% 70,0% 69,0% 68,0% 67,0% 66,0% 65,0%

Российская Федерация, всего

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 1. Глубина переработки нефти в РФ за 2000-2013 гг. (составлено автором по источникам [6], [8])

Учитывая дату ввода в эксплуатацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов и глубину первичной переработки нефти, можно говорить о неэкономном ее использовании. Только на пяти НПЗ глубина первичной переработки нефти составляет более 80%, из них только на двух превышает уровень в 90%, это Омский НПЗ и

Уфанефтехим, принадлежащие ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Башнефть». При этом более половины НПЗ имеют глубину первичной переработки нефти не только ниже, чем в США или Европе, но даже ниже среднеотраслевых значений на уровне 40% (табл. 3) [9].

Характеристика производственных показателей НПЗ России на конец 2013 г,

НПЗ России Ввод в экспл., Мощность, Глубина перера- Переработка нефти, Уровень использо-

год млн. тонн ботки нефти, % млн. тонн вания мощности, %

Рязанский НПЗ (Роснефть) 1960 17 64,9 17,1 100,6

Ярославский НПЗ (Славнефть) 1961 14,8 66 15 101,4

Московский НПЗ(Газпром нефть) 1938 12 72 11 91,7

Киришский НПЗ (Сургутнефтегаз) 1966 22 65 21 95,5

Ухтинский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1933 3,6 66 3,9 108,3

Усинский НПЗ (Енисей) 2011 1,3 54 1,3 100

Южный и Северо-Кавказский ФО

Туапсинский НПЗ (Роснефть) 1929 12 53,9 5,5 45,8

Волгоградский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1957 11,1 85 11,1 99,1

Афипский НПЗ (НефтеГазИндустрия) 1964 3,7 52 4,4 118,9

Краснодарский НПЗ (Русснефть) 1911 3 54 2,4 80

Новошахтинский НПЗ (Юг Руси) 2009 2,5 65 2,5 100

Ильский НПЗ (Кубанская нефтегазовая компания) 2002 1,2 59 1,4 116,7

Ильский НПЗ (Кубанская нефтегазовая компания) 2002 1,2 59 1,4 116,7

Нижегородский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1956 17 65 17 100

Пермский НПЗ (ЛУКОЙЛ) 1958 13 81 12,7 97,7

Новокуйбышевский НПЗ (Роснефть) 1951 8,4 77,8 8,2 97,6

Уфанефтехим (Башнефть) 1957 9,2 92 8,1 88

Газпром нефтехим Салават (Газпром) 1952 9 75 7,4 82,2

Сызранский НПЗ (Роснефть) 1942 8,6 67,2 6,6 76,7

Нижнекамский НПЗ (ТАИФ) 1980 7,8 74,9 7,3 93,6

Уфимский НПЗ (Башнефть) 1938 7,4 76 5,4 73

Новоуфимский НПЗ (Башнефть) 1951 7 86 6,7 95,7

Куйбышевский НПЗ (Роснефть) 1945 7 60 7 100

ТАНЕКО (Татнефть) 2010 7 73,5 7,2 102,9

Саратовский НПЗ (Роснефть) 1934 6,6 66,3 6,1 92,4

Орский НОС (РуссНефть) 1935 6,3 62 5 79,4

Марийский НПЗ (частные лица) 1998 1,5 78 1,5 100

Антипинский НПЗ (Холдинг «Нефтегазохимические технологии») 2008 4 62 4 100

Омский НПЗ (Газпром нефть) 1955 21 91 20,1 95,7

Ангарский НПЗ (Роснефть) 1955 10,1 72,2 10,1 100

Окончание табл. 3

НПЗ России Ввод в Мощ- Глубина Перера- Уровень

экспл., ность, перера- ботка нефти, использо-

год млн. тонн ботки нефти, % млн. тонн вания мощности, %

Ачинский НПЗ (Роснефть) 1981 7 61,3 7,1 101,4

Яйский НПЗ (НефтеХимСервис) 2012 3 56 1 33,3

ДИТЭКО 2000 1,5 50 1,5 100

Анжерская НГК (Кем Ойл) 2010 1 62 0,8 80

Комсомольский НПЗ (Роснефть) 1942 7,7 60,1 7,1 92,2

Хабаровский НПЗ (Alliance Oil) 1936 4,4 64 4,4 100

Итого по РФ без учета мини-НПЗ и ОАО «Газпром» – 279,7 – 258,9 92,6

Мини-НПЗ (официально около 92)** – 3,2 35-55 3,2 100

ОАО «Газпром» (на ГПЗ) – 16,1 – 16,1 100

Всего по РФ – 299 – 278,2 93

* Составлено и рассчитано автором по источникам [2], [7], а также официальным источникам нефтяных компаний. ** Примечание: всего в России около 200 мини-НПЗ, включая заводы, незаконно осуществляющие деятельность.

В настоящее время существует около 200 мини-заводов по переработке нефти с общей мощностью около 10 млн. тонн. Более половины таких нефтеперерабатывающих заводов осуществляет свою деятельность не вполне на законных основаниях [26].

Одна из причин, почему качество производства нефтепродуктов отстает от евростандартов, – отсутствие технического регламента. С 1 января 2013 г. нефтеперерабатывающие заводы в России должны производить бензин не ниже Евро-3, при этом данный класс не отвечает евростандартам еще с 1999 г., а с 2009 г. страны Евросоюза уже используют бензин Евро-5. Согласно Постановлению Правительства российские нефтеперерабатывающие заводы к 2016 г. должны полностью перейти на производство топлива стандарта Евро-5, в то время как в странах

900 _Средние экспортные цены

Евросоюза уже с 2015 г. будет использоваться бензин стандарта Евро-61. В России задача перехода на Евро-6 пока не ставится[25]. Даже восточный нефтехимический комплекс в Приморском крае при окончании «громкого» строительства на первом этапе в 2020 г. будет перерабатывать нефть в топливо Евро-5 [11]. Это означает, что российские светлые нефтепродукты не будут соответствовать евростандартам и использоваться за рубежом по прямому назначениию, а будут дорабатываться до соответствующего класса, а именно до Евро-6, как это недавно делали с Евро-2 и Евро-3 (до Евро-5). Таким образом, с 2005 г. за счет повышения экспортных пошлин на нефть более низкие цены на некачественные нефтепродукты стали

привлекательней, чем на нефть и качественные нефтепродукты, следовательно, снижаются доходы государственного бюджета (рис. 2). одной тонны, долл.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ♦ на нефтепродукты на нефть

Рис. 2. Средние экспортные цены на нефть и нефтепродукты за 2000-2013 гг. (составлено автором по

В структуре производства основную часть нефтепродуктов занимают другие нефтепродукты –

1 Переход на сертификацию грузовиков и автобусов по нормам «Евро-5» отложили до 2015 г. [http://www.garant.ru/news/556186/]; Постановление

Правительства РФ от 07.09.2011 N 748 «О внесении изменений в технический регламент “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту” и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей».

32,7%, включающие авиакеросин, битум, нефтяные масла, нефтяной кокс и прочие нефтепродукты. Из-

за старых изношенных нефтеперерабатывающих составляет около 28% – и это при увеличении

мощностей доля автомобильного бензина и объемов производства нефтепродуктов (табл. 4)

дизельного топлива снижается и в 2013 г. [10].

составляет всего лишь 13,9 и 25,7%, а доля мазута

_Структура производства основных нефтепродуктов за 2000-2013 гг.*_

Год Нефтепродукты, млн. тонн

Автомобильный бензин Дизельное топливо Мазут Другие нефтепродукты Итого

Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, % Производство Уд. вес, %

2000 27,2 15,7 49,3 28,5 48,4 28,0 47,8 27,7 172,7 100

2001 27,6 15,5 50,1 28,1 50,3 28,2 50,3 28,2 178,3 100

2002 29 15,8 52,7 28,7 54,2 29,5 47,9 26,1 183,8 100

2003 29,3 15,4 53,8 28,3 57,2 30,1 49,9 26,2 190,2 100

2004 30,4 15,5 55,3 28,2 58,4 29,8 52,1 26,6 196,2 100

2005 31,9 15,4 59,9 29,0 56,7 27,4 58,3 28,2 206,8 100

2006 34,4 15,6 64,2 29,2 59,4 27,0 62,2 28,2 220,2 100

2007 35,1 15,3 66,4 28,9 62,4 27,2 65,8 28,6 229,7 100

2008 35,7 15,0 69 29,0 63,9 26,8 69,4 29,2 238 100

2009 35,8 15,2 67,3 28,5 64,4 27,3 68,7 29,1 236,2 100

2010 36 14,4 70 28,1 69,6 27,9 73,9 29,6 249,5 100

2011 36,7 14,1 70,3 26,9 73,2 28,0 80,9 31,0 261,1 100

2012 38,2 14,1 69,4 25,6 74,4 27,5 88,6 32,7 270,6 100

2013 38,8 13,9 71,5 25,7 76,9 27,6 91,1 32,7 278,3 100

* Составлено и рассчитано автором по источникам [3], [21].

К примеру, в США доля производства Евросоюза доля производства бензина составляет

бензина составляет более 46%, а дизельного более 25%, дизельного топлива 44%, а мазута не

топлива 27%, мазута – всего 4%, а в странах более 14% [4].

_Структура экспорта основных нефтепродуктов за 2000-2013 гг.*_

Год Нес >тепродукты, млн. тонн

Автомобильный бензин Дизельное топливо Мазут Другие нефтепродукты Итого

Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, % Экспорт Уд. вес, %

2000 4,2 6,7 24,7 39,4 28,3 45,1 5,5 8,8 62,7 100

2001 3,2 5,1 24,5 38,7 30,6 48,3 5 7,9 63,3 100

2002 3,3 4,4 28 37,3 36,9 49,2 6,8 9,1 75 100

2003 3,9 5,0 30,1 38,7 35,5 45,6 8,3 10,7 77,8 100

2004 4,2 5,1 30,2 36,6 39,5 47,8 8,7 10,5 82,6 100

2005 5,9 6,1 33,9 34,9 46,2 47,6 11 11,3 97 100

2006 6,3 6,1 36,8 35,6 47,8 46,2 12,6 12,2 103,5 100

2007 6 5,3 36,8 32,8 55,7 49,6 13,8 12,3 112,3 100

2008 4,5 3,8 37,6 31,8 61,5 52,1 14,5 12,3 118,1 100

2009 4,5 3,6 39,8 32,0 64,1 51,5 16,1 12,9 124,5 100

2010 3,3 2,5 38,1 28,8 53,2 40,2 36,7 27,7 132,5 100

2011 4,1 3,1 36,4 27,6 57,1 43,2 34,5 26,1 132,1 100

2012 3,6 2,6 36,1 26,2 58 42,0 40,3 29,2 138 100

2013 4,3 2,8 42,1 27,8 64,4 42,5 40,6 26,8 151,4 100

* Составлено и рассчитано автором по источникам [1], [3], [4], [21].

Объем экспорта нефтепродуктов с каждым годом растет. За границу в основном отправляется мазут, доля которого составляет 42,5% от всех экспортируемых нефтепродуктов в 2013 г.

Высокая доля мазута в экспорте нефтепродуктов связана не только с устаревшими нефтеперерабатывающими заводами и «НПЗ-самоварами», из-за которых низкая глубина переработки нефти, но и с небольшим количеством недавно построенных нефтехимических заводов, поэтому более 83% выпущенного мазута отправляется за границу (табл. 4, 5).

Что касается автомобильного бензина и дизельного топлива, то его доля в экспорте нефтепродуктов составляет всего лишь 2,8 и 27,8%.

По причине несоответствия топлива евростандартам, а также в связи с увеличением потребностей в бензине и дизельном топливе на внутреннем рынке и снижением их доли в общем производстве нефтепродуктов доля экспорта бензина с 2005 г. существенно снизилась – с 18,5% в 2005 г. до 11,1% в 2013 г. (табл. 6).

Доля экспорта в производстве нефтепродуктов за 2000-2013 гг.

Год Доля экспорта в производстве нефтепродуктов, %

Всего по нефтепродуктам В том числе по видам нефтепродуктов

Автомобильный бензин Дизельное топливо Мазут Другие нефтепродукты

2000 36,3 15,4 50,1 58,5 11,5

2001 35,5 11,6 48,9 60,8 9,9

2002 40,8 11,4 53,1 68,1 14,2

2003 40,9 13,3 55,9 62,1 16,6

2004 42,1 13,8 54,6 67,6 16,7

2005 46,9 18,5 56,6 81,5 18,9

2006 47,0 18,3 57,3 80,5 20,3

2007 48,9 17,1 55,4 89,3 21,0

2008 49,6 12,6 54,5 96,2 20,9

2009 52,7 12,6 59,1 99,5 23,4

2010 53,1 9,2 54,4 76,4 49,7

2011 50,6 11,2 51,8 78,0 42,6

2012 51,0 9,4 52,0 78,0 45,5

2013 54,4 11,1 58,9 83,7 44,6

* Составлено и рассчитано автором по табл. 3, 4 и источнику [5, с. 46].

Проблема устаревших мощностей НПЗ возникла из-за отсутствия инвестиционной привлекательности данной отрасли.

Если 5 лет назад, в 2009 г., налоговая нагрузка на производство кокса и нефтепродуктов составляла 7,1%, то в 2010 г. она искусственно снизилась до 5% путем отмены ЕСН и изменения 16%

контрольного подведомственного органа. При этом необходимо отметить, что реальная нагрузка осталась прежней, а в 2011-2012 гг. налоговая нагрузка вовсе выросла до 6%. Такое обстоятельство негативно отразилось на нефтяной отрасли, и Правительство пошло на уступки, снизив нагрузку до 4,5% (рис. 3).

Рис. 3. Налоговая нагрузка на производство кокса и нефтепродуктов в РФ за 2006-2013 гг. (составлено

автором по источнику [13])

Примечание. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов (по данным ФНС России) к обороту организаций (по данным Росстата). В 2006 г. и с 2010 г. налоговая нагрузка приведена без учета ЕСН.

Тем не менее снижение налоговой нагрузки на нефтепереработку только дало толчок к

продолжению работы «НПЗ-самоваров» причем с наибольшей выгодой.

Рис. 4. Динамика экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты за 2005-2013 гг.2 (составлено автором по

источникам [16], [17])

Примечание. Цифровые данные на рисунке приведены на конец года; с мая 2010 г. экспортные пошлины на бензин устанавливаются обособленно от легких дистиллятов и увеличены с 72 до 90% от пошлины на сырую нефть.

До этого неоднократно в Правительство и даже президенту поступали жалобы от руководства «Газпром нефть» по поводу работы «НПЗ-самоваров», в результате которых Минэнерго и Минфин в конце 2011 г. для борьбы с «НПЗ-самоварами» ввели новую систему экспортных пошлин «60-66-90-100»: экспортные пошлины на мазут были увеличены и приравнены к пошлинам на светлые нефтепродукты (кроме бензина) в 66% от пошлины на нефть, а с 2015 г. установлена вовсе в 100%, то есть приравнена к пошлине на нефть. Экспортная пошлина на бензин установлена в размере 90% (рис. 4). При этом экспортная пошлина на нефть была снижена с 65 до 60% от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения [14], [24].

Таким образом, необходимо отметить, что повышение экспортной пошлины на мазут до 66%, а с 2015 г. до 100% и повышение экспортной пошлины на бензин приведет лишь к снижению объемов и доли переработки нефти, к повышению

Инвестиции в основной капитал компаний

экспорта сырой нефти, поскольку экспорт как мазута, так и бензина становится невыгодным. Также это приведет и к вытеснению качественного топлива с внутреннего рынка, ведь стоимость некачественных нефтепродуктов намного дешевле. Такая система была бы действенна, только при условии переложения налоговой нагрузки с нефтепереработки на нефтедобычу.

Как показывают исследования, глубина переработки нефти за 2012-2013 г. практически не изменилась, и это объясняется отсутствием инвестиционной привлекательности глубокой переработки.

Инвестиции в основной капитал нефтеперерабатывающей промышленности в последнее время росли. Тем не менее для нормальной модернизации нефтепереработки их недостаточно. В нефтеперерабатывающую промышленность направлено только 3,3% средств от общего объема инвестиций в 2013 г. (табл. 7).

по производству кокса и нефтепродуктов в РФ

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Объем инвестиций в основной капитал предприятий по производству кокса и нефтепродуктов 21,6 27,8 31,5 32,3 41,0 51 64,6

Удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятий по РФ, % 1,9 1,8 1,8 1,5 1,4 1,4 1,4

Индекс физического объема инвестиций, % в 2,4 р. 115,6 90,6 98,1 108,7 111,2 113,6

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Объем инвестиций в основной капитал предприятий по производству кокса и нефтепродуктов 87,8 121 165,4 201,3 237,3 310,3 439,4

Удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятий по РФ, % 1,3 1,4 2,1 2,2 2,2 2,5 3,3

Индекс физического объема инвестиций, % 116,3 116,2 128,3 113,9 103 123,8 131,5

* Составлено и рассчитано автором по источникам [19].

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в состав легких дистиллятов включается авиабензин, реактивное бензиновое топливо, Уайт-спирит и др.; в состав средних дистиллятов включается керосин. С октября 2011 г. экспортные пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли и жидкие топлива (мазут) составили 66%, на товарный и прямогонный бензин 90% от пошлины на сырую нефть. Таким образом, в декабре 2011 г. экспортная пошлина на легкие и средние дистилляты, газойли и жидкие топлива (мазут) равна 268,3 долл. от пошлины на сырую нефть в 406,6 долл., на товарный и прямогонный бензин 365,9 долл.

В 2013 г. инвестиций в производство кокса и нефтепродуктов было направлено 439,4 млрд. руб., что для нефтепереработки – «капля в море», т.к. только на строительство восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Приморье направляется около 87 млрд. рублей в год или 20% от всех инвестиций нефтеперерабатывающей промышленности. А на возведение первого этапа ВНХК с производственной мощностью в 12 млн. тонн в год потребуется не менее 574 млрд. рублей, что значительно превышают общие инвестиции, произведенные в нефтепереработку в 2013 г. [23].

Для осуществления инвестиций в нефтепереработку налоговую нагрузку необходимо

снижать, но государство, не желая отказываться от нефтегазовых доходов, в последние годы лишь повышает акцизы на нефтепродукты. Если в 20022005 гг. ставка акцизов увеличивалась медленно, в 2006-2010 гг. она была стабильной, то начиная с 2011 г. по 2015 г. акцизы на бензин увеличатся в 25 раз, а по дизельному топливу в 5-7 раз в зависимости от евростандарта (табл. 8, рис. 5).

Более того, акцизы на производство бензина существенно выше, чем на дизельное топливо, что является одним из факторов его дефицита на Дальнем Востоке.

Динамика акцизных ставок на нефтепродукты за 2002-2016 гг. (руб. за тонну)

Ставки акцизов 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

АИ-80 и ниже 1512 2190 2460 2657 2657 2657 2657 2657 2657

к е ю С октановым числом выше АИ-80 2072 3000 3360 3629 3629 3629 3629 3629 3629

а К Прямогонный 0 0 0 0 2657 2657 2657 3900 4290

На дизельное топливо 616 890 1000 1080 1080 1080 1080 1080 1080

На моторное масло 1680 2440 2732 2951 2951 2951 2951 2951 2951

Ставки акцизов с 2011 г. 2011** 2012 2013 2014 2015 2016

Бензин 3 класс 3630 7382 9750 10725 12879 12879

« & 4 класс 3500 6822 8560 9916 10858 10858

5 класс 3500 6822 5143 6450 7750 9500

Автомобильный по « о не соотв. 3,4,5 4624 7725 10100 11110 13332 13332

классам 3 класс 3630 7882 9750 10725 12879 12879

4 класс 3500 6822 8560 9916 10858 10858

1 5 класс 3500 5143 5143 6450 7750 9500

с не соотв. 3,4,5 4624 8225 10100 11110 13332 13332

Прямогонный 4719 7824 9617 11252 13502 14665

Дизельное 3 класс 1210 3814 5860 6446 7735 7735

топливо « & 4 класс 990 3562 4934 5427 5970 5970

5 класс 990 3562 4334 4767 5244 5970

По классам « О не соотв. 3,4,5 1573 4098 5860 3446 7735 7735

3 класс 1210 4300 5860 6446 7735 7735

4 класс 990 3562 4934 5427 5970 5970

| 5 класс 990 2962 4334 4767 5244 5970

с не соотв. 3,4,5 1573 4300 5860 3446 7735 7735

Моторное масло 3570 6072 7509 8260 9086 9577

* Составлено автором по данным редакций Налогового кодекса РФ с 2002 г. “Примечание. С 2011 г. акцизы устанавливаются в соответствии евростандартами.

Даже на производство моторного масла акцизы выросли более чем в три раза.

Единственным успешным нововведением здесь можно считать переклассифицирование акцизов с октанового числа на классы нефтепродуктов в соответствии с евростандартом,

но опять же отсутствие в законодательстве стандартов класса нефтепродуктов Евро-6 тормозит нефтеперерабатывающую промышленность. Это касается и налогового кодекса, и технического регламента.

14000 13000 12000 11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1 п/г 2 п/г 2013 2014 2015 2016

Автобензин АИ-80 и ниже Прямогонный бензин Моторное масло Автобензин класса 4

Автобензин не соответствующий классу 3,4,5 Дизельное топливо класса 4

Дизельное топливо не соответствующее классу 3,4,5

2012 2012 Автобензин с октановым числом выше АИ-80 Дизельное топливо Автобензин класса 3 Автобензин класса 5 Дизельное топливо класса 3 Дизельное топливо класса 5

Рис. 5. Динамика акцизов на нефтепродукты в расчете на одну тонну за 2002-2016 гг. (составлено автором на

Повышение акцизов негативно отразится на нефтеперерабатывающей отрасли уже в 2015 г. При настоящей глубине переработки в 72% нефтяным компаниям выгоднее вывозить сырую нефть, нежели ее перерабатывать. Так, с одной тонны сырой нефти выручки-нетто можно получить 15 тыс. руб., в то время как по нефтепродуктам только 14,6 тыс. руб., при этом нефтепродукты требуют затрат на производство около 3 тыс. руб. в расчете на одну тонну (рис. 6, сценарий 1).

Даже при глубине переработки в 90% средние чистые цены на сырую нефть и нефтепродукты практически одинаковы. Таким образом, инвестировать в нефтепереработку невыгодно (рис. 6, сценарий 2). Компаниям выгодно перерабатывать нефть только на внутренний рынок, поскольку все виды транспорта, котельные работают исключительно на нефтепродуктах.

Примечания: При глубине переработке в 72% и утвержденных акцизах в соответствии с Налоговым кодексом РФ *Прогноз на 2015-2017 год

Примечания: При глубине переработке в 90% и утвержденных акцизах в соответствии с Налоговым кодексом РФ *Прогноз на 2015-2017 год

Рис. 6. Динамика средней чистой экспортной цены на нефть и нефтепродукты (цены за вычетом акцизов и

экспортных пошлин) за 2005-2017 гг.3

Если государство будет снижать экспортные пошлины на бензин и дизельное топливо до 30% к 2017 г. от пошлины на сырую нефть, а акцизы на бензин до 4,5 тыс. руб. и 2,8 тыс. руб. на дизельное топливо по всем классам, как это планировалось еще недавно, то это усугубит стимулирование инвестиций в нефтепереработку. Несмотря на привлекательность производства нефтепродуктов, их качество будет низким (рис. 7, сценарий 3).

Равные акцизы на все классы бензина и дизельного топлива не стимулируют качественное производство, причем низкие экспортные пошлины позволят увеличить экспорт некачественных нефтепродуктов.

Наиболее выгодным сценарием для государства и нефтеперерабатывающей промышленности является разработка

Правительством РФ техрегламента на топливо класса Евро-6 и аннулирование акцизов на их производство при увеличении налога на добычу полезных ископаемых (рис. 7, сценарий 4). Таким образом, для нефтепереработки это является стимулом для производства качественного топлива, для государства – пополнение бюджета за счет строительства новых заводов, новых рабочих мест, а выгода для нефтепереработки к 2017 г. при сценарии 3 и 4 будет практически одинакова.

При этом после модернизации отрасли можно будет ввести акцизы снова.

3 Составлено с использованием данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL:

http: //www. fedstat. ru/indicator/data.do.

Примечания: При глубине переработке в 90%, пониженных экс. пошлинах светлые нефтепродукты до 30% от пошлины на нефть и пониженных акцизах: бензин 4500 руб., дизтопливо 2300 руб. * Прогноз на 2015-2017 год

Примечания: При глубине переработке в 90% и нулевых акцизах на бензин и дизельное топливо класса евро-6, на другие нефтепродукты в среднем 8260 руб. * Прогноз на 2015-2017 год

Рис. 7. Динамика средней чистой экспортной цены на нефть и нефтепродукты (цены за вычетом акцизов и

экспортных пошлин) за 2005-2017 гг.4

Таким образом, для модернизации нефтеперерабатывающей промышленности

необходимо, во-первых, акцизы на производство нефтепродуктов за 2015-2017 гг. оставить на уровне 2014 г., остальную нагрузку по налогу переложить на сферу добычи, то есть увеличить налог на добычу полезных ископаемых или ввести акциз на нефть. Это позволит соединить звенья нефтяных компаний «нефтедобыча» и «нефтепереработка» в одну цепь «добыча -переработка». Такое мероприятие позволит обеспечить переходный период нефтяным компаниям на производство топлива Евро-6. Во-вторых, Правительству РФ необходимо разработать техрегламент на топливо класса Евро-6 до 31 марта 2015 г., а также установить нулевые акцизные ставки на производство топлива класса Евро-6. Это позволит привлечь дополнительный объем инвестиций в нефтепереработку.

1. Анализ рынка мазута в России в 20092013 гг., прогноз на 2014-2018 гг. URL: http://www.businesstat.ru/images/demo/fuel-oil_residue_russia_ 2014.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

2. Действующие и строящиеся малые нефтеперерабатывающие предприятия России. URL: http://www.kortes.com/products/sprav/Z5.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL:

4 Составлено с использованием данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL:

http ://www. fedstat. ru/indicator/data.do.

4. За неё больше не стыдно. URL: expert.ru/expert/2013/20/za-nee-bolshe-ne-styidno/ (дата обращения: 24.08.2014).

5. Кунаков Д. Особые экономические зоны как инструмент внешнеэкономической специализации России // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 11. С. 79.

6. Мир нефтепродуктов. URL: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2011-08_0Ilprod-World_Refinery.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

7. Нефтегазовый комплекс. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/ oil/dokumenty.php (дата обращения: 18.08.2014).

8. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/oil13.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

9. Нефтеперерабатывающая промышленность России. URL: http://ntc-orion.ru/neftepererabatyvayushhaya-promyshlennost-v-rossii (дата обращения: 18.08.2014).

10. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neftyanaya-promyshlennost-rossii-sostoyanie-i-problemy (дата обращения: 24.08.2014).

11. Нефтяники взялись за устранение топливного дисбаланса Дальнего Востока. URL: http://dvkapital.ru/companies/primorskij-kraj_ 16.04.2014_6121_neftjaniki-vzjalis-za-ustranenie-

toplivnogo-disbalansa-dalnego-vostoka. html?printr (дата обращения: 21.08.2014).

12. Нефтяной комплекс. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/oil/ (дата обращения: 16.08.2014).

13. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (с изм. и доп. от 10.05.2012).

14. О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 27.12.2011. № 1155: Постановление Правительства РФ от 26.08.2011 № 716. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165592/ (дата обращения: 16.08.2014).

15. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165592/ (дата обращения: 16.08.2014).

16. О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти: Постановление правительства РФ от 29.03.2013 №276 (с изм. и доп. от 03.01.2014).

17. О таможенном тарифе: Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 (с изм. и доп. от 04.03.2014).

18. Российская нефть в цифрах. URL: http://www.mirnefti.ru/ index.php?id=29 (дата обращения: 21.08.2014).

19. Российский статистический ежегодник. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat _main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113 5087342078 (дата обращения: 05.09.2014).

20. Российский статистический ежегодник Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/d oc_1135087342078 (дата обращения: 21.08.2014).

21. Сравнительный анализ методик индексного ценообразования российского рынка нефтепродуктов. URL: http ://minenergo.gov. ru/upload/iblock/ af3/af3db5cd649085eb85b 04b70dfae4ea7.pdf (дата обращения: 24.08.2014).

22. Статистика внешнего сектора. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 19.08.2014).

23. Стоимость строительства ВНХК будет выше заявленных 1,3 трлн. руб. – Ишаев. URL: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/report.asp?id =492846 (дата обращения: 07.09.2014).

24. Учимся считать налоги. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1613855 (дата обращения: 26.08.2014).

25. Что означает «экологический класс» бензина и солярки. URL: http://www.nefttrans.ru/analytics/chto-oznachaet-ekologicheskiy-klass-topliva.html (дата обращения: 20.08.2014).

26. Экспертное мнение. URL: http://minenergo.gov.ru/news/experts/3003.html (дата обращения: 18.08.2014).

27. Экспорт РФ энергетических товаров. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid =svs&ch=Par _27472#CheckedItem (дата обращения: 21.08.2014).

1. Analiz rynka mazuta v Rossii v 2009-2013 gg., prognoz na 2014-2018 gg. [Analysis of market fuel oil in Russia in the period of 2009-2013, forecast for 2014-2018]. Available at: http://www.businesstat.ru/images/demo/ fuel-oil_residue_russia_2014.pdf (accessed: 24.08.2014).

2. Deistvuyushchie i stroyashchiesya malye neftepererabatyvayushchie predpriyatiya Rossii [The existing and under construction small refineries]. Available at: http://www.kortes.com/products/ sprav/Z5.pdf (accessed: 18.08.2014).

3. Edinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema [Unified interdepartmental information and statistic system]. Available at: http://www.fedstat.ru/ indicator/data.do (accessed: 24.08.2014).

4. Za nee bolshe ne stydno [For her it is more not ashamed]. Available at: www.expert.ru/ expert/2013/20/za-nee-bolshe-ne-styidno/ (accessed: 24.08.2014).

5. Kunakov D. Osobye ekonomicheskie zony kak instrument vneshneekonomicheskoi spetsializatsii Rossii [Special economical zones as instrument foreign economical specialization of Russia]. Rossiisky vneshneekonomichesky vestnik [The Russian foreign economic gazette], 2008, no. 11. p.79.

6. Mir nefteproduktov [The world of oil products]. Available at: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2011-08_0Ilprod-World_Refinery.pdf (accessed: 24.08.2014).

7. Neftegazovyi kompleks [The Oil and Gas sector]. Available at: http ://www. minenergo. gov. ru/activity/oil/dokumenty.php (accessed: 18.08.2014).

8. Neftegazodobyvayushchaya i neftepererabatyvayushchaya promyshlennost: tandencii i prognozy [The oil and gas and refining industry: trends and forecasts]. Available at: http ://vid 1. rian. ru/ig/ratings/oil 13 .pdf (accessed: 18.08.2014).

9. Neftepererabatyvayushchaya promyshlennost Rossii [The refining industry of Russia]. Available at: http://ntc-orion.ru/neftepererabatyvayushhaya-promyshlennost-v-rossii (accessed: 18.08.2014).

10. Neftyanaya promyshlennost Rossii: sostoyanie i problemy [The oil industry of Russia: status and problems]. Available at: http ://cyberleninka. ru/ article/n/neftyanay a-promyshlennost-rossii-sostoyanie-i-problemy (accessed: 24.08.2014).

11. Neftyaniki vzyalis za ustranenie toplivnogo disbalansa Dalnego vostoka [The oilers took up for the elimination of a fuel imbalance of the Far East]. Available at: http://dvkapital.ru/companies/primorskii-krai 16.04.2014 6121 neftianiki-vzjalis-za-ustranenie

-toplivnogo-disbalansa-dalnego-vostoka.html? printr (accessed: 21.08.2014).

12. Neftyanoi kompleks [The oil sector]. Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/oil/ (accessed: 16.08.2014).

13. RF order of the Federal Tax Service “On approval of the concept of system planning field tax audits” of may 30, 2007 № MM-3-06/333@ (as amended by order of the Federal Tax Service of may 10, 2012 № N MMB-7-2/297@ N MMB-7-2/297@ N MMB-7-2/297@MMB-7-2/297@). (In Russian).

14. RF resolution of Government “On amendments in resolution of government RF of December 27, 2011 № 1155” of August 26, 2011 № 716. (In Russian).

15. Osnovnye napravleniya budzhetnoi politiki na 2014 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov [The main directions of budgetary policy for 2015 and the planning period of 2016 and 2017 years]. Available at:

http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_1 65592/ (accessed: 16.08.2014).

16. RF resolution of government «About calculation rates export customs duties on crude oil and separate category of products, produced from oil, and repeal of certain decisions of government RF”] of march 29, 2013 №276 (as amended by resolution of government of march 01, 2014 № 2). (In Russian).

17. RF federal law “About customs tariff’ of may 21, 1993 №5003-1 (as amended by Federal Law of march 04, 2014 № 22 FZ). (In Russian).

18. Rossiiskaya neft v tsyfrakh [The Russian oil in figures]. Available at: http://www.mirnefti.ru/index.php?id=29 (accessed: 21.08.2014).

19. Rossiisky statistichesky ezhegodnik [The Russian statistical yearbook]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11350873420 78 (accessed: 05.09.2014).

20. Rossiisky statistichesky ezhegodnik Rosstat [The Russian statistical Yearbook]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135 087342078 (accessed: 21.08.2014).

21. Sravnitelnyi analiz metodik indeksnogo tsenoobrazovaniya rossiiskogo rynka nefteproduktov [Comparative analysis of methods of index pricing of the Russian market of oil products]. Available at: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/af3/af3db5cd64 9085eb85b04b70dfae 4ea7.pdf (accessed: 24.08.2014).

22. Statistika vneshnego sektora [The statistic of external sector]. Available at: http ://www. cbr. ru/statistics/?PrtId=svs (accessed: 19.08.2014).

23. Stoimost stroitelstva VNHK budet vyshe zayalennykh 1,3 trln. rub. – Ishaev [Cost of construction east petro-chemical complex will be higher than the declared 1,3 trln. roubles. – Ishayev]. Available at: http://www.interfax-russia.ru/Far East/report.asp?id=492846 (accessed: 07.09.2014).

24. Uchimsya schitat nalogi [Learning to count taxes]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/1613855 (accessed: 26.08.2014).

25. Chto oznachaet “ekologichesky klass” benzina i solyarki [What is the “ecological class” of petrol and diesel oil]. Available at: http://www.nefttrans.ru/analytics/chto-oznachaet-ekologicheskiy-klass-topli va.html (accessed: 20.08.2014).

26. Ekspertnoe mnenie [Expert opinion]. Available at: http://minenergo.gov.ru/news/ experts/3003.html (accessed: 18.08.2014).

27. Eksport RF energeticheskikh tovarov [Export of RF energetic goods]. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472 # CheckedItem (accessed: 21.08.2014).

The date of the manuscript receipt: 21.10.2014

MODERN PROBLEMS OF THE OIL REFINING INDUSTRY IN RUSSIA

Matvei N. Adushev, Senior Lecturer in the Department of Economics, Management and Information Technology Vladivostok State University of Economics and Service, branch; 6, Kooperativnaya st., Artem, 692760, Russia

These days, the Russian oil refining industry is in a state of “depression”. Since the early 2000s the state hasn’t been able to resolve the problems of low depth of oil refining, lack of refining capacity and nonconformity of oil products’ quality to European standards. Over the past 15 years the state has made alterations to the tax laws twice, aiming at fostering deep oil refining. That was in early 2005 and in October 2011, but the problem remains. Its resolution is supposed to increase the gross domestic product and the amount of the state budget, reduce petrol shortage in certain regions (e.g., in the Far East) and create new working positions. The purpose of the research is to study the economic methods of increasing the depth of oil refining, improving quality of oil products and increasing refining capacity. In order to identify the methods for resolving the current problems, we have evaluated the tax burden on oil companies producing coke and oil products, as well as the influence of excise and custom duties on the volume and structure of the oil refining and export of oil products. According to the research results, some proposals have been made, concerning changing the strategy of tax policy in the oil refining industry, which is supposed to be focused on the implementation of technical regulations on fuel Euro 6.

Keywords: oil, oil products, oil refining, oil refining depth, tax burden, excise duties, export duties, investments.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Адушев М.Н. Современные проблемы нефтеперерабатывающей промышленности россии // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2015. № 1(24). С. 55-68.

Независимые НПЗ Китая получат квоты на импорт 142,42 млн тонн нефти в 18г

* Китай увеличил годовой объём квот для независимых НПЗ в 18г

* Рост – на 55 % по сравнению с 17г

* В 17г мини-НПЗ получили квоты на импорт 91,73 млн тонн нефти

ПЕКИН, 8 ноя (Рейтер) – Китай утвердил объём квот на импорт нефти негосударственными компаниями, к которым в основном относятся независимые НПЗ, на уровне 142,42 миллиона тонн, или около 2,85 миллиона баррелей в сутки, в 2018 году, что превышает уровень 2017-го на 55 процентов.

Эта новость удивила игроков рынка, учитывая, что на текущий год Пекин урезал квоты для частных переработчиков и запретил им экспорт топлива. По их мнению, эта мера говорит о смягчении политики правительства в отношении независимых НПЗ – так называемых “самоваров”.

Китай сократил квоты на импорт нефти некоторыми из них на 17 процентов в годовом сравнении в 2017 году, объяснив это тем, что эти НПЗ не до конца использовали предыдущие квоты.

Министерство коммерции Китая сообщило в среду, что компании могут начинать подавать заявки на квоты, но не предоставило подробной информации об их получателях. Как предполагается, большая часть достанется независимым переработчикам, доля которых в общем распределении квот в 2017 году составила около двух третей.

“НПЗ вроде нас могут немного увеличить свои квоты в следующем году по сравнению с 2017-м, когда мы получили меньше”, – сказал менеджер по закупкам в Shouguang Luqing Petrochemical Co – мини-НПЗ, базирующемся в провинции Шаньдун, где сосредоточена большая часть китайских независимых нефтеперерабатывающих заводов.

Ведомство утвердило годовой объём квот раньше обычного, пойдя тем самым навстречу независимым НПЗ, которые попросили правительство внести изменения в порядок предоставления квот, чтобы они могли заранее планировать закупки и объём производства.

“То, что годовой объём квот утвердили раньше, – уже плюс. Более того, этот объём превзошёл ожидания”, – сказал Гарри Лю из IHS Markit.

ХОРОШИЕ НОВОСТИ ДЛЯ РОССИИ И АНГОЛЫ

Увеличение объёма квот должно активизировать поставки российской нефти ESPO Blend, а также сырья из Анголы в Китай – излюбленные сорта независимых НПЗ, которые также закупают нефть из Америки и стран Ближнего Востока.

“Маржа производства топлива действительно крепкая (в четвёртом квартале) за счёт подорожания нефти. Квоты на этот год у нас уже закончились, поэтому если мы получим разрешение на импорт большего объёма, то увеличим закупки в 2018 году, особенно ESPO”, – сказал представитель Shouguang.

По словам источника, одним из потенциальных получателей новых квот могут стать два экологичных НПЗ мощностью переработки 400.000 баррелей в сутки каждый, строительство которых ведут Zhejiang Rongsheng Group и Hengli Petrochemical Group.

Запуск завода Zhejiang Rongsheng в тестовом режиме может состояться к концу 2018 года, а в третьем квартале планируется ввести в эксплуатацию НПЗ Hengli Petrochemical Group в городе Далянь на северо-востоке Китая, сказали другие источники.

Квоты на импорт нефти будут выдаваться лотами, и первый из них будет основан на фактических закупках компаниями в январе-октябре текущего года, следует из сообщения министерства.

Текст на английском языке доступен по коду

(Чен Айжу, Мен Мен, Флоренс Тан, перевела Татьяна Водянина)

Озвученные на Дальнем Востоке проекты в нефтепереработке не имеют того, что в достатке у «Роснефти», – ресурсов

Китайские инвесторы в поисках эффективного вложения средств замахнулись даже на неприкасаемую до сих пор в России нефтеперерабатывающую отрасль, активно продвигая идею запуска на Дальнем Востоке собственного нефтегонного производства.

Но прорваться в «стратегический» сектор соседям из Поднебесной самостоятельно не удастся, поэтому все заявленные ранее проекты, несмотря на возросшую активность инициаторов, скорее всего, так и останутся «на полке» из-за отсутствия ресурсной базы. Осваивать Дальний Восток будет «Роснефть», проектом которой в Приморье интересуются даже инвесторы из США, пишет Деловая газета “Золотой Рог”.

В апреле на четвертом заседании Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству был утвержден перечень из 73 совместных проектов (17 из них уже активно реализуются), в том числе в сфере транспорта, деревообрабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых, хранения и переработки продуктов питания. Общий объем совместных инвестиций в эти проекты должен достичь уровня $15 млрд. Проектов в сфере энергетического сектора в этом списке нет – пока это принципиальная позиция российской стороны.

Досье “Золотого Рога”: На данный момент Китай находится на 18-м месте по объему инвестиций в Россию: в 2016 году прямые инвестиции из Китая составили $2,26 млрд, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2015 годом. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2016 году российско-китайский товарооборот увеличился на 3,9% по сравнению с 2015 годом и достиг $66,1 млрд. В январе – апреле 2017 года товарооборот между странами вырос на 37% к аналогичному периоду прошлого года – до $24,5 млрд, при этом экспорт России в Китай увеличился на 46,2% – до $11,9 млрд. В структуре российского экспорта в Китай первые три месяца текущего года основная доля поставок приходилась на минеральные продукты, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, машины и оборудование, продовольственные товары и сельхозсырье, а также продукцию химической промышленности.

Самым проработанным на данный момент проектом с китайским участием является идея строительства Амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). При этом проект, поддерживаемый властями Приамурья, несет не столько экономическую выгоду, сколько политическую – речь идет о престиже руководства области, изначально заиметь собственный заводик, пусть даже и в виде мини-НПЗ с невысокой глубиной переработки нефти по технологиям прошлого века, так называемый «самовар».

ООО «Амурская энергетическая компания» (АЭК) планирует в конце сентября сдать на госэкспертизу проект строительства Амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), жизнеутверждающе заявил на Восточном нефтегазовом форуме во Владивостоке генеральный директор АЭК Александр ГОРДЕЕВ. Правда, при этом оговорился, что перспективы этого уже достаточно долгоиграющего проекта на данном этапе резко упали, после того как стало ясно, что проект, который реализует в Приморье АО «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК), получил второе дыхание. В настоящее время ВНХК полностью принадлежит «Роснефти», но крупнейшая российская нефтяная компания уже договорилась с китайской госкомпанией ChemChina о ее вхождении в проект с долей 40% и пропорциональным финансированием. Однако на данный момент сделка пока не закрыта.

Досье “Золотого Рога”: Амурский НПЗ – совместный российско-китайский проект, инициатором которого выступает «Амурская энергетическая компания». Он заявлен к реализации на территории опережающего развития (ТОР) «Приамурская». По информации АЭК, проект планируется реализовать в три этапа. С 2015 года по 2017 год здесь намерены провести проектно-изыскательские работы и начать строительство, с 2018 года по 2019 год – смонтировать и ввести в эксплуатацию основное технологическое оборудование, начать выпуск продукции, а с 2021 года по 2022 год – установить дополнительное оборудование и расширить перечень выпускаемой продукции.

«Наш проект, сразу хочу сказать, воспринимается неоднозначно. Особенно на фоне того, что собираются строить в Приморье и «Роснефть», и другие компании. Которые не очень-то хотят иметь наш проект конкурентом на Дальнем Востоке, – говорит Александр Гордеев. – В чем его «изюминка»: во-первых, он транснациональный, так как осуществляется на берегах реки Амур с китайской и российской стороны. Основная переработка осуществляется на российской стороне. Мощность производственного комплекса составляет 4 млн нефти и 2 млн нефтегазового конденсата в год. 80% продукции планируется поставлять по продуктопроводу по дну Амура в Китай, 20%, в том числе 10% дизтоплива, – остается на российской территории. Это сразу ответ на вопрос конкуренции с «Роснефтью» и заявлениям на тот счет, что мы завалим дешевым бензином и дизтопливом весь российский Дальний Восток. Ничего подобного – процент топлива, который планирует производить наш завод, составляет всего 13% от рынка региона. То есть это экспортно ориентированное предприятие. И хотя мы вошли в ТОР, но ни копейки у (российского) государства не просим на развитие инфраструктуры. Все за счет частного капитала. Хочу сказать, что часть вопросов по инфраструктуре уже решена, в том числе по железной дороге, по которой будет поставляться нефть для переработки на НПЗ. Также решены вопросы поставок оборудования из Китая по реке Зее. Сейчас нужно строить причал и расширять станцию Березовка. На данный момент не решен вопрос строительства продуктопровода в Китай. Все дело в том, что до сих пор нет по нему межправительственного соглашения».

Основным инвестором проекта (90%) выступает частный китайский капитал в лице зарегистрированной в городе Хэйхэ компании «Мэн Лань Син Хэ» (Menglan Galaxy Energy Corporation), владеющей 40%, и ее 100-процентной «дочки» ООО «Амурнефтехим» (Благовещенск). Еще 10% владеет ООО «Интеррусойл» (Москва), принадлежащее на паритетных началах гендиректору этой компании Александру КОПЫЛЬЦОВУ и Геннадию ШУКЛИНУ. Как видим, формально контрольный пакет «Амурской энергетическом компании» принадлежит двум российским компаниям.

Г-н Гордеев акцентирует тот факт, что с китайской стороны проект вошел в перечень объектов, вошедших в сферу экономического пояса «Шелковый путь». «Просто для информации, там (в «Шелковом пути». – Прим. авт.) 150 объектов, наш проект по рейтингу находится среди них на 8-ом месте. Стоимость нашего проекта ни много ни мало 120 млрд рублей. Это второй объект по объему инвестиций в Амурской области после ГПЗ «Газпрома», который строится в г. Свободном. Плюс проекта – глубина переработки, которая составляет 94,5%. Ни одного завода на территории Российской Федерации с такой глубиной переработки просто нет. Технологии будут китайскими и самыми современными – проектирование вели пять институтов, три российских и два китайских. Главная проблема нашего завода сегодня не деньги, а сырьевая база. Если по нефтегазовому конденсату вопрос практически решен, контракт на его поставку уже подписан, то по нефти вопросы остаются. Во многом, не хочу никого обижать, из-за этой никому не понятной конкуренции с нашими крупными нефтяными компаниями. Тем не менее мы продолжаем работать в этом направлении. Занимаемся не только с крупными игроками, но и со, назовем их так, средними по объему добычи. Формируем пул из компаний, которые готовы поставлять нам нефть. При этом наши инвесторы готовы поучаствовать с потенциальными поставщиками нефти и в добыче, а также обеспечить гарантированный сбыт», – говорит глава «АЭК».

По словам г-на Гордеева, НПЗ планирует поставлять на российский рынок нефтяной кокс (углерод нефтяного происхождения) – твердый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов, используется для изготовления электродов и коррозионно-стойкой аппаратуры.

«Нефтяной кокс используется на металлургических комбинатах и сегодня полностью завозится из Китая. Мы будем единственным предприятием на российском Дальнем Востоке, кто будет поставлять эту продукцию. Завод еще не построен, а контракты на поставку кокса уже подписаны», – отметил глава «АЭК».

Эксперты отмечают, что экономическая привлекательность проекта во многом зависит от способа поставки нефти на завод. Если речь идет о поставках по железной дороге – это одни расчеты, если удастся подключиться к нефтепроводу ВСТО – рентабельность резко скакнет. Но получить доступ к «большой трубе» такому проекту практически нереально: в ВСТО на данном этапе попросту нет лишних свободных мощностей.

«Амурский НПЗ – это не проект, а по большому счету прожект. К ВСТО его в обозримом будущем решено не подключать – на подобное предприятие там нет объемов до 2030 года. Инициаторам проекта предложено поискать нефть и снабжать его по железной дороге с терминала Уяр, который должен освободиться после подключения Комсомольского НПЗ «Роснефти» к ВСТО в 2018 году. Но свободной нефти на рынке сейчас нет. Кроме того, проектом НПЗ, представленным г-ном Гордеевым и подготовленным его китайскими партнерами, предусмотрена первичная переработка нефти на этом заводе. То есть в Китай предполагается гнать нафту и мазут для дальнейшей переработки. Иначе нужно на каждый предполагаемый миллион тонн переработки в год вложить не менее $1 млрд. При заявленной сегодня мощности это более $4 млрд. А так получается типичный «самовар» для обхода экспортных пошлин. Причем строго привязанный к Китаю. То есть оттуда бы диктовали цену», – говорит представитель нефтяной отрасли.

Еще один проект, озвученный Китаем, тем более не вызывает ничего, кроме усмешек. Речь идет о заявлении китайской корпорации XinChen Ind. & Com. Group Co. Ltd. (базируется в Харбине) о возможности инвестировать в строительство НПЗ в Приморском крае от 26 млрд до 30 млрд юаней ($3,8-4,4 млрд по текущему курсу).

«У нас есть идея по строительству нефтеперерабатывающего завода на территории Лесозаводского городского округа, и мы рассчитываем на поддержку с российской стороны», – отметил глава корпорации Чжай ЮЙЦЗЯ. Идея идеей, но нефти у этого прожекта нет и подавно. Чего не скажешь о российском проекте, котировки которого резко выросли после того, как президент России Владимир ПУТИН поручил правительству подключиться к решению вопроса с газоснабжением.

Проект «Восточный нефтехимический комплекс» предполагает строительство нефтехимического комплекса в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края. Обеспечение нефтью планируется за счет поставок по отводу от трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). «Роснефть» планирует строительство трех очередей ВНХК. Первая и вторая очереди должны быть введены в эксплуатацию в период до 2022 года – это НПЗ мощностью до 12,5 млн тонн нефти и нефтехимические мощности в 3,4 млн тонн сырья в год. Объем инвестиций по двум очередям оценивается в 796 млрд рублей.

Глава Минэнерго Александр Новак в ходе совещания по вопросам реализации крупных инвестпроектов в ДФО в начале августа отметил, что на текущий момент получены технические условия на все объекты внешней инфраструктуры.

«Сегодня получены технические условия на все объекты внешней инфраструктуры, прорабатываются источники и механизмы финансирования со всеми компаниями: с РЖД, с ФСК ЕЭС, с «Транснефтью». Есть предложения, и в принципе здесь мы особых проблем не видим», – заявил министр.

Говоря в целом о ситуации в нефтепереработке на Дальнем Востоке, г-н Новак отметил, что продолжится модернизация Комсомольского НПЗ (принадлежит «Роснефти»).

«В 2014 году была завершена модернизация Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Продолжается модернизация Комсомольского НПЗ. В 2018 году планируется завершить строительство отвода от ВСТО-2 на Комсомольский НПЗ мощностью 8 млн тонн нефти в год. Также в соответствии с проектом энергостратегии планируется увеличить нефтепереработку на Дальнем Востоке почти в 3,5 раза, до 39 млн тонн».

Президент «Транснефти» Николай ТОКАРЕВ в свою очередь пояснил, что трубопроводная компания выдерживает график строительства отвода от нефтепровода ВСТО на Комсомольский НПЗ. По его словам, гидроиспытания уже начались. «Все в графике. Мы все сроки выдерживаем и в следующем году закончим. По-моему, во втором квартале», – сказал он.

По предварительным оценкам, стоимость отвода к Комсомольскому НПЗ составляет 47 млрд рублей. Изначально планировалось закончить строительство отвода в декабре 2017 года, однако позднее сроки строительства были перенесены на октябрь 2018 года, в частности в связи с отсрочкой финансирования со стороны «Роснефти», задержкой ФСК ЕЭС в присоединении объектов «Транснефти» к электросетям.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что проект ВНХК благодаря нефтеперерабатывающим мощностям полностью обеспечит спрос на бензин в ДФО в долгосрочной перспективе, а его нефтехимический комплекс станет центром формирующегося нефтехимического кластера ДФО.

«Производство бензина в Дальневосточном федеральном округе недостаточно удовлетворяет региональный спрос, бензин производится на двух крупных НПЗ – в Комсомольске и Хабаровске – в объеме около 1,1 млн тонн в год. Уже сегодня превышение спроса над производством бензина в ДФО составляет порядка 400 тыс. тонн в год, а в перспективе до 2030 года может вырасти до одного и полутора миллиона тонн в год. В условиях недостаточного производства бензин поставляется из других удаленных регионов России – из Красноярского края, Омской области, что приводит к росту цен на бензин в регионе. Формируются ценовые маркеры с учетом транспортных расходов, которые определяют цену нефтепродуктов на рынке Дальнего Востока. Проект ВНХК, включающий крупные НПЗ, полностью обеспечит спрос на бензин в ДФО в долгосрочной перспективе, а нефтехимический комплекс ВНХК станет центром формирующегося нефтехимического кластера ДФО. В целом проект станет катализатором социально-экономического развития региона», – сказал г-н Сечин.

В настоящее время «Роснефть» продолжает все необходимые работы по реализации проекта, осуществляет переход к этапу детального проектирования. Уже вышло постановление правительства о создании на территории Партизанского муниципального района Приморского края ТОР «Нефтехимический», а также распоряжение о переводе земельных участков в границах промышленной площадки комплекса из земель лесного фонда в земли промышленности и распоряжение о расширении морского порта Находка.

Однако у проекта есть ряд нерешенных проблем. «Отсутствует подтверждение обеспеченности в полном объеме финансированием объектов внешней инфраструктуры ВНХК за счет ассигнований федерального бюджета. Компания выполнила все свои обязательства в соответствии с «дорожной картой», также направила все необходимые по законодательству обоснования. Мы ведем диалог с Минвостокразвития. Считаем, что по каким‑то статьям расходов мы можем найти компромиссное решение, скажем, по включению в проект нефтехимического морского терминала, но, конечно, при условии предоставления проектного финансирования на долгосрочных условиях», – отметил Игорь Сечин.

По его словам, ключевой проблемой на данном этапе является обеспечение ВНХК природным газом в полном объеме.

«И здесь мы никак не можем получить окончательного решения, несмотря на все поручения, которые в адрес основного производителя газа были даны. Причем это объем не очень большой, Владимир Владимирович, это 2,3 млрд кубических метров газа, которые предназначены в основном для электрогенерации. Только что наш министр (Новак. – Прим. авт.) говорил о том, что в 2021 году мы должны ввести мощную электростанцию на 565 мегаватт, которая будет обеспечивать и сам комплекс, и ближайшие населенные пункты. Отсутствует подтверждение со стороны «Газпрома» поставок в необходимом объеме и готовность обеспечивать увеличение пропускной способности магистральных газопроводов к необходимому сроку, это второй квартал 2020 года. В связи с отсутствием необходимых решений существует риск срыва плановых сроков реализации проекта и ухудшение его экономических показателей», – отметил глава «Роснефти».

Помощник президента РФ Андрей БЕЛОУСОВ в этой связи напомнил о поручении, которое ранее было дано главой государства. «Было ваше (Путина. – Прим. авт.) поручение правительству в данном случае – принять меры для снабжения ВНХК природным газом со сроком до 1 марта. Но оно пока не исполнено, и предлагается его, пользуясь тем, что здесь присутствует и руководство «Газпрома», все-таки зафиксировать, тем более что эти 2,3 млрд кубических метров – объёмы не очень большие, зафиксировать конкретный срок принятия соответствующих решений. Иначе это просто сдвинет…»

В ответ на такое предложение Путин заявил, что отношения между хозяйствующими субъектами, даже если они сформированы с участием государства, должны решаться на рыночных принципах без административного давления.

«Но, конечно, в рамках здравого смысла. Поэтому я прошу правительство и администрацию в части экономического блока эту работу провести между компаниями и добиться решения. Но вот нужно ли «Газпрому» давать прямое указание со стороны правительства сделать то-то или другое – думаю, это нецелесообразно, имея в виду, что «Газпром» все-таки акционерное общество со значительным участием иностранного капитала, так же как и «Роснефть». Мы можем и должны влиять на процессы, которые происходят между участниками экономической деятельности, но директивных указаний давать не будем», – сказал глава государства.

Отметим, что проект строительства собственного нефтеперерабатывающего завода всерьез рассматривают на Сахалине. Три года назад областное правительство обсуждало с НК «Роснефть» планы строительства компанией на севере Сахалина мини-НПЗ. Предполагалось, что на первом этапе завод будет перерабатывать 150-200 тыс. тонн нефти в год. В дальнейшем возможно увеличение объемов топлива, в том числе для заправки рыбопромыслового флота, военно-морского флота, для бункеровки проходящих судов.

«Пока вопрос по строительству НПЗ прорабатывается. Вопрос очень серьезный, потому что «Роснефть» ставит в Находке мощнейший перерабатывающий комплекс (ВНХК. – Прим. авт.). Мы в большей степени этот вопрос рассматриваем с социальной точки зрения: снижение цены (на ГСМ в регионе) и задействование того нефтегазодобывающего ресурса, который есть в районе Охи (север Сахалина). Будем разговаривать. Надо посмотреть, может, придет кто-то еще из инвесторов, может, будут какие-то наши государственные вливания в инфраструктуру. Проект непростой, но тем не менее мы по нему работаем», – отмечал губернатор Сахалинской области Олег КОЖЕМЯКО.

Позже власти Сахалина предложили уже «Газпрому» создать на острове крупный нефтеперерабатывающий завод на базе Киринского газоконденсатного месторождения (ГКМ). «Реализация крупного НПЗ на базе конденсата Киринского месторождения позволит обеспечить Сахалинскую область собственными нефтепродуктами и осуществлять их поставки на материковую часть РФ и на экспорт в АТР», – пояснил Олег Кожемяко на международной конференции «Нефть и газ Сахалина – 2015».

В мае прошлого года пресс-служба правительства Сахалинской области сообщила, что японские компании JGC, Mitsubishi Corporation и Mitsui & Co Ltd заинтересовались своим участием в проектах Сахалинской области по строительству малых заводов СПГ, нефтеперерабатывающего завода и созданием газохимического производства.

«Я чувствую очень энергичное желание сотрудничать и со стороны японских компаний, и со стороны официальных кругов. Это очень динамичный процесс. Представители практически всех компаний, с которыми мы обсуждали тему сотрудничества, говорили: а можно быстрей? Мне это очень нравится, потому что мы тоже стараемся работать быстрее», – приводила пресс-служба слова вице-премьера Юрия ТРУТНЕВА.

Досье “Золотого Рога”: В настоящее время на Дальнем Востоке России работают два нефтеперерабатывающих завода – ООО «РН-Комсомольский НПЗ» и АО «ННК-Хабаровский НПЗ». Оба предприятия находятся в Хабаровском крае. Мощность Комсомольского НПЗ составляет 8 млн тонн нефти в год. В 2016 году завод переработал 6,235 млн тонн нефти (сокращение на 10,8% к 2015 году) и произвел 480,4 тыс. тонн автобензина, 1,712 млн тонн дизтоплива, 134,8 тыс. тонн мазута и 277,9 тыс. тонн авиакеросина. Мощность переработки Хабаровского НПЗ составляет 5 млн тонн нефти в год. Продукция реализуется сбытовыми предприятиями потребителям Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Амурской и Магаданской областей, Бурятии, экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Российские чиновники решили подойти к проблеме качества топлива с новой стороны. Пока Ростехнадзор проверяет НПЗ на предмет соблюдения правил производства, Росстандарт взялся исследовать сами нефтепродукты. Результаты получились странные: почти все проверенные компании к нефтепереработке никакого отношения не имеют.

В рамках развернувшейся в стране кампании за качество топливо Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) с 6 июня по 31 августа изучило 108 нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки нефти (то есть выпускающих в основном мазут и битум, а не бензин и солярку), рассказал источник в Росстандарте. Но полученным результатам удивились даже в ведомстве.

Из 108 проверенных в качестве владельцев НПЗ компаний 80 вообще не имеют отношения к производству и торговле нефтепродуктами. При этом 10 являются «мертвыми душами» — их не оказалось по указанным в регистрационных документах адресам. Еще пять не смогли предъявить инспекторам Росстандарта необходимые для проведения проверки документы и сведения. Из оставшихся компаний 12 выпускают топливо и 8 – нетопливные нефтепродукты вроде битума (несовпадение общего числа объясняется тем, что три компании попали в обе группы).

Интересно, что сотрудникам Росстандарта удалось среди «самоваров» (как часто называют мини-НПЗ за низкое качество получаемых продуктов) найти двух производителей автомобильного бензина и одного — солярки. При этом у них не отмечено несоответствий техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Это значит, что произведенное кустарным способом топливо как минимум отвечало требованиям «Евро-3» (постановление о продление оборота «Евро-2» до конца 2012 года принято правительством только на днях). Достичь такого уровня пока удалось даже не всем крупным НПЗ.

Но, как выяснили «Известия», по крайней мере некоторые выводы проверяющих вызывают сомнение.

— На момент проверки Росстандарта мы не сделали ни литра нефтепродуктов, — заявил «Известиям» генеральный директор подмосковного ООО «Нефтьторгсервис» Александр Возягин (именно его компания, по сведениям Росстандарта, якобы выпускает бензин и дизтопливо «Евро-3». — «Известия»). — Да, мы купили в Бугульме маленький НПЗ мощностью всего 11 тыс. т нефти в год. Разработали технические условия на печной мазут, судовое топливо и прямогонный бензин. Но лицензию нам так и не дали, и ни одного дня установка не работала. Говорят, наше топливо не отвечает техническому регламенту.

В результате нефтеперегонная установка стоит опечатанная судебными приставами, а «Нефтьторгсервис» решил от проекта отказаться и мини-НПЗ разобрать.

В когорту НПЗ, выпускающих нетопливные нефтепродукты (то есть битум), попало ООО «Технокром» из Ульяновской области.

— Наш завод не перерабатывает нефть. Мы выпускаем рулонные кровельные материалы, в которых используется битум. И его мы не делаем, а покупаем, — говорит директор «Технокрома» Владимир Шустов. — У нас было две проверки Росстандарта. Год назад проверяли точность приборов, а этим летом просто убедились, что мы нефть не перерабатываем, и ушли.

Некачественное топливо проверяющим Росстандарта попалось лишь однажды. Да и то не на проверяемом НПЗ, а в сети автозаправок «Хорос» в Новосибирске.

— Набрали бензин А-80 и А-92 в бутылочки и ушли. А потом говорят, какие-то нарушения. Мы уже подали на Росстандарт в суд, — заявил генеральный директор ООО «Хорос» Сергей Фабричный.

По его словам, топливо компания получает c НПЗ в Омске, в Новосибирск оно попадает по трубопроводу госкомпании «Транснефтепродукт».

— Там с одного стояка бензин берут все местные АЗС — и крупные, и мелкие, — рассказывает Сергей Фабричный.

В России хватает мини-НПЗ, которые делают качественную солярку и низкооктановый бензин. Есть и те, кто гонит «левак». Узнать адреса, названия и телефоны заводов легко можно было в ближайшей топливной ассоциации, говорят эксперты.

— У нас на Алтае есть один завод. Но он работает, наверное, две недели в году, потому что везти сюда нефть далеко и дорого. А вот в Томской, Новосибирской, Тюменской областях есть несколько мини-НПЗ. Они делают солярку, бензин А-80. Особых проблем с ними не было, — говорит президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. — Но честно скажу, что есть и производители, которые гонят низкокачественный бензин под видом разных технических растворителей. Поэтому им не надо платить акциз порядка 3–4 тыс. рублей на тонну. Потом уже оптовики могут добавить в такой растворитель присадки и дальше выдавать за нормальное топливо.

Чтобы не попасться на такую удочку, покупателям приходится держать ухо востро. Тот, кто может, проверяет каждую партию топлива.

— Наши теплоходы работают на обычном летнем дизельном топливе. У нас есть собственная система контроля. Мы на каждую партию получаем сертификат и, кроме того, проверяем топливо и масло в собственной экспресс-лаборатории, — рассказывает директор по эксплуатации нижегородской судоходной компании «Волжское пароходство» Дмитрий Фролов.

Качество топлива мини-НПЗ Росстандарт проверяет в несколько этапов с начала 2010 года. За это время проверено более 300 заводов, заявил и. о. начальника управления территориальных органов и региональных программ Росстандарта Дмитрий Черничкин.

— Перечень предприятий для проверок мы получаем из МВД, Ростехнадзора и Минэнерго. Проверки наши специалисты проводят вместе с сотрудниками Ростехнадзора и полиции, — говорит Дмитрий Черничкин. — До того как придем по адресу, что там находится, нам неизвестно. Если предприятие не занимается нефтепереработкой, это отмечают. Мне самому интересно, как в итоге могли получиться такие результаты. С этим надо еще разобраться.

Пристальное внимание нефтепереработка привлекла после случившегося в конце апреля «бензинового кризиса». Тогда дефицит топлива почувствовали сначала в Алтайском крае, но уже через несколько дней перебои начались на АЗС многих других регионов, включая московский.

Поделиться ссылкой: