список мини нпз россии 2017 – cccp-online.ru

список мини нпз россии 2017

Нефтепереработка: какие заводы в активах у Роснефти

Нефтяная компания «Роснефть» представляет собой крупнейший холдинг, в состав которого входят ряд компаний, в том числе и занимающихся переработкой нефти и газа.

Программа переработки осуществляется с помощью ряда нефтеперерабатывающих заводов, среди которых Ачинский нефтеперерабатывающий и нефтехимические заводы, Туапсинский НПЗ, а также предприятия Самарской группы, позволяющие производить высококачественную конкурентную продукцию.

К сожалению, о составе нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий Роснефти нет актуальных данных, но точно известно, что на конец 2016 года в данном блоке работало 10 крупных НПЗ. Кроме того, в ключевых регионах РФ находятся еще 2 завода по производству катализаторов, 3 нефтехимических и 4 газоперерабатывающих завода, куда включены приобретенный в конце 2016 года Башнефть и Славнефть – ЯНОС.

Также, в состав Компании входят мини-заводы по переработке продукции, наиболее крупным из них является объект в Нижневартовске. Благодаря суммарной мощности данных промышленных объектов происходит выработка порядка 118 млн. тонн нефти ежегодно.

После приобретения ПАО АНК «Башнефть», активы компании пополнились следующими НПЗ:

  1. Башнефть-Уфанефтехим.
  2. Башнефть-Новойл.
  3. Башнефть-УНПЗ.
  4. НХК «Уфаоргсинтез».
  5. Шкаповское ГПП.
  6. Туймазинское газоперерабатывающее предприятие.

Благодаря данным предприятиям будут реализованы следующие цели:

  • увеличение объема производства;
  • оптимизация инвестиций;
  • обеспечение безопасности и охраны труда.

В связи с повышением стандартов качества, Компания проводит масштабную модернизацию в своих промышленных проектах. На конец 2016 года произведены следующие работы:

  1. Установлено оборудование для каталитического крекинга на Куйбышевском НПЗ, позволяющее производить более качественные виды топлива.
  2. Установлено оборудование короткоцикловой адсорбции на Сызранском НПЗ.
  3. Модернизированы производственные мощности на Новокуйбышевском заводе катализаторов.

Компания заявила, что с 2017 года производит восстановительные и строительные работы по риформингу, изомеризации, позволяющих производить высокооктановые компоненты бензина, а также установка гидроочистительных сооружений.

ПАО Нефтяная Компания «Роснефть» постоянно расширяет свои сферы производства не только на территории России, но и за рубежом. Предприятие на сегодняшний день является третьим по величине нефтепереработчиком и управляет следующими НПЗ:

  1. PCK Raffinerie GmbH.
  2. НПЗ
  3. НПЗ Bayernoil.

Наиболее высокая доля акций Роснефти в PCK Raffinerie – 54,17%, остальные имеют по 24% и 25% акций соответственно.

Нефтеперерабатывающие заводы Роснефти значительно влияют не только на коммерческий успех самих предприятий, но и на экономику РФ в целом. Соответствие всем высоким стандартам позволяет вести бизнес в развитых европейских странах, постоянно расширяя сотрудничество и открывая новые горизонты.

В новых экономических реалиях юг России теряет один из самых амбициозных в недавнем прошлом сегментов своей экономики – мини-НПЗ.По оценке отраслевых аналитиков, более или менее внятное будущее есть сейчас только у тех предприятий, которые способны найти финансирование для дальнейшей модернизации и при этом уже смогли перейти к стадии производства светлых нефтепродуктов, достигнув объема переработки хотя бы 4-5 млн тонн нефти в год

В новых экономических реалиях юг России теряет один из самых амбициозных в недавнем прошлом сегментов своей экономики – мини-НПЗ

Экономический кризис поставил под большое сомнение независимые проекты в сфере нефтепереработки на юге России, хотя всего несколько лет назад этот макрорегион считался чуть ли не самым перспективным в стране для небольших НПЗ. По оценке отраслевых аналитиков, более или менее внятное будущее есть сейчас только у тех предприятий, которые способны найти финансирование для дальнейшей модернизации и при этом уже смогли перейти к стадии производства светлых нефтепродуктов, достигнув объема переработки хотя бы 4-5 млн тонн нефти в год.

Еще в первой половине нынешнего десятилетия список независимых инвестиционных проектов в нефтепереработке на юге России включал до десяти пунктов. В первом «эшелоне» этих проектов числились уже действовавшие предприятия, заявлявшие о масштабных планах модернизации и расширения своих мощностей – Афипский и Ильский НПЗ в Краснодарском крае, Новошахтинский завод нефтепродуктов (НЗНП) в Ростовской области. Вторую группу составляли перспективные начинания, которые разрабатывались главным образом в республиках Северного Кавказа – Дагестане, Чечне, Адыгее, Северной Осетии. Макеты будущих НПЗ активно показывали на различных инвестиционных форумах, включали в списки приоритетных региональных проектов и т.д.

Преимущества юга России для независимой нефтепереработки хорошо известны: это аграрный регион с повышенным спросом на горючее, обладающий развитой инфраструктурой для экспорта нефтепродуктов.

Естественные преимущества юга России для независимой нефтепереработки хорошо известны.

Во-первых, это аграрный регион с повышенным спросом на горючее с низким октановым числом, на котором главным образом и специализируются независимые НПЗ. В свое время именно эти соображения легли в основу строительства НЗНП, инвестором которого выступил крупнейший в Ростовской области агрохолдинг «Юг Руси».

Во-вторых, на юге России есть хорошо развитая инфраструктура для экспорта нефтепродуктов – прежде всего через порты Азово-Черноморского бассейна.

В-третьих, традиционно присутствовали мотивы политического характера: для глав ряда южных регионов, в особенности кавказских республик, наличие собственного НПЗ – это вопрос престижа. Здесь можно вспомнить неоднократные попытки главы Чечни Рамзана Кадырова склонить НК «Роснефть» к строительству НПЗ в Грозном либо найти для этого начинания альтернативных инвесторов.

Кроме того, для некоторых глав южных регионов наличие НПЗ на территории вверенного им субъекта РФ – вопрос престижа. Были и другие соображения.

Например, в 2013 г. несколько компаний, близких к бизнесмену Михаилу Гуцериеву, анонсировали проект строительства в Адыгее нового НПЗ, который выступил бы вспомогательным звеном для старейшего на юге России Краснодарского НПЗ, расположенного в границах города и не имеющего возможностей для развития. Словом, нехватки предложений не было.

Первый удар по планам независимых нефтепереработчиков нанесла двукратная девальвация рубля, которая мгновенно привела к удорожанию их планов. Например, стоимость ключевого для модернизации ОАО «Новошахтинский завод нефтепродутов» (НЗНП) строительства установки электрообессоливания и атмосферно-вакуумной перегонки нефти в начале 2015 года подскочила с 2,5 до 5,5 млрд рублей.

«Это произошло исключительно из-за изменения курса валют. Там все оборудование импортное», – пояснили тогда в правительстве Ростовской области.

Вторым «ударом в спину» для независимых переработчиков стал введенный правительством практически одновременно с девальвацией налоговый маневр, предполагавший резкое повышение вывозных пошлин на мазут и снижение пошлин на сырую нефть. Из-за этого упала рентабельность экспортных поставок мазута – одного из основных продуктов небольших НПЗ, а цена сырья для них выросла. Это также заставило компании пересматривать первоначальные планы.

Характерный пример – проект модернизации Ильского НПЗ, принадлежащего Кубанской нефтегазовой компании. Первоначально он оценивался в 18,5 млрд руб., затем (в конце 2013 г.) стало известно, что стоимость увеличилась до 40 млрд руб., а в начале 2015 года – до более чем 60 млрд рублей. Как поясняли тогда в компании, удорожанию и увеличению сроков окупаемости проекта способствовал налоговый маневр, изменение экономической ситуации в стране и снижение маржи переработки. Если первоначально Ильский НПЗ собирался довести мощность переработки до 3,5 млн тонн нефти в год, то в пресловутых «новых экономических условиях» минимальная для окупаемости проекта мощность по переработке должна была составлять 5-6 млн тонн.

«От налогового маневра пострадали все российские НПЗ мощностью переработки от 0,5 до 1,5 млн тонн в год, – констатирует председатель совета директоров группы CREON Energy Фареса Кильзие. – НПЗ небольшого масштаба строились в два этапа: сначала выпуск темных нефтепродуктов, затем – светлых. Раньше по всей России было 212 таких производственных точек, сегодня более половины из них стоят».

По словам Кильзие, кредиторы предприятий, остановивших производство, пытаются продать их почти за бесценок, желая избавиться от этих активов, и консультанты почти ежедневно ведут переговоры по поводу покупки того или иного производителя.

Результаты этих переговоров определяются в первую очередь достигнутой глубиной переработки.

«Если завод остановился на стадии выпуска темных нефтепродуктов, то этот актив на сегодняшний день стоит ноль, – утверждает Фарес Кильзие. – В некоторых случаях мы видим перспективу, если есть потенциал расширения до светлых нефтепродуктов. Но о проектах в диапазоне до миллиона тонн, которые заявлялись до кризиса, в том числе на юге России, лучше даже и не думать – это будет повторение тех ошибок, которые уже есть».

Кроме того, изменилась сама структура рынка.

«Для реализации проектов самостоятельных НПЗ требуется прежде всего наличие спроса, – поясняет независимый аналитик Александр Полыгалов. – Строительство современного НПЗ, выпускающего высококачественную продукцию, требует больших затрат, которые в сегодняшней ситуации вряд ли окупятся быстро. Конечно, можно построить простейший НПЗ с первичной переработкой вроде уже существующих независимых НПЗ Краснодарского края и Ростовской области. Это относительно небольшие заводы, выпускающие полуфабрикаты в виде прямогонного или газового бензина, высокосернистого дизтоплива (хотя некоторые НПЗ частично освоили выпуск низкосернистого дизтоплива), а также большого количества мазута. Но это значит, что спрос на продукцию таких заводов должны обеспечивать компании с современными нефтеперерабатывающими мощностями, которые по каким-либо причинам захотят покупать прямогонный бензин, мазут или высокосернистое дизтопливо у гипотетически новых НПЗ для дальнейшей переработки. Внутри России сегодня существует избыток мазута и дизельного топлива, а высокосернистое дизтопливо тем более никому особо не нужно. Это само по себе снижает норму прибыли при поставках и на внутреннем рынке, и на европейский рынок, поскольку экспортеров дизтоплива и мазута более чем достаточно. А налоговый маневр окончательно сделал первичную переработку нефти с высоким выходом мазута невыгодной».

По оценке Фареса Кильзие, первоначальные вложения в независимые НПЗ составляли 6-7 млрд руб., или $120-130 млн по текущему курсу. Сегодня, чтобы дойти до выпуска светлых нефтепродуктов, таким предприятиям надо вкладывать еще столько же, но эти инвестиции, полагает эксперт, скорее всего, не окупятся: перспективы успешной модернизации остались только у тех независимых проектов, которые уже перешагнули за отметку 4-5 млн тонн годовой переработки, что составляет половину объема крупного НПЗ.

Из всех небольших заводов юга России этот уровень уверенно преодолел пока только Афипский НПЗ, входящий в группу компаний «Нефтегазиндустрия», основным бенефициаром которой считается бизнесмен Владимир Коган. В 2016 году предприятие установило рекордный объем переработки нефти за все 54 года своего существования – 6 млн тонн, модернизацию производства планируется завершить к 2020 году. Заключенное в 2016 году соглашение между «Нефтегазиндустрией» и «Роснефтью» предполагает, что последняя в течение 3,5 лет будет поставлять по нефтепроводу на Афипский НПЗ от 6 до 7,8 млн тонн нефти. Официально не отменены и докризисные планы строительства продуктопровода до Новороссийска для отправки нефтепродуктов на экспорт в обход железной дороги.

Однако глубина переработки на этом предприятии пока не слишком велика, впрочем, как и на остальных действующих независимых НПЗ юга России. На прошедшем не так давно ежегодном совещании Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ заместитель председателя Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Шахназаров назвал Афипский, Ильский и Новошахтинский НПЗ в числе десяти наиболее отстающих по этому параметру заводов за девять месяцев 2016 года. Глубина переработки на Афипском НПЗ, по данным Шахназарова, составила 56,3%, на Ильском НПЗ – 53% при среднем по России показателе 79%.

Один из наиболее принципиальных для независимых НПЗ вопросов – источники финансирования проектов модернизации, и здесь возникает негативный для этого сегмента фактор – западные санкции.

«Даже если кто-то из независимых переработчиков все же намеревался вложиться в модернизацию НПЗ, санкции, из-за которых прекратился доступ к западному финансовому рынку, в сочетании с высокой реальной ставкой по кредитам внутри России сделали эти планы заведомо неосуществимыми», – считает Александр Полыгалов.

По мнению экспертов, на сегодняшний день независимой переработке можно ожидать вливаний из Китая, но пока китайские инвесторы не спешат вкладываться в российские мини-НПЗ .

Ограничение доступа к западным финансовым ресурсам из-за санкций повлияло на то, что часть планов по модернизации попросту была свернута.

По мнению Фареса Кильзие, единственный актуальный источник финансирования для независимых проектов по переработке – это Китай. «Но когда китайцы начинают изучать экономические и финансовые модели мини-НПЗ, они понимают, что проекты не окупятся, и отходят назад», – добавляет эксперт.

Характерный пример – планы по модернизации НЗНП. В мае 2015 года, на пике конфликта с Западом, когда Россия демонстративно проявляла интерес к расширению сотрудничества с Китаем, президент агросоюза «Юг Руси» Сергей Кислов подписал с главой компании CNCEC Юем Цзиньбо соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало поставку оборудования, необходимого для увеличения глубины переработки до 85%. Предполагалось, что финансирование проекта в виде долгосрочного кредита для НЗНП возьмет на себя китайский Exim Bank.

Однако в марте прошлого года с критикой в адрес донского предприятия обрушился Ростехнадзор, назвавший НЗНП в числе заводов, где откладывается ввод в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти.

«Не сделал ничего, как говорится, и ржавого гвоздя не вбил в землю», – заявила в одном из интервью заместитель главы этого ведомства Светлана Радионова.

Руководство НЗНП отреагировало на это заверениями, что работа по модернизации предприятия ведется в соответствии со стратегией его развития. В августе 2016 года стало известно о ближайших планах – о строительстве третьей установки ЭЛОУ-АВТ стоимостью 5 млрд руб., что позволит предприятию увеличить мощность переработки нефти до 7,5 млн тонн в год. Между тем уже в 2015 году рентабельность завода заметно снизилась. По данным «СПАРК-Интерфакс», по итогам 2015 года НЗНП получил чистую прибыль в размере 564,5 млн рублей при выручке в 60,2 млрд рублей, тогда как годом ранее соответствующие показатели равнялись 1,97 и 49,5 млрд рублей соответственно. Показатели за 2016 год пока неизвестны.

Серьезные проблемы с Ростехнадзором возникли и у проекта мини-НПЗ мощностью 1 млн тонн в год, который был заявлен в Дагестане на территории нефтебазы «Дагнефтепродукт», прилегающей к Махачкалинскому морскому торговому порту. Первый этап строительства предприятия начался еще в 2011 году и был завершен по дагестанским меркам весьма быстро, но затем у него возникли проблемы с разрешительной документацией: очевидно, надзорные органы справедливо усомнились в безопасности производства, расположенного почти в самом центре столицы Дагестана. Претензии к несоблюдению экологических нормативов неоднократно предъявлялись и в Краснодарском крае – в отношении Ильского НПЗ и битумного завода в окрестностях города Славянска-на-Кубани.

Все эти сюжеты вскрывают еще одну фундаментальную проблему независимых переработчиков.

«У мини-НПЗ практически нулевая экологическая ответственность, поскольку они почти не существуют для проверяющих органов», – говорит Фарес Кильзие.

«Вопросы экологической безопасности у НПЗ юга России обеспечены примерно в той же степени, что и планы по модернизации – собственно, экологические вопросы и являются частным случаем этой модернизации. То есть в первую очередь они обеспечены на бумаге. Причины те же: коммерчески нецелесообразно вкладывать значительные средства в модернизацию поставщиков полуфабрикатов», – добавляет Александр Полыгалов.

Кроме того, перечисленные выше проблемы подталкивают отдельных игроков рынка к уходу в теневой сегмент. По словам Фареса Кильзие, те независимые НПЗ, кого кризис застал на «темном» этапе, либо остановились, либо перешли к работе за наличный расчет, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.

«Случаи, когда за это наказывали, имели место, но пока без серьезных последствий: все боятся, но продолжают работать, к тому же проблем с сырьем нет», – добавляет эксперт.

Александр Полыгалов допускает еще одну схему: некоторые переработчики могут сливать обратно в трубопровод под видом непереработанной нефти мазут, получаемый на мини-НПЗ после первичной переработки. За слитые объемы такой «как бы нефти» переработчик не платит, оставляя себе только полуфабрикаты в виде прямогонного бензина и высокосернистого дизельного топлива.

И все же хоронить независимую переработку на юге России пока рано. Как отмечает заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков, в условиях нынешних цен на нефть и налоговой политики при глубине переработки 95% и более южные НПЗ в принципе рентабельны, особенно учитывая близость к транспортной инфраструктуре, которая существенно улучшает финансовые показатели предприятий. Поэтому при отсутствии высокой долговой нагрузки вопросы доступа к дополнительному финансированию можно решить и через российские финансовые институты, в том числе с использованием лизинговых механизмов.

Кроме того, допускает Фарес Кильзие, налоговый маневр – это не навсегда, поскольку он уже негативно сказывается и на крупных игроках.

«ВИНКи рассуждают так: мы не будем производить темные нефтепродукты, но тогда мы будем вынуждены остановить производство битума, которого Россия раньше выпускала 10 млн тонн в год, – поясняет Кильзие. – Налоговый маневр оказался бумерангом: нехватки нефтепродуктов нет, но на рынке наступил дисбаланс. Даже у тех переработчиков, которые вышли на производство светлых нефтепродуктов, маржинальность настолько низка, что бизнес становится неинтересным».

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) – производители дизельного топлива

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) – производители дизельного топлива. Первые нефтеперерабатывающие заводы в Советской России были введены в строй в конце 20-х –30-х годов прошлого века в период индустриализации.

Второй волне строительства НПЗ дала толчок вторая мировая война. Советский Союз был вынужден построить несколько заводов в Поволжье и на Дальнем Востоке для обеспечения снабжения войск топливом. Но основная часть нефтеперерабатывающих заводов России появилась в два послевоенных десятилетия: до 1965 г. Было введено в эксплуатацию 16 заводов, почти половина действующих на сегодняшний день в стране.

К 1990-м годам суммарные мощности НПЗ по первичной переработке нефти, расположенные на территории Российской Федерации, достигли 296 млн тонн в год. Но с началом экономических реформ резко сократилось внутреннее потребление нефтепродуктов. В результате чего мощности заводов оказались загруженными менее чем на 50%.

Наличие избыточных мощностей, а также отсутствие инвестиций привело к моральному и физическому устареванию оборудования заводов. Это объясняет тот факт, что на рубеже веков глубина переработки нефти составила в среднем по России лишь 67,4 % – намного ниже, чем в любой развитой стране. Примерно то же самое можно сказать и о качестве выпускаемых нефтепродуктов.

С середины 2000-х годов в стране ведется работа по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В частности, к 2015 году все производимое топливо должно соответствовать стандарту Евро-5. А на последующие годы планируется массовое внедрение комплексов глубокой переработки нефти. Этому способствуют и рост внутреннего потребления, и высокие цены на нефтепродукты на внешних рынках.

В постсоветское время в Российской Федерации были запущены несколько нефтеперерабатывающих предприятия общей мощностью свыше 16 млн тонн, из которых выделяется Нижнекамский НПЗ (8 млн тн). При этом в стране появились около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки около 40%, а также несчетное множество нелегальных «самоваров», в основном, на территории Северного Кавказа. В качестве одной из мер по стимулированию строительства современных производств правительство России запретило подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки у которых составляет менее 70 %.

По сообщениям Министерства энергетики, сейчас в России существуют планы строительства 22 новых НПЗ. Если все они реализуются, то с учетом модернизации существующих заводов, объемы производства дизельного топлива в стране удвоятся. В частности, в конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан планировалось построить самый крупный в России НПЗ, глубина переработки нефти составит 93 %, что соответствует достигнутому уровню на нефтеперерабатывающих заводах США. Однако пока многие планы остаются лишь на бумаге.

Нефтяной вопрос всегда считался самым важным для экономики любой страны.

Свою историю нефтеперерабатывающие заводы России начинали с 1745 года, с того самого дня, когда на реке Ухте братьями Чумеловыми было основано первое предприятие. В основе его продукции лежал обыкновенный, но очень актуальный в те времена керосин, а также прочие смазочные масла.

Сегодня нефтеперерабатывающая промышленность России считается одной из успешных. Постоянно растет количество предприятий, и мелких, и крупных, что обусловлено постоянно растущими доходами от переработки «черного золота». Лучше всего данная отрасль развита в Центральном регионе страны, а также в Тюменской и Челябинской областях.

Нефтеперерабатывающие заводы России производят, в основном, бензин, керосин, дизельное, ракетное, авиационное топливо, мазут, моторные масла, битумы, нефтяной кокс и т.д. Абсолютное большинство из них создаются рядом с нефтяными вышками, что дает возможность компаниям не тратить дополнительные средства на поставки сырья. После переработки уже готовый продукт отправляется к конечному потребителю.

Основная задача, которую выполняют нефтеперерабатывающие заводы России – это глубокая переработка нефти. Их производственный цикл, как правило, состоит из процесса подготовки сырья, первичного перегона нефти т вторичной переработки фракций, что включает в себя каталитический крекинг, риформинг, коксование, гидроочистку и смешения компонентов готового нефтепродукта.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы в России размещены в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, на которые приходится более семидесяти процентов всех мощностей страны. Это Газпромнефть-Омский НПЗ, а также Ангарский, Антипинский (Тюмень), Афипский (Краснодарский край), Красноленинский (Ханты- Мансийск), Уфимский (Башкирия) и т.д. На территории субъектов РФ лидером по первичной переработке нефти является Башкирия.

Нефтеперабатывающие заводы России в большинстве своем появились в нашей стране после войны: за период до 1965 года было построено 16 мощностей, что составляет более половины существующих на сегодня. Однако в период становления экономических реформ в 1990-ые годы в этой отрасли промышленности наблюдался значительный спад объемов производства. Объяснить это нетрудно: в те времена резко упало внутреннее потребление нефти, что обусловило невысокое качество выпускаемого продукта, а значит и низкий коэффициент глубины переработки, снизившийся до 67,4 процентов. И только в 1999 году Омский НПЗ году смог приблизиться к стандартам США и Европы.

Лишь в последние годы в этом вопросе заметна обнадеживающая тенденция, признаком которой стали значительные инвестиции в нефтепеработку, которые, уже начиная с 2006 года, превысили 40 миллиардов рублей.

Вырос коэффициент глубины переработки, ведь в 2010 году В. Путин запретил своим Указом подключать к магистралям те новые нефтеперерабатывающие заводы России, у которых он не доходил до 70%, считая, что подобные предприятия нуждаются в серьезной модернизации. Число таких мини-НПЗ сегодня в России доходит до двухсот пятидесяти.

А к концу текущего 2012 года запланировано построить крупнейший в России нефтеперерабатывающий комплекс, расположенный на самом конце трубопровода, проходящего по Восточной Сибири к Тихому океану, у которого глубина переработки продукта будет составлять около 93 процентов, что будет соответствовать уровню, достигнутому на таких же предприятиях США.

Консолидированная в большей части нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране находится под контролем десяти крупных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Газпром» и т.д.

Литейным производством называют одну из отраслей промышленности, основной продукцией которой являются фасонные изделия, используемые в машиностроении. Заводов этой специализации в России функционирует множество. Одни .

Россия – индустриальная страна с многовековой историей развития промышленности. Соответственно машиностроительные заводы России играют ведущую роль в экономике страны. В общем объеме промпроизводства доля продук.

Нефть – одно из важнейших достояний нашей страны, так как именно от «черного золота» напрямую зависит не только финансовое положение государства, но и его энергетическая безопасность. Одним из столпо.

Цементные заводы России в своем большинстве основаны в первые годы двадцатого века. Они возводились быстро и были оснащены передовым для своего времени оборудованием.

Металлургические заводы России являются тем китом, на котором, по сути, “стоит” экономическое благополучие большинства областей, да и всего государства. При этом данная индустрия производит конечный продукт, требующий.

Если рассматривать вопрос о том, из чего делают бензин, то, конечно, многие сразу могут сказать, что из нефти. Это утверждение верно, однако это лишь верхушка айсберга, а реальный процесс производства топлива гораздо .

Ювелирной называют отрасль промышленности, включающую в себя предприятия, специализирующиеся на изготовлении и продаже изделий из благородных мет.

Стекольная промышленность занимает важное место в экономике страны. Стекольные заводы в России действуют почти в каждом регионе. Оконные стекла и иллюминаторы, бутылки и посуда, предметы быта и интерьера – без э.

Ярославский нефтеперерабатывающий завод (ЯНПЗ) им. Д. И. Менделеева относится к предприятиям-пионерам химической отрасли России. Созданный в XIX веке и многократно модернизированный, он стал одним из флагманов промышл.

Жизнь без сахара скучна и неинтересна. Его любят, от него не могут отказаться, и он обязательно есть в каждом доме. Несмотря на это, не все знают, как и где производят данный продукт. Список сахарных заводов России пр.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий