Список мини нпз в казахстан

Безопасность страны определяется не только наличием солдат, но и возможностью обеспечить экономику страны всем необходимым по адекватной цене. В число жизненно необходимых товаров входят в основном те виды сырья, без которых невозможно обойтись и цена на которые определяет цены на другие товары и услуги – к примеру, таким важным товаром является бензин. Казахстан не является страной с мощной экономикой и развитой индустрией, поэтому довольно сильно зависит от импорта различных товаров, которые часто определяют величину инфляции в стране.

Ниже дан перечень наиболее важных товаров для Казахстана (по состоянию на 2010 год):

Нефть сырая. Как ни странно, ключевым импортируемым товаром для Казахстана является сырая нефть из России, которая перерабатывается на Павлодарском нефтехимическом заводе и Шымкентском нефтеперерабатывающем заводах. Всего из перерабатываемых 14 миллионов тонн нефти российская нефть составляет 6 миллионов тонн или 43%. Из-за отсутствия возможности транспортировки больших объемов нефти на эти два завода, а заодно из-за меньшей выгоды переработки по сравнению с экспортом сырой нефти и политики МНГ по недопущению строительства мини-НПЗ, такое положение будет сохраняться еще долгие годы. Природный газ. Природного газа в Казахстане и так мало, сеть газопроводов охватывает только 11 регионов из 16, поэтому газ страна закупает у Узбекистана, а в последние годы еще и у Туркменистана (при посредничестве России или КНР). Расходуется в стране примерно 7,7 миллиарда кубометров газа, а импортируется 3,5 миллиарда кубометров газа. Доля импорта составляет 45%. В будущем развитие месторождения Урихтау возможно снимет данную проблему, а трубопровод из Карачаганака до Астаны подаст газ в сейчас негазифицированные области, но этого ждать около 5 лет. Птица (по большей части курятина). В отличие от мяса, которое мы особо не экспортируем, но хотя бы себя им снабжаем, птицей мы пока себя полностью снабдить не можем (яйцами можем). Между тем курятина является самым дешевым и доступным для широких слоев населения источником животного белка, поэтому колебания с ее ценой или поставками как раз сильно бьет по неимущим. Завозится к нам курятина из США, России и Украины. При потреблении около 230 тысяч тонн импортируем мы 127 тысяч тонн или 55% Рыба и рыбные консервы. Все врачи и диетологи отмечают, что потребление рыбы в Казахстане в несколько раз ниже нормы, рекомендованной ВОЗ. А ведь рыба не только дешевый источник белка, но и просто важна для организма, особенно детского. Мы потребляем рыбы и рыбных консервов примерно 110 тысяч тонн в год, из которых импорт составляет 60 тысяч тон или 54%. Молочные продукты. До сих пор большинство молока у нас производится на личных подворьях, поэтому объемы не растут вообще, да и переработчики не могут строить большие заводы и получать много сырья. Из потребляемых 640 тысяч тонн молочных продуктов у нас импортируется 180 тысяч тонн или 28%. Самое печальное, что в основном импортируют продукты с высокой добавленной стоимостью – масло сливочное, сыр и творог. Сахар. Количество импортируемого сахара у нас сейчас составляет около 25% и связано это с падением сборов сахарной свеклы (с 310 тысяч тонн в 2007 году до 200 тысяч тонн в 2011 году) и плохой работой сахарных заводов (снижение производства сахара с 500 до 270 тысяч тонн), которые не могут отладить производственный цикл. Также упал и экспорт сахара с 71 тысячи тонн в 2006 году до 13 тысяч в 2010 году. Как видно, Рахат Алиев, по крайней мере, в этой области оказался действительно незаменимым человеком, чье влияние было сугубо положительным. Бензин. Ситуация с бензином у нас двойственная – с одной стороны, импортируем мы вроде немного – 700 тысяч тонн при общем потреблении 3500 тысячи тонн, то есть 20%. Но это как правило, по большей части высокооктановый бензин, и импортные поставки позволяют закрывать дефицит бензина, который каждый год создается, когда казахстанские НПЗ встают на плановый ремонт. С учетом роста и популярности заправок «Газпром-нефти» в Алматы, подозреваю, что омский бензин имеет огромный потенциал для поставок в Казахстан. Битум нефтяной. Несмотря на то, что во всем мире все давно переходят на бетонные дороги, в Казахстане продолжают строить дороги из асфальта, а какой асфальт без битума – правильно, никакой. Из 370 тысяч тонн битума мы импортируем преимущественно из России 175 тысяч тонн или 47%. Смазочные материалы. Мы вообще практически не выпускаем смазочные материалы, несмотря на наличие сырья. Есть правда небольшой завод по переработке отработанного масла в Темиртау, но он имеет крайне маленькие объемы. Из потребляемых 325 тысяч тонн смазочных материалов ввозится 324 тысячи тонн – то есть практически 100%. Азотные удобрения. Азотные удобрения являются ключевыми для урожайности сельскохозяйственных культур и только навозом их не заменить. Несмотря на то, что в Мангистауской области построен новый завод, азотных удобрений не хватает – при потреблении в 320 тысяч тонн их импорт составляет 250 тысяч тонн или 78%. Фармацевтические препараты. Лечиться в этой жизни приходится всем и наличие того или иного препарата в продаже для многих людей вопрос жизни или смерти. Всего в 2010 году мы потребили фармацевтических препаратов на 165 миллиардов тенге, из них препараты на 153 миллиарда тенге или 93% – это импортные товары. Тут как-то ликвидировать отставание мы вряд ли сможем – слишком Казахстан маленькая страна, чтобы соревноваться с транснациональными концернами. Трубы большого и малого диаметра, профили пустотелые. Трубы и профиль применяются настолько широко, что обойтись без них крайне трудно. Особенно нужны трубы для коммунальных сетей – что на своей шкуре каждый день узнают алматинцы, стоя в пробках. Из 700 тысяч тонн труб и профиля из Украины и России к нам поступает около 460 тысяч тонн, что составляет 66%. Несмотря на то, что работает новый трубный завод в Павлодаре и производство труб с 2006 года увеличилось в 4 раза, внутренних потребностей местная промышленность не покрывает.

Как видно, список довольно печальный – при развитой нефтегазовой отрасли у Казахстана проблемы с нефтепродуктами, газоснабжением, битумом, азотистыми удобрениями; наш АПК не может нас снабдить молочными продуктами, птицей, рыбой и сахаром; черная металлургия не в состоянии выпустить нужное количество труб и профиля, ну а про фармацевтическую промышленность и вовсе не стоит говорить.

И тут напрашивается вывод – может вместо абстрактного роста ВВП и разбросанного по многим отраслям ФИИР, просто постараться нарастить производство важных, но частично импортируемых товаров? С растительным маслом же получилось.

Http://vlast. kz/jekonomika/12_tovarov_kotorye_importiruet_kazahstan-770.html

КОКШЕТАУ. КАЗИНФОРМ – В Степногорске в преддверии 25-летия Независимости Казахстана открыт мини-НПЗ с использованием каталитической переработки нефтепродуктов ТОО «Нефтяной Дом Астан-Ойл».

Впервые на территории Акмолинской области будет производиться высококачественное зимнее дизельное топливо – сообщает управление политики Акмолинской области. В 2016 году предприятием для снижения себестоимости производимой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества был реализован инвестиционный проект по реконструкции мини-НПЗ с использованием каталитической переработки нефтепродуктов стоимостью около 1,5 млрд тенге.

Реализация данного проекта, включенного в Карту развития предпринимательства области, позволит производить высококачественное зимнее дизельное топливо на установке мощностью 150 тыс. тонн в год по инновационной технологии, отвечающей требованиям евро стандартов. Торжественно открывая новое предприятие, аким города Ануар Кумпекеев отметил, что его основная важность – в импортозамещении. По информации руководителей ТОО «Нефтяной Дом Астан-Ойл», потребность РК в дизельном топливе составляет 400 тыс. тонн в год, из них 150 тыс. тонн будет производиться на степногорском предприятии. Кроме того, на мини-НПЗ создано дополнительно 15 новых рабочих мест.

Ознакомившись с ходом технологического производства предприятия и его конечной продукцией, глава города предложил учредителю предприятия Владимиру Грищенко рассмотреть возможность открытия собственной заправки ТОО «Нефтяной Дом Астан-Ойл», где рядовой потребитель сможет приобрести выпускаемое предприятием дизтопливо (как летнее, так и зимнее) по более выгодным ценам.

Http://www. oil-gas. kz/ru/press-tsentr/novosti/341-mini-npz-otkryli-v-stepnogorske

О необходимости создания в Казахстане государственного Алиментного фонда говорят. Подробнее

Казбек Бейсебаев Празднование 20-летия города Астаны обойдется в почти 19 милл. Подробнее

Железная дорога стала едва ли не единственной сферой в стране, где удачных проек. Подробнее

Президент Казахстана призвал депутатов прекратить давление на руководителя Нацио. Подробнее

Норма о единственном жилье может привести к ряду негативных последствий в стране. Подробнее

Самый популярный бензин марки АИ-92 подорожал за год на 15%. Вместе с тем летний. Подробнее

Председатель общественного совета Министерства финансов РК Борис Парсегов предло. Подробнее

В Астане с участием Нурсултана Назарбаева прошло заседание Совета по управления. Подробнее

Члены Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при пар. Подробнее

На прошлой неделе в Казахстане в очередной раз заговорили о новом нефтеперерабатывающем заводе. Причем на самом высшем уровне. Встречаясь с руководством нефтяного гиганта Chevron, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что «правительству совместно с компанией необходимо проработать вопросы строительства предприятий по переработке». По его словам, речь идет о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода, чтобы вывести Казахстан из зависимости от импортных нефтепродуктов. В связи с этой важной для страны темой «Къ» выяснял мнения экспертов – нужен ли четвертый НПЗ?

Профессор института экономики МОН РК Олег Егоров полагает, что новый завод необходим. В комментариях «Къ» он напомнил, что в последнее время постоянно при нехватке топлива и в бывшем министерстве нефти и газа, и в КазМунайГазе, и в других правительственных организациях говорят о том, что четвертый завод нам вообще не нужен.

«Мы все модернизируем, и будет полный порядок с обеспечением топлива. У нас во времена Советского Союза было построено три нефтеперерабатывающих завода, мощнейшие нефтехимические объекты в Атырау, Актау. Что у нас построено за 27 лет независимости? Китайцы построили нам завод по производству дорожного битума; сначала японцы, потом китайцы начали модернизировать завод. Зачем его модернизировать несколько раз, тратить миллиарды долларов, когда он был запущен в эксплуатацию в 1945 году?, – задается вопросом эксперт. – Но только недавно президент сказал, что четвертый завод надо строить, и все всполошились. А где его строить – пока никто не знает».

Как напоминает Егоров, при обсуждении данного вопроса называли ряд городов: Костанай, Актау, Балхаш. Но где взять нефть для Костаная или Балхаша?

«Сегодня как раз момент, когда нам надо начать строительство нового нефтеперерабатывающего завода под кашаганскую нефть. Это очень выгодно, рационально и перспективно, поскольку завод, который будет расположен где-нибудь в Карабатане (Атырауская область), может быть рассчитан по технологии на кашаганскую нефть. И он может работать десятилетиями и выдавать очень качественную продукцию.

Вот решение – что нам делать с нефтью. По сей день мнение такое, что чем больше в трубу запустим – тем больше доход. Но все забывали об одном, что есть мировая торговля ресурсами. И на этих мировых биржах цены на сырьевые товары постоянно прыгают. Если когда-то нефть стоила $10 за баррель, и это было выгодно, то сегодня при $50 уже не выгодно разрабатывать месторождение. И нам надо было давно задуматься о перерабатывающей отрасли: нефтехимии, нефтепереработке, газохимии. Правда, мы в Академии наук давно об этом говорим, пишем, подаем докладные записки…», – говорит Олег Егоров.

По его мнению, необходимость строительства НПЗ на западе Казахстана очевидна. Во-первых, Кашаган находится от берега в 80 км. А от береговой зоны до поселка Карабатан еще несколько десятков километров. То есть транспортировать ее еще на тысячи километров в Костанай или Балхаш нет смысла. Тут все рядом, и уже есть логистика. От Кашагана до железнодорожной станции Карабатан есть труба, и не одна, а это уже эффективный способ транспортировки. Там давным-давно все освоено – есть и энергетика, и дороги. И, кстати, там неплохо обстоит и с рабочими кадрами.

Во-вторых, в Карабатане создается в который раз первый интегрированный газохимический комплекс.

«И тут получается нормальная связка: нефть Кашагана идет на нефтеперерабатывающий завод, а газ Кашагана и Тенгиза идет на газопереработку. Те продукты, которые получают на этих заводах, – с одной стороны это топливо, с другой стороны – ассортимент промежуточной продукции, которая может быть использована как великолепное сырье для нефтехимии. Поэтому можно создать такой кластер, благодаря которому мы через пять лет, если это дело ускорить, можем торговать любыми видами химического сырья и химической продукции. Не говоря о том, чтобы загрузить свой рынок. А загрузить его надо в ближайшие годы, иначе наш рынок загрузит Китай», – считает эксперт.

По его мнению, здесь главное – выбрать технологию переработки под эту нефть. Она высокосернистая. Поэтому в технологической цепочке должны быть установки по очистке. Тогда при такой технологии мы сразу получим и топливо, такое как автобензин класса К-4, К-5 без всяких трудностей, связанных с модернизацией, и серу.

В подтверждение вышесказанного отметим, что в 2012 году Олег Егоров в специализированном журнале «Нефть и газ» писал:

«Углеводородное сырье давно получило статус ресурса многоцелевого использования, что предполагает не столько получение из него горюче-смазочных материалов или же экспортирование его во все увеличивающихся объемах, сколько выделение исключительно широкого ассортимента продукции, успешно заменяющей такие виды естественных ресурсов, как сталь, древесина, сельскохозяйственные культуры, кожа и т. п.

Основными причинами, сдерживающими развитие нефтехимических производств в Казахстане, являются отсутствие достаточных мощностей по переработке углеводородного сырья, износ и устаревшие технологии на нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, неразвитость системы трубопроводов для доставки добываемого сырья и готовой продукции».

При этом эксперт говорит и о предпосылках к формированию нефтехимических кластеров на системной основе в Западном Казахстане. В частности, речь идет о возрождении таких крупных объектов нефтегазопереработки и нефтехимии, как завод пластмасс (г. Актау), АО «Полипропилен» и нефтеперерабатывающий завод (г. Атырау), Жанаозенский и Жанажольский газоперерабатывающие заводы.

В свою очередь инженер-геолог и представитель ДПК «Ак жол» Серик Бейсембаев придерживается прагматичной позиции, согласно которой для обеспечения внутреннего рынка достаточно мини-заводов: «Я против строительства нерентабельных гигантов-производств. Это невыгодно для нашего рынка, который и так трясет. Развитию нашей экономики во многих отраслях, в том числе и в базовых, мешает «государственный бизнес», реализация которого и приводит к бесконечным стратегическим ошибкам. У нас уже есть три «самовара». И теперь четвертый самогонный аппарат? И с трудом верится, что от таких «самоваров» можно получить качество марки Евро 5».

Эксперт напоминает, что в мире есть и другие технологии получения легких и темных фракций, в частности, производство синтетического топлива с использованием УВ (углеводородного сырья), как ингредиента для химической реакции. «Весь мир уходит от зависимости от УВ. И не нужно сидеть «на игле». Мини-НПЗ – вот выход без особых «потерь», – говорит Бейсембаев.

«Существующие 29 мини-заводов – это тоже самогонные аппараты. Я же говорю про новые, у них другая технология переработки. Кстати, в Караганде сингапурцы подписали меморандум по строительству мини-НПЗ, правда, я не знаю, по какой технологии он должен работать», – отмечает он, подчеркивая, что в мире уже существуют совсем новые технологии, где используется минимум нефти или УВ.

«Так что через 30 лет этот самогон может и не понадобиться. А строительство завода – это огромные средства. Даже пусть это будут деньги иностранных инвесторов, нужно иx отбивать. Все это коснется нашей всей экономики. Наша нефть, УВ – это уникальный продукт и особенность нашей страны. Она считается «тяжёлой нефтью» и почему-то отправляется почти вся на экспорт. Как раз-таки эта наша нефтянка может дать много ответвлений с получением множества чистых продуктов, пользующихся в мире большим спросом. Вот эти три наших «самовара» после модернизации могли бы выпускать чистые продукты, а рынок ГСМ отдали в конкурентную среду на внутренний рынок, а затем и внешний. Зачем городить забор, который лет через 15 сгниет?», – считает Серик Бейсембаев.

Http://rezonans. kz/economics/4919-nuzhen-li-kazakhstanu-chetvertyj-npz

Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как, технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов.

Между тем, Министерство энергетики РК сообщает, что принимаются все необходимые меры для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти. В частности, Министерством энергетики Рк ведется работа по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы как мини-НПЗ, так и для крупных, а также внесения изменений в Закон РК для исключения существующих барьеров. Кроме того, проводятся меры по улучшению экономики при поставке нефти на внутренний рынок.

В настоящее время при плане поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы РК (далее – НПЗ) 14,5 млн. тонн в год, средняя нагрузка на недропользователей по поставкам нефти на НПЗ (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40%-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

В целях улучшения экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок Министерством энергетики РК совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведется политика полной либерализации рынка нефтепродуктов и газа. В связи с чем для недропользователей приняты следующие меры:

Отменено государственное регулирование цен на дизельное топливо и на бензин марки Аи-92/93. В 2017 году после процедуры согласования планируется дерегулирование бензина марки Аи-80 (единственный нефтепродукт, цена которого регулируется Министерством);

Снижена экспортная таможенная пошлина на мазут с 60 до 30 долларов за тонну.

Отпускная цена на мазут для прохождения отопительного периода, а также цена дизельного топлива для проведения полевых работ утверждены на уровне рыночной.

Увеличена предельная оптовая цена реализации сжиженного нефтяного газа от заводов-производителей для внутреннего рынка РК.

Следует отметить, что до момента принятия решений, касающихся широкого круга потребителей, Министерством энергетики РК проводится разъяснительная кампания с участием всех ведущих СМИ.

При этом вышепринятые меры недостаточны для нивелирования экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортными направлениями. В связи с чем, Министерство энергетики предлагает следующие меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года:

– снижения и унификации ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);

– выравнивания ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;

– отмены государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);

– отмены механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

2. Необходимость принятия решения с инвесторами по вопросу увеличения долей поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам;

3. Обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи;

4. Реформа законодательства о недропользовании, налогового законодательства для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

На основании вышеизложенного сообщаем, что Министерством энергетики РК предпринимается масштабная работа совместно со всеми государственными органами, а также ведется прямой диалог с недропользователями, ассоциацией “Kazenergy” по реализации вышеуказанных мероприятий.

Http://nomad. su/?a=4-201703240021

Сегодня в экономике Казахстана промышленность играет огромную роль. Удельный вес промышленного производства составляет около 30% всего внутреннего валового продукта. На промышленных предприятиях Казахстана трудятся почти 20% от всего занятого в экономике населения. Промышленные предприятия обеспечены полностью своим сырьем, что способствует их развитию.

Так в Казахстане развита черная и цветная металлургия каждая из которых производит по 12% от общего объема промышленного производства, машиностроение Казахстана в общем объеме промышленности составляет 8%, также развита химическая, нефтяная, газовая, текстильная, легкая промышленность, развито производство строительных материалов.

В Петропавловске находятся три завода это Айналайн Тоо; Астана Нан Тоо региональное представительство в Петропавловске; СК – Трейд ЛТД ТОО. Также здесь находится одна газовая компания, это СИБ-КАЗ-ГАЗ ТОО по производству и распределению газа и угля. Один завод электробытовых приборов Бегемот. Два машиностроительных завода это Петропавловский завод тяжелого машиностроения АО и Северный машиностроительный завод ТОО; нефтеперерабатывающий завод Уголь-НОРД ТОО и ювелирный завод-Титан ТОО. В городе множество предприятий по производству различных изделий и четыре предприятия, относящиеся к фармацевтической промышленности.

В Актюбинске находится 2 химических завода это Актюбинский завод хромовых соединений ОАО и завод Взырвтехнологии, а также завод электробытовых приборов и 4 нефтеперерабатывающих завода это TRADE PETRO-GAS нефтепродукты, БАТЫС-МУНАЙ нефть и нефтепродукты, Каспий Нефть ТМЕ, AGRATEX BIO LLP нефтепродукты. В городе имеется сеть предприятий по производству мебели, оптики, по производству труб и много другого.

В Алматы больше всего сосредоточено химических заводов, здесь их насчитывается 12. Это такие заводы как:АБЖКР ТОО. Агрохимия, Алатау-V ТОО, Агальгама С промышленная химия, АППАК, Взрывтехнологии, Казатомпром, Казфосфат, Нихром, Промвзрыв, Спецхимпродукт 21 и завод CLARIANT CONSULTING AG.

В Алматы также находятся газоперерабатывающие заводы это Октан-Газ, Стандарт Газ и LP-GAZ; 6 заводов электробытовых приборов, 16 машиностроительных заводов, 8 нефтеперерабатывающих, один стекольный завод и один ювелирный завод. В Алматы множество предприятий по производству различных изделий и материалов,5 обувных фабрик, 56 предприятий занимаются производством мебели, производство упаковок налажено в 11 предприятиях, 2 целюлозно-бумажных комбината, пять швейных фабрик. Фармацевтическая промышленность представлена 12 предприятиями города.

В Семее имеется два химических завода это АЛФОМ, пр-во эластичных меб. пенополиуретанов и ОНАЛ ОАО. А также чулочно-носочная фабрика, 2 швейные фабрики, 2 газовые компании,3 горнодобывающих предприятия, а электротехническая промышленность представлена 3 – я предприятиями это ЭРТИС-Электроникс, Сулпак Электроникс ТОО и Экран ТОО.

Четыре химических завода расположены в Караганде это завод Вертекс – Инициатив, Максам Казахстан, Стройпластмасс, AZIA-HAIER, кислород, а также один кожевельный завод, 5 машиностроительных заводов, 3 литейных завода, один нефтеперерабатывающий завод и два ювелирных завода. Здесь находится 20 горнодобывающих предприятий, 4 металлургических, производством резиновых изделий занимаются 4 предприятия, фармацевтическая промышленность предоставлена 6 предприятиями.

В Кокшетау находятся два химических завода это Астана-НАН ТОО региональное представительство в Кокшетау и завод бытовой химии. и один газоперерабатывающий завод, стальные предприятия города заняты в производстве стекла, мебели, моющих средств, производство упаковок и другое.

В Павлодаре находится два химических завода это Павлодарских химический завод и Павлодарский нефти-химический завод, а также два машиностроительных завода. Остальные промышленные предприятия города заняты

Производством стекла, труб, мебели, есть одна трикотажная фабрика, одна газовая компания и фармацевтическая промышленность представлена двумя предприятиями.

В Астане пять химических заводов это: Казатомпром, Казросхим, Полипласт-Казахстан, Рамут Корпорация, Сингента Казахстан. Также имеется два газоперерабатывающих завода, 4 нефтеперерабатывающих и один ювелирный завод. Остальные промышленные предприятия заняты в производстве бытовой химии, бытовой техники, в производстве детских товаров, производстве мебели и много другого. Фармацевтическая промышленность представлена двумя предприятиями.

В Темиртау находится 4 химических завода это завод Кислород-Т кислород, аргон Углекислота; Темиртауский электрометаллургический комбинат, ТРЕК и TUTAS. В городе также находится 5 газоперерабатывающих завода и один машиностроительный.

В Усть-Каменогорске находится три химических завода это Орика Казахстан, Ремстройполимер, Текник ЭКСПО. Также имеются одна газовая компания, один завод электробытовых приборов, один машиностроительный завод, 3 нефтяных компаний, одна нефтедобывающая компания, производством лекарственных препаратов заняты 5 предприятий, имеется 5 металлургических компаний и многие предприятия города заняты в производстве товаров народного потребления.

В Шымкенте находится два химических завода это Республиканский научно – исследовательский центр по безопасности в химической ДГП и Южнотехпром ТОО. Также имеется один газоперерабатывающий завод, один нефтеперерабатывающий и два ювелирных завода. Остальные предприятия заняты в производстве ковров, лекарственных препаратов, мебели, моющих средств и много другого. Фармацевтическая промышленность представлена 8 предприятиями. В таких городах Казахстана как Таразе, Атырау, Зыряновске, Сарани и Алге имеется по одному химическому заводу.

Http://tr-kazakhstan. kz/zavody-kazaxstana/

В Министерстве энергетики готовятся поправки в Постановление об установлении экспортных таможенных пошлин, которые экономическими рычагами ограничивают производство темных видов нефтепродуктов. Таким образом, простимулируют мини-НПЗ для работы на внутренний рынок ГСМ и переработки нефти.

— Мы хотим предложить снизить экспортные таможенные пошлины на светлые виды нефтепродуктов и на те виды нефтепродуктов, которые соответствуют ГОСТУ — это мазут, газоль. По темным видам нефтепродуктов, которые ГОСТУ не соответствуют и производятся по стандартам предприятий – по ним установить высокую таможенную пошлину, чтобы стимулировать заводы производить востребованную продукцию, — сказал Асет Магауов на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

Спикер напомнил, что по светлым видам нефтепродуктов: бензину, дизтопливу стоит запрет на экспорт до 1 января 2019 года. «Но даже если экспорт возобновится, ставки таможенных пошлин составляют 168 долларов по бензину и порядка, 200 долларов по дизтопливу. Это, практически половину выручки государство предполагает изымать. Эти меры не стимулируют производство бензина, дизтоплива», — поделился Асет Магауов.

Вице-министр энергетики привел пример Российской Федерации, где экспортные пошлины на бензин составляют 25 долларов на тонну, но при этом на темные виды – очень высокие ставки пошлин. То есть, они, таким образом, стимулируют внутреннюю переработку. «Мы хотим такие системные меры предложить в Казахстане. Если мини-НПЗ готовы производить, экспортировать бензин и дизтопливо, то они будут поддерживаться. Если же, как в прошлом году, будут производить темные виды – мы будем ограничивать через экономические рычаги», — подчеркнул Асет Магауов.

В Казахстане работают 36 мини-НПЗ. По расчетам специалистов, они могут переработать порядка 6,5 тонн нефти, закрыв потребности внутреннего рынка. Анализ показывал, что около 9,10 НПЗ произведено всего 3 процента бензина, причем по качеству он не дотягивает даже до АИ-80. По дизтопливу мини-НПЗ заявляют, что выпустили 20 процентов дизтоплива от объема переработки. Но это дизтопливо не соответствует даже стандартам А2 и, соответственно, говорить о том, что нужно загружать мини НПЗ, за счет них закрывая потребности рынка, это не совсем верно. Их технология, в большинстве своем, не позволяет производить стандартизованную продукцию. Экономически им выгоднее произвести темные нефтепродуктов и выйти на экспорт. «То есть, от того, что мы их нагружаем нефтью, мы только стимулируем рост объема экспорта темных нефтепродуктов», — пояснил необходимость внедрения превентивных мер Асет Магауов.

Http://www. ortcom. kz/minenergo-rk-propisyvaet-novye-pravi/

Модернизация нефтеперерабатывающих заводов идет уже несколько лет, однако никак не окончится.

Сагинтаев осмотрел Шымкентский НПЗ после первого этапа модернизации

В последние дни в Казахстане вновь поднялся вопрос с дефицитом автомобильного топлива. Первые вести о нехватке бензина поступили из центральной части Казахстана – Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района Карагандинской области.

Как сообщал 4 сентября аким Жезказгана Батырлан Ахметов, к тому времени в городе в резерве имелся лишь десятидневный запас бензина – его перестали отпускать даже по талонам. А замакима Карагандинской области Алмас Айдаров тогда же отметил, что причиной дефицита топлива стало закрытие нефтеперерабатывающих заводов в Атырау и Павлодаре на плановый ремонт.

Спустя полмесяца, 22 сентября, проблемы с покупкой топлива начались и на востоке Казахстана – в Семее АИ-92 начали отпускать по талонам. Причем купить этот вид бензина – самый популярный в стране – можно было лишь на маленьких заправках. Качество, по словам автолюбителей, было плохим.

Жители Петропавловска тогда утверждали, что АИ-95 они не видели две недели, а когда он вновь появился на табло АЗС, то его стоимость увеличилась на пять тенге – до 165 тенге за литр. Более того, в сентябре два раза увеличивался в цене АИ-92. Теперь литр обходится водителям в 150 тенге.

Топливо заметно подорожало в стране еще 11 сентября. К примеру, на АЗС сети “ҚазМұнайГаз” стоимость литра бензина АИ-92 с начала августа повысилась на три тенге – до 144. Бензин марки АИ-95 подорожал также на три тенге – до 158 тенге, дизельное топливо стоит 144 тенге за литр.

На заявления о дефиците отреагировали в министерстве энергетики. Замглавы этого ведомства Магзум Мирзагалиев признал, что нехватка в некоторых областях РК есть, но о дефиците говорить нельзя.

“Действительно, в ряде регионов у нас нехватка на некоторых автозаправках и станциях. Мы об этом в курсе. Но при этом говорить о дефиците нельзя. То есть на некоторых АЗС была небольшая нехватка этого бензина. Из России бензин завозится, мы работу со своими коллегами из РФ проводим. Поэтому мы не ожидаем проблемных вопросов, связанных с нехваткой бензина”, – рассказал Мирзагалиев.

Однако 25 сентября о нехватке топлива заговорили не только автолюбители в длинных очередях на АЗС, но и в авиаотрасли. В этот день пресс-служба компании Air Astana распространила заявление о том, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва.

Как сообщалось в пресс-релизе, основные поставщики авиакеросина из России не подтвердили поставки на октябрь. В авиакомпании также отметили, что Казахстан уже много лет на 70 процентов зависим от импорта из РФ, в то время как поставки носят “нецикличный и негарантированный характер”.

В свою очередь, в Минэнерго посоветовали компании Air Astana быть осторожнее с заявлениями и заметили, что ситуация на рынке нефтепродуктов оценивается как благоприятная.

Во всех указанных случаях в нехватке топлива обвиняли казахстанские нефтеперерабатывающие заводы, которые стоят на ремонте. Какова ситуация на них?

Как сообщается в Национальном энергетическом докладе Казахстана за 2017 год, всего в стране действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода, а также 32 мини-НПЗ.

Совокупная заявленная мощность трех крупных НПЗ Казахстана сейчас составляет 15,35 миллиона тонн продукции в год. Хотя на этих заводах в той или иной мере присутствуют мощности глубокой переработки нефти, в целом там применяются относительно простые технологии.

Совокупная мощность 32 малых НПЗ составляет 6,5 миллиона тонн в год, но в 2016-м на них было переработано лишь около 450 тысяч тонн сырья. И хотя депутаты парламента призывали подключить мини-НПЗ к выпуску бензина, это попросту невозможно – только на одном из этих предприятий есть установка для производства светлых нефтепродуктов.

При наличии таких мощностей в нефтеперерабатывающей отрасли появился выраженный перекос в сторону производства мазута (остаточного нефтяного топлива), что не соответствует внутреннему спросу на нефтепродукты.

Три НПЗ, по данным Ассоциации KAZENERGY, покрывают лишь около 85 процентов внутреннего спроса на нефтепродукты, еще около 15 процентов спроса удовлетворяется за счет импорта. В основном из России.

При этом в ответе на официальный запрос Today. kz в министерстве энергетики отметили, что отдельно по бензину импортозависимость составляет 30 процентов.

Решить проблему должна модернизация НПЗ, которая сейчас подходит к концу. Обновление мощностей должно повысить мощность трех заводов, чтобы их суммарный выпуск мог покрыть потребности внутреннего рынка.

К слову, программа модернизации была принята еще в 2009 году и, по планам, должна была завершиться в 2015-м. На дворе тем временем 2017-й, и лишь к его концу обещают закончить обновление установок на двух из трех заводов.

Атырауский НПЗ должен наладить выпуск 1,6 миллиона тонн бензина уже к концу ноября этого года.

По Шымкентскому НПЗ также закончена модернизация – по данным Минэнерго, небольшой рост уже есть и по бензину, и по дизельному топливу. Но основной прирост стоит ожидать только в следующем году. После монтажа установки каталитического крекинга, который планируют окончить во второй половине 2018 года, производство бензина может вырасти в 2,5 раза.

Павлодарский НПЗ после проведения текущей модернизации сделает акцент на возобновление выпуска авиакеросина. Но там потребуется дополнительное время на сертификацию.

Широко обсуждались ранее и планы по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода. Однако и в национальном энергетическом докладе, и в минэнергетики отмечается, что после завершения модернизации существующих НПЗ это будет лишним.

Рост потребления может превысить предложение лишь после 2025 года. “Рациональным решением в этом случае будет поэтапное увеличение нефтеперерабатывающих мощностей, в том числе строительство нового НПЗ”, – заметили в министерстве энергетики.

Редакция Today. kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос либо высказав мнение в комментариях под статьей.

Http://today. kz/news/ekonomika/2017-09-26/750987-toplivnyij-defitsit-kogda-npz-kazahstana-obespechat-nas-benzinom/

С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым.

В период зарождения нефтяной промышленности переработка нефти представляла собой обыкновенную разгонку – то есть испарение части нефти (фракции) за счет нагревания и последующую конденсацию этой части.

Таким образом из нефти выделяли основной товарный продукт ­– осветительный керосин. Мощность нефтеперегонных заводов (а их называли именно нефтеперегонными, а не нефтеперерабатывающими, как теперь) была весьма невелика.

Развитие автомобильной промышленности привело к бурному росту потребления бензинов и дизельных топлив. Для удовлетворения потребностей в автомобильном топливе в условиях жесточайшей конкуренции потребовалось сооружение НПЗ все большей и большей мощности и сложности.

Сегодня в мире есть несколько заводов мощностью свыше 40 миллионов тонн нефти в год. Завод полного профиля позволяет не только снижать себестоимость нефтепродуктов, но и обеспечивать в полной мере их высокое качество. Это уже не перегонка, а именно глубокая переработка нефти.

Маленькие нефтеперегонные заводы теперь принято называть мини-рифайнерами или мини-НПЗ. Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству. Их существование, как правило, обосновано логистическими причинами. Представьте себе, что на небольшом острове с небольшим населением имеется месторождение нефти. Если эту нефть отвозить в порт, загружать в танкер, потом везти морем на какой-то далекий НПЗ, потом нефтепродукты снова везти морем обратно, снова раскачивать в береговые хранилища и дальше доставлять потребителям – транспортная составляющая превысит все затраты на переработку.

Вот в этом случае выгодно построить на месте мини-НПЗ мощностью, соответствующей потреблению, а компоненты, улучшающие качество, привозить и добавлять в товарные нефтепродукты на месте.

Аналогичным образом поступают нефтяники, добывающие нефть в районах, где отсутствует транспортная инфраструктура – таким способом они обеспечивают себя относительно дешевыми нефтепродуктами. К таковым условно можно отнести, например, остров Сахалин в Российской Федерации.

Во всех остальных случаях для условий Российской Федерации или Республики Казахстан мини-НПЗ представляют собой полукриминальное «развлечение» местных элит, злоупотребляющих доверием руководителей государств, использующих либо доступность сырья, либо мощный административный ресурс.

В Российской Федерации в последние несколько лет совершен мощнейший и небывалый рывок в развитии нефтепереработки, особенно так называемых вторичных процессов, которые довели до совершенства качество основных объемов выпускаемых топлив и позволили резко сократить выход мазута на нефть за счет его каталитической переработки.

Крупные НПЗ в составе вертикально-интегрированных компаний могут обеспечить любые темпы внутреннего спроса в качественных нефтепродуктах и обеспечить любой рост экспорта. В этих условиях мини-НПЗ нужны только для полулегального экспорта некачественных дешевых полупродуктов как сырья для зарубежной нефтепереработки или ухода от акцизов или налогов на внутреннем рынке.

В последние годы в среде специалистов все чаще и чаще раздаются голоса с требованием закрытия всех мини-НПЗ, причем это относится не только к России, но и, в еще большей степени, к Казахстану.

Почему это происходит? Зачем закрывать мини-НПЗ в Казахстане, где три крупных НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре пока не в состоянии полностью обеспечить экономику страны светлыми нефтепродуктами – бензином, дизельным топливом и авиакеросином?

В результате эти нефтепродукты приходится импортировать из России. В этих условиях мини-НПЗ производят дополнительное количество светлых нефтепродуктов и позволяют снизить объем импорта. Зачем же их закрывать?

Ответ на этот вопрос достаточно банален ­– дело в том, что мини-НПЗ (их еще иногда называют в литературе мини-рифайнерами) не в состоянии производить сколько-нибудь качественные бензины, дизельные топлива и авиакеросины.

Эти предприятия не имеют в своем составе (и не могут иметь) современных технологических установок, позволяющих производить топлива, соответствующие хотя бы третьему экологическому классу согласно принятому Техническому регламенту Таможенного союза.

При этом себестоимость производства нефтепродуктов на мини-НПЗ настолько высокая, что гораздо выгоднее для государственного бюджета продать товарную нефть крупному НПЗ, а затем приобрести у него качественные светлые нефтепродукты.

Кроме того, применение в качестве топлива для двигателей светлых нефтепродуктов, произведенных на мини-НПЗ, ведет не только к тяжелым экологическим последствиям, но и к тяжелым последствиям для двигателей.

Понятно, что авиакеросин, сделанный на мини-НПЗ, никто в самолет заправлять не станет – не допустит система безопасности. А вот бензин с мини-НПЗ будет неизбежно выводить двигатели из строя. Из-за высокого содержания смол в таком двигателе могут зависнуть впускные клапаны. Из-за низкого октанового числа будут ускоренно изнашиваться детали цилиндропоршневой группы. Из-за высокого содержания углерода будет наблюдаться закоксовывание поршневых колец и электродов свечей, из-за низкого содержания водорода будет иметь место повышенный расход топлива. Из-за высокого содержания серы возникнет ускоренный коррозионно-механический износ деталей двигателя и быстро окислится и выйдет из строя моторное масло.

Не меньше похожих неприятностей принесет дизельное топливо мини-НПЗ владельцам дизельных двигателей. В результате все сэкономленные при покупке светлых нефтепродуктов с мини-НПЗ средства в прямом смысле «вылетят в трубу».

А почему бензин и дизельное топливо с мини-НПЗ дешевле, чем качественные топлива с больших НПЗ? Это можно объяснить только одной причиной – неуплатой акцизов и налогов. Имея заведомо более высокую стоимость переработки нефти и себестоимость продукции и заведомо худшее качество топлив, владельцы мини-НПЗ могут свести концы с концами только при одном условии – при условии неуплаты налогов и акцизов.

Если проанализировать структуру продаж любого мини-НПЗ в Казахстане, неожиданно выяснится, что никакого бензина и никакого дизельного топлива мини-НПЗ не производит. А производит такой с позволения сказать «завод», например, растворитель для лакокрасочной промышленности или «легкий дистиллят». Причем эти нефтепродукты всегда продаются какой-нибудь фирме-однодневке. В этой фирме-однодневке на бумаге растворитель превращается в автомобильный бензин. А вот фактическая отгрузка нефтепродукта будет осуществляться либо непосредственно с мини-НПЗ, либо с какой-то нефтебазы, где в прямогонный бензин будут добавлены суррогатные октанповышающие компоненты или присадки.

При этом фирма-однодневка никаких налогов и акцизов в государственный бюджет платить не будет, поскольку закон уже все равно нарушила, выпустив в свободное обращение на рынок заведомо некачественное топливо. Кстати, с дизельной фракцией нефти, выделенной на мини-НПЗ, произойдет нечто похожее.

Поскольку сегодня владельцы личных дорогих автомобилей вряд ли заправятся таким топливом больше одного раза, владельцы мини-НПЗ начинают искать обходные пути для реализации суррогатных топлив. В результате незаконной подмены эти топлива оказываются на складах различных государственных структур, а качественные топлива с этих складов, сделанные на нормальных НПЗ, после подмены продаются на рынке за наличные деньги. Опять наносится непоправимый ущерб государству.

Может быть, мы сгущаем краски и есть мини-НПЗ, работающие с соблюдением законов? Таких мини-НПЗ в Казахстане нет и быть не может.

Более того, с запуском в ближайшее время на Шымкентском НПЗ и Атырауском НПЗ установок каталитического крекинга Казахстан полностью обеспечит потребности внутреннего рынка в качественных бензинах, дизельных топливах и авиакеросинах.

Более того, появится экспортный потенциал для отгрузки высокомаржинальных нефтепродуктов на рынки соседних стран – прежде всего Узбекистана и Кыргызстана, где сегодня доминируют российские поставщики (несмотря на огромное транспортное плечо).

С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым.

Остается еще один вопрос: а куда девается остаток от переработки нефти на мини-НПЗ – прямогонный мазут? Этот продукт может реализоваться на экспорт как сырье для вторичной переработки, из которого в результате различных видов крекинга можно получать дорогостоящие нефтепродукты. Этого мини-НПЗ не делают. Прямогонные мазуты продаются на экспорт как самые дешевые котельные топлива.

При этом опять наносится ущерб бюджету – за счет занижения экспортных цен и за счет занижения экспортных пошлин. И возникает вопрос к таможенным органам Республики Казахстан: почему это возможно?

Все перечисленные факты указывают на давно созревшую необходимость закрыть все мини-НПЗ в стране. Изъятое у них оборудование может быть с успехом реализовано на аукционах и использовано в целях подготовки нефти к транспортировке на промыслах. Это позволит наполнить бюджет, улучшит экологическую обстановку и значительно повысит надежность и долговечность двигателей.

Леонид Николаевич Багдасаров, доцент Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина

Http://total. kz/ru/news/biznes/tak_nuzhni_li_kazahstanu_mininpz_date_2017_08_10_11_25_24

Минэнергетики РК: Мини-НПЗ не могут удовлетворить потребности внутреннего рынка ГСМ

На территории РК зарегистрированы и имеют паспорта производства 34 мини-НПЗ. Согласно паспортам производства, мини-НПЗ имеют техническую возможность переработать 6,5 млн. тонн нефти в год, однако в 2015 году фактически переработано 458,5 тыс. тонн, что составляет 3% от общего объема переработки нефти в стране, сообщает Zakon. kz со ссылкой на пресс-службу Министерства энергетики РК.

Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как, технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов.

Между тем, Министерство энергетики РК заявило, что принимаются все необходимые меры для улучшения ситуации на внутреннем рынке ГСМ и переработки нефти. В частности, ведется работа по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в части сокращения перечня нефтепродуктов до уровня, который не будет создавать препятствия для работы как мини-НПЗ, так и для крупных, а также внесения изменений в Закон РК для исключения существующих барьеров. Кроме того, проводятся меры по улучшению экономики при поставке нефти на внутренний рынок.

В настоящее время при плане поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы РК 14,5 млн тонн в год средняя нагрузка на недропользователей по поставкам нефти на НПЗ (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

В целях улучшения экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок Министерство энергетики РК совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведет политику полной либерализации рынка нефтепродуктов и газа. Для недропользователей приняты следующие меры:

1. Отменено государственное регулирование цен на дизельное топливо и на бензин марки Аи-92/93. В 2017 году после процедуры согласования планируется дерегулирование бензина марки Аи-80 (единственный нефтепродукт, цена которого регулируется Министерством);

2. Снижена экспортная таможенная пошлина на мазут с 60 до 30 долларов за тонну.

3. Отпускная цена на мазут для прохождения отопительного периода, а также цена дизельного топлива для проведения полевых работ утверждены на уровне рыночной.

4. Увеличена предельная оптовая цена реализации сжиженного нефтяного газа от заводов-производителей для внутреннего рынка РК.

Следует отметить, что до момента принятия решений, касающихся широкого круга потребителей, Министерством энергетики РК проводится разъяснительная кампания с участием всех ведущих СМИ.

При этом вышепринятые меры недостаточны для нивелирования экономической привлекательности поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортными направлениями. В связи с чем Министерство энергетики предлагает следующие меры по обеспечению внутреннего рынка нефтью до 2030 года:

– снижения и унификации ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);

– выравнивания ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;

– отмены государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);

– отмены механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

2. Необходимость принятия решения с инвесторами по вопросу увеличения долей поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам;

3. Обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи;

4. Реформа законодательства о недропользовании, налогового законодательства для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

Министерство энергетики РК предпринимает масштабная работа совместно со всеми государственными органами, а также ведет прямой диалог с недропользователями, ассоциацией «Kazenergy» по реализации вышеуказанных мероприятий.

Http://kaznews. kz/news/118842

Правительство Казахстана готовит приказ, позволяющий малым НПЗ возобновить работу, сообщила пресс-служба партии "Ак жол".

"В настоящее время разработан проект приказа министра энергетики, предусматривающий сокращение перечня продуктов переработки до уровня, который не будет создавать препятствия для работы мини-НПЗ", – отмечается в ответе правительства на депутатский запрос фракции.

В апреле прошлого года Законом "О регулировании оборота нефтепродуктов" был введен запрет заводам мощностью менее 800 тыс. тонн в год продавать так называемые "продукты переработки", перечень которых был утвержден соответствующим приказом Минэнергетики летом 2016 года, напомнили в пресс-службе партии "Ак жол".

Эти меры привели к остановке производства на всех НПЗ, за исключением трех крупнейших НПЗ в Атырау, Шымкенте и Павлодаре.

В связи с этим депутаты фракции обратились к премьер-министру с запросом об отмене вышеуказанного приказа министерства энергетики и пересмотре норм закона, а также выполнения поручения главы государства по обеспечению рынка ГСМ отечественной продукцией уже в 2017 году.

"Минэнергетики констатирует, что импортозависимость в ГСМ составляет 30%. Речь идет об увеличении переработки нефти на 3 млн тонн – с нынешних 14,5 до 17,5 млн тонн. Эту ситуацию госорганы объяснили затянувшейся реконструкцией трех крупных НПЗ в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Но в стране существуют еще 32 других небольших НПЗ с суммарной мощностью переработки 6,5 млн тонн, для которых недостающие 3 млн тонн – меньше половины их объемов", – цитируется в сообщении депутат фракции "Ак жол" Ерлан Барлыбаев.

По мнению членов партии, простое снятие данного требования могло бы обеспечить рынок отечественными ГСМ уже в этом году за счет суммарной мощности 32 малых НПЗ.

В Казахстане с населением свыше 17,7 млн человек действуют три крупных НПЗ, которые находятся в управлении АО "КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг" (в структуре нацкомпании "КазМунайГаз") – Атырауский НПЗ, Шымкентский НПЗ, Павлодарский НХЗ.

Http://abctv. kz/ru/last/malye-npz-planiruyut-vozobnovit-rabotu-v-kazakhstane-29396

Добавить комментарий