строительство нпз в казахстане– cccp-online.ru

строительство нпз в казахстане

В Жанааркинском районе Карагандинской области построят нефтеперерабатывающий завод. Для строительства уже выделили земельный участок площадью 100 гектаров, сообщается на сайте регионального акимата.

“Работу ведет компания “Абылайхан”. На сегодняшний день выделены земельные участки: 100 гектаров – для строительства завода, 70 гектаров – для строительства домов и объектов соцкультбыта. Планируется построить небольшой жилой городок со спорткомплексом, медицинским пунктом и торговым центром”, – рассказал аким района Юржан Беккожин.

Средства для строительства НПЗ инвестировала сингапурская фирма. “Сейчас вся проектно-сметная документация находится на госэкспертизе. После того как будет получено заключение, сразу начнется строительство. Завод будет располагаться в шести километрах от районного центра – поселка Атасу. Завод и городок планируется построить в течение двух лет. В строительство будет вовлечено 1 500 человек. После ввода производства в эксплуатацию постоянными рабочими местами будут обеспечены 500 человек”, – пояснил аким.

Контракт с инвесторами из Сингапура на общую сумму 300 миллиардов тенге был подписан в Караганде весной этого года. По предварительной оценке, на заводе в год будет перерабатываться до одного миллиона тонн нефти.

В настоящее время в Казахстане функционируют три крупных нефтеперерабатывающих завода – в Павлодаре, Шымкенте и Атырау.

Очередной топливный кризис еще не разрешился, затянувшаяся модернизация нефтеперерабатывающих заводов не вывела их на проектные объемы, а преисполненные оптимизма чиновники уже бодро рапортуют о предстоящем переизбытке топлива. Так, в конце октября на встрече с общественностью в Мангистауской области премьер-министр Бакытжан Сагинтаев заявил, что вопрос о строительстве четвертого НПЗ продолжает обсуждаться: «Сейчас временно топлива не хватает, но после завершения модернизации 2 млн тонн будут лишними… если строить дополнительный нефтеперерабатывающий завод, к этим двум добавится еще 3 млн тонн топлива, куда мы эти 5 млн тонн потом денем?» По словам главы правительства, «сегодня нужно думать о том, куда их продавать».

Казалось бы, надо радоваться столь радужным перспективам, но радости по поводу грядущего бензинового изобилия нет. По оценке министерства энергетики, профицит на топливном рынке страны сохранится до 2022-2023 гг., а что дальше? Вновь дефицит и продолжение реконструкции уже реконструированных НПЗ?

Спрос на горючее растет. Автопарк Казахстана только за последние пять лет вырос в полтора раза (до 4 млн легковых машин) и качественно изменился. Количество проданных новых автомобилей, к примеру, с 2010 по 2015 г. выросло в 10 раз – с 16,4 тыс. до 163,5 тыс. – и этот процесс продолжается. Таким образом, четвертый НПЗ стране жизненно необходим, и вопрос о его строительстве не снимается с повестки дня, но затягивается, подобно проводимой с 2009 г. модернизации. Чиновники в очередной раз «взяли паузу на более детальное изучение данного вопроса». Их вновь озаботило то, что должно быть сделано еще много лет назад.

Все остается в рамках проводимой в стране «диверсификации» экономики: чиновники на всех уровнях вещают о ее необходимости, даже утверждаются различные стратегии и программы по импортозамещению, реиндустриализации, но они не выполняются и экономика по-прежнему остается ориентированной на экспорт сырья и продукции низких переделов.

Напомним, что постановление о строительстве НПЗ в Мангистауской области было принято Кабмином тогда еще КазССР в 1991 году, когда при добыче 25 млн тонн нефти три имевшихся в республике НПЗ перерабатывали 18 млн тонн сырья. С тех пор добыча нефти более чем утроилась, но объемы переработки упали до 15 млн тонн. Периодически обостряющийся дефицит – до 40% – бензина компенсируется поставками из России. Тем не менее обсуждение необходимости строительства четвертого НПЗ уже в независимом Казахстане идет более 10 лет, но его мощности, месторасположение, срок начала строительства реальны не более миражей в пустыне. Ситуация напоминает гадание на ромашке: любит – не любит, будет – не будет…

В частности, в апреле 2009 г. Китай предлагал построить НПЗ на территории Казахстана там, где заканчивается нефтепровод Казахстан–Китай. Однако чиновники это предложение отклонили. В октябре 2011 г., будучи министром нефти и газа, Сауат Мынбаев обещал к 2019 г. построить новый НПЗ, рассчитанный «на нашу нефть». В апреле 2013-го он же заявил, что строительство нового НПЗ планируется начать в 2016 г., поскольку «к 2023 году вырастет спрос на горюче-смазочные материалы и возникнет их нехватка».

Затем задача строительства нового НПЗ была поставлена в послании президента от 17 января 2014 г. Предварительное ТЭО проекта должно было быть разработано к апрелю того же года. Но и вмешательство президента Н. Назарбаева ничего не изменило: проекта как не было, так и нет.

В 2016 г. новый поворот: к осени должно быть разработано ТЭО четвертого НПЗ. И вновь тишина: чиновники «взяли паузу на более детальное изучение данного вопроса» с целью определиться с рынками сбыта излишков продукции этого НПЗ, но, как видим, до сих пор не могут найти эти рынки. А ведь, учитывая растущую потребность республики в нефтепродуктах, принимать решение нужно было еще вчера. Сколько времени займет проектирование и строительство нового НПЗ, если завершение выполнения «Комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы» ожидается во второй половине 2018 г.?

Пока власти проводят затянувшиеся на годы исследования по поиску рынков сбыта, в соседнем Узбекистане, имеющем три НПЗ общей мощностью 11,2 млн тонн, решено строить новый нефтеперерабатывающий комплекс в Джизакской области мощностью 5 млн тонн, который планируют сдать в 2022 г. Предприятие будет выпускать 3,7 млн тонн моторного топлива стандарта «Евро-5», более 700 тыс. тонн авиатоплива и 300 тыс. тонн сопутствующих нефтепродуктов.

Складывается впечатление, что власти Казахстана не заинтересованы в четвертом НПЗ и просто тянут время, проявляя активность лишь в наращивании поставок сырой нефти для переработки за рубежом. В частности, приобретя проблемную румынскую компанию The Rompetrol Group N.V., «КазМунайГаз» быстро провел модернизацию входящего в нее НПЗ Petromidia. Объем переработки сырья был увеличен с 3,8 до 5 млн тонн и совершен переход на производство топлива класса Евро 5.

Для национальной компании это оказалось важнее решения задачи обеспечения качественным топливом собственного рынка. И это понятно. Будучи министром нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что «если мы уменьшим наш экспорт на 7 млн тонн и отправим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 млрд долларов в год». По логике властей производство отечественного горючего уменьшит экспортную выручку страны. Потеря в 1,8 млрд долларов действительно весомая, а во сколько обходится экономике страны хронический дефицит топлива? Этого в профильных ведомствах подсчитать, видимо, не могут.

Но сырья для четвертого НПЗ будет вполне достаточно, если его спроектировать под переработку низкооцениваемой на мировом рынке (на 30-40% дешевле марки Brent) высоковязкой нефти с месторождений Бузачи, Каражанбас, Каламкас, Жетыбай. Тем более что рассчитывать на Кашаган, Тенгиз, Карачаганак (и еще с десяток месторождений) не приходится: они работают по соглашениям о разделе продукции и ориентированы на экспорт.

Что же касается рынков сбыта излишков нефтепродуктов, то, сколько лет их ни изучай, они остаются прежними. Это в первую очередь Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан. Понятно, что эти рынки заняты другими странами, но для проникновения на них есть конкуренция и удобная логистика. Вместе с тем, застыв в многолетних раздумьях «строить – не строить», страна рискует их потерять, как уже практически потерял активно развивающий свою нефтепереработку Узбекистан.

Кому-то очень хочется, чтобы не иссякали направляемые на модернизацию старых заводов денежные потоки и сохранялся мутный омут дефицита нефтепродуктов?

Место нового НПЗ в Казахстане Минэнерго определит во втором полугодии

Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев обещает во второй половине 2018 года определиться с местом дислокации и мощностью четвертого нефтеперерабатывающего завода в стране.

«По поручению главы государства нами прорабатывается вопрос строительства четвертого НПЗ в стране. ПредТЭО нового НПЗ будет разработано компанией «КазМунайГаз» во втором полугодии 2018 года под моим личным руководством, именно во втором полугодии будут приняты решения о возможном строительстве, месте дислокации и мощностях этого НПЗ», – сказал Бозумбаев 23 февраля, на коллегии своего ведомства.

Он напомнил, что проведенный министерством анализ показал, что с учетом прогнозируемого роста потребления в Казахстане образуется дефицит автобензинов между 2021-м и 2023 годами, дизельного топлива – к 2023 году и авиакеросина – после 2026 года.

По данным главы ведомства, объем переработки нефти в стране в 2017 году составил 14,9 млн тонн нефти, показав рост 2,9 % к 2016 году.

«Ключевым событием 2017 года в нефтепереработке стало завершение проектов реконструкции и модернизации двух НПЗ – Павлодарского и Атырауского, в 2018 году планируется завершение и модернизация Шымкентского НПЗ, это во второй половине нынешнего года», – напомнил он.

Объем переработки нефти в 2018 году, по словам министра, увеличится на 1,1 млн тонн и составит ровно 16 млн тонн.

«После ввода в эксплуатацию и выхода на проектную мощность модернизированных НПЗ, а это второе полугодие 2018 года, мы ожидаем обеспечения рынка страны отечественными нефтепродуктами, исключения импортозависимости по бензину, дизтопливу и авиакеросину. По авиакеросину – после соответствующей сертификации», – отметил Бозумбаев.

Кроме того, ожидается увеличение глубины переработки в среднем с 63 до 83 %, выпуск продукции экологического класса К4, К5, появления возможности экспорта ГСМ, это было невозможно ряд лет последних. В результате, по утверждению главы министерства, обеспеченность внутреннего рынка отечественным ГСМ в целом по 2018 году составит по бензину до 90%, по дизельному топливу – 90 %, по авиакеросину – 70 %, и по мазуту традиционно – 100 %.

«Международное рейтинговое агентство Global Petrol Prices ежемесячно составляет рейтинг самых низких цен на ГСМ среди 167 стран, по состоянию на 19 февраля 2018 года по цене на бензин Казахстан занимает 15 место с ценой 56 центов за литр при средней цене бензина по миру в 1 доллар 15 центов, – продолжил Бозумбаев. – Страной с самой низкой ценой на бензин является сегодня Венесуэлла, 10 центов за литр, самой дорогой – Исландия с ценой 2 доллара 10 центов», – добавил он.

По дизтопливу Казахстан в этом же рейтинге занимает 14 место (50 центов), средняя цена дизтоплива в мире составляет 1 доллар 04 цента, страной с самым дешевым ДТ стала Венесуэла – 0,009 долларов за литр, с самым дорогим дизельным топливом – также Исландия, 2 доллара 2 цента.

«Если сравнивать со странами СНГ – нашими традиционными партнерами, то дешевле чем у нас бензин есть только в Туркменистане – 0,43 доллара, а дизтопливо – только в Азербайджане и Туркменистане, все остальные страны СНГ торгуют дешевле», – отметил Бозумбаев.

Он также напомнил, что план добычи нефти на 2018 год пока составляет 87 млн тонн. Основной прирост добычи в 2017 году связан с ростом на месторождении Кашаган (8,2 млн тонн), а также за счет роста на Тенгизе и Карачаганаке, в 2018 же году основной прирост ожидается за счет месторождения Кашанган.

«План добычи на Кашагане составляет порядка 11 млн тонн, – уточнил министр. – При этом ожидается снижение добычи на месторождениях Кызылординской и Актюбинской групп, связанное с поздней стадией разработки и естественным истощением данных месторождений», – заключил министр.

Место для строительства четвертого НПЗ может определиться во втором полугодии

Канат Бозумбаев рассказал о планах министерства энергетики.

Решение о строительстве в Казахстане четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) будет приниматься во втором полугодии 2018 года. Ранее сообщалось, что в ближайшее время республика полностью закроет потребности в ГСМ топливом собственного производства за счет долгожданного завершения модернизации трех существующих НПЗ – Шымкентского, Атырауского и Павлодарского. Вместе с тем с учетом ежегодного роста спроса на топливо и уровня автомобилизации в Казахстане прогнозируется возможность возникновения дефицита топлива после 2021 года. В связи с этим предлагалось рассмотреть возможность строительства четвертого НПЗ.

«Именно во втором полугодии будут приняты решения о возможном строительстве, месте дислокации и мощностях НПЗ», – сказал министр энергетики Канат Бозумбаев на заседании коллегии министерства энергетики в пятницу, 23 февраля.

Предварительное технико-экономическое обоснование будет разработано АО «НК «КазМунайГаз» во второй половине текущего года «под личным руководством» г-на Бозумбаева.

Ранее глава Минэнерго сообщал, что четвертый НПЗ должен быть построен в республике к 2022 году.

«Четвертый нефтеперерабатывающий завод Казахстану нужен, это мое мнение. Мы сейчас поднимаем данный вопрос. Ведь строительство завода – это дело не одного года. Спрос на горюче-смазочные материалы растет. По нашим прогнозам, примерно к 2022 году возникнет необходимость в увеличении импорта нефтепродуктов. К этому времени четвертый завод уже должен быть построен. Мощности трех существующих заводов для удовлетворения растущего спроса на нефтепродукты недостаточно», – говорил Канат Бозумбаев.

По планам министерства запуск данного НПЗ позволит увеличить объемы нефтепереработки после 2023 года.

Что касается действующих НПЗ, то объемы переработки нефти в этом году значительно увеличатся.

«Объем переработки нефти в 2018 году по плану увеличится на 1 миллион 100 тысяч тонн и составит ровно 16 миллионов тонн (в 2017 году объем нефтепереработки составил 14,9 миллиона тонн. – Прим. автора»), – сказал он.

Стоит отметить, что, несмотря на рост производства ГСМ, импорт топлива не исчезнет. В частности, по планам Минэнерго, в 2018 году будет произведено 4,54 миллиона тонн дизтоплива при объеме потребления в 4,8 миллиона тонн, и 10% от необходимого Казахстану объема будет импортировано. В прошлом году импорт дизтоплива составил 14% от потребности. Серьезная зависимость от внешних поставок сохранится по авиатопливу – она составит 30% (в 2017 году – 50%) от потребности (0,61 миллиона тонн) при внутреннем производстве в 0,43 миллиона тонн. Самое интересное, что в ведомстве прогнозируют сохранение импорта и бензина: 10% необходимого Казахстану бензина будет импортировано. При этом объем потребления бензина на 2018 год заявлен на уровне 4,16 миллиона тонн при объеме производства в 4,33 миллиона тонн.

Министр энергетики Канат Бозумбаев также вновь похвалился тем, что в Казахстане самый дешевый бензин в Европе, сославшись на февральские данные агентства Global Petrol Prices. Что касается места Казахстана в целом среди 167 стран, то республика занимает 15-е место среди стран с самым дешевым бензином.

«Для анализа используются цены на высокооктановые бензин и дизельное топливо. В рейтинге используются данные 167 стран мира, данные этого агентства используются Международным валютным фондом, также используются в отчетах мировых аналитических агентств. По бензину в рейтинге на 19 февраля 2018 года Казахстан занимает 15-е место среди стран с самым дешевым бензином с ценой 56 центов за литр», – сказал министр.

При этом средняя цена за литр бензина по миру составляет 1,15 доллара. Самым дешевым бензином заправляются в Венесуэле – по 10 центов за литр, самым дорогим – в Исландии, где он стоит 2,1 доллара.

Что касается крупнейшего отраслевого проекта – Кашагана, то добычу нефти на месторождении продолжат наращивать. Добыча нефти на Кашагане в 2018 году запланирована на уровне 10,8 миллиона тонн, газа – на уровне в 6,8 миллиарда кубометров. В 2017 году на Кашагане было добыто 8,35 миллиона тонн нефти и 5,1 миллиарда кубометров газа. Ранее сообщалось, что на текущий год добыча нефти планировалась в объеме 13 миллионов тонн.

В свою очередь управляющий директор NCOC Жардэн Бруно сообщил, что консорциум стремится выйти на целевой уровень добычи нефти на месторождении в 370 тысяч баррелей в сутки в кратчайшие сроки.

«Компания NCOC стремится в кратчайшие сроки выйти на полную расчетную производительность 370 тысяч баррелей в сутки и изучает варианты для ускорения этого процесса», – сказал он.

В рамках этих планов консорциум постепенно наращивает объемы добычи.

«Я говорил о намерении держать портфель проектов полным за счет выполнения обязательств по проектам освоения месторождений Каламкас, Актоты, а также реализации будущих этапов месторождения Кашаган», – сказал г-н Бруно.

Министр энергетики Канат Бозумбаев напомнил, что в настоящее время на месторождении достигнут уровень в 300 тысяч баррелей в сутки.

«Кашаган превышает график производства нефти. Поэтому, если Кашаган на сегодняшний день достиг уровня 300 тысяч баррелей, это очень хороший уровень. Если до конца года еще 70 тысяч баррелей сделает, до 370, то он значительно быстрее с момента ввода месторождения (достигнет этого показателя. – Прим. автора)», – сказал г-н Бозумбаев журналистам после коллегии.

В целом объем добычи нефти в 2017 году составил 86,2 миллиона тонн (рост к 2016 году на 10,5%), план добычи нефти на 2018 год составляет 87 миллионов тонн.

Объем добычи газа в 2017 году составил 52,9 миллиарда кубометров газа (рост к 2016 году на 14%), план добычи газа на 2018 год – 53,5 миллиарда кубометров.

Добавить комментарий