Заводы по переработке нефти в россии

Установки от экстрасенса 700х170

В России до сих пор существует живучий миф о том, что мол Россия со времен СССР не строит новых предприятий по переработки нефти и газа, а только гонит сырье на экспорт, однако, это совершенно не так! В этом обзоре я вам это докажу.

В обзор включены предприятия введенные в эксплуатацию с июня 2015-го по гг.

1. В Ханты-Мансийском АО запущен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод.

Это совместный проект компании «Сибур» и ОАО «Газпром нефть». На предприятии ведётся переработка нефтяного попутного газа с Приобского месторождения. Инвестиции составили 14,7 млрд рублей. Создано 250 рабочих мест.

Мощность переработки Южно-Приобского ГПЗ составит 900 млн кубометров попутного нефтяного газа в год. Коэффициент извлечения целевых компонентов на ГПЗ превысит 95%, что соответствует современным мировым требованиям.

2. В г. Кстово Нижегородской области запущен в эксплуатацию второй комплекс каталитического крекинга вакуумного газойля «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

Запуск нового комплекса увеличит производство бензинов 5-го экологического класса до 3 млн 100 тыс тонн и пропилена — сырья для нефтехимии, почти в 2 раза, достигнув показателя в 300 тыс тонн в год.

Инвестиции ПАО «ЛУКОЙЛ» составили 32 млрд рублей. На заводе создано 50 дополнительных рабочих мест. Всего на предприятии работает 2300 человек.

3. В г. Пермь на заводе «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» запущен новый комплекс глубокой переработки нефти.

Ввод в эксплуатацию комплекса переработке нефтяных остатков обеспечит повышение объемов выпуска предприятием качественных нефтепродуктов. Глубина переработки нефти достигла максимума — 98%. Кроме того, на заводе созданы дополнительные рабочие места.

Объем инвестиций составил 28 млрд рублей. 60% оборудования изготовлено на российских заводах. В производстве принимали участие более 90 отечественных предприятий.

4. В г. Тюмень запущен второй пусковой комплекс третьей очереди строительства Антипинского нефтеперерабатывающего завода.

Комплекс гидроочистки дизельного топлива позволит предприятию начать производство дизельного топлива стандарта «Евро-5». Проектная мощность двухсекционной установки превышает 3,6 млн тонн в год по перерабатываемому сырью.

Антипинский НПЗ начали возводить в 2005 году. Объем инвестиций в 3-ю очередь проекта составил 72 млрд 155 млн рублей. Только в 2015 году на заводе создано 390 рабочих мест. Всего на предприятии будет работать более 2500 человек.

5. В г. Менделеевск Татарстана запущен комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида.

Основные инвесторы АО «Аммоний» — правительство Татарстана в лице Инвестиционно-венчурного фонда Региона и Внешэкономбанк. Объем инвестиций составляет более 60 млрд рублей. Создано 500 рабочих мест.

Завод обеспечит глубокую переработку до 1 млрд кубометров природного газа в год. объем выпуска продукции составляет 717 тыс т аммиака, столько же карбамида, 233 тыст метанола, 300 тыст аммиачной селитры. 29 февраля подписан меморандум о намерениях по проекту «Аммоний-2″.

6. В г. Будённовск Ставропольского края на базе предприятия „Ставролен“ запущена первая очередь газоперерабатывающего комплекса.

Общий объём инвестиций компании „Лукойл“ в проект „Переработка попутного нефтяного газа с месторождений Северного Каспия в полиэтилен и полипропилен“ составляет около 150 млрд рублей. Стоимость газоперерабатывающей установки — около 60 млрд рублей.

Реализация проекта рассчитана до 2020 года. Кроме запущенных газоперерабатывающей установки и парогазовой электростанции, запланирован запуск установок по производству этилена и по выпуску полиэтилена.

7. В г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого АО введена в эксплуатацию вторая очередь Вынгапуровского газоперерабатывающего завода.

С вводом новых мощностей ПАО «Сибур» завершает в Западной Сибири проект «Прием в переработку попутного нефтяного газа». Общий объем инвестиций в Вынгапуровский ГПЗ составил 16 млрд рублей. С запуском второй очереди завода создано свыше 60 рабочих мест.

При реализации проекта применялись российские технологии и оборудование. Произведено расширение мощностей Вынгапуровского ГПЗ по приему ПНГ с 2,8 млрд до 4,2 млрд. м3/год со степенью извлечения целевых углеводородных фракций — базового сырья для нефтехимической промышленности, до 99%.

8. В г. Псков запущен комплекс по производству сжиженного природного газа с автомобильной газонаполнительной станцией.

Объём инвестиций ЗАО «Криогаз» составил 756 млн рублей. Количество персонала составляет 23 человека. На заводе используется отечественная разработка и преимущественно российское оборудование.

Основными направлениями для поставок станет Северо-Западный регион России и экспорт в Европу. Благодаря новому заводу газ из России будет впервые использован в качестве топлива для морских судов.

9. В г. Волгоград на предприятии «Лукойл-Волгограднефтепереработка» запущен крупнейший в России комплекс глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумного газойля.

C вводом комплекса глубокой переработки вакуумного газойля мощностью 3500 тыс. т в год в эксплуатацию возрастёт выпуск дизельного топлива экологического класса 5 на 1,8 млн т в год, глубина переработки нефти достигнет 95%.

Инвестиции составили около 100 млрд рублей. Дополнительно создано 300 рабочих мест.

10. В г. Тюмень состоялся официальный запуск комбинированной двухсекционной установки глубокой переработки мазута АО «Антипинский НПЗ».

Запуск установки завершил строительство 3-го этапа 3-й технологической очереди завода. Установка состоит из двух секций – цеха вакуумной переработки мазута, предназначенного для получения вакуумного газойля и гудрона, и установки замедленного коксования.

НПЗ полностью отказался от производства мазута и всех его производных и достиг рекордной для отечественной нефтяной отрасли глубины переработки нефти — 98%. Общий объём инвестиций группы компаний «Новый Поток» в строительство Антипинского НПЗ превысил 100 млрд рублей. После запуска всех объектов на заводе будет работать 2500 человек.

11. «Газпром нефть» инвестирует 15 млрд рублей в создание в Омске производства катализаторов

Проект, реализуемый «Газпром нефтью», получил от Министерства энергетики РФ статус национального: российская экономика остро нуждается в катализаторах.

«Газпром нефть» продолжает реализацию национального проекта по развитию производства катализаторов для нефтепереработки. Как сообщили в компании, в Омске создается новейшее производство катализаторов, совокупная мощность которого позволит полностью покрыть потребности российских нефтеперерабатывающих заводов.

Http://cont. ws/post/602412

14502. Аюпов Е. Секреты «балдинской рыбки» : [о предприятии по переработке рыбы] /

14503. Борисова С. В. Изучение влияния консервантов на сроки хранения полуфабри-

Ката из животного сырья / С. В. Борисова // Вестн. КТУ. – 2011. – № 16. – С. 195 – 202. – Би-

14504. Вилданов Р. Р. Зависимость эксплуатационных свойств трансформаторного

Масла от способа его получения / Р. Р. Вилданов, В. П. Тутубалина // Энергетика Татарстана. –

665.6/.7 Нефть һәм сәнәгатьнең күрше тармаклары процесслары һәм продуктлары

14505. Маликов Әнвәр. Россияне алга җибәрердәй тиңдәшсез завод! : [“ТАНЕКО” нефть

Эшкәртү һ. нефть химиясе заводы тур.] / Ә. Маликов // Ватаным Татарстан. – 2011. – 24 дек.

14506. Маликов Әнвәр. “ТАНЕКО” икътисадка этәргеч бирәчәк / Ә. Маликов // Вата-

14507. Рәхмәт хаты : Татарстан Республикасы хакына күпьеллык намуслы хезмәте,

Һөнәри осталыгы һәм илебездә моторлар төзү тармагын үстерүгә зур өлеш кертүе өчен “Казан

Моторлар төзү производство берләшмәсе” ачык акционерлык җәмгыяте коллективы Татарстан

Республикасы Президентының Рәхмәт хаты белән бүләкләнде // Ватаным Татарстан. – 2011. –

7 окт. 14508. Төзелеш штабында киңәшмә : [Татарстан Президенты Р. Миңнеханов Түбән

Камада “Татнефть” комп. стратег. проектын – “ТАНЕКО” нефть эшкәртү һ. нефть химиясе

Заводлары комплексы төз. тормышка ашыру мәсьәләсе буенча киңәшмә үткәрде] // Әлмәт

14509. Агаева Н. ТАНЕКО ввели в промышленную эксплуатацию / Н. Агаева // Время

14510. Башкирцева С. А. Инновационное проектирование инвестиционной деятель-

Ности нефтехимических предприятий и специфика бизнес-планирования в малотоннажной хи-

Мии / С. А. Башкирцева, И. А. Бочкова // Вестн. КТУ. – 2011. – № 8. – С. 186 – 192. – Библиогр.:

6 назв. 14511. В России появился уникальный завод : [об ОАО «ТАНЕКО»] // Респ. Татар-

14512. В числе действующих : [об ОАО «ТАНЕКО»] // Респ. Татарстан. – 2011. – 2 дек.

14513. Галеев Р. ОАО “НМУ-1” : высота достижений : первому Нижнекам. монтаж.

14514. Гарафиев И. З. Государственная поддержка инновационных технологий в эко-

Номике обучения (на примере совершенствования технологии глубокой переработки нефти в

Республике Татарстан) / И. З. Гарафиев // Вестн. КТУ. – 2011. – № 15. – С. 238 – 243. – Библи-

14515. Глазков Н. М. Капитальное строительство: тактика лидера : [беседа с генер.

Дир. ОАО «Татнефть» по капит. стр-ву Н. М. Глазковым / записала И. Арефьева] // Строители

14516. Золотоносов А. Я. Повышение энергетической и технико-экономической эф-

Фективности процесса подогрева трансформаторного масла в цехе маслохозяйства нефтехи-

Мических предприятий / А. Я. Золотоносов, И. А. Конахина // Изв. КГАСУ. – 2011. – № 3. –

14517. Кислотные составы для обработки призабойной зоны пласта. Оптимизация по

Содержанию стабилизатора железа применительно к некоторым нефтям Поволжского регио-

На / В. Ю. Федоренко, М. М. Нигматуллин, А. С. Петухов и др. // Вестн. КТУ. – 2011. – № 13. –

14518. Лаптев А. Г. Энерго – и ресурсосберегающие модернизации промышленных

Установок на предприятиях нефтегазохимического комплекса / А. Г. Лаптев, М. И. Фарахов, Н.

Http://bigpo. ru/potr/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C+%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0+%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BD+%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B8+%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85b/part-123.html

4 мар 2004 Для переработки глины нужно построить завод, поставить в частности, из Греции. Запасов бентонита под самим селом и в радиусе

В состав ООО «Компания Бентонитвходят следующие предприятия: Производственные мощности завода позволяют перерабатывать до 30 тыс.

23 мар 2017 В Греции есть три крупных судостроительных завода, которые по добыче, переработке и продаже бентонита возглавляют США,

Греция: общая характеристика хозяйства, природа, геологическое строение, мрамора, добыча баритовой руды, добыча бентонита, добыча перлита, научные Ей принадлежат 20 карьеров и завод по переработке мрамора в г.

20 июл 2016 В качестве заменителя бентонита опробовались различные виды связующих: глины различного состава, комплексные, стран: Греции,

Завод по переработке биологических отходов — сооружение на территории Научно-исследовательского

20 июл 2016 В качестве заменителя бентонита опробовались различные виды связующих: глины различного состава, комплексные, стран: Греции,

Завод по переработке биологических отходов — сооружение на территории Научно-исследовательского

Titan Cement Company S. A. (греч. A. E. Τσιμέντων TITAN) — крупная межнациональная Активы компании включают 13 заводов по производству цемента: 3 завода расположены в Греции, 2 завода в США (Вирджиния и Флорида),

Греция: общая характеристика хозяйства, природа, геологическое строение, мрамора, добыча баритовой руды, добыча бентонита, добыча перлита, научные Ей принадлежат 20 карьеров и завод по переработке мрамора в г.

Бентонит – это тонкодисперсные глины, состоящие не менее чем на 60-70% из поэтому при их переработке используется дополнительная активация и «Альметьевский завод глинопорошкана Биклянском месторождении в бентонитов – Болгария (22%), Греция (19%), Азербайджан (19%), Индия

4 мар 2004 Для переработки глины нужно построить завод, поставить в частности, из Греции. Запасов бентонита под самим селом и в радиусе

Сообщение, что заводы по переработке нефти из Панчева и Нового Сада. 76% от общего объема переработки Греции. Нефтекомпания «Хеленик

В состав ООО «Компания Бентонитвходят следующие предприятия: Производственные мощности завода позволяют перерабатывать до 30 тыс.

23 мар 2017 В Греции есть три крупных судостроительных завода, которые по добыче, переработке и продаже бентонита возглавляют США,

Сообщение, что заводы по переработке нефти из Панчева и Нового Сада. 76% от общего объема переработки Греции. Нефтекомпания «Хеленик

Http://jkar. org/coal/777-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B5-%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Объем добычи нефти в Башкирии за первое полугодие 2010 года составил около 6,8 млн. тонн, что на 15,5% больше чем за аналогичный период прошлого года. Об этом 7 июля корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщили в пресс-службе нефтяной компании ” Башнефть “, ведущей добычу преимущественно на территории Башкирии.

“В июне “Башнефть” добыла 1,162 млн. тонн нефти, увеличив объем производства на 19,9% к уровню июня прошлого года, – рассказывает сотрудник пресс-службы. – Среднесуточная добыча компании в июне составила 38,7 тыс. тонн против 32,3 тыс. тонн годом ранее”.

По словам президента “Башнефти” Виктора Хорошавцева, перед компанией стоит задача добыть в 2010 году 13,4 млн тонн нефти. “Если судить по результатам первого полугодия, которые превзошли наши ожидания, есть уверенность, что мы эти планы не только выполним, но и перевыполним”, – сказал Хорошавцев.

В январе-июне 2010 года на месторождениях “Башнефти” проведено около 1750 геолого-технических мероприятий – на 29,7% больше, чем в соответствующем периоде 2009 года. При этом дополнительная добыча от проведения ГТМ составила более 600 тыс. тонн – на 144,8 % больше, чем за 6 месяцев прошлого года. Наибольший прирост – 353,6 тыс. тонн (почти 60% дополнительной добычи) – обеспечили мероприятия по оптимизации работы насосного оборудования действующего фонда скважин, средняя эффективность которых за год выросла почти в 2,4 раза – с 170 до 404 тонн в расчете на одно ГТМ. В числе наиболее эффективных ГТМ, выполненных на скважинах АНК “Башнефть” в первом полугодии 2010 года, надо отметить обработку призабойной зоны пласта (дополнительная добыча 117,2 тыс. тонн) и перевод скважин на выше или ниже лежащие горизонты (25,8 тыс. тонн). Эффективность этих ГТМ выросла примерно в два раза по сравнению с уровнем 6 месяцев 2009 года. Ввод в эксплуатацию в январе-июне 59 новых скважин обеспечил дополнительную добычу 66,3 тыс. тонн (рост на 57,1% к прошлогоднему уровню). При этом средний дебит новых скважин вырос на 174,5% – с 5,1 до 14 тонн в сутки, уточнили в пресс-службе.

ОАО АНК “Башнефть” является головным предприятием группы башкирского топливно-энергетического комплекса, который входит в Топ10 предприятий РФ по добыче нефти, Топ5 предприятий РФ по нефтепереработке. Добывающий блок группы выделен в операционную компанию по добыче сырья ООО “Башнефть-Добыча”, перерабатывающий блок представлен тремя уфимскими нефтеперерабатывающими заводами (ОАО ” Уфимский нефтеперерабатывающий завод “, ОАО ” Уфанефтехим “, ОАО ” Новойл “) и одним нефтехимическим заводом (ОАО ” Уфаоргсинтез ” ). Также в группу входит сбытовая компания ОАО ” Башкирнефтепродукт “, специализирующаяся на реализации моторных топлив посредством сети АЗС и нефтебаз. Продукция башкирского ТЭК реализуется в Российской Федерации, а также экспортируется в страны Западной Европы, Чехию, Венгрию, Казахстан, Украину. Численность работников предприятий группы – около 22 тысяч человек. Основным акционером компании является ОАО АФК “Система” .

Свидетельство Поволжского регионального управления регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ Государственного Комитета РФ по печати NC02304 от 19 июля 1999

Использование материалов ИА ВолгаИнформ в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Http://volgainform. ru/article/182136.html

В России до сих пор существует живучий миф о том, что мол Россия со времен СССР не строит новых предприятий по переработки нефти и газа, а только гонит сырье на экспорт, однако, это совершенно не так! В этом обзоре я вам это докажу.

В обзор включены предприятия введенные в эксплуатацию с марта 2014-го по июнь 2015-го гг.

1. В Татарстане, ОАО «ТАНЕКО» запустило в промышленную эксплуатацию новую комбинированную установку гидрокрекинга по сырьевой смеси.

Ежегодно на установке планируют производить до 1,2 млн. тонн дизельного топлива класса Евро-5, а также авиационный керосин марки Jet и гидроочищенный тяжелый газойль. Проектная мощность новой установки гидрокрекинга составляет 2,9 млн. тонн в год.

Объем инвестиций в проект создания установки гидрокрекинга оценивается в 40 млрд. рублей. Общий объем инвестиции ОАО «Татнефть» в проект ТАНЕКО на данный момент составляет 250 млрд. рублей.

2. На Омском заводе смазочных материалов «Газпром нефти» запущена вторая очередь крупнейшего в России комплекса по смешению, затариванию и фасовке моторных масел.

Новый комплекс в Омске создавался в два этапа. В мае 2012 года введены в эксплуатацию объекты первой очереди, предназначенные для производства тары и фасовки, склад сырья и готовой продукции, а также резервуарный парк.

В рамках второго этапа построена автоматизированная станция смешения масел. Общие инвестиции в создание комплекса составили порядка 3,4 млрд. рублей. Производство является импортозамещающим.

3. В Татарстане, на ОАО “Нижнекамскнефтехим” состоялся запуск четвертой линии производства полистиролов.

На четвертой линии производства полистиролов предусмотрен выпуск 13 марок полистиролов, в том числе 7 основных и 6 дополнительных, предназначенных для переработки методами литья, экструзии, изготовления вспененных изделий.

Новая линия позволит предприятию в целом увеличить объем производства и расширить линейку продукции. Запуск новой производственной линии решает проблему импортозамещения.

4. В Башкирии, на ОАО «ПОЛИЭФ» завершен проект расширения производства полиэтилентерефталата (ПЭТФ).

В рамках расширения производства на «ПОЛИЭФ» была проведена реконструкция действующего производства ПЭТФ и построена новая линия по выпуску этой продукции.

Инвестиции ОАО «СИБУР» составили 1,9 млрд. рублей. Проект направлен на переработку терефталевой кислоты собственного производства в востребованную на рынке полимерную продукцию, а также на замещение импорта в отдельных сегментах российского рынка ПЭТФ.

5. В Уфе, компания «Башнефть» ввела в опытно-промышленную эксплуатацию установку гидроочистки бензина каталитического крекинга филиала «Башнефть-УНПЗ».

Запуск новой установки – очередной этап масштабной программы модернизации уфимского нефтеперерабатывающего комплекса «Башнефти». Инвестиции в проект составили Более 5 млрд рублей.

Реализация этого проекта наряду со строительством установки по производству водорода позволит компании досрочно, уже в 2014 году производить 100 процентов бензина и дизельного топлива в соответствии со стандартом Евро-5.

6. На Оренбургском гелиевом заводе состоялся запуск в эксплуатацию установки сжижения гелия.

Единый комплекс по производству и отгрузке жидкого гелия построен в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО «Газпром газэнергосеть». Проектная мощность установки ОГ-500— 4,2 млн литров в год.

С запуском установки «Газпром» завершил формирование единой цепочки производства жидкого гелия — от добычи до поставки потребителям. Гелий используется в космической и атомной отраслях, ракетостроении, медицине, электронике, металлургии, рекламной индустрии, транспортном машиностроении.

7. В г. Тобольск Тюменской области состоялась церемония завершения масштабного проекта по расширению транспортной инфраструктуры и газофракционирующих мощностей ОАО «СИБУР».

Общая протяженность продуктопровода Пуровский ЗПК — Южно-Балыкская ГНС — Тобольск по транспортировке легкого углеводородного сырья составляет 1100 км. Для обслуживания и эксплуатации объекта создано около 500 рабочих мест.

Широкая фракция легких углеводородов — основное сырье нефтехимических предприятий для производства целого спектра продуктов: каучука, пластмассы, этанола, растворителей, компонентов высокооктановых бензинов.

Проект реализован в рамках расширения газофракционирующих мощностей ООО «Тобольск-Нефтехим» до 6,6 млн т в год, что позволило предприятию стать крупнейшей в мире площадкой по газофракционированию. Инвестиции составили 14 млрд рублей. Создано более 170 новых рабочих мест.

8. В г. Волгоград открыто предприятия по разработке и производству смазочных материалов — совместный проект ЛУКОЙЛа и РЖД.

Проектная мощность завода ИНТЕСМО, расположенного на территории НПЗ ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка, составляет 30 тыс т/год смазок для разных видов транспорта. Около 30% данного объема будет выкупать РЖД, что обеспечит порядка 80% потребности в железнодорожных смазках.

Производство рассчитано на выпуск 100 наименований смазочных материалов, в том числе, импортозамещающей линейки. Продукция сертифицирована и для поставок на рынки стран Таможенного союза, СНГ и Европы. Инвестиции составили 1,4 млрд рублей. Создано 149 рабочих мест, включая Инженерный центр ИНТЕСМО.

9. В Кстовском районе Нижегородской области состоялся запуск одного из самых крупных в мире производств поливинилхлорида.

ООО «РусВинил» — совместный проект СИБУРа и бельгийской компании SolVin с равными долями. Объем инвестиций составил более 60 млрд рублей.

Завод будет выпускать 330 тыс тонн высококачественного поливинилхлорида и 225 тысяч тонн каустической соды, что обеспечит 30 процентов потребности российского рынка. Создано 475 рабочих мест, еще около 1000 рабочих мест появится на смежных и сервисных предприятиях.

10. В г. Москва на заводе ОАО «Газпромнефть — Московский НПЗ» запущена новая установка по производству полимерно-модифицированных битумов и битумных эмульсий нового поколения.

Производство осуществляет компания «Газпромнефть-Тоталь ПМБ» по уникальной запатентованной технологии Styrelf. Мощность установки — 60 тыс тонн полимерно-модифицированных битумов и 7 тыс тонн битумных эмульсий в год. Их применение позволит значительно продлить сроки эксплуатации дорожных покрытий.

Сырье будет поступать с реконструированной большой битумной установки Московского НПЗ. До 2025 года ОАО «Газпром нефть» инвестирует в модернизацию Московского НПЗ свыше 180 млрд рублей, из них в настоящее время вложено 50 млрд рублей.

11. В г. Уфа Башкирии нефтяная компания «Башнефть» ввела в промышленную эксплуатацию крупнейшую в России установку производства водорода.

Вложения в проект превысили 12 млрд рублей. Производительность новой установки — 420 тонн в сутки, что увеличит мощность производства водорода на НПЗ «Башнефть-Новойл» почти втрое.

Водород используется в процессах гидроочистки и освобождает топливо от ненужных примесей. Запуск новой установки позволит компании производить 100 процентов бензина и дизельного топлива в соответствии с экологическим стандартом «Евро-5».

12. В Татарстане, на ОАО «Нижнекамскнефтехим» введена в эксплуатацию первая технологическая линия по производству носителя для микросферического катализатора.

Ежегодно здесь будет производиться 2,4 тысячи тонн катализатора КДИ-М для процесса дегидрирования изобутана в изобутилен. Этот катализатор является одним из важнейших вспомогательных материалов, используемых в производстве изопренового каучука.

Объем инвестиций в первую очередь нового производства составил 500 млн рублей. Проект реализуется совместно с учеными Казанского федерального университета в рамках программы импортозамещения.

13. В г. Нижнекамск Татарстана, на ОАО «ТАНЕКО» состоялся запуск комбинированной установки гидрокрекинга, в состав которой входит установка по производству базовых масел.

В год на новой установки будет осуществляться переработка 2,9 млн тонн вакуумного газойля и производиться 1,16 млн тонн дизельного топлива класса «Евро 5», 500 тыс тонн топлива для реактивных двигателей марок РТ, ТС-1, Джет А-1, более 600 тыс тонн прямогонного бензина и гидроочищенного газойля, часть которого будет направлена на производство 190 тыс тонн базовых масел. Данные масла станут основой для последующего выпуска высокоиндексных моторных и трансмиссионных масел.

Остаток нефтепереработки — кокс будет использован в качестве топлива для Нижнекамской ТЭЦ. Общий объем инвестиций в проект создания установки гидрокрекинга оценивается в 40 млрд рублей. На данный момент на предприятии «Танеко» работает 2500 человек.

14. В Пермском крае запущен в эксплуатацию первый в России завод по производству сжиженного природного газа.

Комплекс, включающий в себя завод и станции приема хранения и регазификации, построен в рамках проекта «Газпрома» по строительству комплекса СПГ в рамках программы газификации. Инвестиции составили более 1 млрд рублей.

Газификация сжиженным природным газом — инновационная криогенная технология снабжения топливом жилых и промышленных объектов, расположенных на значительном расстоянии от магистральных газопроводов.

14. В Самарской области, на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе запущены комплекс каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и комплекс низкотемпературной изомеризации.

Это два ключевых объекта масштабной инвестиционной программы ОАО «НК «Роснефть», в состав котрой входит завод. Пуск комплексов позволит обеспечить полный переход Новокуйбышевского НПЗ на выпуск высокооктановых бензинов высшего экологического класса.

Все этапы обновления завода завершатся в 2019 году. В итоге предприятие выйдет на глубину переработки нефти в 95%, увеличит объем перерабатываемой нефти до 8,2 млн т/год.

15. В г. Волгоград, на предприятии «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» введена в эксплуатацию новая установка первичной переработки нефти.

ЭЛОУ-АВТ-1 предназначена для первичной переработки нефти с целью получения бензиновой, керосиновой, дизельной фракций, вакуумного газойля, а также углеводородного газа. Установка позволяет сразу получить компоненты сжиженных газов и высокооктанового бензина.

Мощность установки — 6 млн т/год. В строительство вложено около 17 млрд рублей. Всего в реализацию инвестпроектов на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе компания ЛУКОЙЛ вложит 86,7 млрд рублей.

Http://rusmi. su/news/05-2017/news13589.html

Каждый год Россия добывает около 550 миллионов тонн нефти, из которых чуть меньше половины идет на экспорт без переработки. В отличие от газовой отрасли, где есть один монополист и один способ доставки топлива, в нефтянке все сложнее, причем участники рынка постепенно меняются, а конкуренция между трейдерами нарастает.

В 2017 году средняя цена Urals выросла на 26,6% по отношению к 2016 году (53,03 долл./барр. в 2017 году, 41,9 долл./барр. в 2016 году).

В 2017 г. на переработку в России поступило 284,3 млн тонн нефти (-0,3%).

В декабре в России добывали в среднем 10,582 млн баррелей нефти в сутки, в ноябре – 10,582 млн, в октябре – 10,529 млн.

Добыча нефти в сентябре-декабре 2017 года сократилась на 2,2% относительно аналогичного периода прошлого года. Вслед за падением добычи сокращался и экспорт (–2,4% за сентябрь-декабрь 2017 года). Данный спад в первую очередь связан с выполнением обязательств в рамках соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи и мониторингу экспорта нефти. Действующая договоренность была продлена в ноябре на весь 2018 год.

В странах ОПЕК в декабре добывали 32,416 млн баррелей нефти в сутки, в ноябре – 32,416 млн, в октябре – 32,560 млн [1] .

Абсолютный максимум по добыче в СССР был показан в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки. Тогда помимо РСФСР весомый вклад в добычу вносили также такие республики, как Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР и Узбекская ССР.

В сентябре 2015 года Россия установила новый рекорд по нефтедобыче за постсоветский период – уровень добычи, по данным Министерства энергетики РФ, составил 10,74 млн баррелей в сутки. Это на 0,4% (30 тыс. баррелей в сутки) выше показателей августа 2015 года. Прежний максимум был показан в марте 2015 года на уровне 10,71 млн баррелей в сутки [2] .

В целом сентябрьские показатели России по добычи нефти стали наиболее высокими за весь период после распада СССР.

По оценкам экспертов Deutsche Bank, которые приводит издание Wall Street Journal, по итогам 2015 года в России, скорее всего, также будет поставлен новые рекорд по среднегодовому уровню добычи: по прогнозам нефтедобыча в 2015 г. составит 10,6 млн баррелей в сутки по сравнению с прежним постсоветским рекордом в 10,58 млн баррелей в сутки, который был показан в 2014 г.

В 2013 году Россия была крупнейшим производителем нефти в мире, опережая Саудовскую Аравию, ближайшего конкурента, на миллион баррелей в сутки.

В 2013 году Россия установила новый годовой рекорд по добыче нефти, превзойдя все лучшие показатели индустрии с начала 1990-х годов. Об этом заявил министр топлива и энергетики России Александр Новак. По словам министра, объем добычи составил 523,2 миллиона тонн, что на 4,5 миллиона больше, чем в 2012 году [3] .

Новак отметил, что по прогнозу социально-экономического развития страны предполагал объем добычи нефти на уровне 505-510 миллионов тонн. Он добавил, что прирост минувшего года был обеспечен в том числе благодаря поправкам в налоговое законодательство России, стимулирующим добычу трудноизвлекаемых запасов.

Одной из составляющих данного роста стала работа «Роснефти» на Ванкорском месторождении в Красноярском крае, где компания сумела существенно нарастить добычу. Кроме того, больше нефтяного сырья стал производить «Газпром».

Газовая реформа, сделавшая «Газпром» монополистом в сфере экспорта газа, упростила отношения между ним и другими газовыми компаниями донельзя: с середины 2000-х годов последние должны продавать топливо «Газпрому», а тот, используя свою систему магистральных газопроводов, отправляет его на экспорт. В нефтяной отрасли тоже есть свой трубопроводный монополист — «Транснефть», но он саму нефть у производителей не выкупает, а только берет плату за транзит (январь 2013 г). С одной стороны, это позволяет нефтяникам получить дополнительную прибыль, с другой — вынуждает их искать клиентов самостоятельно.

Поскольку основные добывающие активы российских компаний находятся в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, то есть в тысячах километров от основных экспортных путей, до границы топливо доставляется главным образом через трубопроводные системы «Транснефти». По данным на 2011 год, из всего экспорта российской нефти в 242 миллиона тонн «Транснефть» перекачала по своим трубам почти 208 миллионов тонн, то есть 86 процентов от общего объема.

Остальное сырье компании доставляют до границы самостоятельно. Как правило, речь идет о тех случаях, когда нефтяники управляют экспортным коридором — например, портом. Так, на январь 2013 года «Роснефть» продает часть нефти из Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции через принадлежащий ей перевалочный комплекс в Архангельске, а топливо с проекта «Сахалин-1» экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Он принадлежит консорциуму разработчиков «Сахалин-1», то есть «Роснефти», американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGK. «Лукойл» экспортирует более пяти миллионов тонн нефти в год через морской терминал в поселке Варандей (Тимано-Печора) и порт Светлый (Калининградская область) [4] .

Экспорт нефти из России сократился в 2017 г. на 0,9% в годовом выражении до 252,6 млн тонн, сообщает Росстат.

Доля нефти в составе российского экспорта составила в 2017 г. 26,1%, в экспорте топливно-энергетических товаров – 44,1% (в 2016 г. – 25,8% и 44,4% соответственно).

Средняя экспортная цена на российскую нефть составила к декабрю 2017 г. $435 за 1 тонну (106,3% к ноябрю 2017 г.), цена на нефть Urals – $464,4 за 1 тонну (102,6% к ноябрю 2017 г.).

Экспорт нефти в натуральном (неденежном) выражении в последние годы медленно сокращается. В 2012 году Россия экспортировала чуть меньше 240 миллионов тонн нефти, из которых более 210 миллионов шло в дальнее зарубежье. Сокращение экспорта связано с тем, что российская экономика растет и требует все больше топлива. К тому же власти России выступают за то, чтобы хотя бы первичная переработка нефти происходила внутри страны.

Ранее власти России надеялись на сохранение объемов рекордного экспорта. По прогнозам Минэнерго, в 2012 г. он должен был сохраниться на уровне 2011 г. или даже немного вырасти до 250 млн т.

Примечательно, что рейтинги крупнейших добывающих компаний России и крупнейших экспортеров (если судить по данным «Транснефти») совпадают не полностью. Первое место и в том, и в другом рейтинге занимает «Роснефть», а вот второй по объему экспорта является ТНК-ВР — третья по величине добывающая компания страны. На долю двух этих корпораций в 2012 году пришлось 90,1 миллиона тонн экспортированной нефти, или 38 процентов от общего объема. С учетом того, что «Роснефть» в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти [4] .

«Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, по экспорту не входит даже в тройку. Из-за высокого объема переработки внутри страны «Лукойл» экспортирует меньше 25 миллионов тонн, уступая по этому показателю «Сургутнефтегазу» (26,7 миллиона тонн в 2012 году). Впрочем, указанные данные не учитывают экспорта «Лукойла» по каналам «Транснефти», то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

Добыча нефти до 2020 г., в рамках соответствующей стратегии развития для нефтяной отрасли, хоть и стабилизируется на уровне 505-510 млн т, но позволит увеличить экспорт до 270 млн т главным образом за счет увеличения глубины переработки нефти на внутреннем рынке.

По данным Министерства энергетики РФ в 2011 г., экспорт нефти из России немного сократился (на 1,3%) и составил 241,8 млн т, исходя из того, что за 2011 год было добыто 511 млн т, можно сделать вывод, что из страны вывозилась почти половина всей добытой нефти.

Основу экспорта нефти из России составляет перевалка через морские порты, откуда танкеры развозят топливо по всему миру. В стране сложились два основных центра экспорта — Балтика и порты Черного моря. В 2011 году «Транснефть» транспортировала в сторону Новороссийска 43 миллиона тонн нефти, в сторону Приморска (Ленинградская область) — более 71 миллиона тонн. Приблизительно по 15 миллионов тонн в год отправляется на Дальний Восток в порт Козьмино. В 2012 году также началась отгрузка нефти по Балтийской трубопроводной системе-2 с конечной точкой в порту Усть-Луга (Ленинградская область) с мощностью в 30 миллионов тонн. Правда, стопроцентной загрузки Усть-Луги в 2012 году ждать не стоит — за 10 месяцев через порт было перевалено чуть меньше 11 миллионов тонн нефти [4] .

Еще один важный экспортный канал — трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай, который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн) [4] .

По России нефть путешествует не только по трубопроводам, но и по железной дороге, однако объемы таких перевозок постепенно сокращаются (январь 2013 г), а на экспорт нефть в цистернах, судя по данным «Транснефти», не идет с 2009 года [4] .

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира — от государств Западной Европы до Японии и США. Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей — не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть» создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл» работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет (январь 2013 г). При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов [4] .

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию, но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, — что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, — компания Gunvor (Гунвор) — и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России — непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко, то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре 2012 года агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит [4] .

Перед самым Новым 2013 годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters, Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

До 2013 года “Роснефть” занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале 2013 года стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно — с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе 2013 года сообщала, что «Татнефть» договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась на уровне около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

При этом экономика России намного менее зависима от экспорта нефти, чем большинство стран – крупнейших экспортеров нефти в мире.

Http://www. tadviser. ru/index. php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%3A%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

    Минздрав: Россия не готова отказаться от оригинальных импортных лекарств 12 участников конкурса «Лидеры России» получили новые должности Минтранс хочет запретить перевозить детей в колясках в метро Российские студенты выиграли чемпионат мира по программированию ICPC

Инвестиционный проект строительства завода по переработке нефти планируют реализовать в Курганской области. Мощность будущего предприятия составляет 6 миллионов тонн. Окупит себя проект через пять с половиной лет работы. С момента финансирования завод будет построен через два года.

На первую очередь мощностью 1 миллион тонн планируют привлечь около 1 миллиарда инвестиций. Эксперты, в свою очередь, уверены, что после конкретной проработки проекта его конечная стоимость вырастет в несколько раз. «Размер инвестиций заявлен чрезмерно низкий. Например, планируемое строительство „Роснефтью” НПЗ в Подмосковье мощностью 12 миллионов тонн оценивается в $7 миллиардов, проект сейчас заморожен. В Кемеровской области первая очередь Яйского НПЗ мощностью 6 миллионов тонн обошлась инвесторам в 14,5 миллиардов рублей», — напомнил директор департамента оценки Swiss Appraisal Алексей Сергеев. Потенциальным партнером в проекте может стать Китайская национальная нефтегазовая корпорация, сотрудничающая с ОАО «Роснефть». Одним из преимуществ, уверен эксперт, является местоположение объекта. «Расстояние до ближайшего нефтепровода всего порядка 20 км», — пояснил господин Сергеев.

Кроме строительства производства для проекта необходима организация инфраструктуры: железнодорожного участка, терминала слива нефти, участка налива нефтепродуктов в автоцистерны.

Http://www. panoramaurfo. ru/ekonomika/perspektivno/1810-v-zaurale-postroyat-zavod-po-pererabotke-nefti

На данный момент энергетика представляется целостной системой, сформировавшейся на основе углублённой электификации и газификации хозяйственной деятельности, характеризующейся многопродуктовым энергетическим балансом, в котором массовое применение нефти и газа заняло ключевые позиции. Это в свою очередь резко увеличило возможности взаимозаменяемости видов энергии, энергетических установок, отдельных энергетических ресурсов. Взаимозаменяемость в энергетике как объективная тенденция привела к установлению разносторонних связей между элементами её структуры, всё в большей степени в единое целое втягиваются большие её подсистемы – отрасли.

Действие принципа взаимозаменяемости становится определяющим фактором развития энергетики, при этом приоритетная роль отводится долгосрочным и экономически стабильным энергоресурсам – углю и ядерному топливу, замыкающие затраты на освоение которых необратимо превращаются в действующие. Целевая направленность принципа взаимозаменяемости в энергетике заключается прежде всего в устойчивом обеспечении народного хозяйства ведущими энергоносителями – электроэнергией, жидкими моторными и котельными топливами, газом. Реализация этого принципа создаёт предпосылки для освоения энерготехнологий и перспективных, и принципиально новых.

Становится экономически выгодным использование принципиально нового источника энергии – ядерного топлива, и не только для производства электроэнергии, что уже освоено в промышленном масштабе, но и для производства тепла, в т. ч. технологического назначения.

Развитие водородной энергетики и промышленное освоение энергии термоядерного синтеза по ряду причин экономического и инженерно-технического плана отдвигается на середину настоящего столетия. Однако упаковка водорода в продукты конверсии угля и других тяжёлых углеводородов природного или промышленного происхождения (битумы, сланцы, нефтяные остатки) уже сегодня становится актуальной при производстве жидких топлив, продуктов органического синтеза. В этом случае водорода требуется не так много (

2¸3% масс.), что приводит к приемлемым капитальным затратам; целевой продукт к тому же легко хранить, накапливать, транспортировать. Таким образом, на обозримую перспективу получает развитие не водородная, а углеводородная энерготехнология, основу которой составляет гидроквалификация углеводородного сырья.

Синтез моторных топлив гидрогенизацией угля – превращение высокомолекулярных веществ органической массы угля (ОМУ) под давлением водорода в жидкие и газообразные углеводороды – приобретает особую актуальность в мировой теплоэнергетике в связи с истощением в недалеком будущем ресурсов нефти и природного газа. Научные основы этого процесса были разработаны в начале ХХ века выдающимися учеными В. Н. Ипатьевым, Н. Д. Зелинским, Ф. Бергиусом, Ф. Фишером и другими.

Во всем мире признано, что ожижение углей – перспективный путь, обеспеченный сырьевой базой на длительный срок, для получения жидких моторных топлив и разнообразных продуктов для химической промышленности.

Наилучшим природным сырьем для синтеза широкого ассортимента моторных топлив являются бурые угли. Этот класс низкометаморфизованных твердых горючих ископаемых отличается невысокой степенью углефикации и специфическим составом компонентов органической массы. Бурые угли считаются низкосортным энергетическим топливом, но являются ценнейшим сырьем для углехимии. Это подтверждает пример предвоенной Германии, где на базе собственных бурых углей выросли мощнейшие индустриальные концерны.

В 70-х годах в Институте горючих ископаемых (ИГИ) была создана передовая технология получения моторных топлив из угля с применением метода гидрогенизации под невысоким давлением водорода (до 10 МПа).

Важным преимуществом технологического процесса ИГИ является его универсальность: он позволяет в равной мере эффективно производить синтез квалифицированных моторных топлив как из самых дешевых бурых углей, так и из тяжелых нефтяных остатков (мазута, гудрона), имеющихся в избытке, по единому технологическому режиму, на одной и той же аппаратурной цепочке. Однако при массовом производстве одной из важнейших проблем является защита окружающей среды от загрязняющих веществ, так как углеперерабатывающее производство – потенциальный источник ряда вредных выбросов и отходов (твердых и газообразных). Следует отметить, что сжигание 1 т угля на ТЭС дает четыре тонны вредных отходов. Так, чтобы переработать 10 млн. тонн угля и получить 3,5 млн. тонн моторного топлива, необходимо дополнительно сжечь 10 млн. тонн бурых углей для энергообеспечения процесса гидрогенизации. Выбросы ТЭС содержат токсичные газы и пары, углеводороды различного состава, наиболее ядовитые ароматические полициклические производные, мелкодисперсные твердые аэрозоли, включающие практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе и естественные радиоактивные изотопы в концентрациях выше ПДК.

Реальным средством решения комплекса экологических проблем в области производства синтетического топлива станет использование ядерной энергии.

В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве завода синтетического топлива в Калужской области с энергообеспечением от Смоленской АЭС.

Несмотря на наличие в регионе двух крупных нефтеперерабатывающих заводов, Московского и Рязанского, обеспечение его моторными топливами из-за высокой плотности потребления вызывает значительные трудности. Особые сложности возникают в периоды посевных и уборочных кампаний. Простейший анализ показывает, что это положение со временем будет усугубляться. Так, оставшиеся в РФ нефтеперерабатывающие заводы загружены сырьем в среднем менее, чем на 70%, а основной объем переработки приходится на заводы, расположенные в приволжских городах и в городах на железнодорожной магистрали Москва-Владивосток. Перерабатывать дополнительное количество нефти для обеспечения пиковых потребностей заводам менее выгодно, чем продавать топливо за рубеж. Транспортировка моторных топлив с удаленных заводов при неуклонном росте железнодорожных тарифов приведет к необходимости использовать моторные топлива по значительно завышенным ценам. Обозначенные, а также некоторые другие причины диктуют необходимость приблизить объекты производства топлив к местам их потребления. Мощность этих заводов должна обеспечивать потребность в радиусе доставки автотранспортом. Зарубежный опыт, особенно европейский, показывает, что мощность заводов, в среднем, составляет 1-4 млн. тонн в год.

Строительство новых заводов с современной технологией и глубиной переработки вызовет жесточайшее сопротивление со стороны нефтяных гигантов, что делает возможность обеспечения нефтью таких заводов весьма призрачной.

С другой стороны, при использовании в качестве сырья мазута или его смеси с местными углями проблема сырья может быть решена. Строительство завода мощностью 1 млн. тонн в год целесообразно совместить со строительством мазутохранилища, что позволит накапливать сырье в периоды летнего перепроизводства мазута по ценам в 1,5-3 раза ниже зимних.

Основой успеха строительства такого завода является наличие высокоэффективных технологий переработки нефтяных остатков и дистиллятных фракций мазута при давлении 6 МПа. Подобраны новые катализаторы, определены режимы работы.

При переработке 1 млн. тонн мазута в смеси с бурым углем ориентировочно может быть получено около 80 тыс. тонн газа, 280 тыс. тонн бензина, 530 тыс. тонн дизельного топлива.

Глубокая переработка мазута в смеси с бурым углем является энергоемким производством и строительство завода вблизи Смоленской АЭС представляется весьма перспективным.

Проведенные в ГНЦ РФ ФЭИ сравнительные оценки показывают, что вложения в завод по производству синтетического топлива (СЖТ) в 14 раз эффективнее, чем в производство электроэнергии (см. таблицу 1).

Проект сооружения завода по производству СЖТ был поддержан Региональным Координационным Советом по науке и научно-технической политике при губернаторе Калужской области. Проявил интерес к проекту и мэр г. Москвы Ю. М. Лужков.

В декабре 2003 года было подписано Соглашение между Российским Фондом развития высоких технологий, Институтом горючих ископаемых, ФГДУП «Тулапроект», ЗАО «Тулаинжнефтегаз», ГНЦ РФ ФЭИ, администрацией Калужской области по продвижению и реализации проекта «Производство синтетического жидкого моторного топлива», целью которого является создание акционерного общества. На 4-ом Международном Форуме «Высокие технологии XXI века» проект занял 1 место из 300 представленных на нем проектов.

Однако, строительство завода в Калужской области – важная задача, но стратегическим направлением является освоение Канско-Ачинского угольного бассейна. Тем более, что все предпосылки для этого имеются. В частности, ИГИ разработан проект завода СТ-500 на 3,5 млн. тонн моторных топлив в год. Строится 4-ый блок Белоярской АЭС с реактором БН-800. БН-800 способен обеспечить высокопотенциальным теплом и электроэнергией переработку до 10 млн. тонн углей, что позволит получить 3,5-4 млн. тонн моторного топлива.

Сооружение завода синтетического жидкого топлива (СЖТ) на сырьевой базе Канско-Ачинского угольного бассейна явится первым шагом на пути создания новой высокотехнологичной отрасли по производству моторных топлив и ценнейших продуктов углехимии.

Таблица 1. Экономическая эффективность производства синтетического жидкого топлива по сравнению с производством электроэнергии на реакторе типа БН

Http://www. rosteplo. ru/Tech_stat/stat_shablon. php? id=444

Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» по итогам первого квартала 2016 года признан лучшим в России по объемам переработки и выходу светлых нефтепродуктов. А по технологическим показателям предприятие теперь на равных соревнуется с нефтезаводами США, оставив позади европейских и японских переработчиков нефти. Все это стало возможным благодаря масштабной модернизации завода.

Важнейший вопрос развития любого нефтеперерабатывающего предприятия – увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Речь идет вот о чем. Если взять, к примеру, нефть Urals (такая марка на международной бирже присваивается российской нефти) и поэтапно нагревать до определенной температуры, то из нее можно получить примерно 20% бензина и 30% дизельного топлива – это и есть светлые нефтепродукты. Оставшиеся 50% – мазут, который мало где сейчас применяется и очень дешево ценится на рынке. Из оставшегося мазута также можно получить дополнительные объемы светлых нефтепродуктов (бензины, дизтопливо, автомасла), но для этого необходимо модернизировать производство и применять современные технологические решения.

Технологии, позволяющие увеличивать выход светлых нефтепродуктов, позволяют обеспечить и более высокую очистку, до минимума снизить содержание серы в моторном топливе. А современная нефтепереработка становится процессом практически закрытого типа, с минимальным воздействием на окружающую среду.

Общие инвестиции в развитие предприятия к тому времени составят 200 млрд рублей.

Омский НПЗ уже традиционно держит пальму первенства в отрасли, сохраняя темпы производства 2015 года, когда было переработано около 21 млн тонн нефти, а на рынок было поставлено 6,3 млн тонн дизельного топлива и 4,4 млн тонн бензина.

И только «Киришинефтеоргсинтез», дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», смогло подобраться ближе всего к омичам, переработав 18,5 млн тонн углеводородного сырья.

Согласно отчету за первый квартал 2016 года, опубликованному центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Министерства энергетики России, выход светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ уже превысил 71%, что тоже наглядно демонстрирует его лидерство в стране. Второй в этом рейтинге российский завод – «Пермнефтеоргсинтез» – достиг пока 67,4%, а следующий за ним и тоже принадлежащий «Лукойлу» «Нижегороднефтеоргсинтез» – 66,8%.

Один из самых важных показателей в отрасли – глубина переработки нефти. Он позволяет судить, насколько эффективно используется углеводородное сырье, какие технологии применяются, как организован производственный процесс на предприятии.

– Глубина переработки нефти на Омском НПЗ сейчас составляет без малого 92%. Перед нами стоит задача стать лидером не только российской, но и мировой нефтеперерабатывающей индустрии. К 2020 году мы планируем достичь 97% глубины переработки, в то время как в США этот показатель равен 94%, в Японии – 91%, а в Европе – 88%, – рассказал заместитель генерального директора Омского НПЗ по производству Александр Глазов.

Чудес не бывает. Чтобы получить такие результаты и ставить перед собой еще более амбициозные цели, потребовалось не только выйти на новый организационный уровень, но и направить колоссальные инвестиции в развитие предприятия. Во многом это стало возможным благодаря переводу ОНПЗ на процессинговую схему работы. Именно процессинг позволил приступить к масштабной модернизации завода – только в период с 2008 по 2015 год «Газпром нефть» инвестировала свыше 100 млрд рублей. Насколько эффективны были эти вложения, говорит тот факт, что завод сохранил крупнейшие в стране объемы переработки нефти, увеличил глубину и качество переработки и превратился в технологического лидера отрасли, использующего только самые передовые технологии.

Эксперты уверены, что столь масштабной модернизации могло и не быть, если бы не инвестиционная программа «Газпром нефти». Маловероятно, что в текущей сложной экономической ситуации при возросшей стоимости кредитов и постоянном изменении налоговых условий завод самостоятельно мог перестроиться и по-прежнему оставаться конкурентоспособным.

Программа модернизации Омского НПЗ – это, по сути, строительство практически нового завода, соответствующего самым современным экологическим требованиям. Реализация программы модернизации позволила за последние годы при росте переработки снизить на 36% воздействие производства на окружающую среду. Планируется и в дальнейшем сохранить динамику снижения выбросов в атмосферу при существенном приросте технологических мощностей. Цель – снижение воздействия ОНПЗ на окружающую среду на 28% к 2020 году.

–По моим данным, Омский НПЗ – лидер среди российских заводов не только по внедрению новых технологий, но и по инвестициям в экологию производства. На эти цели выделяются миллиарды рублей. Такова современная лидерская философия, – считает доцент кафедры химмотологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Леонид Багдасаров.

Кроме того, Омский НПЗ намного раньше, чем того требовали нормативы, полностью перешел на выпуск топлива экологического класса «Евро-5», которым заправляется свыше 90% омского транспорта.

– Содержание серы в бензине и дизельном топливе «Евро-5» в пять раз меньше даже по сравнению с «Евро-4». А переход автопарка на более высокий класс топлива, безусловно, положительно повлиял на состояние воздуха в Омске и в других регионах, где используют омский бензин, – обратил внимание Леонид Багдасаров.

Http://www. omskinform. ru/news/94705

В сыром виде нефть практически не используют, отправляя ее на нефтеперерабатывающие заводы. Благодаря НПЗ мы получаем бензин, дизельное топливо, смазочные масла, парафин и сотни других продуктов, без которых не мыслим своей повседневной жизни.

Нефтеперерабатывающий завод в промзоне Тюмени – единственный в регионе и Уральском федеральном округе.

Объем реализации нефтепродуктов ЗАО «Антипинский НПЗ» в 2013 году составил 69 461,3 млн рублей, увеличившись по сравнению с показателем 2012 года на 13 764 млн рублей.

Завод подключен к магистральным нефтепроводам АК «Транснефть» общей мощностью 6 млн тонн в год.

9-е место занял Антипинский НПЗ в ТОП-30 самых быстрорастущих компаний России по версии РБК в 2014 году

Завод построен с использованием импортного оборудования и состоит из двух технологических линий, производительность каждой – 2,14 млрд м3 в год.

В состав Белозерного газоперерабатывающего комплекса входят Варьеганское газоперерабатывающее производство и Бахиловская компрессорная станция.

Вынгапуровский ГПЗ перерабатывает попутный нефтяной газ с нефтяных месторождений с получением сухого отбензиненного газа и широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).

Предприятие было построено на базе одноименной компрессорной станции с расширением существующих мощностей и углублением извлечения целевых фракций. Производительность завода по приему ПНГ возросла до более чем 2,4 млрд м3 в год. Мощности по выработке ШФЛУ увеличены более чем в два раза – до 640 000 тонн в год, в том числе ШФЛУ с содержанием этана – до 221 000 тонн в год.

Дочернее общество ОАО «Газпром», мощный перерабатывающий комплекс России, в состав которого входят три предприятия, перерабатывающих углеводородное сырье.

Годовая суммарная проектная мощность активов компании по переработке – 3 млрд м3 природного газа, более 13 млн тонн нестабильного конденсата и свыше 10,0 млн тонн нефтегазоконденсатной смеси.

«Губкинский ГПЗ» – самый северный газоперерабатывающий завод на карте России.

Основной вид деятельности – переработка попутного нефтяного газа с месторождений Пуровского района ЯНАО

С пуском установки низкотемпературной конденсации (НТК-2) глубина извлечения целевых фракций из попутного нефтяного газа достигла 99%. По данному показателю «Губкинский ГПЗ» стал лидирующим предприятием в России и равным лучшим мировым аналогам.

Важная особенность производства нефтепродуктов на крупнейшем заводе в России по переработке газового конденсата – огромная доля автомобильных бензинов в структуре производства моторных топлив.

Современный завод приступил к выпуску бензина класса «Евро-4». Получено четыре сертификата и четыре декларации соответствия продукции на автомобильные неэтилированные бензины марок «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Евро-95» и «Супер Евро-98».

Свое название предприятие получило в честь великого нефтяника Виктора Ивановича Муравленко, первого руководителя Главтюменнефтегаза. Изначально завод был основан для переработки попутного газа, добываемого на нефтяных промыслах Ямала.

В 1999 году Муравленковский газоперерабатывающий завод вошел в структуру Ноябрьского ГПЗ.

В 2003 году на Муравленковском ГПЗ была запущена первая на Ямале пропано-холодильная установка, а на следующий год введен в эксплуатацию турбодетандерный агрегат.

ООО «Нижневартовский ГПК» – филиал ОАО «СибурТюменьГаз» – первое предприятие в Западной Сибири, начавшее переработку и транспортировку попутного нефтяного газа.

В комплексе функционирует два объекта – Нижневартовский газоперерабатывающий завод и Тюменская компрессорная станция.

Проектная мощность завода по переработке попутного газа составляет 6,2 млрд м3 в год.

Одно из ведущих предприятий по переработке деэтанизированного газового конденсата, является важным звеном в интегрированной производственной цепочке «НОВАТЭКа».

В 2014 году мощность Пуровского ЗПК была увеличена с 5 млн тонн до 11 млн тонн деэтанизированного газового конденсата в год, по итогам 2013-го объем переработки сырья вырос до 4,9 млн тонн.

Сырьевая база предприятия – попутный нефтяной газ с месторождений Красноленинского свода, расположенных на территории ХМАО–Югры.

«Няганьгазпереработка» не имеет аналогов в стране по величине объемов отгрузки сжиженного газа в контейнеры-цистерны.

В конце 2010 года завод вошел в состав ООО «Юграгазпереработка» – крупнейшего в России совместного предприятия по переработке газа.

Бизнес-модель ОАО «СИБУР Холдинг», газоперерабатывающей и нефтехимической компании, можно назвать уникальной: она ориентирована на интегрированную работу двух основных сегментов – топливно-сырьевого и нефтехимического.

Топливно-сырьевые продукты «СИБУР Холдинг» реализует на внутреннем и международном рынках, а также направляет в качестве сырья в нефтехимический бизнес для дальнейшей переработки в базовые полимеры, синтетические каучуки, пластики, продукцию органического синтеза, полуфабрикаты и прочие продукты нефтехимии.

По состоянию на 31 декабря 2013 года, «СИБУР» выпускал продукты на 26 производственных площадках; клиентский портфель компании включал более 1500 крупных потребителей в ТЭК, автомобилестроении, строительстве, потребительском секторе, химической и других отраслях примерно в 60 странах мира, а общая численность сотрудников превышала 26 000 человек.

Холдинг производит более 25% всех сжиженных углеводородных газов в России, от 30 до 49% разных видов синтетических каучуков, шестую часть всего российского полиэтилена.

Группа владеет и управляет самой широкой в России комплексной инфраструктурой по переработке и транспортировке ПНГ и ШФЛУ, расположенной преимущественно в Западной Сибири – крупнейшем российском нефтегазодобывающем регионе. Эта инфраструктура включает в себя семь из девяти действующих газоперерабатывающих заводов, пять компрессорных станций и три газофракционирующие установки.

«СИБУР» занимает 1-е место в России по объемам переработки ПНГ, по данным ЦДУ ТЭК, и является лидирующей компанией отечественной нефтехимической отрасли.

Http://1tmn. ru/pererabotka-uglevodorodov

Поделиться ссылкой: